Помост

Вопросы веры

Троицко сергиева лавра


В продолжении нашей воездке по местам православных паломников в Сергиево-Посадском районе, хочу показать вам Сергиеву Лавру. Перед посещением самой лавры, как вы помните, мы заехали на место погребения родителей Сергия Радонежского. Сейчас на этом месте находится Покровский Хотьков монастырь.
Троице-Сергиева лавра (в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева Лавра) — крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.
Датой основания Троице-Сергиевой пустыни является 1337 год. В те далекие времена, будущий преподобный Сергий Радонежский, тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холме Маковец, в десяти верстах от Хотькова. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году). С тех пор небольшое поселение сильно разрослось и превратилось в целый монастырский комплекс за могучими крепостными стенами.
* Все фотки кликабельны и имеют ссылку на полноразмерное изображение.
Подъехали мы не с центрального входа, а прямо с противоположной стороны. Там была большая парковка и какой-то рынок.
Как раз в это время прибыли автобусы с паломниками, и мы влившись в общий поток, направились к центральным воротам.
1

2

Площадь перед Лаврой
3

4

5

6

И первое что нас встречает, это небольшая Духовская церковь с синей маковкой.
Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг.)
Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря.
7

8

9
На фотографии ниже скромно выглядывающая красная церковь, это:
Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753)
Церковь расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.
10
Колокольня (1741 – 1770)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1770 гг., замыкает собой северную сторону соборной площади Троице-Сергиевой лавры. Высота её составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
В ней смотреть особо нечего, а прикупить различных ювелирных изделий, запросто. Весь первый этаж заняли торговые павильоны.
11
12
Успенский собор (1585)
Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
13
14
15
На фотографии слева прямо перед успенским собором из красного кирпича расположилась часовня.
Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.)
Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.

16
А вот эта очередь тянется к Троицкому собору.
Троицкий собор (1422-23 гг.)
Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря.
17
Местное кладбище. Исключительно для церковных служителей высших чинов.
18
В момент съемки, проходило захоронение архимандрита. Старец 98 лет прожил.
19
20
21
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.)
Трапезный храм — один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен «в шахмат», имитирующей руст, благодаря искусной белокаменной резьбе колонн малого и большого ордеров, благодаря многопрофильному карнизу, увенчанному парапетом с поясом скульптурных раковин. Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца.
22
23
24
В обзор вошли не все церковные сооружения расположенные на территории лавры. Так в объектив не попали: Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637), Михеевская церковь (1734 г.) и церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623). А еще рядом с лаврой, но уже за крепостными стенами, находится множество других построек: мастерские, гостиницы для паломников, трапезные.
Так же, особого внимания заслуживает крепостная стена с её башнями. К сожалению, на это времени не хватило. Десять башен возведенные в разные времена поражают своей красотой и индивидуальностью. Каждая имеет свое название и форму.
Ещё посты по теме:
ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ
ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФОТО
ВОСКРЕСЕНСКИЙ
НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
САМЫЙ СТАРЫЙ ХРАМ В ГРОДНО.
БОРИСОГЛЕБСКАЯ (КОЛОЖСКАЯ) ЦЕРКОВЬ
СОБОР СВЯТОГО ФРАНЦИСКА КСАВЕРИЯ. ФОТО.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА В МОСКВЕ
«ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»
МОРСКОЙ CОБОР НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В КРОНШТАДТЕ.
СВЯТЫЕ МЕСТА ЧЕРНОЗЕМЬЯ. КОРЕННАЯ ПУСТЫНЬ.
МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В НОВОМ АФОНЕ. ФОТО.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА В ПОДМОСКОВЬЕ
«ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ».
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА В ПОДМОСКОВЬЕ
«ХРАМ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ».

vladimirdar


Всего 54 фото
Церковь Святых Сергия и Вакха — одна из самых древних сохранившихся церквей Константинополя, послужившая прообразом для базилики Сан-Витале в Равенне (центрический храм) и собора Святой Софии (купольная базилика) (отсюда и второе название — «Малая Айя-София»). По всей видимости Церковь Святых Сергия и Вакха является работой тех же мастеров построивших и Айя-Софию — Исидора Милетского и Антемия Тралльского. По другой версии над храмом работал архитектор Антхемиус из Траллеса, который был больше известен как математик и автор книги о сжигание зеркала «Paradoxographia».

Храм посвящён святым мученикам Сергию и Вакху, поражает не менее сильно чем сама знаменитая Айя-София и это не преувеличение. Церковь будто родная младшая сестра Собора Святой Софии. Она не так величественна из-за своих относительно скромных размеров, но искренне впечатляет и удивляет «живой» доброй чистой глубокой светлой энергетикой. Тебя захватывает волна удивления и радостное понимание что ты находишься в одном из древнейших и удивительных мест византийского Константинополя. И это самое понимание приходит без каких-либо предварительных пояснений для себя. Добирался я, кстати, сюда намеренно и с любопытством — не сверяясь с путеводителем и нашел интуитивно Малую Айя-Софию легко и непринужденно.
Поскольку сама церковь меня так увлекла, я сделал большое количество фотографий как внешне, так и во внутреннем объеме храма. Так что о церкви Сергия и Вакха будет два поста. Один о внешнем облике церкви, истории ее создания, святых Сергии и Вакхе и вторая — внутренние её пространства оставившие сильнейшие впечатления. Несмотря на то что знаменитых золотых византийских мозаик в церкви не сохранилось — их можно вполне себе представить если побывать в церкви Христа Спасителя в Полях монастыря Хора которая относится примерно к тому же периоду что и Малая Айя-София. Так что это погружение в историю православной Византии оказалось очень даже богатым на впечатления, что я и постараюсь передать.
Церковь (сейчас работающая мечеть) расположена в историческом центра Стамбула в районе Султанахмет почти у берега Мраморного моря. Добраться до Малой Айя-Софии, можно не прилагая особых усилий, нужно тоько желание.
Мы сейчас на одном из самых знаковых достопримечательностей Стамбула — исторической площади Султанахмет или месте нахождения знаменитого Константинопольского Ипподрома.


От Площади Ипподром в южной его части миновав Египетский обелиск, Обелиск Константина обходим слева Университет Мармара, что пристроился на бывшей закругленной южной части основы Ипподрома – сфенде – месте зрительских трибун, некогда расположенных полукруглым амфитеатром, повторяющим юго-западный поворот беговой дорожки.


Университет Мармара и Обелиск Константина на площади Султанахмет
Сейчас мы обойдем это здание слева и начнем спускаться по узким улочкам к Мраморному морю. Справа у нас вскоре появятся впечатляющие руины сфенды. Это все что осталось от некогда знаменитого Константинопольского Ипподрома.04.

Осмотрев сфенду, далее берем левее, спускаемся к морю по узким стамбульским улочкам…


…и через 3-4 минуты мы уже на месте – у церкви Святых мучеников Сергия и Вакха.


В этом районе некогда располагались самые фешенебельные дворцы Города, в том числе дома Пульхерии и семейства Фок, а также так называемый дом Дария (по легенде, его владелец был одним из восьми патрициев, которых Константин Великий перевез с собой из Рима). Ничего из этих строений уже давным-давно нет. О величии стоявших здесь дворцов свидетельствуют многочисленные местные подземные цистерны, питавшие их водой (а собственная вода признак богатства). Ни в одну из них сейчас публичного доступа нет.


О церкви святых Сергия и Вакха упоминали многие русские паломники, в том числе Антоний Новгородец: “За подгорием же есть церковь святых мученик Сергия и Вакха: и главы их тут лежат, и рука Сергиева и кровь его”. Александр Дьякон привязывается к другому ориентиру: “Близ Костянтинова дворца царева есть монастырь святаго Сергия и Вакха”.

Мавзолей Хусейна Ага
Церковь была возведена Юстинианом по обету, после страшного истребления собственных сограждан во время восстания Ника. Постройку завершили до 536 года. Шла Персидская война, и это определило посвящение храма: мученик Сергий не мог похвастать особой популярностью в Константинополе, но пользовался большой славой на Востоке. В земной своей жизни он служил в элитных воинских частях, сражавшихся на Восточном фронте империи.
Согласно житию святых мучеников, Сергий и Вакх занимали высокие воинские должности при императоре Максимиане (в изложении святителя Димитрия Ростовского — были сановниками при дворе «царя» Максимиана). Так продолжалось, пока Максимиану не донесли, что они не почитают языческих богов. Император, чтобы удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву «идолам», но они отказались, ответив, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются, после чего император приказал снять с мучеников знаки их воинских отличий, одеть в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Унизив их, император опять призвал Сергия и Вакха и пытался отвратить их от христианской веры, но святые были непреклонны. Тогда Максимиан приказал отослать их к правителю Сирии Антиоху, который люто ненавидел христиан.

Святые мученики Сергий м Вакх
Антиох в своё время получил место правителя благодаря помощи Сергия и Вакха и также просил исповедников оставить христианство. Получив отказ, разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами, после чего он умер, а Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом.

Святой мученик Вакх
Смерть мученика Сергия, согласно житию, наступила в городе, именуемом Ресафа (Димитрий Ростовский в своем житии святых мучеников называет этот город Резафой, или Розафой). Впоследствии он был переименован в Сергиополь. Святые мученики Сергий и Вакх претерпели кончину, по разным источникам, около 300 года, или около 303 года, или в 305 году.

Константинопольский мастер (?), VII век. Киев, Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко.
Из монастыря Св. Екатерины на Синае. Энкаустика, доска; 28,5 × 42 см.
Немного подробностей о страданиях и мучениях Сергия и Вакха за их веру
По приказу Антиоха «… Вакха, обнаживши и разложивши на земле, стали бить беспощадно. Святого били по всему телу столь долгое время, что даже слуги, бившие его, изнемогая от усталости, чередовались друг с другом. От этих побоев тело святого мученика как бы отпало от костей, и кровь из него лилась как вода. Среди таких мучений святой Вакх предал душу свою в руце Господу».

Избиение святого мученика Вакха и усечение главы святого мученика Сергия.

Афон, монастырь Дионисиат, 1547 г. иконописец: Тзортзи (Зорзис) Фука.
«…Тело Христова страдальца Антиох повелел вынести из города и бросить его где-нибудь подальше на съедение зверям и птицам. Но Господь сохранил кости его: некоторые из христиан, скрывавшихся из-за страха к идолослужителям вне города, в пещерах и оврагах, ночью вышли из своих убежищ, взяли тело святого и с честью погребли его в одной из тех пещер, в коей прятались сами…».

Святой мученик Вакх
«…Сергий, сидя в темнице и услыхав о кончине друга своего, сильно опечалился и долго скорбел о разлуке с ним. – Увы мне, брат мой Вакх, – повторял он неоднократно,– теперь нам с тобой нельзя уже воспеть: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс.132:1): оставил ты меня одного. В то время, как святой Сергий так сетовал, в следующую же ночь явился ему во сне святой Вакх, с ликом ангельским, в блиставшей небесным светом одежде. Он сталь утешать его, возвещая ему об уготованном для них на небе воздаянии, и укрепил его к предстоявшему вскоре мученическому подвигу, за который он получит у Христа Господа великую милость и дерзновение…».15.
Святой мученик Вакх
После смерти Вакха Антиох пытался вновь склонить Сергия к отступничеству, но тот отказался. Сергия истязали немилосердно и водили из города в город в железных сапогах с гвоздями, но ему на помощь ночью ялялся ангел и на следующий день раны святого исцелялись, Сергий даже не хромал наутро, чему ужасались его мучители. Сергий отверг все уговоры Антиоха принести языческие жертвы и был обезглавлен.
«…Спустя немного времени христиане города Суры уговорились тайно взять из Розафы тело святого и перенести в свой город. Когда же они ночью подходили к гробнице, от гроба показался огненный столб, высотою своею достигавший до самого неба. Некоторые из воинов, живших в Розафе, видя в полночь огненный столп, освещавший весь их город, пошли вооруженными к тому месту и увидели Сурских граждан объятых ужасом при виде сего огненного явления. Вскоре явление чудесного столпа исчезло. После того Сурские граждане поняли, что святой Сергий не хочет оставлять того места, где пролил кровь свою и положил за Христа душу свою; в честь мученика они поставили только на том месте чудную, каменную гробницу. По распространении христианства, в городе Розафе был выстроен во имя святого мученика Сергия храм…».

Святой мученик Сергий
В летописях отмечали, что «…каждый год, в день памяти святого (7 октября), дикие звери, как бы соблюдая какой-либо закон, выходили из окрестных пустынь и собирались на том месте, где сначала был погребен святой мученик…». Кстати, именно во имя этого святого мученика Сергия и получил в монашестве это имя русский святой Сергий Радонежский так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Мученик Сергий — один из самых почитаемых святых на Христианском Востоке, а особенно в Сирии, где он пострадал за Христа и где находился некогда целый город его имени — Сергиополь. Алый стяг с ликом святого Сергия избрали своим арабские христианские цари из династии Гассанидов. В 529 году император Юстиниан объявил гассанида Хариса ибн Саалабу правителем Сирии и Палестины.

Знамя Гассанидов с изображением лика святого Сергия.
В житийном подлиннике Сергий называется «примикаром», т. е. первым начальником «гентилийского полка», – состоявшего из союзников (которые назывались: gentilles) римлян, а Вакх – «секондоторием», т.е. вторым начальником сего полка.
Храм Сергия и Вакха соседствовал с дворцом Гормизды из которого можно было попасть сюда прямо на галерею второго этажа. Дворец Гормизды, выходил к морю и в начале VI в. еще не был частью Большого императорского дворца, а являлся частной резиденцией, построенной некогда для беглого персидского принца. Тут жил Юстиниан, еще до того, как стал императором. Позднее, уже переехав в Большой дворец, он продолжал использовать эти помещения — главным образом в церковно-политических целях.
Видимо, церковь вписывали в свободное пространство между двумя уже стоявшими зданиями — и оттого она в плане представляет какую-то совершенно произвольно трансформируемую конструкцию, в которой нет прямых углов, а внутренний контур искажен по отношению к внешнему.

Реальный план церкви святых Сергия и Вакха в Константинополе.
Часто утверждают, что Сергий и Вакх был рабочей моделью, на которой “обкатывались” архитектурные приемы для Святой Софии. Это неверно: ведь последний должен был сохранять преемственность с предшествующими базиликальными храмами, тогда как Сергий и Вакх изначально строятся вокруг центрального подкупольного пространства.

Кроме того, купол у Софии похож скорее на гладкую полусферу, у Сергия и Вакха — в большей степени напоминает ребристую “раковину”. Она разделена на шестнадцать долей, восемь из которых — плоские и прорезаны окнами, а чередующиеся с ними восемь других, вогнутых, соответствуют углам восьмерика. Это придает куполу (его высота — 16,33 м) волнистое очертание, что хорошо заметно, если глядеть с высоты Первого холма. В целом обращение как с пространством, так и со светом в Сергии и Вакхе было чрезвычайно новаторским.

Осмотрим эту церковь со стороны по-внимательней.

Теперь церковь Сергия и Вакха представляет собой действующую мечеть (основатель ее Хусейн Ага погребен в мавзолее к северу от храма, на фото ниже справа). Войти в мечеть можно либо перед намазом, либо после него.

Апсида церкви.

Купол церкви с северо-востока.

Церковь Сергия и Вакха с северо-востока
Здесь на земле бывшей церкви очень много мусульманских надгробных стел над захоронениями. Выглядит эта картина странно, и воображение отчаянно сопротивляется видимой картине и кажущимся в уме несоответствиям.

Мы сейчас проходим вдоль северной стены церкви.

И сейчас войдем во двор церкви Сергия и Вакха.

Северная стена церкви Сергия и Вакха
Это главный вход в церковь с севера.

Внутренний двор церкви.

Мавзолей Хусейна Ага.

Северные врата и стена церкви изнутри.

В целом здание подверглось минимальным переделкам: например, те окна, которые сейчас находятся по обе стороны от входа, были раньше дверями, как и в Святой Софии.

Южная граница — стена церкви.

В 1742 году во дворе здания был сооружён ритуальный фонтан, а в 1762-м появился минарет полностью перестроенный уже в 1952 году.

Зайдем за границу южной стены. На фото ниже виден двор церкви.

А здесь мы видим справа южную стену церкви (медресе), а слева стену сооруженную вдоль железнодорожного полотна.

А на этом фото — южная стена церкви Сергия и Вакха. Есть версия что церковь святых Петра и Павла смежная с церковью Сергия и Вакха находилась именно с этой южной стороны, а не с северной, а ее фундаменты были уничтожены новым железнодорожным полотном. Об этой церкви и северном варианте расположения чуть ниже.

Купол церкви с северо-запада

Вот как описывает Прокопий этот храм и находившуюся по соседству с севера церковь Петра и Павла (на фото ниже и левее), от которой сохранились лишь фундаменты: “Оба эти храма не обращены друг к другу фасадами, но стоят наискось друг к другу, соединенные между собою. Одинаково каждый из них побеждает свет солнца блеском своих мраморов, одинаково оба они всюду насыщены изобилием золота и могут гордиться количеством приношений. Они являются украшением как всего города, так в не меньшей степени и дворца”. Северная стена Сергия и Вакха — единственное, что осталось от этой “сиамской” постройки. Согласно легенде, под ступенями церкви Петра и Павла Юстиниан нашел пророчество о том, что на Ипподроме произойдет массовая резня, то есть о восстании Ника.50.
Садик с фонтаном напротив фасада церкви, обнесенный одноэтажными строениями с остроконечными печными трубами, представляет собой раннеосманское медресе (на фото ниже справа), но на этом месте располагался когда-то атриум византийской церкви.

Стены медресе с северо-запада.

Вход в медресе с западной стороны.

Итак. первая часть моего рассказа окончена. Теперь перейдем ко второй где также внимательно и с пристрастием осмотрим внутренние пространства этой древнейшей интереснейшей вызывающей удивительные ощущения константинопольской церкви.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Россия Московская область Сергиев Посад

Идёт загрузка карты…

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. Без малого за семь столетий она стала и образовательным центром, и военной крепостью, и местом сосредоточения русских подвижников, и местом тёплой молитвенной помощи каждому уповающему. На территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры организован монастырский оздоровительный центр. Также при обители действует гостиница для паломников.

История

Обитель была основана в 1337 г. прп. Сергием Радонежским. Со дня основания и до наших дней это одна из самых почитаемых святынь, крупнейший центр духовного просвещения и русской культуры. В стенах Троице-Сергиевой лавры подвизились прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918).

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг.

Монахами Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских обителей по примеру самого Сергия Радонежского, основавшего при жизни около сорока монастырей.

В 1608-1610 гг. монастырь с тремя тысячами человек выдержал осаду тридцатитысячного польско-литовского войска, претендовавшего на Россию и московский трон. Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православия.

В 1744 г. монастырь получил почётное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

С 1814 г. на территории Троице-Сергиевой лавры расположилась Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России (до пожара 1812 г. пребывавшая в московском Заиконоспасском монастыре, там же и основанная в 1685 г.)

В 1920 г. Троице-Сергиеву лавру закрыли богоборцы. В её зданиях на долгие годы разместился Историко-художественный музей и другие госучреждения, часть строений отдали под жильё.

Возрождение обители началось после Великой Отечественной войны, в 1946 г. В её стенах проходили Поместные Соборы (в 1971, 1988, 1990 гг.)

Пройдя через испытания войной и безбожием, Свято-Троицкая Сергиева лавра по-прежнему является духовным оплотом России и одним из самых почитаемых мест паломничества.

Современное состояние. Храмы

Свято-Троицкая Сергиева лавра один из красивейших русских монастырей. У каждого храма и собора уникальная история. Приводим перечень и фото. Тем, кто интересуется подробно, сюда: http://www.stsl.ru/about_lavra/khramy-i-sobory-lavry. (На официальном сайте Лавры есть также информация о других постройках, включая монастырскую стену.)

  • Колокольня (1741-1770 гг)
  • Троицкий собор (1422-23 гг.)
  • Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.)
  • Успенский собор (1585)
  • Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637)
  • Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.)
  • Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. )
  • Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.)
  • Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)
  • Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.)
  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753)

Престольные праздники

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

  • Колокольня

  • Троицкий собор

  • Успенский кладезь с часовней

  • Успенский собор

  • Храм прпп.Зосимы и Савватия Соловецких

  • Церковь Рождества св.Иоанна Предтечи

  • Духовская церковь

  • Михеевская церковь

  • Церковь прп.Никона Радонежского

  • Трапезная церковь

  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии

Святыни (краткий перечень)

Св.мощи прп.Сергия Радонежского

  • Св. мощи преподобного Сергия Радонежского
  • Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (в Троицком соборе)
  • Св. мощи преподобных Максима Грека и Антония Радонежского (в Духовской церкви)
  • Чтимая икона свт. Николая (в храме прп. Сергия).

Примечание: за алтарём Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

Подворья

  • Благовещенское подворье Троице-Сергиевой лавры
  • Богородское подворье Троице-Сергиевой лавры
  • Варницкое подворье
  • Владимирское подворье
  • Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры
  • Геленджикское подворье
  • Гефсиманский Черниговский скит
  • Деулинское подворье. Храм Нерукотворного Спаса в селе Деулино
  • Московское Троицкое подворье
  • Пересветовское подворье Троице-Сергиевой лавры
  • Подворье «Куликово Поле»
  • Покровский скит (Сабурово)
  • Пятницкое подворье
  • Радонежское подворье Троице-Сергиевой лавры
  • Свято-Успенский женский скит-подворье (Епифань)
  • Сергиевское подворье Троице-Сергиевой Лавры (Переславль-Залесский)
  • Сергиевский скит Троице-Сергиевой лавры
  • Скит Параклит
  • Спасо-Вифанский мужской монастырь
  • Храм святой Марии Магдалины (Лоза)
  • Храм святых апостолов Петра и Павла (Сергиев Посад, ул. 1 Ударной Армии, 17)
  • Храм явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому на территории Детского дома для слепоглухих
  • Церковь Святой Троицы (Антарктика)

Контакты

Почтовый адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Электронная почта:

  • для частных вопросов answer@lavra.ru
  • для официальной переписки office@lavra.ru.

Справочные телефоны по общим вопросам:

Телефоны Духовной академии и семинарии:

  • Канцелярия +7(496)540-53-45, факс +7(496)540-31-60
  • Приемная ректора +7(496)540-53-46, факс +7(495)742-44-04
  • Сайт http://www.mpda.ru

Как добраться

От вокзалов до Лавры можно дойти пешком.

Личный транспорт Из Москвы по пр. Мира на Ярославское шоссе (трасса М8). Через 45 км — поворот на Сергиев Посад, через 10 км – город. Лавра видна при въезде.

На подъезде к монастырю парковки платные. А так, парковка везде, где не запрещено. Бесплатная нормальная парковка за Лаврой (проезжаете вперёд, до первого поворота налево, потом прямо пару кварталов, снова налево, т.е. вы заехали с тыла, и подыскивайте место. С этой стороны в Лавру тоже есть вход (через дорогу вниз с горки, увидите).

Где разместиться

Вознесенская гостиница

Стоимость проживания: за нижнюю койку — 500 руб., за верхнюю — 450 руб.

Старая гостиница

Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133

Стоимость проживания уточнять нужно самим. Телефоны для справок: +7(496)549-90-00, +7(496)541-43-00.

Примечание: комфортные одно-, двух- и многоместные номера со всеми удобствами. В каждом номере есть икона и Св. Писание. Возможна организация дополнительного места. Дети до 7 лет проживают бесплатно.

В гостиницах не благословляется курение, распитие спиртных напитков в номерах.

Паломнику

Богослужения

Лавра открыта для посетителей с 5:00 до 21:00 ежедневно.

В великие праздники и дни памяти преподобного Сергия (5/18 июля, 25 сентября/8 октября) — круглосуточно.

Расписание на текущую седмицу можно посмотреть на странице Лавры http://www.stsl.ru/worship/schedule

Ориентировочно расписание такое:

  • В крипте под собором в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны в 9.00 с водосвятием и в 13.00 без водосвятия, а также раздается освященное масло с 9.00 до 12.30.
  • Троицкий собор: будние дни — братский молебен у мощей прп. Сергия и полунощница — 5.30-6.30, средняя Литургия — 6.30. Воскресенье и праздничные дни: молебен с акафистом прп. Сергию — 5.00-6.15, средняя Литургия — 6.20, молебны с акафистом прп. Сергию — 8.30, 10.30, 12.30, 14.30, 16.30, 18.30. Воскресенье: соборный молебен с акафистом прп. Сергию — 17.00. В пятницу соборный молебен с акафистом Божией Матери — 17.00 (если нет всенощного бдения). Накануне воскресений, двунадесятых и некоторых великих праздников сразу после всенощного бдения с литией (ок. 21.00) совершается исповедь в том же храме, а в сам день праздника две дополнительные средние Литургии в Духовском храме (в 7.30) и в Смоленской церкви (в 8.30).
  • Храм в честь Покрова Божией Матери в Академии: будние дни — вечернее богослужение (9-й час, веч. и утр. с 1-м часом) — 16.45, исповедь в исповедальне Академии — 6.00, Литургия — 6.20; воскресные и праздничные дни: всенощное бдение — 17.00, исповедь — 7.00, Литургия — 7.45. По средам соборный акафист Покрову Божией Матери (кроме дней попразднств) — 18.20.

Если не можете подать записку лично

Все требы за пожертвования. Если не можете приехать, записку можно отправить по электронной почте (answer@lavra.ru, приложив копию платёжки) или почтовым переводом.

Помните: поминаются только крещенные в Православной Церкви. Имена нужно указывать, данные в крещении, в родительном падеже (например, о здравии: Иоанна, Андрея, Марии…)

В храмах Лавры можно заказать о здравии и упокоении:

  • Сорокоуст
  • Сорокоуст на Великий пост
  • Молебен у мощей преподобного Сергия Радонежского
  • Благодарственный молебен в храме Всех Святых
  • На Литургию (с проскомидией)

Поминовение на полгода и год можно заказать на Подворьях Лавры и в приписных храмах (на Пятницком Подворье, храме св. апп. Петра и Павла…), в самой Лавре такие длительные поминовения не принимаются.

Отчитка

Заочно отчитка не проводится. Необходимо личное присутствие.

На проведение чина изгнания злых духов желательно получить благословение опытного священника, который может сказать, действительно ли есть нужда в этом.

Перед отчиткой необходимо исповедаться.

Чин совершает архимандрит Герман (Чесноков) по четвергам, пятницам, субботам в 12:00 ч. Расписание может меняться. По всем вопросам надо звонить предварительно.

Трудникам и волонтёрам

Желающим потрудиться в Лавре:

служба)

Экскурсии

Храмы Лавры открыты во время богослужений (смотри расписание) и заказных экскурсий.

Экскурсии проводятся ежедневно:

  • в летнее время с 9:00 до 18:00
  • в зимнее время (ноябрь — апрель) с 9:00 до 17:00

Телефоны паломнического центра: +7(496)540-57-21, +7-910-471-01-70

Трапезные

Голодными не останетесь. Цены разные.

Монастырский оздоровительный центр

На территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры организован монастырский оздоровительный центр. Руководитель — насельник Лавры иеромонах Моисей (Дроздов). Он и монах Мелитон ведут приём больных в павильоне напротив Келарского пруда.

В Центре можно купить сборы и травы, в т.ч. удалённо (есть интернет-магазин). Есть филиал в Смоленске.

Фотографии

Видео

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Божественная Литургия в Лавре.

«Обитель»,реж. А.Мамонтов, 2005

Золотое кольцо. Сергиев Посад

К мощам преподобного Сергия нескончаемой вереницей с раннего утра до вечера стоят люди, чтобы поклонится великому святому русской земли.
У раки Сергия Радонежского торжественным «крестоцелованием» московские князья скрепляли союзы, совершали молебны перед походами и по окончании их, крестили наследников престола и отмечали другие события. Например, в 1552 году царь Иван Грозный перед походом на Казань приходил в монастырь и пред гробом преподобного Сергия получил невидимое благословение от Святого заступника небесного. Оно осенило царя, и пали перед ним твердыни Казанского ханства.

В Троице-Сергиев монастырь рака была передана через год после смерти Ивана Грозного — уже от имени царя Федора и царицы Ирины «с молением о чадородии».

Осеняющий раку серебряный балдахин, устроенный в 1737 году императрицей Анной Иоанновной, был виртуозно выполнен в мастерской московского чеканщика Давида При-фа. Балдахин, весящий более 400 килограммов, стоит на четырех фигурных столбах и пышно украшен замысловатыми орнаментальными рельефами. Перед ракой теплится серебряная вызолоченная Неугасимая лампада, а для свеч устроен большой серебряный подсвечник.

В юго-западном углу Троицкого собора почивают останки князя Андрея Владимировича, которому село Радонеж досталось в удел по духовному завещанию его отца — князя Владимира Храброго. Кроткий и благочестивый князь Андрей принял в обители схиму с именем Саввы, и по кончине над гробом его была укреплена медная доска с летописью.

За алтарем Троицкого собора покоятся останки представителей рода Горбатых-Шуйских, и среди них — Александр Борисович Горбатый-Шуйский, один из храбрейших воевод в покорении Казанского ханства, а потом наместник его.

Искусный в делах ратных и истинный христианин, он впоследствии стал первой жертвой Ивана Грозного во второй период учиненных царем казней. Боярина обвинили в злых умыслах на жизни не только самого царя, но и покойной царицы Анастасии и вместе с 17-летним сыном Петром приговорили к смерти.

В Троицком соборе, без сомнения в самом древнем и самом почитаемом соборе лавры, покоятся останки представителей рода Воротынских, к северу — представители рода Глинских и Голицыных. Среди последних — родоначальник рода Михаил Иванович Булгаков-Голица. Взятый в плен в битве под Оршей, он 38 лет томился в литовском плену и на родину вернулся только в 1552 году. Оставшуюся жизнь он посвятил Богу, приняв в обители схиму с именем Ионы. Под западным притвором собора упокоились представители родов Одоевских и Трубецких…

К южной стороне Троицкого собора пристроен каменный притвор с широкими окнами и лепным карнизом, устроенный в 1559 году над гробом новгородского епископа Серапиона, бывшего в 1495–1506 годах игуменом монастыря. Часто этот притвор называют Серапионовой палаткой, а устроен он по преданию на месте бывшей кельи преподобного Сергия, в которой он удостоился посещения Богоматери с двумя апостолами. Здесь, на южной стороне, взорам верующих предстает икона этого благодатного видения, которая украшена серебряной позолоченной ризой, золотым венцом и короной из драгоценных камней. Близ этого образа в особых ковчегах хранятся десная (правая) рука Святого первомученика архидиакона Стефана и камень от Гроба Господня.

Вне палатки, с южной стороны, находятся захоронения келаря Авраамия Суханова и Святого Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевого монастыря и славного сподвижника келаря, вместе действовавших по спасению Отечества от нашествия поляков.
Именно для Троицкого собора было создано самое прекрасное и совершенное произведение Андрея Рублева — всемирно известная «Троица». Три задумчивых и грустных ангела в мерцающем свете лампад из века в век ведут свою безмолвную таинственную беседу над могилой «великого старца».

Здесь икона простояла до 1929 года, а теперь она находится в экспозиции Третьяковской галереи. На ее месте в иконостасе поставлена копия, очень хорошо выполненная художником-реставратором Н. А. Барановым.

Когда скончался преподобный Никон, над гробом его была возведена церковь, которая находится у самого входа в Троицкий собор — у правой стороны его. Строители возвели не отдельно стоящее мемориальное здание, а прислонили его к мощной стене Троицкого собора, объединив два здания и увековечив в камне духовную связь основателя монастыря и его ученика и преемника. Мощи преподобного Никона почивают под спудом в юго-западном углу придела. Позолоченная рака преподобного Никона была устроена преосвященным Платоном — митрополитом Московским. Рака была покрыта басменным серебром, а перед ней на стенах стояли разные древние иконы. Но иконостас Никоновского придела и рака преподобного Никона до настоящего времени не сохранились. Заново они были сделаны в 1950-х годах под руководством профессора Ф.Н. Мишукова.

При царе Иване Грозном, по образцу кремлевского Успенского собора, начал строиться Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря, а окончен он был его сыном — царем Федором Иоанновичем. Внутри собора устроены три придела — во имя святого великомученика Федора Стратилата, во имя святой мученицы Ирины и во имя Святого Николая чудотворца. В юго-западном углу собора покоятся датская королева Марфа Владимировна (дочь Старицкого князя Владимира Андреевича) и дочь ее — королева Евдокия, в западной стороне — архиепископ Рязанский Моисей (скончался в 1651 г.), архиепископ Московский Августин (скончался в 1819 г.) и митрополиты московские Макарий и Леонтий.

Неподалеку от Успенского собора, против северо-западного угла его, покоятся бренные останки царя Бориса Годунова, его кроткой супруги Марии, невинного сына — царя Федора и дочери Ксении (в иночестве Ольги).

5 апреля 1605 года Борис Годунов, встав от обеда, поднялся на высокий дворцовый терем, с которого часто обозревал Москву. Но вдруг поспешно сошел оттуда и стал жаловаться на колотье и тошноту. Приближенные бросились за врачами и духовенством, а между тем царю становилось все хуже: из носа и ушей у него пошла кровь, он начал терять сознание… Едва успели причастить Бориса Годунова Святых Тайн и наскоро совершить пострижение в схиму с именем Боголепа, как он испустил дух, оставив семью и престол в роковые минуты.

На следующий день Бориса Годунова погребли в Архангельском соборе Кремля — усыпальнице московских государей, однако злоба людская преследовала царя и за гробом. Не признавая при жизни его прав на престол, бояре и мертвому не хотели дать ему места среди погребений властителей Московского государства. Через шесть недель, когда сын его Феодор был свергнут с престола и убит вместе с матерью, из Архангельского собора вынесли гроб с останками Бориса Годунова и зарыли с телами жены и сына на «убогом доме» Варсонофьевского монастыря. Но и здесь их прах не нашел вечного упокоения. Воцарившийся царь Василий Шуйский в сентябре 1606 года приказал перевезти останки Годуновых в Троице-Сергиев монастырь и похоронить на паперти против северо-западного угла Успенского собора. В 1781 году паперть собора была уничтожена, а над гробницами Бориса Годунова, его супруги, их сына Федора и дочери Ксении был устроен низкий каменный шатер.

Церковь во имя Сошествия Святого Духа в присутствии кроткой и добродетельной супруги Анастасии была заложена собственными руками Ивана Грозного после завоевания им большей части Ливонии. При этой церкви, в особой палатке, покоится прах невинного страдальца, инока Максима Грека — мужа незабвенного в российской церковной истории.

Церковь над мощами преподобного Михея построена в память явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами Петром и Иоанном Богословом преподобному Сергию. Этого видения удостоился и преподобный Михей — ученик преподобного Сергия Радонежского. Храм был сооружен по повелению императрицы Анны Иоанновны в 1734 году. В 1781 году он был заново украшен старанием митрополита Московского Платона.

В сентябре 1608 года к стенам монастыря подступили польские интервенты и начали его осаду. В стенах монастыря укрылись крестьяне и мастеровые люди со всех окрестных городов и деревень. Несмотря на многочисленные лишения, монастырь стойко держался в течение 16 месяцев — до прихода воеводы Скопина-Шуйского, разгромившего вражеское войско в сентябре 1610 года.

Во время осады стены и башни монастыря сильно пострадали, и когда наступило мирное время, началось их восстановление и дальнейшее укрепление. Их надстроили (по образцу укреплений московского Китай-города), и теперь они имели три яруса с бойницами. Протяженность стен составляла 1,5 километра, высота их — от 10 до 14 метров, ширина — около 6 метров. В углах и по краям стен строители возвели 12 башен, а угловые башни вывели за пределы стен, что создавало обширную площадь обстрела. Каждая из башен имеет 77 бойниц и подземные пороховые камеры.

Время строительства новых башен совпало с периодом, когда в русской архитектуре широко распространился стиль «узорочья», Для которого характерна пышная декоративность. Поэтому башни Троице-Сергиева монастыря (при своих высоких военно-оборонительных качествах) имеют также великолепное декоративное Убранство.

Наиболее интересна в художественном отношении Уточья (или Утичья) башня, которая защищала северо-восточный угол стены. Согласно преданию, свое название башня получила по обилию уток, водившихся на соседнем пруду.

Рассказывают, что с этой башни по уткам стрелял Петр I. А первоначальное название башни — Житничья — было дано по находившемуся вблизи житному двору, хранилищу хлебных запасов.

Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван IV Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву.

«Троичный ученикъ»: преподобный Сергий Радонежский и устроение Руси как обители Пресвятой Троицы

Святой Преподобный Сергий Радонежский (Троице-Сергиева лавра). — худ. Васнецов Аполлинарий Михайлович

Облако исторических свидетельств сохранило для нас знание о главном деле всей земной и посмертной жизни преподобного Сергия Радонежского ‒ о построении Святой Руси как обители Пресвятой Троицы. В пространном Житии преподобного, написанном его учеником преподобным Епифанием Премудрым в начале XV века, постоянно и разнообразно отмечается таинственная связь между душою святого Сергия и Богом, Единым в Трех Лицах. Согласно житийному повествованию, преподобный Сергий ‒ «троичный ученикъ», «ученикъ Святыя Троица» (Там же, стр. 296), явивший миру свое предназначение, еще пребывая в утробе матери, когда, по словам его брата, преподобного Стефана, «трикраты провозгласилъ <…> въ всю церковь въ время, егда поют святую литургию» (Там же, стр. 296). Встревоженным родителям объяснил это чудо вдохновленный иерей Михаил: младенец «будет сосуд избранъ Богу, обитель и служитель Святыя Троица» (Там же, стр. 270). Позже это дословно подтвердил таинственный старец, который, по предположению родителей преподобного, «яко аггелъ послан бысть даровати отроку умение грамоте» (Там же, стр. 284).

Так от рождения в жизни святого Сергия стало сказываться действие «вышняго строениа Божиа промысла» (Там же, стр. 280), и он стал постепенно являть людям устроение собственной души по образу Божию, причем, Бог созерцался им всегда как Триединство Пресвятой Троицы. Эта удивительная изначальная предназначенность святого побуждает писателя Жития пространно рассуждать о первостепенном значении «тричисленого числа» в бытии мироздания в целом: «везде бо тричисленое число паче инехъ прочих числъ болши есть зело чтомо» (Там же, стр. 272), ‒ и все бесчисленные случаи триединого устроения жизни, отраженные в Священном Писании, являются, по мнению преподобного Епифания, проявлениями действий «болшаго и страшнаго, Еже есть Тричислено Божество <…> Пресвятыа Троица» (Там же, стр. 274).

Главное дело преподобного Сергия ‒ устроение жизни вокруг себя по образу Божественного Триединства

Итак, главное дело преподобного Сергия ‒ строительство, строение, устроение жизни вокруг себя по образу Божественного Триединства, причем эта деятельность благодаря помощи свыше расходится расширяющимися волнами: трудами подвижника в пустыни возникает храм во имя Пресвятой Троицы, вокруг храма ‒ монастырь, вокруг монастыря ‒ новые храмы и монастыри (трудами самого Сергия и его учеников, последователей, духовных преемников). Волны этой соборной работы несут в себе чин и лад прочного триединого устроения бытия, силу жизнетворения, питаемую Самой Живоначальной и Животворящей Троицей, и потому волны этого русского православного мироустройства могут расширяться бесконечно, раздвигая пределы обустроенной Святой Руси все дальше и дальше в пространстве и времени.

Преподобный Епифаний, будучи близким учеником святого Сергия, глубоко постиг особенность этого, дарованного его учителю и через него всей Руси, откровения. Сей дар святого Сергия преподобный Епифаний осмысляет разнообразно: не только богословски, но даже и научно-филологически, причем как филолог он делает это словно бы походя, скорее, как художник слова, упивающийся красотой родной речи, благодатно питаемой божественным вдохновением.

Святой Сергий – богоданный строитель всей Святой Руси

Предаваясь своему знаменитому обычаю «плетения словес», преподобный Епифаний на разные лады повторяет излюбленную мысль о святом Сергии как богоданном строителе всей Святой Руси. Например, так он говорит о начале зрелого служения преподобного и о его стремительно разраставшейся славе: «Отсюду бо великъ бяше общий строитель от вышняа благодати всем предлагашеся» (Там же, стр. 364). Слова «строитель», «строити» «строение», вновь и вновь повторяясь, накапливают силу своего воздействия и затем, когда писатель Жития начинает раскрывать сокращенную приставку «с-» через редуцированный «ъ» (краткое «о»), то есть начинает писать вместо «строение» ‒ «сътроение» (со-троение) (Там же, стр. 382), ‒ для читателя становится ясным то, что открылось уже и самому автору: слова, восходящие к древнеславянскому корню «*строй-» («строити», «строитель», «строение», «строительство») в древнерусском и ‒ шире ‒ общем древнеславянском языке связаны с понятием со-здания, со-зидания целостного здания из разрозненных частей на основе связи этих частей в исходное, изначально устойчивое и многообразно везде ‒ на различных возводимых и расширяющихся уровнях ‒ повторяющееся триединство. Понятно, что для преподобного Сергия так же, как и для его ученика преподобного Епифания, источником этого разнообразного устроительного триединства является Сам Бог Пресвятая Троица. Любопытно, что в современных этимологических словарях совершенно не учитывается вдохновенная догадка Епифания, и филологи в попытках связать корневой смысл общеславянских слов «строй», «строити» с какой-нибудь индоевропейской основой уходят совершенно в сторону, честно, впрочем, признаваясь, что начинают лишь гадательно предполагать. Прием раскрытия внутреннего исходного смысла слов через их «плетение» Епифаний применяет не раз. Так он поступает, например, со словами «сени», «сень», «осенить»: святой Сергий перед посещением Богоматери «изыде ис келиа в <…> сени. И се свет велий осени святаго зело» (Там же, стр. 394).

Преподобный Сергий отнюдь не первым начал строить Святую Русь как обитель Пресвятой Троицы. Однако через него это соборное строительство, осуществлявшееся силами всего народа со времен Крещения Руси, возродилось с небывалой мощью после тяжкого упадка, охватившего весь XIII век, когда страна, раздираемая братоубийственной рознью, пригнулась еще и под игом иноземного нашествия. Преподобный Сергий в следующем (XIV) веке всеми своими делами и проповедью показал, что разруха внешняя стала следствием и проявлением разрухи духовной, а именно, следствием нарушения заповеди любви и согласия, явленной людям во образе Пресвятой Троицы.

Каждый воздвигнутый и действующий храм властно, неотвратимо определяет, преображает духовное и воплощенное пространство не только внутри себя, но и в окружающем бытии: в монастыре, в приходе, в городе, в стране. В жизни православной Руси особое, ключевое значение и место обрели Троицкие храмы и монастыри, которые стали главными точками роста нового народного самосознания и новой государственности. К древнейшим Троицким храмам близки по духу и назначению знаменитые Софийские соборы Киева, Новгорода, Полоцка и других мест: они внутренне троичны, так как обращены к почитанию Второго Лица Пресвятой Троицы как Премудрости Божией и Божественного Слова, порождаемого Богом Отцом и воплощаемого от Духа Свята и Марии Девы на земле (этому таинственному событию посвящен тропарь храма Софии Премудрости Божией в Константинополе, написанный, по преданию, святым императором Юстинианом и звучащий с тех пор во время богослужения: «Единородный Сыне и Слове Божий…»).

Еще святая Ольга около 957-60 годов вскоре после своего крещения возвела во Пскове первый храм новой Святой Руси как раз во имя Пресвятой Троицы. С тех пор в течение XI-XII веков возникло много одноименных храмов. Затем был упадок XIII века и новая волна троичного храмоздания, возникшая в XIV веке, и спавшая лишь в период атеистических десятилетий XX века.

Одним из свидетельств очередного подъема троицкого храмоздания в новейшей России является, например, такое известие: «24 декабря 2012 года храм Святой Троицы открыт в Южно-Курильске на острове Кунашир. “Самый красивый православный храм построен на физической и духовной границе нашего государства”, – отметил на церемонии открытия храма <…> епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Семь художников из Волгодонска расписали стены храма в старославянском стиле и позолотили каменно-литой иконостас. <…> Колокола изготовили на колокололитейном заводе <…> в Каменск-Уральске. На колоколах отлиты изображения икон Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, Божьей Матери, святителей Николая Японского и Тихона Воронежского, Задонского Чудотворца и других святых». В сени над царскими вратами помещен большой образ Пресвятой Троицы. На духовно-мистическом, символическом уровне бытия образ Пресвятой Троицы хранит теперь крайние восточные пределы российской державы и на волнах благовеста достигает берегов Японии.

Особо знаменательно, что и Южный полюс планеты теперь охраняется русским православным храмом Святой Живоначальной Троицы, воздвигнутым в 2004 году рядом с российской станцией Беллинсгаузен в Антарктиде. С этого времени там служат священники из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Великое освящение храма состоялось 14 февраля 2014 года.

Для понимания пути троичного устроения русской истории важно отметить, что именно Пресвятой Троице посвящены две лавры, существующие в современной России и являющиеся одновременно двумя главными средоточиями высшего богословского образования: это Свято-Троицкая лавра близ Москвы, основанная преподобным Сергием Радонежским, и Александро-Невская Свято-Троицкая лавра в Санкт-Петербурге.

Когда в начале своего духовного подвига около 1340-45 годов преподобный Сергий в пустыни воздвиг храм во имя Пресвятой Троицы, он тем самым подтвердил и одновременно закрепил верность изначально избранного на Руси пути государственного строительства. Сознательность своего храмоздательного выбора святой Сергий подтверждал потом как сам лично, так и через своих учеников, духовных последователей. Так, в 1365 году он сам, выполняя просьбу великого князя Димитрия Донского, как пишет В.О. Ключевский, «отправился в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей ‒ братьев Константиновичей, и на пути, мимоходом, он нашел время в глуши Гороховского уезда, на болоте при реке Клязьме, устроить пустыньку, воздвигнуть в ней храм Святой Троицы». Среди духовных преемников святого Сергия особо прославились тайновидцы Пресвятой Троицы и строители Троицких монастырей преподобные Александр Свирский (+1433) и Макарий Желтоводский (+1444), нередко изображающиеся на иконах именно как созерцатели виде́ния Пресвятой Троицы.

Наряду с храмоздательным почитанием Пресвятой Троицы преподобный Сергий благословил и образно-иконописное почитание Триединого Бога. Опять же, он не был первым в этом делании, но он существенно развил, богословски обосновал и утвердил иконное почитание Пресвятой Троицы в том виде, как оно распространилось и сохранилось вплоть до настоящего времени.

Существование любого храма предполагает и наличие главного храмового образа. Ранние древнерусские храмовые образы Пресвятой Троицы X-XII веков до нас не дошли, хотя понятно, что Русь на волнах новообретаемой веры могла заимствовать уже сложившуюся к X веку в Византии и на Западе определенную иконографию.

Одно из самых ранних сохранившихся письменных свидетельств наличия иконных образов Пресвятой Троицы на Руси находим в Житии преподобного Сергия Радонежского: святой Сергий сразу после поставления игуменом, а также иереем (между 1353-1355 годами) молился перед иконой Пресвятой Троицы в одноименном храме, воздвигнутом ранее его совместными с братом Стефаном трудами. В молитве преподобного, пересказанной в Житии, содержится, быть может, самое раннее, самое краткое и самое глубокое русское богословие Пресвятой Троицы во образе Трех Ангелов за престолом. Созерцая икону, святой Сергий молит Бога, «дабы далъ несуменно смение у престола славы стати Живоначалныя Троица и къснутися рукама Агнца Божия, за мир заколеннаго Христа, Сына Божия» (Там же, стр. 330). Уже позже это богословие мощно разовьют духовные последователи святого Сергия: преподобный Иосиф Волоцкий и святитель Макарий, митрополит Московский. Непосредственно в живописании образ Живоначальной Троицы боговдохновенно воплотит другой духовный последователь святого Сергия ‒ преподобный Андрей Рублев (+1430), а вслед за ним ‒ бесчисленные иконописцы всех последующих веков вплоть до нынешнего времени.

Любовь и мир предстают в учении преподобного той силой, которая созидает во времени и вечности Святую Русь

Молясь перед иконой Пресвятой Троицы после поставления игуменом, преподобный Сергий обращает внимание на главный урок, который люди могут получить при созерцании образа Божественного Триединства: знание о бесконечной любви Божией, нисходящей в мир и взывающей к ответной любви людей. Именно об этом сразу по завершении молитвы сказал новопоставленный пастырь в проповеди, обращенной к братии монастыря, и сослался он на знаменитые слова апостола Павла из послания к галатам: «Павел же к галатом глаголет: “Плод духовный есть любы, радость, миръ <…>”» (330). Любовь и мир, дарованные от Бога, предстают в учении преподобного пастыря той неодолимой силой, которая созидает во времени и вечности Святую Русь.

Истинность и благодатность всех дел и поучений святого Сергия подтверждались его частым пребыванием в нетварном божественном свете, что порою открывалось и сторонним наблюдателям (это запечатлелось, например, в главке «О видении божественного огня» в составе Жития преподобного). Писатель Жития преподобный Епифаний засвидетельствовал общую веру в то, что святой Сергий по своем «преставлении къ небеси <…> Всесвятыя Троицы озарение» принял (Там же, стр. 404).

В восприятии современников и потомства преподобный Сергий предстает просвещенным Пресвятой Троицей просветителем Земли Русской. Он не только строил, но и смиренномудро прояснял во свете божественной Истины благодатное устроение русской жизни, изначально дарованное Богом как некое зерно, которое народ русский должен питать своей любовью и взращивать неустанными трудами.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх