Помост

Вопросы веры

Трансцендентальность и трансцендентность

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ, трансцендирование, трансценденция (от лат. transcendens – перешагавающий, выходящий за пределы) – один из основополагающих терминов философии и теологии; латинский термин восходит к Августину, однако, благодаря более поздним переводам на латынь (М.Фичино, Б.Кордиер и др.) ряда древнегреческих терминов Платона, Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита как трансцендентного, история понятия уходит в античную философию. В ней свое завершение оно нашло в неоплатонизме, в котором трансцендентное применяется двойственно: трансцендентное как более высокая ступень бытия в отношении к подчиненной ей ступени, переход к которой есть трансцендирование, и абсолютно трансцендентное в отношении ко всему бытию в целом (единое).

Первое из приведенных значений встречается у Августина, который говорит о самотрансцендировании: «Пришли мы к душе нашей и вышли из нее (transcendimus), чтобы достичь страны неиссякаемой полноты» (Августин А. Исповедь. М., 1991, с. 228), чтобы соприкоснуться с Богом. Душа достигает, однако, не находящегося по ту сторону бытия единого, а только бытия в собственном смысле, поскольку Бог является субстанцией, трансцендентной всему, что сотворено и изменчиво. Второе значение встречается у Псевдо-Дионисия Ареопагита и в учении Николая Кузанского о совпадении противоположностей в едином, трансцендирующем все наше мышление. Максимум и минимум Кузанец берет как «трансцендентные пределы с абсолютной значимостью: возвышаясь над всем определившимся в количество объема или силы, они заключают в своей абсолютной простоте все» (Николай Кузанский. Об ученом незнании.– Соч. в 2-х т., т. 1. М., 1979, с. 55). Совпадающие в едином противоположности являются трансцендентными понятиями в абсолютном значении и могут мыслиться только в выхождении за границы всякого рационального понимания. После Кузанца неоплатонический смысл трансцендентного почти не встречается и на первый план выходит противопоставление трансцендентного (выходящего за границы чего-либо) и имманентного (находящегося в границах).

В докантовской философии понятие трансцендентного развивалось в рамках средневекового учения о трансценденталиях (см. также Трансцендентальное );наиболее существен для трансцендентного теологический аспект этого учения. Уже Псевдо-Дионисий Ареопагит говорит о сущем, едином, истинном и благом как о божественных именах. Фома Аквинский неоднократно обсуждает трансценденталии в связи с божественными свойствами.

И. Кант отрицает тождественность трансцендентального и трансцендентного и определяет трансцендентное как то, что выходит за пределы возможного опыта, устраняет границы возможного опыта и повелевает их переступить, как то, что выходит за пределы области, в которой допустима деятельность чистого рассудка. Указанное кантовское различение было воспринято в дальнейшем многими философами, хотя самим Кантом оно соблюдалось не всегда строго, особенно в трансцендентальной диалектике.

И.Г.Фихте противопоставляет трансцендентное имманентному, понимая под первым выхождение науки за свои границы и принятие существования вещей вне сознания. Ф.Шлейермахер трансцендентным называет нечто, что выдается за рамки обычного мышления. Э.Гартман напрямую связывает свое понимание трансцендентного с трансцендентальным: «Имманентное, поскольку оно мыслится относящимся к трансцендентному, называется «трансцендентальным»» (Hartmann Ε. von. Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus. В., 1875, S. XV). Г.Риккерт также называет исследование, которое занимается трансцендентным и его значением для объективности, трансцендентальным. На тесную связь трансцендентного и трансцендентального указывает и X.Файхингер: «Трансцендентное может иметь два значения: то, что переступает объем опыта, и то, что лежит за рамками его содержания. Первое является познанием сверхчувственного, второе – познанием из чистого разума, следовательно, познанием a priori» (Vaihinger H. Kommentar zu Kants Kritik der reinen, Vernunft, Bd. 1(2). Aalen, 1970, S. 468).

Э.Гуссерль рассматривает трансцендентное как коррелят трансцендентального; к собственному смыслу мира принадлежит, по Гуссерлю, трансцендентность как ирреальная включенность в Я. М.Хайдеггер связывает трансцендентальное познание «с перешагиванием (трансценденцией) чистого разума к сущему» (Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997, с. 9), а проблему, образующую трансцендентность, называет трансцендентальной. Существо трансценденции делает возможным трансцендентальные способности нашей души. По Хайдеггеру, «бытие есть transcendens просто. Трансценденция бытия присутствия особенная, поскольку в ней лежит возможность и необходимость радикальнейшей инди-видуации. Всякое размыкание бытия как transcendens’a есть трансцендентальное познание» (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 38).

У К.Ясперса трансцендирование является связью способов бытия и разных его уровней; в трансцендировании происходит возрождение человеческой сущности. Трансценденция выступает как коррелят экзистенции. Бытие, которое нас объемлет, «есть трансценденция, т.е. бытие, которое для нас нечто совершенно другое, в которое мы не входим, но на котором мы основаны и к которому относимся» (Ясперс К. Философская вера. – В кн.: Он же. Смысл и назначение истории. М., 1994, с. 425); «трансценденция – это бытие, которое никогда не станет миром, но которое как бы говорит через бытие в мире» (там же, с. 426). Трансценденция же над всем миром или до всего мира – это Бог. Э.Левинас попытался восстановить значение абсолютно трансцендентного как бесконечного, находящегося по ту сторону бытия, категорий бытия, тотальности и опыта. В то же время Левинас использовал понятие трансценденции в этике для обозначения ответственности за другого, отношения к другому.

Сочинения:

1. Августин А. Исповедь. М., 1991;

2. Николай Кузанский. Об ученом незнании. – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1979;

3. Кант И. Критика чистого разума. М, 1994;

4. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998;

5. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997;

6. Он же. Кант и проблема метафизики. М., 1997;

7. Ясперс К. Философская вера. – В кн.: Он же. Смысл и назначение истории. М., 1994;

8. Schleiermacher F. Dialektik. Darmstadt, 1976;

9. Hartmann E. von. Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus. В., 1875;

10. Vaihinger I. Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Bd. 1(2). Aalen, 1970;

11. Levinas E. Dieu et la philosophie. – De Dieu qui vient à l’idée. P., 1982;

12. Idem. Totalité et infini. Essai sur l’extériorité. Den Haag, 1974.

Литература:

1. Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd. 10, hg. von I.Ritter und K.Gründer. Basel, 1998;

2. Transzendenz. Zu einem Grundwort der klassischen Metaphysik. Hg. von L.Honnefelder/W. Schlüßer. Paderborn. – W,, 1992;

4. Knittermeyer H. Transszendent und Transszendental. – Festschrift für Paul Natorp zum 70. Geburtstage. В.–Lpz., 1924;

5. Lehmann K. Transzendenz. – Rahner K/, Darlap A. (Hg.). Sacramentum mundi 1969, 4;

7. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997.

См. также лит. к ст. Трансцендентальное , Трансценденталии.

А.Н.Круглов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ — ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — термины схоластической философии… Новейший философский словарь
  2. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ — ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ — англ. transcendent; нем. Transzendentes. чещск. transcendentni. 1. В схоластике — внеопытное, потустороннее, лежащее за пределами человеческого познания; внешнее, противоположное имманентному (внутреннему). 2. По И. Канту — то.чтовыходит за пределы возможного опыта. Социологический словарь
  3. трансцендентное — ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — основополагающий философский термин, возникший в схоластической философии и уходящий своими истоками в античность. До сих пор… Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Сокращённый вариант 3 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

Завьялов В.Ю.

4. Трансцендентальный опыт

Сильно упрощая философские проблемы трансцендентальности — перехода от чувственного созерцания вещи к ее понятийному сущностному познанию (учение Иммануила Канта), можно определить этот опыт как способность человека удерживать в своем разуме границу между «видимым» и «невидимым» мирами, совершать переходы из одного мира в другой, преодолевая тем самым эту границу, а также рассматривать один мир в свете другого.

Что такое «другой» или «иной» мир, объяснять не нужно. Иногда его называют «метафизической реальностью» — реальностью, стоящей за границами («за скобками», как выражался И. Кант) действительной, «видимой» реальности. На бытовом уровне все эти философские премудрости, знания «априори» и «постприори» (до опытное, после опыта) выражаются просто: «Было или не было».

Пример 3.3.

Сорокалетний мужчина пришел на консультативный прием с большим энциклопедическим словарем. Он запутался в определениях. Хочет, чтобы я помог ему разобраться в толковании слова «сознание». Он около года лечил свои физические и психологические недуги у врачей, экстрасенсов, целителей, шаманов. Последней в этом ряду была «известная колдунья», которая якобы училась в Шаолиньском монастыре «летать к Луне», превращаясь в уточку. Она сказала клиенту, что все его недуги связаны с «плохой Луной». Это ей «поведала Луна». Целительница дала «заряженной» воды и пообещала «поколдовать» над его именем в свете пламени свечи. Клиент ждал в тревоге изменений к лучшему. «Невидимый» мир напрягал усилия с помощью колдуньи, боролся с болезнями клиента, а он боролся с сомнениями: «Было или не было» то, о чем говорила старуха. Посматривал в тревоге и на луну, пока в один момент не показалось, что «плохая луна смотрит» на него, смотрит нехорошо.

— Вы смотрели на лунный диск в небе и размышляли о том, что вам говорила колдунья?

— Да. Я очень много думал по ночам. Мне было страшно. Я и верил и не верил в то, что сказала мне колдунья о луне. Проверял, действительно ли луна так может действовать. Дождался полнолуния, и тут началось. Показалось, что луна смотрит на меня, как живое существо…

— В свете ваших размышлений и сомнений относительно того, что говорила вам колдунья, луна показалась «живым существом», с которым у вас образовалась связь?

— Да, именно показалось… Тут я забеспокоился и решил узнать, что же такое сознание человека. Полез в словари, но того, что хотел, не узнал.

— Что вы хотели узнать?

— Как я осознаю, что луна «смотрит» на меня и каким-то образом действует на мою жизнь?

— А что узнали из словаря?

— Сознание — это «идеальное воспроизведение реальной действительности в мышлении». И как это к моему случаю относится?

— Вы воспроизводите в своем мышлении то, о чем при вас мыслила дама-колдун. Она о чем-то мыслила или была в бессознательном состоянии?

— Ну да, она мыслила.

— Когда вы смотрели на луну, вы вспоминали ее рассказы о том, как она «разговаривала» с луной. Реальная луна, которую вы видели в небе, соединялась с воспоминаниями о ее рассказах. Так?

— Так.

— А сама луна напоминала вам о незабываемой встрече со стареющей женщиной, которая зарабатывает на жизнь тем, что рассказывает удивительные истории и лечит «заговоренной» водой?

— Да, я вспоминал то, что она мне говорила о «плохой луне».

— Давайте отвлечемся от луны и колдуньи на время, чтобы понять слово «сознание». Вот представьте себе медаль «За отвагу», которой украшают свою грудь воины (недавно прошел праздник День Победы). Вы смотрите на диск, сделанный из бронзы или серебра, и он вам что-то «говорит»? О себе, какой он красивый, металлический кружочек, или о владельце?

— Ну, конечно, о владельце. Он же герой!

— Да, он герой. Но вы ,глядя на его медаль, что представляете?

— Я представляю какое-то военное событие, в котором участвовал этот ветеран. Он проявил мужество, спас раненного командира, например. За это ему и дали медаль.

— Правильно. Это и есть «сознание». Вы представляете в мышлении реальную действительность, «идеально ее воспроизводите». Если бы этот ветеран с медалью рассказал о том, что он действительно спасал командира батареи, вытащив его из-под обстрела, то вы бы это ясно представили в своей голове?

— Да, я бы «увидел» это как живые картинки. Я в детстве любил слушать рассказы фронтовиков.

— Тогда что такое медаль? Это символ той боевой ситуации и знак почести этого ветерана.

Клиент на образе «медали» разобрался с тем, что произошло с ним. Облегченно вздохнул, поняв, что луна не смотрела на него своим холодным недоброжелательным взглядом. Для него все закончилось хорошо. Но для многих и многих людей похожий «трансцендентальный опыт» выхождения за границы реальности в «метафизическую реальность», то есть «за пределы» (мета) физического мира, в мир «идеальных представлений» и еще дальше — в непредставимый мир смыслов — заканчивается очень плохо.

Патологические ревнивцы, занятые представлениями о том, как их жены изменяют им, уже не мучаются вопросом: «Было-не было?» Уверив себя в том, что это «было» — раз они так думают, значит, есть основания так думать — ревнивцы ищут ответы на другие вопросы: «С кем?», «Почему?», «Как посмела?» и т. д.

Представления человека находятся на самой границе воображаемой реальности, созданной мыслью, «сконструированной» самим человеком, как сейчас модно выражаться, и реальной действительностью, данной человеку в чувственном познании. Воображение с помощью представлений расширяет границы возможного в реальной действительности, а восприятие внешнего мира ограничивают рамки воображаемого мира. Граница самой границы есть снятие ограничений: граница есть ограничение чего-либо, а «граница границы» есть снятие, преодоление этого ограничения. Симптом в этой форме консультирования понимается как «ограничение», мешающее человеку, поэтому задача консультанта – преодолеть это ограничение, провести границу в данном ограничении (диалектика третьего момента Пентады).

Что такое трансцендентность, или почему мы не можем познать самих себя

Слово «трансцендентный» обычно ассоциируется с трансцендентальной медитацией и разнообразной эзотерикой. Но чтобы употреблять его правильно, нужно как минимум отличать его от термина «трансцендентальный», а как максимум — вспомнить его роль в работах Канта и других философов.

Это понятие произошло от латинского transcendens — «переступающий», «превосходящий», «выходящий за пределы». В целом он обозначает то, что принципиально недоступно для эмпирического познания или не основано на опыте. Предпосылки термина возникли еще в философии неоплатонизма — основатель направления Плотин создал учение о Едином — всеблагом первоначале, которое невозможно познать ни усилием мысли, ни с помощью чувственного опыта. «Единое не есть сущее, но родитель его» — объясняет философ.

Полнее всего термин «трансцендентный» был раскрыт в философии Иммануила Канта, где он использовался для характеристики вещей-в-себе, существующих независимо от сознания и действующих на наши органы чувств, оставаясь при этом принципиально непознаваемыми, как на практике, так и в теории. Противоположность трансцендентности — имманентность: она означает либо неотъемлемость, внутреннюю связь какого-либо качества объекта с самим объектом, либо познаваемость объекта на личном опыте. Например, если предположить, что Вселенная создана по какому-то высшему замыслу, сам замысел для нас трансцендентен — мы можем только строить гипотезы о нем. Но если этот замысел существует в действительности, его последствия для нас имманентны, проявляясь в физических законах и обстоятельствах, в которые мы попадаем. Поэтому в некоторых теологических концепциях Бог трансцендентен и находится вне созданного им бытия.

Некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. То есть трансцендентальные объекты — это, образно говоря, «предустановленные по умолчанию» в нашем разуме

Представление о трансцендентности существует и в математике: трансцендентное число — это число, которое не может быть вычисленным при помощи алгебры или выраженным алгебраически (то есть, не может быть корнем многочлена с целыми коэффициентами, не тождественного нулю). В их число входят, например, числа π и e.

Понятие, близкое к «трансцендентному», но иное по значению — «трансцендентальное». Изначально оно обозначало просто область отвлеченных умственных категорий, а впоследствии его развил Кант, попав в собственную ловушку: построить философскую систему только на эмпирических данных оказалось невозможно, а никаких других источников опыта, кроме эмпирики он не признавал. Чтобы выкрутиться, философу пришлось допустить, что некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. То есть трансцендентальные объекты — это, образно говоря, «предустановленные по умолчанию» в нашем разуме — при этом информация о них существует сама по себе и не следует из нашего опыта.

Существует и еще одно родственное понятие — трансценденция. В широком смысле слова оно означает переход границы между двумя разнородными областями, в особенности переход из сферы посюстороннего в сферу потустороннего, трансцендентного. Для простоты возьмем пример из фантастики: параллельный мир для обычного человека — трансцендентное явление. Но когда герой попадает в этот параллельный мир или каким-то образом оказывается способен его воспринимать, это трансценденция. Или более сложный пример из экзистенциальной философии: Жан-Поль Сартр считал, что человек трансцендентен, поскольку он выходит за рамки любого возможного собственного опыта: мы можем изучать себя и окружающий мир с разных сторон, но никогда даже не приблизимся к полному познанию себя. Но одновременно человек обладает способностью к трансценденции: он трансцендирует любую вещь, придавая ей какое-либо значение. Трансценденция — важный элемент и в религии: она помогает человеку освободиться от своей материальной природы и прикоснуться к чему-то запредельному.

Из философии понятие трансцендентальности перекочевало и в психологию: швейцарский психолог Карл Юнг ввел понятие «трансцендентальная функция» — это функция, объединяющая сознательное и бессознательное. В частности, трансцендентальную функцию может выполнять психоаналитик — он помогает пациенту проанализировать образы бессознательного (например, сновидения) и связать их воедино с сознательными процессами в его психике.

Как говорить

Неправильно «Я записалась на занятия по трансцендентной медитации». Правильно — «трансцендентальной».

Правильно «Когда я захожу в храм, я испытываю чувство слияния с чем-то трансцендентным».

Правильно «Искусство трансцендирует знакомые нам предметы из материального мира, наполняя их высшим смыслом».

Трансцендентность

Субтитры

Трансцендентное буквально переводится как «выходящий за пределы» Термин трансцендентное означает нечто принципиально недоступное нам выходящее за грани нашего опыта, непознаваемое. Ключевой и самый яркий пример трансцендентного — это бог. Бог находится изначально за гранью понимания человека. Это означает, что всего того опыта, который может получить человек на протяжении своей жизни недостаточно для того, чтобы понять суть божественной природы. Кроме того, трансендентными объектами могут быть душа, добро, свобода. Иногда это может быть человеческая личность. Это могут быть определенные этические или эстетические установки, природа которых лежит за гранью нашего познания. Так как трансцендентность — это особое место в реальности, которое мы не можем ни понять, ни осмыслить, единственным, что помогает нам преодолевать этот пробел является вера. Таким образом мы можем верить в существование души, существование блага, существование свободы и других трансцендентных понятий. Наиболее тесно с понятием трансцендентное работал Имануил Кант. Оно было необходимо ему чтобы изначально показать непознаваемость мира, существование вещей, которые лежат за гранью нашего опыта. Вещи, которые мы не можем ни взять, ни потрогать, почувствовать на вкус, ни поставить эксперимент для того, чтобы убедиться в их существовании. Такие вещи Кант называл «вещи-в-себе». Они существуют как-бы отдельно от нас, за пределами нас самих, нашего человеческого. Трансцендентальные понятия — это понятия, которые даны нам изначально. Это смысловые предустановки, которые существуют в нашем разуме. Это истина, это закон, это случайность и необходимость, это сознание, это логика и многое другое. В своих работах Кант использует более сотни разнообразных словосочетаний подобных терминов со словом «трансцендентальность». То есть разница между трансцендентным и трансендентальным заключается в том, что когда мы говорим о трансцендентном объекте, мы имеем в виду сам объект. Да, он лежит за гранью нашего опыта, да, он где-то там. Мы не можем его понять. Но благодаоря этому мостику к этому объекту, мостику нашего познания, которое Кант называет трансцендентальным мы можем как-то воспринять отголоски смысла, отголоски природы этого объекта и составить себе о нем какое-то впечатление. Трансцендентное — это внешнее, трансцендентальное — это внутренее. Это наша способность, внутренняя способность к познанию. Довольно часто вы можете столкнуться с производными от этих слов. Такими как трансенденция или трансцендирование. Трансценденция — это граница, определенный рубеж в котором происходит процесс перехода из одного состояния в другое, из внутреннего во внешнее. Трансцендирования — это процесс сознательного или наоборот насильственного перехода за эту грань, выход за границы сознания или бытия. Как видите, все термины достаточно похожи и их легко спутать друг с другом. Главное, что нужно здесь помнить — это то, что есть нечто, что мы не сможем понять при всем нашем желании. Есть процесс перехода от непонимания к пониманию. И есть наша внутренняя способность познавать вещи, которые изначально не могут быть реализованы в нашей жизни, но тем не менее, они присутствуют там благодаря нашей вере в них. Таким образом это три термина: трансцендентность, трансцендентное и трансцендентальность. С вами был Вадим Корвин. Пока.

Трансцендентность Бога

Трансценде́нтность Бо́га (от лат. transcendens – выходящий за пределы) – богословское понятие, отражающее бесконечность Бога, Его запредельность тварному миру, подчеркивающее надмирность Его существования, недоступность человеческому познанию (за исключением того, что Бог Сам открывает о Себе).

Как Причина всего сущего, Бог запределен всему сущему, бесконечно возвышается над всем тварным бытием, есть Сущий над всем сущим. «Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления, – учит св. Григорий Нисский, – оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не открыто еще никакой силы, способной постигнуть непостижимое».

Вместе с тем, согласно учению Церкви, трансцендентной является только Божественное естество (сущность), но не Божественные действия (энергии), в которых Бог становится имманентен тварному бытию. «Невидимый по естеству делается видимым в действиях», – отмечает св. Григорий Нисский.

Раскрывая Себя в Своих энергиях, Бог остается неприступным по существу. Таким образом, Бог выступает одновременно трансцендентным и имманентным творению. «Бог остается трансцендентным по своей природе в самой имманентности Своего проявления», – указывает православный богослов В. Н. Лосский.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх