Помост

Вопросы веры

Старообрядцы

«Море Белое было красно от монашеской крови»

Реформы патриарха Никона и церковный раскол XVII века не самая популярная тема. Но многие по сей день считают ее одним из ключевых поворотов отечественной истории — на севере России, как и в других регионах, существуют общины старообрядцев, не принимающих нововведения трехсотлетней давности. «Лента.ру» пообщалась с Денисом Ермолиным, кандидатом исторических наук, работником Кунсткамеры и активным участником общины староверов-беспоповцев, об истории старообрядчества, отношении к РПЦ и современности старой веры.

«Лента.ру»: Расскажите, что вас связывает со старообрядчеством.

Денис Ермолин: Со старообрядчеством меня связывает многое. Так сложилось, что я представляю одновременно два сообщества: с одной стороны, академическое, изучающее, с другой — сообщество старообрядцев, то есть практикующее. И моя биография неразрывно связана с Русским Севером, поскольку моя отцовская линия восходит к древнему старообрядческому селу Усть-Цильма на севере Республики Коми, русскому селу, основанному новгородцами в XVI веке. До раскола, естественно, эти люди были православными христианами, но после катастрофы XVII века земли по течению Средней Печоры стали надежным оплотом староверия. На этой территории многое связано с протопопом Аввакумом, именно по этим местам ревнитель древнего благочестия шел в свою последнюю ссылку, в Пустозерск. Фамилия Ермолины — одна из коренных на Печоре и Цильме, эту фамилию носили известные старообрядческие книжники, собиратели и переписчики книг.

Впрочем, мои академические интересы не ограничиваются старообрядчеством. Скорее, наоборот, изучение истории и культуры старообрядчества — моя вторая, более узкая тема. В основном я занимаюсь этнографией Балканского полуострова, в частности — Косова и Албании. Я работаю в должности ученого секретаря в Кунсткамере. Кандидатскую диссертацию защитил по этнографии албанцев Украины. Но при этом я старовер поморского согласия.

Я участвую в религиозной и культурной жизни петербургских староверов-поморцев, я служитель и член Совета Невской старообрядческой поморской общины — одной из ведущих общин России. Мы поддерживаем активные контакты и с нашими староверами за рубежом — в странах Балтии, в Белоруссии, на Украине.

Таким образом у вас в вашем исследовании старообрядчества выходит что-то вроде включенного наблюдения?

Можно, конечно, использовать и этот профессиональный термин, но тут возникает вопрос: насколько хорошим ихтиологом может быть рыба? Я отказываюсь, когда мне предлагают писать докторскую диссертацию по старообрядчеству, потому что для научной работы все-таки нужна непредвзятая, объективная оценка, а для меня поморское согласие безусловно истинно в плане вероучения, а остальные — нет. Так что велик риск, что мои личные убеждения могут вывести меня из серьезного научного дискурса. Поэтому по теме старообрядчества я занимаюсь более мелкими вопросами — сейчас вот, к примеру, мы с коллегами выявляем старообрядческие предметы в собрании Кунсткамеры, чтобы в дальнейшем ввести эти коллекции в полноценный научный оборот, есть планы по изданию каталога.

Расскажите о поморском согласии.

Во-первых — и это важно — нужно четко различать: есть поморы, а есть поморцы. Первые — этнокультурная группа русских, проживающих по берегам Белого моря. А поморцы — конфессия, согласие старообрядцев-беспоповцев, прямые духовные наследники знаменитого Выговского монастыря. Этот монастырь, крупнейший центр северного старообрядчества, располагался на территории нынешнего Медвежьегорского района Республики Карелия. Именно отцами Выговского монастыря был составлен так называемый Поморский устав для бессвященнословного служения. К слову, в начале XVIII века почти все население Русского Севера было либо старообрядческим, либо сочувствовало старообрядцам.

Как получилось, что именно на Севере так много старообрядцев?

Староверов и сочувствующих на момент раскола было около половины населения тогдашнего русского государства. Но политика властей, в том числе и репрессивная, постепенно делала свое дело. В 1685 году был издан драконовский документ — «Двенадцать статей» царевны Софьи. Этот закон, по сути, легализовал физическое истребление староверов. Не секрет, что государство и официальная церковь преследовали несогласных, массовыми были и казни староверов. Пожалуй, самыми известными лидерами раннего староверия, пострадавшими за истинную веру, были протопоп Аввакум и боярыня Морозова — но на этом список жертв не заканчивается. Политика доводила людей и до крайних мер: известны так называемые гари — самосожжения в срубах. Историками доказано, что это далеко не всегда были примеры фанатизма: часто староверы сжигали себя при виде приближающегося вооруженного отряда, не желая сдаваться.

Старообрядцы жили по всей территории Русского царства, а затем — Российской империи. И тут сложно четко разделить всех староверов по территориальному признаку, правильнее делить старообрядчество по принципу наличия или отсутствия священства. В традиции, к которой я отношусь, последние священники, рукоположенные до церковного раскола, которых мы считаем истинными, были живы еще в начале XVIII века. Но последний праведный епископ Павел Коломенский был казнен аж в 1656 году. Но по церковным правилам без епископа священник, пусть даже законный, крайне ограничен в своих правах и обязанностях.

Священники, поставленные до раскола и не принявшие реформ Никона, с кончиной Павла были лишены львиной доли своих прав: они могли крестить и принимать на исповедь, естественно, могли служить в церкви, причащать, но — и это крайне важно — не могли принимать в старообрядчество священников, рукоположенных после раскола.

Но один священник (это и послужило началом «поповских» согласий) посчитал, что он имеет право принять в старообрядчество своего родного брата, тоже священника, но рукоположенного уже после раскола. С этого момента появляется еще одно течение — беглопоповцы. Поповские толки формировались в основном в Центральной России и на юге страны. Епископов у них, правда, так и не было — и в середине XIX века им удалось переманить на свою сторону архиерея Константинопольского патриархата Амвросия, проживавшего тогда в Стамбуле.

Как его переманивали в старообрядчество — это настоящая детективная история: по некоторым документам, он согласился на это за 500 золотых червонцев в год. Беглопоповцы закрыли глаза и на то, что священник, пусть даже и инок, не может принимать епископа от ереси в сущем сане (нарушается субординация), а потом и на то, что епископа может поставлять только собор епископов: сразу после перехода в старообрядчество Амвросий поставил еще одного епископа.

Все эти события проходили на территории нынешней Украины в селе Белая Криница. В те времена этот край входил в состав Австро-Венгрии, поэтому согласие стали именовать австрийским, или белокриницким. Белокриницких старообрядцев сейчас довольно много, у них две митрополии — одна с центром в Москве, на Рогожском кладбище, другая в Румынии. В настоящее время в России эта структура официально называется РПсЦ — Русская православная старообрядческая церковь во главе с медийным митрополитом Корнилием.

Вернемся к теме: люди на юге России не мыслили своей жизни без попа. В то же время Русский Север был территорией, где исторически было мало священников на квадратный километр. Территории огромные, епископов и попов всегда было немного. Поэтому местные крестьяне привыкли вести повседневную религиозную жизнь без священства. Службу выполняли грамотные миряне, а священник приезжал в село, например, раз в год, на престольный праздник: приедет, послужит литургию — да уедет. А вся жизнь протекала без него. Именно поэтому на нашем Севере так много часовен.

Важно понимать, что и церковь это допускала: при изучении дораскольных книг становится ясно, что без попа можно служить почти весь круг богослужения. Вечерня, павечерница, полуношница, утреня, часы, обедница без литургии — эти службы допускается служить без попа… Поэтому после раскола северяне легко восприняли беспоповскую практику. Неслучайно и то, что именно на Севере сформировалось крупнейшее на сегодняшний день беспоповское согласие, именуемое поморцами, или даниловцами — в честь Даниила Викулина, одного из отцов-основателей Выговского монастыря.

Если священники все же брали на себя часть обрядов, то как стало без них? Как миряне могут брать на себя всю религиозную службу?

За две тысячи лет Церковь Христова пережила множество различных ересей, на которые всегда отвечала деяниями соборов и трудами святых отцов, отражавшими ее соборное мнение. В поместных церквях были и периоды, когда священство отсутствовало. С древних времен существовала практика крещения и исповеди мирянами.

Например, в «Послании об исповеди» Симеона Нового Богослова говорится о том, что достойный мирянин имеет право исповедовать и даже совершать таинство крещения. Скажем, родился в деревне ребенок. Его надо крестить, а когда поп приедет — Бог знает. И его крестил мирянин, а когда приезжал священник, он уже совершал таинство миропомазания и прочие необходимые вещи.

До раскола, кстати, гораздо серьезнее относились и к причастию: причащались редко, несколько или даже один раз в год, как правило, Великим постом. Сейчас в РПЦ идут причащаться сразу после исповеди, забывая о том, что после покаяния полагается епитимья — церковное наказание (как правило, немалое количество поклонов, чтение Псалтыря), — и уже после того, как прихожанин выполнял епитимью, поп его причащал.

Смотрите сами: сейчас матери несут на причастие младенцев с мотивировкой: «Чтобы ребеночек не болел». Ну, это, извините, уже какая-то магия! Вкушать истинную плоть и кровь Христа нужно все-таки осознанно. Даже у католиков сохраняется празднество Первого Причастия — у них дети начинают участвовать в этом таинстве с 7-10 лет. В этом плане старообрядцы-поповцы все же хороший пример, для них причастие — важное, а не рядовое событие.

Какие важные события были в истории северных старообрядцев?

Ну, во-первых, разгром Соловецкого монастыря. Как мы знаем, Соловки не поддержали «никоновых новин» (церковных реформ патриарха Никона — прим. «Ленты.ру»). Когда в монастырь были доставлены правленые Никоном книги, на Соловках собрали Черный собор, состоявший из иноков. И они большинством голосов не приняли реформы Никона, тем самым выступив против воли патриарха. К слову, Никон принимал свои решения единолично, нарушая один из основных принципов православия — принцип соборности.

Когда соловецкие иноки приняли это решение, они позволили уйти всем, кто был с таким решением не согласен, и стали ждать худшего. Естественно, в Москве узнали, что монахи не покорились, и был сформирован карательный отряд для укрощения одного из самых авторитетных монастырей не только на Севере, но и на Руси.

В течение следующих восьми лет (1668-1676) шла осада Соловецкого монастыря. Он, как любой монастырь того времени, был достаточно хорошо укреплен, имел запасы, источник питьевой воды и даже оружие. Осада была безуспешной до тех пор, пока один перебежчик не указал осаждавшим тайный ход.

Вооруженные стрельцы ворвались на территорию монастыря и устроили настоящую резню. Данные о точном числе погибших разнятся, но очевидцы писали, что «море Белое было красно от монашеской крови». Тела иноков, которые местным жителям удалось подобрать, похоронили на острове Бабья Луда.

Уцелевшие иноки разошлись по берегам Белого моря и стали проповедовать истину Древлеправославия. Соловецкая резня, устроенная властями, заставила многих северян задуматься о том, на чьей же стороне правда.

Царь Алексей Михайлович, кстати, был богобоязнен, и, почувствовав ухудшение здоровья, он отправил на Север гонца с приказом прекратить осаду и вернуть стрелецкое войско в Москву. Но под Вологдой царский гонец встретился с гонцом от воеводы Мещеринова, который нес весть о свершившейся расправе. И, по неслучайному совпадению, как раз, когда монастырь был разгромлен, скончался Алексей Михайлович.

Другой ключевой момент, укрепивший авторитет старообрядчества на Севере, — проповедь и последующая казнь протопопа Аввакума. Большую часть своей активной жизни мятежный протопоп пробыл в ссылках, а последние 14 лет просидел в ледяной тюрьме в ныне несуществующем городе Пустозерск за полярным кругом. И даже оттуда он рассылал письма по всей Руси, призывая людей держаться истинной веры. В 1682 году его вместе с тремя соузниками сожгли в срубе.

Вскоре после этих печальных событий — разгрома Соловков и казни протопопа Аввакума — начались первые попытки создать иноческое общежительство в Поморье, на Русском Севере. Неслучайно и то, что в числе первых насельников Выговского монастыря были в том числе спасшиеся монахи с Соловков. На Выгу был принят устав Соловецкого монастыря, особенно почитались святые Зосима, Саватий и Герман Соловецкие.

Монастырь просуществовал до середины XIX века, Николай I предпринял немалые усилия, чтобы его ликвидировать. Государству не нравился настолько крупный независимый религиозный и культурно-экономический центр: у Выга был свой флот, свой китобойный промысел — суда ходили до Шпицбергена. Выговцы некогда помогали Петру развивать в этом краю рудодобывающую промышленность. Это была своеобразная республика внутри государства.

После того как Николай I разогнал монастырь и экспроприировал имущество, на эти земли переселили людей из Псковской губернии: заменили местное население на более лояльных власти и официальной церкви выходцев с западных окраин.

Выг просуществовал 160 лет, оставив после себя колоссальное духовное и культурное наследие — поморские староверы по праву считают себя последователями именно этого духовного центра. Кстати, в настоящее время силами Невской общины Санкт-Петербурга предпринимаются попытки возродить духовную жизнь на том святом для нас месте, есть и планы создания скита.

А что было в последующие годы?

Политика по отношению к старообрядцам была разной при разных властителях — были периоды, когда запрещалась любая форма деятельности, позже власти разрешили строить церкви без особых отличительных знаков (без куполов, крестов, колокольни). Эти юридические качели без четкого статуса, с одной стороны, мешали староверию последовательно развиваться, а с другой — подогревали к нему интерес и способствовали развитию снизу вверх, усилиями верующих. Не секрет, что многие купцы-миллионщики и заводчики Урала и Центральной России были либо староверами, либо выходцами из старообрядческой среды: Морозовы, Кокоревы, Рябушинские, Бугровы, Кузнецовы, Синебрюховы… множество семей.

Это были не просто «олигархи» того времени — к примеру, поморец Василий Александрович Кокорев был настоящим патриотом и новатором во многих аспектах экономической жизни страны, например, в нефтяной промышленности на месторождениях в Баку. Он создал один из первых в мире нефтеперерабатывающих заводов и стал поставщиком керосина царскому двору.

В своей книге «Экономические провалы» он пишет об особенностях развития России и необходимости искать собственные пути, а не, как бы сейчас сказали, слепо копировать с Запада экономические модели.

Он был рисковым человеком и не боялся потерять свои капиталы — потому что понимал, что Господь дает и Господь берет. Несколько раз разорялся и заново накапливал богатство. Собранная им коллекция живописи (более 200 полотен) сейчас находится в Русском музее. После смерти его вдова построила красивейший храм в Петербурге, который сейчас использует наша община.

В 1905 году Николай II подписывает указ «Об укреплении начал веротерпимости». Так старообрядцы смогли легализоваться и полноправно участвовать в духовной, культурной и экономической жизни страны.

Время после 1905 года по праву называют золотым веком старообрядчества: в огромном количестве строятся храмы, появляется множество обществ — культурных, образовательных, просветительских, благотворительных. Открываются старообрядческие училища, начинают издаваться печатные органы. Во время Первой мировой войны функционируют комитеты помощи раненым. Староверы получили возможность попадать в местные органы власти и даже в Государственную Думу.

С приходом большевиков все изменилось. Не сразу — скажем, последние храмы в Ленинграде были закрыты в конце 1930-х годов. Но многие старообрядцы оставались верны своим убеждениям: по воспоминаниям очевидцев, в 1950-х во время праздничных богослужений старообрядческие храмы Ленинграда были набиты битком.

Атеистическая пропаганда, однако, делала свое дело. Молодежь уходила из общины — веру сохранили даже не бабушки, а прабабушки. К примеру, моя бабушка считала себя староверкой и даже учила меня читать на церковнославянском, но не следовала всем предписаниям и традициям, в отличие от своей матери — моей прабабушки.

Но все же традиция сохранилась? Что происходит сейчас?

За ХХ век старообрядчество существенно ослабло, но не перестало существовать. В 90-х все религиозные организации получили право свободно проповедовать, стали возвращать храмы… Но теперь люди отказываются от веры не из-за политики государства, а из-за пьянящей свободы. Так что общины в целом сокращаются.

Но людей все же еще достаточно много, и, что интересно, молодежи сейчас в храмах больше, чем в советское время. Старшие служители и прихожане говорят, что людей раньше было гораздо больше, но это были в основном пожилые женщины, а сейчас — меньше, но достаточно много молодежи и людей среднего возраста. И это в том числе и интеллектуалы (в нашей общине несколько кандидатов наук, включая меня), хотя есть представители самых разных страт.

Чем в целом занимается беспоповская община? Как она работает без священства?

Сразу после раскола у поморцев сформировался институт наставников, выбираемых из числа достойных мирян. Наставник руководит духовной жизнью общины. Это прежде всего богослужения — как по воскресеньям и праздникам, так и богослужения на заказ: крещения, отпевания, службы за здравие, за упокой. Есть и социальная функция: мы раз в 2-3 месяца проводим детские праздники, организуем Рождество и Пасху для детей.

Действует воскресная школа и курсы повышения квалификации священнослужителей: каждый год в ноябре в нашу общину приезжают на 2-3 недели представители из разных общин России и зарубежья для совершенствования навыков чтения на церковнославянском, знания церковного устава, церковного пения, азов реставрации книг и икон, каллиграфии… Также у нас есть летний лагерь для детей и подростков в Псковской области.

Работа общины направлена не только внутрь: совместно с сотрудниками Музея истории религии мы проводим экскурсии по нашей общине — что-то вроде дня открытых дверей для всех интересующихся современным староверием. Проводим порой встречи и лекции, выставки в разных музеях.

Мы этого не афишируем, но наша община помогает выжить людям без определенного места жительства: они регулярно приходят и получают горячие обеды. Некоторым из них даже удалось вернуться в общество и начать новую жизнь: кто-то остается в городе, а кто-то перебирается в сельскую местность.

Как между разными староверскими согласиями строятся отношения? Какие между ними разногласия?

Разные толки по-разному трактуют церковные нормы и правила. Главное разделение, как я уже упомянул, — наличие или отсутствие священства. В настоящее время старообрядцы-поповцы принадлежат двум основным структурам: РПсЦ и РДЦ (Русская Древлеправославная Церковь). Их иерархии формировались различными путями, и они не имеют между собой церковного общения.

С беспоповцами все сложнее. В отсутствие единого центра возникали самые разные учения и доктрины. Например, существовал один небольшой толк — дырники. Они считали, что раскол и пришедший с ним Антихрист осквернили все существующие иконы, поэтому летом нужно молиться просто на восток, а зимой — на дыру. Они проделывали дырочку в углу избы и на нее молились. Конечно, это самые яркие примеры заблуждений, но в истории старообрядчества было и такое.

В итоге сохранились самые крупные и жизнеспособные течения. Поморцы, филипповцы, в свое время отколовшиеся от Выга, и федосеевцы. В начале ХХ века благодаря мудрой церковной политике многие федосеевские и филипповские общины примирились с поморцами, влившись в единую Церковь.

На Урале и в Сибири существует большое количество так называемых часовенных старообрядцев — до 1860-х годов они были беглопоповцами (общины принимали беглых попов из официальной церкви), но затем по решению соборов перешли на беспоповские позиции. Хотя во многом поморцы и часовенные схожи, однако объединяться и молиться вместе с ними мы не можем — у нас разный корень крещения. Кстати, старообрядцы из Латинской Америки, возвращающиеся на Дальний Восток, — представители часовенного согласия, то есть беспоповцы.

А какое у староверов отношение к РПЦ?

Мы к ним не относимся.

Ну а какое бытует мнение?

Мнения очень разнятся. Кто-то считает, что мы живем разными жизнями и никак не соприкасаемся. Лично я, когда вижу новости о православном сообществе, не могу сказать, что РПЦ переживает свои лучшие годы — для нее был куда более осмысленным период 90-х годов. Сейчас есть определенная стагнация, закостенение — из-за официоза, из-за формализованной вертикали. А церковь все же должна быть живой, это ведь живой богочеловеческий организм. Но что действительно происходит в РПЦ, я сказать не могу, да и не имею права, поскольку я не нахожусь внутри РПЦ, не являюсь ее чадом. Возможно, кому-то там прекрасно и хорошо. Я тут не эксперт. Об этом лучше спросить у дьякона Андрея Кураева, блог которого я с большим интересом читаю. (Смеется.)

И, может быть, самый профанный из сегодняшних вопросов: зачем вообще молодому человеку в современном мире принадлежность к общине?

Ну, самое главное — это, конечно, путь к спасению души. Без этого духовно мыслящий человек себя не воспринимает. Никто не гарантирует пришедшему в общину Царствие Небесное — но это путь, который в итоге может привести к спасению души.

Возможно, для кого-то это к тому же часть идентичности: «Я — старовер!» Не исключено, что община также источник социальных связей: многим из тех, кто активно участвует в жизни общины и Церкви, просто неинтересно общаться вне нее. Со мной пока что это не так: с годами я хотел бы посвящать себя всецело Церкви, но пока я пытаюсь сочетать в себе два мира. Считаю, что во многом это полезно: у меня есть возможность менять оптику и глядеть на мир и себя в нем, руководствуясь опытом пребывания в Церкви, и, наоборот, применять свои навыки и знания на благо общины.

Кто они такие?
Калласте основали старообрядцы. Это общеизвестный факт. Сами себя они называют староверами, подчёркивая тем самым, что расходятся с православными не столько в обрядах, сколько в самой сути веры. В прошлом роcсийское правительство и православная церковь использовали также термин «раскольники», недвусмысленно намекая на «истинных виновников» церковного раскола в России.
Терминология важна, но мне интересно другое: как община причудских старообрядцев в несколько тысяч человек смогла на протяжении трёх столетий уцелеть в круговерти истории, не раствориться в более крупных этносах, сохранив свою веру и язык.
Приходится признать, что ответ на вопрос очевиден: изоляция религиозная, культурная и социальная. Минимум контактов с внешним «антихристовым» миром и максимум усердия в следовании «древнему благочестию».
Так кто же они такие, эти странные и малопонятные на первый взгляд люди, которые ещё в 19 веке наряду с евреями считались чуть ли не главными врагами церкви и государства Российского?
Факт первый. Христианство пришло на Русь при князе Владимире в 988 году из Византии со всеми обрядами, ритуалами и обычаями.
Факт второй. После падения Византии в 1453 году русская православная церковь пустилась в «свободное плавание». Уже не приезжали греческие священники, не привозились богослужебные книги и иконы, контакты с «материнской» церковью были близки к нулю. В 1589 года русская церковь становится полностью независимой и выбирает своего патриарха.
Факт третий. В сер. 17 века Россия, по выражению историка Ключевского , «собралась в дорогу». Контакты с внешним миром возросли, в обществе назревают серьёзные перемены и тогдашний патриарх Никон ( 1605 — 1681) , в миру Никита Минов, предлагает царю провести в духе времени церковную реформу. Идея была благородная: привести русские церковные обряды, ритуалы, атрибуты и традиции в согласие с греческими, то есть провести своего рода «очищение» церкви от всех несоответствий, накопившихся в ней за века изоляции.. Начать решили с богослужебных книг, в коих за несколько веков переписывания действительно накопилось немало ошибок , затем взялись за «неправильно написанные» иконы, неправильно сложенные пальцы при совершении крестного знамения и т.д. и т.п. Хотели, конечно, как лучше, получилось же как всегда… Своенравный характер Никона , его нежелание идти на уступки сделали своё печальное дело — церковь раскололась.
Факт четвёртый От старого, привычного отказаться всегда тяжело, тем более, если новое навязывают силой. Русский человек в 17 веке был «обрядовер». Для него точное следование обрядам — гарантия посмертного рая. Поэтому «смена обрядов» вызывала страх , непонимание и … сопротивление, тем более, что менять их , по мнению верующих, собирались на «латинские», то есть католические, а это — прямая дорога в ад. Заговорили о близком конце света и Антихристе, который явился в облике патриарха Никона. Так началось старообрядческое движение ревнителей древнерусского православия. Их духовным лидером был протопоп Аввакум.
Факт пятый Царь поддержал Никона и началось преследование староверов. Последние видели спасение в территориальной и социальной изоляции от мира » Антихриста». Центром церковной оппозиции стал Новгород, откуда многие и устремились в конце 17 века за «шведский рубеж», в том числе и на территорию Эстонии. В 1700 — 1719 в Ряпина действовал монастырь старообрядцев — федосеевцев, откуда последние ,возможно, и расселились по Западному Причудью. Первый молильный дом был построен в 1740 году в дер. Кикита.
Из российских императоров более всего староверы ненавидели двух:
Петра Первого( 1782 — 1725), который требовал сбривать бороды, забирал в солдаты, всех пересчитал ( с какой целью?) и напоследок передал престол «бабе», и Николая Первого ( 1825 — 1855), при котором практически все молильные дома были закрыты. Времена менялись и в 1905 г. преследования прекратились, а в 1971 Поместный собор РПЦ отменил все запреты и порицания старых обрядов «яко не бывшие».
Что же это за обряды такие, от которых мои предки не отказывались даже под страхом смерти?
Их много, но я остановлюсь на наиболее известных и очевидных.
Крестное знамение у староверов совершается так…
Это так называемое двуперстие в отличии от троеперстия , которое используют православные. Причём обе эти формы пришли на Русь из Византии в 10 веке, но после падения последней троеперстие стало ассоциироваться с «латинством»( католичеством) и вышло из употребления.
А. Символизирует две природы Христа ( Бог и человек)
В. Символизирует Троицу ( Отец, Сын и Дух Святой)
Поскольку верующий осеняет себя крестом ,то в старообрядческом двуперстии есть своя логика, т.к. крестясь они изображают распятие только Христа, в то время как православные, получается, распинают всю Троицу. Опять же оставляя два пальца » праздными» ( ничего ими не изображая) , Никон , по мнению старообрядцев «упразднил» Христа. В пылу полемики утверждалось также, что трехперстое знамение это следование Иуде Искариоту , предателю Христа, ибо «Иуда брал соль щепотью , поэтому креститься щепотью- грех». Интересно, что, желая показать как крестятся «никониане», старообрядцы употребляют для этого левую руку, чтобы не «осквернить» правой.
В христианском мире существует также и одноперстие ( коптская церковь) и пятиперстие ( католическая церковь)
Земные поклоны

Старообрядцы отдают предпочтение Православные- поясным
земным поклонам
При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, точнее молитвенного коврика(подручника), поскольку во время молитвы руки должны оставаться чистыми.
Восьмиконечный крест Старообрядцы признают только восьмиконечный крест , считая его завершённым и единственно полноценным. Именно такой крест, якобы, обнаружила св. царица Елена ( мать имп. Константина) при раскопках на Голгофе в 4 веке. Все остальные формы — происки «латинян», то есть католиков. Православные же ничего не имеют против «неполноценных» четырёх — и шести — конечных крестов.
Старообрядческое кладбище в Калласте
Знаменное пение Старообрядцы используют при богослужении т.н. знаменное ( крюковое) пение, господствовавшее в русской церкви до 17 века. В отличие от введённого Никоном партесного пения , знаменное имеет две главные особенности:
А. Это пение одноголосное, т.е. независимо от количества голосов песнопение должно звучать в один голос, в унисон.
В. Из — за большого количества гласных звуков напев получается мелодичный, но слова разобрать порой сложно.
Да что говорить, слушайте, смотрите и … сравнивайте.
Партесное пение ( православное)
Знаменное пение ( старообрядческое)
Посолонь, сугубая «аллилуйя» и Исус Во время крестного хода старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу ( посолонь), т.е. по часовой стрелке , а православные против солнца. С логикой у староверов всё в порядке: «Поскольку Христос есть солнце праведное, ходить против солнца означает идти против Христа»
Возглас «аллилуйя» после молитвы староверы произносят дважды (сугубая аллилуйя), а православные трижды (трегубая). И вновь всё логично, т.к. двукратная «алиллуйя» ( Слава тебе Господи на др.евр) всегда сопровождается теми же словами ( Слава Тебе Боже) по- русски и в сумме получается тройная хвала Святой Троице. Православные же «четверят» Господа, произнося трижды Аллилуйя и добавляя Слава Тебе Боже по- русски, а значит «не подобает святыя аллилуиа трегубити, но дважды глаголати аллилуиа, в третие слава Тебе Боже, понеже бо по Еврейски аллилуиа, а по нашему по Русски слава Тебе Боже».
Имя Исус ( Ic) старообрядцы продолжают писать как встарь с одной «и», а православные с двумя, т.е. Иисус. Так ближе по звучанию к греческому и латинскому оригиналу. Вторую «и» мои предки сочли дьявольской, т.е происками всё того же Антихриста.
Скорее всего греческие монахи при переводе богослужебных книг намеренно убрали одну «и», чтобы сделать произношение более естественным для русского языка. ( ср. Таллин и Таллинн). Люди, конечно, привыкли…
Нательный крест, лестовка, подручник…
Каждый старообрядец должен иметь эти три предмета.
Во первых, нательный крест ( тельник), который носится на шее и выдается при крещении. Его непозволительно снимать даже в бане, у врача и т. п. Но если по тем или иным причинам такое все-таки произойдет, необходимо произнести специальную молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя силою Креста Живоноснаго Ти».
Мужской и женский нательный крест
Тельники у старообрядцев имеют две отличительные особенности ( в остальном похожи на православные).
На них никогда не изображается распятый Христос.
У православных это допустимо. Объясняют это по-разному:
1. Крест и так символ распятия и изображая на нём Христа православные как бы распинают его дважды
2.Изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а скрытая от глаз ( под одеждой) икона превращается в языческий амулет. Икона — это образ Господа и прятать её недопустимо. Кресты с распятием можно носить только поверх одежды.
Нательный крест всегда восьмиконечный внутри четырёхконечного. Православные
допускают и иные формы
Надписи на нательном кресте обозначают следующее…
1. Царь Славы 2/3. Исус Христос сын Божий 4. Ника ( греч. победа. Символ победы Христа над смертью)
5/6 Копьё и трость — орудия страстей Господних, которыми его истязали. 7. Холм Голгофа с черепом Адама. Символизирует грехопадение праотца рода человеческого, а также мучения и кровь Христа, которой он смыл первородный грех, даровав людям надежду на вечную жизнь. 8. Текст молитвы «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…»
На умершего надевали вместо металлического деревянный крестик
Во вторых, необходимой принадлежностью любого старообрядца являются лестовка ( от сл. лестница). Лестовка – это тип четок, плетеная кожаная лента, сшитая в виде петли, которая употребляется для облегчения подсчета молитв и поклонов, но в то же время она имеет и символическое значение, прообразуя лестницу духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы.
Православные используют чётки , но молиться по ним мирянам
позволительно только по благословению священника.
И третья реалия, сохранившаяся только у старообрядцев — подручник.
Это молитвенный коврик, особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом или иным материалом, используемый для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми. Подручники могут снабжаться ручкой для того, чтобы было удобнее поднимать подручники с пола, не прикасаясь к полу или к грязной стороне. Каждый верующий приходит на молитву со своим подручником. В РПЦ после отмены земных поклонов при патриархе Никоне потребность в подручниках утратилась.
Внешний вид
Красногорские староверы Евдокия и Нестор Соколовы 1938 год
Старообрядцы всегда серьезно относились к вопросу об одежде, достойной христианина. Она должна быть одноцветной и скромной , так как верующему нужен всего лишь покров , а не пестрота, к тому же такая одежда ( особенно у женщин) не будет » соблазнять малодушных братьев». Мужской «дресс код» — традиционная русская рубашка навыпуск, подпоясанная тканым или плетеным поясом с орнаментом, вышитой молитвой (обыкновенно стих из Псалма) или памятной надписью, поверх которой желательно надеть кафтан, на ноги обязательно сапоги. Недопустимо входить в храм Божий «при галстуке», т.к. это «Иудина удавка», т.е символ христоотступничества ( Иуда, по преданию, повесился после предательства Христа). По этой же причине не носили обуви со шнурками, предпочитая сапоги.
И, конечно, борода. Брадобритие у старообрядцев считалось серьезным грехом, в нём видели «поругание образа Божия», желание «поправить» Бога, ведь «бритое мужское лицо подобно женскому». Нельзя губить то, что дано Богом, при воскрешении сбритые бороды и усы человеку не вернутся, а без них он не войдёт в Царствие небесное. Неудивительно поэтому, что старообрядцы отказывались сбривать бороды даже под нажимом правительства Петра Первого, предпочитая платить специальную пошлину. Полемика с православными отразилась в пословицах. Старообрядцы: «Образ Божий в бороде, а подобие в усах; Без бороды и в рай не пустят; Брить бороду – портить образ Христов; Режь наши головы, не тронь наши бороды»; на что «никониане» ответили своими пословицами: «Образ Божий не в бороде, а подобие не в усах; Борода – трава, скосить можно»…
Женский » дресс код». Женщины одеты в сарафаны ниже колен и кофты,которые ни в коем случае не должны обнажать ни плеч, ни рук, На голове платок — в знак преданности воле мужа. Он должен быть из непрозрачной ткани, не ярким и не цветастым, покрывать голову так, чтобы не было видно волос и накрывались плечи и грудь. Замужняя женщина под платком должна носить еще и особый чепец — повойник.
Платок закалывают под подбородком булавкой, Повойник в отличие от православных, завязывающих
на узел. Причина всё та же — «Иудина удавка»
И никакой косметики. Недопустимо, когда «женщины лица вапами мажут и белят, брови же начерневают, и власы вонями умащают».
Обувь без каблуков, т.к. при ходьбе каблуки производит громкий и резкий стук, отвлекающий от молитвы, кроме того, в такой обуви тяжело совершать земные поклоны и отстоять службу до конца. Одним словом, все веяния моды, что вошли в обиход с конца 17 века староверами не приветствуются, ибо «дружба с миром есть вражда против Бога».
Повседневный быт и семья Сближение с иноверцами было недопустимо ни под каким предлогом, поэтому старообрядцы варились в «собственном соку», максимально избегая связей с внешним миром.
Быт. Продукты, произведённые «нехристями» или вошедшие в моду после 17 века (чай, кофе, картофель, табак) не дозволялись к употреблению, считались уловками Антихриста, которыми он ловит легковерных в свои сети. Картофель, например, долгое время называли » чертовыми яйцами». Пожилые староверы ещё в конце 19 века сетовали на распростронение чаепития, считая его»поганых стран обычаем», самовар — «идол языческий, щипящая и дымящая змея, а чашки да стаканы — его дети — » чертенята». На Съезде старообрядцев — беспоповцев в 1909 году после долгих дискуссий было принято решение: «Не считать употребляющих чай и картофель еретиками, и не обязывать эпитимиями, поскольку «в Святом писании эти продукты не упоминаются и ересью нигде не называются», тем более чай все же лучше спиртного, а картофель выручал в голодный год.
К алкоголю, особенно к водке, относились отрицательно , называли главным виноделом Антихриста. Правда, в крайнем случае, допускалось выпить не более трех рюмок вина, но только по воскресеньям. Напиваться же «до потери образа Божьего» считалось недостойным и постыдным . Были даже предписания: «Если выпить одну чарку, то это не грех, вторая идет на гулянье, третья же на блуд». При этом емкость чарки ,правда, не уточняется.
На курение табака запрет был ещё строже, поскольку считалось, что это сорняк, выросший из крови нечистого. » Табак- это корень зла, который был проклят на семи Соборах.Табачники — аду приказчики»

За столом полагалось вести себя «чинно»: нельзя стучать по столу («стол – престол Божий. За подобные поступки Бог может лишить достатка»). Считалось непристойным сидеть нога на ногу («бесы вокруг ног увиваются»). Перед трапезой и после нее совершали молитву «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». О человеке, который без молитвы принимает пищу, говорят, что он «принимает пищу, как бессловесная скотина». Принимать пищу полагалось молча, порицались различные праздные разговоры. Хлеб за столом не допускалось резать ножом («это как человека, Христа резать»). Хлеб разделяли, преломляя руками. Нельзя было класть хлеб на поднос или на какую-нибудь плоскую тарелку («Когда казнили Иоанна Крестителя, его голову положили на блюдо».) После трапезы оставшиеся на столе крошки собирались, и их требовалось доесть. Помню,бабушка всегда ругалась, если после меня оставался кусок хлеба или глоток молока. Когда случалось по неосторожности выронить хлеб, то он не выбрасывался: хлеб поднимали, подув на него (сделав символическое очищение), и съедали : «Господь, увидев гороховое зернышко, слез с лошади, чтобы его поднять, так и мы должны всякую крошку подобрать». Посуда в доме была отдельная для «своих» и для «нехристей», т.к. » испоганить посуду -большой грех, который не отмолишь». Она должна была закрываться, особенно на ночь, и, если оставалась пустой, переворачивалась вверх дном. Бабушке очень не нравилось, если я оставлял сахарницу или солонку открытой ( «Единственное место,где блудные бесы могут омыть свою нечистоту, – это посуда небрежных хозяек» ). Водой, находящейся в незакрытой посуде, воспрещалось пользоваться. Сколько себя помню, ведро с колодезной водой в доме всегда было закрыто крышкой. Порой даже дверные ручки были двух сортов: «чистые» и «поганые». Немудрено, что в глазах окружающих староверы выглядели не очень- то гостеприимно. Мат считался большим богохульством, особенно для женщин, считалось, что матерящаяся женщина делает несчастным не только себя, но и будущее своих детей. Посещение «мирских» заведений( бани, столовые и т.п.) не одобрялось, чтение иноверческой( особенно православной) литературы, как впрочем и светских газет и журналов,- есть грех. Мне рассказывали, что в 1930-е годы через Калласте по льду на санях везли из Печорского монастыря в Нарву весьма почитаемую православными икону. Местные, узнав, что икона написана после 17 века, тут же утратили к ней всякий интерес.
» Культовыми» для причудских староверов был иконописец Андрей Рублёв и его «Троица», написанная в 15 веке.
Совсем избежать нежелательных контактов было невозможно и на сей счёт существовали весьма любопытные рекомендации протопопа Аввакума: «Если тебя в церковь свою никониане затащат, ты молитву Исусову воздыхая говори, а пения их не слушай». Если по нужде случится прийти на исповедь к православному священнику, протопоп Аввакум дает такой совет: «Ты с ним в церкви той сказки сказывай, как лисица у крестьянина кур крала: прости-де, батюшко, я-де не отгнал; и как собаки на волков лают: прости-де, батюшко, я-де в конуру собаки той не запер. Он сидя исповедает, а ты ляг перед ним, да и ноги вверх подыми, да слюны пусти, так он и сам от тебя побежит: черная-де немочь ударила»

Иконам, написанным «искусно» и по правилам (т. е. в традиционном древнерусском или византийском стиле, но не, скажем, в стиле барокко), можно поклониться в православном храме, только не во время «никонианской» службы, а после; впрочем, иконе, на которой изображено троеперстие, не следует поклоняться, хотя не должно и ругать ее.
Семьи у староверов имели несколько отличительных особенностей:
1. Муж и жена именовались сожителями, поскольку отсутствовал церковный брак.
2. Обычным делом были браки между родственниками, поскольку выбор среди «своих» был невелик , а с иноверцами браки запрещены, разве, что те добровольно перейдут в «раскол». Мои дедушка и бабушка по матери были двоюродными братом и сестрой.
3. Детская смертность была выше, чем у других конфессий, поскольку староверы избегали официальной медицины, считая, что с её помощью их хотят извести. В начале 19 века местные врачи из числа немцев жаловались, что старообрядцы наотрез отказываются делать прививки.
4.Необычайно ранние браки. Просто оторопь берёт, когда в переписных листах середины 19 века разница между возрастом матери и ребёнка составляет порой 13 -14 лет. Стоп !!! С удовольствием признаю, что здесь я был не прав! Читательница Татьяна Колосова из Латвии выяснила, что небольшая разница в возрасте матери и ребёнка вызвана не ранним браком, а тем обстоятельством, что вторая жена отца часто записывалась в документах как настоящая мать.
5. Рождаемость была очень высокая, т.к. аборты были запрещены. Считалось, что прерывающая беременность женщина совершает более тяжкий грех, чем убийство, т.к. убивает ещё не крещёного младенца.
6. Так как имена староверы давали по Святцам, звучали они весьма старомодно. Часто ли сегодня услышишь имя Гликерия ( имя моей мамы) или Ермил ( мой дед)?
7. К фамилиям мои предки относились с подозрением ( «у Исуса фамилии не было и нам не надобно»), обходились прозвищами. Любопытно было наблюдать в архивных документах, как прозвища «кривоглаз», «скороход»,»шлендух» постепенно превращаются в благозвучные фамилии: Кривоглазов, Скороходов и Шлендухов.
На главную Раскольники , старообрядцы , староверы ( продолжение)

Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество

В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Он вступил в управление русской церковью с решимостью восстановить полное согласие ее с греческой церковью, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от последней. В сознании этого долга патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам. В 1653 году перед великим постом им был разослан указ о том, сколько следует класть земных поклонов при чтении великопостной молитвы святого Ефрема Сирина (четыре вместо 16), предписывая также креститься тремя перстами. Затем предметом его критики стали русские иконописцы, которые отступили от греческих образцов в писании икон и применяли приемы католических живописцев. Далее он ввел вместо древнего одноголосного пения многоголосное партесное, а также обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения — в древней Руси видели в таких проповедях признак самомнения. Никон сам любил и умел произносить поучения собственного сочинения.

Также на богослужении вместо пения «Аллилуйя» два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры («В Духа Святаго Господа истинного») убрал слово «истинного».

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от «древлего благочестия», а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия «толков» и «согласий». Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне.

Постепенно большинство старообрядческих согласий, особенно поповщина, утратило оппозиционный характер по отношению к официальной церкви. В 1800 году часть старообрядцев поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной церковью, создали свою церковь. В середине XIX века они признали своим главой находившегося на покое боснийского архиепископа Амвросия, который центром старообрядческой организации сделал Белокриницкий монастырь (ныне территория Черновицкой области, Украина). В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии. Часть общины поповцев, которые стали называться беглопоповщиной (они принимали «беглых» попов — перешедших к ним из православной церкви), не признала Белокриницкую иерархию.

Вскоре в России были учреждены 12 епархий Белокриницкой иерархии с административным центром старообрядческим поселением Рогожское кладбище в Москве.

До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было. В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом). Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, поеле конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь».

Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году.

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, пожелавшим вернуться в синодальную церковь, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, «соблазняющие» верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая «распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища». На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский «Указ о веротерпимости» гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— «О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им»;

— «Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию»;

— «Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие».

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Кого называли раскольниками а)Сторонников Флорентийской унии б)Сторонников патриарха Никона в)Язычниковг)Верующих,отказавшихся признать церковные нововведения

ботки Тестовые задания по музыке для 6 классаСоставила Терещенко О.А.Данные тестовые задания позволяют определить качество знаний учащихся по музыке, установить степень усвоения ими учебного материала в конце года, могут быть использованы для определения остаточных знаний в начале учебного года. Предлагаемые задания способствуют развитию познавательного интереса учащихся, активизируют их внимание на уроке, расширяют кругозор, способствую формированию метапредметных связей.Учащиеся выполняют задания путем выбора правильного ответа и его записи, например: 1А; 2В; 3Б и т.д. Работу можно проводить как индивидуально, так и в группах.Критерии оценивания:Количество правильных ответовОценка10-1257-944-631-32Тестовые задания по музыке для 6 класса1 четверть по программе Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д.I четверть.1. Кто считается создателем жанра вокальной баллады?А) М. Глинка Б) М. Мусоргский В) Ф. Шуберт Г) Ф. Лист2. Назовите автора и имя иконы: 3. К какому типу инструментов можно отнести жалейку ?А) Ударные Б) Клавишные В) Духовые4. Странствующие актёры Руси?А) Ваганты Б) Потешники В) Скоморохи4. Сколько действующих лиц в балладе «Лесной царь»?А) 3 Б) 4 В)2 Г) 55. Кто из русских царей «прославился» усилением давления на русские народные инструменты?А) Иван Грозный Б) Пётр I В) Алексей Михайлович6. Кто считается автором первой русской оперы?А) М. Глинка Б) М. Мусоргский В) А. Бородин7. Назовите имя русского поэта, с которым часто в детстве встречался М. И. Глинка:А) М. Лермонтов Б) Г. Державин В) А. С. Пушкин8. Что, кроме сочинения музыки, умел хорошо делать М. И. Глинка:А) Дирижировать Б) Петь В) Играть на скрипке9. Жанр оперы «Иван Сусанин»:А) Историческая Б) Сказочная В) Бытовая10. Назовите автора и название картины:11. Кто вдохновил М. И. Глинку на создание романса » Я помню чудное мгновенье»?А) А. Керн Б) Е. Керн В) Н. Гончарова12. Прослушивание (определения автора и названия произведения).- С. Рахманинов Сирень,- М. Глинка Вальс-фантазия,- А. Варламов Красный сарафанОтветы:Тестовые задания по музыке для 6 класса2 четверть по программе Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д.1. В каком итальянском городе обучался М. Березовский?А) Верона Б) Венеция В) Болонья Г) Флоренция2. В каком веке в русской музыке появился жанр духовный концерт?А) XVII Б) XIX В) XVI Г)XVIII3. Какой город по велению Ярослава Мудрого избран для создания Собора Святой Софии?А) Киев Б) Владимир В) Чернигов4. К какому циклу относятся пьесы для фортепиано П. Чайковского «Молитва» и «В церкви»?5. Какой писатель побудил В. Гаврилина на создание симфонии-действа «Перезвоны»?А) М. Горький Б) М. Шолохов В) В. Шукшин6. Продолжите перечисление:Тенор, баритон, бас, _________________.7. Какая страна является родиной бельканто?А) Италия Б) Франция В) Норвегия Г) Польша8. Год крещения Руси?А) 980 Б) 992 В) 9889. Вокальное произведение, повествование в котором нередко строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанным с сюжетом поэтического текста:А) романс Б) баллада В) песня Г) серенада10. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» написал:А) М.Березовский Б) П.Чайковский В) В.Моцарт Г) В.Гаврилин11.Назовите автора оперы «Снегурочка»?А) А. Бородин Б) А. Даргомыжский В) Н. Римский-Корсаков12. Соотнесите номер и произведение:13. Слово » токката» в переводе с итальянского означает:А) бег Б) удар В) прикосновение Г) биение14. Назовите автора и название работы:15. _________________ — король американского джаза, трубач – виртуоз.16. Струнный щипковый инструмент, представляющий собой маленький барабанчик с грифом, используется в джазовой музыке для аккомпанемента и ритмического сопровождения.А) Балалайка Б) Банджо В) Гитара Г) Домра17. Родина джаза:А) Италия Б) Америка В) Россия Г) Англия18. Прослушивание (определения автора и названия произведения).- И. С. Бах Токката ре-минор- М. Березовский Не отвержи мене во время старости- Б. Окуджава песня из к.ф «Белорусский вокзал»СРОЧНО, ПОЖАЛУЙСТА6 КЛАСС​

Засекреченная правда о русском народе

Научные данные, приведённые ниже, являются страшной тайной. Формально эти данные не засекречены, поскольку получены американскими учёными вне сферы оборонных исследований и даже кое-где опубликованы, но организованный вокруг них заговор молчания является беспрецедентным.

Что же это за ужасная тайна, упоминание о которой является всемирным табу? Это – тайна происхождения и исторического пути русского народа.

Родство по отцу

Почему информацию скрывают – об этом позже. Сначала – кратко о сути открытия американских генетиков. В ДНК человека 46 хромосом, половину он наследует от отца, половину – от матери. Из 23 хромосом, полученных от отца, в одной-единственной – мужской Y-хромосоме – содержится набор нуклеотидов, который передается из поколения в поколение без каких-либо изменений в течение тысячелетий.

Генетики называют этот набор гаплогруппой. У каждого живущего сейчас мужчины в ДНК находится точно та же гаплогруппа, что у его отца, деда, прадеда, прапрадеда и т. д. во множестве поколений. Так, американские ученые выяснили, что одна такая мутация произошла 4500 лет назад на Среднерусской равнине.

Родился мальчик с несколько иной, чем у его отца, гаплогруппой, которой они присвоили генетическую классификацию R1a1. Отцовская R1a мутировала, и возникла новая R1a1. Мутация оказалась очень жизнеспособной. Род R1a1, которому положил начало этот самый мальчик, выжил, в отличие от миллионов других родов, исчезнувших, когда пресеклись их генеалогические линии, и расплодился на огромном пространстве.

В настоящее время обладатели гаплогруппы R1a1 составляют 70% всего мужского населения России, Украины и Белоруссии, а в старинных русских городах и селениях – до 80%. R1a1 является биологическим маркером русского этноса. Этот набор нуклеотидов и есть «русскость» с точки зрения генетики.

Таким образом, русский народ в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около 4500 лет тому назад. Мальчик с мутацией R1a1 стал прямым предком всех живущих сейчас на земле мужчин, в ДНК которых присутствует эта гаплогруппа. Все они – его биологические или, как говорили раньше, кровные потомки и между собой – кровные родственники, в совокупности составляющие единый народ – русский.

Поняв это, американские генетики, с присущим всем эмигрантам энтузиазмом в вопросах происхождения, принялись бродить по миру, брать у людей анализы и искать биологические «корни», свои и чужие. То, что у них получилось, представляет для нас огромный интерес, поскольку проливает истинный свет на исторические пути нашего русского народа и разрушает многие устоявшиеся мифы.

Сейчас мужчины русского рода R1a1 составляют 16% всего мужского населения Индии, а в высших кастах их почти половина – 47% Наши предки мигрировали из этнического очага не только на восток (на Урал) и на юг (в Индию и Иран), но и на запад – туда, где сейчас располагаются европейские страны. На западном направлении статистика у генетиков имеется полная: в Польше обладатели русской (арийской) гаплогруппы R1a1 составляют 57% мужского населения, в Латвии, Литве, Чехии и Словакии – 40%, в Германии, Норвегии и Швеции – 18%, в Болгарии – 12%, а в Англии – меньше всего (3%).

Расселение русских-ариев на восток, юг и запад (дальше на север идти было просто некуда; и так, согласно индийским Ведам, до прихода в Индию они жили рядом с полярным кругом) стало биологической предпосылкой формирования особой языковой группы – индоевропейской. Это – почти все европейские языки, некоторые языки современных Ирана и Индии и, конечно, русский язык и древний санскрит, наиболее близкие друг другу по очевидной причине: во времени (санскрит) и в пространстве (русский язык) они стоят рядом с первоисточником – арийским праязыком, из которого и выросли все другие индоевропейские языки.

«Оспорить невозможно, нужно замолчать»

Сказанное выше – неопровержимые естественнонаучные факты, к тому же добытые независимыми американскими учеными. Оспаривать их – все равно, что не соглашаться с результатами анализа крови в поликлинике. Их и не оспаривают. Их просто замалчивают. Замалчивают дружно и упорно, замалчивают, можно сказать, тотально. И на то есть свои причины. Например, придется переосмыслить все, что известно о татаро-монгольском нашествии на Русь.

Вооруженное завоевание народов и земель всегда и повсюду сопровождалось в то время массовым изнасилованием местных женщин. В крови мужской части русского населения должны были остаться следы в виде монгольских и тюркских гаплогрупп. Но их нет! Сплошная R1a1 – и больше ничего, чистота крови поразительная. Значит, и Орда, пришедшая на Русь, была вовсе не тем, что о ней принято думать: монголы там если и присутствовали, то в статистически незначительном количестве, а кого называли «татарами», вообще непонятно.

Ну, кто из ученых станет опровергать научные устои, подкрепленные горами литературы и великими авторитетами?! Вторая причина, несопоставимо более весомая, относится к сфере геополитики. История человеческой цивилизации предстает в новом и совершенно неожиданном свете, и это не может не иметь серьезных политических последствий. В течение всей новой истории столпы европейской научной и политической мысли исходили из представления о русских как о варварах, недавно слезших с елок, от природы отсталых и неспособных к созидательному труду.

И вдруг оказывается, что русские – это и есть те самые арии, которые оказали определяющее влияние на формирование великих цивилизаций в Индии, Иране и в самой Европе! Что именно русским европейцы обязаны очень многим в их благополучной жизни, начиная с языков, на которых они говорят. Что неслучайно в новейшей истории треть самых важных открытий и изобретений принадлежит этническим русским в самой России и за рубежом. Что русский народ неслучайно смог отразить вторжения объединенных сил континентальной Европы под предводительством Наполеона, а затем – Гитлера. И т. д.

Крушение мифа о русском народе

Крушение мифа о русском народе как об этнической смеси автоматически разрушает другой миф – миф о многонациональности России. До сих пор этнодемографическую структуру нашей страны пытались представить как винегрет из русской «смеси не поймешь чего» и множества коренных народов и пришлых диаспор.

При такой структуре все ее компоненты примерно равновелики, поэтому Россия якобы является «многонациональной». Но генетические исследования дают совсем другую картину. Если верить американцам (а поводов им не верить нет: ученые они авторитетные, репутацией дорожат, да и врать – таким-то прорусским образом – у них причин никаких нет), то получается, что 70% всего мужского населения России составляют чистокровные русские.

По данным предпоследней переписи (результаты последней пока неизвестны), к русским себя относят 80% опрошенных, т.е. на 10% больше – это обрусевшие представители других народов (именно у этих 10%, если «поскребти», найдешь нерусские корни). И 20% приходится на остальные 170 с лишним народов, народностей и племен, проживающих на территории Российской Федерации.

Итого: Россия есть страна мононациональная, хотя и полиэтническая, с подавляющим демографическим большинством природных русских. Именно здесь начинает работать логика Яна Гуса.

Об отсталости

Далее – об отсталости. К этому мифу основательно приложили руку церковники: мол, до крещения Руси люди на ней жили в полной дикости. Ничего себе «дикость»! Освоили полмира, построили великие цивилизации, научили аборигенов своему языку, причем все это задолго до Рождества Христова… Не вяжется, никак не вяжется реальная история с ее церковной версией. Есть в русском народе нечто изначальное, природное, к религиозной жизни не сводимое.

На северо-востоке Европы, помимо русских, жили, и сейчас живут, многие народы, но никто из них не создал ничего даже отдаленно похожего на великую русскую цивилизацию. То же самое относится и к другим местам цивилизационной активности русских-ариев в древности.

Природные условия везде разные, и этническое окружение разное, поэтому и построенные нашими предками цивилизации не одинаковы, но есть нечто для всех них общее: они великие по исторической шкале ценностей и намного превосходят достижения сосе

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх