Помост

Вопросы веры

Шариат

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

«Нормы Священного Корана подразделяются на следующие виды:

Скачать книгу в формате WORD (DOC)

1. Нормы, касающиеся вероубеждений, то есть нормы, относящиеся ко всему, во что обязан верить разумный член общества, достигший совершеннолетия. Сюда относится вера во Всевышнего Аллаха, вера в Его ангелов, в Его ниспосланные Писания, Его посланников, Судный День и в предопределение и судьбу.
2. Нормы, касающиеся нравственных качеств верующего, то есть нормы, относящиеся ко всем тем высоким качествам, которыми должен обладать верующий, и ко всем тем порокам, которых он должен остерегаться.

3. Нормы, касающиеся поступков людей, то есть нормы, относящиеся к словам, действиям, договорам и разного рода другим видам деятельности».

Для того чтобы понять, каким образом нормы Шари‘та, установленные Всевышним Аллахом через Своего Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, много веков назад, приемлемы и в наше время и будут таковыми до наступления Судного Дня, мы более подробно рассмотрим, что же включает в себя третий вид.

«Итак, нормы, касающиеся поступков людей, включают в себя:

А. Нормы поклонений. Таких как молитва, соблюдение поста в месяц Рамадан, закат, хадж, обет, клятва, и многие другие виды поклонения, чье отношение к Господу и регулируют эти нормы.

Б. Нормы, регулирующие взаимоотношения как между отдельными людьми так и между обществами или государствами. Сюда относятся договоры, соглашения, распоряжения, наказания, преступления и разного рода другие виды деятельности человека. В эту категорию входят следующие нормы:

1) Нормы, регулирующие отношения между членами семьи с момента ее образования. Сюда относятся отношения между мужем и женой, а также родственниками (отец, сын, дочь, брат, сестра, дядя, мать, и так далее).

2) Нормы, регулирующие финансовые отношения между людьми и соблюдения их прав. Сюда относятся такие виды деятельности как купля-продажа, аренда, залог, поручительство, создание акционерного общества, кредитование, выполнение договорных обязательств и многие другие виды деятельности человека, имеющие отношения к финансам.

3) Нормы, касающиеся преступлений и наказаний за них. Если сказать иначе, это нормы, установленные Всевышним Аллахом для сохранения жизни человека, его имущества, чести и прав. Они также регулируют взаимоотношения между преступником и потерпевшим.

4) Нормы, касающиеся разного рода мероприятий для установления баланса справедливости между людьми. Сюда относятся суд, свидетельства, принесения клятвы. То есть все процедуры, касающиеся уголовных и гражданских дел.

5) Нормы, касающиеся образа правления и его основ. Целью этих норм является определение связи между правителем (начальником, директором и т.д.) и подчиненным, а также установление прав как одного отдельного человека, так и групп, и общества в целом.

6) Нормы, касающиеся взаимоотношений исламского государства с неисламскими государствами (международное публичное право), а также взаимоотношений исламского государства с живущими на ее территории иноверцами (международное частное право). Целью этих норм является определение взаимоотношений исламского государства с неисламскими государствами в состоянии войны и мира, а также определение взаимоотношений мусульман с иноверцами, проживающими с ними в исламском государстве.

7) Нормы, касающиеся экономики и финансов. Сюда относится финансовые права людей, их обязательства в системе финансов, права государства и его обязательства, поиск и приведение в порядок источников казначейства и его расходов. Целью этих норм является регулирование финансовых взаимоотношений между богатыми и бедными, а также между государством и его гражданами. Эти нормы также регулируют общегосударственные и частные финансовые средства, такие как трофейные поступления, средства, выделяемые правителем для воинов, десятины, поземельный налог, металл, природные источники, обязательные и добровольные пожертвования верующих, денежные средства, предназначенные для исполнения обетов, займы. Сюда же относится имущество семьи, такое как расходование средств на содержание близких, наследство и завещание, а также имущество отдельных лиц, такое как прибыль с торговли, с аренды, с акционерных фирм. Также эти нормы регулируют эксплуатацию общественных предприятий и производств, финансовые санкции, такие как выделение определенного исламским правом размера имущества (денег) для того или иного проступка в виде искупления, размер и порядок компенсации за убитого и выкуп.

Некоторые из перечисленных вопросов рассматриваются Кораном подробно и детально, устанавливая при этом соответствующие для них нормы, к таким, к примеру, относится все, что касается поклонения, гражданского состояния, наследства, наказания».

Что касается поклонения, то тут все ясно, ведь актами поклонения могут служить только те, которые установлены Самим Всевышним, кому как не Ему знать, что и как нужно делать рабам, для того чтобы поклоняться Ему, соответственно это должно быть разъяснено подробно и детально. Что касается остального, то тут тоже все понятно, кому как не Всевышнему Аллаху ведомо, что больше подходит для Его творения. Зная о Своих творениях все, Он соответственно выбрал для них те нормы, соблюдение которых гарантирует им счастливую жизнь на этом свете и вознаграждение по милости Аллаха на том свете, где они обретут вечную жизнь в Раю и довольство своего Создателя. Человеческий разум не способен выработать более подходящие для человечества нормы, чем те, которые определил для них их Создатель, а посему они не подлежат поправкам и изменениям.

«Другие вопросы рассматриваются в общих чертах, упоминая при этом только общие правила и основные принципы, согласно которым устанавливаются те или иные нормы, однако при этом и в таких вопросах порой затрагиваются некоторые подробности. Смысл этого заключается в том, чтобы всегда и везде предоставлять ученым исламской уммы возможность более подробного их описания, дабы они утвердили то, что более всего подходит для соблюдения интересов членов общества и для удовлетворения их нужд, с учетам всего того, что диктует прогресс, и принимая во внимании среду проживания членов общества. Таким способом исламский закон (шари‘а) остаётся вечным и универсальным законом, пригодным для всех и везде. Например, касательно норм взаимоотношений людей между собой, Всевышний Аллах установил общий принцип, на который Он указал в аяте 29 суры «Женщины»: «О вы, которые уверовали, не пожирайте имущества друг друга несправедливо, не имея на это никакого права; но вы можете совершать между собою торговые сделки по взаимному согласию». Также Он дозволил разного рода сделки по купле и продаже, запретил ростовщичество, разрешил залог, однако при всем этом Всевышний Аллах предоставил ученым исламской уммы возможность установления подробных норм, касающихся этих и других видов сделок и договоров согласно интересам членов общества.

Касательно норм образа правления и его основ Всевышним, например, установлен следующий основной принцип, на котором зиждется исламское правление, Всевышний сказал: «…и советуйся с ними о делах» (сура «Семейство ‘Имрана», аят 129), а также: «…совещаются между собой о делах» (сура «Совет», аят 38).

Устанавливая основу взаимоотношений исламского государства с другими государствами, Всевышний Аллах сказал: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (сура «Испытуемая», аят 8).

Относительно состояния войны и мира Всевышний Аллах сказал: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (сура «Корова», аят 190).

Следует заметить, что все эти нормы основываются на одном аяте из Славного Корана, в котором Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание. Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «Пчелы», аят 90).

Подробное и детальное пояснение всех норм человеческой деятельности, упомянутых нами, предоставлено ученым исламской уммы и ее правдивым и чистосердечным правителям, которые основывают свои действия на Коране и Сунне Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир». (Шейх Вахбат аль-Зухайли )

Следует заметить, что вторым по своей значимости источником исламского права является Сунна Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.

Вкратце о Сунне

Сунной является все, что исходит от Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, будь то его поступки, слова, невысказанные одобрения, указания, намерения и отказы от чего-либо. Сюда же относится и сунна праведных правителей: Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али, — потому как Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, сказал: «Следуйте моей сунне, и сунне праведных халифов, ведóмых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками и остерегайтесь нововведений, ведь любое нововведение — это бид‘а, а всякое бид‘а — заблуждение». По этому, следование сунне праведных правителей, по сути, является следованием сунне Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, так как это повиновение его велению. При этом нужно понимать, что сунна праведных правителей не может быть противоречащей сунне Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, ибо они основывали свои действия строго на правилах и принципах, содержащихся в Коране и сунне Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.

О том, что Сунна является неотъемлемой частью Ислама, свидетельствует Коран. Всевышний сказал: «О те которые уверовали, повинуйтесь Аллаху, и повинуйтесь Посланнику и повелителям из вашей среды (правителям мусульман), Если же вы станете препираться о чем-нибудь (то есть если между вами возникнут какие то проблемы, и тяжбы, нуждающиеся в решении) то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее относительно последствий (вашего спора)» (Женщины, 59). Также Он сказал: «Тот, кто подчинился Посланнику, тот подчинился Аллаху» (Женщины, 80), «То, что вам дал Посланник, примите, а того, что он запретил, сторонитесь» (Собрание, 7). И это не единственные аяты, указывающие на необходимость соблюдения всех тех основ вероубеждения и норм Ислама, которые содержатся в чистой Сунне. Также об этом свидетельствует единогласное решение сподвижников.

Роль Сунны, если изложить вкратце, заключается в следующем:

  1. Утверждение и подкрепление того, что имеется в Коране. Возьмем, к примеру, пятикратную молитву — о необходимости ее совершения говорится в Коране, а также в Сунне, то есть Сунна как бы подтверждает и усиливает то, что пришло в Коране.
  2. Разъяснение того, что содержится в Коране. Для примера возьмем все ту же молитву, о необходимости выполнения которой сказано в Коране, без упоминания того, каким образом ее следует выполнять, о чем во всех подробностях рассказано в Сунне.
  3. 3. Утверждение нормы, не упомянутой в Коране. Для примера возьмем запрет на ношение изделий из золота и шелка для мужчин.

Сунна так же, как и Коран, в некоторых вопросах упомянула подробности и нормы к ним, а в некоторых других изложила только общие правила и принципы, предоставив возможность соответствующим ученым детально изложить нормы рассматриваемых вопросов на основе совокупности всех правил и принципов, упомянутых в Коране и Сунне.

Коран и Сунна Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, помимо указаний на нормы Ислама, содержат в себе много притчей, историй пророков, предсказаний, которые сбылись еще во временя Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, а также указаний на многие факты, связанные с географией, геологией, астрономией, астрофизикой, химией, физикой, биологией, эмбриологией, анатомией, физиологией и другими науками. Об этом и многом другом вы сможете прочитать в соответствующей литературе.

Хвала Аллаху Господу миров, Его благословение и мир лучшему из рода человеческого рабу Аллаха и Его посланнику Мухаммаду.

С уважением ваш брат Мухаммад.

Законы шариата для женщины

Нет ни одной темы, связанной с Исламом, которая настолько бы интересовала общество и настолько была опутана стереотипами, как законы шариата для женщины. О том, какова разница в правах мужчины и женщины в мусульманских странах, каковы законы шариата относительно мусульманок и на что они имеют или не имеют право по закону, задавалось немало вопросов и дано немало ответов, в том числе и относительно того, какими правами обладает мусульманка, и чем ее права отличаются от прав мужчин, насколько ущемляются и ущемляются ли они в своих правах.

Шариат предусматривает в области прав и в области обязанностей между мужчинами и женщинами значительные различия. Эта разница ярко выражена в законах о браке, разводе, какую одежду должна мусульманка носить, о юридическом статусе или образовании, законах наследования и управления.

Женщины c приходом Ислама

В доисламский период в Аравии женщины находились в незавидном положении. Историки упоминают среди прочих такие факты, как умерщвление девочек-младенцев собственными родителями, которые не могли их прокормить по причине своей бедности.

С приходом Ислама структура арабского общества значительно изменилась: гендерные роли претерпели существенное реформирование. Как свидетельствуют ученые, с приходом Ислама положение женщин в обществе существенно улучшилось. Законы Шариата предоставляли им гораздо больше прав выбрать свой путь, нежели законы в некоторых европейских странах в тот период. В качестве примера приводится то, что французский закон ограничивал женщин в правоспособности вплоть до второй половины двадцатого века. Еще один пример – необходимость по закону получения согласия женщины на «брак», которое в исламском праве считают обязательным, но не являлось таковым в ряде законов европейских стран. По Шариату брак представлял собой своего рода «договор». В Шариате также женщины наделялись правом наследования, а это право до принятия Ислама давалось только мужчинам.

Рассуждая о положении женщины в мусульманских странах, авторитетный ученый Аннемари Шиммель отмечал, что, если сравнивать ее положение в Исламе с ее положением в период до принятия Ислама, то видно, что прогресс в улучшении социального положения был огромен: на это указывается и тот факт, что мусульманка по Шариату наделялась правом управлять сама своим богатством.

Рассматривая деятельность Пророка Мухаммада ﷺ с точки зрения исторического контекста времени, в котором он жил, ученые определяют Пророка Мухаммада ﷺ как деятеля, который не только действовал в интересах мусульманских женщин, но и постарался улучшить их социальное положение, добившись предоставления им основных правовых гарантий. Как отмечает исследователь Д. Эспозито, Пророк Мухаммад ﷺ добился предоставления им привилегий и прав как в области образования и связей экономических, так и в законах о семье и браке.

Список прав и обязанностей

В Коране сказано, что мужчины для жен являются их попечителями, и именно с этим связано то преимущество, что дано Аллахом мужчинам перед женами, а также с тем, что они «расходуют из своего имущества». Мусульманская традиция требует полного подчинения жены мужу, а основную роль жены рассматривает как посвящение себя семье. Роль же мужчины-мусульманина Аллах обозначил в том, чтобы обеспечивать семью финансово. Если же жена того пожелает, то она имеет право по Шариату получить образование, и начать работать, но только в том случае, если на то даст согласие ее опекун.

Ношение закрытой одежды

С одеждой связано также множество вопросов. Коран гласит, что мусульманские женщины должны опускать взоры и оберегать свои половые органы. «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают». На основании этого отрывка из текста Корана закон Шариата выдвигает к женщине требование носить хиджаб.

Образование

Многие учебные заведения самим фактом своего основания обязаны исламским женщинам. Фатима аль-Фихри сыграла немаловажную роль при основании в 859 году университета Аль-Карауин. О том, что в мире Ислама для женщин открывались широкие возможности для образования, говорил еще в двенадцатом веке ибн Асакир, утверждая, что его современницы не просто могли учиться, но и защищать академическую степень, становиться преподавателями или учеными.

Большим вдохновением для женщин в мусульманских странах всегда являлись жены Пророка Мухаммада ﷺ: его жена Хадиджа была успешным предпринимателем, его жена Айша была известной ученой, знатоком хадисов. Мухаммад ﷺ хвалил женщин из Медины за то, что им не помешала скромность о своей вере узнать.

Были мужчины, которые относились с неодобрением к женскому образованию: к таким мусульманским мужчинам относился, Мухаммад ибн аль-Хадж. Биографический словарь из двадцати томов о мусульманских женщинах-ученых был написан аль-Шакхави в пятнадцатом веке: в этом словаре рассказываются биографические данные о 1075 мусульманках.

В России и других мусульманских странах мира в данное время открыто много женских медресе, в которых женщина может получить религиозное и религиозно-светское образование.

Финансовые обязательства

Законы Шариата предполагают наличие у мусульманки права на личное имущество. Финансовых обязательств у нее нет, она не несет финансовые обязательства по содержанию семьи, как мужчина мусульманин, поэтому и некоторых прав в области финансов у мужчины гораздо больше. Но исторически по закону право собственности всегда было у женщин в мусульманских странах.

Работа и карьера

Законы Шариата дают право мусульманке избрать свой профессиональный путь, но для этого необходимо соблюсти ряд условий: она может работать, если род ее занятий не будет требовать от нее необходимости оставаться с мужчинами наедине. Также работа ее не должна мешать ее основной обязанности – заботе о детях. Важным условием для образования и трудоустройства является то, чтобы в образовательном учреждении, где будет учиться женщина, или в спортивном центре, где она будет заниматься, а также в учреждении, где она будет работать, работали и учились преимущественно женщины.

Существуют на сегодняшний день некоторые ограничения относительно того, кем может работать женщина-юрист и в каком направлении осуществлять свою юридическую профессиональную деятельность. Ряд исламских школ не дает разрешение на то, чтобы мусульманка занимала должность судьи. А по ханафитскому фикху ей запрещается только работать в уголовном суде и вести гражданские дела. Связано это с тем, чтобы не допустить ведения ею дел, которые могут отличаться жестокостью, кровавостью, криминальных и опасных.

Женщины в своих правах в некоторых мусульманских странах до сих пор подвергаются дискриминации в своих правах в области работы и образования. Если сравнивать статистические данные, то в Пакистане экономически активными являются 16 %, а в Индонезии уже 52 % ведут активный образ жизни в этих областях. Те средства, что зарабатывает мусульманка собственным трудом, принадлежат ей и являются ее собственностью, и она может сама распоряжаться своим заработком так, как посчитает нужным. Мужчина же обязан тратить средства, заработанные им, на содержание своей семьи.

Исламский халифат позволял женщинам активно участвовать в экономической деятельности и пробовать свои силы в профессии, которых для них открывался широкий диапазон. Очень много из них работало в больницах.

Есть упоминания о высказывании ибн Рушда, который еще в двенадцатом веке говорил о том, что у мужчин и у женщин права равные и возможности одинаковые. Но половая сегрегация в некоторых мусульманских странах все-таки наблюдалась. Особенно ярко это проявлялось в общественно-производственной сфере, где профессии подразделялись на женские и мужские, а уровень занятости жен был существенно ниже, чем у мужей. С законами Ислама такая поведенческая модель была связана косвенно, поскольку для мусульманских семей характерна многодетность при запрете на прерывание беременности, что создает определенные препятствия для возможности жене строить успешно свою карьеру.

Для мусульман многодетная семья – ориентир и эталон, и в соответствие с этим мужчины и женщины планируют свою жизнь, выбирая профессию, которая не мешала бы отдавать основные силы именно семье и детям, а не карьере и работе.

Замужество и семья

Относительно принудительных браков, он не может быть действительным в соответствие с Шариатом. Мусульманка может вступить в брак только с мужчиной-мусульманином, поскольку мужчина-немусульманин может своим детям как глава семьи подавать плохой пример, ведь дети могут стать иноверцами, если отец иноверец, а мать – мусульманка, поскольку будут воспитываться по традициям иноверцев.

Но в Коране мужчинам-мусульманам позволяется брать в жены девушек, принадлежащих к «людям Писания», то есть иудеек или христианок. Это запретным не является, но с определёнными условиями.

Говоря о вопросах многоженства, мусульманским мужчинам до четырех жен иметь можно, но жена, как отмечают некоторые исламские богословы, имеет право внести в брачный контракт условие, которым запретить мужу брать себе вторую, третью и четвертую жену, если она не даст на то согласия.

Брачный контракт

О брачном контракте в мусульманских странах не только в связи с многоженством следует сказать отдельно. Мусульманский брачный контракт – это договор, который предполагает, что каждый из супругов берет на себя ряд обязательств при вступлении в брак, и несет ответственность за выполнение этих обязательств. У брачного мусульманского контракта есть ряд наиболее важных норм, а именно:

  • каждый из супругов обязан выполнять условия контракта и сохранять устойчивость супружества,
  • между обеими сторонами устанавливается наследство,
  • супруги имеют право наслаждаться друг другом,
  • независимо от контракта мужчина должен выплатить махр, то есть свадебный подарок, а также взять на себя обязанности по содержанию жены в любой форме, включая жилье, одежду, пищу и прочее,
  • жена обязана утвердить право на свое воспитание за мужем, поскольку он – глава семьи. Жена обязана во всем подчиняться мужу, кроме того, что может противоречить Шариату, быть к его дому привязанной и без разрешения мужа из дома не выходить,
  • жена не имеет права запретить мужу ею наслаждаться, если на то нет уважительной причины, такой, как месячные.

Отношение законов Шариата к семейной жизни основывается на положениях Корана, который рассматривает любовь между женщиной и мужчиной как Божественное знамение. Аллах приветствует между мужем и женой гармоничные отношения, приветствует стремление со стороны и мужа, и жены взаимно удовлетворять не только сексуальные, но и другие потребности. По исламу мужья должны проявлять к своим женам доброту, а жены обязаны быть во всем послушны своим мужьям, кроме совершения греховных поступков описываемых в Шариате. Жена-мусульманка обязана не отказывать своему мужу в половых отношениях (за исключением менструаций или болезни), а также держать в сохранности имущество и секреты мужа, не расточительствуя в его деньгах, не приводить в дом мужа тех, кого он не хочет видеть. По шариату на женщине не лежит обязанностей в зарабатывании средств к пропитанию. Аллах через Коран учит, чтобы в семейных спорах муж мусульманин и жена-мусульманка стремились к взаимному соглашению.

Относительно правовых вопросов, касающихся мусульманок, в традициях некоторых мусульманских народов существует такое понятие, как «Убийство чести». Профессор Фельдман утверждает, что в ряде ближневосточных стран такое явление все еще встречается и осуждается Исламом. Под этим понятием подразумеваются убийства тех, которые покрывают позором весь свой род. Такие убийства встречаются не только в мусульманских странах. По утверждению некоторых мусульманских ученых, такие убийства – это всего лишь часть традиции, не имеющей ничего общего с законами Ислама.

Согласно данным, опубликованным в отчете Организации защиты прав иранских и курдских женщин, на 2010 год было избито, изувечено, похищено, облито кислотой и убито 2829 молодых мусульманок в Великобритании. Преимущественно это были британки родом из Бангладеш, Пакистана и Индии. В большинстве случаев причиной таких убийств было сопротивление тем насильственным бракам, которые были заключены решением семей. Нападению подвергались те, которые заводили себе интимного друга, были изнасилованы и даже те, которые проявили смелость и первыми заговорили с мужчинами. Также такой участи подвергались те, которые проявили склонность к однополым любовным отношениям. В Великобритании для борьбы с подобным беззаконием даже создали специальное подразделение, задачей которого была борьба в такими «защитниками чести семьи».

Религиозные обязанности

В плане религиозной жизни разницы между мужчинами и женщинами в отношении к Богу в Исламе нет: за добрые поступки награда будет одинаковой, как и наказание за грехи. В ряде мусульманских стран женщины в мечеть имеют свободный доступ, но в некоторых странах – не имеют. Для посещения женщиной мечети существуют определенные правила. И если только мужчина мусульманин имеет право быть имамом, то мусульманка может стать имамом перед другими женщинами.

Реализовать себя как учитель-наставница в религиозной сфере имеют право мусульманки в большинстве мусульманских стран: им можно обучать женщин и детей на дому или работать в специальных школах, где могут учить детей чтению текстов Корана на арабском языке, а также многим простым молитвам Аллаху бытового характера. По своему статусу они приравниваются к мулле.

Законы в мусульманских странах для женщин

Мусульманские женщины в своих правах в различных исламских странах различаются незначительно, но различаются.

  • В Египте есть закон, по которому мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, поскольку будет обвинена в вероотступничестве: дети от такого брака отдаются под опеку мужчине мусульманину.
  • В Ираке на момент 2010 года не было ни одной женщины-политика. В этой стране, чтобы женщине получить паспорт, ей было необходимо разрешения мужчины-родственника.
  • В Саудовской Аравии до недавнего времени женщина не имела права водить автомобиль, а также не имеет права выйти замуж без получения разрешения на то мужчины-родственника, получить образование, а также лечиться или путешествовать. В этом государстве только в 2012 году мусульманки получили право работать на так называемых «женских» работах.
  • В Йемене нет ограничения по возрасту для вступления в брак: в этом государстве примерно четвертая часть всех девушек выходит замуж еще до пятнадцати лет. А в Судане ограничение брачного возраста составляет десять лет.
  • В Ливане законодательство позволяет женщинам проявить себя в политике: первая женщина-политик появилась там в 2004 году. Если мусульманка выходит замуж за иностранца, то ее дети не получат гражданства этой страны. В Палестине женщинам участвовать в голосовании был разрешено только в 1996 году.
  • Бахрейн предоставил женщинам своей страны политические права только в 2002 году. На суде слова свидетельницы, учитываются в два раза меньше, чем показания мужчины-свидетеля. Законодательство Мавритании предусматривает, что если кто-то повторно выходит замуж, то она может утратить над детьми от первого брака право опеки.
  • Объединенные Арабские Эмираты дали законное право своим женщинам стать судьей только в 2008 году. В этом государстве мусульманка не может выходить замуж за иноверцев, а та, которая родит вне брака, может быть депортирована из страны. В этом государстве работают всего 14 % женщин.
  • В Алжире уголовное наказание за сексуальное домогательство было введено только в 2012 году, и не преследуется изнасилование в браке.
  • В Тунисе мусульманкам разрешено совершать аборты, а с 2002 года вышедшие замуж за иностранцев, могут оформлять гражданство своим супругам, а также детям, родившимся от этого брака.
  • В Катаре мусульманка может получить права, только имея на это согласие своего мужа. В Иордании мусульманки по закону могут получать паспорта без согласия на то их мужей только с 2003 года. В этом государстве им принадлежит только 17 % имущества. Избирательные права были даны в Кувейте только с 2005 года.
  • В государстве Оман в государственном парламенте у женщин — 1,2 % мест, а наследовать имущество они имеют права только меньше в два раза, чем мужчины. В этой стране мужчина имеет законное право развестись по желанию, а жена может развестись только по одной из восьми причин, представленных в официальном списке. Всего 29 % женщин Омана работают.

Среди мусульманок немало таких, которые добились высот в профессии, политической и общественной деятельности, а также, чьи имена вошли в историю, как имена самых значительных и влиятельных личностей своего времени. К ним относятся жена фараона Асия, которая воспитала Пророка Мусу, царица Савская Балькис, жены Пророка Мухаммада ﷺ Хадиджа, принявшая от своего мужа Ислам первой из всех людей, Аиша, а также дочь Пророка Мухаммада ﷺ Фатима Захра, которую называют «предводительницей женщин Рая» и многие другие. Сумели сказать свое слово в политике такие персоны, как правительницы Йемена Сулайхиды Малика Асма и Малика Арва, премьер-министр Индонезии Мегавати Сукарнопутри, премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, Тансу Чиллер, глава правительства Турции, и Шейх Хасина и Халеда Зиа – политические деятели Бангладеша.

Возможно вам будет интересно почитать:

Делают ли женщинам-мусульманкам обрезание и зачем?

Согласно социологическим исследованиям, около 13-ти процентов населения нашей планеты является атеистами, а еще 23 процента — неверующими. По случаю Международного дня прав человека был опубликован «The Freethought Report 2013» или рапорт о свободомыслии, из которого следует, что в 13 странах мира атеизм, вероотступничество и богохульство карается смертной казнью. Узнайте из нашей статьи о 13 странах, в которые лучше не ездить атеистам.

13 ФОТО

1. Мальдивские острова.

Это мусульманская страна, конституция которой признает только одну религию — ислам, и запрещает свободу вероисповедания и убеждений. То есть каждый гражданин страны должен быть мусульманином. Конституция не запрещает дискриминацию по религиозному признаку. Более того, исключает религию из списка атрибутов, за которые люди не должны подвергаться дискриминации. Отступничество от веры или смена религии карается смертной казнью, а за богохульство можно попасть в тюрьму. Последняя казнь состоялась в 1953 году.

Полезно знать, что в страну абсолютно запрещено ввозить какие-либо религиозные символы связанные с другими религиями — их просто конфискуют на границе. (Фото: Rom/flikr.com).

2. Саудовская Аравия.

В Саудовской Аравии нет свободы религии и убеждений. За богохульство или вероотступничество грозит смерть. Религиозная полиция — mutawwa — строго следит за соблюдением законов шариата. Поводом для ареста может послужить одежда, которая покажется им неприличной, потребление алкоголя, пребывание в машине или в общественном месте мужчины с женщиной, которая не является его женой или родственницей — такие преступления наказываются поркой. Особенно нетерпима полиция к религиозным меньшинствам и атеистам. Существует запрет на религиозные обряды и символы любой другой религии, кроме ислама. Не мусульмане не могут посещать мечети.

На фото: Мекка. (Фото: Fadhlur Rahman/flikr.com).

3. Афганистан.

Ислам — это государственная религия Афганистана. А в конституции можно найти запись, в соответствии с которой ни один закон не может противоречить Корану. Закон в этой стране ограничивает свободу вероисповедания и убеждений и за этим очень строго следят. Шариат дает властям право наказать за отступничество и богохульство смертной казнью через повешение. Немусульманское меньшинство в этой стране — это только 1 процент населения, которое постоянно подвергается преследованиям по религиозным мотивам. Любая религиозная деятельность кроме исламской категорически запрещена. А за перевозку, хранение и потребление наркотиков, алкоголя или свинины грозит длительное тюремное заключение. На фото: Кабул. (Фото: PJ Tavera Photography/flikr.com).

4. Сомали.

В Сомали твердо укоренился шариат, который ограничивает свободу вероисповедания в этой стране. В 2012 году была принята временная конституция, которая позволяет некоторые свободы, но лишь формально. На практике ничего не изменилось, и ислам остается единственной законной религией в стране. За отступничество, богохульство против ислама и любые призывы к свободе вероисповедания грозит смертная казнь.

Полезно знать: Сомали — это одна из самых опасных стран в мире. Большинство государств не рекомендует своим гражданам ездить по каким-либо причинам в эту страну. На фото: руины одного из самых роскошных отелей в Могадишо — столице Сомали. (Фото: Albany Associates/flikr.com).

5. Иран.

В Исламской Республике Иран понятие свободы вероисповедания вообще не существует. Свобода слова и собраний строго запрещены. Поэтому за вероотступничество, смену религии и богохульство против ислама грозит смерть. Приговоры приводятся в исполнение без промедления, здесь это рутина. На фото: Шираз в Иране. (Фото: ali reza/flikr.com).

6. Пакистан.

В Пакистане конституция и другие законы ограничивают всякие религиозные свободы и строго следят за их соблюдением. Очень подробно расписан закон о богохульстве — все слова и действия, которые направлены против ислама, могут быть наказаны смертью. Очень часто приговоры здесь выдаются на основании ложных обвинений, а возможности оправдаться — минимальны. При получении паспорта необходимо обязательно указать свою религию, вариант «нет» не предусмотрен. На фото: Pakistan Monument в Исламабаде. (Фото: Abeer J. Chaudhri/flikr.com).

7. Йемен.

В Йемене государственная религия — это ислам. Все живут по законам шариата. Отступничество и смена религии карается смертной казнью. Перед вынесением окончательного приговора предусмотрен переходный период, во время которого осужденному дают три шанса, чтобы он вернуться к Аллаху и избежал смерти. (Фото: Photo RNW.org/flikr.com)..

8. Нигерия.

Нигерийская конституция и другие законы гарантируют некоторые свободы, однако на самом деле эти гарантии не соблюдаются. Между мусульманами и последователями других религий, особенно христиан, продолжается постоянная война. За отступничество и богохульство против ислама грозит смертная казнь. На фото: столица Абуджа. (Фото: pjotter05/flikr.com).

9. Малайзия.

Конституция Малайзии гарантирует свободу вероисповедания и свободу слова, но некоторые другие законы их ограничивают. Каждый гражданин Малайзии старше двенадцати лет должны иметь при себе удостоверение личности, в котором обязательно указывается его вероисповедание. Отступничество в соответствии с законом карается смертной казнью, а за богохульство против догматов ислама грозит тюрьма.

Полезно знать: за контрабанду наркотиков также грозит смертная казнь. На фото: Куала Лумпур. (Фото: Trey Ratcliff/flikr.com).

10. Катар.

В Катаре ислам является государственной религией, а главным законом — шариат. Кроме ислама, христианства и иудаизма, никакие другие религии не допускаются. Смена веры на иную, чем ранее перечисленные, считается отступничеством, за которое предусмотрена смертная казнь. За богохульство можно сесть в тюрьму на семь лет. На фото: Doha. (Фото: Jimmy Baikovicius/flikr.com).

11. Судан.

Конституция и другие законы Судана допускают небольшие религиозные свободы, однако строго запрещают отступничество, богохульство и браки с неверными. За отказ от ислама грозит смертная казнь. Последняя казнь состоялась в 2013 году. Мусульманин может жениться на христианке или иудейке, но женщина может выйти замуж только за мусульманина. На фото: регион Абьея в Судане. (Фото: United Nations Photo/flikr.com).

12. Мавритания.

В Мавритании конституция и другие законы ограничивают религиозные свободы. Это мусульманская страна, в которой ислам является единственной религией граждан. В соответствии с этими положениями, ни один человек другой веры не может иметь гражданство Мавритании, даже граждане страны, которые сменили веру или являются атеистами. У каждого неверного есть три дня с момента отказа от веры, чтобы изменить свое решение, иначе ему грозит смертная казнь и конфискация имущества. Все правовые нормы Мавритании основаны на законах шариата. На фото: столица Мавритании — Нуакшот. (Фото: Tälib/flikr.com).

Шариат и его место в исламе

Шариат является основным сводом правил, норм и воззрений, регулирующим жизнедеятельность мусульман. В переводе с арабского понятие «шариат» означает «верный путь».

Шариат, как уже было сказано, представляет из себя свод законов, которым верующие руководствуются в повседневной жизни. Эта категория включает в себя как божественные откровения, так и мнение авторитетных по данному вопросу лиц. Однако ряд норм и правил имеет некоторые расхождения, так как в исламе существует множество различных течений и направлений, трактующих те или иные божественные откровения и хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.), опираясь на мнение собственных авторитетных богословов.

Шариат как свод определенных норм и правил опирается на ряд источников, из которых исламское вероучение и черпает те или иные предписания по определенным вопросам.

Основные источники Шариата

1. Священный Коран

Базовым источником Шариата служит Священное Писание, которое является наставлением Всевышнего. Установления Корана, будучи божественным откровением, обладают высшей юридической силой в исламском праве и являются неоспариваемыми. Следование Корану есть прямая обязанность для всех мусульман. В случае, если в Откровении имеется чёткий ответ по тому или иному вопросу, то руководствоваться следует исключительно Книгой Аллаха, не прибегая к другим источникам.

2. Сунна

Она служит вторым источником шариата. В исламском праве сунной именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), то есть его высказывания по тем или иным вопросам, его действия, нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам. В случаях, когда в Коране отсутствует прямой ответ на поставленный вопрос либо необходим комментарий к тому или иному аяту, то, как правило, богословы обращаются к сунне. Сунна тесно взаимосвязана со Священным Писанием, в связи с чем следование сунне также является необходимым для верующих.

3. Иджма

Следующим источником в большинстве течений ислама является иджма – единогласное мнение авторитетных ученых по тому или иному вопросу. Традиция иджмы восходит еще ко временам правления праведных халифов, так как каждый из правителей советовался с другими сподвижниками Пророка (с.г.в.) по тем или иным вопросам. Следует отметить, что в различных правовых школах подходы к иджме несколько отличны, так как в каждом течении присутствует свои требования к тем лицам, которые могут принимать такие решения. Например, богословы маликитского и ханбалитского суннитских мазхабов признают иджму исключительно муджтахидов Медины, учёные-ханафиты уверены, что иджма может быть принята любыми высококвалифицированными богословами, а шииты считают, что иджма принимается исключительно потомками Пророка (с.г.в.). Однако в любом случае она не должна противоречить Священному Корану и сунне, так как в противном случае она не будет иметь юридической силы.

4. Кияс

Этим термином называют суждение по аналогии, то есть извлечение логических выводов из какого-либо установления по конкретному вопросу. Следует отметить, что не все богословы признают кияс авторитетным источником Шариата. Примером кияса может служить запрет на употребление спиртных напитков (за исключением вина, употребление которого запрещено Священным Кораном). Так, запрет на алкогольные напитки, которые появились позже вина – виски, водка, коньяк и т.п., был установлен по аналогии с вином.

Остальные источники Шариата, которые играют второстепенную роль, различны в зависимости от мусульманской правовой школы.

Категории Шариата

Регулируя все сферы жизни общества, Шариат указывают на дозволенность или запретность тех или иных действий, а также регулирует вопросы награды и наказания за их совершение. В связи с чем все деяния, согласно Шариату, подразделяются на 6 основных категорий:

1. Обязательные (фард)

К первой категории относятся те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За их совершение человек получает большую награду, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами таких действий могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.

2. Необходимые (ваджиб)

Вторая категория включает в себя действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех. Подходы различных правовых школ к отнесению определенных деяний к данной категории несколько различны. Например, в ханафитском мазхабе сюда относят витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы рассматривают данную молитву как суннат.

3. Желательные (суннат)

Сюда относят желательные действия, за совершение которых верующие получают награду, а оставление таких действий не является греховным (но всё же время порицаемым в некоторых случаях). Примерами таких действий могут служить обряд совершения имянаречения для новорождённого, а также совершение таравих-намаза в месяц Рамазан.

4. Дозволенные (мубах)

Действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, составляют четвёртую категорию. За их совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. Например, приём пищи, прогулки по улице, сон.

5. Нежелательные (макрух)

К этой категории относятся действия, совершение которых нежелательно, но не запрещено. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. За отказ от таких деяний верующему полагается награда. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения. Ряд мусульманских ученых относят к макруху и курение.

6. Запретные (харам)

Заключительную группу составляют деяния, совершение которых запрещено исламским вероучением. За них человеку записывается большой грех, а за их оставление рабы Аллаха могут рассчитывать на Его награду. К примеру, прелюбодеяние, расточительство, употребление спиртного.

В целом, основной функцией Шариата является ведение людей по истинному пути. Каждый мусульманин, который стремится получить довольство Всевышнего, должен придерживаться его предписаний. В этой связи переоценить роль Шариата трудно, так как он служит своего рода путеводителем в Рай для каждого верующего.

Шариат – это Закон, данный людям Богом. В арабском языке слово «шариат» означает «правильный путь».

Посланники Аллаха приносят новые законы для людей. Закон, с которым ниспосылаются пророки, – это нормы поведения, которые Бог предписал людям.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, – это последний пророк. Он был послан ко всему человечеству, и Закон, с которым пришел наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, – последний Закон. Этот Закон мусульмане называют Шариатом (и пишут с заглавной буквы).

Некоторые законы были даны конкретным народам и не касались других. Но Шариат Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, универсален: он предназначен для всего человечества, для всех народов и будет актуален до Судного дня.

В Шариате содержатся решения для всевозможных жизненных ситуаций, он охватывает все стороны жизни. Шариат описывает, как выполнять религиозные предписания: как молиться, как соблюдать пост, как совершать паломничество. Регламентируя общественную жизнь, Шариат отвечает, как наказывать убийцу или вора, каких животных можно разводить, а каких – нет, как вести торговлю. Шариат структурирует личную жизнь: какими должны быть отношения жены и мужа, как воспитывать детей, каким должен быть идеальный распорядок дня. Шариат очерчивает нравственные нормы: быть жадным – дурно, помогать соседу – хорошо, злословие – плохо, скромность вознаграждается. Шариат указывает, как решать многие бытовые проблемы: как смывать с себя грязь, как принимать пищу, какую одежду носить. Это путеводная звезда мусульманина. Каждый свой поступок необходимо взвешивать на весах Шариата.

Любое действие, с точки зрения Шариата, может быть оценено как:

• Обязательное (фард). Это значит, что совершение действия вознаграждается, а отказ от него – грех. К примеру, женщина обязана скрывать все, кроме лица и кистей рук, при посторонних мужчинах.

• Близкое к обязательному (ваджиб).

• Желательное (сунна). Это значит, что совершение действия вознаграждается, но в отказе от него нет греха. Например, желательно чистить зубы при помощи веточки дерева арак (мисвак).

• Дозволенное (мубах). Это значит, что совершение действия не вознаграждается, но и в отказе от него нет греха. Например, лежать и сидеть дозволено.

• Нежелательное (макрух). Это значит, что за совершение действия греха не будет, зато за отказ от него будет вознаграждение. Например, разговаривать в туалете нежелательно. Часть ученых выделяет нежелательное, близкое к разрешенному, и нежелательное, близкое к запрещенному. Согласно такому разделению, первое – не грех, второе – грех.

• Запретное (харам). Это значит, что совершение действия – грех (и за него ожидается наказание, если Всевышний не простит Своего раба), а отказ от него вознаграждается. Например, прелюбодеяние запрещено.

Таким образом, каждое наше действие относится к одной из этих категорий. Следует не совершать запретное, воздерживаться от нежелательного, стараться совершать желательное и непременно соблюдать обязательное.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх