Помост

Вопросы веры

Удел Пресвятой Богородицы

Удел Богородицы в Грузии

Уделом (Жребием) в православии называют Святую землю, которой особо покровительствует Богоматерь. Всего на мировой карте таких мест четыре:

  • Уделом Богородицы в Грузии служит Иверия;
  • в Греции святыней является гора Афон;
  • на Украине находится Киево-Печерская Лавра;
  • в России – Серафимо-Дивеевский монастырь.

Первый удел пресвятой Божией Матери в Древней Иверии возник после явления Богородицы святому апостолу Андрею Первозванному.

История возникновения первого удела

44 год н.э. ознаменовался гонениями христиан со стороны Ирода Агриппы, был обезглавлен апостол Иаков, заключен в темницу апостол Петр. После этих событий Богоматерь вместе со святыми апостолами приняла решение покинуть Иерусалим и нести Слово Божие в другие земли.

Кому куда отправиться решали с помощью жребия. Святой Божией Матери выпала доля идти в Иверию, однако ее путешествие закончилось, не успев начаться.

По преданию, Деве Марии явился посланец Господа Бога и велел не покидать Святой Город, дав обещание, что она сможет исполнить свой жребий, когда придет время. Поле этого Богоматерь поручила двум апостолам – Андрею Первозванному и Симону Кананиту – проповедовать Евангелие в Иверии и передала им Свой нерукотворный образ. Таким образом было положено начало грузинской православной церкви.

Торжество христианства в Грузии

До IV века нашей эры в Грузии было распространено язычество, однако в результате трудов равноапостольной Нины на смену языческой религии пришло христианство. Нина увидела во сне Богородицу, которая передала ей крест, сделанный из лозы винограда и повелела нести Слово Божие в Georgia. Когда женщина очнулась от сна, то обнаружила, что держит приснившийся ей крест. Святая сохранила его и отправилась в Грузию, где проповедовала Евангелие. Дорога была тяжелая и опасная, но благодаря покровительству Девы Марии святая Нина благополучно добралась до своей цели.

В Грузии святая Нина соорудила себе шалаш в зарослях ежевики на окраине древней столицы Иверии. На этом месте находится женский монастырь, а возле кустов ежевики возведена небольшая церковь. Святая, обитая в своем непритязательном жилище, вела проповеди и исцеляла болящих.

Труды святой равноапостольной Нины привели к тому, что правящий в те дни царь Мириан и его семья прошли обряд крещения, приняв христианство. Святая Нина исцелила супругу царя, царицу Нану, от тяжелой болезни. Царь был разгневан тем, что девушка-апостол склоняет его народ отречься от язычества и принять христианство, и хотел убить Святую Нину, однако сразу после этого лишился зрения. Царь Мириан не получил помощи от своих богов и был вынужден идти за спасением к целительнице, пообещав ей обратиться в веру христову, если она сможет его излечить. Слепота прошла, после чего царь пожелал пройти обряд Крещения.

По примеру правящей семьи Грузии постепенно крестилось все население. Начиная с 326-го года н.э. официальная государственная религия Georgia – христианство. С тех пор ежегодно в первый день второго месяца осени проводится массовое крещение всех желающих.

Кафедральный собор Грузии

Популярный среди грузин кафедральный собор известен также под названием Храма виноградной лозы. Собор расположен в грузинской столице, здесь находится настоящая святая реликвия – тот самый крест из лозы винограда, с которым равноапостольная Нина проповедовала Евангелие больше 30 лет. У символа православной Грузии нетипичная для креста форма, напоминающая якорь. Это связано с тем, что лоза гибкая и не может держать жесткую форму. Виноградный крест находится в Тбилиси, под киотом Сионского Успенского патриаршего собора.

Храм Джвари

Храм Святого Креста расположен на въезде в предместья современной грузинской столицы. Мцехта – древняя столица страны, сейчас этот район Тбилиси является духовным центром Грузии, его легко найти на карте города. Грузия сменила свою столицу в V веке нашей эры, а до этого главным городом Иверии была Мцехта.

Древний город был основан в I до н.э. в месте, где сливаются две реки – Кура и Арагви. Название возникло по имени основателя поселения – царя Мцхетоса. История православной Мцехты тесно связана со святой Ниной.

Проповедница воздвигла на скале крест из дерева, к которому потянулись паломники, в том числе – новоявленные крещеные грузины. В месте паломничества, во время правления царя Гуарама (2-я половина VI века н.э.), возле креста был построен маленький храм. Существующая в наши дни церковь, возведенная над самим крестом, была заложена царем Степанозом I 15 веков назад.

Собор Светицховели

Патриарший собор построен в XI веке н.э., его называют православным духовным сердцем Грузии. Собор Светицховели знаменит тем, что под ним захоронен Хитон Господень.

Реликвия оказалась в Грузии на заре христианства, в I веке. Раввин Элиоз из Иерусалима смог выкупить хитон у солдат-израильтян и привезти его Сидонии, своей сестре во Христе. Сидония была потрясена соприкосновением со святыней и умерла, не выдержав этого напряжения. Реликвия осталась в объятиях женщины и после смерти, так как ее не получилось извлечь из рук Сидонии. Христианка похоронена под собором вместе с хитоном.

Предание повествует, что на месте захоронения выросло дерево, из которого были вырезаны три креста и установлены с трех сторон страны. Это было сделано по указу царя Мариана, к которому пришла святая Нина и убедила срубить дерево, изготовив из него кресты. История на этом не закончилась.

Пень, оставшийся от дерева, начал выделять благодатное миро, способное исцелять болящих. По этой причине святыня получила название Животворного столба, иначе – Светицховели.

Это же название получил местный собор. Здание многократно подвергалось нападениям и было до основания разрушено войсками Тамерлана в XIV веке. Однако древние чертежи собора были сохранены и на их основании святыня была восстановлена в следующем столетии.

Патриарший собор служит местом захоронения грузинских царей и патриархов, а также является центром важных церковных событий, в том числе – настолования Предстоятелей.

Илия II

Илия II с 1977 года является Грузинским Патриархом, полное титулование «Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцехтский и Тбилисский». Илия II является духовным лидером всех грузин, проживающих на Земле. Грузины считают своего Патриарха святым и превозносят его при каждом удобном случае.

Илия II строго соблюдает древний обычай массовых крещений в водах реки Арагви, больше того – он сам проводит обряд крещения для каждого 3-го ребенка, становясь крестным отцом для этих детей. Как говорят – для увеличения рождаемости. Грузины охотно следуют этому правилу, стремясь заполучить патриарха-католикоса в крестные.

Уровень религиозности в Грузии очень высокий. В память об апостоле Андрее Первозванном, ставших первым христианским проповедников в землях Иверии, 12 мая объявлен государственным праздником и официальным выходным днем.

Уделы Пресвятой Богородицы на Земле

Известны 4 удела Пресвятой Богородицы на Земле. Ее земными уделами стали Иверия, Афон, Киев и Дивеево.

Первый удел Пресвятой Богородицы на Земле Иверия

Когда Иисус вознесся на Небо, его апостолы бросили жребий — кому в какую сторону идти, чтобы нести людям Слово Божие. Богородица тогда тоже пожелала иметь свой жребий. Так в удел ей досталась Иверия. Но Господь повелел Ей отправить туда Андрея Первозванного, пообещав «не отвергать жребия Богородицы и не оставлять Ее народ без участия в небесных благах».

Афон Второй удел Пресвятой Богородицы

В 48 году Божия Матерь вместе с Иоанном Богословом были вынуждены бежать от гонений, которые учинил Ирод против христиан. Они решили искать спасение на Кипре — в то время епископом там был Лазарь, некогда воскрешенный Христом. Но в пути они попали в сильный шторм и были вынуждены причалить к Афонской горе. Красота здешних мест настолько поразила Богородицу, что она стала умолять своего Сына даровать Ей всю Афонскую гору. И тогда прозвучал с Неба глас: «Путь это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После этого Богородица обратилась с проповедью к местным жителям, и они, хотя до этого исповедовали язычество, приняли крещение.

Божия Матерь же объявила:

«Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом». Богородица стала чудесным образом направлять на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр. Ему Пречистая дева открыла, что не было и нет лучшего места для служения Богу, и что «придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками».

Третий удел Богородицы Киев

Действительно, со временем на Афонской горе появилось немало монастырей. И вот, во второй половине XI века в обители Эсфигмен принял постриг монах Антоний, пришедший сюда из Киевской Руси.

Антоний было уехал, но вскоре вернулся. Прошло несколько лет, и когда великим князем Киевским стал Ярослав Мудрый, игумену вновь было Божественное откровение о необходимости отослать Антония. Добравшись до Киева, он поселился в пещере на берегу Днепра, где все время проводил в посте и молитве. Вскоре к нему начали обращаться за советом и благословением. Некоторые пожелали остаться с ним и принять монашеский постриг.

Так образовалась Киево-Печерская лавра — третий удел Богородицы.

Дивеево — четвертый удел Пресвятой Богородицы на Земле

Начало четвертого удела напоминает образование третьего. Одна нижегородская дворянка по имени Агафья Семеновна Белокопытова вышла замуж за богатого помещика Мельгунова. Овдовев, Агафья решила уйти в монастырь, выбрав Фроловскую обитель и приняв там постриг с именем Александра.

Как-то после всенощной монахиня увидела «в тонком видении» Пресвятую Богородицу, которая молвила ей: «Изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою».

Проделав немалый путь, в 1760 году Александра вышла к селу Дивеево. Усталая, она уснула сидя и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь, которая и указала: «Вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих».

Так возник Серафимо-Дивеевский монастырь — четвертый удел Пресвятой Богородицы на Земле.

Удел Богородицы

Уде́л Богоро́дицы — в православном предании «жребий» Божией Матери на земле — святая земля, которая находится под Её особенным покровительством. Известны четыре удела Богородицы: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.

Первый удел: Иверия (современная Грузия)

Икона «Слава Грузинской Православной Церкви» с изображением покровительства Богородицы Основная статья: Иверия

Когда в 44 году Ирод Агриппа начал преследовать христиан и обезглавил апостола Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и решили метнуть жребий кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Богородице достались земли Иверии. Когда Богоматерь была готова отправиться в путь, Ей явился ангел Божий и повелел оставаться в Иерусалиме, пообещав, что жребий её свершится в свое время. Тогда Богоматерь, призвав апостолов Андрея и Симона, вручила им Свой нерукотворный образ для благословения Иверии. Впоследствии, в III—VI веках, Грузия стала христианским государством.

Второй удел: Святая Гора Афон

Вид на полуостров с верхней точки горы Афон Основная статья: Афон

Вторым уделом стал Афон: когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение.

Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала:

«Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем».

Третий удел: Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра. Открытка XIX века Основная статья: Киево-Печерская лавра

В XI веке в одном из афонских монастырей подвизался монах Антоний, уроженец Черниговского княжества. Матерь Божия открыла игумену монастыря, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Киевскую Русь, и послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печерский монастырь, впоследствии ставший лаврой. При строительстве в лавре церкви Успения Божией Матери был обретён один из древнейших нерукотворных образов Богородицы.

Четвертый удел: Серафимо-Дивеевский монастырь

Основная статья: Серафимо-Дивеевский монастырьТроицкий (слева) и Преображенский (справа) соборы Серафимо-Дивеевского монастыря

Начало Четвертого Вселенского Жребия Богородицы было положено в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В возрасте моложе 30 лет она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.

Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее:

«Это — Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!».

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась на север России. В 1760 году её путь лежал к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю.

Не доходя 12-ти верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь:

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

На этом месте была основана Дивеевская община, впоследствии ставшая Серафимо-Дивеевским монастырём.

  1. «Житие преподобной Александры, первоначальницы Дивеевской». Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, 2000. — 63 с.. st-nikolas.orthodoxy.ru (22.12.2004). Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 22 августа 2007.
  2. «История Церкви. Крещение грузин.». Грузинская Православная Церковь. georgia.orthodoxy.ru. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 22 августа 2007.
  3. «Кириллица онлайн», «Грузия», № 8 (18) 2000
  4. П. Ю. Малков, «Житие Пресвятой Богородицы» (Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 2. С. 129—131)
  5. «Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». «Православный календарь 2007» со ссылкой на «Журнал Московской Патриархии», 1979, №3.. pravoslavie.ru. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 27 сентября 2007.
  6. Журнал «Русский Дом», «Без Царя, но с Царицей», Март 2007
  7. Н.Замятина, «Крестный ход о спасении России и Украины 3, 4, 5 января 2005 года»

Ссылки

  • «Дивеево — Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы»
Богородица
События Зачатие Богородицы • Рождество Пресвятой Богородицы • Введение во храм • Благовещение • Встреча Марии и Елизаветы • Рождество Христово • Бегство в Египет • Брак в Кане Галилейской • Распятие Христово • Вознесение Господне • Пятидесятница • Успение • Вознесение • Коронование
Персоналии Святой Иоаким и Святая Анна • Праведная Елисавета • Иосиф Обручник • Иисус Христос • Иоанн Богослов
Места и предметы Иерусалим • Дом Иоакима и Анны • Второй Храм • Назарет • Дом Богородицы в Лорето • Город Иудин • Источник Девы Марии • Вифлеем • Пещера Рождества • Молочная пещера • Матария • Эль-Минья • Кана Галилейская • Дом Богородицы в Эфесе • Дом Иоанна Богослова • Гробница Богородицы • Риза Богородицы • Пояс Пресвятой Богородицы • Удел Богородицы
Иконография Православная • Католическая • Иконография жития Богородицы
Догматы
и праздники
Богородичные праздники • Непорочное зачатие Девы Марии • Похвала Пресвятой Богородицы • Покров Пресвятой Богородицы • Собор Пресвятой Богородицы • Пресвятая Дева Мария, королева Польши
Молитвы Аве Мария • Песнь Пресвятой Богородице • Богородичные антифоны • Достойно есть • О Тебе радуется • Розарий • Литания Пресвятой Деве Марии • Агни Парфене

Четыре удела Пресвятой Богородицы

Четыре места на Земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы, − Иверия, Афон, Киев и Дивеево. В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест – и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

Иверия

По вознесении Господа апостолы в Сионской горнице бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать Евангелие. Богоматерь сказала, что и Она желает принять вместе с апостолами жребий и иметь страну, которую изволит дать Ей Сам Бог. Жребий пал на Иверию. Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, хотела идти в Иверскую страну, чтобы проповедовать там слово Божие, но Ангел Божий сказал Ей: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

Афон

В 48 году, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще – убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом»,− сказала Пречистая.

Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

Киев

В первой половине XI века на Афоне подвизался и принял постриг выходец из Киевской Руси монах Антоний, будущий великий преподобный. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину. В напутствие игумен сказал ему такие слова: «Иди обратно в Русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой Горы!» Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он ископал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой Горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, близ города Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так создалась великая Киево-Печерская лавра – Третий Удел Пресвятой Богородицы. Произошло это около 1028 года в правление великого князя Ярослава Мудрого.

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний благословил постройку деревянной церкви на горе. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

Дивеево

Начало Дивеевской общины также ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова вышла замуж за подпоручика Мельгунова, богатого помещика, владевшего имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Вскоре она овдовела, оставшись с младенцем-девочкой. Желая сохранить в чистоте свое вдовство, Агафия Семеновна оставила мир и посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои − да будут с тобою!»

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…– сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.– И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

Четыре удела Божией Матери на земле и Богородица в Дивеево

Поделитесь с родными и друзьями:

Дивеево принято называть четвертым уделом Пресвятой Богородицы. Об этом слышали многие, но не все понимают, что же это такое? Иногда у людей даже возникают мысли, что кроме этих мест – святынь больше нет, хотя это вовсе не так. Святых мест на земле много, но именно четыре удела – Иверия, Афон, Киево-Печерская лавра и Дивеево находятся под особым покровительством Богородицы. Для того чтобы понять, как это произошло, придется обратиться к истории.

Четыре удела Богородицы на земле

После Вознесения Господа апостолы решили собраться в Сионской горнице, дабы бросить жребий. Речь шла о проповеди Евангелия всему миру, а жребий должен был помочь выбрать каждому страну. Богоматерь также изъявила желание участвовать в жребии и идти с проповедью туда, куда направит Её Сам Бог. Жребий пал на Иверию.

Пресвятая Богородица с радостью хотела тут же отправиться в Иверскую страну, но Ангел Божий остановил Её: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд проповедования в земле, в какую направит Тебя Бог». Вместо Пресвятой Богородицы в Иверию отправился Андрей Первозванный. Апостол также с радостью подчинился воле Божией и проповедовал в Иверии некоторое время, укрепляя в вере тех, кто этого хотел. А Матерь Божия возносила молитвы о народе Иверии и ждала Божьего благословения на проповедь.

В 48 году Пресвятую Богородицу настигли гонения, воздвигнутые Иродом в Палестине. Ей пришлось скрываться вместе с апостолом Иоанном Богословом. Они направилась на Кипр. В то время там жил воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь, ставший епископом Кипра. Но на море началась буря, и путешественникам пришлось пристать к берегу Афонской горы.

Красота Афона и гостеприимство местных жителей восхитило Богородицу, и Она упросила Сына Своего, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. И был глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После проповеди Матери Божией, местные жители приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.

Впоследствии будущие подвижники приходили на Афон по особому повелению Богородицы. Но и с Афона уходили просвещать новые земли христианской проповедью тоже по особому благословению Богородицы. Например, как это было в начале XI века.

Возле монастыря Эсфигмен подвизался монах Антоний, проживавший ранее в Киевской Руси. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину.

Будущий великий подвижник монах Антоний повеление исполнил, но первый раз прожил на Руси не долго, и вскоре вернулся на Афон. Но игумену Феоктисту снова было Божие откровение о будущем подвижнике. И вот, в 1028 году Антонию пришлось вернулся на Русь.

Будущая обитель зарождалась в маленькой пещере на берегу Днепра, где преподобный Антоний постился и молился Богу. К нему приходили желающие подвизаться в монашеском подвиге, и вскоре стало очевидным, что на сем месте надо создавать монастырь, который впоследствии стал Киево-Печерской лаврой и Третьим Уделом Пресвятой Богородицы.

Интересно, каким чудесным образом сохранялась преемственность от одного богородичного жребия к другому. Так, будущая матушка Александра, (а пока Агафья Семеновна Мельгунова) – первоосновательница Дивеевской обители овдовев, подвизалась во Флоровском монастыре, что близ Киево-Печерской лавры.

Как-то Агафье Семеновне было видение. Сама Пресвятая Богородица говорила ей:

«Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

Повеление Матери Божией Агафья Семеновна исполнила, и вскорости отправилась на север. Примерно в 1760 году она добралась до Сарова. И вот в двенадцати верстах от монастыря – в селе Дивеево – случилось новое чудо. Присела матушка отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и услышала слова Богоматери.

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

4 удел Богородицы – Дивеево

Именно с тех пророческих слов Богородицы будущей матушке Александре и началась Дивеевская обитель. А вместе с монастырем росло и трепетное отношение к Богородице. Здесь Её почитали по-особому, и во всех житейских бедах и трудностях прибегали к Ней в молитвах, как к главной Заступнице.

В Серафимо-Дивеевском монастыре находится большое количество храмов, посвященных именно Богородице. Старейшей из них является Казанская церковь, построенная на том самом месте, где и было явление Богородицы матушке Александре. В 1829 – 30 годах к паперти Казанской церкви были пристроены два храма, один из которых был в честь Рождества Богородицы.

В Троицком, главном соборе два придела освящены в честь икон Богородицы. Это нижний правый в честь иконы Божией Матери «Умиления», и правый верхний в честь Владимирской Оранской иконы Богоматери. В Преображенском соборе правый верхний предел освящен в честь Тихвинской Иконы Богородицы.

Во пределах святой Канавки находятся монастырские больница и богадельня для стареньких монахинь. Так вот, больничная церковь 1 октября 2008 года была освящена в честь иконы Божией Матери «Целительница». А двумя годами ранее состоялось освящение в церкви «Всех скорбящих Радость» в богадельне.

Еще при жизни батюшка Серафим пророчествовал, что будет в Дивеево храм, посвященный иконе Богородицы «Умиление». И это пророчество сбывается на наших глазах. Уже построен Благовещенский собор, а, как известно, образ «Умиления» Серафимо-Дивееский относится к типу Богоматери «Благовещенской». Пока в соборе идет внешняя и внутренняя отделка и он закрыт для посещения. Служба там бывает лишь в нижнем пределе в честь Успения Божией Матери.

Есть еще небольшая Казанская церковь на Казанском источнике. Кстати, богородичных источников на дивеевской земле немало. Это и Казанский и Иверский источники, находящиеся непосредственно в Дивеево. И маленький родник, освященный в честь иконы Богоматери «Всецарица» (местоположение его недалеко от источника Михаила Архангела, близ деревни Маевка). В селе Кременки славится своими целебными водами источник Явленный.

В Серафимо-Дивеевской обители можно поклониться и чудотворным иконам – Казанской и «Умилению». О скорой помощи после молитв у этих икон свидетельствуют украшения на киотах, подаренные благодарными людьми.

Богородица на Канавке в Дивеево

Но самая главная Дивеевская святыня – и единственная в мире – это святая Канавка. Построенная по повелению Самой Богородицы, она является местом особой молитвы. Именно сюда приезжает большинство паломников, дабы хоть раз в жизни исполнить молитвенное богородичное правило непосредственно на Канавке. И люди чувствуют благодать над этим местом, иногда кажется, что даже воздух здесь иной.

Усердная молитва на святой Канавке творит чудеса. Страдающие бесплодием вымаливают здесь детей, бедные студенты ищут помощи перед поступлением в ВУЗы. Решившие переехать в Дивеево и уставшие от поисков подходящего жилья тоже идут на Канавку, чтобы со слезами попросить помощи у Богородицы. Впрочем, сюда идут с любой бедой и проблемой, с охладевшем сердцем, с неспокойной душою. И многие именно на Канавке получают не только просимое, но и особое утешение от Богородицы.

Многие с удивлением узнают, что на Канавке молится можно и в 3 часа ночи. И здесь у недоумевающих паломников возникает сразу два вопроса: как это можно осуществить технически, монастырь-то на ночь закрывается? И откуда пошло такое поверье?

Вот тут придется снова обратить взор к истории. Мы приведем выдержку из одного документа, речь в котором идет о всех четырех уделах Богородицы и о самой Пречистой.

В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года

«служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея (Богородицы) для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

Николай Александрович Мотовилов был верным чадом батюшки Серафима, и много бесед душеспасительных, которые вел с ним старец. записал потом для всех православных потомков. Так вот, по преданию именно на границе ночи и раннего утра Богородица и посещает Дивеево, и в три часа ночи идет по Канавке. И многие благочестивые монахини и в прошлое время, и уже в наше видели следы ее.

Что касается технического момента: как попасть в монастырь ночью, то это решаемо. Ведь об этом предании знают и монахини. И у охраны есть благословение пускать паломников на Канавку на ночную молитву. Но попасть в монастырь в это время можно только из центральных, главных ворот, остальные ночью закрыты. В конце и начале Канавки дежурит охранник, и ночных молитвенников никуда кроме Канавки не пустят. Так что не советуем искателям приключений искушать судьбу и пытаться гулять по ночному монастырю.

В завершении всем паломникам хочется сказать, что если приезжать в Дивеево без придуманных ожиданий, а с чистым сердцем, то можно прочувствовать благодать. Особое покровительство Богородицы над святой обителью и Дивеевом в целом. Прочувствовать, не смотря на внешние неустройства, искушения и суету.

Как и при зарождении обители, Богородица обещала хранить Дивеево, так и сейчас хранит. А нам лишь остается благодарно величать Пресвятую Богородицу и прибегать к Ней в молитве.

Пресвятая Богородица спаси нас!

Татьяна Страхова

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх