Помост

Вопросы веры

Трифонов монастырь в кирове

Приближается великий церковный праздник – Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это одно из торжеств, которые особо почитаемы у верующих людей. Поэтому большинство православных стараются посетить вечерние службы в храмах накануне этого дня или ночные и утренние литургии, которые проходят в соборах и церквях 7 января. «Комсомолка» узнала, где и когда будут проходить праздничные Рождественские богослужения в Кирове.

Успенский кафедральный собор Трифонова монастыря (ул. Горбачева, 4).

6 января (Рождественский сочельник)

— 8.00 – Царские часы. Изобразительны. Литургия. Великая Вечерня

— 17.00 – Всенощное бдение

7 января – Рождество Христово

— 00.00 – Литургия

— 8.00 – Литургия (Никольский храм)

— 9.20 – Литургия

— 16.00 – Великая Вечерня с полиелеем

Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ул. Ломоносова, 29, корп. 1).

6 января (Рождественский сочельник)

— 8.00 – Царские часы. Изобразительны. Литургия. Великая Вечерня

— 16-30 Общая исповедь

— 17.00 – Всенощное бдение

7 января – Рождество Христово

— 00.00 – Ранняя Литургия

— 9.00 – Поздняя Литургия

— 17.00 – Вечерня. Утреня с Великим Славословием

Храм Веры, Надежды, Любви. Фото: вятская-епархия.рф

Храм Великомученика и целителя Пантелеимона (ул. Воровского, д. 96).

6 января (Рождественский сочельник)

— 6.30 — Исповедь

— 7.00 — Царские часы. Изобразительны. Великая Вечерня с Литургией свт. Василия Великого

— 16.45 — Исповедь

— 17.00 — Всенощное бдение

7 января – Рождество Христово

— 0.00 — Литургия

— 6.30 — Исповедь

— 7.00 — Литургия

— 8.30 — Исповедь

— 9.00 — Литургия

— 17.00 – Великая Вечерня. Утреня со Славословием

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (мкр. Чистые Пруды, ул. Ивана Попова, 85 перекресток с ул. Чистопрудненская).

6 января (Рождественский сочельник)

— 7.00 — Царские часы. Изобразительны

— 8.00 – Литургия. Великая Вечерня

— 16.30 – Общая исповедь

— 17.00 — Всенощное бдение (Лития)

7 января – Рождество Христово

— 8.40 — Часы. Божественная Литургия

Храм Пророка Божия Илии (ул. Лепсе, 4/1).

6 января (Рождественский сочельник)

— 7.30 — Царские часы. Изобразительны. Великая Вечерня

— 9.00 — Литургия

— 17.00 — Всенощное бдение (Лития)

7 января – Рождество Христово

— 0.00 — Ночная Литургия

Церковь в честь иконы Божией Матери Феодоровская (ул. Набережная Грина, 7)

6 января (Рождественский сочельник)

— 8.00 — Царские часы. Великая Вечерня. Литургия

— 17.00 — Всенощное бдение

7 января – Рождество Христово

— 0.00 — Литургия

— 7.00 — Молебен

Феодоровская церковь. Фото: вятская-епархия.рф

Храм Архангела Михаила (ул. Мичурина, 22)

6 января (Рождественский сочельник)

— 7.40 — Царские часы, Литургия

— 16.00 — Всенощное бдение

7 января – Рождество Христово

— 0.00 — Часы. Литургия

Спасский собор spassobor.ru (ул. Казанская, 50)

6 января (Рождественский сочельник)

— 8.00 — Царские часы. Вечерня. Литургия

— 16.30 — Общая исповедь

— 17.00 — Всенощное бдение

7 января – Рождество Христово

— 0.00 — Литургия

— 9.00 — Литургия

— 17.00 Вечерня. Утреня со Славословием

Церковь Иоанна Предтечи (ул. Свободы, д. 54-д)

6 января (Рождественский сочельник)

— 8.00 — Царские часы. Вечерня. Литургия

— 17.00 — Всенощное бдение

7 января – Рождество Христово

— 0.00 — Литургия

— 9.30 — Литургия

— 17.00 — Вечерня. Утреня со Славословием

Церковь Иоанна Предтечи. Фото: вятская-епархия.рф

Спасо-Преображенский женский монастырь (Динамовский проезд, 6-12)

6 января (Рождественский сочельник)

— 7.00 – Часы. Навечерия. Вечерняя служба. Литургия свт. Василия Великого

— 16.30 — Всенощное бдение

7 января – Рождество Христово

— 0.00 — Литургия свт. Иоанна Златоустого

Спасо-Преображенский женский монастырь. Фото: вятская-епархия.рф

Свято-Серафимовский собор (ул. Урицкого, 21)

6 января (Рождественский сочельник)

— 8.00 — Царские часы

— 09:00 – Изобразительны. Великая Вечерня с Литургией Свт. Василия Великого. СЛАВЛЕНИЕ

— 11:00 – Молебен общий

— 11:15 – Панихида

— 16:30 – Общая исповедь

— 17:00 – Великое повечерие. Лития.Утреня с полиелеем. Первый ЧАС

7 января – Рождество Христово

— 0.00 — ЧАСЫ Третий и Шестой

— 0.20 — Литургия

— 01:50 — СЛАВЛЕНИЕ

— 09:00 — ЧАСЫ Третий и Шестой

— 09:20 — Литургия

— 10:50 — СЛАВЛЕНИЕ

— 17:00 – ЧАС Девятый. Исповедь. Великая Вечерня. Утреня со славословием. ЧАС Первый

— 17.00 Вечерня. Утреня со славословием.

Свято-Серафимовский собор. Фото: вятская-епархия.рф

Церковь святой великомученицы Екатерины (ул. Московская, 35а)

6 января (Рождественский сочельник)

— 6.30 — Царские часы. Изобразительны. Великая Вечерня. Литургия свт. Василия Великого

— 17.00 — Всенощное бдение

7 января – Рождество Христово

— 8.00 — Литургия

— 9.30 — Литургия

— 17.00 Вечерня. Утреня со славословием.

Царево-Константиновская Знаменская церковь (ул. Свободы, 70-а)

6 января (Рождественский сочельник)

— 8.00 — Царские часы, Изобразительны. Литургия свт. Василия Великого

— 17.00 — Всенощное бдение

7 января – Рождество Христово

— 0.00 — Литургия

— 9.00 — Литургия

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ул. Луганская, 5а)

6 января (Рождественский сочельник)

— 6.30 — Царские часы. Изобразительны. Великая Вечерня. Литургия свт. Василия Великого

— 17.00 — Всенощное бдение

7 января – Рождество Христово

— 0.00 — Литургия

— 7.00 — Литургия

— 9.30 — Литургия

— 17.00 — Великая вечерня. Утреня со славословием

Храм святителя Николая (микрорайон «Домостроитель»)

6 января (Рождественский сочельник)

— 8.00 — Царские часы. Литургия свт. Василия Великого

— 17.00 — Всенощное бдение

7 января – Рождество Христово

— 0.00 — Литургия

— 8.00 – Литургия. Молебен

Никольский храм. Фото: вятская-епархия.рф

С Рождеством Христовым! Счастья и благополучия каждому дому, мира и любви, чудес и исполнения желаний!

Трифонов монастырь Киров

Трифонов монастырь в Кирове возник благодаря удивительному человеку — монаху Пыскорского монастыря Трифону, в 1580 году он появился в городе и вознамерился организовать здесь мужской монастырь.

Горожане поддержали идею Трифона, и он отправился в Москву с челобитной к самому государю Ивану Грозному. Миссия подвижника увенчалась успехом. Царская грамота даровала Трифону право на земли, отведенные им под монастырь, и ряд населенных деревень, озер, лугов и участки наделов под пашню. Сам Трифон был рукоположен в сан иеромонаха и назначен руководить строительством своего монастыря.

Трифон возвратился в Хлынов уже в статусе настоятеля будущего монастыря. Уже спустя год в новом монастыре был построен первый храм — Успенский. Церковь была с шестью верхами и с пятью приделами. И снова Трифон отправился в Москву за помощью — пришло время отделывать здание внутри и наполнять его церковной утварью.

Новый государь, Феодор Иванович, также приветил Трифона и возвратился подвижник с дюжиной возов, нагруженных иконами, ризами, христианскими книгами и церковной утварью. В 1589 году храм освятили, он стал соборным для монастыря, названного также Успенским.

В XVII век в ансамбль Трифонова монастыря добавились высокая колокольня, жилые кельи, хозяйственные помещения и часовня: она обозначила святой источник, который, согласно монастырскому преданию, обустроил сам преподобный Трифон.

Спустя век после освящения деревянной Успенской церкви ее сменил величавый каменный собор, его строили с 1684 по 1689 год. Он стал первым в Трифоновом монастыре каменным храмом и третьим каменным строением в Хлынове, а сегодня, после их утраты, Успенский собор остается в городе наиболее древним зданием.

При закладке фундамента был обнаружен гроб почившего Трифона Вятского. Мощи преподобного со всеми подобающими почестями перенесли в собор вместе с его личными вещами.

31 мая 1689 года Успенский собор торжественно освятили, с тех пор храм стал главным зданием Трифонова монастыря Кирова и продолжает соответствовать и выглядеть сообразно своему высокому назначению. Это подлинная архитектурная доминанта всего ансамбля монастыря.

После революции

Трифонов монастырь Кирова распустили в 1918 году, монахов выслали, однако благодаря подвижнице Юлии Лавровской, в стенах монастыря была организована православная община, которая обязалась использовать все храмы монастыря исключительно для богослужений. В 1923-м монастырь захватили представители раскольничьей обновленческой церкви. Но и они продержались не долго. В 1929 году началось буквальное разорение обители.

Еще в предвоенные годы в святой обители успели «прописаться» общежитие, обслуживающие его столовая с прачечной, а в скором времени здесь стали обустраивать и коммунальные квартиры жилого фонда. К ним быстро добавились пекарня, мастерская обувщиков, филиалы различных учебных заведений. Когда же закончилась война, территорию монастыря облюбовал местный электромеханический завод, разместивший в храмах чугунный и сталелитейный цеха.

Без должного ухода многие строения монастыря попросту развалились, только в 1980 году был составлен проект реставрации всего монастырского комплекса как единого архитектурного ансамбля.

В 1989 году Успенский собор вернули церкви, а два года спустя передали весь монастырь епархиальному управлению, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

Вскоре была восстановлена гордость обители — Успенская церковь. После передачи Трифонова монастыря Кировской епархии этот замечательный храм приобрел статус кафедрального собора.

Трифонов монастырь график работы и богослужения

Храм открыт с 7:00 до 19:00.

Расписание богослужений на каждый день необходимо уточнять на сайте собора.

Контакты

Как добраться самостоятельно в обитель

От городского железнодорожного вокзала можно доехать автобусами №№ 3,37,67 и троллейбусом № 4 до остановки «Трифонов монастырь».

Вятка (Киров). Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь.

Успенский Троифонов монастырь создавался в местах, где обосновались так называемые северные «запорожцы» — русские «бывальцы», «хлыны» и «изгои» разного рода, окружённые инородцами — вотяками, черемисами и татарами. И нравы здесь в ХV-ХVI веках, как свидетельствуют летописи, царили самые жёсткие и распущенные. На протяжении веков обитель выступала духовным и культурным центром, миссионером и колонизатором новых земель, защитником обездоленных и немощных. Вятский Успенский мужской монастырь основал преподобный Трифон (ок. 1546-1612) — монах Пыскорской обители, выходец из архангельских крестьян. Жители пяти вятских городов, по инициативе монаха, обратились к Ивану Грозному с челобитной о создании монастыря. В июне 1580 года самодержец дал прп. Трифону грамоту на строительство обители на месте старого городского кладбища с двумя ветхими церквами. Вятскому монастырю царь пожаловал «безданно и безоброчно» окрестные сёла и деревни с людьми, пашнями, лугами и озёрами. Царь фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, даровал монастырю, кроме того, ещё Вобловицкую волость и незаселённые земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли обитель заселяла крестьянами из Вобловицкой области, способствуя освоению обширного края. В знак особого благоволения, Фёдор Иоаннович отправил в дар вятскому монастырю двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить четыре храма — Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Среди них выделялся Успенский собор, имевший шесть шатров. О нём сообщает дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601): «На Вятке в Хлынове городе монастырь стал… деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов». Современник писал, что церковь та «велия и пречудна» и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается». Историки предполагают, что его архитектурная идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.

К началу ХVII века в обители появились 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки (погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня). По периметру монастырь обнесли деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа. С восточной стороны Успенского собора стояла надкладезная деревянная часовня. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы. Прп. Трифон ввёл в монастыре строгий общежительный устав, по которому у всех монахов были общая трапеза и имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В обители ежедневно совершались службы. В молитве, посте и трудах прп. Трифон являлся примером для монахов и приходивших в монастырь вятчан. Часть братии, состоявшая из знати, возроптала на строгость устава. В результате святого изгнали из основанной им обители, а на его место поставили его ученика отца Иону (Мамина), происходившего из дворян. Лишь в 1612 году, после долгих лет скитаний, преподобный Трифон Вятский смог вернуться в родной монастырь, где вскоре скончался. По кончине он почитался жителями Хлынова, а после обретения его мощей в 1684 году Церковь прославила архимандрита Трифона в лике преподобных. В ХVII веке значение первого монастыря Вятской земли возрастало. Он быстро осваивал новые территории. Для управления вотчинами посылались старцы, привлекавшие в них крестьян из соседних земель. Обитель вела активную миссионерскую и просветительскую деятельность. Этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинах. Монахи Трифонова монастыря становились основателями и строителями новых вятских обителей. Трифонова же обитель быстро превратилась в культурный и книжный центр Вятской земли. Послушники и монахи обучались здесь чтению и письму. Уже в начале ХVII столетия в монастыре складывается богатая библиотека (более 140 книг), содержавшая богослужебные, святоотеческие книги, поучения, жития святых и пр. В монастырских стенах велась работа по переписыванию книг и созданию оригинальных произведений. За счёт обширного монастырского хозяйства и частных вкладов были накоплены значительные средства, позволившие начать каменное строительство. В 1684 году на месте деревянного соборного храма заложили каменный — спустя пять лет новый собор освятили. В 1690 году в него были торжественно перенесены мощи святого основателя обители. Над могилой установили раку, где хранились рукописное Евангелие, посох и вериги преподобного.

С воцарением Петра I для монастыря (как, впрочем, для большинства русских обителей) наступили трудные времена. Царь, стремившийся к увеличению налоговых поступлений в казну, запретил постригать в монахи трудоспособных мужчин. Численность братии стала быстро сокращаться. Если в 1711 году в обители подвизались 128 монахов, то в 1764-м — только 32 инока. Тем не менее, в первой половине ХVIII века начинает формироваться каменный архитектурный ансамбль монастыря. Были построены Святые ворота с надвратной Никольской церковью, служившие парадным въездом в монастырь, возведены Трёхсвятительская и Благовещенская церкви. Завершилось оформление монастырского комплекса постройкой колокольни, Братского и Настоятельского корпусов и ограды с башнями. В 1744 году в Трифоновом монастыре была открыта и почти полвека действовала славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Но даже после переезда семинарии на Архирейскую дачу учащиеся продолжали обитать в монастырских стенах — здесь находилось их общежитие. Большой урон обители нанесли реформы Екатерины II. В 1764 году большая часть монастырских вотчин отошла в государственную собственность. В довершение всего монастырь сильно пострадал от частых пожаров. В 1790-е годы, при императоре Павле I, монастырю были возвращены лучшие земли и дарованы новые льготы. Особенно способствовал возрождению и процветанию обители деятельный архимандрит Амвросий (Красовский), управлявший братией в середине ХIХ века. В 1856 году он построил пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. При монастыре была организована школа для городских детей, где они учились письму, чтению, арифметике и закону Божьему. В 1880-х годах в Трифоновом монастыре подвизался известный подвижник Вятской земли — прп. Стефан Филейский. В 1894-1896 годах под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина проводились работы по реконструкции и капитальному ремонту Успенского собора. Артель иконописцев из Палеха во главе с Л. И. Париловым выполнила в нём росписи. В начале ХХ века также были отремонтированы Никольский надвратный, Трёхсвятительский и Благовещенский храмы. В то время монастырь представлял собой благоустроенную обитель с немногочисленной братией (15-20 человек) и небольшими земельными угодьями.

Как писал в 1912 году в своей «Истории Вятского Успенского Трифонова монастыря от его основания до настоящего времени» К. Селивановский, «кто бывал в Успенском монастыре при предшественниках преосвященного Павла, тот ныне приятно будет поражён теми благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители прп. Трифона. Здания монастырские ремонтированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом, выстроены вновь два дома под квартиры… По всему монастырю и квартирам проведен водопровод… Для богомольцев устроена под братским корпусом «странноприимница». Более чем 300-летнию историю монастыря прервал в 1917 году большевистский переворот. В сентябре 1918 года по распоряжению советской власти Трифонова Успенская обитель была упразднена, её насельников выслали в Пермскую губернию. В монастырских стенах разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советская партийная школа. Впрочем, уже в декабре 1918 года благодаря подвижническим трудам Юлии Александровны Лавровской была зарегистрирована Трифоновская религиозная община, в ведение которой перешло оставшееся имущество монастыря. Спустя пять лет эту общину разгромили (Ю. Лавровская по приговору суда отправилась в ссылку в Сибирь), и Успенский собор при поддержке официальных властей захватили обновленцы, изгнав оттуда сторонников Патриарха Тихона. Другие монастырские храмы были переданы различным организациям. В 1929 году Успенский собор окончательно перестал быть домом молитвы. Монастырские колокола пошли на переплавку, вещи и богослужебные предметы из храмов продали или передали губернскому музею и архиву. В качестве «лома драгметаллов» безбожное государство нашло «применение» и серебряной раке прп. Трифона Вятского. Церкви лишились иконостасов (сохранился только в Успенском соборе). Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 году богоборцы разобрали колокольню Трифонова монастыря и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 году исчезли угловые башни и южная стена Успенского монастыря. В храмах и монастырских постройках размещались архив, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха электромеханического завода.

Начиная с 1940-х годов верующие неоднократно обращались к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы бывшей обители, а для архива приобрести другое здание. Но на все прошения инициативная группа получала один ответ: «Собор занят, и о его передаче не может быть и речи». Уникальный архитектурный ансамбль погибал на глазах. Восстановительные работы в монастыре начались только в 1950-е годы, но велись они «фрагментарно». Здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, стены покрывались слоем влаги и плесени. Только в 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трёхсвятительская церковь, восстановлена юго-восточная и северо-западная башни, воссозданы южный участок ограды с воротами, поварня. В 1988 году, на волне перестроечных преобразований, вновь приступили к обсуждению вопроса о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. Мнений при этом рассматривалось лишь два: передать монастырь краеведческому музею или Кировской епархии. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 года Успенский собор вернули епархии. В августе 1991 года Кировский облисполком принял историческое постановление о передаче всего ансамбля Успенского Трифонова монастыря Кировскому епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящён Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. А 25 сентября 1991 года Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря в городе Кирове. Настоятелем обители стал правящий архирей — архиепископ (ныне митрополит) Хрисанф (Чепиль). С этого времени начались активные восстановительные работы в Трифоновом монастыре. Были отреставрированы палаты настоятеля и Братский корпус (в нём находятся епархиальное управление и Вятское духовное усилище), заново построена колокольня, срублена надкладезная часовня, завершена реставрация Никольской церкви, на глазах преобразился и Успенский собор, благоустроена прилегающая к храму территория.

Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №105, ООО «Де Агостини», 2011

Успенский Трифонов мужской монастырь города Кирова
Епархиальный мужской монастырь

Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре 4 храма. Первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был сплавлен по реке Вятке из города Слободского. Через некоторое время был построен второй, более вместительный, Успенский собор. Затем последовали Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский храмы. К началу XVII века были также построены 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки — погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. Монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.
Преподобный Трифон ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. Такая строгость была не по нраву старшей братии и святого изгнали из обители — лишь в 1612 году, в конце жизни, он смог возвратиться и упокоиться в основанном им монастыре.
С 1600 года настоятели обители носили сан архимандритов. В XVII веке значение первого монастыря Вятской земли росло. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. На вотчинных землях строились храмы и часовни, монахи Трифоновой обители основывали новые обители в округе. Обитель стала также культурным и книжным центром Вятской земли — здесь послушники и монахи обучались грамоте, переписывали и составляли новые труды, уже в начале века сложилась богатая библиотека с более чем 140 книгами.
Значительные средства позволяли обители быстро восстанавливать постройки после пожаров и начать дорогостоящее каменное строительство. В 1684-1689 годах на месте деревянного был воздвигнут каменный Успенский собор. Главные работы по возведению каменного ансамбля пришлись на начало XVIII века — в камне были построены в 1692-1695 годах Святые ворота с надвратной Никольской церковью; в 1711-1717 годах Трехсвятительская церковь; в 1714 году колокольня; в 1717-1725 годах Братский корпус; в 1719 году Настоятельский корпус; в 1728 году Благовещенская церковь; в тот же период были возведены ограды с башнями.
Обширная программа монастырского каменного строительства пришлась на переломный период реформ царя Петра I. Был резко ограничен доступ в монашество, обитель была обложена государственными повинностями (в частности, содержать за свой счет престарелых солдат и инвалидов), монастырь стал местом отбывания епитимии для мирян и духовного сословия. Доходы вотчин шли в государственную казну, монастырь пустел и беднел. В середине столетия по монастырским вотчинам прокатилась волна крестьянских восстаний. На исправление ветхостей часто не оставалось средств, что вынуждало монастырские власти не раз обращаться за помощью в правительство. При секуляризационной реформе в 1764 году монастырю была положена ежегодная выплата в 770 рублей за конфискованные государством земли, обитель была определена штатной второклассной Монастырь сильно пострадал от частых пожаров.
Состояние обители во второй половине XVIII века ухудшилось настолько, что пришлось при входных вратах и в церквях во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата.
С 1744 по 1794 год в монастыре размещалась славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Затем, после переезда семинарии на Архиерейскую дачу, в стенах монастыря оставалось ее общежитие.
С воцарением императора Павла I монастырю были возвращены его лучшие земли, дарованы новые льготы. В середине XIX века архимандрит Амвросий (Красовский) ввел практику сдачи в аренду монастырских земель — это позволило ему улучшить материальное положение обители и построить в 1856 году пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. Около того же времени при монастыре была организована школа для городских детей. Указом 23 января 1868 года настоятелями монастыря были определены викарные епископы Сарапульские, а с 1889 года — викарии Глазовские. В 1880-х годах в обители жил преподобный Стефан Филейский, что способствовало оживлению духовной жизни.
К началу XX века монастырь был благоустроен но немногочислен и небогат земельными угодьями, основные доходы получал от сдачи квартирантам домов в городе. В 1894-1896 годах были отремонтирован Успенский собор, в начале XX века — также Никольский надвратный, Трехсвятительский и Благовещенский храмы. К 1912 году монастыре было повсеместно проведен водопровод, перекрыты крыши, построены два новых дома под квартиры, для богомольцев устроена под братским корпусом «странноприимница»
21 сентября 1918 года по распоряжению советской власти монастырь был ликвидирован, причем иноки были высланы в Пермскую губернию еще в конце августа-начале сентября того года. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре 1918 года была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. На 1921 год в обители еще держалась православная община под руководством исповедника владыки Виктора (Островидова). Но в 1923 году обновленцы при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, а другие монастырские храмы были переданы различным организациям.
В 1929 году Успенский собор был окончательно отобран у верующих. Монастырские колокола были отданы на переплавку. Вещи и богослужебные предметы из храмов были проданы или переданы Губернскому музею и Архивбюро. Как «лом драгметаллов» была сдана государству серебряная рака святого Трифона. В церквях, за исключением Успенского собора, были уничтожены иконостасы. Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 году была разобрана колокольня и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 году были разобраны на кирпич угловые башни и южная стена.
В храмах и монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы здесь, кроме того, находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода.
Начиная с 1940-х годов верующие начали обращаться к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Они предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы монастыря, а для архива купить другое здание и перенести в него все архивные дела. На все прошения верующих власти отвечали что «собор занят и о его передаче не может быть и речи.»
Монастырские постройки быстро разрушались. Восстановительные работы начались только в 1950-е годы, но до 1980-х годов эта работа велась фрагментарно. Так, здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, архивные дела и стены покрывались слоем влаги и плесени, а зимой — изморозью и льдом. В 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трехсвятительская церковь, восстановлена Юго-восточная башня, воссозданы южный участок ограды с воротами, Северо-западная башня, поварня.
В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.
После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус, восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях.

Свято-Успенский Трифонов монастырь

В Кировской области находится много храмов, многие из них были разрушены в годы Советской власти или частично утратили первоначальный вид. Не минула эта чаша и Свято-Успенский Трифонов монастырь. Здесь было уничтожено несколько строений, кладбище, находящееся при обители. Разрушению подверглась и каменная ограда.

А начиналась история православной жемчужины Вятского края с XVI века. Идейным вдохновителем и строителем монастыря был сын крестьянина из Архангельской губернии Трофим, получивший имя Трифон (1546–1612). В молодости он слыл юродивым, а затем был пострижен в монахи. В 1580 году он приехал в Вятку, где и предложил жителям создать монастырь. Заручившись от горожан челобитной для царя, он уезжает в Москву, и там получает от Ивана 4 грамоту, разрешающую отвести под обитель часть земель в районе старого вятского кладбища с имеющимися старыми церквями.

Монастырь быстро строился. И уже в 1601 году было воздвигнуто несколько деревянных храмов: Успенский, Благовещенский, Никольский, Иоанна Предтечи и Преподобного Сергия. Первоначально все постройки обители были из дерева, но позже их заменили каменные строения.

Долгие годы Трифонов монастырь получал богатые пожертвования. А также ему было выделено множество земель. Первым зданием из камня здесь стал Успенский собор, где с конца XVII века стали находиться мощи Преподобного Трифона, канонизированного после смерти.

Почти до XVIII века обитель вела активную просветительскую и миссионерскую деятельность. Политика императора Петра I принесла церкви и монашеству много испытаний, в результате численность братии Трифонова монастыря сократилась до минимума, а само монашество испытывало серьезные трудности.

В XIX веке возрастает духовное влияние монастыря на православных Вятской губернии. Он еще продолжает расширяться территориально и принимает всё больше паломников, которые хотели поклониться мощам святых. При монастыре работала большая библиотека, начало которой дал ещё преподобный Трифон. Позже здесь появится и музей церковных древностей.

После революции в помещениях монастыря находилась партийная школа. До 90-х годов прошлого века монашеская обитель сменила несколько организаций. Здесь размещался архив, столовые, сапожная мастерская, пекарни, несколько учебных заведений и даже были квартиры для служащих. Но когда в конце XX века стал вопрос, отдать монастырь под Краеведческий музей или возвратить вятской епархии, было выбрано второе. Чему способствовал сбор подписей православных верующих.

Новое открытие монастыря состоялось в 90-х годах прошлого века, тогда же Успенский собор получил статус кафедрального. В 2004 году в обители появился новый колокол, весящий 3,5 тонны. Многие помещения монастыря были восстановлены, но его полная реконструкция еще продолжается и сегодня.

На сегодняшний день в монастырский комплекс входит почти 20 строений. Среди них несколько церквей, восстановленная после разрушения колокольня, часовая святого Трифона и угловые башни, выстроенные в XVIII веке. Свято-Успенский Трифонов монастырь — древнейшая обитель Вятской земли. Уже который век она является духовным, образовательным и культурным центром этого края.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх