Помост

Вопросы веры

Славяне до христианства

Конспект урока по истории «Образование Славянского государства»

  1. Устройство византийского храма (к доске).

  2. Мозаика, фреска, икона?

  3. Кто такие иконоборцы и иконопочитатели?

Сегодня мы отправимся к соседям Византии и к нашим с вами предкам – древним славянам. Тема урока: Образование славянских государств.

1. Истоки истории славян. К востоку от империи Каролингов и к северо-западу от Византии жили племена славян. Все они говорили на одном языке, и, как считают многие ученые, с этим связано их самоназвание: славяне, словене – владеющие словом, понятной речью. Самоназвание – название, которым себя называет народ, связанный каким-либо общим признаком. Мы уже сталкивались с этим понятием, вспомните, когда? Ромеи – жители Византии.

По мере продвижения по разным направлениям группы славянских племен обособлялись друг от друга, разделившись на три ветви: западных, восточных и южных. Давайте составим схему (с. 67 «По мере продвижения…»). Зап.: словаки, чехи, поляки, славяне полабские и поморские. Вост.: украинцы, белорусы, русские. Южн.: болгары, сербы, хорваты.

Теперь давайте познакомимся с общественным строем древних славян (учебник, с. 67 «Занятия…» до «…добычи»). У каких народов на протяжении раннего Средневековья наблюдались те же черты устройства, что и у славян (германцев, норманнов и венгров).

Как и известные уже нам народы, славяне начали создавать свои государства. Раньше всего, в конце 7 века возникает Болгарское государство. В 9 веке появляется Великая Моравия, Русь, в 10 веке – Чехия и Польша. На молодые славянские государства стремились оказать свое влияние их могущественные соседи – Франкская держава (позже Священная Римская империя) с одной стороны, Византия – с другой. Обе империи посылали в славянские земли миссионеров (религиозных проповедников). Славянам ничего не оставалось, как принять христианство. Вопрос был только в том, по какому образцу – западному или восточному. И это было очень важно, ведь от этого зависело, под чьим влиянием – Рима или Византии, окажутся славянские земли.

2. Великая Моравия и миссия Кирилла и Мефодия. Одно из древнейших славянских государств – Великая Моравия, возникло в начале 9 века на реке Мораве. Первоначально оно было тесно связано с империей Каролингов, и даже приняло крещение по римскому обряду. Но, чтобы избежать полного подчинения франкам, моравский князь пошел на сближение с Византией. Он отправил посольство к василевсу с просьбой прислать учителей, которые просветили бы славян в вопросах веры. В Моравию были отправлены миссионеры братья Кирилл и Мефодий, которые хорошо знали язык славян.

В самом начале своей деятельности они столкнулись с проблемой. У славян не было своей письменности, а братьям было необходимо перевести на славянский язык Библию и богослужебные книги. Ни латинский, ни греческий алфавит для этой цели не годились, так как там нет букв, соответствующих шипящим и свистящим звукам славянского языка. И братья придумали для славян особый алфавит, получивший название глаголица (рис. на с. 69). Глаголицей братья записали свой перевод Евангелия.

Но глаголица оказалась неудобной. Ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма создали другой алфавит и назвали его в честь учителя кириллицей (рис. на с. 70). Сравните написание букв? Какой кажется удобней? Постепенно кириллица вытеснила глаголицу и распространилась на территорию Болгарии, Сербии и Хорватии, вскоре она проникла и на Русь. Этим алфавитом до сих пор пользуются русские, украинцы, белорусы, болгары и сербы.

Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности, перевод Библии и просветительская деятельность имели огромное значение для всей славянской культуры. Хотя Кирилл и Мефодий никогда не бывали на Руси, их деятельность имела огромное значение для развития русской культуры, и не случайно о них подробно писал автор Повести временных лет, а древнерусские художники изображали их на миниатюрах (см. иллюстрации на с. 68).

3. Болгарское царство. Поговорим об еще одном славянском государстве – Болгарском царстве. В 7 веке славян, живших по нижнему Дунаю, объединили под своей властью болгары – кочевники тюрского происхождения. Образовалось мощное государство известное под названием Первое Болгарское Царство. Название и правящую династию оно унаследовало от завоевателей, но сами они растворились среди многочисленных славян. Растворение победителей, тюркских кочевников-болгар, давших государству династию и название, в славянской массе — результат не только численного перевеса, но и культурного превосходства славян-земледельцев над кочевниками-скотоводами. Какие еще примеры такого рода нам уже известны? (это сопоставимо с растворением завоевателей-франков среди галло-римлян или норманнов среди французского населения Нормандии). Такой процесс называется ассимиляция – слияние двух народов, при котором один из них теряет свой язык и культуру.

Болгары приняли христианство по византийскому образцу, что было важно для развития древнеболгарской письменности и литературы. Кто-нибудь знает, почему? Римская церковь требовала, чтобы языком богослужения была латынь. Византия же вполне допускала, чтобы богослужения велись на национальном языке.

Болгарский правитель Симеон первым среди славянских правителей принял титул «царь» (от лат. «цезарь» — император). Как вы думаете, что отражают изменения в титуле? Как правило, усиление государства и власти его правителя. Действительно, Симеон заметно расширил границы своего царства. Болгария много воевала с Византией, с Русью (какой князь? Святослав), с венграми, с печенегами. В 1014 году Болгария надолго попала под власть Византии. На этом заканчивается история Первого Болгарского Царства.

4. Чехия. После распада Великой Моравии славянское племя чехов, жившее на реке Влтаве, подчинило своей власти соседние племена. В 10 веке было образовано Чешское государство, правитель которого принял крещение по Римскому образцу. Это определило церковную и политическую зависимость Чехии от соседней Германии, а позже страна официально вошла в состав Священной Римской империи. Чешский князь получил от германского императора королевскую корону, и этот титул стал в Чехии переходить по наследству.

Название страны

Дата

Имя правителя,

принявшего христианство

По какому образцу принято

Моравия

Болгария

Чехия

Польша

5. Польша. В Польше ядром формирующегося государства стало объединение племен полян в районе города Гнезно. Правитель образовавшегося княжества принял христианство в римском варианте. В Польше появилось свое архиепископство, которое подчинялось напрямую Риму, а не Германии. В 1025 году князь Болеслав Храбрый принял королевский титул.

Т.о. с 7 по 10 век в Центральной Европе и на Балканском п\о возникло несколько сильных славянских государств, принявшие христианство либо в западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло большую роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских народов Европы.

Д.З. §7, вопросы и задания. Таблица «Принятие христианства славянскими народами».

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Принятие христианства на Руси – принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Согласно летописной хронологии, крещение Руси датируется 988 г.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром. Оно по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных ха­зар и из Ви­зан­тии, убе­ж­дав­ших кня­зя при­нять их ве­ру. Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу». По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Западные славяне

Смотреть что такое «Западные славяне» в других словарях:

  • Западные славяне — общее название для чехов, словаков, сербов, поляков и полабов. См. Славяне … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Западные славяне в I-IV — Племена, жившие к западу от верховьев Днестра, в междуречье Одера и Вислы и в бассейне Вислы, помимо давнего имени венедов, стали обозначаться в IV VI вв. общим названием склавинов, т. е. славян. Некоторые сведения об их жизни сохранились в… … Всемирная история. Энциклопедия

  • ПОЛЯНЕ (западные славяне) — ПОЛЯНЕ, западнославянское племенное объединение (в 8 9 вв. племенное княжество с центром в Гнезно) в бассейне р. Варта. Участвовали в этногенезе польской народности, название которой произошло от полян … Энциклопедический словарь

  • СЛАВЯНЕ — СЛАВЯНЕ, славян (славянов устар.), ед. славянин, славянина, муж. Группа народов, живущих в восточной и центральной части Европы и на Балканах. Восточные славяне. Южные славяне. Западные славяне. «Оставьте: это спор славян между собою.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

  • СЛАВЯНЕ — СЛАВЯНЕ, группа народов в Европе: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). Говорят на славянских… … Русская история

  • Славяне — У этого термина существуют и другие значения, см. Славяне (значения). Славяне … Википедия

  • Славяне — семья индоевропейских (индоарийских) народов, имеющих родственную культуру и общий язык. Занимают восточную и юго восточную часть Европы и Сибирь. Данную семью составляют три основные группы народностей: русские – великороссы, малороссы,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Западные поляне — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

  • Славяне — крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков (см. Славянские языки) и общностью происхождения. Общая численность слав. народов на 1970 около 260 млн. чел., из них: русских свыше 130 млн., украинцев 41,5 млн … Большая советская энциклопедия

  • СЛАВЯНЕ — группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). 293,5 млн. человек (1992), в т. ч. в Российской Федерации… … Большой Энциклопедический словарь

Предшественником Моравии было славянское государство Само (по имени правителя), которое образовалось в результате восстания славян простив Аварского каганата. После смерти правителя Само распалось в 658 г.

Следующее славянское государство в бассейне реки Морава, севернее Дуная, обнаруживает себя в сведениях о послах славян в 822 г. к правителю франков Людовику I Благочестивому, сын которого (Людовик II Немецкий) в 829 г. поручил епископству Пассау христианскую миссию в Моравию.

Правителем мораван тогда был Моймир I, который помогал миссионерам распространят христианство. И в 831 г. Моймир I со своим народом крестились епископом Регинаром Пассауским. Через два года Моймир расширил территорию Моравии за счет соседнего славянского княжества с центром в Нитре. В 846 г. Моравия конфликтует с Людовиком II Немецким, который сместил Моймира и поставил во главе Моравии его племянника Ростислава. Ростислав же воевал с Людовиком II. При Ростиславе в Великой Моравии вели свою деятельность Кирилл и Мефодий (посланцы Византии) и появилось первое славянское архиепископство, которое возглавил Мефодий.

Субъект: Моймир I
Страна: Моравия
Географические координаты: 49.10556,17.39389
Год: 831
Возраст субъекта: 36
Место: Велеград
Путь: Дунай

Православие

Православие (от «правильного славления Бога») – одно из крупнейших направлений христианства и мировой религии. После раскола христианской Церкви в 1054 году на две ветви – восточную (греческую) и западную (римскую или латинскую) – православие полностью унаследовало византийские религиозные традиции. Сформированное на востоке Римской империи в І тысячелетии нашей эры в XI веке оно обособилось от западно-христианской модели и организационно оформилось.
Вероисповедальная основа православной религии
Вероисповедальная основа православной религии включает в себя:
1. Священное писание — Библия (Ветхий Завет и Новый Завет), апокрифы (священные тексты, не вошедшие в Библию).
2. Священное предание — решения первых семи вселенских соборов (римо-католики признают и последующие) и труды отцов церкви II — VIII веков, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст.
Главные догматы православия
Главные догматы православия:
— идея спасения через испове́дание веры,
— идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
— идея боговоплощения,
— идея искупления,
— идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.
Все догматы были сформулированы в 12 параграфах и утверждены на первых двух Вселенских соборах 325 и 382 гг. Церковь объявила их абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенными человеку самим Богом.
Основа культа православия
В основе православного культа лежит семь главных обрядов-таинств:
— крещение. Символизирует принятие человека в лоно христианской церкви и означает духовное рождение. Осуществляется путем троекратного погружения человека в воду (в честь Бога-Отца и Сына и Святого Духа)
— причащение (евхаристия). Символизирует приобщение к Богу через обряд причащения – вкушения тела и крови Христовой, то есть хлеба и вина.
— покаяние (исповедь). Символизирует признание своих грехов перед Иисусом Христом, который устами священника отпускает их.
— миропомазание. Символизирует сохранение полученной при крещении душевной чистоты.
— брак. Совершается в храме при венчании, когда молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа.
— елеосвящение (соборование). Символизирует схождение на больного благодати Божьей. Состоит в смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным.
— священство. Состоит в передаче епископом новому священнику особой благодати, которой тот будет обладать в течение всей жизни.
Главное богослужение в православии называется литургия (от греческого «богослужение»), на котором совершается таинство причащения (евхаристии). Богослужение в православии продолжительнее, чем в других христианских конфессий, поскольку включают в себя большое количество ритуалов. В большинстве православных Церквей служба ведется на национальном языке, в Русской Православной Церкви – на церковнославянском.
В православии придается большое значение праздникам и постам.
Наиболее почитаемый праздник — Пасха. 12 самых значительных праздников православия: Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы, Троица (пятидесятница), Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Воздвижение креста Господня и Рождество Христово.
Постов (многодневных) в русском православии насчитывается четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.
Церковная иерархия в правосславии
Церковная иерархия ведет свое начало от христианских апостолов, обеспечивая преемственность через чреду рукоположений. Рукополагают только мужчин. Священство имеет 3 степени: епископ, пресвитер и диакон. Существует и институт монашества – так называемое черное духовенство. Единого центра у мирового православия не существует. Сейчас действует 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская и Канадская.
Православие в мире
Православие исповедуют примерно 220-250 миллионов человек, что составляет одну десятую часть от всего христианского населения планеты. Православные верующие составляют большинство либо значительную часть в таких странах, как:
— Греция — 99,9 % — 11291,68 тыс. чел.
— Молдавия — 99,6 %- 3545,4 тыс. чел.
— Румыния — 90,1 % — 19335,568 тыс. чел.
— Сербия — 87,6 % — 6371,584тыс. чел.
— Болгария — 85,7 % — 6310,805 тыс. чел.
— Грузия — 78,1 % — 3248 тыс. чел.
— Черногория — 75,6 % — 508,348 тыс. чел.
— Белоруссия — 74,6 % — 7063 тыс. чел.
— Россия — 72,5 % — 103563,304 тыс. чел.
— Македония — 64,7 % — 1340 тыс. чел.
— Кипр — 69,3 % — 550 тыс. чел.
— Украина — 58,5 % — 26726,663 тыс. чел.
— Эфиопия — 51 % — 44 000 тыс. чел.
— Албания — 45,2 % — 1440 тыс. чел.
— Эстония — 24,3 % — 320 тыс. чел.
Народы исповедующие православие
Среди народов, исповедующих православие, преобладают:
— Восточные славяне (русские, белорусы, украинцы).
— Южные славяне (болгары, македонцы, сербы, черногорцы).
— Греки, румыны, молдаване, грузины, абхазцы.
Многие народы, проживающие в Российской Федерации: осетины, ненцы, коми, удмурты, мордва, марийцы, карелы, вепсы, чуваши, якуты, коряки, чукчи.
Взаимоотношения православных Церквей и государства
Взаимоотношения православных Церквей и государства повсюду складываются по-разному. За свою долгую историю православная церковь существовала в разных странах при разных политических режимах. Она была господствующей как в Византийской или Российской империях, подвергалась гонениям, как в Украине времен Речи Посполитой, на Балканах во времена турецкого господства. Сегодня православие является государственной религией только в Греции (согласно Статье 3 Раздела II Конституции Греции). Каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления», то есть занимать государственные посты. Православные священники могут давать советы политикам, но сами в структурах светской власти состоять не должны.
Отношение православных церквей к другим религиям
Отношение православных церквей к другим религиям также строилось достаточно непросто. Предстоятели Православных Церквей, собравшиеся ради торжественного совместного служения в Вифлееме 7 января 2000 года, распространили следующее заявление: «Мы обращены к другим великим религиям, в особенности к монотеистическим религиям – иудаизму и исламу, с готовностью создавать благоприятные условия для диалога с ними ради достижения мирного сосуществования всех народов… Православная Церковь отвергает религиозную нетерпимость и осуждает религиозный фанатизм, откуда бы он ни происходил».
Однако значительные сложности существуют в отношениях конкретных религиозных организаций. Так, например, до сих пор сохраняется некоторое напряжение в отношениях РПЦ Московского патриархата и Ватиканом. Также поместные православные Церкви не признают так называемые автокефальные Церкви, не признанные поместными церквами мирового православия. Речь идет, например, о таких организациях, как: Украинская православная церковь (Киевский патриархат); Украинская автокефальная православная церковь; Черногорская православная церковь; Белорусская автокефальная православная церковь; Македонская православная церковь.
Отношение православия к бизнесу
Отношение православия к бизнесу выражается довольно условно. Позиция Церкви к экономике вообще и к предпринимательству в частности выражена не так ясно, как, например, в исламе либо в протестантизме. Цель жизни православного человека это, прежде всего, спасение души, а не производство и продажа материальных ценностей. Но, в целом, православие не имеет ничего против обогащения, если:
1. Бизнес носит производственный характер и воспринимается самим предпринимателем как творческий процесс;
2. Бизнес сопровождается трудом, как созидательным и воспитательным процессом;
3.Бизнесмен щедро жертвует на благотворительность.
Само по себе богатство в православии не имеет благословления, оно возможно только в случае праведного использования.
Отношение православия к медицине и науке
Отношение православия к медицине и науке типично для большинства традиционных ортодоксальных церковных организация, то есть очень осторожное. Ранее преобладали откровенно мракобесные взгляды, основанные на тезисе, что «все болезни – следствие греха, и излечиться возможно, лишь отчистившись». Со временем отношение православных к медицине менялось и в результате эволюционировало до признания врачебного подвига. Некоторые новаторские сферы, например клонирование или генная инженерия, воспринимаются православными резко негативно. Еще совсем недавно (в 30-40-е годы ХХ в.) РПЦ активно не одобряла исследования в области атомной энергетики и даже строительство метро.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх