Помост

Вопросы веры

Софийский собор Новгород

Софийский собор в Великом Новгороде — это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.

Он был построен в 1045-1050 годах (XI век) по приказу князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Храм много раз перестраивался, но в начале XX века прошла историческая реконструкция под руководством академика Суслова, которая во многом вернула храму первоначальный вид. Храм внесён в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Великий новгород софийский собор фото

На самом деле собор не очень большой, но выглядит мощным за счёт своих пропорций и толстых стен. Строили так из практических соображений: старинные церкви в случае необходимости играли роль крепости. Это пригодилось и в XX веке: София пережила артиллерийские обстрелы Второй Мировой войны

Голубь на крыше собора

На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.

Эта чудесная голубка стала талисманом города: пока она на кресте — Новгород не разрушить. Во время Отечественной войны это поверье сбылось: В купол попал снаряд и голубь упал с креста. Тогда немецкие войска заняли город.

Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.

В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.

В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.

Теперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно было

Граффити на стенах

На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — в исторической науке они называются граффити. Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные — по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники. Можно устроить себе квест по охоте за граффити, т.к. они расположены в самых неожиданных местах. Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава». Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга.

Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.

Магдебургские врата

Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.

В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.

Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.

Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.

Фрески, которым 900 лет

Самые старые фрески в Софийском соборе относятся к XI веку, их сохранилось всего 2 фрагмента: Это изображения семи библейских пророков (Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии) и четырех ангелов между окнами и на барабане (круглой части церкви под куполом).

Один из ангелов на барабане. Фотографию второй фрески найти не удалось

От первоначального убранства Софии сохранились грубые мозаичные настенные плиты. Есть в храме изображения XII, XIII, XIV веков.

Фрески разных эпох на стенах предают Собору особую значимость и представляют собой своеобразную историческую экспозицию, с помощью которой можно оценить, как развивалось художественное искусство. Они освещаются подсветкой, особый эффект создаёт игра дневного света, который падает в церковь из узких и широких окон.

Чудотворные Иконы

В соборе несколько иконосстасов и они посвящены Богородице, родителям Богородицы св. Иоакиму и св. Анне, Иоанну Предтече.

Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века. По неподтверждённым данным, их писал архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, Архиепископ Макарий — автор Миней, главного православного круга чтения с житиями святых, в форме календаря.

Чудотворными считаются икона Софии Премудрости Божией, иконы Божией Матери «Тихвинская» и » Знамение».

икона Софии Премудрости Божией иконы Божией Матери «Тихвинская» икона «Знамение»

Особенно любима новгородцами икона «Знамение». По преданию, во время боя новгородцев с суздальцами Богородица явилась святителю Иоанну, который установил икону «Знамение» на воротах города. Когда стрела попала в икону, суздальцы ослепли и были разбиты. На иконе «Знамение» действительно можно увидеть след от стрелы.

Икона «Богоматерь Тихвинская», XVI века, происходит из Николо-Беседного монастыря. Она участвовала при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 году.

София Премудрость Божия — главная икона храма, конца XV века. Изображает собой Бога Сына до его земного воплощения, в виде багрового ангела.

Мощи святых

По старинному обычаю в храме устроен некрополь: В соборе со времени его основания хоронили новгородских князей и епископов.

В некрополе можно увидеть мощи 6 святых: княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого (не знаю почему, но все что связано с такими громкими именами прошлого вызывает у меня дикий восторг), её сына Владимира Ярославича, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.

Княгиня Ирина, в монашестве Анна, положила начало традиции русских князей и княгинь — в конце жизни уходить в монастырь. Шведка по происхождению, Ирина внесла огромный вклад в распространение христианства на Руси, основав в Киеве монастырь. В Новгород она переехала к своему сыну Владимиру на открытие Софии.

Святым покровителем Великого Новгорода cчитается архиепископ Иоанн. По преданию, только по молитвам святителя Иоанна Новгородского город был спасён в феврале 1170 года при его осаде суздальцами.

В 1172 году святитель Иоанн ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Канонизирован как святитель в XVI веке.

С епископом Никитой связано церковное нравоучительное предание, что в молодости он впал в грех гордыни и все силы бросил на изучение Ветхого Завета, перестав молиться и читать Новый Завет. Когда св. Никита справился с этим бесовским искушением, оказалось, что он забыл грамоту и пришлось ему учиться всему заново.

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом посте Звонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды. Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

  • 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
  • 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
  • Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
  • 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
  • 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

  • В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
  • Вход свободный. Вход через северные двери.
  • Фотографировать внутри запрещено.
  • Запрещено заходить в шортах.

Интересные факты о храме

Стены собора сложены из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце.

Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.

Над главным входом расположено украшенное лепниной широкое окно с толстыми старинными стёклами.

Когда лучше приходить и когда в храм не попасть

График работы: ежедневно с 8:00 до 20:00.

Если хотите или не хотите попасть во время богослужений, то вот их расписание: Богослужения в 10:00 и 18:00, в понедельник и вторник только утренние службы. В четверг вечером великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому. В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».

  • В Великий пост свет в храме не зажигается.
  • Поток посетителей меньше по будням с утра.
  • Посещаемость высокая.
  • В Софийском соборе нельзя пройти обряд крещения.
  • Фотографировать внутри храма запрещено.

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне. Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера, без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует легенда о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух. На Руси того времени была еще одна такая же постройка – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Телепроект «Новгородинки» телеканала «Триада»: Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым.

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы. Это:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Магдебургские врата Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году, считается чудотворной. Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение», которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами».

На Магдебургских вратах собора
в бронзе изображены библейские
и евангельские сцены (48 сюжетов).

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии бересту сменяет бумага — писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Софийский собор»

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные при помощи «писала» — приспособления для письма не бересте.

Читать далееНа бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов. Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны. Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена. Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

Читать далее

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу. Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными. Это:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Подробнее об иконах Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала. Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке. Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г.

Один из самых выдающихся памятников русского зодчества древних веков – Новгородский Софийский собор. На территории Российской Федерации он самый древний. Его возведением занимался сын Ярослава Мудрого (1045-1050 годы). Примечательно, что уже в XII веке, он утрачивает статус княжеского и становится святыней Новгородской области.

Храм не один раз грабили. Первое разграбление было от лица опричников Ивана Грозного. Они вынесли практически все, от утвари до колоколов.

В Великую Отечественную войну немцы вывезли иконостас, деревянные сени (но, позднее реликвии были возвращены).

История основания

Возвели его из известняковых плит и ракушечника. До XII века, стены внутри и снаружи были намного темнее, позднее его оштукатурили.

На протяжении всего периода существования строение претерпело множество реконструкций. Изначально в храме были открытые галереи, но из-за холодного климата, их заложили и он приобрел «строгий» вид. «Златая» паперть появилась позже. Позолота на главном куполе появилась только в XV веке.

Построили храм на самом высоком участке во всем городе. Перед каменным сооружением, на этом же месте стояла деревянная церковь.

Освящение главного престола произошло в 1052 году, в канун Воздвижения Креста. И сразу же после этого, он становится основным кафедральным храмом Новгородской епархии.

На базе церкви работала библиотека, велась летопись. Здесь работали иконописцы и златокузнецы. Около храма проводились вече, выборы, отсюда уходили на войну дружины.

Само строительство велось ускоренными темпами. Все мастера были приглашены из Киева, ведь в Новгороде еще не знали о каменном строительстве. Поэтому архитектура собора очень напоминает храмы в Киеве.

Большевики национализируют храм и открывают в нем антирелигиозный музей. На всеобщее обозрение были выставлены все ценные вещи, которые были в церкви. Сделали это для того, чтобы показать «несметные богатства» церковников.

После Второй мировой войны храм полностью восстановили и отдали под музей-заповедник. В лоно Русской православной церкви, Софийский собор вернулся только в 1991 году.

Архитектурные особенности

Это пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. Со всех сторон, кроме восточной, к строению примыкают галереи в два этажа. Маковицы глав имеют форму шлемов, которые носили военные Древней Руси.

Вместе с галереями, собор вытянут на 34,5 метров, а по ширине составляет 39,3 метра. Высота от самой верхней точки (центральный крест) до уровня пола – 36 метров. Ранее храм был выше на метр.

Толщина стен составляет 1,2 метр. Скрепляли их известковым раствором, а камни клали неотесанными, выровняли их только снаружи. Все своды и арки выкладывали кирпичами.

Святой героический князь

На одной из стен храма есть памятная доска. Текст на ней говорит о том, что от храма уходили войска князя Александра Невского. Князь был потомком Рюрика и Мономаха, который сумел разбить шведов на Неве. Свою фамилию он получил из-за победоносного сражения на Неве. Считается, что тевтонских захватчиков (немцев) именно Невский прогнал из большинства российских городов.

Александр после 1251 года стал великим князем Владимирским. Именно он отверг предложение о переходе в католическую веру от Папы Римского. Позднее умело вел переговоры с Золотой Ордой. После смерти канонизирован. Даже Сталин отметил его подвиги, объявив его национальным героем. По этому случаю даже был учрежден почетный орден имени князя.

Магденбургские врата

Эти врата имеют еще несколько наименований: «Корсунские», «Сигтунские» и «Плоцкие». Расположены врата на западном портале собора. Портал полностью покрыт рельефными изображениями по мотивам из Евангелия. Наносили их западноевропейские мастера. Длительное время (несколько веков) портал являлся торжественным входом.

Ряд историков считают, что рисунки изготовлены в Магдебурге в 1153 году. В Новгород они попали в качестве трофея в 1187 году, после похода в Сигтуну (шведская столица). Через 5 столетий во время оккупации Новгорода, шведский главнокомандующий вспомнил об утраченной реликвии. Но даже у врага не хватило моральных сил снять барельеф с центральных врат собора.

Крест главного купола и легенда о голубе

На вершине купола собора красуется свинцовый голубь. Относительно птицы есть красивая легенда. Во время подавления бунта в Новгороде Иваном Грозным, на крест сел голубь. Увидев происходящее, голубь моментально окаменел, ведь целый месяц по улицам города текли реки крови. До происходящих событий местному монаху приснился сон, что Богородица пришлет голубя Новгороду, как символ защиты города – «Сколько будет голубь находиться на кресте святой Софии, столько город будет в безопасности».

С крестом главного купола связана другая, реалистичная история. Во время Великой Отечественной войны, крест был перевезен в Испанию. Почем именно туда? «Голубая дивизия» — испанские добровольцы, воевавшие за Третий Рейх, после попадания снаряда в центральный купол, решили спасти реликвию и укрыть ее в своей стране. Свои действия они мотивировали тем, что святыня не может находиться в России, так как там она будет осквернена. Вернулась святыня на Родину в 2004 году, но взамен была передана точная копия.

Граффити Софийского Собора

Покажется совершенно невероятным, что в древние века люди могли заниматься вандализмом. Кто мог допустить, чтобы на стенах святыни появились надписи? Однако в те времена, это было нормальным и лишь подтверждало тот факт, что в стране множество грамотных людей. На церкви найдено несколько надписей, это нацарапанные на стенах молитвы, церковные тексты. Некоторые надписи служили в качестве пометки для тайника церковного служителя. Много автографов на хорах, включая оставленные женской рукой, то есть даже женщины на патриархальной Руси умели читать и писать. А есть трагические истории, зафиксированные на стенах. И самое интересное, что все они находятся в самых неожиданных местах, в поисках граффити можно устроить настоящий квест.

Росписи и иконы

Увы, но внутреннее убранство время не пощадило. Но еще остались реликвии, которые по-настоящему достойны внимания. Прежде всего, это лики Святых Константина и Елены на Мартирьевской паперти. Изображение нанесено в XI веке. Интересный факт, что роспись производилась по сухой штукатурке, что является большой редкостью. Отличительная черта этой техники – кажется, что изображение парит. Считается, что именно эта техника была самой популярной у древнерусских мастеров, которые расписывали деревянные строения.

От алтаря, расписанного в XI веке, осталось только две иконы: «Спас на престоле» и «Апостолы Петр и Павел».

Историки установили, что окончательно внутренняя роспись храма была завершена в XII веке. От этой росписи остались напоминания на простенках барабана. Это трехметровые фигуры пророков, изображение Деисуса.

Высокий иконостас был расписан в промежутке XIV-XVI веков.

Пределы церкви посвящены Богородице. В пределе Рождества Богородицы роспись была создана в XVI веке, по некоторым данным, автором являлся Миней.

Считается, что икона Премудрости Божией является чудотворной (главная икона собора), а также «Знамение» и «Тихвинская». На главной иконе изображен Божий Сын в виде багрового ангела, то есть до телесного воплощения на земле.

Особо почитаемая среди местного населения икона «Знамение». С ней связана интересная легенда. В 1170 году, во время осады Новгорода, войсками князя Боголюбского, было явное не равенство сил, за счет численного превосходства противника. Считается, что она явилась святителю Иоанну во сне и тогда он совершил обход с иконой по крепостной стене. Когда стрела завоевателей попала в нее, всех противников охватил необъяснимый страх, они бежали и были разбиты. И действительно, на иконе сохранился след от стрелы.

Некрополь

По древней традиции, в храмах обустраивали некрополи. Не стал исключением и Софийский собор. В некрополе нашли свой последний приют епископы и князья. Здесь хранятся мощи 6 святых:

  • жены Ярослава Мудрого;
  • сына Владимира Ярославовича;
  • князя Мстислава;
  • князя Федора;
  • архиепископа Иоанна;
  • епископа Никиты.

Княгиня Ирина в свое время заложила традицию, которую соблюдали длительное время, хотя по происхождению она была шведкой. К концу жизни княгиня покинула светский мир и ушла в монастырь. Она являлась основательницей монастыря в Киеве, попала в Новгород, когда переехала к сыну Владимиру, во время открытия Софийского собора. В монашестве приняла имя – Анна.

Иоанн удостоился звания «святого», так как считается, что именно его молитвы спасли Новгородский город от суздальцев в 1170 году. В 1172 году он во Владимире вел переговоры с Андреем Боголюбским о мировом соглашении.

А епископ Никита заполнился в истории по следующей легенде. В юношеские годы он стал на греховный путь, забыл о чтении Ветхого и Нового Завета, перестал возносить Богу молитвы. Позднее он опомнился, но понял, что разучился читать и ему пришлось заново изучать грамоту.

Это отдельное сооружение, появившееся в XV веке. Звонница является самой древней на всей Руси. На сооружении заметны частые перестройки, следы от артиллерийских снарядов. Занесена в охранный список ЮНЕСКО.

На звоннице есть смотровая площадка, куда можно подняться с апреля по сентябрь.

Звонница является чисто новгородским изобретением. Представляет собой конструкцию с несколькими колоколами. Когда звонили все колокола, то звук от них был слышен на 50 км. Повторить такое же сооружение на протяжении всей истории удалось только 2 раза. Считается, что именно звук звонницы вдохновлял Рахманинова, который начал использовать звучание колоколов в академической музыке.

На звоннице был даже так называемый светский колокол, то есть без креста.

Во время Второй мировой войны колокола пытались сохранить. Часть была перевезена в Кириллов, часть утонула в реке, а некоторые были закопаны на берегу Волхов. Все сохранившиеся колокола все равно сильно пострадали и в них нельзя звонить. Они являются частью экспозиции Софийской звонницы, Валдайского и Кирилло-Белозерского музеев.

Вокруг одного из колоколов, который не сохранился до наших времен, есть интересная легенда. Во время правления Ивана Грозного, в день, когда он отправился к обедне в Софийский собор, во время перехода по мосту через реку, звонарь стал звонить. Но громких звуков испугалась лошадь и Грозный чуть не упал в реку. После чего он приказал отрубить колоколу уши и оставить только среднее. В итоге «казненный» колокол стали называть «безухий».

Информация для посетителей

Софийский собор расположен на территории комплекса Новгородский Кремль. Двери для посетителей открыты с 8 утра и до 8 вечера. Церковь действующая, поэтому при посещении придется соблюдать правила, то есть женщины должны быть в юбках и с покрытой головой, а мужчинам нельзя входить в шортах.

Доехать до кремля можно общественным транспортом. До Сенной площади курсируют автобусы №№ 17, 17А, 7, 7А, 26.

Софийский собор – бесценный памятник древнерусского зодчества. По сегодняшний день эти стены хранят множество тайн и сокровищ. По одной из легенд, Иван Грозный нашел здесь «схоронку» князя Владимира. При этом он четко указал место, где был обнаружен тайник. В тайниках собора хранилась даже казна Новгородской республики.

Все 13 домонгольских храмов Великого Новгорода и окрестностей

Больше всего домонгольских храмов в России сохранилось в Новгородской области — в Великом Новгороде и его окрестностях, а также в Старой Руссе.

  1. Софийский собор. XI век, 1050. Великий Новгород, Кремль. Самый древний храм на территории России.
  2. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. XII век, 1119. Великий Новгород, ул. Студенческая. Редкий пример трехглавых храмов.
  3. Николо-Дворищенский собор. XII век, 1136. Великий Новгород, Ярославово дворище. Центральный собор Торговой стороны Новгорода.
  4. Церковь Ильи на Славне. XIII век, 1202. Великий Новгород, ул.Знаменская. До недавнего времени храм был занят под обыкновенное жилье.
  5. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. XIII век,1207. Великий Новгород, Ярославово дворище.
  6. Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице. XIII век, 1294. Великий Новгород, Новолучанская ул., 10.
  7. Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине). XII век, 1179. Деревня Панковка.
  8. Георгиевский собор Юрьевского монастыря. XII век, 1130. Село Юрьево.
  9. Церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту. XIII век, 1226. Село Юрьево, южнее монастыря.
  10. Церковь Спаса на Нередице. XII век, 1198. Деревня Спас-Нередицы.
  11. Церковь Николы на Липне. XIII век. 1292. Устье р. Мсты. Добраться сюда можно только на лодке (или зимой по льду).
  12. Собор Спаса Преображения Спасо-Преображенского монастыря. XII век, 1198. Старая Русса, пл. Фрунзе.
  13. Церковь Петра и Павла на Синичьей горке (на Сильнище). XII век, 1192. Великий Новгород, Петровское кладбище. Сфотографировать церковь практически невозможно — она полностью закутана в строительные леса, обтянута плёнкой и плотно окружена деревьями.

Предыдущие посты о домонгольских храмах:

Все 9 домонгольских храмов средней полосы России
Домонгольские храмы России. Запад и северо-запад

Софийский Собор

Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 – 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики. Вплоть до сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в далеком XII веке: «Где святая София, там и Новгород», до сих пор будоражат сердца горожан.

Софийский собор — пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Режим работы

Софийский Собор. 2011 год.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (цемянкой). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). Сам же собор на протяжении своей десятивековой истории не перестраивался. Он ремонтировался после пожаров и войн, которые не смогли сильно задеть его. Стены Софии покрывались штукатуркой, а купола – свинцом, главный купол был позолочен в XV веке при архиепископе Иване Калике.

  • Аэропанорама: Софийский Собор, Звонница Софийского Собора, Памятник «Тысячелетие России», Часозвоня и кремлевский парк

Первые храмы, очевидно, появились в Новгороде сразу после принятия Христианства на рубеже Х – XI веков. Одним из первых храмов города стала церковь Святой Софии, которую часто называют предшественницей каменного Софийского Собора. О том, существовала ли эта деревянная церковь на самом деле, историки будут спорить до тех пор, пока исследователям не удастся найти ее остатки в ходе археологических раскопок. В древнейшей из сохранившихся до наших дней летописи — Новгородской Первой летописи сообщается лишь о том, что в 1049 году церковь сгорела. «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом». Некоторые исследователи считают эту запись вымыслом летописца, так как никаких других сведений о деревянной Софии нет. Однако старая церковь описана слишком детально, и точно указано ее местоположение.

Фотография 1900 года. AeJse Trasarebre

Строительство первого каменного собора Великого Новгорода началось в 1045 году и продолжалось либо до 1050, либо до 1052 года (по разным источникам). Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками.

Строился Новгородский Софийский Собор мастерами из Киева и Византии. Можно представить себе, как возведенный всего за несколько лет почти 40-метровый каменный храм воздействовал на новгородцев середины XI века: окруженный самыми первыми дубовыми стенами Кремля, среди деревянных домов и дворов совсем еще молодого города, на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута.

Софийский собор на купуре 5 рублей. Образец 1997 года.

Посвящение собора Софии — это фактически посвящение Богу, которое обращается к Софии Константинопольской, и еще древнее — к храму премудрости, построенному Соломоном.

В результате исследований под руководством Григория Штендера было установлено, что первоначально галереи Софийского Собора строились открытыми по образу киевских и константинопольских храмов. Уже начав работу по возведению, архитекторы приняли решение изменить проект и закрыть галереи из-за особенностей более холодного новгородского климата.

Первая роспись храма началась сразу после его постройки в середине XI века. К немногим сохранившимся до наших дней фрескам того периода относится «Константин и Елена», очевидно, написанная еще византийскими мастерами. Основные работы по росписи Софийского собора проводились в XII веке, в 1108-1109 и 1144 годах. Благодаря маленькой слабости мастеров, оставивших несколько своих автографов на память, а также благодаря счастливому случаю, позволившему старинным фрескам пережить все перипетии истории Новгорода на протяжении девяти веков, мы знаем, что одного из мастеров, расписывавших Софийский собор в XII, веке звали Стефан. Он был, по-видимому, монахом-мастером, возглавлявшим работы. На одном из граффити Стефан даже изобразил себя с нательным крестом в монашеском клобуке. Встречаются на стенах собора и другие имена живописцев – Микулы и Радко.

Софийский собор ночью. 2003 год.

Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг — Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056-1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Главная православная святыня Софийского собора — икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Силы новгородцев и суздальцев были неравны, и защитники города начали молиться о чуде. На третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн услышал голос свыше, повелевший ему взять икону Богоматери и пойти с ней вокруг Детинца крестным ходом. Когда суздальцы стали обстреливать процессию, одна из стрел попала Богородице в глаз. Из ее глаз, по легенде, полились слезы, а суздальцев покрыла тьма. В неизъяснимом ужасе они стали отступать от города, побивая друг друга. В честь иконы, подарившей новгородцам мир, архиепископ Илья установил праздник Знамения Божьей Матери, который празднуется Русской Православной Церковью 10 декабря (27 ноября).

Софийский Собор. Осень 2016 года.

Отдельного внимания заслуживает еще одна жемчужина новгородской Софии — Магдебургские врата, которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Они находятся на западном портале храма, полностью покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, необычайно искусно изготовленными западноевропейскими мастерами. Магдебургские врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. По одной из версий они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге. Вероятнее всего, они стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну. Эти ворота были выполнены так искусно, что в XVII веке шведский король не забыл об утраченном пять столетий назад трофее, и во время оккупации Новгорода дал приказ главнокомандующему шведскими войсками вернуть ворота на историческую родину. К счастью, главнокомандующий не посчитал возможным снять парадные ворота с главного храма новгородчины.

Софийский Собор. 2008 год.

Одна из самых знаменитых новгородских легенд связана с фигурой голубя, сидящей на самом высоком центральном кресте Софийского собора. Во время разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, голубь по легенде сел отдохнуть и окаменел от увиденного ужаса. Если каменная птица улетит, то наступит последний день Великого Новгорода.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх