Помост

Вопросы веры

Царствие небесное

Царство Божие (Небесное)

  • Царство Божие Энциклопедия изречений
  • Указание пути в Царство Небесное свят. Иннокентий (Вениаминов)
  • Царство Божие внутри нас архиеп. Лука Крымский
  • Царство Божие и царство человеческое С.А. Посадский
  • Царство Божие и вечная жизнь Н.Е. Пестов
  • Царство Божие прот. А. Ветелев
  • Что такое Царство Небесное? иерей Антоний Лакирев

«…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
(Евангелие по Матфею, 4:17)

Ца́рством Бо́жьим 1) — Царство Небесное, область обитания светлых ангелов и почивших о Господе святых (людей); 2) Церковь Христова; 3) действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке; 4) (иногда) весь мир, как находящийся под властью Надмирного Царя, Бога.

Во всей полноте Царство Божье откроется после Второго Пришествия Христова.

Царство Небес (Небесное) – это словосочетание встречается только в Евангелии по Матфею. Другие евангелисты говорят о Царстве Божием (Бога). Евреи из благочестивых побуждений избегали употребления имени Бога и заменяли его разными описательными оборотами: Небо, Великий Царь, Имя и т.д.

Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа. Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. Об этом сказал Иисус Христос: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20-21).

Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23,24); «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Вселяясь в человека благодатью Святого Духа и пребывая в нем, Христос становится для «тех, кои предают себя Его царству и господству, Путеводителем, Правителем, Учителем, Пестуном, Предстателем, Помощником, Избавителем от всякого греха» (св. Симеон Новый Богослов).

Силой созидающей Царство Божие в человеке является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего драгоценнее ее, потому что с ее помощью душе, истинно верующей во Христа предстоит из испорченного и порочного состояния «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым» (св. Макарий Египетский). Поэтому апостол Павел сказал, что Царство Божие есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Поэтому святые отцы назвали саму благодать Святого Духа Царствием Божьим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. «Подвизайтесь, – говорит св. Симеон Новый Богослов, – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа», «Царствие Божие есть Святой Дух», – говорит св. Максим Исповедник и св. Григорий Нисский. Для стяжания благодати Святого Духа необходим христианский подвиг, обнаруживающий решимость человека жить в Боге.

***

***

митрополит Сурожский Антоний:
Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя.

Когда первый космонавт Гагарин возвратился из «космоса» и сделал свое знаменитое заявление, что Бога в небесах он не встретил, один московский священник заметил, что «если Вы не встретили Его на земле, Вы никогда не увидите Его на небесах». Если я не могу соприкоснуться с Богом, так сказать, под собственной кожей, в том маленьком мире, которым я являюсь, то очень маловероятно, что даже встретив Его лицом к лицу, я Его узнаю.

Святой Иоанн Златоустый сказал: «Найди дверь своего сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Божие». Поэтому обращаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым образом. Речь не о том, чтобы прибегнуть к самоанализу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти приемами психоанализа или психологии. Это не путешествие в сущность моего собственного «я»; это путь через, сквозь мое «я», чтобы из собственных глубин вынырнуть там, где Бог есть, где Бог и мы встретимся.

***

иеромонах Иов (Гумеров):
С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2).

Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (Мф.6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром. Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим.

Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин. 18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин. 18:36).

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин. 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс. 2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк. 22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф. 13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф. 13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр. 11:15).

Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). В святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет:если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.

***

Царство Божие понимается более как состояние души, нежели конкретное место. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Цель жизни христианской состоит в достижение единства с Богом, раскрытие в человеке образа и подобия Бога. Мы можем наследовать Царствие Божие, лишь если во всём уподобимся Богу: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Вопрос:

Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.

Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).

Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди). У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.

Царство небесное

Царство небесное

Kingdom of Heaven

Общая информация
Жанр
  • Пеплум
Страна производства США, Испания
Киностудия 20th Century Fox
Режиссёр Ридли Скотт
Автор сценария
  • Уильям Монахан
Когда вышел 2005
Продолжительность 144 минуты (194 режиссёрская версия)
В главных ролях:
Орландо Блум Балиан
Ева Грин Сибилла
Эдвард Нортон Балдуин IV
Лиам Нисон Готфрид
Мартон Чокаш Ги де Лузиньян
Брендан Глисон Рено де Шатильон

» Мы не в силах загадывать наперед: король может требовать повиновение, отец — послушание, но запомни, кто бы ни был государем, владыкой, ты один в ответе за свою душу… когда тебя призовет Господь, ты не сможешь сказать, что слепо исполнял приказ, не задумываясь о последствиях, о чести, о доблести… запомни это. »
— Наставление Балдуина Балиану, ставшее основной мыслью всего фильма.

«Царство Небесное» (Kingdom of Heaven) — фильм 2005 года, снятый Ридли Скоттом и посвящённый войне на Святой Земле между христианами и сарацинами под предводительством Саладина. Кульминацией фильма служит битва за Иерусалим 1187 года и начало третьего крестового похода.

Фильм вольно излагает историю Балиана II Ибелина, роль которого исполняет Орландо Блум. Попутно рассказывается предыстория вражды между Саладином и христианами, тоже изрядно перевранная. Частично за основу взят роман Вальтера Скотта «Талисман», рассказывающий о том же самом периоде истории Иерусалима.

Сюжет

Завязка

Главный герой — французский кузнец Балиан, ветеран неназванной междоусобицы, живущий в маленькой деревне с братом-священником и женой. Последняя после выкидыша совершила самоубийство, что по христианским понятиям считается страшнейшим грехом. Из-за поступка жены деревня ополчается на убитого горем Балиана. Тем временем его находит неизвестный крестоносец, который представляется Готфридом и признаётся, что Балиан — его бастард. Узнав о трагедии, он предлагает ему отправиться с ним, но сын отказывается. Тем же вечером к главному герою приходит его брат и упрекает в отказе, так как после поступка жены в деревне ему не место. Балиан держит себя в руках, пока не замечает, что брат ограбил могилу его жены и в порыве гнева убивает его, забрав с собой лишь свой меч и украденный крестик супруги.

Опасаясь суда, Балиан догоняет крестоносцев и просит взять с собой на Святую Землю в надежде отвоевать прощение для жены. Вслед за ним приезжает шериф со своими людьми и требует выдать Балиана для наказания. Завязывается бой, в ходе которого нападающие и некоторые крестоносцы гибнут, а Готфрида ранят. Достигнув Сицилии, Готфрид успевает признать Балиана своим наследником и посвящает в рыцари, после чего умирает.

По пути в Иерусалим корабль Балиана тонет. Выживают он и конь, из-за которого герою приходится драться со знатным сарацином, который требует отдать коня, который ходит по его земле. Одолев и убив рыцаря, Балиан требует от его слуги показать дорогу в Иерусалим. В городе он отпускает слугу и дарит коня, сам же принимает во владение земли своего отца.

Дальнейший сюжет

Балиан принимается управлять землей, улучшая условия жизни для крестьян и знакомясь в процессе с сестрой короля Сибиллой. Тем временем больной проказой король Балдуин IV вместе с сарацинским султаном Саладином, поддерживают шаткий мир между христианами и мусульманами. Мешают в этом деле им христианская оппозиция во главе с рыцарями-тамплиерами Ги де Лузиньяном и Рене де Шатильоном. Они, чувствуя скорую смерть короля, уже готовят будущую войну. Король вместе с лояльным ему рыцарем Тиберием пытается подговорить Балиана помешать провокаторам, но он отказывается, ссылаясь на поучение самого же короля о чести и ответственности (см. цитату в начале фильма), что в будущем ещё аукнется им всем.

Из-за провокаций Шатильона случается битва при Кераке, которую успевает вовремя остановить король. Шатильона бросают в темницу. Балдуин умирает, не выдержав похода в пустыне, и королём становится муж его сестры, вышеупомянутый Ги де Лузильян. Он сразу же выпускает Шатильона из заточения, и вместе они начинают геноцид мусульман, убивая попутно сестру Саладина. Последний выдвигает свою армию на Иерусалим. Шатильон и Лузиньян ведут свои войска ему навстречу, терпят сокрушительное поражение в битве и попадают в плен, где Шатильона казнят. В Иерусалиме остаются Балиан и Тиберий, но последний уходит из города, не желая гибнуть. Балиан обороняет город несколько дней и сдаёт, получив обещание от султана обещание не убивать мирных жителей и взамен пообещав не сжигать исламские святыни. Саладин благородно отпускает всех, приняв опустевший город. На обратном пути главный герой встречает Ричарда I Львиное Сердце, который направляется в третий крестовый поход…
Кончается фильм грустными словами рассказчика: «Минуло тысячелетие, но и поныне нет мира в Царстве небесном».

Персонажи

  • лорд Балиан II Ибелин (Орландо Блум) — бастард крестоносца Готфрида Ибелина, выросший в Французской деревне. Вынужден бежать из неё из-за убийства священника. Из-за смерти отца стал наследником его владений и был посвящён в рыцари. Показал себя как храбрый и благородный воин. Завёл роман с сестрой короля Сибиллой, а заодно и дружбу с самим королём, который увидел в нём потенциал и даже хотел выдать за него сестру. После смерти короля Ги де Лузиньян послал убить его. Пережив нападение, он приехал в Иерусалим, а после пленения короля, смерти Шатильона и отъезда Тиберия остался единственным защитником города. Сдал Иерусалим, но спас всех мирных жителей. После битвы бросил рыцарство и вернулся, взяв с собой Сибиллу, в родную деревню.
  • лорд Готфрид Ибелинский (Лиам Нисон) — отец Балиана, много лет назад оставивший его мать на руках с ребёнком. Узнав о трагедии Балиана предложил ему ехать с ним. Был смертельно ранен, защищая его от людей шерифа. Перед смертью посвятил сына в рыцари и сделал наследником своих земель.
  • султан Салах ад-Дин (Саладин) (Гасан Массуд) — правитель Египта и Сирии, антагонист Балиана и вообще всех христиан в фильме. Исторически известен как лучший враг Ричарда Львиное Сердце, который в конце фильма как раз поехал с ним воевать. Благородный и достойный человек, до последнего не желающий устраивать полномасштабную войну. Питает уважение к своим врагам, что спасает многим из них жизнь.
  • граф Ги де Лузиньян (Мартон Чокаш) — муж Сибиллы, не одобряющий позиции её брата. Союзник Шатильона в деле войны с мусульманами, вместе с которыми они пытаются сорвать перемирие. Невзлюбил Балиана, в открытую презирая его происхождение.
    После смерти короля отправил крестоносцев на убийство Балиана, а сам сначала спровоцировал Саладина на агрессию, а затем выдвинул на него свои войска, потерпев поражение и попав в плен.
  • лорд Рене де Шатильон (Брендон Глиссон) — раубриттер, активно пытающийся сорвать перемирие с мусульманами, что способствует его дружбе с Лузиньяном. После того, как из-за него случилась битва при Кераке, был брошен в темницу, но новый король выпустил его и приказал устроить гонения на мусульман. Лично убил сестру Саладина, а затем пошёл в атаку вместе с королём. Попал в плен, где из-за наглости лишился головы.
  • гроссмейстер ордена Тампльеров Геральд де Ридефорт (Ульрих Томсен) — в реальности был важнее и главнее, чем Рено, но в фильме затерялся на его фоне и выглядит чуть ли не безымянной шестёркой у Рено.
  • королева Сибилла Иерусалимская (Ева Грин) — жена Ги де Лузиньяна, изменяющая ему с Балианом. Живёт ради своего сына, который в будущем должен стать королём. Сын оказался заражённым проказой и умер от рук матери. После его смерти решила не прятаться во время осады и пошла помогать раненым в качестве медика. После осады ушла вместе с Балианом жить обычной жизнью во Франции.
  • король Балдуин IV Прокажённый (Эдвард Нортон) — король Иерусалима, на момент действия сюжета больной проказой. Пользуется уважением в народе. Из-за старой дружбы с Готфридом устанавливает тёплые отношения с Балианом. Старается всеми силами сохранить мир на Святой Земле.
  • граф Раймунд III (Тиберий) (Джереми Айронс) — военачальник Иерусалима, лояльный Балдуину и, соответственно, нелояльный Лузиньяну и Шатильону. После начала войны уехал из Иерусалима на Кипр.
  • Имад ад-Дин (Александр Сиддиг) — слуга сирийского рыцаря, которого встретил Балиан в пустыне после кораблекрушения. После смерти хозяина, перешёл на службу Балиану, но был отпущен им после прибытия в Иерусалим. Вдобавок ещё и получил того самого коня, из-за которого его хозяин и бросился на Балиана. На самом деле — персидский рыцарь и верный сподвижник Саладина, сопровождающий его в походах. Участвовал в битве за Кирак, где сохранил жизнь Балиану. Затем присутствовал при осаде Иерусалима, а после взятия города вернул главному герою того самого коня.

Все эти персонажи существовали в реальности, но их истории и характеры (а у отца Балиана ещё и имя) были серьёзно изменены.

Историческая достоверность

Фильм, хоть и берёт за основу реальную историю, на деле почти не имеет к ней отношения. Список неточностей можно продолжать долго, но из интересного можно отметить следующие:

  • Настоящий Балиан был законным сыном крестоносца Барисана Ибелина (также известным как Балиан — не зря же к имени Балиана приписывают римскую цифру II), основателя династии Ибелинов. После падения Иерусалима ни в какую Францию не уходил, а остался крестоносцем. Умер через 5 лет после событий фильма. На момент осады он был не смазливым мальчиком, а 44-летним мужчиной.
  • Балдуин в реальности не был пацифистом и сам с радостью устраивал битвы. А вот Ги как раз воевать не хотел, и именно ему противостоял Шатильон, который не был никаким тамплиером.
  • Изнасилование и убийство сестры Саладина Шатильоном является скорее элементом фольклора, легендой, мифом, но никак не историческим фактом. Точнее в хрониках говорится, что он опорочил её честь, но не говорится, каким конкретно образом (учитывая Средневековье, он мог это сделать и не насилуя — но учитывая его репутацию, кто бы его удержал от изнасилования?).
  • Покушение на Балиана совершили, внезапно, три тевтонских рыцаря. Тевтонский орден был создан только через три года после событий фильма во время осады прибрежной Акры осаждаемой крестоносцами, окружёнными Саллах-ад-Дином (крестоносцы осадили Акру, чтобы захватить порт, а пришедший на подмогу городу сам Саллах-ад-Дин осадил этих крестоносцев).
  • Зато здесь носят сюрко!

Режиссёрская версия

Кроме урезанной театральной версии, которую показывают в кинотеатрах и телевизоре, существует и режиссёрская, которую не дали выпустить Ридли Скотту. Сам он считает театральную версию неканоничной и непригодной для просмотра. Кинокритики с ним согласились и поставили ей оценки намного выше, чем театральной, вплоть до 10/10 от некоторых изданий. Особенность версии заключается в раскрытии большинства персонажей. Она идёт на 45 минут дольше, и в ней зрителю объяснят откуда у Балиана боевой опыт, за что он убил брата и т. д. Театральная версия на её фоне выглядит лишь весёлым боевиком, а никак не эпическим полотном.

Что здесь есть

  • DEUS VULT — всё об этом.
  • Батальное порно — Ридли Скотт мастерски снимает батальные сцены. Не подкачал он и здесь, выдав как масштабные битвы в пустыне, так и осаду города, и просто локальные драки в лесу.
  • Болеть за Империю — очень ярко выражено с Саладином, который, хоть и является врагом главных героев, представлен куда более благородным, чем большинство из них. Неудивительно, что полюбился зрителям именно он.
  • Говорить высоким штилем — так здесь разговаривают некоторые персонажи, особенно Балдуин (см.цитату в начале статьи) или Балиан: «Как ты можешь быть в аду, если ты в моём сердце?».
  • Голливудское уродство — аверсия с Балдуином, на котором не побоялись показать все жуткие последствия проказы.
  • Горизонт отчаяния — Балиан переходит его, когда горе от потери жены усиливает предательство брата, обобравшего её тело на предмет драгоценностей. Сама она тоже перешла его после выкидыша, покончив с собой.
    • Дойти до самоубийства — в продолжение к тропу выше.
  • Добрый верующий, злой верующий: Саладин, Имад, Балдуин, Балиан — добрые; Лузиньян и Шатильон — злые.
  • Достойный противник — Балиан и Саладин друг для друга. А по окончанию фильма показали другого противника Саладина, Ричарда I, который дорос до следующего уровня.
  • Дракон (персонаж) — на короткое время таковым становится Рене де Шатильон для Ги де Лузиньяна. Правда после первой же битвы его голова оказалась на пике.
  • Заклятый враг — Шатильон для Саладина, после того, как убил его сестру.
  • Закон сохранения статуса кво — вконце фильма Балдуин возвращается во французскую деревню, из которой он и уехал на Святую Землю, и вновь становится кузнецом.
  • Злой король — Ги де Лузиньян, после смерти Балдуина.
  • Злодей по должности — деревенский шериф из Франции в исполнении Джейме Ланнистера. Плюс его люди.
  • Игры престолов — вторая половина фильма им и посвящена.
  • Кошмарные медицинские состояния — проказа у Балдуина.
  • Крестоносец — хоть действие и происходит во время перемирия, крестоносцы всё же показаны, а в конце так и вовсе появляется сам Ричард.
  • Крутая маска — маски Балдуина. Нужны ему, чтобы не пугать окружающих своим внешним видом. Сибилла, сестра Балдуина, снимет маску на несколько секунд, но сразу же вернёт обратно.
  • Круто, но непрактично — многие рыцари ходят по Иерусалиму в латах и вообще полном обмундировании, хотя никакой битвы нет. Климат в этих краях очень жаркий, так что воинам не позавидуешь.
  • Ловушка для самозванца — слуга Готфрида устраивает испытание Балиану, расспрашивая о внешности отца. На вопрос, были ли глаза Готфрида зелеными, Балиан отвечает, что они были голубыми — и это верный ответ.
  • Мэнгст — в этом состоянии находится Балиан всю первую половину фильма.
  • Не в ладах с дресскодом — Ибелин и после того как из бастарда стал бароном продолжает ходить не в чулках, а в штанах, что считалось простолюдинской одеждой.
  • Нет мира под оливами — есть место как прекрасным дворцам и нарядам, так и эпидемиям проказы вместе с дикими фанатичными крестьянами.
  • Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным — аверсия. Сохранив Имаду жизнь в начале фильма и отпустив на волю, Балиан заработал уважение врагов, что спасёт ему жизнь в будущем, когда окажется, что этот слуга на самом деле сарацинский рыцарь.
  • Ниндзя-пират-зомби-робот — Балиан: воин-кузнец-строитель-дипломат.
  • Отважный злодей — всё та же парочка Шатильона и Лузиньяна.
  • Пастырь нерадивый — брат Балиана, ограбивший тело его жены, и священник из конца фильма, решивший принимать ислам, лишь бы не злить Саладина. Да и в целом его поведение в день осады символизирует. Балиан, насмотревшись на его поведение, иронично заявил: «Знаете, сегодня я многое узнал о религии».
  • Пасхальное яйцо — в «Игре престолов» среди мечей, вплавленных в Железный Трон, можно опознать по рукоятям и меч из фильма.
  • Пейзажное порно — заснеженная Франция и жаркая Святая Земля.
  • Пнуть сукиного сына — Саладин сделал это, когда Шатильон начал вести себя нагло и взял кубок с водой, предназначенный для Лузиньяна. Его голову оставили гнить на пике посреди пустыни.
  • Появление кавалерии — битва при Кераке. Дважды. Сначала Балиан подоспел на помощь отступающей Сибилле, дав ей отступить в замок, а затем Балдуин со своей армией приезжает на помощь уже побитому Балиану.
  • Прогнившая церковь — орден тамплиеров, который в первую очередь монашеский, демонстрирует всё что угодно, но никак не религиозность или христианские добродетели.
    • Рыцарь крови — тамплиеры представлены именно такими. Особенно веселят их лозунги перед боем, что движимые Богом воины не могут проиграть неверным.
  • Пустыня смерти — таковой является Святая Земля, в которой происходит действие. Всю её смертоносность прочувствуют на себе христиане, когда пойдут воевать против запасшихся водой и едой сарацинов.
  • Распутинская живучесть — Одо (кельт из отряда Готфрида). Получив несколько ранений продолжил бой и умудрился убить несколько противников, пока не умер.
  • Рыжий-бесстыжий — Рене де Шатильон. Максимально мерзкий персонаж, только и делающий, что портящий жизнь всем вокруг.
  • Рыцарь в ржавых доспехах — Тиберий, который просто ушёл из Иерусалима перед осадой.
  • Убить того, кого любишь — Сибилла убивает своего сына, обнаружив у него проказу и понимая, какие муки ждут его в будущем.
  • Чёрно-серая мораль — Балиан, хоть и старается помогать обычным людям, не является воплощением добра. То же можно сказать и про благородного Саладина. Тамплиеры же, вместе с Ги де Лузиньяном, представлены как однозначное зло. Правда, Балдуин выделяется белым цветом на их фоне.
  • Это плохо, понятно? — по средневековым понятиям убийство посла, даже вражеского, считалось недопустимым. Король Лузиньян сделал это при первых же переговорах.

Фильмы

Зарубежные фильмы

Event Horizon • Holidays • 2035: Город-призрак • Авалон • Амели • Апгрейд • Армагеддон • Атомный поезд • Безумный Макс (Дорога ярости) • Беспечный ездок • Богемская рапсодия • Бойцовский клуб • Бондиана • Вера, обман и минимальная плата • Верхом на пуле • Вечный Зеро • Властелин Колец • Воздушная тюрьма • Годзилла (1998 • MonsterVerse) • Голодные игры • Горец • Господин Никто • Джиперс Криперс • Джон Уик • Джонни-мнемоник • Джуманджи • Джуманджи: Зов джунглей • Дивергент • Дикие Гуси • Догвилль • Догма • Достать ножи • Драйв • Другой мир • Железное небо • Железное небо: Грядущая раса • Затерянные в космосе • Звезда родилась • Звёздные войны • Звёздный десант • Зелёный сойлент • Игроки • Калейдоскоп ужасов • Калигула • Капсула • Кибервойны • Кинг-Конг • Киновселенная Марвел (Доктор Стрэндж • Железный Человек • Капитан Америка • Мстители • Тор • Человек-Паук) • Карнавал душ • Коллекция монстров (серия фильмов) • Королевская битва • Коронадо • Косатка: кит-убийца • Кошачий глаз • Кошелёк или жизнь • Кошмар на улице Вязов • Красная жара • Красная планета • Крик • Кромешная Тьма • Кунг Фьюри • Лабиринт • Леди-ястреб • Лихорадка • Лоуренс Аравийский • Люди в чёрном • Людоед • Малефисента • Малхолланд Драйв • Монстро • Мученицы • Мэри Поппинс • Неприкасаемые • Нирвана • Ночь в музее • Обливион • Одарённая • Олдбой (Южная Корея) • Отчим • Охота за «Красным октябрём» • Охотник: Зимняя война • Охотники за привидениями • Охотники на ведьм • Паразиты (Южная Корея) • Пассажиры • Патерсон • Переход • Пила • Пипец (Пипец-2) • Пираты Карибского моря • План 9 из открытого космоса • Плачущий убийца • Поезд в Пусан • Полицейская академия • Помутнение • Потерянные • Потрошители • Продюсеры • Псы-воины • Пункт назначения • Разрушитель • Реальные упыри • Рейд • Рок на Века • Рыцари королевства Крутизны • Сайлент-Хилл (2) • Сахара • Сияние / Доктор Сон • Стрелок • Судья Дредд • Суррогаты • Счастливого Рождества, мистер Лоуренс • Телемертвецы • Телефонная будка • Телохранитель Киллера • Убойные каникулы • Удача Логанов • Укрощение строптивого • Универсальный солдат • Уродцы • Фантагиро • Фантазм • Фантастические твари и где они обитают • Фантастические твари: Преступления Гриндевальда • Фантомас • Форсаж • Франкенштейн • Хищник • Хороший, плохой, злой • Хэнкок • Чарли и шоколадная фабрика • Человек, который убил Дон Кихота • Человек, который упал на Землю • Человек-Паук • Человек эпохи Возрождения • Шаолинь • Шестиструнный самурай • Эквилибриум • Экзистенция • Яркость • Ястреб-Убийца

Фильмы Тима Бёртона: Битлджус • Эдвард Руки-ножницы • Сонная Лощина
Фильмы Люка Бессона: Артур и минипуты • Леон • Никита́ (нет, не телесериал) • Пятый элемент • Сценарий и продюсирование: Такси
Фильмы Нила Бломкампа: Район №9 • Элизиум: Рай не на Земле
Фильмы дуэта Вачовски: Восхождение Юпитер • Матрица • Облачный атлас • Сценарий и продюсирование: V значит вендетта (реж. Джеймс МакТиг)
Фильмы Дрю Годдарда: Плохие времена в отеле «Эль Ройял» • Хижина в лесу
Фильмы Фрэнка Дарабонта: Зелёная миля • Побег из Шоушенка
Фильмы Роберта Земекиса: Беовульф • Кто подставил кролика Роджера • Назад в будущее • Прогулка • Роман с камнем • Смерть ей к лицу • Форрест Гамп
Фильмы Кима Джи Уна: Возвращение героя • Хороший, плохой, долбанутый
Фильмы братьев Коэнов: Большой Лебовски • • Фарго • Сценарий: Субурбикон (реж. Джордж Клуни)
Фильмы Джеймса Кэмерона: Аватар • Терминатор (первые два) • Титаник
Фильмы Эндрю Никкола: Гаттака • Оружейный барон • Сценарий и продюсирование: Шоу Трумана (реж. Питер Уир)
Фильмы Кристофера Нолана: Внедрение • Дюнкерк • Интерстеллар • Престиж • Трилогия о Бэтмене (Тёмный рыцарь)
Фильмы Алекса Пройаса: Ворон • Боги Египта
Фильмы Эдгара Райта: Скотт Пилигрим против всех • Типа крутые легавые
Фильмы Гая Ричи: Агенты А.Н.К.Л. • Большой куш • Джентльмены • Карты, деньги, два ствола
Фильмы Зака Снайдера: 300 спартанцев • Хранители
Фильмы Мартина Скорсезе: Отступники • Славные парни
Фильмы Ридли Скотта: Бегущий по лезвию • Царство Небесное • Чёрный Ястреб • Чужой • Продюсер: Бегущий по лезвию 2049 (реж. Дени Вильнёв)
Фильмы Стивена Спилберга: Индиана Джонс • Капитан Крюк • Парк Юрского периода • Первому игроку приготовиться • Спасти рядового Райана • Список Шиндлера • Челюсти • Шпионский мост
Фильмы Квентина Тарантино: Бесславные ублюдки • Бешеные псы • Джанго освобождённый • Криминальное чтиво • Омерзительная восьмёрка • Однажды… в Голливуде • Сценарист: От заката до рассвета (реж. Роберт Родригес) • Прирождённые убийцы (реж. Оливер Стоун) • Сценарист диалогов: Скала (реж. Майкл Бэй)
Фильмы Рубена Флейшера: Веном • Зомбилэнд
Фильмы Фрэнсис Коппола: Апокалипсис сегодня • Крёстный отец
Фильмы Рона Ховарда: Гонка • Игры разума • Уиллоу

Фильмы М. Найта Шьямалана: Неуязвимый • Шестое чувство

Советские фильмы

Александр Невский • Аэлита • Белое солнце пустыни • Большое космическое путешествие • В бой идут одни «старики» • Гардемарины • Глубокий рейд • Гостья из будущего • Джентльмены удачи • Достояние республики • Иванко и царь Поганин • Иди и смотри • Капитан «Пилигрима» • Кин-дза-дза! • Космический рейс • Кто заплатит за удачу? • Мария, Мирабела • Москва — Кассиопея • Москва слезам не верит • Не бойся, я с тобой! • Неуловимые мстители • Отряд • Пираты XX века • Приключения Электроника • Пятнадцатилетний капитан • Свой среди чужих, чужой среди своих • Танк «Клим Ворошилов-2» • Тегеран-43 • Трактир на Пятницкой • Фронт • Чапаев • Чародеи • Человек с бульвара Капуцинов • Чучело
Фильмы Гайдая: Бриллиантовая рука • Иван Васильевич меняет профессию • Кавказская пленница • Операция «Ы» и другие приключения Шурика
Фильмы Марка Захарова: Обыкновенное чудо • Убить дракона • Формула любви

Фильмы Рязанова: Берегись автомобиля • Гусарская баллада • Ирония судьбы, или С лёгким паром! • Невероятные приключения итальянцев в России • О бедном гусаре замолвите слово • Служебный роман

Перестроечные фильмы

Авария — дочь мента • Беспредел • БОМЖ • Дети чугунных богов • Дикая любовь • Дрянь • Игла • Игры для детей школьного возраста • Камышовый рай • Курьер • Лимита • Лох — победитель воды • Луна-парк • Меня зовут Арлекино • Мигранты • На тебя уповаю • Не будите спящую собаку • Покаяние • Прикосновение • Риск без контракта • Собачий пир • Соблазн • СЭР: Свобода — это Рай! • Я сюда больше никогда не вернусь

Российские фильмы

Азирис Нуна • Балканский рубеж • Брат • Бумер • Все умрут, а я останусь • Всё и сразу! • Дневной представитель • Звезда • Зелёный слоник • Левиафан • Лето • Мы из будущего • На игре • Ночной/Дневной Дозор • Хардкор • Чистилище

Ремейки советского кино

См. также

Вестерн • Кино • Основы

Искусство на военную тематику
Древний мир. Средневековье Троянская война (Гомер, «Илиада») • Греко-персидские войны (Анабасис • Саламин • 300 спартанцев) • Троецарствие (Одноимённый роман) • Гэмпэй (Повесть о доме Тайра) • Реконкиста («Песнь о моём Сиде» и экранизация • «Песнь о Роланде») • Крестовые походы (Царство Небесное • Medieval II: Total War: Kingdoms (Компания крестоносцев) • Assassin’s Creed I) • Ливонский поход на Русь (Александр Невский • Medieval II: Total War: Kingdoms (Тевтонская компания) • Столетняя война (Проклятые короли • «Thy Majestie», «Jeanne D’Arc») • Намбокутё (Повесть о Великом Мире) • Сэнгоку (Игровая серия Total War — Сёгун и Сёгун 2)
Новое время Тридцатилетняя война (Симплициссимус • Приключения капитана Алатристе • Sabaton, первая половина альбома «Carolus Rex») • Северная война («Полтава» Пушкина • Sabaton, вторая половина Carolus Rex) • Семилетняя война (Гардемарины — III) • Наполеоновские войны («Война и мир» (и несколько экранизаций) • Граф Монте-Кристо (завязка) • «Мёртвые души» (вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине») • Приключения королевского стрелка Шарпа • Пушкин, «Черногорцы» • М. Лермонтов, «Бородино») • Англо-американская война (Табу) • Гражданская война в США (Wildwood Boys • Джоси Уэйлс — человек вне закона • Хороший, плохой, злой • Рождение Нации) • Англо-бурская война (Капитан Сорвиголова • Р. Киплинг • «Человек с побелевшим лицом»/»Побелевший воин» («Архив Шерлока Холмса») • Оборона Дурацкого брода)
Первая мировая война Киплинг • Похождения бравого солдата Швейка • Тихий Дон • Лоуренс Аравийский • Red Baron • Война в небе – 1917 • Sabaton • Ария • Battlefield 1
Гражданская война в России Бронепоезд 14-69 • Булгаков («Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных») • Кондуит и Швамбрания • Хождение по мукам • Тихий Дон • Белое солнце пустыни • Достояние республики • Кто заплатит за удачу? • Неуловимые мстители • Свой среди чужих, чужой среди своих • Чапаев • Адъютант его превосходительства • Assassin’s Creed Chronicles: Russia
Вторая мировая война и её последствия

Литература: Б. Васильев («» • «В списках не значился») • Э. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере») • Лев Кассиль («Великое противостояние» • «Улица младшего сына» • «Дорогие мои мальчишки») • В. Линна («Неизвестный солдат») • Б. Полевой («Повесть о настоящем человеке») • «Живые и мёртвые» • М. Шолохов («Судьба человека») • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Я. Пшимановский («Четыре танкиста и собака» (и его экранизация)
Кино: Экранизации Васильева («» Ростоцкого) • «Я — русский солдат») • «Баллада о солдате» (спецприз Каннского фестиваля) • «Белорусский вокзал» • «Битва за Севастополь» • «Брестская крепость» • «В бой идут одни «старики»» • «Два бойца» • Звезда • «Иваново детство» • «Иди и смотри» • «Летят журавли» (приз Каннского фестиваля) • Мы из будущего• Отряд • «Парень из нашего города» • Переход (фильм 1979) • «Подвиг разведчика» • Танк «Клим Ворошилов-2» • Фронт • Бесславные ублюдки • Дюнкерк • Мост через реку Квай • Сахара • Счастливого Рождества, мистер Лоуренс • The Eternal Zero

Телесериалы, видеоигры и музыка: «17 мгновений весны» • Братья по оружию • Крик совы • Ликвидация • Тихий шторм • Владимир Высоцкий • Sabaton! • Польская «Маки на Монте-Кассино» • Call of Duty • В тылу врага • Партизан

Войны XX века Корейская война (M.A.S.H) • Война во Вьетнаме (Стивен Кинг, «Сердца в Атлантиде» • Апокалипсис сегодня • Call of Duty: Black Ops • Форрест Гамп • Цельнометаллическая оболочка • We were soldiers • Хранители • Сабатон • Battlefield Vietnam) • Война в Афганистане (Киплинг • Александр Афанасьев (Период распада • Противостояние/Наступление/Силовой вариант • Бремя Империи • Sabaton • Наутилус Помпилиус • ДДТ) • Война в Персидском заливе (Александр Афанасьев, половина книг • Lost • Sabaton) • Война в Сомали (Чёрный Ястреб) • Первая чеченская война (Чистилище • ДДТ) • Вторая чеченская война (Грозовые ворота • Спецназ) • Война в бывшей Югославии (Балканский рубеж)
Третья мировая война 1984 • 451 градус по Фаренгейту и «Марсианские хроники» Р. Бредбери • Период распада • «Красный шторм поднимается» Тома Клэнси • Call of Duty: Modern Warfare • Звёздный путь • Fallout • Red Alert 2 и 3 • Arma 2 • Серия Wargame • «Ария» (и «Мастер»), «Воля и разум»
Разное Капитанская дочка • Тарас Бульба • «Мулан»
Жанры Военная драма

Царство небесное (2005)

Фильм «Царство небесное» переносит зрителя во времена крестовых походов, и показывает кровопролитное противостояние Западной Европы против мусульман, за территории Палестины. История начинается в 1184 году во Франции, куда после долгой священной войны прибывает барон Готфрид, в поисках своего внебрачного сына, который является последним наследником. По прибытию он обнаруживает печальную картину, его бастард Балиан потерял жену, и убил священника отказавшегося похоронить ее по христианским обычаям. Чтобы спасти жизнь Балиана, Готфрид предлагает ему отправиться в Иерусалим, где не действуют здешние законы. Однако в попытке убежать от наказания, отряд крестоносцев сталкивается с местной полицией, в ходе которого Готфрид получает смертельное ранение и передает свой титул Балиану. Теперь главному герою предстоит отправиться в царство небесное, присягнуть на верность новому королю и вступить в войну с грозным противником.
Год: 2005
Страна: США, Испания
Жанр: Фильмы, Боевики, Военные, Приключения, Драмы, Исторические
Качество: BluRay
Продолжительность: 145 мин.
Премьера в России: 5 мая 2005
Мировая премьера: 2 мая 2005
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Эдвард Нортон, Джереми Айронс, Ева Грин, Брендан Глисон, Гассан Массуд, Мартон Чокаш, Лиам Нисон, Орландо Блум, Дэвид Тьюлис, Александр Сиддиг

Царствие Небесное: Где оно находится и как туда попасть?

Где искать Царство Небесное, что это такое и как туда можно опоздать? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. Мы обратились с ними к протоиерею Павлу Великанову.

Пришел к своим, и свои не приняли…

Фото Владимира Ештокина

Если внимательно вчитаться в Евангелие и вдуматься во все слова Христа о Царствии Божием, становится очевидным: именно это учение стало роковым для Его земной жизни. Иудеи жаждали Царства, бредили Царем — но только не таким, каким оказался Христос. И Спаситель был к этому готов: в отличие от множества лжепророков и лжемессий, Его совершенно не волновал внешний эффект от Его проповеди. Он знал, что делал. И прекрасно понимал, какая цена — словам, и какая — делам. Достаточно вспомнить, как после слов о необходимости вкушения Его Тела и питья Его Крови как непреложном условии жизни с Богом многие отворачиваются от Него и уходят. И вот, вместо того чтобы, как сказали бы сегодня, «изменить тактику» и «внести коррективы» для большей эффективности проповеди — Христос поворачивается к Своим ближайшим ученикам: «А не хотите ли и вы — уйти?»…

Учение о Царстве Небесном — ключевое для всего евангельского повествования. С точки зрения иудеев, всё это не более чем какая-то абстракция, никак не связанная с жизненными реалиями. Поэтому Тот, Кто так дерзновенно смеет утверждать Свое Богосыновство — и тем самым превращать этот «непонятный вымысел» в Божественное Откровение — должен быть убит, и убит позорно, в назидание всем другим, чтобы никому не повадно было пытаться разрушить то, что — как считали ветхозаветные иудеи — веками сохраняло аутентичность и целостность еврейского народа. Уж кто другой, кроме иудеев, прекрасно понимал и помнил, что такое — Царство? Саул, Давид, Соломон — все они были вписаны в историю еврейского народа не только как святые и пророки, но и как строители того самого царства, по развалинам которого теперь и ходит этот новоявленный Пророк и рассказывает странные вещи о Небесном или Божием Царстве!

Христовы вопрошатели — евреи — люди очень конкретные в своем отношении ко всему, что касается важных для них областей жизни. Богатейший опыт выживания во враждебной среде научил их исключительному прагматизму, а сложные установления Моисеева Закона филигранно оттачивали из поколения в поколение эту способность к быстрому рассудочному реагированию.

И когда читаешь, как они слушают слова Христа о Царстве, возникает ощущение, будто в воздухе буквально звенит этот непрекращающийся агрессивный фон вопросов: «А где это Царство, покажи его нам! Когда придет это Царство? А с чем его можно сравнить, как его пощупать, потрогать, увидеть? Не блеф ли всё это?…»

А Ответ — был у них перед глазами, ходил, разговаривал, исцелял больных… Только потом, уже после Воскресения, апостол Иоанн будет вспоминать с глубоким чувством искреннего изумления — как Его, Слово Жизни, Сына Бога, они могли видеть глазами, осязать руками, есть, пить вместе с Ним. Это с трудом вмещается в сознание даже Его ближайших учеников — видевших Его Воскресшим. Что же тогда говорить о тех, кто и смотрел-то на этого бродячего проповедника так, краем глаза, вскользь — много тут ходит всяких…

Вертикаль или горизонталь?

Фото h.koppdelaney, www.flickr.com

Когда мы говорим о Царстве Небесном, нас сразу сбивает с толку его «небесность», которая подсознательно воспринимается нами как что-то не вполне реальное, исключительно духовное или как минимум — неземное или загробное.

Однако в евангельских текстах «Небо» — синоним имени Божия, и, соответственно, «Царство Небесное» не что иное, как Его, Бога, правление на Земле — и только. Но это такое живое и реальное присутствие Бога в человеческой жизни, что оно оказывается той самой жемчужиной, ради которой всё остальное с легкостью продается и забывается.

Царство Небесное бесконечно далеко от состояния «душевного комфорта» или «карманного Бога в душе», которым так любят оправдывать свое практическое безбожие наши современники. Здесь Бог приходит к человеку именно как Царь, Господин — и это откровение невозможно ни перепутать, ни сымитировать. Царь не бывает без своих подданных: точно так же и Царство Небесное появляется лишь там, где происходит встреча человека и Бога — встреча, результатом которой для этого человека становится новая жизнь.

Царство Небесное — не пища и питие, не власть и могущество, не довольство и богатство. Всё это — горизонтальная плоскость: и в любой точке этого пространства может появиться новая реальность — вертикаль, которая выстраивается только между Богом и человеком.

Царство Божие уже здесь, среди вас — говорит Христос Своим ученикам: они изумленно озираются, смотрят по сторонам, не понимая, что надо лишь только увидеть самих себя рядом со Христом. Нечего искать это Царство ни во времени, ни в пространстве — оно постоянно рядом.

Но Христос — кроток и долготерпелив, Он не вламывается в душу как Властный Хозяин, а стоит у двери и лишь скромно постукивает в надежде, что те, кто за дверью, внутри, услышат и сами захотят пустить. Отсюда — такое обилие в Его речи образов и сравнений, помогающих понять Его учение о Царстве. И при этом — постоянный акцент: «Да, Я — Царь, но не того Царства, о котором вы все так мечтаете. Мое Царство — другое. Оно там, где не властолюбцы и гордецы, а кроткие и скромные; там, где нет пышности и религиозного лицемерия, а детская простота и искренность; там, где Бог — не мысленная фикция, а Живой, реально присутствующий в жизни Господь!» Насколько эти слова были трудны для слуха, представить несложно: достаточно посмотреть вокруг — кто сегодня виноват в наших бедах? Власть имущие? Воры и взяточники? Да какая разница — все равно взгляд скользит по накатанной веками дорожке, и задолго до Христа этот путь уже был проторен. Перефразируя Христовы слова о Царстве Божием, можно было бы сказать так: какого бы даже самого святого, безгрешного и исполненного всех добродетелей правителя ни поставь — сути наших проблем это не решит: ведь наш главный враг не где-то снаружи, он — внутри; точнее — мы и есть сами себе враги номер один.

С чего начинается Царство?

Фото h.koppdelaney, www.flickr.com

Царство Божие — Царство Небесное — наступает уже тогда, когда человек обретает своего Царя и Господа: и для христиан это вхождение в Царство непосредственно связано с рождением от воды и Духа в таинстве Крещения.

Когда крещаемого священник спрашивает: «Веруешь ли ты Ему?» — готовящийся родиться в Новое Царство отвечает: «Верую, яко Царю и Богу!»

Поэтому Крещение — не просто некий «очистительный» ритуал, а высоко ответственный момент: принимая Христа своим Господом и Спасителем, погружаясь в Его смерть и восставая с Его Воскресением из вод купели, он произносит клятву верности своему Царю и Богу. Отныне человек уже не одинок: он — на службе, он — «при деле», он принадлежит не своим желаниям и похотениям, но работает своему Царю и Богу, тем самым проявляя Его Царство в этом мире. Но не только об этом молится каждый день христианин, когда просит в молитве Господней «да приидет Царствие Твое»: его молитва — не только о том, чтобы этих точек живого и действенного присутствия Бога в мире посредством Его верных подданных было всё больше и больше.

Наша надежда и ожидание — увидеть тот миг, когда небесный свод свернется, звезды исчезнут, мертвые восстанут — закончится эта долгая, такая бесконечно долгая холодная ночь греха, и откроется новый День, Светлый день Христова Царствия.

Однако к этому дню надо готовиться уже сейчас. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там», — говорил прп. Варсонофий Оптинский.

Царство Мое — не от мира сего, — говорит Христос. И Его последователи, христиане, с одной стороны, не имеют иного мира для жизни, кроме этого, по умолчанию враждебно настроенного ко Христу. Но с другой стороны, Царство, которым они и живут, — Христово Царство — не от мира сего. Это внутреннее напряжение — от неизбежности жизни в этом мире и невозможности жить по его, мирским, законам — в реальной жизни оказывается очень продуктивным: так рождается аскетика, наука о стратегии и тактике в духовной войне против греха и страстей. В этом глубинном внутреннем напряжении и вызревает христианин. Поэтому Царство Небесное — «нудится», берется с усилием, оно «пробивает себе дорогу» только руками самого человека, его личными трудами отвоевывает себе новые и новые территории на вражеской земле.

О чем тоскует наше сердце

Фото h.koppdelaney, www.flickr.com

Вход в Царство Небесное открывается Таинством Крещения, и каждый раз, благословляя это Царство на Божественной Литургии, верный Христу проходит серьезный тест на свою «профессиональную пригодность» к участию в этом Царстве. С одной стороны, это единство обращенных ко Христу человеческих лиц образует Церковь как Его Тело. С другой стороны, это таинственное многочастное и при этом единое Тело оказывается для конкретно каждого члена Церкви судом и свидетелем его соответствия, его со-настроенности тому Духу, Который и животворит это Тело, — Святому Духу.

И чтобы попасть в это Царство, не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе и славе»: ведь оно уже пришло, это Царство ходило по нашей земле — и по сей день ходит ногами тех, кто Его считает своим Царем, живущих по Евангелию, исполняющих то, что Он, Христос, ждет от Своих братьев и друзей. Оно всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту Небесного Царства. И когда это происходит, христианин становится живым свидетельством объективного существования этого Небесного Царства уже здесь и сейчас. Иван Ильин как-то заметил, что свет религиозности скрыть невозможно — он все равно пробьется и будет светить миру. Весь неисчислимый сонм христианских святых — это именно такие «светлячки», светочи Божией правды, но сила их не в какой-то собственной исключительности, а в том, что все они светились одним и тем же светом Христова Царства — пусть каждый по-своему. Но источник их света всегда был один — Христос.

Это живое присутствие Христа не только в церковной общине, но и в душе каждого христианина для апостола Павла было настолько очевидным и важным критерием, что он дерзнул утверждать: Кто Духа Христова не имеет — тот и не Его, то есть не Христов! (Рим 8:9).

Сам Христос — и есть Царство Небесное, и когда Он говорит об этом Царстве в притчах, образах, примерах — Он всегда говорит о Себе Самом. Жизнь со Христом, жизнь по Христу, жизнь в Нем — это совсем не абстракция, а реальнейшая реальность для церковного человека.

Причем не на уровне чувств или ощущений: это состояние внутренней «синхронизации» с жизнью Христова Тела оказывается гораздо глубже любых психологических переживаний, оно выходит в сферу онтологическую, в область первооснов бытия. Поэтому то, что происходит в храме, Таинства, совершаемые руками священника — всё это резонирует не с какими-то внешними чувствами, но со стихиями земными и небесными: здесь ангелы не просто присутствуют, но сослужат иерею в страхе и трепете. И эта невидимая духовная мощь становится очевидной для чистых сердцем и открытых Богу душ.

Здесь, в храме — Его территория, Его Царство — если только, конечно, храм наполнен верными Ему — а не предателями и дезертирами. И нет ничего удивительного в том, что однажды всего лишь переступив порог храма, человек оказывается до конца дней восхищен этой охватившей его внезапно со всех сторон новой реальностью — не нашей, а той, лучшей, заветной, желанной — по которой только и тоскует живое человеческое сердце.

Рай или Христос?

Фото h.koppdelaney, www.flickr.com

Христианин — это не тот, кто живет мечтой попасть в рай, а тот, кто живет Христом. Для верующего во Христа рай и открывается, и может закрыться уже в этой жизни. Поэтому для него каждый день, каждая минута этой, казалось бы, преходящей и поэтому мало что значащей жизни — на самом деле бесценны. А «механическое» помещение непреображенной Божественной благодатью души в место, где живут праведники и святые, качества жизни не изменит: от себя никуда не деться, и тот, кто носит в своем сердце ад самолюбия и страстей, сам убежит с презрением и злобой на этих «святош» и «лицемеров».

Не став подданным Царства Божия здесь, на земле — слишком мало шансов попасть в него после смерти. Искать Христа, Его близости, Его ощутимого присутствия — причем не только в храме и таинствах, но и в ежедневных событиях жизни — не такая уж сложная задача, если слышать Его заповеди и стараться выполнять их. А заповедь в действительности одна: быть подражателями Христу, жить и вдохновляться Им, поступать, как Он поступал; думать, как Он думал, желать того, к чему Он стремился. Как это ни странно прозвучит, но об этом сегодня надо говорить во весь голос, снова и снова: христианство — Христоцентрично, а не «раецентрично», или, что еще хуже, «грехоцентрично».

Для нас рай там, где Христос, а вовсе не наоборот.

И Его Царство — как его ни назови — Божие или Небесное — уже здесь, на земле, с нами, среди нас. Если только сами мы — в своем сердце, в мыслях, словах и поступках — со Христом.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх