Помост

Вопросы веры

Учреждение патриаршества в России

Патриаршество на Руси ведет свое начало с 1589 года: первым патриархом при царе Федоре Иоанновиче стал святитель Иов.

До этого над Русской Церковью стоял Константинопольский Патриархат, который после захвата Византии турками пребывал в весьма тяжелом положении. Вести переговоры об учреждении патриаршества в Москве должен был Борис Годунов, но затем порешили, что Антиохийский патриарх будет ходатайствовать об этом перед Восточными патриархами. К 4 июля все переговоры были окончены, и патриарх, совершив паломничество в Чудов и Троице-Сергиев монастыри, покинул Москву.

Петр I в 1721 году упраздняет институт патриаршества, введя вместо него Духовную коллегию – будущий Святейший Правительствующий Синод.

К патриаршеству страна вернулась только при большевиках, а в 1943 году Сталин предлагает именовать предстоятеля Русской Православной Церкви «Святейшим Патриархом Московским и всея Руси».

Сан Патриарха сохраняется до конца жизни, поэтому патриарх обязан служить Церкви, несмотря на состояние здоровья и прочие жизненные невзгоды.

Нового Патриарха избирают на Поместном соборе не позднее полугода после освобождения Престола. Кандидат (не моложе 40 лет) должен иметь высшее богословское образование и опыт епархиального управления. Процедуру избрания устанавливает Священный Синод. Так, патриарха Тихона избрали методом жребия, Сергия – открытым голосованием по одобрению правительства, а Алексия Второго – тайным голосованием в два тура.

Алексий II стал пятнадцатым по счету Патриархом Московским и Всея Руси. Интронизация Предстоятеля РПЦ состоялась 10 июня 1990 года.

Все Патриархи Московские:

1. Святитель Иов (23 января 1589 г. — июнь 1605 г.)

— Игнатий (30 июня 1605 г. — май 1606 г.). Считается незаконным Патриархом, поставленным Лжедмитрием I.

2. Священномученик Гермоген (3 июня 1606 г. — 17 февраля 1612 г.), в 1913 году причислен к лику святых.

3. Филарет (Фёдор Никитич Романов) (24 июня 1619 г.- 1 октября 1633 г.)

4. Иоасаф I (6 февраля 1634 г. — 28 ноября 1640 г.)

5. Иосиф (27 мая 1642 г. — 15 апреля 1652 г.)

6. Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 г. — 12 декабря 1666 г.)

7. Иоасаф II (10 февраля 1667 г. — 17 февраля 1672 г.)

8. Питирим (7 июля 1672 г. — 19 апреля 1673 г.)

9. Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 г. — 17 марта 1690 г.)

10. Адриан (24 августа 1690 г. — 16 октября 1700 г.)

После кончины Адриана преемника не избирали. В 1700-1721 годах Блюститель Патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).

11. Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин) (5 (18) ноября 1917 г. — 25 марта (7 апреля) 1925 г.)

12. Сергий (Иван Николаевич Страгородский) (8 сентября 1943 г. — 15 мая 1944 г.)

13. Алексий I (Сергей Владимирович Симанский) (2 февраля 1945 г. — 17 апреля 1970 г.)

14. Пимен (Сергей Михайлович Извеков) (2 июня 1971 г. — 3 мая 1990 г.)

15. Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер) (10 июня 1990 г. — 5 декабря 2008 г.).

ЧИТАЙТЕ В «КП»

Учреждение патриаршества в России — кратко


Учреждение патриаршества на Руси имеет тесную связь с провозглашением автокефалии Московской Церкви от Константинопольской. В крещеной князем Владимиром Руси господствующей верой было христианство. Когда в 1439 году греческими иерархами на соборе во Флоренции была подписана Флорентийская уния, объединяющая католическую и православную церкви, русская церковь вынуждена была искать свой путь. Избрание в 1448 году первого митрополита Киевского и всея Руси, которым стал епископ Рязанский Иона, стало началом установления автокефалии Русской церкви, хотя формальная зависимость от Византии все-таки сохранялась. Окончательно автокефалия Русской Церкви была завершена с установлением Патриаршества в конце XVI века. Большую роль в доведении программы утверждения Патриаршества на Руси сыграл Борис Годунов.
Как и Русская церковь, Греческая церковь не приняла Флорентийскую унию. В свою очередь и римский папа не стал оказывать ей помощь в защите Царьграда от турок. Царьград, бывший главным оплотом православия на Востоке, пал. Храм святой Софии, главная святыня христианства, был обращен в мечеть, увенчанную золотым полумесяцем. С падением Царьграда, упала и значимость царьградского, или византийского, патриарха: он оказался в подчинении турецкого султана. Христиане стали подвергаться гонениям и грабежам со стороны турок. Восточным патриархам, в том числе и византийскому, пришлось искать в Москве защиты и помощи. Все чаще прибывали их посланники к русскому царю с выражением всяческого почтения московским митрополитам, описывая бедственное положение христианской церкви на Востоке и прося милостыню.
Летом 1586 года Москва ожидала приезд антиохийского патриарха Иоакима. Главной целью его визита было получение щедрой денежной помощи. Впервые в истории вся Москва с чрезвычайной торжественностью и соблюдением всех церковных обрядов встречала патриарха. Пышные торжества и обряды навели царя и его окружение на мысль о значении патриаршества и необходимости учреждения его в России.
Хотя Иоакиму оказан был невероятный прием, в ходе визита ему дали понять, что он здесь выступает как проситель милостыни. Вполне сознательно внимание Иоакима было обращено на тот факт, что за помощью греческие патриархи обращаются к русскому царю, но при этом в Москве нет своего Патриарха, а только Митрополит. Раз Москва оказывает помощь византийским патриархам, то и они должны быть готовы на ответный шаг, и посодействовать в вопросе учреждения патриаршества в Московской церкви.
Годунов, созвав духовенство и бояр на совет, говорил, что восточные патриархи, называясь святителями, не имеют фактической власти. Россия же укрепляется и расширяется, и поэтому, назрела необходимость устроения превысочайшего престола патриаршеского в Москве. Намерение царя было одобрено митрополитом и боярами, с оговоркой, что это решение должно быть согласовано с восточными патриархами. Это великое дело должно свершиться решением всей Восточной церкви, чтобы никто не мог сказать, что престол патриарший в Москве устроен лишь по воле царя.
Дальнейшее обсуждение вопроса о русском патриаршестве шло в тайных переговорах Годунова с Иоакимом. Патриарх был осыпан царскими милостями, и, покидая Москву, дал обещание, что на соборе восточных святителей внесет предложение об учреждении патриаршества на Руси. Патриарх Иоаким выполнил свое обещание и царь получил известие, что восточные патриархи настроены на положительное решение этого вопроса.
Стамбул в то время переживал сложные времена. Незадолго до посещения Иоакимом России там был смещен патриарх Иеремия II. Позже, после смены нескольких патриархов, он был возвращен из ссылки в Стамбул, где нашел дела Патриархии в крайне бедственном положении. Необходимо было обустраивать новую резиденцию Патриарха, кафедральный храм, но средств на это Иеремия не имел. Тогда, по примеру Иоакима Антиохийского, он решил отправиться в богатую Москву, за пожертвованиями.
В Москве его чествовали еще больше, чем антиохийского патриарха Иоакима. В беседах с московским духовенством патриарх Иеремия, описав плачевное положение патриаршей церкви и келий в Царьграде, обратился с просьбой о пожертвовании для постройки церковных строений в другом месте Царьграда. Однако он был не в курсе переговоров относительно учреждения Московского Патриаршества и никакого решения от византийских патриархов он не привез. Было решено задержать Иеремию в Москве и заставить его уступить. Начались переговоры, длившиеся более полугода. Когда щедрые посулы стали сменяться угрозами, Иеремия начал уступать и, наконец, согласился поставить во главе Русской церкви одного из русских архипастырей.
26 января 1589 года свершился торжественный обряд посвящения в патриархи ставленника Годунова — митрополита Иова. Иеремия, пробыв в Москве почти год, с богатыми дарами возвратился в Константинополь, а спустя два года Москва получила грамоту на учреждение патриаршества, утверждённую собором восточных патриархов.
Отныне Русская церковь была признана самостоятельной официально, всеми православными святителями. Наличие сана Патриарха высоко подняло главу Русской церкви в глазах всех православных христиан.

Учреждение патриаршества в России

Учреждение патриаршества на Руси относится к концу XVI века, к последним годам правления династии Рюриковичей. Дата введения патриаршества – 1589 год. Первым патриархом стал Иов. Он занимал этот пост до 1605 года, то есть при Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове.

Процесс установление патриархата

С 1448 года митрополит в Москве считался автокефальным. Однако, утверждение патриаршества относится к маю 1589 года, когда Вселенский патриарх Иеремия II, который занимал должность Константинопольского патриарха с перерывами с 1572 по 1595 год.

Рис. 1. Патриарх Иов.

Во время переговоров патриарх Иеремия II находился под домашним арестом. Переговоры шли с июля 1588 года. Решение о создании патриархата было подтверждено двумя соборами в Константинополе, они были проведены в 1590 и в 1593 годах.

Царский престол в те годы занимал Федор Иоаннович, сын Ивана IV Грозного, последний царь из династии Рюриковичей. Важную роль в создании патриаршества играл Борис Годунов.

В перечне патриархатов того времени Московскому было отведено пятое место, после Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Патриаршество просуществовало в России до 1700 года. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр I запретил избирать нового, а спустя 20 лет для управления делами церкви создал Святейший Синод.

Действия патриарха Иеремии были единоличными. Они вызвали осуждение на Ближнем Востоке, например, со стороны Александрийского Патриарха. В 1590 этот патриарх отказался подписать грамоту, но в 1593 его подпись там появилась.

Рис. 2. Патриарх 1589.

Первый патриарх – Иов

Патриарх Иов родился в городе Старица на территории современной Тверской области в 1525 году. В молодости он прошел обучение в школе при Старицком Успенском монастыре. В 1556 году он стал монахом и вместо мирского имени Иван взял имя Иов. В 1570-ые он занимал должность архимандрита в царском Новоспасском монастыре в Москве. В 1581-1586 годах он был епископом Коломенским и архиепископом Ростовским. В 1586 занял пост московского митрополита, а с 1589 – Московского патриарха.

В годы его патриаршество шел процесс распространения православия в Поволжье и на Западную Сибирь, увеличилась печать церковных книг, были канонизированы Василий Блаженный и Иосиф Волоцкий. При самозванце Лжедмитрии I Иова отправили в качестве простого монаха в изгнание в город Старица. После свержения самозванца он был реабилитирован, но на патриарший престол не вернулся из-за старости и умер в своем родном городе в 1607 году. Его похоронили в Старицком монастыре и в 1989 году канонизировали в лике святителей. В 2012 году патриарх Иов был канонизирован старообрядческой церковью.

После Иова при самозванце Лжедмитрии I патриархом краткий период был Игнатий. В 1606 году его лишили сана и он через несколько лет уехал в Речь Посполитую, где принял унию с католичеством. Он родился на Кипре в 1560 году и умер в 1640 году в Вильно.

Рис. 3. Патриарх Игнатий.

Что мы узнали?

Учреждение патриаршества в России стало одной из важнейших вех в истории православной церкви. Значение этого события в том, что царство русское заявило о себе как об одном из пяти центров восточного христианства.

Тест по теме

Оценка доклада

УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РОССИИ

Присвоение русской церкви статуса патриархии, совершенное Вселенским патриархом Иеремией II в 1589 г. и подтвержденное Константинопольскими соборами 1590 г. и 1593 г.

Предпосылки

Учреждение патриархии произошло во время царствования Федора Иоанновича (1584-1598). Однако фактическим правителем Русского государства тогда являлся боярин Борис Годунов, женатый на сестре царя. Годунов был неоднозначной исторической фигурой, однако он был государственником, стремившимся к укреплению международных позиций своей страны. Совершение такого значимого предприятия, как учреждение патриаршества, сильно повышало престиж и власть русской церкви в православном мире и ощутимо укрепляло положение России на международной арене.

Существовала и идеологическая база для подобного перехода. Религиозно-политические учение о Москве как Третьем Риме, оформившееся в начале XVI в., оставляло за Россией историческую роль хранительницы истинного православия. Согласно данной идее, Москва переняла эстафету в этом призвании у самого Рима и второго Рима – Константинополя, который был завоеван турками-османами в XV в. Москва тем самым становилась Римом третьим и последним, так как четвертому не бывать.

Ход событий

Первым патриархом, посетившим Москву и вступившим в переговоры о присвоении митрополии нового статуса, стал патриарх Антиохийский Иоаким V. Это произошло в 1586 г. Сам он принимать каких-либо решений не мог, однако обещал обсудить это с другими главами восточных церквей, в первую очередь – с патриархом Константинопольским Иеремией II.

Последний прибыл в Москву летом 1588 г. Правительство Годунова оказывало на иерарха большое давление, тот фактически оказался под домашним арестом. Длительные и непростые переговоры в итоге привели к тому, что в 1589 г. Иеремия единолично возвел в патриаршество митрополита Московского Иова, ставшего первым патриархом Московским (1589-1605).

Подобное решение Иеремии вызвало возражение среди некоторых восточных иерархов, одним из которых был патриарх Александрийский Мелетий Пегас. Однако на соборах 1590 г. и 1593 г. в Константинополе высшими чинами православной церкви были подписаны соответствующие грамоты. Согласно им, новый патриарх занял пятое место в диптихе – после патриарха Иерусалимского, хотя Москва видела для себя третье место – сразу после Вселенского (Константинопольского) и Александрийского патриархов (собственно, это и стало причиной проведения повторного собора 1593 г.).

Помимо главной перемены, в иерархии русской церкви произошли и другие сопутствующие ей изменения. Так, архиепископы Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий стали митрополитами, были созданы шесть архиепископий.

Значение

Учреждение патриаршества имело по-настоящему большое значение, как для самой русской церкви, так и для страны в целом. Повысился международный престиж и авторитет Московского царства. Русская православная церковь встала на один уровень с древними патриархами, усилив свой статус в христианском мире. Кроме того, патриаршее достоинство укрепляло положение церкви внутри страны, что вело ее к попыткам обрести независимость от светской власти и даже превысить ее. Особенно ярко это выразилось на примере патриархов Филарета Романова (1619-1633) и Никона (1652-1658).

История русского патриаршества. Справка

Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым патриархом стал святитель Иов (1589-1605).

В 1721 году патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод — государственный орган высшей церковной власти в Российской церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.

Титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени патриарх носил титул «Московский и всея России». Замена России на Русь в титуле патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально подразумевалась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.

Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам… имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем».

Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.

Согласно уставу, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест».

Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.

В Русской Церкви титул Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.

Хронологический список Патриархов Московских:

— Святитель Иов (23 января 1589 года — июнь 1605 года).

— Игнатий (30 июня 1605 года — май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей.

— Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года — 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.

— Филарет (Федор Никитич Романов) (24 июня 1619 года — 1 октября 1633 года).

— Иоасаф I (6 февраля 1634 года — 28 ноября 1640 года).

— Иосиф (27 мая 1642 года — 15 апреля 1652 года).

— Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 года — 12 декабря 1666 года).

— Иоасаф II (10 февраля 1667 года — 17 февраля 1672 года).

— Питирим (7 июля 1672 года — 19 апреля 1673 года).

— Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 года — 17 марта 1690 года).

— Адриан (24 августа 1690 года — 16 октября 1700 года).

После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах блюститель патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).

Московские патриархи в 1917-2008 годах:

— Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин; по другим данным Беллавин, 5 (18) ноября 1917 года — 25 марта (7 апреля) 1925 года).

— Сергий (Иван Николаевич Страгородский; 8 сентября 1943 года — 15 мая 1944 года).

— Алексий I (Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 1945 года — 17 апреля 1970 года).

— Пимен (Сергей Михайлович Извеков; 2 июня 1971 года — 3 мая 1990 года).

— Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер; 10 июня 1990 года — 5 декабря 2008 года).

Все новости на сайте «Архиерейский и Поместный Соборы Русской Православной Церкви 2009 г.» >>

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх