Помост

Вопросы веры

Священномученик Владимир киевский

ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)

Сщмч. Владимир (Богоявленский)

Владимир (Богоявленский) (1848 — 1918), митрополит Киевский и Галицкий, духовный писатель и проповедник, священномученик, первый архиерей-новомученик Русской Церкви

Память 25 января, 14 июня — память обретения мощей в 1992 году (Укр. ), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, святых Киевских, Московских, Санкт-Петербургских и Самарских

В миру Богоявленский Василий Никифорович, родился 1 января 1848 года в селе Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника.

В 1864 году окончил Тамбовское духовное училище .

Среднее образование получил в Тамбовской духовной семинарии, и высшее в Киевской духовной академии, в которую поступил в 1870 и окончил 24 мая 1874 года со степенью кандидата богословия и с правом на магистра.

По окончании академии в том же году назначен был в Тамбовскую семинарию на должность преподавателя по Гомилетике, Литургике и Пастырскому богословию.

Через год перешел на кафедру Священного Писания, вместе с тем преподавал в семинарии немецкий язык и имел уроки по географии сначала в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Но религиозное настроение влекло его к пастырству.

Прослужив в Тамбове около восьми лет, женился, оставил службу при семинарии и 31 января 1882 года был рукоположен во священника в Покровской соборной церкви города Козлова (ныне Мичуринск).

В 1883 году перемещен на должность настоятеля Троицкой церкви города Козлова и назначен благочинным местных городских церквей. Уже здесь он показал себя выдающимся проповедником и обратил особое внимание на вне богослужебные беседы, как лучшее средство религиозного просвещения. Рано потеряв жену и единственного ребенка, о. Василий в своей скорби услышал голос, призывающей его «оставить мир и яже в мире» и всего себя отдать на служение Церкви.

8 февраля 1886 года принял иноческий постриг с именем Владимира в Тамбовском Казанском монастыре и на другой же день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря.

6 октября того же года назначен настоятелем Новгородского Антониева второклассного монастыря.

Епископ Старорусский

13 июня 1888 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии с местопребыванием в городе Новгороде. Хиротонию в Александро-Невской Лавре возглавил митрополит Исидор (Никольский).

Паству привлекало благоговейное и благолепное служение епископа и особенно его проповедничество, проникнутое твердой верой, любовью к служителям и пламенной ревностью по Бозе, и, вместе с тем, — простое и безыскусственное, всем доступное по своей форме. Памятником этого служат его «Беседы на семь слов Спасителя со креста».

Епископ Самарский

19 января 1891 года назначен епископом Самарским.

Он ввел внебогослужебные собеседования по различным церквам и присутствовал на них. Для распространения духовного просвещения в народе, епископ Владимир основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство, созывал любителей духовного просвещения на духовно-нравственные чтения в семинарии. Заботливое внимание обращал он и на духовно-учебные заведения и на развитие церковно-приходских школ мужских и женских.

Служил часто и во всех даже самых маленьких храмах. Но особенно много сделал он в Самарской епархии во время неурожая и последовавшей затем холерной эпидемии. Под своим личным заведованием еп. Владимир учредил епархиальный Комитет для пособия пострадавшим от неурожая. По уездным городам также были устроены епархиальные комитеты. Сам епископ и в печатных воззваниях и в поучениях старался расположить всех к помощи пострадавшим. К этому делу были привлечены все настоятели церквей и монастырей.

Во время губительной эпидемии холеры, уносившей многие тысячи жертв, епископ Владимир стал устраивать на видных местах и площадях города общественные молебствия и обращался к тысячам народа со словами утешения и ободрения, указывая в то же время на меры предосторожности против заболевания.

Экзарх Грузии

18 октября 1892 года был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии, с званием члена Святейшего Синода.

В Грузии, как и в Самаре, владыка поставил себе первой задачей содействовать развитию и укреплению в крае просвещения и веры в духе Православной Русской Церкви. Он установил внебогослужебные собеседования и церковное учительство во время богослужений, привлекая к этому всеми мерами приходское духовенство и первый подавал к тому пример. При всем неудобстве путей сообщения на Кавказе, он очень часто предпринимал поездки по обширному краю, всюду входя в духовные и материальные нужды духовенства и паствы. Сектанты, раскольники и прочие все составляли предмет заботливой внимательности архипастыря, которому и удалось за время своего управления экзархатом, достигнуть сближения неправославных элементов с Православием.

За время служения владыки в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трехсот церковно-приходских школ, оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, изысканы средства на возобновление старинных церквей. Учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при Тбилисских церквах устроены были столовые для бедного народа.

С 1897 года состоял почетным членом Казанской духовной академии «во внимание к его благоплодным архипастырским и миссионерским трудам».

Митр. Владимир (Богоявленский)

Митрополит Московский

21 февраля 1898 года назначен митрополитом Московским и Коломенским, а также священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Был в числе иерархов, подписавших в 1901 году постановление Синода об отлучении графа Л.Н. Толстого от Русской Церкви.

Подписал постановление Синода об открытии мощей преподобного Серафима Саровского, св. Питирима Тамбовского и св. Иоасафа Белгородского, а также принял ходатайство об открытии мощей патриарха Ермогена.

При нем был выстроено здание Епархиального дома, где сосредоточены все епархиальные, духовные, народно-просветительские учреждения и храм во имя св. князя Владимира. В залах Епархиального дома проводились лекции, чтения, беседы. Обширное помещение в доме отведено было для епархиальной библиотеки и читальни. Здесь же помещалась редакция духовных журналов.

Будучи духовным руководителем великой княгини Елисаветы Феодоровны, митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители.

В последние годы владыка обратил особое внимание на борьбу с народным пьянством. В 1911 году под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд 1911 г.

Митрополит Санкт-Петербургский

23 ноября 1912 года назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующим членом Святейшего Синода.

Несмотря на плодотворную деятельность митр. Владимира, в литературе встречаются попытки охарактеризовать его как человека корыстного, держащегося за принадлежащую ему власть, а для этого не брезгующего никакими приемами.

Так, бывший иеромонах Илиодор, расстрига Сергей Турфанов, в своих записках о Распутине пишет, что митрополит Владимир, в бытность Санкт-Петербургским, не стал вместе с другими честными служителями Церкви Божией обличать Распутина, боясь попасть в немилость. Поэтому он согласился с мнением Святейшего Синода на ссылку епископа Ермогена (Долганёва), за что после высылки из столицы епископа Ермогена якобы был щедро награжден Распутиным. Однако, характерно, что ровно через три года после назначения митрополитом Санкт-Петербургским, первенствующим членом Синода, заслуженный архипастырь много потрудившийся и завоевавший всеобщую любовь и уважение, восемнадцать лет находившийся в сане митрополита, вдруг переводится в Киев, на младшую из трех митрополичьих кафедр, а на его место назначается только что возведенный в сан митрополита Питирим (Окнов). С карьеристами, любимцами сильных века сего так не поступают.

В качестве обвинения митрополиту Владимиру приводится еще один случай, в свое время наделавший много шуму и давший повод к многим нареканиям на него, когда он был еще архиепископом, Экзархом Грузии.

Сщмч. Владимир (Богоявленский)

Ректор Тифлисской семинарии архимандрит Серафим в присутствии воспитанников семинарии обозвал грузинское церковное пение «собачьим лаем». За этим последовал бурный взрыв негодования, распространившегося и на архиепископа Владимира. Вместо того, чтобы наказать провинившегося архимандрита должным образом и тем умиротворить взволнованный край, архиепископ Владимир почему-то взял ректора семинарии под свою защиту и тем самым вызвал большое недовольство грузинских националистов.

Этот случай не только умножил число его врагов, но и помог открыть еще одну черту его характера. Взяв под свою защиту архимандрита Серафима, архиепископ Владимир ставил под угрозу собственное благополучие и популярность, а может быть и безопасность. В это время грузия кипела против всего русского особенной ненавистью, которая доходила до таких размеров, что через десять лет после описываемого события националисты убили бывшего там в то время архиепископа Никона. Для архиепископа Владимира было бы гораздо легче и спокойнее пожертвовать одним человеком, сгоряча сказавшим действительно очень грубую, пожалуй возмутительную фразу. Но он понял, что это сказано именно сгоряча и не побоялся никаких громов и молний. При таких обстоятельствах этот поступок архиепископа Владимира требовал большого мужества и внутренней самостоятельности.

Киевский митрополит

23 ноября 1915 года был переведен на Киевскую кафедру. За ним было сохранено звание первенствующего члена Св.Синода и соединённые с этим званием права.

В этом же году митрополит Владимир удостоился степени доктора богословия.

Октябрьская революция 1917 г. вызвала нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу.

Посмертная фотография священномученика Владимира (Богоявленского) с сайта Богослов.Ru

Мученическая кончина

22 января 1918 года начался ружейный и орудийный обстрел Киева со стороны Дарницы. К вечеру 23 января большевики овладели Киево-Печерской Лаврой, и тогда в ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся монголами при разорении Киева и Лавры в 1240 году. Вооружённые толпы людей врывались в храмы, с шапками на го­ловах и с папиросами в зубах, производили крик, шум, безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святыней, вламывались в жилища монахов днём и ночью, стреляли над головами смертельно перепуганных стариков, произво­дили неописуемые литературно осквернения святынь, избивали стариков, грабили, что только попадалось под руку, останавливали монахов днём во дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками, хватали ока­завшихся в то время в лавре посторонних, особенно военных, предавали их жестокой смертной казни…

25 января вечером пять вооружённых солдат во главе с матро­сом пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного слу­чайного очевидца мученической кончины владыки, убийцы привезли святителя Владимира к месту расстрела на автомобиле. Когда убий­цы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими слова­ми: «Что, вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из них ответил: «А что же, церемониться с тобою?» Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: «Но только поскорее”! Митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром», — потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежа­щего сделали несколько выстрелов.

Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита впоследствии пока­зал, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пуля­ми и кололи холодным оружием.

Праведная кончина сщмч. Владимира Киевского. 11-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Почитание

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так ска­зал о мученической смерти митрополита Владимира:

«Конечно, судя по человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта муче­ническая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России».

Мощи митрополита Владимира были обретены 1 июля 1992 года и положены в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 года причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви. На иконе написанной для их Соборного прославления в 2000 году мученическая кончина священномученика Владимира была показана на одиннадцатом клейме. Святитель показан дважды: выведение на расстрел из обители и обнаружение его тела иноками. Распростертое тело святителя по композиции расположено почти в центре ряда и по вертикали, совпадая с центральными изображениями деисиса и средника, чтобы подчеркнуть значение подвига. Сине-зеленый цвет его мантии не повторяется в одеждах святых в клеймах, но близок к облачению Христа и святых в образах деисусного чина, чем устанавливается смысловое единство образов.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Ве́ры правосла́вныя непоро́чный блюсти́телю/ и за́поведей Христо́вых усе́рдный исполни́телю,/ священному́чениче Влади́мире,/ Христа́ всем се́рдцем возлюби́в,/ па́ству твою́ до́бре упа́сл еси́,/ незло́биво му́ченическую сме́рть прия́л еси́./ Сего́ ра́ди в ве́чней сла́ве пребыва́я,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 4

По́двигом до́брым я́ко святи́тель Христо́в подвиза́лся еси́,/ ве́ру правосла́вную непоро́чно соблю́д,/ во дни гоне́ния лю́таго мучи́телей преще́ния не убоя́вся,/ священному́чениче Влади́мире,/ я́ко первому́ченик Стефа́н, убива́ющим тя рекл еси́:/ Госпо́дь да прости́т вас/ Сего́ ра́ди угото́вася ти вене́ц пра́вды,/ его́же да возда́ст Госпо́дь моли́твами твои́ми// всем почита́ющим тя.

Кондак, глас 2

О́браз Христо́ва милосе́рдия явля́я,/ покро́в и защище́ние па́стве твое́й был еси́,/ святи́телю о́тче Влади́мире,/ в кро́тости и незло́бии страда́ния прие́мля,/ безбо́жных мучи́телей, благословля́я, прости́л еси́./ Те́мже и нам испроси́ у Христа́ Бо́га// дух ми́рен и ве́лию ми́лость.

Ин кондак, глас 3 на перенесение мощей

В годи́ну гоне́ний лю́тых и́стинный Христо́в священноде́йствователь показа́лся еси́,/ пе́рвее ева́нгельское сло́во утвержда́я,/ и Же́ртву безкро́вную Го́сподеви принося́,/ последи́ же с кро́вию твое́ю во святи́лище вше́дый,/ священному́чениче Влади́мире,/ моли́ Христа́ Бо́га,/ Це́ркви на́шей едине́ние пода́ти, и оте́честву от плене́ния христобо́рцев сохрани́тися,// и душа́м на́шим спасе́ние улучи́ти.

Видео

Житие священномученика Владимира, митрополита Киевского из цикла «Жития преподобных Печерских». Производство: телестудия Киево-Печерской Лавры. 2012 год

Награды

  • бриллиантовый крест на клобук (1895)
  • панагия, украшенная драгоценными камнями (1896)
  • бриллиантовый крест для митру (9 апреля 1900)
  • панагия, украшенная драгоценными камнями (26 августа 1912)
  • крест для предношения в священнослужении (21 февраля 1913)

Труды

Престолы храмов, освященные в честь священномученника Владимира

  • Храм-часовня сщмчч. Владимира, митр. Киевского в Свиблове (г. Москва)
  • Собор Богоявления бывшего Богоявленского монастыря на Никольской (г. Москва)
  • свт. Николая в Пыжах (г. Москва)
  • Храм-часовня сщмч. Владимира, митр. Киевского в исправительно-трудовой зоне (г. Зеленоград)
  • Церковь святителя Владимира, митрополита Киевского (г. Королев)

Литература

Использованные материалы

Православний церковний календар. 2015. — К.: Українська Православна Церква, 2015, сс. 66,130.

«Воспитанники 1-го Тамбовского духовного училища, получившие высшее образование», Тамбовские епархиальные ведомости, 1887, № 18 неофиц. часть, с. 791

ВЛАДИМИР

(Богоявленский Василий Никифорович, 1.01.1848, с. М. Моршевка (М. Моршка) Моршанского у. Тамбовской губ.- 25.01/7.02.1918, Киев), сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих), митр. Киевский и Галицкий. Из семьи священника. Учился в Тамбовской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «О праве церковного отлучения». В академии специализировался на церковно-практическом отд-нии. После завершения академического курса назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую ДС, с 26 мая 1874 г. преподаватель Свящ. Писания. Одновременно преподавал в семинарии нем. язык, в епархиальном жен. уч-ще и в жен. гимназии географию. В 1882 г. Богоявленский женился и 31 янв. Тамбовским и Шацким еп. Палладием (Ганкевичем) был рукоположен во иерея в Покровском соборе г. Козлова (совр. Мичуринск). В том же году избран депутатом от духовенства Козлова на епархиальный съезд. В 1883 г. назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой ц. Проявил себя как выдающийся проповедник.

Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский. Икона. 90-е гг. XIX в.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский. Икона. 90-е гг. XIX в.

Ранняя смерть супруги, а затем и единственного ребенка резко изменили ход жизни свящ. Василия. 8 февр. 1886 г. в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ре он был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем козловского Троицкого мон-ря. 6 окт. 1886 г. В. был переведен на ту же должность в новгородский Антония Римлянина мон-рь; был членом Новгородской консистории. Активно участвовал в деятельности новгородского епархиального братства Св. Софии (создано в 1886).

13 июня 1888 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры В. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский). В. являлся деятельным помощником престарелого митр. Исидора в управлении Новгородской епархией. Епископ объезжал храмы епархии, составляя журналы с подробными сведениями о клире, церкви, приходских школах (напр.: Новгородские ЕВ. 1891. № 11-19), стремился оживить приходскую жизнь. Для повышения образовательного уровня клириков по распоряжению В. был подготовлен список книг, к-рые обязательно должны быть в церковных б-ках (опубл.: Новгородские ЕВ. 1890. № 5-6. С. 142-145). 19 авг. 1890 г. он присутствовал на открытии в Новгороде епархиальной публичной б-ки. Благодаря В. в епархии повсеместно были введены воскресные внебогослужебные беседы по вопросам веры и нравственности. Он сам осенью и зимой 1888/89 г. прочитал в Софийском соборе цикл из 18 бесед, посвященных религиозно-нравственному воспитанию детей. С февр. 1889 г. в беседах начало участвовать городское духовенство и преподаватели ДС. С 25 марта 1890 г. в Новгороде проходили религиозно-нравственные чтения с духовным пением, сначала в зале Благородного собрания, с окт. того же года — в здании семинарии. В. уделял много внимания церковноприходским школам, его заботами получила новую жизнь школа при Варлаамиевом Хутынском мон-ре. Считал одной из важнейших задач борьбу с пьянством, читал проповеди на эту тему, убеждал духовенство заботиться об искоренении пьянства. Благодаря В. в епархии были учреждены 2 должности епархиальных миссионеров.

15 июля 1888 г. В. возглавил в Новгороде празднование 900-летия Крещения Руси. В сент. того же года состоялось перенесение Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Ст. Руссу. 17 сент. В. совершил молебен перед иконой на площади в Ст. Руссе в присутствии 20 тыс. богомольцев, на следующий день служил литургию в соборе старорусского на Острову в честь Преображения Господня мон-ря. 18 сент. стало одним из дней празднования Старорусской иконе Божией Матери. (В Георгиевской ц. Ст. Руссы, где ныне хранится чтимый список иконы кон. XVIII в., в 1997 было исполнено большое настенное изображение В.) В окт. 1890 г. архиерей возглавил торжества по случаю 150-летия Новгородской ДС.

Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Московский. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Московский. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в.

19 янв. 1891 г. В. был назначен на Самарскую кафедру. Так же как и в Новгородской епархии, он уделял большое внимание духовному просвещению, развивал сеть церковноприходских и воскресных школ, добивался бесплатного или льготного снабжения их учебными пособиями, содействовал увеличению числа приходских б-к. Положил начало внебогослужебным религиозно-нравственным чтениям, поочередно проходившим в разных храмах Самары. В. совершал вечерню с чтением акафиста, затем вступительным словом открывал чтение, к-рое продолжал приходской священник, владыка присутствовал на беседе до конца. В февр. 1892 г. В. основал в Самаре религиозно-просветительское братство во имя свт. Алексия, митр. Московского. В здании городской думы открыл бесплатные вечерние чтения религ. содержания. 11 мая 1892 г. по инициативе В. в Самаре прошел общешкольный праздник в память равноапостольных Кирилла и Мефодия, в соборе на литургию собрались все учащие и учащиеся города.

В 1891 г. Самарскую губ. поразил неурожай, следствием к-рого стали голод и эпидемия холеры. В. учредил епархиальный и уездные комитеты для сбора средств и раздачи пожертвований, дал указание консистории об отчислении церковных средств в помощь голодающим. При мон-рях и богатых приходах открылись столовые и чайные для бедняков, всех учащихся кормили бесплатно. В. совершал на площадях Самары общенародные молебствия перед Смоленской иконой Божией Матери об избавлении от холеры. В проповедях призывал жителей города оказывать помощь больным, посещал лазареты, служил панихиды на кладбище. Прекращение эпидемии многие приписывали молитвам святителя.

18 окт. 1892 г. В. был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Много времени он проводил в поездках по кавказским приходам и мон-рям. Благодаря его деятельности в Экзархате было построено более 100 новых храмов, возобновлены службы в закрытых церквах, восстановлен Мцхетский собор, Самтаврский мцхетский во имя равноап. Нины мон-рь.

Особое внимание В., как и на др. местах своего служения, уделял духовно-просветительской работе. Трудами святителя в Кутаисе была устроена ДС; в Экзархате открылось более 300 церковноприходских школ, где учились дети не только из правосл. семей, но и из старообрядческих, арм., евр. и др. Архиерей часто посещал школы и наблюдал за уровнем преподавания. В. организовал во мн. тифлисских храмах внебогослужебные религиозно-нравственные чтения, регулярно посещал храмы города и слушал проповедников. В 1897 г. архиерей учредил епархиальное духовно-просветительское миссионерское братство, объединившее образованное духовенство Тифлиса и мн. мирян. Члены братства устраивали беседы с сектантами и старообрядцами, распространяли правосл. книги, проводили крестные ходы. Благодаря В. оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, к-рое способствовало устройству при мн. храмах б-к из книг духовно-нравственного содержания на рус. и груз. языках.

В. прилагал много усилий, чтобы поднять религиозно-нравственный уровень народа. По благословению архиепископа в Колючей балке, одном из беднейших районов Тифлиса, был основан молитвенный дом во имя свт. Феодосия Черниговского. В помещении церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням проводились занятия для детей этого района, не имеющих возможности посещать учебные заведения; кроме общеобразовательных предметов здесь обучали рукоделию. При тифлисском кафедральном соборе открылись читальня и бесплатная чайная. В районе с неправосл. населением стараниями владыки был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с залом для религиозно-нравственных бесед и б-кой; во иерея к храму был рукоположен Сергий Городцов (впосл. митр. Новосибирский Варфоломей).

Во время эпидемии холеры в Закавказье в 1893 г. В., получив из комитета народного здоровья известие о первых случаях заболеваний в Тифлисе, призвал население города к общей молитве. 15 авг., в праздник Успения Божией Матери, состоялся крестный ход по районам города, охваченным эпидемией.

Несмотря на самоотверженное служение В., националистически настроенная часть груз. общества и клира относилась к нему враждебно. Из Грузии в Синод поступали многочисленные жалобы на святителя, полные клеветы и наветов. (Современники свидетельствовали, что «нестяжательность, простота, всем известное трудолюбие, исправность во всем, даже, и по преимуществу, иноческое целомудрие,- все в экзархе подвергалось заподозриванию и всевозможным клеветническим доносам».- ПрибЦВед. 1918. № 9-10. С. 350). Среди студентов Тифлисской семинарии активно распространялись революционные и националистические идеи. В конфликтах ректора семинарии архим. Серафима (Мещерякова) со студентами архиерей неизменно поддерживал ректора, чем вызывал негодование груз. газет.

21 февр. 1898 г. В., после возведения в сан митрополита, был назначен на Московскую кафедру. Его помощниками — викариями Московской епархии — стали выдающиеся церковные деятели: 28 февр. 1899 г. митрополит возглавил хиротонию архим. Арсения (Стадницкого) во епископа Волоколамского, 1 июля 1901 г. состоялась хиротония архим. Трифона (Туркестанова) во епископа Дмитровского, 29 июня 1906 г.- архим. Анастасия (Грибановского) во епископа Серпуховского.

В Москве святитель применил весь опыт архиерейского служения, накопленный за предыдущие годы. В. призывал духовенство епархии чаще совершать богослужения и поучать паству, открыл новые вакансии при приходах и пригласил туда талантливых проповедников. Каждую неделю В. произносил проповеди на Троицком подворье Троице-Сергиевой лавры, в к-рых затрагивал актуальные вопросы гос. и общественной жизни, вопросы личности и семьи, богатства и бедности, веры и неверия, темы морали, науки, обсуждал рабочий вопрос, проблемы церковной дисциплины. Его речи публиковались в периодической печати. В Москве получили широкое распространение религиозно-просветительские и назидательные чтения для народа, для детей, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции. 16 июня 1902 г. по инициативе В. в здании Исторического музея на Красной пл. начали работу пользовавшиеся популярностью общеобразовательные курсы для рабочих.

Благодаря усилиям В. в Москве в 1903 г. открылся епархиальный дом с храмом во имя равноап. кн. Владимира, ставший центром просветительской и миссионерской деятельности в епархии (впосл. назывался Владимирским). Московские священники поочередно совершали в нем богослужения, произносили проповеди. По воскресеньям в епархиальном доме служилась вечерня с акафистом при общенародном пении, затем проводились беседы религиозно-нравственного содержания, в к-рых часто принимал участие митрополит. В большом зале проходили богословские чтения, чтения для рабочих, лекции, беседы, духовные концерты. Ответственным за проповедническую деятельность являлся прот. сщмч. Иоанн Восторгов. В епархиальном доме разместились епархиальный училищный совет, благотворительные учреждения, редакции духовных журналов, Кирилло-Мефодиевское московское братство, Православное миссионерское общество, попечительство о бедных духовного звания, книжный магазин, б-ка с читальным залом и др. 29 дек. 1907 г. В. положил начало молодежному Златоустовскому религиозно-философскому кружку, также располагавшемуся в епархиальном доме. Кружок ставил своей целью содействовать распространению религиозно-философских идей в строго правосл. духе среди учащейся молодежи.

В. много внимания уделял духовным учебным заведениям, заботился об их материальном обеспечении. Учредил жен. богословские курсы, жен. епархиальное уч-ще при московском мон-ре в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость», способствовал строительству здания для Перервинского ДУ, дома для преподавателей МДС, ремонту Заиконоспасского, Донского, жен. Филаретовского духовных уч-щ. В епархии действовали курсы для преподавателей церковноприходских школ, созывались съезды преподавателей Закона Божия.

Для лучшего развития миссионерско-просветительского дела В. открыл ежегодные миссионерские курсы для духовенства, ввел 4 должности епархиальных миссионеров. Учредил Московский епархиальный миссионерский совет, миссионерское братство во имя Воскресения Христова, братство свт. Алексия при Чудовом мон-ре, расширил сферу деятельности Петра митрополита братства. Добился открытия в МДА в 1907 г. кафедры по истории и обличению сектантства, позднее такие кафедры были созданы в др. духовных академиях. Активно создавал народно-миссионерские курсы, на к-рых миссионерству учились рабочие, организовывал церковно-народные хоры.

Одной из наиболее важных миссионерских задач своего времени святитель считал борьбу с распространением социалистических и революционных идей, к-рые он критиковал с христ. и научной точек зрения. В. считал, что рабочее движение вызвано стремлением пролетариата к нравственному возвышению и улучшению жизни, что естественно и справедливо. Однако избранное средство — революционную борьбу — считал недопустимым.

Святитель резко выступил против революции 1905-1907 гг. В окт. 1905 г., во время всеобщей забастовки, В. и Серпуховской еп. Никон (Рождественский) распорядились разослать по московским храмам поучение для чтения во время литургии. Составленное в очень резкой форме, поучение называло организаторов забастовок «извергами рода человеческого» и призывало верующих «очнуться, проснуться» и быть готовыми «умереть за царя и за Русь» (ЦВ. 1905. № 43. С. 1350-1351). Сознавая опасность такой категоричности, часть московских священников читала «поучение» с сокращениями, многие вовсе не читали, 76 священников заявили о «полной несолидарности» с посланием. 22 окт. 1905 г. Святейший Синод выпустил определение, в к-ром указывал, что послание может стать «причиной междоусобного раздора среди населения» (Там же. № 44. С. 1993-1994, 1997). 30 окт. 1906 г. на специально созванном собрании московского духовенства В. произнес речь «Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой». Он назвал РСДРП «зерном… революции», очень опасной политической силой, призвал духовенство активизировать «социальную проповедь», обращать внимание на нужды рабочих, чтобы вытеснить из их умов социалистическое учение (ПрибЦВед. 1907. № 14. С. 617-636). Митрополит поддерживал тесные связи с Союзом русского народа, 6 апр. 1906 г. присутствовал на его первом съезде, совершал молебен.

В. был сторонником созыва Поместного Собора, в 1906 г. участвовал в работе Предсоборного присутствия РПЦ. Поощрял дела милосердия, в частности содействовал вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской московской жен. обители (1909). В последние годы пребывания на Московской кафедре много сил отдавал борьбе с народным пьянством. В 1911 г. под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд, в 1912 г.- Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.

Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Московский. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Московский. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в.

2 нояб. 1912 г. скончался С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский), близкий В. с детства. 5 нояб. В. возглавил погребение, 23 нояб. получил назначение на С.-Петербургскую кафедру. Глубоко привязанный к московской пастве, святитель не хотел этого назначения и согласился только после обращения к нему мч. имп. Николая II Александровича. 1-2 дек. 1912 г. В. по приглашению Новгородского архиеп. Арсения (Стадницкого) участвовал в открытии епархиального дома в Новгороде. 3-10 дек. с В. прощалась Москва, приславшая к святителю депутации от всех церковных и религ. учреждений, в создании к-рых он непосредственно участвовал.

В сер. дек. В. прибыл в С.-Петербург. Будучи первоприсутствующим в Святейшем Синоде, святитель должен был уделять много времени общецерковным делам. В 1913 г. как председатель юбилейной комиссии занимался организацией торжеств в честь 300-летия Дома Романовых. В том же году, 12 мая, участвовал в Москве в торжествах прославления сщмч. Ермогена, Патриарха Московского. 29-31 авг. возглавил празднование 200-летия Александро-Невской лавры. 28 июля 1914 г. возглавил у себя на родине, в Тамбове, торжества канонизации Тамбовского свт. Питирима.

В С.-Петербургской епархии В. расширил права и обязанности викариев по сравнению с предшествующим временем, его незаменимым помощником стал Гдовский еп. сщмч. Вениамин (Казанский). В. освятил ряд храмов, в т. ч. 15 янв. 1914 г. собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери в С.-Петербурге. 8 сент. 1913 г. в присутствии вел. кнг. Елисаветы Феодоровны благословил начало строительства ц. свт. Николая Чудотворца на Барградском подворье в С.-Петербурге. По благословению В. был создан Историко-археологический комитет С.-Петербургской епархии (устав учрежден в июле 1913).

Как и на др. кафедрах, святитель полагал много сил на борьбу с пьянством. С именем В. связано установление в 1913 г., по определению Синода, всероссийского церковного дня трезвости, приуроченного к памяти усекновения главы св. Иоанна Крестителя (29 авг.). В Петербурге центром проведения дня трезвости стал Исаакиевский собор, куда прибыл многолюдный крестный ход. После литургии В. отслужил на площади перед собором молебен по особому чину «об исцелении страждущих пьянственным недугом». Поддержал инициативу преобразования петербургского Александро-Невского об-ва трезвости во всероссийское братство, внес на утверждение в Синод проект его устава, председательствовал на учредительном собрании 23 нояб. 1914 г.

Митр. Владимир (Богоявленский) выходит с Никольского братского кладбища Александро-Невской лавры. Фотография. 1913 г.
Митр. Владимир (Богоявленский) выходит с Никольского братского кладбища Александро-Невской лавры. Фотография. 1913 г.

В связи с переименованием С.-Петербурга в Петроград В. с 19 авг. 1914 г. титуловался «Петроградским и Ладожским». Во время первой мировой войны святитель не раз участвовал во всенародных молебнах «об одолении супостатов». Первый молебен состоялся 17 авг. 1914 г. на Исаакиевской пл., куда сошлись крестные ходы из всех столичных церквей. По указанию В. в епархии был создан фонд помощи семьям призванных на войну, пожертвование в 1000 р. поступило от Петроградского святителя. 31 дек. 1914 г. в городе открылся общий церковноприходской лазарет на 70 кроватей (3 из них взялся обеспечивать сам митрополит), получивший имя В. В авг. 1915 г. был создан комитет помощи беженцам.

В 1915 г. В. добился аудиенции у имп. Николая II, на к-рой высказал протест против произвольных перемещений архиереев и влияния на внутрицерковную жизнь посторонних лиц, в частности Г. Е. Распутина. Этот разговор привел к охлаждению отношений святителя с императором и имп. св. Александрой Феодоровной. 23 нояб. 1915 г. последовал указ о переводе В. в Киев, на место скончавшегося митр. Флавиана (Городецкого), с сохранением статуса первенствующего члена Синода. 4 дек. в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви состоялось прощание столичного духовенства с В. Было решено присвоить имя святителя Серафимовской школе об-ва. Митрополит пробыл в Киеве менее месяца, 7 янв. 1916 г. он уехал в Петроград для участия в заседаниях Синода. Впосл. бо́льшую часть времени он как первоприсутствующий в Синоде проводил в Петрограде.

Рака с мощами сщмч. Владимира, митр. Киевского, в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 1994 г.
Рака с мощами сщмч. Владимира, митр. Киевского, в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 1994 г.

Во время Февральской революции 1917 г. Святейший Синод под председательством В. 27 февр. отказался выпустить воззвание к народу в поддержку монархии. После прихода к власти Временного правительства В. остался первенствующим членом Синода, выступал против произвольного вмешательства обер-прокурора В. Н. Львова в дела Церкви. 14 апр. указом Временного правительства освобожден от присутствия в Синоде вместе с большинством его членов, вернулся в Киев.

На Украине архиерей столкнулся со стремительным ростом сепаратистского движения. Весной в Киеве была создана должность комиссара по духовным делам, организован Исполнительный комитет духовенства и мирян. На встрече с представителями комитета В. заявил, что орг-ция создана самочинно и стремится к захвату не принадлежащих ей прерогатив. Однако архиерей надеялся впосл. направить ее деятельность в каноническое русло и потому дал благословение на созыв комитетом епархиального съезда духовенства и мирян. Собравшийся в апр. съезд принял постановление о создании независимой Украинской Церкви. В авг. состоялся еще один епархиальный съезд, участники к-рого продемонстрировали резко враждебное отношение к Синоду и к Киевскому митрополиту.

В июле 1917 г. В. находился в Петрограде, где участвовал в работе Предсоборного совета. В авг. уехал в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., к-рый открылся 15 авг. служением В. литургии в Успенском соборе Московского Кремля. Собор избрал В. почетным председателем и председателем отдела церковной дисциплины. Святитель участвовал в 1-м туре выборов Всероссийского Патриарха, получил 13 голосов. 21 нояб. В. возглавил чин интронизации Патриарха Московского и всея России св. Тихона.

В нояб. 1917 г. в Киеве в отсутствие митрополита начал работу особый комитет по созыву Всеукраинского церковного Собора, вскоре переименовавший себя во Всеукраинскую церковную раду. Это «временное правительство для всей Украинской православной Церкви» незамедлительно назначило своих комиссаров в консистории всех укр. епархий. Стремившееся к автокефалии духовенство требовало не допустить возвращения В. в Киев. Однако далеко не все на Украине поддерживали сепаратистов. 24 нояб. состоялось собрание Союза правосл. приходов Киева, выразившее протест против попыток объявления автокефалии Украинской Церкви и высказавшееся за возвращение митрополита. В Москву к В. были посланы депутаты с просьбой вернуться в Киев, поскольку дальнейшие события грозили церковным расколом. В. прибыл в город 4 дек., совершил богослужение в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре.

На Украине В.- каноническому митрополиту — противостоял архиеп. Алексий (Дородницын) — председатель Всеукраинской церковной рады. Епископы укр. епархий признали раду правомочной созвать Всеукраинский церковный Собор, открытие к-рого было назначено на 7 янв. 1918 г. В этот день после литургии и молебна на Софийской пл. в Киеве В. обратился к участникам Собора с приветственным словом. Собор отверг кандидатуру митрополита в качестве председателя Собора и избрал его почетным председателем. В. участвовал во всех соборных заседаниях. 19 янв. 1918 г. 1-я сессия Собора была прервана из-за приближения к Киеву Красной Армии. В дни боев под Киевом В. находился в Киево-Печерской лавре, не раз оказывавшейся под обстрелом, вместе с братией служил молебны, читал акафисты.

Вечером 23 янв. большевики овладели лаврой, солдаты грабили помещения, глумились над монастырскими святынями и насельниками. Вечером 25 янв. (7 февр.) 5 солдат вывели В. на лаврский двор и посадили в автомобиль. На поляне в 1 км от лавры священномученик был расстрелян, перед казнью он благословил палачей. Утром следующего дня тело В. нашли прохожие, сообщившие об этом в лавру. Получив разрешение от властей, архим. Анфим после совершения литии приказал перенести останки священномученика в Михайловскую ц. Наместник лавры архим. Климент отслужил вместе со старшей братией панихиду по убиенному архипастырю. На месте расстрела почти сразу же был поставлен крест. Тогда же и в последние дни служились панихиды как в лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 янв. (11 февр.) тело В. перенесли в Успенский собор лавры. Чин отпевания совершили митр. Тифлисский Платон (Рождественский), Екатеринославский еп. Агапит (Вишневский), Черниговский еп. исп. Пахомий (Кедров), Чигиринский еп. сщмч. Никодим (Кротков) и Балтский еп. Пимен (Пегов). Гроб с телом В. был перенесен в Ближние пещеры лавры и погребен в Крестовоздвиженской ц. Большевики не взяли на себя ответственность за убийство иерарха. Была создана комиссия по расследованию обстоятельств трагедии, ничего не выяснившая.

После получения в Москве известия о мученической кончине В. в Князь-Владимирском храме при соборной палате (во Владимирском епархиальном доме), 3(16) февр. была совершена панихида в присутствии всех членов Поместного Собора. Панихиды служили в Новгороде еп. Алексий ( Симанский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), в Петрограде митр. Вениамин (Казанский). Члены Собора почтили память В., посвятив ему заседание 15/28 февр., начавшееся панихидой, к-рую совершил Патриарх Тихон. Члены Собора приняли решение создать фонд для сооружения часовни на месте убиения В., для открытия в Москве рабочего дома его имени и выплаты пособий семьям погибших священнослужителей. В. был первым рус. священномучеником-архиереем в XX в., его имя стало символом начавшихся гонений на Церковь. Определением Поместного Собора 18 апр. 1918 г. 25 янв. или следующий за ним воскресный день был утвержден днем молитвенного поминовения исповедников и мучеников Российских (Собор, 1918. Определения. Вып. 3. С. 55), празднование восстановлено в 1991 г.

В. был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ 1992 г. 20 июля того же года были обретены мощи священномученика и помещены в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Соч.: Римский амфитеатр — места увеселений язычников и страданий христиан. СПб., 1873 (то же, с изм. загл.: Римский амфитеатр и христ. мученики. Серг. П., 1900. СПб., 1915); Речь при наречении В. во еп. Старо-Русского 8 июня 1888 г. // ПрибЦВед. 1888. № 25. С. 678-680; Беседы на семь слов Спасителя со Креста. СПб., 1896, 1899; Слово на Рождество Богородицы // ДЧ. 1900. № 11; К неверующим и маловерующим. М., 1901, 2002; Неверие книжников и фарисеев древнего и нашего времени. М., 1901, 1909; Падение и восстание многих: Беседа // Радость христианина. 1901. Кн. 2; Против отрицающих почитание святых // ВиЦ. 1902. № 8; Слово, произнесенное пред началом нравственно-религ. чтений для рабочих г. Москвы // ПрибЦВед. 1902. № 48. С. 1675-1679; Пастырское утешение христианина в бедствиях войны. Серг. П., 1904; Читайте больше всего Библию. М., 1904, 1910; Где истинное счастье: в вере или неверии? СПб., 1905. М., 1998; Тревоги наших дней и надежда на Бога. Серг. П., 1905; О труде и собственности. М., 1905; К богатым и бедным. М., 1906; Работа в свете материализма и христианства. М., 1906, 1909; Социальная задача семьи. М., 1906, 1910; Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой // ПрибЦВед. 1907. № 14. С. 617-636 (отд. изд.: М., 1909); Страдания Христа и страдания Церкви. СПб., 1907. М., ; Вечерние собеседования между крестьянином, рабочим и священником: Совр. религ. вопросы. Серг. П., 1908; Беседа Иисуса Христа с Никодимом. М., 1908; О рабочем вопросе: На основании еванг. притчи о работниках и винограднике (Мф. 20, 1-16). М., 1909; Речь при открытии монашеского съезда 5 июля 1909 г. в ТСЛ // ПрибЦВед. 1909. № 32. С. 1457; Юношам: Речь высокопреосв. митр. В., произнесенная 30 дек. 1910 г. на собр. кружка в епарх. доме. М., 1911; Архипастырский призыв духовенства и об-ва к борьбе с пьянством. СПб., 1911, 1912. Реутов Православный. 2004. № 1 (3). С. 41-60; Речь в собр. миссионерского об-ва «Всемирное призвание Церкви» // ПрибЦВед. 1911. № 44. С. 1861; Евангелие детства: Пастырские беседы с детьми. М., 1912; Два райских дара Божия в человечестве. М., 1912; То же // Реутов Православный. 2004. № 1 (3). С. 32-40; Наука и религия. М., 1912; Доказательства бытия Бога. М., 1912; Против ли нас (абстинентов) Библия? М., 1912, 1913; Речь при встрече государя в Бородине 25 авг. 1912 г. // ПрибЦВед. 1912. № 37. С. 1469-1470; О праве церк. отлучения, или анафематствования // Голос Церкви. 1912. № 11; Слово против социализма. М., 1913; Трезвенная работа: Слово, сказанное 29 авг. в день Всерос. праздника трезвости // ПрибЦВед. 1913. № 38. С. 1701; Пастырский голос во время войны: Внебогослуж. беседа 1914 г., авг. 15 дня о войне // Там же. 1914. № 35. С. 1545-1557; Церковь пред запросами жизни // Голос Церкви. 1915. № 1. С. 3-10; Воспитание детей // Там же. № 3-11; 1916. № 2-8; Мысли о совр. прессе // Там же. 1916. № 4-5. С. 3-20; О воскресении тел. Пг., 1916; Предостережение от великого обмана. Пг., 1916; Поучения: Молитва Господня: В 9 беседах. М., 1992; О религ. воспитании детей. М., 1993; Азбука правосл. воспитания: Беседы с родителями и детьми. М., 1996, 2002; Отче наш: Беседы на молитву Господню. М., ; Об анафеме, или церк. отлучении. М., 1998; Вечные истины христианства. М., 1999.

Ист.: Айвазов И. Г. Высокопреосв. В., митр. С.-Петербургский и Ладожский // Голос Церкви. 1912. № 12; В жертву Богу приносится лучшее. К., 1918; Венок на могилу высокопреосв. митр. В.: Сб. / Под ред. прот. Ф. Титова. К., 1918; Собор, 1918. Деяния. Т. 7. С. 53-77.

Лит.: Польский. Ч. 1. С. 10-24; Галкин А. К. Сщмч. митр. В. и Новгород // Арсениевские чтения. Новгород, 1996. Вып. 2. С. 135-148; Крикота Н., свящ. «Я готов отдать свою жизнь за Церковь»: Жизнеописание сщмч. Владимира. М., 2002; Акафист сщмч. Владимиру. М., 2002; Реутов Православный. 2004. № 1 (3): .

А. К. Галкин, игум. Дамаскин (Орловский)

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх