Помост

Вопросы веры

Святитель Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий Ростовский и его труды

Святитель Димитрий Ростовский Значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII–XVIII веков сыграли выходцы с Украины, из киевских академических кругов. Самым, пожалуй, выдающимся ученым монахом из них следует признать святителя Ростовского Димитрия (Туптало; 1651–1709) — мудрого богослова и прекрасного проповедника, истинного интеллигента-бессребреника, фактического основателя российской исторической науки и, что не менее важно, смиреннейшего инока и добрейшего пастыря.

Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть». В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных». В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.

По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу», оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати».

Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) В июне 1684 года талантливый и трудолюбивый инок начал этот подвиг всей своей последующей жизни: составление истории святых, или корпуса исторических житийных рассказов, расположенных по месяцам (в соответствии с годовым кругом церковных «памятей» прославленных святых Вселенской Православной Церкви), — так называемых «Четьих-Миней». Первый из четырех томов вышел из печати в январе 1689 года. В это время Димитрий вновь игуменствовал — в уже упоминавшемся батуринском Николаевском монастыре.

Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.

Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».

В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали», и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.

Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам».

Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество». Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.

Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).

Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».

«Келейный летописец» свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. № 957. Л. 1. об. — 2) Весьма важное значение для того времени имела еще одна его «Летопись» — «От начала миробытия до Рождества Христова». Она была особенно необходима, поскольку мало кто мог тогда приобрести для келейного или домашнего чтения дорогостоящую Библию, и порой даже представители духовенства не знали толком порядка библейских событий. К сожалению, труд этот остался незавершенным: святитель, как пишет его биограф, сей книги «за частыми недугованиями совершити не возможе: но токмо по леточислению четвертыя тысящи шестаго ста лет (то есть до 4600 г. от сотворения мира, или до 908 г. до н. э. — д. Г.М.) деяния написаны».

Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).

Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.

Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:

«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит».

Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие». Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.

Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:

«От юности и до приближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М.) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М.). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь».

Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Сохранилось довольно подробное описание благодатной кончины святителя. В последний вечер жизни владыка велел позвать певчих и, сидя у натопленной печки, слушал пение составленных им самим кантов: «Иисусе мой Прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Потом он отпустил всех, задержав лишь любимого певчего, ближайшего своего помощника в трудах и переписчика своих сочинений Савву Яковлева. Ему он стал рассказывать о своей юности, годах учебы, о жизни на Украине, об иноческой жизни и молитве, прибавив: «И вы, дети, такожде молитеся». По завершении беседы святитель сказал: «Время и тебе, чадо, отбыти в дом твой». Благословив юношу, владыка поклонился ему почти до земли, благодаря за помощь в переписке сочинений. Тот смутился и заплакал, а святитель еще раз кротко повторил: «Благодарю тя, чадо». Певчий ушел, став последним человеком, видевшим святителя живым. Митрополит же удалился в особую келью, где он обычно совершал молитву. Там на следующее утро, 28 октября (ст. ст.) 1709 года, святителя и нашли бездыханным: он скончался во время молитвы, стоя на коленях.

Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.

Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.

В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:

О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.

Шапочка, платок, посох и диплом свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 год После митрополита Димитрия осталось богатейшее по тому времени (около 300 томов) собрание книг, перешедшее впоследствии в Московскую синодальную библиотеку.

Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».

Дмитрий Ростовский

Дмитрий Ростовский

Димитрий Ростовский

Икона «Святитель Димитрий Ростовский»
имя в миру Даниил Саввич Туптало
родился 1651 год
умер 1709 год
почитается в Русской православной церкви
канонизирован в 1757 году
в лике святителей
главная святыня мощи в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря
день памяти 4 октября
подвижничество проповеди, составление четырёхтомных житий святых, борьба с расколом и ересями

Святитель Димитрий (Димитрий Ростовский; в миру Даниил Саввич Туптало) (1651 — 1709) — известный церковный деятель, писатель, оратор. В 1757 году канонизирован Русской православной церковью, память совершается 4 октября (21 сентября по старому стилю) и в день Собора Сибирских святых 23 июня (10 июня по старому стилю).

Жизнеописание

Родился в декабре 1651 года в селе Макарове Киевской губернии. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, Польше, Москве, от которых зависела судьба Украины.

Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове

После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). 10 августа 1681 года возведен в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был иегуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых.

В 1701 году переезжает в Москву для назначения на Тобольскую кафедру, 23 марта был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. По причине болезни Димитрия 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определен на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор).

За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, расколом и ересями. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого.

Статуя святителя Димитрия перед кафедральным собором в Ростове

Смерть и погребение

Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его.

В могиле вопреки указания Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, в могиле был сооружен деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. Над местом погребения установили деревянную гробницу.

Канонизация

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит ростовский Арсений, который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появлятся рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершенных при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена переяславским епископом Амвросием, а житие ростовским митрополитом Арсением.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период, а также единственным, прославленным в XVIII веке. Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.

Литературное наследие

Димитрий прославился как плодотворный церковный автор — составитель сборников житий святых (наиболее известный, в четырёх книгах — «Четьи-Минеи»), проповедей, драм, стихов. Академик Д.С. Лихачев считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

Известны и пьесы, написанные святителем. Тексты двух — «Рождественская драма» (поставлена впервые 24 декабря 1704 года и продолжает исполняться до сих пор) и «Успенская драма» (написана на Украине в конце XVII века для исполнения монахами и писцами в монастыре) сохранились до наших дней.

В последние годы своей жизни Димитрий, видя что раскол начал приобретать силу в его епархии, взялся за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Итогом этой деятельности стало написание доступного для простого народа языком сочинение против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере».

Четьи-Минеи

Четьи-Минеи, Киев, 1714 год

Работа над житиями святых была начата 6 мая 1684 года и продолжалась в течение 20 лет. При написании он пользовался Макарьевскими минеями, рукописью Симеона Метафраста, доставленной ему с Афона, русскими прологами, патериками и различными западными сборниками. Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник.

Четьи-Минеи написаны Димитрием в четырех книгах, содержащих жития за три месяца, и начинаются согласно церковного календаря с сентября месяца.

  • Первая книга — 1689 год;
  • Вторая книга — окончена в 1690 году, напечатана в 1695 году. После её написания работой Димитрия заинтересовался патриарх Адриан, который поощрил дальнейшее составлений житий на весь год своей грамотой и деньгами;
  • Третья книга — 1700 год, после её печати Димитрий написал небольшую книгу «Мартиролог вкратце», поместив в нее в сокращенном виде жития святых за год;
  • Четвертая книга — 9 февраля 1705 года.

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество. Достоевский писал:

…по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное.

— Ф.М. Достоевский «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса»

Четьи-Минеи стали источником вдохновения и для А.С. Пушкина — на основе житий Святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создает образ юродивого в трагедии «Борис Годунов», а неоконченная поэма «Монах» была основана на житии Иоанна Новгородского.

  • Четьи Минеи (Жития святых);
  • Алфавит духовный;
  • Духовное врачество против хульных помыслов, Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих;
  • Утешение человеку в скорби, беде и гонении;
  • Зерцало православного исповедания;
  • Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося;
  • Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати;
  • О исповедании грехов и святом причащении;
  • Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало;
  • Плач на погребение Христово;
  • Розыск о раскольнической Брынской вере;
  • Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении;
  • Краткие богомысленные размышления;
  • Руно орошенное.

Сноски и источники

  1. 1 2 3 Святой Димитрий Ростовский
  2. Димитрий (Туптало) (сайт Русское Православие)
  3. Известен указ Синода об 30 сентября 1798 года об утверждении празднования Феодосию Тотемскому, но он, по мнению Е. Е. Голубинского, лишь подтвердил прежднее местное почитание святого (Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 9. С. 336—337).
  4. Лихачев Д.С. История древнерусской литературы // Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л., 1987. С. 266.
  5. Вертеп Алексея Стрельникова
  6. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М. 1991 г. Т. 3. С. 524.
  7. Погожев Е.Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века
  8. О значении Четьи-Миней святителя Димитрия для русского народа

Ссылки

  • Биография
  • Святитель Дмитрий Ростовский и Четьи-Минеи, статья в газете «История»
  • Подвиг святителя, Жизнь и «Жития» Дмитрия Туптало, газета «День»

Литература

  • Зубов В. П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди. — Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с. — ISBN 5-8360-0292-4.

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

Свт. Димитрий Ростовский. Икона последней трети XVII века.В левом верхнем углу — икона Богоматери Ватопедская — келейная св. Димитрия Ростовского.

Димитрий (Туптало) (1651 — 1709), митрополит Ростовский, церковный писатель, проповедник, святитель

Память 21 сентября (обретение мощей в 1752 году), 28 октября, 19 июля в Соборе трех русских святителей , в Соборах Киевских, Полтавских, Ростово-Ярославских, Сибирских и Черниговских (Укр.) святых

В миру Туптало Даниил Савич, родился в декабре 1651 года в небольшом местечке Макаров в благочестивой семье сотника Саввы Григорьевича и Марии Туптало. Отец его, из простых казаков, дослужившись до звания сотника у гетмана Дорошенко, при смутных обстоятельствах того времени, в поздние годы бодро нес бремя воинской службы и скончался свыше ста лет в Киеве, куда переселился с семейством. Последние дни посвятил он служению Церкви в должности ктитора Кирилловской обители, где постригся впоследствии его сын и где сам возлег на вечный покой подле своей супруги. Более о них ничего неизвестно.

В 1662 г. он был отдан в Киевское братское училище, где наряду с другими знаниями Даниил получил развитие природной склонности к поэзии.

В школе он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам.

Училища Даниил не закончил. В 1665 г. он ушел из школы и некоторое время жил в доме своих родителей.

9 июля 1668 г. 18-летний Даниил в Киевском Кирилловском монастыре был пострижен в монашество с именем Димитрия. В этом монастыре он прожил около семи лет.

Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой «Диарий» (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события.

Весной 1669 г. он совершил поездку за границу в г. Канев, где митр. Иосифом был рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 г. в Густынском Черниговском монастыре — во иеромонаха и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 г. Димитрий в совершенстве владел даром слова, не случайно Церковь впоследствии назвала его «Российским Златоустом». В возрасте 25 лет он читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова.

В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно орошенное», в которой описал чудеса, бывшие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Книга эта имела большой успех и несколько раз переиздавалась.

Из Чернигова иеромонах Димитрий уехал в Литву в Вильно, где совершенствовался в составлении и произнесении проповедей. Известно что он произнёс две проповеди в Свято-Духовом монастыре. Пребывание в Литве имело для него важное значение, так как скромный по природе Димитрий оказался в центре борьбы Православия с унией.

После Вильно он попал в Слуцк, где православное население особенно терпело большие притеснения от униатов. В Слуцке Димитрий прожил почти год в Преображенском монастыре, где был избран братским проповедником. Так тихий и скромный иером. Димитрий оказался активным защитником Православия.

Через год он вернулся на Родину, которая в то время снова подверглась нападению турок и татар.

По прибытии на Украину Димитрий в течение двух лет жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679-1681 гг.).

10 августа 1681 г. иером. Димитрий был возведен в сан игумена и назначен в Спасский монастырь в г. Чернигове.

1 марта 1682 г. он был переведен по желанию украинского гетмана, уважением которого пользовался, в Батуринский Никольский монастырь вблизи Киева. Немного жил здесь Димитрий. Его тяготило расположение гетмана. 26 октября 1683 г. он отказался от игуменства в Батуринском монастыре и 23 апреля 1684 г., по приглашению архим. Варлаама, переехал в Киево-Печерскую Лавру. Здесь начался славный период в его жизни. На него было возложено послушание составлять жития святых. Димитрий с любовью принялся за порученное ему дело. Он приступил к работе 6 мая 1684 г. и в течение 20 лет нес безропотно благое послушание. За это время Димитрий проработал массу источников, написанных на разных языках, среди которых были и книги неправославного происхождения (Димитрий собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники). Поэтому к каждому источнику он подходил с исключительным вниманием.

Только богослужение, которое он никогда не пропускал, на малое время прерывало его занятия. Он мог просиживать над книгами целые ночи. Иногда в сонных видениях ему являлись те святые, о которых он писал, и указывали на неполноту описания их жития. Такие сны Димитрий запоминал до мельчайших подробностей.

С увлечением занимаясь порученным ему делом, иером. Димитрий с живым вниманием продолжал интересоваться и судьбами украинской церкви. В связи с принятием русского подданства Украина должна была подчиниться Московскому патриарху вместо Константинопольского, как было раньше. Димитрий вместе с большинством духовенства выступил противником такого подчинения.

Несмотря на нежелание украинского духовенства, вновь избранный в 1685 г. Киевский митр. Гедеон (Четвертинский) был посвящен уже не в Константинополе, а в Москве, тем самым он подчинился Московскому патриарху со всей своей паствой. Новый митрополит вместе с гетманом уговорили игумена Димитрия снова принять игуменство в Батуринском монастыре, обещая ему всячески содействовать в продолжении его труда.

По ходатайству гетмана из Москвы для Димитрия были высланы Великие Минеи Четьи митр. Макария.

Первая книга свт. Димитрия «Жития святых» за три месяца вышла в январе 1689 г.

В 1690 г. была готова к напечатанию и вторая книга, но в связи со смертью Московского патриарха печатать ее было разрешено только спустя несколько месяцев при новом патриархе Адриане, который со вниманием отнесся к труду Димитрия и благословил его продолжать составление Четьи-Миней на весь год, поощряя его своей патриаршей грамотой и денежными подарками.

В 1692 г. политическая обстановка на Украине снова обострилась. И Димитрий, желая скорее окончить свой труда, 14 февраля 1692 г. вновь отказался от игуменства, отдавшись всецело любимому делу.

В 1695 г. вышла из печати вторая книга «Жития Святых». Во время печатания второй книги его назначили игуменом Глуховского монастыря. Здесь он занялся благоустройством обители.

В 1696 г. ему предложили занять место игумена в Кирилловском монастыре, где в то время состоял его отец. После небольшого колебания он принял игуменство в указанном монастыре, но 20 июня 1696 г. с возведением в сан архимандрита Димитрия направили в Елецкий Успенский монастырь, оставив за ним в течение трех лет управление и Глуховским монастырем.

На новом месте архим. Димитрий проявил себя исключительно способным в ведении многообразного монастырского хозяйства. Состояние монастыря за время его пребывания в нем значительно улучшилось, так что монастырь имел возможность оказывать помощь нуждающимся. В голодные годы по распоряжению Димитрия на монастырскую казну покупали хлеб и кормили голодающих в самой обители.

В 1700 г. архим. Димитрий закончил свою третью книгу «Жития святых». Выход ее в свет радовал всех благочестивых людей. И сам Димитрий не скрывал своей радости. В то время у него созрел план создать на основе Житий святых одну небольшую книгу, поместив в нее в сокращенном виде жития святых за год. Так, появилась новая книга «Мартиролог вкратце».

В 1701 г. архим. Димитрий был вызван в Москву для назначения его на Тобольскую кафедру.

23 марта 1701 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Хиротонию совершали три митрополита: Крутицкий Трифиллий, Нижегородский Исаия и Рязанский Стефан.

После посвящения митр. Димитрий в течение года жил в Москве в Чудовом монастыре, где находилось Сибирское подворье. Нежелание ехать в далекую суровую Сибирь, стремление закончить свой труд по составлению житий святых вызвали у митрополита Димитрия тоску и болезнь. По причине болезни поездка его в Сибирь была отменена.

4 (2) января 1702 г. митр. Димитрий был назначен на Ростовскую кафедру. 1 марта по дороге из Москвы в Ростов Димитрий сначала заехал в Ростовский Спасо-Иаковлевский монастырь (на окраине Ростова) и совершив моление в Зачатиевской церкви, указал в юго-западном углу этот храма место для своего погребения, произнеся «се покой мой, зде вселюся во век века».

По приезде в Ростов митр. Димитрий сразу же отслужил божественную литургию и обратился к пастве с приветственным словом. Состояние ростовской паствы и духовенства поразило святителя. Духовенство сплошь было неграмотным, невежественным, большинство заражено гнусным пороком пьянства. Богослужения совершались без всякого благоговения. Такое духовенство не только не могло быть хорошим помощником своему архипастырю в просвещении паствы, но и оказывало отрицательное влияние на религиозно-нравственное состояние народа. Много труда пришлось приложить митр. Димитрию, чтобы изменить существовавшее положение и насадить во вверенной ему епархии самые необходимые евангельские начала.

В противоположность существовавшему тогда понятию, что архиерей не обязан заглядывать в народную толщу, святитель Димитрий сам принялся за обличение недостатков в среде духовенства и паствы. Он даже оставил свое желание писать летопись, направив все внимание на повышение уровня религиозно-нравственного состояния пасомых.

Надежным средством воспитания благочестия в пастве он считал правильное, торжественное и благоговейное совершение богослужения. Пример такого богослужения подавал он сам и требовал этого от всех священников. Он вменил им в обязанность обучать прихожан за литургией основным молитвам.

Большое внимание уделял митр. Димитрий проповеди, силе слова. «Злое слово и добрых злыми творит, доброе же слово и злых делает добрыми», — говорил он. Сам святитель настолько обладал даром слова, что еще при жизни его звали златоустым.

Такие меры святители Димитрия по воспитанию вверенной ему паствы в сравнении с существовавшими тогда жестокостями выдвинули ростовского архипастыря из всех современных ему иерархов.

Его можно назвать проповедником покаяния. Большинство его проповедей носили нравоучительный характер. В них видна одна определенная цель: возбудить высшие духовные запросы у слушателей и дать ответ на них, а также помочь пасомым возрастать в христианской жизни.

Наряду с поучительными проповедями и беседами святитель Димитрий говорил и обличительные, в которых с особою силою обличал общие пороки паствы, обращаясь к людям всех сословий, состояний и положений. У него образно представлена живая картина, как Царствие Божие странствует по земле среди всех сословий, ища себе покоя и не может найти его.

Однако в своих проповедях святитель не грозит наказанием за многочисленные преступления, но сам скорбит и плачет о своей обязанности обличать и карать. В своих обличениях святитель старался приблизиться к положению грешника, желал помочь ему, разъяснить его греховное состояние. В нем горела безграничная любовь к людям. Он беседовал со всеми как кроткий друг и добрый отец со своими детьми.

Свои проповеди митр. Димитрий строил так, чтобы некоторые из них могли быть произнесены и священниками, которых он убеждал неослабно проповедывать если не словом, то жизнью своей.

Большое значение митр. Димитрий придавал делу просвещения. Все возникавшие человеческие нестроения, например, раскол и другие заблуждения он считал следствием невежества. Похвалу разуму он воздавал уже в «Алфавите Духовном», написанном им еще на Украине. Он хвалил обычай посылать молодых людей для обучения за границу. «Что другое может вразумить человека, как не учение?» — говорил святитель. Поэтому он принимал все меры к тому, чтобы насадить школьное образование в своей епархии.

В 1702 г. им была основана первая ростовская школа, в которую принимались дети всех сословий. Обучение для всех было бесплатное. Митр. Димитрий влагал в это дело всю свою душу. Воспитание детей отличалось разнообразием и широтою, им была представлена большая свобода. Школьники заменяли святителю семью и друзей. Расходы на школу покрывались из средств архиерейского дома. Но, к огорчению митр. Димитрия, школа просуществовала всего три года. Это объясняется тем, что период жизни и деятельности митр. Димитрия в Ростове, был периодом преобразования России на основе петровских реформ. Все средства были брошены на войну, на развитие военной техники. Изыскивались всевозможные источники для пополнения государственной казны. Одним из таких источников было лишение монастырей и архиерейских домов большей части их владений. Из-за недостатка средств на военные расходы было найдено излишним выдавать деньги на учителей и учеников. Поэтому первая ростовская школа так скоро прекратила свое существование.

Несмотря на это, св. Димитрий не оставил дела просвещения. Он приказал священникам, чтобы они сами обучали своих детей грамоте. Впоследствии по примеру митр. Димитрия школы стали открываться и в других епархиях.

При своей разнообразной и многосторонней деятельности митрополит Димитрий не оставлял и любимого труда по составлению житий святых. Он трудился день и ночь, боясь не закончить любимого дела до своей кончины.

Труд его увенчался успехом. 9 февраля 1705 г. была закончена последняя книга «Жития святых». Все сознавали важность этого капитального труда не только для России, но и для всей восточной церкви. Несказанно радовался завершению своего дела и сам св. Димитрий.

Несколько позже в качестве руководства по церковной истории св. Димитрием была написана книга «Летописец» и ряд других работ.

Последние годы жизни митр. Димитрия были посвящены борьбе с расколом. Чувствуя, что раскол начал приобретать силу в епархии после введения петровских реформ, св. Димитрий взялся — как за верное средство — за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Им написано доступным для простого народа языком сочинение против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере».

Своей неустанной деятельностью по борьбе с расколом митр. Димитрий возбудил против себя среди раскольников ужасную ненависть. Эта ненависть свидетельствовала о действенности борьбы св. Димитрия, что подтверждали и сами расколоучители.

Постоянные труды и заботы ослабили организм святителя, привели его к истощению. Перо, по его словам, выпадало у него из рук, но он, преодолевая временную слабость телесную, не прекращал своей деятельности.

Святитель изнурял свое тело, как кающийся грешник, часто распростирался на земле крестом и по три часа лежал в таком положении, летом предоставляя свое тело комарам. До минимума сократил питание. На первой и Страстной седмицах Великого поста ел раз в неделю — по четвергам.

Чувствуя приближение своей кончины святитель увеличил благотворения бедным, часто призывал в крестовую палату слепых, хромых и всех несчастных нищих, ставил им трапезу, давал одежду и оказывал дела милости. Он не делал ни малейших сбережений и в своем завещании написал, чтобы после него не искали никакого богатства, так как он его никогда не имел.

До самого дня кончины митр. Димитрий сам совершал богослужения в храме. Последнюю литургию он отслужил в день своего Ангела 26 октября, за день до кончины, но был уже настолько слаб, что сам не смог произнести поучения.

Следующий день — 27 октября 1709 г. — был последним днем его земной жизни. Вечером в этот день он пригласил к себе певчих, и они по его желанию пели излюбленные канты. Затем всех отпустил, оставив при себе только одного любимого Савву Яковлева, который помогал ему всегда в переписке бумаг. Святитель начал рассказывать ему о себе, о своей юности, как он жил, как всегда прибегал к молитве. По окончании рассказа он сказал: «Вот и вы, дети, также молитесь!». Помолчав, он добавил: «Пора и тебе, дитя, иди домой!».

Певчий подошел к нему на благословение. Проводив его до двери, Владыка вдруг низко, чуть не до земли, поклонился ему, благодаря за всегдашние труды и переписку. Певчий вздрогнул и смотрел в недоумении на Владыку. «Благодарю тебя, дитя!» — повторил св. Димитрий и закрыл за ним дверь кельи.

Утром 28 октября 1709 г. вошедшие к нему в келью нашли святителя уже почившим в склоненном молитвенном положении на коленях.

Три удара 2000-пудового колокола соборной звонницы возвестили жителям Ростова о кончине владыки. После отпевания в Успенском соборе, тело Димитрия находилось в Спасской церкви. Погребение святителя отложили до приезда его друга митр. Стефана (Яворского). Такова была воля покойного. Он с Яворским договорился, что кто из них переживет другого, тот должен совершить погребение своего умершего друга. Митрополита Стефана ждали в Ростов почти целый месяц. По приезде митр. Стефана жители просили его, чтобы почивший святитель был погребен в Ростове, но митр. Стефан, выполняя волю св. Димитрия, совершил погребение его в Зачатиевском Яковлевском монастыре. В день погребения, 25 ноября, Стефан (Яворский) совершил в соборе чин отпевания, после чего тело Димитрия было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме обители. Из монастырского приказа было предписано устроить в юго-западном углу Зачатиевской церкви Яковлевского монастыря каменный склеп, сделать каменный гроб, но, вместо этого, в могиле был сооружен лишь деревянный сруб. Деревянный гроб Димитрия был устлан черновиками его незаконченных произведений.

Свт. Димитрий Ростовский. Икона XIXв. Ростов Великий

В 1752 г. при ремонте храма, где был погребен митр. Димитрий, тело его было найдено нетленным. Открытие нетленных останков сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них. Для временного хранения обретенных мощей на прежнем месте была устроена каменная гробница. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили именем Димитрия, по молитве к нему.

После проверки комиссией Св. Синода достоверности сведений о чудесах, бывших при гробе св. Димитрия, он был причислен к лику святых и день памяти его был установлен 28 апреля 1757 г. 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения — 21 сентября, также, как и день кончины владыки — 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому. Службу, посвященную св. Димитрию, Синод поручил составить Амвросию, епископу Переяславскому. Житие святителя написал Ростовский митрополит Арсений.

По свидетельству Е.Е. Голубинского, митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия.

Императрица Елизавета Петровна пожаловала св. Димитрию серебряную раку и облачение из золотой парчи. В торжествах, происходивших в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей св. Димитрия в новую раку присутствовала Екатерина II. 23 мая императрица со свитой пешком пришла в Ростов. В церемонии переложения мощей участвовали виднейшие русские иерархи того времени.

С 10 ноября 1991 г. честные мощи святителя Димитрия пребывают в Иаковлевском храме, справа от царских врат.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия ревни́телю, и раско́ла искорени́телию,/ Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую,/ и чре́з Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую,/ всю́ же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую,/ ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия,/ то́й бо все́м вся́ написа́, я́же к наставле́нию,/ да все́х приобря́щет, я́коже Па́вел, Христу́,// и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

Оценки жизни и трудов свт. Димитрия

Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский (+ 1867):

Сочинения Святителя Димитрия носят на себе печать благодатного помазания и сообщают это помазание читателям своим. Святитель жил в Западной России, там образовался, а в Западной России имели тогда сильное влияние иезуиты и вообще латинизм. Поэтому сочинения Св. Димитрия не совсем чисты, не вполне в восточном характере. Этому подверглись некоторые и древние Святые Писатели, между прочим Св. Григорий Нисский, брат Василия Великого. Что делать? Это значительный недостаток в писаниях Св. Димитрия. По мне лучше всего: нравоучения в 4-й части, приложенные к Св. Истории, что кажется, 6ыло его последним сочинением, а потому относительно к духу зрелейшим .

Труды

  • Четьи Минеи (Жития святых).
  • Творения иже во святых отца нашего св. Димитрия Ростовского в 5-ти частях. СПб, изд. Сойкина.
  • Алфавит духовный. М., 1898.
  • Внутрен. человек в клети сердца своего уединен, поучающийся и молящийся тайно.
  • Духовное врачество против хульных помыслов.
  • Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих.
  • Утешение человеку в скорби, беде и гонении.
  • Зерцало православного исповедания.
  • Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося.
  • Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати.
  • О исповедании грехов и св. причащении.
  • Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало.
  • Плач на погребение Христово.
  • Пять стихословий.
  • Розыск о раскольнической Брынской вере.
  • Похвальное слово (на годичное поминовение архим. Киево-Печерского м-ря Иннокентия Гизель.
  • Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении.
  • Краткие богомысленные размышления.
  • Руно орошенное.
  • Творения: В 3 томах. М.: Братство св. Игнатия Ставропольского, 2005.

Использованные материалы

Календарь на портале Православие.ru,

Собрание писем свт. Игнатия, письмо 404 (530) 1847 г.

Русская Православная Церковь

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

Святитель Димитрий Ростовский — видный церковный деятель, выдающийся проповедник, богослов и драматург. Издание приурочено к 300-летию преставления св. Димитрия Ростовского, 2009.

Печатается по изданию:
2009 год — 300 лет со дня преставления святителя Димитрия, митрополита Ростовского и всея Руси Чудотворца. Ростов, 2009.
Данное издание представляет собой компиляцию из статей известной ростовской исследовательницы Виденеевой А. Е.

«Пришел я к вам с любовью…
Я должен вразумлять бесчинствующих, утешать малодушных,
заступаться за немощных и быть долготерпеливым во всем.
Я должен любить добрых, злых же наказывать милостиво,
заботиться об общей пользе,
всем тщательно искать спасения и о всех молиться.»

Первая проповедь митрополита Димитрия в Ростове

Ростовский митрополит Димитрий являлся одним из известнейших деятелей Русской Церкви последней четверти XVII — начала XVIII веков, прославивший свое имя как пастырь и проповедник, драматург и публицист, летописец и агиограф.

Святитель Димитрий Ростовский. Финифтяная икона

Ростовская кафедра стала последним местом служения владыки, он возглавил ее в 1702 году и оставался ростовским архиереем до самой смерти, последовавшей в 1709 году.

Вид кремля Ростова Великого. Литография, изданная в Москве в 1891 г.

В Ростов он прибыл 2 марта 1702 года, во вторую неделю Великого поста, и Яковлевская обитель стала первым монастырем, посещенным им в городе. Войдя в монастырский собор, митрополит Димитрий, указав на юго-западный угол, назначил для себя место будущего погребения и пророчески предрек: «Се покой мой: здесь вселюся в век века».

И он воистину вселился здесь, в Ростове, в Яковлевской обители, вселился на века. В середине XVIII столетия, после обретения его чудотворных мощей, митрополит Димитрий стал первым святым Российской империи, прославив и город, и архиерейскую кафедру, и избранный им монастырь.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Открытка начала XX в.

Мирское имя Димитрия — Даниил Туптало, он родился в декабре 1651 года в местечке Макаров Киевской губернии, семнадцатилетним принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре. Димитрий в совершенстве владел даром слова, не случайно Церковь назвала его Российским Златоустом, в возрасте 25 лет он читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова. Многие годы он являлся проповедником и настоятелем различных монастырей Малороссии, был известен благочестием и ученостью.

Главным трудом жизни митрополита Димитрия явилось составление Четьих-Миней — свода оригинальных и переводных житийных и риторических памятников церковно-учительного и исторического характера, расположенных по дням празднования в соответствии с кругом годового богослужения.

При составлении этой фундаментальной агиографической энциклопедии, состоящей из 12 книг, святитель собирал, дополнял и исправлял жития и поучения. К работе над Четьими-Минеями он приступил в 1684 году по благословению старцев Киево-Печерской лавры, а завершил их в 1705 году в Ростове. Двадцатилетний неустанный труд над их созданием стал величайшим подвигом Димитрия, принес ему общецерковную славу и общенародную известность.

Издание полного комплекта Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Синодальное издание 1902 — 1916 гг.

Помимо агиографических изысканий перу святителя Димитрия принадлежали богословские и исторические исследования, духовно-нравственные сочинения, стихотворные драмы. Его творения были широко известны и любимы читателями. По словам Д. С. Лихачева, он был «последним писателем , который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». Сам же владыка свое творчество расценивал как письменную проповедь и повторял: «Моему сану (его же несмь достоин) надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущею рукою. То мое дело, то мое звание, то моя должность».

Первая проповедь святителя в кафедральном Успенском соборе была посвящена призыву к любви и милосердию: «Пришел я к вам с любовью», — сказал владыка, и он исполнил свой завет, он управлял епархией мудро и справедливо и никогда не прибегал к суровым мерам.

Успенский собор Ростова Великого. Открытка начала XX в.

Для просвещения духовенства святитель Димитрий писал поучения, сочинял наставления, читал проповеди. Главной обязанностью священников он почитал непрестанную заботу о пастве. В своем наказе к благочинным он писал: «Священникам же велеть научать прихожан своих мужеска и женска полу и детей их, чтоб они перед отцы духовными в год четыре святые посты исповедывались… и в церкви Божии приходили непрестанно… и стояли б в церквах чинно и немятежно со страхом, и слушали б божественнаго пения со всяким вниманием, и Господу Богу о содеянных своих гресех молились». Святитель убеждал священников чаще причащать прихожан, ибо и малые грехи могут привести к духовной смерти, как песок, собранный из мелких песчинок в мешке, может потопить не хуже большого камня, привязанного на шею.

Чтобы приготовить для Церкви достойных служителей, митрополит Димитрий основал при архиерейском доме духовное училище, собрав в нем более двухсот детей. Школа открылась 1 сентября 1702 года. В ней преподавали приглашенные владыкой учителя, он сам нередко посещал ее и экзаменовал учеников. Детей учили чтению и письму, пению и Закону Божию, основам латинского и греческого языков. Обучение и содержание школьников было бесплатным, и хотя школа предназначалась для детей духовенства, принимали в нее представителей всех сословий.

Димитриевское духовное училище в Ростовском кремле. Возрождено в 1880 г. в память о школе, основанной в Ростове митрополитом Димитрием в 1702 г.

Немало сил митрополит Димитрий отдавал борьбе с расколом, для обличения раскольничьих заблуждений им была написана книга «Розыск о раскольнической брынской вере».

Ростовская архиерейская резиденция, доставшаяся в удел митрополиту Димитрию, была и обширна, и великолепна. Один из преемников святителя Димитрия, архиепископ Самуил, сказал об этом удивительно точно: «Удивляетесь дома моего огромности? Оный построен митрополитом Ионой. Архитектура его совсем древняя, похожа на кремль в Москве. Две грановитые палаты и площадь подле оных, так точно, как в кремлевском дворце; семь церквей каменных, … старым иконописством расписаны… Весьма достопамятное строение — только великая сумма на содержание нужна». Действительно, на содержание домовых храмов, кафедрального собора, многочисленных жилых и хозяйственных строений, а также огромного конюшенного двора требовались немалые средства. Больших расходов требовал и огромный штат духовенства и светских служителей, трудившихся в резиденции.

Территория Ростовского архиерейского дома. Надвратная церковь св. Иоанна Богослова и Красная палата (Палата для пришествия великих государей)

Среди бумаг архиерейского архива сохранилось описание некоторых помещений архиерейского дома, составленное в декабре 1701 года, то есть буквально за два месяца до прибытия в Ростов митрополита Димитрия. Так, Крестовая палата — личные покои владыки, располагалась на втором этаже архиерейских палат, в юго-восточной части здания. Просторную теплую жилую палату, вместе со входными холодными сенями, освещали восемь окон со слюдяными окончинами. В покоях располагались три расписных деревянных стола, два кресла, стул и постель, покрытая камчатым одеялом. На стенах находились два трехсоставных складня, на первом изображено Отечество с предстоящими, на втором — Деисус. Большой гравированный лист с изображением Распятия Господня был помещен под стекло с золоченой рамой. В комнате имелись тафтяные завесы, а на одной из стен висело большое зеркало в черной раме, закрывающееся занавесью из тафты. Для освещения использовалось медное паникадило.

Столовая палата — парадная архиерейская трапезная, представляла собой обширное помещение, своды которого опирались на массивный центральный столп. Самое почетное место в ней отводилось для архиерея — стол, предназначенный для владыки, был расписным. Вдоль стен располагались лавки, покрытые лазоревым сукном, а около столпа — поставы, наполненные разнообразной посудой. В помещении стояли десять деревянных столов и стулья, обитые красным трипом или обложенные черной кожей. Стены и своды Большой столовой палаты были расписаны фресками. Освещалась она большим четырехъярусным паникадилом.

Всего же в ансамбле Ростовской архиерейской резиденции входили несколько домовых церквей, одна монастырская, два корпуса архиерейских палат, государевы хоромы, парадная трапезная, поварня, приспешня, множество других палат, имеющих жилое и хозяйственное назначение, помещения для разнообразных ремесленных мастерских. Митрополичий двор ограждали высокие стены с 11-ю башнями. На содержании архиерейского дома находился и кафедральный собор.

Территория Ростовского архиерейского дома. Надвратная Воскресенская церковь и Успенский собор (на заднем плане)

Материальное обеспечение богатой и могущественной некогда Ростовской кафедры в начале XVIII столетия оставляло желать лучшего. Петровская церковная реформа, возобновление деятельности Монастырского приказа, введение государственного контроля за вотчинами духовного ведомства, обложение архиерейских домов и монастырей множеством налогов — все эти обстоятельства привели к оскудению казны Ростовского архиерейского дома.

В декабре 1706 года в одном из своих писем митрополит Димитрий с сожалением признавался: «Попущением Божиим сотворшаяся дому архиерейскому скудость … и уже вся та, чем бы дому архиерейскому питатися, от нас отнята суть: оскудевше убо во всем». Получив в декабре 1708 года в подарок от митрополита Иова полбочки рыбы, ростовский владыка, благодаря его, отвечаел: «Не имам чим воздать, убог сый; молю богатого в милости Христа, да Он воздаст».

Ростовский архиерейский дом (Ростовский кремль) — место, где жил св. Димитрий Ростовский. Вид с озера Неро

Святителя отличал скромный образ жизни. В своем духовном завещании он утверждал: «С тех пор, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском Кирилловом монастыре на осьмнадцатом году возраста моего и обещал Богу иметь добровольную нищету, с того времени и даже до приближения моего ко гробу не приобретал я имения, кроме книг святых, не собирал золота и серебра, не допускал иметь лишней одежды ни каких-либо вещей, кроме самых необходимых. В душе и на самом деле старался по возможности соблюсти иноческую нищету и нестяжание, не заботясь о себе, но полагаясь на Промысел Божий, который никогда меня не оставлял».

Являясь во всем образцом благочестия, ростовский владыка неустанно старался искоренять в людях злые нравы, зависть, неправду и другие пороки. По словам его жития, «Христианские добродетели святаго Димитрия одинаково сияли и в иноческой кельи, и на святительской кафедре. Особенно же ярко светили в жизни его молитва, пост, смирение, нестяжательность и любовь к бедным и сиротам».

В собственноручном завещании митрополит Димитрий местом своего захоронения назначил Яковлевский монастырь. Согласно церковной традиции, местом погребения епархиальных владык обычно служил кафедральный храм. Ростовский Успенский собор до конца XVIII века являлся некрополем архиереев, возглавлявших Ростовскую кафедру, среди которых были и прославленные ростовские святые — епископы Леонтий, Исайя и Игнатий. Вопреки установленным правилам митрополит Димитрий избрал местом своего упокоения удаленный от центра города монастырь, в котором покоились мощи епископа Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти ростовского чудотворца. В своем завещании владыка писал: «Аще же владычествующих изволение повелит мя, умерша, погребсти по обычаю, да погребут мя в монастыре святаго Иакова, епископа Ростовского, во угле церковном, иде же место ми назнаменовах, о сем челом бью».

Неустанные труды и преклонные годы давали о себе знать, здоровье владыки ослабевало. В письме к своему другу, монаху Чудова монастыря Феологу, митрополит Димитрий писал: «Христос, чаю, забился в чуланчик сердца Феологова и почивает на одре боголюбезных мыслей его, а отец Феолог ему рад, потчует его вином умиления. Попроси Его, чтобы и меня посетил, ибо немощствую».

«Около восьми лет пробыл Св. Димитрий в Ростове, — писал его жизнеописатель И. А. Шляпкин, — и эти годы были венцом всей жизни Святителя. Жизнь его кончилась с приездом в Москву, в Ростове началось житие. Нездоровый климат Ростовской епархии, собственное недомогание, бедность архиерейского дома, невежество духовенства, фанатизм раскольников, давление светской власти и вторжение ея во все пределы пастырской жизни — все соединилось в тяжелое время архипастырства Свт. Димитрия. Но до конца жизни остался верен себе слабый телом, но сильный духом Святитель, вполне посвятивший себя своей пастве, буквально душу положивший за овцы своя».

Панорама центра Ростова Великого. Открытка начала XX в.

В 1709 году, в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. Смертный час застиг его, когда он, стоя на коленах, творил молитву. После отпевания в Успенском соборе тело владыки до конца ноября находилось в церкви Спаса на Сенях, крестовом храме архиерейской резиденции, похороны задерживались в связи с ожиданием приезда давнего друга Димитрия — рязанского митрополита Стефана Яворского, Местоблюстителя патриаршего престола.

Храм Спаса на Сенях — домовая церковь ростовских митрополитов

Росписи церкви Спаса на Сенях Ростовского архиерейского дома

Росписи церкви Спаса на Сенях Ростовского архиерейского дома

Ростовское духовенство и жители города склонялись к тому, что местом погребения владыки должен стать Успенский собор, но Стефан Яворский настоял на исполнении воли Димитрия. В день погребения, 25 ноября, Стефан Яворский отслужил в Успенском соборе чин отпевания, после чего тело Димитрия было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в юго-западном углу храма Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной.

На месте погребения ростовского владыки была установлена деревянная гробница, которую украсила эпитафия, сочиненная митрополитом Стефаном Явосрким. В ней были такие строки: «Все вы Ростова града людие рыдайте, пастыря умершаго слезно поминайте, Димитрия владыку и преосвященна, митрополита тиха и смиренна».

В 1752 году в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. Это величайшее событие коренным образом изменило судьбу обители и явилось основанием ее последующего расцвета.

К началу осени 1752 года в соборе Яковлевского монастыря над могилой святителя осел чугунный пол. 21 сентября митрополит Арсений Мацеевич дал разрешение произвести ремонтные работы. К ним приступили в тот же день. После снятия чугунных плит, удаления земли и щебня открылся поврежденный бревенчатый сруб склепа и деревянный гроб митрополита Димитрия, в котором и были обретены мощи святителя. Митрополит Арсений, получив донесение об этом, в тот же час прибыл в монастырь и освидетельствовал мощи, облачение и гроб. О происшедшем архиерей незамедлительно донес в Синод.

Молва о новообретенных в Ростове мощах распространялась по России. При гробе Димитрия начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию.

В рукописном сборнике с перечнем чудес, происшедших у гроба ростовского святителя в 1750-х годах, перечислено около трехсот исцелений. Вот одно из них, произошедшее с архиерейским служителем Алексеем Курохтанским 24 октября 1754 года. «Угличскаго духовнаго правления подканцелярист Алексей Курохтанский, быв в Ростове, заболел глазной болезнию, от которой в голове ломота и жар был превеликой, и очима не видел; и в то время имел усердное обещание к Преосвященному Димитрию митрополиту при гробе его в Яковлевском монастыре панихиду отправить, почему в тот Яковлевский монастырь к двум литоргиям с теми болезнями своими отвезен был и панихиды по оном Преосвященном митрополите при гробе его дважды отправлял, и молитвами его от ломотной в голове болезни от жару освободился, и очам стало прозрение». И таких свидетельств, подлинность которых тщательно проверена и документально подтверждена, было немало.

Сотни и сотни паломников приходили в Яковлевский монастырь для поклонения святителю Димитрию. Многим людям по силе их веры здесь даровалось исцеление. С каждым годом слава новоявленного чудотворца росла, вера в него крепла. Как сказано в житии святителя, «услышав об обретении святых мощей, народ толпами спешил к новоявленному угоднику Божию, и при гробе его открылся обильный источник исцелений, кои подаются верующим и доселе».

Серебряная рака с мощами святителя Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фотография начала XX в.

Между тем, официальная канонизация митрополита Димитрия произошла только через несколько лет. Истинность исцелений, совершающихся в монастыре, подвергалась долгим и тщательным освидетельствованиям. Наконец, 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены «совершенно святыми». День их обретения — 21 сентября, также как и день кончины владыки — 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти Виргилиуса Эриксена. Выполнен в 1757 году. В этом же году прошла канонизация митрополита Димитрия Ростовского, которой способствовала императрица Елизавета.

Значение этого события трудно переоценить. Митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным в Синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия. Как точно подметил Борис Эдинг: «Почитание Святителя стало очень распространенным среди петербургской и московской знати, желавшей, может быть, видеть в примере Димитрия возможность святости и в новой культуре России».

Итак, в середине XVIII века святыни Яковлевской обители умножились. Теперь помимо скрытых под спудом мощей основателя монастыря епископа Иакова монастырь освящали мощи его сопрестольника митрополита Димитрия. Именно эта святыня и явилась залогом грядущего процветания Яковлевского монастыря. Обитель, хранящая мощи прославленного чудотворца, стала центром паломничества для многих страждущих, стремившихся прикоснуться к новому источнику Божественной благодати.

Зачатьевский собор (справа) и Яковлевский храм (слева) Спасо-Яковлевского монастыря. Открытка начала XX в.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх