Помост

Вопросы веры

В чем трудности составления точного календаря

29 декабря 1699 года по нынешнему летосчислению был подписан и опубликован именной указ царя и великого князя Петра I Алексеевича «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира»

29 декабря 1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю, на который тогда переходила Европа, соответствовало 19 декабря 7208 года от сотворения мира, по ранее принятому в России летосчислению.

Царским указом предписывалось изменение эры и новолетия. С 1 января 7208 года от сотворения мира полагалось впредь :

«в Розряде и во всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и во всех Наших Великаго Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всяких крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и пометных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с 1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, а с того новаго года Генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Генваря непременно и в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому же».

Реформа была обусловлена объективными обстоятельствами. В указе говорилось:

«А то указали Мы Великий Государь учинить, для того что во многих Христианских окрестных народех, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова».

Впрочем, чтобы нововведение было принято без особых осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой:

«А буде кто похочет писать и от сотворения мира: и им писать оба те лета — от сотворения мира и от Рождества Христова сряду свободно».

Юлианский календарь как таковой был Петром I на Руси сохранён, по присказке, до следующей оказии. Как уже говорилось, русский царь, видимо, не дерзнул посягнуть на овеянное древностью и неоспоримым авторитетом достояние великого и божественного Цезаря. А это означало, что сохранилось и запаздывание календарных дат — в то время — на 10 дней.

Русская Православная Церковь в богослужебном обиходе наряду с юлианским календарём сохранила и ставшее к тому времени традиционным сентябрьское начало года, что наблюдается и поныне. В память о столь важном событии, как введение в России нового летосчисления, был разработан проект памятной медали. Оригинал проекта хранится в фондах Рукописного отдела Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей пришел к нам через Византию после принятия в 988 году христианства и был положен в основу летосчисления на Руси. Вместе с календарём с продолжительностью года в 365, 25 суток вошла в употребление и византийская мировая эра, в которой сотворение мира относилось к 5508 году до н. э.

Византийская эра была рассчитана таким образом, что её исходный момент служил началом для всех циклов, применявшихся в расчётах при определении дат подвижных церковных праздников, связанных с временем совершения Пасхи.

Однако полностью счёт времени, употреблявшийся в Византии, на Руси принят не был. В Царьграде год начинался 1 сентября. Древнеславянское же начало года приходилось на весну — на 1 марта. Оно и сохранилось в наших летописях на многие века.

На рубеже XIV-XV столетий наряду с весенним годом в манускриптах впервые появляются датировки, основанные на сентябрьском новолетии. С конца XV века сентябрьский год в летописях полностью вытесняет мартовский.

В христианской традиции числа 6 000 и 7 000 приобрели особый смысл как некоторые эквиваленты дней Божественного творения и полного седмичного круга. Епископ Григорий Нисский около 375 года н.э. писал: «Когда прекратится и это быстро движущееся и преходящее время, тогда, несомненно, окончится и эта седмица, измеряющая время, и её место заступит восьмой день, то есть последующий век, который весь представляет собой один день…»

Определённые эсхатологические представления среди христиан связывались и с числом 1000. К X веку Западная Европа практически полностью перешла на летосчисление от Рождества Христова. И когда приближалось 1000-летие новой эры, многие летописцы прекратили свои записи, жители бежали в леса и пещеры в ожидании Страшного суда и кончины мира.

А для христиан восточного обряда, в частности, в Византии и на Руси, в 1492 году по Р. Х. заканчивалась седьмая тысяча лет от сотворения мира (5508 + 1492 = 7000). И здесь ждали конца света. Никто из пасхалистов не решался расписать расчётные таблицы празднования Пасхи на полный новый цикл.

Н. М. Карамзин в своей «Истории Государства Российского» отмечал: «Истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по греческим хронографам: суеверие с концом её ждало конца миру».

Но вот и миновал со страхом и трепетом ожидавшийся год. «Суеверные успокоились, — заключил, как его именовали, последний летописец Руси, — увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется с исходом седьмой тысячи лет».

И сразу же в сентябре 1492 года (то есть 7001 года от сотворения мира при мартовском новолетии) Московский церковный собор утвердил пасхалию на последующие годы. Тогда же было принято решение о перенесении начала года с 1 марта на 1 сентября, как и подобало греко-православным.

По материалам отсюда

Календарная реформа Петра I

Реформы Петра I стали, пожалуй, самыми массовыми и значительными в истории России. Одной из этих реформ стали указы о новом летоисчислении, которые царь издал вскоре после своего возвращения из-за границы во время Великого посольства.
В декабре 1699 года последовал ряд указов, включавших в себя содержание и обоснование проводимых нововведений. В частности, предписывалось отсчитывать годы » 1 января7208 года». считая его 1700-м годом от Рождества Христова. К концу XVII века большинство европейских стран, а также славянские народы и вообще все православные вели летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как то было в России. В связи с этим, Россия как бы выпадала из общеевропейского течения событий, так как имела особую хронологию, не совпадавшую со счислением лет даже у единоверцев.
Другое новшество календарной реформы- понятие столетний век- оказалось практически незамеченным в силу своей отвлеченности. Российское общество того времени не испытывало в нем потребности, а отечественное летоисчисление, представлявшееся современникам как непрерывная череда лет, не знало деления на значительные хронологические отрезки.
Как бы то ни было, а в декабре 1699 года неподготовленному российскому обывателю в столичной пока Москве строго предписывалось украшать ворота своих домов в зависимости от достатка владельца либо деревьями, либо ветвями хвойных пород и не снимать оные вплоть до 7 января. Домовладельцам также полагалось, после того, как на Красной площади начнется фейерверк и пальба, » учинить стрельбу из небольших пушечек, мушкетов или иного мелкого ружья и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».На протяжении недели велено было жечь на улицах смоляные бочки и костры. В знак веселья москвичи должны были поздравлять друг друга с новым годом и столетним веком.
Вот так решительно в России произошел переворот в летоисчислении. Кстати, стремительность, с какой вводился новый календарь и утверждался новый светский праздник, объяснялась не только привычкой Петра все делать быстро. Дело в том, что к концу века ходившие в народе мрачные антипетровские слухи и настроения стали складываться в легенду о царе-антихристе и о конце света. Это подтолкнуло государя поторопиться с введением нового календаря, как бы отменявшего роковой 7208 год.
Шумными, довольно продолжительными гуляниями с пальбой и фейерверками, с маскарадами и застольями, угощениями для простого народа с молебнами в церквях, Петру удалось частично нейтрализовать оппозиционные настроения народа

Юлианский и григорианский календари — путь к точности

Солнечный календарь учитывает видимое движение Солнца по небу и положение звезд. Его изобрели египтяне, наблюдая за появлением на небе звезды Сириус. Но год у них длился ровно 365 суток, а истинный солнечный, или тропический, год длиннее (сегодня он составляет 365,2421897 дня). Поэтому за века накопилась ошибка. Римский же календарь был еще менее точен, и даты религиозных праздников сильно сместились.

Юлий Цезарь имел право ввести новый календарь, поскольку обладал властью великого понтифика — верховного жреца

Группа александрийских астрономов во главе с Созигеном на основе египетского создала новый календарь — юлианский. Назван он в честь Юлия Цезаря, по указу которого этот календарь был введен в Риме с 1 января 45 г. до н. э.

Год состоял из 365 дней, но каждый четвертый был високосным — на 1 день длиннее. С учетом этой поправки продолжительность юлианского года составила 365,25 дня. Он был гораздо более точен, однако ошибка в 1 день накапливалась в нем каждые 128 лет. И к XVI в. весеннее равноденствие, которое используют для определения дня Пасхи, наступало примерно на 10 суток раньше 21 марта.

В 1582 г. Папа Римский Григорий ХШ провел реформу календаря, уменьшив число високосных годов. Раньше таковыми считались все так называемые вековые годы, завершавшие каждое столетие. Теперь високосными стали только те вековые годы, у которых число сотен лет делилось без остатка на четыре (1600,2000,2400), а остальные (1700,1800,1900,2100) остались простыми. Новый календарь был назван григорианским. Григорианский год длится 365,2425 дня, и ошибка в 1 день накапливается примерно за 10 тыс. лет. Нередко встречается другая оценка — примерно за 3 тыс. лет. Такое число получается, если не учитывать изменения количества суток в тропическом году и соотношения между продолжительностями времен года.

Папа Римский Григорий XIII провел реформу календаря. После 4 октября 1582 г. наступило 15 октября. Сегодня григорианским календарем пользуются в большинстве стран мира

Старый и новый стили

Григорианский календарь, или, как принято говорить, новый стиль, входил в практику постепенно. Если католические страны приняли его сразу, то протестантские и православные продолжали жить по старому стилю. Государства Северной Германии, Дания и Норвегия перешли на новый стиль в 1700 г., Великобритания — в 1752 г., Швеция — в 1753 г., Болгария — в 1916 г., Россия — в 1918 г., Сербия и Румыния — в 1919 г., Греция — в 1924 г.

Разница между календарями все время увеличивается и сегодня составляет 13 дней. Русская Православная Церковь по-прежнему придерживается юлианского календаря, поэтому Рождество у нас отмечают не 25 декабря, а 7 января. И не только церковные праздники напоминают о старом стиле: недаром в ночь с 13 на 14 января в России принято отмечать старый Новый год.

Поделиться ссылкой

Юлианский календарь

Реформу календаря провел в 46 г. до н. э. римский верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь (100 — 44 гг. до н. э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365,25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом — 366 дней.

Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили «упрятать» между 24 и 25 февраля. Дополненный год позже был назван annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный.

Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу : нечетный месяц имеет 31 день, четный — 30. Февраль же в простом году — 29, в високосном — 30 дней. Кроме того он решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В благодарность за реформу, а так же учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря (который был убит через два года после реформы), римский сенат переименовал месяц Квинтилис ( в этом месяце Цезарь родился ) в Юлиус.

Вскоре, однако, римские жрецы запутали календарь объявляя високосным каждый третий год календаря. Эту ошибку исправил император Август. Таким образом, юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н. э. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус. Но продолжительность этого месяца была установлена Юлием Цезарем в 30 дней, теперь же к нему добавили еще один день, отняв его от Фебруариуса. А чтобы три месяца — Юлиус, Августус и Септембер — не имели подряд по 31 дню, то от Септембера один день был перенесен на Октобер, а от Новембера — один день на Децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго. И после Августа некоторые императоры стремились увековечить свое имя в календаре. Но эти желания властелинов были отвергнуты самим временем…

В 324г. римский император Константин (ок. 285 — 337 гг.) провозгласил христианство государственной религией. Через год в 325 г. он созвал в городе Никее церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования пасхи. И начиная с IVв. н.э. христианская церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарем. Но в результате разной продолжительности тропического и года юлианского календаря за каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. И все праздники передвигались «вперед»: весенние — на лето, летние — на осень. Поэтому церковь и стала инициатором последующей календарной реформы.

Этот день в истории: 24 февраля 1582 года — булла папы Григория XIII о переходе на григорианский календарь

24 февраля Римский Папа Григорий XIII издал буллу Inter gravissimas (Среди важнейших) — о переходе на новый календарь. Этим актом понтифик обеспечил себе вечную память в истории, поскольку календарь стал называться его именем — «григорианский».

Календарь «юлианский», а именно по нему до того момента жила Европа, был введен еще до Рождества Христова Юлием Цезарем, который первым установил год в 365 дней с добавлением одного дня каждые четыре года. Первые столетия неточности юлианского календаря были мало заметны, однако к XVI веку у престола Святого Петра возникли серьезные проблемы с определением важнейших церковных дат. Отставание достигло 10 суток — день весеннего равноденствия, который является определяющим для точного вычисления Пасхальной даты, к этому времени сместился с 21 марта на 11 марта.

Конечно Григорий был не первым папой, который обратил на это внимание — попытки привести календарь в соответствие с реальным временем неоднократно предпринимались Ватиканом на протяжении всех предыдущих трех столетий. Ближе всех к этому подошел Папа Павел II, который во второй половине XV века установил интервал между юбилейными годами в 25 лет, но попытка масштабной реформы календаря успехом не увенчалась.

Решать эту проблему пробовал и Александр VI Борджиа, и непосредственные предшественники Григория — Павел III и Пий IV, однако все предыдущие проекты оказались нежизнеспособны — им не хватало нужного алгоритма. Который должен был быть, с одной стороны, универсален и неизменен, а с другой — прост и понятен. И в этом смысле Григорию XIII необычайно повезло — среди его современников оказались Христофор Клавиус и Луиджи Лилио, которые одинаково хорошо разбирались как в астрономии, так и в математике. Результатом их совместного научного труда и стал тот самый алгоритм, который зафиксировала папская булла Inter gravissimas и которым мы все с успехом пользуемся по сей день.

Инновация Клавиуса-Лилио предполагала два важнейших нововведения. Во-первых, с того момента, когда новый календарь вступал в силу (4 октября 1582 года), на текущую дату добавлялось 10 дней для исправления накопившегося за века несоответствия (после четверга 4 октября следующим днем стала пятница 15 октября). А во-вторых, вводилась новая методика для определения високосного года, которая устанавливала фактическую годовую продолжительность не 365,25 (как в юлианском календаре), а в 365,2425 суток. Решение для этого нашлось простое и изящное: года, номера которых кратны 100 (1700, 1800, 1900) из високосных исключались, а года с номерами кратными 400 (1600, 2000) — оставались високосными.

Ну и, кроме всего прочего, предлагалась новая методика расчета даты христианской Пасхи. Нововведения были, с одной стороны, давно назревшими и неизбежными, а с другой — совершенно радикальными, из-за чего папа Григорий довольно долго колебался в том, чтобы дать им ход. Последним аргументом, окончательно его убедившим, был предоставленный Клавиусом расчет, который показывал, что при новом календаре отклонение в 1 сутки от тропического года накопится примерно за 10 000 лет. Тогда как при использовании юлианского календаря это происходит всего лишь за 128 лет. Данный факт демонстрировал преимущества нововведения настолько наглядно, что Григорий XIII, отбросив сомнения утвердил календарь, по которому отныне предписывалось жить всем католикам.

24 февраля была издана папская булла, начинающаяся словами: «Inter gravissimas Pastoralis officii Nostri curas …» («Среди наиболее серьёзных обязанностей нашей пастырской службы …»). По двум первым словам она и вошла в историю. Католические страны последовали папскому призыву практически немедленно: на григорианский календарь в 1582 году перешли Италия, Испания, Речь Посполитая, Португалия и Франция. А в 1583 к ним начала присоединяться и протестантская Европа — нововведение внедрили у себя германские княжества и часть швейцарских кантонов. В том же 1583 году папа Григорий XIII отправил послание Константинопольскому патриарху Иеремии II, предложив внедрить новый календарь в Православную церковь. Однако предложение на Константинопольском соборе было отвергнуто, в результате чего православные страны еще очень долго жили по юлианскому календарю: Россия до 1918, Сербия — до 1919, а Греция — до 1924 года. Очень долго введению нового календаря сопротивлялся Китай — до 1949 года, а рекордсменом консерватизма можно считать Вьетнам, который перешел на григорианский календарь только в 1967 году.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх