Помост

Вопросы веры

Сказочная цифра 8

Математика. 1 класс.»Сказочные числа» (в рамках Декада начальных классов).

Математика 1 класс «Сказочные числа»

План-конспект.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, дорогие первоклассники.

Сегодня в школе День математики — умный и весёлый урок МАТЕМАТИКИ. Этот год объявлен годом ЛИТЕРАТУРЫ и чтобы вам не было скучно и трудно я приглашаю вас в Сказку.

Вспомните замечательную мультипликационную сказку «Вовка в тридевятом царстве»

( Слайд № 2)

Сказочный герой не очень любил учиться. Ему хотелось, чтобы за него принимали решения. Выполняли задания. Кто-то из вас помнит, чем закончилась эта история.

(слайд № 3)

Мне помогут сегодня сказки и сказочные персонажи. Мы с вами поговорим о Сказочных Числах. Урок непростой. Вы сможете показать свои знания в математике, и узнаем, кто лучше всех из вас знает Сказки.

Но сначала прошу вас вспомнить еще двух героев сказочной литературы, которые поначалу тоже не хотели учиться.

(слайд 4)

  1. Загадки о сказочных литературных героях.

? Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник

Любимец взрослых и детей

Смельчак, и выдумщик затей

Проказник, весельчак и плут.

Скажите как его зовут?.. Буратино (А.Толстой) Золотой ключик, или Приключения Буратино»

? В шляпе синенькой мальчишка-

Из известной детской книжки

Он глупышка и зазнайка.

А зовут его…Незнайка (Н.Носов Приключения Незнайки)

(за ответы ребята получают фишки)

Учитель: Молодцы. Я думаю, что мы с вами сегодня докажем этим героям, что читать сказки не только интересно но и полезно.

(слайд № 5)

  1. «Загадки о цифрах».

Слушайте внимательно и отгадывайте.

(ученики зачитывают загадки, за правильный ответ первоклассники

получают фишки)

  • Лебедь плавает в тетрадке,

Значит что-то не в порядке.

Если ты совсем Незнайка,

Цифру эту получай-ка… (ДВОЙКА)

  • Если ДВА перевернуть

И внимательно взглянуть,

Так и сяк взглянуть опять,

То получим цифру… (ПЯТЬ)

  • С хитрым носиком сестрица

Счёт откроет… (ЕДИНИЦА)

  • Цифру эту угадай-ка!

Она большая зазнавай-ка.

Единицу сложишь с двойкой,

И получишь цифру… (ТРОЙКА)

  • Если навесной замок

Вверх поднимет хоботок,

То тогда увидим здесь

Не замок, а цифру … (ШЕСТЬ)

  • Цифра шесть перевернулась,

Новой цифрой обернулась!.. (ДЕВЯТЬ)

  • На косу она похожа,

Но косить траву не может —

Не наточена совсем

И не косит цифра… (СЕМЬ)

  • Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою … (ЧЕТЫРЕ)

  • Эта циферка с секретом.

И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва,

Где в ней ноги, голова… (ВОСЕМЬ)

  • Он похож на колобок,

Он пузат и круглобок.

На него похожа Кошка,

Если сложится в клубок… (НОЛЬ)

(слайд № 6)

Учитель: И с эти заданием справились первоклассники. Молодцы. А мы с вами продолжаем сказочную математику.

  1. «Назовите сказки».

Учитель: Вспомните и назовите сказки, в названии которых есть числа.

(слайд № 7)

  • Маша и ТРИ медведя.

(слайд № 8)

  • Волк и СЕМЕРО козлят.

(слайд № 9)

  • ТРИ поросенка.

(слайд № 10)

  • Сказка о мертвой царевне и СЕМИ богатырях.

(слайд № 11)

  • 38 попугаев*.

(слайд № 12)

  • СЕМЬ подземных королей*.

(слайд № 13)

  • 12 месяцев*.

(слайд № 14)

  1. «Сказочный математик»

Учитель: Вспомните сказки и ответьте на вопросы викторины.

  1. Русская народная сказка «Репка».

Сколько персонажей тянули репку?

(6: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

  1. Русская народная сказка «Курочка Ряба».

Сколько золотых яичек снесла курочка?

  • Русская народная сказка. «Колобок» .

Со сколькими героями встретился Колобок по дороге?

(4: Заяц, Волк, Медведь, Лиса)

  1. В. Катаев «Цветик-семицветик».

Сколько желаний мог исполнить волшебный цветок

  1. Сказка А. С. Пушкин Сказка о царе Салтане …

Сколько девиц пряли пряжу под окном.

(3 девицы).

  1. Сказка П. Ершов «Конек-Горбунок».

Сколько горбов было у сказочного конька?

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка».

Сколько нерадивых сестер было у Крошечки — Хаврошечки?

(Три: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка)

  1. Загадки с числами.
    • В лесу на одной ножке выросла лепешка (гриб).
  2. Два кольца, два конца, посередине – гвоздик (ножницы).

Ø Вот стоит на улице, в длинном сапоге, чудище трехглазое на одной ноге. Запылал у чудища изумрудный глаз – значит, можно улицу перейти сейчас (светофор).

Ø Ёжик вырос в десять раз, получился … (дикобраз).

10. Выражение, часто встречающееся в русских народных сказках в значении: далеко, в неведомой дали. Тридевять – двадцать семь в старинном счете по девяткам; тридесять – тридцать.

( В конце мероприятия первоклассники получают раскраски с примерами (на картинках герои русских народных и авторских сказок). Выбираются победители Викторины и Веселых раскрасок)

Обобщение знаний по математике с помощью «сказочных цифр»

Одна из задач внеклассных занятий по математике — углубление и обобщение тех знаний, которые предусмотрены программой. Для реализации этой задачи можно использовать различные методы, средства и приемы. Одним из таких приемов является занимательность учебного материала.

В данной статье занимательность материала обеспечивается, тем, что учащиеся попадают в сказочную школу, в которой все правила математики такие же, как в обычной школе, но только иначе пишутся цифры.

Эти цифры представляют собой любые несложные по начертанию знаки. Например, такие:

Сказочные цифры

По ходу работы их значения будут произвольно меняться, т.е. один и тот же знак в одном задании может обозначать число 4, а в другом — 7 (ведь это же игра). И произвольность, и условность обозначения цифры имеют важное значение для формирования у учащихся элементов отвлеченного мышления, логически правильных рассуждений и вместе с тем повышения осознанности и обобщенности приобретенных детьми знаний.

Ввести «сказочные числа» можно следующим образом.

Учащимся объявляется, что они отправляются в сказочную школу. В этой школе на уроке математики они видят такую запись:

Учитель предлагает детям догадаться, какое из трех записанных чисел самое большое. Ответ легко дают первоклассники. Учитель радостно подчеркивает, что, хотя числа и неизвестны, дети все же сумели о них кое-что сказать, и для закрепления успеха дает аналогичное задание относительно вычитания.

Итак, условные числа введены. В дальнейшем они часто будут использовать вперемежку с нашими арабскими числами, об этом учитель и сообщает детям. За выполнением задания должно следовать обсуждение решений. Чтобы побудить учащихся давать развернутые объяснения, можно ввести сказочные персонажи (например, ослика Иа или Пятачка), которые часто ошибаются и которым надо растолковывать, а чем состоит их ошибка.

Среди предлагаемых заданий будут встречаться нерешаемые, но которые особенно важны для формирования способности к анализу. В этих случаях оказывает хорошую помощь еще один литературный персонаж – озорник и хитрец Буратино, ставящий ребятам ловушки, которые нужно обнаружить, чтобы не попасться в них. Ко всему этому можно добавить элемент чисто внешней привлекательности.

Так участники занятий получают сказочные дневники (красочные открытки), в которые они наклеивают сказочные отметки – разные геометрические фигуры, вырезанные из красивой, например, бархатной бумаги разных оттенков оранжевого, красного и вишневого цвета. В конце занятий учитель раздает их, поясняя: «Тебе поставлен знак трудолюбия, тебе знак догадливости, тебе знак аккуратности». Важно, чтобы каждый ученик, и особенно тот, который на уроках получает мало похвал, мог украсить свой дневник двумя – тремя яркими знаками.

Отбор конкретных заданий для компоновки конкретного занятия учитель должен сам, учитывая уровень знаний и развития личности своих учащихся.
Затем, сказочные числа я заменяю буквами.

Свойство числового ряда. При освоении числового ряда первоклассники получают представление о его упорядоченности и о том, что соседние числа в ряду различаются на единицу. На этой основе строятся первые вычисления: 4+1=? Ученик 1 класса, выполняя вычисление, должен, примерно, рассуждать так: «Если мы к 4 + 1, значит, должны получить следующее число. Следующее за 4 число — 5, значит, 4+1=5.

Однако услышать такое объяснение от первоклассника почти невозможно. Одна из причин этого заключается в том, что он уже хорошо знает конкретные результаты соответствующих случаев вычислений, и поэтому обращение к числовому ряду, которое требует учитель, у него носит формальный характер.

Предлагаемые задания помогут учащимся осознать смысл обращения к числовому ряду и его важнейшие свойства. Учащиеся говорят, а учитель записывает на доске часть числового ряда от 4 до 8 и от 3 до 9. Это подготовка к работе с частью сказочного числового ряда. Далее учитель записывает 6 знаков, например, В, С, Б, Т, Н, и предупреждает, что эти числа написаны по порядку, так же как только, что были записаны наши числа, причем самое первое число – это не 1, т.к. часть числового ряда взята не с самого начала.

Зная это, требуется определить:

Продолжается работа с тем же отрезком числового ряда. Предлагаю решить примеры, составленные Буратиной. Напоминаю, что Буратино ставит для детей хитрые ловушки, т.е. дает такие задания, ответ к которым не всегда можно найти, и предлагает догадаться, какие же примеры составил Буратино:

С+1=(Р)
Б-1=(Р)
Р+2=(Т)
Н-2=(Б)
Н+1=
В-1=
С-2=

В последних примерах ответа дать нельзя, т.к. в ряду отсутствуют нужные числа.

Вставь пропущенные числа:
С+*=Р
Б-*=Р
Т-*=Р

Вставь пропущенные знаки и числа:
Р**=В
Р**=Б

Дано одно число и оставлены места для других чисел части нового отрезка числового ряда. нужно, рассмотрев примеры, вписать в ряд встречающие в них сказочные числа:

…К… …Б…
К-1=С Н+1=Б
К+ 2=Е Р-2=Б
Е-1=Н Г+1=Р

В этом случае пример начинается с искомого числа, а заканчивается заданным и, таким образом, от учащихся требуется при знаке «+» двигаться по ряду влево, а при знаке «-» — вправо.

Итак, условные обозначения чисел могут использоваться как средство повышения интереса на уроке, как средство обобщения и контроля за качеством знаний, за осознанностью их условий.

По сути дела, условные знаки — это абстрактная символика. В данном случае предлагается строить задания с условными знаками так и в такой момент обучения, чтобы они выступали не особым знанием, умением, которому надо специально учить, а лишь средством качественного овладения теми конкретными знаниями и умениями, которые предусмотрены программой.

Картотека «Число и цифра 3»

Симонова Ирина Вениаминовна
Картотека «Число и цифра 3»

СТИХОТВОРЕНИЕ.

А за двойкой — посмотри!

Выступает цифра три.

Тройка третий из значков.

Состоит из двух крючков.

СКАЗКА.

С кем дружит цифра 3?

Жил-был веселый Светофор.Он стоял на перекрестке и мигал тремя огоньками: зеленым, желтым и красным. Но однажды все три огонька потухли.

Что тут началось! Машины не могли проехать, потому что ехали все сразу. Пешеходы не могли перейти улицу, потому что боялись попасть под машины.

К счастью, в толпе пешеходов была маленькая девочка. Она знала, что светофор дружит с цифрой 3,и скорее ей позвонила:

– Алло, ваш друг светофор заболел, и ему срочно нужна помощь!

Цифра 3 тут же прибежала и принесла ему три вкусных треугольных печенья. Она угостила светофор печеньем, и он сразу загорелся.

Оказывается, светофор очень проголодался, и поэтому не мог больше работать.

С тех пор цифра 3 каждый день приходит в гости к светофору. Когда светофор показывает машинам своим красным глазком, и движение останавливается, цифра 3 кормит его тремя треугольными печеньями.

ЧИСЛО 3 В ЗАГАДКАХ.

1. Возле леса на опушке

ТРОЕ их живет в избушке.

Там ТРИ стула и ТРИ кружки

ТРИ кровати, ТРИ подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

(Машенька и три медведя).

2. ТРОЕ одним лугом пашут

(пальцы пишут).

3. У него глаза цветные,

Не глаза, а ТРИ огня

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня

(светофор).

ЧИСЛО 3 В ПОСЛОВИЦАХ.

Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени — только три дня.

Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года

ВОПРОСЫ С ХИТРИНКОЙ.

Шли по дорожке три кошки,

Две впереди, две позади,

Одна позади, две впереди

Сколько было кошек?

Каких месяцев больше – зимних или летних?

Викторина » Математика в гостях у сказки» классный час (2, 3, 4 класс) на тему

Викторина: » Математика в гостях у сказки»

( для учащихся 2-4 классов)

Цель: обобщить знания учащихся о прочитанных сказках привить любовь к чтению, любовь к сказкам и математике.

Оборудование: тексты сказки: «Сивка – бурка», карточки с вопросами.

Ход мероприятия.

Учитель: Ребята, вы любите сказки? А математику? Сегодня у нас необычный урок математики. Математика — это вовсе не скучные огромные непонятные формулы, а увлекательный мир чисел. Это отличная возможность для тренировки мышления и памяти. И сегодня на уроке математики мы с вами отправляемся в волшебный мир сказки.

Сказка — это чудо! Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. Сказки сочиняли и сочиняют народы и писатели всех стран. Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы еще раз вспомним любимые ваши сказки и немного посчитаем.

В путешествии сегодня у нас принимают участие … команд. За каждый правильный ответ команда будет получать один балл. Какая команда наберёт больше баллов, та и станет победителем.

1) Задание: «Магические числа».

Учитель: В незапамятные времена, научившись считать, люди познали – число. Они поняли, что числа сопровождают человека от самого рождения и до его смерти. Вглядываясь в сочетания чисел, они с изумлением увидели, что числа имеют какую-то самостоятельную, удивительную и полную тайны жизнь; такие числа они назвали – магическими.

С такими числами сталкивались вы все. Это числа; 3, 7, 12. Эти числа очень часто встречаются в сказках, легендах, пословицах и поговорках, в календарях и на циферблатах: Святая Троица, три желания, семь дней недели, семеро козлят, 12 месяцев и часов,

Вспомните и запишите названия сказок, в которых есть эти числа. (За каждую сказку даётся -1 балл, время выполнения задания – 3 минуты)

Варианты ответов:

Цветик-семицветик.
Маша и 3 медведя.
12 Месяцев.
Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях.
3 поросенка.
Волк и 7-ро козлят.
7 Симеонов.
3 орешка для золушки.
3 толстяка.
Дровосек и его 3 дочки.
Чёрт с 3 -мя золотыми волосками.
Принц за 7 -ю морями.
3 калача и одна баранка.
Белоснежка и 7 гномов.
3 брата- 3 Ивана. 3 апельсина. 3 брата. 3 счастливца. 7 храбрецов.

2) Задание: » Число 3″.

Тройка — первое в магическом ряду число. Время и пространство принято делить на три: на прошлое, настоящие и будущее, пространство — на длину, ширину и высоту. Тройку любят многие народы, а русские особенно, именно поэтому так часто это число встречается в русских народных сказках.

-На столе у вас лежит текст русской народной сказки «Сивка- Бурка». Посчитайте, сколько раз число «3» встречается в этой сказке. ( Время выполнения – 5 минут. За каждое найденное число «3» команде присуждается – 1 балл.)

Ответ: 7 раз

«Жил-был старик, и было у него три сына.
На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.
«…свистни три раза молодецким посвистом… я тут и буду».
Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.
Не допрыгнул до царевны три бревна.
С третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.
«Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.

3) Задание. Числа в сказках А.С Пушкина.

Учитель: А сейчас мы с вами отправляемся в страну сказок замечательного писателя и поэта А.С.Пушкина? Задание у нас сегодня не простое, а сказочно- математическое. В его замечательных сказках очень много чисел и вам сейчас их придётся вспомнить. За правильный ответ, каждая команда получит — 1 балл. ( Время выполнения – 5 минут)

1. Сколько городов давали в приданое царевне? ( 7) 2.Сколько теремов давали в приданое царевне?( 140) 3.Сколько раз злая царица спрашивала зеркальце о своей красоте? (3) 4.Сколько братьев – богатырей было у царевны – лебедь? (30) 5.Сколько раз князь Гвидон летал к отцу? (3) 6.Сколько раз приплывали заморские гости к острову князя Гвидона «в царство славного Салтана»? (4) 7. Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына) 8. Сколько лет жил старик со старухой в своей землянке «у самого синего моря»(33) 9. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (3).
10. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка? (4) 11. Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба , дворянство, царица, владычица морская)
12. Сколько раз Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал? (3) 13. Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)
14. Сколько было богатырей в сказке о мертвой царевне? (7 богатырей)
15. Сколько девиц сидело вечером под окном (3 девицы)

4) Задание: «Числа в сказках зарубежных писателей».

Учитель: Числа встречаются в сказках не только русских писателей, но и зарубежных. И сейчас, за 5 минут, вы должны будете вспомнить сказки зарубежных писателей и ответить на 12 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает -1 балл.

1.Сколько братьев было у главной героини сказки «Дикие лебеди»?(11)

2.Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (3)

3.Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (сказка «Спящая красавица»)( 16)

4.Сколько лет длился сон спящей красавицы?(100)

7.Сколько оловянных солдатиков было в коробке? (сказка » Стойкий оловянный солдатик») (25)

8.Сколько дочерей было у овдовевшего Морского царя из сказки «Русалочка»? (6)

9.Сколько лет живут русалочки? ( сказка «Русалочка») (300)

10. Сколько ударов пробили часы, когда Золушка была на балу? (12)

11.Сколько мышей понадобилось для кареты Золушки?

12.Сколько устриц носила на хвосте бабушка Русалочки? (Дюжину — 12 штук).

Учитель: Вот и закончился наш необычный урок. Сегодня мы вспомнили много сказок и узнали, что сказки и числа могут жить вместе и даже дружить.

Подсчет баллов, подведение итогов, награждение лучшей команды.

Сказочная математика «В гостях у сказки»

«В гостях у сказки»

Сказочная математика.

  • Составьте задачу о Золотой рыбке и ее друзьях – морских обитателях.

  • Назовите пять сказок, где героями тоже выступают дед и баба.

  • Баба решила связать варежку всем лесным героям сказки “Колобок”. Сколько варежек свяжет баба? Сколько получится пар?

  • В каких сказках встречается число 7?

  • Вспомни пять сказок про медведя.

  • Сколько зверей, птиц и рыб помогли Ивану-царевичу? (“Царевна-лягушка”)

  • Полночь- это который час? (“Золушка”)

  • Петушок испек всей семье по два пирожка. Сколько получилось пирожков? (Сказка “Колосок”)

  • Герои сказки “Репка” встретились с героями сказки “Колобок”. Они захотели попить чаю. Сколько чашек им понадобилось?

  • На авторалли встретились все герои сказок “Три поросенка” и “Три медведя”. Сколько героев было на встрече?

  • Герои сказки “Три медведя” встретились с героями сказки “Маша и медведь” и решили организовать веселый оркестр. Сколько музыкальных инструментов им нужно?

  • Герда испекла пять пирожков, а Кай сделал изо льда звездочки, их было на три больше, чем пирожков. Сколько звездочек получилось у мальчика?

  • Крошечка Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: Одноглазкой, Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании?

  • Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Курочка Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед и баба, если бы они не разбаловали свою мышку?

Загадки о сказках, волшебных предметах.

Всем он каши наварил,
Съесть ее не хватит сил.( горшочек)

Эта скатерть знаменита:
Кормит вкусно всех досыта,
Посмотрите, вот она,
Вкусных кушаний полна! (скатерть-самобранка)

Через тридевять земель,
Через тридевять морей,
Через горы и леса
Вас домчат за полчаса.(сапоги скороходы)

Кто-то за кого-то ухватился крепко:
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!
Мышка, бабка, внучка – все сюда бегут.
Победил упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко и держался цепко?
Это наша …( репка)!

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей скажи
Названье этой сказки.

Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотенью.
А сказка называется …

Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

Прогулялась я по полю
И купила самовар.
А потом на мне женился
Храбрый маленький комар.

В детстве все над ним смеялись,
И прогнать его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден!

Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот.
Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Что же за сказка?

Ах, ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!..

Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется …

Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу…

Загадки о сказочных героях

Скок–поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу- девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный…

Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик…

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут…

Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он — герой веселой книжки,
За спиной его – пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый…

Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.

Гармошка в руках, На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нем Чебурашка,
А рядом с ним …

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Кто я и как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.

Бабка эта кривонога и горбата,
Как клюка.
Нос крючком, и грубовата. Это…

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой вам подтвердит:
Это – доктор…

“Зеркальце, скажи, будь мило,
Кто на свете всех белее”-
Как-то мачеха спросила,
Та, что всех хитрей и злее.
И ответила, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
“Всех прекрасней молодая
Падчерица…”

Путанки-обманки (загадки о сказочных героях)

С голубыми волосами
И огромными глазами.
Эта кукла-актриса,
И зовут ее…

Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок.
Этот грустный…

Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его…

Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок.
Его звали…

Все узнает, подглядит.
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее…

Жил в бутылке сотни лет.
Наконец увидел свет.
Бородою он оброс,
Этот добрый …

В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко.
Звали песика…

Он гулял по лесу смело.
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали…

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе “В гостях у сказки”.

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с фольклором, экспозицией мини-музея “В гостях у сказки”;

  2. Уточнить знания народных и авторских сказок;

  3. Расширять кругозор детей;

  4. Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию;

  5. Развивать речь, воображение, фантазию;

  6. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Оборудование:

Стрелки для обозначения маршрута; сказочные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, тарелочка с яблоком, горшочек каши, шапка-невидимка, волшебный клубочек, волшебная палочка; парные картинки: “Герой-предмет”; карточки в форме желудей с загадками о сказочных героях и сказках; лист-раскраска со сказочной иллюстрацией для каждого ребенка; диск с песней “Приходите в гости к нам”.

Ход занятия.

Дети входят в группу, здороваются, на полу разложены стрелки.

Ребенок:

Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Мы по стрелочкам пойдем,
В добру сказку попадем!

(под музыку идут по стрелочкам, подходят к музею, выходит Ученый кот — педагог),

Кот:

Здравствуйте!
Я ученый, мудрый кот!
У меня полно хлопот
Коль направо я пойду-
Звонку песню заведу.
А налево поверну-
Сказки сказывать начну
Отвечайте без подсказки,
Все ли дети любят сказки?!

— Узнали меня? Такого, как я, больше нет нигде в сказочном мире! Я ведь совсем необычайный. Во-первых, очень мудрый. Во-вторых, невероятно трудолюбивый: одновременно работаю во многих сказках.

— А вы знаете сказки, в которых главный герой я — Кот? Я сейчас проверю!

— В какой сказке мне пришлось выручить своего друга Петушка из когтей Лисы? (“Кот, Петух и Лиса”)

— В какой сказке на королевской дочери я и хозяина женил, и людоеда словно мышку проглотил? (“Кот в сапогах”)

— В какой сказке я вместе со своими друзьями мальчиком и собакой поселился в деревне и даже завел себе корову? (“Каникулы в Простоквашино”)

— Неплохо, неплохо. Знаете, сказки, в которых я работаю Котом, ничего не скажешь. Но сегодня у меня совсем другая работа.

Сегодня я – хранитель сказочного музея, в котором собрано много различных сказочных экспонатов, есть волшебные предметы.

— Вот сейчас проверю, хорошо ли вы знаете волшебные сказки. Я буду показывать разные предметы, а вы должны рассказать, в чем их волшебная сила, а может, даже сказку назовете?!

(показывает указкой, дети называют, объясняют).

— Да, в чем заключается сила волшебных предметов, вы тоже знаете! Какие умные дети!

О чем бы вас еще спросит? (думает)

— Придумал, посмотрю сейчас, а можете ли вы определить , кому принадлежат разные сказочные предметы. (Карточки лежат на столе)

— Ворожу, ворожу (мешаю), детей запутать хочу!

— По сигналу “Раз-два-три, быстро пару найди” нужно найти пару своей картинке и рассказать, из какой сказки эти герои и предметы.

(дети раскладывают по парам)

— В моем волшебном музее все необычно. Даже желуди на дубе, и те загадочные. (Снимаю загадки, загадываю)

Я очень рад, что вы так любите и хорошо знаете сказки.

— Вы знаете, есть у меня в музее учебник, не простой, сказочный. Называется “Сказочная математика”. Вы задачи решать умеете, а считать? Проверю вас сейчас, проверю!

(кот задает несколько задач)

— Молодцы, как вы хорошо умеете считать.

— Есть у меня в музее заколдованная картина. Перепутались в ней все сказки. Сможете ли вы расколдовать ее? (на мольберте коллаж из сказок, дети отгадывают).

— Какие вы замечательные дети! Все знаете!

А хотелось бы и гостей наших проверить, как они знают сказки. Проверим?

Загадываю я вам перевертыши сказочные:

  • “Зеленый беретик” — “Красная шапочка”;

  • “Мышь босиком” — “Кот в сапогах”;

  • “Девочка с ладошку” — “Мальчик с пальчик”;

  • “Петушок бесцветный” — “Курочка ряба”.

— Какие грамотные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю!

Ой, ребята, беда случилась в нашем музее (подходит к музею, наклоняется к персонажам).

— Пробрался в музей злой тролль и запутал названия всех сказок ее героев. Помогите навести мне порядок!

— “Царевна-индюшка”, “По собачьему велению”, “Сивка-будка”, “Петушок-золотой пастушок”, “Сестрица Аленушка и братец Никитушка”, “Лапша из топора”, “Баба-Бяка”, “Василиса Преглупая”, “Жар-муха”, “Кощей Бесстрашный”, “Крошечка-горошечка”, “Сестрица Гуленушка”, “Сивка-Мурка”, “Чудо-блюдо”.

— Спасибо вам, ребята, помогли мне навести порядок в сказках. Премного вам благодарен! (кланяюсь).

— Умнейшие мои дети! В моем музее есть волшебные пазлы, если их собрать — получится сказка. А вы умеете собирать пазлы? Тогда я могу доверить их вам!

А вы гостей позовите, вместе сказки соберите!

(дети приглашают гостей, вместе собирают пазлы).

— Ой, какие вы умнички! Со всеми заданиями справились!

— За руки умелые
За ум и смекалку
Сказать я спасибо
Сегодня хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарки свои вам
Сейчас я вручу! (вручает лист-раскраску, фото на память).

— Замечательно, что вы так любите и знаете сказки. В музее моем есть интереснейшие книги, прочитав которые, вы узнаете много новых интересных сказок.- А сейчас пришла пора прощаться, но мы встретимся еще не раз, ведь у меня в музее есть еще много интересного! До свидания ребята! До свидания, гости дорогие! (машет рукой, дети под музыку уходят)

В мире сказок и чудес

Цель: Развивать у дошкольников творческую активность, воображение средствами техники коллаж.

Задачи:

  1. Продолжать развивать навыки работы с различными материалами, умение применять предварительно изготовленные в коллективной деятельности композиции.

  2. Развивать мелкую моторику, пространственные представления, воспитывать художественный вкус.

  3. Воспитывать у детей чувство сотрудничества: умение принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Предварительная работа: рисование “Моя любимая сказка”, оригами “Герои русских народных сказок”, лепка из теста “Сказочные животные”

Оборудование: сундучок, набор материала для работы (природный и бросовый материал, ткань, пуговицы, работы предыдущих занятий и т.д.), аудиозапись, волшебная палочка, девочка – царевна.

Ход занятия

Дети входят в изостудию, их встречает бабушка Арина (педагог по изодеятельности).

Бабушка Арина:

— Здравствуйте, дети! Я, бабушка Арина, очень рада видеть вас у себя в гостях. Проходите, пожалуйста. (Дети становятся так, чтобы было всем удобно). А поговорить с вами я хочу о сказках. Вы любите сказки? Какие сказки бывают? По какому признаку различают сказки?

Дети:

— Авторские, русские народные, сказки о животных и т.д.

Бабушка Арина:

— А сейчас мы поиграем в игру с волшебной палочкой. (дети становятся в круг, выбирают направление движения палочки и выполняют задание). Вам нужно сказать: с каких слов начинаются сказки и как, какими словами заканчиваются?

Дети:

— В некотором царстве, в некотором государстве, жили–были, я там был мёд–пиво пил, по усам текло да в рот не попало, жили они долго и счастливо и т.д.

Бабушка Арина: (обращает внимание на стоящий в стороне расписной сундучок)

— Посмотрите, какой чудесный сказочный сундучок! Как вы думаете, что может находиться в нём и от кого он?

Дети:

— Сапоги-скороходы, ковёр–самолёт, скатерть–самобранка, дудка-самогудка, волшебное зеркальце и т.д.

Бабушка Арина: (Открывает сундучок, а в нём письмо)

— Ребята, а здесь письмо для вас! Присаживайтесь на ковёр.(чтение)

Здесь написано, что в некотором царстве, в некотором государстве живёт царевна Катюша. Она очень любит сказки, а ещё больше рассказывать их. А рядом в соседнем королевстве живёт очень злая ведьма, которая терпеть не может сказки. И вот однажды злая ведьма решила наказать царевну.

Бабушка Арина:

— Ребята, как вы думаете, что могла сделать ведьма с царевной, как наказать?

Дети:

— Заточить в замке, оставить одну в лесу и т.д.

Бабушка Арина:

— Вы знаете, она лишила её голоса, чтобы Катюша не могла заниматься своим любимым делом. Каким?

Дети:

— Рассказывать сказки.

Бабушка Арина:

— Но я, пишет Катюша, горевала не долго, я нашла выход – стала рассказывать сказки при помощи своих рук и работ. И стали эти сказки ещё интереснее. Так вот от кого сундучок?!

— Ребята, ещё царевна предлагает и вам попробовать оживить в работе любую русскую народную сказку, которая вам нравиться. Сделав это, мы ещё и царевне поможем сбросить колдовство злой ведьмы, вернём ей голос, но если работать будем вместе, дружно. Вы согласны?

Дети:

-Да!

Бабушка Арина:

— Чтобы изобразить несколько сказочных эпизодов нам нужно будет поделиться на 3 подгруппы, а материалы сундучка вам помогут, так же в работе можно будет использовать и ваши предыдущие работы

Как изготовить работу вам поможет план – подсказка . Давайте прочитаем его. (рис. 1)

(Дети под спокойную музыку выполняют работе)

Бабушка Арина:

— Пусть ваши задумки оживут в ваших руках.

Итог:

Бабушка Арина:

— Ребята, какие чудесные сказки в картинках получились! Но что это за сказки, вы узнали ?

Дети:

(Дети называют сказки и героев)

Бабушка Арина:

— Как вы думаете, мы справились с поставленной задачей, сняли колдовство злой ведьмы ?

(Входит принцесса Катюша, здоровается, благодарит за помощь и поет песню “В мире много сказок”)

Бабушка Арина:

— Ребята, вы сделали замечательные работы, а где бы мы могли их применить?

Дети:

— Украсить интерьер детского сада, группы.

Бабушка Арина:

— Чтобы у работ был законченный вид , их нужно оформить в рамку. Сейчас мы с вами это сделаем, я вам покажу как.(Оформление работ в паспарту, оформление выставки.)

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх