Помост

Вопросы веры

Спас в силах икона

Икона «Спас на Престоле»

Знаменитая икона Иисуса Христа «Спас на Престоле» является важным образом в православном мире. В ней заключается божественная сила, которая исцеляет и помогает в любой трудной ситуации каждому верующему.

Образ Сына Божьего «Спас на Престоле» имеет общие черты с известной по всему миру иконой «Спас Вседержитель». Лик Спасителя является одним из самых почитаемых и прославленных образов среди христианского народа. Это, пожалуй, одна из самых главных икон, которая должна быть дома у каждого верующего человека.

История иконы

Впервые данный образ Христа появился в Византийской империи в далеком девятом веке. В Россию прославленная икона «Спас на Престоле» пришла лишь спустя несколько столетий, приблизительно в 12 веке.

Главной составляющей святого образа является взгляд на Сына Господа как на величайшего и истинного Судью всего человечества, который явится в Судный день и воздаст за грехи каждому смертному на этой земле. Такое представление об Иисусе Христе и послужило поводом для написания великой святыни.

Икона «Спас на Престоле» является особенно почитаемой и одной из любимых у верующих. Почти у каждого православного человека хранится чудотворный образ Господа в доме. Многие христиане становились свидетелями чудес, которые исходили от великой святыни Спасителя. На протяжении веков святой лик помогал и исцелял верующих, заслужив тем самым их любовь и доверие.

Где находится икона «Спас на Престоле»

В нашей стране основной и особенно почитаемый образ можно встретить в Третьяковской галерее. Святыня была написана в Новгороде в 13 веке. Не менее прославленные списки хранятся:

  • в Эрмитаже (16 век);
  • в Московском Кремле (1337 год);
  • во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике во Владимире.

Описание иконы «Спас на Престоле»

Главной особенностью священного образа Спасителя на данной иконе является Его изображение в полный рост, в богатых одеяниях. Жестом одной руки Он дарует свое благословение, а в другой держит Евангелие в открытом виде. Иисус восседает на престоле, который заключает в себе символ бескрайней Вселенной, а также вездесущее господство и невообразимое могущество Бога.

В чем помогает образ «Спас на Престоле»

Христиане читают свои молитвы перед святейшим ликом Господа с просьбами о помощи в самых тяжелых и трудных жизненных ситуациях. Также молят об отпущении грехов, о прощении за все злые и плохие деяния, которые они сотворили в жизни. Православная икона способна помочь преодолеть смертельные болезни, злые недуги, психические и душевные расстройства, полностью исцелив тело и душу молящегося.
«Спас на Престоле» является покровителем рабочих, чья работа связана с нефтяной и газовой промышленностью.

Дни празднования

В календаре праздников русской православной церкви отмечено три официальных дня, когда проводится празднование святого образа «Спас на Престоле»:

  • 14 августа — является днем начала Успенского поста. Он также имеет название «Медовый Спас»;
  • 19 августа — Яблоневый Спас;
  • 28 августа — окончание поста.

Молитва перед чудотворным образом

«О, великий Спаситель! Царь Небес и Земли! Услышь молитвы наши к Тебе. Лишь перед Твоим образом преклоняем колени и просим о помощи. Не бросай в минуты тяжкие и встань на защиту наших душ. Молимся за жизни наши, за души грешные. Просим слезно, отпусти грехи наши и прости нас за них! Подари нам исцеление, избавь от злости и обид. Отгони прочь врагов наших и стань поддержкой в беды и трудности жизненные. Лишь ты наша опора, о могущественный и всевластный Иисус! Да прославим и восхвалим мы имя Твое великое! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Помните, что Господь всегда рядом и поможет в любую минуту каждому, кто истинно верует в Его силу и молится от чистого сердца перед Его чудодейственными образами. Не забывайте благодарить Христа за все хорошее, что есть в вашей жизни, и тогда ваши мольбы будут услышаны, а Его поддержка не заставит себя ждать. Мы желаем вам крепкой веры, счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Иисус на троне

Полный текст данного очерка в виде пдф файла с иллюстрациями можно скачать здесь:

Мы настолько привыкли видеть Иисуса на иконах сидящим на троне, что мало задумываемся над смыслом и происхождением этого символизма. Иисус часто изображается на подчеркнуто монументальном и богато украшенном троне, который, как правило, или охватывает его /1/ или имеет высокую прямоугольную спинку /2/. Мы обычно понимаем это как символ Его власти и царского достоинства. Можно ли вообще понимать это как-то иначе? Оказывается, можно. Трон Иисуса — это сложный и не до конца разгаданный образ.
Книга американского историка раннего христианского искусства Мэтьюза /3/ подробно анализирует художественные истоки и идейную основу первых изображений Иисуса на троне, которые начали появляться вскоре после победы христианства в четвертом веке н.э. /4/. Изображение Иисуса на троне подчеркивало его значение и триумф, но имело ли оно прямое отношение к императорской власти? В прошлом веке иконографы отвечали на этот вопрос утвердительно. Теория происхождения икон Иисуса от императорских портретов была развита Грабаром, Канторовичем и другими. Они считали, что первые иконы Иисуса были императорскими портретами, в которых лик Иисуса заменил лик императора. Одним из важных аргументов этой теории был именно трон Иисуса, который считался самоочевидным признаком императорского ранга.
Мэтьюз последовательно доказывает безосновательность императорской теории, причем в его аргументации трон занимает видное место. Оказывается, римские императоры восседали не на тронах, а на т.наз. «курульных креслах», странных седалищах без спинки, напоминающих по дизайну складной табурет/5/. Эта же модель сиденья была заимствована императорами Священной Римской империи, но в некоторых поздних вариантах к ней могла приделываться низкая спинка. В сущности в этом нет ничего странного – ведь громоздкий трон подавлял бы человеческую фигуру, уменьшал бы её. Но ведь задача культа императора прямо противоположная – возвеличить. Для этого требуется укрупнить фигуру: императора облачают в толстую и длинную мантию, ему на голову одевают корону. Кроме того, церемониальный трон располагают на возвышении. Одежду императора делают возможно более роскошной и сияющей, или же его облачают в блестящий доспех. Сам трон при этом особо не украшают, так как внимание должно быть приковано именно к императору, а не «к тому месту, на котором он сидит». Характерным примером средневекового трона является коронационный трон Каролингов в Аахене, представляющий собой невзрачное кресло из каменных плит с невысокой спинкой/6/.
С другой стороны, императоров вообще редко изображали сидящими. В этом смысле поучительна коллекция изображений византийских императоров на сайте Центра восточнохристианской культуры /7/. В этой коллекции всего 55 изображений, из них только два сидящих. Это и неудивительно, так как сидящая поза слишком мирная, она располагает к покою и созерцательности/9/. В полный рост император выглядит куда более величественно, хорошо видны его роскошные одежды и атрибуты власти (или доспехи и оружие). Император хорошо смотрится на коне – недаром конных статуй царей так много. Вспомним известные российские статуи царей — почти все они конные или стоячие. С другой стороны, сидящими на кресле часто изображают ученых и мыслителей. Действительно, сидящая поза указывает на размышления – это поза философа или учителя/8/, в то время как император – это человек действия и военный лидер. Сидя человек думает, а для действия он встает.
Отвлекшись от темы трона, отметим, что изображения Иисуса лишены практически всех императорских атрибутов. Он никогда не держит в руках ни скипетр, ни державу, и мы лишь изредка видим его в короне/10/. Если император носит пурпурные сапоги, то Иисус обут в сандалии или сидит босиком. Одежды императоров соревнуются в роскоши, тогда как одеяние Иисуса представляет собой стандартное в эллинистическом мире сочетание хитона (нижней рубашки) и гиматия (верхней одежды, напоминающей современное индийское сари). Императоры античности и раннего средневековья были одеты в ритуальную хламиду – плащ с крупной богато украшенной застежкой на правом плече/11/. Хламида была признаком военного звания и в ней, правда не столь роскошной, изображали и святых воинов /12/. На византийских и русских иконах персонажи царского достоинства одеты в длинное прямое одеяние покрытое широкой и длинной полосой узорчатой золоченой ткани (лором) и в короне. Так изображались пророки Давид и Соломон, святые Константин и Елена и великомученица Екатерина/13/. Излишне говорить, что Иисуса таким образом никогда не изображали.
Мэтьюз убедительно доказывает, что первые иконные образы Иисуса представляют его не как властителся, а как философа и учителя. Действительно, в образе Пантократора Иисус указывает на текст в книге, т.е. учит. Мы чувствуем, что этот образ утверждает авторитет Иисуса, но это авторитет учителя, а не императора. Иисус держит в руках книгу или свиток (как философ), а не державу или скипетр. Более того, сопоставление изображений императора и Иисуса показывает, что их сознательно противопоставляли, что как нельзя лучше соответствует духу христианского учения. Действительно, власть Иисуса не от мира сего, его авторитет – в истине, а не в силе. Поклонение Иисусу никогда не подменяло почитания царей и императоров, но утверждало высший духовный и нравственный авторитет истины, перед которым и император должен был склониться. Сам Иисус отделял земную власть от Царства Небесного, предлагая воздавать «кесарю кесарево».
Но откуда же тогда появился монументальный трон? Мэтьюз утверждает (эта точка зрения уже высказывалась /14/), что первые версии трона Иисуса были аналогом трона Зевса Олимпийского, известной статуи Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. Сама статуя не сохранилась, но она известна по описаниям историков и изображениям на римских монетах/15/. На этих изображениях различима характерная высокая прямоугольной спинка трона с выступающим кантом. В эту эпоху в римском язычестве определилась тенденция выделять культ Юпитера-Зевса, как основного бога, занимающегося делами смертных. Помещение Иисуса в кресло Зевса утверждало его победу в соревновании с последним и его статус как нового верховного Бога. Легко усмотреть аналогию трона Иисуса и его позы на мозаике 4 века из Санта-Пуденцианы/4/ с изображением Зевса Олимпийского.
Таким образом, изображение Иисуса на троне было не столько символом владычества, сколько утверждением Его божественности, что было актуально именно в эту эпоху в связи с борьбой против арианской ереси. Никейский символ веры провозгласил Христа не царем, а Богом. Именно его Божественность была предметом споров с арианами. Тогда становится ясным, почему Иисуса изображали в одежде обычного человека, но при этом усаживали в божественный трон – это было гениально простым и убедительным способом изобразить сочетание в нем двух природ: Божественной и человеческой. Ведь одеяние Иисуса, которое выглядит экзотически с нашей точки зрения, смотрелась в то время как обычная повседневная одежда. Представим себе человека 21 века в рубашке и брюках с открытой книгой в руке, восседающим на монументальном троне главного Бога – вот то впечатление, которые подобные изображение производили на современников. Сочетание земного и Божественного в Иисусе, сочетание его смирения со вселенским масштабом его бытия, было таким образом представлено в открытом и прямом сопоставлении, доходящем до противопоставления. Тайна Воплощения не пряталась в дуализме образа или в нюансах лика, а, напротив, была выставлена на всеобщее обозрение и утверждалась в полный голос. Богоявление не пытались разгадать, его праздновали.
Теория Мэтьюза фактически утверждает, что трон изначально понимался именно как Небесный Престол, т.е. прямо указывал, где находится Иисус – на Небесах/16/. Это хорошо согласуется с общепринятым пониманием данной иконографии как изображения Иисуса «возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца и паки грядущаго со славою … «. Иисус на троне – это Иисус нашей эпохи, живой Бог, мистически явленный в жизни Св. Духа и таинствах Церкви. Но это также и апокалипсический Иисус, грядущий «судить живых и мертвых». Апокалипсический аспект иконографии Иисуса на троне виден, в частности, из того, что эти иконы часто использовались в деисусном чине. Действительно, сидящая поза уместна не только для учителя, но и для судьи.
Хотя Небесный Иисус как правило изображается сидящим, он не обязательно сидит на троне. В древних византийских мозаиках встречаются изображения Иисуса, сидящего на шаре, символизирующем мироздание/17/, а также на радуге/18/. Может быть, эти заменители трона могут помочь прояснить его функцию? Не является ли трон образом космоса, не выражает ли он связь Иисуса с мирозданием? Ведь не случайно же трон подчеркнуто материален и изысканно украшен – не является ли он символом тварного мира и его совершенства? Однако в иконографии «Спас в силах» трон явно принадлежит небесному слою образа, тому же, в котором размещаются херувимы/19/. Стало быть это — именно небесный трон, роскошное убранство которого выражает великолепие Нового Иерусалима, в котором он помещается. Или же — это центр мироздания, точка встречи земного с небесным?
В православной церкви престолом (т.е. троном) именуется место, на котором происходит Евхаристия. Однако собственно жертвоприношение (проскомидия) происходит в другом месте, которое прямо именуется жертвенником. После проскомидии, Святые Дары переносят на алтарный престол. Таким образом, в литургическом действии, Иисус, мистически воплощенный в Дарах, перемещается на престол-трон. Принято считать, что престол символизирует Гроб Господень, но ведь из самого слова очевидно, что он также является и троном. Действительно, в пресуществлении появляется не тот Иисус, которого положили в гроб 2000 лет назад, а актуальный, современный нам Иисус, который вполне телесно сидит на Небесном Троне «одесную Отца». Именно поэтому образ Иисуса на троне занимает центральное место в русском высоком иконостасе — он имеет ясный литургический смысл. Стоя перед иконостасом, закрывающим сам престол, верующие могли видеть его образ в виде Небесного Трона, на котором восседал живой и конкретный Иисус. Икона «Иисус на троне», таким образом, дополняла евхаристические переживания. Сама евхаристия совершалась невидимо, но её зримый образ стоял перед глазами.
Еще один интересный аспект образа трона связан с тем материалом, из которого он сделан – деревом. Дерево, древний архетип космической жизни, появляется в христианской традиции в двух важнейших эпизодах: как древо жизни в саду Едема и как животворящий крест распятия, причем оба раза в связи с темой вечной жизни. Оба древа связаны воедино апокрифической «золотой легендой», согласно которой крест Распятия был изготовлен из дерева, которое выросло из ветви древа жизни, вынесенной из сада Едема сыном Адама Сифом /20/. Так не соединялись ли в средневековом сознании Древо Жизни, Животворящий Крест и деревянный трон Ииуса в единый образ мирового древа как мировой оси, соединяющей сферы мироздания?
Для лучшего понимания темы трона Иисуса необходимо обратиться к библейскому материалу, в первую очередь к книге Откровения, в которой трон (в славянском переводе – престол) упоминается около 40 раз. Заметим кстати, что употребление образа трона в Откровении хорошо согласуется со взглядами Мэтьюза: проникнутая анти-императорским духом книга Откровения грозит блуднице имперского Рима грядущим Небесным Судом. В Откровении трон — это непременный атрибут Высшего Судии, причем этот образ восходит к видениям пророков/21/. В Ветхом Завете престол Давида – это символ Богоданной власти иудейских царей, которую в будущем унаследует «сын Давидов» — Иисус. Детальный анализ библейских образов трона и их связи с литургической и молитвенной жизнью Церкви и иконографией – интересная тема дальнейшей работы.
Примечания
1.Новгородская икона 15 века из Новгородского музея http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=821 Форма охватывающего трона необычна и может вести свое происхождение от т.наз «экседры»: нишеобразной полукруглой комнаты. В античности экседры использовались в сакральной архитектуре обрамляя статуи богов, а также могли служить местом философских бесед. Экседра эволюционировала в алтарные апсиды церковной архитектуры. Примечательно, что на древнейшей византийской иконе Пантократора VI века фигура Иисуса помещена в охваытвающую архитектурную форму напоминающую экседру.
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Spas_vsederzhitel_sinay.jpg
Плошки с огнем в форме лилий на подлокотниках трона напоминают о библейских видениях огненного небесного престола (Дан. 7:9).
2.Новгородская икона 13-14 века из Третьяковской галереи http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=821
3.Thomas F. Mathews. The clash of gods: A Reinterpretation of Early Christian Art. Princeton University Press, 1993.
4.Мозаика 4 века из церкви Санта-Пуденциана в Риме, наиболее древней из церквей Рима. 5.См. Википедию http://en.wikipedia.org/wiki/Curule_seat
6.Трон каролингов в Аахене http://en.wikipedia.org/wiki/File:K.jpg
7.Изображения императора в византийском искусстве 8.В античных школах учителя сидели
9.На римских монетах можно найти сидящие изображения императриц. Остальные сидячие изображения относятся к богам, богиням или весталкам. Напомним также, что Будду всегда изображают сидящим.
10.В позднесредневековой иконографии встречаются изображения Христа в короне, в частности в некоторых западных иконах Коронации Богоматери. Иисус так же имеет корону в относительно редких русских иконографических типах «Великий архиерей», «Предста царица» и «Царь царем».
11.Юстиниан I в мозаике Сан-Витале, Равенна
12.Новгородская икона Св. Георгия 1170 г. http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=428
13.Синайская икона Св. Екатерины 13 века http://adama-art.com/ru/mediabiblio/byzantine-icons-of-sinai/63
14.Latourette, Kenneth Scott, A History of Christianity, Volume 1, «Beginnings to 1500», p. 572, San Francisco: Harper Collins, 1975.
15.Монета Лициния (современник и соперник Константина I, 321-324 г. н. э.) 16.Было бы неверно утверждать, что символизм трона Иисуса полностью чужд идее власти. Аспект Божественной власти в нём присутствует, как и в других иконах Иисуса. Однако, сама эта власть имеет совсем другую природу, чем власть земная. Мы не будем здесь вдаваться в эту сложную тему, напомним лишь, что в православной традиции епископа называют «Владыка», и ему тоже подобает трон, хотя его власть очевидно совсем иная, чем у земных владык. Мэтьюз не обсуждает символизм трона в целом. Его книга посвящена раннехристианскому искусству, и его основной вывод относительно нашей темы сводится лишь к тому, что образ Иисуса на троне не являлся развитием императорского портрета и вообще не связан с культом императора. Мэтьюз также обсуждает другие раннехристианские изображения и делает вывод, что в них доминирует тема Иисуса как Целителя и Учителя. Образ Владыки-Вседержителя очевидно возник позднее.
17.Мозаика конхи апсиды церкви Сан-Витале, Равенна, 6 век
18.Мозаика 5 века в церкви Блаженного Давида в Фессалониках
См. также синайскую икону 7 века 19.Спас в силах, Андрей Рублев, 1408 г., Третьяковская галерея http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=136 Эта иконография возникла в период напряженных эсхатологических ожиданий и выражает апокалипсические образы: нижний красный прямоугольник с символами евангелистов по углам – это земля, горящая огнем страшного суда. Черный (или синий) овал – небо с троном Иисуса, окруженным херувимами. Примечательно, что самый верхний слой, в котором изображен сам Иисус тоже красный, что обычно интерпретируется как указание на огненную природу Божества.
20.Barbara Baert. A Heritage Of Holy Wood: The Legend of the True Cross in Text and Image, Leiden: Brill, 2004.
21.The Revelation of John. Commentary by T. F. Glasson. The Cambridge Bible Commentary. Cambridge University Press, 1965, 128 p. Если в пророчествах небесный трон описан как место пребывания Бога, видимого как сияние («слава Божия», см. Иса. 6:1, Иез.10, Дан. 7:9), то в Откровении на троне пребывает Агнец (Откр. 5:6, 22:1). Если в ветхозаветной церкви земным троном Бога был Ковчег Завета (Исх. 25:22, 40:34-36; Лев. 16:2), или даже, как то предполагает Ю. Моргенштерн, золотой трон (см. J. Morgenstern. The fire upon the altar. Chicago, Quadrangle Books, 1963, p.38), то в христианской традиции эту функцию исполняет алтарный престол.

Ренессанс

Главная => Художники России => Андрей Рублев

Картина: Христос Вседержитель
Художник: Андрей Рублёв
Дата завершения картины: c.1410
Жанр исполнения: религиозная живопись
Техника исполнения: темпера
Материал: дерево
Размеры полотна: 158 x 106 см
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Икона Спаса, единодушно приписываемая исследователями Андрею Рублеву, входила в состав поясного семифигурного ряда — деисусного чина, от которого сохранились также изображения архангела Михаила и апостола Павла. Первоначальное местонахождение памятника связывается со Звенигородом, где в 1918 году, под грудой дров в сарае, были обнаружены эти три иконы.

Деисусным чином называется ряд изображений святых в молитвенном предстоянии перед помещенным в центре Христом. Смысловое содержание его связано с темой Страшного суда: святые — Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы и апостолы — просят Христа Спасителя (Спаса) о помиловании рода человеческого.

Изображение Спаса на звенигородской иконе сохранилось фрагментарно, но особенности его построения прослеживаются хорошо. Фигура дана в повороте влево от зрителя, лик — строго в фас, зрачки глаз сдвинуты чуть вправо. Соединением разных точек зрения достигнуто присущее образам Рублева органичное и многозначное внутреннее движение. Ритмика этого движения связывала Спаса и с обращенными к нему с обеих сторон полуфигурами святых, и с предстоящими зрителями.

Мудрым, благожелательным и кротким взглядом проникает рублевской Спас прямо в душу созерцающего, передавая ему свое состояние задумчивого покоя и умиротворения. В отличие от преобладающих в дорублевском искусстве грозных, гневных или возвышенно отстраненных образов Вседержителя, рублевский Спас прежде всего человечен.

В одухотворенной красоте его, представляющей, по словам исследователя творчества Рублева Н. Е. Деминой, «воплощение типично русской благообразности», отражен идеал совершенного человека, исполненного философской умудренности, справедливости, доброты и самоотверженной любви.

Надежда, обещание близости и сердечного участия наряду с возвышенной, идеальной красотой, которая бесконечно удалена от мира простых людей, – все это удалось прекрасно воплотить русскому иконописцу.

Описание иконы Рублева «Спас»

Выдающийся древнерусский иконописец Андрей Рублёв написал икону «Спас» в 1410 − 1420 гг. Эта работа выполнена на липовой доске с паволокой и левкасом, она довольно большого размера — 158 × 106 см, техника написания — яичная темпера.
Жанр работы — иконопись. При писании иконы, в отличие от картины, требуется придерживаться канонов. Поясные изображения звенигородских икон Рублёва были большого размера. Величина ликов позволяла увидеть людям их выражение, состояние из любого места храма.
Икона «Спас Вседержитель» является средней частью деисуса (ряд фигур святых в молитве пред Иисусом в самом центре) из Звенигорода. Икона Спаса находилась в составе ряда из семи фигур святых. От него остались в сохранности апостол Павел и архангел Михаил.
Смысл содержания деисуса (деисиса) — мольба святых и Богоматери к Спасителю о милости к человечеству на Страшном суде.
Композиция иконы. Хотя изображение Спаса Вседержителя полностью не сохранилось, специфика построения просматривается отчётливо. Фигура Спасителя находится в полуобороте от зрителя в левую сторону, лик же обращён прямо (анфас) к стоящему перед иконой. В глазах слегка смещены вправо зрачки. Таким образом Рублёв передаёт внутренне движение образа, задаёт ему ритм, связующий Спаса с обращёнными к нему фигурами святых.

Образу Спасителя Рублёв придал живость, открытость, величественность. В Его лице с некрупными чертами, шапкой тяжёлых русых волос и русой бородкой присутствует мягкость славянского типа. В светлых, миндалевидных глазах Христа под ровными дугами бровей — доброта и внимательность. Этот взгляд особо выделяется в лике Спасителя.
Цветовая гамма иконы сводится к золотистым оттенкам охры в лике и тёмной лазури одеяния (гиматия). Изначально сиял золотой фон как незаходимый свет вечности. Такой колорит в сочетании с выражением в лике Спасителя создаёт ощущение мудрости и покоя. На поверхности доски уцелели только фрагменты живописи, но они свидетельствуют о великолепии произведения Рублёва.
Если золотой фон иконы символизирует «невечерний» свет Царства Небесного, то в лике Христа, обращённого к предстоящим перед Ним людям, обозначены тени на глазах от света, падающего сверху. Это свет земного мира, от которого Спаситель в милосердии своём не отвернулся.
Идея иконы — изобразить идеал человека, исполненного глубокой мудрости, милосердия и совершенной любви.
До Рублёва образ Спаса Вседержителя (Пантократора) в иконописном искусстве принято было изображать гневным, грозным, отстранённо возвышенным. Современники Рублёва были поражены новой трактовкой образа. Они увидели мудрость, кротость и благожелательность во взгляде рублёвского Спаса. Этот взгляд проникал в душу человека, вселяя покой и умиротворение в созерцателя.
«Спас» Рублёва оказал влияние не только на иконопись 15 века, но и на дальнейшее развитие иконописного искусства, на многие поколения православных людей, их восприятие Христа как мудрого и любящего Вседержителя.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание иконы Рублева «Троица»
  • Описание иконы Рублева «Спас в силах»
  • Описание иконы Рублева «Рождество Христово»
  • Описание иконы Рублева «Благовещение»
  • Правосланые иконы Спаса Вседержителя

    Подобно тому, как иконография Иисуса Христа занимает центральную часть всей древней православной иконописи, так и Спас Вседержитель (иконы фото представлено ниже) – образ, который занимает основное место среди всех многочисленных типов изображения Господа. Догматическое значение этой иконы очень велико: Христос – Царь Небесный и Судия, «Альфа и Омега, Начало и Конец, Господь, который есть, и был и грядет, Вседержитель». Практически в каждом православном храме в центральной части купола находится этот образ, который может встречаться в комплекте с традиционными русскими православными иконостасами или в виде одиночной иконы.

    Описание иконы Спас Вседержитель

    Спаситель Христос на иконе может изображаться в разных положениях: сидя, по пояс, в рост или погрудно, в левой руке со свитком или Евангелием, а правая рука находится в благословляющем жесте.

    Эпитет «Вседержитель» выражает догмат Боговоплощения, который символизирует Божественную и человеческую природу Спасителя. Его еще называют по-гречески «Пантократор», где первая часть слова обозначает «все», а вторая — «сила», то есть, Всесильный и Всемогущий. По литературному переводу — «Ему возможно сотворить все», Он — «Правитель мира» и «Властитель всего».

    Термин «Вседержитель» встречается неоднократно в Ветхом Завете, древние евреи называли так своего Бога «живаго», которому поклонялись, затем так стали обращаться к Иисусу Христу.

    Древняя икона

    Появление образа Христа Пантократора в Византии датируется IV-VI веками. Самый древний из иконописных изображений – это икона, которая называется Христос Пантократор из Синайского монастыря (VI в.).

    Икона Спаса Вседержителя «Спас на Престоле» — одна из наиболее древних схем, где Христос изображен фронтально, восседающий на престоле с подушкой, в традиционной одежде и с подножием в ногах.

    Ранние и первые изображения Спаса на престоле можно увидеть в римских катакомбах (III-IV вв.). Но иконография уже окончательно оформится в послеиконоборческий период (X в.).

    Престол имеет значение атрибута царского достоинства. Ветхозаветным пророкам Бог являлся восседающим на престоле. Именно так Господь явится на землю, в День Всеобщего Воскресения, чтобы совершить Свой Страшный суд над всеми людьми живыми и мертвыми.

    Икона Спаса Вседержителя «Мануилов Спас» по преданию принадлежит кисти императора Византии Мануила I, и ее отличает особый жест правой руки, указывающий на текст Евангелия.

    Есть еще несколько интерпретаций изображения Христа: «Спас в силах», в традиционном русском иконостасе, а также икона Христа, восседающего на престоле в окружении Небесного Воинства, Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий).

    Иконоборчество

    Икона Спаса Вседержителя показывает возраст Христа, который соответствует времени, когда Он начал проповедовать. Он изображен с прямыми спускающимися до плеч волосами, на светлом лике небольшие бородка и усы.

    По канону Спаситель носил красного цвета хитон, а поверх него синий гиматий. Синий — как символ небесного начала, красный – мученичество и цвет крови. Одеяния Христа трактуются, как уединение небесного, земного и духовного. В истории христианства иконы стали камнем приткновения между сторонниками иконопочитания, которые указывали на человеческую и божественную природу Иисуса, и еретиками, отрицавшими все это.

    С IV по VI век шла иконоборческая борьба, когда тысячи икон мозаик и фресок просо уничтожались, потому что стали для многих людей оплотом веры, сторонников же иконописи жестого наказывали. Только к 842 году на Константинопольском Соборе приверженцы ортодоксальных взглядов все-таки достигли победы, а иконоборцев предали анафеме. Икона Спаса Вседержителя Пантократора в итоге стала символом победы над ересью.

    Спас Вседержитель: икона, значение

    Перед образом этой иконы возносят молитвы люди, которые хотят поблагодарить Великого Господа за помощь и поддержку или получить благословение на намеченные дела. Молитва иконе Спас Вседержитель поможет получить утешение и силы. Ей также молятся, чтобы получить исцеление от травм физических и духовных и избавление от грешных помыслов. Возносить свои молитвы можно не только за себя, но и за своих родных и близких друзей.

    К иконе надо обращаться не только в минуты трудностей и отчаяния, но и с тем, чтобы поделиться своими радостями. При этом молитва должна звучать искренне, с чистыми помыслами и открытым сердцем.

    Помощь

    Икону «Господь Вседержитель» можно преподнести в дар как составляющую венчальную пару для молодоженов или подарить ее дорогому человеку. Так как у этой иконы очень сильная энергетика, она может наставить на истинный путь спасения души, если, конечно, человек кается, и подарить чудесное исцеление человеку искрене верующему. Перед тем как просить милости у Бога, надо прочесть молитву «Отче наш».

    На вопрос Икона Спас Вседержитель в чем помогает, можно ответить тем, что Иисус Христос – главный врач наших душ и тел, который обо всем ведает и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва. Икона Спаса по церковным правилам ставится во главе всего иконостаса.

    Описано очень много разного рода чудес и исцелений возле этой иконы. Однако есть и те, кто считают иконы суеверием и обманом, но опыт показывает совсем обратное, по-настоящему верующий человек без молитвы не начнет свой день, как говорят с Богом хоть за синее море, но без Бога не до порога.

    Отношение к иконам

    Да и вообще, любая православная икона – это совсем не картинка, где можно любоваться сюжетной композицией или игрой красок и восхищаться талантами художника ее создавшего.

    Икона, прежде всего, это строгость и умиление. В противовес любой картине, она заставляет думать о вечных ценностях и о состоянии души, приближая нас к Богу.

    Когда мы смотрим на икону и молимся, она наполняет нас той всеобъемлющей благодатью, которая нас невидимым образом обволакивает, зовет ко спасению, пробуждает в нас нашу совесть, и тем самым воскрыляет молитву.

    Почитание святынь

    И если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя.

    Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями.

    Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все — и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем!

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Наверх