Помост

Вопросы веры

Св мч уар

Святой мученик Уар

Святой мученик Уар, житие

Святой мученик Уар происходил из знатной семьи. Он был военачальником при императоре Диоклетиане и служил в армии в Египте во времена гонений на христиан, в конце III — начале IV века. Святой Уар тайно помогал христианам, заключенным в тюрьме, по ночам принося им пищу, поддерживая их, врачуя их раны. Он был тайным христианином, но открыто не признавался в своей вере. Однако после того, как один из семи Святых подвижников, пребывавших в тюрьме за веру христову, скончался, Уар решил встать на его место и на суде открылся перед судьей.

Уара подвергли жесточайшим мучениям. Его избивали палками, подвесив на дереве, содрали кожу со спины и так разорвали его утробу, что внутренности выпали из нее. Только через несколько часов мучений Святой Уар скончался, а несколько его сподвижников казнили вместе с ним. До этого они, по просьбе Святого Уара, возносили молитвы о даровании ему сил достойно стерпеть страдания.

Присутствовавшая на казни благочестивая женщина Клеопатра дождалась наступления ночи и вместе с сыном Иоанном и другими христианами забрала останки Уара, чтобы похоронить его в подвале своего дома. Спустя некоторое время, Клеопатра решила вернуться на свою родину, в Палестину и забрала с собой Святые мощи Уара, сказав, что это ее покойный муж. Мощи Святого Уара поместили возле горы Фавор. Там построили Церковь, куда приезжали верующие, чтобы получить исцеление от Святых мощей.

Во время праздника в честь освящения храма сын благочестивой Клеопатры неожиданно скончался. Его мать была безутешна, рыдая она просила помощи Святого Уара, ведь раньше и сама она помогла ему. Измученная от слез женщина уснула и увидела во сне сына, который стоял рядом со Святым Уаром в сияющих доспехах Святого воинства. Уар упрекнул Клеопатру в маловерии и сказал, что ее сын предстоит престолу Божию, оставшись живым, он служил бы земному царю, а не небесному. Сын также уверил мать, что желает быть с Господом на Небе. Клеопатра умоляла забрать ее с собой, но Святой Уар ответил, что ее время еще не пришло, ей нужно еще потрудиться на земле во славу Божию.

Проснувшись, Клеопатра облачила тело сына в праздничные одежды и погребла. Раздав все свое имущество нуждающимся, она стала служить в храме Святого Уара, там же, где похоронили ее сына Иоанна. Когда пришел ее срок, она отошла ко Господу мирно, Клеопатру погребли рядом с сыном.

Почитание Святого Уара в России

День памяти святого Уара и мучимых с ним христиан, блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна — 19 октября по старому стилю, 1 ноября по новому стилю.

  • Святого Уара особо почитают на Руси. Это связано с именем Святого благоверного царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Царевич Дмитрий родился 19 октября 1582 года в день памяти Святого мученика Уара. После гибели царевича Дмитрия народ стал молиться на мощах отрока, находившихся в приделе святого Уара Архангельского собора Кремля.
  • Верующие молились о детях, по их молитвам совершались исцеления и другие чудеса.
  • Святому Уару молятся о детях, о здравии младенцев. Есть также традиция считать Святого Уара молитвенником о тех, кто умер в неверии, без таинства Крещения, за повесившихся пьяниц и лишившихся ума сектантов. В храме молятся за чад Церкви, но келейно, в домашней молитве, люди просят Святого Уара о заступничестве, испросив на это благословение.

Молитвы святому Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

Мученик Уар

1 ноября Церковь вспоминает святого мученика Уара и семь христианских подвижников (начало IV века).

Уар жил в Александрии во времена Диоклетиана и его соправителя Максимиана. Молодой человек происходил из знатной семьи, был доблестным воином и начальником когорты. Он был христианином, но открыто свою веру не исповедовал, боясь преследований и мучений. Во времена жестоких гонений Уар по ночам посещал в тюрьмах заключенных христиан. Однажды он узнал, что семерых подвижников-христиан, которых он часто навещал, должны казнить. Тогда Уар попросил подвижников помолиться о нем, рассказав о своем страхе перед гонителями. Один из христиан-подвижников умер, не выдержав пыток, и тогда Уар, преисполненный силой и любовью к Богу, решил занять место умершего, открыто исповедать свою веру во Христа.

Когда наместник увидел среди христиан своего воина Уара, он пришел в ярость и велел пытать юношу до тех пор, пока тот не откажется от Христа. Уара долго пытали, но он не предал своей веры, исполненный любовью к Богу и воодушевляемый молитвами подвижников. После пыток мученик Уар прожил еще пять часов, а потом его тело было вывезено и выброшено за город.

Одна благочестивая женщина, Клеопатра, присутствовавшая при смерти Уара, решила тайно забрать останки святого мученика и ночью вместе со своим сыном перенесла их в подвал своего дома.

Через несколько лет, когда гонения и преследования утихли, Клеопатра перевезла останки мученика на свою родину, в селение Эдра близ горы Фавор в Палестине, и с почестями похоронила его в гробнице своих предков, а позднее там была возведена церковь, куда были торжественно перенесены мощи святого.

Единственный сын Клеопатры Иоанн, получивший почетную офицерскую должность, о которой так молила мученика Уара мать, внезапно заболел и умер. Клеопатра с горькими рыданиями обратилась к мощам святого мученика Уара, моля его о воскрешении сына. Когда во сне Клеопатре явились Уар и ее сын Иоанн, блистающие светлыми одеждами с венцами на головах, она поняла, что Господь принял ее сына в небесное воинство, и утешилась. После этого блаженная Клеопатра до конца жизни прослужила в храме мученика Уара.

Почитание мученика Уара в России

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Бору

Традиция почитания святого мученика Уара в России началась в конце XVI — начале XVII века. Именно тогда в одном из самых древних храмов Москвы — Рождества Иоанна Предтечи на Бору — появился придел, посвященный мученику Уару. Произошло это после появления на свет 1 ноября, в день памяти святого мученика Уара, последнего сына Иоанна Грозного, царевича Димитрия. При рождении царевич получил имя египетского мученика. Тогда же в храме появился первый образ св. Уара с частицей его мощей. Существует предание, что икона была написана по точным меркам младенца Уара (Димитрия) по просьбе его матери Марии Нагой.

Некоторые исследователи считают, что широкое народное почитание мученика началось после окончания Смутного времени, когда разруха, голод, эпидемии унесли множество жизней некрещеных младенцев, а оставшиеся в живых были хилыми и больными. Тогда матери приносили младенцев в храм к приделу мученика, «полагали на белый камень под образ мученика Уара» (Н. Д. Извеков «Церковь во имя св. Иоанна Предтечи, что в Боровицкой башне в Московском Кремле»). К тому же времени относят и составление службы святому мученику.

В 1847 году по повелению императора Николая I церковь св. Иоанна Предтечи была разобрана, так как нарушала архитектурный ансамбль выстроенного тогда Большого Кремлевского дворца. Главный престол был перенесен в Боровицкую башню. А в 1848 году придел мученика Уара был перемещен в Архангельский собор Московского Кремля (где ранее находился Покровский придел, перенесенный на хоры).

В настоящее время в северо-восточной части Архангельского собора, где ранее был придел мученика Уара с иконостасом и иконами, посвященными его житию, представлена экспозиция икон. Здесь можно увидеть один из самых почитаемых образов мученика Уара, по преданию считавшийся чудотворным. Святой мученик представлен в образе юноши-воина. Икона была написана в начале XVIII века. Особый интерес вызывают уникальная икона мученика Уара с житием и икона «Явление мученика Уара и ее сына Иоанна блаженной Клеопатре» — иконография обеих икон очень редкая.

Святой мученик Уар и сегодня очень почитается православными в России. К его молитвенной помощи прибегают, испрашивая ходатайства об облегчении участи душ умерших некрещеных родственников, о здравии младенцев и малолетних детей, а также младенцев, умерших во чреве матери или при родах.

За последние два десятилетия в России появились не только часовни мученика Уара, но есть даже несколько храмов, освященных в его честь, а также храмы с приделами во имя египетского мученика.

Где можно подать записки и помолиться мученику Уару

Храмы Москвы:

  1. Часовня мученика Уара в Алтуфьеве: Алтуфьевское шоссе, 147.
  2. Храм Живоначальной Троицы с приделом мученика Уара в Косино, каждую субботу по окончании литургии читается канон мученику: улица Святоозерская, д. 1.
  3. Храм Троицы Живоначальной в Вишняках, чтимая икона мученика Уара: улица Пятницкая, 51.
  4. Храм святителя Николая в Кузнецах, по субботам служатся молебны святому: Москва, Вишняковский пер. 15.

Храмы Московской области:

  1. Храм-часовня во имя мученика Уара: г. Балашиха, Никольско-Архангельский микрорайон, Носовихинское шоссе, 16.
  2. Храм преп. Паисия Великого и мученика Уара: г. Мытищи, п. Вешки, ул. Подсолнечная, 175.
  3. Храм мученика Уара: Домодедовский район, деревня Истомиха 70, Домодедовское кладбище.
  4. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом мученика Уара: г. Волоколамск, улица Доватора, дом 9.
  5. Храм-часовня во имя мученика Уара,: г. Химки, Машкинское шоссе, строение 1, Машкинское кладбище.
  6. Храм св. Николая Чудотворца с приделом мученика Уара, село Каменское, Наро-Фоминский район.
  7. Часовня во имя мученика Уара: Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево ул. Ленина д. 1А
  8. Храм преподобномученицы Елисаветы. Еженедельно молебен с чтением канона святому мученику: г. Красногорск, микрорайон Опалиха, улица Пушкина, 2.
  9. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, чтимая икона мученика Уара: г. Протвино, проспект Сахарова, дом 1.
  10. Храм блгв. кн. Александра Невского Софринской бригады. В храме пребывает частица мощей святого мученика, каждое 1-е воскресение месяца после литургии читается канон мученику Уару: Пушкинский район, пос. Ашукино, ул. Лесная д. 1.

Храмы России:

  1. Храм Живоначальной Троицы с нижним приделом мученика Уара: Приморский край, г. Арсеньев, ул. Социалистическая, 115.
  2. Храм во имя мученика Уара в Троице-Георгиевском женском монастыре: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Ленина, 3.
  3. Храм святого мученика Уара в Троице-Сергиевом Варницком монастыре: Ярославская область, г. Ростов Великий, п. Варницы (п/о п. Ишня).
  4. Храм мученика Уара: Ивановская область, Южский район, село Мугреево-Никольское, сельское кладбище.
  5. Храм мученика Уара: Татарстан, Менделеевский район, село Икское Устье.
  6. Храм мученика Уара: Новосибирск, ул. Хилокская, Клещихинское кладбище.
  7. Церковь мученика Уара: Иркутская область, село Тихоновка.
  8. Храм Воскресения Христова с пределом мученику Уару: Пензенская область, село Уварово, ул. Центральная, 67.
  9. Часовня мученику Уару: Мурманская область, Терский район, село Варзуга.
  10. Часовня мученика Уара: Тюменская область, село Нижняя Тавда.
  11. Часовня мученика Уара: Тверская область, г. Удомля, городское кладбище.

Святой мученик Уар жил в Александрии в IV веке и служил в римском войске. Он был тайным христианином. Не имея мужества открыто исповедать свою веру во время гонений, Уар по ночам обходил тюрьмы, ухаживал за мучениками и просил их молитв.

Мученик Уар Египетский

Однажды он узнал, что среди заключенных находятся семь христианских учителей. Их пытали, а потом связанных бросили в тюремную камеру, где несколько дней морили голодом. Подкупив сторожей, Уар вошел в тюрьму, освободил мучеников от оков, напоил и накормил.

“Помолитесь обо мне, угодники Божии, — просил он, — и я бы хотел пострадать за Христа, но боюсь пыток”.

“Вспомни, что сказано в Евангелии, — отвечали мученики. — “Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным”. Пойдем, брат, с нами ко Христу мученическим путем — потерпим вместе”.

Наутро один из мучеников скончался от ран и святой Уар, вместо него представ перед наместником, сказал, что хочет пострадать с христианами. Его начали пытать: истязали, строгали железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали со спины кожу, а по животу били суковатыми палками до тех пор, пока внутренности не выпали на землю. Когда святой Уар скончался, его тело выволокли из города и бросили на съедение псам.

Одна благочестивая вдова, по имени Клеопатра, тайно взяла тело мученика и погребла в своем доме.

Когда гонение прекратилось, Клеопатра уехала в Палестину, в селение Эдра. Она перенесла сюда мощи святого и положила их в семейной усыпальнице. Каждый день она молилась у гробницы мученика Уара. По ее примеру и другие христиане стали прибегать к его помощи и получали исцеления от мощей святого.

Блаженная Клеопатра, видя, что множество людей собирается ко гробу Уара, решила построить в его честь храм. Её 17-летний сын Иоанн готовился вступить в римское войско, и мать усердно молилась святому Уару, чтобы он был помощником юноше и испросил бы для него у Господа то, что будет Ему угодно, а Иоанну — полезно. Она надеялась, что, когда храм будет построен, сын получит в войске почетную должность.

Мученик Уар Египетский

В новой церкви мощи святого Уара положили под престолом. После совершения первой Божественной литургии блаженная Клеопатра устроила угощение и вместе с сыном прислуживала гостям. Внезапно у него начался сильный жар, и в полночь юноша скончался.

Клеопатра побежала в церковь и стала укорять святого мученика: “Угодник Божий, вот как ты заплатил за мои труды! Лучше бы мне умереть самой, чем увидеть смерть сына”.

От крайней усталости и скорби блаженная Клеопатра заснула прямо в храме. Во сне ей явились мученик Уар и Иоанн в сверкающих одеждах и венцах.

Святой сказал: “Неужели ты думаешь, что я забыл твои благодеяния? Я умолил Бога, чтобы Он отпустил грехи твоим сродникам, с которыми ты положила меня в гробнице. Я взял твоего сына — он предстоит престолу Божию и служит Царю Небесному; если хочешь, чтобы он служил царю земному и временному, возьми его обратно”.

Но юноша обнял его со словами: “ Нет, но лишай меня общения со святыми!” А матери сказал: “Что ты плачешь? Я причислен к воинству небесному и предстою Христу вместе с ангелами”.

Придя в себя, блаженная Клеопатра рассказала священникам о видении; вместе с ними она с честью погребла своего сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. После этого, раздав свое имение и отрекшись от мира, Клеопатра стала жить при церкви святого Уара, угождая Богу.

МУЧЕНИКУ УАРУ
Тропарь, глас 4

Мученик Твой, Господи, Уар / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, / сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами / спаси души наша.

Иной тропарь, глас 4

Воинством святых страстотерпец страждущих законне, / зря онех, показал еси мужески крепость свою. / И устремився на страсть волею, / и умрети вожделе за Христа, / Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, / моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, / Того испив чашу, / и мучения венцем увязеся, / и со Ангелы ликовствуеши: / моли непрестанно за души наша.

Молитва об умершем некрещеным, св. мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Канон мученику Уару

глас 8

Песнь 1

Ирмос. Вооруже́на фарао́на погрузи́, чюдотворя́и дре́вле, Моисе́йскии же́зл крестообра́зно прорази́, и раздели́ мо́ре. Изра́иля же бежа́ща пе́ша ходя́ща спасе́, пе́снь Бо́гови возсыла́юща.

Запев. Святы́и му́чениче Уа́ре, моли́ Бо́га о на́с (поклон). Умоле́н бу́ди Го́споди святы́м Уа́ром, и облецы́ся в ми́лость и щед­ро́ты, они́ бо све́т на́м и весе́лие, и велеле́пота Твоя́ Влады́ко. Сия́ и до а́да да излию́тся Человеколю́бче, и уще́дрят и́же от на́с приноси́мыя бога́тным к Нему́ милосердием.

Запев. Му́чениче Христо́в вели́кии, озло́бленных и безпо́мощных бе́дами умили́ся, воспомяни́ седя́щих во́ мраце тмы́ непросвети́мыя, и не оста́ви припа́дая к ще́дрому Го́споду. До́ндеже уте́шит я бога́тным милосе́рдием Си́.

Слава. О ро́де Клеопа́тры ди́кими умоли́ти возмо́гл еси́ сла́вный страстоте́рпче, у́бо и дне́сь возмога́н возмо́жеши свободи́ти от му́ки и́же от на́с воспомина́емыя, а́ще приле́жно о ни́х ко́ Го́споду помо́лишися. Тебе́ ра́ди уте́шит их Влады́ка бога́тным Си́ милосе́рдием.

И ныне. Богородичен. Безпо́мощным Благи́я Помо́щнице, при́зри от сла́вы Своея́ Влады́чице, во мра́чностех а́довых, и ви́ждь беда́ умиле́н­ных пред Тобо́ю на́ми воспомина́е­мых, и не преста́й умоля́я Своего́ Сы́на ще́драго Го́спода и Влады́ку. До́ндеже уще́дрит я бога́тным Си́ милосе́рдием.

Катавасия. Изба́ви от бе́д рабы́ своя́ святы́и му́чениче Уа́ре, я́ко вси́ по́ Бозе к тебе́ прибега́ем, ты́ бо мо́лиши о на́с Христа́ Бо́га на́шего (поклон).

Го́споди поми́луй (трижды с покло­нами).

Песнь 3

Ирмос. Утверже́и небеса́ в нача́тце ра́зу­мом, и зе́млю на вода́х основа́выи, на ка́мени мя́ Христе́ церко́внем утверди́. Я́ко не́сть свя́та па́че Тебе́ Человеколю́бче.

Запев. Ли́к святы́х си́л небе́сных подви́гни с собо́ю на моли́тву му­́чениче, и сотвори́ де́ло вели́ко и пречю́дно и че́стно, па́че же ра́дость не иму́щим утеше́ния, ни упова́ющим го́рьким роди́телем, и я́же с ни́ми воспомина́емым, е́же дарова́ти им о́т Господа проще́ние и ве́лию ми́лость.

Запев. Изря́дный страстоте́рпче и Христу́ люби́мыи, уве́ждь, ко́ль жела́тельна свобо́да му́чимым и отра́да. Си́це у́бо на́ша сро́дники и и́же с ни́ми неве́рия ра́ди ве́чныя му́ки притяжа́вшия, ме́ры не обря́щют свои́м ра́достем, а́ще испро́сиши си́м о́т Господа проще́ние и ве́лию ми́лость.

Слава. Уа́ре добропобе́дныи страда́льче, ми́лостив бу́ди и к на́шим моле́нием, зря́ утружде́нных неска­за́нную нужду́, и са́м от жа́лости понужде́н неотсту́пно моля́ся к Чело­веколю́бцу Влады́це, да́ подаст и́м проще́ние и ве́лию ми́лость.

И ныне. Богородичен. Всеми́рная Наде́жда, богоприя́тное Селе́ние, на́ше к Бо́гу примире́ние, Мари́е Влады́чице, приими́ проше́ние насто­я́щего предстоя́ния, моля́ся к Сы́ну Своему́ и вся́ческих Го́споду, да пода́ст безнаде́жным проще́ние и ве́лию ми́лость.

Катавасия. Изба́ви от бе́д рабы́ своя́ святы́и му́чениче Уа́ре, я́ко вси́ по́ Бозе к тебе́ прибега́ем, ты́ бо мо́лиши о на́с Христа Бога нашего (поклон). Го́споди поми́луй (трижды с поклонами).

Седален. Глас 4.

А́ще мо́лишися за ве́сь ми́р му́­чениче, не преста́вши прося́ все́м ми́лости, вся́ким су́щим всеобра́зно преступи́вшим, и лю́те Влады́це досади́вшим, и вы́ну досажда́ющим. И́же ме́ртвыми де́лы себе́ доконца́ умори́вшим. И ничто́же от ме́ртвых у́ньших. Я́ко во зло́ успева́ющим, такожде страстоте́рпче предста́ни и о на́ших уме́рших сро́дниках. Я́ко возмо́жная не отступи́ моля́ся и ми́лующему все́х Го́споду, да прости́т и поми́лует и́же во тме́ седя́щия, лю́те зело́ огорче́нный.

Другий седален. Глас 3.

Ра́дости ве́чныя насе́льниче и небе́сному поко́ю тезоимени́те Уа́ре вели́кии, дерза́я да дерзне́ши вос­помина́емый пре́д Господем, умиле́нныя на́ши прароди́тели. А́ще бо и не во́ гробех о́ных мо́лим тя́, усе́рдным же проше́нием, в жа́лости е́же о си́х совокупля́ем. Те́м же припади́ и помоли́ся, не отри́нет и́х Влады́ка предстоя́ти от безме́рныя твоея́ ми́лости. По́слет преогорче́нным избавле́ние и ве́лию ми́лость.

Слава и ныне. Богородичен. Пресвята́я Госпоже́ от небе́сных си́л воспева́емая, вы́ну возвели́чимая, Ма́ти Царя́ вся́ческих. Где́ у́бо и когда́ хо́щет умно́житися Твоя́ сла́ва и вели́чество; не тогда́ ли, егда́ гре́шныя заступа́вши, и ве́сь ми́р моли́твами Свои́ми покрыва́вши. Те́мже умно́жи Влады́чице велеле́поту Тво­его́ превосхожде́ния: изба́ви те́п­лыми Ти́ моли́твами от лю́тых му́к на́ши сро́дники, и я́же с ни́ми воспомина́емыя на́ми. Пода́ждь о́ным избавле́ние, и ве́лию ми́лость.

Песнь 4

Ирмос. Ты́ ми́ Христе́ Госпо́дь, Ты́ же и си́ла ми́, Ты́ ми́ Бо́г, Ты́ ми́ ра́дование: не оста́вль не́дра О́тча, но ми́лостию Си́ на́шу нищету́ посети́. Те́м с проро́ком Авва́кумом зову́, си́ле Твое́й сла́ва Человеколю́бче.

Запев. Вельма́ у́бо страстоте́рпче все́х лю́биши ве́рою к тебе́ прите­ка́ющих, те́м же и люби́м бы́ти от моля́щих тя́ поспеши́ся, что́же и́но с жела́нием сла́вити тя́ сотвори́т, в про́чем ни ли́ проси́мыя ми́лости умиле́нным и вся́кия отра́ды ли­ше́нным ве́чным у́зником впро́чем. О до́блии, не оскуде́й, о си́х моля́ся.

Запев. Зима́ лю́та и спасе́ния безпло́дие облежи́т в нече́стии у́мершия, и пла́ч без отра́ды, зде́ у́бо во чте́нии су́ть и́же от на́с воспомина́емыя. Ты́ же страстоте́рпче соедини́тися к ро́ду Клеопа́тры ди́вныя моля́ не оскуде́й о си́х моля́ся.

Слава. А́дова мра́чная темни́ца во́ веки да не обы́мет прароди́тели на́­ша, и вся́ и́же воспомина́емыя с ни́ми в на́шем ра́зуме, тебе́ ди́вному стра­да́льцу, си́лу неве́рия и грехо́вную не́мощь низложи́вша, и про́чее и си́х и́же Клеопа́трины прости́, не оскуде́й до́блии му́чениче моля́ся.

И ныне. Богородичен. Тобо́ю Пречи́стая позна́хом сла́вити все́х Соде́теля, и от Тебе́ Плотоно́сца непреле́сна и Спа́са велича́ти навыко́хом. И Тя́ Богоро́дицу хва́лим, и Тебе́ покланя́емся (поклон) и мо́лим: поми́луй в неве́рствии у́мершия на́ша сро́дники. Е́же изба́вити си́х, не оскуде́й к Сы́ну Си́ моля́ся.

Катавасия. Изба́ви от бе́д рабы́ своя́ святы́и му́чениче Уа́ре, я́ко вси́ по́ Бозе к тебе́ прибега́ем, ты́ бо мо́лиши о на́с Христа́ Бо́га на́шего (поклон).

Го́споди поми́луй (трижды с покло­нами).

Песнь 5

Ирмос. Вску́ю мя́ отри́ну от лица́ Твоего́ Све́те не заходя́и, покры́ла мя́ е́сть чужа́я тма́ окая́ннаго, но обрати́в мя́ и к све́ту заповеде́й Ти́, пути́ моя́ напра́ви молю́тися.

Запев. Вся́ко дарова́ние му́чениче, и вся́ка ми́лость от Всеми́лостиваго Го́спода излива́ется. А́ще и преди́вны су́ть, слага́емы проще́нию сему́ в пога́нстве у́мерших Вели́чество преизя́щно сему́ оставля́ет. Те́м же дне́сь сотвори́ти потщи́ся Влады́ку му́че­ниче умоли́ти.

Запев. Не отврати́ся Го́споди от на́шего умиле́ния, ниже́ помяни́ мно́жество грехо́в на́ших. Па́че же по­мяни́ дре́вния Своя́ ми́лости, и ра́ди щедро́т Твои́х, и ра́ди Уа́ра до́бляго страда́льца. Не оскуде́й в бога́тстве безме́рнаго Ти́ милосе́рдия. Но изле́й ми́лость и проще́ние от на́с воспомина́емым.

Слава. Е́сть у́бо му́чениче, и дости­за́ет человеколю́бия Влады́чне, и су́щим в мо́ре дале́че, те́мже предста́ни и дне́сь, и припа́дая умоли́ Его́, е́же поми́ловати уме́ршия сро́дники, и все́м и́же с ни́ми воспомя́нутым дарова́ти проще́ние и ве́лию ми́лость.

И ныне. Богородичен. Предста́ни Влады́чице на́шему изнеможе́нию, бу́ди в ну́ждах Помо́шнице на́м всю́ду и при́сно. Ты́ бо еси́ христия́ном наде́жда и упова́ние. Те́м же не отри́ни на́ша проше́ния, но сотвори́ соверше́на и испо́лнена несказа́нном Ти́ благода́тию ми́лость.

Катавасия. Изба́ви от бе́д рабы́ своя́ святы́и му́чениче Уа́ре, я́ко вси́ по́ Бозе к тебе прибегаем, ты́ бо мо́лиши о на́с Христа́ Бо́га на́шего (поклон). Го́споди поми́луй (трижды с поклонами).

Песнь 6

Ирмос. Очи́сти мя Спа́се, мно́га бо беззако́­ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́ мя, молю́ся, к Тебе́ бо возва́х и ус­лы́ша мя, Бо́же спасе́ния моего́.

Запев. Шата́ние вра́жие да не воз­ра́дуется, в коры́сть получи́вше себе́, неве́рия ра́ди прароди́телей и сро́д­ников, Ты́ же умоля́й Го́спода, е́же прости́ти и на́ми воспомина́емых. И от ве́чных му́к изба́ви.

Запев. Нача́ло на́шему по́двигу Клеопа́трина ро́да проще́ние, отсю́ду у́бо вино́вное восприя́хом возста́вити тя на моли́тву о е́же с на́ми поми­на́емых. Не пре́зри му́чениче, и не отри́ни гре́шных предстоя́ния. По­тщи́ся испроси́ти у Влады́ки Христа́ о́ным от го́рьких му́к избавле́ние.

Слава. И́же неве́рия ра́ди сре́те коне́ц зо́л и ча́яние благи́х весьма́ поги́бе, прогне́вания Бо́жия. Ты́ же страстоте́рпче дерзнове́ние прие́м, ра́дость отпуще́ния вме́сто стра́шнаго томле́ния от Небе́снаго Царя́ испроси́ и изве́д от го́рести соблюди́ во Влады́чней ми́лости.

И ныне. Богородичен. Кото́рая Влады́чице зло́ба превозмога́тельна яви́тся Твои́м Ма́терним моли́твам; Вои́стину у́бо а́ще предста́неши и дне́сь моля́ за проси́мыя Ти́ от на́с. Припа́дая у́бо весьма́ сотвори́ши о́ным ра́достное проще́ние и избав­ле́ние, и ве́лию ми́лость.

Катавасия. Изба́ви от бе́д рабы́ своя́ святы́и му́чениче Уа́ре, я́ко вси́ по́ Бозе к тебе́ прибега́ем, ты́ бо мо́лиши о на́с Христа́ Бо́га на́шего (поклон).

Господи помилуй (трижды с покло­нами). Слава и ныне.

Кондак. Глас 4.

Христу́ после́дуя му́чениче Уа́ре, Того́ испи́в ча́шу и венце́м муче́ния увязе́ся со а́нгелы ликовству́я, моли́ непреста́нно за душа́ на́ша.

Икос.

Воспомяни́ на́ша глаго́лы све́тлыи жи́телю небе́сныи, Христо́в сла́вный му́чениче Уа́ре, ве́чному поко́ю тезоимени́тыи и вели́кими ти страда́нии непроходи́мое и све́тлое поко́ище приобреты́и. От непроходи́мыя темни́цы и томле́ния непреста́ннаго и нужды́, потщи́ся богоприя́тными ти моли́твами изба́вити рабы́ умиле́нныя, за ни́х же мо́лим тя предстоя́ще, во усе́рдии взыва́юще: испо́лни на́ша проше́ния свя́те, и Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно за душа́ на́ша.

Песнь 7

Ирмос. Бо́жия схожде́ния о́гнь устыде́ся в Вавило́не дре́вле. Се́го ра́ди отро́цы в пещи́ ра́дованною ного́ю, я́ко во све́те ликова́ху пою́ще, благослове́н Бо́г Оте́ц на́ших.

Запев. Я́ко со́лнце Го́споди все́м ра́вно просвеща́вши, и до́ждь незави́стно излива́вши, и прогне́вавшим Тя́ непреста́нно да́руеши, и ны́не послу́шай Уа́ра Твоего́ страда́льца, и проле́й ми́лость доконца́ отчюжде́нным сро́дником на́шим, и я́же оне́х неве́рных Человеколю́бче.

Запев. Ны́не я́ко же и пре́жде ще́др бу́ди Го́споди, и умоле́н бу́ди Влады́ко, я́коже о Клеопа́тре соде́я, си́це и о на́с Ми́лостиве сотвори́, и посли́ Своя́ щедро́ты и милосе́рдие ко и́же на́ми воспомина́емым. Исто́чник бо еси́ ми́лости неисчерпа́емый.

Слава. А́ще проро́к возра́дуясл пое́т ми́лости Твоя́ Го́споди, во́веки у́бо неоскуде́вша в щедро́тах ве́рует, я́ко милосе́рдия Ти́ предстоя́нием излия́ти за прося́щих Тя́ упова́ем. Испо́лни у́бо ра́ди му́ченика Си́, о Влады́ко на́ш.

И ныне. Го́ру Тя́ сказу́ет Прему́д­рый во проро́цех. Мы́ же Тому́ и е́же от Тебе́ ка́меню Богорожде́нии, изы́ти без примеше́ния му́жеска, и́же на́ше спасе́ние из глуби́н а́довых возве́дение получи́хом Влады́чице, возведи́ и дне́сь от а́да воспомина́емыя на́ми, да Тя́ Всеми́лостивую непреста́нно велича́ем.

Катавасия. Изба́ви от бе́д рабы́ своя́ святы́и му́чениче Уа́ре, я́ко вси́ по́ Бозе к тебе́ прибега́ем, ты́ бо́ молиши о на́с Христа́ Бо́га на́шего (поклон). Господи помилуй (трижды с поклонами).

Песнь 8

Ирмос. Мусики́йским орга́ном соглася́щым, и лю́дем без числа́ кла́няю­щимся, те́лу су́шу на моле́бнем, трие́ о́троцы песносла́вяху, Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во́ веки.

Запев. Да́ры да бу́дут словеса́ дре́вняя Твоя́ Го́споди, сказу́ющия. И на́шу наде́жду воздвижу́щия, я́ко послу́шал еси́ святы́я Твоя́ Го́споди. Е́же поми́ловати неве́рныя у́мершия, они́ же дне́сь совоста́ют на моли́тву Ти́, да проще́ни их ради уще́дриши иносла́вно у́мершия, ве́дением и не́ведением Тебе Владыко досадившия.

Запев. А́гньче Бо́жии Пречи́стою Ти́ кро́вию на́с искупи́выи, Фе́клину и блаже́ннаго Григо́рия моли́тву услы́шал еси́. Мефо́дия со мно́гими и Мака́рия прие́м проше́ния, и отра́ду и избавле́ние пода́в у́мершим, и Златоу́стаго о си́х моли́тися написа́ти воздви́гнув, приими́ у́бо Влады́ко с ни́ми и сла́внаго Уа́ра, моли́твами и́х воспомина́емыя от на́с прости́ и поми́луй.

Слава. Ра́дость испроси́ му́чениче, возвесели́мся а́ще обря́щем твои́ми моли́твами избавле́ние от ве́чных му́к на́ша сро́дники. Всегда́ бо моли́т­ву твою́ услы́шит и проше́ние испо́л­нит. Ты́ же у́бо не оскуде́й и ны́не о си́х моля́ся, да тя́ при́сно просла́в­ляем.

И ныне. Богородичен. Пренепоро́чная Влады́чице, оби́луй мно́жеством милосе́рдия щедро́т, ди́вная и безневе́стная Ма́ти Царе́ва, на́м бо ми́лости излива́ющю, где́ сию́ обря́щем, а́ще не к Тебе́ поспеши́м припада́юще. Ты́ бо еси́ пото́к сла́дости преизоби́лен на́м породила́ еси́ благослове́нная.

Катавасия. Изба́ви от бе́д рабы́ своя́ святы́и му́чениче Уа́ре, я́ко вси́ по́ Бозе к тебе́ прибега́ем, ты́ бо мо́лиши о на́с Христа́ Бо́га на́шего (поклон). Го́споди поми́луй (трижды с поклонами).

Песнь 9

Ирмос. Удиви́ся у́бо о се́м Не́бо, и земли́ ужасо́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тию, чре́во же Твое́ бы́сть простра́ннее небе́с, те́м Тя́ Богоро́дице, а́нгел и челове́к чинонача́лия ве­лича́ем.

Запев (с поклоном). О́ Бозе возмо́жеши Уа́ре сла́вный, богоприя́тными ти́ моли́твами, восприя́ти и излия́ти ми́лости, и́же доконца́ о́ным отчюжде́нным. Еди́н бо ще́др и ми́лости Роди́тель, вся́ ему́ возмо́жна я́ко Влады́це. К Не́му же неотсту́пно страда́льче моли́ся прости́ти и поми́ловати и́же от на́с воспомина́емыя.

Запев. Де́ло соверши́ преди́вно му́чениче. И сла́ве твое́й прикла́дно, е́же о́т Господа проще́ние, и пра́веднаго Его́ гне́ва примене́ния испроси́ти, огорче́нным те́мнаго ра́ди злове́рия, на́шим прароди́телям. И в го́ре­сти и во ожида́нии люте́йших су́щих, в безстра́шное избавле́ние иде́же ве́сть Влады́ка огорче́нныя введе́т.

Слава. И ко́е у́бо чю́до яви́тся сего́ древне́йши, и ка́я сла́ва знамени́тейше, кото́рое милосе́рдие такова́го е́сть бо́льши, а́ще ты́ му́чениче соскорбе́в си умоли́ти ми́лостиваго Го́спода, отпусти́ти гре́х нече́стия и́же от на́с помина́емым, и лю́таго томле́ния о́ных изба́вити.

И ныне. Богородичен. Влады́чице ми́лостивая и человеколюби́вая и незлопомни́вая, приими́ жа́лость на́шего проше́ния, и хода́тайствуй неотсту́пно к ми́лостивому Ти́ Сы́ну и Влады́це, е́же поми́ловати и про­сти́ти все́х, во иносла́вии уме́рших сро́дников на́ших, я́же с ни́ми поми­на́емым отпуще́ние, и ме́сто си́м ми́лости, неотъе́млемо пода́ти во́ веки.

Катавасия. Изба́ви от бе́д рабы́ своя́ святы́и му́чениче Уа́ре, я́ко вси́ по́ Бозе к тебе́ прибега́ем, ты́ бо мо́лиши о на́с Христа́ Бо́га на́шего (поклон). Го́споди поми́луй (трижды с поклонами).

1 ноября. Память мученика Уара

20-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 19 октября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Пророка Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мученика Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского.

Блаженной Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Священномученика Садока, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Собор святых Архангельской митрополи.

Священномученика Сергия Покровского пресвитера (1937).

Святой мученик Уар жил в Египте в период гонений на христиан в конце III — начале IV века. Он был военачальником и тайным христианином, оказывал помощь многим гонимым и заключенным христианам. Однажды он целую ночь беседовал с семью осужденными на смерть христианскими учителями. А утром, когда их повели на казнь, Уар пошел вместе с ними. Судья приказал предать его жестоким избиениям, во время которых святой мученик скончался. Это было в 307 году.

Преподобный Иоанн Рыльский

Небесный покровитель болгарского народа прославился подвигами в Рыльской пустыни. Иоанн долгие годы жил в горной пещере, потом — в дупле дерева. Слава об отшельнике разнеслась после того, как его нашли пастухи, и к подвижнику стали приводить больных и одержимых бесами, которых он исцелял. Избегая известности, святой поселился на высокой и труднодоступной скале, где семь лет провел под открытым небом. Позже пустынник стал принимать монахов, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где он жил раньше. До конца своих дней святой мудро руководил ими. Даром чудотворения он обладал еще с отрочества, когда пас стадо богача. Однажды тот избил отрока за потерю коровы с теленком. Найдя их и переведя через реку корову, Иоанн помолился и перешел с теленком на руках по воде, как по суше. Богач, видевший чудо, ужаснулся и, щедро наградив отрока, отпустил его.

Священное Писание

Флп., 245 зач., III, 8-19

8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: || для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, 11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.

12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.

13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.

16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.

17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.

18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.

19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.

Лк., 50 зач., X, 1-15

1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4 Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 10, 1-15

Будет ли на том свете такое снисхождение к неприемлющим Господа, какое показал Он к живущим на земле? Нет, не будет. Посылая «семьдесят» на проповедь, Господь заповедал им, чтоб они, когда не примут их, говорили там на распутиях: «и прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие»; то есть, вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой ходим мы с проповедью, а для возвещения вам мира и Царствия Божия. Не хотите принять этого блага — как хотите; мы идем далее. Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? «Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому». Стало быть, неверам нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле; а как смерть — так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа — Спасителя и Искупителя, и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Очень часто люди нерелигиозные объясняют свое неверие в Бога наличием страданий в мире, в человеческом истории, ссылаясь на войны, разного рода катаклизмы, цунами, землетрясения — на что только при этом ни ссылаются! Вывод простой: если бы Бог, Творец всего, действительно существовал, неужели бы Он допустил такое? Бог создал человека, Он запустил механизм человеческой истории, но Он предоставляет свободу человеку и не ограничивает действие физических законов до тех пор, пока мы Его об этом не просим. В каком-то очень высоком, почти философском смысле молитва есть просьба к Богу ограничить нашу свободу. И мы обращаемся к Господу не в гордыне, но, сознавая свою слабость, со смирением просим Его: «Господи, помоги! Мы не можем сами справиться с жизненными ситуациями! Господи, огради нас от нашествия иноплеменников, от междоусобной брани, от внезапной смерти, от землетрясений и цунами! Войди в наш мир, ограничь его законы и нашу свободу!» И ведь Господь откликается на такую молитву и спасает, как мы знаем, и в войнах, и в землетрясениях, и в цунами.

Притча

В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.

Отдыхающий Ангел решил спросить другого:

— Что же ты летаешь туда-сюда?

— Я ношу Богу послания, которые начинаются «Помоги, Господи…»

А почему ты всегда отдыхаешь?

— Я должен носить Господу послания, которые начинаются «Благодарю Тебя, Господи…»

Молитвословия

Возвращение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльск. Тропарь

глас 4

Твоих мощей возвращением/ обитель твоя обогатися,/ церковь же твоя, приемши я, просветися/ и, красящися, верных созывает с веселием/ светоносный твой светло праздновати день,/ грядите, глаголющи,/ и приимите благодатей дарования.

Кондак преподобного Иоанна Рыльского

глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедъми ограждался,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападений./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

Молитва преподобному Иоанну Рыльскому

Земная звездо чудесная, облиставшая пределы града Средца, предивный постниче и угодниче Божий, отче Иоанне, преподобных радование, Церкве Болгарския украшение, крепкий адаманте веры Православныя и живый свещниче, всю землю Болгарскую светом правды Божия осиявый! Ты еси скорый помощник с верою и любовию к тебе притекающим и великий предстатель пред Господем о всех нас. Приими, блаженне, наша моления, и умоли Христа Бога нашего, да вси тобою наставляемии людие словенстии пребывают союзом братския любве связуеми, в мире и благочестии, и да избавит их Господь и вся грады и страны христианския от враг видимых и невидимых, и от нашествия иноплеменник, от недуга, и глада и всякия скорби, наипаче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся пред пречистым твоим образом испроси, преподобне, у Господа Бога нашего вся, яже ко спасению своему они просят, да вси с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь пророка Иоиля

глас 2

Предведый Божие пришествие во плоти/ и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый,/ пророче Иоиле,/ спасай молитвами твоими// чтущия тя от всех скорбей.

Тропарь пророка Иоиля

глас 2

Предведый Божие пришествие во плоти/ и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый,/ пророче Иоиле:/ спасай молитвами твоими/ чтущия тя от всех скорбей.

Кондак пророка Иоиля

глас 4

Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятилище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем, пророче, блаженне Иоиле, славне.

Кондак свщенномученика Садока, епископа Персидского

глас 4

Владычню речению усердно в подобстве последова, / яко убо пастырь добрый душу свою за Христовы овцы положил еси,/ священномучениче Садоче, молим тя, многострадальне, / моли пастырем начальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да воспоем ти:/ радуйся, священный отче Садоче,/ иже за Христа кровь свою излиявый.

Тропарь мученика Уара

глас 4

Воинством святых страстотерпец страждущих законне,/ зря онех, показал еси мужески крепость свою./И устремився на страсть волею,/ и умрети вожделе за Христа,/ Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре,/ моли спастися душам нашим.

Кондак мученика Уара

глас 4

Молитва мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

Теги: Мученик Уар преподобный Иоанн Рыльский православный календарь

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Чтимая икона Святого мученика Уара

Днем поклонения иконе по обычаю принято считать 1 ноября.

Святому Уару позволено читать молитвенные стихи за некрещеных. Мученика просят облегчить участь душ своих родных и близких, тех, кто умер в неверии и не принял Святого Крещения и не сумевших познать Подлинного Бога. Помимо всего, читаются молитвы о здоровье малолетних детей, а также о младенцах, которые умерли, не родившись не свет или же во время родов. Святому Уару разрешено читать молитвы за тех, кто не был крещен, однако нельзя просить за тех, кто покончил жизнь самоубийством.

Жизнь Святого Уара проходила в 4-ом столетии в Александрии. На тот отрезок времени правителем был римский император Максимиан. Умея прочную веру во Христа, однако, опасаясь язычников, Святой Уаур не в силах был раскрыть свою верование. Не имея достаточно отваги, чтобы открыто веровать во время преследований, свои ночи Уар проводил, обхаживая тюрьмы и ухаживая за пленниками.
Как-то раз он увидел, что в числе заточенных находятся 7 христианских учителей-пустынников. В течение долгого времени их истязали, а затем связали и бросили в стены темницы, где морили голодом. Подкупив охрану, Уар вошел в стены тюрьмы и высвободил заложников из кандалов и предоставил им питье и пищу.

К утру один из мучеников умер от обретенных ран и святой Уар, предстал перед глазами наместника, заявив, что хочет пострадать с христианами. После этих слов его начали пытать: терзали, строгали металлическими ножами, а потом, приколотив к дереву вниз головой, рвали со спины кожу и били суковатыми тростями по животу до тех пор, пока внутренности не вывалились на землю. После кончины, тело святого Уара вывезли за городскую черту и выбросили на съедение собакам.

Одна благочестивая вдова, имя которой Клеопатра, горестно наблюдала издалека за мучениями святого Уара. Когда тело мученика вывезли за город, Клеопатра под покровом ночи втайне перенесла его в свое жилье и погребла в спальне.
После завершения гонений, путь Клеопатры устремился в Палестину, в поселок Эдра. В старинной гробнице своих пращуров, Клеопатра под видом останков своего супруга перевезла и положила там мощи святого Уара. Ежедневно наведывалась она в гробницу, зажигала свечи и совершала каждение, а другие христиане, следуя её примеру, начали читать молитвенные стихи святому Уару и обретать исцеления.

Блаженная Клеопатра, видя, что масса людей скапливается у гроба Уара, приняла решение возвести в его честь храм. После того, как храм освятили, мощи святого Уара расположили под престолом, где была произведена Божественная литургия. После завершения службы, Клеопатра организовала небольшой пир для гостей и совместно с сыном прислуживала им. Неожиданно Иоанн занемог горячкой и в полночь испустил дух, оставив матерь в безутешной скорби. Рыдая, Клеопатра направилась к стенам храма и, прильнув к гробнице, принялась корить святого: «Вот как отплатил ты мне за все, что я совершила для тебя! Такое ты содействие оказал мне в тот момент, когда я возложила на тебя все свои чаяния? Кто похоронит моё тело? Пуще мне самой испустить дух, чем зреть мертвым моего сына. Верни его мне или сейчас же и меня забирай отсюда, ибо от горя моего безутешного жизнь моя стала тягостной».

От предельной утомленности и безутешности Клеопатра уснула прямо у гроба. Во сне явился ей мученик Уар, удерживавший на руках ее сына. Завидев их, Клеопатра ринулась к ногам святых, однако святой Уар поднял ее и произнес: «Отчего ты сетуешь на меня? Разве ты считаешь, что я позабыл все те добрые дела, которые ты изъявила мне? И в первую очередь я умолил Господа о родственниках твоих, которые не сподобились Святого Крещения, с коим ты положила меня в усыпальнице, дабы отпустили им прегрешения их. Твой сын ныне принадлежит Престолу Господнему, и служит Правителю нашему, однако, если ты желаешь, дабы он служил земному царю, прими же его обратно». Однако сын её, находившийся на руках мученика, молвил: «Нет, защитник мой! Не внимай словам матери моей, не отнимай у меня общение со святыми». Адресуясь к Клеопатре, святой Иоанн молвил: «Отчего плачешь ты, матерь моя? Я был причислен к войску Небесному и предстою Христу совместно с Ангелами». Клеопатра проговорила: «Заберите же и меня и позвольте мне остаться с вами». Однако святой Уар ответил: «Будучи здесь, ты все так же с нами; ступай же, а когда того изволит Бог, мы вернемся забрать тебя».

Молвив сии слова, они стали незримы. Очнувшись, женщина испытала неописуемую радость и поведала священнослужителям о сновидении. Совместно с ними она с почетом похоронила сына при усыпальнице святого Уара, уже не рыдая, а радуясь о Боге. После этого она распределила все свои пожитки среди нуждающихся, и начала жизнь при храме мученика Уара, днями и ночами не прекращая поститься и читать молитвенные стихи.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх