Помост

Вопросы веры

Спас в августе

Медовый Cпас

Помните, как в детстве?! Нет ничего лучше, чем проснуться утром от приветливых лучей солнца, встать с мягкой кровати и босыми ногами протопать до кухни, налить холодного молока, оторвать хрусткую горбушку белого хлеба и янтарными слоями налить на нее горьковато-сладкого меда.

Летний медосбор – самый обильный: из разноцветья и разнотравья получаются богатые вкусом сорта меда.

На Руси начинался медосбор в июне и заканчивался 1 августа по старому стилю, 14 августа – по новому. По этой причине с древних времен первый из трех праздников августа, посвященных Спасителю (Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице), получил название Медовый Спас, или «Спас на воде».

Какого числа Медовый Спас?

Медовый Спас в 2019 году, как и всегда, – 14 августа. С этого праздника начинается Успенский пост (с 14 по 28 августа в 2019 году). Собственно в церковном календаре не существует такого праздника, как Медовый Спас. В этот день Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Также этот день посвящен празднику Происхождения (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Эти церковные праздники совпал с периодом окончания сбора урожая меда. В результате в народе праздник любимого народом лакомства прочно соединился с православным праздником. И сейчас мы, как и наши предки, отмечаем Медовый Спас в храме, освящая мед и прикладываясь к Кресту Господню.

История Медового Спаса

На Медовый Спас во всех церквях совершают празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

Главный праздник этого дня – Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня, который был установлен еще в IX веке в Константинополе, «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения» (из греческого часослова XIX века).

В этот день в храмах на утрене после великого славословия происходит вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту. После происходит малое водосвятие.

Медовый Спас традиции

На Медовый Спас принято приносить в храм для освящения мед нового сбора, мак, лекарственные травы – все, чем плодоносен август.

Благочестивая традиция есть в этот день у пасечников – раздать по кусочку соты с медом детям и нищим. Кулинарные традиции Медового Спаса не могут не радовать сладкоежек: в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варят медовуху (кстати, употребляли ее на Руси в это время и как лекарство от хворей).

Существует еще одно название праздника 14 августа – Маковей, в народе – Маковый Спас. В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. И снова на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.

Почему Медовый Спас называют еще «Спасом на воде»? Существует тоже вполне бытовое объяснение: в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. После крестного хода купались люди «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот. После так называемого «Мокрого Спаса» крестьяне уже не купались.

Медовый Спас фото

Фото Юлии Маковейчук

Фото Gatis Gribusts, www.flickr.com

Пасека Гремячева монастыря, фото Владимира Ештокина

Фото Санкт-Петербургская Духовная Академия, www.flickr.com

Фото Юлии Маковейчук

Фото Lev Yakupov, www.flickr.com

Фото Sergei Vavinov, www.flickr.ru

Фото Siona Karen, www.flickr.ru

Фото Petras Gagilas, www.flickr.com

Пасека Гремячева монастыря, фото Владимира Ештокина

Медовый Cпас на картинах русских художников

Известные русские художники довольно часто воплощали образы пасечников на полотнах.

Жданов В. Ю. Медовый спас

И. Левитан. Пчельник

Крамской И. Н. Пасечник

Лазарева Светлана. Медовый спас

И. Левитан. Пасека

Маковский А. В. На пасеке

Богатов Н. А. Пасечник

Сычков Ф. В. Водосвятие

Шишкин И. И. Пасека

Прянишников И. М. «Спасов день на Севере»

Медовый Cпас детям

На Медовый спас детям можно рассказать историю праздника, сходить в церковь и освятить мед, а дома приготовить медовые лакомства и разыграть веселый сценарий праздника меда.

Медовый Cпас: стихи

Саша Черный

***

Сладок мед, ужасно сладок!
Ложку всю оближешь вмиг…
Слаще дыни и помадок,

Слаще фиников и фиг! Есть в саду пчелиный домик – Ульем все его зовут. – Кто живет в нем? Сладкий гномик? – Пчелы, милый, в нем живут. Там узорчатые соты, В клетках – мед, пчелиный труд… Тесно, жарко… Тьма работы: Липнут лапки, крылья жмут… Там пчелиная царица Яйца белые кладет. Перед ней всегда толпится Умных нянек хоровод… В суете неутомимой Копошатся тут и там: Накорми ее да вымой, Сделай кашку червякам. Перед ульем на дощечке Вечно стража на часах, Чтобы шмель через крылечко Не забрался впопыхах. А вокруг ковром пушистым Колыхаются цветы: Лютик, клевер, тмин сквозистый, Дождь куриной слепоты… Пчелы все их облетают – Те годятся, эти – нет. Быстро в чашечки ныряют И с добычей вновь на свет… Будет день – придет старушка, Тихо улей обойдет, Подымит на пчел гнилушкой И прозрачный мед сберет… Хватит всем – и нам и пчелам… Положи на язычок: Станешь вдруг, как чиж, веселым И здоровым, как бычок!

Фото на заставке: Пасека Гремячева монастыря, Владимир Ештокин

14 августа Медовый Спас. История и обычаи праздника.

14 августа по новому стилю (1 августа — по старому стилю), на протяжении многих лет народ отмечает хорошо всем известный праздник – Медовый Спас. В этот прекрасный день, который также именуют Маковеем, Мокрым, Водяным либо Первым Спасом, чистый воздух наполнен необыкновенными запахами меда.

Вообще день 14 августа богат на православные праздники:

  • именно 14 августа по новому и 1 августа по старому стилю была крещена вся Киевская Русь князем Владимиром Ясно Солнышко,
  • именно 14 августа начинается Успенский пост,
  • именно 14 августа празднуется Медовый Первый Спас,
  • именно 14 августа по новому стилю празднуется ещё один православный праздник — Происхождение честных древ Креста Господня (его и называют Первым Спасом).

В Медовый Спас принято покупать мед и святить его в церкви, чтобы получить благословение не только для мёда, но и для себя.

С древних времен в православных городах и в Константинополе было принято в самую жару летом 14 августа выносить

эдля освящения города и предотвращения любых болезней, Крест прямо в город, в народные массы. Со временем обычай выносить Крест Господень в город для профилактики болезней отошел на второй план, а его заменил обычай святить в церкви первые соты и первый мёд этого года. Потому сейчас день 14 августа принято больше называть Медовым Спасом.

Из-за того, что 14 августа была крещена вся Русь водой Днепра, Медовый Первый Спас также зовут еще Мокрым, Водным Спасом или Спасом на Воде. После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас — после 988 года во всех городах, селах и деревнях Руси было принято совершать крестный ход с Крестом с последующим купанием в реках. Считалось, что вода смывает не только грязь и болезни, но и очищает от грехов.

В праздник Медового Спаса в больших и малых городах Руси организовываются ярмарки и выставки лучших сортов мёда, на которых священники кропят святой водой мёд, воду, мак, выпечку и другие изделия из меда и мака. Медовые пироги, народные игры и гуляния в Первый, Медовый Спас являются неотъемлемой частью русской культуры.

Считается, что в Медовый Спас даже самый нищий и нуждающийся человек должен откушать свежего мёда: «На Первый Спас Медовый и нищий мёд ест».

Первый Медовый Спас приходится на 14 августа — начало очень короткого, но и очень строгого православного Успенского поста, установленного в память Успения (смерти) Пресвятой Богородицы Девы Марии.

Успенский Пост — это единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и её Успения. Поэтому он очень строгий. Строгий, но сладкий, — как и жизнь достойных людей, верующих православных христиан после смерти.

В Успенский пост по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение (а это — хлеб, овощи и фрукты),

во вторник и четверг можно кушать горячую пищу, но без растительного масла,

а в субботу и воскресенье — горячую пищу с растительным маслом.

И лишь в праздник Преображения Господня и в праздник Успения Богородицы можно кушать еще и рыбу.

Все три Спаса так или иначе увязаны не только с великими православными праздниками — Вынесением Креста Господня и началом Успенского поста, Преображением Господним и Успением Богородицы, но и с сельскими полевыми работами, а именно — сбором урожая: мёда, винограда, груш, яблок, зерна.

Конечно, наши священники идут народу на уступки, освящая мед и фрукты во время празднования таких великих праздников, как Преображение Господне или сразу после Успения Богородицы — за религиозным ритуалом освящения плодов люди часто забывают о значении и торжественности этих православных праздников.

Пчеловодством на Руси занимались с древних времен. Мёд и медовые соты считаются одним из самых целительных явлений природы.

Все о мёде

Мед — отличное постное блюдо. Если Вы не знаете, что будете кушать в пост, то подумайте над тем, что хлеб с медом или мёд с чаем — это отличный вариант легкого завтрака. Целебные свойства мёда до сих пор удивляют ученых и радуют простых людей, которые едят мёд ложками.

Самый вкусный и пахучий сорт мёда — липовый, золотистого цвета и с тонким, сладким запахом цветков липы. Свежий медок тягуч, сладок и пахуч.

Цветочный мед — это сборный мед, собранный трудолюбивыми пчелками с самых разных цветов полей, садов и огородов. Цветочный мед отличается насыщенным, янтарным цветом и густым, пряным запахом.

Есть еще мёд, собранный пчелами с цветом гречки, — гречишный мёд. Это мёд на любителя, т.к. он имеет темный цвет и специфический привкус.

А еще есть горный мед из горных трав, растущих на совершенно чистом воздухе и чистой горной земле.

Есть еще кипрейный мед из цветков кипрея, мёд акации, таёжный мед, эспарцетовый мёд…

А еще есть березовый мёд, монастырский мед, хмельной мед, княжеский мед, сборный мед, белый мед, красный мед…

Как отличить хороший мёд от плохого?

Не совсем просто, но и не безумно сложно: поддельный мед — «липа» — это просто сладкое, немного тягучее вещество. Чаще всего поддельный мед продают цыгане, которые ходят по квартирам и предлагают «самый натуральный мед в мире» и которые «производят» свой фальшивый «мед» из патоки (приготовленной на огне смеси патоки с сахаром) лишь чуть-чуть разбавленной с настоящим медом только для виду.

Очень часто обманывают несознательные продавцы меда народ так: снизу патока, а сверху — чуток меду. Так что, покупая мед на рынке, будьте бдительны и лучше всего покупайте мед у того продавца, который также продает и соты, и много разных сортов меда, и дает попробовать мед, и соглашается вам налить мед прям из того сосуда, из которого вы пробовали.

А хороший мед отличить от фальши достаточно просто, если вы хоть раз в жизни ели настоящий мед. Ведь в натуральном мёде содержится огромное количество полезных веществ и активных ферментов, фруктозы, которая начинает расщепляться сразу же, как только попадет в рот. Так вот, когда пробуешь настоящий мед, то он не только сладкий, не только имеет однородную, тягучую, липкую консистенцию, не только приятно пахнет цветами, липой,гречкой или еще чем, но и попав на язык, начинает его сразу как бы «покусывать», «разъедать», пощипывать — это фруктоза расщепляется вместе с ферментами.

Примечательно, что до Медового Спаса раньше православные христиане (и ныне сознательные — тоже) не ели мёда нового урожая. А вот мёд прошлого года можно было кушать и до Медового Спаса.

То же самое и с яблоками, виноградом, грушами нового урожая — их нельзя было есть вплоть до Яблочного Спаса. Кроме тех яблок или груш, которые чудом сохранились в погребе с прошлого года.

До Орехового Спаса нельзя есть новые, свежие орехи, будь то грецкие орехи или лесные орехи, фундук, лещина, кедровые орешки, миндаль.

Что обычно ели раньше на Медовый Спас?

Самые разные блюда, напитки из меда или просто мед. Медовые пироги из пшеницы и меда, квас из хлеба и из мёда, коврижки медовые, мед с фруктами… Медовый Спас еще называют Маковеем, в память святого Маккавея.

Поэтому в Медовый Спас принято святить не только мёд, но и воду, и еще — мак.

По старинке в Медовый Спас также святят в православных церквах разнотравье — полевые цветы, например, чернобривцы, и лечебные травы, например, мяту, мелиссу, чабрец. Особенно любят святить травы сегодня на Первый Водный Спас наши бабушки — у них денег на мед нет, вот они, бедные, и святят траву душистую…

По возможности, стоит 14 августа помогать и подавать нищим, сиротам и вдовам (раньше были даже вдовьи и сиротские ночи, когда сиротам и вдовам крестьяне бесплатно помогали убирать урожай да и вообще по хозяйству), чтобы получить Божье прощение и благословение.

Вообще, как было сказано выше, в день Медового Спаса принято делиться медом с нищими. Но я почему-то, будучи в церкви, не заметила, чтобы нищим мед прям ложками подавали, в основном — дают деньгами. Но это не совсем правильно. Поэтому рекомендую и себе, и вам на будущий год заранее дома разлить мед свежего сезона в небольшие, маленькие чистенькие баночки, чтобы иметь возможность подать нищему на Медовый Спас не только деньги, но и мед.

Или же, если желания возиться с разливанием меда по мелкой посуде нет, ведь, как обычно у нас мед покупается на рынке в самый последний момент — уже перед его освящением, то надо купить для нищих хотя бы пару маленьких баночек с медом или хотя бы пару упаковочек с сотами и с медком: ведь мы, поколение настоящего времени, должны хоть как-то стараться соблюдать заветы наших добрых и щедрых предков.

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

В основе первого Спаса — праздник с длинным названием — Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…

В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

Первый Спас имеет он несколько названий: Спас на воде, Мокрый, или Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.

14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.

Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас — медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он — один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.

Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

В этот праздник — день Преображения Господня — прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.

С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое — это цвет Преображения.

Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса — до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.

Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки — то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.

Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.

В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания — считалось, что они обязательно сбудутся.

Про Яблочный Спас ещё говорят — «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник — напоминание о духовном преображении каждого из нас.

Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.

По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.

Праздник отмечают 29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.

В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

По материалам сайтов Dailyhoro и «Алые паруса»

Яблочный Спас 2019: когда, традиции, приметы, что святят и что нельзя делать в этот праздник

19 августа отмечается Второй Спас / фото УНИАН

В августе отмечают Преображение Господне, или Яблочный Спас – второй в череде трех спасов. Он приходится на 19-ое число.

В этот день, по библейскому преданию, Иисус явил апостолам свою божественную силу. Он повел их на гору Фавор и там преобразился: его лицо засияло, а одежда стала белой, как свет.

Второй Спас 2019: когда

Яблочный Спас — непереходящий праздник, поэтому отмечается каждый год в один и тот же день — 19 августа.

Яблочный Спас: традиции праздника

Утром в этот праздник, 19 августа, отправляются в церковь и освящают яблоки и другие фрукты нового урожая. Этими плодами принято угощать нищих, родных и близких людей.

При этом нарвать плоды, которые потом освятят в церкви, обычно просили детей: «Дитяча рука ще не согрiшила, тому Iсусиковi вона мила».

Считается, что в день Второго Спаса нужно съесть освященное яблоко: откусывая первый кусочек, загадайте желание, которое, согласно поверью, обязательно исполнится.

Кроме того, считается грехом забыть в этот день о душах покойных: после церкви полагается сходить на кладбище и помянуть усопших.

Успенский пост 2019: сколько продлится, главные запреты и традиции

Что святят в церкви на Яблочный Спас:

— яблоки и другие фрукты — символ урожая, а также выпечку с фруктами;

— хлеб — символ семьи;

— соль;

— хрен;

— мед;

— цветы;

— колосья пшеницы.

При этом ни в коем случает нельзя класть в корзину для освящения в церкви алкоголь и мясные продукты.

Яблочный Спас: что нельзя делать на этот праздник:

— выполнять любую работу по дому;

— прогонять насекомых и убивать их;

— ругаться и ссориться;

— желать кому-либо зла, ведь оно может вернуться к вам;

— до Второго Спаса нельзя есть яблоки: иначе, если в семье умер ребенок, на том свете он в этот день останется без гостинца;

— есть непостные продукты, ведь Яблочный Спас приходится на Успенский пост.

Второй Спас: приметы в этот день

Прошел Спас — ушло лето от нас

Какой Яблочный Спас – таким и январь будет

Если на руку сядут две мухи одновременно – человека ждет удача

Сухой день – осенью тоже будет мало осадков. Ясная погода – зима будет холодной

Если не есть яблок до Второго Спаса, а потом 19 августа в праздник попробовать яблоко с медом и загадать желание, то оно обязательно сбудется

Если фрукты в саду оказались гнилыми и не достояли до Яблочного Спаса, то следующий год будет сложным и тяжелым

Спасы 2019 — Медовый, Яблочный и Ореховый: когда отмечаются, традиции, приметы и запреты

Окончание лета символизирует три любимых в народе праздника, связанных со сбором урожая и отмечаемых в честь Иисуса Христа. Это три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый.

Спасы 2019: когда отмечаются

Медовый Спас отмечается 14 августа; Яблочный Спас празднуют 19 августа, а Ореховый Спас наступит 29 августа. Слово «Спас» в названии означает, что праздник связан со Спасителем — Иисусом Христом.

Медовый Спас: в честь чего отмечается

Медовый Спас (другие названия Маковый, или Мокрый Спас, а также Спас на водах) — в православии это первый день Успенского поста, совпадающий с праздником со сложным названием: Происхождение честных древ животворящего креста. В этот день чтят память святых мучеников Маккавеев.

Слово «Маккавей» на иврите означает «молот». Первоначально так прозвали Иуду Маккавея из династии Хасмонеев, лидера восстания против сирийско-греческого ига в 166—160 годах до н. э. Затем прозвище перешло к остальным сыновьям иудейского священника Маттафии, а впоследствии — ко всем защитникам и исповедникам веры во время гонений Антиоха Епифана.

Народные традиции, приметы и запреты на Медовый Спас

На Медовый Спас в храмах традиционно освящают свежий мед, а также плоды нового урожая — на юге это в первую очередь виноград, на севере — яблоки. Только после этого все эти продукты считаются подходящими для употребления в пост.

Считается, что освященный в праздник мед имеет целебные свойства. Поэтому на Медовый Спас на Руси традиционно пекли различные постные пряники, блины, коврижки и другие мучные изделия, которые либо были на меду, либо их ели с медом, смешанным с маком (делали так называемое маковое молочко). Мак был в чести не только потому, что он к этому времени также поспевал. Мак считался праздничным блюдом по созвучию с именем Маккавеи — святые, чтимые в этот день церковью.

Поскольку по православному обряду в этот день совершается малое освящение воды, Медовый Спас иногда называют Мокрый Спас, или Спас на водах. В это время на Руси традиционно чистили старые колодца, а также копали новые.

Кроме того, в этот день последний раз в году купались в открытых водоемах, источниках и родниках. Согласно приметам, в этот праздник вода становится целебной, и даже после Ильина дня в ней стоит искупаться для защиты от болезней, сглаза, порчи и т. д.

А вот после 14 августа все купания уже строго запрещены до следующего лета.

Яблочный Спас: что за праздник, народные приметы

Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне, одного из важнейших в христианстве. Праздник посвящен явлению воскресшего Иисуса Христа апостолам, когда те молились на горе Фавор. Преображение Господне — это символ божественного триединства, а также единства божественной и человеческой сущности Христа.

Яблочный Спас — это разгар Успенского поста, когда уже разрешено употреблять в пищу освященные плоды и мед нового урожая. Традиционно на Преображение Господне еще с апостольских времен освящали виноград нового урожая, который запрещено было есть до праздника. На севере этот обычай перешел на яблоки и на другие плоды.

Народные приметы и запреты на Яблочный Спас

Все приметы и запреты этого дня в основном связаны с яблоками. На Руси яблоки нового урожая строжайше воспрещалось есть до Яблочного Спаса, особенно женщинам, считалось, что это навлечет беды на всю семью.

А начиная с этого праздника наступало яблочное раздолье: яблоки ели во всех видах, ими торговали, ими одаривали друзей, родных и просто прохожих. Традиция угощать друг друга яблоками в этот день жива и поныне.

На Руси на Яблочный Спас устраивались гуляния, а вечером девушки гадали на удачу, на судьбу и на суженого. Теплая сухая погода на Яблочный Спас считалась хорошей приметой, а дождь — предвестником ранней и холодной осени.

Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?

– Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

– Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

– Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

– 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

– Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

– Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

– Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

– Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, – читаем мы в Священном Писании. – Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх