Помост

Вопросы веры

Стефан святой первомученик

День Ангела Степана по церковному календарю

Церковное имя: Стефан

Значение имени: венок, венец, корона, кольцо (Читать полное значение имени Степан)

Ближайшие именины Степана: 9 Ноября

Именины Степана в 2020 по церковному календарю

  • 9 Января Стефан, первомученик, архидиакон
  • 17 Января Стефан, первомученик, архидиакон 70 апостолов
  • 24 Января Стефан
  • 27 Января Стефан Вифинский (Халкидонский), преподобный
  • 7 Февраля Стефан Грачев, священномученик, иерей
  • 12 Февраля Стефан Наливайко, мученик
  • 21 Февраля Стефан, мученик
  • 26 Февраля Симеон (в миру Стефан Неманя, царь Сербский) Мироточивый, Хилендарский, Афонский
  • 7 Марта Стефан Франтов, мученик, псаломщик
  • 12 Марта Стефан, преподобный
  • 5 Апреля Стефан Преображенский, священномученик, иерей
  • 6 Апреля Стефан Казанский, мученик
  • 8 Апреля Стефан, преподобный, древодел
  • 10 Апреля Стефан Триглийский, исповедник, игумен
  • 9 Мая Стефан Пермский (Великопермский), епископ
  • 10 Мая Стефан Печерский, Владимиро-Волынский, епископ
  • 20 Мая Стефан Хирский, преподобный
  • 30 Мая Стефан Константинопольский, патриарх
  • 6 Июня Стефан Галатийский, мученик
  • 20 Июня Стефан, преподобный, пресвитер
  • 25 Июня Стефан Озерский, Комельский, преподобный
  • 13 Июля Стефан Урош III, Дечанский, Сербский, великомученик, король (Перенесение мощей)
  • 18 Июля Стефан, священномученик, епископ, Регийский
  • 23 Июля Стефан Луканин, священномученик, иерей
  • 26 Июля Стефан Савваит, преподобный
  • 27 Июля Стефан Махрищский, иеросхимонах
  • 31 Июля Стефан Амасийский, патриарх, Константинопольский
  • 1 Августа Стефан Лазаревич Новый (Высокий), Сербский, король
  • 13 Августа Стефан, преподобный, князь
  • 15 Августа Стефан, первомученик, архидиакон (Перенесение мощей)
  • 25 Августа Стефан, преподобный
  • 29 Августа Стефан Хитров, священномученик, иерей
  • 2 Сентября Стефан I Венгерский, король
  • 9 Сентября Стефан Немков, священномученик, иерей
  • 10 Сентября Стефан, преподобномученик, инок
  • 12 Сентября Стефан Урош II Милутин
  • 15 Сентября Стефан Ярошевич, священномученик, иерей
  • 17 Сентября Стефан Кусков, священномученик, иером
  • 20 Сентября Стефан Крейдич, священномученик, иерей
  • 26 Сентября Стефан Костогрыз, священномученик, иерей
  • 28 Сентября Стефан, первомученик, архидиакон (Обретение мощей)
  • 7 Октября Стефан Сербский, король
  • 15 Октября Стефан Казанский, мученик
  • 17 Октября Стефан Щилянович, Сербский, король
  • 22 Октября Стефан Слепой, Бранкович, Сербский, деспот
  • 23 Октября Стефан, епископ, Ефесский
  • 10 Ноября Стефан Савваит, преподобный
  • 11 Ноября Стефан Византийский, мученик
  • 12 Ноября Стефан Милютин, Сербский, король
  • 13 Ноября Стефан, мученик
  • 17 Ноября Стефан Грузинский
  • 24 Ноября Стефан Урош III, Дечанский, Сербский, великомученик, король
  • 25 Ноября Стефан
  • 15 Декабря Стефан Урош V, Сербский, король
  • 22 Декабря Стефан Новосиятель, Константинопольский, преподобный
  • 23 Декабря Стефан Сербский (Бранкович), король
  • 28 Декабря Стефан Сурожский, исповедник, архиепископ
  • 30 Декабря Даниил (в сxиме Стефан) Нивертский, Египетский, исповедник

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Если пересчитать все даты, то получится внушительное число:53. Как правило, выбирается день, расположенный по хронологии ближе всего к дню рождения, но это не обязательно. Отмечать именины можно и даже нужно, как самостоятельный праздник.

Кратко о значении

Имя Степан имеет древнегреческие корни. В переводе дословно кольцо, венец «стефа-нос». Как и многие ныне общеупотребительные слова и имена собственные появилось в лексиконе европейцев с принятием христианства.

Церковная форма имени Степан

Вариантов, которые используются в литературе и в разговорной речи очень много:

  • Степка,
  • Стефан,
  • Степушка,
  • Степаша,
  • Степашка,
  • Стенька,
  • Стеньша (устар.)

Все они имеют место быть, но в паспорте и иных документах правильной является форма Степан или Стефан (если так записано в свидетельстве о рождении). По православным канонам церковная форма — Стефан. В религиозной литературе прошлых веков наиболее часто встречается Стефан.

Распространение у разных народов

В Европе достаточно востребованное имя. Его варианты:

  • Французский — Этьен.
  • Венгерский — Иштван.
  • Польский — Стефан.

Характеристика

С детства Степа — большой озорник. Он всех разыгрывает, любит играть в подвижные игры, умеет воодушевить своих ровесников на новые приключения. Легкий в общении, надежный в дружбе. Сам никогда никого не обидит, и быстро забывает, если кто-то нанес ему обиду. Никогда не подчеркивает своего превосходства, даже если оно реально имеет место. Любит творить, но уроки для него утомительны.

Парень хорошо приспосабливается к новым условиям. Его всегда поддерживают друзья. Хорошо разбирается в механизмах. На работе, если он начальник — требователен, но справедлив.
С дамами быстро устанавливает контакт. Стефан знает, какой комплимент может понравиться. Женится удачно, но супруга бывает ревнивой. Иногда основания для этого находятся. В общем, судьба, одарив мужчину хорошим характером, может сделать его несчастливым.

История святых

Судя по датам именин, в христианстве очень много мучеников и новомучеников. У каждого своя трагическая жизнь, которую он не пожалел во имя Христа.

Стефан первомученик

именины 09.01.

Апостол Петр когда-то поставил 7 дьяконов. Среди них Стефан, архидиакон, считался главным. Признан протомартиром, так как одним из первых принял страдания за Христа.

Получилось это следующим образом. За свои проповеди призвали его в Синедрионом, где его гневное обличительное выступление не понравилось иерусалимским законникам, да так, что они затыкали уши. В ярости толпой накинулись на святого и за городом забили каменьями.
В честь убиенного святого, на памятном месте царица Евдокия (Греция) выстроила церковь Св. Стефана. Мощи первомученика особо почитаемы верующими.

Мученик Стефан Казанский

память 24.03./06.04.

Святой появился на свет под Казанью в России. Жил в маленьком городишке среди мусульман, коим и сам являлся. По национальности татарин. Три десятка лет не вставал с постели, так как еще с млада отнялись ноги.
Во время осады русским войском столицы Казанского ханства в 1552 г, больной узнал о событиях. Он был поражен, чт такой укрепленный город удалось взять царю Грозному. Решил, что русским помогает их православный Господь. Ему захотелось обратиться к Богу, а вдруг и ему он поможет.

Очень захотелось мужчине покреститься, и чудо случилось. Он выздоровел в тот же день. Пешком направился счастливец к свияжскому протоирею Тимофею. Обряд был проведен. Крестившись Стефан вернулся к своим, там его встретила толпа недовольных, требовавшая вернуться к своей вере, но святой был тверд. Тогда его убили в гневе.

Святой преп. Стефан Махрищский

Является покровителем всех, кого родители нарекли Степаном (Стефаном). Перед его ликом обычно просят здоровья, избавления от тяжких недугов. Особенно он помогает эпилептикам, разбитым параличом. Служит защитой от недругов, явных и скрытых. К Стефану Махрищскому также обращаются, когда есть в семье немые или косноязычные.

Стефан Лазаревич Высокий, Сербский, король (Новый)

Именины православных: 09.07./01.08.

Год рождения приблизительный: 1377. Появился на свет в царской семье Сербии вмч Лазаря и св Милицы. Во времена тирании турок в Сербии защищал свою страну и народ от набегов. Не жалел средств на строительство храмов, отдавая нуждающимся необходимое. Прослыл мудрым правителем и милосердным человеком. В 1427 г его не стало.

Стефан Щилянович, Сербский

День памяти 04.10./17.10.

Св. Стефан проживал в 16 в. в Сербском государстве. В тот период оно подвергалось жестоким грабежам со стороны турецкого войска. Стефан был настоящий воин, исполненный храбрости и мужества не щадил себя ради родной земли.
Сохранились предания о его доброте и отношении к соратникам. В голодный год раздавал свой хлеб людям. Святой

Стефан был похоронен 04.10.1515. Над его могилой струился свет. Турки в поисках сокровищ, достал его из могилы, тело воина оставалось нетленным. Сербы выкупили останки и спрятали в монастыре Фрушстской горы.

Имя Степан в православном календаре (Святцах)

Имя Стефан (Степан) при Святом Крещении дается тем мальчикам, которых родители нарекли Степанами. С древнегреческого Стефан переводится, как «венок» или «корона».

Святой первомученик Стефан, дата памяти 17 января, 15 августа, 9 января, 28 сентября

Небесным покровителем ребенка с именем Стефан может стать святой первомученик Стефан. Он родился за границей Святой Земли, а потому считался эллинистом, т.е. человеком, который подвержен влиянию греческой культуры. После того, как Дух Святой сошел на апостолов, Церковь стала расширяться, и требовались люди, которые будут заботиться о нуждающихся христианах. Тогда апостолы выступили с предложением выбрать семь благочестивых мужей. Именно они и будут опекать всех, кто в нужде. Их посвятили в диаконы, среди них особой верой выделялся молодой диакон Стефан. Он проповедовал в Иерусалиме, очень много творил чудес, совершал знамения.

Фарисеи обозлились на архидиакона Стефана. Они схватили его и отправили в судилище всех евреев — синедрион, где представили лжесвидетелей, которые подтвердили, что святой Стефан клеветал на Бога и пророка Моисея. Мученик на это ответил проповедью о противлении еврейского народа Богу, что вызвало дополнительный гнев со стороны фарисеев. Но в этот момент святой Стефан сподобился увидеть, как над его головой раскрылось Небо. Услышав это, члены синедриона впали в ярость, они схватили мученика и потащили его за пределы города и стали избивать его камнями. Падая под грудой камней, святой Стефан просил Господа не вменить им это злодейство во грех. Это событие было описано Евангелистом Лукой в Книге Деяний Апостолов. При этом событии находился некий человек, по имени Савл, которому было поручено стеречь одежды избивавших святого Стефана людей. В скором времени после такой мученической смерти архидиакона Стефана, Савл крестился с именем Павел и стал одним из проповедников Евангелия.

Икона Святого первомученика Стефана

Святой Стефан слепой, князь Сербский, дата памяти 22 октября

Еще один святой, нареченный именем Стефан — это святой Стефан слепой, князь Сербский. Он родился около 1417 года. Вместе с младшим братом Григорием его взяли в заложники к султану Мурамеду Второму. В Пасхальный день 1441 года их ослепили и выслали в Анатолию. Через несколько лет своих ослепших детей выкупил их отец. Они вместе вернулись в Сербию. После смерти отца и брата, святой Стефан правил страной в течение года. После чего был свергнут из-за заговора против него. Сосланный в Албанию, святой Стефан встречает там дочь деспота Эльбасана Арианита Комнина, Ангелину. В 1461 году они сыграли свадьбу. Через некоторое время в их семье родилось трое деток. Он мужественно хранил преданность православной вере, несмотря на давление католиков. В скором времени он отошел ко Господу, над его могилой появилось сияние. Мощи святого Стефана оказались нетленны.

Икона Святого Стефана слепого, князя Сербского

Православные святые с именем Стефан

Даты указаны по новому стилю.

  • Стефан, прп. 25 августа
  • Стефан, прп. 12 марта
  • Стефан (Митюшкин), мч. 8 февраля, 17 сентября
  • Стефан (Наливайко), мч. 8 февраля, 12 февраля
  • Стефан 24 января
  • Стефан 25 ноября
  • Стефан, мч. 21 февраля
  • Стефан, мч. 13 ноября
  • Стефан, прп., древодел 8 апреля
  • Стефан, прп., князь 13 августа
  • Стефан, первомученик, архидиакон 17 января, 15 августа, 9 января, 28 сентября
  • Стефан, епископ, Ефесский 23 октября
  • Стефан, сщмч., епископ, Регийский 18 июля
  • Стефан (Семенченко), сщмч., иерей 8 февраля
  • Стефан (Преображенский), сщмч., иерей 8 февраля, 20 июня, 5 апреля
  • Стефан (Немков), сщмч., иерей 8 февраля, 9 сентября
  • Стефан (Ярошевич), сщмч., иерей 8 февраля, 15 сентября
  • Стефан (Крейдич), сщмч., иерей 8 февраля, 20 сентября
  • Стефан (Костогрыз), сщмч., иерей 8 февраля, 26 сентября
  • Стефан (Луканин), сщмч., иерей 8 февраля, 23 июля
  • Стефан (Хитров), сщмч., иерей 8 февраля, 29 августа
  • Стефан (Грачев), сщмч., иерей 8 февраля, 7 февраля
  • Стефан (Ермолин), сщмч., иерей 8 февраля, 15 сентября
  • Стефан (Кусков), сщмч., иером 8 февраля, 17 сентября
  • Стефан, прмч., инок 8 февраля, 10 сентября
  • Стефан, прп., пресвитер 20 июня
  • Стефан (Пономарев), сщмч., прот. 8 февраля, 17 января
  • Стефан (Франтов), мч., псаломщик 8 февраля, 7 марта
  • Стефан I Венгерский, король 2 сентября
  • Стефан I Римский, сщмч., папа 15 августа
  • Стефан Амасийский, патриарх, Константинопольский 31 июля
  • Стефан Византийский, мч. 11 декабря
  • Стефан Вифинский (Халкидонский), прп. 27 января (основатель обители Хинолаккской)
  • Стефан Галатийский, мч. 6 июня
  • Стефан Грузинский 17 ноября
  • Стефан Казанский, мч. 15 октября
  • Стефан Казанский, мч. 6 апреля
  • Стефан Константинопольский, патриарх 30 мая
  • Стефан Лазаревич Новый (Высокий), Сербский, король 1 августа
  • Стефан Махрищский, иеросхимонах 27 июля
  • Стефан Милютин, Сербский, король 12 ноября
  • Стефан Нивертский см.:
  • Даниил (в сxиме Стефан) Нивертский, Египетский, исповедник 30 декабря
  • Стефан Новосиятель, Константинопольский, прп. 22 декабря
  • Стефан Новый, Константинопольский, прмч. 11 декабря
  • Стефан Озерский, Комельский, прп. 25 июня
  • Стефан Пермский (Великопермский), епископ 9 мая
  • Стефан Печерский, Владимиро-Волынский, епископ 10 мая
  • Стефан Савваит, прп. 26 июля (племянник прп. Иоанна Дамаскина)
  • Стефан Савваит, прп. 10 ноября (творец канонов)
  • Стефан Сербский (Неманя) см.: Симеон (в миру Стефан Неманя, царь Сербский) Мироточивый, Хилендарский, Афонский 12 сентября, 26 февраля
  • Стефан Сербский, король 12 сентября, 7 октября
  • Стефан Сербский (Бранкович), король 12 сентября, 23 декабря
  • Стефан Слепой, Бранкович, Сербский, деспот 22 октября
  • Стефан Сурожский, исповедник, архиепископ 28 декабря
  • Стефан Триглийский, исповедник, игумен 10 апреля
  • Стефан Урош II Милутин, король Сербский 12 сентября
  • Стефан Урош III, Дечанский, Сербский, вмч., король 12 сентября, 13 июля, 24 ноября
  • Стефан Урош V, Сербский, король 15 декабря
  • Стефан Хирский, прп. 20 мая (один из основателей грузинского монашества)
  • Стефан Щилянович, Сербский, король 12 сентября, 17 октября

Апостол от 70-ти Стефа́н, первомученик, архидиакон

Кондак 1

Избранный от множества ученик Господа и Спаса нашего, яко исполненный веры, Духа Свята и премудрости, на служение вдовицам молитвою и возложением рук апостольских, явился еси первый во диаконех, и тако в сем чину Господу даже до смерти мученическия послужил еси, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас смертоносных бед и скорбей свобождай, да с любовию зовем ти:

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Икос 1

Ангелоподобная чистота твоя, серафимская любовь и вера в Господа Вседержителя соделаша тя, святе Стефане, сосудом избранным и жилищем Духа Всесвятаго; сего ради вси в Господа Иисуса Христа верующии дивляхуся святому житию твоему и возглашаху тебе со умилением сицевая:

Радуйся, истинный учениче Христов.

Радуйся, апостолом единонравный.

Радуйся, Духа Святаго исполненный.

Радуйся, благодатными дарованиями сияющий.

Радуйся, паче всего мирскаго Господа возлюбивый.

Радуйся, вся красная мира сего ради Господа оставивый.

Радуйся, Небесное Отечество взыскавый.

Радуйся, Ангелом собеседниче.

Радуйся, добрый воине Царя Небеснаго.

Радуйся, не обязавыйся куплями житейскими.

Радуйся, истинный Христов служителю.

Радуйся, от юности добрый и верный рабе Христов.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 2

Видел еси архиереев Анну и Каиафу, Иоанна и Александра, и прочия, елицы быша от рода архиерейскаго, на свой нечестивый суд апостолы Христовы позвавшия, и озлобление их на вся ученики Христа Господа ведал еси, Стефане; сего ради в сердце твоем готовился еси стопами апостолов шествовати, всякое безчестие за Господа приимати, и Тому во веки взывати: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богопросвещен имея, о, дивный первомучениче, светло уразумел еси, яко вера во Христа Господа зовет вся за имя Его безчестие и раны всякия от владык и князей мира сего носити, позор на сонмищах и соборищах терпети, и тако был еси предуготовлен всякое поношение за Христа радостно приимати. Сего ради восхваляем тя, глаголюще:

Радуйся, юным и чистым сердцем твоим Христа возлюбивый.

Радуйся, Того Единаго в житии твоем возжелавый.

Радуйся, ангельскую непорочность стяжавый.

Радуйся, скверн мира сего не приобщивыйся.

Радуйся, в молитве пламенный.

Радуйся, в скорбех терпеливый.

Радуйся, за имя Христово всякое гонение прияти себе уготовавый.

Радуйся, скорбьми многими путь в Царствие Небесное себе устроивый.

Радуйся, и нам в скорбех помогаяй.

Радуйся, от тяжких искушений нас свобождаяй.

Радуйся, престолу Господню предстояй.

Радуйся, молитвы о нас грешных Господеви приносяй.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 3

Силою свыше облечен, подвигом добрым подвизался еси во имя Господа, славный воине Христов Стефане, уготовляя себе быти мучеником за Христа Спасителя, Емуже из глубины сердца твоего выну взывал еси: Аллилуиа.

Икос 3

Имея богатство Божиих дарований, святе Стефане, всеми дарами Господу Христу работати восхотел еси, и всем верным ведом был еси, яко добрый ученик Христа и Его славных апостолов. За сие твое благое изволение ублажаем тя сице:

Радуйся, добрая лоза винограда Христова.

Радуйся, силою Христовою воистинну плодоносен явившийся.

Радуйся, Господа Христа путем шествовати восхотевый.

Радуйся, истине Христовой всего себе поработивый.

Радуйся, житию Христову подражавый.

Радуйся, глаголы Христовы в сердце твоем запечатлевый.

Радуйся, Духа Святаго жилище.

Радуйся, кладезю мудрости Божественныя.

Радуйся, яко из чрева твоего реки воды живы истекоша.

Радуйся, яко струи воды сия мнозем во спасение послужиша.

Радуйся, Божественныя премудрости исполненный.

Радуйся, устами твоими Бога во Святей Троице прославивый.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 4

Буря смущений порази юную Церковь Христову, егда бысть роптание еллинов ко евреем, яко презираеми бываху во вседневном служении вдовицы их. Ты же, святче Божий, веруя мудрости апостолов, усердно взывал еси к Богу чистыми устами своими: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша святии апостолы роптание еллинов, созвавша множество ученик, реша: «Не удобно есть нам, оставльше слово Божие, служити трапезам.» Верни же, зряще твою верность и любовь ко апостолом святым, единодушно возглашаху тебе, святее Стефане, сице:

Радуйся, добрый послушателю апостольских вещаний.

Радуйся, любовию ко апостольской проповеди дух твой окрыливый.

Радуйся, всякому слову апостольскому всеусердно внимавый.

Радуйся, апостолы, устроители Церкви Христовы, почитавый.

Радуйся, устами Христовыми апостолов именовавый.

Радуйся, таин Божиих строителей в них видевый.

Радуйся, яко самовидцы Слова и слуги Христовы тех быти веруяй.

Радуйся, никакоже противу апостольских вещаний глаголати дерзавый.

Радуйся, яко в руце апостолов Церковь Христова предана, вещавый.

Радуйся, Апостольскою сию именовавый.

Радуйся, столпе церковный.

Радуйся, церковная красото.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 5

Боготечныя звезды, святии апостоли, верующим во Христа рекоша: «Усмотрите, братие, мужи от вас свидетельствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, их же поставим над службою сею: мы же в молитве и служении слова пребудем». Сия слышав святый Стефан, всем сердцем радующеся, возопи премудрому Господу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша во Христа верующии Стефана – мужа исполнена премудрости, веры и Духа Святаго, перваго его нарекоша быти достойна службу диаконскую пред лицем апостолов исправляти, и возгласиша ему сицевая:

Радуйся, добрый сотрудниче духоносных апостолов.

Радуйся, житию их подражателю прилежный.

Радуйся, и еллинов и евреев единою и тоюжде любовию питавый.

Радуйся, о вдовицах мудре пекийся.

Радуйся, нищих кормителю.

Радуйся, любве Христовы живый проповедниче.

Радуйся, по слову Господа всем служити восхотевый.

Радуйся, нозе святых омывый.

Радуйся, сирых отец чадолюбивый.

Радуйся, нагих одеяние.

Радуйся, в печалех утешителю.

Радуйся, от напрасныя смерти избавителю.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 6

Проповедник словом и делом истины Христовы явился еси, святый первомучениче Стефане, егда святии апостолы помолившеся, возложиша руце свои на тя и на соизбранных с тобою, и слово Божие ростяше и умножашеся число ученик во Иерусалиме зело: мног же народ священников послушаху веры. Ты же с прочими диаконы радостно взывал еси Господу Христу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия паче солнца светлейше слово твоея проповеди, святый архидиаконе Стефане, ты бо, исполнь веры и силы, творил еси знамения и чудеса велия в людех, иже познавше тобою Христа распятаго возглашаху тебе благодарными усты со умилением похвалы сицевая:

Радуйся, огненный проповедниче Евангелия Христова.

Радуйся, чудес великих дивный совершителю.

Радуйся, иудейскаго зловерия обличителю.

Радуйся, таин Божиих мудрый изъяснителю.

Радуйся, Троице Пресвятей покланятися научивый.

Радуйся, серафимскую песнь во славу Святыя Троицы во уме, в сердце и устах твоих имевый.

Радуйся, Духа Святаго светильниче пресветлый.

Радуйся, тогожде Духа Святаго благодати новыя люди причастники сотворивый.

Радуйся, златословесный учителю.

Радуйся, неустанный проповедниче.

Радуйся, Царствия Божия достойный наследниче.

Радуйся, и нам молитвою твоею врата райская отверзающий.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 7

Хотя Христову истину явити всем иудеом, яко избранником Божиим от всея земли, имже и словеса Божия вверена быша, стязался еси, святый апостоле, с мужами от сонма Либертинска, и Киринейска, и Александрска, и от Киликии и Асии, побеждая их глаголами Духа и премудрости, вопиял еси источнику разума и премудрости, Спасителю мира победную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую благодать и силу в твоих премудрых словесах узреша и невозмогше противостати Христовой истине, великий первомучениче, врази твои подучиша мужи, глаголющия, яко слышаша от тебе глаголы хульныя на Моисея и на Бога изрекающа. Сподвигоша же на тя люди, и старцы и книжники и, нападше на тя, восхитиша и приведоша тя на сонмище свое нечестивое. Мы же, зряще тя на беззаконное судилище влекома, со слезами в похвалу сице тебе глаголем:

Радуйся, неустрашимый проведниче Христовой веры.

Радуйся, народ твой весь ко Христу привлещи желавый.

Радуйся, всякая лживая учения в народе израильском обличивый.

Радуйся, противящихся Божией истине к молчанию приведый.

Радуйся, яко ложная противу тебе свидетели обличивый.

Радуйся, яко влеком на судилище, радостно за Христа позор приимал еси.

Радуйся, яко за Господа Иисуса Христа безчестие терпел еси.

Радуйся, яко за имя Его пресвятое хулы, и клеветы, и всяк зол глагол приял еси.

Радуйся, мучениче Христов неодоленный.

Радуйся, врага спасения нашего низложивый.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 8

Странно бысть неверующим во Христа, злобы сатанинския служителем, юнаго и святаго Стефана на сонмище своем лукавом видети: вси бо сидящии в сонмищи узреша лице его, яко лице Ангела. Мы же верующе в Господа, достойне прославляющаго святыя Своя и, восхваляюще великаго апостола и первомученика, ангельским светом светло озареннаго, радостно вопием нашему Спасителю песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Весь любовию ко Христу Господу горя, не убоялся еси, первомучениче, лукаваго сонмища иудейскаго, словеса же Господа и Спасителя своего: «Егда приведут вы на соборища, и власти, и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи», – памятуя, безбоязненно ожидал еси беззаконнаго судии злаго вопрошения. Сего ради и мы, созерцая лице твое, яко лице Ангела, своими нечистыми устами дерзаем тебе глаголати:

Радуйся, ангельским сиянием осиянный.

Радуйся, огнь благодати Божественныя яве восприявый.

Радуйся, мудрый исповедниче святаго Евангелия Христова.

Радуйся, провозвестниче несказанныя Божественныя благодати.

Радуйся, яко кроткий агнец волком на съедение отданный.

Радуйся, на сем судилище беззаконном безгрешному Агнцу Божию уподобивыйся.

Радуйся, сиянием лица твоего вся сидящия в сонмище осиявый.

Радуйся, ожесточение сердец их яве уразумевый.

Радуйся, мужественный рабе Христов.

Радуйся, похвало и главизно мучеников добропобедных.

Радуйся, крепкая надеждо к тебе прибегающих.

Радуйся, непостыдное упование правды ради гонимых.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 9

Всякое естество ангельское обрадовал еси, святый первомучениче, егда на лукавое вопрошание первосвященника не токмо не умолчал еси, но Духом Святым водимый, пламенное исповедание любве твоея к закону Божественному, в Ветхом Завете данному, изъяснил еси, пророка Моисея, закон и храм Иерусалимский восхваляя и вся верныя научая единому во обоих заветах Законодавцу Господу во веки воспевати: Аллилуиа.

Икос 9

Витий суемудренных суетным преданиям и злым измышлениям старцев, паче нежели закону Божию и Моисею веровавших, посрамил еси, святый апостоле, архидиаконе и мучениче Христов Стефане, вси бо сущии в сонмищи ясно уразумеша лжу глаголавших о тебе, яко ты словесы хульными Бога, Моисея, Закон и храм поносил еси: изрек бо еси в сонмищи словеса похвальныя и Божию закону в Ветхом Завете данному, и праведником, ради Господа в законе сени и писаний подвизавшимся. Научаемии тобою почитати словеса Завета Ветхаго, яко воистинну словеса Божия, а нечестия иудейскаго отвращатися, сице в похвалу тебе глаголем:

Радуйся, всех словес Завета Ветхаго почитателю.

Радуйся, яко сей завет ко Христу детоводящий мудре изъяснил еси.

Радуйся, доблести веры патриархов Авраама, Исаака и Иакова, яко рабов Божиих послушливых, показавый.

Радуйся, скорби Иосифа и мудрость его в Египте прославивый.

Радуйся, тяжкия и горькия работы фараоновы народа твоего в Египте живо описавый.

Радуйся, молитвы, труды и скорби пророка Моисея во избавление народа израильскаго достойно возвеличивый.

Радуйся, пророчество Моисея о Христе Господе лукавому сонмишу изъяснивый.

Радуйся, егоже восхождение на гору Синайскую и явления ему Господа красно возвестивый.

Радуйся, Моисеево послушание Господу в созидании скинии добре указавый.

Радуйся, Иисуса Навина и Давида труды честне изобразивый.

Радуйся, мудрость Соломонову воспевый.

Радуйся, добрый и послушный рабе Христов.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 10

Спасения всем сыновом Израилевым желая, ясно учил еси, святый первомучениче, всех сидящих в сонмищи, яко вси пророцы и праведницы словом и делом в Ветхом Завете о Христе Господе прорекоша и к вере во Христа Спасителя вся вел еси, да и вси израильтяне, и вси людие из глубины сердца своего возопиют ко Господу, нас ради на кресте распятому: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною крепкою во исповедании Христова Евангелия был еси, святый первомучениче и архидиаконе Стефане. Сего ради и в лукавом сонмищи тогожде Христа, яко Праведника, злонравными иудеями убиеннаго, безбоязненно проповедал еси и всех беззаконных убийц Господа – нечестие обличил еси. Таковому твоему великому дерзновению дивящеся, вси христианстии роди велегласно вохваляют тя:

Радуйся, беззаконнаго соборища иудейскаго явное обличение.

Радуйся, Христа Господа сему сонмищу проповедниче неустрашимый.

Радуйся, яко конец почитания храма Иерусалимскаго яве предрекл еси.

Радуйся, яко всех иудеев, во Христа неверующих, жестоковыйными именовал еси.

Радуйся, яко у тех же неверующих необрезанное сердце и необрезанная ушеса узрел еси.

Радуйся, и отцев их, и их самех, яко Духу Святому противящихся, гневно обличивый.

Радуйся, оных убийцами пророков наименовавый.

Радуйся, яко самех первых убийц Господа, Анну и Каиафу, на сем сонмищи явно обличил еси.

Радуйся, яко весь синедрион убийцами и предателями Господа дерзновенно наименовал еси.

Радуйся, грехов людских обличителю.

Радуйся, покаяния проповедниче.

Радуйся, братолюбия наставниче.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 11

Песни хвалебныя приими от убогих сердец наших и уст наших, дивный мучениче и апостоле Христов Стефане, исполнь бо Духа Святаго, воззрев на небо, видел еси славу Божию и Иисуса одесную Отца Своего стояща, и рекл еси: «Се вижу небеса отверста и Сына Человеча одесную стояща Бога». Таковому видению и гласу твоему дивящеся, радостно восписуем Господу, дающему сладость лицезрения Своего святым Своим: Аллилуиа.

Икос 11

Светоноснаго зрака твоего, небеснаго видения и гласа радостнаго, исповедающаго славу Господа, с небес сшедшаго во спасение рода человеческаго, не возмогше понести обличаемии тобою иудее, сердцами своими зле распыхахуся, зубы своими скрежетаху и устремившеся единодушно на тя, и извлекоша тя, блаженне Стефане, из сонмища вне же града поставивше, камением побиваху тя, злонравнии. Мы же, мучениче Христов преславный, с любовию провождающе тя на место блаженныя кончины твоея, прославляем мужество твое, велегласно глаголя:

Радуйся, первый в мученицех, кровию своею веру во Христа распятаго запечатлевый.

Радуйся, своею кровию землю освятивый.

Радуйся, яко и самих апостолов подвигом мученическим предварил еси.

Радуйся, яко за собою тысящи и тьмы тем мученик и мучениц за славное имя Христово привел еси.

Радуйся, яко за Господом Иисусом Христом безбоязненно шествовал еси и поношение Его славно понесл еси.

Радуйся, светом страданий твоих блистаяйся.

Радуйся, темже светом и нам путь ко Христу верно показующий.

Радуйся, светильниче пресветлый, Божиим несозданным светом озаренный.

Радуйся, тьму неверия и всякия нечистоты светом веры твоея разгоняющий.

Радуйся, светлых селений райских обитателю.

Радуйся, потемненныя и спящия совести нашея добрый пробудителю.

Радуйся, яко тобою благочестно имя Христово прославляется.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 12

Благодать Божия воистину спребываше тебе, славный апостоле и первомучениче Христов Стефане, крестную бо смерть на Голгофе Спаса Господа, в руце Отца Своего дух Свой предавшаго, воспоминая, молился и глаголал еси, камением от рук беззаконных побиваемь: «Господи Иисусе, приими дух мой». Молитву же Спасителя о распинателях своих в сердце своем нося, преклонь колена возопил еси гласом велиим: «Господи, не постави им греха сего». И с сею молитвою славное земное поприще твое скончал еси. Мы же, восхваляя таковое светлое успение твое, Господу Богу, давшему тебе благодать Сыну Божию в кончине твоей уподобитися, из глубины души вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще славное житие твое, восхваляюще апостольския труды твоя, умильно воспоминающе блаженную во Христе кончину твою, доблестный первомучениче Христов и архидиаконе Стефане, молим тя: дух непоколебимой веры правыя испроси нам от Господа и Спаса нашего, сердце чистое и сокрушенное да пребудет в нас выну, апостольскую ревность в проповеди Евангелия возгревай в нас, да тако будем готовы всякия скорби за Сладчайшаго Иисуса терпети, и тебе, славнаго первомученика, восхваляти сице:

Радуйся, великий Христов апостоле.

Радуйся, пастырем Церкви Христовы светлый образе.

Радуйся, верный Христов свидетелю.

Радуйся, славы Божия пламенный ревнителю.

Радуйся, добрый вдовиц питателю.

Радуйся, нещадный лицемерия искоренителю.

Радуйся, истины Христовы крепкий исповедниче.

Радуйся, в тяжких обидах наш твердый заступниче.

Радуйся, Христу Господу всего себе посвятивый.

Радуйся, в кончине твоей вседушно Христов ученик явивыйся.

Радуйся, страстотерпче незлобивый.

Радуйся, убийцам твоим милости Божией и прощения дивный ходатаю.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 13

О, великий апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане! Приими сие малое, в похвалу тебе составленное, моление наше и, яко велий ученик Сладчайшаго Сына Человеческаго, Спасителя нашего, святыми твоими молитвами споспешествуй и нам добрыми учениками Господа быти, да о Его вечной славе помышляюще, всякаго зла и в сей, и будущей жизни избегнем, и выну хвалебную песнь Ему да воспеваем: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, великий первомучениче Христов, апостоле и архидиаконе Стефане! Тебе, яко верному Христову подражателю, приносим мы грешнии молитвы своя недостойныя, твоему милостивому предстательству о нас пред престолом Божиим тепле верующе. Ты, еще жив, печать Господа Иисуса Христа в себе всегда имел еси, не токмо своими добродетельми, знаменьми и чудесами, изобильно тобою совершаемыми, сию показуя, но явно на лице твоем, сияющем, яко лице Ангела, печать благодати Божия носил еси. Славу Божию и Сладчайшаго Иисуса, стояща одесную Бога, твоима телесныма очима узрел еси, Духом Святым осияваемый. Еще же печать Божества, в тебе пребывающую, явно показал еси всей вселенней, егда в смертный мученический час твой не токмо о всех людех, но и о вразех усердно молился еси, молитву Сына Божия на Кресте воспоминая. Сию печать Божества в себе богатоносиши, и скорбьми прибегающих к тебе видеши, и к престолу Божию молитву о сих усердно приносиши. Подаждь и нам, Боговидче преславный, Христа Спасителя нашего всем сердцем любити, волю Его вседушно исполняти, во имя Христово вся скорби с терпением носити, и не токмо о присных, но и о всех людех, и о вразех своих уседно молитися, да и наши грехи покрыет Господь твоими теплыми молитвами, наипаче же благодатию и человеколюбием и милосердием Своим: яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Стефан, первомученик — история Святого имени

Краткое житие первомученика и архидиакона Стефана

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших Крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея – фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион – высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал евангелист Лука в книге Деяний апостолов, главы 6-8.

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р.X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом – одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян.22).

2/15 августа – Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана

Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей святого первомученика архидиакона Стефана было около 428 года. После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян.5:34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин.3:1-21, 7:50-52, 19:38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший Святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима. В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.

Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.

Полное житие первомученика и архидиакона Стефана

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению , это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания», ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

Будучи исполнен Духа Святого, святой Стефан с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», – и затем радостно предал Христу свою чистую душу. Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли Святое Крещение.

См. также: в изложении свт. Димитрия Ростовского.

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Тропарь первомученику и архидиакону Стефану

Ца́рским венце́м венча́ся/ твой верх от страда́ний,/ я́же претерпе́л еси́ по Христе́ Боз́е,/ му́чеников первострада́льче Стефа́не,/ ты бо, иуде́йское обличи́вый неи́стовство,/ ви́дел еси́ твоего́ Спа́са одесну́ю Отца́:// Того́ у́бо моли́ о душа́х на́ших.

По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ первому́чениче Христо́в, и апо́столе, и архидиа́коне Стефа́не/ и мучи́телей обличи́л еси́ нече́стие./ Ка́мением бо побие́н от рук беззако́нных,/ вене́ц от я́же свы́ше десни́цы прия́л еси́,/ и к Бо́гу взыва́л еси́ вопия́:// Го́споди, не поста́ви им греха́ сего́.

Ин тропарь первомученику и архидиакону Стефану

Апо́столом совсе́льник/ и страстоте́рпцем первострада́лец,/ Христо́в служи́тель, прехва́льне Стефа́не,/ пе́рвее бо соверши́в муче́ния тече́ние,/ безчи́сленныя ро́ды челове́к ра́вно Подвигополо́жнику Христу́ приведе́./ Те́мже я́ко апо́стола и страда́льца верхо́внаго/ чту́ще тя, мо́лим:/ моли́ Христа́ Бо́га// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак первомученику и архидиакону Стефану

Пе́рвый се́ялся еси́ на земли́ Небе́сным де́лателем,/ всехва́льне Стефа́не,/ пе́рвый на земли́ за Христа́ кровь излия́л еси́, блаже́нне,/ пе́рвый от Него́ побе́ды венце́м увя́злся еси́ на Небесе́х,/ страда́льцев нача́ло,// вене́чниче, му́чеников первострада́льне.

Влады́ка вчера́ нам пло́тию прихожда́ше,/ и раб днесь от пло́ти исхожда́ше;/ вчера́ Ца́рствуяй пло́тию роди́ся,/ днесь раб ка́мением побива́ется.// Того́ ра́ди и скончава́ется первому́ченик и Боже́ственный Стефа́н.

СТЕФАН ПЕРВОМУЧЕНИК

Первомученик и архидиакон Стефан

Стефан (ок. 4 — ок. 34), апостол от 70-ти, архидиакон, первомученик

Память 4 января в Соборе семидесяти апостолов, 2 августа в день перенесения мощей, 15 сентября в день обретения мощей, 27 декабря.

Святой Стефан, апостол от семидесяти, происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались «эллинистами», так как находились под большим влиянием греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. Служение и мученичество Стефана описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы VI-VIII.

После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Двенадцать апостолов предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Святые Стефан, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Филипп и Николай были посвящены во диаконов (что значит «помощники», «служители»), став ближайшими помощниками апостолов от двенадцати. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

Мученичество перводиакона Стефана

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой».

Так архидиакон Стефан в возрасте около 30 лет стал первым мучеником за Христа около 34 года. По выражению мученика III века Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

Часть главы первомученика и архидиакона Стефана. Монастырь Ватопед. Афон

Мощи и почитание

После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19) .

Десница святого первомученика и архидиакона Стефана. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Серапионова палата

После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, его святое тело бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 1-21; Ин. 7, 50-52; Ин. 19, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.

Перст св. ап. первомученика архидиакона Стефана Киево-Печерская Лавра. Свято-Успенский собор. центральный придел

В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским . С того времени от мощей начали совершаться исцеления. В церквях Святой Земли это перенесение мощей поминается 2 августа.

Около 428 года, при благоверном императоре Феодосии II Младшем, мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви во имя святого диакона Лаврентия, а по создании храма во имя первомученика Стефана перенесены туда 2 августа.

На начало XXI века значительная часть мощей святого Стефана пребывала в Греции, особенно в обителях Святой Горы Афон. В монастыре Ватопед находились части честной главы и плеча первомученика. Части десницы апостола — дар императора Феодосия Младшего — хранились в монастыре Констамонит, посвященном первомученику . Другие небольшие частицы его мощей находились в афонских монастырях Зограф и Ставроникита . Также в Греции, в Метеорском женском монастыре первомученика Стефана, находилась другая часть главы первомученика подаренная монастырю одним из представителей правящих домов Дунайских княжеств .

В Русской Православной Церкви также сохраняются части мощей святого. Частица десницы пребывается в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, а перст — в Киево-Печерской Лавре, в раке с изображением святого .

Среди чтимых икон святого известна чудотворная икона в Констамонитском монастыре датируемая VIII веком.

Величание

Величаем тя,/ страстотерпче святый Стефане,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа претерпел еси.

Тропарь, глас 4

Царским венцем венчася / твой верх от страданий, / яже претерпел еси по Христе Бозе, / мучеников первострадальче Стефане, / ты бо иудейское обличивый неистовство. / видел бо твоего Спаса одесную Отца, / Того убо моли о душах наших.

Ин тропарь, глас 3

Апостолом совсельник / и страдальцем первострадалец, / Христов служитель, прехвальне Стефане, / первее бо совершив мучения течение, / безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе. / Темже яко апостола и страдальца верховнаго / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога / даровати нам велию милость.

Ин тропарь, глас 4

Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов и апостоле, и архидиаконе Стефане, / и мучителей обличил еси нечестие. / Камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, / и к Богу взывал еси вопия: / Господи, не постави им греха сего.

Кондак, глас 6

Первый сеялся еси на земли небесным Делателем, / всехвальне Стефане, / первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне, / первый от него победы венцем увязлся еси на небесех, / страдальцев начало, / венечниче мучеников, первострадальне.

Ин кондак, глас 1

Владыка вчера нам плотию прихождаше, / и раб днесь от плоти исхождаше; / вчера Царствуяй плотию родися, / днесь раб камением побивается: / Того ради и скончавается первомученик и божественный Стефан.

Использованные материалы

  • Статья энциклопедии Mertens, А., Who was a Christian in the Holy Land:
  • Полный Тропарион. — Издательство «Троица», 2006. Т. 1. С. 43-44.

Свт. Амвросий Медиоланский видит в обращении Павла действие молитвы св. Стефана. См. его О покаянии две книги, кн. I, гл. 10,

В энциклопедии Мертенса они названы Евсфон (Eusthonus) Севастийский и Елевфер (Eleutherus) Иерихонский, см. Mertens, А., Who was a Christian in the Holy Land, . На оба епископа названы именем Елевферий.

«Ватопед», Православная энциклопедия, т. 7, с. 307-331,

«Ватопедский, Монастырь, Святая Гора, Афон», сайт сервиса Go-Athos,

«Кастамонит», Православная энциклопедия, т. 31, с. 585-594,

В источнике указан «родственник румынского правителя Драгомита по имени Влахия Владислав». См. «Монастырь св. Первомученика Стефана», сайт Православные молитвы, 27 октября 2011,

«Перст первомученика и архидиакона Стефана — среди особо почитаемых святынь Киево-Печерской Лавры», Православная жизнь, 14 декабря 2017,

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх