Помост

Вопросы веры

Сколько православных в Турции

Аланья известна среди православных верян своими прекрасными православными храмами – именно сюда едут многие паломники, туристы, чтоб приклониться святым иконам и посетить святые места. Говоря о православных храмах, то среди великого множества в Аланье можно выделить несколько самых почитаемых и известных, посетив которые, каждый турист получит массу незабываемых впечатлений, эмоций, унося с собой частичку святости.Первый храм, на котором стоит остановить внимание – церковь, возведенная во имя равноапостольных Елены и Константина. Располажился старый храм на склоне аланийской Крепости, окруженный древними, полуразрушенными стенами домов, новыми виллами и мечетями. Возведен храм в 19 веке в греческом православном стиле – по своему размеру и внутренней планировке он похож на церковь Георгия Победоносца, который также расположен на территории Крепости.

Не менее знаменитыми храмами на территории Крепости есть и церковь св. Гавриила и Михаила Архангела. Если говорить именно об этих православных святынях, то паломничество к ним можно отнести к разряду экстремального туризма.Поднимаясь вверх по узкой тропе, ведущей от храма Елены и Константина, то турист попадает на старинное, ровное небольшое плато – площадку, откуда взору каждого открывается великолепный вид на бухту Аланьи. Подняв взгляд выше, на верху склона Крепости можно увидеть свод храма св. Гавриила.

Весь путь к храму св. Гавриила – тернист и нелегок, дорога поросла колючим терном, да и дорогой назвать ее можно с большой натяжкой. Под ногами туриста просто голый камень, но если есть желание посетить храм – стоит одеть удобную обувь и вперед. Сам же храм по размерам небольшой, даже можно сказать крохотный – в своей ширине он составляет 3 метра, по длине – не более 4 метров, но его стены до сих пор еще кое-где украшены старинными фресками и настенной росписью.После посещения церкви св. Гавриила каждый турист, спускаясь вниз, может посетить и храм Михаила Архангела. Достаточно просто спускаться вниз по дороге и возле указателя, направляющего в начальную школу имени Алааддина Кейкубата, свернуть – через 200 метров пути перед вами откроется храм. Храм имени Михаила Архангела окружен стеной, над входом которого величает большой крест. Внутри храм пребывает в плачевном состоянии – в некоторых местах все-таки остались на стенах древние фрески, части древних надписей и икон. В целом – место просто сказочное, в нем чувствуется некая сила святых людей и присутствие высших сил.

Обязательно стоит пройтись по святым местам в Аланье – это не только проявление собственной веры, испытание на прочность, но и масса новых впечатлений и эмоций.

Православные храмы Турции

Каппадокия, Ликия, Миры, Константинополь, Айя-София – все это здесь. На территории Турции находились семь самых крупных христианских общин — Эфесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская. Все они были основаны апостолом Павлом или его учениками в 40-50-е годы I века. Предлагаем вниманию читателей краткую информацию о святынях православия в Турции.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время визита в Турцию в июле 2009 года призвал развивать паломничество в Турцию: “У нас существует очень активный религиозный туризм и паломничество в Палестину, в Израиль. И только сейчас русские люди открывают для себя Турцию как место, где находится большое количество святынь, которые они хотели бы увидеть, перед которыми хотели бы помолиться”, — подчеркнул предстоятель Русской Православной Церкви.

Собор Святой Софии — Премудрости Божией

Храм святой Софии – всемирно известный памятник византийского зодчества, был патриаршим собором в центре Константинополя.После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть; в 1935 году приобрёл статус музея.

Храм был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, несколько раз горел, окончательно отстроен при императоре Юстиниане. На строительство храма ушло три годовых дохода Византийской империи. В плане собор представляет собой крест 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками.

Фото: globus-tour.ru

Под куполом храма расположены окна так, что при сильном солнечном свете кажется, будто купол парит в воздухе.

Храм святой Ирины

В настоящее время – концертный и выставочный зал. Церковь Святой Ирины была основной церковью до постройки Святой Софии. Церковь является классической базиликой в форме креста. В 381 году был проведён Второй Вселенский Собор. На протяжении XV—XVIII веков церковь Святой Ирины использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский Музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон.

Фото: rosfoto.ru

Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В отличие от многих других православных храмов церковь святой Ирины не была перестроена в мечеть.

Церковь Святых Сергия и Вакха

Одна из самых древних сохранившихся церквей Стамбула, послужившая прообразом для базилики Сан-Витале и собора святой Софии (отсюда второе название — «малая Айя-София»). Существующий ныне храм был построен в 527—529 гг. близ дома, в котором император Юстиниан провёл свои молодые годы. «Малая София» составляла единый ансамбль с более ранней церковью свв. Петра и Павла, последние свидетельства существования которой были уничтожены стамбульскими властями в XX веке. О том, что церковь свв. Сергия и Вакха была особо любима императорским семейством свидетельствует то, что на многие капители нанесены инициалы Юстиниана и Феодоры.

Церковь Богоматери Паммакаристос

Храмом Божьей Матери Всеблаженнейшей – после того, как Святая София стала мечетью эта церковь стала патриаршим храмом. В 1591 г. и эта церковь была обращена в мечеть (Фетхие-Джами). Ныне – мечеть, в приделе сохранились мозаики 14 века. Одна из самых известных – образ Спасителя в куполе.

Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря

Подворья афонских монастырей построили в конце XIX века для паломников. Обычные пяти- и шестиэтажные дома в портовом районе Каракёй, только с храмом на чердаке. Сейчас это единственное место в Турции, где служат на русском языке.

Каппадокия

Пещерные поселения исторической области Каппадокия — это расположенный на обширной территории уникальный комплекс поселений, создававшийся на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н. э. Включает несколько подземных городов и множество вырубленных в скалах пещерных монастырей.

«В Гереме, самом центре Каппадокии, три храма расписаны позже других, в XIII веке. Известный по многим публикациям Каранлык килисе — Темная церковь, Элмалы килисе — так называемая Яблочная и Чарыклы — Сандальная. Эти три храма расписаны в очень сходной манере и, может быть, и даже, скорей всего, одной рукой. Программы их росписей на первый взгляд похожи, но лишь похожи. Имеются серьезные различия, помогающие в определении посвящения храмов, к чему я вернусь чуть позже. Самый центр Гереме — это высокий холм, испещренный многочисленными помещениями. Церкви, кельи, трапезные, кухни, кладовые. Холм не простой формы, по нему извивается, то расширяясь, то сужаясь, широкая тропа, образующая во многих местах просторные площадки. Легко вообразить себе бурную монастырскую жизнь на этом холме. Рядом с ним расположен один из самых больших и пышно расписанных храмов — Токалы килисе, вероятно, бывший кафедральным собором как раз в конце XII и в XIII веке. Все церкви на холме, а их очень много, не менее полусотни, разные по размеру, внутреннему устроению и по расположению. Холм очень высокий, скорее гора, и храмы расположены на разной высоте от его подножия. Самая верхняя церковь называется Чарыклы килисе, что в переводе с турецкого означает «сандальная». Странное, на первый взгляд, название экскурсоводы до недавнего времени объясняли какой-то невнятной историей про ктитора храма и его сандалии, следы от которых можно видеть на полу храма. Якобы, снимавшего во время службы сандалии и ставившего их на это место. Следы, действительно, видны. Выбитые в каменном полу отпечатки человеческих стоп. Прямо над ними расположена композиция «Вознесение». Не требуется особой прозорливости, чтобы высказать предположение о посвящении храма празднику Вознесения. Но «отпечатки» стоп на полу говорят о большем…» Из статьи Сергея Шихачевского «Я знаю, что русским нужно…»

Город Юргюп (древний Прокопийон). Здесь сохранился дом, где жил св. прав. Иоанн Русский.

Селение Мустафапаша . Здесь находится храм святых Константина и Елены.

Миры Ликийские

Город Миры расположен на новозавершенной дороге из Каша в Фенике, на 25 км в районе Кале. Дата основания города точно неизвестна, но, опираясь на некоторые ликийские надписи, можно предположить, что население здесь существовало еще в пятом веке. В ранние годы христианства здесь в 60 году св.апостол Павел встретился со своими последователями на его пути в Рим. В течение второго века н.э. Мира стала центром епархии. В 300 году н.э. Николай, уроженец Патары, стал епископом Миры, где он проповедовал до самой своей смерти в 325 году. Вскоре после смерти Святого Николая, было отмечено несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться его праху. В последствии, Мира стала местом паломничества и святой веры. Здесь можно увидеть церковь, посвященную имени Николая Угодника (Чудотворца) и его гробницу.

Сегодня храм фактически находится в запустении, Литургия служится несколько раз в год, в остальное время храм представляет собой туристический объект, алтарь не отгорожен от основной части храма, туристы фотографируются на жертвеннике и по совету гидов встают на Вифлеемскую звезду в алтаре, чтобы «очиститься от грехов». К гробнице свт. Николая стоит длинная и медленно продвигающаяся очередь, потому что, опять-таки по советам гидов все стараются прикоснуться к гробнице и по несколько минут загадывать желания. Христианину же достаточно с молитвой приложиться к гробнице и так пройти можно за несколько минут.

Древний Иераполис

Первые постройки на месте Иераполиса появились во 2 тысячелетии до н. э. Это место проповеди и кончины св. ап. Филиппа.

Эфес

Кафедральный собор эфесских епископов, воздвигнутый в V веке на месте древнеримской базилики в связи с проведением в городе Третьего вселенского собора. Это первая в мире церковь в честь Богоматери. Руины храма, изрядно расширенного на рубеже VI столетия, сохранились близ гавани древнего Эфеса.

Место погребения св. ап. Иоанна Богослова.

Могила Иоанна Богослова приведена была в порядок уже в наше время – для посещения паломников и туристов. Она представляет собой расчищенную квадратную площадку, по краям которой стоят четыре колонны. В середине квадрата находится маленькая надгробная плита в виде креста.

Грот семи эфесских отроков

Семь отроков Эфесских— христианские мученики, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Семь отроков жили в III веке, находились на военной службе и были христианами. Император Декий прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса. Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон, где молились, готовясь к мученическому подвигу. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд. Их приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода.

Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти. Отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествие, Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков. Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант — чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота).

В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Был найден ковчежец с надписью, Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых — чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения.

Древний театр — место бичевания ап. Павла

Древний театр в Деяних апостолов назван словом «зрелище». Когда святой апостол Павел добрался до Эфеса и обратил немало здешних жителей в христианскую веру, это не понравилось в первую очередь чеканщикам, делавшим серебряные копии знаменитого храма Артемиды. Чеканщики, схватив спутников Павла, созвали жителей Эфеса в театр, где около двух часов скандировали: «Велика Артемида Ефесская!» Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: «мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды? Если же в этом нет спора, то надо вам быть спокойными и не поступать опрометчиво» (Деян.: 19, 34—40).

Апостола Павла приговорили к бичеванию. Бичевание проходило в том месте, которое сейчас называется античной зоной. В ней хорошо сохранились древние постройки, например, большой и малый театры (как в Москве).

Храм Св. Софии, где проходил Первый Вселенский собор

Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 г. в пригороде Константинополя городе Никее. Поэтому его также называют Никейским Собором. Собор созывался прежде всего для того чтобы разрешить богословский спор между сторонниками александрийского протопресвитера Ария, учившего что второе Лицо Троицы, Логос, меньше Первого Лица, Бога Отца и было создано Богом Отцом, с епископом Александрийским Александром и его сторонниками. Этот спор быстро вышел за пределы Александрии и захватил значительную часть Римской Империи, грозя миру в Церкви.

Император Константин, видя в Церкви основу стабильности Римской Империи, поспешил созвать епископов со всех концов Земли для решения этого спора и установления мира в Церкви и империи. Для осуществления это император Константин предоставил епископам средства передвижения и оплатил им проживание. На соборе присутствовало порядка 300 участников.

Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов.

Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор.

На Первом Вселенском Соборе была осуждена ересь Ария. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).

Храм Христа в Хоре

Наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывший Константинополь). Церковь монастыря Спасителя в Хоре, которая сейчас называется мечетью Карийе (Kariye), находится в довольно глухом районе, неподалеку от ворот Эдирнекапы (Edirnekapi) и руин Влахернского дворца.

Греческое «хора» (как и турецкое «карийе»), означает «пригород» или «загородная местность» и свидетельствует о почтенной древности обители: она была основана в IV или в самом начале V века далеко за пределами города Константина. Монастырь вошел в черту города только после постройки стен Феодосия. Впрочем, в ныне существующем здании церкви, сооруженном в конце XI века, никаких ранневизантийских следов не сохранилось.

Главное сокровище этой небольшой церкви — это мозаики и фрески, которыми храм был украшен между 1315 и 1321 годами.

Заказчиком росписей был великий логофет (первый министр) императора Андроника II Федор Метохит. Это был необычайно разносторонний человек — философ, знаток античности, литератор, астроном. Метохит был прихожанином Хоры, а под конец жизни принял здесь постриг. Мозаики и фрески — не единственный его вклад: в монастыре его стараниями была собрана одна из самых лучших библиотек Константинополя.

В настоящее время церковь работает как музей.

Церковь Пресвятой Богородицы во Влахерне

В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню — Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.

Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда — храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Вскоре, в октябре — ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии, а также важнейший пункт – о Крещении Руси.

Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.

Болгарская церковь Архидиакона Стефана

Православный храм, целиком собранный из металлических конструкций (такие церкви называют железными).

В истории храм знаменит тем, что в нём первый болгарский Экзарх Анфим 11 мая 1872 года, в день памяти святых Мефодия и Кирилла, вопреки запрету Патриархии, совершил литургию, во время которой был торжественно прочитан акт о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной.

Для храма была выбрана железная конструкция из-за того, что грунт достаточно слабый для строительства железобетонного здания. Проект здания был создан Ховсепом Азнавуром, армянином, проживавшим в Стамбуле. В результате международного конкурса заказ на производство металлических частей здания был выигран австрийской компанией «R. Ph. Waagner». Готовые части, весящие около 500 тонн, которые были изготовлены в Вене в 1893—1896 годах, затем транспортировались в Стамбул судном через Дунай и Черное море.

После полугода работ церковь была окончательно закончена в 1898 году и освящена болгарским экзархом Иосифом 8 сентября того же года. Главный остов церкви был сделан из стали и покрыт металлическими пластинами. Все части были соединены болтами и сварочными креплениями.

В настоящее же время церковь Святого Стефана — одна из немногих сохранившихся железных церквей.

В церковной ограде погребены болгарские церковные деятели — Иларион Макариополский, Авксентий Велешский и Паисий Пловдивский.

Подготовлено по материалам открытых источников интернета

Турция, которую мы не знаем

Неизведанная Турция. История этой страны тесно связана с летописью православной Церкви. Некогда забытые, занесенные песками христианские святыни снова притягивают многочисленные группы паломников. Возможность побывать в местах, где некогда проповедовали сами апостолы, появилась и у наших соотечественников.

Каппадокийский пейзаж: причудливые узоры, сложившиеся под многовековым воздействием ветров и дождей

Пляжная Турция с рекламных туристических буклетов. Такой предстает страна только на первый взгляд. Ведь бывшая Османская империя — это территория древнейшей христианской цивилизации, Византии. С этой землей прочно связана жизнь и история Церкви с самых первых веков ее существования. Здесь жили и проповедовали святые апостолы Петр, Павел, Иоанн, Филипп, Андрей, а их последователи сформировали крупнейшие христианские общины. В древнем городе Миры Ликийские служил епископом и совершал чудеса святитель Николай Чудотворец. Именно здесь жили такие христианские святые, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Малая Азия — родина великомучеников Георгия, Пантелеимона, мученика Иоанна Русского, особо почитаемого Греческой церковью.

Один из пещерных храмов, представляющий интерес и для археологов, и для паломников

Но когда мы говорим о православной Турции, то подразумеваем не только духовное наследие, связанное с историей Церкви. Здесь находятся и материальные свидетельства давно ушедшего времени. И с этой точки зрения, прежде всего, представляют интерес пещерные храмы Каппадокии.

Один из храмов, построенных теми, кто укрывался от гонений римских императоров. Церковь (впрочем, как и жилище) вырубалась в скалах из очень мягкого камня, который хорошо поддавался обработке и после взаимодействия с воздухом затвердевал

Это удивительный край, расположенный в самом центре современной Турции. Когда-то, миллионы лет назад, здесь кипела вулканическая деятельность: миллиарды тонн пепла, лавы и глины обрушились на землю. Время, дожди и ветра за последующие тысячелетия сформировали уникальный пейзаж. А пещеры, образовавшиеся в лавовых конусах, стали идеальным местом для отшельнического скита, стены и своды которого украшали разноцветными фресками.

Фреска в храме Святого Онуфрия, на которой изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат

Сейчас невозможно установить доподлинно, в честь какого святого был освящен тот или иной храм. В путеводителях они носят причудливые имена, рожденные фантазией местных жителей. «Змеиная церковь» называется так потому, что на ее фресках запечатлены великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат в образе воинов, поражающих большого змия. Название «Церковь с сандалиями» происходит от двух выемок в форме человеческих ног, находящихся внутри храма у входа. А в «Темной церкви» действительно царит полумрак, потому что в ней нет ни одного окошка. Но турецкие гиды, наделяя церковь тем или иным прозвищем, не говорят ничего о ее прошлом потому, что эти древнейшие христианские храмы пятьсот лет были практически занесены песком.

Храм святой Софии в Стамбуле. Долгое время служил мечетью, а потом был закрыт. Сейчас действует как музей

И это неудивительно, ведь история этих мест складывалась драматично: сменялись правители, страна переживала войны. В результате население изменялось не только количественно, но и «качественно»: после Первой мировой войны произошел принудительный обмен населением между нынешними Турцией и Грецией. В результате чего во многих регионах греческого населения совсем не осталось. Сегодня численность христиан на этой территории, некогда христианской по преимуществу, составляет лишь 0,2% населения. Следствием этого стало медленное угасание духовной жизни там, где когда-то жили первые христиане. Но во многом благодаря русским паломникам интерес к христианским святыням на турецкой территории возродился.

Римский амфитеатр. Руководитель паломнической группы м. Евгения читает молитвенное правило

Потому нужно ли говорить, что материальные и духовные памятники, связанные с Православием, представляют сейчас интерес не только для ученых. И такой «туризм» приносит пользу не только самим приезжающим, но и местному населению, которое начинает интересоваться истоками собственной светской и религиозной культуры. А по мере того как растет интерес к турецким святыням, оживляется жизнь в той же Каппадокии.

Город Эфес: знаменит тем, что здесь проходили Вселенские соборы, проповедовали Иоанн Богослов и апостол Павел. На снимке — церковь, возведенная на том месте, где жила Богородица

И один из результатов этого — договоренность между Константинопольской Православной Церковью, Русской Православной Церковью и турецкими властями. Православные паломнические группы получили возможность совершать Божественные литургии и молебны в древних византийских храмах. В их числе церкви в Мирах Ликийских, Эфесе, Каппадокии, Тарсе, Антиохии Сирийской, которые сегодня имеют статус музея. Поэтому присутствие паломников в этих местах — это, быть может, единственный способ сохранить о них память и не допустить, чтобы вера Христова исчезла там, где проповедовали сами апостолы. Ведь если прекратится паломничество в Турцию, то может последовать постепенное разрушение и забвение этих святынь.

Курьез из современной жизни. Ограждение перед иконной лавкой, где пишутся образы по византийской традиции

.
.

Фото Владимира ЕШТОКИНА

Православная Турция

Святая Земля, гора Синай, Кипр, Афон, Сербия, Иордания — основные зарубежные паломнические маршруты нам хорошо известны. Сегодня благодаря совместным усилиям Константинопольской и Русской православных Церквей этот ряд готовы пополнить христианские святыни современной Турции. В декабре 2009 года был опробован новый паломнический маршрут, объединяющий святыни древней Византии — региона, куда адресовал свои послания апостол Павел; где жил и подвизался почитаемый во всем мире святой — Николай Чудотворец; где принимали свои решения Вселенские соборы.
О тех оазисах Православия, которые обязательно стоит посетить в мусульманской Турции, рассказывает Сергей Юрьевич Житенев, генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата*.

1. В Стамбуле есть железная церковь во имя святого Стефана, построенная болгарами в 1898 году. Ее собрали из железа за 30 дней — таков был срок, данный турецкими властями. Тут часто можно встретить православных сербов и болгар, помолиться вместе с ними. В Турции так мало православных, что каждая встреча с единоверцем — праздник. Братство православных христиан (греков, румын, болгаров или русских) здесь особенно ощущается.

2. В Каппадокии сохранилось немало пещерных храмов. Было жутко смотреть на фрески этих древних византийских церквей, где глаза у святых выколоты. Причем у всех, и когда не раз, два, три это видишь, а сто, тысячу раз — на душе становится очень тяжело.

3. Многие богослужения, которые проводятся и в Каппадокии, и в Мирах Ликийских, и в других святых местах страны, привлекают православное население Турции. В основном это русские женщины, которые стали женами турецких подданных. Они выбираются из своих мусульманских семей, что для них, наверное, не так-то просто, а для кого-то — настоящий подвиг. Вот это и есть та особенность, которая присутствует в Турции: не тогда, когда вера в Христа в той или иной мере принята большинством населения, а когда она — островок в мире ислама.

4. Побывать в соборе Софии, Премудрости Божией, в Стамбуле, я бы советовал всем — она производит совершенно грандиозное впечаление. Это был первый большой храм в Византии, и ему уже 15 веков. Хотя здесь сейчас музей и молиться нельзя, когда входишь в Софийский собор, его масштаб, его красота, архитектурные формы, сохранившиеся мозаики — все это потрясает до глубины души. Храм реставрируется с помощью международного сообщества и при поддержке турецких властей. Экскурсия в Святую Софию — тоже паломничество к великой святыне Православия.

5. Нам показалось несколько необычным постоянное общение Константинопольского Патриарха Варфоломея с паломниками и личное внимание, которое он старается оказывать каждому из них. Особенно это проявляется по отношению его к пастве: грекам, приехавшим в Турцию. Патриарх Варфоломей выразил желание лично встречать и каждую русскую паломническую группу, которая едет по маршруту «К святыням древней Византии». Первую такую группу он приветствовал в декабре 2009 года в кафедральном соборе во имя святого Георгия Победоносца в своей резиденции на Фанаре словами: «Вы здесь не чужие, вы в лоне Матери Церкви». И каждый паломник мог взять у него благословение. Кстати, в июле прошлого года он впервые принимал Патриарха Кирилла, прибывшего на Фанар с первым официальным визитом в качестве Предстоятеля Русской Церкви.

6. Многие знают, что мощи святителя Николая Чудотворца находятся в итальянском городе Бари — предприимчивые итальянцы вывезли их в XI веке. Но родина великого святого — в нынешней Турции, и часть его мощей хранится в археологическом музее в Анталии.

7. Важная часть паломничества в Турцию — посещение Мир Ликийских, где служил святой Николай, и его родного города Патары. Мы спланировали маршрут так, чтобы паломники побывали в этих местах как раз в дни памяти святого: 22 мая и 19 декабря. Патары и Миры Ликийские сейчас — музеи-заповедники, и там есть что посетить. В Демре, городе, примыкающем к древним Мирам Ликийским, стоит храм во имя святителя Николая — по программе там будет совершаться Литургия. Для меня было открытием, что сохранилась часть храма, которая существовала еще во времена святителя — тогда эта церковь была освящена в честь Пресвятой Богородицы.

8. В Малой Азии много мест, связанных с апостольскими деяниями. Так, недалеко от Эфеса есть гавань и сохранился порт, где высаживался апостол Павел, когда его, арестованного, везли в Рим. Археологам удалось раскопать в Эфесе главную улицу и центральную площадь со множеством строений, среди которых выделяется красивейшая библиотека. Недалеко от центра древнего города можно помолиться на месте погребения апостола Иоанна Богослова. Именно в этом храме проходил в 431 году Третий Вселенский Собор, собравший около 200 епископов из всех церквей и осудивший несторианскую ересь, которая отрицала Богочеловечество Христа. Быть в месте, где проходил Вселенский Собор, — это совершенно незабываемые минуты. По нашей программе в Эфесе запланирована Божественная Литургия.

9. Специфическая особенность паломничества в Турцию — возможность побывать и помолиться в местах, связанных с первыми веками истории Вселенской Церкви, Церкви еще не разделенной на православную и католическую. Многие из тех святых, которых мы привыкли считать нашими, русскими, — это на самом деле святые, которые проживали на территории нынешней Турции. Тут проповедовали и просияли великие подвижники, учили великие учителя Церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др. И паломнику, конечно, нужно взять с собой довольно большой молитвослов, чтобы помянуть их и помолиться им там, где они жили и подвизались.

* Статья вышла до 14 мая 2010 г., когда генеральный директор Паломнического центра С. Житенев по благословению священноначалия добровольно сложил с себя полномочия руководителя организации.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх