Помост

Вопросы веры

Уроки полового воспитания

Как я вела уроки полового воспитания в школе

В 2000 году директор школы предложила мне вести факультатив – уроки полового воспитания у старшеклассников: «Вы молодая, любовного опыта у вас больше, чем у нас, старух, они будут вас слушать». «Так я же не специалист, я учитель младших классов!» «А по специальности – журналист! И где я возьму специалиста? На совещании в гороно прозвучала такая мысль, что школа должна готовить детей к семейной жизни. Мы решили, что организуем факультатив всего на месяц, раз в неделю после уроков. Цель – предупредить подростковые аборты и ранние браки. Иди готовь конспект, принесешь мне на утверждение».
Это было неожиданно, но заманчиво. И в самом деле, почему бы не поговорить с ребятами откровенно на тему секса? Цель благая. Когда-то еще в восьмидесятые в моей школе шестиклассница забеременела от семиклассника. Казалось, этого не могло быть, ведь он же еще мальчик, всего 13 лет! Коренастый очкарик. Тем не менее это случилось. Она сделала аборт и принесла в школу справку – освобождение от уроков физкультуры на месяц. До сих пор помню ее невысокую худощавую фигурку, когда она, осторожно ступая, слегка кособочась, подошла и протянула эту справку физруку. Я училась тогда в 5 классе, мы бегали кросс вместе с их шестым классом во дворе школы. О том, что с ней произошло, мне шепнула одноклассница – ее соседка. Мама этой несчастной Светы орала на дочь, отчитывала и обзывала ее по-всякому, не заботясь о том, что услышат соседи.

Photo by Alejandra Quiroz on Unsplash

Вот и тема для первого занятия – «Откуда берутся дети?»
Только зачем рассказывать об этом старшеклассникам? Они и так все знают, еще и меня научат. Нужно говорить на эту тему с детьми 12–13 лет. Потому что говорить надо до, а не орать после.
Две недели я сочиняла конспект лекций по половому воспитанию подростков, составляла словарик, где простыми словами объясняла основные понятия, готовила «приличные» иллюстрации. Облазила Интернет, побеседовала с подростковым врачом в районной поликлинике, взяла интервью у психолога в городском Центре психологической помощи, опросила всех своих подруг и замучила вопросами мужа, заставляя его вспоминать юношеские проблемы. Муж смущался и темнил.
Потом я утверждала конспект у директрисы, уговаривала ее разрешить беседовать о сексе с «малышами», в качестве примера рассказывала про бедную Светку из моей школы. Директриса велела на родительском собрании в 8 классе узнать мнение родителей. Напуганные статистикой о подростковых беременностях и педофилах, родители дали добро. И вот я начала вести факультатив для двух восьмых классов. Просуществовал мой факультатив два года, потому что потом мы с мужем уехали из нашего города, я сменила работу. Сейчас многое изменилось, и не исключено, что кому-то покажется наивным мой «курс полового воспитания». Но все же я хочу поделиться этим материалом с родителями и учителями. Вдруг кому-то пригодится.

Словарик

Пол – врожденные особенности тела, которые делают человека мужчиной или женщиной.
Половые органы – наружные и внутренние органы человека, которые показывают его принадлежность к мужскому или женскому полу. Половые органы мужчины – пенис (половой член), мошонка, внутри мошонки два яичка. Половые органы женщины – лоно (вагина, влагалище), матка, два яичника.
Половой акт, секс, интим – физическое взаимодействие между мужчиной и женщиной, результатом которого может стать беременность.
Эрекция – наполнение пениса кровью, его затвердевание и выпрямление под прямым углом и выше. Переход пениса из висячего состояния (спокойного) в стоячее (возбужденное), благодаря чему становится возможным проникновение в вагину.
Сперма – семенная жидкость, в которой находятся мужские половые клетки – сперматозоиды.
Эякуляция, семяизвержение – выброс спермы из отверстия на головке пениса.
Поллюции – эякуляция во сне, обычно во время сновидений эротического характера. Начинаются у юношей в 13–14 лет.
Менструация (месячные) – ежемесячные маточные кровотечения, при которых кровь вытекает из лона. Начинаются у девочек в 11–14 лет и заканчиваются у женщин обычно к 50 годам.
Половая зрелость – способность к деторождению, то есть к зачатию, вынашиванию и рождению ребенка.
Социальная зрелость – этап развития личности, когда человек является самостоятельным членом общества, в частности может сам зарабатывать себе на жизнь.
Психологическая зрелость – способность человека понимать, адекватно воспринимать и анализировать происходящие события.

Наше тело. Половой инстинкт. Интимная близость

Ребята, вы все наверняка слышали слово «секс». Это латинское слово в переводе означает пол. Конечно, не паркет и не линолеум, а пол человека – мужской или женский. И в английском языке, в котором много латинских слов, sex – это пол, графа в паспорте.
Второе значение слова «секс» – физическое взаимодействие между мужчиной и женщиной, результатом которого может стать зачатие ребенка. Такое взаимодействие называют половым актом.
Для того чтобы понять, что такое половой акт, мы должны вспомнить строение человеческого тела и то, чем различаются тела мужчины и женщины. Также мы должны знать, что в основе взаимного влечения полов лежит мощный врожденный инстинкт.

Анатомия

Начнем с анатомии. Сейчас я вам опишу голого человека, а вы скажете мне, кто это – мужчина или женщина. Голова, лицо, шея, туловище, пупок, две руки, две ноги.
Непонятно, кто? Конечно, потому что я не назвала половые признаки. Это особенности тела, которые позволяют нам понять, кто перед нами: мужчина или женщина.
Половые признаки бывают первичные и вторичные. Первичные – это половые органы, а вторичные – это тембр голоса, волосяной покров, мускулатура, рост.
Сначала назову половые органы.
У мужчины это пенис и мошонка, внутри мошонки прячутся яички. Яички вырабатывают семенную жидкость – сперму. Греческое слово sperma переводится как семя. Сперма состоит из мужских половых клеток – сперматозоидов. Рассмотреть их можно под микроскопом – они похожи на головастиков и очень подвижны. Их еще называют живчиками.
Пенис имеет утолщение на конце – это головка, на ней маленькая дырочка – мочеиспускательное отверстие. Через это отверстие также выливается (извергается под давлением, как лава вулкана) сперма.
Как видим, у мужчины все его мужское достоинство находится снаружи и одно общее отверстие для выхода мочи и спермы.
А вот у женщины половые органы находятся снаружи и внутри. Наружные половые органы похожи на губы (их так и называют – половые губы, большие, а под ними – малые), а еще – на морскую раковину. Если приоткрыть «раковину», будет видна телесно-розоватая слизистая поверхность, малые половые губы, вверху маленький «язычок» – это клитор, а ниже два отдельных отверстия – маленькое мочеиспускательное и побольше, эластичное – это вход в лоно.
Вы все слышали выражение «материнское лоно», правда? Лоно, вагина, влагалище – это три названия мышечной трубки, которая ведет к матке. Vagina – на латыни означает ножны, футляр. Почему такое название? В ножны вкладывают меч. В вагину входит пенис.
Матка – это мешочек из мышечной ткани, в форме груши, небольшого размера. Стенки матки эластичны, при беременности они растягиваются, чтобы в нее мог поместиться растущий ребенок. В матке женщина вынашивает ребенка целых 9 месяцев. Из матки он движется вниз и рождается на свет из лона матери. Справа и слева от матки – два яичника, в которых хранятся яйцеклетки. Яичники соединены с маткой полыми трубками.
У женщины, в отличие от мужчины, хорошо развиты грудные железы, которые называют молочными, ведь грудным молоком женщина кормит младенца.
У мужчин и у женщин растут волосы на лобке, то есть внизу живота.
У мужчин растут волосы также на лице – усы, борода, на груди, иногда даже на спине, у них волосатые руки и ноги. Тело у них более мускулистое, они более рослые, голос у них – низкий. У женщин гораздо меньше волос на теле, немного – на руках и ногах, на лице волосы не растут.
Все это можно увидеть и услышать. Но есть различия между мужчиной и женщиной, которые не видны глазу. Это различия в их психологии. Например, к сексу мужчины и женщины относятся по-разному. Об этом мы подробно поговорим позже, а пока вернемся, как я обещала, к описанию полового акта.
Что такое половой акт? Это физическая близость между мужчиной и женщиной, во время которой пенис проникает в лоно, совершая поступательные движения. Это похоже на движения поршня внутри шприца (демонстрирую с помощью одноразового шприца без иголки). Для того чтобы такое проникновение стало возможным, мужчина и женщина принимают специальные позы (показываю рисунки с 3–4 основными позами). Половой акт заканчивается семяизвержением – из отверстия полового члена вылетает сперма.
Как выглядит сперма? Сперма – это полужидкая масса беловатого цвета, с резким запахом, вязкая и липкая на ощупь. При попадании на одежду или постельное белье оставляет пятна.
Что такое сексуальные ласки? Половой акт обычно сопровождается объятиями и поцелуями. Но только объятия и только поцелуи не являются сексом, это ласки. Бывают ласки словесные – ласковые слова, когда мы говорим: милый, хороший, любимая, родная, солнышко и т.д. И бывают ласки телесные – поглаживания, поцелуи и объятия. Словесные и телесные ласки далеко не всегда связаны с сексом: мама ласкает своего ребенка, отец хвалит сына и обнимает его за плечи, подруги обнимаются, родственники целуются. Это простые проявления нежности и дружбы.
Сексуальные ласки более смелые – это поглаживания обнаженного тела, половых органов, поцелуи в губы. Такие ласки называются интимными.
Вы должны знать, что интимные отношения с детьми и подростками, не достигшими половой зрелости, являются уголовным преступлением. То есть за такие действия сажают в тюрьму. В случае если вас склоняют к интимной близости, вы должны обратиться за защитой к родителям. Я также готова прийти вам на помощь, если понадобится. Подробнее у нас будет отдельное занятие на эту тему.

Половой инстинкт

Почему люди вообще вступают в сексуальные отношения? Почему девушкам нравятся парни, а парни заглядываются на девчонок? Ответ простой – взаимное влечение полов предусмотрено природой. Конечно, сейчас я не имею в виду природу как пейзаж. Природа живого существа – это его инстинкты, то есть побуждения, которые заставляют действовать таким образом, чтобы жизнь на Земле продолжалась. Например, у нас развит инстинкт самосохранения. Мы запрограммированы природой на продолжение рода. А чтобы род человеческий продолжался, мужчины и женщины должны вступать в половые, то есть сексуальные, отношения. Проще говоря – они должны заниматься сексом.
Но вынашивать ребенка целых 9 месяцев – трудно: беременную женщину часто тошнит, у нее отекают ноги, секутся волосы, на последних месяцах ей тяжело дышать, неудобно спать. Рожать – больно. После родов изменяется фигура, мышцы живота уже не такие упругие, появляются лишние килограммы, на коже бедер – растяжки. После кормления ребенка грудь может изменить форму и обвиснуть.
Почему женщины идут на такие жертвы? Почему мужчины активно помогают им в этом?
Конечно, из одного чувства долга никто бы не вступал лишний раз в сексуальные отношения. Однако природа хитра: она сделала очень приятным процесс, в результате которого происходит зачатие ребенка. Заниматься сексом весьма приятно, это доставляет людям радость и наслаждение, снимает напряжение. А чтобы люди не избавлялись от последствий интимной близости, природа наградила людей родительским инстинктом. Материнский инстинкт заставляет женщин заботиться о своем потомстве. Родительский инстинкт у мужчин слабее материнского, но это и понятно: ведь жизнь новорождённого младенца целиком зависит от мамы, от ее молока и заботы. Конечно, сейчас появились молочные смеси, но мы говорим о естественном вскармливании, предусмотренном природой.
Вот так выглядит картина на уровне инстинктов. Точно так же вступают в половые отношения (спариваются) животные. Животные тоже заботятся о своем потомстве. Вы все наблюдали, как птица кормит своих птенчиков, приносит им червячков и мошек, пока они сидят в гнезде и не умеют летать.
В чем же отличие человека от животных? В двух вещах: у людей есть интеллект, то есть способность думать, и они способны испытывать такое чувство, как любовь.
Запомни! Природа наградила все живые существа мощным половым инстинктом. Животные спариваются с единственной целью – иметь потомство. Люди занимаются сексом не только для того, чтобы иметь детей. Они занимаются этим, чтобы выразить свою любовь или просто для удовольствия. И если сексуальные партнеры не хотят, чтобы результатом полового акта стало зачатие ребенка, они должны предохраняться от нежелательной беременности. Самый простой способ – надеть на пенис презерватив, чтобы сперма осталась в нем и не попала в женское лоно. Презерватив – это защита и от беременности, и от инфекций, которые передаются половым путем.

Беременность

Вы знаете, что вопрос «Откуда я взялся?» дети задают в очень раннем возрасте. И многие родители отвечают, что ребеночка им принес аист, или они нашли его в капусте, или купили в магазине. Даже если они говорят, что ребенок появился на свет из маминого животика, малыш удивляется: «А как же я туда попал?» Объяснение «мама проглотила семечку, и из нее вырос ты» кажется понятным и устраивает ребенка до поры до времени. Правду о своем появлении на свет подросшие дети узнают по-разному: от родителей, друзей, из книг. Но иногда практика опережает теорию. И бывает так, что подростки зачинают новую жизнь, вовсе не желая этого и не догадываясь, к каким последствиям приведет их интимный контакт. Нежеланная беременность – есть такой термин в медицине. Чтобы в вашей жизни не было нежеланной беременности, мы подробно поговорим о ситуациях, когда может наступить беременность.
Посмотрите на эту пару (фотография голых мужчины и девушки, они обнимаются, вид сбоку, половых органов не видно). Это мужчина и женщина в детородном возрасте. Когда начинается и когда заканчивается этот возраст? У разных людей по-разному. Природа подает знак о начале детородного периода: девочке – появлением месячных, мальчику – появлением поллюций. Девочка, у которой начались месячные, стала девушкой. Мальчик, у которого начались поллюции, стал юношей. С этого времени физически они могут зачать ребенка.
Для зачатия необходим биологический материал – женская яйцеклетка и мужское семя (сперматозоид). Яйцеклетка находится в глубине женского организма, сперматозоиды вырабатывает мужской организм. Как же они могут соединиться? Как мужское семя оказывается у женщины внутри? Конечно же, не воздушно-капельным путем, а в результате полового акта, мы с вами это уже выяснили.
Теперь представьте себе, что девочка 11 лет и мальчик 12 лет занимались сексом и девочка забеременела. Если это случилось, то, значит, они достигли детородного возраста, так? Не совсем. Они находятся в начале детородного периода, но еще не достигли половой зрелости.
Половая зрелость – это способность зачать, выносить и родить ребенка. Далеко не всегда девочка-подросток может по своим физическим данным выполнить эту программу из трех пунктов. Ее тело еще растет, внутренние органы тоже. Беременность – это огромная нагрузка на неокрепший детский организм. Ведь человек до 12 лет – еще ребенок. Половая система еще не готова к вынашиванию плода, поэтому у девочек нередко бывают выкидыши. Выкидыш – это самопроизвольное прерывание беременности. Проявляется болями внизу живота и кровотечением. То, что могло стать ребенком, выходит наружу. Почти всегда при этом врачу приходится вычищать матку изнутри хирургическим инструментами, чтобы в ней ничего не осталось. А это самый настоящий аборт, о его последствиях поговорим отдельно.
Если даже девочка доносила ребенка, то в большинстве случаев она не может родить сама, и врач делает ей операцию – кесарево сечение. Делают надрез на животе, потом на матке и через этот надрез извлекают ребенка. На матке остается рубец, на животе – шрам. Хорошо, если только шрам. Любая операция опасна кровотечением и другими осложнениями. Могут занести инфекцию в матку, и потом придется долго лечиться. Инфекция также может стать причиной бесплодия.
Кроме того, у незрелых родителей и дети незрелые. Такие малыши очень часто рождаются с врожденными аномалиями. Очень жалко этих деток.
Возьмем другую парочку: девочке и мальчику по 15 лет, они хорошо развиты физически, выглядят, как взрослые, практически достигли половой зрелости. Как вы думаете, готовы они к рождению ребенка? Нет. А почему? Потому что они не достигли социальной зрелости. Социальная зрелость – это самостоятельность, прежде всего финансовая. А их содержат родители. Также в силу юного возраста они психологически незрелые личности. Психологическая зрелость – готовность человека понимать, адекватно воспринимать и анализировать происходящие с ним события. Вряд ли школьница готова гулять с детской коляской и не стесняться косых взглядов и насмешек. Вряд ли школьник готов с гордостью заявить одноклассникам: «Поздравьте меня, я стал папой!» А разве это нормально, когда родители стесняются своего ребенка? Всему свое время.
Запомни! Люди, как и ягоды, созревают. Они должны созреть для занятий сексом, для создания семьи и для рождения ребенка. Чтобы взять на себя ответственность за малыша, будущие родители должны достичь половой, психологической и социальной зрелости.
Продолжение «»

Беседа для родителей «Половое воспитание в семье»

Половое воспитание в семье.

Половое воспитание начинается рано, хотим мы этого или нет. Обычно считают, что половое воспитание – это лекция в школе или серьёзный разговор с родителями. Это узкий подход к задаче полового воспитания. Ребёнок узнаёт о различных жизненных вещах на протяжении всей своей жизни. Если дети не узнают этого по-хорошему, они узнают это нездоровым путём. Половое воспитание гораздо шире, чем вопрос о том, откуда появляются дети. Оно включает вопросы взаимоотношений мужчин и женщин и об их соответственном назначении в жизни.

Приведём пример: отец мальчика плохо относится к его матери и груб с нею. Никакие лекции не докажут ребёнку, что брак – это союз по взаимной любви и уважению. Когда ребёнок узнает о физиологической стороне брака, он свяжет это с картиной грубых взаимоотношений, которые хорошо ему знакомы. Итак, половое воспитание ребёнка начинается с наблюдения за отношениями родителей друг к другу и к детям.

«Откуда берутся дети?»

Дети задают эти вопросы в возрасте около 3 лет. Между 2,5 – 3,5 годами дети получают более конкретные представления о вещах, связанных с половой проблемой. В этом возрасте ребёнок преследует взрослых бесконечными «почему». Возможно, он спросит вас, почему мальчики не такие, как девочки. Для него это такой же важный вопрос, как и все другие. Но если с самого начала у ребёнка создаётся неправильное впечатление, то впоследствии он будет иметь искажённое представление о взаимоотношении полов.

«Откуда берутся дети?» Этот вопрос ребёнок задаст в возрасте 3 лет. Лучше сразу сказать ему правду, чем выдумывать версию, а потом быть вынужденным менять её. Постарайтесь дать простой ответ. Вы можете сказать: «Ребёнок растёт в специальном месте внутри мамы, потом рождается». Если его это удовлетворит, то пока говорить больше ничего не надо. Но через несколько минут, а может быть через несколько месяцев он продолжит свои вопросы. «Как ребёнок попадает внутрь к матери и как он оттуда выходит?» Первый вопрос, вероятно, смутит мать, она может подумать, что ребёнок хочет знать о зачатии и половых отношениях. Разумеется, он ни о чём таком не подозревает. Он знает, что люди едят и это попадает в живот, и возможно думает, что ребёнок мог попасть туда тем же способом. Самый простой ответ, что ребёнок вырастает из крошечного семени, которое было внутри матери всегда. Пройдёт много месяцев, прежде чем он спросит, какую же роль играет отец. Некоторые считают, что ребёнку нужно сразу же сказать, что отец тоже участвует в появлении ребёнка, вкладывая своё семя. Может быть, ребёнку нужно сказать и это, особенно мальчику, который может обидеться, решив, что мужчин обошли. Но большинство специалистов соглашаются, что 3 – 4 летнему ребёнку необязательно иметь точное представление о физических и эмоциональных сторонах половых взаимоотношений. Да ребёнок об этом и не спрашивал. Необходимо удовлетворить его любопытство на уровне его понимания. На вопрос, как ребёнок выходит наружу, можно ответить, что когда он становится достаточно большим, он выходит из специального отверстия, предназначенного для этой цели.

Почему не аист?

Вы можете спросить, не проще ли будет сказать ребёнку, что его принёс аист. Нет, и для этого имеется несколько причин. Если его мама или тётка беременна, то из обрывков разговоров и наблюдения за изменениями фигуры, он может отчасти догадаться о предстоящем рождении ребёнка. Если при таких обстоятельствах мать будет нервничать, говорить ему то, что совсем не похоже на правду, о которой он догадывается, ребёнок будет уверен, что его обманывают.

Лучше не говорить неправды, чтобы позднее он не убедился, что вы обманули его. Если же он обнаружит, что по какой-то причине вы не смеете сказать ему правду, то это создаёт между вами и им барьер и заставит его чувствовать себя неловко. Впоследствии, как бы ни беспокоил его этот вопрос, он вряд ли будет спрашивать вас о чём-либо. Другое соображение, по которому лучше сказать правду 3-летнему ребёнку, это то, что он задаст простые вопросы и удовлетворяется простыми ответами. Позднее вам легче будет ответить на его более сложные вопросы.

Иногда ребёнку говорят правду после того, как ему изложили версию об аисте. Правда и неправда смешиваются в детском уме, это естественно. Ребёнок верит всему, что слышит, так как у него яркое воображение.

Помните также, что ребёнок не получит достаточного представления от одного ответа. Он будет возвращаться к этой теме несколько раз, пока не получит ответов, удовлетворяющих его. В каждой новой стадии развития ребёнок будет готов к дополнительной информации на эту тему. Вам не потребуется говорить ему сразу всю правду. Детские вопросы всегда неожиданны. Ребёнок может задать вопрос в магазине или в то время, когда вы разговариваете с беременной соседкой. Постарайтесь подавить желание его замолчать. Ответьте ему сразу же. Если это невозможно, скажите ему безразличным тоном: «Мы поговорим об этом позже. Есть вещи, о которых не говорят на людях». Но не делайте из этого разговора торжественного доклада. Когда ребёнок спрашивает вас, почему у собаки есть хвост или почему трава зелёная, вы ведь отвечаете ему так, чтобы у него создалось впечатление, что это самая естественная вещь на свете. Попытайтесь сделать ваши ответы о происхождении детей такими же естественными. Вы смущаетесь говорить на эту тему, но для ребёнка это обыкновенные вопросы, на которые он ждёт простых, доступных ответов.

Онанизм. Его причины.

Не онанизм, а любознательность. Когда 7- месячный ребёнок трогает свои половые органы, это не онанизм, а любознательность. Он обнаруживает свои половые органы так же, как до этого обнаружил ноги, руки, пальцы.

После года ребёнок может с любопытством исследовать своё тело, сидя на горшке. Это не приведёт к онанизму. Вы можете отвлечь его игрушкой, но не обязательно. Лучше не прививать ему представления, что это нехорошо или, что его половые органы – это что-то нехорошее. Если какая-то часть тела будет привлекать внимание ребёнка, а родители будут ругать за это, то это привлечёт ещё больше его к ней и может впоследствии привести к плохим результатам.

Онанизм в 3 года – следствие душевных переживаний ребёнка. Дети от 3 до 6 лет удивительнее взрослых во многих отношениях. Они любят сильно и романтично близких им людей, особенно родителей. Как сейчас установлено, в этом возрасте дети испытывают подобие полового влечения, что является важной ступенью нормального развития ребёнка. В 3 – 5 лет дети испытывают физическое влечение к близким людям, они прижимаются всем телом к взрослым, которых любят. Необходимо понять, что ранний половой интерес – это естественное явление. Если однажды вы застанете ребёнка за игрой с половыми органами, вы естественно будете удивлены и шокированы. Но не следует чрезмерно сердиться, тем более повышать тон. Просто скажите строго ребёнку: «Мама не хочет, чтобы ты так делал». Отвлеките его внимание чем-нибудь. Вы ведь добиваетесь того, чтобы он прекратил это делать, но не хотите, чтобы он чувствовал себя преступником.

Для нормального ребёнка неодобрения матери обычно достаточно, чтобы он перестал играть со своими половыми органами. Но после этого полезно проследить за играми детей, чтобы удостовериться, что им есть чем заняться, кроме удовлетворения полового интереса.

После 6 лет ребёнок сам старается быть хорошим. Дети начинают понимать, что онанизм считается чем-то плохим, даже если родители никогда этого не говорили. Некоторые думают, что онанизм приводит к сумасшествию. Это не правильно. Если ребёнок часто онанирует, значит что-то в его жизни не в порядке. Задача родителей найти причину его беспокойства.

Причины:

— конфликтная обстановка в семье, ребёнок не дополучает родительской ласки;

— тугие тесные трусики;

— нарушение гигиенических правил ( зуд в половых органах );

— когда ласкали ребёнка, забывали о наличии эрогенных зон;

— нельзя тесно прижимать к себе ребёнка, особенно половые органы;

— переедание на ночь.

Почему вредно пугать ребёнка тем, что онанизм приведёт к болезни? Во-первых, потому что это неправда. Во-вторых, рискованно и вредно так сильно запугивать ребёнка. Самоуверенные, морально устойчивые дети не очень пострадают от таких угроз. Но на чувствительного ребёнка они произведут сильное впечатление. У него может развиться ужас перед всем, что имеет отношение к половому вопросу, и он вырастет несчастным, запуганным человеком.

Если метод жестоких репрессий неверен, это не значит, что вопрос об онанизме следует игнорировать. Если мама застаёт своего ребёнка за этим занятием, она должна внушить строгим тоном, что ей это не нравится, что она не хочет, чтобы он это делал, и надеется, что он больше так делать не будет. Если ребёнка необходимо также успокоить, можно объяснить ему, что многие мальчики и девочки делают то же самое, но вскоре перестают, если хотят. Если возникнут какие-либо осложнения по этому вопросу, необходимо посоветоваться с детским психиатром.

План мероприятий по половому воспитанию обучающихся на учебный год.

Половое воспитание детей МБОУ «СОШ № 5».

Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его составляющая часть – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля.

Половое воспитание – это система мер педагогического воздействия на детей и подростков с целью создания у них правильного представления о сущности взаимоотношений полов и воспитании норм поведения в половой жизни.

Содержание полового воспитания определяется его целями и задачами.

Собственное содержание полового воспитания – это жизнь, окружающая подростка, взаимоотношениями между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей семье, сфере их деятельности. Воспитание представляет собой систему знаний и специфических умений, позволяющих решать поставленные задачи.

Цель полового воспитания – сформировать у детей и подростков правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Такими нормами и установками являются:

понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом;

умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений;

устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальной распущенности, потребительского отношения к другому полу, пренебрежения моральными ценностями.

Задачи полового воспитания:

воспитание у подростка чувства социальной ответственности за каждый поступок;

стимулирование стремления к тому, чтобы иметь прочную, здоровую, дружную семью, сознательно относиться к воспитанию своих детей;

воспитание у подростков чувства воспитания к другим подросткам;

выработка умения оценивать свои поступки в отношении других людей;

воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;

разъяснение сути понятия «взрослость».

Формы реализации полового воспитания:

  • работа с педагогическим коллективом педагогические советы; педсоветы – практикумы; совещания при директоре; методические семинары; семинары – практикумы; лектории; заседания МО классных руководителей; педагогические дискуссии; круглые столы; презентации; практические занятия; анкетирование; конкурсы методических разработок и т. д.

  • работа с родителями (формирование у родителей представления о главных этапах полового воспитания и создании оптимальных условий для правильного полового развития ребенка): общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания; психолого – педагогические лектории; родительские чтения; дискуссии; диспуты; круглые столы; презентации; лекции и беседы; индивидуальная работа; размещение информации на школьном сайте; родительские чтения.

  • работа с детьми и подростками (выработка у детей навыков и знаний, связанных с полом, с учетом возрастных особенностей): классные часы; беседы; индивидуальная работа; ролевые игры; уроки нравственности; диагностические исследования; конкурсы. викторины, фотовыставки, интеллектуально – познавательные игры; диспуты, круглые столы; конкурсно – развлекательные и игровые программы; тематические вечера; вечера вопросов и ответов; тренинговые занятия (направленные на информирование подростков об институте семьи и брака, профилактику раннего вступления в половую связь, вредных привычек, заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности, абортов, сексуального насилия и пр.).

Формы и методы контроля успешности проводимых мероприятий:

— анкетирование;

— тестирование;

— открытые мероприятия.

План мероприятий по половому воспитанию обучащихся на учебный год.

№ п/п

Мероприятие
(Формы нравственно-полового воспитания учащихся)

Срок

Ответственные

Работа с педагогическим коллективом

Разработка программы по половому (гендерному)воспитанию учащихся

до января

Зам.по ВР

учителя биологии

психолог,социальны педагог

Педагогические совещания по темам:

  • Половое воспитание как составляющая гармоничного развития личности;

  • Социально-гигиенические аспекты полового воспитания подростков.

раз в четверть

врач

Семинары для классных руководителей и учителей – предметников:

  • «В помощь классному руководителю и офицеру-воспитателю » (Методические рекомендации по организации работы по половому воспитанию учащихся).

Лекции:

  • Профилактика отклонений в поведении и нравственном развитии школьников.

  • Норма и отклонение от нормы в половом созревании мальчиков и девочек.

  • Роль СМИ в половом воспитании учащихся.

раз в четверть

Психологический центр

Рассмотрение темы на уроках биологии

В течении года по плану программы

Учителя биологии

Педагог – психолог, социальный педагог

Методические семинары для классных руководителей:

— Понятие и актуальность полового воспитания в педагогике и психологии»

— «Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способ укрепления духовно – нравственного здоровья»

— «Особенности полового и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста»

— «Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи»

  • «Роль полового воспитания в домашнем обучении»

  • «Как правильно отвечать на «неудобные» вопросы»

  • «Практические советы по половому воспитанию ребенка»

Ноябрь

Январь

Март

Семинары:

  • «Гендерный подход в воспитании и развитии учащихся основной школы»

  • «Психологическая компетентность и педагогические умения, необходимые для полового воспитания учащихся»

Февраль

Апрель

Педагог – психолог, социальный педагог

Лектории для педагогического коллектива «Половое воспитание детей и подростков».

Лекция 1. «Законодательное определение границ допустимого и необходимого в половом воспитании учащихся»

Лекция 2. Содержание и принципы полового воспитания»

Лекция 3. «Единство полового и нравственного воспитания»

В течение года

Педагог – психолог, социальный педагог

  • Заседание ШМО классных руководителей:
    «О едином подходе при подготовке мероприятий по половому воспитанию обучающихся».

  • «Методические рекомендации: как проводить уроки нравственности по половому воспитанию»

Январь

Апрель

Заместитель директора по ВР

Презентация «Половое воспитание учащихся»

Октябрь

Педагог — психолог

Педагогическая дискуссия «Половое воспитание – нужно ли это?»

Декабрь

Педагог — психолог

Круглый стол: «Проблема полового воспитания, подготовки к семейной жизни»

Февраль

Заместитель директора по ВР

Анкетирование с целью оценки отношения к проведению уроков по половому воспитанию учащихся.

Апрель

Педагог — психолог

Разработка методических рекомендаций по вопросам семейно – нравственного и полового воспитания учащихся

Декабрь

Педагог – психолог, социальный педагог

Подготовка буклетов «В помощь учителям и классным руководителям по половому воспитанию учащихся

Январь

Педагог – психолог, социальный педагог

Книжные выставки в библиотеке:

— «Подготовка старшеклассников к семейной жизни».

— «Современный подросток. Взросление и пол»

Октябрь

Январь

Педагог — библиотекарь, педагог – психолог, социальный педагог

Работа с родителями обучащихся.

Общешкольное родительское собрание «Разговор на трудную тему, или половое воспитание детей и подростков»

октябрь

Заместитель директора по ВР.

Классные родительские собрания:

  • «Половое воспитание в семье»

(5 класс)

  • «Половое развитие и методы полового воспитания» (6 класс)

  • «Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения» (7 класс)

  • «Возраст первой любви» (8 класс)

  • «Нравственная сторона полового воспитания» (9 класс)

  • «Последствия неправильного полового воспитания» (10 класс)

  • «У порога самостоятельной жизни» (11 класс)

В течение учебного года

Классные руководители

Круглый стол:

«Проблемы полового воспитания в семье»

Октябрь

Соц.педагог, зам по ВР

Психолого – педагогический лекторий «Половое воспитание как составная компонента семейно – нравственного воспитания детей»:

Лекция 1 «Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи»

Лекция 2. «Половое воспитание в период полового созревания».

Лекция 3. «Роль семьи в половом воспитании детей»»

Октябрь

Декабрь

Март

Педагог – психолог, социальный педагог

Дискуссии:

«Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать о половом воспитании»

Ноябрь

Зам по ВР

Педагог – психолог, социальный педагог

Индивидуальные и групповые тематические консультации:

  • «Сохранение репродуктивного здоровья

В течение года по запросу

Педагог — психолог

Презентация «Что думают мамы о половом воспитании детей», «Половое воспитание детей»

Педагог – психолог, социальный педагог

Книжные выставки в библиотеке «В помощь родителям о половом воспитании детей и подростков»

— «Половое воспитание и сексуальная мораль»

— «Родителям о сексологии»

— «Родитель – ребенок: мир взаимоотношений»

— «Сексуальность и культура»

Один раз в месяц

Педагог — библиотекарь

Подготовка методического пособия «Практическое руководство для родителей «Правила эффективной коммуникации с детьми по проблеме сексуальности»

Март

Зам по ВР

Педагог – психолог, социальный педагог

Работа с обучающимися

Классные часы:

Для учащихся 1- 4 классов

  • «О девочках и мальчиках»;

  • «Дружба начинается с улыбки»

  • «Наш класс – моя семья. О взаимоотношениях мальчиков и девочек»

  • «Что такое нравственность»

Для учащихся 5 – 8 классов

  • «Дружба и любовь»

  • «Знать, чтобы не оступиться»

  • «Нравственные и психологические основы семьи»

  • «Любовь – волшебная страна»

  • «Взаимоотношения мужчины и женщины»

Для учащихся 9 – 11 классов

  • «Брак и семья в жизни человека»

  • «Почему распадаются семьи»

  • «Испытание целомудрием»

  • «Объективные закономерности половой любви»

Сентябрь — май

Классные руководители

Беседы с учащимися 1 – 4 классов:

«Уход за тело»;

«Уход за волосами»;

«Культура одежды»;

«Соблюдение режима дня»;

«Личная гигиена»;

«»Вредные привычки»

Сентябрь — май

Классные руководители

Беседы с мальчиками 1 – 4 классов:

«Дружба мальчиков и девочек»;

«Бережное отношение к девочкам – закон для мужчины»

«Необходимость помогать девочкам при выполнении физической работы»

Сентябрь — май

Классные руководители

Беседы с девочками 1 – 4 классов:

«Дружба девочек и мальчиков»;

«»Определенная дистанция (скрытая) при общении с мальчиками»;

«Влияние поведения девочек на мальчиков»

Сентябрь — май

Классные руководители

Беседы с мальчиками 5 – 8 классов:

«Развитие мальчика (юноши);

«Половое созревание»;

«Понятие о половой зрелости»

Сентябрь — май

Классные руководители

Беседы с девочками 5 – 8 классов:

«О развитии девушки»;

«Гигиена тела. О значении специфической гигиены для здоровья девушек»»;

«Понятие половой зрелости»;

Сентябрь — май

Классные руководители

Серия бесед «Откровенный разговор» с юношами 9 – 11 классов:

«У порога семейной жизни»

«Взаимоотношения юношей и девочек»

«Ранние половые связи и их последствия»

Сентябрь — май

Классные руководители

Беседы с девушками 9 – 11 классов:

«Нежелательная беременность»;

«Профилактика гинекологических заболеваний»;

«Алкоголь и потомство»

Сентябрь — май

Классные руководители, мед. сестра

Уроки нравственности (5 – 9 классы)

«Особенности. Слабости. Пороки»

«Здоровый образ жизни»

«Шутки. Озорство. Правонарушения. Преступления».

Сентябрь — май

Классные руководители

Тренинги 7- 8 классы

«Первая любовь»

«Я – лидер»

Январь

Март

Педагог – психолог, социальный педагог

Социометрическое измерение эмоциональных симпатий между членами классных коллективов (6-8-е классы)

Ноябрь

Педагог – психолог, социальный педагог

Диагностика «Оценка готовности к семейной жизни» (10 – 11 – е классы)

декабрь

Педагог — психолог

Диспут Эталон мужского и женского поведения»

Апрель

Педагог – психолог, соц. педагог

Игровое представление ко дню влюбленных «Валентинов день»

Февраль

Зам директора по ВР

Викторина по семейному праву

Март

Зам директора по ВР, учитель обществознания

Выставка рисунков «Красота и здоровье»

Апрель

Учитель ИЗО

Принципы полового воспитания

  • Половое воспитание должно быть составной частью комплекса учебно- воспитательных мероприятий, осуществляемых в семье и школе

  • Совершенно необходимы строгая дифференцировка полового воспитания в зависимости от пола, возраста, степени подготовленности детей, а также его преемственный характер.

  • Проблемы полового воспитания должны быть тесно связаны с общей системой нравственного воспитания.

Проблема полового воспитания среди подростков и молодежи

Никто не хочет говорить с детьми о половом воспитании — и ни один ребёнок не хочет говорить об этом со своими родителями. Почему так происходит? И откуда современная молодёжь узнаёт информацию об отношениях к самому себе, к противоположному полу и дальнейшему созданию семьи? Ведь половое воспитание — это далеко не только физическая близость, а целая совокупность различных компонентов, которые в сумме образуют полноценную, физически и психологически здоровую личность.

Двадцать первый век — эпоха, когда любого рода информацию можно найти с помощью интернет ресурсов. В наше время детям и молодёжи легче «вбить» в Google как правильно вести себя с противоположным полом, и что нужно сделать, чтобы понравится парню, например, чем спросить об этом у своих родителей, старших братьях и сёстрах. Почему-то задумываясь над этим, никто не думает о дальнейшем развитии событий, о своём здоровье, и тем более о здоровье своих будущих детей. И здесь важную роль играет не только половое воспитание, но и духовная составляющая человека.

Под определение полового воспитания подпадает любой учебный курс, где рассказывают об интимной жизни. Речь может идти как о чистой физиологии, так и в связке с психологией отношений или с рассказом о гендерных ролях. Вопреки распространённым представлениям, уроки полового воспитания проводят не только для старшеклассников, они нужны людям самых разных возрастов — от маленьких детей, которым простым языком объясняют идеи согласия и отказа, приватности и телесных границ, до взрослых, которые учатся общаться с партнёром и восполняют пробелы в знаниях, полученных в детстве и юности.

В этом возрасте дети могут осознать и наглядно увидеть различие между мальчиками и девочками на физиологическом уровне, но кто им может помочь на психологическом уровне принять данные различия и осознать свою идентичность? Каждый ребенок проходит стадию подросткового возраста, когда весь организм начинает активно развиваться, вместе с этим происходит и половое созревание. Возникает множество вопросов: постыдно ли моё влечение, что я должен с ним делать, как должен вести себя мужчина, как противоположным полам взаимодействовать, для чего нужно вести здоровый образ жизни и что такое семья? Сейчас всю эту информацию несложно найти в интернете, но появляется новый важный вопрос: с какого возраста дети должны получать ответы на все вопросы по половому воспитанию? Из педагогического словаря: «половое воспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни». Половое воспитание (в широком смысле) совпадает с процессом половой социализации. В узком смысле половое воспитание понимается как подготовка ребёнка к сексуальной жизни в процессе полового просвещения .

Рассмотрим различные подходы к половому воспитанию в зарубежных странах. Разные общества отвечают по-разному: в то время как в Швеции и Голландии ученикам средней школы рассказывают о контрацепции и сексуальной ориентации, в Китае родители ограничиваются туманными намёками на то, что секс неотделим от брака.

Первая в мире программа полового воспитания родилась из практической необходимости — борьбы с венерическими заболеваниями и нежелательными (особенно ранними) беременностями. Одной из первых стран, где было введено половое воспитание, была Швеция — ещё в 30-е годы прошлого века известные социологи Гуннар и Альва Мюрдаль, исследовавшие малообеспеченные семьи, доказали, что половое просвещение необходимо им для улучшения качества жизни так же, как и доступное жильё. На этот вывод их натолкнуло то, что в таких семьях, как правило, было много детей, и родители были бы рады не рожать их больше — но ничего не знали о способах планирования семьи.

В 1956 году обязательные уроки полового воспитания были введены в шведскую школьную программу, а в 1964 году школьникам перестали говорить, что секс вне брака недопустим. Шведская система полового воспитания до сих пор считается самой прогрессивной и на сегодняшний день включает в себя обсуждение очень разных аспектов близких отношений между людьми и всего, что может на них повлиять, включая разговоры об алкоголе, обсуждение гендерных вопросов и представлений школьников о собственном теле.

Информация на уроках полового воспитания для детей разного возраста должна подаваться соответственно возрасту и в той форме, которая будет понятна и доступна ребёнку. Например, уже начиная с двухлетнего возраста, с ребёнком можно и нужно говорить об идеях согласия и отказа, а со школьниками стоит обсуждать более «взрослые» вопросы, например, сексуальную ориентацию. Преподавать половое воспитание в начальной школе принято, например, в Нидерландах: голландским детям рассказывают о том, что такое влюблённость, и учат осознавать границы собственного тела. Вопреки предрассудкам, детям в начальной школе не рассказывают о тонкостях интимных отношений: программы полового воспитания в начальной школе намного чаще включают в себя разговоры о чувствах, а также базовые объяснения половых различий между мальчиками и девочками и ответ на вопрос, откуда берутся дети. Кроме того, детям рассказывают о «правиле нижнего белья»: им объясняют, что все те части тела, которые прикрывает нижнее бельё, интимные и никто посторонний не может их видеть и трогать.

Такой подход поддерживает Совет Европы, запустивший кампанию «One in Five» против сексуального насилия над детьми. В рамках этой кампании детям предлагают сообщать корректные названия половых органов и учат их не стесняться говорить о них с родителями или врачами. Кроме того, детей учат отличать «хорошие» секреты (приятные и лёгкие) от «плохих» (внушающих страх или беспокойство) — вторыми обязательно надо делиться с родителями. Насильники часто создают вокруг своих жертв атмосферу секретности и стыда, и до тех пор, пока ребёнок молчит, родители могут и не догадываться о том, что он подвергся насилию.

Авторы таких программ опираются на данные многочисленных исследований, подтверждающие, что дети, не обладающие базовыми знаниями, чаще страдают от педофилов, чем их более подкованные сверстники. Похожие меры готовятся и в Малайзии, где в 2014 году разразился скандал, связанный с педофилом, изнасиловавшим десятки детей по всей Юго-Восточной Азии. Профессиональные объединения педиатров Малайзии высказались за введение подобных мер: несмотря на то что в малайзийском обществе на разговоры о сексе всё ещё наложено табу, врачи выступают за половое просвещение для детей — для их же безопасности.

По мере взросления дети начинают изучать и другие темы. В Нидерландах с маленькими детьми не говорят о сексе напрямую, но их постепенно подводят к этой теме: к семи годам школьники должны знать названия мужских и женских половых органов, а в возрасте одиннадцати лет — быть знакомыми с такими темами, как сексуальные домогательства и эрекция.

В канадской провинции Онтарио второклассники на уроках изучают вопросы согласия и половой неприкосновенности, третьеклассники знакомятся с концептами гендерной идентичности и сексуальной ориентации, а семиклассники узнают об опасностях секстинга и ЗППП. В Великобритании половое образование обязательно для детей 11 лет и старше. Некоторые элементы программы являются обязательными для изучения, в остальных случаях родители имеют право забрать ребёнка с уроков .

Уроки полового воспитания могут быть разделены между несколькими предметами, например, биологией и обществознанием.

По мере того, как табу на разговоры о сексе снимается, школьники начинают задавать больше вопросов. Правильные уроки могут помочь подросткам справиться с комплексами по поводу собственной внешности и своего тела, а иногда и с травлей со стороны одноклассников. Кроме того, некоторые современные специалисты говорят о том, что классы полового воспитания не надо разделять по полу: о женском здоровье и менструациях должны знать не только девочки, но и мальчики. По их мнению, такой подход формирует более простое и здоровое отношение к женскому здоровью.

Существует множество различных теорий, когда лучше начинать воспитывать своего ребёнка. Обратим внимание на книгу «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет», автор В. Дюмон . По его мнению, половое воспитание следует начинать с 5 лет, изначально объяснять ребенку, каким образом он появился на свет. В книге полностью описываются: внутриутробное развитие, этапы внеутробного развития, этапы взросления, какие физиологические изменения происходят с организмом. Вся информация дана в упрощённом виде, но понятно, с наглядными иллюстрациями на каждой странице. С самого детства дети могут узнать основы своего развития и стать действительно образованными в вопросах полового созревания. Это поможет им в будущем иметь осознанные отношения и здоровую семью. Обязательным фактом является помощь родителей и будущих педагогов в формировании правильных и адекватных знаний в вопросах половой жизни и собственной идентификации.

Обзор исследований, проведенных во многих странах мира и посвященных изучению поведения юношей и девушек, показал, что пропорция молодежи, которая становится сексуально активной, увеличивалась в течение последних трех десятилетий. Кроме того, средний возраст первого сексуального контакта снизился при, этом примерно половина подростков из данной категории испытывает чувство вины и страха за последствия. Имеются данные о том, что ранний сексуальный дебют сопровождается увеличенным числом сексуальных партнеров и, как следствие, возрастает риск приобретения ЗППП. Незрелые в половом отношении подростки и их ранняя сексуальная практика находят выражение в мастурбации (в возрасте 13 лет приближается к 55% в обоих полах, а в 15-летнем возрасте составляет более 80%).

В.В. Марков считает, что в процессе просвещения (образования) желательно стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие представления:

В 7-11 лет:

− были осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме;

− о биологической стороне репродуктивной функции, имели представление о деторождении;

− знали об изменении в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);

− знали, что дружба – это многогранное проявление отношений;

− понимали, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.

Подростки 11-14 лет:

− умели обсуждать моральные ценности, знали их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;

− должны знать о существовании разнообразных форм сексуальности;

− знать о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность;

− знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней;

− знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);

− знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и др.);

− должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь;

− попытаться сформировать у подростков терпимость к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения;

− должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать — не начинать сексуально активную жизнь, использовать — не использовать контрацепцию и т. п.).

Подростки 14-16 лет должны знать:

− биологические аспекты репродукции;

− о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке, смерти;

− знать преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь представление о том, как выглядят средства контрацепции и как их использовать;

− знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;

− уметь обсуждать спорные вопросы в паре;

− знать основы брачного законодательства;

− знать службы, где они могут получить помощь, консультации.

Обобщая работы многих авторов о половом воспитании, к задачам полового воспитания можно отнести:

1. Ознакомление с общепринятыми нормами полового поведения и психосексуальной культурой, развитие личности;

2. Воспитание в человеке чувства уважения и ответственности по отношению к другим, формирование адекватного взгляда на взаимоотношения между людьми, в частности на отношения между мужчиной и женщиной.

3. Воспитание осознанного понимания в необходимости иметь крепкую и здоровую семью, нескольких детей, необходимости в их воспитании.

4. Воспитание, направленное на понимание такого понятия, как здоровый образ жизни, его значимости, важности следить за своим здоровьем и ответственного отношения к здоровью других людей.

5. Формирование чёткого отношения к понятию полового влечения, осознанного понимания, что секс является частью такого чувства как любовь, пропаганда воздержания и усвоение необходимых знаний о способах сублимации.

6. Ознакомление с такими важными понятиями как брак, формирование семьи, получение знаний о физиологическом и психологическом развитии мужчин и женщин, выработка умений общения с противоположным полом и правильным представлением самого себя.

Авторами выделены следующие направленности полового воспитания:

1. Полоролевое воспитание, основой которого является помощь в формировании осознанной женственности и мужественности, установлению норм в процессе коммуникаций.

2. Сексуальное воспитание, формирование сексуального сознания в рамках психосексуальной культуры и общепринятых нравственных норм.

3. Подготовка к ответственному супружеству, помогающая осознанно подойти к формированию брака, и понять ценность дальнейших взаимоотношений между партнёрами.

4. Подготовка к ответственному родительству, воспитание ролевого поведения матери и отца, понимание ответственности перед будущими детьми и формирование репродуктивной установки.

5. Формирование здорового образа жизни через объяснение о том, что сексуальность, супружество и родительство полностью зависит от правильного образа жизни .

Проблема полового просвещения изложена в педагогическом словаре: «отсутствие организованного в государственном масштабе полового просвещения чревато самыми отрицательными последствиями для здоровья нации, росту проституции детской, увеличению случаев беременности подростковой, абортов, появлению внебрачных детей, от которых несовершеннолетние девочки-матери наиболее часто отказываются после родов и прочее. Система полового просвещения должна объединять деятельность медицинских, социальных, образовательных и даже правоохранительных учреждений и направлять усилия всего общества на охрану здоровья подрастающего населения» .

Существует ряд причин возникновения проблем полового воспитания:

1. Отсутствие необходимой информации, т.е. так называемый «информационный вакуум». И вместе с этим искажённая информация в интернете.

2. Стереотипное стеснение и нежелание родителей разговаривать со своими детьми о половом воспитании. Желательно начинать с детства, в то время, как многие родители вовсе не уделяют внимание этому вопросу на протяжении всего периода взросления их ребёнка. Необразованность и попустительское отношение родителей является основной причиной.

3. Отсутствие в школах квалифицированных преподавателей и необходимой литературы .

К сожалению, в наше время в учебных заведениях недостаточно внимания уделяют вопросам полового воспитания. В то время, как обучаться основам полового воспитания намного эффективнее в школе, чем в индивидуальной форме. Для детского коллектива есть возможность пригласить профессионала, провести полноценное занятие, что не всегда могут сделать родители.

И кто же будет тем самым профессионалом? Должны быть подготовлены профессиональные работники, которые смогли бы обсудить с подростками «миф совершенного тела», изображаемого в кино, журналах и телевидении. Такими людьми вполне могут быть медицинские работники (включая школьных медицинских сестер) и специально подготовленные педагоги.

Подростки предлагают свой собственный список желаемых характеристик для преподавателя такого рода программ. Этим характеристикам соответствует человек, заслуживающий доверия, хорошо осведомленный, умеющий слушать, заботливый, честный, спокойный, дружественный, открытый и обладающий чувством юмора.

В периоде обучения детей в школе необходимо больше внимания уделять вопросам полового воспитания, а также необходимы профессиональные педагоги, медики и психологи, которые смогут помочь учащимся разобраться во многих вопросах, которые на сегодняшний день остаются без внимания, как в семье, так и в школе. Для максимальной ликвидации ранней беременности, абортов, всевозможных половых заболеваний и инфекций. А для этого нужно не только обучить преподавателей, ввести отдельную квалификацию и учить детей. Кроме знаний у детей должен быть ЛИЧНЫЙ пример. Родители, их взаимоотношения, их отношение к себе, к своему здоровью, к своему браку и детям будут являться ориентиром для их ребёнка. И конечно же: половое воспитание должно включать огромный блок – формирование жизненных ориентиров, системы моральной составляющей и духовному просвещению.

Обратимся к религии. Иудейская этика прежде всего основывалась на учении Моисея, записанном в Пятикнижии. Вторым автором ответов на многие сексуальные вопросы этики поведения был мудрейший человек, царь Израиля Соломон. Он пережил много приятных и неприятных минуг и Господь наделил его особой мудростью дать после пережитого детям следующих поколений самые лучшие советы. В 1^ш1ге Притчей Соломоновых, в Книге Екклесиаста, в Песнях Песней вдохновенное Духом Святым перо отразило все стороны нормального полового воспитания. Бог желал показать высокую цель брака и взаимоотношений в браке. Он показал свой план для семьи и Свою цель для их жизни. Ефес. 5:28, 31. Сегодня, спустя века, обе эти причины по-прежнему действенные.

Если не прививать детям Христианские принципы полового воспитания, то где они еще узнают, что Бог освятил отношения между мужчиной и женщиной? Где они узнают, что Бог благословил интимные отношения в браке? Откуда они узнают о регулировании этих отношений?

Дом – это школа, где дети должны узнать, что значит быть отцом или матерью, и каким должно быть отношение мужа к жене. Здесь дети должны узнать, что секс – это не что-то грязное, порочное и греховное, а что это взаимоотношения двух любящих друг друга людей, которых благословил сам Творец для совместной жизни. Это сознание станет ролевой моделью в их собственной семье.

Но, к сожалению, в нашу эпоху, эпоху огромного количества грязной и неотсортированной информации, дети с раннего детства получают неправильное представление о важных вещах. Возьмём к примеру мультфильмы детей 21 века, они изначально учат их меньше ДУМАТЬ. Перестают разделять границы между понятиями «хорошо» и «плохо». Что является действительно серьёзной проблемой. Плюс незнание самих родителей, которые не могут обучить и воспитать в своём ребёнке необходимые качества: целомудрие, способность к принятию ответственности, самостоятельности и чёткому разделению на «хорошо» и «плохо» в вопросах, которые являются основополагающими в духовном, и половом развитии. Чтобы обучить детей, в первую очередь, нужно обучить самих себя!

Список источников:

1. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. — 512 с.

2. Педагогический энциклопедический словарь. — М., Б.М. Бим-Бад. 2002. — 528 с.

3. Введение в психоанализ. — СПб; Алетейя СПб, З.Фрейд. 1999. — 416 с.

4. Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет — АСТ, Харвест, В.Дюмон, 2005. — 48 с.

7. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней :учеб. пособие / В. В. Марков. — Москва: Академия, 2001. — 320 с.

8. Лидия Нейкурс – Статья: Христианская концепция полового воспитания

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

К важнейшим условиям успеха нравственно-полового воспитания В. А. Сухомлинский относил общение детей с людьми двух поколений — родителями и бабушкой, дедушкой. Последние передают детям многовековой опыт, народную мудрость. В этой связи он обращал внимание родителей на необходимость следования в воспитании передовым народным традициям, опыту народной педагогики. Молодым родителям и будущим родителям В. А. Сухомлинский внушал мысль о том, что в становлении нравственности их детей большое значение имеет духовная связь самого младшего и самого старшего поколений. «Если эта связь развивается и крепнет, вы, родители, можете не опасаться за своих детей,- утверждал он.- Сущность этой связи должна заключаться в том, чтобы старшее поколение пробуждало у детей мысль о радости бытия и о долге человека перед человеком. Мудрая и благородная старость умеет так любить детей, что каждое проявление этого чувства пробуждает у детей любовь к старшим, заботу и беспокойство об их здоровье и благополучии. Задача молодых родителей заключается в том, чтобы оберегать эту мудрую любовь стариков как очень нежную и хрупкую вещь» .

Откровенное общение подразумевает то, что родители изо всех сил будут стараться откликаться на потребность подростка в разговоре. Очень важно, чтобы дети уже с раннего возраста могли спокойно общаться с родителями. Иначе родители не станут близкими друзьями своих детей, и, когда дети подрастут и столкнутся с трудностями, они не смогут обратиться к своим родным за помощью. Родителям не стоит выплескивать на подростка свои эмоции, когда тот совершает серьёзный проступок. Наоборот, это как раз то время, когда необходимо уделить ему особое внимание. Нужно сохранять спокойствие, внимательно его выслушать и стараться понять, что произошло. Только тогда подростку будет легче принять от родителей исправление.

Следующим условием необходимым для нормального воспитания подростка П. Ф. Лесгафт считал атмосферу взаимной любви и уважения в окружающей ребёнка среде. По отношению к ребёнку не должно быть выражений любви в виде сюсюканья, тискания, шумных восхищений и тому подобное, считал ученый. Должно быть внимательное наблюдение за подростком и уважительное отношение к его потребностям. По мнению П. Ф. Лесгафта, невозможно переоценить значение общения взрослых в присутствии подростка. Это главный источник, из которого может возникнуть добродушие у подростка. Те взрослые, которые позволяют себе выяснять отношения на повышенных тонах в присутствии детей или обманывать друг друга, совершают преступление, так как лишают подростка возможности стать убеждённым в том, что добродушие- норма человеческих отношений .

Об этом говорил и И. П. Петрище, утверждая, что самый нужный и самый главный воспитатель — личный пример нравственности родителей. Он сильнее всяких поучений. Большой вред воспитанию подростка могут нанести родители, взрослые, которые в присутствии детей пьянствуют, сквернословят, рассказывают непристойные анекдоты, обнажают интимные человеческие отношения, неуважительно относятся друг к другу. Отец много раз может твердить сыну о бережном, рыцарском отношении к женщине, но это не даст никакого положительного результата, если он сам по-хамски относится к своей жене или допускает циничные высказывания по поводу других женщин. Попытки матери вырастить высоконравственную дочь вряд ли приведут к успеху, если мать своим поведением будет демонстрировать обратное. Взаимоотношения родителей, их повседневное поведение является той моделью, которой подражают дети, на основе которой у них формируются установки, понятия о мужественности и женственности .

В. А. Сухомлинский считал, что родители должны уважать достоинство подростка, иначе, он не будет уважать их, и воспитание практически не будет успешным. Часто подростки обманывают родителей не в словах, а в поведении. Чтобы они росли честными, добрыми, не притворялись казаться лучше, чем они есть на самом деле, необходимо не допускать по отношению к ним принуждения. Педагог считал эффективным воспитание, которое приучает подростка быть самим собой, а не казаться. Это означает недопустимость физической силы, деспотизма, страха и угрозы в воспитании. Гнусный деспотизм невежественных родителей — одна из причин того, что у подростка извращается представление о правде и добре, он перестаёт верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков подросток ожесточается и в его духовном мире наступает надлом. Самодурство изгоняет такое важнейшее душевное движение, как ласка. Не знающий с детства ласки подросток становится грубым и бессердечным .

В формировании личности в условиях родительского дома решающим фактором является уклад жизни, гражданское лицо родителей, нравственная и деловая атмосфера в семье. Характеризуя общение родителей с детьми, Ш. А. Амонашвили показал, что оно осуществляется наиболее эффективно, если строится на основе закона «взаимопомощи», то есть тогда, когда родители и подростки в процессе общения участвуют как равноправные сотоварищи, когда создаётся атмосфера эмоциональности и романтики. Раскрывая роль примера родителей в воспитании и обучении, педагог подчеркнул, что этот метод приносит положительные результаты только в том случае, когда применяется в обстановке радости совместного проживания всех членов семьи . Подобно Ш. А. Амонашвили, Е. А. Аркин говорил о важности установления отношений сотрудничества между подростками и родителями как о «союзе детей и взрослых» и считал это одним из важных условий, благоприятствующих нормальному половому развитию подростков в семье .

Н. К. Крупская в теории и своей общественно-педагогической деятельности выступала за тёплое, сердечное отношение к детям-подросткам, связывала воспитание с улучшением быта советской семьи, созданием благоприятного нравственно-психологического климата в семье .

Важнейшим условием эффективности нравственно-полового воспитания В. А. Сухомлинский считал разумную организацию всей жизнедеятельности семьи, в том числе соблюдение общего режима дня (времени сна, труда, отдыха); поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве; плановое распределение семейного бюджета при участии детей и подростков; следование семейным правилам и традициям; создание благоприятного микроклимата; совместную трудовую деятельность в семье родителей и подростков; организацию самовоспитания подростков .

Говоря о регулярном общественно-значимом труде в присутствии подростка, П. Ф. Лесгафт отмечал, что научное человековедение указывает на единственный источник трудолюбия — постоянный труд любимых взрослых на глазах подростка. Инстинкт любознательности заставит его внимательно наблюдать процесс труда. Инстинкт имитации вызовет подражание труду взрослого в игре. Инстинкт впечатлительности вызовет радостные переживания процесса овладения навыками труда. Появится желание реально помогать родителям, взрослым. Постепенно ребёнок освоит все операции и самостоятельно произведёт законченный продукт труда. Появится желание осваивать новые трудовые операции, включаться в производительную деятельность семьи. Важной задачей воспитателя при этом — внимательно следить, чтобы труд ребёнка-подростка был желанным и посильным.

Если отец приходит с работы и ложится на диван отдыхать, а мать с проклятиями выполняет повседневные обязанности по уходу за семьёй, то ожидать появления у ребёнка трудолюбия не приходится. Не появится настоящее трудолюбие и в той семье, где подростка заставляют участвовать в уборке, покупке продуктов, приготовления пищи и так далее. Настоящая трудовая деятельность кроме трудолюбия формирует волевые качества подростка. Надо заставить себя довести начатое дело до конца. Надо преодолеть возникшие в процессе труда препятствия. Появляется и растет сила воли — важнейшее качество высоконравственной личности, способствующее её самовоспитанию .

Е. А. Аркин исследовал особенности воспитания в семье детей подросткового возраста — абсолютного уникального периода в жизни человека, в том числе проблему полового воспитания. Особое внимание он уделил созданию в семье условий, благоприятствующих нормальному половому развитию подростков и юношей, исключению тех факторов, которые отрицательно влияют на половое развитие. Педагог раскрыл общие условия успеха воспитания детей в родительском доме: уклад жизни семьи, образ жизни родителей, трудовая и нравственная атмосфера, истинный авторитет отца и матери, их самообразование и самовоспитание, систематическое общение родителей с детьми, установление отношений сотрудничества между родителями и подростками .

Исследователи подчёркивают, что среди последствий неправильного полового воспитания одним из распространённых является онанизм (мастурбация, ипсация). Так называют способ удовлетворения сексуального влечения, достигнутого путём искусственного раздражения половых органов с целью получения ощущения сладострастия (оргазма). По современным представлениям, мастурбация не относится к патологическому состоянию, а представляет собой отклонение от естественных форм полового поведения и способов удовлетворения полового влечения. Онанизм в основном наблюдается в периоде полового созревания, но может быть и у младших детей и даже у взрослых, например, при длительном вынужденном воздержании от половых актов. Родители должны знать, что развитию онанизма у детей могут способствовать негигиеническое содержание тела, особенно промежности и половых органов, фимоз, заражение острицами, постоянное переполнение кишечника и мочевого пузыря, продолжительное катание на детских лошадках, длительное сидение на горшке, катание на велосипеде, слишком тесная и тёплая одежда, перегревание тела в мягкой постели, обильная еда перед сном с избытком возбуждающих веществ, чрезмерное возбуждение, безнадзорность, незанятость детей и так далее. Названные причинные факторы могут обусловливать возникновение полового возбуждения, а приятные ощущения, испытываемые при этом, нередко порождают желание вызывать их повторно, что может привести к закреплению этого занятия в привычку. Непосредственным толчком к занятиям мастурбацией могут послужить возбуждающие зрелища, чтение соответствующей литературы, разговоры на половые темы, подсказки со стороны сверстников и друзей, употребление алкоголя и так далее. В связи с этим мастурбация подростков и юношей является трудноискоренимой привычкой, от которой они нередко не могут отказаться вплоть до начала регулярной половой жизни. .

Обнаружив факт занятий подростка мастурбацией, взрослым не следует предавать его широкой огласке, принимать какие-либо поспешные воспитательные меры, а тем более наказывать за это. Своеобразие эмоционального состояния, характера, склада личности человека в данном возрасте, особенности поведения, повышенная возбудимость нервной системы большинства подростков, занимающихся мастурбацией, требуют щадящего подхода к их психике. Учитывая причинные факторы мастурбации, важно так построить режим жизни подростка, чтобы у него как можно меньше оставалось свободного времени и возможности уединения, чтобы он мог реализовать избыток неизрасходованной энергии в различных полезных видах деятельности. Занятия и игры в кругу товарищей, походы и экскурсии, физкультура и спорт, закаливающие процедуры, всё возрастающий круг обязанностей дома и в школе, исключение действия факторов, приводящих к раздражению половых органов и повышающих чувственность — вот те основные условия, которые направлены на недопущение мастурбации в подростковом возрасте и ранней юности. А поскольку избавиться от мастурбации гораздо труднее, чем её предупредить, главное внимание должно быть направлено на то, чтобы не допустить действия тех моментов, которые могут способствовать возникновению и закреплению этой привычки.

Как было сказано ранее, мастурбация подростков нежелательна — она может вызвать ускорение сексуального развития, поэтому родителям необходимо сделать все для того, чтобы подросток не начал мастурбировать. Когда у трёх-четырёх летних детей пробуждается интерес к своим гениталиям, родителям придется объяснить, что органы мочеиспускания у девочек и у мальчиков разные. Если родители этого не сделают, ребёнок начнёт рассматривать и трогать собственные половые органы и гениталии сверстников. И может испытать при этом приятные ощущения. Если просто одёрнуть ребёнка и запретить ему прикасаться к гениталиям, это обязательно вызовет противоположный эффект: ребёнок поймёт, что эта область запретная. А чем сильнее запрет, тем интереснее его нарушить. С помощью разъяснений этот этап пройдёт без потрясений.

Родителям нужно следить за тем, какую одежду носят их дети. Наряды детей и подростков не должны быть тесными в промежностях, поэтому обтягивающие джинсы — одежда хоть и модная, но не лучная для подвижного ребёнка и подростка: тесная одежда все время давит на половые органы. Ребёнок будет постоянно её поправлять, расстёгивать молнию, вынужденно прикасаясь к гениталиям. Родителям нужно приучать детей спать на боку, подложив обе ладошки под щеку. Некоторые спят на животе. Эта поза тоже безопасна. Но если ребёнок предпочитает спать на спине, важно, чтобы руки он клал поверх одеяла, не объясняя ему истинной причины, — лучше придумать ему какое-нибудь правдоподобное объяснение .

Одним из следствий неправильного сексуального воспитания подростков является ранее начало половой жизни, добрачные половые связи. Отсутствие у юношей и девушек высоконравственных позиций в этих вопросах может приводить к тому, что наступление полового созревания и связанное с этим усиление влечения к противоположному полу они иногда рассматривают как сигнал к началу половой жизни. Однако, наступление половой зрелости не означает, что все органы системы организма завершили свое развитие. Общее физическое созревание наступает на 3–4 года позже половой зрелости. В этот период продолжается рост и развитие костно-мышечной, сердечно — сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции, совершенствуется нервная деятельность, формируется личность ребёнка. Следовательно, половое воздержание до периода полного завершения физического развития не только не вредно, но даже полезно, поскольку при этом не нарушается гармоничность развития. Родители должны разъяснять, что рано начатая половая жизнь представляет собой большую физиологическую нагрузку, изматывает неокрепший организм, психику, отрицательно сказывается на физическом состоянии. Она может приводить к преждевременному увяданию, быть причиной импотенции в будущем. Случайные сексуальные связи, с которых может начаться ранняя половая жизнь, таят в себе опасность заражения венерическими заболеваниями, представляющими огромную угрозу для здоровья. Девушки, кроме того, могут расплачиваться за это различными гинекологическими заболеваниями или наступлением беременности. Беременность, как правило, стремятся прервать, что чревато развитием многих болезненных состояний и опасностью бесплодия. Если же беременность будет сохранена, то во многих случаях это неблагоприятно сказывается не только на организме молодой женщины, но и на состоянии здоровья её ребёнка. А отсутствие у слишком юной матери жизненного социального опыта и экономической самостоятельности может иметь самые неблагоприятные последствия для них обоих. Тем более, что фактически отцы таких детей в силу своей социально — гражданской незрелости, вследствие недостаточной моральной воспитанности далеко не всегда спешат заявлять о своём отцовстве и брать на себя вытекающие из этого обязанности. Проблема внебрачных детей не столь уж безобидна, как может показаться на первый взгляд.

Виновниками свободных половых связей нельзя считать только юношей, мужчин или девушек, женщин. Им является тот, кто никак не соприкоснулся с содержанием нравственно-полового воспитания. Следует признать, что традиционно нравственно-половому воспитанию юношей уделяется меньше внимания, а к их шалостям в вопросах пола общество относится более снисходительно, чем к нравственности девушек и женщин. Поведение представителей мужского пола между тем отличается большей свободой и раскованностью. Поэтому, именно они нередко являются инициаторами свободных половых связей. Для достижения своих низменных целей в удовлетворении своих сексуальных физиологических потребностей они нередко прибегают к различным довольно стандартным приёмам, о которых должны быть осведомлены школой или родителями юные представительницы женского пола. В основе всех их лежит одно: упорство и настойчивость в достижении поставленной цели — половой близости. А в каждой конкретной ситуации тактика может меняться соответственно обстоятельствам и с учётом личности объекта половых притязаний. Иногда девушку одаривают дорогими подарками, различными увеселениями, например, загородные поездки, посещение ресторанов и тому подобное, а в качестве оплаты долга требуют половой близости. Зная о растормаживающем влиянии алкоголя на сексуальные влечения, юноша, мужчина иногда спаивает девушку, что позволяет ему уменьшить её самоконтроль, сопротивляемость и добиться желаемого.

Подростки начинающие добрачную половую жизнь и не подозревают, какие неприятности могут поджидать их, к каким опасным последствиям может привести легкомыслие в сексуальной сфере. Речь идёт о венерических заболеваниях. К их числу относятся сифилис, гонорея, мягкий шанкр, СПИД и тому подобное. Родителям в беседах с подростками необходимо обратить внимание на такие общие особенности всех венерических заболеваний, как склонность к хроническому течению, отсутствие иммунитета после перенесённой болезни, возможность повторного заражения сразу же после выздоровления.

Употребление спиртных напитков, курение табака, другие вредные привычки в последнее время всё более волнуют людей, имеющих отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения. Родителям важно говорить на подобные темы с подростками, указывая на последствия, и вред, наносимый их организму.

Одним из значимых условий успешного нравственно-полового воспитания является учёт личностных анатомо-физиологических и психологических особенностей подростка. Подростковый возраст — это период полового созревания, который, как известно, у девочек начинается на 2–3 года раньше, чем у мальчиков. Процесс полового созревания характеризуется энергичным ростом полового аппарата, быстрым созреванием половых клеток и усилением другой стороны деятельности половых желез — образованием половых гормонов. В связи с этим всё ярче выступают вторичные половые признаки — изменение голоса, появление усов и другие.

Для правильной организации полового просвещения в семье родителям надо знать детский организм на всех стадиях его развития. Незнание общих закономерностей развития человеческого организма, а также закономерностей полового развития делает отца и мать беспомощными в вопросах полового воспитания. О появлении признаков полового созревания у мальчиков к 14–16 годам (поллюции) и у девочек к 13 годам (менструации) подростков необходимо осведомить своевременно. Родители могут взять эту задачу на себя, если у них установились с детьми дружеские отношения, если же нет отношений доверия и уважения, то лучше это дело поручить педагогу или врачу. Самые главные сведения и советы, в которых нуждается подросток в период полового созревания, затрагивают область гигиены тела, физической нагрузки и режима. Вместе с тем, подросткам следует рассказать в доступной форме о наступающих изменениях в организме, о работе нервной системы и других органов в связи с этим, о тех гигиенических мероприятиях, которые облегчают течение процессов созревания организма. С девочками следует начинать половое просвещение до появления менструации. Следовательно, девушкам следует рассказывать о менструации, как естественном явлении. Основное внимание при этом стоит обратить на гигиену девушки вообще, и в частности на гигиену менструального периода .

Всё это необходимо знать родителям и применять свои знания в воспитании своих детей для правильной организации полового просвещения .

Литература:

2. Вальгард Л. С. О психологии половой жизни / Л. С. Вальгард. — М., 1926.-121с.

3. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение,1991.-172с.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх