Помост

Вопросы веры

Суздаль спасо евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале и его тайны

На северной окраине Суздаля, на левом, высоком берегу реки Каменки, расположен огромный Спасо-Евфимиев монастырь (Спасо-Евфимиевский монастырь). В нем отразилась вся непростая история нашего государства. На меня он произвел невероятно сильное впечатление как своим могучим обликом, так и богатой музейной экспозицией.

Спасо-Евфимиев монастырь

Общий вид Суздальского Спасо-Евфимиева первоклассного монастыря в XIX веке

История Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году князем Борисом Константиновичем (умер в 1394 году) в качестве форпоста Суздальско-Нижегородского княжества. Первым его игуменом стал святой Евфимий, «духовный собеседник» и сподвижник Сергия Радонежского. Первоначально монастырь назывался Спасо-Преображенским, что отражено в названии монастырского собора. После того, как в 1507 году были обретены нетленные мощи святого Евфимия и утвердилось сначала его местное, а потом и общерусское почитание (1549 год), монастырь стал именоваться Спасо-Евфимиевым (Спасо-Евфимиевским).

Киворий, звонница и Спасо-Преображенский собор

В XVI-XVII веках обитель перестраивается в камне. Среди крупных жертвователей того времени — Василий III, Иван Грозный, князья Пожарские и другие. Впрочем, как сообщал Андрей Курбский в письме Ивану Грозному, «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны».

В Смутное время Спасо-Евфимиев монастырь пострадал в результате литовского разорения. Однако обитель быстро оправилась и к концу XVII века монастырь стал одним из самых больших и богатых на Руси. Он владел обширными вотчинами, полями, заставами, лесными угодьями, водоемами. В его собственности находились тысячи крестьян, которые поставляли свою продукцию ко столу монахов и трудились во славу монастыря.

Макет-реконструкция Спасо-Евфимиева монастыря

В 1766 году по указу императрицы Екатерины II при монастыре была организована тюрьма. В 1923 году Спасо-Евфимиев монастырь был преобразован в политический изолятор ОГПУ (с 1934 года — НКВД), в годы Великой Отечественной войны в нём разместилась тюрьма для военнопленных, а после её окончания — колония для несовершеннолетних.

Цветочная композиция на старом пне

В 1967 году Спасо-Евфимиев монастырь вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Начался трудоемкий процесс реставрации, который не закончен до сих пор. В 1992 году комплекс памятников Спасо-Евфимиева монастыря был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (№ 3310133000).

Памятники архитектуры и музеи Спасо-Евфимиева монастыря. План-схема

В 1965 году у стен Спасо-Евфимиева монастыря начались съемки фильма «Страсти по Андрею» (в кинопрокате «Андрей Рублев») с заключительной, восьмой новеллы кинокартины «Колокол, 1423 г.» Сценарий Андрея Михалкова-Кончаловского и Андрея Тарковского, режиссер-постановщик Андрей Тарковский, главный оператор Вадим Юсов

Давайте познакомимся с этим великолепным монастырем-крепостью поближе.

Крепостные стены и башни

Уже издали замечаешь мощные крепостные стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря, сооруженные по всем правилам фортификации. Особенно эффектно они смотрятся со стороны речки Каменки. Впечатление, что эти стены выдержали не одну оборону. Но нет, они были построены в 1660-1664 годах, когда монастырь уже утратил своё оборонное значение. Протяженность стен составляет 1160 метров, насчитывается 12 башен. Это немногим меньше общей длины крепостных валов Суздальского кремля — 1400 метров.

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря и река Каменка

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря

Многоугольная башня

В XX веке их состояние стало критическим: произошло глубинное разрушение контрфорсов, в результате чего на стенах появились огромные трещины и они наклонились. В 2003 году началась уникальная реставрация, благодаря которой укрепления удалось спасти. В фундамент для заполнения пустот закачивался специальный раствор, стены скрепили металлическими связями. Были восстановлены шатровые завершения башен, галереи боевых ходов, кирпичная кладка и отделочная обмазка стен.

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря

В сквере перед массивной проездной башней установлен памятник князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, выполненный по проекту скульптора Азгура и архитектора Захарова в 1955 году.

Сквер перед Спасо-Евфимиевым монастырем

За памятником находится проездная башня с двумя киотами, в которых установлены иконы Христа Спасителя и святого Евфимия Суздальского.

Бюст Дмитрия Пожарского

Высота проездной башни составляет 22 метра. Она квадратная в плане, её мощь сглажена нарядным декором — суздальским узорочьем. Внутри находятся кассы музея и книжная лавка.

Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря

Проездная башня со стороны монастырской территории

Аптекарский огород и фруктовый сад

Пройдя через проездную башню, мы оказываемся на огромной монастырской территории. Справа за невысокой оградой — Аптекарский огород, где монахи выращивали лекарственные растения. За ним — фруктовый сад. Растениеводство было одним из видом монашеского послушания. В наши дни Аптекарский огород и сад воссозданы заново. Здесь произрастает более 70 видов лекарственных трав, плодовые и ягодные деревья и кустарники. Рядом с ними у крепостной стены находится детская площадка.

Аптекарский огород и монастырская башня. За ними виднеется колокольня церкви Смоленской иконы Божией Матери

Аптекарский огород

Аптекарский огород

Фруктовый сад

Колодец

Надвратная Благовещенская церковь

Следующее строение на нашем пути — надвратная Благовещенская церковь, построенная в XVI–XVII веках. Она представляет собой бесстолпный одноглавый храм с четырехскатной кровлей, массивной алтарной частью и папертью. В XVI веке это были главные ворота монастыря, впоследствии монастырская территория была расширена. Церковь несколько раз перестраивалась. Свой нынешний облик она приобрела в XVIII веке, сохранились росписи XIX века. Сейчас в ней размещается выставка «Дмитрий Пожарский — национальный герой России».

Надвратная Благовещенская церковь

Лестница

Плакаты времен Великой Отечественной войны, символизирующие связь поколений

Внутреннее убранство Благовещенской церкви

Колокол

Братский (келейный) корпус

Справа от Благовещенской церкви расположен Г-образный Братский корпус, где в прошлом размещались кельи монахов. Он был построен между 1628 и 1660 годами. К концу XVII века в монастыре проживало 118 человек братии. Второй этаж был перестроен в XIX веке. В южной части сохранились два сводчатых этажа и балконы-гульбища. Почти 100-метровый Братский корпус оживляют деревянные галереи-крыльца, которые вели в сени и кельи с двух сторон от них и небольшие арочные окна с наличниками. В наши дни помещения отданы под экспозиции «История суздальский монастырей», музей реставрации «Побеждая время» и «Сплетение судеб».

Братский (келейный) корпус, южная часть

Братский (келейный) корпус

Вериги

Музейная экспозиция

Колокола

Музейная экспозиция

Ангел, Лев, Телец, Орел — символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, XVIII век. Часть алтарной надпрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уезда

Рабочее место иконописца, реконструкция

Мастерская книгописца, реконструкция

Келья монахини, реконструкция

Архимандритский корпус

Слева от Благовещенской церкви расположен двухэтажный Архимандритский корпус, построенный между 1628 и 1660 годами. Первоначально на первом этаже размещались приказ монастырских дел, присутственная камора и монастырский архив, на втором этаже — казённые и приказные палаты, казначейская келья. Архимандритскими палаты становятся лишь к концу XVIII века. В наши дни первый этаж здания занимает выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий», второй — «Книга шести столетий».

Архимандритский корпус

Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»

Икона «Воскресение — Сошествие во ад» с праздниками, XIX век, эмаль

Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»

Древнерусские книги

Архангельское Евангелие, 1092 год. Обнаружено в Архангельске. Одна из первых датированных древнерусских рукописей. Факсимильное издание 1912 года. Подлинник хранится в Российской государственной библиотеке в Москве

Нотная рукопись

Краткий обзор всеобщей истории, составленный на основе библейских легенд и византийских источников, XVI век

Евангелие. Вильно, 1575 год. Издано Петром Мстиславцем

Экспозиция, посвященная книгам XVIII века

Письменные принадлежности, XVIII век

Экспозиция, посвященная книгам XIX — начала XX века

Журнал «Нива»

Первые советские книги

Е.М.Ярославский. Библия для верующих и неверующих, 1925 год

Балкон-гульбище Архимандритского корпуса

Успенская трапезная церковь

К Архимандритскому корпусу примыкает шатровая Успенская трапезная церковь, построенная, по некоторым данным, около 1525 года. Это один из самых ранних памятников шатровой архитектуры в истории древнерусского зодчества. В храме и трапезной палате сохранились фрагменты настенных росписей XVI века.

Здесь проходили литургия с колокольным звоном, молебен святому Евфимию, общая трапеза. В нижнем этаже трапезной палаты размещались различные хозяйственные службы: кухни, хлебные и др. По монастырским преданиям, одно из помещений представляло собой каменный мешок для заключения колодников. Сейчас в здании размещается экспозиция наивного искусства.

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь

Спасо-Преображенский собор

Рядом с Успенской трапезной церковью возвышается огромный многоглавый Спасо-Преображенский собор, построенный в 1594 году. Первоначально это был небольшой деревянный Спасский храм, поставленный над могилой Евфимия Суздальского. В 1507 году старую церковь разобрали по причине ветхости и малых размеров и начали возводить собор, который спустя несколько десятилетий был включен в новый собор в качестве Евфимиевского придела. Своими геометрически ясными формами и многоглавием он напоминал собор Рождества Богородицы в Суздальском кремле.

В XVIII веке вокруг собора была построена галерея-паперть. Во второй половине XIX века с севера пристроили придел Сергия Радонежского. В результате перестроек строгий облик собора, характерный для традиций белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков, был значительно искажен.

Спасо-Преображенский собор и монастырская звонница

Спасо-Преображенский собор

Высокий иконостас собора был утрачен в XX веке, но, к счастью, уцелели фрески 1689 года работы костромских иконописцев под руководством знаменитого мастера Гурия Никитина (ок.1620-1691). Он известен, в частности, своими росписями Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, Архангельского собора Московского Кремля, церкви Воскресения в Ростовском кремле, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме и др., написал немало икон. Помощником Гурия Никитина был Сила Савин, артель насчитывала десять иконописцев. Фрески Спасо-Преображенского собора — последняя или одна из последних работ мастера.

Спасо-Преображенский собор, портал

Своды храма покоятся на четырех столпах. Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную — «Отечество», архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря — «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящен деяниям апостолов.

Икона на столпе изображает (слева направо) преподобного первого игумена обители Евфимия Суздальского (1316-1404), святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (начало XIV века — 1385), по благословению которого был построен монастырь и преподобного Сергия Радонежского (1314?-1391).

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора

Фрески Спасо-Преображенского собора

Фрески Спасо-Преображенского собора

Сень и рака с мощами преподобного Евфимия Суздальского

Амвон

Фрески Евфимиевского придела иллюстрируют житие преподобного Евфимия Суздальского. Со всеми подробностями переданы основные вехи жизненного пути святого.

Фрески Спасо-Преображенского собора, Евфимиевский придел

Придел святого Евфимия с мозаикой «Спас на троне», которая первоначально находилась над входом в мавзолей Пожарских

Мавзолей князя Дмитрия Пожарского

С восточной стороны Спасо-Преображенского собора расположен мраморный мавзолей. Трагична его судьба. В прошлом у алтаря Спасо-Преображенского собора находилась родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских — усердных вкладчиков обители. В 1858-1885 годах на народные пожертвования над могилой князя Дмитрия Пожарского (1578-1642) был возведен резной мраморный мавзолей с мозаичным панно с образом Спасителя. Проект был выполнен архитектором, профессором Академии художеств А.М.Горностаевым. В 1933 году эту постройку разобрали.

К 2009 году по сохранившимся чертежам и фотографиям мавзолей воссоздали поблизости от прежнего места. В усыпальницу ведет бронзовая дверь с барельефом. Над могилой Пожарского установлен резной крест. Рядом с ним — чудом уцелевший фрагмент фасада старого мавзолея Д.М.Пожарского.

Воссозданная усыпальница князей Пожарских

Крест на месте захоронения князя Дмитрия Пожарского и мавзолей. Между ними — фрагмент фасада мавзолея XIX века, обнаруженный во время археологических раскопок

Спасо-Преображенский собор и усыпальница князя Дмитрия Пожарского

Монастырская звонница и Суздальские звоны

Рядом со Спасо-Преображенским собором возвышается монастырская звонница. Первой по времени здесь является девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под звоны», построенная в 1530 году. В 1599 году к ней пристроили ярус звона, представляющий собой арочный пролет на подклете. В 1691 году к нему были добавлены еще два арочных пролета. На звоннице находились 17 больших колоколов, пожертвованные боярами Черемисиновым и Пожарским. Вес самого большого колокола достигал 560 пудов (9172,8 кг).

Монастырская звонница

Звон был особенный, «очепный». Раскачивали не язык колокола, а его тулово, жестко соединенное с деревянным валом, подвижно установленным в стенах. К валу крепили длинный шест (очеп), а к нему — длинный ремень, за который дергали снизу. После революции многие колокола погибли. В 1980-х годах звон восстановили.

В наши дни в начале каждого часа на звоннице проходят концерты колокольных звонов. Кроме того, раз в день (время уточняйте в кассе музея) проводится экскурсия «Суздальские звоны», во время которой можно подняться на монастырскую звонницу, увидеть, как работает профессиональный звонарь и самому попробовать позвонить в колокола.

На звоннице также сохранилась «часовенная палатка», в которой некогда висели колокола, отбивавшие «боевые часы» каждую четверть часа. Часы имели одну стрелку, цифры обозначались буквами кириллицы. В 2004 году они были восстановлены, однако вместо гирь и колоколов установили современный кварцевый механизм.

Монастырская звонница

Тюремный корпус

За Спасо-Преображенским собором расположено самое мрачное место Спасо-Евфимиевого монастыря — тюремный корпус, отделенный от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма «для безумствующих колодников», в которой содержались лица духовного и светского звания. В 1829 году по распоряжению императора Николая I в тюрьму стали ссылаться только лица духовного звания.

Тюремный корпус

Узниками тюрьмы были декабрист Федор Шаховской, скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, скончавшийся здесь в 1841 году, старообрядческие священнослужители — Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий, лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, старообрядец Фёдор Ковалёв, архангельский благотворитель Василий Рахов, основатель движения чуриковцев Иван Чуриков и другие. Многие заключенные провели в заточении не один десяток лет.

Тюремный корпус

Впервые о существовании тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре рассказал А.И.Герцен в романе «Былое и думы»:

Теперь больше в этом монастыре нет политических арестантов, хотя тюрьма и наполнена разными попами, церковниками, непокорными сыновьями, на которых жаловались родители, и пр. Архимандрит, плечистый, высокий мужчина, в меховой шапке, показывал нам тюремный двор. Когда он взошел, унтер-офицер с ружьем подошел к нему и рапортовал: «Вашему Преосвященству честь имею донести, что по тюремному замку все обстоит благополучно, арестантов столько-то». Архимандрит в ответ благословил его. Что за путаница!

Коридор монастырской тюрьмы

В 1905 году по высочайшему указу императора Николая II последние узники тюрьмы были освобождены.

Тюремная камера, реконструкция

В 1923 году в Спасо-Евфимиевом монастыре был открыт лагерь для «перевоспитания» идейных противников, который находился в ведении ОГПУ (с 1934 года — НКВД). В 1935 году он был преобразован в тюрьму особого назначения НКВД. Помимо тюремного корпуса, заключенных размещали в «белом корпусе» — здании бывших монастырских келий. «Суздальская бастилия» известна меньше, чем Соловки, но она была не менее страшна. По воспоминаниям заключенных в ней, «внутренняя тюрьма на Лубянской площади кажется раем».

Плакат «Да здравствует НКВД»

Среди узников «Суздальской бастилии» были ученые с мировым именем: экономист, автор теории экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), биолог Алексей Григорьевич Дояренко (1874-1958). Через Суздальский политизолятор прошли митрополит Петр Крутицкий (1862-1937), епископ Александр Боярский (1885-1937), экономист Леонид Юровский (1884-1938), коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский (1876-1937), Мартемьян Рютин (1890-1937), Лазарь Шацкин (1902-1937), Иван Смирнов (1881-1936) и другие.

Письма искусствоведа, режиссера, педагога Заскального Силы Даниловича (1897(?)-1937) дочери Наташе

В 1940-1941 году политизолятор был преобразован в фильтрационный лагерь для интернированного Чешского легиона, с 1943 года — лагерь для военнопленных. Здесь провел несколько месяцев фельдмаршал Фридрих Паулюс, находились итальянские офицеры, принимавшие участие в битве под Сталинградом и другие. Итальянец Джузеппе Басси запечатлел в своих рисунках облик монастыря и события лагерной жизни.

Стенд, посвященный истории лагеря для военнопленных

Схема размещения объектов офицерского лагеря №160

В 1946 году лагерь был вновь преобразован, на этот раз в детскую колонию при МВД, в которой сначала содержались мальчики, а потом — девочки. В 1961 году её посетил первый космонавт Юрий Гагарин. В наши дни в бывшем Тюремном корпусе размещена огромная экспозиция, которая знакомит с трагической историей Суздальской тюрьмы.

Тюремный корпус

Больничные покои и Никольская церковь

Двигаясь дальше, мы попадем в Больничные покои при Никольской церкви и бесстолпную одноглавую Никольскую больничную церковь, построенные в 1669 году той же артелью мастеров, которая строила и монастырские стены. В сводчатом зале на первом этаже находилась трапезная, на втором этаже — больничные покои. Сейчас здесь размещается экспозиция «Золотая кладовая», в которой представлены произведения прикладного церковного искусства из драгоценных металлов и камней.

Никольская больничная церковь

Больничные покои

Трапезная Никольской церкви

Больничные покои при Никольской церкви

Трапезная

Серьги, XVI-XVII века

Орнаментальное шитье XVII века

Киворий

Еще одна постройка на территории монастыря, о которой стоит упомянуть — это киворий, который находится напротив Братского корпуса. Рядом с ним расположены информационные щиты с фотографиями, рассказывающие о реставрации монастыря.

Киворий

Закрытая территория

Часть территории монастыря закрыта для посещения — там продолжается реставрация и находятся хозяйственные постройки.

Стены Спасо-Евфимиева монастыря

«Блинная» и боевой ход

Мы обошли практически весь монастырь. По всей территории расставлены лавочки, около входа — «Блинная», где можно недорого и вкусно поесть. Неподалеку находится лестница на галерею боевого хода.

Проездная башня и «Блинная»

Смотровая площадка около Спасо-Евфимиева монастыря

После посещения монастыря стоит пройти на смотровую площадку, расположенную на высоком берегу реки Каменки. Отсюда открываются великолепные виды на Суздаль.

Закладной камень в честь памятного знака «Золотое кольцо»

На другом, низком берегу Каменки виднеется Свято-Покровский женский монастырь, основанный в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче. Как и Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь был одним из крупнейших на Руси. Вероятно, на ранних этапах своего существования оба монастыря имели единое хозяйство. С XVI века сюда ссылали опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий.

Панорама Суздаля и Свято-Покровский женский монастырь

Информация для посетителей и карта

Спасо-Евфимиев монастырь — очень большой и богатый. На мой взгляд, чтобы не торопясь рассмотреть все музейные экспозиции, лучше потратить целый день. В любом случае, одного-двух часов будет катастрофически мало. На территории монастыря можно вкусно и недорого поесть в «Блинной», есть туалеты.

Режим работы:

  • понедельник-четверг — с 10:00 до 19:00
  • пятница, суббота — с 10:00 до 21:00
  • воскресенье — с 10:00 до 19:00
  • последний четверг месяца — с 10:00 до 15:00
  • продажа билетов прекращается за час до времени окончания работы музея.

Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Ленина

Стоимость билетов: 400 рублей, для льготных категорий граждан — 200 рублей. В кассе также отдельно оплачивается экскурсия «Суздальские звоны».

При написании статьи использованы информационные материалы музея «Спасо-Евфимиев монастырь» и книга «Суздаль» (Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2015).

Статья обновлена 7 января 2020

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

vladimirdar


Всего 50 фото
Суздаль – совершенно чудное место. Несмотря на странную пасмурную и туманную погоду повсюду здесь чувствовалось свежее дыхание весны — солнце неуклонно пробивалось сквозь рваную дымку рассеянных в небе облаков. Мы проезжали по древнему Суздалю, и мои ощущения были необычайно легкими и радостными. На каждом шагу в Суздале стоят красивые церкви, и их обилие потрясает и завораживает. Красота в этом древнем и исконно русском городе определенно разлита повсюду…
Следующим пунктом нашего путешествия был Спасо-Евфимьевский монастырь. Он расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город не только от внешних, но и внутренних врагов. Идейным вдохновителем строительства монастыря на этом месте и его духовным основателем стал Евфимий Суздальский – первый игумен этого монастыря, ныне причисленный к лику святых. Кстати, на другой стороне реки как раз находится Свято-Покровский женский монастырь, откуда мы и держали сюда путь. К его основанию также в свое время приложил свою руку святой Евфимий. Именно в Спасо-Евфимиевском монастыре некоторое время пребывала перед окончательной отправкой в Свято-Покровский, сосланная бывшая жена Василия III Соломония Сабурова, будущая святая София. Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, а позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь преподобного Евфимия Суздальского. Деревянные постройки монастыря естественно не сохранились, а его существующий внешний облик сформировался уже в XVI- XVII веках. Далее под катом — мои впечатления и ощущения от посещения этого чудного места.
Первое, что сразу сильно впечатляет – это огромные высокие сторожевые башни и стены монастыря. При подъезде к монастырю они полностью и властно заполняют весь видимый обзор окрестностей города. Каменные стены были возведены в 1660 -1664 гг. вместо более старых деревянных. Общая их длина составляет около 1200 м. Это самый большой по площади и значительный по военному потенциалу монастырь в Суздале. Сооружение построено с расчетом на ведение оборонительных боев как со стороны реки так и с его южной стороны – здесь стены значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.


Все башни монастыря, кроме центральной Проездной (Входной), имеют преимущественно круглое сечение. Высота Проездной башни 22 метра. Она как все остальные башни и стены сложена из красного кирпича. В ее основании – две проездные арки, в верхнем ярусе устроены киоты для икон и выше кирпичные наличники, карнизы, пояски – элементы русского узорочья. Но, к слову говоря, в его современном виде монастырь в последующие времена после реконструкции не участвовал ни в одном крупном сражении или осаде.
Между прочим, понятно, почему монастырю было по силам сооружение такой значительной неприступной крепости. Монастырь был богат. К XVII веку ему принадлежало более 10 000 крепостных, множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано князьями и боярами, благоволившими к монастырю. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Эти церкви мы также еще увидим.
Тем ни менее, монастырь впечатляет. Внешне он скорее напоминает величавый средневековый замок-крепость.

Источник


Народу у Проездной башни достаточно много, стоят очереди за билетами на вход… И вот – мы на территории монастыря.
Прямо перед нами — старая Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI-XVII веков. После возведения новой каменной ограды она оказалась внутри монастырских стен. Когда то в XVII веке она была двух шатровой, затем пятиглавой, но в XVIII веке стала одноглавой какой мы ее и видим сейчас. В церкви размещена экспозиция» Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский» Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Монастырь просто необъятный по своей занимаемой площади. Очевидно, рассчитывалось при необходимости разместить на его территории значительную армию. Разительная разница с небольшим и камерным Свято-Покровским женским монастырем. Свято-Евфимьевский монастырь — не действующий.


Далее через святые врата мы проходим уже на землю старого древнего Спасо-Евфимьева монастыря.

Первое, что привлекает внимание – это необычная монастырская звонница.
Звонница XVI-XVII вв. и имеет сложную структуру и длинную историю строительства. В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под колоколы» в честь рождения Иоанна Грозного. Она служила молельной церковью и для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, о которой я уже упоминал ранее. По стилю церковь сходна с соседней Успенской.

В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, — еще две. Таким образом, составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре и декорированная весьма разнообразно.
Все монастырские колокола XVI века полностью не сохранились: они большей частью предсказуемо были отправлены в переплавку в 30-ых годах прошлого столетия и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного тогда в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят всего пять раз в день…
Всюду толпы снующего в разном темпе народа. Нас торопят – скоро 12-30 – со звонницы будут давать концерт монастырского колокольного звона. Толпа собиралась, люди трепетно и внимательно вглядывались в темные силуэты звонарей в арках звона на вершине необычной и высокой колокольни.

Вдруг, звонари замерли, замерли и слушатели, все стихло и колокольный концерт начался… Все происходило так быстро, что захватывало дух. Только, что мы ехали по древнему Суздалю и вот уже — колокольные звуки рассыпались повсюду своими золотыми перезвонами. Сказать, что это было здорово – не сказать ничего. Одно отмечу точно – никогда я не слышал ничего похожего. Казалось бы – колокола везде одинаковые, звонари – живые люди, но может быть именно место играло свою непостижимую для обыденного сознания роль. Звуки колоколов неумолимо проникали в каждую частичку моего тела… С собой у меня был маленький диктофон – и я выкладываю запись в этот пост, так как есть. Сразу прошу прощения за не очень высокое качество записи — сильный ветер «задувал» микрофоны, но, тем не менее, с ее помощью можно гораздо легче окунуться в реальный характерный удивительный монастырский контекст и уловить то, что обычно не ощущается, когда просто читаешь о чем то….

Выступление закончилось также неожиданно, как и началось — время теряло свою актуальность в эти мгновения. Не скрою, впечатление было сильным, неожиданным и, по-хорошему обескураживающим. ЗдОрово! Недаром же считается, что колокольный звон исцеляет и очищает душу. Воодушевление чувствовалось в каждой клеточке тела. Народ стал быстро расходиться, праздно рассредоточиваясь по территории монастыря…

Рядом со звонницей находится шатровая Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы, сооруженная в последней четверти XVI века. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С этой стороны (правее) к храму примыкает двухъярусная трапезная палата, покрытая тесовой кровлей. Ее нижний этаж был предназначен для различных хозяйственных служб, а в верхнем размещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.

Слева к Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века — архимандритский корпус — возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание, украшенное крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы.

На этом фото часть архимандритского корпуса – справа.

И вот, мы выходим к архитектурной доминанте монастыря — Собору Спаса Преображения.

Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования.
Его поставили на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511 гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь, что была возведена над могилой его основателя — святого Евфимия. Она и есть — древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. На фото она чуть правее.

В 1594 г. к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом.
4 июля 1507 года при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи святого Евфимия, объявленные нетленными. Таким образом, монастырь снова обрел своего святого. Его раку в существующем Спасо-Преображенском соборе мы еще увидим. Также здесь рядом с собором находилась и родовая усыпальница князя Дмитрия Пожарского.

21..
Источник
Евфимий Суздальский

Пока не будем заходить в собор, поскольку мне пришлось выделить для этого следующий пост. На две части мое повествование было разделено из-за того, что ЖЖ закапризничал и не принял один цельный пост из-за большого объема. Также в этом втором посте будет изложена любопытная история мавзолея князя Пожарского.
Собор просто огромный и на фото его масштабы не так впечатляют как в реальности. Обойдем же его со всех сторон.

Так, кстати, выглядят с этой западной стороны каменные стены и башни монастыря за невысоким каменным забором.

Эта дорожка от собора ведет к Больничной Никольской церкви.

Далее, северо-восточнее от собора, расположена Никольская церковь, возведенная в 1669 году с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками.

Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой.

Сейчас здесь находится «Золотая кладовая Суздаля» — это первоклассное исторически сложившееся собрание произведений русского прикладного искусства, охватывающее период с XIII по XIX век. В число экспонатов выставки включено свыше пятисот предметов из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Мне там побывать ввиду временных ограничений не удалось.

Надо сказать, что ожидаемой общей атмосферы святого места или чего-то сверхъестественного поначалу не ощущалось, скорее все вокруг напоминало гуляющих по парку посетителей, но в специфических древне-русских историческо-православных декорациях со странным общим слегка тоскливым ощущением. И это не удивительно. Ведь монастырь еще со времен Екатерины II являлся тюрьмой для «безумствующих колодников», или, религиозных и политических государственных преступников. Сначала для колодников использовали больничный корпус Никольской церкви, но его стало стремительно не хватать и, был построен специальный длинный тюремный корпус с высокой стеной и большим количеством одиночных камер в нем. Эта тюрьма имела славу одной из самых жестоких в России.
В 1905 году она была упразднена, но не надолго – с 1917 года в монастыре уже стояли воинские части, а в 1923 году отсюда изгнали последних 15 монахов и здесь всецело воцаряется политизолятор, затем — лагерь специального назначения НКВД, ну а во время и после окончания войны — фильтрационный лагерь для военнопленных. Здесь отбывал свой срок и фельдмаршал Паулюс и поэтому монастырь был особой закрытой территорией. Думаю, именно поэтому с трудом можно уловить былой монашеский дух этой, когда то очень многочисленной и крепкой духовно братской обители.
Это и есть тот самый печально известный екатерининский тюремный корпус монастыря, о котором я упоминал выше. Мы пройдем теперь вдоль него, постепенно продвигаясь к святым вратам и осматривая еще и еще раз эти архитектурные шедевры костромских и суздальских зодчих.

Киворий

Это братский корпус. Здесь располагались кельи монахов. Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, южный двухэтажный корпус и весь его первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения.

Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей — сеней и двух жилых комнат. Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.

Для целенаправленного выращивания лекарственных трав в XVI веке Иваном Грозным открывается Аптекарская Палата, преобразованная в XVI веке в Аптекарский приказ. По всей России создаются «Аптекарские огороды» — сады, где разводятся лекарственные растения. Уже в XVIII столетии суздальский Спасо-Евфимиев монастырь имел обширное садовое хозяйство с Аптекарским огородом. Одним из видов монашеского послушания было выращивание лекарственных растений. Сейчас он воссоздан. На фото ниже — аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря.

Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVII в.) — массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества.

Еще несколько последних взглядов на этот многострадальный и могучий монастырь.

Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 году монастырю был присвоен статус музея. Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Впечатления у меня остались добрыми и сильными. Колокольный звон, песнопение в Спасо-Преображенском соборе, образы древних храмов и соборов оставили свои глубокие и неизгладимые впечатления. Покинув монастырь я немного поснимал Въездную башню и направился к месту общего сбора.

Вся эта территория, что мы видим сейчас, когда то принадлежала Спасо-Евфимьевскому монастырю. К нему примыкала большая слобода Скучилиха (на фото она немного видна правее), здесь были построены Смоленская и Симеоновская церкви (вы их как раз видите). Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».

Прикоснемся к этим могучим и седым башням и стенам Свято-Евфимьева монастыря покидая его пределы.

Это как раз и есть храмовый комплекс, в который входят церкви Симеона Столпника и Смоленской Иконы Божией Матери.

Церковь Симеона Столпника

Церковь Смоленской Иконы Божией Матери…
… и последний наш взгляд на земли Свято-Евфимьевского монастыря.

Вот мы и закончили осмотр Спасо-Евфимиевского монастыря. Поскольку из-за ограничения объема в ЖЖ мне к сожалению пришлось разделить пост об этом монастыре на две части — приглашаю Вас посетить со мной Спасо-Преображенский собор, получить там необычайные откровения и узнать любопытную историю мавзолея Дмитрия Пожарского. Поэтому все выводы и, впечатления и ощущения будут в конце этого второго поста.
Источники и дополнительная информация:
Братия Сретенского монастыря о Спасо-Евфимиевом монастыре
Подробно и интересно о Спасо-Евфимиевом монастыре
vidania.ru о Спасо-Евфимиевом монастыре
sobory.ru о Спасо-Евфимиевом монастыре
Часть 2 — Суздаль-Спасо-Евфимиев монастырь — Спасо-Преображенский собор и мавзолей князя Дмитрия Пожарского

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь — исторический и эстетический объект нашей страны, расположенный в городе Суздале, Владимирской области. Здесь можно узнать много нового о жизни наших предков, прикоснуться к истории, полюбоваться шедеврами русской архитектуры и прикладного мастерства.

Весь монастырский ансамбль входит в состав Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника. Он включает в себя более 50 памятников архитектуры, часть из них составляют более 30 музейных экспозиций. В музее демонстрируются памятники различных времён, от XII до начала XX вв. Каждое здание имеет свою уникальную историю.

Панорама у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале — Google Maps

История

Монастырь основан в XIV веке и продолжал достраиваться вплоть до XIX века. С момента основания, монастырь — мужской. Своё название он получил в честь первого игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского, призванного в Суздаль основателем монастыря, князем Борисом Константиновичем.

Его деревянные стены стали защитой от врагов. В XVI—XVII вв. собор реконструировали: сделали белокаменным — в таком виде он и сохранился до наших дней. Правда, новые стены уже не знали боевых сражений: набеги на город прекратились. Соответственно, нынешние стены ансамбля монастыря стоят уже около IV–V веков, помнят многих и многое.

© KaterinaK

Возведение новых масштабных построек в XVI—XVII вв. оказалось возможным только при помощи больших пожертвований состоятельных жителей страны. Свой материальный вклад в обновление монастыря внесли даже Иван Грозный и его отец, великий князь Василий III.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Сейчас с трудом верится, что он постепенно вырастал из маленькой церквушки. Особенно интересно то, что по сей день стены собора хранят фрески XVI века с фасадов здания и росписи XVII века от знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина.

В 1642 г. с восточной стороны собора в фамильном некрополе был похоронен князь Дмитрий Пожарский, наиболее известный как герой борьбы с польско-литовскими войсками. Его род делал вклад в развитие местных территорий.

© KaterinaK

Романовы тоже не обделили вниманием это место. В 1837 году монастырь посещал цесаревич Александр Николаевич, а 16 мая 1913 года в честь празднования 300-летия дома Романовых сюда заезжали Николай II и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия.

Затем случилась революция 1917 года. Эти времена оказались самыми сложными для религиозных сооружений. Спасо-Ефимовскому собору повезло: его не снесли, а адаптировали под современные нужды. Так началась новая история монастыря.

© KaterinaK

После революции здесь размещались в разное время и воинские части, и тюрьма для политзаключенных (она была возведена еще при Екатерине II), и даже концлагерь. Во время Великой Отечественной войны здесь был оборудован лагерь для военнопленных. После победы в 1945 году в стенах храма основали колонию для девочек. Историю об этих заключениях рассказывают сейчас на экскурсиях в тюремном корпусе.

В 1967 году монастырь, наконец, вновь признали культурным памятником, и начали реставрировать. Последняя глобальная реставрация ансамбля пришлась на 2001—2008 гг. Сейчас он часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

© KaterinaK

В 1991 г. белокаменный Спасо-Евфимиев монастырь включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. В наши дни любой желающий может добраться до Суздаля и прикоснуться к богатой и противоречивой русской истории.

Архитектурный ансамбль

Здания Спасо-Евфимиева монастыря состоят из белого камня, ни одно из них не похоже на другое, у каждого своя история, своя специфика, выстроенная за века:

  1. Фамильный некрополь князей Пожарских. Его несколько раз разбирали, а в конце XX века вовсе снесли и оставили только памятную плиту. В 2008 году была построена точная копия, основанная на архивных документах. На месте некрополя когда-то был захоронен Дмитрий Пожарский.
  2. Спасо-Преображенский собор. Настоящая жемчужина монастыря. Веками он рос из маленькой деревянной церквушки до живописного собора. Здесь находятся росписи мастеров конца XVII века — одна из главных экспозиций монастыря.
  3. Никольская больничная церковь. Находится с востока от Спасо-Преображенского собора. Представляет собой скромный стационар для монастырской братии. Здесь питались и молились монахи, которым нездоровилось. Сейчас в здании размещен музей «Золотая кладовая».
  4. Монастырская звонница. Уникальное здание со сложной структурой построения. Разнообразно украшенная галерея звонов из трех пролетов, приближенная к псковской архитектуре. На башне, соединяющей столп и аркаду, размещен пустой круг, вероятно, предназначенный для часов (хотя некоторые исследователи интерпретируют его символическим образом).
  5. Благовещенская надвратная церковь. Когда-то монастырь имел менее широкие границы. Вероятно, в эти времена данное здание исполняло роль въездной башни. Самая красивая часть церкви — южная. Паперть украшают 5 живописных окон с висящими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками.
  6. Успенская трапезная церковь. Это хозяйственное здание, однако туристов привлечь ему есть чем. Церковь интересна не только своей архитектурой, но и структурой: несколько хозяйственных этажей показывают, как был устроен быт людей давних времён.
  7. Братский келейный корпус. Здесь жили монахи. Здание поделено на несколько секций, в каждой по две комнаты-кельи. Фасады украшены аскетично-скромным образом: только оконными наличниками с кокошниками и пилястрой на южной стороне.

© KaterinaK

Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие стены разной высоты, которые венчают башни монастыря (насчитывается 12 башен). Именно они указывают на то, что мужской монастырь был вынужден существовать в боевой готовности.

Более подробно о каждом объекте можно узнать на экскурсиях в Суздале или на официальном сайте монастыря.

© KaterinaK

«Золотая кладовая»

Золотая кладовая — экспозиция, разместившаяся в стенах Никольской больничной церкви, входящей в состав Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь собраны различные произведения древнерусского декоративно-прикладного искусства: украшения, иконы, посуда. Всего в «кладовой» выставлено более 500 экспонатов.

Все предметы выставки обладают редкой ценностью, причём не только исторической (возраст некоторых изделий составляет более 1000 лет). Многие изделия изготовлены из серебра и золота или богато украшены природными камнями. Каждый гость монастыря может посетить выставку и увидеть, как жили состоятельные люди прошлых веков и на что были способными руки древних мастеров.

© KaterinaK

Как добраться до Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь находится в северной части города Суздаль. Добраться до него можно несколькими способами из двух соседних крупных городов: из Москвы и из Владимира.

Автомобиль. Из Москвы на автомобиле следует ехать по автомагистрали М-7 в сторону Владимира. После въезда во Владимир нужно повернуть влево, на объездную дорогу с указателем на Иваново; по ней едете до указателя на Суздаль, затем снова поворачиваете налево. Время пути — около 4 часов.

Маршрут из Москвы до Спасо-Евфимиева монастыря по автомагистрали — Google Maps

Автобус. Из Москвы до монастыря можно добраться автобусами «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново» — они ходят от Щелковского автовокзала (станция метро «Щёлковская»). Кроме этого, можно садиться на любой автобус до Владимира, затем делать пересадку на Владимирском автовокзале на автобус до Суздаля.

Поезд. С Курского вокзала (станция метро «Курская») можно сесть на поезд до Владимира, а затем на автобус, который курсирует здесь раз в полчаса. Можно и заказать такси, в городе действуют популярные службы Uber, Яндекс.Такси, Gett и другие. Время пути от Владимира до Суздаля — около 40 минут.

Видео о Спасо-Евфимиеве мужском монастыре

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх