Помост

Вопросы веры

Смысл жизни в православии

Многих интересует вопрос – в чем заключается смысл жизни в христианстве? Попытки найти ответ на вопрос лишают покоя. Религия каждому верующему помогает найти путь к жизни полной смысла. Несомненно, размышления о смысле жизни – вопрос философский, однако, четкий ответ на него поможет найти вера и искренняя молитва Богу. Религиозный ответ на метания души станет ярким лучом света и укажет путь к спокойствию и гармонии. Давайте обратимся к трем мировым религиям и попробуем разобраться – в чем состоит смысл жизни человека.

Христианское понимание смысла жизни

Многие святые отцы в своих проповедях и учениях уделяют особое внимание вопросу поиска истинного жизненного пути и самого себя. О вечном и главном задумался человек уже в далеком прошлом. Вспомните легенду о царе Сизифе, в наказание он был обречен вечно вкатывать камень на вершину самой высокой горы. Достигая вершины, царь вновь оказывался у подножия и начинал бессмысленное восхождение. Этот миф является ярчайшим примером бессмысленности человеческого бытия.

Мыслители об истинном смысле бытия

Философ Альбер Камю, размышляя о смысле жизни в христианстве, применил образ Сизифа к образу человека – своего современника. Основная идея философа заключалась в следующем – жизнь каждого существа, ограниченного рамками бытия, напоминает сизифов труд, полна абсурда и бессмысленных поступков.

Это важно! Часто человек, достигший почтенного возраста, вспоминает жизнь и понимает – в ней было много бессвязных событий, которые превратились в бесконечную цепь бессмысленных поступков и действий. Чтобы земное бытие не напоминало сизифов труд, важно найти смысл жизни, четко увидеть дорогу – свой, единственный путь к гармонии и счастью.

К сожалению, многие люди живут в иллюзорном мире, следуют псевдоцелям. Однако в мире конкретики и реалий найти истинный смысл жизни христианина невозможно. Лучше всего эту мысль подтвердит точная наука – математика. Число, деленное на бесконечность, равно нулю. Неудивительно, что все попытки людей, далеких от веры, объяснить смысл бытия выглядят наивными.

Великие творцы и философы понимают неполноту земного бытия. Блез Паскаль только за два года до смерти осознал, что наука – это лишь работа, ремесло, а истинный смысл христианской жизни уходит корнями в религию. В своих письмах ученый часто и много размышлял о смысле бытия. Он писал, что человек может стать по-настоящему счастливым только, осознав, что есть Бог. Истинное благо – любить Его и пребывать в Нем, а великое несчастье – разлучиться с Ним, оказаться наполненным мраком. Истинная религия наглядно и доступно объясняет человеку причину, по которой он сопротивляется Богу, следовательно, величайшему благу. Истинная вера указывает, как обрести необходимые силы, чтобы от собственных заблуждений, как принять Бога, обрести себя.

Великий ученый и православие

В современном мире ситуация кардинальным образом не изменилась. Глубоко нравственный человек, достигнув определенных высот и результатов, отчетливо понимает – это не истинная, не цель. Великие люди находятся в постоянном осмыслении в чем полнота жизни и истинный её смысл. Ярким примером является жизнь академика Королева. Управляя величайшей космической программой, он понимал – смысл бытия в спасении души, то есть – устремляется далеко за пределы земного бытия. В те времена православие и вера подвергались серьезным гонениям, но даже тогда у Королева был наставник, он посещал богомолье и жертвовал крупные суммы на благотворительность.

Об этом удивительном человеке писала монахиня Силуана, которая работала в гостинице при монастыре. В своих рассказах она описывает Королева представительным мужчиной в кожаной куртке. Ее изумил тот факт, что академик, пожив несколько дней в гостинице при храме искренне удивлялся бедности и нищете. Его сердце разрывалось от увиденного, и Королев захотел помочь обители. Академик сокрушался, что имеет при себе мало денег, но оставил адрес и номер телефона, попросил монахиню по приезду в Москву обязательно заехать. Монахиня дала Королеву адрес священника, оказавшегося в непростой ситуации, попросила оказать посильную помощь. Спустя некоторое время Силуана приехала в Москву и посетила Королева. К ее удивлению мужчина жил в роскошном особняке, очень обрадовался, увидев монахиню, пригласил в гости. В кабинете Королева стояли образа, а на столе лежала открытая книга Добротолюбия. Академик пожертвовал монастырю 5 тысяч рублей. К слову, наставником и добрым другом Королева стал священник, адрес которого давала монахиня и просила о помощи.

Это важно! Для Королева обращение к религии не было коротким эпизодом, в ней академик познал смысл жизни христианина. Ученый жил православием, рисковал собственным высоким положением, находил время на чтение творений святых отцов.

Пушкин о Евангелие

Великие поэты в своем творчестве поднимали вечный вопрос о смысле рождения и бытия. В начале 19 столетия Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Три ключа», где выразил бесконечное чувство жажды души. На тот момент поэту было всего 28 лет, но уже тогда он хотел разобраться в смысле пребывания живых существ на земле и их рождения. А за 3 месяца до трагической гибели Пушкин напишет о Евангелие – единственной книге, где истолковано каждое слово. Поэт говорил, что только эта великая книга применима к любому обстоятельству и событию в жизни, ее красноречие увлекает и обладает вечной прелестью.

Ответ на вопрос – где искать смысл рождения и что может изменить вашу жизнь? Самое точное учение откроет святое Евангелие. Здесь сказано – жизнь важнее пищи, она важнее субботы. В соответствии с Евангелие Иисус умер за каждого, воскреснув, он стал Начальником жизни. Настоящий смысл бытия заключается в единении с Иисусом, именно это является подлинным источником счастья и света. В Евангелие сказано, что истинно верующий после смерти обязательно воскреснет.

Это важно! Вхождение в вечную жизнь начинается на земле, через церковь. Если человек не смог ступить на ступни святости, но проживает свой путь духовно честно, он обретает знание о смысле своего бытия. В этом помогает молитва, которая является обращением к Богу, разговором с ним. Одна из самых сильных – молитва Николая Чудотворцу, изменяющая человека и открывающая путь к вечной жизни.

Смысл жизни в буддизме

Буддийская практика говорит о том, что неотъемлемая часть жизни каждого человека – страдания, а наивысшая цель – прекратить эти страдания. В слово «страдания» буддизм вкладывает конкретный смысл – стремление получить материальные блага, желания, которым человек, не достигший нирваны, потакает. Избавиться от страданий можно единственным способом – достигнув особенного состояния – просветления или нирваны. В этом состоянии человек отказывается от всех своих желаний, соответственно, он избавляется от страданий.

Цель бытия в буддизме южной традиции – осознание личного сознания, достижении такого состояния, когда человек лишен любых земных желаний и прекращает бытие в общепринятом смысле этого слова.

Если говорить о буддизме северной традиции, здесь преследуются высочайшие цели. Человек не может достичь нирваны, пока живые существа не достигнут состояния просветления.

Это важно! Достичь нирваны можно не только практикуясь, а также в результате безгрешной, праведной жизни.

Смысл жизни в исламе

Смысл жизни в исламе предполагает особые отношения между Богом и человеком. Главная цель последователей ислама – покорность Богу, вручение себя Ему. Именно поэтому последователей этой религии называют преданными. В Коране есть слова о том, что Бог создал человека не для конкретной пользы для Бога, а для поклонения Ему. Именно в поклонении есть наивысшая польза.

В соответствии с главными исламскими догмами Аллах главенствует над всем, Он милосерден и милостив. Все верующие должны предать себя Аллаху, покориться и смириться. При этом все люди ответственные за собственные поступки, по которым Господь воздаст на высшем Суде. После Суда праведники окажутся в Раю, а грешников ждут вечные наказания в Аду.

Лекция профессора Московской Духовной Академии и Семинарии А.И.Осипова.

Бог ведет каждого человека к тому, чтобы он стал думать и осознавать, как все происходит, к чему идет и как построить свою жизнь. Архимандрит Сильвестр (Стойчев), кандидат богословия, профессор, старший помощник ректора КДА по учебно-методической работе, обозначил ориентиры для тех, кто не потерял надежду обрести смысл жизни. Как говорится: «Viam supervadet vadens» (лат.), что значит «Дорогу осилит идущий».

– Какова цель жизни православного христианина?

– В широком смысле слова – приблизиться к той форме благочестия и христианскому идеалу жизни, который в результате приводит к стяжанию Святого Духа, благодатному преображению, к обожению. Это общий смысл жизни для всех православных христиан. Однако у каждого христианина в контексте общего смысла есть свой индивидуальный смысл жизни. Например, у священника один смысл жизни, у деятеля культуры – другой, у ученого – третий. Можно сказать, что каждый человек должен реализовать себя и свои таланты в мире как христианин. Ведь любой талант, данный нам Богом, можно использовать во благо: чтобы и ближнему служить, и себя развивать как личность, взращивать свой талант. Личный смысл жизни находится в контексте общехристианском и связан со служением Церкви, людям и, конечно же, подразумевает следование путями Божиими.

– Что дает православие человеку?

– Связь с Богом, которую человек утратил в результате грехопадения. Религия стремится восстановить онтологический разрыв между Богом и людьми. В Священном Писании говорится, что все согрешили и лишены славы Божьей. Быть лишенными славы Божьей означает не иметь возможности богообщения. Православие восстанавливает эту возможность и дает силы для ее реализации.

– Как подвигнуть человека к поиску смысла жизни?

– Сложный вопрос. Думаю, в большинстве случаев это – тайна. Людей можно разделить на несколько категорий. Одни начинают искать смысл жизни в юности, другие – в зрелом возрасте, некоторые пребывают в поиске всю жизнь. Есть и те, кто вообще не задумывается над тем, для чего они появились на свет и что будет с ними после смерти, какие основы бытия. Им это не интересно. Бог ведет каждого человека к тому, чтобы он стал думать и осознавать, как все происходит, к чему идет и как построить свою жизнь. В Священном Писании есть известная притча о блудном сыне. На каком-то этапе все мы блудные дети и все в разное время должны почувствовать, что нужно вернуться в Отчий Дом. Поиск Отца и поиск Дома, то есть поиск Бога и поиск Дома Божьего – Церкви, – это призвание человека. В притче есть фраза о блудном сыне, что «он пришел в себя», после чего решил идти к отцу. Слова «прийти в себя» – понять то, как ты жил – указывают на состояние блудного сына. Это очень важное состояние, которое должен испытать каждый, кто обращается к Господу. Но, к сожалению, не всегда это происходит в юном возрасте, когда у нас много сил, и вообще случается это далеко не со всеми. Но мы, христиане, надеемся, что Бог призовет каждого, потому что Он всех создал для блага.

– Скажите, в чем, на Ваш взгляд, заключается особенность христианского образа жизни?

– Если мы обратимся к святоотеческой литературе, особенно первых веков, например, к писаниям апологетов, то увидим, что христианский образ жизни часто противопоставляется иному как образ нравственной чистоты. Нам могут сразу возразить, мол, знаем мы вашу христианскую жизнь, и привести кучу примеров среди своих соседей или сослуживцев, которые ходят в церковь и далеки от христианских идеалов. Однако вопрос тут не в том, насколько грешен каждый христианин, а в идеалах, провозглашаемых нашей верой. Языческая религия не ратовала за нравственную чистоту. Языческие боги развратничают, предают и т. п. Христианский идеал совершенно иной, он сформулирован в известной фразе: «Будьте святы, ибо Господь Бог ваш свят». А также в другом не менее значимом выражении: «Да будут в вас те же чувствования, что во Христе Иисусе». Христианский идеал в результате победил, привлек многих людей именно потому, что всегда наряду не с самыми святыми христианами были реализующие высокий идеал, живущие согласно учению Христа, проще говоря – праведники. Благодаря этому в Римской империи произошло обращение людей к христианству.

Они поняли, что смысл жизни в ином, и что так, как они живут, далее жить нельзя. Об этом много сказано в сочинении «О граде Божьем» Блаженного Августина, где он очень часто противопоставляет нравственные представления язычников и христиан, их семейные взаимоотношения, отношение друг к другу и к религии. В этом плане христианство превосходило язычество по всем параметрам.

– Апостол Павел говорит: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». О каких чувствованиях идет речь?
– Это очень важный текст с точки зрения нравственного идеала. Часто люди задаются вопросом: кому они должны подражать? Мы можем подражать нашим родителям. Действительно, у них многому можно научиться. Можно подражать людям, которыми мы восторгаемся, учителям, опытным священнослужителям. Есть подражание более глубокое – монашеской культуре. Во многих текстах говорится о монашестве как о равноангельном житии, т. е. о достижении такого образа жизни, когда можно уподобиться ангельскому бесстрастию, то есть полностью отдаться служению Богу. Это тоже своеобразное подражание. Но в целом мы все должны подражать Господу Иисусу Христу, т. к. именно Он идеал для людей. Апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я подражаю Христу». Что имеется в виду? Хотя он и говорит: «Подражайте мне» – т. к. вы общались со мной, видели, как я живу, и вы делайте так, но понимайте, что это подражание не собственно апостолу Павлу как идеалу, но Павлу как доброму христианину, которым он стал благодаря Христу. Другими словами, этот текст тоже о подражании Христу. А в чем подражать Христу? Христос – нравственный идеал. Во всем, что делаем, мы должны ориентироваться на Него. Самое главное чувствование во Христе – это любовь. Он любит всех. Он воплотился ради любви. Ради любви к нам Он принял страдание.

Конечным моментом Его жизни является предательство учеников, унижение. Что испытывали бы люди в аналогичной ситуации? Ненависть, жажду мести. Но ничего подобного не чувствует Господь, наоборот – просит Отца простить их, так как они «не ведают, что творят». И все, что Он делает, ради любви. Поэтому следует подражать чувствованию Иисуса Христа. Это любовь как совокупность совершенств. Христианский принцип отношений должен быть сведен не к командному духу, а к духу любви. Человек любящий не мечтает владеть, он стремится всячески служить, ведь и «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

Беседовала Наталья Горошкова

Энергии Бога как смысл и цель Жизни Христианина

В неделю памяти святителя Григория Паламы мы касаемся темы, которая очень важна для понимания христианского смысла жизни человека на Земле.

Почему-то то, что связанно с темой Нетварных Энергий Бога, традиционно приписывают к области книжной профессорской аудитории, которая в силу своей компетенции может погружаться в эту недоступною для простых, богословски не образованных, христиан. В этом кроется глубочайшее духовное обольщение, которое пытается скрыть от нас самую важную область знания и опыта, необходимую для нашего спасения.

Если мы будет полагать что спасение души зависит от количества произнесенных молитв, исполнения заповедей, и прочего доброделания, мы будем разочарованы. Это всего лишь средства, которые прокладывают путь к цели. А цель – это причастность души к этим Нетварным Энергиям Бога. Именно это имел ввиду преподобный Серафим Саровский, когда говорил с Мотовиловым о смысле жизни христианина как «стяжание Духа Мирного», или «Духа Святаго». Здесь речь идет о необходимости быть причастным к этим Нетварным Божественным Энергиям.

Что же это за Энергии и что нам нужно о них знать?

По мысли Григория Паламы, Бог непознаваем и неприступен. К нему нельзя относить никакие категории и понятия, связанные с нашим человеческим языковым инструментарием. Сущность Бога не постижима, и не доступна не только людям, но и высшим Ангельским Силам. Но в Боге есть совечные Его Сущности Силы и Энергии. Причастность к этим Нетварным Энергиям Бога – и есть смысл и цель человеческой жизни. В этих Энергиях Он открывает себя миру, присутствует в нем, действует и преображает его.

Учение Григория Паламы разрешает кажущиеся противоречия Священного Писания которое, с одной стороны, утверждает что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может (1 Тим.6:16), а с другой – говорит, что человек должен стать причастником Божественного естества (2Пет. 1:4)

На учении Григория Паламы основано понимание Обожения (гр. – theosis) человека как цели его жизни. Оно совершается во Христе благодатью Святого Духа. Обоженный человек во всем уподобляется Христу и становится зеркалом Божественного Света. На высших ступенях духовной жизни, непременно связанных со стяжанием высочайшего смирения, обоженный христианин получает особую благодать совершенства, выражающуюся в дарах чудотворений, исцелений, прозорливости. При этом его душа и ум совершенно соединяются с Богом. «Душа при общении со Духом Святым делается с ним единым духом», – говорит св. Макарий Великий о жизни совершенных христиан. По словам св. Максима Капсокаливи, действие избыточествующей Божественной благодати ведет к прекращению обычной деятельности ума.

Православный подвижник двадцатого столетия Старец Иосиф Афонский так описывает опыт обожения: «Пламенеет сердце от Божественной Любви и взывает: «Держи Иисусе мой, волны Твоей благодати, ибо я таю как воск». И действительно тает, не вынося. И захватывается ум в созерцании. И пресуществляется человек и делается одно с Богом, так что не знает или не отделяет самого себя, подобно железу в огне, когда накалится и уподобится огню».

Достижение обожения невозможно вне христианского подвига. По мнению св. Макария Великого, путь к обожению лежит через претворение в жизнь евангельской этической триады – веры, надежды и любви. Этой триадой личность формируется по образу Христа, пока не станет «христообразной». Воплощение в своей жизни христианской этики предвосхищает соединение с Божественной Троическим Светом.

Ниспосылаемые Пресвятой Троицей благодатные переживания ведут подвижника к таинственному переходу из области «делания» в область «созерцания. Главным же инструментом, которым пользуется человек на этом пути, есть любовь. «Любовь к Богу есть путь к обожению» (св. Григория Богослов). «Только любовью венчается путь духовного совершенствования, ведущий к обожению», – учит подвижник нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

В чем смысл жизни человека или зачем мы приходим на землю

В чем заключается смысл жизни человека

Вопрос о смысле жизни сопровождает человечество на протяжении всего периода его существования. Впрочем, нет, пожалуй, не всего. Во всяком случае, первобытных обитателей пещер эта проблема вряд ли могла интересовать. Для того чтобы вечный вопрос появился в умах, нужен был уже определенный материальный и культурный уровень развития общества.

Церковь, наука, искусство на протяжении веков пытались объяснить, в чем смысл жизни. Но никто не смог сделать это убедительно и немногословно. Может быть, у каждого он свой?

Великие умы о смысле жизни

Давайте выясним, что говорили по этому поводу великие умы.

Сократ

Этот древнегреческий философ, всю жизнь проживший в Афинах, смысл жизни усматривал не в том, чтобы добиваться материальных благ (сам он, кстати, был беден), а в том, чтобы быть добродетельным, совершенствоваться и жить, соблюдая этические правила. Стремиться к мудрости и совершать добрые поступки – высшее благо и цель человеческого существования.

Аристотель

Смысл жизни, согласно древнегреческому философу Аристотелю, состоит в том, чтобы стремиться к счастью, то есть осуществить свою сущность. Наверное, он имел в виду –воплотить свое призвание, проявить свой талант. И еще Аристотель полагал, что цель жизни – служить другим, делать добро.

Эпикур

По убеждению древнегреческого философа Эпикура, цель жизни – в стремлении к удовольствию. Однако при этом он имел в виду не чувственное наслаждение, а отсутствие физической боли, душевных страданий, страха смерти. Эпикур проповедовал созерцательное отношение к жизни, отстраненность от общества и государства.

Киники (Антисфен, Диоген)

Для Антисфена, ученика Сократа и основателя философской школы киников, а также его последователей, смысл жизни в стремлении к духовной свободе, к добродетели, которую они понимали как умение довольствоваться малым и избегать зла. Киники отвергали устои рабовладельческого общества, презирали материальные ценности и проповедовали аскетизм. Согласно их мировоззрению, человек не с состоянии изменить внешний мир, значит, нужно удалиться от него и сосредоточиться на внутреннем.

Стоики

Последователи философской школы, созданной афинским мыслителем Зеноном Китийским, проповедовали жизнь в согласии с природой и мировым разумом. В этом они видели смысл человеческого существования. Стоики верили в судьбу и предначертанность всего совершающегося в мире, однако при этом считали человека ответственным за свои поступки, призывали к сдержанности и мужественному отношению к превратностям судьбы.

Моизм

Китайский философ Мо Ди, создатель философского течения, и его последователи первыми в Китае заговорили о смысле жизни. По их мнению, он состоял в достижении равенства между людьми. Одновременно декларировался отказ от богатства и удовольствий. Такое мировоззрение служило обещанием такого же равенства в загробной жизни.

Средневековая Европа и Индия

Европейцы и индийцы близки в своем понимании смысла жизни. По их представлениям, человек рожден для того, чтобы почитать предков, следовать религиозным идеалам и повторять судьбу своего рода.

Артур Шопенгауэр

Немецкий философ-иррационалист полагал, что, стремясь понять смысл жизни, человек создает религии и философию. Наш мир Шопенгауэр считал худшим из миров.

Экзистенциализм

Жан-Поль Сартр считал, что смысл своей жизни придает сам человек. А Кьеркегор воспринимал жизнь как полный абсурд и задачу человека видел в создании собственных ценностей, которые бы противостояли этому тотальному абсурду.

Нигилизм

Выдающийся немецкий мыслитель-нигилист Фридрих Ницше говорил, что христианство лишает смысла земную человеческую жизнь, концентрируясь за загробной. Между тем, смысл жизни в подготовке Земли к появлению сверхчеловека.

Позитивизм

Ярчайший представитель этого философского течения Людвиг Витгенштей изначально считал некорректной подобную постановку вопроса и, соответственно, неправильным и неадекватным любой из вариантов ответа на него.

Прагматизм

Уильям Джеймс считал, что смысл жизни нужно не искать, а создавать.

Социальная психология

Альфред Адлер, Карл Роджерс, Виктор Франкл утверждали, что смысл жизни глубоко индивидуален, то есть у каждого человека он свой. Стремление определить смысл существования присуще абсолютно всем людям, к тому же это двигатель их развития. Согласно новейшим исследованиям, человек, который живет осмысленно, здоровее психически и меньше подвержен старческому слабоумию, нежели тот, кто смыслом жизни считает получение наслаждения.

Что говорят о смысле жизни мировые религии

Иудаизм

В рамках иудейской философии существуют три варианта ответа на наш вопрос. Первый – смысл жизни в познании Бога; второй – в любви к Богу; третий – в соблюдении Божьих заповедей. Предназначение еврейского народа – на собственном примере доказать всему миру, что предназначение человечества – служение единому Богу. Смысл человеческой жизни четко указан в Торе: жить в соответствии с предписаниями и запретами Торы.

Христианство

Согласно православию, поскольку человек сотворен по образу и подобию Бога и посему обладает разумом, свободной волей и бессмертной душой, то и смысл его жизни заключается в уподоблении Господу, в познании Его и будущей блаженной жизни с Ним.

Ислам

Поклонение Всевышнему – смысл жизни мусульманина. Человек ответствен за свои поступки, но Аллах всемилостив.

Индуизм

Цель жизни – в спасении и достижении высшего блаженства. Но путь к нему разные школы индуизма трактуют по-разному. Это молитва, бескорыстные дела, духовные упражнения, познание истины, отказ от наслаждений.

Буддизм

Смысл жизни в прекращении страдания. Поскольку источник страданий – желания, то необходимо достичь состояния нирваны, когда полностью отсутствуют желания, а значит, и страдания.

Конфуцианство

Цель жизни – создание совершенного общества, когда воплотится в реальность гармония между людьми и Небом. Достичь этого можно путем самосовершенствования.

Даосизм

Познание Дао, следование ему и слияние с ним – вот в чем смысл жизни. А помогут в этом человеку любовь, смирение и умеренность.

Похоже, внятного ответа на сакраментальный вопрос о смысле жизни просто не существует. Сколько философских и религиозных течений, столько и вариантов определения. Мне же больше всего импонирует вот этот: делай что должно, и будь что будет.

В чём смысл жизни?

Старшее и среднее поколения прекрасно помнят, как совсем недавно советский человек в поисках решения важнейшей проблемы жизни – её смысла – имел только два пути: религиозный и атеистический. О, мягко говоря, недостатках последнего многие теперь узнали и поняли, что это путь тупиковый. Почему так?

Ведь если нет Бога, нет души, нет бессмертия – следовательно, смерть окончательно и навсегда уничтожает человека как личность, и у него не остаётся никакой возможности пережить и оценить всё то, к чему он стремился, на что надеялся, что любил, за что боролся и, может быть, отдал саму жизнь. Значит, со смертью, как во сне, всё кончается, и всё, что сделал человек, для него уже не существует?.. Такая «мечта» о полном исчезновении может оказаться желанной только для человека или совершившего тяжёлые преступления, или окончательно утратившего смысл жизни.

Иногда, правда, можно слышать, что наша земная жизнь оправдывается творчеством, деятельностью на благо других людей, всего человечества. Но, увы, во-первых, если со смертью тела личность уничтожается, то не будет и никакого осознания плодов своей деятельности; во-вторых, наука совершенно определённо говорит, что всё человечество как биологический вид смертно, и эта окончательная всеобщая смерть неминуема и не за горами. Но в таком случае о каком же благе человечества может идти речь и не полностью ли обесценивается смысл всех деяний и каждого отдельного человека, и всего человечества в целом?

Многие понимали и понимают эту бессмысленность человеческого существования и всех земных «идеалов» перед лицом окончательной смерти. Поэтому всё большее число людей отходит от слепой веры в отсутствие души и небытие Бога, не имеющей под собой никаких оснований, и обращают свой взор к религии, к Церкви. Ибо здесь человек находит и обоснованное объяснение непреодолимого чувства бессмертия своего «я», и оправдание своих высоких стремлений, и понимание, почему необходимо делать добро и избегать зла, и переживание действительного достоинства человека как существа богоподобного, как образа Самого Бога, а не обезьяны с компьютером в черепной коробке. Земная жизнь лишь тогда становится ценностью и приобретает действительно реальный смысл, когда рассматривается в качестве того ответственного этапа существования человека, во время которого он может определить свою будущность, свою участь в вечности, поскольку здесь человеком совершается свободный выбор между добром и злом, здесь складывается его отношение к совести, к святости, к истине. И этот выбор, это отношение определяет характер и всей земной деятельности человека, и его дальнейшего бессмертного бытия.

Фрагмент книги «Зачем живёт человек?»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх