Помост

Вопросы веры

В каком храме сходит благодатный огонь

Церемония схождения благодатного огня (Статус-кво святых мест)

  • 1. Введение
  • 2. Совершение обряда
  • 3. Участники обряда
  • 4. Распределение мест в Ротонде
  • 5. Размещение гостей
  • 6. Проведение обряда
  • Оригинал на английском языке

1. Введение

Схождение Благодатного огня, важнейший обряд Православной Церкви, происходит в Храме Воскресения Христова в полдень Великой Субботы, накануне Пасхи по юлианскому календарю. Неизвестно, когда впервые появился этот обряд, но он без сомнения восходит к традиции и символике ранней Церкви: впервые о нем упоминает монах Бернард в середине IX века, возможно, что возник он во времена Карла Великого, когда паломничества на Святую Землю всячески поощрялись и стали очень популярными.

В сущности, обряд символизирует триумф христианской веры, повторяемый из года в год, в ознаменование первой Победы после Голгофы. Патриарх входит в Кувуклию, расположенную над Гробом, в которой только на это время гасят все свечи и лампады, и происходит Чудо схождения Благодатного огня. Затем Огонь раздается огромному множеству людей, окружающих Храм и разносится по всему миру. До войны, Огонь, тщательно сохраняемый, добирался до самых дальних уголков России.

Турецкое правительство, опасаясь, что фанатизм и возбуждение пасхальной толпы могут привести к массовым беспорядкам, обычно размещало большую воинскую часть внутри Храма и на его территории.

2. Совершение обряда

Обряд совершает Православный Патриарх. Принимает участие также епископ Армянской апостольской церкви, единственный кто сопровождает Патриарха в Кувуклию, а также представители Коптской и Сирийской церквей, представители Эфиопской церкви не участвуют.

По сути своей обряд является богослужением Православной Церкви, поэтому представители других конфессий предварительно получают разрешение у Православного Патриарха на участие, проходя в православный алтарь для выражения своего почтения.

3. Участники обряда

Помимо Патриарха и епископа Армянской церкви в богослужении периодически участвуют следующие клирики и миряне: епископ, архимандрит, драгоман и Православной и Армянской церквей, мирянин от каждой из этих церквей и по одному представителю священства или мирян от Коптской и Сирийской церквей. От Коптской церкви часто представителем является мирянин, который приобрел привилегию получить Благодатный Огонь.

Хранитель ключей от Храма Воскресения Христова, мусульманин, по традиции опечатывает двери Кувуклии до входа Патриарха, также в течение всего обряда присутствует монах-францисканец.

4. Распределение места в Ротонде

Во время Схождения Благодатного Огня Храм полностью заполняется множеством взволнованных верующих, и представители разных конфессий должны находится в предназначенных для них местах, которые в свою очередь могут быть поделены между представителями разных городов.

Православной Церкви принадлежит часть площади с дальней от входа стороны Гроба, от передней части Гроба до середины седьмой колонны

Отсюда и до черного креста справа от девятой колонны, на расстоянии приблизительно около метра от центра – часть, принадлежащая Сирийской церкви. Эта граница, как правило, является предметом спора, так как сирийцы считают, что она должна проходить по центру колонны. Но этот вопрос, однако, решен не в их пользу, и граница осталась неизменной.

Эти две границы сходятся в северо-западном углу Кувуклии.

Коптская территория располагается от границы Сирийской церкви до центра колонны 12, по линии, проведенной к юго-западному внешнему углу Кувуклии.

Армянская территория завершает круг до передней части Гроба, но место перед дверями между колоннами 12 и 15 принадлежит Православной церкви.

Следует помнить, что паломники, особенно копты, прибывают в храм за несколько дней до Схождения Благодатного Огня и располагаются там на ночлег. В день самого обряда они должны неукоснительно соблюдать границы своих конфессий. Споры также часто случаются на территории Православной Церкви между верующими из Иерусалима и Яффы.

5. Размещение гостей

Балкон Православной Церкви с северной стороны от входа в Православный Кафоликон из Ротонды любезно предоставлен Патриархом в распоряжение представителям правительства и вмещает 10 человек, но всего пять или шесть кресел.

Патриарх Армянской церкви обычно предоставляет в распоряжение правительства два окна в южной галерее, у каждого из которых может разместиться семь или восемь человек. Там можно разместить по три кресла, и здесь обычно располагаются женщины. К этому помещению ведет лестница, которая находится слева от главного входа, рядом с армянским приделом.

Другие гости могут расположиться на галерее с видом на православный клирос. Доступ туда возможен через Голгофский придел. Здесь также есть просторная комната, которой можно воспользоваться для лучшего обзора, однако в ней нет мест для сидения.

Если есть возможность, Православный Патриарх также представляет правительству места у маленького окна в верхней части под Ротондой. Там могут стоять шесть человек, а пройти туда можно из здания Патриархата Православной Церкви.

Балкон с другой стороны от входа на православный клирос из Ротонды предоставляется генеральному консулу Греции.

Места прямо под балконами зарезервированы для гостей патриархатов, православного в северной части и армянского в южной, занимать их можно только с согласия драгомана. Здесь не могут быть построены ярусы для сидения, но для удобства присутствующих могут быть поставлены скамьи.

У каждого гостя, получившего место от представителя миссии , должен быть билет с указанием места необходима организация прохода на места непосредственных владельцев билетов. Билеты в Галерею и к окнам предоставляются через заместителя уполномоченного округа драгомана Православной Патриархии.

6. Проведение обряда

Утром, между 8 и 9 часами представители Армянской церкви открывают двери. Должны быть приняты меры для того, чтобы они смогли пройти сквозь большое количество народа, и люди должны держатся на некотором расстоянии от дверей, чтобы предотвратить столпотворение и давку, когда дверь откроется.

Войдя внутрь, православные верующие обходят справа Камень помазания и входят в Ротонду через православный Кафоликон, представители других конфессий обходят Камень слева и входят прямо в Ротонду.

В 10:30 утра крестным ходом прибывает Армянский Патриарх и входит в Ротонду через главный вход. Пройдя перед Гробом, он один раз обходит Ротонду и затем входит в Армянский придел. Армянский Патриарх не принимает фактического участия в богослужении, но по обычаю занимает первое место в Армянской галерее.

В 11 утра вход в Кувуклию запечатывается хранителем-мусульманином в присутствии одного православного и одного армянского архимандрита, стоящих близко к двери, каждый со своей стороны. Дверь закрывают, и по центру накладывают на нее большой кусок воска, удерживающий белую ленту, концы которой проходят через две дверные ручки. Концы ленты держат во время запечатывания два упомянутых выше свидетеля. Клир Православной церкви всегда располагается с северной стороны двери, клир Армянской церкви – с южной.

В полдень Православный Патриарх спускается через Храм Св. Иакова, входит в Храм Воскресения Христова и проходит через южные двери Кафоликона в алтарь. Представители других конфессий выражают свое почтение и получают разрешение принять участие в богослужении.

Затем архимандрит заносит в Кувуклию святую лампаду, печать с двери снимает православный драгоман. Дверь снова не запечатывается, но ленты возвращают на место.

Двух держащих ленты архимандритов сменяют два епископа, за ними два драгомана, а за ними — два пономаря.

Примерно в это время в Ротонду через православный придел входит группа молодых людей, хлопающих в ладоши и поющих обрядовые песнопения. Иногда один или двое из них сидят на плечах у своих товарищей. Как раз сейчас, когда нарастает волнение, и теснота становится все сильнее, и возникают споры, особенно из-за расположения у отверстий в Кувуклии, через которые подается Благодатный Огонь.

Местные служители храма занимают места в северной части возле входа в Кувуклию.

В это время пространство между входом в Кувуклию, включая каменные сидения, и входом в православный придел должно быть совершенно свободным и под охраной полицейских. Они мгновенно открывают проход, когда необходимо пропустить процессию.

Сюда допускаются только официальные лица и клирики. К последним относятся два епископа, архимандриты, драгоманы и пономари, по одному из Православной и Армянской церквей, а также один представитель мирян от каждой конфессии и хранитель-мусульманин. Представители Коптской и Сирийской церквей пока попасть сюда не могут, но остаются за линией границы с южной стороны. Францисканцы находятся возле дверей Кувуклии с северной стороны.

В 12:30 богослужение начинается выходом Патриарха из алтаря православной . Впереди процессии несут 13 хоругвей представители ведущих православных семей и чтобы очистить дорогу в массе людей. Процессия трижды обходит Ротонду. В третий раз дойдя до входа в Кувуклию, люди с хоругвями и все священнослужители, кроме Патриарха, сопровождающих его лиц, а также тех, кто упомянут выше, возвращаются в православную часовню.

Епископ Армянской церкви, сопровождающий Патриарха в Кувуклию, присоединяется здесь к Его Блаженству.

Патриарх разоблачается, и его митру и облачение относят в алтарь православного придела. Затем дверь открывается, и Патриарх входит в Кувуклию в сопровождении епископа Армянской церкви.

Копты и сирийцы теперь проходят вперед и становятся прямо перед дверью, готовые войти, когда она откроется. Другим священникам в это время входить не разрешено, их входу необходимо препятствовать, а также необходимо обеспечить вход коптов и сирийцев и выход Патриарха. Дверь не открывается до тех пор, пока Патриарх не постучит.

Патриарх и представитель Армянской церкви передают Благодатный Огонь паломникам через отверстия в Кувуклии, вначале с северной (православной) стороны. Это событие встречают громкими возгласами, аплодисментами и колокольным звоном. Православный обычай таков, что первым Огонь получает приходской священник, а после него выбранные представители общины. Люди тянутся к Огню пучками из 33 свечей – по числу лет земной жизни Нашего Спасителя – каждый держит такой пучок, и здание вскоре заполняет море огней.

Когда Патриарх готов выйти из Кувуклии и вернуться в православный алтарь, он сообщает об этом стуком в дверь. Дверь открывает православный епископ, сразу входят представители коптов и сирийцев и внутри получают Огонь от Патриарха. Никто из других священников в это время не входит. Затем Патриарх появляется с горящими факелами в обеих руках, за ним следует епископ Армянской церкви. Представителям коптов и сирийцев нельзя выходить из Кувуклии сразу же после Патриарха. Появление Патриарха обычно служит сигналом для верующих, и они бросаются зажигать свои свечи от факелов Патриарха. Охране нужно сдержать этот поток, офицеры должны помочь Патриарху пройти, очистив ему дорогу. При прохождении к православному приделу должны быть приняты меры предосторожности, чтобы обойти камень, отмечающий центр земли.

Копт и сириец, выйдя из Кувуклии с Огнем, возвращаются к месту расположения своих конфессий. Здесь также могут быть необходимы меры для освобождения пути и для сохранения Огня. После того как Патриарх и армянский епископ вышли из Кувуклии, входят пономари, сначала православные, и зажигают свои лампады внутри и снаружи Кувуклии. Францисканец также опускает и зажигает лампаду над входом.

Вскоре входят два епископа, и православный епископ снимает лампады и относит их в православный алтарь.

Армянский епископ не сопровождает Патриарха, а идет прямо в армянский монастырь, и для него необходимо освободить проход сквозь скопление людей и позволить священникам и певчим Армянской церкви выйти из монастыря и участвовать в крестном ходе вокруг Ротонды. Коптские и сирийские священники и певчие также выстраиваются и следуют за армянами крестным ходом. Все обходят Ротонду трижды и возвращаются в свои приделы после короткого богослужения каждой конфессии у входа в Кувуклию. Важно ограничить количество участников из священства и певчих в крестных ходах, иначе невозможно будет провести крестные хода и богослужения организованно. Для Армянской церкви максимальное число участников составляет 70 человек, 50 – для Коптской церкви и 40 — для Сирийской. Число участников определяется на основании площади территории, отведенной для каждой общины. При формировании колонны хвост сирийской процессии не должен выходить восточнее линии, проведенной от центра колонны 6 до противоположного угла Кувуклии. Соответствующий интервал должен поддерживаться между головой армянской процессии и хвостом сирийской.

Пока копты и сирийцы ожидают окончания армянской и коптской службы перед Гробом после крестного хода, с южной стороны Кувуклии обычно ставится кресло для служащего священника этих двух общин. Кресло должно быть поставлено на уровне отверстия, через которое подается Благодатный огонь, чтобы не помешать выходу армянской процессии по окончании их службы.

***

Оригинал на английском языке

2. Conduct of the Ceremony

3. Participants in the Ceremony.

4. Allocation of Space on the Floor of the Rotunda

These two boundary lines converge on the north-west corner of the Edicule.

5. Accommodation for Visitors

6. Order of the Ceremony

The District Staff take up a position by the northern seat near the entrance to the Tomb.

The Bishop of the Armenian Church, who is to accompany the Patriarch into the Sepulchre, here joins His Beatitude.

Shortly afterwards, the two Bishops enter and the Orthodox Bishop removes the lamps and bears it to the Orthodox Altar.

The status quo in the holy places (Статус-кво святых мест)

Благодатный иерусалимский огонь: чудо или мистификация?

Во время беседы хитрый посредник разбавил религиозные аспекты вполне мирскими. Он сообщил паше, что его светлость не получит никакой пользы от громкого разоблачения мистификации. Напротив, российский государь Николай будет весьма раздосадован таким поворотом дела, что может отразиться на политической обстановке.

Ибрагим-паша, выслушав драгомана, махнул рукой и отказался от своей не слишком удачной для всех идеи. Однако после этого случая святогробское духовенство всех конфессий больше не верит в чудотворное происхождение огня. Встретившись повторно, Мисаил, Даниил и Дионисий стали держать совет о том, как быть далее и не стоит ли сообщить всем о подлоге.

Ибрагим-паша (1789 — 1848)

Слово взял митрополит Даниил, который рассудил так, что оповещать верующих о рукотворном происхождении огня не стоит, так как это вредно и опасно. По его мнению, Господь, допускавший благочестивую ложь столько времени, сам устроит все так, как нужно. В то же время если сообщить христианам о лжи, в которую верили многие поколения, то их могут растерзать верующие прямо у храма.

После этого было решено оповестить о случае с Ибрагим-пашой патриарха Афанасия, находившегося в Царьграде.

«Мы уведомили патриарха о домогательстве Ибрагима-паши, но в своем послании к нему написали вместо „святый свет“ — „освященный огонь“, Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: „Почему вы иначе стали называть святый огонь?“. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного».

Заметьте, что о потере веры в Благодатный огонь святогробским духовенством говорит не иноверец и не человек светский, а священнослужитель, имеющий высокий сан. Чудо, которым радуют христиан всего мира, существует лишь потому, что его существование выгодно как христианскому духовенству, так и иудеям с мусульманами.

Благодатный огонь привлекает массу верующих и вынуждает их оставлять огромную сумму в Иерусалиме. Также в последние пару столетий играет роль также и международный престиж. В связи с этим стоит лишь выразить долю сомнения в божественном происхождении огня, как сразу же со всех сторон сыпятся обвинения в разжигании религиозной розни и притеснениях.

Кстати, египетский паша Ибрагим не первый из иноверцев, кто засомневался в пасхальном чуде. Арабский историк Ал-Джаубари в своих записях, датированных еще 1242 годом, сообщает:

«Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: «Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошел в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: „Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет“. Монах сказал ему: „Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правитель лишится этих денег; оставь же ее скрытой и получай это большое богатство“. Когда султан услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении».

Доходы, приносимые храмом Гроба Господнего всем жителям Иерусалима, были поистине огромными. Как это ни странно звучит, но еще столетие назад праздник Пасхи с нетерпением ожидали не только христиане города, но и вообще все его жители, независимо от вероисповедания и убеждения. Можно было с уверенностью говорить о том, что Иерусалим кормится дарами верующих, стекающихся по праздникам сюда со всего мира.

Таким образом, как это ни прискорбно констатировать, но чудес не бывает и то, что происходит в главном христианском храме — это не более чем красивый религиозный обряд. Но, как сказал некогда митрополит Ленинградский Григорий — «Не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!».

Смотрите также: 15 красивых вещей к Пасхе, которые можно сделать всей семьей,
Красная Пасха: как праздновали главный христианский праздник в СССР

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Откуда берется благодатный огонь? Мнения верующих и скептиков


2019.04.26

«Бог творит чудеса, но не на потеху людям»

Во время церемонии схождения огняФонд Андрея Первозваного

Ежегодно на празднование Пасхи по юлианскому календарю в храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит зажжение благодатного огня. Некоторые христиане относятся к нему как к чуду, другие воспринимают скептически. В преддверии очередного принесения в Россию благодатного огня Znak.com разбирался в происхождении обряда и разных точках зрения на одно из самых медийных и популярных в РПЦ событий.

Что такое Пасха, кто и когда ее празднует

Пасха — главный христианский праздник, имеющий статус торжества (Пасху также называют «праздником праздников и торжеством из торжеств»), это празднование воскресения из мертвых Иисуса Христа на третий день после унизительной и жестокой казни на кресте.

Воскресение Христа — краеугольный камень христианской веры, засвидетельствованное многими людьми событие: согласно Евангелиям, воскресшего Христа видели и трогали его ближайшие ученики (апостолы), мать, Мария Магдалина, другие ученики. Все они общались со Христом после его распятия, смерти и воскресения из мертвых в течение 40 дней до вознесения Иисуса на небо. Каждая Литургия в Католической и православных Церквах — воспоминание крестной жертвы Христа, ежегодное переживание Великого поста и празднование Пасхи — воспоминание страданий Иисуса и его воскресения.

Ожидание схождения огня в Храме Гроба Господня немного напоминает сбор футбольных болельщиковФонд Андрея Первозванного

Название главного христианского торжества происходит от еврейского «Песах» — праздника исхода народа Израилева из рабства в Египте; здесь прослеживаются аналогии — евреи спаслись от рабства у египтян, а Христос своей смертью спас человечество от рабства греха, а своим воскресением — от рабства смерти и дал надежду на грядущее всеобщее воскресение мертвых и вечную жизнь.

Так сложилось, что пасхальный календарь у разных ветвей христианства — католиков и православных — совпадает не каждый год. Пасха вычисляется по лунно-солнечному календарю и выпадает на первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. В этом году разрыв в праздновании составил неделю — живущие по общепринятому григорианскому календарю католики праздновали воскресение Христа 21 апреля, живущие по устаревшему юлианскому календарю православные отпразднуют Пасху 28 апреля.

Благодатный огонь: немного истории

О чуде схождения благодатного огня в иерусалимском храме Гроба Господня на Пасху известно с давних времен.

«Духовенство и народ Иерусалима собирались в Храме Гроба Господня на богослужение кануна Пасхи. Спустя некоторое время, которое проводилось в молчаливом ожидании, одна из лампад, висящих над Гробом Господним, чудесным образом воспламенялась. Другие лампады и факелы в храме зажигались от нее, и верующие приносили в свои дома ее святой огонь», — так описывал это событие настоятель бенедиктинского Солемского аббатства дом Проспер Геранже.

Из его слов следует, что чудо происходило в XI–XII веках и было общедоступным: самовозгоралась лампада над часовней (которая имеет название Кувуклия) или внутри нее, но не говорится об особых молитвах кого-либо из священнослужителей возле этой лампады.

Фонд Андрея Первозванного

Известное нам схождение благодатного огня выглядит следующим образом: накануне Пасхи по юлианскому календарю Кувуклию осматривают и опечатывают, позднее к ней в толчее подходит православный патриарх Иерусалима с пучком свечей в руках. С патриарха снимают все богослужебные облачения (в прошлом патриарх также иногда проходил досмотр, облачение и разоблачение традиционны для ряда богослужений), но на нем остается подрясник (а под тем рубашка и брюки). Патриарх и армянский священник заходят в Кувуклию и некоторое время молятся внутри часовни перед пустой могилой Иисуса, затем патриарх выходит из Кувуклии с горящими свечами. Далее огонь распространяется среди верующих. Что происходит внутри Кувуклии, доподлинно неизвестно — трансляции оттуда не ведется, нет фото- или видеозаписи.

Известно утверждение о том, что благодатный огонь не обжигает, а его схождению предшествуют сполохи огня внутри храма. Но некоторые православные паломники опровергают эти сообщения.

Мнение православных иерархов

В РПЦ не подвергают сомнению чудесное происхождение благодатного огня.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в 2005 году говорил: «К крестному ходу из святого града Иерусалима был доставлен Благодатный огонь, который по уже сложившейся традиции ежегодно привозится в Москву, а из стольного града рассылается по городам и весям нашего Отечества. И сегодня мы откроем сосуд с этой святыней и дадим возможность сошедшему чудесным образом на Живоносный Гроб Господень огню распространиться среди верующих, а некоторые богомольцы унесут его в свои дома».

Той же позиции придерживается Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Каждый год тысячи людей являются свидетелями таинства снисхождения Благодатного огня, которое вводит людей в живое соприкосновение с событием, произошедшим 2000 лет назад в древнем Иерусалиме. И огонь как знак, как символ, как видимый образ Божественного присутствия соприкасается с нашими руками, с нашими глазами, с нашими сердцами, с нашим разумом, воспламеняя в душах людей горячее чувство веры. Именно поэтому паломники устремляются в этот день в древний Иерусалим. Именно поэтому они берут часть этого пламени от Гроба Господня и разносят по всем уголкам Земли» (из телеобращения в 2012 году).

Или: «Из святого града Иерусалима к нам прибыл по традиции Святой огонь, сошедший ныне в Кувуклии Храма Воскресения. Примите этот огонь как дар Божественной благодати, принесите его в свои дома и, взирая на него, имейте перед собой великий символ огненной победы Спасителя над всяким злом и всякой неправдой» (на пасхальной литургии в 2016 году).

Патриарх Кирилл во время пасхального богослуженияПресс-служба Патриарх Московского и всея Руси

После 2016 года заявления патриарха Кирилла о благодатном огне не прослеживаются. При этом, по словам его пресс-секретаря отца Александра Волкова, «патриарх высказывается о нем каждый год, когда принимает его в храме Христа Спасителя и раздает верующим».

А вот Иерусалимский патриарх Феофил III говорит об этом скорее не как о чуде, а как о символическом ритуале: «Это очень древняя, очень особенная и уникальная церемония (ceremony) Иерусалимской церкви. Эта церемония благодатного огня (ceremony of the Holy Fire) происходит только здесь, в Иерусалиме. И это происходит благодаря самому Гробу Господа нашего Иисуса Христа. Как вы знаете, эта церемония благодатного огня — это, так сказать, изображение (enactment), которое представляет собой первую Благую Весть (the first good news), первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (the first resurrection). Это представление (representation) — как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли? Как мы погребаем Господа и так далее» (из интервью российским СМИ в 2008 году).

Мнение скептиков

Аббат Проспер Гранже: «По всей видимости, это ежегодное чудо началось после того, как сарацины захватили Иерусалим; Бог устроил так, чтобы оно могло стать для неверных подтверждением Божественного характера христианской религии. Все историки того времени, писавшие о Латинском Иерусалимском королевстве, говорят об этом чуде как о неоспоримом факте. Когда Папа Урбан II прибыл во Францию проповедовать первый Крестовый поход, он приводил это чудо как один из аргументов, которые должны были вдохновить верующих защитить Гроб Христов. Когда же Господь наш, по неисповедимым путям Своей справедливости, попустил, чтобы Иерусалим был вновь захвачен неверными, чудо прекратилось и с того времени никто его более не наблюдал. Мы знаем о топорной и кощунственной сцене, которая каждый год оскверняет Храм Гроба Господня, когда на глазах невежественных и восторженных людей греческое духовенство при помощи гнусного обмана тщится в этот день воспроизвести чудо, которое прекратилось много веков назад».

Протодиакон РПЦ Андрей Кураев после интервью патриарха Феофила III в 2008 году писал: «Ни слова „чудо“, ни слова „схождение“ в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог». «В слове патриарха Феофила Representation я не вижу значений „перформанс“ или „обман“. И в то же время в его словах есть нарочитое уклонение от разговора о чуде. Я и раньше слышал о том, как разнятся интерпретации событий Великой Субботы в России и здесь. Греческие иерархи воспринимают это действо совершенно иначе, нежели русские или арабские паломники. Для них — это не чудо, для них — это церемония и representation — представление. (…) На сайте Иерусалимской Церкви есть текст „Церемонии святого Огня“ (стоит помнить, что греческая елейность именует святым и святейшим все касаемое церковной жизни). И там нет ни намека на то, что патриарх у Гроба молится о ниспослании чудесного огня и зажжении лампады. (…) То есть патриарх берет свет, который уже есть, и который там горит постоянно. Что за свет постоянно на Гробе? — Обычный свет лампадки… Я полагаю, что однажды чудо с самовоспламеняющимся огнем действительно было. В память об этом чуде и было установлено ежегодное литургическое воспоминание-representation», — пишет Кураев, сравнивая возжжение благодатного огня с освящением воды на праздник Крещения.

Также протодиакон ссылается на свидетельство армянского священника от 2003 года об использовании зажигалки и замеченный им на видеозаписи момент вноса в Кувуклию закрытой лампады. При этом, по словам Кураева, нет никакого «обязательства» для православных верующих принимать чудо благодатного огня.

Год назад армянский священник из Иерусалима отец Самуил Агоян, трижды присутствовавший при схождении благодатного огня, заявил, что это не чудо. Он сказал в репортаже «Хадашот 2», что патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады и ничего мистического в благодатном огне нет. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — пояснил священнослужитель. Его слова вызвали гнев со стороны присутствовавшего при этом коптского священника, а затем и представителей РПЦ. «Это странное заявление, с учетом того, с каким почитанием относятся люди к этому чуду и как многие по всему миру с надеждой и верой ждут этого события. Мы всегда с радостью принимаем Благодатный огонь перед Пасхой. Для наших прихожан прибытие его из Иерусалима накануне Пасхи — радостное событие, которого ждут, и, конечно, никогда не стоит вопрос об оспаривании чуда», — говорил пресс-секретарь патриарха Кирилла отец Александр Волков. Зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе выразил сожаление, что перед Пасхой «регулярно появляются медийные поводы, направленные на компрометацию духовных традиций, связанных с праздником Пасхи, в частности касающиеся схождения Благодатного огня в Великую субботу».

Священник непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата (ныне каноничная Православная церковь Украины) отец Александр Дедюхин в 2017 году также писал, что благодатный огонь зажигается искусственно. «Кстати, в последние годы „благодатный огонь“ всегда сходит от 14 до 15 часов, — заметил он. — При этом из истории известно, что раньше он „сходил“ в разное время и паломники могли ждать его часами, а то и целый день. Но с 2002 года огонь сходит только в упомянутое выше время. Дело в том, что в 2002 году телеканал НТВ стал первой в мире телекомпанией, которая выкупила права на прямую трансляцию из храма Гроба Господня, и с тех пор „благодатный огонь“ всегда сходит в прямом эфире НТВ. Либо в новостях, либо в спецвыпуске, но не позже 15:00 по иерусалимскому времени, ведь в 17 часов из аэропорта Бен-Гурион вылетает в Москву заказанный заранее самолет. „Благодатный огонь“ не может сойти позже, потому что тогда не успеет на самолёт. А за него уже заплачены деньги». Людям, которые спрашивают, как с этим знанием жить, украинский священник отвечает: «Да живите нормально, исполняясь истинной Божественной радости, разрушив очередной религиозный предрассудок».

Дмитрий и Светлана Медведевы, Владимир Путин на пасхальном богослужении в Храме Христа СпасителяСергей Власов / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Доктор исторических наук Александр Мусин, заштатный диакон РПЦ, работающий в РАН, а ранее преподававший в Санкт-Петербургской Православной Духовной академии в комментарии «Радио Ватикана»: «Если говорить о благодатном огне Святой субботы, самое главное чудо, которое с этим связано, в том, что, несмотря на многочисленные искажения христианства, которые творили сами христиане, Церковь жива и будет жить до скончания века. В истории с благодатным огнем мы сталкиваемся с такой выдумкой, мифом. (…) То, что мы имеем в обряде возжжения огня в иерусалимском храме на Пасху, некогда происходило в каждой общине, а если обратимся к сегодняшней живой традиции Католической Церкви, увидим, что это происходит там до сих пор. В православных церквах эта традиция была утрачена. Почему этот литургический обряд превратился в псевдочудо? Почему вокруг него много суеты, политических, меркантильных спекуляций? Часто на праздник Пасхи суета вокруг благодатного огня, доставляемого из Иерусалима, подменяет собой радость о воскресшем Спасителе, что с церковной точки зрения недопустимо. (…) До конца XIX века миф о благодатном огне не был распространен. До 1970-х годов такого массового ажиотажа в Русской церкви не было. Наверное, интерес и нездоровая любовь к благодатному огню связаны с тем, что наступила эпоха застоя и человеческая душа требовала чего-то чудесного. А потом, в 90-е годы, этим решились воспользоваться недобросовестные пастыри и политики, бизнесмены, которые используют это. Это рождает тип православного благочестия, который не имеет ничего общего с настоящей христианской традицией, происходит перерождение православной духовности, и это самое страшное, что связано с этим псевдочудом, с мифом о сверхъестественном происхождении благодатного огня».

Также часто приводится свидетельство из записок епископа Порфирия (Успенского): «Иеродиакон, забравшись с часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая не угасает. Итак, благодатный огонь не есть чудо»; и признание филадельфийского епископа Дионисия (позже митрополита Вифлеемского), что «…от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как Он ведает и может, так и вразумит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой Субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Святого Гроба».

А что католики?

Официальной позиции Ватикана о благодатном огне нет, сообщает пресс-служба Преображенской епархии в Новосибирске. При этом Радио Ватикана цитирует мнение священников-францисканцев из кустодии Святой Земли: «Двери Кувуклии опечатываются смесью воска и меда и открываются только для того, чтобы туда вошел православный патриарх, за которым следует армянский. Незадолго до этого, во время трехкратного шествия вокруг Гроба, весь свет в базилике гасится. Греческий православный патриарх Иерусалима входит в Гроб после совлечения с себя литургических облачений. После волнительного ожидания, длящегося несколько минут, из боковых отверстий Кувуклия передаются первые зажженные свечи, и огонь распространяется очень быстро, из рук в руки, в то время как базилика освещается его пламенем. Некоторые считают его чудесным, но в любом случае он является благословенным, поскольку исходит из Гроба, который стал местом Воскресения».

При этом, действительно, у католиков есть нечто подобное — в Святой Мессе навечерия Пасхи есть обряд благословения огня и зажигания от него пасхала (большой свечи), он происходит каждую Пасху в каждом католическом храме во всем мире. Ближе к ночи на пасхальное воскресенье богослужение начинается с того, что у дверей храма разжигается костер, священник коротко обращается к верующим, затем благословляет сначала огонь, затем пасхал, после чего зажигает пасхал от благословленного огня. Далее формируется процессия в пустую и темную церковь (все огни должны быть погашены) — впереди священник с горящим пасхалом, затем другие священники, церковнослужители, затем верующие с незажженными свечами. В ходе процессии священник или диакон трижды произносит возглас «Limen Christi!» («Свет Христов!»), а верующие трижды отвечают ему словами «Deo gratias!» («Благодарение Богу!»). На первое такое воззвание свои свечи зажигают от пасхала священники, на второе — церковнослужители, на третье — все верующие (как вариант — священники передают верующим огонь от пасхала после второго возгласа). Свет в храме зажигается только после чтения семи отрывков из Ветхого Завета с ответными псалмами и специальными молитвами — перед провозглашением Евангелия. До этого момента единственным освещением являются свечи в руках верующих и священников. Никакими особыми свойствами пасхальный огонь католики не наделяют.

Доставка благодатного огня в Россию

Обычай централизованного привоза благодатного огня в Москву появился не так давно. В 2003 году фонд Андрея Первозванного (создан в 1992 году) запустил проект принесения благодатного огня в рамках своей программы «Просите мира Иерусалиму». Председателем попечительского совета фонда является бывший президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Фонд финансируется за счет средств другой возглавляемой Якуниным организации — фонда целевого капитала «Истоки».

Из отчета фонда следует, что за 2017 год поступило пожертвований на 150,428 млн рублей, а на программу «Просите мира Иерусалиму» было выделено 2,863 млн рублей. Фонда Андрея Первозванного в отчете за 2018 год рапортует о двукратном росте аудитории трансляции доставки благодатного огня — в 2018 году узнали об этом событии из СМИ более 190 млн человек.

Сергей Власов / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

«Ежегодно участниками делегации Фонда (около 100 человек), отправляющейся в Иерусалим, становятся общественные и государственные деятели, священнослужители, деятели культуры, журналисты и предприниматели», — сообщает пресс-служба «Истоков». Сайт «Православие.ру» добавляет, что РПЦ в этой делегации представляет патриарший викарий, архиепископ Егорьевский Матфей.

Пресс-служба фонда Андрея Первозванного сообщает, что огонь доставляется не только патриарху — специальные лампады Владимир Якунин дарит Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву. Помимо России, благодатный огонь доставляется фондом в Эстонию, США, Великобританию, Латвию, Германию, Италию.

Ранее благодатный огонь доставлялся в Россию спецбортом специального летного отряда «Россия»; какая авиакомпания выполняет спецрейс после 2017 года, не сообщалось. В прошлом году благодатный огонь из Москвы в Санкт-Петербург доставил военно-транспортный самолет Ту-134 из состава объединения ВВС и ПВО Западного военного округа; по информации «Фонтанки», командование военного округа предоставило спецборт безвозмездно. Также благодатный огонь доставляется в некоторые регионы России отдельными бортами, чартер которых обычно оплачивают местные предприниматели.

По словам Андрея Кураева, для православных верующих не существует никакого «обязательства» верить в чудо схождения огня, у РПЦ нет на этот счет официального учения. Благодатный огонь можно воспринимать просто как символ распространения светлой вести о воскресении Христа и прихода праздника Пасхи.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Статусы про огонь

Нет ничего более чистого, чем огонь…

Маленький огонь греет, большой может и сжечь!

Огонь любви горит ярче, если в него подбрасывать деньги

4.2 / 5 ( 5 голосов )

Бесконечно можно делать три вещи: смотреть на огонь, смотреть на воду и как другие работают

Меч и огонь менее разрушительны, чем болтливый язык.

Ветер задувает свечу, но раздувает костёр.

Самое впечатляющее орудие разрушения — огонь. Он разрушает окончательно и бесповоротно.

Мы не можем вырвать ни страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу

Статусы про огонь — приколы

Больно видеть, что вся страна в*опе, а из неё горит олимпийский огонь

Пройдя огонь и воду, втройне обидно застрять в каком—то вонючем лифте.

Всё! Я на диете! Только шашлык, овощи на огне и бутылочка вина!

Желание понравиться всем также бесполезно, как заворачивать огонь в бумагу…

Огонь жжёт тех, кто его трогает, но тем, кто умеет им пользоваться, он даёт и свет…

Будь, как огонь, горяч, будь, как вода, прозрачен, Не становись, как пыль, покорен всем ветрам.

Огонь, который горит в два раза ярче, сгорает в два раза быстрее.

Я закрываю глаза, но это не помогает. Во тьме огонь горит еще ярче.

Незаметен огонь, находящийся под золой.

И каждый втайне думает из нас, Что только в нём огонь и не погас…

Если соединить огонь и масло, то искры посыплются сами собой!

Огонь — это жизнь, а не только разрушение.

Чтобы поддержать огонь, масло приходится добавлять.

Некоторые женщины боятся огня, а некоторые становятся им.

Все волшебство начинается с огня.

Статусы про огонь любви

Дыма без огня не бывает. Также и в отношениях.

Ветер в голове поддерживает горение огня в сердце.

Тот, кто горит в огне ревности, как скорпион обращает своё же жало против себя самого.

Душа сгорает от огня, а руки жмут запястья. Он выбирает не меня, а я желаю ему счастья.

Торопись, ибо юный огонь быстротечен.

Его присутствие в комнате согревало меня больше, чем самый яркий огонь.

За женщиной и огнём следи ночью и днём.

Любовь — это огонь, никогда не знаешь, согреет он твое сердце или сожжет постель.

Он сам был как огонь — и согреет, и обожжет.

Костры потухнут вскоре, потухнут и угли, Но это не потушит сердец, что полыхали в любви.

В эту субботу верующие будут ждать схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня. В Иерусалимский Патриарх зайдет в кувуклию, а потом вынесет оттуда сноп горящих свячей. Сходят слухи, что они самовоспламеняются. Мифов тут гуляет много. Например, некоторые думают, что если Благодатный огонь не сойдет — наступит конец света. А как все на самом деле?

Об этом «КП» поговорила с преподавателем библейской археологии, священником Александром Тимофеевым.

КАК ПОЛУЧАЮТ ОГОНЬ?

Отец Александр:

— Я считаю таким образом. Регулярно это происходит — именно обычный чин возжжения лампады. Есть молитва об освящении огня. Она опубликована даже в русском переводе. Там говорится об освящении огня, точно так же, как освящается, допустим, вода на Богоявление, или масло, елей освящается для таинства соборования. То есть освящается молитвой просьбой о сошествии благодати Духа Святого.

Были случаи самостоятельного возжжения лампады и схождения и зафиксированы. Свидетельства такие есть. Но это не значит, что это механически повторяется каждый раз, как будто Господь в одно и то же время подает чего-то. Есть интервью одного из иерархов иерусалимских, где он так и говорит об этом прямо. Он непосредственно участвовал в этом неоднократно. Есть и были чудеса такого схождения, они зафиксированы.

Встреча Благодатного огня в московском аэропорту Внуково.Фото: Михаил ФРОЛОВ

Когда прямой вопрос задаешь Иерусалимскому Патриарху или иерархам Иерусалимской церкви, которые об этом знают, они свидетелями являются непосредственно, они отвечают: нет, мы зажигаем огонь от лампады. Он заходит туда, там уже лампада горит. Она не гасится на Гробе Господнем никогда. Поэтому не надо распространять слухи, что у него забирают зажигалку и так далее. Ему не нужна зажигалка. Там уже лампада стоит. Священник берет потом свечи и раздает.

ОГОНЬ НЕ ЖЖЕТСЯ?

Отец Александр:

— Говорят, что этот огонь не жжется. Те, кто были в Иерусалиме говорят: жжется, еще как. Просто когда быстро проносишь – не жжется. Хватит эти слухи распространять. Я тоже могу сказать, что он жжется. Народу нравится, что такое чудо происходит. Вот и поддерживается один за другим ложный слух.

Для кого-то Благодатный огонь — повод для селфи.Фото: Алексей БУЛАТОВ

ЕСЛИ ОГОНЬ НЕ СОЙДЕТ — СЛУЧИТСЯ КОНЕЦ СВЕТА. ЭТО ТАК?

Отец Александр:

— А это где-то в Евангелии сказано? Или, может, в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова, или у апостола Павла? Там вообще что-то про Благодатный огонь говорится? Хоть где-то? Может, у Иоанна Златоуста? Может, у Василия Великого что-то об этом говорится? У Григория Богослова? Откуда это предание возникло? Оно очень позднее. Оно возникло на основании чуда, оно фиксируется не раньше времен крестоносцев, когда они были в Иерусалиме. А до этого паломники просто говорят о древнем обряде – возжжении огня, выносе лампады.

У нас и сейчас совершенно симметричный обряд – выход на вечерню во время пения… со свечами. Древняя традиция возжжения лампады. И паломничество Даниила тоже говорит об обычном возжжении лампады. Он Благодатный, потому что на Гробе Господнем. Это место соответствует. Но не потому, что он сам по себе сошел. А многочисленные устные предания о том, что сам сошел, они, очевидно, основаны на том, что были такие чудеса. Мы не можем отрицать сам факт того, что это было несколько раз, если у нас есть об этом свидетельства. Но это не значит, что это каждый раз механически в одно и то же время повторяется.

У нас даже есть большое исследование профессора Петербургской академии Успенского, давно уже покойного. Еще при советской власти, после войны он сделал обширный доклад по этому поводу. Анализ литургического предания. Он показывает, что нет ничего такого в древних источниках. А народ верит, давайте будем потакать народным вкусам… И все такие: ну все, сошел, значит, антихрист в этом году не придет. Ну нельзя так…

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Схождение Благодатного огня 18 апреля 2020 года: прямая онлайн-трансляция из Иерусалима

Схождение Благодатного огня 18 апреля 2020 года в преддверии светлого праздника Пасхи ожидают миллионы верующих по всему миру. Сайт kp.ru будет вести прямую онлайн-трансляцию из Иерусалима (подробности)

Отец Савва Мажуко про Пасху: Заперты дома? Обнимитесь с кошками и кричите из окна «Христос Воскресе!»

Священник объяснил, как устроить православным праздник в квартирном затворе (подробности)

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх