Помост

Вопросы веры

Сколько лет моисей водил

Действительно, в советские времена постоянно велись разговоры, что среди интеллигенции, каждый третий (или второй) еврей. Даже смена фамилии не помогала спрятать «еврейский нос». Эти анекдоты из того нелегкого, но интересного времени.

— Погода паршивая!
— Это из-за Гольфстрима.
— Он еврей?
— Нет. Течение.
— Масонское?
— Океаническое.
— Из Израиля?
— Нет. Из Америки.
— Так я и знал. У них, у евреев, небось, солнышко светит, а мы тут гнить должны.
— Да нет. Там сейчас ночь.
— А ты откуда все знаешь? Ты что, еврей?
Моисей сказал:
— Всё от Бога
Соломон сказал:
— Всё от ума
Иисус сказал:
— Всё от сердца.
Маркс сказал:
— Всё от потребностей.
Фрейд сказал:
— Всё от секса.
Эйнштейн сказал:
— Всё относительно.
Сколько евреев — столько мнений.
В купе вагона заходит речь о знаменитостях. У окна сидит интеллигент-еврей и время от времени вставляет короткое замечание о происхождении упоминаемой знаменитости.
— Спиноза…
— Еврей.
— Колумб…
— Крещеный испанский еврей.
— Оффенбах…
— Еврей.
— Модильяни.
— Еврей.
— О Господи Исусе, Пресвятая Богородица!
— Тоже евреи…
Была в еврейском центре лекция «Евреи и водка». После лекции администратор выносит слушателям поднос со стаканами. А в стаканы налита она, беленькая. Все радостно зашумели, стали спрашивать, а почему в афише про угощение ни слова?
Администратор:
— А тогда всем не хватило бы. Кстати, следующая лекция «Евреи и деньги». Но вы так особо ни на что не рассчитывайте…
Приглашаем на наш веселый Телеграм-канал еврейского юмора.

Бегство в Египет: боги и животные

Городок Эдфу славен храмом бога-сокола Гора. От пристани туристов подбирают черные фиакры, запряженные пахучими лошадками: все они следуют к храму, чтобы ссадить там своих пассажиров и дождаться их для отправления в обратный путь — на площади скапливается не менее двух сотен колясок.
Фасадные пилоны храма видны издали — они массивны и высоки, украшены резьбой (когда-то все барельефы были расцвечены, что еще можно наблюдать под карнизами, на потолках и капителях — несколько тысяч лет не сумели уничтожить краску бесследно) и имеют узкие высокие ниши — в древности в них стояли знамена.
Перед входом в здание храма возвышается грозный базальтовый сокол — Гор.
Давным-давно в храме велись ежедневные службы и пышные празднества — простолюдины не допускались на них и наблюдали за начальной частью церемонии издали, снаружи. Колонна жрецов и богатых египтян приближалась к храму, проходила между пилонами, часть людей оставалась во дворе, остальные следовали внутрь. Ночью все двери храма были закрыты — богу требовался отдых, никто не смел его беспокоить. Процессия, молясь, открывала двери одну за другой, все меньшее количество людей шло вперед — чем ближе к богу, тем меньше жрецов имели право здесь находиться. В святилище, где в каменной нише стоял Гор, входил один главный жрец. Он подносил Гору жертвенное угощение, снимал со статуи три наряда (каждый своего цвета), умащивал бога маслами и обнимал его, славя и отдавая камню тепло своего тела — жизненную силу. Затем опять облачал Гора в новые платья — каждый день в новые.
…Нас проводят в помещение, где когда-то изготавливали благовония и лекарства. Стены сплошь покрыты иероглифами — это рецепты. Тот, кто сумеет их прочитать, узнает все ароматы древнего Египта.
Стена внутренней галереи тоже исписана сверху донизу.
— Здесь поведана история Красного Бегемота, — говорит гид.
Наш гид, круглый и смешливый египтянин, обожает инсценировки с участием подопечных туристов.
— Вот вы — бог земли Геб. А вы — его жена, богиня неба Нут, — вытаскивает он вперед двоих из группы.
— Теперь: вы — Осирис, а вы — его сестра Нефтида, а вы — Исида, тоже сестра.
Еще трое туристов занимают места в импровизированном пантеоне.
— Вы будете Сет, Красный Бегемот: на вас красная майка.
Сет воплощается в худощавой женщине.
— И вот вы — сын Осириса, бог Гор.
Юнец разлучается гидом с матерью, провинциальной интеллигенткой в очках с удивленно приподнятыми кончиками линз, и встает к прочим богам.
— Бог Осирис, первый фараон, женился на Исиде, родной сестре, и правил землей. Сет убил Осириса, чтобы занять его место, но Исида, покровительница магии, вдохнула жизнь в мужа и зачала от него ребенка, Гора. Сет не успокоился и разрубил Осириса на части, которые разбросал по всему Египту. Исида долго искала и, наконец, вновь собрала его тело. Она не нашла только два органа: глаз и фаллос. Поэтому Гор отдал отцу…
Палец гида указывает на юнца, мать в очках тревожно шевелится.
— Нет-нет, — успокаивает ее жестом гид. — Только глаз! С тех пор глаз Гора — могучий амулет, приносящий здоровье. Гор обратился к совету богов: кому должна принадлежать власть — ему или Сету? Дело в том, что не все признавали законным наследником ребенка, якобы зачатого от мертвеца. Богам предстояло ответить: кто лучше — сомнительный наследник или явный братоубийца? Несколько лет продолжался спор, но — решение так и не было принято. В конце концов Гор пошел на Сета войной, разгромил его, поймал его в плен, но не казнил. Поверженному Сету была отдана в управление Пустота, мировое ничто. Посмотрите на эти изображения Бегемота: он маленький, он бежит, его всегда преследуют.
В сумочке старушки, спутницы худощавой женщины в красной майке, пиликает телефон. Старушка пугливыми сигналами рук подзывает к себе женщину; та поначалу отмахивается, но после все же покидает пантеон — Красный Бегемот вновь бежит от богов. Достав трубку из сумочки, женщина жмет на ней кнопку ответа и передает телефон старушке — та с облегчением прижимает его к уху. Чтобы не мешать остальным, старушка семенит за угол, и оттуда доносится ее пронзительный голосок:
— Ира?.. Ира, я в Египте!!.
Туристы хохочут и глазеют по сторонам. На стенах встречаются глубоко процарапанные имена — это оставили о себе память французы. Жили и Пьеры прикоснулись к вечности, обозначив годы своих визитов: «1812», «1838»…
После экскурсии остается еще немного свободного времени — чтобы самостоятельно пошлепать по мощеным дорожкам, полюбоваться на храм на закате и посидеть перед родильным домом, где когда-то появился на свет бог.
Выше по течению Нила, в Ком Омбо, находится храм Гора-Себека. Диковинная постройка с двумя равноценными входами была изначально святилищем сразу двух богов — Гора-сокола и Себека-крокодила. Злой Себек повздорил с Гором, и тому пришлось покинуть храм, уведя с собой своих сторонников: эта история высечена в камне и заверена изображениями глаза и уха — знаками того, что записана она со слов свидетелей, лично видевших и слышавших происходившее.
Жрецы, поклонявшиеся восторжествовавшему Себеку, выращивали крокодилов в особом бассейне. Одного из них они выбирали в качестве воплощенного бога, оказывали ему почести и ублажали его в течение года. Через год крокодила убивали, мумию его передавали на хранение, а место бога занимал новый крокодил-счастливец.
Ныне из множества найденных крокодильих мумий в храме остались две: они лежат в стеклянных ящиках в одной из небольших комнаток для увеселения туристов (старушка, внимательно кивавшая объяснениям гида всю экскурсию, увидав тушу крокодила, изумленно спросила: «Это и есть мумия царицы?!»).
Среди прочих достопримечательностей можно отметить: священный колодец с потайным коридором, приводящим к воде; незаконченный барельеф, позволяющий видеть технику, использовавшуюся каменотесами; увековеченные записи врачебных практик, с указанием болезни, лекарств и инструментов, использованных для лечения, и к чему последнее привело.
Под стенами храма сидит абориген, общающийся с кобрами. Полозы струятся у его ног, старик-нубиец перекладывает змей голыми руками, и те не кусают его, соблюдая перемирие. Требования старика к туристам немедленно дать ему денег по большей части остаются неудовлетворенными, из чего можно сделать вывод, что с гадами в наше время зачастую проще договориться, нежели с людьми.

Гора Нево – место кончины пророка Боговидца Моисея

Вид горы Нево

«Мемориал Моисея» («The Memorial of Moses»), расположенный в семи километрах от города Мадаба на вершине знаменитой библейской горы Нево, – наиболее посещаемое паломниками место в Иордании. Мемориал находится неподалеку от так называемого Царского пути, основного маршрута, пролегающего с севера на юг через всю Иорданию. Пророка Моисея высоко почитает и арабское население, называя его «Муса», а потому на горе Нево люди любят проводить свои семейные праздники.

В ветхозаветные времена Нево называлась одна из вершин горы Аварима, или Фасги, с которой поднявшемуся сюда пророку Моисею Господь даровал бросить перед смертью последний взгляд в сторону Земли Обетованной. Это также и название города вблизи одноименной горы, перешедшего при Моисее от моавитян к рувимлянам. Моавитяне, жившие к югу от реки Арнон, хотя и были через Лота (см.: Быт. 19: 37) родственным Израилю народом, но не позволили израильтянам через их землю пройти в Ханаан – землю, которую Бог обещал дать израильтянам. Страна Моав располагалась на плато высотой 900 м к востоку от Мертвого моря и была родиной Руфи. Моав часто воевал с Израилем, и в ветхозаветные времена моавитяне постоянно досаждали евреям.

Гора Нево расположена к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в библейской стране Моав. С нее открывается вид на бывшие моавитские равнины – местность к востоку от Иордана, напротив Иерихона, где израильтяне во времена пророка Моисея расположились перед тем, как вступить в Ханаан. Сама гора Нево также связана с приходом сюда израильтян, стан которых, по сохранившемуся преданию, находился неподалеку от нынешней иорданской деревни Кафрейн.

Крытый домик — Источник Моисея под Петрой.

У подножия горы Нево, называемой в некоторых арабских справочниках горой Джебель-Оша, в живописной долине находятся источники Моисея (Уан Муса) с целебной родниковой водой, а также руины древней крепости и развалины церквей византийской эпохи. Кстати, источники Моисея можно видеть и в других районах Иордании, например в районе знаменитой Петры находится Долина Моисея (Вади Муса), где, согласно преданию, тоже имеется источник Моисея (Айн Муса), из которого пили холодную воду Моисей и его спутники на пути из Египта в Ханаан.

Археологические раскопки на горе Нево начались в июле 1933 года. Их проводили ученые Францисканского Библейского института, обнаружившие на горе развалины маленькой церкви (часовни) IV века, возведенной здесь в память о месте, с которого воззванный на гору Нево пророк Моисей обозревал Землю Обетованную. По данным археологических исследований, эта маленькая церковь к VI или VII веку превратилась в небольшой монастырь. Данные ученых совпадают с сохранившимися описаниями некоей странницы Егерии (390 г.), рассказавшей о небольшой церкви, построенной на горе египетскими монахами. Побывавший здесь позже епископ Петр Иберийский свидетельствовал о виденной им в церкви гробнице Моисея. Имеются данные о том, что в V веке храм на горе Нево был расширен, в 530–531 годах к нему пристраиваются придел во имя Божией Матери и баптистерий. Через 66 лет здесь возводится базилика, пол которой был выложен мозаикой. В начале VII века появляется пристроенная часовня святой Марии. Несколько позднее (точное время неизвестно. – А.Х.) все существовавшие к тому времени церковные постройки объединили в монастырь.

Предположительно на старом месте главного монастырского алтаря археологи обнаружили квадратной формы пол, выложенный цветной мозаикой. Древние мозаичные фрагменты искусной работы обнаружены археологами и в других местах горы Нево. С середины 1930 года, когда были обнародованы первые археологические изыскания на горе, она стала открытой для посещения паломниками. В настоящее время на месте бывшего монастыря стоит так называемый «новый баптистерий», или церковь святого Моисея. С 1932 года францисканская кустодия Святой Земли получила участок земли на горе Нево, на котором была создана францисканская община, состоящая всего из трех монахов из Италии, Австралии и Сирии. По их рассказам, главной целью общины является «возрождение созерцательной и молитвенной жизни в сочетании с гостеприимным отношением к паломникам».

Паломникам, оплатившим входные билеты на территорию мемориала, монахи показывают на вершине горы Нево памятный знак в виде стелы; каменный круг, который якобы служил когда-то «местом для входа в монастырь»; сохранившийся фундамент базилики VI–VII веков, а рядом с ней так называемое «первое святилище Моисея»; многочисленные мозаичные панно и их фрагменты; базилику с приделом Богородицы; новый баптистерий; заросшие ямы, служившие когда-то монашескими кельями, а также оливковое дерево, посаженное понтификом Иоанном Павлом II. Потом монахи приводят паломников к смотровой площадке, откуда при хорошей погоде можно обозревать часть Святой Земли: долину Иордана, Мертвое море, силуэты Иерусалима и др.

Монумент на горе.

Здесь же на каменных ступенях – сооружение из тонких металлических прутьев, в переплетениях и соединениях которых местные птицы приспособились вить себе гнезда. Эта оригинальная ажурная скульптура работы итальянского мастера Фантони, издали напоминающая своей формой распятие, символизирует Моисеев жезл, обвитый медным змием. Вспомним: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21: 8). Надпись на скульптурном изображении гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть и Сыну Человеческому» (Ин. 3: 14).

В Библии говорится, как однажды Господь в подтверждение своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змею и змею снова обратил в жезл. На стане у Чермного моря Господь повелел Моисею взять свой жезл и разделить море так, чтобы израильтяне могли пройти по суше среди моря. Жезл Моисея фигурирует и в другом библейском эпизоде. С наступлением сорокового года после выхода из Египта Моисей с людьми появляются в Кадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Из-за недостатка воды люди возроптали. И тогда Моисей и Аарон воззвали к Господу, и Господь внял молитве и повелел им собрать народ и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. И сказал Господь Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». (Чис. 20: 12).

По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12: 3). Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего.

Моисей (этимология его имени до конца не выяснена учеными, но многие из них склонны считать, что «Моисей, или Мошэ» означает «извлеченный или спасенный из воды») – пророк, вождь и создатель всех правовых и религиозных установлений израильтян – происходил из колена Левиина. Он родился приблизительно в 1531 (говорится также о 1570 и 1576) году до Рождества Христова в Египте, когда евреи пребывали там в рабстве. Моисея, воспитанного самой дочерью фараона, возмущало положение евреев в Египте. Однажды в приступе гнева он убил египетского надсмотрщика, избивавшего израильтянина. Фараон узнал об этом, и Моисею пришлось бежать. Беглеца приютил священник и князь мадиамский Иофор. Моисей пас стада Иофора и вскоре женился на его дочери.

Прошло 40 лет. Однажды в пустыне Моисею было видение – куст, который горел не сгорая. Будущий вождь понял: с ним будет говорить Бог. Бог повелел ему вернуться в Египет и просить фараона, чтобы тот позволил израильтянам покинуть страну. Фараон отказал Моисею, и Египет подвергся ужасным бедствиям. Только тогда фараон разрешил Моисею вывести евреев из Египта, но вскоре передумал и преследовал израильтян вплоть до Красного (Чермного) моря. Евреи перешли море, а войско фараона утонуло.

Через три месяца израильский народ достиг горы Синай, где Бог дал Моисею Десять Заповедей. Затем Моисей привел народ к оазису в Кадесе и послал оттуда в Ханаан лазутчиков. Десять из двенадцати вернулись со сведениями о могуществе обитающих в Ханаане народов. Позабыв о силе Божией, народ возопил и восстал против Моисея. Отвергнув Бога, евреи были осуждены блуждать в пустыне, пока не умерли все бунтовщики.

В конце своего длительного странствия народ снова стал роптать, и в наказание ему были посланы ядовитые змеи. Когда народ раскаялся, Господь повелел для их уврачевания воздвигнуть медного змия на древе. За идолопоклонство, в которое были вовлечены евреи моавитянами и мадианитянами, а также за прелюбодеяния с женщинами Моава погибли 24 тысячи человек, а другие по повелению Божиему были повешены.

Виды Святой Земли, открывающиеся с горы.

Так как сам Моисей не удостоен был войти в Обетованную Землю, он попросил Господа указать ему своего преемника, которым стал Иисус Навин. «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги… и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнины долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: “Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку, и Иакову, говоря: «Семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь”. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню». (Втор. 34: 1–5). Зрение 120-тилетнего Моисея «не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34: 7). Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня», говорится в Священном Писании. Народ почтил кончину Моисея тридцатидневным плачем.

Архангел Михаил должен был состязаться на горе Нево с диаволом, чтобы тело пророка не стало добычей тления. Спустя тысячелетия после своей смерти Моисею было дано вместе с Илией почтить Того Пророка, о Котором он предсказал (Втор. 18: 18). Прославленные пророк Моисей и пророк Илия явились на горе Фавор при Преображении Иисуса Христа и беседовали с Ним о Его грядущей Крестной смерти (см.: Лк. 9: 28–31).

Боговидец Моисей во все времена жил в памяти народа. Он был не только великим пророком, но и первым Боговдохновенным писателем. В нем можно узреть и поэта, воспевавшего в песни хвалу Господу после успешного перехода Чермного моря (см.: Исх. 14; также Исх. 15: 1). Песнь победителей называется «песнью Моисея, раба Божия и Агнца». Моисею приписывается и псалом 89 «Молитва Моисея, человека Божия».

Подозрительные руины, которые вполне могли бы быть останками походного лагеря, возведенного странствующими вместе с Моисеем евреями, обнаружены в пустыне в долине реки Иордан. Как сообщает Daily Mail, их нашли израильские археологи, ведомые доктором Давидом Бен-Шломо (David Ben-Shlomo) из Университета Ариэль (Ariel University) и его американским коллегой Ральфом Хоукинсом (Ralph Hawkins) из Университета Аверетта (Averett University). Ученые считают находку сенсационной. Ведь она, по их мнению, свидетельствует, что исход евреев из Египта надо признать реальным событием.

Руины, которые археологи называют останками походного лагеря убежавших евреев.

Еще руины — в очень унылой местности.

Исход — библейское предание. Но был ли он на самом деле? Неизвестно. Никаких материальных или исторических подтверждений не найдено. Лишь из Библии известно, что Моисей вывел из Египта более миллиона евреев — 600 тысяч мужчин и членов их семей. Освободил их от рабства. По воле Бога долго плутал с избранным народом по синайской пустыне, пока не привел в землю обетованную — Ханаанскую — к берегу Иордана у горы Нево. Там Моисей и умер.

Предположительный маршрут евреев из Египта в землю обетованную.

Развалины сложенных из камней стен археологи обнаружили в 8 километров от Иерихона — как раз на предполагаемом пути евреев. Руинам — более 3 тысяч лет. Примерно в это время, что называется, в среднем, исход и состоялся. Предполагаемый разброс дат превышает тысячу лет — от 2100 до 1050 года до нашей эры.

Скептики, конечно, сомневаются, что развалины — те самые — останки временного лагеря. Мол, стены — эдакие ограждения для скота и от диких зверей — могли возвести какие-нибудь кочевники. Но подобные возражения не останавливают археологов. Они продолжают раскопки и грозятся найти более убедительные доказательства.

Раскопки на месте походного лагеря, обустроенного более 3 тысяч лет назад.

КСТАТИ О МОИСЕЕ

Ученые нашли условия, при которых фантастическое бегство евреев от войска фараона сквозь «расступившиеся воды» стало похожим на правду

И гнал Господь море сильным восточным ветром

Событие, описанное в 14-ой главе библейской книги «Исход», не может не будоражить воображение. Якобы Красное море расступилось перед евреями, которых Моисей уводил из египетского рабства. Они прошли по дну и тем спаслись от неминуемой расправы, которую готовили преследователи — воины фараона и сам фараон, пожалевший, что отпустил евреев.

К исходу приобщился и Айвазовский, изобразивший евреев убегающих по дну моря.

Ответ дали американские специалисты из Национального центра атмосферных исследований (National Center for Atmospheric Research (NCAR) и Университета Колорадо (University of Colorado at Boulder (CU). Они вроде бы нашли вполне правдоподобное объяснение феномену — а именно появлению прохода сквозь море.

— Разгадка таится в словах «Исхода», — объяснял один из авторов исследования Карл Дрюс. Вот они — эти слова:

«…и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушей, и расступились воды. И пошел народ Израиля среди моря по суше: воды же были им стеной по правую и по левую сторону…»

По мнению ученого, сильный восточный ветер и стал причиной удивительного явления — он буквально сдул воду. В результате обнажился некий перешеек, по которому смогли пройти люди.

Проход по дну, образованный сильным и продолжительным восточным ветром.

Не то море, а другое

Наивно полагать, что ветер — даже ураганный — мог сдуть Красное море.

Поэтому авторы исследования «вывели» убегающих евреев на берег Чермного моря — то есть, «Камышового». Возможен и такой перевод библейского текста. Кстати, и по-английски названия созвучны: Red Sea — Красное море, Sea of Reeds — Камышовое море.

Иными словами, ученые перенесли «брод» чуть южнее Средиземного моря — в лиманы, которые имелись в дельте Нила. Один из них находился около древнего города Танис. Назывался озером Танис.

Перенос исхода — из моря в озеро — конечно, слегка умаляет масштаб чуда. Но не настолько, чтобы уж совсем ему не изумиться.

Найдены доказательство того, что Моисей 40 лет водил евреев по пустыне.

Успеть смыться за 4 часа

По снимкам со спутников и по имеющейся археологической информации Дрюс и его соратник Вэйчин Хань прикинули, какой могла быть местность три тысячи лет назад. И определили, что дно озера-лимана в некоторых местах было похоже на валик. А он-то и мог обнажиться от ветра. С помощью компьютера Дрюс и Хань определили, каким образом.

— Мы проводили моделирование очень близко к тексту «Исхода», — уверяли ученые. Их заключение: восточный ветер, дующий примерно 12 часов со скоростью 101 километр в час, способен раздвинуть воды и создать проход от одного берега до другого. Это — примерно 5 километров. Суша могла бы продержаться около 4 часов, затем резко скрыться. Что, собственно, и произошло:

«Погнались Египтяне, и вошли за ними в середину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его…и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря… И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них…»

На самом деле евреи перешли не море, а лиман в дельте Нила.

Иисус Навин – преемник Моисея

Моисей очень состарился, и Бог сказал ему, что он скоро умрет. Но перед смертью Моисей помолился, чтобы Господь поставил ему преемника для управления народом Божиим, чтобы они не были как овцы, не имеющие пастыря. Тогда Господь сказал ему: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух (Божий), и возложи на него руку твою, и поставь его перед Елеазаром священником и перед всем обществом, и дай ему наставление перед глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых. И будет он обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним, и все общество». Моисей сделал так, как повелел ему Господь. Вы наверное помните рассказ «Соглядатаи в Ханаане». Иисус Навин был одним из тех двух соглядатаев, которые верили, что Бог поможет израильскому народу войти в Ханаан. Они ободряли народ, говоря: «С нами Господь, не бойтесь их!» Со дня этого события прошло много времени. Сорок лет путешествовали израильтяне по пустыне. За это время все взрослые, вышедшие из Египта, умерли и не увидели обетованной земли Ханаан. Все случилось так, как сказал Бог: «В пустыне сей падут тела ваши, и все вы… от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина. Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели… По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною».

Читайте более подробно: Числа 14:29-31, 34-35; 27:18-23.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх