Помост

Вопросы веры

Смирнов история христианской церкви

Церковь Гарре – самая первая христианская церковь в мире?


Гарре означает на турецком языке черный, причина, по которой так назвали церковь, заключается в том, что для строительства церкви использовался камень черного цвета. Возможно, это делалось для защиты от несправедливости, которая имела место в отношении христианских апостолов со стороны царя Армении. В настоящее время в некоторых частях этой церкви черные камни уступили свое место камням белого цвета.

Визуальные характеристики церкви:

Высота черного купола церкви Татауса составляет 18 метров, высота белого купола равна 24 метрам. Количество молелен, расположенных вокруг церкви составляет 44 помещения, общая площадь церковного комплекса с молельнями по периметру составляет 6 285 квадратных метров.

Убранство церкви можно разделить на две части:

1. Рисунки и росписи на стенах древней церкви, возможно, выполнены на мифологические темы.

2. Убранство новых участков стен церкви состоит из изображений на темы древних сказок, арки и выпуклые полуколонны и своды украшены резными фигурками.

По причине того, что у христиан мученическая смерть имеет священный смысл, в 3 – 6-м столетиях от Рождества Христова начато строительство той самой церкви, которая осталась до сегодняшнего дня. После смерти апостолов, их тела были преданы земле возле самой первой ими построенной церкви.

На протяжении различных исторических периодов здание церкви во многом пострадало из-за многочисленных войн, которые имели место в том регионе.

В качестве примера можно отметить, что после монголо-татарского нашествия на эти районы во главе с Чингисханом, которое имело место быть в 1230 году н.э., большие части церкви были разрушены, но в последующем во времена правления Хулагухана церковь вновь была возведена хадже Насруддином Туси.

— В 1691 году н.э. церковь была отреставрирована белым камнем, а в 1810 году черным камнем по приказу епископа Маку (Симон Бознуни), в период династии Каджаров церковь была вновь отреставрирована по приказу принца Аббаса Мирзы.

— Согласно убеждениям христиан-армян, церковь Татауса является самой первой церковью в мире, построенной евангелистами Христа. Ежегодно во второй декаде июля, что соответствует годовщине смерти Татауса, христиане-армяне проводят в этой церкви особые церковные службы.

Первая церковь в кладезе истории:

В 43 году от Рождества Христова (по некоторым оценкам в 48 году) два человека, которых звали Татаус и Бортегимус приехали на северо-запад Ирана для распространения христианской веры.

В то время в Иране правили парфяне, многие люди были зороастрийцами, многие исповедовали религию солнца.

После принятия учениками Иисуса веры Христа 3 500 человек приняли христианство, в их числе были армянский царь Сантрук или Санадук и его дочь Сандухт.

По прошествии непродолжительного времени с того момента царь, отвернулся от веры в Христа, он приказал уничтожить всех людей, которые исповедовали христианство, в этой связи зарезали даже его дочь Санадук.

«Иисус Христос: то, что Вы в темноте говорите шепотом, однажды при свете будете кричать».

Более двух столетий после этого, то есть в 301 году от Рождества Христова во времена правления парфянского падишаха Тирдода армянский народ объявил христианство официальной религией своей страны (Армения была первой страной, официально принявшей христианскую веру).

Первые христианские храмы

В древнерусском зодчестве на протяжении X -XIII вв. параллельно развивались две формы архитектуры: деревянная и каменная, с преобладанием деревянного зодчества. В первую очередь строились оборонительные сооружения: города, городцы, детинцы, кремли и остроги. В этот период основную защитную роль выполняли деревоземляные укрепления. Это были земляные валы со рвами перед ними и деревянными стенами сверху.

Первый христианский храм, деревянная церковь Ильи в Киеве, был построен в середине X в. В Ростове из дуба был построен собор. Летопись называет имена первых архитекторов: вышгород-чане Миронег и Ждан-Никола. При Владимире Крестителе начинается каменное монументальное строительство. Заимствовав зодчество из Византии, Русь унаследовала и символику храма — звездного неба. В основе был крест как символ христианства и спасения. Главу храма держит Христос Вседержитель (Пантократор), а шею (барабан) — апостолы. Именно их и изображали на фресках в главном куполе и на барабанах. Культовое здание строго ориентировалось по сторонам света. Алтарь всегда размещался в восточной центральной апсиде. Он являлся символом пещеры, где родился Иисус, но одновременно и Голгофы, где он был распят, а также небесного престола — рая, куда вознесся Иисус после. Алтарь отделялся от помещения для молящихся амвоном — возвышением, а впоследствии сплошной стеной иконостаса. Кубическая форма церковного здания сложилась в X-XII вв. и просуществовала до XVII в.

Ярослав Мудрый много занимался обустройством Киева. При нем не только были укреплены стены, но и воздвигнуто трое ворот из камня. Одни из них были названы Золотыми: их медные створки были покрыты золотом, а над ними возвышалась церковь. При Ярославе было построено три каменных храма: Георгиевский, Св. Ирины и Св. Софии, которую чтили греки под именем Афины, а византийцы поклонялись «мудрости» в образе Богоматери.

Киевский собор Св. Софии был заложен на месте победоносной битвы киевлян с печенегами. Ему было отведено самое высокое место в городе. И любому человеку в Киеве он в то время был прекрасно виден. Храм не был побелен. Кирпич чередовался с розовым скрепляющим раствором — цемянкой. Собор по размерам превосходил многие византийские храмы. У него, например, было не три нефа, а пять. Храм был увенчан тринадцатью куполами, символизирующими 12 апостолов и Иисуса Христа. Когда верующие входили в храм, они поражались тому, что их встречал не необыкновенный простор и высота, а теснота и темнота. Двенадцать мощных столбов расчленяли внутреннее пространство храма. Только в центре из купола проникал солнечный поток. (Именно под главным куполом и свершались все главные государственные церемонии.) Почти весь второй ярус храма был занят хорами — огромными полатями для князя и других высокопоставленных лиц, что делило по горизонтали внутренний объем.

Исконно русской особенностью храмовой архитектуры считается выделение мозаичным рисунком центрального купола и главной апсиды. В главном куполе храма было мозаичное изображение Вседержителя, а в своде центральной апсиды — гигантская фреска с фигурой Богоматери. На вогнутом своде она как бы обнимала руками молящихся людей. Мозаики Софии Киевской первоначально занимали площадь в 640 м2. Сейчас сохранилось чуть больше половины. Фрески собора сохранились много хуже, чем мозаика.

Ярослав в благодарность новгородцам за то, что те способствовали его восхождению на киевский престол, направил к ним своего любимого сына Владимира. По повелению Владимира после победы над волжскими булгарами была возведена София Новгородская. Этот пятиглавый храм был построен под непосредственным влиянием аналогичного собора в Киеве. Здесь были и хоры для князя, и крещатые своды. Но он более массивен. По внешнему виду это был правильный четырехугольник, возвышавшийся без уступов и оснований до кровли. Но в кладке собора (из огромных, неправильной формы камней) прослеживается влияние и романского стиля. Ведь Новгород тяготел к Северо-Западной Европе. София Новгородская довольно скоро перестала служить олицетворением княжеской власти и превратилась постепенно в символ Новгородской республики. Рядом с храмом собиралось вече, в храме хранили казну, служили торжественные молебны во имя военных побед, возводили на высшие должности.

Собор не расписывали в течение почти 60 лет, но затем пригласили художников из Византии. В куполе традиционно было изображение Пантократора, которого, согласно легенде, написали с благословляющей рукой, но утром все увидели, что рука сжата в кулак. Трижды переписывали фреску, пока не раздался глас Божий, провозгласивший, что в сжатой руке у Пантократора Новгород, который и будет счастливо существовать, пока рука сжата. К сожалению, это изображение было полностью утрачено в годы Великой Отечественной войны.

В Суздальской земле на берегу реки Нерли всего лишь в 2 км от дворца Андрея Боголюбского стоит церковь Покрова Богородицы. Это достаточно сложное архитектурное сооружение. Церковь предполагалось воздвигнуть в месте, заливаемом паводком. Для этого на фундаменте возвели 4-метровый каменный цоколь и засыпали его землей. Получился холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом пьедестале и построили церковь. Ее строительство знаменовало собой победу над волжскими булгарами в 1164 г. Булгары в виде контрибуции даже доставляли для нее строительный камень. Увы, фрески ее утрачены. Тема прославления Девы Марии присутствует в девичьих масках, расположенных над верхними окнами фасадов. К шедеврам зодчества может быть отнесен и построенный в XII в. во Владимире Дмитриевский собор, украшенный редкой по красоте каменной резьбой.

В связи с татаро-монгольским нашествием каменное строительство было прервано почти на полстолетия. Возрождение приходится на начало XIV в., когда были возведены каменные стены псковского детинца. В Москве в XIV в. при князе Дмитрии Донском был построен белокаменный Кремль. В XV в. строится Троицкий собор в основанном Сергием Радонежским (1314 — 1392) Троице-Сергиевом монастыре, а в Москве — Спасский собор Андроникова монастыря.

Постепенно в Москве, ставшей центром объединения русских земель, каменное строительство, в том числе и гражданское, приобретает особый размах. Это приводит, в частности, к тому, что дорогостоящий строительный материал — тесаный камень стал все больше заменяться более дешевым кирпичом и терракотой. Применение кирпича отразилось на декоративном убранстве фасадов в виде узорной кирпичной кладки.

В конце XV в. Московский Кремль был возведен заново, для его строительства были приглашены итальянские мастера Пьетро Ан-тонио Солари, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый и Марко Фрязин. Повторяя в основном контуры укреплений предыдущего века, кирпичная стена, общей протяженностью более 2 км с восемнадцатью башнями, являлась не только оборонительным укреплением, но стала и архитектурным украшением столицы. Большинство новых храмов возводилось на местах старых, часто деревянных, тем самым подчеркивалась преемственность поколений.

Сегодняшние дети смотрят советские мультфильмы «Ну, погоди!» онлайн, на компьютере.

В Кремле был построен Успенский собор (1475-1479) архитектором Фиораванти, в этом огромном пятиглавом храме, ставшем главным храмом страны, осуществлялись важнейшие государственные акты: венчания на царство и др. Архангельский собор (1505-1508), возведенный Алевизом Новым, становится со временем царской усыпальницей. Этот храм был декорирован в духе архитектуры Ренессанса. Русскими мастерами строятся Благовещенский собор (1484-1489) и церковь Ризположения (1484 — 1486). Ансамбль завершался колокольней Иван Великий (1505 — 1508). Московский Кремль стал архитектурным образцом, которому старались подражать архитекторы Тулы, Коломны, Нижнего Новгорода и других городов. Московская архитектура XV-XVI вв. становится общерусским явлением.

В XVI в. складываются ансамбли Троице-Сергиева, Борисоглебского, Кирилло-Белозерского монастырей. В Москве примером многостолпной композиции стал собор Покрова на Рву, прозванный в народе храмом Василия Блаженного. Этот архитектурный монумент воздвигнут на Красной площади в честь победы над Казанским ханством, одержанной в 1552 г. Его строили мастера Барма и Постник. Но наружные многоцветные росписи были выполнены уже в XVII в.

Автор текста: М.В.Соколова

  • Брунов. Путешествие в Византию
  • Поэтические антологии, двухтомник Гениевой и приключенческий роман о Ленине среди победителей «Большой книги»

Ранняя христианская церковь

Значение ранней церкви в распространении христианства.
Евангелист Матфей записал слова Христа о том, что Он создаст церковь, «которую не одолеют даже врата ада». Церковь в дословном переводе от греческого «экклесия» – это группа людей, их собрание, целью которых является поклонение и служение Богу. В послании Ефесской церкви автор характеризует церковь как людей, призванных из греха, и ставших «согражданами святыми и своими Богу».
Как происходило становление первой христианской (апостольской) церкви?
События тех дней описаны в Библии в книге «Деяний святых апостолов».
Пятидесятый день от воскресения Иисуса, когда ученики получили крещение Святым Духом в день еврейского праздника Пятидесятницы, стал днем рождения церкви.
Обыкновенные малограмотные рыбаки и мытари, с их человеческими слабостями и недостатками были призваны Иисусом на служение. Получив в дар силу от Господа, наполнившись Духом Святым, они начинают проповедовать на незнакомых им языках для разноязычного населения Иерусалима. Выполняя наказ Господа идти по всему миру и проповедовать Евангелие, эти люди сами изменяются. Приняв крещение от третьей Божественной Личности, они с мудростью, смелостью, встречая сопротивление и испытывая гонения, проявляя стойкость и даже готовность отдать свою жизнь за Христову истину, начинают выполнение своей миссии.
Создание общин, живущих по Божественным законам, проповедь христианского учения вначале евреям и прозелитам, затем язычникам «до края земли», были так убедительны, что одновременно каялись в своей греховности до пяти тысяч человек. Не только проповеди первых христиан убеждали людей. Их личный пример добродетельности, братской любви и уважения, дружбы служили ярким примером истинной христианской жизни. Первая церковь ежедневно собиралась в храме для слушания проповедей апостолов, по воскресеньям у них происходило особое служение с литургией и приобщением к Святым Таинствам. Отношения строились по принципу взаимопомощи и поддержки, как в большой дружной семье. Продавались имения, вырученные средства раздавались тем, кто нуждался. Для соблюдения справедливости при раздаче приношений были рукоположены апостолами на дьяконское служение помощники – семь благочестивых мужчин. Видя популярность первых христиан в народе, еврейские священники, не признающие учение Христа, начали жестокие притеснения церкви.
Учеников избивали, запрещая христианскую веру. Но они стойко переносили страдания и притеснения своих гонителей. Поручение Господа проповедовать Царство Божие выполняли добросовестно.
Из-за гонений, которыми преследователи пытались уничтожить церковь, христиане, переселяясь в другие места, начали активное распространение христианского учения. Притеснения только закалили церковь, способствовали её росту. Тюрьмы, убийства посредством распятия, обезглавливания, яда не смогли сломить веру учеников Иисуса Христа. Они шли, не сломившись, на смерть за Его учение, благословляя, как и Он, своих мучителей.
Один из первых дьяконов, первомученик Стефан, по ложному обвинению был побит до смерти камнями, умирая, просил Отца небесного не вменять убийцам этот грех.
Иоанна и Петра жестоко избили в храме, бросали в темницы, запрещая проповедь христианства.
Савл – очень образованный человек, римский гражданин, будучи вначале своей сознательной жизни гонителем церкви Иисуса, превратился в несгибаемого христианского миссионера для язычников – апостола Павла. За распространение христианского мировоззрения он претерпевал много лишений и принял мученическую смерть. Им оставлены нетленные труды – 14 посланий, адресованных церквям. Они вошли в Библейский Новый Завет, актуальны для назидания и формирования не только ранней, но и церкви наших дней.
26 книг Евангелия, составляющих «Новый Завет» написаны под водительством Духа Святого первыми христианами. Все ученики Христа были притесняемы, все кроме Иоанна приняли мученическую смерть за веру.
Первая церковь, христианство оказали благотворное влияние на весь мир. Человеколюбивые правила и нормы, основанные на доброте, скромности, милосердии, чистоте нравов, прощении и любви постепенно перерождали господство гордости, тщеславия, силы, жестокости, нравственной распущенности языческого мира.
Этот пример жизни и поведения первой апостольской церкви оставил убедительный след в истории человечества последних 2000 лет и оказал огромное значение для распространения христианства по всему миру.
История развития церкви – это история становления самого главного, как в отдельной личности, так и в нравственном и духовном развитии человечества.
Трудно переоценить значение христианства и в мировом культурном наследии. Талантливейшие художники создавали свои творения на библейские сюжеты, отражая жизнь и подвиг последователей Иисуса Христа.
Как школа духовного и нравственного воспитания, церковь благотворно влияет на очищение всего цивилизованного мира от зла и пороков.

Годы

1050 · 1051 · 1052 · 1053 — 1054 — 1055 · 1056 · 1057 · 1058

Десятилетия

1030-е · 1040-е — 1050-е — 1060-е · 1070-е

Века

X век — XI век — XII век

2 -е тысячелетие
IX век — X век — XI век — XII век — XIII век
990-е 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999
1000-е 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009
1010-е 1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019
1020-е 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029
1030-е 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039
1040-е 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049
1050-е 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059
1060-е 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069
1070-е 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079
1080-е 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089
1090-е 1090 1091 1092 1093 1094 1095 1096 1097 1098 1099
1100-е 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109
Хронологическая таблица

События Править

  • Эдуард возвращает из изгнания в Венгрии Эдуарда Ателинга.
  • Победа Малькольма, сына Дункана, и графа Нортумбрии Сиварда, тестя короля Дункана I, над королём Макбетом.
  • Неудачная война Генриха I и Джеффри Мартелла с герцогом Вильгельмом. Победа Вильгельма при Мортемере над армией Эда, брата короля Генриха. Изгнание из Нормандии архиепископа Може, дяди Вильгельма.
  • Победа Фердинанда I над своим братом в битве при Атапуерке.
  • Спор между патриархом Михаилом Керуларием и папой Львом IX. Раскол церкви на восточную и западную.
  • «Великая схизма». В Константинополе произошёл раскол христианской церкви на восточную и западную, где патриарх Константинопольский Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.
  • 4 июля, понедельник — вспышка сверхновой в созвездии Тельца. Сейчас на этом месте находится Крабовидная туманность.
  • Составлена «Правда Ярославичей» вторая часть «Русской Правды».
  • Тогрул занял Азербайджан, подчинил мелких князей.
  • 1054—1072 — Король Вьетнама Ли Тхань Тонг.

Родились Править

См. также: Категория:Родившиеся в 1054 году

  • Роберт III Куртгёз

Скончались Править

См. также: Категория:Умершие в 1054 году

  • Герман из Райхенау
  • Ламберт II де Ланс
  • Лев IX (папа римский)
  • Ли Тхай Тонг
  • Атиша
  • 20 февраля, воскресенье — Святой Ярослав I Мудрый, великий князь Киевский.af:1054

История христианской Православной Церкви

Введение

1. Понятие об истории Церкви

2. Предмет истории Церкви

3. Цель истории Церкви

4. Разделение истории Церкви

Апостольский период.

1. Сошествие Святого Духа на апостолов 2. Первые успехи Христовой веры между иудеями и иудейскими прозелитами 3. Жизнь первых христиан 4. Избрание диаконов 5. Первое гонение иудеев на Церковь. Святой первомученик Стефан. Рассеяние христиан 6. Проповедь диакона Филиппа 7. Обращение Савла (41 г. по Р. X.) 8. Призвание в Церковь язычников (42 г. по Р. X.). Христиане в Антиохии 9. Первое путешествие апостола Павла (45–49 гг. по Р. X.) 10. Апостольский собор в Иерусалиме (51 г. по Р. X.) 11. Второе путешествие апостола Павла (51 – 54 гг. по Р. X.) 12. Третье путешествие апостола Павла (54–58 гг. по Р.Х.) 13. Суд над апостолом Павлом и мученическая кончина его (58–67 гг. по Р.Х.) 14. Благовестнические труды апостола Петра 15. Святой апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимский епископ 16. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Распространение Церкви в первые века.

17. Благовестнические труды других апостолов. Мужи апостольские Обстоятельства, благоприятствовавшие распространению христианства 18. Краткий обзор гонений на христиан от иудеев. Падение иудеев 19. Гонения на христиан от язычников (в кратком очерке) 20. Святые мученики Игнатий, епископ Антиохийский Поликарп, епископ Смирнский Иустин Философ Киприан, епископ Карфагенский 21. Святые мученицы София, Вера, Надежда и Любовь Перпетуя, Филицитата и Потамина Великомученица Анастасия Узорешительница Великомученица Екатерина и царица Августа Великомученица Варвара и мученица Иулиания 22. Апологеты

Период Расцвета Христианства и Вселенских Соборов.

23. Обращение Константина Великого 24. Последняя борьба язычества с христианством в Римской империи и окончательное торжество христианства над язычеством 25. Ереси и расколы 26. Вселенские соборы Восточные Церкви, отделившиеся от союза с Православною Церковью во время Вселенских соборов 27. Святые отцы и учители Церкви 28. Происхождение монашества. Основатели его на Востоке и Западе. Значение монашества 29. Церковное управление

Отпадение Римской Церкви и Возникновение Протестантизма.

30. Притязания Римских пап на преобладание в Церкви. Заблуждения, допущенные в Западной Церкви 31. Отделение Западной Церкви от Православной Вселенской Церкви 32. Происхождение реформации и отделение разных христианских обществ от Римско-Католической Церкви 33. Лютеране, или протестанты 34 Реформаторы, или кальвинисты 35. Англикане 36. Христианские общества и секты на Западе после реформации Старокатолики

Христианизация Славянских Народов. Русская Церковь.

37. Благовестнические труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 38. Начало христианской веры в России. Великая княгиня Ольга, святой Владимир и распространение святой православной веры Устройство Церкви Русской и управление ею Киево-Печерская Лавра 39. Состояние Церкви Русской во время татарского порабощения. Митрополиты Кирилл, Петр и Алексий 40. Основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 41. Распространение христианства на севере; просвещение Перми святым Стефаном 42. Разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую. Начало самостоятельности Русской Церкви под управлением Московских митрополитов. Митрополит Иона 43. Религиозные споры в Русской Церкви. Стригольники и жидовствующие 44. Обнаружение ошибок в богослужебных книгах и разностей в обрядах. Попытка исправления их 45. Просвещение христианством Казани и Астрахани 46. Митрополит Филипп II 47. Патриаршество в России. Патриархи Иов и священномученик Ермоген 48. Заслуги Троице-Сергиевой Лавры во время самозванцев 49. Патриарх Филарет 50. Патриарх Никон 51. Труды патриарха Никона по исправлению богослужебных книг и обрядов 52. Возникновение раскола. Открытое появление его в Русской Церкви 53. Распадение раскола на толки 54. Состояние Православия на Юго-Западе. Литовская уния. Митрополит Петр Могила. Подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху 55. Учреждение Святейшего Синода

Синодальный Период.

56. Духовные школы 57. Учреждение миссий Русская миссия в Америке 58. Единоверие 59. Прекращение унии 60. Современное русское сектантство 61. Святители Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, преподобный Серафим, подвижник Саровский 62. Замечательные деятели в истории Русской Церкви и двигатели богословской науки за последние два века

Введение
1. Понятие об истории Церкви

История Церкви есть связанное и последовательное повествование об ее начале, распространении, жизни и деятельности в роде человеческом.

В общем и обширном смысле история Церкви обымает все время существования человеческого рода, начиная от сотворения мира. В частном и определенном смысле она обымает время от начала Церкви собственно христианской до настоящего времени.

Основание христианской Церкви положил Господь Иисус Христос, но жизнь и деятельность ее вполне открылись в день сошествия Святого Духа на апостолов, с которого и начинается ее история. Повествование о судьбах Церкви до сего великого события более известно под именем священной истории потому, что сведения о сих судьбах почерпаются почти исключительно из священных книг Ветхого и Нового Заветов. Церковная же история только вначале своих повествований пользуется этим священным источником и затем почерпает сведения из записей и свидетельств общеисторического происхождения и значения.

2. Предмет истории Церкви

Предмет истории Церкви составляет проявление благодатных сил, которые дарованы Церкви для усвоения людям спасения, постепенное распространение ее пределов и преобразование ею жизни людей, согласно учению и заповедям Христовым, борьба ее со врагами нашего спасения и победа над ними. Церковь своим спасительным влиянием проникает глубочайшие основы жизни человеческой – личной, семейной, общественной и государственной, и свет ее учения простирается во все концы жизни. В борьбе с врагами Церкви живое участие принимают силы небесные. Посему во всей полноте и глубине судьбы Церкви неизобразимы и ведомы единому Богу. Но с течением времени, более или менее ясно, обнаружились победоносные действия Церкви, обличены и поражены многие ее враги, прославились ее защитники и покровители, и все это составляет достояние ее истории.

3. Цель истории Церкви

История Церкви имеет целью представить минувшие судьбы Церкви и выяснить по возможности ту среду, в которой теперь она действует ко благу и спасению людей. Раскрытие минувших судеб Церкви укажет непреложность божественных обетований, данных Церкви ее Божественным Основателем, выяснит величие благодатных сил, действующих в Церкви, представит многочисленные примеры великих доблестей апостолов, святителей, святых мучеников и мучениц, исповедников и других подвижников веры, представит вместе и ничтожество противников Церкви, и все это должно послужить к укреплению веры, упования и любви в тех, на ком лежит еще тяжесть борьбы со врагами спасения и кто имеет еще счастие пользоваться дарами благодати, действующими в Церкви, и ее материнскою охраною.

4. Разделение истории Церкви

В истории христианской Церкви ясно различаются три периода, с постепенным удлинением по времени:

В течение первых трех веков по основании Церковь ведет по преимуществу внешнюю борьбу с иудейством и язычеством в могущественной и считавшейся всемирною Римской империи и утверждается в мире (34–323 гг.).

По утверждении в Римской империи Церковь в течение более пяти веков ведет по преимуществу внутреннюю борьбу с ересями и расколами и торжествует победу над ними веры православной (323–842 гг.).

По утверждении Православия начинается отделение Западной Церкви от Вселенской Церкви и постепенное искажение веры и нарушение благочиния церковного на Западе до замечаемого там в наши дни почти оскудения веры. На Православной Восточной Церкви, обуреваемой разными напастями, в течение пяти веков несущей тяжелое иго мусульманства, лежит дело охранения православной веры и установленного Вселенскими соборами благоустройства. Период сей еще не окончил своего течения, хотя, видимо, близится к концу, и неожиданное пробуждение народов Дальнего Востока знаменует новую эпоху в истории Церкви христианской православной.

С первых лет третьего периода начинается история славянских Церквей, и в частности Российской Церкви, которые Господь призвал как бы в восполнение отпадавшего от Вселенской Православной Церкви Запада и которым, видимо, намечается великая задача по охранению и распространению веры православной в последующих веках.

История Российской Церкви удобно расчленяется на три периода, наименования которым дают те стольные города, в которых сосредоточивалось ее управление: Киевский, от начала христианства на Руси до нашествия монголов, разоривших до основания древнепрестольный Киев; Московский, когда первосвятители Церкви Русской, удалившиеся с юга на север России, после кратковременного пребывания во Владимире поселились в Москве. Это период по своей продолжительности подразделяется на следующие отделы: а) от переселения митрополитов во Владимир и затем в Москву до признания самостоятельности Московского митрополита и независимости его от Константинопольского патриарха при митрополите Ионе; б) от митрополита Ионы до учреждения в Русской Церкви патриаршества; в) от учреждения патриаршества до конца периода. Третий период, от учреждения Святейшего Синода при императоре Петре I до настоящего времени, может быть назван Петербургским.

В кратком учебнике нет возможности проследить жизнь и деятельность Церкви по намеченным выше периодам ее истории. Он дает лишь отрывочные и краткие ответы на вопросы, поставленные программою.

Протоиерей Петр СМИРНОВ

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх