Помост

Вопросы веры

Стокгольм музей васа

Музей корабля Васа

Шведский военный корабль Васа затонул и во время своего первого плавания в гавани Стокгольма в 1628 году. После пребывания на дне моря в течение 333 лет он был поднят и его история получила продолжение. В настоящее время Васа является наиболее хорошо сохранившимся в мире кораблём 1600-х годов и представлен на обозрение посетителями в специально построенном музее в Стокгольме. Являясь уникальным сокровищем, корабль Васа, украшенный сотнями резных скульптур, на 98 % состоит из оригинальных деталей.

Кроме самого корабля, в музее представлены различные тематические экспозиции повествующие о коротком плавании корабля и его истории до наших дней. В помещениях музея есть хороший сувенирный магазин и ресторан, где посетители могут насладиться обедом или отведать выпечку местных кулинаров. Несколько раз в день проводятся экскурсии на английском языке. В музее есть аудиогиды на многих языках. Ежедневно на нескольких языках демонстрируется фильм о корабле Васа и детский фильм «The Vasa Piglet». Все услуги включены во входную плату.

Добро пожаловать в захватывающий мир старинного шведского военного корабля Васа!

  • аудио-гид

Посещение музея корабля Васа

Время работы музея Васа

Музей Ваза открыт 365 дней в году.

Январь – май и сентябрь – декабрь
10:00–17:00, по средам: 10:00–20:00

Июнь – август
8:30–18:00

24 и 31 декабря
10:00–15:00

25–26 декабря и 1 января
10:00–17:00

Время работы ресторана музея Васа

Смотрите веб-сайт

  • The Vasa Museum Restaurant

Стоимость входного билета

Взрослые 150 шведских крон
Дети и подростки 0-18 лет бесплатно.

В стоимость входного билета включены экскурсия под руководством музейного гида, просмотры фильмов в кинозалах, аудиогид и семейная программа для осмотра экспозиции самостоятельно.
Экскурсии по музею с гидом для групп численностью более 10 человек необходимо забронировать заранее. Для получения дополнительной информации обращайтесь в службу бронирования посещения музея: bokningen.vasa@smtm.se

Перед посещением музея

Пожалуйста постарайтесь не брать с собой большие сумки, поскольку в музее нет возможности для их хранения.

Захватите с собой джемпер. С целью создания оптимальных условий для сохранения корабля Васа, в помещениях музея поддерживается постоянная температура 18-20 °C, что может показаться прохладным при жаркой погоде на улице.

Фотографирование и видео съёмки в помещениях музея разрешены только для личного пользования.

Как найти музей Васа

Адрес для посещений ул. Галэрварвсвэген д.14, Стокгольм.

Пешком или на велосипеде

От центра города до музея на велосипеде около 10 минут или 20 минут пешком.

На общественном транспорте

В музей можно доехать на трамвае, автобусе или речном трамвае. Смотрите расписание движения общественного транспорта на веб-сайте:

  • SL Website (external website)

На автомобиле

На острове Юргорден, где расположен музей, довольно ограниченные возможности парковки автомобилей. Легче найти место для парковки автомобиля до въезда на мост Юргордсбрун, вдоль ул. Страндвэген и ул. Нарвавэген. Непосредственно у главного входа в музей есть несколько мест для парковки автомобилей инвалидов.

Информация о корабле Васа

ЗАЧЕМ БЫЛ ПОСТРОЕН КОРАБЛЬ ВАСА?

Корабль был заказан шведским королём Густавом II Адольфом и строился в Стокгольме в 1626-28 годах. В строительстве принимало участие 400 человек. Длиной в 69 метров, высотой от киля до клотика в 52 метра и весом в 1200 тонн корабль был оснащён тремя мачтами и десятью парусами. Этот 64-х пушечный корабль должен был быть флагманом шведского флота.

КАТАСТРОФА

10 августа 1628 года, Васа отчалил от набережной около дворца Tre Kronor, где он брал на борт амуницию и экипаж, отправившись в своё первое плавание. Пушечные порты были открыты, из расчехлённых пушек был дан салют. Огромный корабль медленно выходил из гавани. Но после нескольких сильных порывов ветра, он сильно накренился. Через открытые пушечные порты вода хлынула в корпус корабля и Васа пошёл ко дну. Из 150 человек, находившихся на борту корабля, погибло минимум 30. Только через 333 года Васа вновь увидел дневной свет.

ПОЧЕМУ ЗАТОНУЛ КОРАБЛЬ ВАСА?

В 1600-х годах ещё не были известны теоретические расчёты устойчивости и корабли строили исходя из опыта кораблестроителя. В случае введения технических новшеств, как например в случае корабля Васа применение тяжёлой артиллерии на двух пушечных палубах, был необходим определённый опыт. Центр тяжести корабля оказался выше критической точки и Васа не смог выпрямиться после крёна от ветра.

ЧЕЛОВЕК, НАШЕДШИЙ КОРАБЛЬ

Инженер Андерш Франзен уже ребёнком был очарован рассказами о старинных кораблях, затонувших в Стокгольмском архипелаге. По собственной инициативе исследуя документы 1600-х годов летом 1954-56 годов Франзен искал корабль Васа, прощупывая дно моря при помощи щупа с захватом на конце, спускаемого на тросе с моторной лодки. 25 августа 1956 года он и водолаз Пер Эдвин Фэльтинг, исследуя дно около острова Бекхольмен, обнаружили скопление дубовых брёвен, оказавшихся частью корпуса затонувшего корабля. Васа был найден!

”САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ ПАЗЛ”

Осенью 1957 года начались работы по подъёму корабля. Под его корпусом водолазы промыли туннели для протяжки канатов. 24 апреля 1961 года корабль появился на поверхности воды. Вместе с ним было поднято около 14 000 деревянных частей. Корпус корабля и все детали были законсервированы по отдельности а затем установлены на штатные места на корабле являя собой титаническую работу, напоминающую сборку гигантского пазла.
В настоящее время корабль Васа позволяет нам более подробно узнать о жизни того периода времени. Одновременно проводятся научно-исследовательские работы по сохранению корабля, включая методы консервации древесины, болтов, остатков тканей и многого другого. Целью работ является сохранение корабля Васа для будущих поколений.

Читайте более подробную информацию о корабле Васа, научно-исследовательской работе музея и методах консервации на английском языке:

Музей корабля Васа в Стокгольме – информация для туристов

Корабль Васа – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стокгольма, Швеции и всей Северной Европы. Это единственное боевое судно 17-го века, сохранившееся до наших дней, которое было поднято со дна Балтийского моря в 1961 году. Размеры гиганта достигали 52 метров в высоту и 69 м – в ширину, его вес достигал 1200 тонн, конструкцию украшали свыше 700 позолоченных скульптур, а оборонную мощь составляли 64 бронзовые пушки. Что же произошло с кораблем Васа и как судно сохранилось до нашего времени на 95%?

История Vasa

Васа – величайший боевой корабль, который носит имя династии шведских королей. Гордость для страны, ставшая огромным разочарованием, и самое дорогое военное судно, проплывшее всего 1000 метров – корабль которому предрекали великое будущее, утонул в первом же рейде.

Интересный факт! Создание флагмана началось в 1625 году по приказу Густава II Адольфа. В его строительстве принимало участие несколько тысяч человек, в стороне не остался даже король.

По окончанию строительства корабля в 1628 году, он являлся самым крупным военным судном в мире. В августе Васа впервые был спущен на море в гавани Стокгольма, но из-за ошибок в конструкции затонул спустя полчаса пребывания на воде.

Из-за чего утонул Васа?

Васа задумывался как самый дорогой и мощный боевой корабль в истории Швеции. По приказу короля на судно установили огромное количество пушек, не соответствующее габаритам корабля. Строители добавили Васе две дополнительные палубы и высокую надстройку, превысив весовую норму судна. Из-за порывов сильного ветра, который поднялся после торжественных залпов из пушек Васы, корабль перевернулся на одну сторону и за несколько минут затонул.

Дальнейшая судьба

Несколько попыток поднять флагман со дна Балтийского моря не принесли желаемых результатов – судно было слишком большое для своего времени. Тогда было принято решение о создании группы аквалангистов, перед которыми стояла задача достать 64 дорогостоящие бронзовые пушки. Несмотря на то, что водолазу нужно было около часа провести на дне моря и достать из конструкции судна 1000-килограмовое оружие с помощью одного лишь крюка и молота, команде удалось справиться с поставленной задачей на 90%.

Поднять корабль со дна Балтийского моря удалось только в 1961 году. Его первооткрывателем стал Андерс Франсен – шведский специалист по военно-морской истории, водолаз-энтузиаст, десятки лет исследовавший воды у берегов Стокгольма.

Совпадение? Корабль Васа второй раз поднялся на воду спустя 333 года с момента катастрофы.

После поднятия Васа основной задачей было сохранить корабль, который столько времени провел на морском дне. Первоначально его регулярно обдавали водой, а затем несколько лет по его поверхности распыляли полиэтилен гликоль – мощный растворимый консервант.

Создание музея

Музей Васа в Стокгольме был создан в 1990 году, сегодня количество его посетителей достигает 1,5 миллионов человек в год. В нём хранится не только сам корабль в его первоначальном виде, но и 14 000 отреставрированных деревянных предметов и 700 скульптур, которые были на борту на момент катастрофы.

Структура музея корабля Васа

Кроме самого корабля, в 6-этажном здании музея представлены 10 постоянных выставок, каждая из которых описывает определённый период существования Васы:

  1. Экспозиция «Период постройки» рассказывает интересные сведения о 17-ом веке в истории человечества.
  2. «Лицом к лицу» – выставка, посвящённая 30 членам экипажа, которые были на борту в момент катастрофы. Ученым удалось восстановить их внешность по найденным останкам, а также узнать подробности об их способе жизни, должности и состоянии здоровья.
  3. Кто и когда пытался поднять корабль со дна Балтийского моря, рассказывает экспозиция «Спасение», ключевой фигурой которой является Андерс Франсен.
  4. В одной из комнат музея можно узнать больше о «Жизни на борту».
  5. Как 400 лет назад строили корабли и какими инструментами пользовались мастера? Ответы и подробности – у «Стокгольмской верфи».
  6. Почему на борту Васы было более 700 скульптур, кого они воплощали и какова их роль на боевом корабле, расскажет выставка «Образы власти».
  7. Экспозиция «Консервация» наглядно покажет, как после всего, что приключилось с судном, учёным удалось сохранить его до наших дней.
  8. В комнате «Сила и слава» вы сможете увидеть величественный корабль в полномасштабном размере.
  9. В «Музейном саду» учёные высадили растения, которые доктора Васы собирались выращивать в искусственных теплицах на судне для лечения моряков.
  10. Провести несколько часов, завороженно разглядывая уменьшенную копию корабля, можно в комнате «Модель Васа».

Интересный факт! Здание музея Вазы в Стокгольме (Швеция) было построено специально под размеры и форму корабля таким образом, чтобы посетители могли осматривать его с разных сторон на разных уровнях высоты.

Кроме экспозиций, в музее Васа в Стокгольме есть кинотеатр, где на 16 языках показывают документальный короткометражный фильм об истории корабля. Также на территории достопримечательности есть ресторан (4 этаж) и магазин сувениров с большим ассортиментом тематических товаров.

Совет! Если ваши дети заскучали, пропустите экспозиции на средних этажах и поднимитесь сразу на самый верх – там находится симулятор по управлению военным судном той эпохи.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы Booking.com

Прочитайте перед посещением

  1. Если вы хотите увидеть фильм про величественный корабль не на шведском с английскими субтитрами (показ происходит каждый час ежедневно), заранее закажите просмотр на русском, написав на почту bokningen.vasa@maritima.se.
  2. В музее разрешено делать фото Васы и снимать видео в неограниченном количестве;
  3. Для тех кто принёс еду с собой, есть специальная комната с обеденными столиками;
  4. Покупая билеты заранее, вы можете не распечатывать их, а только предъявить в электронном варианте;
  5. На нулевом этаже находятся бесплатная камеры хранения;
  6. Лучшее время для посещения музея Васы в Стокгольме– утро, когда ещё нет туристических групп;
  7. Чтобы сэкономить на аудиогиде, заранее скачайте его заранее на этом сайте — www.vasamuseet.se;
  8. Экскурсия с гидом входит в стоимость входа. Ежедневно проводится множество туров на английском и шведском – о них по громкоговорителю посетителей оповещают сотрудники музея. Летом несколько раз в неделю проводятся экскурсии на других языках. Точное расписание можно узнать на официальном сайте достопримечательности.

Практическая информация

Цена билета в музей Васа в Стокгольме равна 130 крон. Для детей до 18 лет посещение бесплатно, студенты имеют право на скидку в размере 15%. График работы: летом каждый день с 8:30 до 18, в остальное время года – с 10 до 17 (по средам до 20).

Обратите внимание! Билеты, купленные онлайн, действительны только один месяц с даты покупки.

Достопримечательность находится по адресу Galarvarvsvagen 14. Чтобы добраться до неё на общественном транспорте, можно воспользоваться:

  • Трамваем №7 из центра Стокгольма (станции Hamngatan/ Kungsträdgården), выходить нужно на остановке Djurgårdsbron;
  • Автобусами № 69 (отходит со станции Stockholm C) и № 67 (от Karlaplan);
  • Паромом, с остановок Slussen и Gamla Stan.

Отправляясь в музей корабля Васа в Стокгольме на своём автомобиле, учтите, что рядом с ним припарковать машину не удастся. Чаще всего туристы оставляют свои авто перед мостом – на Strandvagen или Narvavagen.

Корабль Васа – достопримечательность Стокгольма, которая позволит вам прочувствовать атмосферу 17-го века. Удачного путешествия!

Елена Лунина

Стокгольмский музей корабля «Васа»

Стокгольмский музей корабля «Васа»
Если будете в Стокгольме, обязательно посетите музей поднятого со дна средневекового корабля «Васа» (швед. Vasa).
Прочитав когда-то об этом корабле, затонувшем в 17-м веке, поднятом и превращенном в уникальный музей, я давно хотел его увидеть собственными глазами. И такой случай представился.
Из, наверное, десятка музеев Стокгольма, где я был, на меня лично самое большое впечатление произвел именно этот музей.
Сначала — несколько слов об этой истории, а потом фотографии, которые я сделал.
В отношении краткой истории корабля и истории его поднятия мне поможет «Википедия».
«Васа» — шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Свое название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Ваза. Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, «Васа» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в свой первый же выход из Стокгольмской гавани 10 августа 1628 года.
В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Васа» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.

Подплываю к Стокгольму

У входа в музей…
Захожу в музей и испытываю легкое потрясение. Никогда не мог представить, что корабль начала 17-го века на самом деле был таким большим…

16 января 1625 года король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. По замыслу короля, новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблем из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.
Непосредственно работы по постройке корабля начались весной 1626 года близ Стокгольма. При этом деятельное участие в постройке «Васы» принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота. На постройке было занято более 400 человек. Тогда же для «Васы» начали отливать бронзовые пушки.
Уже при постройке «Васе» было присвоено звание «королевского корабля», что подчёркивало его особый статус. Корпус корабля богато украшался позолоченными и раскрашенными резными скульптурами. К созданию «Васы» были привлечены лучшие работники — плотники, пильщики, кузнецы, столяры, маляры… Новый корабль вызывал восхищение и гордость у жителей Стокгольма.
К началу 1628 года «Васа» был в целом готов. 16 января, ровно через три года после заключения контракта на постройку, король Густав II Адольф посетил верфь Блазиенхольмен, осмотрел корабль и остался им доволен. К лету 1628 года «Васа» был отбуксирован к королевскому дворцу и пришвартован там.
Летом 1628 года «Васа» стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.
К воскресению 10 августа всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания «Васы» была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма.
На фото — реконструкция историков: таким вышел в свое первое плавание «Васа».
В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов «Васа» отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в свое первое плавание.
Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Васа» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.
Реконструкция гибели корабля…
На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках, — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Васой» погибло от 30 до 50 человек.
Только через две недели после трагедии новость о гибели «Васы» достигла короля Швеции Густава II Адольфа, который находился тогда в Пруссии. Король отослал в Стокгольм депешу, в которой предполагал, что причиной гибели корабля стали глупость и невежество, требовал провести следствие и наказать виновных. Следствие велось на высшем уровне, в Шведском Государственном совете.
В ходе следствия выдвигались разнообразные гипотезы относительно причин гибели корабля: алкогольное опьянение капитана, ненадежное закрепление пушек и т. д. Ни одна из этих версий не подтвердилась. В конце концов, следствием был сделан вывод: при проектировании корабля были допущены ошибки. Действительно, «Васа» имел слишком высоко расположенный центр тяжести и был слишком узок, хотя судостроители, тайно от короля, увеличили его ширину на 2,5 метра, его подводная часть по отношению к корпусу, рангоуту и артиллерии имела слишком малый вес. Это привело к неустойчивости корабля. Капитан корабля Сёфринг Ханссен сам отмечал это на следствии, однако в случае с «Васой» предпринять было нечего: взять большее количество балласта и тем повысить остойчивость корабля не позволяла его конструкция.
Никаких результатов не принесли и допросы кораблестроителей, под руководством которых строился «Васа». Основная сложность заключалась в том, что фактический строитель корабля Хенрик Хюбертссон умер за год до катастрофы. Ответственные за верфь, где был построен «Васа», судостроитель Хейн Якобссон и арендатор верфи Арент де Грот, поклялись в своей невиновности, указав, что корабль был построен по тем размерам, которые утвердил лично король Густав II Адольф. И на борту было то количество пушек, которое стояло в контракте.
Привлекать к следствию самого короля в Государственном совете не решились. В итоге никто не был признан виновным и никто не был осуждён за катастрофу.
В течение нескольких лет после гибели «Васы» предпринимались неоднократные попытки его подъёма. Основной причиной этих попыток была даже не ценность корабля как такового, а 64 дорогие бронзовые пушки, затонувшие вместе с ним.
Проекты подъёма корабля были довольно разнообразны, однако в большинстве своем нереализуемы — лишь некоторые из предложенных вариантов действительно имели какие-то шансы на успех. В частности, корабль пытались вытащить волоком по дну на остров Бекхольмен, от берегов которого до места катастрофы было не более ста метров (впоследствии, в середине XX века, когда «Васа» был поднят на поверхность, на нём было обнаружено свыше двух десятков якорей, которыми цепляли корабль). Однако успехом эта операция не увенчалась.
После того как попытки поднять корабль целиком ничего не дали, для подъёма пушек была снаряжена экспедиция водолазов под руководством шведа Альбректа фон Трейлебена. В их распоряжении имелся только водолазный колокол. Ситуация осложнялась тем, что корабль затонул неповреждённым. Чтобы поднять на поверхность одну пушку, водолаз должен был на дне, в полной темноте и холоде, в одиночку, используя только крюк и молот, снять весившее почти тонну орудие с лафета, вытащить его через пушечный порт и поднять на поверхность. Тем не менее, водолазы Трейлебена справились с этой сложнейшей работой — в течение 1664-1665 годов с «Васы» было поднято 53 пушки. Ещё одну подняли в 1683 году. На этом спуски на «Васу» в XVII веке были прекращены. Показательно, что в середине XX века водолазу, располагающему современным оборудованием для подводных работ и осветительными приборами, для подъёма на поверхность одной пушки потребовался целый день.
Копия водолазного колокола фон Трейлебена, использовавшегося при подъёме пушек с корабля «Васа» в 1664—1665 годах.
После подъёма пушек водолазы утратили к «Васе» всяческий интерес. Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении. Так продолжалось до середины XX века, когда историей «Васы» в частном порядке занялся 38-летний инженер Андерс Франсен. В то время он был одним из крупнейших в Швеции специалистов по военно-морской истории XVII—XVIII веков с упором на затонувшие корабли. При этом Франсен был уверен, что корабль хорошо сохранился. Этому должны были способствовать специфические условия Балтийского моря: из-за пониженной солёности воды в нём не водятся корабельные черви, в более солёных морях съедающие всё дерево. В течение длительного времени Франсен изучал старые карты и архивные данные, после чего, определив приблизительное положение корабля, начал поиски непосредственно в акватории Стокгольма. В распоряжении Франсена была лодка, якорь-кошка и сконструированный им лот-пробоотборник. В общей сложности исследования заняли более пяти лет, из которых последние два с половиной года ушли на методичное траление гавани Стокгольма. Позднее Франсен вспоминал: » В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и дохлых кошек… »
25 августа 1956 года поиски наконец дали результат. Сброшенный на дно лот Франсена воткнулся во что-то твёрдое. Когда лот был поднят, стало видно, что в его трубке застрял кусок почерневшего дуба. Через несколько дней соратник Франсена водолаз Пер Эдвин Фельтинг спустился на дно в этом месте. На глубине около 32 метров он обнаружил хорошо сохранившийся деревянный борт корабля, на котором имелось два ряда пушечных портов. Таким образом, находка была подтверждена.
Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года, а 16 августа 1990 года вокруг него на острове Юргорден был открыт музей, который сейчас является одним из самых посещаемых стокгольмских музеев.
А теперь пройдем по музею и внимательней познакомимся с кораблем. Вот перед нами корма.
Так корма выглядит сегодня.
А вот какой она была после спуска корабля на воду, 400 лет назад.
Я стою в самом низу у кормы…
А вот так выглядит корма, если подняться на 2-й этаж.
Ученые соскоблили остатки краски, сделали ее анализ и определили состав. Вот эти средства использовались как красители.
Соответственно вот как должны выглядеть покрашенные элементы.
На электроном панно можно увидеть, как выглядела корма «Васы» после его постройки. На наш взгляд, слишком ярко, но тогда была другая культура.
Поднимаюсь на второй этаж. Отсюда можно заглянуть в корабль.
Порт для пушки. Когда эти порты открывались, взгляду зрителя представала морда льва —символа Шведского королевства. Золотые, сверкающие на солнце морды львов должны были внушать противнику страх.
На носу — также фигура льва, приготовившегося к прыжку.
Вот так выглядела команда полностью укомплектованного корабля. Но в первый рейс вышли далеко не все.
Примерно так выглядела жизнь корабля, если бы мы увидели его в разрезе.
Реконструкция палубы для пушечной стрельбы. Пушки, как вы можете догадаться, естественно, подлинные.
Вместе с кораблем со дна были подняты останки моряков. По костям была произведена реконструкция членов экипажа, погибших при крушении.
Вот так выглядел один из них…

А вот так был одет моряк.
Уникальность музея в том, что здесь, под стеклом, представлены подлинные вещи моряков и все то, что находилось на корабле в момент гибели.
Этот чан, поднятый со дна, тогда, в день выхода с из порта, готовил в первый и последний раз обед. Его так и не отведали ни моряки, ни их близкие.
Деньги, найденные на корабле…
И для интересующихся — прориси этих монет.
О многом можно было бы рассказать, много и других интересных фотографий привести, впрочем, достаточно.
Закончу я свою подборку двумя фотографиями из магазинчика, работающего при музее. Здесь можно приобрести точные копии практически всех вещей, найденных на поднятом корабле.
Тренд современных западных музеев — точные копии выставленных вещей, которые можно купить. Это великолепная идея. В России такое пока почти не встречается, но в Европе давно поняли, что лучшим сувениром для посетителя музея является точная копия понравившейся ему вещицы из экспозиции музея.
В музее можно купить все, вплоть до пушки…

Vasa. Трагическая история одного корабля, или ценный урок 17 века.

Всегда мечтал отправиться в путешествие по северу Европы. От слов – к действию! В мае мы с друзьями съездили на родину викингов. Язык Тролля и Атлантическая дорога – отдельные истории. А обратный путь лежал через Стокгольм, в котором находится музей единственного сохранившегося парусника, построенного в первой половине XVII века — Васа (Vasa). Но корабль знаменит не только этим. Vasa интересен как проект. Начиная с прелюбопытной истории о строительстве корабля и заканчивая его драматическим крахом.

А теперь – внимание! Это был грандиозный проект. Один из самых масштабных, который когда-либо предпринимали шведы за всю свою историю. Заварил всю кашу Король Швеции Густав II Адольф, который решил построить новый флагман королевского флота. Он должен был стать самым большим, самым быстрым, самым вооруженным и роскошным кораблем на Балтике. План более, чем амбициозный! Сказано – сделано! Весной 1626 года проект стартовал. Выделили денег, подписали контракт на постройку с Хенриком Хюбертссоном, кораблестроителем из Голландии, наняли более 400 человек, срубили 16 гектаров леса. Определили размеры и количество орудий. Король лично курировал постройку и постоянно присутствовал на верфи. Не успели начать, как оказалось, что поляки (враги Швеции на тот момент) тоже собираются строить подобный корабль. Конкурентов надо переплюнуть! Так корабль обзавелся 2-ой орудийной палубой и дополнительными 22-мя пушками. Надо заметить, что опыта возведения кораблей с 2-ми орудийными палубами у Шведов на тот момент не было. Совсем. Вообще. При этом корпус корабля уже заложен, а увеличивать ширину нельзя – упадет скорость, а мы помним, что корабль должен был стать самым быстрым. Но партия сказала надо…! Король (заказчик) всегда прав (или голову с плеч). Да и имя обязывает — корабль нарекли в честь короля Густава Васа — именитого деда Густава II, который правил в ХVI веке. Аппетит приходит во время еды, и 64-х пушек, в том числе 48 бронзовых 24-х фунтовых пушек главного калибра, общей массой 72 т (с боеприпасами) и 1200 кв. метров парусов оказалось недостаточно для флагмана! Кораблю постоянно добавляли красоты и брутальности. В итоге судно украсили 700 (семьсот!!!) самых разнообразных фигур.

Но была и пара «неприятных» моментов. Так, в процессе постройки скончался Хенрик Хюбертссон и заканчивал эту авантюру другой мастер, Хейн Якобссон, — в соответствии с размерами, которые когда-то утвердил Король. При этом корабли раньше строили по специальным таблицам, которые держались в тайне и передавались строго внутри семьи. И оказалось, что по каким-то неведомым причинам, не был построен уменьшенный макет корабля для испытаний. Ну и понятно, что никаких таблиц и чертежей новому кораблестроителю не перепало.

А перед торжественным отплытием «Васы» адмирал, командующий флотилией, по законам той эпохи, провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно, на подобии «перекати поле». Но по истечении третьей перебежки адмирал прервал испытание — корабль так расшатало, что он грозил опрокинуться уже прямо у причала. Но Рубикон был перейден и сей факт решили особо не афишировать, ибо сроки поджимали и 2-ой месяц отставания от графика грозил превратиться в «головы с плеч».

И вот свершилось! 10 августа 1628 года настал момент истины: римские императоры, два величественных льва, извернувшихся в прыжке на корме корабля, русалки, униженные враги и персонажи морского фольклора, разукрашенные и позолоченные в лучших традициях королевского двора, помпезно смотрели на зевак с борта корабля. По всей береговой линии Стокгольма и на близлежащих скалах собрались горожане и послы других государств. Эпохальное событие — отплытие самого могучего фрегата. Пушки выглядывали изо всех орудийных портов, 69 метров в длину, 52 с половиной метра в высоту! Было чем впечатлиться.

Первые 600 метров “Васа” прошел при помощи якоря. Бодрые матросы на шлюпке отвозили якорь, бросали его, корабль подтягивался, якорь вытаскивали, отвозили дальше, опять бросали… Затем были подняты четыре паруса из десяти (шесть так и остались лежать в трюме, они-то и сохранились до наших дней — это самые старые паруса в мире).

Медленно и величественно двигался огромный корабль, на подобии драгоценного айсберга. Но плыл он как-то неуверенно, а когда после очередного залпа пушек дым рассеялся, на глазах изумленной публики “Васа” пошел ко дну…

Корабль прошел только 1300 метров и пробыл в самостоятельном плавании не более получаса. Вот как описал Государственный совет произошедшее в письме обращенном королю: “Когда корабль вышел в открытую бухту у Тегельвикена, паруса наполнились сильным ветром и, вскоре, корабль начал крениться на подветренную сторону, но смог немного выпрямиться и дойти до Бекхольмена, где уже и повалился на борт. Вода стремительно хлынула через пушечные порты и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим”. Около сотни человек утонуло.

Назначенный для определения виновных королевский суд начал заседать в королевском дворце уже на следующий день после катастрофы. Вопросы, в первую очередь, адресовались уроженцу Дании капитану Сефрингу Ханссону:

— Команда была пьяна?

Капитан под присягой утверждал:

— Корабль отплыл в воскресенье, многие были на причастии и “перед Всевышним клянусь, что никто на борту не был пьян”.

— Пушки были плохо закреплены?

— Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены, — отвечал Ханссон.

Да и адмирал подтвердил это.

— Взяли мало балласта?

— Весь балласт был на борту, больше взять было невозможно — не было места.

Надо сказать, что, к чести королевского суда Швеции, никто не был признан виновным. Как заметил арендатор верфи Арент де Грот, “только Господь Бог знает, кто виноват”.

Vasa – это не просто провал. Это ценный урок, который был преподан почти 400 лет назад, но до сих пор не усвоен большинством. Сама история, по сути своей, типична, и в том или ином виде она происходила не раз. Почему успех обошел предприятие стороной? Давайте попытаемся кратко сформулировать и объединить основные причины неудач этого крупнейшего и амбициознейшего проекта того времени.

  1. На строительство Vasa были отведены сжатые сроки, а требования при этом были серьезные. Знакомая ситуация, не правда ли?
  2. Множество существенных правок было внесено уже во время постройки корабля. То подкорректировать, это забыл, а давайте ещё одну палубу добавим… Заказчик же платит, бюджет растёт!
  3. Документация не обновлялась, потому что ее попросту не существовало. А зачем? Мы уже много раз так делали (ну или не совсем мы, но делали ведь?).
  4. Никто в Швеции до этого ни разу не строил корабль с двумя орудийными палубами. Но отсутствие опыта никогда не являлось проблемой и не останавливало пылких энтузиастов. Все когда-то случается в первый раз, но… Речь идет не о каком-то совершенно новом и неизвестном человечеству опыте. Отсутствие такового у Вас значит только одно – необходимо найти человека, у которого он есть. Шведы этого не сделали и поплатились. Не умеете сами – наймите специалистов!
  5. Непрофессиональная передача полномочий. Отсутствие делегирования и распределения задач. Был в курсе строительства и отвечал за весь проект один и тот же человек. Но он умер. Документации нет, заместителей нет, сроки горят, корабль достраивать надо. Достроили…
  6. Множество доработок пришлось делать из-за часто меняющихся требований. В итоге никто не имел представления, насколько корабль стал тяжелее за 3,5 года строительства.
  7. Запуск после неудачного теста. Некоторым вовлеченным результаты предварительной проверки были известны, но взаимодействия внутри команды не было. Ведь завершить все нужно было еще вчера! И заказчик, опять же. А еще репутация …
  8. Отсутствие научных методов расчета остойчивости, центра тяжести и осадки. Мы помним, что заботясь о скорости Васы, Густав II Адольф приказал сделать корпус очень узким — значительно уже, чем все другие корабли. В результате, и без того явно недостаточная остойчивость Васы, стала угрожающей, хотя главный строитель, рискуя навлечь на себя гнев короля, самовольно увеличил ширину на 40 см., и это всё, что он смог сделать, т.к. каркас был уже почти готов. Правда, был один путь понижения центра тяжести: уложить балласт, но и это оказалось невозможным: стремясь принять на корабль больше боезапаса, строители отвели для балласта очень мало места. Да и принять много балласта было опасно: пушечные порты были расположены настолько низко, что в результате приема дополнительного балласта вода залила бы нижние порты, и корабль пошел бы ко дну.

Вот такая история. Не зря я побывал в Стокгольме! Информация, накопившаяся в подсознании, структурировалась и теперь у меня есть четкие критерии, которые помогают реализовывать наши проекты. А еще есть замечательный кейс для заказчика, как ответ на вопрос: «А зачем нам нужно составлять ТЗ?» Возьмите эти правила на вооружение и Вы. И довести дело до успешного завершения станет гораздо проще.

Фрегат «Ваза». 333 года под водой

Как и обещал, сегодня будет рассказ о флагмане шведского королевского флота «Ваза». Стокгольм – единственное место в мире, где можно увидеть настоящий фрегат XVII в. Гигант длиной 69 метров, максимальной шириной 11,7 и высотой 52,5 м (до верха грот-мачты), он должен был стать главным кораблем шведского флота. Король Густав II Адольф, воевавший в Польше, с нетерпением ждал его прибытия. Но ждал он напрасно.
Корабль затонул в стокгольмской гавани 10 августа 1628 г. спустя несколько минут после начала своего первого плавания на глазах у ошеломленной публики, пройдя всего около 1300 метров от места отплытия.
По свидетельству капитана Сёфринга Ханссона, «Это был только небольшой порыв ветра, опрокинувший корабль. Корабль был слишком неустойчив, хотя весь балласт был на борту». В официальном донесении королю говорилось, что «корабль… повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошёл на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим».
По итогам расследования было установлено, что катастрофа была обусловлена просчетами в проектировании, в результате которых центр тяжести корабля оказался сильно завышен, что и обусловило его неустойчивость. Поскольку судостроитель Хенрик Хюббертссон, проектировавший корабль, к тому времени уже год как умер, а чертежи были утверждены самим королём, за гибель корабля никто не был наказан. Ровно 333 года фрегат лежал на дне бухты.
К счастью, балтийская вода недостаточно солёная, чтобы в ней водились морские древоточцы, поэтому корпус корабля, когда его подняли в 1961 г., оказался в более чем пристойном состоянии. Вот так он выглядит сейчас – в специально построенном для него «Музее Ваза». Носовая часть:
Кормовая часть:
Фрегат настолько огромен, что целиком его сфотографировать никак не удается. Поэтому об общем виде лучше судить по макету:
Я не особо силен в кораблестроении, но носовая часть показалась мне непропорционально заниженной и зауженной. С нее мы и начнем осмотр корабля.
Нос фрегата украшен шеренгой из 20 фигур римских императоров в воинском облачении,
а также гигантским (длиной свыше 3 м) львом, весьма детально проработанным от носа до хвоста.
Вообще тонкость проработки деревянных скульптур сильно впечатляет.
Изучение корпуса судна и отдельных его деталей, включая скульптуры, показало, что изначально они были раскрашены в яркие цвета. Вот так, например, выглядит оригинальная скульптура воина с мечом и ее «цветовая реконструкция»:
Под ногами верхнего ряда фигур – распластанные в пресмыкающемся состоянии усатые фигуры поляков. Именно с ними, как предполагалось, фрегат и должен был воевать…
Осмотрев нос корабля, прогуляемся по направлению к его корме мимо открытых пушечных портов.
На некоторых из них сохранились резные львиные морды.
Балкончик кормовой надстройки.
Аналогичный балкончик – вид с левого борта.
Корма фрегата высотой 19,3 м – это просто фейерверк резных украшений!
В цветовом выражении это должно было выглядеть как-то так:
Посмотрим на реконструкции резных композиций, размещенные стене музея. Ангелы держат герб с коронованным золотым снопом – символом королевской династии Ваза (в честь которой, собственно, и был назван фрегат).
Гротескного вида морды служат консолями, на которых стоят фигуры. Голова кросаффчега, пронизанного змеями, служит подставкой для статуи Геркулеса. Согласно пояснительной надписи, эта голова является аллегорией принципа «Memento mori».
Еще фигуры, исходный вид которых удалось установить за 12 лет исследований остатков красочного слоя.
На корабле в три ряда были размещены 64 пушки, вес которых (порядка 80 тонн), вероятно, сыграл не последнюю роль в опрокидывании корабля.
Большинство из них – как вещи полезные и дорогостоящие – были подняты в XVII-XVIII вв. с помощью водолазных колоколов. Примерно таких:
Зато бытовых вещей и предметов вооружения было обнаружено огромное количество. Среди них – нарды, найденные в вещах одного из офицеров,
и какие-то круглые штуки под названием ‘pitch-ring’ (судя по названию, они могли быть пропитаны дегтем и использоваться в качестве зажигательных снарядов).
На корабле имелись весьма вместительные шлюпки, однако ими так и не воспользовались.
Те, кто находились на верхней палубе, просто прыгали в воду. Остальным пришлось гораздо труднее. Адмирал Эрик Йёнсон, проверявший пушки на нижней палубе, «настолько нахлебался воды и был избит люками», что несколько дней лежал при смерти. Но ему ещё крупно повезло. Вместе с фрегатом ко дну пошло около полусотни человек. По останкам удалось восстановить внешность некоторых из них.
Пояснения к реконструкциям указывают, что лица погибших носят отпечаток трудной жизни и лишений, независимо от социального статуса и уровня достатка.
Любителям рассуждать на тему о превосходстве «нордической германской» расы над всякого рода «унтерменшами» полезно познакомиться с реконструкцией внешности вот этого персонажа, которого я сперва принял за старуху. Если верить пояснительной надписи, она страдала от недоедания в детстве (да и, похоже, всю оставшуюся жизнь тоже). Ей было около 25 лет :-о Кто-то из экипажа очень неудачно взял ее покататься…
Все они думали, что им предстоит весёлая прогулка. Она растянулась на 333 года…
В отличие от членов экипажа, фрегат свое плавание по времени продолжает. Он нуждается в постоянном контроле и обработке специальными растворами,
но в целом выглядит вполне неплохо. Будете в Стокгольме – посетите «Музей Ваза»! Билет на путешествие по времени стоит всего 100 крон…
UPD По итогам обсуждения поста выяснилось, что «фрегат» Ваза — это не совсем фрегат, а скорее боевой галеон. «Фрегатом» он называется в большинстве русскоязычных источников — уж и не могу сказать, почему…

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх