Помост

Вопросы веры

Тщеславие что такое

Тщеславие

  • О многообразном тщеславии прп. Иоанн Лествичник
  • О духе тщеславия прп. Иоанн Кассиан Римлянин
  • Письмо 83 Молодому человеку, который беспокоится о своем тщеславном друге свт. Николай Сербский
  • Правило 59. О чести и славе человеческой свт. Василий Великий
  • Страсть тщеславия свящ. Сергий Дергалев
  • Борьба со страстью тщеславия прот. Сергий Филимонов
  • Тщеславие свящ. Павел Гумеров
  • Игра на струнках тщеславия прот. Михаил Дронов
  • О тщеславии прот. Фёдор Голубинский

Тщесла́вие — ярко выраженное (внутренне или внешне) стремление к земной славе, тщетной и бессмысленной с точки зрения Бога, бесполезной в отношении спасения и вечной жизни; страсть к земным почестям, почитанию.

Является ли тщеславие формой психологической зависимости?

По своему внутреннему характеру тщеславие является страстью. Как и любая другая греховная страсть, тщеславие, развиваясь, настолько овладевает человеком, что фактически превращает его в своего пленника или раба.

Тщеславный человек ищет славы почти что везде, где может найти; пораженный этим пороком, несчастный готов величаться едва ли не каждым своим, более или менее значимым, поступком.

Тщеславные люди встречаются среди представителей различных социальных слоев, религиозных общин. Есть они и в христианской среде.

Как ни удивительно, но достаточно часто тщеславные люди ищут повода для надменности и восхваления даже в том, что, казалось бы, совершено чуждо надменности и жажды похвалы, например, в смирении.

Впрочем, как правило, это бывает связано с тем, что за подлинное, богоугодное смирение часто принимается ложное, лицемерное, театральное (см. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение).

«Смиряясь» по форме, но не по существу, тщеславный гордец находит для себя дополнительные поводы к самовозвеличиванию, к тщеславной самооценке, мол, ах, какой я смиренный, какой молодец! Особенно большое удовольствие ложно смиряющийся гордец испытывает тогда, когда на его «смирение» с восторгом обращают внимание окружающие его люди: ах, как он смиренно кланяется, как скромно одевается, как кротко и смиренно разговаривает с батюшкой, как смиренно бьёт себя в грудь!

Нередко тщеславные люди публично называют себя первыми грешниками, самыми грешными из всех грешников, чем, опять же, выказывают напускное смирение и раскаяние. В действительности же такого рода «смирение» и «раскаяние» являются наиболее изощрённой формой гордыни, мол, ай, какой я нелицемерный, ай, какой искренний и открытый, ай, какой молодец!

Случается, что от «смирения» и «раскаяния» не остается и следа, как только обличение, даже и справедливое, высказывается со стороны посторонних людей. Слыша подобные обличения, тщеславный человек мгновенно забывает, что он — грешник из грешников, достойный наказания, и вместо добродушного согласия с обвинителем гневно отвечает ему, приблизительно так: на себя, убогий, посмотри! кто ты такой, чтобы указывать мне, как жить?

Зараженный тщеславием человек болезненно реагирует на недостаток признания его личных заслуг, на дефицит похвал. Он не просто стремится к земной, тщетной славе: на её поиски он расходует значительную часть своего личного времени, своих собственных сил. Стало быть, тщеславие есть не что иное как одна из форм нездоровой психологической зависимости.

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Тщеславие – искание славы человеческой, хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей… Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы.
Стыд исповедовать грехи свои. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские»

Преподобный Иоанн Лествичник подчёркивал изворотливость этой страсти: Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.

***

митрополит Сурожский Антоний

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

…В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно – тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия. Гордыня – это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Творец, ни Промыслитель, ни Судья, ни Бог, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе – закон, начало и конец. Но в тщеславии, как говорит святой Иоанн Лествичник, мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.

Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду. Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.

В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них. И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже в дверях райских сказал: Нет еще! – и вошел в Царство Божие. Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи. И поэтому в начале Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться – т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его.

Вдумаемся в наше собственное состояние, станем перед Божиим всемилостивым, но вместе с тем неумолимым по своей правде и чистоте судом. И хотя бы приблизимся к Царству Божию, в которое одним шагом вошел мытарь Закхей. Аминь.

***

От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою.
(Иез. 28:17)

Ищущий славы то вдруг от радости поднимается вверх, то снова легко погружается, бывает всегда в тревоге и никогда в покое.
Ты пришел на площадь и обратил на себя внимание присутствующих? Что же еще? Ничего. Все исчезло и прошло, как рассеявшийся дым. Отчего же мы так пристрастны к вещам ничтожным? Какое безрассудство! Какое безумие!
Другие страсти, хотя заключают в себе большой вред, но, по крайней мере, приносят и некоторое удовольствие, хотя и временное и короткое… но обладаемые страстью тщеславия всегда живут жизнью горькою, лишенною всякого удовольствия. Ибо они не достигают того, что так любят… Потому и сама страсть эта называется не славой, а тщеславием… Она тщетна и не имеет в себе ничего блистательного и славного.
Святитель Иоанн Златоуст († 407)

Как дни сменяются ночами и лета зимами, так тщеславие и сластолюбие – печалями и болезненными страданиями, или в настоящем веке, или в будущем.
Преподобный Максим Исповедник (†662)

В тщеславную душу снова возвращаются страсти, некогда ею побежденные и исшедшие из нее.
Преподобный Исаак Сирин (VII век)

Какое Вам дело до других людей, для чего Вам нужно, чтобы о Вас думали только хорошо, что пользы, если весь мир будет хвалить Вас, а Господь скажет: не знаю вас… Зачем и Вы сами себя хотите видеть во всем хорошей по-мирскому? А по-духовному хорош только тот, кто искренне от всей души считает себя хуже всех.
Игумен Никон (Воробьев)

См. СМИРЕНИЕ, ГОРДОСТЬ

Тщеславие
«Тщеславие — мой самый любимый из грехов», — сказал персонаж Аль Пачино в фильме «Адвокат дьявола».
Тщесла́вие (греч. κενοδοξία) — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Сразу вспоминается фраза из произведения Джерома К. Джерома «О суете и тщеславии»: «Тщеславие — вот истинная сила, движущая колесницу человечества, и не что иное, как лесть, смазывает бегущие колёса». Православная Церковь относит «тщеславие» и «гордость» к смертным грехам. Если, например, сребролюбие, чревоугодие, зависть, блуд у подавляющего большинства людей вызывают негативное отношение, то вышеназванные страсти чаще всего попросту не замечают или извиняют. Между тем, по святоотеческому учению, они представляют наиболее серьёзную опасность для духовного и телесного здоровья человека.
Об этом наша беседа с психологом, специалистом по системной терапии и семейным расстановкам Курковой Жанной.
— Что такое тщеславие?
Само слово «тщеславие» уже выражает собой глубокую суть – тщетная, пустая, напрасная, слава. Раздутая пустота вокруг человека. Тщеславие возникает у человека, который ещё находится в поиске самого себя. Оно возникает там, где нет внутренней наполненности. Заглушая зов сердца, человек подменяет смысл своей жизни тщеславием, временно заполняясь им. Не осознавая смысла и сути своей жизни, человек не воспринимает себя полноценно. В душе постоянно возникают вопросы: «Кто я?», «Зачем Я?». Получить ответы на эти вопросы можно только самосовершенствуясь. Но очень часто путают самоутверждение с самосовершенствованием. Начиная самоутверждаться в окружающем мире, то есть жить, опираясь не на движение души, а на то, что выгодно, удобно, престижно, человек старается достичь результатов только во внешней жизни. Но оставляя в стороне свои внутренние потребности, он себя чувствует неудовлетворённым, и тогда на помощь приходит тщеславие, которое, в свою очередь, порождает зависимость от окружающего мнения и оценки.
— Каковы признаки проявления тщеславия?
Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди. Он боится быть отвергнутым и готов купить одобрение любой ценой. Человек наполняется похвалой окружающих и всячески начинает требовать уважения от других.
Тщеславный человек постоянно ходит в маске. Он играет придуманную им самим роль. В нём нет естественности, с ним не интересно общаться, так как всё общение у него строится напоказ. Понятие его собственного достоинства зависит от мнения толпы. Он, как правило, окружает себя теми, кто подпитывает его тщеславие, и избегает тех, кто открыто указывает ему на недостатки. Он искусственно создаёт себе удобный круг приближенных. Такой человек обычно вызывает недоумение и улыбку…
— Тщеславие – это «универсальная» страсть?
Я думаю, что тщеславие в разной мере свойственно всем людям. Ловушки тщеславия могут ожидать каждого. Это как непредвиденный жизненный экзамен: пройдёшь или не пройдёшь сквозь тщеславие? На жизненном пути каждого человека существуют такие этапы. Во время жизненных неудач, в моменты сильной неуверенности часто человек защищается напускной важностью — тщеславием, чтобы в глазах других выглядеть «не хуже всех». Также на пике удачного сложения обстоятельств каждого ожидает такое сладостное и ослепляющее испытание тщеславием: «Я не хуже других!»
— Корни тщеславия родом из детства?
Да, можно и так сказать. Каждому ребёнку знакомы такие высказывания: «Что люди скажут?», «Что подумают окружающие?», «Ты должен быть не хуже всех». С самого детства людей ориентируют не на внутренние потребности, а на оценку других. Вырастая, человек не умеет слушать и слышать себя. Он не знает, чего он сам хочет. Ко мне часто приходят молодые женщины, имеющие по несколько высших образований, с уже приобретёнными «докторскими» и «кандидатскими» на совершенно не интересующие их темы. Они социально очень хорошо адаптированы, но потеряны и глубоко несчастны внутри. Как правило, их запрос звучит так: «Я не знаю, чего я хочу. Мне ничего не интересно». Приобретая «важные» регалии и постоянно говоря о них, человек защищается от внутренней пустоты. Ведь не просто так слово «защита» применяется в таких фразах, как «защита докторской», «защита кандидатской» и т.д…(Продолжение: http://www.ecosophiya.ru/main/part/5-11-190-396)


Тщеславие известно человечеству с древних времен и объединяет в себе понятия: гордыня в религии, звездная болезнь в кругах шоу-бизнеса, горделивость, спесь в обычных отношениях между людьми. Что такое тщеславие, как оно влияет на человека и окружающих — пытались разобраться лучшие знатоки человеческих душ – философы, священники, теософы, психологи.
Что означает тщеславие?
Тщеславие происходит от двух слов «тщетность» и «слава». В.И. Даль — великий исследователь русского языка в толковом словаре объясняет, что такое тщеславие человека — это стремление определенного рода людей к почестям, похвале, мирской славе, признанию мнимых достоинств. Желание быть предметом разговоров и жадность до внимания присущи людям и в современном обществе.
Тщеславие с точки зрения психологии
Причины тщеславности кроются в детстве. Психологи считают, что при формировании самооценки важным критерием является признание ребенка родителями, как они оценивают те или иные достижения ребенка. Избыток похвалы негативно сказывается на дальнейшем восприятии себя как личности, неадекватная завышенная самооценка приводит к возникновению тщеславия. Может ли человек распознать у себя «звездную болезнь»? Существуют признаки тщеславия:
удовольствие от лести;
стремление закрутить события вокруг собственной персоны;
агрессивное реагирование на любую критику (конструктивную, неконструктивную);
излишняя болтливость, расходящаяся с делами (несоответствие между говорением и деланием);
эксцентричное поведение.
Что значит тщеславный человек?
Восприятие себя как личности – сложный процесс, связанный с эмоциями их переизбытком или недостатком на фоне неправильного воспитания когда не существует норм и запретов и развивается вседозволенность. Тщеславный человек это – яркая на первый взгляд личность, притягивающая к себе внимание людей. Австрийский психиатр А. Адлер, говорил о тщеславном человеке, как о заполненном собой до той степени, в которой для других просто нет места. Как проявляется тщеславие:
Выставляются напоказ чувства, мысли – внутреннее состояние может отличаться от внешнего проявления (цель – захватить как можно больше аудитории для внимания).
Унижение другого человека для того, чтобы ощутить превосходство (выражено больше у женщин).
Стремление делать добрые дела и рассказывать окружающим, какой «я хороший».
Доминирующая потребность в «звездности» — без познания смысла деятельности, профессии в которой для человека важна успешность (успех ради успеха).
Зависть по отношению к тем, кто чего-то добился в жизни.
тщеславный человек это
Тщеславие — это хорошо или плохо?
У любого явления есть положительные и отрицательные аспекты. Что такое человеческое тщеславие и есть ли в нем хорошие моменты — с точки зрения практической пользы? Негативных моментов больше, но есть и позитивные стороны тщеславия:

помогает добиться успеха и признания (особенно в шоу-бизнесе);
является пусковым механизмом для любого начинания человека: учеба в престижном заведении, продвижение в карьере.
Что такое тщеславие с отрицательной стороны:
Самая главная проблема тщеславия заключена в том, что человек не приносит пользу обществу и зациклен только на себе.
Тщеславным людям, сложно находиться в полноценных отношениях с близкими: своей кичливостью, надменностью и высокомерием они отталкивают людей.
Духовное развитие практически отсутствует, в крайних случаях человек может уйти в состояние мании величия (психопатология личности), когда мнит себя всемогущим.
Тщеславие и гордыня — в чем разница?
Эгоизм и эгоцентрированность — поле, на котором «взращиваются» гордыня и тщеславие. Полная ориентация человека на себя, свои достижения. Тщеславие считается менее грубым человеческим пороком, чем гордыня. В тщеславии, личность еще может осознать пагубность своего «я – позиционирования», в гордыне идет полное пренебрежение другими на фоне возвеличивания себя. Во всех мировых религиях гордыня является тяжким грехом.
Честолюбие и тщеславие — отличия
Стремление человека быть лучшим в различных социальных сферах вызывает уважение. Быть замечательным врачом, учителем, со всей ответственностью относиться к своей профессии и становиться примером для окружающих – это то, что отличает честолюбие от тщеславия, где характерно «пустое» привлечение внимания к своей персоне. Честолюбие и тщеславие — между ними существует тонкая грань, когда одно качество может перейти в другое: человек при этом начинает хвалиться былыми заслугами и сколько полезного на его взгляд, он сделал для общества.
Как избавиться от тщеславия?
Как только человек осознал, что он находится в плену собственной важности и зависимости от лести, признания другими, борется за внимание коллектива — предстоит огромная душевная и психологическая работа по преодолению себя. Как бороться с тщеславием – несколько рекомендаций от психологов:
Прагматизм — качество, которое в разумных пределах помогает искоренить тщеславие и не почивать на лаврах однажды достигнутого успеха.
Сравнивать свои успехи с успехами других людей – помнить, что всегда есть кто-то умнее, красивее, успешнее.
Брать пример со знаменитых людей, которые в своей успешности не подверглись тщеславию: мать Тереза, Мохаммед Али, Киану Ривз – скромные личности с мировым именем
Разделять победы и достижения – это о том, что успешность происходит благодаря участию других людей в жизни человека. Принятие этого факта и благодарность родителям, учителям, встречающимся на жизненном пути — помогают выйти из состояния тщеславия.
Г.Д. Робертс — австралийский писатель, в своем романе «Тень горы» высказал мысль о том, сколько полезного можно обрести, просто иногда склоняя голову и опускаясь на колени – хорошее упражнение против тщеславия.
тщеславие грех
Что такое тщеславие в православии?
Почему тщеславие грех в православной традиции? В знаменитом фильме «Адвокат дьявола» герой Аль Пачино произносит слова, в которых признается, что тщеславие — один из самых любимых им, Дьяволом грехов. Душа тщеславного человека беззащитна перед соблазнами темных сил. Святые отцы о тщеславии:

Тщеславные помыслы идут от Дьявола, но никогда от Бога.
Тщеславие проявляется в негодовании на близких, что они живут неправедной жизнью, вместо того, чтобы проникнуться состраданием и просить Бога направить родного человека на праведный путь.
Кто делает и говорит что-то ради только мирской славы – тщеславен (святой Василий Великий).
Душа тщеславия – яма безводная (св. Евагрий).
Тщеславие подобно ворвавшемуся ветру – развевает все сокровища добродетели (св. Иоанн Златоуст).
Как победить тщеславие — православие
Тщеславие – грех, пожирающий труды души человека. Православные священники очень большое внимание уделяют чистоте помыслов и каждодневных деяний – это огромный труд на пути к Богу. Борьба с тщеславием и гордыней включает в себя:
смирение;
скромность;
деятельность с любовью и уважением ко всему;
деяние благих дел, так чтобы никто из окружающих не знал;
молитвы для помощи в избавлении от соблазнов;
исповедь перед священником.

Тщеславие – насущная потребность личности в почестях, почитании, похвалах и суетной, пустой славе; стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих.

Однажды одному воздушному шарику надоело, что его кто-то держит на ниточке, и захотелось ему отделиться от своего обладателя. Вырвался он из руки ребёнка и взмыл ввысь. Подхватил его ветер и понёс, а шарик смотрел вниз на своих друзей, что остались там колыхаться на ниточках, и загордился. — Вот, я — свободный шар, лечу, куда хочу. А вы — рабы своих хозяев. Посмотрите, какой я большой и как много во мне воздуха, не то, что вы. Вы по сравнению со мной — мелочь пузатая, — говорил он, раздувая щёки. Шарик поднимался всё выше и выше, и чем выше он поднимался, тем больше раздувался от гордости, а чем больше он раздувался, тем выше возносился, пока не лопнул от распиравшей его гордыни.

В умах людей существует три концепции счастья: благости, страсти и невежества. Человек в благости видит счастье в жизни для людей, ему хочется «сеять разумное, доброе, вечное», приносить пользу окружающим людям, то есть для него счастье в бескорыстной деятельности на благо всех. К сожалению, людей с такой концепцией счастья ничтожно мало. Виноват в этом эгоизм человека. Именно он управляет личностью, мотивирует ее мысли, действия и поступки, порождая жгучее желание жить для себя.

Концепция счастья в страсти означает: «Я хочу жить для себя, но я не желаю никому делать вреда, я хочу, чтобы все были тоже счастливы, но я в первую очередь. Они могут быть со мной счастливы, если я буду с ними счастлив. Я законопослушен, но если эти законы мешают мне быть счастливым, то я буду стараться их обойти. Я уважаю всех окружающих людей, но если они мне не дают быть счастливым, то я буду стараться делать так, чтобы счастье перетекло ко мне, а не к ним”. А дальше, внимание: «Я хочу быть удовлетворенным и достойным уважения. Все должны меня уважать. Я хочу славы, почета».

Когда разум человека полностью захвачен и полонен эгоизмом, он видит счастье в удовлетворении только своих потребностей. Концепция счастья в невежестве – рвать и тянуть все к себе, ни с кем и ни с чем не считаться, никого не уважать, быть жестоким, вести себя абсолютно независимо от общества, жить по «понятиям». «Все, кто считает, что я не правильно живу или все, кто мешает мне жить таким образом, – они за это поплатятся. То есть, я буду действовать так, как считаю нужным, используя законы и беззаконие в своих личных интересах».

Подавляющая часть людей живет в страсти и невежестве. Из эгоистических концепций счастья вытекает тщеславие, оно их детище, прямое следствие и абсолютно предсказуемый результат. Можно «похоронить» тщеславие, не изменив концепции счастья людей? Безусловно, нет. Это утопия, благое пожелание, пустая мечта и фантазия. С тщеславием не сладить, если не поменять вкус к счастью. Может быть тщеславным человек с концепцией счастья в благости? Конечно, нет. Бескорыстное служение людям, искреннее желание всем счастья ни каким боком не соприкасается с тщеславием.

Люди на все явления жизни смотрят исходя из своей концепции счастья. Например, человеку в невежестве благостный человек кажется святошей, слюнтяем. Он смотрит на него, как на заморскую диковинку. Человек в страсти кажется ему простаком, работягой, ишаком, который пашет от зари до зари и радуется своей крошечной зарплате. Зачем столько вкалывать, если можно быстро кого-то ограбить, обнести квартиру или взять банк? Человек в невежестве кажется ему уважаемым, серьезным, умным и продвинутым. Девушка в невежестве кажется ему очень красивой, «своей в доску», а на девушку в благости он смотрит и думает: «Телка явно не в себе». Девушку под влиянием концепции страсти он воспринимает как излишне прямолинейную и простую, а женщину в невежестве он считает хорошей, она любому голову оторвет, кроме меня. Мощная, очень классная баба.

На качества личности люди смотрят точно также – через призму своей концепции счастья. Поэтому тщеславие с позиций благости – несомненно, порочное качество, с позиций страсти – если без фанатизма, то вполне приемлемое качество личности. С позиции невежества тщеславие одно из самых лучших качеств, каким должен обладать серьезный, реальный «перец» и продвинутая телка. Клево, если телка хочет славы, организуем в момент. И что мы видим, приходит этакий братан к продюсеру, сует ему пистолет в ухо и зловещим голосом говорит: «Тебя, скотина, вежливо спрашивают: «Будет моя Нинка через неделю звездой эстрады?»

Вполне понятно, что автор не предполагает учить своего читателя «плохому» и поэтому рассматривает все качества личности с позиции концепции счастья в благости, делая небольшие уступки господствующей в обществе концепции счастья в страсти.

Тщеславие рассматривает любого человека или ситуацию через призму: «А что я за это буду иметь?» При этом старается казаться кем-то, а не быть им реально. Казаться более значительным, нежели есть на самом деле – одно из его свойств. Чтобы быть кем-то, нужно стремиться к совершенствованию, самореализации, а чтобы казаться – достаточно самоутверждаться за счет других, псевдоразвиваться, унижать, принижать и осмеивать других людей. Самообманом, имитацией роста тщеславие добивается самоудовлетворения от иллюзии собственного превосходства. Это духовно порочное состояние личности на запущенных стадиях может перерасти в звездную болезнь, в манию величия, постоянное ожидание похвалы, самодовольную паранойю, когда человеку без всяких оснований становится ясно, что он Бог, царь и гениальность.

Самосовершенствование и самоутверждение по своей сути противоположны. Первое предполагает личностный рост, стремление развить свои способности, раскрыть свой духовный потенциал. Цель самосовершенствования будет максимально реализована, если человек сфокусирован исключительно на своем росте, а не на мыслях перед кем он сможет потом похвастать своими достижениями. Самоутверждение, присущее тщеславию, как раз задействовано на пиаре своих мнимых способностей для получения почестей, восхищения и одобрения, доказательства того, что оно лучше других. Тщеславие духовно парализовано, у него отсутствует желание личностного роста.

Когда человек идет ради людей к высокой бескорыстной цели, нужно быть крайне бдительным, чтобы не попасть в расставленные силки тщеславия. Зачастую, совершая благочестивый поступок или реализуя свое предназначение перед обществом, где-то в глубинах подсознания зашевелится «червячок» ожидания восхищения, суетных похвал, произведенного впечатления на родных и знакомых от реализованной цели. Тщеславный помысел – этого червячка надо давить решительно и сразу, иначе можно испоганить всю цель и испортить весь труд. Надо держать в уме слова В. Маяковского: «Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь» и крайне осознанно понимать истину: творящий ради славы, получает награду здесь, а, следовательно, не получит ее из рук Бога. Тщеславие, как вор, похищает не только наш реализованный замысел, который мы посвящали Богу и людям, но и награду за него. Тот же эффект получается после хвастовства окружающим своими хорошими поступками.

Тщеславие, прилепившись к какой-либо добродетели, обесценивает ее перед Богом. «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою». Это касается не только милостыни, но и любого доброго дела. Удовлетворил свое тщеславие перед людьми? – уже получил награду свою. Ларошфуко подметил: «В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим».

Как бы окружающие не изощрялись в похвалах, тщеславие ненасытно требует новых похвальных доз и обижается, раздражается и конфликтует, когда иссякают хвалебные панегирики. Постепенно тщеславие перерастает в вечно обиженную, недовольную, постоянно жалующуюся на кого-нибудь особу. Изнанка тщеславия – пустая показуха. На результат тщеславия нельзя смотреть без сожаления и грусти. Не будем никого конкретно осуждать. Просто посмотрите в кого превращаются, пораженные этим недугом, некоторые «звезды» эстрады. Жуткое зрелище.

Есть три качества личности противоположные простоте – это тщеславие, лицемерие и зависть. Достаточно обладать одним из этих качеств, чтобы человек не мог быть простым. Кроме этого, тщеславие занимает третье место в числе качеств людей, наделенных демонической природой – это гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество. Тщеславие, отчетливо понимая, сколь много проигрывает, дистанцируясь от простых людей, маскируется под внешними признаками простоты. Как часто мы видим тщеславие ряженую в простоту – известные публичные личности внешне скромно одеты, неряшливо одеваются и пренебрегают своим внешним видом, и все это ради того, чтобы скрыть свою потребность в почестях и славе. Существует рассказ о том, как Сократ сказал некоему оратору, взошедшему на трибуну в старых и оборванных одеждах, следующее: «Юный афинянин, твое тщеславие смотрит из всех дыр твоей хламиды!»

Тщеславие падко на лесть и, как наркоман, зависимо от людских оценок. В его окружении всегда толкутся люди, которые охотно подпитывают данное качество личности. По словам В. Даля «тщеславие способно к унижению и подлостям, лишь бы ему гласно и наружно поклонялись; оно принимает и самую пошлую лесть, вызывающую на самохвальство». Когда неуверенный в себе, пустой человек слышит сладкоречивые речи насчет своих сомнительных добродетелей, у него «сносит крышу» от тщеславия, и он полностью утрачивает мизерную способность критически относиться к своим словам, действиям и поступкам. «Подсев» на наркотике почестей и похвал, тщеславие прогибается и угодничает перед людьми, при этом их не уважая. Возникает противоречие: для того, чтобы меня уважали, мне нужно быть тем, кого люди уважают. А уважают люди того, кто их уважает. В этом порочный замкнутый круг тщеславия.

Поскольку тщеславие подразумевает лобовую атаку внешнего мира с целью достижения пустой и напрасной славы, оно неизбежно сталкивается со своими аналогами, расталкивающими локтями мир. Ф. Честерфилд пишет: «Тщеславие – порок самый отвратительный, самый неприятный для всех, ибо им страдает каждый без исключения человек, а два тщеславия никогда не любят друг друга». Злоба, интриги, зависть и ненависть – результат столкновения разъяренных тщеславий. Ненасытное до почестей и славы тщеславие, оставляет после себя разоренную «смоленскую дорогу», подменяя здоровую соревновательность кознями, коварством и враждой, творческую деятельность – интригами и спекуляциями, истину – ложью и клеветой. Тщеславие заставило Герострата поджечь храм Артемиды в Эфесе с единственной целью — добиться славы, войти в историю. Тщеславие побудило князя Андрея – героя романа «Война и мир» думать:
«Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, как ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но как ни страшно и не неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми…».
Тщеславие, подобно лицемерию, обожает играть им же самим надуманную роль, но отсутствие непринужденности и естественности делает эту роль фальшивой и неинтересной. Оно работает «на публику», напоказ, а это отчетливо видно независимому взгляду.

Признаки тщеславия: стремление к известности и славе; нетерпимость к упрекам и критике; стремление привлекать внимание и вызывать интерес (хотя бы и негативный); повышенное внимание к похвалам; стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление; постоянный взгляд на себя со стороны; оценка своих действий с позиций окружающих; стремление оставлять о себе память (хотя бы даже негативную).

Тщеславие, в конечном счете, показывает склонность человека увлекаться пустыми вещами. Мишель де Монтень писал: «У каждого человека тщеславия ровно столько, насколько у него не хватает ума». Оно многолико и принимает тысячу разнообразных форм. С ним не нужно бороться, это ничего не даст. Лишь изменяя вкус счастья, встав на позиции концепции благости, человек способен воспитать в себе те качества личности, которые постепенно нивелируют тщеславие.

В этом контексте хочется привести вот эту интересную историю. В одном из монастырей Греции за трудную работу монахам давали немного денег. Все монахи старались больше трудиться, чтобы иметь возможность отдавать деньги беднякам. Так делали все, за исключением одного монаха. Никто никогда не видел, чтобы он дал кому-нибудь хотя бы копейку. За это его прозвали Жадиной. Так проходили годы, пока Жадина не ушел в мир иной. И вот тогда, чтобы попрощаться с ним, в монастырь пришли все жители окрестных сел. Монахи были удивлены: что же такого сделал Жадина, что его все так оплакивают. Оказывается, он деньги собирал, а потом покупал самым бедным крестьянам волов, чтобы те могли вспахать землю и вырастить урожай, чтобы их дети не голодали. Он спасал их от нищеты и голода.

Поскольку тщеславие в какой-то мере присуще любому человеку, надо бдительно следить, чтобы оно не приобрело отчетливой проявленной формы. На шкале «Скромность – Тщеславие» надо четко видеть свое местонахождение. Скромность – отсутствие стремления к почестям, а тщеславие – наоборот. В умении слушать, воспринимать новое, реакции на похвалу, умиротворенности, сдержанности, не притязательности и не навязчивости в общении можно тестировать себя на склонность к тщеславию. Помните слова дьявола из фильма “Адвокат дьявола”: “Все-таки тщеславие – мой любимый порок!”. А ненавистный порок, скорее всего, скромность. Поэтому вслушаемся в слова Булата Окуджавы:

«Тщеславие нас всех подогревает.
Пока ж никто и не подозревает,
как мы полны тщеславием своим.
Давайте в скромных позах постоим».

Значение слова тщеславие — что это такое и почему это плохо

29 февраля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чуть ранее мы с вами уже успели рассмотреть некоторые отрицательный качества человеческой натуры — узнали, что такое ханжество, кто такой лицемер и откуда берется жестокость.

Сегодня предлагаю пойти дальше и рассмотреть такой человеческий порок, как тщеславие. Что это такое, в чем выражается, чем опасно для общества и самого человека? Надеюсь, что будет интересно.

Тщеславие — это потребность в тщетной славе

Тщеславие – это отрицательное качество личности, которое выражается в болезненной потребности доказывать свое превосходство, получать похвалу от окружающих, добиваться славы и почестей.

Согласно христианским постулатам оно является одним из восьми смертных грехов, способных погубить человеческую душу и породить другие низменные страсти. Как побороть в себе тщеславие? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Существительное тщеславие произошло от слияния двух слов – тщетность и слава. В буквальной трактовке значение слова тщеславие — это потребность в пустых почестях. Более глубокое толкование говорит о том, что земная слава является тленной и преходящей, поэтому стремление к ней – напрасная трата внутренних сил в ущерб своему духовному развитию.

Истоки тщеславия в человеке

По мнению психологов, тщеславие – это порождение нездоровой самооценки.

И зачастую в случае неправильного воспитания предпосылки для его развития закладываются в ранние годы. Рассмотрим простой пример. С детских лет человека приучают нравиться окружающим, получать хорошие оценки в школе, соревноваться со сверстниками и стремиться к первенству.

Поначалу все это выглядит вполне логично — ребенок лучше всех учится, побеждает в спортивных соревнованиях, за что и получает похвальные грамоты и почитание окружающих. Но на каком-то этапе происходит подмена ценностей и логическая цепочка нарушается.

Восхищение родителей и друзей, аплодисменты и поощрения становятся для школьника важнее, чем ежедневный труд, учеба и тренировки. Он начинает зазнаваться, ощущать свое превосходство.

Теперь все его действия направлены на то, чтобы получить очередную громкую похвалу, в то время как занятия спортом или изучение любимого предмета уходят на второй план. Так тщеславие начинает пускать корни в неокрепшей детской душе.

Не менее подвержены тщеславным помыслам и взрослые люди. Особенно это касается личностей публичных, добившихся значительных успехов в карьере, творчестве. Недаром говорится, что испытание славой является одним из самых сложных.

Слабые духом люди становятся зависимы от внешнего признания, как от наркотика.

Испытав хотя бы один раз эйфорию (что это?) от громких достижений, они начинают страдать звездной болезнью, используют любые средства, чтобы прославиться снова. Очень тяжело тщеславные люди переносят утрату популярности, поскольку забывают о том, что земная слава является тщетной, преходящей.

Отношение к тщеславию в религии

Религия приравнивает тщеславие к болезненной страсти и призывает каждого искоренить в себе этот коварный недуг. По мнению духовных наставников, тщеславие таит в себе серьезную угрозу, поскольку толкает личность на путь жестокого самообмана.

Вместо внутреннего роста и саморазвития тщеславный человек занимается достижением внешнего иллюзорного успеха. Но при таком подходе он никогда не сможет приблизиться к Богу и достичь духовного возрождения!

Тщеславие опасно ещё и тем, что порождает множество других пороков, главным из которых является гордыня. Точнее сказать, эти две страсти существуют бок о бок в душе грешного человека.

И если тщеславие стремится угодить окружающим, чтобы получить от них очередную похвалу, то гордыня толкает своего обладателя на то, чтобы унижать других людей, взирать на них свысока. Оба эти греха являются трудноискоренимыми, но искренняя вера в Бога помогает человеку осознать их пагубное воздействие, очистить свою душу и стать смиренным.

Проявления тщеславия в характере и поступках

Иногда тщеславие проявляется в виде мелкого хвастовства, но в некоторых случаях может приобретать характер пагубной страсти, которая поражает психику человека и заставляет его тратить все свои силы на доказательства собственной исключительности.

Главные признаки тщеславия:

  1. Нетерпимость к критике.
  2. Зависимость от чужого мнения.
  3. Стремление находиться в центре внимания.
  4. Подверженность лести.
  5. Болтливость, несоответствие слов и поступков.

Человек, пораженный вирусом тщеславия, очень зависит от мнения окружающих. Поэтому все его поведение направлено на то, чтобы произвести внешнее впечатление. Он любит делать громкие заявления, вести себя вызывающе, подчеркивать собственную значимость.

Любая критика со стороны воспринимается тщеславным человеком очень болезненно, ведь он совершенно не готов признавать свои недостатки. Зато он очень падок на льстивые речи, поскольку нуждается в постоянном восхвалении.

Как бороться с тщеславием

Глубокое понимание того, что такое тщеславие и насколько оно опасно для человека, позволяет эффективно бороться с этим недостатком. Избавиться от порока помогают следующие качества личности:

  1. Адекватная самооценка.
  2. Способность воспринимать конструктивную критику.
  3. Чувство юмора и самоирония.
  4. Любовь к своему делу.

Человек со здоровой самооценкой прекрасно осознает свои достоинства и недостатки, а потому не испытывает потребности казаться совершенством в чьих-то глазах и слышать льстивые комплименты. Он спокойно воспринимает конструктивную критику и использует её в целях саморазвития.

К своим ошибкам зрелый человек относится с юмором, а к достижениям – с самоиронией, ему не присущи самоуничижение или гордыня. Но, главное, он увлечен любимым делом, поэтому получает удовольствие от самого процесса, нет помышляя о шумихе и публичности.

И все же, как уберечься от тщеславия в случае громкого успеха? Как не поддаться искушению и не вознестись на крыльях гордыни?

Важно понимать, что любая личная победа является результатом участия других людей – наставников, членов семьи, друзей. И чем значительнее достижение, тем больше в нем заслуга тех, кто учил, поддерживал, помогал как мог.

Способность признать этот факт позволяет избавиться от тщеславных мыслей, сохранить здоровую самооценку, разделить радость от успеха с близкими.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх