Помост

Вопросы веры

Святогорская лавра донецкая

По всему миру находится множество мест, которые с уверенностью можно назвать настоящими духовными жемчужинами. Сегодня познакомимся с уникальным во всех смыслах местом — Свято-Успенской Святогорской Лаврой. Это одна из трех православных лавр, расположенных в Украине. Сегодня, когда в этой стране царит раскол, такие большие духовные центры приобретают особое значение для каждого верующего христианина.

История возникновения обители

Располагается монастырь в особенных меловых горах, на берегу реки Северский Донец. Достоверно неизвестно о точной дате поселения первых монахов на этой земле. Считается, что иноки стали уединяться в пещерах впервые в промежуток с 14 по 16 век. В конце 16 и в 17 веке Святогорский монастырь уже упоминается во многих рукописях как военный сторожевой центр Российской империи.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

В те годы были частыми набеги крымских татар, которые разоряли все на своем пути и захватывали в плен население и монахов. Рядом с монастырем построили башню для защиты от набегов и она простояла вплоть до 18 века. Так обитель стала настоящим форпостом, стоящим на защите империи. Однако с началом Екатерининских реформ монастырь попал под упразднение, а все его имущество было передано в государственную казну.

Другие православные монастыри Украины:

  • Успенская Киево-Печерская Лавра
  • Свято-Успенская Почаевская Лавра
  • Десятинный монастырь в Киеве

Восстановление святого места произошло в 1844 году по указу императора Николая Первого и стараниями помещицы Татьяны Потемкиной. Ближайшие десятилетия монастырь будет быстро развиваться и станет одним из самых значимых духовных центров России. К концу столетия впервые стали задаваться вопросом присвоения монастырю высокого статуса лавры.

К концу 19 века монастырь стал очень популярным у паломников и богомольцев. Тут на постоянной основе подвязались около 600 монахов, а в хозяйстве обители были различные мастерские, развивалась торговля. Живописная природа этих мест притягивала людей со всех уголков империи.

Годы советской власти

Сложно найти хотя бы один храм или монастырь, который так или иначе не пострадал бы с приходом к власти большевиков в начале 20 века. Трагическая участь постигла и Святогорскую лавру, разграбление которой началось сразу после революции.

Одним из революционеров, по указанию которого в помещениях монастыря был обустроен кинотеатр и библиотека, был некий Федор Андреевич Сергеев, известный под псевдонимом «товарищ Артем». Он был идейным революционером, авторитетным советским политическим деятелем. Сегодня ему в заслугу приписывают тот факт, что не были разрушены здания и сооружения монастыря.

Икона Собора Святогорских отцов

Это действительно так, но сделано это было отнюдь не из уважения к духовному наследию, а просто из практической целесообразности — там, где совсем недавно жили, молились и несли духовный подвиг монахи, в 1922 году был основан Дом отдыха для советских трудящихся Донбасса. Этот год можно считать годом полного крушения обители.

Интересно! Зная о печальной участи монастыря в советские годы, несколько абсурдно сегодня выглядит памятник Артему, который возвышается совсем недалеко от святых мест и хорошо просматривается рядом с обителью.

Восстановление

После распада СССР вновь о духовном значении Святых гор заговорили в 1992 году. Именно тогда сюда пришли подвязаться первые монахи, а также священник, известный сегодня всем как архимандрит Серафим.

Территория и строения монастыря были в ужаснейшем состоянии. Оскверненные храмы, в пределах которых были расположены общественные уборные, были совершенно непригодны для богослужений. Обитель требовала длительных и капитальных восстановительных и реставрационных работ.

Об иконах Богородицы:

  • Икона «Черниговская-Гефсиманская»
  • Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»
  • Икона «Свенская» («Печерская»)

К 1995 году количество насельников и братии постепенно увеличивается и начинаются масштабные действия по приведению монастыря в надлежащий вид. Только к 2003 году удалось вернуть во владение все строения, которые до этого были в собственности самых разных организаций и ведомств.

Когда удалось хотя бы немного привести в порядок обитель и наладить в нем монашескую жизнь, стали поднимать вопрос о присвоении ему статуса лавры. С учетом того, что монастырь был очень древним, имел богатое духовное и историческое наследие, активно развивался, стал излюбленным местом для православного паломничества, патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было подписано решение о присвоении обители статуса лавры.

Церковь Николая Чудотворца в Святогорской лавре

Это знаменательное событие произошло 9 марта 2004 года, и с тех пор на украинской земле находится целых три лавры — Святогорская, Киево-Печерская и Почаевская. Богата Святогорская земля и святым: в 2008 году состоялось торжественное прославление Собора святых, которые провели свою жизнь и сподобились Небесной славы во Святых Горах. Тогда православный мир пополнился сразу 17-ю святыми, среди которых были и юродивые, и святители, и преподобные.

Современное состояние и деятельность лавры

На сегодняшний день Свято-Успенская Святогорская лавра — значимый и влиятельный православный центр для всей Украины и ближайших регионов России. К сожалению, братоубийственная война на Донбассе, а также создание новой раскольнической украинской церкви не могло не оказать негативного влияния на развитие православия в этих землях.

Но, тем не менее, лавра мужественно выстаивает в непростом политическом и духовном кризисе, тут не смолкает молитва о мире на Донбассе и прекращении кровопролития.

Богослужение в Святогорской Лавре

Помимо духовного делания, Святогорская лавра стала важным центром социальной помощи: в 2014 году, когда на Донбассе начались активные военные действия, именно тут нашли приют и убежище около 1000 беженцев, среди которых было множество детей.

На сегодняшний день лавра вернула в свое владение все постройки и земли, по праву ей принадлежавшие. Среди важнейших отреставрированных объектов можно отметить:

  • Успенский Собор, который можно назвать основным центром всей лавры;
  • Покровский храм и колокольня монастыря;
  • храм Антония и Феодосия Киево-Печерских, который является древнейшим действующим храмом обители. В ските этого храма, по особому благословению правящего архиерея, вся братия облачается в древние монашеские одеяния;
  • на вершинах меловых гор полностью восстановлены и действуют храмы в честь Николая Чудотворца и Алексия, человека Божия;
  • Всехсвятский деревянный скит, который несет не только духовную ценность, но и является настоящим памятником архитектуры, уникальным примером деревянного зодчества;
  • многие пещеры, келии монахов, небольшие пещерные храмы и скиты. Многие и них сегодня открыты к посещению, в них пускают как туристически группы, так и верующих паломников, желающих помолиться в древних пещерах.

Отдельно о святогорских пещерах

Свято-Успенская Святогорская лавра, помимо святынь и подвижников благочестия, славится на весь православный мир своими меловыми пещерами. Вырытые первыми монахами и поселенцами в этих местах, эти пещеры помнят самое начало зарождения монашеской жизни на Святых Горах.

Сегодня Святогорские пещеры вызывают и духовный, и культурно-исторический интерес. В духовном смысле древние кельи и храмы, расположенные глубоко в недрах меловых гор, могут поведать нам о жизни, быте, благочестии и молитве самых первых подвижников, которые осмелились поселиться тут много веков назад.

Святогорские пещеры

Некоторые подземные храмы действуют и сегодня, поэтому можно попасть на богослужение в пещерах. Кроме того, хорошо сохранились келии монахов, которые жили и подвязались в монастыре в самые разные века.

Общая протяженность всех пещер составляет около километра. Точная дата из возникновения достоверно неизвестна. Некоторые исследователи говорят об очень раннем появлении меловых пещер (примерно 8-9 века), и что копали их не русские монахи, а переселенцы из других стран. По другим данным, пещеры возникли в 11-12 веке и использовались как убежища во время частых тогда набегов татар и других недругов.

Среди наиболее древних пещерных помещений, дошедших до наших дней, можно выделить:

  • храм Рождества Иоанна Предтечи;
  • церковь во имя святых Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • монашеские кельи;
  • несколько бытовых и подсобных помещений;

Интересно! Существует легенда, согласно которой есть некий тайный подземный ход, соединяющий монастырь и противоположный берег реки Донец. Достоверно это неизвестно, но, учитывая оборонное значение монастыря, такой ход действительно мог существовать.

Пещера, в которой жил в затворе преподобный Иоанн, не сохранилась до наших дней. К сожалению, мел является довольно хрупким минералом, поэтому многие древние пещеры обвалились. Сохранность подземных ходов Святогорской лавры на сегодняшний день является актуальным вопросом.

О святынях лавры

Как и любое другое святое место, Свято-Успенская Святогорская лавра имеет свои, особенные святыни, прикоснуться к которым стремятся многие верующие христиане. Из всего многообразия святынь на Святых Горах, паломники особенно стремяться помолиться перед чудотворной Святогорской иконой Божьей Матери, а также посетить могилу преподобного Иоанна.

Святогорская икона Богородицы

Кроме любых других православных праздников, общих для всей полноты нашей Церкви, в Святогорскую лавру едет огромное количество паломников еще в один день — 30 июля. Именно в эту дату происходит торжественное богослужение, проводимое в честь иконы Божьей Матери «Святогорская», которая является чудотворной и почитается как на Донбассе, так и за его пределами.

До начала революционных волнений в обители было две подобные иконы. Первый древний образ, к сожалению, не сохранился и был утерян во времена разорения монастыря. Другая икона, которая является списком с древней, хранится в лавре до сих пор. К ней и едут паломники.

Святогорская икона Божией Матери

Нынешняя Святогорская икона датируется 19 веком. По преданию, приехавший на Святые Горы афонский старец увидел окружающую его красоту и стал сильно скорбеть о том, что не может оставить никакого дара. Тогда он написал икону, которую и передал в обитель. Образ хранился длительное время в древней пещерной церкви в честь Иоанна Предтечи.

Интересно! Неоднократно икона чудесным образом спасалась от уничтожения водой и пожарами. Несмотря на все негативные воздействия, образ оставался неповрежденным.

В советские годы икону прятали благочестивые верующие, а в 1992 году крестным ходом образ был торжественно доставлен в Успенский собор. После этого сюда стали приезжать многие паломники, и по искренним молитвам получали исцеление. На образе можно увидеть множество подвесок, украшений, цепочек — это те дары, которые люди приносили к иконе в благодарность Пресвятой Богородице за то, что услышала молитвы и ответила на них.

Могила преподобного Иоанна затворника

Преподобного Иоанна в миру звали Крюков Иван. Он родился в конце 18 века в городе Курске. С самого раннего детства будущий святой тянулся к монашеской и затворнической жизни, однако воплотить свою мечту особого служения Господу смог не сразу. Сначала ему пришлось пройти множество жизненных испытаний — и голодное безрадостное детство, и нежеланный, по принуждению родителей, брак.

Уже будучи взрослым мужчиной, будущий подвижник овдовел. Безропотно пронеся крест житейских испытаний, он смог, наконец, приблизиться к тому, что наиболее дорого было его сердцу — к жизни в монастыре. Иван поступает в Глинску пустынь. С самого начала своего иноческого пути он отличается особым усердием в молитве, чистотой и искренностью своей души.

Через 7 лет постоянных трудов принял постриг в мантию под именем Иоанникий. Вскоре начал восстанавливаться Святогорский монастырь, и некоторые монахи из Глинской пустыни перешли на жительство в него. Среди них были и монах Иоанникий. Тут он занимал должность эконома, и принес много практической пользы восстанавлиювающемуся монастырю.

Икона преподобного Иоанна, Затворника Святогорского

Подвижника манили пещеры монастыря, и по благословению отца-настоятеля он ушел в затвор в одну из меловых пещер. После этого он принял постриг в великую схиму под именем Иоанн.

Быт подвижника был крайне скуд и аскетичен. Спал он в открытом деревянном гробу, где вместо постели было постелено немного соломы. Пещера его была низкой, маленькой и холодной, а свет попадал из небольшой расщелины в скале. К тому же, подвижник носил вериги и власяницу, которые еще больше утруждали его тело, но возвеличивали дух. Постоянно пребывая в молитве, строгом посте и усилиях по обузданию своей плоти, святой лишь ненадолго позволял себе короткий отдых.

17 лет провел подвижник в подвиге затвора, за что еще до своей кончины сподобился многих духовных дарований от Господа. Почил святой мирно и спокойно, с радостью отдав свою душу в руки Всемилостивого Господа, которому верой и правдой служил всю свою сознательную жизнь.

Похоронен преподобный на территории лавры, и к его могиле не уменьшается поток паломников. Сразу же после его смерти многие получали исцеления и другие чудесные дары по молитве. Вскоре преподобный Иоанн был причислен к лику святых, сегодня ему служат торжественные службы и молятся многие верующие люди, получая ощутимую помощь.

Информация для туристов и паломников

Все, кто желает приехать и помолиться в лавре, найдут место, где можно остановиться. Прямо на территории обители находится гостиница для паломников, остаться в которой можно бесплатно. Кроме того, можно найти аренду жилья у местных жителей, которые проживают в ближайшем районе. Рядом с лаврой расположено множество магазинов, кафе, столовых и других элементов инфраструктуры.

Интерьер Покровской церкви в Святогорской Лавре

Важным моментом, о котором не должны забывать все приезжающие в лавру (даже если это светские туристы, а не верующие паломники) — это внешний вид. На территории монастыря строго запрещено находится в открытой, вульгарной, вызывающей одежде.

На женщинах должны быть надеты длинные юбки, блузы или кофты с рукавом, голова покрывается платком или шарфом. Мужчины не должны тут находится в коротких шортах, майках и тому подобных предметах одежды.

Богослужения в лавре начинаются очень рано — в 6 утра уже читается Полунощница и утренние молитвы. Затем служатся молебны разным святым, и далее начинается литургия.

Важно! В лавре постоянно читается Неусыпаемая Псалтирь, кроме того служатся панихиды, множество молебнов. Молитва в этом святом месте не смолкает никогда.

Особо торжественные богослужения проходят в дни больших церковных праздников и престольных дат, а именно:

  • в день почитания Святогорской иконы Богородицы, 30 июля. В этот день кроме торжественной литургии можно поучаствовать в праздничном Крестном ходе;
  • в день почитания преподобного Иоанна Затворника, 24 августа. Также можно присоединиться к Крестному ходу, побывать на могилке подвижника;
  • в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и был назван весь монастырь. Празднуется 28 августа.

Находится Свято-Успенская Святогорская Лавра по адресу: Донецкая область, город Святогорск, улица Заречная, 1.

Документальный фильм о Свято-Успенской Святогорской Лавре

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА

Святогорская лавра

Святогорская Лавра в честь Успения Божией Матери Донецкой епархии Украинской Православной Церкви

Самое первое письменное упоминание о местности «Святые Горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. Несомненно, что святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту — Святые Горы.

В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.

Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.

Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.

С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название «Великий Перевоз» и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название «Посольский шлях». В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.

Пещеры и храмы монастыря

Карта пещер Святогорской Лавры

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.

Еще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков — одних из первых насельников обители.

Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке 4 из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по нескольку черепов — такая традиция погребения (отдельно складываются черепа и отдельно — кости) существует во многих монастырях Палестины, а также на Святой горе Афон.

Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной. Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.

Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленна я в меловой породе. Согласно с одним из предположений, это — сохранившийся алтарь Успенского храма, который был ископан в меловой горе, по свидетельству архимандрита Иоиля, в 1637 г. вместо утерянной, вероятно, вследствие обвала скалы, первоначальной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В конце XVII в. после разрушения верхней части утеса к оставшемуся меловому алтарю была искусно пристроена из кирпича новая церковь, очевидно, тогда же освященная в честь святителя Николая.

В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. — новый каменный Успенский собор.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический — Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в («Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.

В 1845 г. был обретен подземный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, утерянного в XVIII в. Его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г. вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, — так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия. Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол.

В 1861 г. братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия.

Расцвет обители пришелся на 2-ю половину XIX в. и начало XX в. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом — больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие. В 1879 г. в монастыре начала работать своя собственная фотостудия.

В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.

В 60 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Неопалимая Купина».

В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.

Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Свято-Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей. В это время некоторые иеромонахи Святогорской обители несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте.

Советское время

Разграбление которого началось с января 1918 года. В смутное время гражданской войны, когда монастырь занимала Белая Армия, Особая следственная комиссия составила 17 июля 1919 г. в г. Екатеринодаре Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в это время в Святогорской обители:

2 января, около 3 с половиной часов дня, на 16 подводах приехали к монастырю красноармейцы числом до 60 человек. На груди и на винтовках у них были красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота гостинницы и, обругав площадной бранью заведующего гостинницей монаха, избили его прикладом и рассеялись по корпусам монастыря. Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами. В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ… потом они разбились на мелкие партии с целью повального обыска и грабежа монастырских помещений. У настоятеля монастыря, архимандрита Трифона, разбросали всю обстановку и вещи, с бранью и угрозами оружием требуя денег. Обыски, грабежи и издевательства шли одновременно во всех кельях. У монахов отнималось их имущество до последней рубашки и сапог включительно. Разламывались и бросались на пол иконы, монахи принуждались курить и танцевать в коридорах. От одного из них (монах Иосиф) под угрозой расстрела требовали, чтобы он ругал Господа и Божию Матерь, а после отказа заставили курить, побоями принуждая затягиваться глубже. Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с архимандритом в храме для богослужения. Но и туда все время врывались красноармейские банды, в шапках и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги. Около 2 часов ночи, когда, казалось, наступило некоторое затишье, приступлено было к совершению Литургии. Литургию служил архимандрит в соборе с другим духовенством. Во время ектений в храм ворвалась партия красноармейцев. Один из них вбежал на амвон и с криком: «Довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви!» — повернул назад за плечи провозгласившего ектению иеродиакона. По усиленным просьбам архимандрита и братии дано было позволение окончить Литургию. Но красноармейцы не покинули храма. Во время пения Херувимской песни они входили к престолу и продолжали осмотр сапог молящихся. Братия, ожидая дальнейших страданий и даже смерти, причастились Святых Таин. К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: «Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех!» — и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать. Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл царские двери и, стоя в них, закричал: «Не выходи, стрелять буду!»

Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.

Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким ГубРевТрибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов. Вынесенный приговор был на удивление мягок для того времени: все осужденные монахи, кроме одного иеродиакона Дисидерия, по причине преклонных лет, получили условное наказание.

Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола — самого святого места в храме. Позже были разрушены до основания церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в «Святом месте», Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище.

В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 30-х годах власти открыли музей антирелигиозной пропаганды, бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны. Во время реставрационных работ 80-х годов на стенах храма специалисты обнаружили следы живописи, относящейся ко времени функционирования музея. По воспоминаниям очевидцев, росписи были антирелигиозного содержания. Вместе с соответствующими изображениями весь интерьер храма был приспособлен советскими идеологами под «комнату пыток»: ризница и пономарка выдавались за камеры-одиночки, а остатки железных крюков для крепления иконостаса — за дыбу.

Восстановление монастыря

Святогорская лавра

В 1992 году обитель была вновь открыта. Первым монастырю был передан его соборный храм Успения Божией Матери, разграбленный и оскверненный: 70 лет в нем размещался Дворец культуры — «культуры», позволившей себе устроить в алтарях сцену, гримерную и санузлы.

Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.

Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).

В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года собор был освящен.

В 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.

Рядом с садами Лавры идет строительство — неподалеку от фундамента взорванного в 1947 году Всехсвятского храма возведен новый деревянный храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и другие постройки из бревен: домик для будущих насельников скита, трапезная, хозяйственные помещения, ограда с угловыми башнями. Все это в традициях древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII вв.

В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.

Лавра сегодня

Каждый день в обители начинается с 6 часов утра чтением утренних молитв и Полунощницы. В это время в алтаре вынимаются частицы о здравии и упокоении православных, за которых были поданы соответствующие поминовения перед Литургией. После Полунощницы во вторник служится соборный молебен с акафистом святителю Николаю, в среду — Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), в четверг — преподобному Иоанну Затворнику. В субботу — панихида по усопшим. В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения — соборный молебен с акафистом Божией Матери перед чудотворной Ея иконой Святогорской. В 2 часа дня ежедневно служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия). В Великом Посту по вторникам со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование.

Кроме того, в Покровском храме ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтири, являя собой неугасимую молитвенную лампаду. Особо торжественные богослужения бывают в праздничные дни, в честь Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Затворника, Успения Богородицы, а также в дни святых, в честь которых освящены Престолы монастырских храмов — святителя Николая Чудотворца, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Арсения Великого и др. В летнее время в праздники совершаются многочисленные крестные ходы, на которые в самые торжественные дни собирается до 10000 паломников.

Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.

Настоятели и наместники

    • Серафим (Лаврик) (1 июня — 25 октября 1992) и.о.
  • Серафим (Лаврик) (25 октября 1992 — 13 января 1995)
  • Арсений (Яковенко) (с 20 января 1995)

Использованные материалы

  • Страница сайта Донбасс православный
    • (недейств.)
  • «Святогорская Общежительная Успенская пустынь», Альбом видов Святогорской пустыни Харьковской губернии, СПб.: Лит. Поля Пети, 1840-50-е:
    • — материал использован частично

Святогорский монастырь

Святогорский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Святогорский монастырь в Пушкинских Горах был основан в 1569 г. царём Иваном IV. В то время он стоял на самой государственной границе. Это сказалось на истории монастыря: в конце 16 века его частично разрушили поляки. В последующие века вокруг монастыря наросла слобода, которая впоследствии превратилась в село. Оно и стало нынешними Пушкинскими Горами (современное название заменило историческое «Святые Горы» в 1925 г.).

С 18 века значение монастыря как укреплённой цитадели и форпоста пошло на спад, но культурное и религиозное — сохранились. Он стал центром общественной жизни и оставался таким фактически вплоть до закрытия в 1924 г. В военные годы монастырским постройкам был нанесён значительный ущерб, но их довольно быстро восстановили. Начиная с послевоенных лет в монастыре располагался Государственный мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Святогорский монастырь известен еще и как место последнего упокоения А. С. Пушкина. Великий поэт был похоронен здесь в 1837 г. в родовом склепе.

Святогорский монастырь известен еще и как место последнего упокоения А. С. Пушкина. Великий поэт был похоронен здесь в 1837 г.

Современный облик монастыря представляет собой комплекс построек, обнесенный старой оградой из камня. Попасть внутрь можно через одни из двух ворот: Пятницкие, близ которых стояла ныне разрушенная одноименная церковь, и Анастасьевские, у которых находилась одноимённая часовня (тоже уже не существующая). Сейчас у них можно увидеть небольшую каменную привратницкую. Близ Пятницких (или Святых) ворот расположен дом наместника начала 20 века. Ещё одни названные в честь утраченной сегодня церкви ворота, Никольские, соединяют святой и торговый дворы монастыря.

Главные достопримечательности монастыря — это Успенский собор и фамильная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных. В приделе первого был установлен гроб с телом Пушкина накануне отпевания.

Имя А. С. Пушкина, жившего в Михайловском, тесно связано и с монастырем, который он часто посещал. В период работы над «Борисом Годуновым» поэт проводил много времени в монастырских архивах, изучая старинные летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму максимально достоверной. Кроме того, при монастыре проходили знаменитые на всю округу ярмарки, на которых поэт тоже часто бывал в поисках типажей.

Главная историческая ценность Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря — икона Богородицы Одигитрия — в настоящее время перевезена в городище Воронич.

Святогорский Успенский мужской монастырь был возвращён РПЦ в 1992 г., и в этом же году возобновились службы в Успенском соборе. Собор действует и сегодня, как и монастырь, где постоянно живут около 25 человек. В настоящее время монастырь причислен к государственным памятникам как часть музея-заповедника Пушкина.

Свято-Успенский Святогорский монастырь

Практическая информация

Адрес: Псковская область, пос. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1.

Духовная крепость Святой Руси, гордость и краса Донетчины — Лавра Святогорская. Давно просияла слава о неповторимом облике этой обители и удивительной силе духа ее иноков, благодаря которым вновь и вновь воскресал монастырь из небытия и пепла. Все это привлекает тысячи богомольцев со всех концов страны поклониться реликвиям Святых Гор.

История лавры

По церковным преданиям, первые монахи поселились в Святых горах в XIV-XV столетиях. Первое письменное упоминание о Святых горах обнаружено в записках Сигизмунда Герберштейна, имперского посла, и относится к 1526 году .

Возведение и основание

Точную дату основания монастыря не определить. Скорее всего, она приходится на середину XVI столетия. Точно известно, что духовенство получило царскую грамоту на пользование этой землей в 1624 году. К монастырской территории относилась и Гороховатская Богородичная пустынь.

Спустя пятьдесят пять лет обитель захватили и разграбили крымские татары. Впоследствии здание восстановили, а во второй половине XVIII столетия произошла утрата оборонного значения монастыря, и он получил статус крупного землевладельца.

Историческая судьба

С указом императрицы Екатерины II в 1787 году Святогорский монастырь упразднили, а все принадлежавшие ему деревни, угодья и земли отобрали в казну. Через три года новым владельцем назначили князя Потемкина-Таврического. Монастырские храмы святителя Николая и Успения Божией Матери на скале по указу Святейшего Синода были обращены в приходские, а все прочие — разобраны и увезены. В таком состоянии обитель находилась около 57 лет, все земли оставались в роду Потемкиных.

По чину и уставу монастырь восстановили только в 1844 указом императора Николая I по ходатайству Татьяны Потемкиной (землевладелицы). За следующие семьдесят лет он стал одним из крупнейших в Российской империи, достигнув небывалого расцвета. В тот период многократно поднимался вопрос о присвоении обители статуса лавры. На территории располагались разные кирпичные мастерские, мельницы и торговые лавки. Вместе с тем местность притягивала множество богомольцев своими замечательными видами.

В конце XIX столетия был устроен Спасо-Святогорский скит с храмом Христа Спасителя в селе Борки у места крушения поезда с семьей императора. Действовали также и Ахтырский скит (больничный хутор) и пещерный Арсеньев. Перед Первой мировой войной на территории проживало около 600 монахов.

Новое потрясение в судьбе Святогорского монастыря связано с приходом новой Советской власти: обитель начали разграбливать с января 1918 г. Окончательное разорение наступило в 1922 году — церковь ликвидировали и на ее месте установили Дом отдыха, предназначенный трудящимся Донбасса.

Существуют разные мнения о значении этого периода. С одной стороны, в Свято-Покровском соборе устроили библиотеку, а в Свято-Успенском — кинотеатр (с туалетом на месте одного из алтарей), с другой — пусть и такой ценой, но основные храмы местности были спасены от полного своего уничтожения.

Реставрация и восстановление

Только в 1992 вновь состоялось открытие Святогорской церкви. Монах, четверо молодых послушников и священник (сейчас архимандрит Серафим) стали первыми насельниками. В том же году в распоряжение обители передали оскверненный и разграбленный Свято-Успенский собор, превращенный в кинотеатр.

Восстановление и реставрацию храмов начали только в 1995 году с увеличением количества братии. Через восемь лет окончательно были отданы хозяйственные и жилые строения, находившиеся во владении санатория «Святые Горы» и Славяногорского историко-архитектурного заповедника. Настоящим памятником деревянного зодчества считается возрожденный Всехсвятский скит в честь всех святых этой земли с деревянным храмом.

Учитывая историческую роль и древность обители, 9 марта 2004 года с благословения Патриарха Алексия Второго Священный Синод Украинской Православной Церкви (ССУПЦ) принял решение о присвоении Святогорскому монастырю статуса лавры. Епископская хиротония наместника лавры архимандрита Арсения (Яковенко) состоялась 5 декабря 2005 года.

На сегодняшний момент отреставрированы и восстановлены:

  • Успенский собор;
  • монастырская колокольня;
  • Покровский храм;
  • древнейший храм в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских со скитом;
  • древние пещеры;
  • храм в честь преподобного Алексия;
  • храм святителя Николая на верхней площадке меловой скалы.

Современное положение

Сейчас Свято-Успенская Святогорская лавра — значительный духовный центр православной паствы юга России и восточной Украины. Послушание в ней несут более сотни человек. Летом 2014 года в обители нашли приют 800 беженцев. Храм определен местом пребывания епископов Иннокентия (Шестопаль) и Ипполита (Хилько) Священным Синодом Украинской православной церкви.

12 июля 2008 состоялось чествование Собора святых отцов, в него вошли 17 святых:

  • один святитель;
  • 11 преподобных;
  • 4 преподобноисповедника;
  • один Христа ради юродивый.

Решение о канонизации почти всех святых было принято на заседании ССУПЦ в мае 2008 г. Затворник Святогорский преподобный Иоанн был прославлен в августе 1995 г. В июле 2009 года монастырем были обретены мощи прозорливца и подвижника преподобного Исаакия (Головина) и первого настоятеля Святогорской пустыни архимандрита Арсения (Митрофанова).

Настоятели и служители монастыря

Свято-Успенская Святогорская лавра — мужской епархиальный общежительный монастырь в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Она находится под непосредственным управлением своего священноархимандрита — митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Органом монастырского управления является наместник совместно с духовным собором лавры.

С 20 января 1995 года наместником является викарий Донецкой епархии митрополит Святогорский Арсений. Обо всех настоятелях монастыря рассказать почти невозможно, так как за долгую историю существования обители их было немало. О многих из них утеряна информация, но стоит обозначить тех, о ком что-либо известно.

Преподобные:

Святитель — епископ Крутицкий Иларион (Григорович) (1696—1759 гг.). Юродивый — монах Феофил (Шаронин) (1868 г.).

Преподобноисповедники:

Месторасположение церкви

Святогорский монастырь располагается на высоком меловом берегу Северского Донца в национальном природном парке «Святые горы».

На территории Святогорской лавры находятся следующие х рамы и церкви:

  • собор Успения Пресвятой Богородицы (1859—1868 гг.);
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1850 г.);
  • церковь святителя Николая Чудотворца (1851 г.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI столетия);
  • пещерный храм преподобного Алексия (1861 г.);
  • пещерный храм преподобных Феодосия и Антония Печерских (до XVIII в.);
  • часовня апостола Андрея Первозванного (середина 1850-х гг.).

Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.

Новые постройки:

Многие здания были отреставрированы и приписаны после 2000-х годов, а не являлись частью лавры изначально.

Приписные часовни и храмы в окрестностях:

  • храм в честь мучениц Веры, Любови, Надежды и матери их Софии;
  • Всехсвятский скит (2005 г.);
  • Богородичный женский скит в селе Богородичное Славянского района (2005 г.);
  • Свято-Георгиевский скит в селе Долина;
  • скит святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка;
  • Свято-Николо-Феодосиевский скит: храм святителя Николая Чудотворца и боковой алтарь в честь архиепископа Черниговского, святителя Феодосия (1870 г.).

Парк «Святые горы»

Сам национальный природный парк расположен в северной части Донецкой области Украины: в Славянском, Лиманском и Бахмутском районах. Он создан 13 февраля 1997 года Указом Президента Украины и расширен через 13 лет. Общая площадь составляет 40589 га, но в собственности заповедника находится только 11878 га.

В Святогорье находятся меловые горы, попавшие в Топ-100 всеукраинского конкурса «Семь природных чудес Украины». На них сохранились редкие растения древности (сосна меловая, доледниковый период). Общее количество видов растений на территории парка — 943, из них 48 занесены в Красную книгу.

Охраняемая растительность долины реки Северский Донец:

  • реликтовые боры сосны меловой;
  • эндемические и реликтовые растительные группировки на отслоениях мела;
  • байрачные леса;
  • степи;
  • луговая и болотная растительность заплав.

Всего флора насчитывает 20 эндемических видов. На территории заповедника живут 256 видов животных, из них 50 занесены в Красную книгу.

Фауна насчитывает:

  • 43 вида млекопитающих;
  • 194 — птиц;
  • 10 — пресмыкающихся;
  • 9 — земноводных;
  • 40 — рыб.

В Святых горах находится большое количество объектов археологии (129) и памятников истории (73).

Комплекс памятников заповедника составляют:

  1. Святогорская лавра — основа комплекса.
  2. Исторический памятник — монументальная скульптура Артема в исполнении Ивана Петровича Кавалеридзе.
  3. Мемориал Великой Отечественной войны (находится рядом с памятником).
  4. Дуб Камышева — дуб-памятник лейтенанту гвардии, Герою Советского Союза Владимиру Камышеву.
  5. Место, где ранее находилась дача Потемкиных.

На территории парка построены железные и шоссейные дороги, расположен ряд населенных пунктов, в том числе, г. Святогорск, а с юга примыкает г. Славянск.

В состав национального парка включены следующие заказники и памятники природы в Славянском районе:

  1. «Маяцкая дача». Ботанический памятник природы, самый крупный дубравный массив в Донецкой области.
  2. «Пойма-1». Лесной заказник площадью 590 га, пойменный дубовый лес.
  3. Урочище «Сосна». Лесной заказник площадью 527 га, сосновые насаждения искусственного происхождения возрастом более 50 лет.
  4. Памятник природы «600-летний дуб». Его параметры (в метрах): высота — 29 метров, диаметр — около 2, обхват ствола — 6,3.
  5. Дендропарк Маяцкого лесничества.

В городе Святогорске находятся памятник природы «Тополь» и ландшафтный заказник «Сосновые насаждения».

В Лиманском районе:

  1. Заказник «Ландыш». Ботанический заказник площадью 43 га. Лес в пойме реки, на которой произрастает ландыш майский.
  2. Заказник «Черный Жеребец». Общезоологический заказник площадью 223 га. Место произрастания черноольшанников по реке Черный Жеребец.
  3. «Чернецкое». Ландшафтный заказник площадью 197 га. На территории находятся дубовые насаждения естественного происхождения и сосновые насаждения искусственного происхождения.
  4. Озеро Чернецкое. Гидрологический памятник природы.
  5. Болото Мартыненково. Орнитологический заказник.
  6. Подпесочное. Ландшафтный заказник. Вокруг озера Подпесочное находятся дубовые и сосновые высокобонитетные насаждения площадью 197 га.

Как добраться

Находясь на вершине Святогорья, монастырь имеет две дорожки, по которым к нему можно добраться. Первый путь довольно короткий (занимает около 30 минут), но иногда он бывает открыт только для священнослужителей. Второй путь занимает чуть больше часа — придется пройти по длинной дороге, усыпанной серпантином.

Проехать в лавру можно:

  1. Поездом до станции «Святогорск» Донецкой ж/ д, далее — городским автобусом до остановки «Лавра».
  2. До станции «Славянск» Донецкой ж/д , далее — электричкой до станции «Святогорск» или до автостанции города Святогорска.
  3. До станции «Купянск», ЮЖД, после — электричкой до станции «Святогорск».
  4. На автомобиле: Лавра находится в 10 километрах от трассы Киев-Ростов.

Архитектура и убранство сооружения

Первые монахи, поселившиеся в местности Святогорья, выкопали кельи и церкви в верхних ярусах. В них проникал свет через маленькие оконные проемы, освещая нишу для иконы, ступеньки и проемы для дверей. Кельи соединялись с квадратным залом, его свод опирался на массивный столб в самом центре помещения. На восточной стене до сих пор видны следы от иконостаса первой церкви Святогорской обители, действующей до 1632 года.

Изначально она называлась Успенской, потом — Николаевской, а в XIX столетии — Иоанна Предтечи.

От пещерного храма разветвляются лабиринты келий и тротуаров. Один тротуар соединяется с квадратной трапезной, а от нее проложен проход на верхний ярус пещер, где и была церковь. Второй коридор ведет к нижнему ярусу пещер, на котором находится Алексеевская пещерная церковь. Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны сюда сослали в 1753 году раскольника Чекменьева. Алтарная часть имела форму сегментной фрамуги и отделялась пилястрами от основного пространства. На них опирается арка, на которую крепится иконостас.

Внутри меловой горы находится церковь преподобных отшельников Антония и Феодосия. Вырубленный в меловой породе небольшой коридор ветвится на три прохода, ведущих к главному месту в обители. Основали церковь бежавшие от Батыевых орд последователи киевских монахов. Археологи нашли посуду VIII—X столетий неподалеку от нее.

На меловом утесе торчат остатки трехкамерной Николаевской церкви, возведенной в стиле слободского барокко. На том месте возвышались три массивных меловых конуса, в которых были прорублены окошки. Пещерная Успенская обитель под влиянием человека или природы частично обрушилась, обнажив часть внутреннего пространства. Здание дополнило утраченную часть меловой скалы и стало ее украшением.

Как в других украинских религиозных сооружениях, купола расположены по восточно-западной оси. Украинские мастера XV—XVI столетий, пытаясь придать строениям стройный вид, по обычаю ставили на восьмигранник большего объема восьмигранник меньшего объема. Над алтарем находится пирамидальная башня с грушевидным куполом и небольшим барабаном. Западный алтарь увенчан подобным куполом. Западную башню украшает интересный орнамент из кирпича по ее периметру.

Святыни храма

В Святогорской обители с давних времен хранится множество реликвий. Среди них — мощи преподобного Иоанна Затворника и мироточивая глава мученика Евникиана Критского.

В лавре находятся мощи преподобных отцов Святогорских:

  • Феодосия;
  • Киприана;
  • Лонгина;
  • Исаакия;
  • архимандрита Арсения;
  • преподобноисповедника Михаила;
  • преподобноисповедника Трифона;
  • преподобноисповедника Иоанна;
  • преподобного Иоанникия;
  • архимандрита Германа.

В храме хранится множество чудотворных икон, не раз явивших чудо.

Это иконы:

  • святителя Николая Чудотворца;
  • Архангела Гавриила;
  • великомученицы Варвары и мученицы Татианы;
  • Божией Матери «Казанская»;
  • Божией Матери «Троеручица»;
  • чудотворная Святогорская икона Божией Матери;
  • чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца.

Богослужения и другие возможности посещения

Ежедневно в Святогорской церкви совершается полный круг богослужений.

Расписание служб:

  1. 06:00 — утренняя молитва и Полунощница.
  2. 07:00 — соборный молебен с акафистом почитаемым святым (вторник — святителю Николаю Чудотворцу, среда — Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), четверг — преподобному Иоанну Затворнику).
  3. 14:00 — молебен с акафистом святителю Николаю.
  4. 17:00 — вечернее богослужение.
  5. В каждую субботу в 07:00 — панихида по усопшим.
  6. В воскресные дни в 17:00 служится параклисис.
  7. В дни Великого Поста по вторникам со второй по шестую седмицу — маслособорование.
  8. Круглосуточно — чтение Неусыпаемой Псалтыри.

В Святогорской обители также работает Лаврский музей.

Режим работы:

  • ежедневно с 9.00 до 16.30;
  • нерабочие дни — великие двунадесятые праздники;
  • выходной — понедельник.

Видео интервью Владыки Илариона о монастыре

В ролике представлено интервью Владыки Илариона о Святогорском монастыре.

Святогорск

Святогорск – духовная столица Донбасса, город-курорт, который удивит даже искушенных путешественников и надолго оставит своеобразное послевкусие. Не зря его называют Донецкая Швейцария. Меловые скалы, целебный запах хвои, пещеры, соляные шахты и, конечно, Свято-Успенская Святогорская Лавра. Это далеко не весь список, чем может покорить Святогорск ваше сердце навсегда. Особенная светлая энергетика витает в этих намоленных местах, а удивительная природа притягательна какой-то таинственной силой. Историко-архитектурное наследие уходит корнями вглубь веков. Все это нужно увидеть своими глазами, проникнуться настроением, прикоснуться…

География

Святогорск имеет статус города районного значения. Расположен на границе трех областей: Луганской, Харьковской и Донецкой (в самой северной ее части). От Славянска город отделяют какие-то 25 км. Святогорск занимает территорию, площадью 2,23 кв. км. В административном отношении подчиняется Славянску, входит в Краматорскую агломерацию. Географические координаты: 49°02′00″ с.ш. и 37°35′00″ в.д. Часовой пояс: UTC+2, летом – UTC+3, так как осуществляется переход на летнее время. Город раскинулся на берегах реки Северский Донец (приток Дона). Правый берег горный – здесь находится Лавра. Местами ровная местность поднимается меловыми утесами, высотой до 200 метров. Склоны довольно круты, местами более 70-ти градусов. Левый берег – равнинный. Святогорск находится на территории Национального природного парка «Святые горы». Большую площадь здесь занимают густые леса. Как стражи, далеко виднеются высокие сосны, хранят тайны зеленые рощи. Святогорск также известен своими богатыми водными ресурсами. Отдельного внимания заслуживают озера Банное и Бездонное. Регион известен далеко за пределами Украины, благодаря Лавре, которая разместилась на меловых скалах. Территория монастыря полна растительности, ухожена и опрятна. 48 видов флоры, которые здесь растут, занесены в Красную книгу Украины (в том числе сосна меловая).

Святогорская Лавра

Климат

Посещение Святогорска благоприятно скажется на вашем здоровье, когда бы вы сюда ни приехали. Здесь умеренно-континентальный климат. Зима относительно холодная, можно сказать, сырая, снега выпадает мало. Лето жаркое, но благодаря близости леса, сезон переносится легко. Ветров практически не наблюдается. Воздух чистый, сильно ионизированный, наполненный ароматами целебных трав и хвои. В городе тихо и спокойно. Хотите укрепить иммунитет, успокоить нервы, оздоровить сердечно-сосудистую систему — собирайтесь в отпуск в Святогорск. Здесь три крупных санатория, которые считаются лучшими в Украине:

  • «Святые горы»;
  • «Солнечный»;
  • «Шахтер».

А еще – пансионаты, множество баз отдыха, где можно отлично провести выходные, надышаться воздухом. Теплая погода устанавливается с конца апреля и держится 5-6 месяцев. С началом осеннего сезона листья скумпии становятся багряно-алыми – меловые скалы поражают убранством. Зимой погоду во многом определяет Азиатский антициклон. Равнинная территория беспрепятственно пропускает движущиеся воздушные массы с Арктики и Атлантики. Климат в целом несколько неустойчив: морозы часто сменяются оттепелями. Самый холодный месяц – январь. Многие приезжают сюда семьями, чтобы встретить Новый год, Рождество, Пасху. Это отличный вариант для тех, кто отмечает религиозные праздники со всеми церемониальными особенностями.

История

Святые горы видели все исторические эпохи. Первые упоминая о территории, известной сегодня как Святогорск, встречаются в 1526 году в записках Сигизмунда фон Герберштейна (немецкий дипломат, писатель, историк). Поселение здесь основали крестьяне, которые бежали с Центральных регионов России и с Правобережной Украины. Позже здесь воздвигли монастырь. Есть предания, согласно которым Святогорск основали иноки Святой Афонской Горы. В 1788 году царица Екатерина II закрыла храм, а имущество и земли были переданы в царскую казну. Позже монастырь перешел в распоряжение Григория Потемкина и его потомков. На одном из меловых склонов построили дворец, а на озере — купальни. Так озеро и поселение получило название Банное. К 1797 году здесь проживало 287 человек. В 1844 году Николай I издал указ, согласно которому монастырь возобновлял свою работу. К концу 19 столетия здесь построили конный, лесопильный и скипидарный заводы. К этому времени население увеличилось до 638 человек.

В период Советской власти монастырь закрыли. В 1922 году в нем сделали дом отдыха. Это стало новым этапом развития города – сюда съезжались жители со всех регионов страны, чтобы отдохнуть и оздоровиться. В 1929 году в поселке создали колхоз. С 27 октября 1938 года село Банно-Татьяновка стало считаться пгт. Банновский. Перед началом войны 1941-го здесь воздвигли мост, провели радио, начала функционировать амбулатория, больница, школа, детский сад, клуб. В пещерах монастыря оборудовали музей. С 50-х годов 20-го века здесь активно развивается курортное направление. 3 апреля 1964 года Банновский приобретает статус города районного подчинения с названием Славяногорск (современное название с 15 мая 2003 года). Сегодня Святогорск – рекреационная зона Донецкого края с туристической инфраструктурой, культурный и духовный центр Донбасса. Один из лучших курортов Восточной Украины. Сюда ежегодно приезжают десятки тысяч паломников, чтобы увидеть Лавру и восхититься красотой города.

Достопримечательности Святогорска

  • Одной из самых главных достопримечательностей Святогорска является Свято-Успенская Святогорская лавра. Построена она была в 13 столетии, однако статус лавры был приобретен лишь в 2004 году. Данный монастырь неоднократно был разрушен: как во время набегов крымских татар, так и во время правления советской власти. Со временем он понемногу возрождался. В настоящий момент Святогорская лавра – это место, где собираются паломники со всей Украины. За последний период времени были восстановлены полуразрушенные хозяйственные постройки и взорванные храмы. Некоторые постройки реставрируются и в настоящее время. Главное место в монастыре занимают Успенский собор, пещерный храм Антония и Феодосия.

Свяятогорск — пещеры Лавры

  • На расстоянии примерно 1 км от Лавры находится скит Всех святых – деревянный храм, построенный без гвоздей и обнесенный высоким частоколом. В храме проживают монахи, которые минимизировали контакты с окружающим миром и сосредоточились на духовной жизни. Это закрытая территория, куда паломники допускаются лишь 4 раза в год.
  • К достопримечательностям города относятся Покровская и Николаевская церкви. Построены они были в середине 19 века. Проект зданий разработал известный зодчий Константин Тон. Основной особенностью Покровской церкви стали часы-куранты, которые расположились на колокольне храма. Изготовил данные часы Антонин – известный на то время часовой мастер-монах (часовым искусством он овладел самостоятельно). Николаевская церковь расположилась на меловой скале, звон её колоколов слышен не только на территории Святогорска, но и в соседних населенных пунктах.
  • Еще одной достопримечательностью Святогорска является Национальный парк с названием «Святые горы», который считается жемчужиной Донбасса. Создан парк был в 20 столетии. В парке довольно разнообразна флора и фауна. Большое количество животных и птиц, которые обитают здесь, занесены в Красную книгу Украины. В Национальном парке размещено около 129 видов редких объектов археологии – скифское городище, останки стоянок эпохи палеолита, следы пребывания кочевников в этих местах и большое количество памятников средневековья. С 2008 года Национальный парк «Святые горы» стал одним из «Семи чудес Украины». На территории парка разместилось огромное количество заповедников Краснолиманского и Славянского районов, а также памятников природы.
  • В «Святых горах» также можно увидеть памятник Артему. Постройкой данного сооружения занимался скульптор Кавалеридзе. Еще одним украшением данного курорта является уникальная скульптурная композиция Пресвятой Богородицы – она является «защитой» для города от всевозможных угроз со стороны так называемых потусторонних сил. Разработкой проекта данной композиции занимался известный скульптор Н. Г. Шматько.

События и фестивали

  • Интересно побывать здесь на Крещении (19 января), которое проходит на берегу «донецкого Иордана». Праздник начинается с Божественной литургии в Лавре, происходит Великое водоосвящение. Все желающие совершают троекратное погружение в воду (даже в мороз!), чтобы очистить душу и оздоровить тело.
  • С 12 по 18 февраля (перед Великим постом) на широкую ногу празднуют Масленицу – это веселые проводы зимы и встреча весны. Под открытым небом проходят народные гуляния, выступления творческих коллективов, различные веселые состязания, шоу кукол-великанов. На каждом шагу продаются горячие блины, чай, кофе.
  • Пасха (Воскресение Христово) – давнейший праздник всех верующих, который отмечают в один из дней с 4 апреля по 8 мая (переходящий праздник). В храмах проходят торжественные служения, затем прихожане освящают пасхальные куличи.
  • День Святой Троицы отмечают через 7 недель после Пасхи (конец мая-начало июня). Монастыри и дома украшают ветками, цветами, ароматными травами.
  • Множество паломников и туристов собирает праздник Святогорской иконы Божьей Матери (30 июля). Это главная святыня в Свято-Успенской Святогорской Лавре. Украшается храм, устанавливается деревянный помост-сцена, чтобы верующие видели священников, возносящих молитвы. Во время Крестного хода совершаются молебные песнопения. В пекарне и трапезных монастырской обители готовят угощения для гостей.
  • В конце сентября в Святогорске проходит открытый детский фестиваль «Жми на RECord», который инициирован СМИ Украины. Днем молодые корреспонденты участвуют в различных конкурсах, мастер-классах, а вечером всех ждет развлекательная программа. Часто проводятся детские танцевальные фестивали.
  • Интересно в религиозном духе отмечают в Святогорске Рождество и Новый год. В середине января в 12-15 числах проходит традиционный фестиваль колядок.

Свяятогорская Лавра

Рестораны и кафе

Чтобы после отдыха в Святогорске остались «вкусные» воспоминания, посетите особенные рестораны, где прекрасно готовят:

  • «Белая лошадь» (ул. Островского, 46А). Здесь удивительная атмосфера и прекрасные блюда – все, что нужно для приятного отдыха в теплой компании друзей. Здесь подают горячее, овощи гриль, микс салатов, разнообразные коктейли.
  • «Монарх» (ул. Набережная, 11). Из окон заведения и с летней террасы видно монастырский комплекс. Здесь готовят блюда национальной и европейской кухни. Фирменное блюдо: салат с курицей и сладким перцем (называется «Монарх»), обязательно попробуйте «Царскую» уху.
  • Лесной отель «Акварель» (ул. Сосновая, 5-Д). Высокий уровень обслуживания, разнообразное меню и вкусные блюда. Есть банкетный зал на 50 человек, караоке.
  • 4-звездочный клуб-отель «Roche Royal» (ул. 60-летия Октября, д. 21). Есть бар и VIP-зоны. Здесь подают европейские блюда высокой кухни, гордость заведения – своя кондитерская.
  • «Шинок» (в комплексе гостиницы «Святоград») по адресу ул. Куйбышева, 59. Здесь предлагают окунуться в уютную атмосферу украинского села. Кроме национальных блюд можно попробовать кавказскую и японскую кухню.

Недорого перекусить можно в небольших кафешках и закусочных, которые в основном сосредоточены по ул. Островского и на набережной напротив монастыря.

Шоппинг

В Святогорск с целью шоппинга не едут – здесь нет крупных торговых центров, мало магазинов, и только некоторые из них открыты круглосуточно. Но равнодушными вас эти удивительные места не оставят однозначно. Вам непременно захочется купить на память что-нибудь особенное. Загляните в лавку «Лесной сувенир». Здесь можно выбрать:

  • эксклюзивные поделки;
  • мебель;
  • аксессуары ручной работы;
  • блокноты;
  • четки;
  • пояса;
  • иконки.

Кстати, если ненароком забудете платочек (чтобы покрыть голову перед входом в храм) – перед самыми воротами Лавры есть торговый ларек, в котором реализуются освященные церковные атрибуты, есть и платки. Если посчастливится побывать в Святогорске в августе, то не пропустите ярмарку, которая проводится в честь великомученика и целителя Пантелеймона 9-го числа. Здесь представляют свою продукцию пчеловоды с разных уголков страны. Кроме различных сортов меда здесь продается освященная:

  • пыльца;
  • перга;
  • мази;
  • забрус (крышечки, срезанные с восковых сот);
  • настойки;
  • продукция из воска и многое другое.

А еще можно выбрать выращенные в монастырских теплицах растения, присмотреть сувениры, товары домашнего обихода.

Свяятогорск — памятник Артёму

Как добраться до Святогорска?

Из России на сегодняшний день нет авиарейсов на территорию Украины, поэтому рассматривать нужно два варианта: либо поездом, либо автобусом.
Если вам удобнее путешествовать на поезде, выбирайте направления:

  • Москва-Харьков;
  • Москва-Киев;
  • Москва-Донецк.

Прямое ж/д сообщение со Святогорском налажено из Киева, Симферополя, Луганска, Харькова, Донецка. От Харькова до Святогорска 180 км, нужно следовать по трассе Е-40 в направлении Харьков – Ростов-на-Дону, проезжая Чугуев, Изюм. От Донецка до Святогорска 160 км. В Святогорск следует общественный транспорт через каждые 1,5 часа. Вам нужно приобрести билет на автобус на автовокзале «Западный», и через три часа вы будете на месте (автобусы начинают движение с 6 утра). Святогорский ж/д вокзал находится за чертой города – примерно 7 км от центра. В случае, если планируете ехать автобусом, то будьте готовы к тому, что путь займет около 14 часов с пересадками. Берите билет на один из рейсов:

  • Москва- Харьков;
  • Санкт-Петербург-Харьков.

Из крупных городов Донецкой области в Святогорск следуют комфортабельные автобусы и маршрутные такси. Можно ехать своей машиной по трассе M03/E40/E50. На участке пути между Изюмом и Славянском будет поворот на Святогорск. Через 10 км вы будете на месте. Однако приготовьтесь к тому, что состояние дорог оставляет желать лучшего, особенно на участке между Павлоградом и Красноармейским.

Транспорт

Общественный транспорт в Святогорске представлен автобусом №73, который курсирует между ж/д станцией и санаторием «Святые Горы». От вокзала первый рейс начинает работу в 05:50 и заканчивает в 18:45. А от санатория первый рейс начинает движение в 05:10, последний – в 17:45. Городской службы такси в Святогорске нет. Транспортные услуги предоставляют частные автомобили, которые можно найти на авто- и ж/д вокзалах. Комфортные поездки, которые не загрязняют окружающую среду, предлагает круглосуточное Эко-такси. Электромобили оснащены подушками безопасности, мультимедиа-мониторами, кондиционерами. Минимальный тариф по городу 45 грн. (до 3-х км, далее из расчета 6 грн./км днем и 7грн./км ночью). За городом оплата будет производиться по тарифу 10 грн./км днем и 11 грн./км ночью, простой 1,5 грн./минута. За рулем опытные водители. Как вариант, можно арендовать машину с водителем или без. Стоимость услуги зависит от марки автомобиля и времени аренды.

Проживание

Приехав в Святогорск, гости могут остановиться в:

  • отелях;
  • пансионатах;
  • палаточном городке;
  • частных коттеджах;
  • на базах отдыха.

Здесь более 70-ти мест размещения, двери многих из них открыты круглый год. Единственное, в летний период курорт достаточно популярен, поэтому бронировать номера желательно заранее. Если хотите сэкономить, имейте в виду, что по будням в отелях и базах отдыха действуют скидки в районе 10-15%. Выбирая место, где остановиться, обратите внимание, есть ли там собственная столовая или закусочная (большинство баз отдыха расположены глубоко в лесу, далеко от магазинов). Вас ждут отели:

  • «Смерека» (ул. Сосновая, 8б). Здесь красивые номера с новой мебелью, есть бассейн с шезлонгами, прекрасная детская площадка.
  • «Монарх» (ул. Набережная, 11). Это мини-отель с просторными номерами, бассейном, есть прачечная. Из окон открывается восхитительная панорама.
  • Dolce Vita (ул. Сосновая, д.5б). Есть люксовые номера с террасой, 12 минут ходьбы до пляжа, подают английский/ирландский завтрак.
  • «Лесной» (Переулок Лесной, 11). К услугам постояльцев сезонный открытый бассейн, сад, принадлежности для барбекю, игровая площадка для детей.
  • Kordon Lesnika (ул. Банновская). Мини-гостиница с видом на сад (из отдельных номеров – на горы), пляж в 18-ти минутах пешего хода, детская игровая площадка.

Местные жители сдают жилье на каждом шагу. Можно арендовать посуточно. Аренда коттеджа на 8 человек обойдется в 1200-1300 грн., за номер в пансионате нужно отдать 250-300 грн., размещение в палатке вам обойдется в 60 грн.

Связь

В Донецкой области нет российских мобильных операторов связи, поэтому есть смысл приобрести СИМ-карту одного из украинских. Иначе придется переплачивать за звонки в роуминге. Это может быть «симка» от:

  • «Киевстар»;
  • «Lifecell»;
  • «Vodafone».

У многих мобильных операторов есть специальные туристические тарифы, которые позволяют существенно экономить на звонках домой. Бесплатный доступ Wi-Fi есть почти во всех пансионатах, отелях, домах отдыха.

Свяятогорская Лавра

Полезные советы туристам Святогорска

1. Национальной валютой города, как и всей страны, является украинская гривна. Обменять деньги можно как в банках, так и в специализированных обменных пунктах. График работы большинства банков следующий: с 9 часов утра до 17 часов вечера ежедневно кроме воскресенья. Обменные пункты работают до 21 часа обычно без выходных.
2. Официальным языком Святогорска является украинский, однако довольно распространен также русский язык. Многие люди, в основном молодежь, владеют английским языком.
3. Воду из-под крана без предварительного кипячения пить не рекомендуется. Питьевую воду лучше покупать в магазинах.
4. В Святогорске, как и во всей стране, запрещено курить в общественных местах. Курение разрешено в специально отведенных для этого местах – в большинстве кафе, ресторанах и барах есть залы для курения.
5. При посещении Святогорской Лавры или Свято-Вознесенского собора женщинам рекомендуется надевать на голову платки, и носить юбки средней длинны или же иметь при себе парео (как заменитель юбки). Стоит взять с собой деньги для иконной лавки, а также тару, чтобы набрать священную воду.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх