Помост

Вопросы веры

Святой хутынский 7 букв сканворд

Решение сканворда из 7 букв

Если вы не нашли нужного слова, попробуйте ввести ваш вопрос из сканворда, выставьте нужное количество букв и нажмите кнопку решить, с помощью этого вы сузите круг поиска.

  1. а вот и
  2. а не то
  3. а ну-ка
  4. а также
  5. а что ж
  6. абазины
  7. абонент
  8. абордаж
  9. абразив
  10. абразия
  11. абрикос
  12. абсолют
  13. абсцесс
  14. абхазец
  15. абхазка
  16. абхазцы
  17. аванзал
  18. авансом
  19. авантаж
  20. авиатор
  21. авиация
  22. авиетка
  23. авокадо
  24. авоська
  25. автобат
  26. автобус
  27. автоген
  28. автожир
  29. автокар
  30. автолиз
  31. автомат
  32. авторша
  33. агарный
  34. агаряне
  35. агнозия
  36. аграрий
  37. аграфия
  38. агрегат
  39. агреман
  40. агроном
  41. агукать
  42. адамант
  43. адамсит
  44. адаптер
  45. адвокат
  46. адгезия
  47. аденоид
  48. аденома
  49. аджарец
  50. аджарка
  51. аджарцы
  52. адмирал
  53. адресат
  54. адресно
  55. адресок
  56. адъюнкт
  57. адыгеец
  58. ажиотаж
  59. ажурный
  60. азартно
  61. азбучно
  62. азиатец
  63. азиатка
  64. азиатцы
  65. азотный
  66. айвовый
  67. айе-айе
  68. айкание
  69. айкнуть
  70. ай-люли
  71. айсберг
  72. айсорка
  73. аистиха
  74. аистник
  75. ай-я-яй
  76. акафист
  77. акающий
  78. аквадаг
  79. акварий
  80. акведук
  81. аквилон
  82. аккурат
  83. акмеизм
  84. акмеист
  85. акрихин
  86. акробат
  87. аксакал
  88. аксамит
  89. аксиома
  90. актерка
  91. активно
  92. актинии
  93. актиний
  94. актиния
  95. актовый
  96. актриса
  97. акустик
  98. алатырь
  99. албанец
  100. албанка
  101. албанцы
  102. алгебра
  103. алеться
  104. алеутка
  105. алжирец
  106. алжирка
  107. алжирцы
  108. алкоран
  109. аллегри
  110. аллегро
  111. аллейка
  112. аллопат
  113. аллювий
  114. аллюзия
  115. аллюром
  116. алмазик
  117. алмазно
  118. алогизм
  119. алойный
  120. алтабас
  121. алтайка
  122. алтайцы
  123. алфавит
  124. алхимик
  125. алхимия
  126. алчущий
  127. альбедо
  128. альпака
  129. альтист
  130. альфонс
  131. амбарик
  132. амбиции
  133. амбиция
  134. амебный
  135. америка
  136. аметист
  137. аммонал
  138. аммоний
  139. аммофос
  140. амнезия
  141. ампулка
  142. амурный
  143. амфибия
  144. анабиоз
  145. анамнез
  146. анапест
  147. анархия
  148. анафема
  149. анафора
  150. анаэроб
  151. ангелок
  152. ангиома
  153. анголец
  154. анголка
  155. анданте
  156. андезит
  157. анекдот
  158. анемона
  159. анероид
  160. анидный
  161. анимизм
  162. анимист
  163. анкерок
  164. анкилоз
  165. аннушка
  166. анодный
  167. анортит
  168. аносмия
  169. антабка
  170. антабус
  171. антанта
  172. антенна
  173. антенны
  174. антиген
  175. антидот
  176. антиква
  177. антимир
  178. антипод
  179. антифон
  180. антоним
  181. антракт
  182. антраша
  183. антураж
  184. анчоусы
  185. апокриф
  186. аполлон
  187. апостол
  188. апофеоз
  189. аппарат
  190. аппетит
  191. апплике
  192. априори
  193. аптечка
  194. арабеск
  195. арабизм
  196. арабист
  197. арамеец
  198. арапник
  199. арбалет
  200. арболит
  201. арбузик
  202. аргамак
  203. ареопаг
  204. аридный
  205. ариетта
  206. аристон
  207. аритмия
  208. аркадия
  209. аркебуз
  210. арлекин
  211. армянин
  212. армянка
  213. армячок
  214. ароматы
  215. арочный
  216. арпеджо
  217. арсенал
  218. артерия
  219. артикль
  220. артикул
  221. артишок
  222. архаизм
  223. архаика
  224. архаист
  225. архалук
  226. архетип
  227. арчинец
  228. арчинка
  229. арчинцы
  230. арчовый
  231. арычный
  232. асессор
  233. асмодей
  234. аспират
  235. аспирин
  236. ассорти
  237. астеник
  238. астения
  239. асфалия
  240. асфальт
  241. атавизм
  242. атаксия
  243. атласец
  244. атласно
  245. атомизм
  246. атомист
  247. атомник
  248. атомный
  249. атомщик
  250. атрибут
  251. атропин
  252. атрофия
  253. атукать
  254. аудитор
  255. аукание
  256. аукнуть
  257. аукцион
  258. аульный
  259. афалина
  260. афганец
  261. афганка
  262. афганцы
  263. аферист
  264. афишный
  265. афоризм
  266. аффинаж
  267. аэрарий
  268. аэрация
  269. аэробус
  270. аэролит
  271. аэролог
  272. бабашка
  273. бабенка
  274. бабешка
  275. бабочка
  276. бабский
  277. бабулин
  278. бабусин
  279. бабушка
  280. баварец
  281. баварка
  282. баварцы
  283. багажом
  284. баггист
  285. багорик
  286. багорок
  287. багрить
  288. багрово
  289. багряно
  290. бадейка
  291. базальт
  292. базилик
  293. базовый
  294. бай-бай
  295. байдара
  296. баиньки
  297. байский
  298. байство
  299. бакалея
  300. баккара
  301. абдаляр
  302. аваддон
  303. аваллон
  304. авдотки
  305. авзония
  306. авиахим
  307. австрия
  308. автодор
  309. автолик
  310. агастья
  311. агасфер
  312. ага-хан
  313. агидель
  314. адайхох
  315. азнаури
  316. азотолы
  317. аийанар
  318. айзенах
  319. акстафа
  320. акчакая
  321. алазани
  322. алазоны
  323. аластор
  324. алашань
  325. албазин
  326. алексин
  327. алзамай
  328. алигарх
  329. алкалоз
  330. алкамен
  331. алкиной
  332. алкиона
  333. алланит
  334. алмалык
  335. алпамыш
  336. алтынту
  337. альдины
  338. альдозы
  339. альтаир
  340. алюмель
  341. аляскит
  342. амгуэма
  343. амдерма
  344. аментет
  345. амилазы
  346. амилоза
  347. амниоты
  348. аморели
  349. амфибии
  350. анадырь
  351. анамнии
  352. ананьев
  353. ангарск
  354. ангирас
  355. анджети
  356. андижан
  357. андокид
  358. аникщяй
  359. анту(м)
  360. аньшань
  361. ападана
  362. апатиты
  363. апеллес
  364. аплизии
  365. аполиды
  366. арабика
  367. араваки
  368. аракажу
  369. аралсор
  370. аральск
  371. арамиль
  372. аргинин
  373. ардатов
  374. арзамас
  375. ариадна
  376. ариллус
  377. аристей
  378. аркадак
  379. аркалык
  380. арктика
  381. армавир
  382. аронник
  383. аррорут
  384. арташат
  385. артемии
  386. архилох
  387. арьяман
  388. асансол
  389. асболан
  390. асикага
  391. аспазия
  392. ассирия
  393. асцидии
  394. атбасар
  395. ат-башы
  396. аткарск
  397. атталея
  398. атя суа
  399. аудумла
  400. ауксины
  401. аушаутс
  402. ахернар
  403. ахтамар
  404. ахтырка
  405. ахульго
  406. аштарак
  407. аюрведа
  408. аятолла
  409. щелково
  410. щелкуны
  411. щитники
  412. щитовки
  413. ыгыатта
  414. ыр (йыр
  415. эанатум
  416. эби-нур
  417. эвбулей
  418. эвгенол
  419. эвглена
  420. эверест
  421. эверния
  422. эволюта
  423. эвфония
  424. эгинеты
  425. эйбикон
  426. эйлития
  427. эйюбиды
  428. эквадор
  429. эклогит
  430. эксекий
  431. экумена
  432. эластик
  433. элевсин
  434. электра
  435. элизиум
  436. элинвар
  437. эль-аюн
  438. эльбрус
  439. эльбурс
  440. эмболит
  441. энаргит
  442. эндемия
  443. эндивий
  444. энеолит
  445. энергия
  446. эниалий
  447. энцелад
  448. эолийцы
  449. эпигоны
  450. эпидавр
  451. эпифиты
  452. эрг-шеш
  453. эрдэнэт
  454. эребуни
  455. эривань
  456. эскулап
  457. эсминец
  458. эстония
  459. этруски
  460. эускади
  461. эфедрин
  462. эфемеры
  463. эфиопия
  464. эхнатон
  465. эшнунна
  466. юндинхэ
  467. юньнань
  468. юрьевец
  469. юсуповы
  470. тавмант
  471. таволга
  472. таврида
  473. таврика
  474. тагетес
  475. таджики
  476. тазкире
  477. таиланд
  478. таитяне
  479. тайбуга
  480. тайвань
  481. тайгета
  482. таймени
  483. таймура
  484. таймыра
  485. тайнань
  486. тай-суй
  487. тайхоре
  488. тайчжун
  489. тайшань
  490. тайюань
  491. такаока
  492. таласса
  493. талькоз
  494. тальное
  495. танагры
  496. тангуты
  497. телемах
  498. телесто
  499. тардуши
  500. тарелки
  501. таркшья
  502. тартесс
  503. тасеева
  504. татарск
  505. тахилит
  506. тачанка
  507. ташкент
  508. тваштар
  509. теберда
  510. тебесса
  511. тевтоны
  512. тегеран
  513. тейково
  514. текемет
  515. тектиты
  516. теламон
  517. темучин
  518. тененет
  519. тенорит
  520. теплица
  521. тержола
  522. териоки
  523. термиты
  524. терпены
  525. терпуги
  526. тетерев
  527. тешенит
  528. тиберин
  529. тиверцы
  530. тилацин
  531. тильзит
  532. тимидин
  533. тимптон
  534. тиндейл
  535. тиресий
  536. тирозин
  537. титания
  538. ткачевы
  539. ткемали
  540. ткибули
  541. тлемсен
  542. тогатус
  543. тогучин
  544. тое ода
  545. тоенака
  546. тоехаси
  547. тойтепа
  548. токсины
  549. толокно
  550. толочин
  551. толстые
  552. тонбури
  553. топливо
  554. топорик
  555. Росслин
  556. Уэверли
  557. Найроби
  558. Элдорет
  559. Момбаса
  560. Бафусам
  561. Виндхук
  562. Ньюкасл
  563. Мбабане
  564. Витбанк
  565. Сен-Луи
  566. Макурди
  567. Кенитра
  568. Тлемсен
  569. Кайруан
  570. Спрингс
  571. Тзанеен
  572. Перебер
  573. Бракпан
  574. Фэрленд
  575. Альбьон
  576. Кэмиссе
  577. Хургада
  578. Малинди
  579. Кампала
  580. Нуакшот
  581. Нэшвилл
  582. Ричмонд
  583. Дирборн
  584. Форт-Ли
  585. Хамптон
  586. Гринвич
  587. Фэрфилд
  588. Чандлер
  589. Айзелин
  590. Джоплин
  591. Торофэр
  592. Мэттьюс
  593. Данверс
  594. Бедфорд
  595. Лакония
  596. Аддисон
  597. Норуэлл
  598. Белмонт
  599. Атланта
  600. Айсаква
  601. Батавия
  602. Стритор
  603. Ок Брук
  604. Хейворт
  605. Ломбард
  606. Саванна
  607. Милуоки
  608. Фэр Лон
  609. Херндон
  610. Катлетт
  611. Лисберг
  612. Чесапик
  613. Холланд
  614. Гаханна
  615. Эдентон
  616. Сафферн
  617. Детройт
  618. Джаспер
  619. Уинфилд
  620. Су-Фолс
  621. Кирквуд
  622. Стонтон
  623. Норуолк
  624. Андовер
  625. Джексон
  626. Хайленд
  627. Энглвуд
  628. Норфолк
  629. Инглвуд
  630. Розуэлл
  631. Орландо
  632. Бетесда
  633. Ливония
  634. Боулдер
  635. Бербанк
  636. Лавленд
  637. Де-Мойн
  638. Оелвейн
  639. Бисмарк
  640. Хьюстон
  641. Сандуич
  642. Мерриам
  643. Метейри
  644. Блумонт
  645. Малверн
  646. Глостер
  647. Модесто
  648. Ромулус
  649. Фэрборн
  650. Медфорд
  651. Ван Лир
  652. Дрезден
  653. Каполей
  654. Йонкерс
  655. Телфорд
  656. Конкорд
  657. Гановер
  658. Эверетт
  659. Редмонд
  660. Анахайм
  661. Кристин
  662. Кеннесо
  663. Де Сото
  664. Моберли
  665. Лусдейл
  666. Монклер
  667. Ройстон
  668. Элкридж
  669. Уинслоу
  670. Шарлотт
  671. Вербена
  672. Ленсинг
  673. Баффало
  674. Сильмар
  675. Беверли
  676. Визалия
  677. Ратленд
  678. Колбрук
  679. Мередит
  680. Лебанон
  681. Виндзор
  682. Редфорд
  683. Тонкава
  684. Фэрфакс
  685. Маномен
  686. Бристоу
  687. Уолдрон
  688. Бастроп
  689. Лонгвью
  690. Линдсей
  691. Маршалл
  692. Дуранго
  693. Стоктон
  694. Вудридж
  695. Брайтон
  696. Хейуорд
  697. Данвилл
  698. Брисбен
  699. Декальб
  700. Роквилл
  701. Шелберн
  702. Мантено
  703. Канкаки
  704. Чилхауи
  705. Варшава
  706. Гарленд
  707. Мейфилд
  708. Куквилл
  709. Равенел
  710. Пидмонт
  711. Коновер
  712. Литлтон
  713. Трентон
  714. Окснард
  715. Кинстон
  716. Эдвардс
  717. Систерс
  718. Розберг
  719. Абсекон
  720. Деруэнт
  721. Фреденс
  722. Бейтаун
  723. Портедж
  724. Эмпория
  725. Шеридан
  726. Бунвилл
  727. Фримонт
  728. Карлайл
  729. Чилокин
  730. Уилметт
  731. Спенсер
  732. Денисон
  733. Ньюпорт
  734. Мейвилл
  735. Декатур
  736. Декстер
  737. Блафтон
  738. Уошугал
  739. Лейкхед
  740. Хайалиа
  741. Хаммонд
  742. Энсинал
  743. Грейсон
  744. Пайктон
  745. Комптон
  746. Аккокик
  747. Потомак
  748. Уолдорф
  749. Клинтон
  750. Хопдейл
  751. Брустер
  752. Ньюбург
  753. Вудбери
  754. Мелвилл
  755. Лейквуд
  756. Секокус
  757. Кошатта
  758. Мидленд
  759. Кевауни
  760. Вудфорд
  761. Шампейн
  762. Данбери
  763. Торранс
  764. Хомстед
  765. Ла Меса
  766. Эксетер
  767. Манстер
  768. Броктон
  769. Парамус
  770. Бель Эр
  771. Вудбайн
  772. Роздейл
  773. Янтвилл
  774. Дюнкерк
  775. Мадисон
  776. Джессап
  777. Абердин
  778. Фичберг
  779. Блэкфут
  780. Нецперс
  781. Энумкло
  782. Хановер
  783. Белкамп
  784. Куз Бэй
  785. Рокфорд
  786. Милбери
  787. Эйдриан
  788. Пайонир
  789. Дефианс
  790. Нортвуд
  791. Сеуикли
  792. Миссула
  793. Гилфорд
  794. Милфорд
  795. Холбрук
  796. Бохемия
  797. Вальехо
  798. Эфингем
  799. Фонтана
  800. Василла
  801. Дирфилд
  802. Пирленд
  803. Тейлорс
  804. Сил Бич
  805. Барстоу
  806. Онтарио
  807. Кауфман
  808. Рокпорт
  809. Аламеда
  810. Гленвью
  811. Уокиган
  812. Фишкилл
  813. Ньюкерк
  814. Брансон
  815. Манисти
  816. Гилберт
  817. Поулсбо
  818. Вэгонир
  819. Чехалис
  820. Рошарон
  821. Эдмондс
  822. Раритан
  823. Кейпорт
  824. Маркетт

Бѣ же рода не худа от обоюду, нъ вельми добра и чьстьна, знаема пьрвѣе Богъмь и цьсарьмь и вьсею Селуньскою страною, якоже и тѣлесныи его образъ являаше ся. По тому же и пьрьци, любяще и издѣтьска, чьстьныя бесѣды дѣяху, дондеже цьсарь, увѣдѣвъ быстрость его, княжение ему дасть дьржати словѣньско… да бы проучилъся вьсѣмъ обычаемъ словѣньскыимъ и обыклъ … помалу. пожалуйста переведите на русский язык

Задание: списать, подчеркнуть грамматическую основу. Указать наклонение глаголов. Письмо Само Никуда не пойдёт, Но в ящик его опусти- Оно пробежит, П ролетит, Проплывет Тысячи вёрст пути. СРОЧНО ПЖ ПОМОГИТЕ Портал поддержкиЗинаида ЧугурянуУченикУведомления1НастройкиВыйти1 / 10ЗАВЕРШИТЬ ТЕСТВопросОрфографический анализ.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ.1) ПРЕИНТЕРЕСНАЯ (книга) — приставка ПРЕ- пишется в значении ОЧЕНЬ.2) (девушка) ВЕТРЕНА — в суффиксах кратких причастий пишется -Н-.3) РАВНЕНИЕ (в строю) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.4) РЕЮЩИЕ (на ветру флаги) — в глаголе первого спряжения пишется в суффиксе -Ю-5) ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — сложные существительные, образованные из двух слов без соединительных гласных, пишутся через дефис.​ Помогите выполнить упражнение 356 даю 20 балов очень срочно пожалуйста. Орёл и кошка определите стиль текста​ Укажите четвёртое лишнее​ даю 20 баллов Диалог на тему «я соблюдаю правила самоизоляции, а ты? » Даю 40 баллов Выпишите все выразительные средства языка! 1. Брал человек Холодный мертвый камень, По искре высекал Из камня пламень. Твоя су дьба Не менее сурова — Вот так же высекать Огонь из слова! Но труд ума, Бессонницей больного,— Всего лишь дань За радость неземную: В своей руке Сверкающее слово Вдруг ощутить, Как молнию ручную! 2. Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор — к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней — царственное слово. Помогите пожалуйста русский язык по учебнику Бреусенко шестой класс 334 упражнение​ Выпишите разноспрягаемые глаголы: ДАЮ 20 БАЛОВ Сообщать, расхотеть, смотреть, гнать, подбежать. Какой из них?? Срочно Помогите пожалуйста даю 20 баллов

Комментарии 0

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ВАРЛААМА

ХУТЫНСКОГО

(память 6/19 ноября)

Преподобный отец наш Варлаам родился в Великом Новгороде от благо­чес­тивых и богатых родителей и во святом крещении наречен был Алексием. Отца его звали Михаилом; имя матери точно неизвестно. Он получил доброе воспитание в страхе Божием. Научен был грамоте, постиг книжную мудрость и легко проникал в разум Божественного Писания. Еще будучи ребенком, Алексий не любил игр и не предавался смеху. При сем он отличался воздержанием и ни­когда не ел чего-либо услаждающего вкус; занимался не земным, а небес­ным, постился и молился. Родители его были даже опечалены его необычайным воздержанием, но уговоры их не могли остановить усердия юного подвижника.

Рано пришел преподобный к мысли о суетности мирской жизни и сказал себе: «Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо».

Он возненавидел мир и его прелести, оставил славу мира сего и богатство и вышел из родного города в пустынное место на берегу реки Волхова. Родители Алексия тогда уже у­мерли.

Место, выбранное преподобным для подвигов, называлось Хутынь (Ху­тынь — от слова «худынь», то есть «худое место»; по народному преданию, здесь обитала нечис­­тая сила. Тут же находилось болото, слывшее в народе под именем Ви­день, где, по на­родному представлению, виделись нечистые). Оно находилось в де­сяти верстах к северу от Нов­города, на правом берегу реки Волхова,
и пред­ставляло значи­тельную возвышенность, далеко видимую со всех сто­рон. Подвижник не один вышел на Хутынь для отшельнического жития. С ним были и другие знатные, богатые новгородцы, пожелавшие разделять с преподоб­ным труды пустыни: Пор­фирий Малышевич и брат его Феодор. Монаше­с­кое пострижение Алексей Михайлович принял на месте подвигов своих от некоего инока-иерея, причем получил имя Варлаам.

Преподобный срубил себе небольшую келлейку; день и ночь непрестанно воссылал в ней молитвы и пение, неослабно тру­дясь в посте и бдении. Пре­подобный твердо помнил слова святого апостола: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» и много трудился: рубил дрова, возделывал нивы.

Враги нашего спасения, бесы, восстали против святого: они являлись ему в виде то змеев, то различных зверей, стараясь устрашить его и прогнать с того места, но подвижник, ограждая себя знамением креста, сам прогонял их от себя; иногда с тою же целью они научали мирских людей наносить ему всякие обиды, но и тии спяти быша и падоша (Пс. 19, 9), так как наталкива­лись на твердый камень и сами стирались в пыль, а его поколебать не могли.

Слух о подвижнике пронесся по всей округе, и воздыхающие о небесной отчизне с усердием стали стекаться к нему, чтобы послушать его наставлений. К святому приходили князья и вельможи, шли и бедные люди, чтобы получить от него полезное наставление, и все полу­чали желаемое. Преподобный кротко поучал их: «Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимания, пристрастного суда; оставь­те ложную присягу, воздержи­вайтесь от блуда, особенно имейте кротость и лю­бовь — мать всему доброму. Ис­пол­ните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ноч­ным бдением и дневными трудами».

Не одни поучения привлекали к преподобному Варлааму мирских посети­телей. Дела открывали людям в преподобном великого подвиж­ника и угодника Божия. Его строгая нестяжательность и духов­ная опытность всем приходившим к нему — вельможным людям и простолюдинам, богатым купцам и бездомным инокам — приносила великую душевную пользу. Высокие подвиги самоотречения очистили внутренние очи святого и стяжали ему благодатный дар прозрения и чудотворений.

Князь новгородский Ярослав (сын внука Мономахова Владимира Мстисла­вича, несколько раз был новгородским князем в конце XII столетия, принужден­ный уступать престол свой другим князьям. Новорожденный сын его, предречен­ный прп. Варлаамом, носил имя Изяслава, в крещении — Михаила), прибыл к преподобному. «Буди здрав, добрый князь, и с сыном твоим», — сказал ему пре­подобный при первой встрече. Князь изумился, но, по возвращении домой узнал, что у него родился сын. По просьбе князя преподобный крестил ново­рожденного.

Однажды преподобный Варлаам ехал в Новгород ко владыке Новгородскому. На мосту он встретил толпу народа, ко­торый собирался сбросить в Волхов ули­ченного преступника. Взглянув на осужденного, преподобный сказал: «Отдай­те мне его: он загладит вины свои на Хутыни». И народ отдал осужденного ува­жаемому пустыннику. Преподобный, послав его в монастырь, повелел рабо­тать на братию. И из него вышел усердный и способный ко всякой службе ра­ботник. Впоследствии Варлаам постриг его в иноческий сан, принял в число братии и, таким образом, спас его душу.

И в другой раз преподобный Варлаам проезжал мостом в то время, когда новгородцы готовились сбросить в Волхов осужденного, причем его родствен­ники просили преподобного спасти несчастного от смерти. Но святой молча проехал мимо. Когда же недоумевающие ученики его спросили, почему одного он спас, а другому не хотел оказать той же милости, пре­подобный отвечал: «Вижу я, что вы, взирая внешними очами, по внешнему и судите; я же сердечными очами усмотрел, что первый осужденник, которого я выпросил у народа, был осквернен многими грехами и осужден справедливо, но что когда судья осудил его, раскаяние проникло в его сердце. Но он ниоткуда не видел помощи и был окружен многими недоброжелателями, между тем как еще не пришел час его. Я же увидел, что он имеет веру на спасение, и выпросил его себе на поруки и устроил его, как было угодно Господу. Другой же был осуж­ден не­справедливо и вопреки закону, и я видел, что он умирает мучени­ческою смертью и имеет получить венец от Христа: ему не нужно было молитвы моей ко Христу, ибо он имеет Его Самого помощником и избавителем. Вы же не соблазняй­тесь о сем».

Раз, когда приближался праздник Светлого Христова Воскресения, преподоб­ный послал монастырских рыбаков ловить рыбу и, по молитвам его, улов был очень хорош. Между прочим, пойман был огромный осетр, но рыбаки скрыли его и при­несли к преподобному только мелкую рыбу; разбирая рыбу своим посохом, он сказал: «Детей вы принесли, а куда девали мать?» Рыбаки пали ему в ноги, покаялись в своем грехе и при­несли спрятанную рыбу.

В жизни Новгорода увековечен один случай прозорливости преподобного Варлаама. Однажды преподобному случилось быть у архиепископа Новго­родского Григория (управлял епархией с 1186 по 1193 гг.), и святитель, отпуская его от себя, сказал, чтобы старец побывал у него спустя неделю. «Если Господу угодно, — отвечал преподобный, — в пятницу первой недели поста святых апостолов приеду к твоей святыне на санях».

Архиепископ удивился, что старец в летнюю пору обещается приехать на са­нях, но не решился потребовать объяснения этих непонятных слов. Между тем, в ночь перед указанною преподобным пятницей выпал глубокий снег, сделался сильный мороз, и подвижник, действительно, прибыл к владыке на са­нях. Когда же святитель начал скорбеть о том, что мороз может повредить рожь, которая тогда цвела, преподобный, утешая его, сказал: «Не скорби, но паче возблагодари Господа нашего Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь и всех святых, что ниспослал Господь Бог на нас милость Свою. Если бы не послал Он снега и мороза, то люди погибли бы от голода: ибо за умножение грехов наших Господь попустил быть голоду. Но молитв ради Пречистой Бого­родицы и всех святых великих чудотворцев даровал Он снег и мороз для того, чтобы черви, в изобилии находящиеся в корню ржи, вымерли. Снег же пробудет на земле только один день, и потом, по Божию промышлению и повелению, наступит теплая погода, а снег вместо дождя напоит жаждущую землю и умно­жит плоды земные».

Действительно, на другой день стало тепло, снег растаял и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены были погибшие от мороза черви. И в то лето был такой урожай хлебов, какого давно не видали.

В рассказанных случаях проявился благодатный дар прозрения, которым наградил Господь угодника Своего. Но не мало и чудес творил преподобный Варлаам при жизни своей. Вот некоторые примеры его чудотворений. Один христолюбец, весьма любивший преподобного и имевший к нему го­ря­чую веру, повез к нему своего единственного сына, тяжко больного, чтобы просить святого помолиться о нем; но дорогою мальчик умер, и отец привез его мертвым в обитель. Когда же преподобный помолился о нем, ребенок, по молитве его, тотчас же воскрес. В другое время новгородские жители плыли по Волхову, и один из них, упав из лодки, был вытащен из воды уже бездыхан­ным. Когда его принесли к Варлааму и святой помолился, утопленник мгно­венно ожил.

Долго подвизался преподобный подвигом отшельничества вместе с друзьями своими. Но дар прозрения и чудеса просла­вили его и привлекли к нему мно­гих желавших подвизаться с ним. Тогда он решил устроить на Хутыни обитель и за­ложил каменный храм в честь Преображения Господня. Храм освящен был архиепископом Григорием в праздник Преображения Господня (6 августа) 1192 года. При этом архиепископ открыл Хутынский монастырь. Преподоб­ный Варлаам старался снабдить монастырь свой средствами к существованию и огра­дить его имущество от притязаний корыстных людей. Он пожертвовал обители поемный луг, рыбные ловли, село, земли, сенокосы и нивы, скот и слуг. «Если же кто, — пишет в конце своей вкладной грамоты преподоб­ный, — по научению диавола и злых людей захочет от­нять что-либо из пашен, из сено­косов или из ловлей, да будет ему противником святый Спас в сем веке и в будущем».

Создавая строения обители и его хозяйство, преподобный Варлаам не забыл и внутреннего устройства монастыря — жизни иноков. Он дал обители своей устав, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени. По уставу, Хутынский мо­настырь, вероятно, был общежительным. По крайней мере из­вестно, что преподобный Варлаам предписал монастырю расхо­довать остатки своих средств на благотворительность, а так предписывали все устроители общежительного монашества как в древней Восточной Церкви, так и в Церкви Русской. Запо­ведь преподобного Варлаама, данная обители, была следую­щая: «Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить вся­ким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет».

Устроив Хутынскую обитель, преподобный почувствовал приближение своей кончины. В это время вернулся из Кон­стантинополя паломник Добрыня Ядрей­кович, в монашестве Антоний, сверстник преподобного Варлаама. Рад был под­вижник своему духовному брату и поручил ему монастырь свой. Преподоб­ный говорил своему другу: «И ранее помышлял ты о сем святом месте. Ныне же я пре­даю его тебе: снабжай его всем и сохраняй, ибо я отхожу к Небесному Царю. Рад я, что вижу тебя. Господь же зовет меня отсюда».

Обращаясь к братии, умирающий подвижник говорил: «Итак, братия, телом я ухожу от вас, но духом всегда буду с вами».

Год смерти преподобного Варлаама с точностью неизвестен. По летописи, подвижник преставился 6 ноября 1192 года.

Кончина почитаемого всеми подвижника собрала в пустынную Хутынскую обитель множество народа. Прибыл архиепископ Новгородский, собрались иноки из окрестных монастырей и с честью погребли многотрудное тело преподобного. В то время многие больные различными болезнями получили исцеление.

Местное празднование преподобному Варлааму в его монастыре и в Новгороде началось во второй половине XIV века. Многочисленные чудеса при гробе святого были основанием для его прославления. В XV столетии были обретены нетленные мощи угод­ника Божия. Архиепископом Новгородским был тогда блаженный Евфимий II. Питая теплую веру к преподобному Варлааму как бла­го­датному угоднику Божию, он, призвав Хутынского игумена Тарасия, запове­дал три дня поститься и совершать келейно мо­литвы, дабы узнать волю Божию об основателе обители. По прошествии трех дней архиепископ, игумен и один иподиакон вошли в храм, сняли каменную крышку с гроба преподобного и обре­ли тело его нетленным; лице и брада оказались сходными с изображением преподобного на иконе, стоявшей над его гробом. Святитель прославил Бога, а иподиакон, пораженный чудом, тогда же принял иночество. Но мощи преподобного остались и после того закрытыми, и празднование памяти его не распространилось далее Новгородской области.

Дальнейшие чудеса преподобного Варлаама прославили его на всю Святую Русь как великого чудотворца. Особенно порази­тельно было чудо, совершившееся над Григорием, молодым постельничим (должностное лицо при княжеском и царском дворах в Древней Руси. На обязанности его лежало наблюдение за спальней государя. Вследствие постоянной, по службе, близости к нему должность эта была весьма почетной), великого князя московского Василия Ва­силь­е­вича (прозванного Темным за то, что был ослеплен своими противни­ками — Василием Косым и Димитрием Шемякой, княжил с 1425 по 1462 гг.). Во время пребывания великого князя в Новгороде Григорий тяжко захворал и был близок к смерти. Григорий читал ранее житие и чудеса преподобного Варлаама и, веруя в чудодейственную силу его молитв, просил отвезти себя в Хутынский монастырь. И вот во сне явился ему преподобный и обещал ис­це­ление. Обрадованный юноша с верою говорил окружавшим его: «Если на пути меня застанет даже смерть, все равно — и мертвого везите меня к преподобному». Дорогой он действительно умер и мертвым был везен в обитель. Но недалеко от обители мертвец вдруг ожил и, прибывши в обитель, поклонился препо­добному и совершенно выздоровел. Когда исцеленного спросили, что с ним было, он поведал следующее: «Я видел около себя множество бесов, один из ко­их держал свиток, где записаны были мои грехи. Но явившийся святитель Николай сказал: “Немногие добрые его дела значат более, чем грехи его, откры­тые притом духовному отцу”. Бесы скрылись. Потом явились Ангелы, и высший из них с ласкою повел меня в какое-то светлое место, где было много прекрасных деревьев и цветов. И вот я увидел там преподобного Варлаама чудотворца с посохом в руках, в том виде, как написан он на иконе. Подойдя, он сказал мне: “Григорий! Я не успел придти к тебе при исходе твоем; теперь ты хочешь ли остаться здесь?” “Хочу здесь пребывать”, — отвечал я. На это святой Варлаам сказал: “Да, хорошо бы остаться тебе здесь, но будут скорбеть о тебе родители твои. Иди, утешь отца и мать; я твой помощник”. Взяв за руку, он повел меня, а впереди шел тот Ангел в диаконском облачении. Пройдя мимо цветущих деревьев, Ангел стал невидим, а святой Варлаам, оградив меня крестным знаме­нием и иконою святителя Николая, сказал: “Григорий! Ты молился великому чудотворцу Николаю и меня призывал на помощь; молись ему и вперед, а я помощник твой”. Отошедши немного, он оглянулся на меня и прибавил: “Спустя семь лет ты будешь у меня”, — и стал невидим».

Это дивное чудо при гробе преподобного Варлаама над постельничим великого князя послужило поводом к установление церковного празднования в честь чудотворца Хутынского в Москве и затем по всей России (1460 г.). Тог­да же сам великий князь Василий Васильевич соорудил в Москве и первую придельную церковь во имя преподобного Варлаама.

Великий князь Иоанн Васильевич был свидетелем грозного чуда при гробе преподобного Варлаама. В 1471 году великий князь, предав опустошению Новго­родскую область, вступил в Новгород как грозный победитель. Заехал он тогда и на Хутынь поклониться, как говорил он, преподобному.

«Почему, — спросил князь, — не открывают гроб святого Варлаама?» «Издав­на, — отвечал игумен обители Нафанаил, — никто не смеет видеть мощи чу­до­твор­ца: ни для архепископов, ни для бояр не открывают их, доколе Гос­подь не соблаговолить ясно изъявить на то Свою всесвятую волю».

Тогда грозный победитель Новгорода с гневом приказал открыть мощи угодника Божия. Но едва начали, по его приказа­нию, поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба чудотворцева вырвался дым и за ним — пламень, опаливший стены храма. Великий князь в ужасе выбежал со всею своею свитою, так что выронил в монастыре и свой великокняжеский жезл, которым, в бегстве своем, ударял он бессознательно о землю.

Трудно описать все чудеса, какие совершал преподобный Варлаам. В Хутын­ской обители преподобный, и по блаженном преставлении своем, дивным об­разом являлся бдительным настоятелем, иногда очень строгим к невниматель­ным из братии и упорным нарушителям иноческих обетов. Чудотворец вразумлял также и начальников монастыря, не соблюдавших его заповеди о благотвори­тель­ности обители. Он насылал на виновных болезни и по раскаянии исце­лял их, нераскаянных же предавал смерти. Одного игумена, не кормившего в монас­тыре голодающий народ, он бил жезлом своим, и у виновного от­нялись рука и нога. В другой раз за скупость монастырских начальников, переставших при­нимать странных, преподобный наказал обитель оскудением хлеба в амбарах. Казначей Тарасий, первоначально проводивший строгую жизнь, но потом на­чавший злоупотреблять монастырской собственностью для угощения и увеселе­ния своих друзей, был также наказан жезлом явив­шимся ему преподобным Варлаамом и едва выздоровел после того, как принес слезное покаяние, а ве­селый собеседник его умер в расслаблении. Монастырский чашник (монах, заведующий питьями) вразумлен быть преподобным за свои излишества, но после того, как не испра­вился, с заздравною чашею в руке испустил дух. Зато для иноков внимательных и строгих к себе преподобный являлся милости­вым. Один инок, по имени Иринарх, три года тяжко страдал от грыжи и уже го­то­вился к смерти. В таком положении в Пасху видел он во сне преподобного, явившегося ему в одеянии пресвитера в сопровождении иеродиакона и несколь­ких иноков. Окадив иконы, преподобный Варлаам благословил больного и сказал: «Вот ты и здоров, брат мой; вкуси пищу», которая, действительно, вслед за тем и была принесена братиями к нему в келлию. Больной встал с одра здоровым, вкусил пищи и прославил Бога и Его угодника, преподоб­ного Варлаама чудо­творца.

Неоднократно преподобный Варлаам являлся теплым молитвенником и пред­с­та­телем за родной ему Новгород, предостере­гая об имеющих постиг­нуть его бедствиях. Вот какое чудо произошло в Хутынской обители в начале XVI века. Инок Хутынской обители Тарасий вошел ночью в Преображенский храм. И видит он, что свечи на паникадилах и подсвечниках все зажглись сами собой, храм наполнился фимиамом, из гроба поднялся преподобный Вар­лаам и, став посреди храма, долго молился вслух Господу Иисусу Христу, Пречистой Его Богоматери и всем святым со слезами и умилением за Новго­род, дабы чело­ве­колюбивый Господь отвратил от него гнев Свой. Тарасий в ужа­се пал ниц. Но преподобный, подойдя к нему, сказал: «Брат Тарасий! Господь Бог хочет погубить великий Новгород. Ступай, взойди на церковную кров­лю и увидишь будущее бедствие Новгорода и что Господь хочет сделать с ним».

Тарасий пошел и увидел, что воды озера Ильменя под­нялись и угрожают за­топить город; в страхе побежав обратно, он рассказал, что видел. Тогда пре­подобный со слезами снова стал молиться Господу и Пречистой Богородице о спасении го­рода; потом опять послал инока посмотреть на город. Тарасий во второй раз вошел на кровлю церкви и увидел множество Ангелов, бросающих огненные стрелы, как бы сильный дождь из тучи, на толпы мужчин, женщин и детей. Когда поведал он о том преподобному, тот еще раз слезно молился за Новгород. Потом сказал: «Молитвами Богородицы и всех святых избавлен Новгород от потопления, но в нем — сильный мор на людей». И опять послал Тарасия смотреть на город.

Иноку представилась огненная туча, наступающая на город. В трепете по­ве­дал он о том святому. «После мора будет пожар в Новгороде, и вся торговая сторона его сгорит, и множество людей погибнет», — сказал на это преподоб­ный, опять лег в гроб свой, и свечи погасли.

Печальное пророчество преподобного через несколько лет, действительно, с точностью исполнилось на злополучном Новгороде, избавленном, однако же, небесным предстательством святого от грозного потопления.

Иногда преподобный Варлаам являлся дивным заступником и молит­венником и за всю Русскую землю. Особенно замеча­тельно обнаружилось это во время нашествия на Москву Махмет-Гирея (1521 год, при князе московском Василия Иоанновиче), когда Москва была избавлена от страшного врага чудес­ным заступлением преподобных Сергия, Радонежского чудо­творца, и Варлаама Хутынского. Во время нашествия одной престарелой и лишенной зрения инокине было следующее видение. Оглушенная каким-то необыкновенным шумом инокиня увидела, что из Кремля в Флоровские ворота идет сонм святите­лей и других светолепных мужей в священных одеждах; они уносили с собою и чу­до­творный образ Божией Матери; шествие имело вид крестного хода. Между святителями можно было при­знать святых митрополитов Московских Петра, Алексия, Иону и Леонтия, епископа Ростовского. Собор сей, по выходе из Кремля, встречен был двумя старцами: один был преподобный Сергий, другой — Варлаам Хутынский. Старцы вопросили святите­лей: зачем идут вон из го­рода? Святители ответствовали, что исходят по воле Божией за нечестие города. Свя­тые подвижники стали умолять отходящих, чтобы они умилостивили своим хо­да­тайством правосудие Божие, и начали обще с ними петь молебен. По совершении молитвословия, осенив град крестообразно, все возвратились в Кремль. И Москва была спасена от вражеского нашествия и разорения.

Верующие, во множестве стекавшиеся ко гробу преподобного Варлаама, по вере своей получали утешение в своих скорбях и исцеление от своих недугов молитвенным предстательством чудотворца. Упомянем о некоторых исцелениях, совершившихся по молитвам преподобного Варлаама.

Один человек страдал слепотой, хотя глаза у него и были открыты. Много истратил он денег на врачей, но не получил от них никакой пользы. Когда однаж­ды наступил день памяти преподобного Варлаама, слепец велел вести себя в монастырь и поставить при ковчеге с мощами святого, которому и на­чал со слезами молиться о своем исцелении. В это время братия пели в храме мо­ле­бен. И вот, когда в конце молебна запели: «Владычице, приими молитвы раб твоих» (Богородичен 8-го гласа, на водоосвящении), слепой вдруг прозрел и прежде всего увидел ковчег с мощами. Не веря себе, он подошел и осязал ковчег руками, а потом, обведя взором церковь, увидел молящихся, народ и братию. Убедившись, что он видит совсем хорошо, он пришел в несказанную радость и громким голосом объявил всем о своем исцелении по молит­вам святого Варлаама.

Один почитатель преподобного пришел вместе со своей женой помолиться ему, принес, что нужно было для братии, и устроил на свой счет общую трапезу. Когда он возвращался с богомолья водою, то недалеко еще от монастыря лодка опро­кинулась и он утонул, а остальные с трудом спаслись. Люди, бывшие на берегу, не могли оказать тонувшему никакой помощи, побежали в ближнюю деревню и позвали рыбаков с сетями искать тело погибшего. Наконец мертвое и уже посиневшее тело было найдено и положено на берегу. Жена утонувшего громко плакала по нем, причем поминала святого Варлаама и, как бы гневаясь на него, говорила: «Это ли твое воздаяние, святой, нам, приходившим по­клониться твоему гробу? Через твои молитвы мы надеялись полу­чить долго­денствие, а ты попустил моему мужу умереть здесь нечаянною смертью! Лучше было бы нам не приходить к тебе: тогда не погиб бы муж мой!»

Мертвеца уже хотели погребать, как вдруг вода хлынула у него из уст, и он встал здоровым и воздал благодарение святому, объявляя, что именно молитвами преподобного Варлаама он возвращен был к жизни.

Однажды в обитель преподобного был привезен из Нов­города больной князь Константин (самый младший (восьмой) сын Димитрия Донского; 1389—1434 гг.; принял иноческий сан с именем Кассиана). Болезнь его была так сильна, что он не мог уже двигаться на постели и сказать хотя бы одно слово, и все окружавшие уже отчаивались за его жизнь. Но когда его положили у раки преподобного и стали совершать молебное о нем пение, князь внезапно встал совершенно здоро­вый и возвратился домой, как будто никогда и не болел.

Много и других чудес совершалось при гробе преподоб­ного Варлаама. И доныне все притекающие к нему с верою получают просимое по его молитвам и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.

Источник: Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь

19 ноября – день преставления преподобного Варлаама Хутынского. Преподобный Варлаам – один из великих подвижников Древней Руси, основатель и первый игумен Варлаамо-Хутынского монастыря.

Алекса Михалевич – так звали святого в миру – родился в знатной и просвещенной семье. Юношей он стал монахом в Лисицком монастыре под Новгородом, а затем поселился отшельником в Хутыни. Это место в народе считалось «худым», обиталищем нечистой силы, однако святой постом и молитвой победил бесов. В 1192 году он построил в Хутыни храм Преображения Господня и основал монастырь, в котором стал настоятелем. От Бога святой получил дары исцеления и прозорливости: он знал Божию волю о каждом человеке и предвидел будущее. Уже в начале XIII века преподобный Варлаам стал почитаться в Новгороде как святой.

Незадолго до своей кончины Преподобный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Предвидя свою кончину. Св. Варлаам призвал к себе всю братию и сказал:

“Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка”.

Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставником, но Преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти. “Вверяю вас, прежде всего, в руки Божий”, – сказал он братии”, – “блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме. По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.

Чудеса преподобного Варлаама

Спасение виновного

Однажды Варлаам Хутынский с учениками проезжал по Великому мосту через Волхов. На мосту собрался народ, и палач готовился казнить осужденного: бросить в реку. По просьбе родственников несчастного преподобный заступился и попросил людей отдать преступника ему на поруки. Народ единогласно согласился, и Варлаам поселил преступника в монастыре. Вскоре тот раскаялся, постригся в монахи и умер очистившимся от греха.

В другой раз провидец снова ехал через мост на другой берег Новгорода. Снова собиралась казнь. И снова родственники осужденного просили Варлаама помочь бедняге, к тому же обвиненном несправедливо. Преподобный благословил его, но заступаться не стал и поехал своей дорогой. Когда видевшие то монахи попросили игумена объяснить, почему он нынче не спас человека, когда сделал прежде, Варлаам сказал: “Вы убо внешнима очима зряще, внешнима и судите. Аз же сердечныма очима смотрях”. Первый осужденный был большой грешник, и игумен вступился за него, чтобы спасти его душу. А второй, приговоренный к смерти по клевете, жил праведно. Он принял мученическую смерть и “венец ему от Христа предлежит”.

Благовещение о рождении княжеского сына

Встретился однажды с преподобным приехавший в Новгород Великий князь. Благословляя его, Варлаам сказал: “Здравствуй, святое ты княжение, и с сыном своим”. Князь удивился, потому что не было у него сына. Однако вскоре странные слова преподобного нашли объяснение: в Киеве у князя родился сын, о чем он еще не знал, когда посещал Хутынский монастырь.

Рыбы

Один раз попался монастырским рыбакам саженный осетр. От настоятеля они решили осетра утаить, продать на рынке, а деньги поделить. Когда принесли Варлаамму мелкую рыбешку, тот тихо ударил жезлом и спросил, если они приносят чада, почему скрывают мать их? Или мнят “от Бога, яко от человека утаити?” Смутились рыбаки, покаялись перед настоятелем и принесли в обитель пойманного осетра.

Исцеление отрока

Вез к чудотворцу Варлааму новгородец тяжелобольного сына, но не довез: сын умер в дороге. Услышав на монастырском дворе стенания, из кельи вышел Варлаам и велел отнести умершего отрока к себе в келью, а отца утешил, наказал не сокрушаться и послал готовить гроб. Отец мальчика уехал, а преподобный стал молиться. Когда же сокрушенный отец вернулся за телом сына и зашел в келью настоятеля, то увидел, как сын его, будто и не болел никогда, сидит и беседует с Варлаамом. Счастливый отец бросился игумену в ноги и стал рассыпаться в благодарностях. Но Варлаам остановил его, сказав, что отец “прельстися и печалию, яко же вином упився, не разуме. Сын же ни умре, ниже оживе, но студению на пути изнемог, дух в нем потаися”. Отец резонно возразил преподобному, что тот сам отправил его готовить гроб для отрока. Видя, что скрыть чудо не удасться, Варлаам строго, под страхом смерти сына, наказал отцу никому не рассказывать о свершившемся.

О снегу и мразе

Дружил игумен с архиепископом Новгородским Антонием, часто приезжал к нему и вел беседы. Как-то Антоний, прощаясь, позвал Варлаама приезжать снова, и Варлаам ответил, что приедет в первую пятницу Петрова поста на санях. Антоний удивился таким словам, но возражать не стал. По предсказанию Варлаама в ночь на пятый день поста выпало снегу по пояс. Когда преподобный, как и обещал, приехал к архиепископу, тот принялся сокрушаться о погибшем из-за снега и крепких заморозков хлебе. Но провидец поспешил успокоить его: “снег и мраз” – это не гнев, а благодать Божия. Назавтра потеплеет, и талая вода напоит землю, а мороз убил всех червей, которые во множестве развелись в корнях ржаных колосьев. Когда Варлаам уехал, Антоний послал людей проверить слова чудотворца. Прав оказался Варлаам: в земле среди колосьев, принесённых ему, архиепископ обнаружил много померзших червей.

Спасение Москвы от татарского хана Махмет-Гирея ( по “Сказанию о Владимирской иконе Богоматери” )

Преподобный Варлаам всегда был теплым молитвенником и предстателем перед Господом и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю. Не раз по его молитвам Господь сохранял Русь от страшных врагов. Так в 1521 году при ходатайстве Преподобного пред Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет-Гирея.

О спасении Москвы от Махмет-Гирея так повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской.

В 1521 году Крымские, Ногайские и Казанские татары так быстро напали на Московские владения, что Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева.

Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут Святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие это имело вид крестного хода. В числе Святителей шли Свв. Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие Святители.

Когда этот собор Святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел Преподобный Сергий, а с другой – Преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор Святителей (По древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали: “Зачем они идут вон из города и на кого оставляют его при нашествии врагов?” Святители со слезами отвечали: “Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу”.

Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа. Вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы. Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала.

Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана. “Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы”. Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения.

ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ

ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ — основатель и первый игумен Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря.

Основными источниками сведений о Варлааме Хутынском являются новгородские летописи и житие святого, сохранившееся в многочисленных списках, которые отражают более 10 редакций (наиболее ранний список — в Прологе, созданном не позднее 1323 года (РГАДА. Ф. 381. Д. 157), содержит краткую (Проложную, первую редакцию); текстологию жития смотрите: Дмитриев. Житийные повести Русского Севера). Житие содержит очень мало сведений о жизни преподобного, основное место в пространных редакциях занимает описание чудес, совершенных по молитвам к Варлааму Хутынскому. Мирское имя святого впервые упомянуто в Синодальном списке НПЛ (вторая половина XIII века), по-видимому, он принадлежал к новгородскому боярскому роду.

Летопись сообщает о том, что Варлаам Хутынский, будучи уже «цьрнець», «постави цьрковь вънизу на Хутине… въ имя святого Спаса Преображения», в 1192 году храм освятил святой Гавриил (в схиме Григорий), архиепископ Новгородский, и «нарече манастырь» (ПСРЛ. Т. 3. С. 40). Сохранился оригинал пергаменной вкладной грамоты Варлаама Хутынского, даровавшего Хутынскому монастырю свои родовые земли, рыбные ловли, охотничьи угодья, пожни, село Слудицу с челядью и скотом (НГОМЗ. Инв. № 25982/1543). Среди первых сопостников Варлаам Хутынский был отец Варлаама (Прокшинича) Прокша Малышевич, принявший постриг в Хутынском монастыре с именем Порфирий и скончавшийся там в 1207 году, житие упоминает также некоего Феодора.

Год кончины Варлаама Хутынского указан в поздних новгородско-софийских летописях и поздних редакциях жития. Одни летописи (некоторые списки Новгородской IV, Софийская I, Новгородская Карамзиновская), возможно под влиянием более ранних источников, пишут о преставлении святого в 1193 году, др.- в 1197 году (некоторые списки Новгородской IV) или 1243 году (Новгородская II, Новгородская III, а также некоторые списки жития). Последняя дата ошибочна, поскольку относится к другому иноку Хутынского монастыря — Варлааму (Вячеславу Прокшиничу), которого поздние новгородские источники часто путают с основателем монастыря. А.А. Зализняк и В.Л. Янин, основываясь на сообщении жития о том, что чин отпевания Варлаам Хутынский совершил святого Антоний (Добрыня Ядрейкович), относят преставление Варлаам Хутынский ко времени после 1208/1209 года, когда, по свидетельству летописей, Добрыня Ядрейкович принял постриг в Хутынском монастыре. Эта точка зрения представляется недостаточно обоснованной, поскольку данные жития Варлаам Хутынский ненадежны. День кончины преподобного, 6 ноября (без указания года), приведен в житии первой (Проложной) редакции (по классификации Дмитриева).

Местное почитание Варлаам Хутынский отмечается уже в XIII веке (по-видимому, тогда была создана первая редакция жития), в началу XV века возникла вторая редакция, дополненная рассказом о чудесах, совершавшихся при гробнице святого. В 1410 году по молитвам к Варлаам Хутынский исцелился князь Константин Дмитриевич, младший брат великого князя Василия I. В первом десятилетии XV века на печати игумена Хутынского монастыря появилось поясное изображение Варлаама Хутынского. В 1410 году в расположенном поблизости от Хутынской обители Лисицком во имя Рождества Богородицы мужском монастыре была построена надвратная церковь во имя Варлаам Хутынский, в 1445 году каменный храм с таким же посвящением появился в Хутынском монастыре. В 1440 году при Новгородском архиепископстве святого Евфимии II были освидетельствованы мощи Варлаам Хутынский, оставленные под спудом. По инициативе святого Евфимия Пахомий Логофет (Серб) составил новую переработку жития Варлаам Хутынский, дополнил его литературным вступлением и рассказом о 4 чудесных исцелениях, совершившихся по молитвам к святому. Пахомий написал также Похвальное слово и канон Варлаам Хутынский Пахомиевская редакция жития вместе с первой (Проложной) редакцией вошла в состав Великих Миней-Четий митрополита святого Макария. В Четьях-Минеях митрополита святого Димитрия (Туптало) использована Проложная редакция, дополненная описанием чудес из текста Пахомия.

После того как в 1460 году у гроба Варлаама Хутынского был воскрешен из мертвых постельничий великого князя Василия II Васильевича — Григорий Тумгень, почитание Варлаам Хутынский вышло за пределы Новгорода, о чем свидетельствует устройство в 1461 году в московской церкви Иоанна Предтечи престола во имя преподобного. В 1471 году великий князь Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород и побывал в Хутынском монастыре. Согласно Распространенной редакции жития Варлаам Хутынский (1526 год), когда Иоанн III приказал игумену Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася» и князь выбежал из собора, бросив свой посох (в XIX веке его показывали в монастыре).

Благоговейным почитателем памяти Варлаама Хутынского был великий князь Василий III Иоаннович, принявший перед смертью схиму с именем Варлаам. По повелению великого князя в 1515 году на месте разобранного Спасо-Преображенского храма (XII век) в Хутынском монастыре был построен новый собор. Летописи сообщают о чуде, совершившемся в правление Василия III по молитвам Варлаам Хутынский и преподобного Сергия Радонежского. Во время нападения в 1521 году крымского хана Магмет-Гирея на Москву инокине кремлевского Вознесенского монастыря было видение: Московские святители хотели изнести из Кремля Владимирскую икону Богоматери, но были умолены преподобными Сергием Радонежским и Варлаам Хутынский, и святыня была возвращена, Москва избавилась от разорения (ПСРЛ. СПб., 1913 год Т. 21. Ч. 2. С. 600-602). Житие Варлаам Хутынский рассказывает о его явлении Василию III, святой попросил великого князя прислать в несколько новгородских монастырей достойных настоятелей, что и было исполнено. В 1533 году перед ракой преподобного сама собой зажглась свеча, воск от нее был послан великому князю.

Во второй четверти XVI века были созданы две новые редакции жития Варлаам Хутынский: Распространенная (1526 год), которая представляет собой свод сообщений о преподобном, собранных из прежних редакций жития, летописей, преданий, записей о чудесах и рассказов иноков Хутынского мон-ря, а также Особая (между 1526 и 1553 годами), с изложением дополнительных сведений, новых имен и фактов, в том числе малодостоверных (признание преподобного Антония Дымского преемником Варлаам Хутынский, преставление святого отнесено к 1243 году и др.). Известны и более поздние переработки жития, в частности созданная в начале XVIII века. Иоанникием и Софронием Лихудами (один из списков данной редакции, не включенный в реестр Дмитриева, хранится в ОПИ НГОМЗ (КП № 30056-212. Кр. 247)). В 1645 году братия Хутынского монастыря поставила деревянную часовню в Неревском конце Новгорода на улице Досланы при пересечении ее с Яковлевой, на месте, где, по преданию, стояла усадьба родителей Варлаама Хутынского 6 ноября, в день памяти святого, по свидетельству чиновника Софийского собора XVII века, в Хутынском монастыре совершалась архиерейская служба, богомольцам раздавали хлеб и медные монеты.

К Варлааму Хутынскому с усиленной молитвой обращались во время природных катаклизмов, так как считается, что преподобный имеет особую власть над природными явлениями. Подтверждением этому служит рассказ жития о предсказании святым выпадения снега на праздник апостолов Петра и Павла (12 июля); до начала 20-х годов XX века в память об этом чуде в первую пятницу Петрова поста в Хутынский монастырь устраивался крестный ход. В 1505 году Варлаам Хутынский явился хутынскому пономарю Тарасию и предупредил о том, что Новгороду угрожает опасность из-за разлива озера Ильмень. Преподобный умолил Богородицу избавить город от наводнения, для наказания горожан за грехи на них была послана «казнь… с милостию» — мор, когда погибли грешники, а праведники были спасены ангелами. Преподобный предсказал также Тарасию пожар в городе через 3 года после мора. (Видение пономаря Тарасия описано в Распространенной редакции жития Варлаам Хутынский, в Особой редакции пономарь назван Прохором; эпидемия и пожар в Новгороде отмечены в летописях под 1505-1508 годами).

Мощи святого по-прежнему почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря. Первая рака над гробом преподобного была, по-видимому, деревянной (в 1540 году, как сообщает летопись, «чудотворцев гроб огоре»). Гробница пострадала при захвате монастыря шведами: с нее сняли 139 гривенок серебра и жемчуг. В 1639 году устроили серебряную раку, украшенную басменным тиснением, в 1851 году ее заменили новой серебряной ракой, которая была изъята из монастыря в 1922 году и отправлена на переплавку. До 20-х годах ХХ века в монастырской ризнице хранились принадлежавшие, по преданию, Варлаам Хутынский риза, стихарь, поручи (ныне в НГОМЗ. Инв. № 1624), крест, епитрахиль.

К 2003 году в Хутынском монастыре восстановлен трапезный храм во имя Варлаам Хутынский, в Преображенском соборе устроена новая серебряная рака над мощами преподобного. На горке, где, по преданию, стояла келья святого, построена деревянная часовня, над колодцем, изрытым Варлаам Хутынский, поставлена сень. 6 (19) ноября и во вторую пятницу Петрова поста вокруг монастыря совершаются крестные ходы.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх