Помост

Вопросы веры

Сколько жен в исламе

§ 3. Права и обязанности супругов

Совместные права и обязанности супругов. Вступая в брак, супруги добровольно заключают между собой соглашение, регулирующее социальный, имущественный и нравственный статус мужа и жены.

Отношения между супругами в мусульманской семье строятся на основе взаимной любви, уважения и милосердия. Коран учит, что эти качества прививаются людям только Аллахом, и поэтому даже супружеская любовь должна быть в Аллахе и ради Аллаха. Любить человека полагается за его качества и добродетели, и в этом случае вера оказывается надёжной основой, позволяющей избежать быстрого разочарования и угасания взаимного интереса друг к другу.

Одним из важнейших проявлений супружеской любви является хорошее отношение к супругу. Муж и жена должны оказывать друг другу внимание, быть искренними во всех делах, хранить супружескую верность, демонстрировать свою преданность друг другу, считаться с мнением друг друга, идти на взаимные уступки. Хорошее отношение также подразумевает воздержание от поступков, которые не нравятся супругу или супруге, и совершение того, что приносит пользу и помогает избежать вреда. Коран обязывает мужа и жену заботиться о сохранении в семье атмосферы любви и доверия даже тогда, когда между ними возникает размолвка: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (сура 4 «Женщины», аят 19).

Семейная жизнь не всегда протекает гладко. Различия во взглядах, материальные проблемы, отношения с родственниками и многие другие обстоятельства являются для семьи настоящим испытанием на прочность. Верующий понимает, что семейное счастье является Божьим даром и достигается благодаря праведным поступкам и богобоязненности. Поэтому он заботится о сохранении семьи даже тогда, когда в отношениях между супругами начинаются трения, надеясь на то, что его терпение и благочестие будут вознаграждены.

Пророк Мухаммад сказал: «Верующий мужчина не имеет права ненавидеть верующую женщину. И если он недоволен одной чертой её характера, то другая черта ему точно понравится». Снисходительное отношение к супругу или супруге свидетельствует о нравственном совершенстве и духовном богатстве человека. В то же время это не означает, что муж и жена должны потакать всем желаниям друг друга, в том числе и тем, что противоречат установлениям Аллаха. Как сообщается в одном из хадисов, верующий не должен повиноваться кому-либо из творений, нарушая волю Творца.

Одним из способов упрочения супружеских отношений ислам считает интимную близость. Согласно исламу, интимная близость между супругами не только дозволена, но и является богоугодным поступком. Коран одобряет поведение целомудренных мужчин и женщин, избегающих внебрачных связей, и нарекает преступниками тех, кто прелюбодействует. Право на супружеское соитие — одно из важнейших прав, которым Шариат наделяет мужа и жену. Оно определяется естественными потребностями человека, и если один супруг изъявляет желание вступить в близость и никакие уважительные причины (например, менструация, послеродовое кровотечение или болезнь) не препятствуют этому, то другая сторона не должна отказываться.

Коран ограничивает право на супружескую близость определёнными рамками. В частности, супругам рекомендуется воздерживаться от соития во время менструаций: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: „Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах“» (сура 2 «Корова», аят 222).

Ислам наделяет каждого из супругов правом на сохранение в тайне интимных аспектов совместной жизни. Коран тонко намекает на это в следующем аяте: «Ваши жёны — одеяние для вас, а вы — одеяние для них» (сура 2 «Корова», аят 187). Это значит, что супруги скрывают недостатки и слабости друг друга подобно тому, как одежда скрывает телесные изъяны. В одном из хадисов Пророка говорится: «Воистину, самое скверное место перед Аллахом в День Воскресения займёт мужчина, который после половой близости с женщиной рассказывает другим о её секрете».

Обязанности мужа перед женой. В мусульманских обществах муж считается главой семьи, а жена — его полноправной партнёршей и соратницей. Главенство мужчины Коран называет попечительством: «Мужчины — попечители женщин» (сура 4 «Женщины», аят 34). Преимущество мужчины определяется тем, что он наделён физическими и ментальными качествами, необходимыми для эффективной общественной деятельности и обеспечения семьи всем необходимым. Попечительство мужа подразумевает всестороннюю заботу о всех членах семьи и материальное обеспечение их в соответствии сего возможностями и принятыми обычаями. Это не означает права на тиранию и самоуправство, а лишь увеличивает ответственность мужчины за сохранение и укрепление брака. Коран гласит: «Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению» (сура 2 «Корова», аят 228).

Обязанности мужей перед жёнами можно разделить на материальные и духовные.

Одной из первостепенных материальных обязанностей является преподнесение жене брачного дара (махр). Иногда махр путают с калымом — выкупом за невесту, распространённым среди некоторых народов Востока. В действительности же махр — это подарок, который получает невеста от мужа по случаю их женитьбы. Это могут быть наличные деньги, украшения, недвижимость, домашняя утварь, одежда и т. п. Желательно, чтобы размеры махра соответствовали возможностям жениха, потому что Пророк Мухаммад сказал: «Лучшим махром является тот, который не обременителен».

После бракосочетания все расходы, связанные с обеспечением жены продуктами питания, одеждой, жильём, медицинскими и прочими услугами ложатся на мужа, потому что в мусульманской семье женщина проводит большую часть своего времени дома, занимаясь хозяйственными делами и воспитанием детей. Сообщается, что один из сподвижников спросил Пророка: «Каковы наши обязанности перед жёнами?» Он ответил: «Ты обязан кормить их, если ешь сам, и одевать их, если одеваешься сам. Ты не имеешь права бить их по лицу и оскорблять, и если ты отказываешься разделять с ними ложе, то не должен покидать дома».

Муж должен трудиться и делать все возможное для того, чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. В хадисе говорится: «С человека довольно греха, если он не заботится о тех, кто находится на его иждивении». Тем не менее, земной удел распределяется между людьми в соответствии с мудростью Аллаха, и материальные возможности людей неодинаковые. Поэтому Коран гласит: «Поселяйте их там, где вы живёте сами — по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их» (сура 65 «Развод», аят 6).

Если муж скупится выполнять свои материальные обязательства перед женой, то ей разрешается расходовать его деньги на нужды первой необходимости без его разрешения. Однажды Хинд бинт Утба пришла к Пророку Мухаммаду и пожаловалась на своего мужа: «Абу Суфьян — человек жадный. Он не обеспечивает меня и моих детей надлежащим образом, и мне приходится брать у него деньги без его ведома». Он сказал: «Бери из его имущества то, что необходимо тебе и твоим детям, в пределах разумного».

Под духовными обязанностями мужа понимается справедливое и снисходительное отношение к жене, создание условий для того, чтобы она усердствовала в поклонении Аллаху, углубляла свои познания в области религиозных и светских наук. Муж не должен препятствовать посещению женой мечети и собраний верующих женщин, если ничто не угрожает её безопасности. Если ему что-либо не нравится в поведении или нраве жены, он должен использовать любые возможности для того, чтобы наставить её на прямой путь и отдалить от греха. Однако он не должен доставлять ей страдания, посягать на её права, наносить ей оскорбления или побои. Пророк Мухаммад говорил: «Не побивайте рабынь Аллаха». Если же мусульманин имеет нескольких жён, то он обязан одинаково хорошо относиться к каждой из них.

Обязанности жены перед мужем. Согласно исламской традиций, после заключения брака жена поселяется в доме своего мужа, и с этих пор она обязана повиноваться ему и воздерживаться от всего, что ему не нравится. Ослушаться мужа можно только в том случае, если он велит совершить грех и богопротивный поступок.

Ислам ставит повиновение мужу в один ряд с повиновением Аллаху и выполнением обязательных религиозных обрядов. В одном из хадисов говорится: «Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: „Войди в Рай через любые врата, которые пожелаешь“». А тех жён, которые непокорны и неблагодарны своим мужьям, ислам предостерегает от наказания и гнева Аллаха. Однажды Пророк спросил у женщины: «Имеешь ли ты мужа?» Та ответила: «Да». Он спросил: «Доволен ли он тобой?» Она ответила: «Он злится, только если я не умею делать что-либо». Тогда Пророк сказал: «Будь повнимательней к нему, поскольку он — твой Ад и Рай».

Добропорядочная жена-мусульманка являет собой образец благонравия и покорности мужу. Она избегает любых поступков, вредящих общественным интересам мужа или его репутации, бережливо относится к его имуществу, не раскрывает другим его секретов. Коран гласит: «Праведные женщины покорны и в отсутствие хранят » (сура 4 «Женщины», аят 34).

Особое внимание ислам уделяет поведению жены в присутствии супруга. Благовоспитанной жене не подобает дерзить мужу, хмуриться при виде его, встречать его в неопрятном виде. Когда Пророка спросили, какая жена считается наилучшей, он сказал: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на неё, которая повинуется ему, когда он повелевает ей, и которая не поступает и не расходует свое имущество так, как ему не нравится».

В другом хадисе говорится: «Ваши жёны будут одними из обитателей Рая, если они являются любящими, много рожают и ухаживают за своими мужьями. А если такая жена увидит мужа сердитым, то положит свою руку на его руку и скажет: „Я не сомкну глаз, пока ты не будешь доволен“».

К обязанностям жён также относится ведение домашнего хозяйства. Согласно исламу, рождение и воспитание детей, уход за мужем и ведение хозяйства составляют основу социальной деятельности женщины. В соответствии с существующими обычаями мусульманка может выходить из дома без разрешения мужа, чтобы проведать родителей и поухаживать за ними. С разрешения супруга она может работать при условии, что тем самым она не наносит вреда интересам семьи и общества. Посещение женщиной мечетей и образовательных учреждений также считается дозволенным.

Отношение ислама к аборту. Ислам рассматривает деторождение как одну из главных целей брака. Появление на свет ребёнка — великая милость Аллаха по отношению к нему самому и его родителям, и человек должен принимать её с благодарностью. Коран запрещает убивать детей из-за бедности и ставит этот грех в один ряд с многобожием: «Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям. И не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними» (сура 6 «Скот», аят 151).

Согласно Шариату, одной из форм детоубийства является аборт, то есть искусственное прерывание беременности. Это явление чрезвычайно широко распространено в современном мире. По данным ВОЗ, ежегодно в мире совершается около 50 миллионов абортов. Советская Россия была первой страной, в которой в 1920 г. были разрешены аборты. Впоследствии эта практика была легализована и во многих других государствах. На сегодняшний день в нашей стране производится примерно четыре миллиона учтённых абортов в год, из которых 600 тысяч — криминальные. По мнению некоторых экспертов, реальное количество абортов вдвое превышает официальные сведения. Нетрудно догадаться, какой большой урон наносят аборты человеческому потенциалу России.

Одной из главных причин такого широкого распространения абортов является глубокий кризис духовности, охвативший современный мир. Под влиянием либерального индивидуализма содержание права человека на личную жизнь было искажено, что привело к освобождению сексуальной жизни от ответственности. Конечно же, особенно разрушительно этот факт повлиял на моральные устои молодёжи, часть которой считает, что ребёнок сегодня не является желанным в семьях, где оба супруга всецело посвящают себя работе или бизнесу.

Кроме того что аборты причиняют большой вред духовному здоровью нации, искусственное прерывание беременности не проходит бесследно и для организма матери. К осложнениям после абортов относятся, в частности, опасные заболевания матки и её придатков, приводящие к вторичному бесплодию. Полученные вследствие аборта физические и эмоциональные травмы могут вызвать депрессию, сексуальную дисфункцию, пристрастие к алкоголю и наркотикам. Нередко это приводит к серьёзным осложнениям при последующих беременностях и родах.

Таким образом, запрещая аборты, ислам защищает право ребёнка на жизнь, заботится о здоровье матери, психологическом состоянии врача и благосостоянии нации в целом. Ислам видит в такой форме детоубийства тяжкий грех, влекущий за собой не только прерывание биологической жизни, но и упадок человеческой культуры. Согласно Корану, человек не вправе нарушать установленные Аллахом принципы мироустройства, и поэтому Шариат отрицательно относится к таким явлениям, как аборт, изменение пола, репродуктивное клонирование и т. п.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Права супругов в Исламе

ПРАВА СУПРУГОВ В ИСЛАМЕ

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху – Господу миров, создавшему нас из небытия. Мир и благословение Его Посланнику, о котором было сказано: «Поистине, для вас в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример», а также членам его семьи и сподвижникам, усердствовавшим на пути возвеличивания слова Аллаха.

Как известно, путь к формированию благочестивого общества, лежит через воспитание благочестивой личности. Так как невозможно сформировать добропорядочное общество из недобропорядочных членов, добропорядочные люди воспитываются в кругу семьи, основанной на крепком фундаменте, соответствующем нормам Ислама, ведь воспитать здоровое с точки зрения нравственности поколение можно лишь при общем участии отца и матери и осознании ими своей ответственности. Кроме того, известно, что для сохранения общественной морали необходимо, чтобы отношения мужчины и женщины основывались на супружестве в соответствии с нормами Ислама. Поэтому мы хотели бы рассказать о правах мужа и жены по отношению друг к другу применительно к современным условиям. Несомненно, от нас старание, а успех – от Аллаха.

Акт бракосочетания – это соглашение, дающее каждому из супругов право получения пользы друг от друга в рамках, установленных Исламом, а также возлагающее на каждую из сторон определенные права и обязанности.

Помимо обязанности супругов любить друг друга, уважать и быть верными друг другу, существуют также и права, которые следуют из этого. Это исследование по большей мере опирается на работы современного правоведа Фатиха Календаря и состоит из трех частей: права жены, права мужа и общие права супругов. В этой статье мы рассмотрим права жены.

Наша религия поощряет бракосочетание и рекомендует облегчать процесс создания семьи и избегать расточительства во время проведения никяха и свадьбы. В аятах и хадисах определяются права и обязанности супругов в отношении друг друга. У каждой из сторон есть множество обязанностей друг перед другом. Однако, вследствие того, что рамки этой статьи узки, мы коснемся лишь самых главных из этих обязанностей. И прежде всего мы остановимся на таком праве женщины, как махр.

Махр:

Это имущество, права на обладание которым получает женщина при акте никяха. Выплата махра является для мужа ваджибом, что подтверждено Кораном, Сунной и иджма. В книгах по фикху махр также именуется терминами «садак», «садука», «нихля» и «фарида». Махр не является ни условием акта никяха, ни его элементом, он следствие этого акта. Поэтому, даже если во время никяха размер махра не будет обговорен, или о махре не будет упомянуто, или будут использованы выражения, указывающие на отказ от его выплаты или получения, эти слова никоим образом не повлияют на действительность акта и женщина все так же будет иметь право на получение махра. Иными словами, даже если махр не определен, это не наносит никакого вреда действительности бракосочетания. В соответствии с исламским правом махр выплачивается непосредственно невесте, а не ее родителям. Как женщина имеет право свободного распоряжения принадлежащим ей имуществом, точно так же она имеет полное право свободно распоряжаться полученным махром. Ни в коем случае нельзя думать, что махр, данный женщине во время бракосочетания, представляет собой стоимость покупки женщины. Однако если этот махр вместо невесты возьмет кто-либо из родственников, называя его «калым» или «право матери», то это будет похоже на продажу невесты, что в Исламе запрещено (харам). Поскольку махр – это личное право женщины, выходящей замуж, то, как было сказано выше, если она соответствует всем условиям дееспособности, она может по своему усмотрению распоряжаться махром. Поэтому, если она захочет, то может передать это право своему мужу до получения махра или после получения, а также может передать это право своей матери, отцу или кому-либо из родственников. Однако это распоряжение имуществом должно осуществляться не под давлением, а по доброй воле.

Очень много было сказано по поводу мудрости, содержащейся в выплате махра, главной из которых является предоставление женщине материальной силы. Ведь, если мужчина в плохих целях использует свое право на развод, женщина будет сильно нуждаться в материальных средствах.

Другим правом женщины является получение нафака (материального содержания).

Нафака:

В период брака все расходы по обеспечению женщины продуктами питания, одеждой и жильем ложатся на мужчину. Обязательность выплаты нафака подтверждена Кораном, Сунной и иджма. В то же время, с точки зрения разума, нафака есть плата за лишение женщины свободы. Если же женщина окажется «нашиза» (непокорная), то в этом случае она лишается права получения нафака. Нашиза – это женщина, не соблюдающая нормы семейного права и выходящая из дома без разрешения своего мужа, не имея для этого обоснованных Шариатом причин. До тех пор, пока женщина не прекратит проявлять непокорность своему мужу, она не будет иметь права на получение нафака. Женщина имеет право на получение нафака на протяжении всей совместной жизни с мужем, а в случае развода до истечения срока идда. Если разведенная женщина не проявляет непокорности, то расходы по ее содержанию до конца срока идда ложатся на ее бывшего мужа. Если акт никяха был недействительным, то в этом случае у женщины не будет права на получение нафака. После расторжения никяха с истечением срока идда женщина утрачивает право на получение нафака, то есть в соответствии с Исламом разведенная женщина не имеет права на получение нафака от бывшего мужа.

По мнению ханафитского мазхаба, судебное решение о выплате нафака важно не только с точки зрения ее размера, но и с точки зрения выплаты «долга». Если размер нафака не был установлен судьей, то в случае возникновения одной из ситуаций, отменяющей выплату нафака, как например, смерть одной из сторон, развод или непокорность, право на получение нафака аннулируется. Если же женщина, живущая в браке и не получающая нафака от мужа, обратится к судье и судья своим решением установит размер нафака, то вследствие этого решения нафака становится обязательным к выплате долгом. И, даже если возникнет одна из ситуаций, отменяющих нафака, женщина не утратит права на ее получение.

Для того чтобы взять на себя расходы по обеспечению жены, мужчина не обязан быть богатым, а женщина не обязательно должна быть бедной. Несмотря на то что уже стало традицией, что жена приносит в дом некоторые вещи в качестве приданого, в соответствии с ханафитским фикхом, обеспечение дома всем необходимым является обязанностью мужа.

В соответствии с мнением маликитского и ханбалитского мазхабов, при определении размера нафака необходимо учитывать материальное благосостояние и социальное положение обоих супругов. Нельзя рассматривать только положение мужа или только положение жены. В книге «Мавсуа» передается, что мнение ханафитского мазхаба совпадает с вышеупомянутым мнением. В соответствии с этим мнением, если мужчина и женщина богаты, то устанавливается размер нафака как для богатых, если оба бедны, то как для бедных, а если один из супругов богат, а другой беден, то в этом случае устанавливается средний размер нафака и при его определении за основу берется обычай. Шафииты при определении размера нафака берут за основу материальное состояние мужа. В этом случае материальное благосостояние женщины не играет никакой роли. По выражению ханафитского факиха имама Сарахси, автора книги «Аль-Мабсут», в ханафитском мазхабе общепринятым мнением по этому вопросу является мнение имама Мухаммада, в соответствии с которым при определении нафака главным считается материальное благосостояние мужа.

Из вышесказанного видно, что в ханафитском мазхабе существуют разногласия по этому вопросу. Однако при изучении книг по ханафитскому фикху мы видим, что ханафитские ученые отдали предпочтение мнению маликитского и ханбалитского мазхабов, в соответствии с которым при определении нафака учитывается материальное благосостояние и социальное положение обоих супругов.

Другим правом женщины является справедливое отношение со стороны мужа.

Справедливость:

Если у мужчины несколько жен, то каждая из них имеет право на справедливое отношение. Необходимость справедливости в этом вопросе подтверждена аятами Корана и хадисами. В третьем аяте суры «Ан-Ниса» Всевышний Аллах говорит (смысл): «…то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной». Разрешение на брак с несколькими женщинами, данное этим аятом, с незапамятных времен стало предметом критики со стороны немусульман, ведь ревность присуща людям с рождения. Однако это разрешение, данное Исламом, необходимо рассматривать в свете других предписаний и в свете того, что условия жизни меняются. В Исламе прелюбодеяние категорически запрещено, поэтому необходимо закрыть все пути, ведущие к этому. В том случае, если мужчина обладает силой и желанием, а женщина слаба, или лишена желания, или не способна рожать, а также в случае уменьшения количества мужчин вследствие войн, может возникнуть необходимость женитьбы на нескольких женщинах. В подобных ситуациях бракосочетание с несколькими женщинами не приказ для мужчины, а разрешение. Точно так же выход замуж в качестве второй или третьей жены для женщины не является обязанностью. Кроме того, это разрешение не безусловно, необходимым условием в этом случае является справедливость (со стороны мужа по отношению к женам). Тем же, кто боится, что не сможет выполнить это условие, приказано довольствоваться одной женщиной. Если рассматривать все эти ограничения и условия вместе, то станет совершенно понятно, что предписания Ислама в данном вопросе очень мудры, ведь условия жизни меняются.

Для мужа является ваджибом проявлять справедливость в обеспечении жен всем необходимым, выполнении супружеских обязанностей и в общении, то есть в том, что непосредственно зависит от него. В том же, что от него не зависит, например, в чувстве любви, справедливое разделение не является условием. Так, например, в одном из хадисов переданных Бухари и Муслимом от Аиши (радыяллаху анха), сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был справедлив в разделе между своими женами и, обращаясь к Аллаху, говорил: «О Аллах! Это раздел в том, чем я владею. Не возлагай на меня ответственность за то, чем я не владею».

Мы бы хотели порекомендовать мужчинам, имеющим нескольких жен, посоветоваться с обладающими знаниями хазратами, дабы узнать в самых мельчайших подробностях о справедливом отношении к женам. И, не затягивая более обсуждение этой темы, мы бы хотели поговорить о других правах женщины, а именно о праве посещения без разрешения мужа, своего отца и других родственников, являющихся махрамами, и принятия их в качестве гостей.

Посещение женщиной отца и других родственников, являющихся махрамами, и принятие их в качестве гостей:

Во избежание прерывания родственных связей, женщина может без разрешения мужа посещать своего отца или других родственников являющихся махрамами. Однако оставаться у них на ночь без разрешения мужа запрещено. Среди факихов ханафитского мазхаба существуют разногласия по поводу того, как часто может женщина посещать своих родственников.

Некоторые ученые сказали, что женщина может посещать своего отца раз в неделю, а других родственников – раз в год. Другая часть ученых сказала, что раз в месяц. Однако в книгах по ханафитскому фикху мы видим, что предпочтение было отдано первому мнению. Некоторые из наших ученых говорили, что это определяется обычаями.

Таким же образом родственники женщины из числа махрамов могут приходить к ней без разрешения ее мужа в определенное время, исходя из вышеупомянутых разногласий. Однако в соответствии с одним из риваятов, переданном от имама Абу Юсуфа, родственникам женщины из числа махрамов запрещено посещать ее без разрешения ее мужа в том случае, если это посещение не сопряжено с трудностями. При рассмотрении этого вопроса нельзя пренебрегать таким моментом, как дальность расстояния, которое пришлось преодолеть этим родственникам, ведь женщина может посещать своих родственников без разрешения мужа в определенное время только в том случае, если они проживают недалеко и если путь до них безопасен. Если же родители женщины или ее другие родственники из числа махрамов проживают на расстоянии, которое считается путешествием, то отправляться к ним без сопровождения мужа или махрама будет запрещено.

Также одним из прав женщины является свободное распоряжение имуществом, являющимся ее собственностью.

Женщина свободно распоряжается принадлежащим ей имуществом:

Ислам предоставляет людям право владения частной собственностью. И право собственности на это имущество не может перейти к другому человеку без согласия собственника. Поэтому бракосочетание не требует от сторон совместного владения принадлежащим им частным имуществом. Так же, как муж не является собственником жены, жена не является собственником имущества мужа. В соответствии с нормами Ислама при разводе женщина не имеет никаких прав на имущество, которое было нажито ее мужем за время их совместной жизни. Точно так же и муж не имеет никакого права на использование и распоряжение имуществом жены без ее согласия, даже если речь идет о предметах первой необходимости, потому что, как уже было сказано ранее, обеспечение семьи и дома всем необходимым является обязанностью мужа.

Камиль хазрат Самигуллин

Махрам для женщин

Махрам для женщин

Кораном установлен перечень запретных для брака родственников для мужчин в 4:23-24. Благодаря этому ясно описанному Аллахом списку был создан и махрам для женщин. Само слово происходит от арабского «родственник», «запретный». К таким мужчинам относятся:

  • отец и брат (родной и по двум, и по одной степени родства (то есть по матери или отцу);
  • сын и муж;
  • дядя (так же, как и в ситуации с братом), а также дядя матери или отца;
  • дедушки по обеим линиям и внуки;
  • племянники (сыновья или внуки и сестры, и брата);
  • муж матери — отчим и зять — муж дочери;
  • отец мужа.

Молочные братья (мать женщины вскармливала их грудным молоком) — это тоже махрам. Нужно акцентировать, что отчим мужа и двоюродный брат не считаются запретными и перед ними необходимо укрываться. Если родственники правоверной насильно выдают ее за махрама, то они совершают куфр и становятся кафирами.

Махрам должен сопровождать женщину во время путешествий и находиться с ней рядом, когда она общается с посторонними (особенно с мужчинами). Это записано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). Ведь он не только запретен для брака, но и является защитником и покровителем родственницы женского пола.

Есть мужчины, которые хотят вопреки законам шариата получить преступными способами доверие женщины и видеть ее постоянно непокрытой. Они могут внушать, что являются махрамом и вместе с тем думать о совершении зины. С такими людьми нельзя оставаться наедине и помнить твердо, кто является истинно запретным для каждой правоверной.

Махрам должен помнить о своей ответственности по отношению к женщине, особенно незамужней. Он должен оградить ее от соблазнов и передать избраннику чистой и незапятнанной. Ведь в одном из хадисов Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил о том, что грешная жена как тяжелая ноша на плечах старого человека.

В консервативных исламских странах махрам помогает женщине в общении с посторонними мужчинами и решает большое количество общественных вопросов. Ведь не всегда правоверной удается обрести мужа (или она становится вдовой), и тогда ее интересы представляет именно такое доверенное лицо по законам Корана.

После мужа главным в жизни любой правоверной становится ее сын. После достижения определенного возраста он становится защитником — махрамом для женщины. Ведь еще Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил о том, что черствость и непочтение по отношению к матери запретил сам Аллах. Поэтому сын должен сопровождать мать в путешествиях и не оставлять одну наедине с посторонними (если она вдова или если у мужа нет возможности находиться рядом).

Тайна третьей жены

Выяснилось, что большинство спорщиков просто не знают самого предмета дискуссии. Ничего, кроме того, что шариатский брак — это много жен, «заинтересованные лица» сказать не могут. Между тем если в советское время шариатский брак де-факто существовал, но уголовно преследовался, то сегодня многоженцы не прячутся от закона и их становится все больше. И такое положение порождает скрытые проблемы.

Мужчина отвечает за все

Брак — это прежде всего договор о создании семьи. Это определение справедливо и для шариата, и для светской правовой системы, и обе они утверждают добровольный характер заключения этого союза. Кроме того, их роднит и отношение к однополым бракам, получившим официальный статус в некоторых странах. Российские органы ЗАГСа не регистрируют подобные браки, а мусульманская доктрина вообще признает заключение такого брака уголовным преступлением. А вот дальше российское право и шариатские законы расходятся.

В шариате самым главным в семейных отношениях является продолжение рода, действует строгий запрет добрачных отношений и за нарушение запрета предусмотрено наказание.

Кто не может жениться по шариату и почему? Запреты на брак бывают постоянные и временные. Среди постоянных такой — мужчине нельзя вступать в семейные отношения с женщинами, которые состоят с ним в кровном родстве. Этот запрет распространяется и на родственников, появившихся благодаря супруге.

Есть еще один запрет, связанный… с кормлением грудью. Шариатский закон приравнивает ребенка, вскормленного кормилицей, к ее собственным детям. В этом случае ребенок становится сыном или дочерью кормилицы и братом или сестрой всех ее детей, независимо от того, появились они на свет до или после кормления. Дети мужа кормилицы также становятся братьями и сестрами этого ребенка.

А временные запреты бывают трех видов. Первый из них распространяется на брак с сестрой жены, ее тетками как по отцовской, так и по материнской линии и действует до тех пор, пока брак не распадется. Следующий — запрещает женщине выходить замуж после смерти мужа в течение 4 месяцев и 10 дней. И третий запрет гласит, что на женщине нельзя жениться, пока она не снимет с себя ихрам — то есть он действует в период хаджа.

И, наконец, поскольку законы шариата возлагают всю материальную ответственность за содержание семьи исключительно на плечи мужчины, то в отсутствие возможности достойно содержать семью мужчине не рекомендуется вступать в брак.

Насильно мил не будешь

Вопреки распространенному заблуждению о том, что по шариату выдают замуж без согласия невесты, такой порядок предусмотрен только в одном случае: этим правом наделяются отец и дед невесты, которые могут выдать замуж девушку против ее воли, но за равного ей.

Вообще, что касается равенства жениха и невесты, шариатский закон уделяет ему особое внимание. Равенство должно соблюдаться в нескольких аспектах — в целомудрии (непорочности), происхождении, наличии или отсутствии физических изъянов. Но есть одно интересное исключение — «Если юноша — носитель знаний, то ему подходит любая девушка». Здесь мы сталкиваемся с характерным для исламского мира уважением к авторитету человека ученого, которому дозволено то, что для других находится под запретом.

Да убоится жена мужа?

Общую тональность взаимоотношений в мусульманской семье можно выразить двумя фразами: «Муж не должен забывать о том, что у жены есть права. Жена не должна забывать, что у нее есть обязанности по отношению к мужу».

Семья по исламу подобна государству, в котором законами шариата предусмотрен один хозяин — муж, который несет бремя ответственности за всех своих близких. Говоря проще, мужчина должен достойно содержать семью, в том числе и жену. Кстати, шариат запрещает содержать жену на средства, полученные от продажи спиртного, наркотиков, от дачи денег под проценты, а также на доходы от азартных игр и взяток.

По шариату недопустимо усыновление или удочерение, при котором настоящие родители ребенка перестают считаться таковыми. В то же время, ввиду различных причин, супруга одного мужчины может воспитывать сына или дочь второй жены. Но при этом матерью ребенка остается только та женщина, которая родила его. С правовой точки зрения это скажется, например, на том, что сын или дочь будут наследовать имущество только своей матери.

Сколько жен лучше?

А теперь о самом интересном положении шариата, допускающем многоженство. По канонам, у мусульманина может быть одновременно четыре жены, при этом он должен уделять им равное внимание и выполнять свои супружеские обязанности по отношению к каждой из них. Но каков статус полигамной мусульманской семьи в современной России? С одной стороны, отсутствие возможности официально зарегистрировать отношения со второй женой не препятствует заключению религиозного брака с несколькими женщинами, поскольку брак, оформленный в ЗАГСе, сам по себе автоматически не может считаться шариатским, и наоборот: для того, чтобы исламский брачный контракт считался законным, ЗАГС в принципе не нужен.

Тот, у кого больше одной жены, обязан равномерно делить между ними средства и уделять им одинаковое внимание. Предпочтение, которое отдает муж одной из жен, ущемляет права других, а при многоженстве это недопустимо.

Поскольку в настоящее время светское семейное право позволяет присвоить ребенку фамилию отца, даже если он не состоит в официальном браке с матерью этого ребенка, права детей, рожденных в полигамных браках, тоже не ущемляются. Права же жены, с которой не оформлен брак в ЗАГСе, можно закрепить нотариально.

Поэтому в России права всех жен одного мужчины и их детей защитить можно в отличие, скажем, от детей вторых жен в Турции, которым власти отказывают даже в гражданстве.

С другой стороны, заключение официального брака в ЗАГСе все же дает некоторые объективные юридические привилегии. В случае если все жены, с точки зрения нешариатского российского законодательства, являются гражданскими, почвы для ущемления прав одной из них в пользу другой обычно не возникает, если сам мужчина не проявляет несправедливости по собственной вине.

Но представим себе ситуацию, когда семья планирует временный выезд за рубеж, но лишь с одной из жен у мусульманина брак официально зарегистрирован. В таком случае он вынужден оставить дома других своих супруг, ибо по гражданскому законодательству они не считаются женами.

Развод — по какому закону

Для женщин в шариатском браке самыми важными считаются вопросы, связанные с разводом. По шариату процедура развода очень проста: достаточно мужу сказать жене слова — «Ты разведена», «Ты мне больше не жена» один раз — и развод считается свершенным. После произнесения этих слов муж должен содержать жену весь срок, в течение которого женщина не имеет права повторно выйти замуж. Более того: мужчина не имеет права выгонять ее из дома, а жена не имеет сама права покидать дом мужа на это время.

Как правило, по шариату женщина не может сама инициировать расторжение брака. Но при наличии причин, нарушающих ее права, развод может объявить имам, шариатский судья. Такими уважительными причинами считаются физические и психические болезни мужа, бесплодие, исчезновение без вести, плохое отношение мужа к жене, другие недостатки супругов, препятствующие семейной жизни. Кстати, жена имеет право просить аннулировать брак, если муж не в состоянии материально ее обеспечить.

По шариату после развода преимущественным правом на воспитание детей, не достигших 6-7 лет, обладает мать. Если дети достигли старшего возраста, то они сами выбирают, с кем остаться. Однако, с кем бы они ни находились — с отцом или с матерью, — обязанность материальной опеки над детьми все равно лежит на плечах отца.

Прецедент

Неожиданное судебное решение показывает, каким может быть компромисс между двумя такими разными системами права, как светское российское и законы шариата. В Советском районном суде Махачкалы рассматривалось дело, которое выиграла гражданка Мамедова. Она настаивала на признании за ней права собственности на долю частного домовладения, ссылаясь на то, что оно было построено ею совместно с мужем Ахметовым, с которым она вступила в брак по шариату еще в 1936 году. Сын другой, официальной жены утверждал, что истица не может быть признана супругой его покойного отца, поскольку брак между ними не был зарегистрирован в органах ЗАГСа. Тем не менее суд удовлетворил иск, признав, что Мамедова в период с 1936 по 1954 год находилась в фактических брачных отношениях с Ахмедовым, и в силу этого признал за ней право на собственность. Фактические брачные отношения или религиозный брак, заключенный до Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года, могут иметь те же правовые последствия, что и зарегистрированный в ЗАГСе. Другое дело, что воспользоваться этим могут только долгожители.

Подготовила Наталья Козлова

Каково отношение Ислама к браку с близкими родственниками?

Ответ:

В Коране ясно описаны категории женщин, на которых в зависимости от степени родства запрещено жениться. К таким женщинам относятся: родные сестры, и тетки по отцу и по матери. Что же касается двоюродных сестер по отцу или по матери, то на них разрешено жениться. Достоверно известно, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) использовал это разрешение, как для себя, так и для своих близких. Как известно одна из его жен Зайнаб бинти Джахш, была дочерью его тети. Кроме того, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) выдал свою дочь Фатиму замуж за Али, который был сыном его дяди.

Хотя в религии существует разрешение на такие браки, тем не менее, в некоторых хадисах браки с близкими родственниками не рекомендуются.

Так например, имам Газали перечисляя качества, которыми должны обладать будущие супруги, говорит о том, что женщина не должна быть из числа близких родственников мужчины, так как ее влечение к нему будет слабым, и приводит хадис, в котором говорится: «Не женитесь на женщинах из числа близких родственников. Так как в этом случае ребенок будет слабым и уродливым» (Тарбийатуль-Авлад, 1:39; Ихьйа Улумуд-Дин, 2:42).

Поэтому, принимая во внимание такую вероятность, не рекомендуется бракосочетание с близкими родственниками. Так же в подтверждение этому приводится следующий хадис: «Женитесь на чужих и не женитесь на близких родственниках» (Кады Бейдави, Гайатуль-Гуса, 2:721).

Еще одной проблемой подобных браков является то, что если вдруг между супругами возникнут какие-то размолвки, то это может стать причиной ослабления родственных связей между родственниками. В одном из хадисов, переданном имамом Дайлями, сообщается о том, что брак с близкими родственниками является причиной разрыва родственных связей.

При заключении брака между близкими родственниками, как и в любом другом браке, будет очень полезным выяснить совместимость групп крови.

Как мы сказали в самом начале, с точки зрения религии нет никаких препятствий для заключения брака между близкими родственниками. И нельзя говорить о том, что в таком браке обязательно возникнут проблемы со здоровьем ребенка. Однако отклонения в развитии ребенка в браках между близкими родственниками возникают чаще, чем в браке, заключенном между мужчиной и женщиной, не являющимися родственниками.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх