Помост

Вопросы веры

Соборование что такое

Как часто можно собороваться?

Соборование (Елеосвящение) — это одно из семи Таинств Православной Церкви. Оно совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл.

Соборование. Пуссен Никола. 1637-1640. Copyright © The National Gallery, London

Соборование совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего христианина освященным елеем. Помазываение сопровождается чтением молитв, Апостола и Евангелия.

Елей – это особое масло. Оно часто упоминается в Священном Писании и используется в храмах по сей день. Елей использовали с древних времен в качестве лекарства. Например, книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных. Помазание елеем в Библии понимается как символ Божественной сущности Иисуса Христа:

«Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».

Таинство Соборования, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Господом. В 6-й главе Евангелия от Марка написано:

«Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. <…> Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

Апостол Иаков в Соборном послании так изложил суть Таинства:

«Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года. А в течение Великого поста все верующие христиане стараются собороваться.

После соборования нужно исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.

Соборование совершается (согласно требнику) собором семи священников (отчего и называется Соборованием); но в случае необходимости может быть совершено и одним священником.

Чин Соборования (Елеосвящения) состоит из: благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семикратного прочтения семи различных отрывков из Апостола, семикратного прочтения семи различных отрывков из Евангелия.

После каждого прочтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием прихожанина елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладёт помазываемому Евангелие на голову и читает разрешительную молитву.

Кроме собственно исцеления от болезней, в Таинстве Соборования у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл (но не сознательно утаил) на исповеди. Считается, что телесные и душевные болезни возникают у человека по причине совершения им грехов, которые, как следствие нарушения законов, данных человеку Богом, разрушают целостность человеческой природы. Таким образом, по учению Церкви, когда человеку прощаются грехи, особенно которые остались нераскаянными по забвению, тем самым ему подается исцеление от недугов.

Люди, страдающие серьёзными заболеваниями, могут собороваться несколько раз. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований.

Соборовать ребёнка до 7 лет можно в том случае, если он болен. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование.

Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику.

Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей?

Современные пастырско-литургические вопросы совершения Таинства Елеосвящения: опыт истории и современные проблемы.
Содержание:
1) Цель Таинства
2) Вещество Таинства – оливковое масло
3) Общее Елеосвящение
4) Кто подлежит соборованию: тяжело больные или нуждающиеся в телесном укреплении, покаянии или прощении забытых грехов?
5) Прощаются ли в Таинстве грехи и какие?
6) Неоднократное соборование в течение одной и той же болезни
7) Вопрос количества пресвитеров для совершения Таинства
8) Можно ли совершать Елеосвящения над больными, которые находятся в бессознательном состоянии или при смерти?
9) Возможно ли соборование женщин в период месячного очищения?
10) Вопрос взятия участниками таинства остатков масла (или же специально принесенного для освящения масла) после совершения священнодействия домой для помазания им и использования его в пищу.
​ ***​Из всех Таинств Православной Церкви, Таинство Елеосвящения (Соборования) в наибольшей степени требует богословского осмысления, т.к. в настоящее время ещё нет единства мнений о цели участия в нём, категории участников и некоторым другим аспектам его совершения.
В настоящей статье производится попытка осмысления современных пастырско-литургических проблем Таинства Елеосвящения в разрезе истории формирования его чинопоследования. Рассмотрим их по пунктам.
1) Цель Таинства.
Прообразом для установления Таинства Елеосвящения являются слова из Евангелия по Марку (Мк. 6:13) о том, что ученики Христовы: «многих больных мазали маслом и исцеляли». Основное свидетельство установления Таинства Елеосвящения содержится в Послании Апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
Фраза «пусть призовёт» из вышеприведённой цитаты, указывает на то, что болезнь должна быть достаточно тяжёлая, а слово «восставит», церковносл. – «воздвигнет» (букв. с греч. «поднимет») говорит о том, что болящий лежит. В современном чинопоследовании Таинства мы встречаем такие обращения и выражения «болящий, страждущий, недугующий, струпы телесные, горькие болезни». Такая причина как «сейчас все чем-то больны, здоровых людей практически нет», которой пытаются оправдать коллективное массовое соборование людей, представляется лукавством. Под тяжелой болезнью следует понимать ту, которая приковывает человека к постели (или прикует в ближайшее время, как например, диагностированная онкология) или настолько расслабляет его, что он уже не имеет сил приходить в храм и участвовать в Богослужениях и Таинствах Церкви. Думаю, что Соборование полезно и для страдающих алкоголизмом и наркоманией, ведь это не только страсть, но и психо-физическая зависимость, пленяющая человека.
Иерей Михаил Преображенский, преподаватель «Литургики» на Санкт-Петербургских Епархиальных богословских курсах, где мне посчастливилось учиться, называл Елеосвящение Таинством отпадших от Церкви по болезни. Не участвуя в церковных богослужениях и не причащаясь более трёх седмиц, болящий христианин невольно отпадает от Тела Христова – Церкви. И Церковь, в лице пресвитера и части прихожан (это очень желательно) сама приходит к нему в дом. В храме соборуют лишь лежачих больных, кого могут туда доставить на носилках, чтобы весь приход собрался вместе для молитвы за ближних. По отзывам здоровых прихожан, и они получают большое духовное утешение, молясь об исцелении и прощении грехов своих братьев и сестёр во Христе.
Точку зрения о том, что при совершении Таинства должны принимать участие и молящиеся за больного указывает экзапостиларий современного чинопоследования: «В милости Блаже, призри Твоим оком на моление нас, сшедшихся в храм Твой святый днесь, помазати божественным елеем недугующаго раба Твоего…».
2) Вещество Таинства – оливковое масло.
Не вызывает сомнений факт того, что Таинство изначально совершалось на оливковом масле. В Санкт-Петербурге есть специализированные магазины, которые продают только один товар – оливковое масло. В провинции же найти оливковое масло бывает сложнее, кроме того, играет роль его сравнительная дороговизна. Поэтому некоторые пресвитеры Церкви используют подсолнечное или иное растительное масло для Таинства. Однако, «эта практика, хотя и отчасти оправданная, нарушает библейскую символику елея (ср.: Рим 11) и не соответствует церковной традиции (напр., визант. полемисты упрекали армян, в частности, в замене елея кунжутным маслом)».
Это искажение церковной традиции в настоящее время тесно связано с практикой коллективного соборования всех желающих в дни Великого Поста, которая будет рассмотрена ниже. Однако дерзну заметить, что большое стечение людей на великопостное помазание достаточно пополняет приходскую казну для приобретения пары литров оливкового масла.
Византийская традиция добавлять в елей воду или вино может быть признана приемлемой, т.к. основана на евангельской притче о милосердном самарянине (Лк.10:30-35).
3) Общее Елеосвящение.
В настоящее время в некоторых храмах общее Елеосвящение с семью помазаниями становится великопостной традицией, причём совершается по нескольку раз в Пост. В других храмах такой традиции нет и её категорически избегают.
«Совершение Таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками, начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Помимо «попутного» помазания здоровых, в Греческой Церкви совершали Таинство и нарочито над ними. Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере «здоровому и болящему». Кроме того, что Соборование совершалось над отдельными лицами, производилось общее Маслопомазание в определенные дни года…».
Вероятнее всего эта традиция первоначально имела своим источником помазывание родственников болящего (это отражено в древнейших рукописях), над которым совершался чин. Далее под это была подведена богословская база о Елеосвящении как особом покаянном чине, что логически возможно было вывести их послания ап. Иакова(Иак. 5:4-15). Одновременно и соединение чина с Литургией (на проскомидии которой освящался елей, а в конце службы — совершалось помазание больного), предварение его Вечерней и Утреней, в Х–ХVвв., превращало его в некоторой степени в общецерковное богослужение, к молитве которого стали причастны все прихожане. Заключительным этапом явился перенос общего Елеосвящения на Страстную седмицу, органично подходящую для покаяния.
Традиция общего Елеосвящения просуществовала на Руси до середины XVII века, а в крупных соборах до 1917г, в Греческой Церкви оно сохранилось до нашего времени. Следует отметить, что это традиция богослужения только Великого Четверга, она предполагает лишь одно помазание (и без произнесения молитвы таинственного помазания) и понимается догматистами и литургистами как священнодействие не аналогичное Таинству Елеосвящения. Например, протоиерей Михаил Булгаков в Настольной книге священнослужителя, указывает, что Соборование, совершавшееся в Великий Четверг, не нужно понимать как Таинство.
Святейший Патриарх Алексий говорил по этому поводу следующее: «в течение не только Великого, но и всех остальных постов устраиваются еженедельные общие Соборования. Продиктовано это чаще всего отнюдь не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов, чтобы было больше народу, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием при Таинстве Елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей».
Вот как об этом пишет протоиерей Владимир Воробъёв: «Сейчас, как мы знаем, Великим постом, а в некоторых местах постоянно, совершается это таинство над множеством людей, которые приходят без разбора, — и больные, и здоровые, и взрослые, и дети. Бывает, собирается 700-900 человек, полный храм. Людей ставят рядами, настоятель обычно начинает быстро читать чинопоследование, а остальные священники ходят по рядам и мажут всех, не останавливаясь и нисколько не согласовывая свои действия с чтением чина таинства. Очень часто из-за большого числа желающих собороваться священники не успевают помазать всех, пока читается чин, и ограничиваются двумя-тремя помазаниями… Такое совершение таинства иногда, к сожалению, производит довольно тяжелое впечатление… Должен быть один больной и семь священников, а не 700 больных и один священник. Нужно, чтобы таинство совершалось в тишине и благоговении, в сосредоточенной молитве над болящим, когда действительно просят об исцелении этого болящего, потому что он тяжко страдает. А не так, что приходят все, кто попало, и неизвестно зачем, просто потому, что сказали: надо пособороваться…. Тут мы видим одну важную проблему. Удивительно серьезное, таинственное совершение соборования на дому над болящим часто дает чудесное исцеление болящему, когда соберется много священников, и они усердно молятся. Все это может потеряться в погоне за деньгами и за «охватом», и часто так получается».
Ещё одной практической сложностью при общем Соборовании является прочтение имён всех участвующих в Таинстве людей. При 50 участвующих, это составит чтение в общей сложности 700 имён.
Возникшая в конце XX в. традиция общего Таинства Елеосвящения (не только для всего прихода, но и всех невоцерковлённых желающих, при которой тяжелобольных может и не быть вовсе) с обычным чинопоследованием, не имеет оснований в истории Церкви и порождает в народе магическое восприятие Церковных Таинств.
Более подробно вопрос общего соборования рассмотрен в статье «Общее соборование — история смещения смысла»: http://pravoslavie.ru/108661.html
4) Кто подлежит соборованию: тяжело больные или нуждающиеся в телесном укреплении, покаянии или прощении забытых грехов?
«По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Как писал еще в III веке Ориген, «существует отпущение грехов… через покаяние, когда грешник омывает слезами ложе свое… В этом исполняется то, что говорит апостол: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя… » (Гомилии на Книгу Левит, II. 4)… Святитель Симеон Солунский свидетельствует, что в его эпоху — начало XV века — в Византии «всякому, впавшему в грехи и исполнившему правило покаяния, готовящемуся к приобщению и получившему прощение от отца», грехи оставлялись «через священнодействие и помазание Елеосвящения, как пишет брат Господень» (Вопросоответы Гавриилу Пентапольскому, 72).
Таинство Елеосвящения в прежние века являлось формой примирения с Церковью людей, исполняющих пожизненную епитимью и восстанавливающих церковную правоспособность только перед смертью. В настоящее время эту традицию можно считать лишь литургическим памятником.
«163 правило Номоканона при Большом Требнике запрещает помазывать здоровых людей. Интересно, что об этом говорят дореволюционные грамоты, которые выдавались священникам. В них говорилось о том, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Аналогично и русские догматисты запрещали совершать это Таинство над телесно здоровыми. Таким образом мы видим, что российская практика отличалась в этом вопросе от иерусалимской и греческой.
Запрет на совершением Таинства над явно здоровыми людьми был столь строг, что елеосвящение не совершалось даже над лицами, осуждёнными на смерть, отправляющимися на войну или в опасное путешествие.
Приведу мнение священника Александра Глебова: «Весь чин Таинства Соборования ориентирован на человеческий недуг, на человеческую немощь и болезнь, и если у человека нет такой болезни, то совершение Таинства Соборования неправомерно. Если человек здоров, то он должен прийти и на исповедь, а после исповеди причаститься Святых Христовых Таинств, в которых мы получаем, и прощение грехов, и исцеление души и тела, и становимся наследниками вечной жизни с Богом. Вот это позиция и Святейшего Патриарха и нашего священноначалия и многих из моих собратьев по алтарю Господнему. Я хочу, чтобы это позиция была донесена до наших прихожан и Соборование все-таки было осмысленным, потому что это церковное Таинство, а не магическое действие».
Желающие могут ознакомится с молитвословиями Таинства Елеосвящения и обратить внимания на такие прошения: «воздвигни его от одра болезненного и от ложа озлобления (страдания)», «елей сей вчини в цельбу, в пременение недуга, и язи», «уврачуй его язвы неисцельныя, всякий же недуг, и всякую язю, даруй ему душевное исцеление», «подаждь врачевание, и пременение тлетворныя болезни»…
Также прошу обратить внимание на преамбулу к молитве при возложении Евангелия на голову болящего: После же этого больной, принимающий Елеосвящение, если может, сам входит в среду священников и стоит, поддерживаемый родными, или сидит. Если же не может встать, священники сами окружают его, лежащего на постели. В ней недвусмысленно говорится о том, что состояние здоровья участника этого Таинства таково, что он в лучшем случае может стоять, поддерживаемый родными.
Современное развитие медицинской диагностики может ввести в круг соборуемых тех, кто пока ещё передвигается без затруднений, но уже болен тяжёлой болезнью (например, раком), которая вскоре прикуёт его к постели. Также приемлемо соборование перед хирургической операцией. Совершение Таинства Елеосвящения над такими больными представляется вполне уместным.
Таким образом, неверно считать, что только участие в Таинстве Соборования может духовно и телесно исцелить христианина. Его задача – в первую очередь вернуть человеку возможность посещать храм. Главным же церковным Таинством на все времена является Таинство Евхаристии. Оставление грехов подаётся в Таинстве Покаяния.
5) Прощаются ли в Таинстве грехи и какие?
Из понимания того, что причина болезни – грех, существуют два основных мнения: прощаются все грехи, прощаются только забытые грехи. По словам прот. Алексия Уминского, «в Таинство Соборования вкралось понятие индульгенции».
Священник Евгений Горячев: «Если я свой грех осознаю, на какой бы стадии своего духовного развития я не был, я обязан его высказать. Если я что-то забыл, не стоит мне переживать на это счет. Если Богу будет угодно, он напомнит мне об этом грехе. Поэтому человеку в здравом уме и трезвой памяти прибегать к этому Таинству для того, чтобы грехи, которые он не помнит, снялись бы, очень неправомочно. Чтобы не было соблазна видеть в Соборовании некий аналог исповеди, который отпускает человеку грехи, апостол Иаков прибавляет: «исповедуйте друг другу прегрешения». Исповеди в нашем понимании еще нет, но чтобы не было желания прощать получение грехов через вот такое магическое действие елеосвящения, апостол Иаков напоминает эту необходимость личного покаяния. И вот эти тезисы, на мой взгляд, ключевые, несмотря на то, что чинопоследование очень изменилось».
Любая болезнь является следствием первородного греха прародителей, последствия которого мы несём. Что же касается личных грехов, то некорректно ставить жёсткую зависимость, прямую связь между личными грехами и болезнью, иначе все праведники отличались бы отменным здоровьем, а наши храмы были полны людей, которые несомненно бы заметили, что Церковь гарантирует своим членам здоровье. Кроме того, мы не можем исключать промысл Божий: попущение телесных немощей и страданий ради смирения человека. Болезнь – одно из следствий первородного греха, но далеко не всегда греха личного.
Обратим внимание на слова апостола Иакова «и если он соделал грехи». Понятно, что любой человек соделывает грехи. Вероятнее всего здесь имеется в виду случай, когда именно личные грехи стали причиной болезни и человек их осознаёт и раскаивается в них (о покаянии говорит следующий стих Послания Иакова: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак.5:16)).
Молитва при возложении Евангелия на голову болящего ещё раз подтверждает высказанную выше мысль о том, что Соборование является способом воссоединения с Церковью невольно отпавших по болезни. Вот фрагмент этой молитвы: Сам и раба Твоего (имя), кающегося в своих собственных согрешениях, прими с обычным Твоим человеколюбием, не взирая на все его падения.
Митрополит Макарий (Булгаков) по этому поводу замечает: «Oриген как бы не отделяет здесь елеосвящения от покаяния и говорит об одном непосредственно после другого; но это, без сомнения, потому, что и в древности елеосвящение совершалось, как доныне совершается, после покаяния и вслед за ним как бы нераздельно» (Православно-догматическое Богословие. Том 2).
Прощаются ли больному, участвующему в Таинстве Елеосвящения (Соборования) забытые грехи? Прощаются не только забытые, а вообще все, если после Соборования человек участвовал в Таинстве Покаяния. Митр. Иларион Алфеев:
«Если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает. Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано. Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он “поднимет творения всех Святых Отцов”, чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: прощаются все грехи».
В принципе достаточно внимательно прочитать молитвы священника, читаемые на исповеди. Разрешительная молитва: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя. И аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».
Итак, не стоит верить суевериям, про какое-то магическое прощение забытых грехов при Соборовании. В Церкви есть Таинство Покаяния, но нет «таинства прощения перечисленных грехов».
Справедливости ради следует добавить, что само чинопоследование Елеосвящения и болезнь, приковавшая человека к постели, способствуют его покаянному настрою, помогающему осознать забвенные грехи (на которые человек мог просто не обращать внимания, будучи здоровым) и осознанно раскаяться в них. Автоматическое же, неосознанное покаяние противоречит самой его сути.
6) Неоднократное соборование в течение одной и той же болезни.
Согласно Православной Энциклопедии «соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов вслед за свт. Петром (Могилой) запрещают. В Требнике Петра Могилы указано, что на протяжении одной болезни соборуются один раз. Если болезнь хроническая и человек не получает в Таинстве Елеосвящения исцеление, то в следующем году с этой болезнью он собороваться не может.
Однако свт. Филарет (Дроздов) писал в письме архимандриту Иоанникию, наместнику Чудова монастыря, что совершение Елеосвящения всегда благотворно и не может ограничиваться случаями тяжёлой болезни и близости смерти и «едва ли когда может быть погрешительным». Считаю, что данная фраза могла иметь в виду не многократное совершение Таинства в одной болезни, а лишь тяжесть болезни.
7) Вопрос количества пресвитеров для совершения Таинства.
Требником предполагается, что Таинство должны совершать семь священников, что символизирует полноту Церкви. В современном Требнике таинство Елеосвящения именуется как: «Таинство святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому».
Вероятнее всего такое установление произошло от обычая посещать клириками болящего в продолжение седмицы.
По словам священника Даниил Ранне: «Если мы будем рассматривать с этого периода, то увидим интересную традицию совершения этого Таинства Константинопольской Церковью в XI веке. Оно свершалось следующим образом. Приглашали семь священников к человеку, который хотел собороваться, и у него дома совершали Божественную Литургию. Следовательно, это не был заурядный человек, это был состоятельный по тем временам человек, потому что не каждый мог себе позволить иметь домовый храм. При совершении Божественной Литургии священники мазали больного маслом, над которым читали молитву. Семь священников подходили к нему, и с молитвами семь раз помазывали, при том молитву они выбирали себе сами. Было около двадцати молитв, которые они использовали. И это Таинство совершалось не в один день, оно совершалось на протяжении семи дней, когда священники семь дней подряд приходили, совершали Божественные Литургии, мазали болящего, весь его дом и людей, находящихся в этом доме. Но со временем, уже ближе к 13-14 веку, это Таинство сократилось, и его уже употребляли не семь дней подряд, а один день. Но сохранили число семь, потому что читали семь Евангелий, и было семь помазаний, и семь молитв, которые читали над больным человеком».
В настоящее время совершение Таинства семью священниками возможно лишь в крупных соборах или для членов Церкви, которые близки большому числу священников.
Можно считать данное число лишь библейским символом, но не обязательным элементом чинопоследования. В Новой скрижали об этом сказано так: «В крайней нужде один священник, совершающий таинство елеосвящения, совершает его силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике».
8) Можно ли совершать Елеосвящения над больными, которые находятся в бессознательном состоянии или при смерти?
Так как нельзя причащать больного без сознания, то есть мнение, что для подобного случая и существует Соборование.
В современной практике далеко не каждый священник пойдёт соборовать неизвестного ему человека в бессознательном состоянии. Как правило, делаются исключения для своих духовных чад и тех (главным образом воцерковлённых христиан), кто засвидетельствовал желание собороваться перед тем, как впал в бессознательное состояние. Такой подход следует в этом вопросе синодальной практике, допускающей совершение Соборования в случае, если «больной прежде выражал желание принять таинство, если не словом, то каким-либо знаком – движением рук или глаз показал своё сердечное сокрушение и раскаяние в грехах».
Таким образом, важна воля самого больного, вполне возможно, что он уже не желает бороться за своё физическое существование, а хотел бы отойти ко Господу. В данном случае, вместо того, чтобы просить Господа восставить человека от болезни и надеяться на прощение его грехов, целесообразно (если он ещё в сознании), исповедать и причастить его, а затем прочесть Канон на разлучение души от тела.
Отношение к Елеосвящению, как посмертному помазанию, характерное для латинского схоластического богословия, благодаря просветительской работе, ныне уже ушло в прошлое.
Последование Елеосвящения над умершими, известное по греческим и славянским рукописям XV-XVI веков, полностью вышло из употребления, будучи объективно подвергнуто запрету в XVII в. (164 правило Номоканона при Большом Требнике).
9) Возможно ли соборование женщин в период месячного очищения?
Протоиерей Максим Козлов: «Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству». Чуть позже им же сделана оговорка: «я думаю, если речь идет о ситуации, когда храм единственный и в реальной досягаемости других нет, а Соборование совершается только раз в году, нахождение в женской немощи не может быть препятствием к тому, чтобы прибегнуть к Таинству. Впрочем, благоразумнее будет заранее поговорить об этом со священником в храме, где Соборование совершается».
Есть и противоположные мнения. Иерей Олег Анохин: «Что же касается конкретного таинства соборования, то в этом случае мы можем вооружится прямым примером из Святого Евангелия — тем случаем, когда кровоточивая т.е. постоянно находящаяся по иудейским обычаям в нечистоте женщина, дерзнула прикоснуться к самому Спасителю и через это получила исцеления. Я также рекомендую вам взять пример с дерзновения этой женщины и смело приступить к соборованию не взирая на женские циклы и все мысли обращая только к Богу и Его милосердию».
Священник Константин Пархоменко подробно рассмотрел эту проблему применительно к Евхаристии в своей работе «О так называемой женской нечистоте».
Вывод, который он делает, сводится к тому, что соборного мнения по данному вопросу нет, хотя есть и весьма авторитетные мнения святых отцов, но всё же это не каноны Церкви. Его личное мнение, с которым сложно не согласиться, прочитав статью: «не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание — оскверняет человека лишь грех».
10) Вопрос взятия участниками таинства остатков масла (или же специально принесенного для освящения масла) после совершения священнодействия домой для помазания им и использования его в пищу.
Наличие такого обычая в современной Церкви можно объяснить сходством ее с раннехристианской практикой освящения елея для использования в домашних условия. Однако в древней Церкви это был специально освященный для этого елей. Наличие подобной практики, связанной с Таинством Елеосвящения сложно оправдать, т.к. не имеется исторических и догматических тезисов в её защиту. Акцент в данном случае, вольно или невольно смещается на масло, а не на молитву и надежду благодатной помощи от Бога, особенно у людей малоцерковных.
Ещё один аспект затрагивает священник Евгений Горячев: «Имеет ли право человек, участвовавший в Соборовании, отдавать масло, принесенное из церкви, человеку, который в этом Таинстве не участвовал, но который просит его об этом? Для меня это и по сей день вопрос открытый. Потому что поделиться святой водой с кем-то, придя из церкви 19 января, это одно, а другое — поделиться маслом, которое дано именно тебе, поскольку ты назвал себя больным, ты участвовал в этом Таинстве, ты молился. Отдавать человеку, который не молился? Конечно, сила веры велика, но я все-таки предпочитаю говорить прихожанам, что это именно ваше масло, подразумевая отсечение от употребления этих материй теми людьми, которые не хотят духовно трудиться».
***​
В заключении хочу сказать, что исторически происходила определённая эволюция взглядов на Таинство Елеосвящения и наше время позволяет делать взвешенные выводы, основанные на длительном историческом опыте и его последствиях. В частности хотелось бы выразить удовлетворение о том, что неоднозначные пастырско-литургические вопросы совершения Таинства Елеосвящения в последние годы не только обсуждаются на семинарах и конференциях, но и находят соборное решение. 16 октября 2012 года состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, которая утвердила окончательную редакцию документа «О чинопоследовании Елеосвящения», давшего ориентиры по ряду рассмотренных в данной работе вопросам. Несомненной заслугой работы Межсоборного присутствия является также разработка сокращенного чина Елеосвящения для экстренных случаев: Последование святаго елеа, совершаемое поскору.
Рекомендую небольшой фильм, рассказывающий о Таинстве Соборования:

***​
Ткаченко А. А. Вещества таинств // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 99.
«Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви» («Даниловский благовестник», М., 2007)
http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/05/01-05/04.htm
Прот. В. Воробъёв. Конспект лекций. https://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva#n22
http://www.patriarchia.ru/db/text/2674617.html
Соборование. Кому и зачем необходимо Таинство Елеосвящения? беседа на радио «Град Петров». https://azbyka.ru/soborovanie-komu-i-zachem-neobxodimo-tainstvo-eleosvyashheniya
См. статью «О тайне елеосвящения» в Требнике Петра Могилы (киевское издание 1996 года, воспроизводящее издание 1646 года там же. С. 445).
См. сноску 5.
См. сноску 5.
Требник, ООО СПИФ «Библиополис», 2008. ISBN 978-5-7435-0273-8. Стр. 137.
Соборование. Кому и зачем необходимо Таинство Елеосвящения? беседа на радио «Град Петров». https://azbyka.ru/soborovanie-komu-i-zachem-neobxodimo-tainstvo-eleosvyashheniya
Новая Скрижаль: Объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных
Забелин П. П. Права и обязанности пресвитеров по основным законам Христианской Церкви и церковно-гражданским постановлениям Русской Церкви. Часть I… С. 269.
Таинство Соборования в вопросах и ответах, священник Максим Козлов, http://www.taday.ru/text/28672.html
http://www.taday.ru/vopros/20313/179397.html
Иерей Олег Анохин отвечает: http://odigitriya-hram.ru/vopros_svjashhenniku/page/4
https://azbyka.ru/parkhomenko/o-tak-nazyvaemoj-zhenskoj-nechistote.html
См. сноску 5.
http://www.patriarchia.ru/db/text/2549573.html

Елеосвящение, или соборование, — что это и для чего существует такая православная служба, примерно подобные вопросы волнуют каждого верующего человека. Данное Таинство взаимосвязано с самыми тяжкими происшествиями в жизни человека — опасными заболеваниями, нахождением на смертном ложе, нестерпимыми физическими и психологическими страданиями.

По другому его называют Молитвомаслием, оно помогает каждому христианину в страданиях увидеть красоту духовного рождения, укрепить стойкость духа и помогает человеку в полной мере ощутить благостную атмосферу Царства Божия. Но основной целью Таинства является исцеление телесных и душевных недугов.

Что такое соборование

Соборование — это исторически сформировавшееся священнодействие, в ходе проведения которого на заболевшего наносится елей — смесь освященного растительного масла и вина. Прямое указание на это Таинство произносится Послании святого апостола Иакова:

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Сформировавшийся чин исполнения соблюдается столетиями. В современном мире — это один из самых торжественных религиозных Таинств.

Происхождение слова

Таинство соборования (Елеосвящения) во время Великого поста выполняется во всех православных храмах и свершается семью (собором) священнослужителями, поэтому оно стало так называться. В начале торжества освящается елей, затем зачитываются молитвы — 7 из посланий апостолов и 7 из Евангелий.

После каждого прочтения священники наносят елей участникам на лицо, грудь, руки и ноги. Таинство Соборования заболевшего человека может исполнить один священнослужитель.

Значение понятия

Елей является символом благосклонности и любви Божией. Церковное действо исцеления позволяет приостановить дальнейшее развитие мук и страданий человека. Разумеется, недуг может быть не смертельным — внутренние душевные мучения тоже нуждаются в лечении.

Поэтому каждому христианину, которому необходим стимул и толчок для того, чтобы побороть внутренний недуг, можно испросить благословения на соборование.

Отличия от миропомазания и елеопомазания

Таинство Миропомазания, как и Елеосвящение, относится к семи Таинствам церкви. Отличается по количеству проведения — совершается единожды (кроме царственных особ), претворяется путем помазания определенных частей тела принявшего обряд Святым Миром. По сложившейся традиции первых веков, Дух Святой передавался новокрещенным через возложение рук апостолами. Но со временем обряд стал свершаться через помазание ароматным миром, согласно Ветхого Завета.

Елеопомазание не относится к семи священных Таинств, проводится в храме во время проведения утрени на полиелее. Данное действо символизирует собой призыв благословения, любви и милости Божия. Обряд проводится над всеми желающими, даже над людьми не принявшими Святого Крещения.

История таинства

Первично Таинство творилось, как и помазание миром, путем возложения рук Свершителя. В апостольский век возложение рук для исцеления заменили на помазанием елеем. Не надо воспринимать елеосвящение, как целебное средство от всех заболеваний. Апостолы не учреждали что-то сами от себя, а обучали законам Божьим.

Они четко определяли чинопоследование Елеосвящения:

  • совершение духовным лицом определенного чина;
  • молитву;
  • помазание.

Елеосвящение перешло в Православную русскую Церковь из византийских религиозных традиций и почти первозданно свершается в современное время.

Обряд елеосвящения

Устоявшееся чинопоследование Елеосвящения — Священное Таинство, при исполнении которого открытые участки тела больного помазываются освященным елеем. Считается, что через наносимое маслице призывается благодать Божия для исцеления тела и души страждущего от мучений и психозов.

Последовательность исполнения обряда включает в себя:

  • проникнутый умилительный канон;
  • церковное пение;
  • 7 чтений из Апостола ;
  • 7 из Евангелий;
  • семь молитв.

Зачитывая молитву «Отче Святый», священнослужитель крестообразно наносит елейную смесь на человека.

Последовательность помазания следующая:

  • чело (надбровье);
  • нижнюю часть носа (ноздри);
  • щечные области;
  • губы;
  • грудной отдел;
  • ладошки с обеих сторон.

Во время проведения церковного обряда помазание исполняется семь раз.

Для чего нужен

Истинные христиане веруют, что при совершении Соборования Бог оказывает свою благосклонность к заболевшему чаду своему и исцеляет его от недугов. Соборование дает больному очищение внутреннего душевного мира, потому что ему прощаются прегрешения, которые он не указывал при исповедании по причине своей немощи.

В Таинстве Соборования прощаются грехи, о которых человек не сказал на Исповеди по двум причинам: не знал, что это грех, или забыл назвать какой-либо из них. Такие прегрешения опасно ранят хрупкую человеческую душу. Для исцеления от этих грехов служит Таинство Соборования.

Кому доступно

В век наноинновационных технологий все чаще случаются техногенные, экологические и природные стихийные бедствия, ухудшается радиоэкология. Все эти катастрофы оказывают разрушительное действие на человеческий организм. Обеспокоенные этими тревожными обстоятельствами священники-духовники советуют своим мирянам совершать Таинство хотя бы раз в год во время Великого поста.

Не могут получить благословения к прохождению Таинства:

  • люди других религий;
  • отступники от веры, еретики;
  • лишенные церковного общения;
  • грубые, жестокие и нераскаявшиеся грешники;
  • лица, исполняющие епитимью;
  • отлученные на время от Таинств Церкви.

Единственно смягчающим обстоятельством является угрожающая опасность близкой кончины.

Таинство может проводиться только по доброй воле заболевшего и не может исполняться над:

  • душевнобольным, пребывающем в буйном помешательстве;
  • малым детям до семи лет;
  • немощным, находящимся в бессознательном состоянии;
  • умершим.

Если болезни навлечены человеком своей бесчеловечностью и враждебной ненавистью, то такие больные низводятся по церковным канонам в категорию верующих-грешников и до окончательного раскаяния не могут пособороваться. Обряд Елеосвящения можно проводить многократно над одним и тем же больным человеком, исключая дни непрерывно продолжающейся одной и той же болезни.

Подготовка к соборованию

В преддверии Соборования в храме обязательно следует исповедаться и причаститься. Следуя религиозным христианским канонам, нет такого мирянина, который никогда не оступался, совершая некрасивые поступки. Однако, осознав свои ошибки и признав вину, можно получить отпущение грехов.

Причащение относится к семи Святым Церковным Таинствам. При прохождении через свершение таинства верующие миряне с хлебом и красным вином верят, что принимают Тело и Кровь Самого Господа. И христиане верят, что через него и телесно соединяются со Христом.

К Причастию страждущие психологически настраиваются говением, через:

  • обращение к Богу через молитву;
  • соблюдение поста;
  • покаяние;
  • исповедь.

При отсутствии неотвратимой опасности нет оснований совершать оба Таинства, но исповедаться следует.

Необходимые предметы

Как готовиться и что взять с собой в церковь на Таинство — все это необходимо узнать заблаговременно, чтобы уверенно и спокойно чувствовать себя во время проведения службы. Новичкам желательно ознакомится с правилами церковного этикета, это поможет чувствовать полноправным членом православной общины. В день проведения Таинства в храм следует подойти загодя.

Каждому изъявившему желание пособороваться необходимо:

  • записать свое имя в список участников;
  • купить большую свечку;
  • иметь при себе салфетки, чтобы протирать избытки елея.

Можно пожертвовать бутылочку масла. Протирочный материал потом полагается уничтожить в огне, если это предусмотрено, в храме или дома. Многие задаются вопросом — можно ли есть перед соборованием? Обязательно необходимо слегка утолить голод дома, потому что служба длится долго.

Условия совершения

Елеосвящение может свершаться в торжественной и в обыденной обстановке. Здоровые люди могут принять соборование единожды в Великий пост вместе со всеми участниками.

Таинство может свершаться над:

  • верующими и крещеными;
  • пребывающими в сознании;
  • старше 7 лет;
  • страдающими телесной и душевной болезнями.

В греческих храмах дозволяется проводить обряд причащения без покаяния.

Правильное душевное состояние

В современном непростом и хаотичном мире не может быть абсолютного и невозвратного исцеления телесных болезней. В отличие от физических душевные легче исцеляются путем прохождения обряда Елеосвящения. Освященный Елей придает страдающему силу, способную побороть уныние и отчаяние.

Соборование может не принести полезности из-за суеверных предрассудков и скептического отношения. Христианин, желающий очистить свою душу, изначально должен упрочить в себе веру в Святого духа.

Масло для елеосвящения

Масло для елеосвящения обязательно должно быть растительного происхождения.

Смесь легче воды, никогда с ней не соединяется, и ей присуще характерные качества:

  • текучая деформация;
  • влажность;
  • способность к самостоятельному горению.

Цвет пламени имеет приятный тихий свет и психологически действует благодатно-успокаивающе. В душевных качествах его можно отожествить с мягкостью, добродушием и любовью. В масло добавляется вино, что символизирует искупительную кровь Спасителя, которую Господь пролил на Кресте для спасения людей.

Как выбрать

По консистенции масло должно быть жидким, а по способу очистки — рафинированным. Предпочтительно использовать оливковое масло, потому что издревле его применяли в богослужениях. До 19 века елейная смесь состояла из двух смешанных компонентов: прованского (высшего) и деревянного (низшего) сортов масла.

Освященное масло может быть:

  • лампадным;
  • вазелиновым;
  • растительным.

Растительное можно использовать в пищу, добавляя несколькими каплями в продукты.

Что с ним делать после обряда

В стародавние времена святыни, использующиеся во время службы, всегда сжигались в храме в специальной печи. В настоящее время прихожане все чаще обращаются с просьбой забрать домой елей, чтобы использовать его по мере необходимости.

Освященное маслице можно хранить в доме, желательно возле икон. Кто верует в целебные силы елея, втирают смесь в больные места, добавляют в еду или сжигают в лампадке.

Как проходит таинство

Таинство Соборования проводится в храме или у кровати больного, немощный упадок которого не дает ему силы посетить службу самостоятельно. Обыкновенно собор составляется из семи священников. Но Церковь допускает совершение Таинства тремя и даже одним пресвитером.

Перед Елеосвящением все верующие получают благословение. Затем прочитывается молитвенный гимн и прошение. Освящается елей, священники читают семь извлечений из Апостола и Евангелия. Во время прочтения священнослужитель совершает помазание в виде креста. Все действия повторяются семь раз. В конце на голову прихожанину кладется Евангелие и зачитывается Тайносовершительная молитва.

В церкви

Евангелие раскладывают на специальной подставке-аналое в центре, перед алтарной перегородкой, тут же ставят нарядно покрытый стол.

На столешнице размещают:

  • в чаше с пшеницей 7 свечей;
  • елей;
  • семь кисточек.

Все изъявившие желание участники торжества в руках держат горящие свечи. В ходе прочтения молитвы священник зачитывает имена всех записавшихся на соборование. Священник вливает красное вино в масло и освящает елейную жидкость. Согласно установленному чину далее проводится само Таинство.

В домашних условиях

В критической ситуации Таинство может проводиться в домашних условиях. В таком случае в комнате больного, перед иконами следует поставить прикроватную тумбочку или столик, покрытые нарядной тканью. В чашу насыпается любая зерновая крупа. По центру чаши ставят лампадку и небольшой сосуд для освящения елея. В крупу вставляют семь свечек.

В отдельных сосудах ставят чистый елей и немного красного вина. Обязательным атрибутом является Святое Евангелие и Распятие.

Стоимость проведения Таинства в православном храме и дома

Стоимость проведения Таинства в каждом храме назначается индивидуально. Всякому прихожанину понятна истина, что церковь и служители существуют на пожертвования. Поэтому, посещая храм каждый вносит посильное даяние, соизмеримое с его благосостоянием.

Остро нуждающимся бедным прихожанам или в исключительных случаях священнослужитель может свершить Елеосвящение без оплаты. Также всегда существует возможность трудничества во славу Божию.

Особенности проведения соборования

В случае предвидения приближающейся кончины христианина имеет место быть сокращенный Таинство Соборования. В таком случае духовник безотлагательно исповедует и причащает Святых Таин пребывающего в смертельной опасности больного. Затем совершает над ним обряд Елеосвящения.

Таинство считается состоявшимся, если священник, освятив елей, успевает единожды прочитать молитву Совершительную и помазать больного. В случае кончины исполнение Таинства немедленно прекращается. Не израсходованный елей не может использоваться далее, его необходимо возлить на покойного при погребении.

В православии

В первой части большого Требника содержатся правила проведения всех Таинств и православных церковных божественных служб. Все тексты молитв преподнесены в конкретной последовательности.

Соборование подразделяется на три части:

  • молебное пение;
  • освящение елея;
  • нанесение масла на части тела прихожан.

Согласно догматам Церкви, грех — корень начала всех болезней, поэтому через Святой Елей и молитву захворавшему необходимо получить отпущение грехов.

В католицизме

В католической церкви согласно Катехизису, утвержденному в 1992 году, Таинство может совершаться несколькими святыми отцами или одним священнослужителем.

Оно дарует заболевшему католическому христианину:

  • особую благодать;
  • утешение и мужество;
  • прощение грехов.

Над больным творится молебен, после чего на лоб и ладони наносится освященный елей. Умирающему человеку вслед преподается последнее благословение.

Мифы о елеосвящении

С Таинством Соборования связано очень много абсурдных суеверий и предрассудков. В наибольшей степени распространено заблуждение, что соборуют только безнадежных больных, которые после совершения службы неминуемо покинут земной мир.

Существуют невежественные мнения, что после елеосвящения выздоровевшим:

  • следует уйти в религиозную монастырскую общину;
  • нельзя бракосочетаться;
  • постится всю оставшуюся жизнь.

Все эти легенды и мифы лживы и не имеют под собой никаких правдивых оснований.

Проведение Таинства только над умирающими

Под взаимовлиянием религиозных западных учений и философии, наложивших отпечаток на русское богословское учение, Таинство Соборования стали ошибочно понимать как последний обряд перед смертью. Такой предрассудок наложил на Таинство ярлык паники и страха.

Чудовищное заклятие совершенно нелепо и безосновательно, потому что Святые отцы говорят о Соборовании как Таинстве исцеления верой от всех явных и непреднамеренных греховных деяний, провоцирующих душевные и телесные расстройства. Подлинные основания возникновения болезни не всегда понятны человеческому разумению, многие из них скрываются от правосудия его совести. Для избавления от таких недугов служит Соборование.

Гарантия полного исцеления

Излечение от физического заболевания нельзя назвать неизбежным возвращением к жизни умирающего человека. Надо понимать, что, начиная с самого рождения, человеческий организм день ото дня, под влиянием жизненных процессов начинает терять первозданные силы. Гомеостаз ослабевает и теряет свои функции. Настоящее реальное исцеление заключается не только в восстановлении функционального состояния организма, но и в возвращении человека к духовной действительности.

Всепрощение и отпущение грехов

В соответствии с догматами Церкви, отпущение грехов происходит на Таинстве Исповедания. Лишь только покаявшись, грешный человек может обрести всепрощение.

Подтверждением осознания совершения греха является:

  • признание;
  • сожаление о произошедшем;
  • преднамерение избегать ошибок в будущей жизни,
  • пересмотр человеческих ценностей.

Грешники, выполняющие епитимью, в случае приближения кончины освобождаются от воздаяния, сподобляются трем Таинствам: Исповеди, Елеосвящения и Причастия. Если состояние организма грешного человека улучшилось, то он должен выполнить до конца нравственно-исправительное наказание.

Видео

Из этого ролика вы узнаете, что такое соборование и зачем нужно собороваться в Православной Церкви.

Просмотрев это видео, вы узнаете про смысл помазание на вечерней службе, значит ли это проведение Таинства.

Из этого видео вы узнаете, сколько стоит соборование на дому и как к нему подготавливаться.

Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования

Как правильно подготовиться к Соборованию

Чтобы правильно подготовиться к Соборованию, важно не столько ужасаться своим телесным недугам, сколько уделить внимание собственной душе. Необходимо духовное усердие и ясное представление о том, что подается в Таинстве Елеосвящения. К сожалению, даже тяжелобольные люди не всегда понимают, что испытывают острую нужду в этом Таинстве. Многие приступают к Соборованию потому, что так принято, потому, что на этом настояли родные или в храме назначен день общего Соборования, и вот, мы идем вместе со всеми как бы на всякий случай, по принципу: «Мало ли, вдруг в чем-то поможет». В таком случае у человека нет ни достаточной веры, ни усердной молитвы, чтобы принять предлагаемый в Елеосвящении дар.

Из Евангелия нам известно, что Господь Иисус Христос часто не совершал чудес по неверию людей (Мф. 13, 58; Мк. 6, 5-6). И именно сила веры часто выделяла отдельных людей из многих приближавшихся к Нему. Так, когда Христа окружала и теснила толпа народа, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, с верой прикоснулась к краю Его одежды и тотчас получила исцеление. Спасителя теснило множество людей, а исцеление получила только одна, та, которой Он Сам сказал: Вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк. 8, 48). Слепец Вартимей, сидевший у Иерихона, узнав, что мимо проходит Христос, стал громко кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. И хотя многие заставляли его замолчать, он не переставал просить о помиловании, и в итоге Господь исцелил его, сказав: Иди, вера твоя спасла тебя (Мк. 10, 46 – 52).

Итак, Спаситель исцелял во время Своей земной жизни, когда видел твердую веру и неотступную молитву. То же самое происходит и теперь, когда человек ищет исцеления, участвуя в Таинстве Елеосвящения. В Священном Писании сказано: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Значит, Он подает те же дары, так же исцеляет. Но и от нас в свою очередь требуются, как требовались от людей тогда, – искренняя вера и горячая просьба. Поэтому важно осознать именно личную потребность в Таинстве Елеосвящения. А, как сказал апостол Иаков, молитва веры (то есть исполненная глубокой веры) исцелит болящего.

Итак, важно иметь правильный внутренний настрой. Здесь можно выделить несколько составляющих. Во-первых, как мы уже сказали, должно иметь горячую веру и возносить искреннюю молитву. Готовясь к Соборованию, хорошо читать акафисты Спасителю, Божией Матери и святым, прославившимся чудесным врачеванием болезней, например великомученику Пантелеимону и вообще тем святым, чья память особенно близка нам. Таким образом, душа заранее располагается к принятию дара исцеления, подаваемого в Таинстве Елеосвящения.

Во-вторых, мы должны иметь сердечное сокрушение о своей греховности. Перед Соборованием хорошо исповедаться. А в Таинстве Елеосвящения нам отпустятся забытые или совершенные по неведению грехи, поэтому соборующемуся человеку необходимо иметь покаянное настроение души: стоит вспомнить всю свою жизнь, соделанные неправды и причиненные ближним обиды и помолиться Богу о прощении допущенных грехов. Соборующийся должен и сам простить своим ближним, если кто чем его обидел. Ведь Господь сказал: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14 – 15). Как же мы хотим получить на Елеосвящении отпущение грехов, если не простим своих ближних?

В-третьих, важно научиться более бдительно относиться к себе, к своему внутреннему миру, побеждать грех при его первом появлении – в мыслях или чувствах. Причина наших бед часто заключается внутри нас, поэтому необходимо постоянно очищать свое сердце. Для этого Святые Отцы заповедуют чаще произносить краткие молитвы, например молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, молитву мытаря: Боже, милостив буди ми грешному, или равнозначную ей:Боже, очисти мя грешнаго, либо коротко: Господи, помилуй, а также Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго; Богородице Дево, радуйся и другие. Важно научиться побеждать грех в зародыше, распознавать первое греховное желание. Постоянная обращенность души к Богу, бдительное хранение себя от греховных мыслей и чувств вместе с терпеливым несением своего жизненного креста станет достойным приготовлением верующего к Таинству Елеосвящения.

И еще, в-четвертых, каждому из нас предстоит, возможно, самое непростое – вверить всего себя, свою жизнь и здоровье в руки Божии. Духовная жизнь невозможна при потребительском отношении к Божиим дарам. Для христианина главное – общение с Богом и приобщение к Его вечному Царству, а свое земное благополучие мы вверяем святой Божией воле. Поэтому, готовясь к Елеосвящению, с верой и горячей молитвой прося исцеления, мы предаем себя в руки Божии, будучи уверены, что Бог дарует искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, и само по себе физическое здоровье – не самоцель.

Сила трех Таинств

Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении.

Любая тяжелая болезнь есть своего рода знак, призыв обратить взор от временного к вечному. Ведь во время болезни ослабевает наша тяга к земным наслаждениям, а главное, мы начинаем ясно видеть всю зыбкость, непрочность материальных благ и ценностей этого мира. Но чтобы обрести ценности вечные, необходимо освободиться от груза грехов – это происходит в Таинстве Исповеди. Как полагают толкователи Священного Писания, исповедание грехов заповедуется святым апостолом Иаковом в непосредственной связи с Елеосвящением: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16).

Какой же смысл в исповеди перед Соборованием? Мы уже говорили, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи. Но как Господь отпустит грехи, если в душе не будет покаянного настроения? Прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением. В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно – он старается исповедать все, в чем погрешил, но если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования.

Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная. Постараемся не уподобиться одному дореволюционному предпринимателю, который однажды опасно заболел. Его родные, видя, что он может не пережить болезни, уговорили его пригласить священника для напутствия Святыми Дарами. Батюшка пришел, но в ту же минуту больной получил телеграмму, согласно которой требовались его распоряжения по торговым делам. Тогда больной удалил священника, занялся торговыми распоряжениями и внезапно умер. Так долговременная привычка не позволила человеку обратиться к Богу даже перед самой смертью.

И в нашей жизни часто оказывается, что, когда мы здоровы, нам некогда участвовать в Таинствах Церкви, а когда заболеем, то для духовной жизни уже просто нет сил. Важно преодолеть свою косность, разорвать этот порочный круг, а для этого предпринять внутреннее усилие, помня слова Спасителя:Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Господь милостиво принимает человека, потрудившегося при всей своей немощи для жизни духовной.

В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению.

А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище – соединяется со Христом в жизнь вечную. И как ночной мрак рассеивается с появлением первых солнечных лучей, так и угнетающие душу мысли исчезают, когда мы достойно принимаем Святые Таинства. После святого Причастия чуткая душа ощущает удивительный мир, чистоту, подлинное освобождение от оков греха и земной суеты. Достойно причащающийся христианин обретает рассудительность, мудрость.

Когда автор этих строк учился в Московской Духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, которой было уже больше восьмидесяти лет. Она мучилась многими болезнями, ноги ее были покрыты язвами, так что она почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин, – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, и в этой умиротворенной и просветленной душе уже не было ни тени смущения, ропота, тревог. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, так что она теперь укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в трех упомянутых Таинствах.

После Соборования

В самом начале совершения Таинства освящается елей, которым священники затем семь раз помазывают верующих. По совершении Соборования святой елей обычно остается в достаточном количестве и его раздают всем желающим. Святое масло наливается в маленькие пузырьки, которые, принеся домой, необходимо хранить в достойном месте, рядом со святой водой и другими святынями. Для чего оно нам нужно? Соборным маслом, как его еще называют, можно помазываться в случае болезни, с верой обращаясь к Богу и молясь о выздоровлении. Святым елеем можно просто крестообразно помазывать свое чело (то есть лоб) каждое утро после прочтения утренних молитв, со словами: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь, испрашивая у Бога благословения на день грядущий.

Таким образом, хотя Таинство «прошло», но освященный елей остался, им можно помазываться, и потому Елеосвящение продолжает приносить свои плоды.

…Летом 2005 года иеромонах Иоанн соборовал более десяти спецназовцев, отправлявшихся в Чечню. В напутствие он дал им освященное масло, и каждое утро, перед выходом на боевые задания, командир группы помазывал военных святым елеем. Солдаты запомнили эту поездку как совершенно особенную – словно кто-то невидимый их ограждал и им помогал, а командир впоследствии говорил: «Все это время мы были как у Христа за пазухой».

Итак, Таинство Елеосвящения не только освобождает от прежних недугов, но посредством освященного елея, которым с верой помазываются христиане, ограждает от возможных искушений, охраняет от болезней и телесных увечий.

Таинство Елеосвящения как никакое другое обросло за века множеством предубеждений и суеверий. Да что говорить, даже в отношении значения и смысла Соборования среди наших прихожан единого мнения нет.

Школьное богословие определяет Соборование как «Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Нельзя сказать, чтобы именно с таким определением кто-то был бы не согласен, однако стоит пообщаться на эту тему подольше, как станет очевидно, что согласие это не препятствует разномыслию. Так, немалое количество людей, как глубоко, так и поверхностно верующих, убеждено, что в Елеосвящении прощаются забытые грехи. Другие уверены, что Соборованием можно полностью заменить лечение любых болезней. Третьим кажется, что таинство исцеления является ещё и таинством профилактики, то есть собороваться следует не столько для исцеления от болезни, сколько для того, чтобы не болеть. Стоит ли при этом удивляться, что недавно появилось мнение, будто Соборованием можно защититься от коронавируса?

Что ж, начнём, как говорится, сначала.

Почему нас так тревожат забытые грехи? Возьму на себя смелость предположить, что именно наличием таковых зачастую и объясняется многими склонность человека к болезням. На первый взгляд, взаимосвязь налицо: греховность – болезненное состояние человеческого естества. Болезнь души приводит к болезням тела. Душу мы врачуем покаянием, однако болеть от этого не перестаём, стало быть, причина в тех грехах, которые мы не можем исповедать, а таких грехов лишь две категории – забытые и неосознанные. Следовательно, путь к исцелению – в избавлении от забытых грехов. Однако вся кажущаяся логичность подобных построений вмиг оказывается мнимой, стоит лишь повнимательнее вчитаться в Последование Елеосвящения. В этом длинном, неоднородном, не один век формировавшемся чине мы можем увидеть очень многое. Тем не менее мы ни разу не встретим словосочетания «забытый грех». Там много и часто говорится об исцелении, о душе, о грехе, о покаянии. О забытых грехах же не говорится. Вообще. Удивлены? Напрасно.

В чине Соборования действительно можно проследить взаимосвязь болезни и греха, исцеления и покаяния. Но с чего бы нам думать, что причина болезни конкретного человека в конкретном его грехе? Человек, безусловно, существо страдающее, но причина этого страдания в первую очередь в падшести человеческого естества как таковой, ведь на смертность и тленность человеческой природы никоим образом не влияют ни чей-то конкретный грех, ни чья-то личная праведность. Причина этих бед в грехопадении прародителей. Помните? «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22). То есть само изгнание согрешивших Адама и Евы из Эдема было продиктовано целью не дать человеку, сделавшему в грехопадении зло частью себя, возможности жить вечно, обеспечив тем самым злу самостоятельное бытие. Согрешив, человек обрёк себя на смертность, поэтому совершенно не болеть не может ни праведник, ни тем более грешник. Условие прощения человеку греха одно – покаяние, но покаяние ведь предусматривает ни много ни мало изменение ума (да простит меня читатель за банальность), то есть радикальное и полное изменение отношения к греху, когда привычное становится ненавистным, а любимое – невыносимым. Такую работу человек способен проделать в себе только по отношению к греху, о котором знает и помнит. Забытый грех нельзя ни осмыслить, ни побороть, по отношению к нему невозможны ни покаяние, ни исправление. Так о каком же прощении здесь можно говорить? Тогда, конечно, возникает вопрос, как же быть с забытыми грехами. Да никак. Мы уже отметили, что для прощения греха нужны осознание, раскаяние и желание изжить этот грех. Само собой разумеется, что этот грех присутствует в жизни человека, а если и не присутствует в данный момент, то присутствовал в прошлом и периодически о нём напоминают муки совести. Если же грех напрочь забыт, то он, по всей видимости, не имел в жизни такого места, чтобы о нём сохранилась память и напоминала бы совесть. А если и имел, то на данном этапе в душе не осталось от него ни малейшего следа. В чём же тут каяться, что прощать?

Конечно, в Соборовании не раз и не два говорится о покаянии. Но покаяние – это деятельное сожаление о содеянных грехах, динамичный процесс исправления, преображения человека. Как раз в силу этого преображения мы и просим в Таинстве, чтобы Бог, так сказать, преобразил конкретного человека. Просим об исцелении прежде всего души и уже как о следствии этого – об исцелении телесной немощи. Как видим, забытые грехи тут привязать попросту не к чему.

С этой точки зрения абсурдным видится и упование на Соборование как на альтернативу лечению. Святитель Лука Крымский в одной из проповедей говорил о том, что Бог не станет делать за нас то, что можем сделать мы сами. Пренебрежение лечением во время болезни демонстрирует не силу веры и доверие Богу, а пренебрежение Божиим даром, каким, безусловно, является здоровье. «Не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6:16), – говорит нам Писание, и сложно представить, чтобы Церковное Таинство послужило во спасение и исцеление тому, кто решил бы прибегнуть к нему в нарушение повеления Божия.

О Соборовании же как о средстве профилактике и говорить всерьёз не стоит. В Таинстве призывается благодать для исцеления человеческой природы. Для этого как минимум необходимо осознавать глубокую повреждённость человеческого естества, делающую ущербным даже физически здорового человека, как максимум – быть больным не только духом, но и телом. Мы просим о том, в чём имеем нужду. Если же к Соборованию приступает здоровый человек, озабоченный не исцелением страждущей грехом души, а заботой о том, что ещё предпринять, чтобы не болеть, то его действия – кощунство, недостойное ничего, кроме порицания и сожаления.

Протоиерей Владимир Пучков

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх