Помост

Вопросы веры

Терапевтические сказки для детей

Терапевтические сказки для детей, проявляющих агрессию

5 правил сказкотерапии:

1. Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.

2. Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.

3. Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.

4. Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.

5. Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.

Сказки для агрессивных детей

1. Маленький медвежонок

Для детей 4-6 лет.

Рассматривает проблему: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.

Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.

Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. “Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать”,- так думал Медвежонок.

Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.

— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,- сказала Белочка.

— Но посмотрите,- закричал Зайчик,- он сжал кулаки и собирается с нами драться!

Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: “Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться”.

— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,- закричали зверята.- Мы будем защищать себя!

И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.

— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,- сказали зверята.- Мы думали, ты наш новый друг, а ты!.- закричали они.

— Мы не будем с тобой дружить!

И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. “Что же мне делать, как подружиться со зверушками?”- думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.

“Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!”- решил Медвежонок.

На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: “Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть Драчуном!”. И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

Обсуждение:

Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Так ли это было на самом деле?

Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Из-за чего они так подумали?

Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы ты еще ему посоветовал сам?

2. Крокодильчик (сказки для детей, проявляющих словесную агрессию)

Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик.

Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.

Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов.

Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб.

Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы.

С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.

3. Заяц с рюкзаком

Итак, в магазин поступила новая партия игрушек, среди которых было несколько кукол, пушистый котенок, динозаврик, маленькие тролли в разноцветных штанишках, большая розовая пантера и два зайчика: один — с бантом на шее, другой с рюкзаком за спиной.

Когда стрелки часов приблизились к двенадцати, заяц снял рюкзак.

— Ну все, хватит с меня, завтра твоя очередь держать на спине эту тяжесть, — сказал он зайчику.

— Моя? Почему?

— Потому что я так сказал и давай без вопросов. Сказано- сделано.

— Но я же не виноват, что тебе надели рюкзак, а мне — бант.

— Вот и поменяемся. Это будет справедливо.

— Какая же это справедливость? — обиделся зайчик. — Ты в два раза больше и сильнее меня.

— А я, вот, сейчас схвачу тебя за ухо, да дерну больно. Тогда увидим, кто из нас прав.

— Не ссорьтесь, — вступил в разговор тролль в синих штанишках.

— Ты — не прав, — обратился он к зайцу с рюкзаком.

— Кто ты такой, чтоб мне указывать?!

— Я — игрушка, такая же, как и ты, но в мои обязанности входит еще и следить за порядком.

— Тебе только покупателей отпугивать, а не за порядком следить, — засмеялся заяц. — Я таких страшненьких игрушек никогда и не видел.

— Может быть мы и страшненькие, но дети нас любят, — заступился за друга тролль.

— Ой, еще один уродец, откуда вы такие? С полки спрыгнули остальные тролли.

— Ну ты, длинноухий, хочешь неприятностей? Сейчас ты их получишь.

— Испугать меня решили? Попробуйте, если допрыгнете. С таким ростом вам только с муравьями бороться.

— Друзья мои, успокойтесь, — вмешался динозаврик. — Не стоит портить себе настроение из-за какого-то рюкзака.

— А это, что еще за чучело? — усмехнулся заяц. — Без тебя разберемся.

— Ой, какой грубый, а с виду такой симпатичный, — вздохнул котик. Заяц пнул его в бок:

— Не лезь, куда не просят, — и, бросив в троллей рюкзак, добавил, — всех касается! Динозаврик спустился с полки.

— Ладно, не хочешь по-хорошему, поговорим по-плохому. Куклы закрыли глаза:

— Ой, что сейчас будет.

— Не надо, динозаврик, — закричал зайчик с бантиком. — Я надену рюкзак, только не деритесь.

— Вот уж нет! Я этого грубияна проучу.

— Остановись, — попросил тролль динозаврика. — Неужели мы будем уподобляться этому задире и все решать, пуская в ход кулаки?

— Он ударил моего друга.

— Ударил, значит, извинится и никогда больше этого не сделает. Правда,заяц?

— Какая трогательная речь, — усмехнулся заяц.- Делать мне больше нечего.

— Не вынуждай нас. Со всеми тебе одному не справиться.

— Кот получил по заслугам. В следующий раз не будет вмешиваться, когда его не спрашивают. И не надо меня пугать. Я еще, когда на фабрике жил, был самым смелым. Все игрушки меня боялись и уважали.

— Уважали? — удивился динозаврик, — интересно, за что?

— За силу. Мне подчинялись даже те, кто был в несколько раз больше. Динозаврик рассмеялся:

— И это ты называешь уважением? Правильно в пословице говорится: «Сила есть, ума не надо». Заяц толкнул динозаврика и тот упал на пол, сильно ударившись головой.

— Вот и у тебя ума поменьше будет. Кто следующий?

Одна из кукол подбежала к динозаврику, а тролли яростно налетели на зайца, но от одного взмаха его лапы, разлетелись в разные стороны. Куклы в страхе попрятались, а та, которая помогала динозаврику встать, в отчаянии закричала:

— Что ж ты такой злой?! Тебя же никто не обижает! Заяц довольно потер лапы:

— Еще бы! Обижать всех — это мое право.

— Ни у кого нет права делать другим больно.

— У меня есть, потому что я — самый сильный.

— Но обижать тех, кто слабее — жестоко.

— За волосы тебя оттаскать, что ли, — задумчиво произнес заяц.

— Я тебе не сделала ничего плохого.

— Ну и что. Мне просто скучно, — сказал заяц, приближаясь к кукле, но котенок преградил ему дорогу.

— Опять ты? — протянул заяц. — Мало получил? Сейчас добавлю. И ударил котика так, что из него полетели клочья ваты.

— Ну ты! Бандит! — крикнул зайчик с бантом. — Попробуй лучше сразиться со мной.

— С тобой? Нашел с кем тягаться. На тебя достаточно дунуть, чтоб ты упал. И, взяв зайчика за хвост, забросил его на верхнюю полку. Потом подошел к кукле и схватил ее за волосы.

— Не трогай ее, — попросил поднявшийся тролль, — она же кукла.

— И что с того? — спросил заяц, но куклу все-таки отпустил. Вытирая слезы, она достала иголку и стала зашивать котенка.

— Ты думаешь, что кулаками чего-нибудь добьешься? — продолжал тролль.

— Уже добился. Вы меня боитесь, а это главное.

— Нет, главного у тебя никогда не будет.

— Чего же?

— Друзей.

— Это вроде тебя, что ли? Больно надо. Обойдусь. Мне и одному хорошо.

Наступило утро. В магазин вошли продавцы, а чуть позже — дети с родителями. Маленькой девочке папа с мамой подарили котика, мальчику — динозаврика. И еще,- за день раскупили всех кукол.

Ночью тролль в красных штанишках обратился к игрушкам с торжественной речью:

— Друзья мои, я целый день наблюдал за детьми и мне открылась одна тайна.

— Тайна? Какая? Расскажи, — оживились игрушки.

— Ни для кого из вас нет секрета в том, что мы все хотим поскорее стать подарками для детишек. Мы ждем этого момента с трепетом и каждое утро думаем:

«Вот сегодня-то я обязательно кому-нибудь понравлюсь и у меня появится друг». Но проходят дни, а кроме кукол никого не покупают. И, знаете, почему?

— Почему?

— Причина в зайце. Это он делает нас непривлекательными. Посмотрите, какими злыми становятся наши лица, когда мы ругаемся и деремся. Целый день мы только и думаем о том, как побороть зайца. Все эти мысли отражаются на наших лицах. Разве можем мы в эту минуту кому-нибудь понравиться? Разве захочет с нами хоть кто-нибудь играть? Я вчера разговаривал с котиком и динозавром. Хотел договориться с ними, как можно отомстить зайцу, но они сказали, что хоть он и обидел их, вовсе не сердятся, а, наоборот, жалеют его. Потому что он одинок. И сегодня их купили.

— Я понял, — сказал тролль в желтых штанишках, — до тех пор, пока в голове у нас будет место гневу, грубости, желанию подраться, дети будут проходить мимо нас. Услышав последнюю фразу, только что проснувшийся заяц, рассмеялся:

— В жизни не слышал более глупых слов. Игрушки никак не отреагировали на это замечание и занялись своими делами.

— Что это вы, сегодня, такие молчаливые? Не поучаете меня? Или боитесь моих кулаков? Никто не хочет подраться?

Розовая пантера, молчавшая все то время, что шли споры и драки с зайцем, и незаметно дремавшая на верхней полке так, что про нее все забыли, лениво потянулась и зевнула:

— Эй ты, забияка! Хочешь угодить в мусорное ведро?

— А это еще кто там мяукает? — поинтересовался заяц.

Плавным прыжком пантера слетела с полки и, схватив зайца за уши, посадила в ведро и, закрыв крышкой, прыгнула обратно. Заяц стал кричать и стучать:

— Выпустите меня! Выпустите! Здесь грязно, темно.

— Тебе там и место, а завтра вместе с мусором будешь выброшен, — зевая сказала пантера и снова уснула.

— Ну, погодите! Стоит мне только выбраться отсюда, я вам покажу!

Без зайца игрушкам стало легко и свободно. Они дружно провели время, вместе играли, смеялись. Тролли почистили свои штанишки, готовясь к утру, зайчик погладил бантик, но, когда настало время для открытия магазина, тролли выпустили зайца из ведра. Никто не знает, о чем он думал всю ночь, сидя в ведре, о чем разговаривал с троллями. Не известно ничего из того, что произошло с зайцем. Но в следующую ночь ом надел рюкзак и больше никого не обижал.

Как ты думаешь, что произошло с зайцем за ночь?

4. Львенок в школе

В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

Пришло время младшему львенку идти в школу.

— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.

С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?»

Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный».

Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».

Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата:

— Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя? Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:

— Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

— Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.

Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:

— Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко:

— Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.

Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным».

Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда царская сила?»

С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.

— Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок отца.

Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:

— Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата.

5. Могучий дуб и маленький кабанчик

На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.

На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.

Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди.

И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.

Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына:

«Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созре ют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!»

Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая- пребольшая рана.

Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.

Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и… не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.

«Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? — спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. — Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может…»

И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.

— Кто посмел тебя так поранить? — спросил он у дуба.

— Это следы твоих копытец, — грустно вздохнул дуб.- Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.

— Почему? — огорчился кабанчик.

— Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, — ответило дерево.

Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто- часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал:

«Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»

Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:

— Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

— Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, — ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.

— Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, — прострекотала сорока и полетела прочь.

— Что приговариваешь? — вдогонку закричал кабанчик.

— Какие слова?

— Волшебные… — раздался в далеке голос улетающей птицы. В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой. Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой, бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать:

«Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста…»

И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют, это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.

В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.

Психотерапевтические сказки для детей 6-10 лет

Психолог Наталья Сазаненок Опубликовано 11 Ноябрь 2012

Сказка «Две звезды»

( для детей 9-10 лет; проблема: соперничество между двумя лидерами в классе)

Наверное, каждый из вас, мои дорогие друзья, любовался звездным небом в ясную лунную ночь. Но, думаю, не каждый знает, что среди тысяч миллионов горящих звездочек есть две – с которыми не так давно произошла одна необычная история.

Так вот. Это были две звезды-соседки: одна горела ярким желтым светом, другая – ярко-красным. Их так и называли: Ярко-жёлтая и Ярко-красная. И хотя звёзды жили почти рядом – они практически не общались между собой. Может быть потому, что обе были удивительно красивы, и каждая считала ниже своего достоинства первой заговорить с соседкой. А может быть потому, что каждая звезда была очень уж занята своим делом. Хотя дело-то у них было почти общее: освещать планету Жизни и согревать ее обитателей. Вот только Ярко-желтая звезда освещала левую часть планеты, а Ярко-красная – правую. И всё было бы ничего. Но вот однажды прямо на границе левой и правой части планеты вырос красивый благоухающий нежнейшим ароматом цветок. Звёзды не могли не заметить его. И одна, и вторая звезда захотели согреть и приласкать цветок своими лучами. И вот их лучи скрестились над цветком.

— Послушай, я первая увидела цветок, и значит он мой! – сказала Ярко-жёлтая звезда.

— Ну уж нет! Это я первая его заметила, да и смотрит он в мою сторону – значит цветок принадлежит мне! – рассерженно возразила Ярко-красная звезда.

— Я лучше смогу его согреть! – уже почти кричала Ярко-жёлтая.

— Нет, я! – гневно отзывалась Ярко-красная. Ни одна из звёзд не хотела уступать другой.

— Сейчас я тебе покажу, на что я способна! — Ярко-жёлтая звезда собрала всю свою энергию и злость и засветила в тысячу раз ярче обычного.

— Ты не знаешь, на что способна я! – Ярко-красная звезда, вся багровая от гнева, собрала все свои силы и направила жгучие лучи на звезду-соседку, стараясь заслепить её своим светом.

Соревнуясь в своем превосходстве, поддавшись злобе и гневу, звезды совсем забыли о цветке, о растениях и животных на планете Жизни. А те изнемогали от палящих звездных лучей: еще немного – и всёуничтожающий пожар охватит планету!

— Остановитесь! – прогремел вдруг на всё небо чей-то голос. Это Месяц – предводитель звёзд вовремя оказался рядом. – Опомнитесь!

И тут только две звезды, умерив свою энергию, вспомнили, из-за чего вышла ссора. Обратив свои взоры на цветок, звёзды не сразу увидели его: когда-то нежный трепетный бутончик и стройный стебелек с листочками распластались на земле. Цветок погибал от жары, впрочем, как и всё вокруг.

Слёзы раскаяния и горечи пришли на смену лучистому свету. Звёзды беспомощно рыдали – теперь свети сколько хочешь, только кому он нужен – твой свет? Звёздные слёзы потоками лились на планету Жизни. И потихоньку она стала оживать. Распрямил стебелёк, поднял головку и цветочек.

— Ну что ж, я думаю, вы поняли свою ошибку, – обратился к звёздам Месяц. Даже не будучи подругами, вы должны уметь спокойно решать все споры. Помните – ещё одна такая ссора – и погибнет не только планета Жизни, но и вы потеряете всю свою силу и красоту и превратитесь просто в холодные камни.

— А что же нам делать с цветочком, как его делить? – спросила у Месяца Ярко-красная звезда.

(Вопрос детям: «Как вы думаете, что посоветовал Месяц звёздам?»- предположения ребят)

— Попробуйте договориться, — ответил Месяц и поплыл дальше осматривать свои владения.

— Давай сделаем так, – предложила Ярко-жёлтая звезда, — я буду согревать цветок до обеда, а ты – после.

— Хорошо, пусть будет так, — согласилась Ярко-красная звезда.

Две звезды так и не стали близкими подругами, но живут сейчас без ссор. И каждая знает: рядом с ней – самой красивой и яркой – светит точно такая же – яркая и красивая звезда. Ну что ж – и пусть светит!

Наталья Рыженкова

Самое главное

(для детей 6-9 лет; проблема развода в семье)

— Добрый день, мой маленький друг! Как, ты не знаешь, кто я? Тогда догадайся! У меня рыжая шерстка и красивый пушистый хвостик. Я живу в лесу, в дупле старого, раскидистого дуба. Больше всего на свете я люблю щелкать лесные орешки и прыгать по деревьям. Догадался? Ну, конечное, это я – бельчонок Тимка! Я вижу, что ты часто грустишь в последнее время, и поэтому решил рассказать тебе свою историю. Итак…

В дупле старого раскидистого дуба жил да был бельчонок Тимка (то есть — я). Жил он, конечно, не один, а с мамой и папой. Днем мама и папа много трудились: собирали орешки и грибы, готовили запасы на зиму. Бельчонок же в это время вместе с другими малышами-зверюшками учился разным лесным премудростям у тетушки Совы. Зато по вечерам вся беличья семья собиралась вместе. Мама, папа и Тимка очень любили играть в игру «самый меткий»: каждый своим хвостиком старался забросить в лунку как можно больше шишек. Да, веселое было время!

Но потом… Бельчонок стал замечать, что родители часто ссорятся, папа возвращается домой все позже, а иногда и вовсе не бывает дома по нескольку дней. Мама-белка грустила и говорила, что папа просто собирает орешки очень далеко, в соседнем лесу, и не успевает вернуться домой вовремя. Тимка тоже стал грустить, ведь теперь по вечерам не было ни игр, ни веселья. А в один из вечеров мама позвала его к себе и сказала: «Сынок, мы с папой больше не будем жить вместе. Нам очень трудно стало понимать друг друга – так бывает у взрослых. Мы с тобой будем жить здесь, а папа будет жить в соседнем лесу. Но в любое время, когда захочешь, ты сможешь видеться с ним. Помни, мы очень любим тебя – и я, и папа.»

После этого разговора Тимка долго не мог уснуть. «Наверное, это я виноват во всем: плохо стараюсь в школе, проказничаю – поэтому папа рассердился на меня и решил переселиться в другой лес», — такие мысли не давали покоя бельчонку. И на следующий день, когда только появился папа, Тимка бросился к нему и, плача, стал просить: «Папа, я буду хорошо-хорошо учиться, буду послушным – только не сердись на меня и не бросай нас с мамой!» Папа тяжело вздохнул, крепко прижал к себе сынишку и сказал: «Сынок, я очень люблю тебя – и послушного и непослушного. В том, что мы с мамой решили жить раздельно, твоей вины нет никакой. Я не бросаю тебя. Я был, есть и буду твоим папой, и как прежде буду заботиться о тебе. Прости нас с мамой, сынок. Когда вырастешь, я думаю, ты все поймешь».

Теперь бельчонок засыпал с мыслью: «И что за странные эти взрослые. Как у них все запутанно. И как хочется побыстрее вырасти, чтобы хоть чуточку их понять.»

— Вот такая история произошла в моей семье, дружок. Она ведь очень похожа на твою, правда? С тех пор прошло уже несколько месяцев. Мне все еще немножко грустно, что мои родители живут раздельно. Но я все равно их люблю, а они любят меня. И это – самое главное! Помни об этом и ты, малыш!

Наталья Рыженкова

Сказка «Урок чтения»

(для детей 6-8 лет с проблемами речевого развития, неуверенностью в себе)

Этот учебный день в школе зверюшек начался как обычно. Первым уроком у первоклассников была математика. А вторым – чтение. К этому уроку зверятам-первоклассникам задали выучить наизусть стихотворение. Львёнок немножко волновался. Нет, он выучил очень красивое стихотворение и знал, что сможет рассказать его очень выразительно . Но… Дело в том, что Львёнок так и не научился выговаривать звук «р», и ребята-зверята иногда поддевали его: «Что ж ты за Лев, если даже рычать не умеешь!» Вот и сейчас малыш побаивался, что его одноклассники ( а что если и учитель?!) начнут смеяться над ним.

Начался урок . Первой стихотворение рассказывала Белочка. Она очень торопилась и у неё не очень красиво получилось.Потом учитель вызвал Медвежонка. А третьим — попросил рассказать стихотворение Львёнка. Он стал рассказывать стихотворение и чувствовал себя не очень уверенно. И когда несколько раз вместо звука «р» произнес «л», за спиной услышал смех – кто-то смеялся над ним.

Львёнок очень расстроился и не смог рассказать стихотворение до конца. Он сел за парту и закрыл голову лапками. Тогда учитель обратился к зверятам-первоклассникам: «Ребята, мы все приходим в школу учиться. И все мы такие разные! И это здорово! Кому-то сложно дается письмо, зато он прекрасно решает задачки. Кто-то не умеет быстро бегать, а вот стихи рассказывает просто замечательно. А кто-то заикается, но лучше его никто из ребят не нарисует. У нас у каждого есть свои особенности. У кого-то они заметны сразу: вот Львёнку, например, пока трудно выговаривать звук «р», но вы обратили внимание, какие у него «золотые руки» — поделки у Львёнка одни из лучших. К тому же он очень добрый, всегда придет на помощь. Так над чем же здесь смеяться?

А ты, Львёнок, не переживай. Знаешь ли ты, что у такого великого полководца как Юлий Цезарь, тоже были проблемы с речью – он заикался. Но это ничуть не помешало ему завоевать полмира! Т.е. эта его небольшая особенность просто не замечалась за другими его качествами: умом, целеустремленностью, смелостью. Вот так-то.»

На следующем уроке чтения Львенок подошёл к учителю и попросил: «Можно я расскажу сегодня свое стихотворение до конца?» Учитель конечное же согласился.

«Я смогу, у меня получится», — сказал себе Львёнок, и рассказал все стихотворение до конца – очень красиво и выразительно. Кто-то попытался хихикнуть, но Львёнок не обратил на это никакого внимания.

«Звук «р» — это моя особенность. Зато я умный, настойчивый и смелый, и никогда не смеюсь над слабостями других» , — так успокоил себя Львенок.

«Ты – молодец!» — сказал в конце урока учитель Львёнку. А все ребята захлопали.

Наталья Рыженкова

Про Чебурашку

(для детей 6-8 лет; ребенок боится темноты)

Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее. Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тре­вогу; ему показалось, что в спальне кто-то есть. Этот «кто-то» скрывается в темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от него или предлагать дружбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так и не решился войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно Чебурашке не избежать насмешек. Раз­мышляя таким образом, Чебурашка вновь попробовал войти в спальню. Теперь этот «кто-то» даже чем-то потрескивал в ком­нате. Стало еще страшнее. «Надо покрепче закрыть дверь в спальню и срочно звонить Гене. Неважно, будут надо мной сме­яться или нет», — подумал Чебурашка.

«Алло», — ответил на другом конце провода Крокодил Гена.

«Гена, мне срочно нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую, как она тикает».

«Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят боль­шие часы с кукушкой — они и тикают». «Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно что-то опасное. Приезжай скорее».

— Как хорошо, что ты приехал! — воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу Гене.

Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо. Ничего не тикало и не потрескивало. Но имен­но это и настораживало. Особенно Чебурашку. Скоро его насто­роженность и тревога начали передаваться и Гене.

«Что за глупости, — подумал он, — я начинаю бояться как в далеком детстве».

И тут Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно захо­дить в неосвещенные комнаты.

— Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое было.

— Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?!

— Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в неосвещенных комнатах, таких как твоя спаль­ня, обитают незнакомые мне существа. Я не знал, злые они или добрые, навредят они мне или, наоборот, будут помогать. Я ни­чего про них не знал, не мог их толком разглядеть, и мне ничего не оставалось, как их бояться. Ведь всем известно, что если ты чего-то или кого-то не знаешь, то ты начинаешь бояться.

— Знаешь, Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими друзьями, они давно бы вышли на свет, или как-то дали о себе знать.

— Дорогой Чебурашка, они, может, и стали бы нашими дру­зьями, если бы действительно существовали.

— Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? — вос­кликнул Чебурашка.

— Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде свет, мне казалось, что никаких посто­ронних звуков нет. И мне совсем не было страшно. Страх прихо­дил только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти су­щества, если они, конечно, есть на самом деле, сами боятся!

— Чего же?!

— Боятся света. Но, — продолжал Гена, — когда я стал бо­лее внимательно прислушиваться к звукам в доме, полном све­та, то обнаружил, что все эти звуки есть!

— Ой, — прошептал Чебурашка, — значит, эти существа все-таки не боятся света.

— Не волнуйся, Чебурашка, — Гена улыбнулся и ласково об­нял друга за плечи, — оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом ведь тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые он издает, очень тихие. Когда мы чем-то заняты, или разговари­ваем, мы издаем звуки громкие. Поэтому нам сложно услышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает — не слышно машин на улице, выключен радиоприемник, спят соседи, мы мо­жем слышать, как поскрипывает пол, ветер гудит за окном, ти­хий ход часов. Дом, в котором мы живем, начинает рассказы­вать нам свои сказки.

— Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спаль­ню! — воскликнул Чебурашка.

— Когда чего-то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься. Придумываешь себе и бомбы, которые подло­жила Шапокляк, и чудовищ.

— Чебурашка смутился — теперь его выдумка о бомбе каза­лась смешной.

— Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые рассказывает мне мой дом. Его звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путе­шествиях.

— Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые рас­сказывает мне мой дом, нужно еще войти в темную спальню, найти включатель и включить свет…

— Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраня­ет, — задумчиво сказал Крокодил Гена. — Тогда я раскрою один волшебный секрет: когда входишь в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: «Охраняй, Волшебный Круг. Мне знакомо все вокруг!»

— Спасибо тебе, дорогой Гена! А почему ты мне сразу не сказал про волшебный круг и заклинание?

— Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх толь­ко на время. Тебе было бы не до того, чтобы слушать сказки своего дома. Потратив силы на борьбу со страхом, ты не узнал бы, как много интересного происходит в это время ря­дом с тобой.

Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка сов­сем по-новому оглядел свой дом. Он погладил рукой стены, двери.

«Неужели, вы каждую ночь рассказываете мне сказки! Ко­нечно же, вы ждете меня, когда я гуляю с друзьями и учусь. Согреваете меня, когда холодно. Пробуете со мной разговари­вать, издавая звуки. А я, не зная этого, боялся. Спасибо вам». И Чебурашке показалось, что пол благодарно скрипнул.

На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка на­чертил Волшебный Круг и произнес заклинание. Правда, делая это, он уже совсем не чувствовал страха. Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые потом превращались в удивительные и прекрасные сны…

Татьяна Зинькевич-Евстигнеева

Сказка про Медвежонка

(для детей 6-8 лет; проблема ревности старшего ребенка к младшему)

В одном сказочном лесу жила-была семья медведей: Папа-медведь, Мама-медведица и маленький Медвежонок. Жили они дружно. Ходили за вкусными ягодами, дружили с лесными пче­лами и те делились с ними лесным медом, загорали на солныш­ке, купались в речке, — словом, все делали вместе.

И вот однажды Мама-медведица сообщила всем радостную новость — скоро в семействе медведей будет пополнение. Дей­ствительно, Медвежонок замечал, как мамин живот рос день ото дня. Ему было очень любопытно, кто же родится?

Вот, наконец, настал счастливый день. Все поздравляли Маму, и Папу, и его. Правда, Сестренка медвежонка оказалась совсем не такой, какой он ее себе представлял. Но самое не­приятное было то, что она постоянно требовала к себе внима­ния. Особенно Мамы.

Жизнь в семье медведей изменилась. Теперь уже за ягода­ми и медом редко ходили все вместе. Уходя, Папа и Мама ос­тавляли Медвежонка присматривать за сестрой. Нельзя сказать, что это ему особенно не нравилось или было трудно. Просто было очень-очень обидно, когда, приходя домой, родители первым делом бежали к сестренке, беспокоились о ней, расспрашива­ли: «Как она?» Когда вся семья была в сборе, играли с малыш­кой, а не с ним.

«А я, что же, больше им не нужен?» — спрашивал себя Мед­вежонок. И так ему становилось горько, что хотелось даже уйти из дома.

И однажды так и случилось. Медвежонок шел по лесной до­рожке и думал о том, как несправедливы к нему Папа и Мама. Ему хотелось их чем-то наказать: «Вот когда я умру, они поймут, кого потеряли, но будет поздно!» От этих мыслей слезы навер­нулись на глаза, так Медвежонку стало жаль себя.

Шел-шел Медвежонок и пришел к домику зайцев. В их се­мье тоже было пополнение. Медвежонок наблюдал, как стар­шие братья с удовольствием учат маленьких зайчат грызть мор­ковку. «Что с них возьмешь, — зайцы!» — продумал Медвежо­нок и пошел дальше.

Вскоре тропинка привела его к семейству лис. Старший ли­сенок с любовью укачивал свою маленькую сестру. Странно, по­хоже он совсем не испытывал тех чувств, что Медвежонок. «Где ему меня понять, — подумал Медвежонок. — Что с них взять, — лисы!» И наш герой, махнув рукой, пошел прочь.

Неподалеку стоял дом семейства волков. И Медвежонок ви­дел, как старший волчонок весело кувыркался с младшим, учил его охотится. «Да он притворяется, что ему нравится играть с младшим братом!» — подумал Медвежонок и пошел дальше.

Стемнело, стал накрапывать дождик, Медвежонок проголо­дался, чувствовал себя одиноким и усталым, ему очень хоте­лось домой. Но вернуться он не мог.

Как ты думаешь, почему?

Ноги привели Медвежонка к старому дубу, в ветвях которого находился домик Мудрой Совы.

— Ух, — удивилась Сова, — что ты делаешь здесь в поздний час, Медвежонок?

— Да ничего, просто гуляю и все! Я — самостоятельный.

— Это верно, — согласилась Сова, — слышала я от Сороки, что Мама с Папой разыскивают тебя по всему лесу.

— Да это они просто перед сном с сестренкой гуляют! — ответил Медвежонок.

— Э-э-э, видно ты в обиде на родителей? — догадалась Сова.

— Да нет, просто… — Медвежонок не знал что сказать.

— Просто, да непросто… — глубокомысленно изрекла Сова и, помолчав, добавила:

— Похоже, мне придется открыть тебе один секрет… правда, я обещала Папе-медведю никому не рас­сказывать…

— Что это за секрет?

— Дело в том, что вскоре после того как ты родился, ко мне приходил Папа-медведь. Он был очень расстроен тем, что его жена-медведица больше его не любит. «Теперь у нее есть сын, а я ей совсем не нужен», — так говорил он…

— Не может быть! — воскликнул Медвежонок. — Папа так не мог говорить!

— Ты почему так думаешь?

— Но не мог же он чувствовать то же, что и я!

— А разве ты чувствуешь то же самое?!

— Медвежонок опустил голову. Мудрая Сова слетела на землю и обняла его за плечи. Помолчав некоторое время, Сова сказала:

— Знаешь, когда рождаются маленькие дети, они требуют к себе очень много внимания, а жизнь семьи перестает быть преж­ней. В маленькое существо нужно вложить много любви, терпе­ния и добра, прежде чем оно вырастет. Поэтому все внимание членов семьи отдается малышу. А некоторые, забыв или не зная об этом, могут чувствовать себя обиженными, ненужными и не­любимыми…

— Так значит я покинул родителей в то время, когда они во мне особенно нуждались?! Мне так стыдно.

— Чувства, которые руководили тобой, может испытать каж­дый. Иногда не просто увидеть любовь, если тебе уделяют немно­го внимания. Иди скорей домой, тебя там ждут и очень любят…

Медвежонок побежал по тропинке, ведущей к дому. А Муд­рая Сова еще долго смотрела ему вслед.

Как ты думаешь, о чем она думала?

Татьяна Зинькевич-Евстигнеева

Терапевтические сказки для детей, имеющих страхи

5 правил сказкотерапии:

1. Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.

2. Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.

3. Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.

4. Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.

5. Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.

Сказки для боязливых детей

1. Серое ухо

Для детей 4-7 лет.

Рассматривает проблему: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.

В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.

Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок — Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть – пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.

Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал. Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет – он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное: у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет…

Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест… Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища., и стал дожидаться своей смерти.

Так прошло некоторое время и… ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе: “Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?”. Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище. И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки – всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга – доброго Дуба.

Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса.

Вот такая случилась история с храбрым Зайчиком Серое ухо.

Обсуждение:

Чего боялся Зайчик?

Каким образом Зайчик увидел, что Чудовище – совсем не чудовище?

Почему теперь Зайчика называют храбрым.

2. Смелый Гномик. Сказка для детей 5-9 лет.

Для детей 5-9 лет.

Рассматривает проблему: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

В одном лесу на опушке жил маленький Гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш Гномик Бабы Яги, живущей в соседнем лесу.

И вот однажды мама попросила Гномика сходить в лес за орехами. Гномик хотел сначала попросить своего друга Тролля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Бабы Яги. Но потом решил доказать Троллю и маме, что он тоже смелый, и пошел в лес один.

Гуляя по лесу целый день, Гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это, наверное, злая Баба Яга пугает его. На дрожащих ногах он продолжал поиски. В конце концов стало совсем темно, и он выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому-то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не дерево, а избушка Бабы Яги. От испуга Гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки отворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку.

К его удивлению, Бабы Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки, и Гномик увидел ее: скрюченная, несчастная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. “Не бойся меня, — промолвила Баба Яга,- я не сделаю тебе ничего плохого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала”. Гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он оправился от испуга, ему вдруг стало очень жалко бедную, разболевшуюся Бабу Ягу и он ее спросил: “Чем я могу помочь тебе? ”

— Принеси мне, пожалуйста, из лесу, еловых веток, сосновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь.

Наутро Гномик исполнил просьбу старушки. Она была так благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехами и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой. Выходя из леса, Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: “Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что лесу не хватало добрых дел Бабы Яги. Спасибо тебе”.

Дома мама и Тролль встретили Гномика с радостью. Все вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали приключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сына и сказала: “Ты у меня самый любимый и самый смелый”.

Обсуждение:

Почему Гномик отправился в лес один?

Что бы ты сделал на месте Гномика, увидев Бабу Ягу? Помог бы ты ей?

Почему Гномик перестал бояться Бабы Яги?

3. СКАЗКА ПРО ЕЖОНКА

Для детей 5-10 лет.

Рассматривает проблему: Тревожность. Боязливость. Неспособность постоять за себя. Трудности в осознании своих поступков и их контроля.

Давным-давно (а может быть недавно) в большом лесу жила мама Ежиха. И был у нее маленький Ежонок. Он родился совсем мягонький, с очень нежным незащищенным тельцем. Мама очень любила его и оберегала от всяких опасностей и неприятностей.

Однажды утром Ежонок обнаружил, что у него выросла одна Иголка – красивая и острая. Он очень обрадовался и решил, что стал совсем взрослым, умным и самостоятельным. В этот день он упросил маму отпустить его одного погулять. Мама согласилась, но предупредила:

— Иголка – это очень важно и ответственно. Ты стал уже большим и должен помогать слабым, не бояться сильных и отвечать за свои поступки.

На прощанье мама взяла с сына слово, что он будет хорошо себя вести и помнить все домашние требования.

Ежонка долго не было дома… Вернулся он очень испуганным и расстроенным. Маме он рассказал:

— Я гулял в лесу и по дороге встретил Лису, которая гналась за Зайчиком. Я испугался и свернулся калачиком – единственной своей Иголкой навстречу опасности. Заяц укололся об мою Иголку, оступился и Лиса схватила его.

Ежонок очень расстроился, потому что понял, что помешал Зайчику спастись. Мама объяснила сыну его ошибку:

— В таких случаях надо быть смелым и уколоть врага в нос своей новенькой Иголкой.

На следующий день Ежонок вновь отправился гулять, сказав, что все помнит и больше ошибаться не будет. Вернулся он домой опять очень расстроенным:

— Я шел по лесу и увидел большого спящего волка. Вокруг него резвились и играли зайцы. Я не испугался и смело уколол Волка в нос. Он вскочил, зарычал и стал охотиться за маленькими зверушками.

— Ты совсем еще дурачок,- сказала мама.- Волк был сыт и сладко спал, никого не трогал. Ты бы тоже обошел его стороной и не трогал. А уж если ты хотел помочь, то просто предупредил бы малышей об опасности.

Совсем огорчился Ежонок, долго-долго думал. И вновь пошел на прогулку. Он вышел на поляну, где паслись Корова с теленком. Ежонок осмотрелся и увидел, что к поляне подбираются Волк, Медведь и Лиса, а Корова жует свою жвачку и ничего не видит. Ежонок закричал от испуга, свернулся калачиком и покатился на поляну.

Корова услышала шум и увидела врагов. Она застучала копытами и стала отгонять зверей. Однако маленький Теленок не понимал, что происходит. От страха он отбежал далеко от Коровы и мог стать прекрасной добычей для голодных зверей.

Ежонку было очень страшно и жалко Теленка. Тогда он бросился вперед и стал кататься вокруг Теленка, чтобы не дать ему далеко уйти и защитить его от нападающих зверей.

Звери отскакивали от него, а сам Ежонок никак не мог понять, почему. Так продолжалось, пока звери, испугавшись коровьих рогов, не убежали прочь.

Корова и Теленок были очень благодарны Ежонку и от всего сердца хвалили его. А Теленок на прощанье попробовал лизнуть маленького друга, но почему-то заплакал. Ежонок даже чуть-чуть расстроился. Дома он все рассказал маме, а мама сказала:

— Дорогой мой, ты стал совсем взрослым. Ты весь оброс иголками и теперь сможешь защитить себя и своих друзей, всех маленьких и слабых.

В этот день мама устроила большой праздник, на который пригласила много лесных жителей; были на этом праздники и Корова с Теленком. И теперь уже все узнали, что Ежонок стал совсем взрослым и что теперь никто безнаказанно не сможет обижать маленьких и беззащитных.

Обсуждение:

Почему Иголки – это важно?

Как ежик учился обращаться с Иголками?

У тебя есть свои Иголки? Умеешь ли ты с ними обращаться?

4. Мальчик и светлячок

Сказка для детей 5-11 лет.

Рассматривает проблему: Страх темноты, общая боязливость.

Я хочу рассказать тебе интересную историю про одного Мальчика. Это замечательный Мальчик, но у него была одна страшная тайна, о которой он не мог никому рассказать. Он боялся темноты. Но не просто боялся, а совершенно жутко и ужасно. Когда Мальчик хотел войти в темную комнату, внутри у него все сжималось. Его охватывал страх, он цепенел и не мог сдвинуться с места. Ему мерещились всевозможные страшилища, ведьмы, монстры, невероятные привидения. Вечером и ночью в его комнате горел ночник, потому что он не мог заснуть в темноте – ему было очень страшно.

Он боялся приближения осени и зимы, так как дни становились короче, а темнота надвигалась быстро и долго оставалась вокруг него. Ему приходилось придумывать разные предлоги и поводы, как просить маму или папу, чтобы они сходили с ним в темную комнату, когда это было необходимо. Мальчик тратил на все это очень много времени и сил. Он утомился, потому что не мог свободно и легко ходить вечером по квартире. Он устал от своей тайны, но рассказать об этом кому-либо не мог, ему было стыдно.

И вот однажды вечером, когда он лег спать, ему приснился удивительный сон, похожий на сказку. Когда засыпаешь, то закрываешь глаза и погружаешься в темноту, и тут начинается самое интересное. Прошло несколько секунд после того как Мальчик заснул, и из темноты появилась светящаяся точка, которая стала постепенно увеличиваться в размерах и сиять очень нежным голубоватым светом. Внимательно разглядывая эту точку, Мальчик узнал в ней маленького Светлячка. Светлячок был очень забавный, у него была добрая, улыбающаяся мордочка. Он весь светился нежным и теплым светом. Светлячок излучал любовь и добро. Чем внимательнее Мальчик смотрел на Светлячка, тем он становился больше. И когда можно было разглядеть его крылышки, лапки, хоботок, Мальчик услышал его тихий, нежный голосок. Светлячок обращался к Мальчику, и вот что он сказал:

— Здравствуй, я прилетел, чтобы помочь тебе разгадать твою страшную тайну, которая отнимает у тебя столько времени и сил. Я уже помог многим мальчикам и девочкам разгадать их страшные тайны.

Представь себе, что ты смотришь на себя в зеркало и видишь там свое отражение. Когда начинаешь корчить страшные рожи, ты видишь в зеркале отражение уродливых и безобразных лиц, а если будешь смотреть в зеркало с улыбкой, любовью и добром, то увидишь там отражение ласкового и доброго мальчика.

Темнота – это то же зеркало. В темноту нужно идти с радостью и улыбкой, тогда все монстры и приведения превращаются в добрых гномов, ласковых фей, нежных забавных зверюшек, которые рады тебе и готовы с тобой дружить и играть. Надо только улыбнуться и сказать: “Я хочу с вами дружить!” И все сразу же преобразится. Если вначале тебе будет трудно это сделать, я подарю свой волшебный фонарик. Он осветит дорогу в темноту, и ты спокойно сможешь входить в любые темные комнаты. Волшебный фонарик будет всегда с тобой, и храниться он будет в твоем сердце. Днем он даст тебе тепло, а ночью осветит для тебя дорогу. Чтобы фонарик начал светить, приложи ладошки к груди и почувствуй, как в них передается тепло. Как только ладошки станут теплыми, это будет означать, что волшебный фонарик уже в твоих руках и ты можешь смело входить в любую темную комнату, которая превратится в забавный, веселый, сказочный мир добрых друзей.

Ой,- спохватился Светлячок,- уже светает и мне пора улетать. Когда светло, я превращаюсь в обыкновенного маленького жучка.

Это темнота делает меня таким красивым, сказочным, загадочным. Если тебе нужно будет со мной поговорить или что-то спросить, позови меня, и я приду к тебе, но только ночью, когда темно. Ты сразу сможешь меня узнать и ни с кем не перепутаешь. До свидания и запомни: с чем ты приходишь, то и получаешь. Если это добро и любовь, то взамен ты получишь добро и любовь, если это страх и злость, то взамен ты получишь страх и злость. Пусть с тобой всегда будет любовь и добро, – крикнул Светлячок уже издалека и растаял в наступающем утре.

Мальчик проснулся очень бодрым и веселым. Весь день он ждал, когда наступит вечер и станет темно. Ему хотелось попробовать сделать то, чему его научил Светлячок. Вечером, когда стемнело, он встал на пороге темной комнаты. Сначала он улыбнулся, потом прижал ладошки к груди и почувствовал, как оттуда в руки передается тепло, и когда ладошки стали очень теплыми, он глубоко вздохнул и вошел в комнату. Все получилось так, как говорил Светлячок. Комната преобразилась. Она была полна друзей, и все страшилища разбежались. Мальчик был очень рад и сказал вслух громко-громко: “Спасибо тебе, милый, добрый Светлячок!”

Обсуждение:

Как Светлячок помог Мальчику?

Что значит “темнота – это зеркало”?

Что значит “с чем приходишь – то и получаешь”?

Чему бы ты мог научиться у Мальчика и Светлячка?

5. Сказка о ненастоящем страхе (сказка для детей, испытывающих страхи)

Жил на свете маленький тигренок Ава. Жил он со своими родителями в пещере в глубине леса. Папа добывал пищу, а мама работала в лесной школе, учила лесных жителей уму-разуму.

Однажды, когда родители ушли по делам, Ава остался дома один. Он свернулся клубком на мягком ароматном сене и решил вздремнуть. И только он стал засыпать, как вдруг снаружи пещеры что-то страшно загрохотало. Земля содрогнулась, камни посыпались с потолка, вспыхнул яркий свет, лес зашумел, заскрипели деревья.

Перепугался тигренок так, как никогда в жизни. Ужас переполнил тигренка, задрожал он от беспомощности и отчаяния, и подумал, что идет к нему страшное чудище, о котором рассказывал ему дедушка. Страшные мысли приходили ему в голову. Он чувствовал, как огромное чудище подбирается к его дому, которое вот- вот схватит его и утащит к себе в нору. Тигренок ждал своей гибели, как вдруг все затихло. Скоро вернулись родители. Бросился к ним тигренок и рассказал о случившемся.

Рассмеялись родители и сказали: «Чепуха все это, выдумки. Это просто сильный дождь напугал тебя». Поговорил Ава с родителями, выслушал их. Только с тех пор стал он бояться оставаться один. Так и стояло перед глазами то огромное чудище. Когда родители собрались уходить утром по делам, Ава закричал: «Не уходите, я с вами!». Вцепился он в родителей, что тут сделаешь? Пришлось папе и маме пригласить сову-сиделку, чтоб она присматривала за боязливым сыном.

Долго терпели родители страхи Авы, всеми силами пытались убедить Аву, что бояться нечего, но уговоры не помогали. Тогда они пригласили ученых врачей. Но никто из лесных лекарей не смог вылечить Аву.

Родители почти смирились с тем, что тигренок будет бояться всю жизнь. Но однажды забежала в пещеру мышка. Она хотела полакомиться козьим молоком, которое каждое утро приносила мама. Пока спала сова-сиделка, мышка пробежала вглубь пещеры, и только собралась попить молока, как увидела грустного тигренка.

— Ты что такой грустный? – Спросила мышка.

— Боюсь быть один. – Печально ответил Ава. – Боюсь, что придет чудище и заберет меня в свою нору.

Удивилась мышка, и говорит:

— Ты такой большой, а боишься чудища. Их же не существует. Это давняя гроза напугала тебя. – Засмеялась мышка. – Посмотри на меня. Я такая маленькая, каждый может меня обидеть, много опасностей поджидает вокруг, но я смело преодолеваю их. Вот и сейчас я проскользнула мимо совы, которая могла меня съесть. Каждый раз я преодолеваю свой страх и становлюсь еще более смелой и сильной. Ведь сила заключается в умении смело идти вперед вопреки своим страхам. А ты хочешь стать сильным? – Спросила мышка.

— Да, конечно. – Ответил тигренок.

— Тогда не прячься в пещере. Пойдем, я покажу тебе мир.

Тигренок с мышкой прокрались мимо спящей совы и выбежали в лес. А в лесу стоял теплый солнечный день, чирикали птицы, жужжали пчелы. И казалось, что не было никогда той страшной грозы. А про выдумки о чудище тигренок уже забыл. Он только спросил у мышки:

— Если это было не чудище, что же тогда грохотало вокруг?

— Это гром напугал тебя. – Ответила мышка.

— А что же так ярко сверкало?- Продолжал Ава.

— Это молнии освещали небо. – Подсказывала мышка.

— А что так таинственно шумело и скрипело?

— Это деревья гнулись под порывами ветра.

Тогда понял Ава, что он испугался того, чего на самом деле не было. Он поблагодарил мышку и побежал на поляну играться с бабочками и собирать для родителей яркий букет цветов.

Теперь он чувствовал себя просто чудесно. И ему очень нравилось, что он смог преодолеть страх и стать настоящим смелым тигром. Теперь, когда начинал греметь гром, он только улыбался, ожидая свежий летний дождь, который принесет прохладу и приятный сырой запах.

6. Сказка про мышонка

В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и сытно. Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.

Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок без толку до самого утра.

Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает:

— Ты почему плачешь?

— Спать хочу, — отвечает мышонок.

— Так почему не спишь? — удивился пес.

— Не могу, у меня Боюська.

— Какая такая Боюська? — не понял пес.

— Боюська-а-а-а-а, — еще сильнее заплакал мышонок.

— А что она делает?

— Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми.

— Вот здорово, — позавидовал пес, — мне бы твою Боюську.

— Те-бе, — перестал плакать мышонок. — Для чего она тебе?

— Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську.

Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.

7. Сказка про дракона

У меня есть знакомая девочка по имени Дарья. Мама и папа зовут ее Даша, а старший брат — Трусишка.

Год назад, когда Дарья была со всем маленькой девочкой, старший брат рассказал ей сказку о непобедимом трехголовом Драконе. Это чудище никто не мог победить, ни смелые богатыри, ни злые колдуны, ни добрые волшебники. Дракон был бессмертен. Если ему рубили голову, на ее месте вырастали три новые. Это была очень страшная сказка.

С тех пор Даша плохо спала. Каждую ночь ей снился один и тот же сон, что к ней в спальню врывается огнедышащий Дракон и… Даша в ужасе просыпалась. Девочка ни разу не сумела досмотреть это сновидение до конца, так ей было страшно.

Когда Дарья рассказала мне свой сон, я вспомнила, что все драконы — большие сластены, они очень любят конфеты и печенье. Мы договорились с Дашей оставить перед сном на тумбочке возле кровати блюдо со сластями и досмотреть сон до конца. На следующее утро Дарья рассказала мне продолжение сна. Когда Дракон ворвался в комнату и уже хотел на нее накинуться, ОН увидел блюдо с конфетами и печеньем. Дракон осторожно подошел к тумбочке и начал набивать свой рот сластями. После того как все было съедено, он тихо прошептал: «Даша, ты самая лучшая девочка на свете. Ты одна не стала рубить мою голову, а накормила конфетами и печеньем. Теперь я — твой друг. Никого и никогда не бойся, с сегодняшней ночи твой сон охраняет Дракон».

После той ночи Дашу перестали беспокоить ночные кошмары.

8. Сказка про Страшилок

В одном большом доме жили маленькие страшилки. Они были такие трусливые, что никогда не гуляли по дому днем. Страшилки тряслись от ужаса при одной только мысли встретить кого-нибудь из обитателей дома. Только с наступлением ночи, когда все жители ложились спать, страшилки осторожно выбирались из своего убежища и пробирались в комнаты мальчиков и девочек, чтобы поиграть их игрушками.

Они старались быть тихими-тихими и все время прислушивались к звукам. Если в комнате раздавался чуть слышный шорох, страшилки сразу же кидали игрушки на пол и вскакивали на свои маленькие ножки, готовые убежать в любую секунду. Их волосы от страха поднимались дыбом, а глаза становились огромными и круглыми.

Можно себе представить, что было с детьми, которые про сыпались от звука упавшей игрушки и видели перед собой такое взъерошенное «чудовище». Любой нормальный ребенок начинал кричать и звать на помощь родителей.

От крика детей страшилкам становилось еще хуже. Они за бывали, где в комнате дверь, начинали прыгать из угла в угол, иногда даже запрыгивали на кровать к ребенку, но все же успевали убежать и спрятаться до прихода родителей.

Родители заходили в комнату, включали свет, успокаивали и усыпляли детей и уходили в свою спальню. И весь дом снова погружался в сон. Только маленькие страшилки не спали до утра. Они горько плакали в своем укрытии, потому что опять не смогли поиграть игрушками.

Дорогие дети, не пугайте страшилок по ночам своими криками, дайте им спокойно поиграть вашими игрушками.

Волшебные капельки счастья: терапевтические сказки

ebooks@prospekt.org

Введение

Сказка. Ещё сказка. Другая сказка. Много сказок, которые помогают ребёнку разрешить трудную ситуацию, найти силы внутри себя, поверить в успех. Они как маленькие капельки победы, счастья сформируют реку жизни вашего ребёнка, по которой он сможет плыть уверенно и радостно.

Что даёт сказка?

От чего уводит?

Позитивную модель жизни:

Трудно? Не получается?

Ищу силу внутри себя.

Успех и праздник.

От депрессивной модели жизни:

Трудно? Не получается?

Брошу, не буду стараться.

Я неудачник.

Позитивное восприятие ошибок:

Ошибся. Исправлю. В будущем стану умнее.

От страха ошибки:

Боюсь ошибиться. Я должен быть идеален. Ошибка – крушение моих надежд.

Каким детям нужны эти сказки? В современном мире – всем. Негативная информация, высокий темп обучения, недостаток у ребёнка времени для свободной игры способствуют тому, чтобы у детей формировалась неуверенность в себе, в окружающем мире, панический страх ошибок и многие другие душевные трудности.

Этому также способствует существующий стереотип о том, что главное – заботиться о здоровье физическом, пить полезные капли, а счастье само придёт. Не уделяется внимание психологическому здоровью ребёнка, хотя именно оно является и предпосылкой здоровья физического, и непременным условием счастья.

Давайте внимательнее отнесёмся к детской душе и подарим ей сказочные капельки счастья.

Вы ведь хотите, чтобы ребёнок вырос счастливым?

Как работать с этой книгой? Можно читать всё подряд в соответствии с возрастом ребёнка. Часть сказок будет интересна дошкольникам, а часть – младшим школьникам. Если ребёнок захочет, может нарисовать иллюстрацию к сказке. Если взрослый тоже порисует, это будет совсем хорошо. Можно сказки инсценировать. Полезно обсуждать их в виде диалога со взрослым. Примерно так.

– Мне понравилось в сказке… А тебе что?

– Мне показалось интересным в сказке… А тебе что?

– Для меня важным в сказке было… А для тебя что?

Недопустимым является вопрос «Чему учит эта сказка?». Она сразу превратится в назидательную историю, вызовет у ребёнка протест.

Чтение всех интересных ребёнку сказок повысит его рефлексию, позволит ему лучше понимать себя и других, а главное – сформирует механизм самопомощи: «В трудной ситуации ищи силу внутри самого себя, и ты обязательно победишь».

А можно подбирать ребёнку сказки, близкие его трудностям. Поэтому они сгруппированы в блоки, которые предваряют описания примерных поведенческих проявлений, соответствующих этой трудности. Если вы нашли 2–3 проявления у вашего ребёнка, значит, ему особенно полезны сказки из этого блока.

Сказки могут читаться детям и в школе. Они полезны для достижения личностных и метапредметных результатов образования, таких как рефлексия, сотрудничество, потребность в саморазвитии и многих других.

Не менее важным достоинством сказки является её обращение преимущественно к правому полушарию мозга, отвечающему за фантазию, интуицию, образные представления, творческие решения. В современных условиях обучение детей актуализирует у них преимущественно левое полушарие. Однако полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий. Многочисленные исследования показывают, что именно правое полушарие во многом отвечает за адаптивные возможности человека, позволяет без ущерба для здоровья перерабатывать стрессовые реакции. К примеру, оказывается, у народов Севера, вынужденных жить в сложных климатических условиях, правое полушарие обычно активнее левого. Аналогичная ситуация наблюдается в Японии. Получается, что сказка в определённой степени может скомпенсировать левополушарную направленность развития современных детей и косвенно способствовать повышению не только психологического, но и физического здоровья детей.

Итак, вперёд к сказке!

Сказки
для детей, которые

очень обидчивы

часто конфликтуют с ребятами

активны, легко возбуждаются, с трудом успокаиваются

не любят прикосновения чужих людей

их привлекают компьютерные игры со стрельбой и убиванием

Они видят мир так:

«Мир небезопасен, я буду нападать, чтобы защититься»

Отчего у ёжика выросли иголки

Ты, наверное, не знаешь, что когда-то давным-давно у ежей совсем не было иголок. А были они покрыты серым пушком, к которому легко прилипали небольшие грибы, ягоды и другие ежиные вкусности.

Но однажды в одной дружной семье родился необычный ёжик Кактус. На самом деле его звали Катусом, но в Кактус его переименовали ёжики, с которыми он играл и общался. Хотя играл и общался он совсем мало. Дело в том, что он или обижался на ребят и уходил от них, или сам обижал кого-то, толкался, обзывался, дрался. Ему казалось, что все к нему придираются. «Они ведь первые лезут», – так жаловался он взрослым, которые постоянно разнимали его потасовки.

И он уже так привык к этому, что подходя к ребятам, привычно сжимал кулачки, готовясь дать сдачи тому, кто ему что-то скажет, не так посмотрит. Ну а если заденет…

Понятно, что ребята его не любили.

«Как хорошо, что он сегодня не вышел во двор» – такие слова он иногда слышал, прячась от всех в колючих кустах барбариса и отщипывая от него кисленькие продолговатые ягодки. Обидные слова. Они заставляли ёжика всё сильнее и сильнее вжиматься в колючие ветки.

Взрослые тоже не очень любили его. Конечно, от него сколько проблем. Приходится разнимать его с ребятами, утешать обиженных.

И только мама ёжика всегда защищала его.

– Он у меня хороший, – говорила она, – вы просто его не знаете.

Но и она не могла помочь сыну.

Так и получилось, что ёжик подружился только с кустом барбариса. Только так он чувствовал себя спокойно. Барбарис с его иголочками надёжно защищал ежа.

И вот как-то раз ёжик подумал:

– А что если мне самому отрастить иголки – тогда я сам смогу себя защищать, никто не посмеет подойти ко мне.

Когда долго к чему-то стремишься, то обязательно это получаешь. И вот прошло какое-то время, у ёжика выросли крепкие колючие иголочки. Гордо растопырив их, он пришёл к ребятам.

– Ну-ка, принимайте меня играть, – сказал он, – только, чур, я буду главным.

Но ребята, увидев ежа в новом облике, сильно испугались и разбежались по своим домам. А на следующий день все тоже приобрели себе иголочки и уже щеголяли в новом наряде. А ёжику его иголки пользы никакой не принесли.

Все ребята умели отлично колоться, но не делали этого – зачем делать другому больно.

– Нет, будет мне всё-таки от иголок польза, – решил ёжик. – Ведь на них удобнее грибы и ягоды накалывать.

Пошёл он в лес, весь свой иголочный шарик припасами наполнил и пришёл к ребятам. Повернулся он к ним вкусной спинкой.

– Угощайтесь, – весело сказал он.

Удивились ребята, но уже очень хороши были ежиные припасы.

– А ведь и мы сможем колючками много принести, – обрадовались они. – Спасибо, ёжик, что надоумил нас колючими стать. Пойдём вместе в лес. Скоро праздник. Надо много вкусностей для гостей набрать.

С тех пор понял ёжик, как колючки для пользы использовать.

А ребята его каждое утро с нетерпением во дворе ждут.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх