Помост

Вопросы веры

Страшный суд

Ответы на вопросы

Ответы: ● аскетизма ○ гедонизма ○ эвдемонизма ○ гуманизма

Решение: Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для аскетизма. Аскетизм, характерный для философии стоицизма и христианства, представляет собой стремление к самосовершенствованию, борьбу с пороками и страстями с целью перевода энергии из чувственной сферы в духовную.

Вопрос № 126

Вопрос: К общим признакам гражданского общества относится…

Ответы: ● универсальное правовое государство ○ имперское государство ○ диктаторское государство ○ наличие кровнородственных отношений

Решение: К общим признакам гражданского общества относится универсальное правовое государство. Под универсальным характером права подразумевается такое состояние общества, когда все граждане, независимо от социального статуса, подчиняются юридическим нормам и законам и несут равную ответственность за несоблюдение этих норм (Гобозов И.А. Социальная философия: учеб. для вузов. М., 2007. С. 273).

Вопрос № 127

Вопрос: Философом, утверждавшим мысль о том, что история человечества завершится Страшным судом, является …

Ответы: ○ П. Тейяр де Шарден ● Августин Аврелий ○ И. Гердер ○ Г. Гегель

Решение: В труде «О граде Божием» Августин разработал концепцию всемирно-исторического процесса. Он понимал развитие цивилизации как процесс, имеющий свое начало (сотворение Богом человека), смысл (победа христианства во всемирном масштабе) и завершение (Страшный суд и отделение грешников от праведников).

Вопрос № 128

Вопрос: Сущностью преобразовательной функции культуры является…

Ответы: ○ создание новых духовных ценностей ● изменение природы, общества и человека ○ удовлетворение материальных потребностей ○ социализация личности

Решение: Культура играет определенную роль в жизни человека и выполняет соответствующие функции. Преобразовательная функция культуры состоит в том, чтобы с ее помощью изменять окружающий человека мир.

Вопрос № 129

Вопрос: К философским идеям и принципам можно отнести…

Ответы: ○ идею мирового господства ○ продолжение рода ● идеалы гуманизма, свободы и справедливости ○ идеал материального благосостояния

Решение: Философия есть область познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности. Уже в древности философы говорили, что в философском знании, как в курином яйце, можно выделить три основных слоя. Первый связан с вопросом: как следует жить? Но для того чтобы найти ответ на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: как устроен мир, в котором люди живут? А для получения знаний о мире необходимо решить третий вопрос: как познавать мир? Главная цель философии – научить людей правильно жить в соответствии с принципами свободы, справедливости и человеколюбия (гуманизма).

Вопрос № 130

Вопрос: Сущностью критической функции философии является…

Ответы: ○ выработка знаний о мире как единой целостности ● осмысление достижений культуры, анализ ошибок, иллюзий ○ разработка принципов и методов познания ○ ориентация человека на определенные ценности

Решение: Критический подход играет антидогматическую роль в развитии философии, положительное значение имеет только конструктивная критика. Критическая функция философии выражается в стремлении «все подвергать сомнению».

Вопрос № 131

Вопрос: Философ, впервые сформулировавший проблему бытия и небытия в философии, – …

Ответы: ○ Сократ ● Парменид ○ Фалес ○ Гераклит

Решение: Философ, впервые сформулировавший проблему бытия и небытия в философии, – Парменид, представитель элейской школы. Он первым из древнегреческих философов стал оперировать понятиями максимальной общности, говоря не о веществе или стихиях, а о бытии (сущем) и небытии (не-сущем), пытаясь доказать, что бытие существует, а небытия нет, а следовательно, нет и пустоты (соч. «О природе»). Именно бытие, то есть сам принцип существования, есть то, что объединяет вещи; все качественное многообразие вещей вторично по отношению к сущему.

Вопрос № 132

Вопрос: «Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя…

Ответы: ○ Августина Блаженного ○ Аристотеля ● Фому Аквинского ○ Боэция

Решение: «Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя Фому Аквинского. Фома Аквинский (Томас Аквинат) систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии, за что и был удостоен титула «ангельского доктора». Фома Аквинский выводит пять положений космологического доказательства бытия Бога исходя из того, что каждое явление имеет свою причину. Бог воспринимается им как верховная причина всех реальных явлений и процессов.

Вопрос № 133

Вопрос: Категорический императив, по Канту – это …

Ответы: ○ государственная власть ● внутренний нравственный закон ○ чувственная склонность ○ общее благо

Решение: Категорический императив, по Канту, – это внутренний нравственный закон, формальное повеление, управляющее поведением людей в сфере морали. И. Кант стремится строго отделить сознание морального долга от чувственной, эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону, то есть в соответствии с собственной волей, а не по принуждению. Тем самым различаются легальность и моральность: поступок может быть легальным, то есть соответствовать принятым в обществе законам, но не быть моральным, если совершается не по доброй воле. Критерием нравственности, по И. Канту, является отношение к другой личности как самоцели, а не как средству для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи общего блага.

Вопрос № 134

Вопрос: Материализм XVII века носил ________ характер.

Ответы: ● механистический ○ наивный ○ стихийный ○ созерцательный

Решение: Наиболее развитой наукой в XVII веке являлась механика. Были определены ее предметные границы, сформулированы основные законы. Классическая механика выработала специфические представления о материи, движении, пространстве и времени, причинности.

Вопрос № 135

Вопрос: Диалектикой называется…

Ответы: ○ искусство ведения диалога ● методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи ○ логическая ошибка ○ техника использования понятий, исключающая эмоциональную беспорядочность обыденного спора

Решение: Диалектикой называется методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи.

Вопрос № 136

Вопрос: С точки зрения диалектического материализма, сознание есть продукт …

Ответы: ● общественный ○ божественный ○ физиологический ○ имманентно-духовный

Решение: С точки зрения диалектического материализма, сознание есть продукт общественный, то есть невозможно рассматривать сознание изолированно от других явлений социальной жизни; сознание человека заключает в себе выработанные историей человечества потенции, которые реализуются в процессе социализации – обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий.

Вопрос № 137

Вопрос: Непосредственное постижение целостности объекта выступает как …

Ответы: ○ предсказание ○ описание ● понимание ○ объяснение

Решение: Непосредственное постижение целостности объекта выступает как понимание – способность постичь смысл чего-либо, фиксируемая субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений. Понимание – это личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития субъекта, а также с его включенностью в различные коммуникативные системы. Объектом понимания могут выступать: язык, человек, социальные нормы, знание и опыт, историческая эпоха, культура, текст и т.д. Понимание как недискурсивное (не представленное в форме логических суждений и умозаключений) знание предшествует объяснению.

Вопрос № 138

Вопрос: Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется…

Ответы: ○ установкой ○ убеждением ○ знанием ● верой

Решение: Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется верой. Вера сопутствует человеку на всем его жизненном пути. В целенаправленной деятельности человека по созданию орудий труда, овладению ими вырабатывается вера в результативность, практическую ценность тех или иных действий. Вера в существование «вещного мира», в то, что он многообразен и многокачественен, способствует его познанию и преобразованию человеком в соответствии с его потребностями и интересами.

Вопрос № 139

Вопрос: Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения… истиной.

Ответы: ○ относительной ○ конкретной ● абсолютной ○ объективной

Решение: Догматизм есть философская позиция, возводящая относительные истины в абсолют, превращая их в незыблемые, не подлежащие никаким изменениям догмы. Догматическая позиция не замечать относительность знаний опасна тем, что ведет к застою познания, фанатическому фундаментализму и неспособности понять иные взгляды, в которых тоже может содержаться истина. Догматизм может быть связан не только со стереотипностью мышления, но и с личной или коллективной заинтересованностью сохранить неизменными те или иные взгляды, нормы, теоретические положения. Так, религиозные догмы долгое время принимались как незыблемые истины. Или — в Советском Союзе считалось недопустимым какое бы то ни было сомнение в абсолютной правильности марксизма-ленинизма. Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения абсолютной истиной, которая никогда не может быть уточнена и тем более изменена.

Вопрос № 140

Вопрос: В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема…

Ответы: ○ смысла жизни ○ соотношения бытия и мышления ● свободы ○ этического долга

Решение: В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема свободы. Способность поступать по своей воле, даже вопреки собственной пользе, выявляет сущность человека как свободного существа.

Вопрос № 141

Вопрос: Культура в широком смысле представляет собой…

Ответы: ○ естественную среду обитания человека ○ субъективную форму человеческого бытия ○ мировоззрение ● преобразовательную деятельность человека и ее результаты

Решение: Культура в широком смысле представляет собой преобразовательную деятельность человека и ее результаты. Культурой является деятельность, направленная на изменение внешнего и внутреннего мира человека, а также результаты этой деятельности – материальные и духовные ценности.

Вопрос № 142

Вопрос: С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека…

Ответы: ○ целеполагания ○ представления о конечности своего существования ○ общезначимых идеалов ● ценностей, которые человек реализует в поступках

Решение: С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека ценностей, которые человек реализует в поступках. Ценности, то есть то, что имеет положительное значение, могут придавать жизни смысл, сообщая человеческим действиям качественное содержание; при этом смысл жизни каждого человека определяется индивидуальной системой ценностей.

Вопрос № 143

Вопрос: Классическое понимание свободы предполагает ее связь с…

Ответы: ● необходимостью ○ возможностью делать то, что хочется ○ действием по собственному усмотрению ○ тождеством свободы и воли

Решение: Классическое понимание свободы предполагает ее связь с необходимостью. Необходимость – то, что должно обязательно произойти в данных условиях, внутренняя закономерность возникновения, существования явлений мира. Человек вынужден считаться с этими объективными условиями (Гобозов И.А. Социальная философия: учеб. для вузов. М., 2007. С. 216).

Вопрос № 144

Вопрос: Цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, ее «закат», «упадок», рассматривал …

Ответы: ○ В.С. Соловьев ○ К. Маркс ○ Н.Я. Данилевский ● О. Шпенглер

Решение: Цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, ее «закат», «упадок», рассматривал О. Шпенглер – немецкий философ и культуролог. Один из представителей цивилизационного подхода.

Вопрос № 145

Вопрос: Идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобального кризиса высказал …

Ответы: ● А. Печчеи ○ Э. Фромм ○ З. Фрейд ○ К.Маркс

Решение: Идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобального кризиса высказал Аурелио Печчеи – итальянский ученый, предприниматель и общественный деятель, основатель и президент Римского клуба, автор нескольких прогностических и научно-популярных книг, переведенных на многие как европейские, так и азиатские языки.

Вопрос № 146

Вопрос: К проявлению трансцендирующего характера философии относится …

Ответы: ○ выражение философских взглядов в художественных произведениях ○ выработка знаний, отражающих интересы определенных групп людей ● возможность выйти за пределы человеческого познания ○ рациональность знания

Решение: Под трансцендентным понимается то, что выходит за границы опыта, недоступно рациональному познанию, то, во что можно только верить. Необходимо обратить внимание, что трансцендирование можно рассматривать как метод постижения чего-либо: выход за «пределы» связан с самоуглублением, с наличием определенного таинства, постигаемости трансрационального. Трансцендирование не дает определенного и точного знания, но оно способно уловить некоторые глубинные свойства постигаемого бытия С.Л. Франк выделяет в трансцендировании два момента: трансцендирование «во-вне» и трансцендирование «во-внутрь», которые взаимодополняют друг друга.

Вопрос № 147

Вопрос: Прогностическая функция философии выражается в следующем …

Ответы: ○ помочь человеку осознать смысл жизни ○ ничего не принимать на веру ○ выявлять существенные элементы объекта ● предсказывать будущий ход событий

Решение: Прогностическая функция философии базируется на способности философии в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия. Философия предполагает формулировку в ее рамках правдоподобных гипотез об общих тенденциях развития человека и мира.

Вопрос № 148

Вопрос: Философия, в отличие от религии, является…

Ответы: ● теоретической формой осмысления бытия ○ формой культуры, вырабатывающей определенную систему ценностей ○ типом мировоззрения, помогающим человеку обрести смысл существования ○ формой мировоззрения

Решение: Философия, в отличие от религии, является теоретической формой осмысления бытия. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность, опираясь на логические выводы и доказательства.

Вопрос № 149

Вопрос: Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествившим добродетель со знанием, являлся…

Ответы: ○ Аристотель ● Сократ ○ Анаксагор ○ Парменид

Решение: Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествившим добродетель со знанием, являлся Сократ. С его творчеством связан этапный поворот в развитии философии Древней Греции – от натурфилософии к философии человека. Сократ одним из первых начал применять диалектическое мышление в рассмотрении смысложизненных проблем человеческой жизни.

Вопрос № 150

Вопрос: Основателем монадологии является …

Ответы: ○ Барух Спиноза ● Готфрид Вильгельм Лейбниц ○ Томас Гоббс ○ Рене Декарт

Решение: Основатель монадологии – Готфрид Вильгельм Лейбниц. По его мнению, в основе мира лежит субстанция, которая понимается как множество монад. Монада – некоторое духовное образование, духовный атом, созданный Богом.

Вопрос № 151

Вопрос: С точки зрения Л. Фейербаха, источником религии является …

Ответы: ○ философствование, поиск смысла жизни ● ограниченность человека ○ нравственное чувство ○ могущество человека

Решение: С точки зрения Людвига Фейербаха, немецкого философа-материалиста и атеиста, первоисточником религии является ограниченность человека: религиозные иллюзии основаны на чувстве зависимости, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выход в порождаемых фантазией надежде и утешении – так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Бог, будучи проекцией человеческого духа, отчуждается от человека, объективируется – ему не только приписывают самостоятельное существование, но превращают его из творения в творца и ставят самого человека в зависимость от «высшего существа» (соч. «Сущность христианства»).

Вопрос № 152

Вопрос: Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории…

Ответы: ○ физикализма ● относительности ○ синергетики ○ натурфилософии

Решение: Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории относительности А. Энштейна.

Вопрос № 153

Вопрос: Философское учение об универсальной одушевленности материи называется…

Ответы: ○ анимизм ○ натурализм ● гилозоизм ○ спиритуализм

Решение: Философское учение об универсальной одушевленности материи называется «гилозоизм». Гилозоизм рассматривает каждое тело и весь мир как живой организм. Подобные представления можно найти у многих древних натурфилософов, в том числе и у материалистов (Фалес, Гераклит, Эмпедокл и др.), в учениях которых сказываются следы древних мифов, одушевлявших природу. Гилозоизм, с одной стороны, близок к объективному идеализму – только духовное первоначало не отделено от природы и не возвышается над ней. С другой – к материализму – только сама материя «оживляется», одухотворяется (Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб., 2009. С. 63).

Вопрос № 154

Вопрос: Ограниченность возможностей познания историческими условиями жизни общества характеризует такое свойство истины как …

Ответы: ○ абстрактность ○ объективность ○ субъективность ● процессуальность

Решение: Ограниченность возможностей познания историческими условиями жизни общества характеризует такое свойство истины как процессуальность: истина – это не готовое знание, а процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений, движение знания от ограниченного, приблизительного ко все более всеобщему, глубокому, точному. Исторически предшествующая теория истолковывается в составе новой как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной теории (например, классическая механика Ньютона и теория относительности Эйнштейна).

Вопрос № 155

Вопрос: Откровение и медитация характерны для…

Ответы: ○ науки ● религии ○ обыденного познания ○ философии

Решение: Откровение и медитация характерны для религии. Религия выработала свои специфические способы интуитивно-мистического осознания мира и человека, к их числу следует отнести откровение и медитации. Первоначально откровение рассматривалось как дар особых избранников высших сил, которые в состоянии транса говорят от их имени (прорицатели, шаманы, юродивые и т.п.). Христианство рассматривает откровение как результат напряженного самоуглубления индивида, которому открывается истина. Истина откровения – это не объект исканий, но результат божественной воли, избирающей того или иного человека. Медитация – размышление, погружение умом в предмет, идею, мир, которое достигается путем углубленной умственной сосредоточенности и устранения всех посторонних факторов, отвлекающих внимание человека. В религии медитация означает растворение индивидуального сознания в Абсолюте. В христианстве, в частности, медитация трактуется как слияние человеческой и божественной личности.

Вопрос № 156

Вопрос: Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведением его под какой-либо закон, называется…

Ответы: ○ наблюдением ● объяснением ○ пониманием ○ формализацией

Решение: Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведением его под какой-либо закон, называется объяснением. Объяснение является важнейшей познавательной процедурой, выявляющей причины, условия, источники развития изучаемого объекта. В структуре объяснения различают следующие элементы: исходное знание об объекте; знание, используемое в качестве условия и средства объяснения; познавательные действия, связанные с применением знания; основания объяснения к объясняемому объекту.

Вопрос № 157

Вопрос: Наука в ее современном понимании появляется вместе с формированием…

Ответы: ○ наблюдения и измерения ● теоретического уровня познания ○ изобретательской деятельности ○ математического знания

Решение: Наука в ее современном понимании появляется вместе с формированием способности создавать идеальные объекты, раскрывающие сущность эмпирических явлений, т.е. способности создавать теоретическое знание. Преднаука, зарождающаяся наука изучает, как правило, те вещи и способы их изменений, с которыми человек сталкивается в своей практической деятельности и обыденном опыте. Первичные идеальные объекты и их отношения выводились непосредственно из практики, и лишь затем внутри созданной системы знания формировались новые идеальные объекты. При собственно теоретическом познании фундамент новой системы знания строится «сверху» по отношению к реальной практике, и лишь после этого, путем опосредствований, субъект проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики.

Вопрос № 158

Вопрос: Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…

Ответы: ○ экологического оптимизма ● антисциентизма ○ технократического утопизма ○ сциентизма

Решение: Тезис «Наука – чума ХХ века» выражает смысл позиции антисциентизма. Антисциентизм (от лат. sciencia – наука) обращает внимание на негативные процессы в жизни человека и общества, порождаемые научно-техническим прогрессом: растущее отчуждение и абсурдность жизни, превращение человека в винтик огромного механизма, возникновение глобального экологического кризиса, этический нигилизм – все это рассматривается антисциентизмом как результат внедрения науки во все сферы жизни.

Вопрос № 159

Вопрос: Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит …

Ответы: ○ З. Фрейд ● К. Ясперс ○ Э. Фромм ○ Л. Витгенштйен

Решение: Определение «Цивилизация – это ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер» принадлежит К. Ясперсу.

Вопрос № 160

Вопрос: Истина, добро, красота являются…

Ответы: ○ знаками ○ оценками ○ нормами ● ценностями

Решение: Истина, добро, красота являются ценностями. Ценность – это то, что значимо для человека, то, что придает смысл и содержание деятельности. По содержанию ценности делятся на познавательные (истина), этические (добро) и эстетические (красота).

Вопрос № 161

Вопрос: Признаком семьи эгалитарного типа является …

Ответы: ○ проживание в семье нескольких поколений ● совместное принятие важных для семьи решений ○ разграничение мужских и женских семейных обязанностей ○ Принадлежность всего имущества одному члену семьи

Решение: Совместное принятие важных для семьи решений, пропорциональное распределение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем – всё это является признаками семьи эгалитарного типа (семья равных).

Вопрос № 162

Вопрос: Высказывание «Осевое время заменяет собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями» принадлежит …

Ответы: ● К. Ясперсу ○ М. Веберу ○ К. Марксу ○ А. Тойнби

Решение: Высказывание: «Осевое время заменяет собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями» принадлежит К. Ясперсу. Концепция смысла истории К. Ясперса является наиболее завершенной, мировая история представлена как единый путь всего человечества.

Вопрос № 163

Вопрос: Автором понятия «неотехническая эра» является …

Ответы: ○ О. Тоффлер ○ З. Бзежинский ○ М. Маклюэн ● Л. Мэмфорд

Решение: Американский философ Л. Мэмфорд по отношению к новому этапу развития общества использует понятие «неотехническая эра». Концепция Л. Мэмфорда строится на всесторонней критике технократизма. Анализируя социологические факты, он доказал, что индустриальная революция, развитие техники приводят к технократизации человеческих отношений, человек становится изгоем в созданном им же мире, наблюдается разрыв между уровнем технологического развития и моралью.

Вопрос № 164

Вопрос: Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется …

Ответы: ○ методологией ○ мифологией ○ наукой ● мировоззрением

Решение: Мировоззрение – устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.

Вопрос № 165

Вопрос: Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…

Ответы: ○ прогностической ○ аксиологической ○ критической ● методологической

Решение: Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется методологической. Методологическая функция философии заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.

Вопрос № 166

Вопрос: Характерной чертой мифологической картины мира является…

Ответы: ○ рассмотрение предельно общих, начальных оснований бытия ● синкретизм знаний и верований, фантазии и реальности ○ вера в единого бога ○ стремление экспериментально подтвердить представления о происхождении мира и человека

Решение: Характерной чертой мифологической картины мира является синкретизм знаний и верований, фантазии и реальности. В мифологической картине мира человек оказывается частью наблюдаемого мира, зависимым от него, связанным с его духами и превращающимся в один из его духовных феноменов после смерти. Действительность в мифологии еще не имела четкого разделения на субъективный и объективный мир. Способом объяснения природных и социальных процессов в мифе является не выяснение причинных связей, а художественно-образное описание этих процессов, рассказ о них.

Страшный суд — что будет с грешниками после Страшного суда?

Считается, что каждый плохой поступок человека учитывается и он непременно понесет за него наказание. Верующие считают, что только праведная жизнь поможет избежать кары и оказаться в Раю. Решаться судьба людей будет на Страшном суде, но когда это будет — неизвестно.

Что это значит Страшный суд?

Суд, который коснется всех людей (живых и мертвых), называют «страшным». Произойдет он перед тем, как Иисус Христос второй раз придет на землю. Считается, что мертвые души воскреснут, а живые будут изменены. Каждый человек получит вечную участь за свои деяния, и грехи на Страшном суде выйдут на первый план. Многие ошибочно полагают, что душа предстает перед Господом на сороковый день после своей смерти, когда принимается решение, куда она попадет в Рай или Ад. Это не суд, а просто распределение умерших, которые будут ожидать «времени икс».

Страшный суд в христианстве

В Ветхом Завете идея Страшного суда представлена, как «день Яхве» (одно из имен Бога в иудаизме и христианстве). В этот день будет проходить празднование победы над земными врагами. После того как начала распространяться вера в том, что мертвые могут воскреснут, «день Яхве» стали воспринимать, как Страшный суд. В Новом Завете указано, что Страшный суд – это событие, когда Сын Божий спустится на землю, сядет на престол и пред ним предстанут все народы. Все люди будут разделены, и оправданные встанут по правую руку, а осужденные по левую.

  1. Часть своих полномочий Иисус поручит праведникам, например, апостолам.
  2. Людей будут судить не только за хорошие и злые поступки, но и за всякое праздное слово.
  3. Святые Отцы о Страшном суде говорили, что есть «память сердца», в которой отпечатывается вся жизнь, причем не только внешняя, но и внутренняя.

Почему у христиан Божий суд называется «страшным»?

Есть несколько названий этого события, например, великий Господний день или день гнева Божия. Страшный суд после смерти называется так не от того, что Бог предстанет перед людьми в ужасающем обличии, он, наоборот, будет окружен блеском своей славы и величия, что у многих вызовет страх.

  1. Название «страшный» связано с тем, что в этот день грешники будут трепетать из-за того, что все их грехи будут обнародованы и за них придется отвечать.
  2. Пугает и то, что судить всех будут публично перед лицом всего мира, поэтому увильнуть от правды не получится.
  3. Страх возникает и из-за того, что свое наказание грешник получит не на какое-то время, а навечно.

Где находятся души умерших до Страшного суда?

Поскольку еще никому не удавалось вернуться с того света, вся информация, касающаяся загробной жизни является предположением. Посмертные мытарства души, и Страшный суд Божий представлены во многих церковных писаниях. Считается, что в течение 40 дней после смерти душа находится на земле, проживая разные периоды, подготавливаясь тем самым к встрече с Господом. Выясняя, где находятся души до Страшного суда, стоит сказать о том, что Бог, просматривая прожитую жизнь каждого умершего человека, определяет, где тот будет находиться в Раю или в Аду.

Как выглядит Страшный суд?

Святым, которые писали священные книги со слов Господа, не была передана подробная информация о Страшном суде. Всевышний показал только суть того, что будет происходить. Описание Страшного суда можно получить из одноименной иконы. Изображение сформировалось в Византии в восьмом веке и его признали каноническим. Сюжет был взят из Евангелия, Апокалипсиса и разных древних книг. Большое значение имели откровения Иоанна Богослова и пророка Даниила. Икона «Страшный суд» имеет три регистра и у каждого свое место.

  1. Традиционно в верхней части образа представлен Иисус, который с обеих сторон окружен апостолами и они принимают в процессе непосредственное участие.
  2. Под ним находится престол – судейский трон, на котором находится копье, трость, губка и Евангелие.
  3. Внизу находятся трубящие ангелы, которые так созывают всех на событие.
  4. Нижняя часть иконы показывает о том, что будет происходить с людьми, которые были праведниками и грешниками.
  5. С правой стороны находятся люди, которые совершали хорошие поступки и они попадут в Рай, а еще Богородица, ангелы и Рай.
  6. В другой стороны представлен Ад с грешниками, бесами и Сатаной.

В разных источниках, описываются другие детали Страшного суда. Каждый человек будет видеть свою жизнь в мельчайших подробностях, причем не, только с собственной стороны, но и глазами окружающих людей. Он поймет, какие поступки были хорошими, а какие плохими. Оценка будет проходить при помощи весов, так на одну чашу будут положены добрые дела, а на другую – злые.

Кто присутствует на Страшном суде?

Во время принятие решения человек не будет находиться с Господом наедине, поскольку действо будет открытым и мировым. Страшный суд будет проводить вся Пресвятая Троица, но она будет развернута только ипостасью Божьего Сына в лице Христа. Что касается Отца и Святого духа, но они будут принимать участие в процессе, но с пассивной стороны. Когда наступит день Страшного суда Божия, каждый будет нести ответственность вместе со своими ангелами-хранителями и близкими умершими и живыми родственниками.

Что будет с грешниками после Страшного суда?

Слово Божие изображает несколько видов мучений, которым будут подвержены люди, ведущие грешную жизнь.

  1. Грешники будут удалены от Господа и прокляты им, что и будет страшным наказанием. В результате они будут мучиться от жажды своей души приблизиться к Богу.
  2. Выясняя, что ждет людей после Страшного суда, стоит указать, что грешники будут лишены всех благ царства небесного.
  3. Люди, которые совершали плохие поступки, будут отправлены в бездну – место, которое боятся демоны.
  4. Грешники будут постоянно терзаться от воспоминаний о своей жизни, которую они погубили собственными словами. Их будет мучить совесть и сожаления о том, что нельзя ничего изменить.
  5. В святом Писании представлены описания внешних мучений в виде червя, который не умирает, и неугасающего огня. Грешников ждет плачь, скрежет зубов и отчаяние.

Притча о Страшном суде

Иисус Христос говорил верующим о Страшном суде, чтобы те знали, что их ожидает, если отступить от праведного пути.

  1. Когда Божий Сын придет на землю со святыми ангелами, он сядет на престол собственной славы. Соберутся перед ним все народы и Иисус проведет отделение хороших людей от плохих.
  2. В ночь Страшного суда Сын Божий спросит за каждый поступок, утверждая, что все плохие действия, совершенные по отношению к другим людям, были сделаны ему.
  3. После этого судья поинтересуется, почему они не помогли нуждающимся, когда те, требовали поддержки, и грешники будут наказаны.
  4. Хорошие люди, которые вели праведную жизнь, будут отправлены в Рай.

Тюльганское благочиние

Душа у людей – бессмертна, хотя не все этому рады. Грешникам хочется уснуть навсегда, чтобы никто не узнал о прошлых помыслах и деяниях. Но сделать это невозможно. Всему мешает воскресение Христа. Поскольку он вместил в себя человеческую природу целиком и полностью, то с каждым землянином произойдет то же самое, что с ним. Мы обязательно по его примеру, воскреснем. Страшный Суд Божий каждому человеку гарантирует встречу с Богом – встречу со Светом. Этот Свет беспощадно высветит в нас все. Ничего утаить от него невозможно. И если от греховного постыдного человек не сумел избавиться до конца при жизни на Земле, то Свет вызовет у него муку стыда. Вот эта мука и станет Судом каждого.

Страшный Суд Божий — видение

Страшный Суд Божий – это встреча с Иисусом Христом. Он судить людей станет не как ангел (тому неведомы человеческие грехи, слабости и борьба с ними). Судить будет не как Сверхчеловек. Судить народы будет как Сын Божий и Сын Человеческий. В писании сказано:

Бог Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22).

Деление на овец и козлищ

Но Бог Отец одних подсудных людей перед направлением к Богу Сыну благословляет (ставит на них печать божию), а других нет. Тем самым он делит их на овец и козлищ. В настоящий момент мысль о Страшном Суде почти 100 % людей приводит в удручающее состояние. Причем как тех, кто не верует в Бога, так и прихожан воцерковленных (кто молится Ему, заботится о спасении своей души). ашн

Страшный Суд Божий на фреске Микеланджело

Нечестивые люди настолько погрязли в грехах, что не надеются на прощение Богом на Страшном Суде. А вот ранние христиане, хотя считали себя грешниками, истово верили в Божественное милосердие Христа. Они уверовали, что когда Страшный Суд Божий для умершего человека и живого придет, то это будет нечто радостное, светлое. На нем Христос Спаситель вытрет слезы на лицах людей. На Земле люди надеются на справедливость суда. А Божий Суд можно считать справедливым? Святые отцы однозначно говорят – да. Божественная справедливость заключается вот в чем. Страшный Суд Божий грозен будет для живых лицемеров, беззаконников, а также умерших подлецов. Для остальных Божий Суд – милосерден. Люди подсудны перед Богом. Но каждому дозволено самому перечислить те законы, по которым Он будет его судить! Ибо, в Евангелии, сказано:

… каким законом судите, таким и будете судимы.

Логика элементарна. Если человека осуждаешь за неблаговидные поступки, значит, знаешь – это грех. А если судишь по этому критерию других, но сам его нарушаешь – виновен вдвойне. Если в первое пришествие Христос не отличался от других людей, то во время Страшного Суда он явится во Славе своей, в окружении Ангелов. Страшный Суд Божий будет скорым. На Суде Господь не станет разбираться в соблюдениях или нарушениях божьих заповедей. На Суде Бог спросит о конкретных делах: Принял ли странника? Накормил ли голодного? Одел ли нагого? Напоил ли жаждущего? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме?

Страшный Суд Божий и Частный — разница

Нужно понимать, что Страшный Суд Божий не так грозен тем умершим, которые прошли после смерти суд Частный. Те души, которые не были осуждены на частном Суде и попали в Рай, не могут быть осуждены на Страшном суде. А вот душа, осужденная на частном Суде и находящаяся в аду, может быть помилована и оправдана на Страшном Суде. Поэтому посмертные мытарства души и Страшный суд Божий связаны церковными молитвами живых за усопших грешников. Нужно в молитвы вкладывать надежду на упование Бога, связанную с тем, что грешники не только творили свои мерзкие дела, но они еще — частицы тела Господня. Ведь мы все созданы по его образу и подобию. Следует просить Бога не уничтожать творение рук Своих.

Когда ждать пришествия Страшного Суда

Люди относятся к Страшному Суду как к отвлеченному, далекому событию, в то время как Бог уже стоит у дверей, вся трагедия разворачивается уже сейчас. Бог не оставит без внимания тех, кого мир отрицает, сбрасывает со своих счетов. Опозоренные и одинокие, старые и безнадежно больные, прозябающие в бедности и отчаивающиеся добиться правды – ощутят поддержку Бога, его милость. И наоборот, он отвернется от тех, кто стремится к земному успеху, погряз в удовлетворении своих страстей, пороков. Ложь, бесстыдство, деградация людей стремительно приближают момент Страшного Суда над всем человечеством. Внимательный наблюдатель видит, как нравственный, духовный, умственный паралич охватил не только людей далеких от Бога, но и часть людей верующих, исполняющих церковные обряды. Если церковь перестает нормально реагировать на зло – это говорит о нездоровом организме Божьего Дома. Он не сопротивляется дьявольскому нашествию, а это приведет к печальному концу. По словам апостола Павла (1 Пет 4,17) Суд Божий начнется с Дома Божия, потому что Церковь отвечает и за себя, и за остальных людей. Именно к членам Церкви обращено грозное предупреждение апостола Павла:

Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет сулить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр 10, 26-31).

Бог – это Свет. В нем нет тьмы, зла, нелюбви. Понятно рассказывается о Страшном Божьем Суде на семинаре иеромонаха Никодима Шматько, видео которого приведено в конце статьи.

Видео: Страшный Суд Божий и как к нему готовиться?

Комментарии 28

Страшный суд божий и когда он наступит?

Ещё одна живая тема и волнующий многих христиан, да и не только христиан, вопрос. Думаю, важно к понимаю данного вопроса подходит без фанатизма, учитывая реалии современного мира. Так, если посмотреть на жизнь миллионов и миллиардов ныне живущих людей, можно сделать вывод, что страшный суд уже идёт.

Но давайте обо всём по порядку.

Что такое Страшный суд божий и когда он будет?

Вторая часть вопроса от нашего постоянного посетителя Игоря про страшный суд. Первую часть — «Будет ли второе пришествие Христа?» надеюсь вы прочитали. Вопрос, на который я отвечаю в этой статье звучит так: будет ли страшный суд? восстанут ли мертвецы? и когда всё это произойдёт?

Много разных пророчеств существует на эту тему. Опять же, попробуем ответить на данные вопросы, прежде всего, с точки зрения эзотерики, но максимально доступным языком. Надеюсь все, и даже те, кто не знаком с эзотерикой глубоко, поймёт о чём идёт речь в данной статье:)

Что такое Страшный Суд божий? По сути, это время, когда все люди и существа этого мира, по Воле Бога, платят по счетам, за все свои добрые и злые деяния совершённые за всё время своего существования. Это время подведения всех итогов!

И те, кто не предали Бога, Свет, Добро, свою Душу — будут вписаны в книгу жизни и только они войдут в эпоху духовного возрождения (после страшного суда), а затем и в Золотой Век (7 раса) в рядах воинства божьего в Иерархию Света.

А те, кто не попадут в книгу жизни — будут вписаны в книгу мёртвых, и после подведения всех итогов на Небесах, будут уничтожены или отправлены в миры ада навсегда (на другие планеты и даже в другие Вселенные).

Кто попадёт в книгу Мёртвых? Те человеческие души и существа тонкого мира, у которых чаша Зла перевешивает, то есть наполнена их злыми делами больше, чем чаша Добра.

За что человек, его душа будут вписаны в книгу мёртвых? За предательство Бога, за злые дела и помыслы, за разрушение своей души пороками, вредными привычками, неверием, за отречение от Бога и неверие в Него, за продажность и торговлю своей Душой и телом, за служение мамоне (деньгам), за неразвитие своей души, и т.д.

Кто и за что будет вписан в книгу Жизни, а значит спасён? Те души (люди), которые на деле и всей своей жизнью сделали выбор Светлого Пути, те, кто сражается за Добро против Зла, кто постоянно работает над собой и развивается: уничтожает в себе порок, слабость, негативные качества и эмоции, и формирует сильные и достойные качества и добродетели.

Когда начнётся страшный суд? Страшный суд уже идёт и ещё будет продолжаться. Каждый человек, каждая душа за последние пару десятков лет и последующие пару десятков лет — сделала, делает или будет делать свой выбор, подтверждая его жизнью, на какую сторону она становится: на сторону Добра или на путь Зла. Без внимания и без выбора не останется никто!

Конечно, всё это время на Земле — это время катаклизмов, войн, множества смертей и т.п. Потому что, идёт большая битва Добра и Зла за людские Души. И каждый человек должен определиться на чьей стороне и за кого он сражается. Ещё раз, вне этой битвы не сможет остаться никто! Предлагаю и вам ответить для себя на вопрос — на чьей стороне, за кого и за что сражаетесь Вы?

Основная битва, безусловно, идёт не в физическом (материальном) мире, а в мире Тонком, в мире Бога, Ангелов и Душ. Эта битва скрыта от большинства человеческих глаз, хотя души многих принимают в ней непосредственное участие.

Многие из тех, кто уже безвозвратно попали в книгу мёртвых — живут последнюю жизнь на Земле, а затем будут призваны к ответу (уничтожены или отправлены в тёмные миры). Такие люди, чёрные души — отмечены на энергетическом уровне знаком черепа. Экстрасенсы и Целители обладающие экстрасенсорными способностями могут видеть эти приговорённые души по печати черепа, которая стоит на их энергосистемах, атрибутах, а у кого-то даже на лбу.

Много ли таких приговорённых душ? Да много, очень много!

Восстанут ли мёртвые? Ну, из могил никто вставать не будет, на физическом уровне:) Но нужно понимать, что в человеческих телах, на Земле сейчас живут не только божественные человеческие души, но и тёмные существа (асуры), и даже души животных, воплощённых в тело человека (т.н. оборотни). И последних очень много.

Наверное тот факт, что в образе человека на Земле сейчас живёт много воплощённых тёмных существ, асуров и называется восстание мёртвых. Они то активнее всего и запускают на нашей планете, в обществе разрушительные и преступные процессы.

С уважением, Василий Василенко

Смотреть Источник

Страшный Суд и что мы о нем знаем

События, предваряющие Страшный Суд

Блаженный Августин говорит, что «время, которое лежит между смертью человека и конечным воскресением, держит души в тайных вместилищах, в соответствии с тем, чего каждая душа достойна: покоя или страдания». Следовательно, последующие за всеобщим воскресением события, равно как и само воскресение, для одних усиливают блаженство и наслаждение, для других ‒ муку и страдание.

Свой «ад» или «рай» мы созидаем своими благими или нечестивыми деяниями

При этом мы не должны забывать, что свой «ад» или «рай» мы созидаем уже в нашей земной жизни своими благими или нечестивыми деяниями, спасаясь верою во Иисуса Христа как в Сына Божия и упованием на чудо Его спасительного Воскресения.

Сказано: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10, 9). Этими словами «Павел дает… символ, в который вы должны верить и который надо исповедовать, чтобы спастись».

Но! Общеизвестно, что «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Дела-то и последуют за нами в вечность, будущность которой мы и созидаем ими (добрыми или злыми), еще живя на земле. И если мы не примирились с Богом Отцом в Его Сыне Господе Иисусе Христе, то все то дурное, что мы сотворили во дни земной жизни, последует за нами в вечность. «Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня» (Пс. 39, 13).

Блаженный Иероним предлагает следующую картину предваряющих Страшный Суд событий:

«Иероним перечисляет следующие пятнадцать признаков или знамений, предшествующих Суду. В первый день все моря поднимутся на пятнадцать локтей выше гор, на второй день все воды настолько погрузятся в пучины, что едва ли будут видимы, на третий день они будут восстановлены в их прежнее состояние, на четвертый день все большие рыбы и другие твари, движущиеся в водах, соберутся вместе и, подняв свои головы над поверхностью моря, будут издавать друг на друга злобное рычание, на пятый день все птицы соберутся вместе в полях с воплями друг к другу, не прикасаясь к пище и воде, на шестой день огненные реки поднимутся к небесному своду стремительно, несясь с запада на восток, на седьмой день все небесные светила, т. е. и планеты и неподвижные звезды выкинут огненные хвосты, подобно кометам, на восьмой день произойдет великое землетрясение и все животные будут свалены, на девятый день все растения будут обрызганы как бы кровью, на десятый день все камни, малые и большие, будут разделены на четыре части, несущиеся друг на друга, на одиннадцатый день все холмы и горы и строения будут превращены в прах, на двенадцатый день все животные придут из леса и с горы на поля, рыча и не прикасаясь к еде, на тринадцатый день откроются все могилы с востока до запада, чтобы тела могли воскреснуть, на четырнадцатый день все люди покинут свои убежища, не понимая ничего и не говоря, но бросаясь туда и сюда, подобно безумным, на пятнадцатый день все умрут и воскреснут с теми, которые умерли давно перед этим. Когда придет Христос для Суда, Он явится во славе из-за той власти и силы, которые надлежат Судье. Достоинству судебной власти присуще иметь некоторые признаки или знаки, которые побуждают людей к почтению и подчинению, а поэтому пришествию Христа и Его Страшному Суду будут предшествовать многие признаки или знамения для того, чтобы сердца людей были приведены в подчинение грядущему Судии и были приготовлены к Суду, будучи предупреждены этими знамениями».

Свидетельство Иеронима интересно многоплановостью образов и символов, хотя и не всегда соответствующих библейским реалиям.

Человеческая природа перестанет быть смертной и облечется в бессмертие

Так, в отличие от Иеронима, Библия сообщает нам, что «не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15, 51‒52). Святитель Иоанн Златоуст, отвечая на подобное несоответствие, наставляет: «Смысл его слов таков: не все мы умрем, но все изменимся ‒ даже и те, которые не умрут, ибо и они смертны». То есть изменения коснутся всех: и некогда умерших, и живых.

Входя в Новый Мир, мы изменимся. Человеческая природа перестанет быть смертной и облечется в бессмертие – для одних благостное и блаженное, для других страстное и страдающее.

Беспечность одних и бодрствование других

Новый Завет утверждает, что в преддверии конца света и Страшного Суда сердцами одних людей завладеет беспечность, а сердца других наполнятся бодростью ожидания и беспокойством.

Сказано: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба..». (1 Фес. 5, 3). Святитель Иоанн Златоуст предлагает следующее объяснение: «Христос сказал это в доказательство того, что Он придет вдруг и неожиданно, когда большинство будет наслаждаться удовольствиями». То есть обольщение антихриста настолько завладеет сознанием людей, что, погруженные в гедонизм и нарциссизм, культ обогащения и вседозволенности, уверенные в своем настоящем и будущем, они совершенно не будут обращать внимания на исполняющиеся пророчества о событиях последнего времени, пребывая в иллюзии ложного мира и ложной безопасности, и «тогда внезапно постигнет их пагуба».

Читаем: «Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 38–39). Святитель Иоанн Златоуст учит: «При радостях какая может быть скорбь? Здесь разумеются удовольствия и мир, которые могут быть только у людей бесчувственных. Поэтому-то апостол и не сказал: когда будет мир, но: когда будут говорить: ‟мир и безопасность”, изображая тем их бесчувственность, подобную той, какая была у людей и во дни Ноя, когда они, несмотря на величайшие бедствия, проводили жизнь, полную удовольствий, праведные же, напротив, проводили жизнь в скорби и печали. Отсюда видно, что с пришествием антихриста между нечестивыми и отчаявшимися в спасении своем умножатся постыдные наслаждения, – тогда будет чревоугодие, объедение и пьянство. Таким образом, Христос приводит пример, совершенно подходящий к обстоятельствам дела».

В противоположность неверующим, о верующих, наблюдающих библейские знамения времени и небес, сказано: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания , грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лук. 21, 25–26).

Согласно Блаженному Августину, «к концу света будет общее гонение благих людей со стороны нечестивых, так что в одно и то же время одни будут подвергаться страху, а именно благие, а другие будут в безопасности, а именно нечестивые. Слова: ‟когда будут говорить: мир и безопасность” относятся к нечестивым, которые будут мало обращать внимания на приближение Суда, в то время как слова из Евангелия от Луки (21, 26): ‟люди будут издыхать от страха” и т. д. должны быть относимы к благим». Беспечность среди людей будет проявляться и после гибели антихриста: они воспримут ее как некую досадную случайность, а не как действие Побеждающего Христа. Поэтому, хотя народы будут испуганы обнаружением этих небесных знамений, но прежде чем они начнут появляться, нечестивые люди будут считать себя в «мире и безопасности»: даже после смерти антихриста и до пришествия Христа, видя, что мир не уничтожился сразу, как они сначала подумали. Они продолжат идти путем греха и вседозволенности до самого конца.

Сказано: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Отк. 8, 1). Как затишье перед бурей оборачивается катастрофой, так и перед Пришествием Христа, уже после погибели антихриста, воцарится тишина раздумья – спасительная для сохранивших дар веры и напрасная для закоренелых противников Христа и Его Церкви.

Беда Достопочтенный писал: «Мы верим, что после гибели антихриста в Церкви на некоторое время воцарится мир, о чем Даниил пророчествовал так: ‟Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней” (Дан. 12, 12). О том же блаженный Иероним говорит следующим образом: “блажен тот, кто после гибели антихриста будет ждать еще тысячу двести девяносто дней, то есть три с половиной года, и еще сорок пять дней, потому что тогда придет во славе Своей Господь и Спаситель”. Почему воцарится молчание на сорок пять дней, знает лишь Бог. Если только мы не скажем со всей определенностью, что отсрочка пришествия царства святых – это испытание терпения. Обрати внимание: в шестой день обычно случаются самые тяжелые испытания для Церкви, в седьмой же наступает покой. Так и Господь, распятый в шестой день, в субботу почил, ожидая времени воскресения».

Сказано:

«Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний (Иак. 5, 7); и еще: Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 22–23).

Знамение Сына Человеческого

Второе Пришествие (греч. парусия) Христа Спасителя будет явным и всемирным деянием Бога.

Сказано:

«Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24, 27–30).

Святитель Иоанн Златоуст восклицает: «‟Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе”, то есть Крест, который светлее солнца, так как солнце помрачается и скрывается, а крест является. Он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть». И действительно, нет более величественного знамения Сына Человеческого и Сына Божия, чем Святой Крест, этот вечный Жертвенник нашего спасения.

Некогда и апостол Павел восклицал: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14).

Сей знак нашего спасения, появившись на небе, опрокинет лжемудрования всех ругателей Креста Господня.

И далее: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10).

Блаженный Августин пишет: «Иисус придет в человеческом облике: это увидят и нечестивые; увидят и те, кто помещен по правую руку; увидят и те, кому уделено быть по левую руку, как написано: ‟воззрят на Того, Которого пронзили” (Зах. 12, 10; Ин. 19, 37). Если увидят Того, Которого пронзили, то увидят Его тело, которое проткнуло копье; но Слово не пронзить копьем. Итак, нечестивые смогут наблюдать то, что смогли изранить». Подобно и Ипполит Римский пишет: «Тогда приведут сына погибели, то есть дьявола, вместе с демонами и служителями его. Ангелы строгие и суровые низвергнут его в огонь неугасающий, к червю неумирающему, во тьму кромешную. Еврейский же народ увидит Христа в образе человеческом именно так, как Он явился к ним во плоти от Святой Девы и как они распяли Его. И покажет Он им язвы от гвоздей на руках и на ногах, и ребро Свое, пронзенное копьем, и голову, увенчанную тернием, и честной крест. И разом увидит весь еврейский народ, и будет рыдать и плакать подобно тому, как возглашает пророк: ‟воззрят на Того, Которого пронзили” (Зах. 12, 10; Ин. 19, 37). И не будет никого, кто оказал бы им помощь или милость, потому что они не покаялись и не отвратились от пути лукавого». То есть Христос явится в том самом Теле, в Котором Он и воскрес из мертвых, с сохранением ран и язв, с каковыми Он по Воскресении, дверями затворенными явился ученикам Своим, призывая апостола Фому словами: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27).

Этим Телом Он ныне и ходатайствует за нас пред престолом Отца Небесного! Читаем: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5). То есть после Вознесения Его на небо Бог Отец взирает на этот мир чрез раны Своего Сына Возлюбленного, в которых для нас источник Его прощения, милости и оправдания!

Деяния Страшного Суда

Но во Втором Своем Пришествии Господь Иисус Христос приходит в этот мир уже не спасать его, как во дни Первого Пришествия, но судить.

В Евангелии от Матфея читаем:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф. 25, 31–33).

Размежевание между «овцами» и «козлищами» осуществляется уже в этой земной жизни, в зависимости от того, какую иерархию ценностей мы выстраиваем. Собственно, переоценка ценностных ориентиров в земной жизни и предопределяет нашу вечную будущность. И в разные периоды жизни человек выстраивает собственные приоритеты того, что для него наиболее важно, что второстепенно, а что и совершенно непозволительно.

Тонкой разновидностью монофизитской ереси является представление о том, что в день Страшного Суда будут рассматриваться вопросы только из области догматического и сравнительного богословия, сектоведения и канонического права ‒ и совершенно будут игнорироваться вопросы, связанные с нашим отношением к ближним и дальним. Собственно говоря, только они и будут рассматриваться на Страшном Суде, страшном для тех, кто неспособен выстраивать правильные отношения с другими людьми, как своими, так и «чужими»! Христианская религия и научает нас воспринимать любого человека, с которым мы соприкасаемся во дни земной жизни, как некое поручение от Бога и даже как Самого Бога…

Далее мы читаем в Евангелии от Матфея:

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 34–40).

Епифаний Латинский наставляет:

«Так что же, возлюбленные мои? Неужели Господь наш голоден и испытывает жажду? Неужели наг Тот, Кто Сам сотворил все на небе и на земле, Кто вскармливает ангелов на Небе и всякий народ на земле, Кто не нуждается ни в чем земном, ибо сущность Его не убывает? Такое кажется невероятным. Однако легко поверить в то, в чем Он Сам сознается. Ведь Господь алчет не в Себе, но в Своих святых; Господь жаждет не в Себе, но в Своих бедняках. И наг Господь не в Себе – Он всех одевает, ‒ но в Своих рабах. И болен Господь не в Себе – Он всех больных в силах исцелить и смерть разрушить, ‒ но в Своих рабах. И странник Господь не в Себе – Ему принадлежат и небо, и земля, ‒ но в Своих рабах. И в темнице Господь не в Себе – Он в силах любого освободить от мучений, ‒ но в Своих святых. Теперь видите, возлюбленные, что святые не сами по себе: как святые претерпевают все это ради Господа, так и Господь терпит это ради святых вместе с ними».

И хотя точка зрения Епифания Латинского созвучна с другими высказываниями Христа (Мф. 10, 42), она не передает всю полноту самоуничижения Сына Божия, отождествившего Себя Самого с каждым человеком (не только со святыми), когда-либо жившим и живущим на земле. Ибо после Боговоплощения Он, в Своем Истинном Божестве Единосущный Богу Отцу по божеству, в Своем Истинном Человечестве оказался Единосущен каждому человеческому существу в человечестве (сотелесничестве)!

Читаем: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно , искушен во всем, кроме греха (Евр. 4, 15); и еще: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2, 24).

И в этом смысле нам важно уяснить, что святость не является чем-то автономным от Бога, о Котором сказано: «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Отк. 15, 4). То есть святость — это категория и состояние только Бога! И тонкой разновидностью пелагианской ереси будет считать, что кто-то может стать святым без Бога и вне Бога.

Как Луна, не являясь источником света, отражает свет Солнца, и только в той мере, в какой он касается ее, так и подлинная святость в жизни любого святого есть свет праведности Христовой, отразившийся от него.

Но бывает и полное лунное затмение, когда свет Солнца никак не отражается от видимой нами стороны Луны. Тем более ярким и радостным оказывается его (затмения) прекращение и обретение во свете того, что было погружено некогда во мрак. Таковые «первенцы» тьмы могут оказаться и первенцами света! «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Преимущество таковых людей заключается в том, что они не испытывали никаких иллюзий и «благочестивых» галлюцинаций относительно самих себя, реально и объективно оценивая себя как конченых грешников, за что, ища оправдание во Христе и со Христом, оказались праведными.

Сказано: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2 Кор. 2, 15). То есть благоухание праведности Христа!

Следовательно, отличие «овец» от «козлищ» ‒ и в причастности ко свету и благоуханию Христовой праведности. То есть те свойства и качества, которые должны обнаружиться в нас уже во дни нашей земной жизни, по смерти, на прохождении мытарств и особенно в день Страшного Суда, позволят распознать и отличить нас от козлищ, чуждых стаду Христову.

После приговора Страшного Суда происходит окончательное и неисправимое размежевание между спасаемыми и гибнущими племенами, народами и языками.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 41–46).

Епифаний Латинский наставляет:

«Вы видите, возлюбленные, нет тому извинения. Они знали, что делать в этом мире. Однако жадность и злая воля мешали им уготовить себе сокровища в будущем вместо геенны. Они не осуждаются за злодеяния, и Господь не говорит им: ‟Идите от Меня, злодеи, ибо вы повинны в убийстве, любодействе, воровстве”. Нет, но говорит: ‟Потому что Я алкал и жаждал в рабах Моих, а вы не послужили Мне”. Если так осуждаются не сделавшие зла, то что сказать о творивших дела диавола? Не постигает ли их пророчество блаженного Давида: ‟Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных” (Пс 1, 5)? И не то чтобы они не воскресли, но ни на суд, собрание праведных они не заслуживают войти. Они восстанут, но чтобы из наказания войти в наказание. ‟И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную”. И все это вечно: для грешников вечная мука, для праведных – вечная жизнь».

По окончании Страшного Суда и размежевания между «овцами» и «козлищами» спасенные народы воспоют пред престолом Божием «Новую Песнь» (Отк. 14, 3).

«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Отк. 7, 9–17).

Преподобный Андрей Кесарийский пишет:

«Невещественно будут они пасомы на чистых и преобширных источниках Божественного разумения, обозначенных водою, которая, кроме этого, обозначает еще обильное излияние Божественного Духа. И Господь сказал о верующем, что ‟реки от чрева его истекут воды живой” (Ин. 7, 38); ею тогда обильно питаемые святые, приобретши по прекращении частного знания совершенное ведение и освободившись от тления и изменения, будут пребывать в бесконечном веселии и радости».

«И жизни будущего века»

Участь блаженных

Красота жизни будущего века – это неизреченная тайна, которой в этой земной жизни мы касаемся лишь отчасти, но достаточно регулярно…

Что означает уточнение: «А нам Бог открыл Духом Своим»?

Мы становимся причастниками вечных благ уже в земной жизни через церковные таинства

Духом Святым совершаются действием Христа все таинства Церкви. То есть мы становимся причастниками вечных благ уже в этой, земной жизни через те или иные церковные таинства. И вечная сладость, которая ими предваряется, реальна для нас уже сегодня и сейчас.

То есть живя на земле, через таинства Церкви и приобщение Слову Божию мы уже теперь пребываем в вечном блаженстве и радости грядущего Небесного Иерусалима!

Счастье и наслаждение вечной жизни сопряжено с постижением (созерцанием) Бога

Счастье и наслаждение вечной жизни сопряжено с постижением (созерцанием) Бога, каковая радость и будет преисполнять сердца спасенных. Возрастая в познании о Боге опытно, души более и более будут уподобляется вечно познаваемому и экзистенциально непознаваемому, пребывая в созерцательной жизни, которая будет «столь блаженна, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем».

Беда Достопочтенный пишет: «Так велика милость нашего Создателя, что Он даровал нам возможность знать Его и любить, как дети любят отца; было бы уже немало, если бы мы могли любить Его, лишь как преданные слуги любят хозяина, как сурового господина любят его верные наемники». Знать (познавать) Его и любить (возрастать в любви чрез познание) и составляет, в понимании Беды, суть вечной созерцательной жизни, которая еще не открылась нам. И действительно, в этой, земной жизни «мы видим как бы сквозь стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12).

Возрастание в любви и познании и составит суть вечного блаженства, наслаждения и радости!

«И жизни будущего века»

Участь проклятых

И, напротив, участь нечестивых – пребывание во мраке неведения и о себе, и о Боге. Замкнутые в собственных грехах и стесненные ими, нечестивые, съедаемые вожделениями и стыдом, вечно будут пребывать в состоянии застывшего реликта, безысходности и отчаяния. И хотя не все грешники понесут одинаковое наказание и муку, каждый получит казнь соответственно содеянной им вине, которая будет обусловлена его ведением или неведением относительно воли Создателя во дни земной жизни.

Читаем:

«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12, 47–48).

То есть наказание нерадивым христианам будет более жестоко, чем наказание пребывавшим в неведении о Боге и Его законе во дни земной жизни. Подобное правило действует отчасти для верующих уже и в этой жизни.

Сказано: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются » (Евр. 6, 4–6).

Феодорит Кирский пишет: «Крайне невозможное дело, говорит апостол, приступавшим ко всесвятому крещению, причастившимся благодати Духа Божия, приявшим прообраз вечных благ, снова приступить и сподобиться другого крещения. Ибо это не иное значит, как снова Сына Божия пригвождать ко кресту и снова наносить поругание, какое Ему нанесено было. Ибо как Он единожды претерпел страдание, так и нам подобает единожды приобщиться Ему в страдании».

Путь возвращения к Богу всецело закрыт для оказавшихся в аде и лишенных инструмента исправления – человеческого тела (о чем выше мы неоднократно рассуждали).

«И жизни будущего века»

Свет и мрак

Если спасенные будут объяты светом в Царствии Божием, то погибшие будут пребывать во мраке.

Сказано о мире святых и оправданных действием благодати:

«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Отк. 21, 23–24).

Древнехристианский экзегет Апрингий пишет:

«В образе света, очевидно, представляется, что Агнец есть светильник города и в свете Его ходят цари и народы. Пророк, поняв это, сказал: ‟во свете Твоем увидим свет” (Пс. 35, 10). Об этом свете сказал апостол: ‟Ночь прошла, а день приблизился” (Рим. 13, 12). В схожем ключе пишет и евангелист: ‟жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин. 1, 4–5). Другими словами, то, что закостенела природа нашей бренности и что почернела тень нашего человечества, стало очевидно после того, как Господь воспринял плоть. И когда часть нашей плоти населил Бог – Свет, Он осветил ее всю величием славы. Поэтому им передана честь и слава царей и народов, потому что через Него все прославились, и тьма ночи не объяла верных Его, которым было светло от присутствия Агнца и Слова несказанного и нерожденного Отца».

И сами спасенные народы будут излучать свет: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43); и еще: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 3).

В противоположность спасенным, погибшие будут пребывать во мраке «тьмы кромешной». Читаем: «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22, 13). Комментируя эти слова, святитель Григорий Великий (Двоеслов) восклицает: «Если этот огонь давал бы свет, он никак не мог быть описан как бросание во тьму кромешную».

Таким образом, сам адский пламень не будет являться источником света, и пребывающим в нем будет представляться, что они находятся в полном одиночестве.

Страшно преступление любого греха, но еще страшнее и вечное наказание за него. Несовершенны наши праведные деяния, но, в соединении с действием благодати, великое благо обретается чрез них.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх