Помост

Вопросы веры

Сообщение о милосердии и сострадании

Каждый из нас обладает рядом качеств, которые характеризуют нас, как человека. Кто-то более добрый, искренний, справедливый. Кто-то напротив, полон желчи, злобы и гнева. Но все мы люди. Правда, есть два понимания слова человек. Можно понимать слово «человек», как биологический вид, представитель отряда млекопитающих. Но так рассуждают учёные, которые видят род людской, как вид. На самом же деле, человек, если смотреть с позиции менее рациональной, и более чувственной, это существо, обладающее волей, разумом и высшими чувствами. Именно наши чувства делают нас людьми, создают наш моральный облик, характеризует нас как личность. И что бы соответствовать высокому званию «ЧЕЛОВЕК», нам надо иметь в себе такие качества, как милосердие и сострадание.

Именно милосердие и сострадание к другому существу делает нас человечнее, в понимании морали. В этом уверены все учёные, писатели, поэты, духовенство и общественность. Но что такое милосердие, и как проявлять сострадание, об этом мало сказано. Давайте постараемся вместе разобраться, что же на самом деле делает нас человечнее и какова роль в этом милосердия и сострадания. Милосердие напрямую связанно с понятием сострадание.

Милосердие – это готовность человека оказать помощь кому-либо из сострадания, проявлять доброту, заботу, высшие эмоции (даже любовь) к какому-либо существу, не обязательно даже человеческому и при этом, не просить ничего взамен. Сострадание же, в свою очередь, это сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого существа. Сострадание сродни гуманности, жалости. Согласитесь, действительно хорошие качества личности, которые должны быть у представителей человечества.

Быть человечнее, значит быть милосердным, проявлять сострадание, видеть боль другого существа, и помочь ему, а не стоять на месте. Быть человечнее, значит быть неравнодушным, иметь душу и сердце. Быть человечнее, значит оказывать помощь нуждающимся, и при этом не просить ничего взамен. Вот что значит быть человечнее.

Согласитесь, в современном мире, эти качества, были бы весьма нужны, ведь в мире очень много нуждающихся, и каждый из нас, если бы хоть немного помог другому человеку, или даже маленькому котёнку, который и в дождь, и в снег, ищет себе пропитание, мир был бы намного человечнее, добрее, лучше. Но в наши дни, всё меньше и меньше людей проявляют милосердие и сострадание – оно почти исчезло.

В современном мире, всё больше и больше людей, живут по принципам эгоистического существования, делают те вещи, которые им выгодно, которые только им пойдут на пользу, про других, окружающих их существ (не говорю уже про людей, а про маленьких, беззащитных и немощных животных), человек не думает, не заботиться. Происходит это по той причине, что каждый из таких людей знает, что за них никто же не позаботиться. Вот они сами о себе и заботятся, ведь никто другой это не сделает. И так думает почти каждый, но правильно ли это?

Конечно, весь мир нам не изменить, и всё так же будет существовать эгоизм, самолюбие и бесчеловечие. Но мы можем изменить себя, под силу это сделать каждому. Станьте более милосердным, проявляйте сострадание, и не просите ничего взамен, будьте людьми, не только с биологической точки зрения, но и с моральной, и Вы увидите, как мир измениться. Сначала, конечно, Вам покажется, что Ваши усилия зря, и за Ваше милосердие, Вы получаете лишь «ножи в спину». Но, поверьте, такова участь всех людей. Милосердие и сострадание, просто делает Вас лучше, человечнее. А это, на самом деле, дорогого стоит.

Читать онлайн «Милосердие» автора Гранин Даниил Александрович — RuLit — Страница 1

Даниил Гранин

Милосердие

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, все лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где я живу.

С большим трудом поднялся — лицо залито кровью, рука повисла плетью. Забрел в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. Куда там — она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, не шатаясь; шел, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного… — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударился, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается», стало чувством привычном?

Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своем поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своем собственном поведении — желание отойти, уклониться, не ввязываться… И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Раздумывая, я вспоминал и другое. Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.

И после войны это чувство взаимопомощи, взаимообязанности долго оставалось среди нас. Но постепенно оно исчезло. Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. Мы привыкли делать оговорки, что-де не все люди такие, не все так поступают, но я сейчас не хочу оговариваться. Мне как-то пожаловались новгородские библиотекари: «Вот вы в „Блокадной книге“ пишете, как ленинградцы поднимали упавших от голода, а у нас на днях сотрудница подвернула ногу, упала посреди площади — и все шли мимо, никто не остановился, не поднял ее. Как же это так?» Обида и даже упрек мне звучали в их словах.

И в самом деле, что же это с нами происходит? Как мы дошли до этого, как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие, и тоже это стало нормальным.

Не берусь назвать все причины, отчего утратилось чувство взаимопомощи, взаимообязанности, но думаю, что во многом это началось с разного рода социальной несправедливости, когда ложь, показуха, корысть действовали безнаказанно. Происходило это на глазах народа и губительнейшим образом действовало на духовное здоровье людей. Появилось и укоренилось безразличие к своей работе, потеря всяких принципов — «А почему мне нельзя?» Начинало процветать вот то самое, что мы называем теперь мягко, — бездуховность, равнодушие.

Естественно, это не могло не сказаться на взаимоотношениях людей внутри коллектива, требовательности друг к другу, на взаимопомощи, ложь проникала в семью — всё взаимосвязано, потому что мораль человека не состоит из изолированных правил жизни. И тот дух сплоченности, взаимовыручки, взаимозаботы, который сохранялся от войны, дух единства народа, — терялся. Начиная с малого, пропадал.

У моего знакомого заболела мать. Ее должны были оперировать. Он слыхал о том, что надо бы врачу «дать». Человек он стеснительный, но беспокойство о матери пересилила стеснительность, и он, под видом того, что нужны будут какие-то лекарства, препараты, предложил врачу 25 рублей. На это врач развел руками и сказал: «Я таких денег не беру». — «А какие надо?» — «В десять раз больше.» Мой знакомый, работник среднего технического звена, человек небогатый, но поскольку речь шла о здоровье матери, раздобыл деньги. Что его поразило: когда он принес врачу деньги в конверте, тот преспокойно вынул их и пересчитал.

Христианское милосердие, благотворительность и самоотвержение в отношении к ближним

Согласно христианству, милосердие или благость – одно из главных проявлений любви. Милосердие – это постоянное настроение души, владеющее сердцем чувство любви, выражающееся в сострадании и жалости, доброте, благости и доброжелательности; искренности и благосклонности; честности и справедливости по отно­шению к ближним (В Новом Завете словом «милосердие» переводятся с греческого языка различные термины, выражающие разные оттенки этого понятия. Например: έλεος, – сострадание, милость, милосердие (Исх., 20, 6); οίκτιρμός– сострадание, сожаление, жаление, щедрость, милосердие (см. Лк., 6, 36; Иак., 5, 11; Кол. 3, 1); συμπαθία– сострадание, милость (1 Пет., 3, 5); άγαθωσύνη – доброта, благость, милосердие; χρηστότης, – честность, доброта, благосклонность, благость, милосердие (Гал., 5, 22; Кол., 3, 12).); долготерпении к согрешающим и прощении обид, и в любви к врагам.

Милосердие – это чувство души, необходимо выражающееся в делах милосердия, главным образом, в делах благотворительности. Впрочем, благотворительность не всегда происходит из чувства милосердия: бывает так, что благотворят и без милосердия,по побуждениям тщеславия, выгоды, расчета и т.д. (ср. Мф., 5, 1 – 4). Точно так же милосердие может, по тем или иным причинам, и не выражаться благотворительностью.

Милосердие – величайшая добродетель. Оно выше девства, поста и других добродетелей. Иисус Христос указал это в притчах о мудрых и юродивых девах и в Своем предсказании о Страшном суде (Мф., 25, 34 – 40; Притч. 19, 17, 15, 27; Сир. 3, 30). Иисус Христос в изображении Страшного суда ни о какой добродетели не упоминает, кроме дел любви – дел милосердия.

Без милосердия и молитва бесплодна, ибо милостивый Бог преклоняется естественным милосердием на молитву, но на молитву милостивых же.

«С какою надеждою, – говорит свят. Тихон Задонский, –будешь молиться Богу, когда сам не слушаешь молитвы подобных тебе людей? Как скажешь: «Господи, помилуй», когда сам не милуешь? Как будешь просить с прочими в Церкви: «Подай, Господи», когда сам не подаешь нуждающимся, а можешь подать? Какими устами скажешь: «Услышимя, Господи», когда сам не слышишь бедного, или вернее, в бедном Самого Христа, вопиющего к тебе? С каким упованием прострешь свои руки к твоему Создателю, когда сам подобного себе, простирающего руки, отвращаешься? Итак, милости Божией к себе ищи милостями к ближним. По Христову обещанию, «милостивые помилованы будут» (Мф., 5, 7). Суд же без милости не сотворившему милости (Иак. 2, 13) .

В милосердии нуждается окружающий нас мир, и случаи к деланию добра являются ежеминутно. Земная жизнь Иисуса Христа вся прошла в делах милосердия и любви большую часть Своего времени Он употребил на то, чтобы творить дела любви. «Сын человеческий не длятого пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою дляискупления многих» (Мф., 20, 28). По примеру Христа Спасителя и св. апостолов все святые угодники Божии и все истинные христиане в жизни своей должны являть в том или ином виде дела любви и милосердия к ближним. Ибо любовь и милосердие – признак истинного ученика Христова, истинного христианина.

Милосердие к ближним или благость выражается, во-первых, в духовной и телесной благотворительности. Благотворительность в широком смысле слова понимается так, что люди должны быть благими, иметь благоволение и творить благо, добро всем, кому представится только случай. Благотворить ближним Священное Писание полагает нам часто, указывая на важные побуждения к совершению этой добродетели. «Просящему у тебя дай, – говорит Иисус Христос, – и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф., 5, 42). «Благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам великая награда, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк., 6, 35). «Благотворящий бедному, – говорит Премудрый, – дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч., 19, 17).

Случаев и способов благотворительности у всякого человека может быть много. Одни дела благотворительности относятся к душе, другие к телу, т.е. телесной жизни, здоровью, внешнему благосостоянию ближних, например, напитать алчущего, одеть нагого, уврачевать больного, помочь человеку в нужде, в трудах и опасных для жизни и здоровья обстоятельствах и многое другое. Еще важнее благотворительность душе, например, наставить заблуждающегося на путь истинный, отвлечь человека от греха, исправить порочного, утвердить колеблющегося среди искушений, утешить скорбящего, облегчить труд в преуспевании и добродетели, назидать словом, добрым примером, снисходить к немощам слабых, впрочем, без потворства страстям и порокам, прощать оскорбления, обиды .Молиться о спасении, особенно, заблуждающихся, спасать от вечной погибели и совершать другие подобные дела. Эта милостыня душе гораздо выше телесной милостыни. Ибо, как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, гораздо больше милости, оказанной телу . Но и телесная милостыня, движимая чувством милосердия, как доступная всем людям, имеет огромное значение в приумножении христианской любви и деле спасения христианина.

«Когда мы благотворим, несомненно, надо отличать искреннюю нуждаемость, бедность от злоупотребляющих помощью, например, пропивающих ее . И, подавая случайно попадающимся нищим милостыню, надо делать некоторый разбор между ними (насколько возможно по первому впечатлению и внутреннему чутью), чтобы не питать тунеядства и презрения к труду (2 Фес. 3, 10 и далее). Но, с другой стороны, надо остерегаться, чтобы под предлогом предотвращения злоупотребления милостыней, не притупилось в нас сочувствие и сострадание к бедным, и не отказать действительно нуждающемуся. Иногда рассуждениями о тунеядстве нищих и лени их к труду прикрывается наша собственная скупость, черствость и бессердечие».

Благовиднейшим предлогом к уклонению от обязанности благотворения служит обыкновенно боязнь за свое будущее, за будущее своей семьи, детей, желание материально обеспечить их будущность.

Свт. Отцы Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие в своих творениях осуждали только пренебрежение обязанностью благотворения под предлогом собирания для детей, но умеренная заботливость родителей об обеспечении детей –не предосудительна, ибо «не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Кор., 12, 14). Но как часто люди, в оправдание своего немилосердия, ссылаются на детей, а своих прихотей ограничить не желают.

Другим предлогом для уклонения от обязанности добротворения и благотворительности служит ссылка на ограниченность своих средств, собственную нуждаемость и невозможность удовлетворить всех просящих. Но Евангелие, заповедуя деятельное милосердие, не требует великого и невозможного. Обычно, кто скуден милосердием, тот ссылается на свою «бедность»: «самому, дескать, нужно». Но сколько человек ни будет иметь средств, всегда ему будет мало. «Ты называешь себя бедным, – говорит св. Василий Великий,–и я соглашаюсь. Точно тот беден, кто нуждается во многом. А нуждающимися во многом делает нас ненасытность желаний… Действительно, ты беден и скуден всяким добром: беден ты любовью, беден человеколюбием, беден верою в Бога, беден вечным упованием» . «Ведь способы благотворения весьма многоразличны.Если ты не можешь дать и двух лепт нуждающимся,– говорит преп. авва Дорофей, –то можешь оказать больному милость через служение ему. Если и этого не можешь сделать, то словом можешь утешить своего ближнего (брата). Итак, окажи ему милость посредством слова и слушай говорящего: «доброе слово лучше подаяния» (Сир., 18, 16, 17). Если ты не можешь даже словом принести пользы, то можешь, когда огорчится на тебя ближний (брат) твой, оказать ему снисхождение и терпеливо перенести гнев его, зная, что он искушается от общего нашего врага. Также можешь, когда согрешит пред тобою ближний твой, обидит тебя, помиловать и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение от Бога (Лк., 6, 37). Итак, если ты не можешь оказать милость телу ближнего (брата) твоего, то душе его окажи свое милосердие» .

К благотворительности в широком смысле слова принадлежит утешение глубоко опечаленных и больных. Глубоко опечаленные, скорбящие, как и изнемогающие душевно, и больные нуждаются в утешении и ободрении словами и участием других лиц; и, следовательно, мы совершаем истинное благотворение, когда принимаем участие в их судьбе и утешаем их. «Я был болен, и вы посетили Меня», – скажет Христос праведным на суде. Апостол Павел заповедует «плакать с плачущими» (Рим., 12, 15). Этим выражением апостол указывает и на способ истинного утешения. Мы должны утешать не только словами, но и личным участием, перемещением себя в состояние страждущего и состраданием ему.

Христианская этика выделяет следующие свойства истинной благотворительности:

1.Доброхотность (добровольность).»Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор., 9, 7). Чувство милосердия делает обязанность благотворения легкою, радостною, по сказанному Псалмопевцем: «блажен кто помышляет о бедном и нищем» (Пс., 40, 2), блажен, потому что радуется о возможности помочь, порадовать других. «Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с христианским чувством милосердия… Творить милостыню значит не просто давать, но с усердием, с радостью, с чувством благодарности к тому, кто принимает ее» .

2.Бескорыстие.Благотворительность не ожидает благодарности, славы, награды. Потому она нередко совершается втайне.

Истинная благотворящая любовь «не ищет своего» и тяготится благодарностью или удивляется ей как чему-то незаслуженному. Только тогда ожидают благотворители благодарности от бедных, когда благотворят с тягостью, неохотно, или из-за человекоугодия и тщеславия – «да видимы будут людям добротворящими». Не нужно забывать, что между благотворителем и благотворимым есть невидимая связь. И если нет в сердце истинного милосердия, – нет и благодарности (от других).

3. Самоотречение, самоотверженность.

Христиане должны благотворить не только от избытка, но и от скудости (по примеру бедной вдовы); благотворя, мы должны лишать себя кое-чего ради ближнего. Благотворительность должна выражаться в беспредельной готовности оказывать помощь в виде даже самоотречения и самопожертвования каждого человека в пользу его ближних.

4. Ласковость к получающим милостыню и пощада их.

Христиане должны творить милостыню с душевным благорасположением и не укорять, не унижать просящих и получающих благодеяние. Ибо и Бог, по словам ап. Иакова, «подает всем просто и без упреков» (Иак., 1, 5). «Если что подаешь просящему, поучает преп. Исаак Сирин, пусть предварит твое даяние веселый взгляд и ласковое лице, и доброе слово да утешит скорбь его. Мы отнюдь не должны давать чувствовать просящим, что мы их благотворители, даем им от своего великодушия.»

5. Нелицеприятие.Благотворительность обнимает всех без исключения – христиан и нехристиан, родных и чужих по народности, добрых и злых, друзей и врагов. «Благотворите ненавидящим вас… да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над добрыми и злыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф., 5, 44 – 45).

Рассмотрим еще некоторые важные стороны проявления милосердия.

Сострадание и сорадование.»Любовь,– говорит апостол, –не радуется неправде, а сорадуется истине». Такое качество христианской любви, по которому человек чувствует и выражает удовольствие, радость, когда видит других счастливыми, живущими честно, праведно, преуспевающих в благочестии, называется сорадованием; когда же скорбит о грехопадении или несчастье ближних – называетсясостраданием.

Иисус Христос во всем уподобился своим братьям (кроме греха) и в Своей земной жизни дал всем пример живого участия как в радостях, так и в страданиях людей. Апостолы Христовы радовались о спасении, которое получали иудеи и язычники посредством христианства, и принимали самое живое участие и во всех бедствиях и страданиях верующих. Они заповедали и всем христианам «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим., 12, 15). В совместной жизни людей особенно ценны эти качества души.

Взаимное участие в радостях и страданиях возгревает и укрепляет любовь между людьми, служит обновлению жизни на началах любви, а не на началах ненависти, себялюбия и гордости, содействует всеобщему благу и счастью.

Искреннее участие в благе других людей составляет обязанность каждого христианина. «Моя радость, – говорит ап. Павел коринфским христианам, –есть радость для всех нас», т.е. чтобы вы все радовались (2 Кор., 2, 3). Это самый лучший христианский девиз.

Прощение обид и долготерпение.Истинная христианская любовь, выражающаяся в сострадании и сорадовании, в дальнейшем усовершенствовании проявляется в терпеливом перенесении и прощении обид, которыми обусловлен мир с ближними. «Любовь долго терпит» (1 Кор., 13, 4). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк., 21, 19). «Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф., 3, 32).

Иисус Христос, заповедовал Своим последователям, любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих и гонящих, Сам на кресте молился за врагов Своих.

«Любовь к врагам состоит в том, чтобы не питать к ним гнева, злобы, мщения, вражды и ненависти, а напротив, снисходить их немощам и охотно признавать и уважать в них все добрые их качества и иметь к ним доброе расположение и любовь как созданным по образу Божию нашим братьям, искупленным Христом и призываемым, как и все люди, к одной с нами вечной жизни. Любовь к врагам выражается в том, чтобы желать им добра и при всяком удобном случае оказывать им это добро и молиться за них Богу. Наконец, любовь к врагам всегда готова к примирению с ними, охотно и искренно при этом прощает обиды, избегая всяких причин к раздору .

Святитель Тихон Задонский отмечает, что любовь к обижающим нас, ненавидящим, гонящим и др. есть плод многого труда христианина над собой, плод долгого упражнения в делах любви и милосердия. «И совесть наша бывает мирна и спокойна, когда мы не мстим врагам, а еще благодетельствуем. Высока добродетель любви к врагам. Здесь человек сам себя побеждает, над самим собой торжествует: духом смирения попирается гордость, благостью и кротостью изгоняется злоба, посрамляются поднебесные духи злобы. Об этом радость бывает на небе среди ангелов Божиих, на это Христос Сын Божий с любовью взирает с неба и на побеждающего ниспосылает прекрасный венец победы добра над злом» .

Итак, злобу людей надо побеждать не враждой, не гневом и ненавистью, не мщением или ответом обидой за обиду, злым словом на злое слово, а христианским терпением и кротостью. Христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении. Иисус Христос в Нагорной проповеди заповедует: «Вы слышали, что сказано (древним): око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф., 5, 38 – 39). Ударение в ланиту или в правую щеку считалось величайшей обидой и самым чувствительным оскорблением чести человека. Иисус Христос указывает на этот случай обиды как важнейший, чтобы научить нас, что никакая обида, как бы она велика не была, не должна располагать нас к мщению .

Иисус Христос запретил противиться злу злом же, ибо такое сопротивление несовместимо с законом любви; зло злом не побеждается, а еще более умножается. Любовь же, кротость и терпение оказываются всемогущими и всепобеждающими. «Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим., 12, 21).

Истинное христианское терпение состоит в том, чтобы не только не мстить, но и не хотеть мстить обидевшему, хотя бы сердце и поощряло к тому.

Терпение и кротость – это сила, унимающая раздражение и гнев и дающая человеку возможность ни при каких случаях не расторгать союза любви с ближними. Христиане не должны, конечно, потворствовать грехам и порокам ближнего ради сохранения мира с ним (Рим., 12, 18), человек не может не возмущаться злыми поступками и гневаться на порок, но «гневаясь, он не должен согрешать» (Еф., 4, 26), гнев не должен вырождаться в гнев страстный или ненависть и злобу против самого ближнего. Надо поступать по пословице: с людьми мирись, а с грехами бранись. Мы не должны быть самолюбивы и обидчивы и должны носить в своем сердце неисчерпаемый родник прощения (Мф., 5, 39, 40).

Согласно христианской этике, надо также находить лучшие стороны в жизни и действиях ближних и по возможности объяснять все в лучшем смысле для них. «Любовь не мыслит зла», – любовь не думает о других плохо, не подозревает в чем-нибудь худом, но все понимает в добрую сторону; зная немощь человеческую и удобопреклонность ко греху, прощает прегрешения; за обиды же не злопамятствует, не помнит причиненного кем-нибудь зла и не мстит. Прощение обид должно быть у христиан искреннее и полное; необходимо не только прощать, но и забывать обиду. Противоположность прощению составляют ненависть и мщение.

Лучшим средством к терпеливому перенесению обид служит самообличение и христианское смирение. При всякой полученной обиде прежде всего и главным образом нужно обратить внимание, не послужили ли мы сами причиной ее, а при христианском смирении никто не станет утверждать, что он в этом отношении не повинен. В случае происшедшего разлада и разъединения христиане должны быть всегда готовы примириться и стараться первыми сделать к этому шаг, помня слово Иисуса Христа: «блажени миротворцы, яко тиисынове Божий нарекутся» (Мф., 5, 9).

Отличительными чертами любвеобильной души христианина являются также согласие и миролюбие. Кто имеет любовь к ближним, тот всеми мерами старается удаляться всего того, что возбуждает раздоры, несогласия и разделения, и делает все то, что производит мир и согласие. «Мир имейте между собою», – заповедал Христос (Мк., 9, 50). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не узрит Господа» (Евр., 12, 14). Впрочем, не всякий мир есть добрый мир. Добродетель миролюбия должна руководствоваться нравственным законом и правилами христианского благоразумия, чтобы не давать повода усиливаться вольности, своенравию, нечестию и всяким порокам и страстям. Поэтому и апостол говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим., 12, 18). «Да не подумают,– пишет свт.Григорий Богослов, –будто я утверждаю, что всяким миром надо дорожить. Ибо знаю, что есть пре­красное разногласие, и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом» .

Согласие и мир с ближними у христианина должны быть из чистых побуждений доброжелательства и любви, а не из побуждений личной выгоды, заискивания и т.п. «Не дозволь себе, – говорит преп.Антоний Великий, –нарушить Божественную заповедь ради дружбы человеческой».

Благожелательность.Истинная любовь к людям должна выражаться в доброжелательстве (благожелательности) в такой же мере, как и себе мы всегда желаем блага. «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними» (Мф., 7, 12).

Благожелательность есть коренное свойство христианской любви, и проявляется она в заботах в оберегании ближнего от всякого нравственного и физического зла. По учению свт. Василия Великого, «любовь к ближнему имеет то свойство, что ищет несвоих выгод, но выгод любимого, к пользе телесной и душевной» .

Христианская благожелательность должна быть соединена с чистотой намерений и усердной деятельностью. Наши намерения бывают чистыми тогда, когда благожелательность бескорыстна и всеобща, когда мы свое самолюбие подчиняем любви к людям и свободны бываем от эгоизма. Чувство благожелательности должно распространятся на всех людей, без различия их социального положения, религии и национальности, в том числе и на врагов.

Христиане должны быть готовы служить ближнему беззавистной передачей своих знаний, опыта, в особенности же наставлением в вере и доброй жизни. «Слово Христово да вселяется в нас обильно, со всякою премудростью; научайте и друг друга» (Кол., 3, 16), – наставляет апостол. «Плод же духа (духовной жизни): любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал., 5, 22 – 23). Чувство любви Божией христианин не может утаить, а естественно будет стремиться сообщить его и другим, чтобы и они его испытали. Это желание сделать ближнего участником веры в Бога и любви Божией называется в христианстве ревностью о спасении ближнего.

Заботясь о доброй нравственности ближних, христиане должны прежде всего остерегаться, как бы не привести ближнего к соблазну, ибо «горе тому человеку, чрез которого приходит соблазн» (Мф., 18, 6 – 7), поощрять ближнего к добру, увещевать, одобрять, советовать. «Умоляем вас, братия, –пишет апостол,– вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес., 5, 14). Но все это нужно делать с великой мудростью, осторожно, в духе кротостии любви, без гнева или желания навязать свою волю или свои взгляды. В противном случае при вразумлении может оказаться результат, противоположный тому, чего мы ожидаем.

Христиане должны оберегать ближнего и от физического зла. Самый тяжкий грех против жизни ближнего называется человекоубийством. Это один из смертных грехов.

Можно, конечно, убивать здоровье и жизнь ближнего и непрямым образом: различного рода хищением и лишением имущества, средств к существованию и т.п.

Благожелательность выражается также в попечении о чести и добром имени ближних. Противоположным этому пороком является осуждение ближних и клевета. Осуждение ближних есть страсть без нужды и без разбора (просто ради эгоистически греховного самоудовлетворения или злости, злорадства) говорить о недостатках ближнего и разглашать о них.

«Любовь же все покрывает» (1 Кор., 13, 7). Если любящий сострадает внешнему бедствию ближнего, то он ни в каком случае не может радоваться душевной беде ближнего – греху, ошибке, падению. Осуждение есть следствие отсутствия любви.

Осуждение ведет к злословию, уничижению в душе, к поношению ближних; нередко пересуды из чувства зависти возводят клевету и гонение на добродетель, разыскивая темные пятна на чистом платье невинности.

Порок осуждения всеобщ, давен и весьма распространен (ср. Пс., 48, 8, 13). И едва ли человеческое милосердие покрывает столько горя и скорби, сколько порождает осуждение, злословие и клевета. В осуждении не соблюдается ни справедливость, ни мера, ни правда.

Напрасно осуждающие прикрываются тем, что они говорят истину. «Хотя бы в твоем злословии и была истина, – говорит св. Иоанн Златоуст, –но в таком случае оно преступно. Хочешь исправить брата, – поплачь, помолись (о нем) Богу, дай еще увещание наедине, посоветуй, попроси» .

Не осуждать не значит закрывать глаза и не видеть грехов и пороков, но значит покрывать неисправности других своей любовью, значит не быть жестоким, немилосердным судьей других. В этом смысле и Иисус Христос сказал женщине, согрешившей в прелюбодеянии: «и Я тебя не осуждаю» (Ин. 8, 11), т.е., зная твой грех, не лишаю тебя Своей любви и милосердия.

Внешней формой благожелательности является учтивость или вежливость. «Любовь не бесчинствует» (1 Кор., 13, 5). Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, давал им наставление: «В какой дом пойдете, сперва говорите: мир дому сему» (Ак., 10, 5). И апостолы нередко в своих посланиях и всем заповедуют: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим., 12, 10). «С ближним,–говорит преп. Серафим Саровский, –надо обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления» .

Вежливость стремится быть услужливой и предупредительной в различных обстоятельствахи взаимоотношениях с людьми и, имея в основе искреннее чувство братолюбия и доброжелательства, а не эгоистические цели и намерения, должна вполне сохранять свое благородное достоинство и не переходить в заискивание и лицемерное прислуживание, обычно унижающее человеческое достоинство .

Милосердие — это что? Милосердие, справедливость и сострадание

В нынешнем обществе мы все больше можем наблюдать жестокость, несправедливость и зло. Многие перестают помнить о таких важных вещах, как милосердие и доброта. Необходимо остановиться хотя бы на секунду и вспомнить, что мы прежде всего люди, и нужно относиться друг к другу по-человечески. Важно понять и осознать, что же такое милосердие, сострадание и справедливость. А также узнать, для чего эти качества нужны человеку.

Определение милосердия

Не так просто ответить на вопрос: «Милосердие – это что?» Ответ приходит не сразу. А все потому, что люди думают о разнообразных проблемах и путях их решения, а вот о главном забывают.

Милосердие – это проявление любви к ближнему. Так пишут во многих книгах. Но ближние – это не только родственники и друзья, это абсолютно все люди, которые вас окружают. Необязательно проявлять «любовные» чувства, достаточно элементарного уважения к окружающим. И тогда мир для вас преобразится. И вы поймете, что бабушка-соседка не такая уж и противная, и с продавцами на рынке можно нормально разговаривать. Несите добро в мир. Еще можно сказать, что милосердие – это своего рода доброжелательность, желание помочь, ничего не требуя взамен. Эти качества присущи каждому человеку, просто нужно найти их в себе.

Некоторые люди уверены, что это совсем неуместные характеристики, и сегодня они никому не нужны. Но стоит попробовать быть чуточку добрее, уважать людей и помогать им, если они в этом нуждаются. И тогда вы заметите, что окружающие отвечают вам тем же, мир вокруг вас преобразится. Милосердие – это путь к вершинам.

Для чего нужно милосердие

Чтобы разобраться, для чего необходимо милосердие, стоит разобраться, что входит в это понятие. Такое качество можно назвать высшим проявлением человечности. Вы же не задумываетесь, для чего нам нужна любовь, дружба. Все и так понятно. А вот о необходимости милосердия стоит задуматься очень серьезно. Но требуется оно для того, чтобы оставаться человеком.

Полезно вспомнить то, что все-таки присутствовало милосердие на войне, – это неоспоримый факт. Конечно, это не однозначное утверждение, бывали самые разные случаи. Но никто не станет отрицать, что солдаты не убивали женщин и детей, даже иногда освобождали их, не нападали со спины, давали шанс своему противнику на медицинскую помощь и отдых. Так почему же милосердие на войне было, а в современном обществе его почти нет? Стоит задуматься и обратить внимание, сколько неприятных событий творится в мире. Менять ситуацию нужно прямо сейчас, и начать лучше с себя.

Что общего у сострадания и милосердия?

Нередко люди задаются вопросом: «Милосердие и сострадание – это одно и то же?» В какой-то степени эти человеческие характеристики схожи, но различия все-таки есть. Милосердие, как общее чувство, включает в себя сострадание, хотя это немного другое понятие. Так как же связано милосердие и сострадание? На самом деле, они не могут существовать друг без друга.

Что такое сострадание

Для начала стоит понять, что сострадание – это не жалость, которая представляет собой минутное чувство. Может быть жалко брошенного щенка или котенка, раненую птичку. Сострадать же означает проживать вместе с человеком его горе, разделять его с ним. Например, человек, который ухаживает за своим близким родственником, вместе с ним переживает улучшения состояния и новые приступы болезни. Его плохое состояние в прямом смысле отражается на самочувствии того, кто сострадает. Это чувство не требует никакой платы, благодарности, оно безвозмездное. Это своеобразный свет, который исходит изнутри человека и согревает того, кого поглотило горе. Чувство сострадания должно быть абсолютно бескорыстным. И только тогда оно станет истинным и искренним.

Для чего нужно сострадание

Сострадание необходимо нам в той же степени, что и милосердие. Разве вы не хотите жить в мире, полном улыбок, счастья, хорошего настроения? Человек, пораженный горем, неспособен улыбаться. Верните ему веру в жизнь – разделите с ним его горе. Те силы, которые уйдут на оказание помощи, борьбу за счастье другого человека, вернутся к вам в двойном размере. Делая добро, человек чувствует прилив бодрости и теплоту. Начать преображение серого, унылого, бесчувственного мира можно прямо сегодня, не откладывая.

Что такое справедливость

Есть еще одно качество, которое необходимо человеку и миру, в котором мы живем, – это справедливость. Во многих учебниках и статьях можно прочитать о том, что справедливость и милосердие – это абсолютно противоположные понятия. И вы можете согласиться с этим. Ведь как можно быть справедливым, но милосердным? Оказывается, можно.

Справедливость и милосердие прекрасно дополняют друг друга, но не все люди это помнят. Тем, кто считают такое сочетание качеств невозможным, будет полезно ознакомиться с примерами, доказывающими обратное. Продавцы отпускали товар людям, у которых не хватало денег, взамен на оказание небольших услуг: помыть пол или расставить продукты. Таких ситуаций может быть огромное множество, но вывод один – справедливость и милосердие могут сосуществовать вместе.

Для чего нужна справедливость

Справедливость необходима для того, чтобы избежать хаоса в мире. Каждый человек должен получать то, чего он добился и что заслужил. Люди, которые живут по справедливости, знают, что нужно бороться и идти к поставленной цели в жизни, а не ждать счастливого поворота судьбы, пока желаемое само придет к нему. Справедливо следует относиться ко всем окружающим. Тогда и мир ответит тем же – таковы естественные законы жизни. Справедливость предполагает честность: не следует обманывать и лгать людям. Стоит помнить, что, прежде всего, в эти моменты вы лжете самому себе. Будьте честными в первую очередь с собой, а потом и с окружающими.

Справедливость к себе

Это качество подразумевает адекватное восприятие действительности. Человек должен понимать, что он получит столько, сколько вложит. Не нужно ждать манны небесной или надеяться на помощь других людей. Только прилагая усилия, человек сможет взойти на вершину и добиться успеха.

Люди, которые несправедливы по отношению к себе, вряд ли смогут хорошо и правильно относиться к окружающим. Поэтому все изменения нужно начинать с себя.

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание – это по сути, одно и то же понятие, только в более широком и в более узком смысле соответственно. Милосердие обозначает заботливое отношение к слабым и страдающим, готовность понять и простить. А сострадание – умение понимать человека, способность ощущать чужую боль так же ярко, как свою собственную и без раздумий оказывать помощь.

Чем отличается жалость от сострадания?

Важно развести понятие жалости и сострадания. Как мы уже выяснили, сострадание являет собой глубокую способность ощущать то же, что и человек, разделять его чувства и стремиться помочь ему. Жалость – чувство поверхностное, и в большинстве случаев оно обозначает эгоистическое стремление не оказаться на месте такого человека. К тому же, жалость – более мимолетное чувство, которое не вызывает желание сделать что-то для человека, помочь ему, в отличие от сострадания.

Проблема сострадания и милосердия

Проявление сострадания является одной из особенных черт российского менталитета. Причем не смотря на то, что многие уравнивают доброту и сострадание, то в этом случае это явление приобретает несколько новый смысл: ведь сострадают нередко тем, кто сам довел себя до несчастного состояния (алкоголики, наркоманы и т.д.). И покинуть человека в такой момент – значит поступить как в пословице «ни стыда ни состраданья».

Такие двоякие примеры сострадания мы часто видим в семьях алкоголиков и наркоманов. Вместо того чтобы оградить детей и саму себя от столь негативного примера, женщины продолжают жить с зависимым человеком, движимая состраданием и мыслью: «Как же он без меня?». Тем самым милосердие сказывается губительно, ведь зависимость получает поддержку, а женская жизнь, которая могла бы быть нормальной, оказывается под ударом. С одной стороны, такой поступок расценивается в нашей культуре положительно, ведь это проявление милосердия и сострадания. С другой стороны, это оборачивается против человека, который таким образом жертвует собой и своим счастьем. К тому же, эти усилия редко бывают оценены по достоинству.

Именно поэтому воспитание сострадания в детях является весьма двояким. Ведь с одной стороны, ребенок приобщается к христианской культуре, в нем не будет жестокости и безразличия. Но с другой, мы приучаем маленького человека к проблемному поведению, к мысли о том, что чужие интересы могут быть важнее собственных, что в конечном итоге может здорово мешать в жизни.

Интересно, но сочувствие и сострадание к людям развито только в женской культуре – в мужской оно остается невостребованным, ведь сильная половина человечества с детства учится скрывать мысли и эмоции.

Важно разводить понятия любовь и сострадание. Ведь на самом деле сострадание – не любовь к людям, а ее видимость. На самом деле не обязательно любить того, кому сострадаешь. Не быть безразличным к чужому несчастью может абсолютно любой развитый духовно человек. Социологи отмечают, что склонны к состраданию те лица, которые относятся к низким социальным группам и более склонны к тревожности и враждебному отношению к любого рода опасности.

Когда сострадание и милосердие уместно?

Эти черты стоит проявлять отнюдь не во всех случаях, ведь этим можно навредить своей жизни. Если у человека большое горе, и он никак не может восстановиться, он действительно заслуживает сострадания. Если человек пойдет на контакт, можно будет помочь ему – хотя бы морально.

Однако если человек сам стал причиной своих проблем и помощь ему может негативно сказаться на вашей жизни, стоит отнестись к этому более настороженно: сострадание и милосердие – высокие чувства, но они могут как помочь, так и навредить.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх