Помост

Вопросы веры

Цели крестовых походов

Какой город являлся целью крестовых походов?

Крестовые походы — серия военных походов в XI—XV в.в. из Западной Европы против мусульман. В узком смысле — походы 1095—1290 г. в Палестину, направленные на захват в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним). Они проходили под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман. Участники походов, крестоносцы, обычно нашивали на одежду знак креста (отсюда и название походов) .

26 ноября 1095 года, после окончания заседаний Клермонского собора перед лицом знати и духовенства папа Урбан II произнёс страстную речь, призвав собравшихся отправиться на Восток и освободить Иерусалим от владычества мусульман, обещав участникам крестового похода отпущение грехов, освобождение от долгов и т. п. Этот призыв лёг на благодатную почву, так как идеи крестового похода уже были популярны среди народа западноевропейских государств, и поход мог организоваться в любой момент. Речь папы лишь обозначила устремления большой группы католиков в западноевропейских государствах.

Проповедь Крестового похода имела на Западе необыкновенный успех. Во главе движения встала церковь: папа назначил своим легатом при крестоносном войске епископа Пюи Адемара, который одним из первых принял в Клермоне крест. Принявшие крест, как пилигримы, принимались церковью под её покровительство. Кредиторы не могли требовать с них долгов во время их путешествия; захватывавшие их имущество отлучались от церкви; всем крестоносцам, которые шли в Святую землю, побуждаемые к тому благочестием, а не стремлением к приобретению почестей или богатства, отпускались грехи. Уже зимой с 1095 на 1096 год собрались большие массы плохо или почти вовсе не вооруженных крестоносцев из беднейших классов. Во главе их стали Пётр Пустынник и Вальтер Голяк (или Готье-нищий). Часть этой толпы достигла Константинополя, но многие погибли ранее. Греки переправили крестоносцев в Азию, где они почти все были истреблены сельджуками. Несколько позднее начался настоящий Первый крестовый поход.

Крестовые походы

Введение

Тема данного урока: «Крестовые походы». Так называют серию военных акций европейского дворянства в эпоху развитого Средневековья. Крестовые походы происходили в 1096–1270 гг. Эпоха крестовых походов занимает в истории почти два века.

Причины крестовых походов

Главной причиной крестовых походов было отвоевание гроба Господня (рис. 1), Святой земли, которая находилась в руках «неверных», то есть мусульман. В VII веке территории Ближнего Востока вместе с Иерусалимом попали в руки арабов. Во второй половине XI века, когда начинаются крестовые походы, арабов в этом регионе сменили турки-сельджуки, которые также имели мусульманское вероисповедание.

Рис. 1. Храм гроба Господня в Иерусалиме (Источник)

Почему именно в конце XI века началось столь мощное движение крестоносцев? Ведь к этому времени арабы уже достаточно давно владели этими святынями, в Европе это вызывало недовольство, но к Крестовым походам никто не призывал.

Многие историки считают, что Первый крестовый поход, а также все последующие имели демографические причины. Европа в конце XI века сталкивается с проблемой перенаселения. Доказательством этого становится тот факт, что основная масса крестоносцев происходила из тех районов, где в Европе наблюдалась наибольшая плотность населения: Северная Франция, Южная Италия, западные районы Германии. Те районы, которые не имели такой проблемы перенаселения, тяги к походам в Палестину не испытывали. Еще одним доказательством этого демографического фактора, влияющего на крестовые походы, является тот момент, что после начала крупномасштабных эпидемий в Западной Европе Крестовые походы постепенно прекращаются. После знаменитой эпидемии чумы 1348 года в Европе о крестовых походах уже не было и речи. Когда Европа вновь вступает в период относительного благополучия, когда вновь увеличивается количество населения, то основная масса походов будет направлена уже не на Восток, а на Запад, начнется эпоха Великих географических открытий.

Крестовый поход бедноты

В Крестовом походе бедноты, предшествующем Первому крестовому походу, принимало большое количество бедных и малоимущих жителей европейских регионов. Это связано с тем, что последние годы перед крестовым походом были годами засухи и неурожая в западных европейских странах. Походы оказались направлены на Восток потому, что паломники, возвращавшиеся из Иерусалима, рассказывали о несметных богатствах, которые были на Востоке.

Еще одним фактором стало стремление римско-католической церкви распространить свое влияние на восточное Средиземноморье. В 1054 году произошла Великая схизма – раскол между католической и православной церковью. В крестовых походах католики видели возможность распространить свое политическое, экономическое и идеологическое влияние на новые территории.

Повод к крестовым походам дала Византия. Турки-сельджуки перешли в активное наступление на византийские территории, они захватили Сирию, Палестину и Ливан, а в 1071 году византийская армия была разгромлена в битве при Манцикерте. В результате византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой оказать ему помощь в борьбе с турками-сельджуками. Турки-сельджуки своей столицей сделали город Никею на азиатском побережье Босфора, недалеко от города Константинополя. Также они договорились с печенегами о совместных действиях против Византии. В результате Константинополь мог пасть под ударами таких объединенных сил. Алексею Комнину не хотелось призывать на помощь западноевропейское рыцарство, но в данной ситуации другого выхода не было. Католики очень внимательно отнеслись к этой просьбе, ведь она отвечала их собственным интересам. В результате в ноябре 1095 года на Клермонском соборе папа Урбан II призвал всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в крестовый поход и отвоевать гроб Господень.

Речь папы римского встретила большое воодушевление. Как говорилось выше, католики жаждали богатств. В считанные недели после призыва папы Урбана II в разных районах Европы стали создаваться отряды людей, которые были готовы отправиться в поход. Они нашивали на свою одежду кресты, по этим крестам их стали называть крестоносцами, а сами походы – крестовыми (рис. 2).

Рис. 2. Крестоносцы (Источник)

Дворяне тоже собирались участвовать в крестовом походе, но для этого необходимы были деньги, вооружение. А беднота в таких приготовлениях не нуждалась. По призыву французского священника Петра Пустынника во Франции собирается толпа в несколько десятков тысяч человек. Историки считают, что общее количество крестоносцев доходило до 80 тысяч. Но все они до Константинополя не дошли. Около Константинополя собралась армия примерно в 40 тысяч представителей первой волны крестоносцев. Их поход принято называть Крестовым походом бедноты. Беднота вызывала серьезные опасения у тех стран, через которые они проходили. По обычаям эпохи Средневековья крестоносцев-паломников должны были кормить за счет тех территорий, через которые они проходили. Но снабдить пищей и всеми необходимыми средствами передвижения 80-тысячную армию было невозможно. Поэтому участники Крестового похода бедноты нередко воспринимались как разбойничья толпа. Эти люди вынуждены были грабить для того, чтобы обеспечить себе минимальное пропитание. Когда крестоносцы дошли до Константинополя, выяснилось, что вместо 80 тысяч до города дошло около 40.

Византийский император Алексей Комнин понимал, что это сборище представляет собой не армию, а сброд, который не сможет противостоять войскам турок-сельджуков. Он не хотел переправлять этих людей через пролив Босфор, но когда понял, что они грабят в городе, бесчинствуют, приносят один беспорядок, то принял решение о том, чтобы они были переправлены на восточный берег пролива Босфор и отправились туда, куда они пожелают. В результате около 30 тысяч человек благодаря судам, которые предоставил византийский император, оказались на азиатском берегу.

Однако путь армии оказался недолгим и бесславным. Не дойдя до столицы турок-сельджуков Никеи, крестоносцы оказались разгромлены войском турок, которое напало на них и истребило большую часть людей, надеявшихся дойти до Святой земли. Считают, что спаслось лишь около 1000 человек, среди них был Петр Пустынник, благодаря проповедям которого эти люди отправились в поход. Так кончился Крестовый поход бедноты, которой не удалось дойти до Святой земли.

Первый крестовый поход, 1096–1099 гг.

Первый крестовый поход проходит в 1096–1099 гг. (рис. 3). Пока беднота шла к Константинополю, европейские феодалы готовились к новому походу. В результате крестоносцы отправились в Константинополь сразу по нескольким направлениям. Войска из северной Франции вел Гуго Великий (Гуго Вермандуа), Готфрид Бульонский вел войска из центральной Франции, жителей Италии вел Боэмунд Тарентский, людей из южной Франции вел Раймунд IV, тех, кто пожелал принимать участие в походе из северо-западной Франции, вел Роберт Нормандский. В результате около Константинополя армии были объединены. Такая армия, гораздо лучше подготовленная и лучше вооруженная, представляла собой серьезную силу. Крестоносцам в ходе первого Крестового похода удалось отвоевать большую часть современной Палестины, а в 1099 году захватить Иерусалим и провозгласить создание там Иерусалимского королевства.

Рис. 3. Первый и Второй крестовые походы (Источник)

Главная цель крестовых походов – освобождение гроба Господня – была достигнута. В результате на территории Палестины и прилегающих землях Ливана и Сирии было создано несколько государств, которые получили название государства крестоносцев на Востоке. Главную роль играло Иерусалимское королевство, первым правителем которого стал Балдуин Бульонский. Это государство должно было воплощать в себе идею христианского господства в Иерусалиме и над всеми святынями в Палестине, но Иерусалимское королевство оказалось не единственным, существовали и другие государства: графство Триполи, княжество Антиохия, графство Эдесское (рис. 4). На этих землях европейские рыцари насаждали те же порядки, которым они привыкли следовать во Франции, Германии, Великобритании. Там существовала такая же система социальной иерархии, как и в европейском средневековом обществе.

Рис. 4. Государства, основанные крестоносцами в результате Первого крестового похода (Источник)

Турки-сельджуки не смирились с потерей таких важных территорий. Мусульманский мир быстро консолидировался и сумел создать новую, боеспособную армию. Государства крестоносцев стали сжиматься: в 1144 году было потеряно графство Эдесское.

Второй крестовый поход, 1147–1149 гг.

Все это стало поводом очередных настроений в Европе, связанных с идеей крестовых походов. В 1147–1149 гг. французский король Людовик VII и германский император Конрад III отправились во Второй крестовый поход. Этот поход оказался неудачным. Германская армия была разбита турками, а французская безрезультатно осаждала Дамаск. В результате подобные крестовые походы превращались лишь в декларацию о намерениях, чем в реальные действия.

После Второго крестового похода в мусульманском мире происходит очень важное событие: на территории Египта было создано новое мощное государство, правитель которого, Саладин, мог создать огромную боеспособную армию и перейти в контрнаступление. В результате ему удалось отвоевать у крестоносцев Иерусалим.

Третий крестовый поход, 1189–1192 гг.

Через 2 года после захвата Иерусалима войсками Саладина, в 1189 году, начался Третий крестовый поход. Британские войска возглавлял король Ричард I Львиное Сердце (рис. 5), германские войска возглавлял Фридрих I Барбаросса (рис. 6), а французские – король Филипп II Август (рис. 7). Но этот поход не увенчался успехом. Поход завершился в 1192 году со скромными результатами.

Рис. 5. Английский король Ричард I Львиное Сердце (Источник)

Рис. 6. Фридрих I Барбаросса (Источник)

Рис. 7. Филипп II Август (Источник)

Четвертый крестовый поход, 1202–1204 гг.

Четвертый Крестовый поход, который проходил в 1202–1204 гг., представляет особый интерес для историков. На этот раз крестоносцам удалось собрать серьезную армию. Они решили отправиться в Иерусалим не через Константинополь, а морским путем. Этот поход мог бы быть удачным, но в стане крестоносцев возник разлад. Для того чтобы переправить огромное войско в район Иерусалима, потребовалось большое количество судов. Когда войска собрались в Венеции, они ожидали помощи от венецианцев, но те в свою очередь предоставили свои корабли, но не просто так: корабли предоставлялись за плату. Сумма была настолько высокой, что собрать эти деньги было невозможным. Венецианцы согласились предоставить свои корабли «в долг». В качестве платы должна была послужить половина тех богатств, которые крестоносцы должны были получить в Иерусалиме. Условия были шокирующие, но у крестоносцев не было другого выхода. Венецианцы жаждали все новых богатств, а так как Иерусалим был еще далеко, они предложили пойти на Константинополь. Константинополь также считался очень богатым городом, фактически вторым после Иерусалима. Крестоносцы вынуждены были согласиться пойти на уступки венецианцам и потребовать оплаты долга венецианцам от византийского императора. В результате крестоносцы захватили Константинополь. Это был уникальный случай в истории: они шли воевать на Ближний Восток, а захватили столицу христианского государства – Константинополь. Именно в это время византийское государство прекращает свое существование. Это произошло в 1204 году. На месте бывшей Византии крестоносцы создали Латинскую империю (рис. 8). Но государство оказалось непрочным и распалось через полвека. На этом месте в 1261 году Византия была вновь воссоздана под видом Никейской империи.

Рис. 8. Латинская империя (Источник)

Четвертый крестовый поход показал, что реальной целью этих походов является не отвоевание гроба Господня, а меркантильные экономические интересы западных европейских стран.

В 1212 году состоялся так называемый Крестовый поход детей (рис. 9), экспедиция под предводительством юного провидца по имени Стефан, который вдохнул во французских и немецких детей веру в то, что с его помощью, как бедные и преданные слуги Господа, они смогут вернуть христианству Иерусалим. Дети отправились на юг Европы, но многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, а погибли в пути. Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать участников похода в рабство.

Рис. 9. Крестовый поход детей (Источник)

В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины. В хрониках XIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «крестового похода детей».

Последние крестовые походы

Силы у европейцев были на исходе. В XIII веке было предпринято еще несколько крестовых походов, известных как крестовые походы с Пятого по Восьмой. Все они заканчивались неудачно.

Во время Шестого крестового похода, который проходил в 1228–1229 гг. германскому императору Фридриху II Штауфену удалось вновь вернуть Иерусалим. Но в 1244 году город вновь перешел в руки мусульман.

Во время Седьмого крестового похода французский король вместе со своей свитой попал в плен к мусульманам. Пришлось заплатить огромный выкуп и отдать земли, которые ему принадлежали на Ближнем Востоке.

Восьмой крестовой поход (1270 год) (рис. 10) закончился бесславно. Французский король Людовик IX успел переправиться через Средиземное море и высадиться на побережье Туниса, практически сразу он умер от чумы.

Рис. 10. Восьмой крестовый поход (Источник)

В результате провала последних крестовых походов в конце XIII века прекратили свое существование государственные образования, находившиеся под властью крестоносцев на Ближнем Востоке. В 1268 году была потеряна Антиохия, в 1289 – графство Триполи, а в 1291 – пала последняя крепость крестоносцев, Акра.

Итоги крестовых походов

Крестовые походы закончились практически безрезультатно. Однако можно считать, что это было первое крупномасштабное соприкосновение восточной и западной цивилизаций в эпоху Средних веков. В результате западная экономика получила ощутимый толчок в своем развитии. Именно в это время в Европе появляются те изобретения, которые первоначально принадлежали арабам. Что касается диалога культур, то именно в 1140–1141 гг. Петр Достопочтенный осуществил первый перевод Корана на латынь, также он повелел перевести на латынь такой источник, как Талмуд – священную книгу иудеев.

Список литературы

1. Брандедж Джеймс. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. – М.: Центрполиграф, 2011.

2. Виймар Пьер. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны». – СПб.: Евразия, 2003.

3. Волобуев О.В., Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. – М.: Дрофа, 2012.

4. Грицак Е.Н. Краткая история крестовых походов. – М.: Рипол-Классик, 2002.

5. Доманин А.А. Крестовые походы. Под сенью креста. – М.: Центрполиграф, 2011.

6. Заборов М.А. Крестоносцы и их походы на восток в XI–XIII вв. – М.: Учпедгиз, 1962.

7. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. – М.: Вентана-Граф, 2013.

8. Малов В.И. Тайны крестовых походов. – М.: Оникс, 2008.

9. Прашкевич Г.М. Крестовые походы. – М.: Вече, 1998.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Istmira.com (Источник)

2. Medievalmuseum.ru (Источник)

3. Rushist.com (Источник)

4. Liveinternet.ru (Источник)

5. Chuchotezvous.ru (Источник)

иерусалим

какой город являлся целью всех крестовых походов?

Альтернативные описания

• город в Израиле, столица

• город в Палестине

• древняя столица Иудеи

• какой город разрушил римский император Тит

• опера Дж. Верди

• Ковчежец, дарохранительница

• опера итальянского композитора Д. Верди

• это третий святой город мусульманской религии после Мекки и Медины

• именно в этом городе, который древние римляне почитали священным, во времена римской Империи запрещалось селиться евреям

• в каком городе разворачивались наиболее важные события Нового Завета?

• какой город сделал своей столицей ветхозаветный царь Давид?

• священный город трех религий: иудеев, христиан и мусульман

• близ какого города находится холм Голгофа, место казни Иисуса?

• город со Стеной Плача

• город в Иордании

• город — святыня трех религий

• город трех религий

• известный израильский город

• город на Ближнем Востоке

• столица государства Израиль

• священный центр иудеев

• священный город Израиля

• религиозный центр мира

• священный израильский город

• в этом городе находится гефсиманский сад

• Столица Иудеи

• Город в Израиле, религиозный центр иудеев, христиан и мусульман

• Опера Дж. Верди

Крестовые походы в 8 пунктах

27 марта 2017История, Антропология

Кем были крестоносцы — благородными паладинами или алчными захватчиками, могли ли женщины участвовать в походах и за что Фридриха II закидали потрохами

Автор Елизавета Лапина

27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у византийцев. В качестве возна­граждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.

1. Основные события Крестовых походов

Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII векBibliothèque nationale de France

15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, кото­рое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитате­лей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф­ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро­левство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Афри­ки были отправ­лены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства кресто­носцев испытывали постоян­ную нехватку в защитниках.

В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон­чился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса­лим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан­ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участво­вать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три­поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.

2. Как походы изменили отношение к войне

Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI векWikimedia Commons

До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться цер­ковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию послед­него англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложи­ли на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло иску­пить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спа­сение души и обеспечивала место в раю.

Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз­никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно­стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие­ры при­няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

3. Сколько стоило участие в походе

Готфрид Бульонский переходит через Иордан. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII векBibliothèque nationale de France

Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так млад­шие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных бо­гатств Востока. Современ­ные историки от­вергают эту теорию. Во-первых, сре­ди крестоносцев было немало богатых людей, которые поки­дали свои владе­ния на долгие годы. Во-вто­рых, участие в Крестовых похо­дах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кор­мить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на воз­можность подработать в походе, а так­же на подаяния более обеспеченных кресто­носцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тра­тилось на провизию и другие необходимые вещи.

Исто­рики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, дол­жен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульон­ский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.

Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дари­ли местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувший­ся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.

4. От чего умирали крестоносцы

Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII века Wikimedia Commons

Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не верну­лись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от получен­ных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка про­визии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Рим­ской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновид­ность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У дру­гого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.

5. Участвовали ли в походах женщины

Ида Австрийская. Фрагмент генеалогического древа Бабенбергов. 1489–1492 годыУчаствовала с собственной армией в Крестовом походе 1101 года.
Stift Klosterneuburg / Wikimedia Commons

Да, хотя их количество сложно под­считать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во вре­мя Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 муж­чин приходилось 42 женщины. Неко­торые женщины участвовали в Кре­стовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались отно­сительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спа­сти душу, помолиться у Гроба Господ­ня, посмо­треть на мир, забыть о до­машних неурядицах, а также просла­виться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательни­цы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение кресто­носцы старались соблюдать целомуд­рие: внебрачные связи карались, а про­ституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.

В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.

6. В какие настольные игры играли крестоносцы

Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы© DIOMEDIA

Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го­ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан­тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.

Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя­щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре­зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме­шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро­лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз­ре­шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона­шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь­ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи­тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).

7. С кем крестоносцы воевали

Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV векаThe British Library

Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не толь­ко на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим пред­лагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестонос­цев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство кресто­носцев не по­нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погро­мы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.

С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про­тив мусульман, но и против язычников, ерети­ков, православных и даже като­ликов. Например, так называемые Альби­гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек­ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто­носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като­лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо­дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.

8. Какой поход был самым необычным

Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV векBiblioteca Apostolica Vaticana / Wikimedia Commons

Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Кре­стовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нару­ше­ние обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фрид­рихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муазза­мом. Но ко­гда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иеру­салим. У му­сульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом ска­лы» и ме­четью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть насе­ления которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Воз­вращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлу­ченным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Помогите ответить на вопросы:
1. Назовите причины и цели крестовых походов. Укажите их направления. Какие государства были образованы крестоносцами на Востоке?
2. Почему в 13 веке экспансия крестоносцев была направлена на прибалтийские земли? Какие цели при этом преследовались?

1)Целью первых крестовых походов было освобождение Гроба Господня в Иерусалиме от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и т.д.) или решения политических задач Пап.
Прежде всего крестоносцам предстояло разрешить политическую задачу силой оружия. Большинству участников в крестовых походах было чуждо это сознание, главные массы крестоносцев были возбуждаемы религиозными мотивами. Ясно, что крестовые походы, при всем громадном напряжении европейцев, не высаживали на сирийский берег таких сил, которые были бы в состоянии победить туземцев. Таким образом, неудача крестовых походов зависела главным образом от того, что недостаточно громадно было движение европейцев и сравнительно ничтожно число тех, которые оставались в Святой земле для постоянного поселения.
Княжество Антиохия, Иерусолимское королевство, Графство Триполи
2)они считали что реки там текут молоком и медом. потому что там был гроб господень. они хотели освободить его

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх