Помост

Вопросы веры

Терновый венец Христа

Терновый венец Спасителя. Инфографика

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

Терновый венец — это венец из растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами перед его распятием.

В Своих проповедях Спаситель не раз говорил о Своем Царстве, имея в виду Царство Божие, Небесное. Иудеи же, отдавая Христа на суд Пилата, вынесли Ему политическое обвинение в мятеже против Цезаря: Он… запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем (Лк 23:2).

Пилат, желая прояснить обстоятельства дела, спрашивает Его: Ты Царь Иудейский? (Ин 18:33). И получает ответ: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям (Ин 18:36).

Ответ был для Пилата исчерпывающим, и, стремясь продемонстрировать собранному иудейскими старейшинами народу всю абсурдность предъявленного Иисусу обвинения и желая отпустить Христа, он приказывает своим воинам устроить эту шутовскую коронацию: багряный плащ, жезл, «корона» и следы побоев.

Воины возложили на Арестанта «корону», сплетенную из веток колючего кустарника с острыми длинными шипами, завязали Иисусу глаза и били палками по голове. Терновый венец причинял невыносимую муку и очень сильное кровотечение.

Пилат хотел показать народу: Се, Человек! (Ин 19:5), — Он обычный слабый человек. Увы, сердца людей ожесточились, и, подговариваемые старейшинами, они в лицо истерзанному и поруганному Царю кричали: возьми, возьми, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря (Ин 19:15).

7 фактов о Терновом венце:

1. Венец разделили на три час­ти, чтобы сохранить хотя бы часть святыни в годы Французской революции. Уцелели все три. Золотые скобы футляра прикрывают места рассечения Венца.

2. Раны от шипов видны на Туринской плащанице — погребальных пеленах Христа. Хирурги насчитали 13 ран на лбу и 20 на затылке.

3. Венец, сплетенный из прочных прутьев колючего растения без шипов, к которым добавлены веточки благовонного растения зизифуса, хранится в специальном запаянном футляре.

4. До сих пор ведутся споры, из какого растения сделан Венец. Наиболее распространенные версии: зизифус настоящий, или унаби; держи-дерево, или Христовы тернии; саркопотериум колючий; боярышник.

5. Изначально Венец насчитывал около 70 четырехсантиметровых шипов. Перед продажей Людовику IX венецианцы срезали шипы. Они попали в различные храмы и монастыри по всему свету.

6. Половину годового бюджета Франции — 135 тысяч ливров — отдал король Франции Людовик IX, чтобы выкупить Венец у венецианских купцов. К ним святыня попала после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году. Встречать Терновый венец Людовик выехал за 40 километров от столицы — босиком и в простой рубахе — и нес святыню на плечах до самого Парижа.

Каждый год на Венце распускались зеленые листочки. Об этом в 1201 году сообщает ризничий константинопольского императора Николай Мессарит.

7. В 1806 году Терновый венец поместили в ризницу собора Парижской Богоматери. Терновый венец выносится для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в каждую пятницу католического Великого поста и в Страстную Пятницу.

Видеоверсия инфографики.

Почему Терновый венец стал святыней? Как получилось, что реликвия была заложена и кем была выкуплена? Какую роль Терновый венец сыграл в судьбе ученого и философа Блеза Паскаля? Где сегодня можно соприкоснуться со святыней? Рассказывает историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе Тимофей Китнис.

Происхождение Святого Тернового Венца Христа

В Четверг на Пятницу Страстную
Приказ солдатам: к четырём —
Судить Христа и бить вчистую,
Представив Господа царём!
Христа в багряницу одели,
Чтоб был смешон, на самом деле,
Вручили посох, а в конце
В Терновом он предстал Венце!..
Господь поруган был злодейски,
Венец терновый весь в крови;
Кричат: «распни его, распни»
И «радуйся, Царь иудейский!»…
Но где хранится, наконец,
Святой Терновый тот Венец?!
Стихи. Ру, Александр Кочетков 3: Святой Терновый Венец Христа, 1
(По материалам моего перевода статьи Sainte Couronne свободной энциклопедии Wikipedia (Fr)
Суд Понтия Пилата над Иисусом Христом и последующее распятие Господа описаны в Евангелиях и в художественной литературе достаточно подробно. А вот, история Святого Тернового Венца, которая началась в ту роковую ночь с Четверга на Страстную Пятницу и продолжается до сих пор, освещена очень скупо, в первую очередь, в российской публицистике вследствие политических и религиозных разногласий между католичеством и православием. Нас же интересует, прежде всего, история на протяжении двадцати веков и художественная ценность реликвариев (вместилище для хранения ценных реликвий) Святого Тернового Венца…
Терновый венец — венец из ветвей растения с шипами (терниями), который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания в ночь с Четверга на Страстную Пятницу.
О возложении на Иисуса Христа венца из тёрна пишут три евангелиста:
И воины, «сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу» (Ин. 19:2);
«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29);
«и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него» (Мк. 15:17).
В отличие от багряницы (символа торжественной верхней одежды или мантии монархов или царей пурпурного или червленого цвета), о том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано.
Согласно древней традиции, Венец благоговейно сохранялся и почитался. Тем не менее, по различным свидетельствам, тёрны были рассеяны в течение веков дарами, совершёнными либо византийскими императорами, либо королями Франции. Их насчитывается около 70, такого же свойства, они объявляются подлинными.
От Иерусалима до Византии (I-й; ;XII-й века)
Из многочисленных рассказов, в частности, паломников в Иерусалиме в IV-м веке, констатировали существование Святого Венца. Уже в 409, Saint Paulin de Nole упоминает его среди священных реликвий базилики Mont Sion в Иерусалиме.
Эти реликвии были перенесены в VII-м веке Византию, в императорскую часовню, чтобы укрыть их в безопасном месте от нашествий персов, а затем арабов. Однако, подлинность этих реликвий и период перемещения их в Константинополь, в сокровищницу византийских императоров не могут быть установлены.
Достоверно известно, что реликвия вновь появилась в Константинополе до середины X-го века, поскольку фрагмент помещался в реликварии из эмалированного золота с посвящением имени «императора Константина VII Багрянородного, поднявшегося на трон в 913». Кроме того, с середины X-го века, как свидетельствует об этом Константин VII в своём Трактате церемоний, императоры Востока преуспели в собирании впечатляющей коллекции реликвий Страсти. Nicolas M;sarit;s, хранитель сокровищ часовен Священного Дворца Константинополя, около 1200 г., в манускрипте оставил описание десяти самых престижных предметов, среди которых был Святой Венец:
» Первая предлагаемая вещь для почитания, это Терновый Венец, ещё зеленеющий и остающийся нетронутым, так как, прикоснувшись головы Господа Христа, он содействовал в его неподверженности порче… Он не жёсткий на вид…, и, если попробовать дотронуться до него, он будет только податливым и мягким…».
Венец в латинской Империи Востока (XIII-й век)
После разграбления Константинополя в 1204, Крестоносцы основали латинскую Империю Востока, которая просуществовала до 1261. Латинские императоры попадают в тяжёлое финансовое положение и закладывают различные реликвии у венецианских банкиров: Святой Венец, был, таким образом, отдан в залог латинским императором Бодуином II де Куртенэ (Baudouin II de Courtenay) актом от 4 сентября 1238, который предусматривал, что банкир будет оставаться собственником реликвии, если залог не будет погашен до июня 1239.
Несколько лет спустя, Людовик IX, король Франции отправился за приобретением христианских реликвий, в том числе, Святого Венца. Это позволило бы ослабить Ватикан и Священную Римскую империю. Потребовалось два года, чтобы закончить сделку с Бодуином II де Куртенэ, так как король хотел удостовериться в подлинности реликвий. За сумму 135 000 турских ливров, венец был приобретён в августе 1238. 19 августа 1239, процессия прибывает в Париж, король несёт Святой Венец в Notre-Dame de Paris, где реликвия хранилась лишь временно: Людовик IX распорядился построить часовню Сен-Шапель в центре Парижа, на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец.
Таким образом, Святой Терновый Венец, скитаясь от Иерусалима до Константинополя, наконец-то добрался до Парижа, правда, в Кафедральном соборе Нотр-Дам-де-Пари не задержался, но обосновался рядом, на острове Сите. Что касается его нового владельца, Людовика IX (1214 – 1270), то он, наоборот, отправился из Франции в очередной крестовый поход в Тунис, там и умер. И только через 27 лет после его смерти папа Бонифаций VIII провозгласил Людовика IX святым, и он стал называться Saint Louis. А вот история Святого Тернового Венца в XIII-ом веке не заканчивается и связанные с ним события разворачиваются уже в конце XVIII-ого, начале XIX-ого веков… Но, об этом в следующей статье.

Терновый венец

Смотреть что такое «Терновый венец» в других словарях:

  • Терновый венец — Из Библии. В Евангелиях Нового Завета говорится о колючем веыпе из терна, который надели на голову Иисуса римские воины перед его казнью на кресте (от Матфея, гл. 27, ст. 29; от Марка, гл. 15, ст. 17; от Иоанна, гл. 19, ст. 2): «И воины, сплетши… … Словарь крылатых слов и выражений

  • ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ — многолучевая морская звезда. Тело, покрытое иглами (отсюда название), диаметром до 50 см. На коралловых рифах тропической части Тихого и Индийского океанов. Уколы игл очень болезненны. При сильных вспышках численности терновый венец уничтожает… … Большой Энциклопедический словарь

  • терновый венец — мученичество, крест Словарь русских синонимов. терновый венец сущ., кол во синонимов: 6 • акантастер (2) • … Словарь синонимов

  • ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ — ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ, многолучевая морская звезда. Обитает на коралловых рифах Тихого и Индийского океанов. Тело (диаметром до 50 см) покрыто многочисленными иглами длина до 3 см (отсюда название), уколы которых болезненны для человека и могут вызывать … Современная энциклопедия

  • Терновый венец — ТЁРН, а, м. Терновник, а также плод его. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ — (Acanthaster planci), многолучевая (до 20 лучей) морская звезда сем. (Acanthasteridae) отр. игольчатых звёзд (Valvatida). Диам. до 50 см. Обитает на коралловых рифах Тихого и Индийского океанов. Тело покрыто многочисл. иглами дл. до 3 см (отсюда… … Биологический энциклопедический словарь

  • Терновый венец — ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ, многолучевая морская звезда. Обитает на коралловых рифах Тихого и Индийского океанов. Тело (диаметром до 50 см) покрыто многочисленными иглами длина до 3 см (отсюда название), уколы которых болезненны для человека и могут вызывать … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • терновый венец — многолучевая морская звезда. Тело, покрытое иглами (отсюда название), диаметром до 50 см. На коралловых рифах тропической части Тихого и Индийского океанов. Уколы игл очень болезненны. При сильных вспышках численности терновый венец уничтожает… … Энциклопедический словарь

  • Терновый венец — Терновый вѣнецъ (мученическій) пріять, носить (иноск.) терпѣть муку. Ср. Блаженъ… кто съ радостнымъ лицомъ Несетъ свой крестъ безропотно Подъ терновымъ вѣнцомъ. К. Р. „Блаженъ“. (1885.) Ср. Терпи, надѣйся и молись: Онъ Самъ носилъ вѣнецъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Терновый венец — венец, который слуги первосвященника и солдаты возложили на голову Господа (Евангелие от Матфея, 27, 29). По мнению толкователей Священного Писания, этот венец был сплетен из белого терновника, в изобилии росшего близ Иерусалима … Православная энциклопедия

Венец Христа: через тернии к правде

Что же надели на голову Иисуса в смертный день?

Двести видов колючек

«И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)», – так говорится в Библии о самых драматичных моментах жизни Христа.

А из какого растения был сделан терновый венец Христа?

Оказывается, библейские «тернии» – это собирательное название, которое во времена Христа обозначало любое растение с шипами. Оно объединяет почти 200 видов различных «колючек», которые росли и растут до сих пор на Святой земле.

Шутовская коронация

По римской традиции, венок возлагали на головы победителей и царей. Их плели из ветвей благородных растений – лавра, дуба, оливы или мирта, которые, легко переплетаясь, создавали горделивый ореол из листьев.

У римских легионеров бытовал грубый казарменный ритуал: шутовская коронация осуждённого на смерть. Колючую «корону» они соорудили и для вообразившего себя царем иудейского преступника, коим в их глазах являлся Христос.

То есть ветви христовой тернии были гибкими, имели листья и очень острые шипы. В таком случае это мог быть зизифус настоящий, или унаби. У него впечатляющие колючки, широкие листья, ветви отлично гнутся, и на Святой земле он произрастает. Загвоздка в том, что зизифуса полно у озера Галилейского, а в районе Иерусалима его нет.

Зато встречается палиурус. Его так прямо и называют – христовы тернии. Третье название палиуруса – держидерево. Ведь если оно вцепится во что-нибудь своими двунаправленными колючками, то уже не отпустит. Венок из палиуруса красив, особенно когда усеян нежными жёлтыми цветами. Однако носить его – сплошная мука. Да и сплести венец практически невозможно: слишком колюч и не очень гибок.

Смертельная решётка

Ещё один претендент – саркопотериум колючий из семейства розовоцветных. Вид у него безобидный, но за листочками-цветочками скрывается твёрдая, геометрически правильная решётка с цепкими колючками. Из неё не вырваться никакой добыче, в том числе живой плоти.

В Библии упомянуто 120 растений. Среди них таинственное дерево ситтим – священное дерево евреев. Это акация. Правда, в древности ситтимом называли вообще все акации, и не ясно, какой именно её вид стал священным.

Некоторые учёные считают, что ситтим – это сенегальская акация, невысокое деревце с длинными твёрдыми тройными шипами, загнутыми вниз. Достигая 10 сантиметров в длину, они даже когда-то использовались в качестве швейных игл.

Реликвия с подоконника

На нескольких древних иконах узнаваем венец из молочая блестящего (молочая Миля), который в народе частенько называют «кровь Христа», «венец Христа» или просто «терновый венец».

Во времена Иисуса молочай рос в окрестностях Иерусалима. Колючий цветущий кустарник с белыми побегами чем-то похож на кактус. Возможно, именно он в Библии фигурирует как белый терновник. Сегодня он числится комнатным растением, но в дикой природе по-прежнему растёт до двух метров, образуя непроходимые заросли.

У молочая Миля прекрасные цветы. Сплести из него венец не составляет труда. Если венец Христа и в самом деле был сделан из молочая, то выглядел он красиво, только шипы – длинные, острые и твёрдые – очень больно ранят.

Митра как орудие пытки

Итак, точного ответа нет. Однако сам венец был, и именно с шипами.

На Туринской плащанице их острота очевидна и ужасна: на лбу Христа было 13 ран, ещё 20 отпечаталось на затылке. Видны следы около 30 ручейков крови, причём и артериальной, и венозной, разной плотности и однородности.

Исследователи сделали вывод: венец Христа вовсе не был венцом. Он представлял собой плетёную колючую шапку в форме митры, покрывавшую всю голову. И шипы на ней были семисантиметровые.

Кто мог сплести такое голыми руками – непонятно. Такую шапку даже в руках держать больно. Скорее всего, легионеры накинули её на голову Христа, подцепив мечами.

Общая же картина ран на голове подтверждает факт из Библии: «короновав» Христа, его били. И не просто, а по голове, на которую была нахлобучена терновая митра, и с каждым ударом её шипы проникали глубоко внутрь.

Марина Сотникова

Распятие. Образ смерти или образ торжества над смертью

Удивительно, но первое известное нам изображение распятия является карикатурой. Это граффито примерно III века на стене палатинского дворца в Риме, оно изображает человека перед распятием, причем сам распятый кощунственно изображен с ослиной головой. Надпись, сделанная по-гречески поясняет: «Αλεξαμενος ςεβετε θεον» (Алексамен поклоняется своему Богу). Очевидно таким образом дворцовые служители осмеивали христианина, состоявшего в штате дворцовой прислуги. И это не просто кощунственная картинка, это очень важное свидетельство, оно фиксирует поклонение распятому Богу.

Прямых же христианских образов распятия Господня, мы долгое время не встречаем. Это неудивительно по целому ряду причин. Вплоть до Миланского эдикта — практически каждое поколение христиан переживало гонение, а то и не одну волну. Христианские изображения уничтожались вместе с их владельцами. Собственно, те изображения, что использовали первые христиане, носили, в основном, подчеркнуто символический характер. Потому и икона, прямое моленное изображение, получает распространение много позже первых веков христианской эры.

Первые распятия

Долгое время христиане изображали не само распятие, а просто различные варианты креста. Первые же образы собственно распятия относятся к IV веку. Таким является, например, рельеф, вырезанный на дверях базилики св. Сабины в Риме.

Изображение довольно схематично, это скорее не изображение события, но — знак, напоминание. Похожие образы распятия присутствуют и в сохранившейся мелкой пластике, в частности — на геммах того же периода.

Гемма. Середина IV века. Великобритания. Лондон. Британский музей

Символические распятия

Для того же периода характерны «символические» распятия, представляющие более раннюю традицию. Например, изображение креста, в центре которого размещается медальон с образом Христа, или символическое изображение Агнца.

Крест с образом Христа в центре. Мозаика. VI век. Италия. Равенна. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе

Христос торжествующий

Чуть позже, когда изображение распятия Господня твердо входит в христианский обиход, появляется особая иконография – образ Христа торжествующего. Интересно, что этот образ, претерпев некоторые изменения, но сохранив свое внутреннее содержание, до сих пор существует в православной иконографии. Христос представлен не просто страдающим человеком на кресте. Он торжествует над смертью, торжествует над страданиями. Лик Спасителя предельно спокоен, мы не видим гримасы смерти, не видим признаков страдания. Глаза Христа широко раскрыты, он часто облачен в пурпурный хитон с золотыми клавиями (полосами), стоит ли лишний раз напоминать, что это императорское одеяние? Господь Иисус Христос изображается не как узник, подвергнутый позорной казни, но — как Царь Славы, победивший смерть (Пс. 23: 9-10).

Миниатюра из «Евангелия Раввулы». Сирия. 586 год. Италия. Флоренция. Библиотека Лауренциана

Примеры подобных образов мы видим в книжной миниатюре (например — в иллюстрациях евангелий Раввулы и Россано VI века), а также в росписи алтаря римского храма Санта Мария Антиква.

Фреска. Италия. Рим. Базилика Санта Мария Антиква. ок. 741—752 гг.

Каноническая иконография

Со временем, как это обычно и происходит, иконография обрастает определенными подробностями. В основном, они заимствованы из Евангелия. Главную тенденцию можно обозначить как стремление к большему историзму (в евангельском смысле). Христос теперь обнажен (хотя присутствует непременная набедренная повязка, из соображений соблюдения приличия). Раны источают кровь, а из раны на груди подчеркнуто изливаются кровь и вода (Ин. 19:34), тут стремление точно передать евангельское событие может даже показаться излишне нарочитым. Кровь Спасителя стекает к подножию креста, под которым мы видим череп праотца Адама. Это не только дань преданию, согласно которому Адам был погребен в районе Голгофы, это символ того, что кровью Христовой омыт первородный грех прародителей. Над крестом присутствует табличка, табличка, которая в разных иконах в той или иной мере передает суть надписания, упомянутого в Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский»(Ин. 19:19), но порой, перекликаясь с предыдущей версией иконографии, она просто гласит: «Царь Славы».

Мозаика. Византия. XII век. Греция. Монастырь Дафни

В отличие от первоначального варианта иконографии, здесь Христос мертв, Его глаза закрыты. Эта деталь также не случайно внесена в образ – зритель должен осознавать, что Спаситель действительно умер за наши грехи, а значит и действительно воскрес. Однако, и в данном случае мы видим спокойствие лика, отсутствие ужаса смерти. Лик спокоен, тело не сведено судорогой. Господь мертв, но Он все равно торжествует над смертью. Этот тип сохранился в искусстве Византии и стран византийского культурного ареала. Он закрепился в православной иконографии в качестве канона.

Фреска. Распятие. Фрагмент. Сербия. 1209 год. Студенецкий монастырь

В то же время, в западной церкви после отпадения Рима, образ распятия Господня стал меняться и это касается, как внешних деталей, так и внутреннего смысла.

Три гвоздя

Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Считается, что впервые такие изображения появились во Франции, причем католический мир не сразу принял такое изображение, против него выступал даже сам папа Иннокентий III. Но со временем (возможно, под влиянием пап французского происхождения), эта иконографическая особенность закрепилась в римской церкви.

Распятие с тремя гвоздями. Мариотто ди Нардо. Италия. XIV-XV век. Вашингтон, Национальная галерея искусства

Терновый венец

Начиная с того же XIII века Христа на кресте все чаще изображают в терновом венце, Евангелие на сей счет молчит, а для традиционной иконографии, это редкая деталь. Катализатором таких изображений снова стала Франция: именно в этот период король Людовик IX Святой приобрел терновый венец Спасителя (этот государь всю свою жизнь собирал реликвии, вывезенные крестоносцами из разгромленного ими Константинополя). Видимо, появление столь почитаемой святыни при французском дворе имело широкий резонанс до такой степени, что перекочевало и в иконографию.

Мистицизм и визионерство

Но это все мелкие, «косметические» детали. Чем дальше католический мир расходился с православным, тем больше менялась символика образа распятия Христа. Не обошлось и без восторженного мистического визионерства, столь некритично принимаемого католическим миром (православная аскетика довольно сдержанно и осторожно относится к различным «видениям»). Вот, например, фрагмент видения известной западной визионерки Бригитты Шведской: «…когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…»

Это практически точное описание одной из ключевых последующих западных иконографических традиций – концентрация на страданиях Христа, фиксация ужаса смерти, натуралистические ужасные подробности казни. В качестве примера можно привести работы немецкого мастера Матиаса Грюневальда (1470 или 1475—1528).

Маттиас Грюневальд. Германия. Начало XVI века. США. Вашингтон. Национальная галерея искусства

В отличие от православной иконы распятия Господня, здесь мы видим не образ Христа, который «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный» (тропарь праздника Пасхи). Здесь — образ мертвого тела. Здесь не смиренная молитва в ожидании Воскресения, а нездоровая медитация на кровь и раны. И именно этот момент, а не количество гвоздей, наличие или отсутствие тернового венца, язык надписания таблички и т.д., отличает католическое видение страстей Христовых от православного.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх