Помост

Вопросы веры

Церковь спаса нередицы

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет искусств
Институт искусств
совместно с Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником

Многовековая жизнь исторических памятников русского монументального искусства, к сожалению, неизбежно ведет к разрушению или изменению первоначальной архитектуры, к изменениям цвета и утратам фресок. Многочисленные причины — природные, климатические, антропогенные — приводят к значительным изменениям, утратам или к полному уничтожению произведений искусства. Несмотря на то, что прошло более 65 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, многие шедевры древнерусского искусства до сих пор не восстановлены до приемлемого экспозиционного состояния. Значительный объем материалов продолжает находиться в фондах музеев в ожидании своего возвращения в интерьеры храмов.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. 1911 год


Историческая справка

Церковь Спаса на Нередице, бесспорно, является одним из ярких памятников русской культуры и искусства. Расположенная в живописной местности на Нередицком холме вблизи Новгорода, церковь была построена в 1198 году по заказу князя Ярослава Владимировича. Храм был расписан в 1199 году, через год после освящения Спаса на Нередице.

Нередица, подобно Софийскому собору, отражающему архитектурные тенденции XII века, и Георгиевскому собору Юрьева монастыря, наиболее полно воплотившему духовный пафос начала XII века, служит в типологическом и стилистическом отношении своего рода эталоном зодчества соответствующего периода.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. 1936 год

Храм Спаса на Нередице является объектом научных художественных исследований на протяжении многих лет, над изучением росписей храма трудились несколько поколений историков древнерусского искусства.

После архитектурной реставрации 1903–1904 годов ряд учёных, в их числе и М. И. Артамонов , обратился к изучению живописи. Впервые, в 1910 году была организована специальная экспедиция Санкт-Петербургского Университета и Русского Археологического общества.

За последующие годы было накоплено большое количество фактических материалов.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. 1936 год

Фресковые росписи храма

До конца 30-ых годов XX столетия уникальные фресковые росписи Нередицкого храма занимали всю поверхность стен и представляли собой один из наиболее значительных живописных ансамблей России.

Роспись Нередицы поражает своей духовностью и силой воздействия даже сейчас, когда мы видим только отдельные фрагменты.

Интерьер церкви Спаса Преображения на Нередице

Частичные повреждения росписи существовали еще в довоенное время.

На отдельных архивных фотографиях начала XX века заметны следы утрат.

Фрагменты росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

В период Второй мировой войны храм находился на линии фронта. В результате постоянных обстрелов с 1941 по 1943 год, храм был практически разрушен.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. Послевоенные фото

Уже в марте 1944 года начинается разработка плана восстановительных работ по архитектурным памятникам Новгорода. Храм Спаса Преображения на Нередице оказался включен в первоочередной список памятников, подлежащих восстановлению.

В мае 1944 года был установлен защитный навес над руинами храма с целью сохранения уцелевших на стенах фресок.

Август-октябрь 1944 года – экспедиция М.К. Каргера. Выполнение обмеров и фиксации состояния памятников (экспедиция археологов, живописцев и искусствоведов под руководством профессора М. К. Каргера, направленная в Новгородский музей Всероссийской Академией Художеств).

Сентябрь-октябрь 1944 года- первые работы по разборке завалов Нередицкого храма: частичная расчистка апсида диаконника, выборка около 3 тысяч фрагментов росписи, которые были переданы в музей (экспедиция археологов, живописцев и искусствоведов под руководством профессора М. К. Каргера).

Церковь Спаса Преображения на Нередице. 1947 год

1945 год- возведение каркаса временного шатра над руинами церкви (из-за отсутствия материалов лишь с частичной обшивкой).

1946-48 годы — освобождение от завалов.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. 1949 год

1946 год- проведение разборки завалов, расчистка от мусора алтарной части руин (Специальная научно-реставрационная производственная мастерская Л. М. Шуляк, созданная в Новгороде в 1944 году).

1946-1948 годы- памятник был полностью освобожден от завалов. В процессе работ было собрано 70 корзин фрагментов фресок.

Раскопки церкви Спаса Преображения на Нередице

1949-1957 годы- архитектурная реставрация, полное восстановление архитектуры храма. Сохранившиеся обмерные чертежи, позволили воссоздать Спасо — Нередицкую церковь в архитектурных формах конца XII века. В 1956-58 годах храм восстал из руин. По старым чертежам удалось восстановить верхние части стен, своды и купол, но редчайшие фресковые росписи, покрывавшие весь храм и дошедшие с незначительными потерями до ХХ века, были безвозвратно утрачены.

Интерьер церкви Спаса Преображения на Нередице. 1961 год

Фрагменты живописи, собранные с 1944 года (экспедиция под руководством М. К. Каргера), в деревянных ящиках из-под снарядов, хранились в фондах музея.

Фрагменты штукатурки (реставрационные работы под руководством Л. М. Шуляк) — 70 корзин с фрагментами, хранились в деревянном сарае около церкви, часть их до начала 60-х годов размещалась в интерьере храма. Позже, корзины были перевезены на территорию Кремля. Несколько раз бесценные материалы перемещали из одного помещения в другое- из церкви Андрея Стратилата в Федоровскую башню, затем корзины с фрагментами переместили в помещение ризницы Софийского собора. Вследствие постоянного перемещения из 70 осталось лишь 36 корзин (точное количество фрагментов неизвестно). Сохранившиеся фрагменты были поставлены на учет в музее в отделе хранения памятников архитектуры и монументальной живописи.

Сохранившиеся фрагменты росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

Конец 1969 года- первая попытка реставрации фрагментов руинированной живописи (бригада художников-реставраторов СНРПМ под научным руководством А. П. и В. Б. Грековых).

Зима 1970- весна 1971 года- осуществлялась просушка фрагментов, подклейка по свежим сломам и упаковка в ящики. Ящики с фрагментами были проаннотированы с указанием количества фрагментов и возвращены в музей. Общее количество фрагментов- 81270 штук, приблизительная площадь 92,4 м2.

Реставрационные мастерские Новгородского музея-заповедника

Такие факторы, как резкие колебания температурно-влажностного режима, подсос влаги, отсутствия необходимого проветривания в тех помещениях, где хранились фрагменты, активизировали разрушительные процессы. На фрагментах увеличилось количество биологических поражений и произошло образование солевых пленок.

Реставрационные мастерские Новгородского музея-заповедника

Май 1985 года — заседание комиссии Научно-методического совета по охране памятников культуры Министерства культуры СССР, проходившее в Новгороде. Комиссией было принято решение о начале комплексной реставрации стенописи церкви Спаса на Нередице, включающей консервацию, придание экспозиционного вида сохранившейся на стенах живописи, цикл реставрационных работ на фрагментах музейного фонда с изучением возможности их подборки и возвращения на стены памятника.

Общее количество найденных фрагментов составляет 325313 штук приблизительной площадью 224,3 м2, на стенах памятника сохранилось 105,17 м2. Данные материалы дают возможность ученым осуществить работы по реставрации и возвращению хотя бы отдельных композиций на стены храма. Также, на основе этих материалов возможно осуществить реставрацию и вернуть роспись в интерьер храма в допустимом объеме.

Реставрационные мастерские Новгородского музея-заповедника

Последние десятилетия специалисты музея вели сложнейшую работу по восстановлению этих фресок, по крупицам собирая драгоценные осколки штукатурки с живописью XII века.

Коллективом руководителя реставрационных работ, художником-реставратором МНРХУ Министерства культуры Т.А. Ромашкевич была разработана и реализована комбинированная методика автоматизированной локализации и сборки фрагментов живописи.

Реставрация росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

Реставрация росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

На данный момент, основные результаты работ по реставрации и восстановлению настенной живописи храма были недоступны для широкого круга зрителей, до недавнего времени основные композиции находились в реставрационных мастерских. В 2010 году на стены храма была возвращена только одна композиция- это «Ктиторская» фреска . В мастерских Новгородского музея продолжается работа над такими композициями, как «Крещение», «Святая Великомученица Иулиания» и других композиций.

Реставрация росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

Существующие реставрационные методики не всегда учитывают современный уровень развития технологии и материалов. Необходимость применения компьютерных технологий предопределена огромной трудоемкостью и недостаточно высокой эффективностью традиционного «ручной» метода поиска и подбора фрагментов — многие ансамбли фресковой живописи собирают вручную многие годы, и работы еще достаточно от завершения.

На примере нередицкой росписи, состоящей из 325 000 фрагментов, становится очевидным, что процесс восстановления фресок требует длительного времени. Более того, мы понимаем, что значительная часть материалов утрачена безвозвратно как в момент разрушения храма, так и вследствие дальнейшего перемещения фрагментов. То есть, мы понимаем, что полностью объем росписи не удастся восстановить никогда по объективным причинам.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. 2011 год

Создание реконструкции утраченного ансамбля росписи

Бесспорно, огромной ценностью для нас и будущих поколений представляет даже крошечный фрагмент уникальной росписи, но для искусствоведческих и художественных исследований древнерусской живописи необходимо восстановить весь живописный ансамбль. Обращение к реконструкции продиктовано практическими нуждами науки и образования. Реконструкция в системе искусствоведческих наук становится средством изучения и обеспечения исследовательского процесса достоверными сведениями о памятниках.

Интерьер церкви Спаса Преображения на Нередице. 2011 год

Площадь фрагментов настолько мала по отношению к объему пустых стен, а разрозненность фрагментов не дает нам возможности представить даже отдельные композиции в целом. Экспозиционное состояние живописи не дает представление о ней даже подготовленному специалисту.

Интерьер церкви Спаса Преображения на Нередице. 2011 год

Виртуальная модель росписи, работы по восстановлению иконографии и реконструкции утраченных фрагментов должны появиться на основе комплексного всестороннего анализа историко-художественных особенностей памятника, его аналогов в контексте истории Древнерусского и, в целом, Византийского искусства.

Для создания реконструкции необходимо было не только собрать архивные материалы, но проанализировать их, выбрав нужные искусствоведческие описания, изобразительные материалы, архивные фотографии. По истории, иконографии, реставрации памятника написано много научных и исследовательских трудов, сохранились археологические и реставрационные отчеты. Значительный объем визуального материала также сохранился и доступен: это документальная фотофиксация памятника, живописные копии, обмерные чертежи.

Утрата самих фресок Нередицы заставляет нас значительно бережней относиться ко всем документальным свидетельствам, связанным с памятником, делает любые оставшиеся материалы значительно более ценными. Сохранившиеся фрагменты штукатурки, фотографии, копии, искусствоведческие описания — это единственное, что осталось от уникального памятника.

В том числе, это и редчайшие цветные фотографии, выполненные Л.А. Мацулевичем

В Государственном Русском музее и в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике собраны коллекции лучших копий фресок храма Спаса на Нередице, созданных в разное время специалистами копийных мастерских древнерусской живописи. Копии, сделанные в храме до их утраты, позволяют составить представление о первоначальной системе Спасо-Нередицкой росписи.

Мировую известность Нередица приобрела благодаря Всемирной выставке в Париже в 1867, где экспонировались копии нередицкой росписи, сделанные московским художником Н. А. Мартыновым.

В последующие годы было создано несколько десятков копий фресок Нередицы, выполненных до разрушения храма. Это работы художника В. А. Прохорова, архитектора Л. М. Браиловского, историка – исследователя Н. П. Сычева, художников Н. И. Толмачевской, Л. А. Дурново и Т. С. Щербатовой. Данные материалы были тщательно исследованы, что значительно способствовало пониманию общего иконографического замысла, стилистики и колорита утраченной росписи.

За последние десятилетия по сохранению и реставрации памятника была проделана огромная работа. Бесспорно, уникальные материалы, которые остались после разрушения и считались утраченными навсегда – это фрагменты фресок храма, хранящиеся в реставрационных мастерских Новгородского музея-заповедника.

Реконструкция росписи должна появиться на основе комплексного всестороннего анализа историко-художественных особенностей Нередицы в контексте Новгородского и, в целом, Древнерусского искусства XII, начала XIII века.

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

Архивные фото. Церковь Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Страшный суд», фрагменты

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Страшный суд»

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Страшный суд», фрагмент

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Крещение»

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Архивные фото, композиция «Крещение»

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Крещение», схема авторского рисунка

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Крещение», расположение сохранившихся фрагментов

Фрагменты композиции «Крещение». Реставрационные мастерские НГОМЗ

Фрагменты композиции «Крещение», сохранившиеся на стене. Церковь Спаса Преображения на Нередице

Фрагменты композиции «Крещение». Реставрационные мастерские НГОМЗ

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Композиция «Крещение», расположение сохранившихся фрагментов

Копия росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Л.М.Брайловский

Подбор колеров. Церковь Спаса Преображения на Нередице

Копийные работы. Церковь Спаса Преображения на Нередице

Копия. Фрагмент композиции «Крещение». Церковь Спаса Преображения на Нередице

Копии фрагментов росписи. Церковь Спаса Преображения на Нередице

Карта колеров. Церковь Спаса Преображения на Нередице

Реконструкция композиции «Крещение». Церковь Спаса Преображения на Нередице

Реконструкция композиции «Крещение». Фрагмент

Реконструкция росписи церкви Спаса Преображения на Нередице

Церковь Спаса-на-Нередице

Церковь Спаса на Нередице (Спас на горе? Нередице, Спас-Нередица) — храм Преображения Господня, расположенный вблизи Великого Новгорода на правом берегу Волхова на небольшой возвышенности рядом с Городищем.

Построен за один сезон в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче.

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала до 30-х годов XX века.

На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю).

В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941-1943 годов непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате практически все росписи были утрачены. Тем не менее, благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе.

Церковь восстановлена в 1956-1958 годах одной из первых после войны.

По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей.

Реставрация монументальной живописи храма проводилась в июне–октябре 2015 года. В ходе реставрации были проведены окончательное укрепление красочного слоя на площади 115 квадратных метров, шпаклёвка мелких утрат, выполнен подбор колеров для штукатурных восполнений. На стену храма возвращена собранная из фрагментов композиция – Святая великомученица Юлиания. С 23 ноября 2015 года церковь Спаса на Нередице вновь открыта для посетителей.

Приближать трехмерную модель можно колёсиком мышки, перемещать колёсиком мышки и удерживая клавишу Shift. Модель подготовлена компанией «Аэроскан». Список достопримечательностей имеющийх 3D модели.

Церковь Спаса на Нередице

Церковь Спаса на Нередице (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Церковь Спаса на Нередице

Безусловно, Великий Новгород — это кладезь сокровищ древнерусской архитектуры. Но некоторые его богатства скрыты от глаз за пределами городской черты. Как, например, церковь Спаса в селе Спас-Нередицы. Этот храм, построенный еще в конце 12 века, когда-то славился на всю Россию своими потрясающими фресками. К сожалению, многие из них не дошли до наших дней, но люди приезжают в небольшую деревеньку, чтобы своими глазами увидеть прекрасный пример средневекового зодчества, бережно воссозданный реставраторами: после Великой Отечественной церковь была практически полностью уничтожена.

C 1992 г. храм Спаса Преображения вместе с другими архитектурными сокровищами Новгорода включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Немного истории

Спас на Нередице заложен в 1198 г. князем Ярославом Владимировичем по соседству с его резиденцией. В течение следующего года церковь расписывалась местными мастерами. А затем будто исчезла — о ней практически не сохранилось никаких сведений. Храм вновь стали обсуждать в начале 20 века: приехавшие сюда искусствоведы поразились сохранности и богатству древних фресок — аналогов им в России и в ближайших странах уже не было. 1941 г. — последний год существования церкви Спаса. После захвата Великого Новгорода ее практически полностью уничтожила немецкая артиллерия: от здания остался лишь фундамент, а от знаменитых фресок — несколько фрагментов. Но все же после войны памятник вернулся из небытия.

Что посмотреть

Внешне новгородский Спас мало чем отличается от храмов 12 века — небольшое одноглавое здание, сложенное из плитняка. Кстати, уникальный стройматериал примечателен тем, что его нельзя обработать ровно: поверхность в любом случае будет выглядеть будто неаккуратно оштукатуренной. Именно так, словно сооруженными из глины, выглядят практически все старинные храмы этого региона.

Внутри церковь кажется слегка мрачноватой из-за массивных толстых стен и тяжелых столбов. Сохранившиеся фрески расположены на западной стене и в центральной апсиде. Особенно ярко смотрится насыщенное изображение Павла Алеппского. Глядя на интерьер храма, даже не верится, что Нередица была полностью расписана фресками: и стены, и столпы, и своды, и купол устилались своеобразным художественным ковром.

Практическая информация

Адрес: Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Спас-Нередицы. Координаты GPS: 58.49714900, 31.31149100. Веб-сайт.

Время работы: май-сентябрь: 11:00-16:00, октябрь-апрель: 11:00-14:00, выходные: четверг, пятница.

Вход: 100 RUB, студентам ВУЗов и учащимся: 50 RUB, детям до 16 лет: бесплатно. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Церковь Спаса на Нередице — описание и фото

  • Главная
  • Регионы
    • Крым
      • Путешествие по побережью Южного берега Крыма
      • Что посмотреть в Феодосии
      • Гостевой дом Red House в Евпатории
    • Регионы #1
      • Иваново — неповторимый город в стране березового ситца
      • Интересные места Санкт-Петербурга
      • Гостевой дом Red House в Евпатории
      • Село Вятское в Ярославской области
      • Особенности погоды в Крыму в январе 2019 года
      • Достопримечательности и интересные места Псковской области
      • Интересные места и достопримечательности Липецкой области
    • Регионы #2
      • Основные достопримечательности Орловской области: что посмотреть
      • Природные богатства и достопримечательности Республики Алтай
      • Красивые места и популярные достопримечательности Кемеровской области
      • Какая погода на курорте Лазаревское в сентябре
      • Достопримечательности и красивые места Ленинградской области
      • Погода в Крыму: куда поехать отдохнуть в октябре
      • Ивановская область: интересные места и достопримечательности
    • Регионы #3
      • Достопримечательности и интересные места Тульской области
      • Достопримечательности и интересные места Волгоградской области
      • Интересные места Подмосковья: что посмотреть и куда поехать
      • Достопримечательности и интересные места Свердловской области
      • Популярные базы отдыха Манжерока (Горный Алтай), цены
      • Основные достопримечательности и интересные места Курской области
      • Великолепный отдых на черноморском побережье Кавказа
    • Регионы #4
      • Какие полезные сувениры можно привезти в подарок из Крыма
      • Интересные достопримечательности Тверской области
      • Заповедники и национальные парки Алтайского края
      • Достопримечательности Крымского полуострова: что посмотреть на отдыхе
      • Особенности природы и растительного мира Алтайского края
      • Куда сходить в Марий Эл и какие достопримечательности посмотреть
      • Национальные парки и заповедники Челябинской области
    • Регионы #5
      • Погода в Крыму в декабре: статистика, прогнозы, стоимость отдыха
      • Знаменитые достопримечательности Пензы и Пензенской области
      • Список популярных курортов Краснодарского края
      • Описание достопримечательностей Ростовской области для туристов
      • Путешествие по достопримечательностям и природе Саратовской области
      • Архангельская область: достопримечательности города и окрестностей
      • Основные достопримечательности Иркутской области
    • Регионы #6
      • Особенности погоды и отдыха на море в Крыму в сентябре
      • Епифань (Тульская область): достопримечательности поселка
      • Что посмотреть в Смоленской области: лучшие достопримечательности
      • Красивые города России для зимнего отдыха всей семьей
      • Достопримечательности Владимирской области: туристические маршруты
      • Достопримечательности и необычные места Красноярского края
      • Достопримечательности и места Тамбова и Тамбовской области
    • Регионы #7
      • Главные достопримечательности Самарской области
      • Достопримечательности и красивые места Астраханской области
      • Исторические памятники и места Белгородской области
      • Основные достопримечательности и места Карачаево-Черкесии (КЧР)
      • Основные достопримечательности Вологодской области
      • Основные достопримечательности города Зубцов Тверской области
      • Информация о столице городского округа города Казани
    • Регионы #8
      • Достопримечательности города Великие Луки
      • История и культура города Реж в Свердловской области
      • Достопримечательности города Семёнов в Нижегородской области
      • Гагарин — город Смоленской области: интересные факты
      • Боголюбово во Владимирской области и его достопримечательности
      • Погода и температура воды в Ялте в сентябре
      • Достопримечательности Чаплыгина Липецкой области
    • Регионы #9
      • Достопримечательности города Белогорска в Крыму
      • Город Камышин в Волгоградской области
      • Топ-20 главных достопримечательностей Ульяновской области
      • Достопримечательности города Курган: что посмотреть туристам
      • Достопримечательности и интересные места Ставропольского края
      • Достопримечательности города Вышний Волочек: что посмотреть
      • Погода в Алуште в сентябре: главный козырь бархатного сезона
    • Регионы #10
      • Памятники, достопримечательности, интересные места Коктебеля
      • Достопримечательности города Карачева Брянской области
      • Башня Сююмбике (Казань) — история и легенды знаменитой наклонной башни
      • Гатчина (Ленинградская область) — достопримечательности с фото
      • Шуя (Ивановская область) — Усадьба Павлова и другие достопримечательности города
      • Тамань — достопримечательности станицы с фото и описанием
      • Мыс Фиолент (Крым) — история и легенды
    • Регионы #11
      • Сулакский каньон (Дагестан) — достопримечательности и красивые места с фото
      • Калязин (Тверская область) достопримечательности затопленного города с фото и описанием
      • Заповедник «Оленьи ручьи» — где находится, экскурсии и фото
      • Тропа Голицына (Новый свет) — где находится, протяженность, маршрут и фото
      • Ганина Яма — мужской монастырь в Екатеринбургской области фото и история, паломнический центр
      • Большая Байкальская тропа — где находится, маршрут и фото
      • Никола-Ленивец арт-парк (Калужская область) — описание, фото и отзывы
    • Регионы #12
      • Ташла — история и известные святыни села в Самарской области
      • Храм всех религий в Казани — особенности святыни, адрес и время работы
      • Жигулевские горы — легенды и интересные факты о самой высокой точке Самарской области
      • Волжский (Волгоградская область) — главные достопримечательности и знаменитые памятники
      • Октябрьский (Башкортостан) — главные достопримечательности и предприятия города
      • Красногорск (Московская область) — достопримечательности и экология города
      • Нерюнгри (Республика Саха) — достопримечательности и история города
    • Регионы #13
      • Ухта (Республика Коми) — достопримечательности и предприятия города
      • Херсонес Таврический — музей-заповедник в Севастополе, история и достопримечательности с фото
      • Музей-усадьба Абрамцево — достопримечательности с фото и отзывами
      • Балтийское море — описание, фото и древнерусские названия
      • Онежское озеро — особенности географического положения и интересные факты
      • Церковь Спаса на Нередице — описание и фото
      • Парк-музей «Этномир» (Калужская область) — график работы, цены и отзывы
    • Регионы #14
      • Бельбекский каньон (Бахчисарай) — описание и фото памятника природы
      • Константиново (Рязанская область) достопримечательности с фото и описанием
      • Ливадийский дворец (Крым) — описание, режим работы и отзывы
      • Великий Новгород — достопримечательности и история города
      • Абакан — достопримечательности с описанием и фото
      • Гай (Оренбургская область) — достопримечательности и курорты города
      • Саров (Нижегородская область) — достопримечательности и предприятия закрытого города
    • Регионы #15
      • Дагестан — достопримечательности, города и природа республики
      • Якутск — главные достопримечательности города с фото и описанием
      • Ачинск (Красноярский край) — достопримечательности и история города
      • Сызрань (Самарская область) — достопримечательности города с названиями и описанием
      • Чукотка (Чукотский автономный округ) — достопримечательности с фото и описанием
      • Ингушетия — достопримечательности республики и интересные факты
      • Махачкала (Республика Дагестан) — достопримечательности города с описанием и фото
    • Регионы #16
      • Луга (Ленинградская область) — достопримечательности, красивые места с фото и описанием
      • Кызыла — достопримечательности с фото, названиями и описанием
      • Димитровград (Ульяновская область) — лучшие достопримечательности города с описанием и фото
      • Крымск (Краснодарский край) — достопримечательности города с описанием и фото
      • Елабуга (Республика Татарстан) — достопримечательности фото с названиями и описанием
      • Армавир (Краснодарский край) — достопримечательности города, природа и экология
      • Орск (Оренбургская область) — достопримечательности города с фото и описанием
    • Регионы #17
      • Дербент (Республика Дагестан) — описание и фото достопримечательностей города
      • Нефтеюганск — достопримечательности города фото с названиями и описанием
      • Альметьевск (Республика Татарстан) — достопримечательности и развлечения города с фото и описанием
      • Копейск (Челябинская область) — главные достопримечательности города с фото и описанием
      • Черкесск (Карачаево-Черкесская Республика) — история города, его достопримечательности и красивые места
      • Салехард — достопримечательности северного города с фото и описанием
      • Новый Уренгой — достопримечательности города, фото и описание
    • Регионы #18
      • Волгодонск (Ростовская область) — достопримечательности и красивые места города
      • Темрюк (Краснодарский край) — отдых и достопримечательности с фото и описанием
      • Находка (Приморский край) — достопримечательности города с фото и описанием
      • Миасс (Челябинская область) — достопримечательности и история города с фото и описанием
      • Уссурийск (Приморский край) достопримечательности с описанием и фото, развлечения и интересные места
      • Батайск (Ростовская область) — фото и описание достопримечательностей
      • Воткинск (Республика Удмуртия) — интересные факты, достопримечательности города с фото и описанием
    • Регионы #19
      • Достопримечательности Сарапула (Республика Удмуртия) названия с фото и описанием
      • Биробиджан (Дальний Восток) — где находится город, его достопримечательности с фото и описанием
      • Достопримечательности Калининградской области с фото, названиями и описанием
      • Достопримечательности Воронежской области с фото и описанием
      • Достопримечательности Камчатки, что посмотреть зимой и летом
      • Азовское море — доступный и спокойный отдых в родных краях
      • Путешествия для гурманов по просторам Башкортостана
    • Регионы #20
      • Республика Карелия — достопримечательности
      • Хакасия – республика голубых озер и загадочных курганов
      • Абхазия – жемчужина предгорий Кавказа
      • Горные пейзажи и водопады Кабардино-Балкарии
      • Вся туристическая часть Калужской области как на ладони
      • Невероятные факты о полюсе холода Оймякон

Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески

Лазарев В. Н.

← Ctrl пред. Ctrl →

Приложение. Мозаики и фрески в памятниках архитектуры

Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода

Фрески. 1199


103. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. 1198. Вид с западной стороны

104. Святители. 1199. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. Фрески в алтарной части

Церковь Спаса была варварски разрушена фашистской артиллерией в первые дни немецкого вторжения в Новгород. При этом почти все фрески погибли. Уцелели лишь отдельные фрагменты. В центральной апсиде, сохранились нижние части шести фигур из верхнего ряда на южной стороне, части трех фигур из нижнего ряда на северной стороне и все фигуры на южной, над проходом в диаконник — изображение св. Игнатия в медальоне, справа от прохода в диаконник — нижняя часть фигуры архидиакона Авивы и фигура св. Евдокии, в аркосолии на южной стороне центральной апсиды — голова пророка Илии, в аркосолии на северной стороне апсиды — полуфигура Петра Александрийского, в жертвеннике — изображение Иакова Алфеева, в диаконнике — сильно попорченные изображения святых жен (относительно хорошо сохранилось изображение Февронии на северной стене), в проходе из алтаря в диаконник — изображения св. Екатерины и Николая. На южной стене от сцены Крещения остались лишь незначительные фрагменты (группа раздевающихся, часть пейзажа с деревьями в правом нижнем углу, рука одного из ангелов слева, часть фигуры крайнего ангела справа), также и от композиции Страшный суд на западной и северной стенах (ангел, свивающий небо, блудница, змей Сатаны, несколько фигур праведников и фрагменты изображений адских мучений грешников). В аркосолии северной стены уцелело изображение св. Феклы. От интереснейшей ктиторской фрески дошли только нижняя часть фигуры Христа, незначительный фрагмент фигуры князя и последнее слово надписи («аминь»). Все фрагменты побиты и поцарапаны, верхний красочный слой сильно стерт. В настоящее время церковь Спаса восстановлена с консервацией уцелевших фресковых фрагментов. До своей гибели роспись Нередицы находилась в превосходном состоянии сохранности. Лишь в отдельных местах она была повреждена ямчугой. Почти все публикуемые здесь снимки были сделаны до второй мировой войны.

Распределение евангельских сцен на сводах и стенах Нередицы было настолько свободным, что в нем тщетно было бы искать даже намека на хронологическую последовательность событий. Рождество Христово украшало западную стену (над Страшным судом), ранние евангельские эпизоды (Введение во храм, Сретение, Крещение) были размещены в нижнем регистре, а более поздние (Преображение, Вход в Иерусалим, Несение креста, Моление о чаше, Распятие, Снятие со креста, Явление женам-мироносицам) — в верхнем. При этом в пределах верхнего регистра не было строгого порядка. Еще меньше его было в изображениях на сводах. Здесь Воскрешение Лазаря соседствовало с Тайной вечерей, Явление Христа Клеопе и Беседа Христа с учениками — с Целованием Иуды и Заушением, Сошествие во ад — со сценами Страстей. Из всего этого можно сделать вывод, что работавшая в Нередице артель живописцев очень торопилась с выполнением заказа. Поэтому она заведомо отказалась от строго продуманного плана, уточнение которого потребовало бы времени, а договорилась лишь о совокупности евангельских сюжетов и о предназначенных для них местах, не проявляя при этом особого интереса к тому, чтобы рассказ развертывался в исторической последовательности и чтобы посетитель церкви мог его «читать» двигаясь в определенном направлении (как в соборе св. Софии в Киеве).

В Нередице, как это было установлено В. К. Мясоедовым и М. И. Артамоновым, работало от восьми до десяти мастеров (Мясоедов В. К. Фрески Спаса-Нередицы. Л., 1925, с. 16; Артамонов М. И. Мастера Нередицы. — Новгородский исторический сборник, 5. Новгород, 1939, с. 33–47). Одному из этих художников принадлежат южная часть купольной композиции, фигуры пророков Аарона, Илии и Ионы в простенках барабана, св. Чрепие над западной аркой, евангелист Марк, архангел Рафаил в южной люнете, вероятно, южная часть Евхаристии в алтаре, святители по той же стороне, питаемый вороном Илия, Распятие и Снятие со креста на северной стене. Его письмо характеризуется свободной манерой исполнения и широким использованием резких светов, переходящих в глубокие тени. Это письмо правильно сближалось В. К. Мясоедовым с техникой поздних энкаустических икон.

Другой мастер написал большую композицию Страшный суд, сделанную в пять приемов (в той ее части, которая расположена на западной стене), а также Крещение, Рождество Христово, Введение во храм, Сретение и значительное количество единоличных изображений. В его лицах с крупными изогнутыми носами и большими, несколько выпученными глазами есть что-то стереотипное. Он пишет легко, без всякого нажима, жидко накладывает краску и охотно пользуется сочными, глубокими тонами. Его спорое, смелое искусство, по-видимому, наиболее отвечало новгородским вкусам. Третий мастер (автор изображений Петра Александрийского, евангелиста Иоанна, апостолов Павла, Иоанна, Луки, Иакова и Симона, Христа-священника, Иоанна Предтечи из Деисуса, первого ряда святителей на северной стороне апсиды до окна и второго ряда кончая фигурой Иоанна Златоуста) работает в более графической, хотелось бы даже сказать орнаментальной, манере. Он накладывает света тонкими белильными мазками, образующими на скулах, щеках, на лбу узорные плетения. Его фигуры имеют более стройные пропорции и относительно небольшие головы, тщательно вырисованным рукам он уделяет всегда значительное внимание. Среди подвизавшихся в Нередице живописцев этот художник наиболее близок к мастерам, работавшим в церкви св. Георгия в Старой Ладоге и церкви Благовещения в Аркажах. Рядом с тремя основными группами росписей в Нередице можно проследить и ряд других манер, но последние опознаются с меньшей четкостью.


44. Пророк Аарон. Фреска в куполе
45. Иисус Христос Ветхий деньми. 1199. Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. Фреска на своде вимы 46. Богоматерь Оранта. Фреска в конхе центральной апсиды 47. Петр Александрийский. Фреска в апсиде
48. Приведение во храм и Сретение. Фреска на северной стене 49. Крещение. Фреска на южной стене 50. Страшный суд. Фреска на западной стене. Центральная часть 51. Олицетворение Земли из Страшного суда. Фреска на западной стене. Деталь
52. Великомученица Варвара. Фреска на склоне арки у южной стены. Деталь 77. Князь Ярослав Всеволодович с моделью храма Спаса перед Христом. Около 1246. Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. Фреска в нише на южной стене. Копия Л. А. Дурново (Русский музей, Петербург) 78. Архангел Михаил. Фреска на северном склоне свода вимы. Копия Т. С. Щербатовой-Шевяковой, 1925 (Русский музей, Петербург) 79. Нерукотворный образ на убрусе. Фреска во лбу подпружной арки. Копия Ю. Н. Дмитриева, 1925 (Русский музей, Петербург)

Литература

Кондаков Н. П. Заметки о некоторых сюжетах и характере Спасо-Нередицкой росписи. — В кн.: Памятники древнерусского искусства, издаваемые имп. Академией художеств, II. СПб., 1909, с. 3–5.

Мясоедов В. К. Фрески Спаса-Нередицы. С предисловием Н. П. Сычева. Л., 1925.

Шевяков Б. В. Нередица. Новгород, 1931.

Дмитриев Ю. Н. Изображение отца Александра Невского на нередицкой фреске XIII века. — Новгородский исторический сборник, III–IV. Новгород, 1938, с. 39–57.

Артамонов М. И. Мастера Нередицы. — Новгородский исторический сборник, V. Новгород, 1939, с. 33–47.

Мурьянов М. Ф. К культурным взаимосвязям Руси и Запада в XII веке. — Ricerche slavistiche, XIV, 1966, с. 29–41.

Кишилов Н. Б. Аллегория Земли во фресках церкви Спаса Нередицы. — Советская археология, 1966, № 4, с. 205–209.

Мурьянов М. Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры. — Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР, XXIII. Л., 1968, с. 109–126.

Мурьянов М. Ф. «Синии молнии». — В кн.: Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти В. В. Виноградова. Л., 1971, с. 23–28.

Пуцко В. Апокрифы в фресках Спаса Нередицы. — Slavia Orientalis, 28, 1979. p. 185–193.

Колчин Б. А., Хорошев А. С., Янин В. Л. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981, с. 136–160.

Пивоварова Н. В. «Запрестольный деисус» в росписи церкви Спаса на Нередице. — В кн.: 125 лет Новгородскому музею. Материалы научной конференции. Новгород, 1991, с. 68–75.

Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. О реконструкции программы росписи погибшего памятника. — В кн.: Санкт-Петербургский фонд культуры. Программа «Храм». Сборник материалов, вып. 10, ч. II. СПб., 1996, с. 85–90.

Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника церкви Спаса на Нередице в Новгороде. — Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь СПб., 1999, с. 210–227.

Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. К 800-летию создания. Копии из собрания Гос. Русского музея. Автор статьи и каталога Н. Пивоварова. СПб., 1999.

Пивоварова Н. В. К истокам идейного замысла росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199 г.). — Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 1999, с. 460–476.

Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконографическая программа росписи. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 1999.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх