Помост

Вопросы веры

В здоровом теле здоровый

Крылатые выражения и пословицы

Ниже приводятся 170 латинских крылатых выражений и пословиц с транслитерацией (транскрипцией) и ударениями.

Знак ў обозначает неслоговой звук .

Знак гх обозначает фрикативный звук , которому соответствует г в белорусском языке, а также соответствующий звук в русских словах Господи, ага и т. п.

  1. A mari usque ad mare.
    .
    От моря до моря.
    Девиз на гербе Канады.
  2. Ab ovo usque ad mala.
    .
    От яйца и вплоть до яблок, т. е. от начала и до конца.
    Обед у римлян начинался яйцами и заканчивался яблоками.
  3. Abiens abi!

    Уходя, уходи!

  4. Acta est fabŭla.
    .
    Представление окончено.
    Светоний в «Жизни двенадцати цезарей» пишет, что император Август в свой последний день спросил вошедших друзей, находят ли они, что он «хорошо сыграл комедию жизни».
  5. Alea jacta est.
    .
    Жребий брошен.
    Употребляется в тех случаях, когда говорят о бесповоротно принятом решении. Слова, произнесенные Юлием Цезарем при переходе его войск через реку Рубикон, отделявшую Умбрию от римской провинции — Цизальпийской Галлии, т. е. Северной Италии, в 49 г. до н. э. Юлий Цезарь, нарушив закон, по которому он в качестве проконсула мог командовать войском только за пределами Италии, возглавил его, оказавшись на территории Италии, и тем самым начал гражданскую войну.
  6. Amīcus est anĭmus unus in duōbus corporĭbus.
    .
    Друг — это одна душа в двух телах.
  7. Amīcus Plato, sed magis amīca verĭtas.
    .
    Платон мне друг, но истина дороже (Аристотель).
    Употребляется, когда хотят подчеркнуть, что правда превыше всего.
  8. Amor tussisque non celantur.
    .
    Любовь и кашель не скроешь.
  9. Aquĭla non captat muscas.
    .
    Орел не ловит мух.
  10. Audacia pro muro habētur.
    .
    Храбрость заменяет стены (досл.: храбрость имеется вместо стен).
  11. Audiātur et altĕra pars!

    Пусть будет выслушана и другая сторона!
    О беспристрастном рассмотрении споров.

  12. Aurea mediocrĭtas.
    .
    Золотая середина (Гораций).
    О людях, которые в суждениях и поступках избегают крайностей.
  13. Aut vincĕre, aut mori.
    .
    Или победить, или умереть.
  14. Ave, Caesar, moritūri te salūtant!

    Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!
    Приветствие римских гладиаторов,

  15. Bibāmus!

    <Давайте> выпьем!

  16. Caesărem decet stantem mori.
    .
    Цезарю подобает умереть стоя.
  17. Canis vivus melior est leōne mortuo.
    .
    Живая собака лучше мертвого льва.
    Ср. с рус. пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
  18. Carum est, quod rarum est.
    .
    Ценно то, что редко.
  19. Causa causārum.
    .
    Причина причин (главная причина).
  20. Cave canem!

    Бойся собаки!
    Надпись на входе римского дома; употребляется как общее предостережение: будь осторожен, внимателен.

  21. Cedant arma togae!

    Пусть оружие уступит место тоге! (Пусть на смену войне придет мир).

  22. Clavus clavo pellĭtur.
    .
    Клин клином вышибается.
  23. Cognosce te ipsum.
    .
    Познай самого себя.
    Латинский перевод греческого изречения, начертанного на храме Аполлона в Дельфах.
  24. Cras melius fore.
    .
    <Известно,> что завтра будет лучше.
  25. Cujus regio, ejus lingua.
    .
    Чья страна, того и язык.
  26. Curricŭlum vitae.
    .
    Описание жизни, автобиография.
  27. Damnant, quod non intellĕgunt.
    .
    Осуждают, потому что не понимают.
  28. De gustĭbus non est disputandum.
    .
    О вкусах не следует спорить.
  29. Destruam et aedificābo.
    .
    Разрушу и построю.
  30. Deus ex machĭna.
    .
    Бог из машины, т. е. неожиданная развязка.
    В античной драме развязкой служило появление перед зрителями из специальной машины бога, который помогал разрешиться сложной ситуации.
  31. Dictum est factum.
    .
    Сказано — сделано.
  32. Dies diem docet.
    .
    Один день другой учит.
    Ср. с рус. пословицей «Утро вечера мудренее».
  33. Divĭde et impĕra!

    Разделяй и властвуй!
    Принцип римской завоевательной политики, воспринятый последующими завоевателями.

  34. Dixi et anĭmam levāvi.
    .
    Сказал — и облегчил душу.
    Библейское выражение.
  35. Do, ut des; facio, ut facias.
    .
    Даю, чтобы ты дал; делаю, чтобы ты сделал.
    Формула римского права, устанавливающая правовые отношения между двумя лицами. Ср. с рус. выражением «Ты мне — я тебе».
  36. Docendo discĭmus.
    .
    Обучая, мы учимся сами.
    Выражение происходит от высказывания римского философа и писателя Сенеки.
  37. Domus propria — domus optĭma.
    .
    Свой дом самый лучший.
  38. Dónec erís felíx, multós numerábis amícos.
    .
    Пока ты будешь счастлив, у тебя будет много друзей (Овидий).
  39. Dum spiro, spero.
    .
    Пока дышу, надеюсь.
  40. Duōbus litigantĭbus, tertius gaudet.
    .
    Когда двое ссорятся, третий радуется.
    Отсюда еще одно выражение — tertius gaudens ‘третий радующийся’, т. е. человек, выигрывающий от распри двух сторон.
  41. Edĭmus, ut vivāmus, non vivĭmus, ut edāmus.
    .
    Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть (Сократ).
  42. Elephanti corio circumtentus est.
    .
    Наделен кожей слона.
    Выражение употребляют, когда говорят о бесчувственном человеке.
  43. Errāre humānum est.
    .
    Человеку свойственно ошибаться (Сенека).
  44. Est deus in nobis.
    .
    Есть в нас бог (Овидий).
  45. Est modus in rebus.
    .
    Есть мера в вещах, т. е. всему есть мера.
  46. Etiám sanáto vúlnĕre, cícatríx manét.
    .
    И даже когда рана зажила, шрам остается (Публий Сир).
  47. Ex libris.
    .
    «Из книг», экслибрис, знак владельца книги.
  48. Éxēgí monumént(um)…

    Я воздвиг памятник (Гораций).
    Начало знаменитой оды Горация на тему бессмертия произведений поэта. Ода вызвала в русской поэзии большое количество подражаний и переводов.

  49. Facĭle dictu, difficĭle factu.
    .
    Легко сказать, трудно сделать.
  50. Fames artium magister.

    Голод — учитель искусств.
    Ср. с рус. пословицей «Голь на выдумки хитра».

  51. Felicĭtas humāna nunquam in eōdem statu permănet.
    .
    Человеческое счастье никогда не бывает постоянным.
  52. Felicĭtas multos habet amīcos.
    .
    У счастья много друзей.
  53. Felicitātem ingentem anĭmus ingens decet.
    .
    Великому духом подобает большое счастье.
  54. Felix criminĭbus nullus erit diu.
    .
    Никто не будет долго счастлив преступлениями.
  55. Felix, qui nihil debet.
    .
    Счастлив тот, кто ничего не должен.
  56. Festīna lente!

    Спеши медленно (делай все не спеша).
    Одна из обычных поговорок императора Августа (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.).

  57. Fiat lux!

    Да будет свет! (Библейское выражение).
    В более широком смысле употребляется, если речь идет о грандиозных свершениях. Изобретателя книгопечатания Гуттенберга изображали держащим развернутый лист бумаги с надписью «Fiat lux!».

  58. Finis corōnat opus.
    .
    Конец венчает дело.
    Ср. с рус. пословицей «Конец — делу венец».
  59. Gaúdia príncipiúm nostrí sunt saépe dolóris.
    .
    Радости часто являются началом нашей печали (Овидий).
  60. Habent sua fata libelli.
    .
    Книги имеют свою судьбу.
  61. Hic mortui vivunt, hic muti loquuntur.
    .
    Здесь мертвые живы, здесь немые говорят.
    Надпись над входом в библиотеку.
  62. Hodie mihi, cras tibi.
    .
    Сегодня мне, завтра тебе.
  63. Homo doctus in se semper divitias habet.
    .
    Ученый человек в самом себе всегда имеет богатство.
  64. Homo homĭni lupus est.
    .
    Человек человеку волк (Плавт).
  65. Homo propōnit, sed Deus dispōnit.
    .
    Человек предполагает, а Бог располагает.
  66. Homo quisque fortūnae faber.
    .
    Каждый человек — творец своей судьбы.
  67. Homo sum: humāni nihil a me aliēnum (esse) puto.
    .
    Я человек: ничто человеческое, как я думаю, мне не чуждо.
  68. Honōres mutant mores.
    .
    Почести изменяют нравы (Плутарх).
  69. Hostis humāni genĕris.
    .
    Враг рода человеческого.
  70. Id agas, ut sis felix, non ut videāris.
    .
    Поступай так, чтобы быть счастливым, а не казаться (Сенека).
    Из «Писем к Луцилию».
  71. In aquā scribĕre.
    .
    Писáть на воде (Катулл).
  72. In hoc signo vinces.
    .
    Под этим знаменем ты победишь.
    Девиз римского императора Константина Великого, размещенный на его знамени (IV в.). В настоящее время используется как торговый знак.
  73. In optĭmā formā.
    .
    В наилучшей форме.
  74. In tempŏre opportūno.
    .
    В удобное время.
  75. In vino verĭtas.
    .
    Истина в вине.
    Соответствует выражению «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».
  76. Invēnit et perfēcit.
    .
    Изобрел и усовершенствовал.
    Девиз Французской Академии наук.
  77. Ipse dixit.
    .
    Сам сказал.
    Выражение, характеризующее позицию бездумного преклонения перед чьим-нибудь авторитетом. Цицерон в сочинении «О природе богов», цитируя это изречение учеников философа Пифагора, говорит, что он не одобряет манеры пифагорейцев: вместо доказательства в защиту мнения они словами ipse dixit ссылались на своего учителя.
  78. Ipso facto.
    .
    Самим фактом.
  79. Is fecit, cui prodest.
    .
    Сделал тот, кому выгодно (Луций Кассий).
    Кассий, идеал справедливого и умного судьи в глазах римского народа (отсюда еще одно выражение judex Cassiānus ‘справедливый судья’), в уголовных процессах всегда ставил вопрос: «Кому выгодно? Кто от этого выигрывает?» Характер людей таков, что никто не хочет становиться злодеем без расчета и пользы для себя.
  80. Latrante uno, latrat statim et alter canis.
    .
    Когда лает одна, тотчас же лает и другая собака.
  81. Legem brevem esse oportet.
    .
    Следует, чтобы закон был кратким.
  82. Littĕra scripta manet.
    .
    Написанная буква остается.
    Ср. с рус. пословицей «Что написано пером, то не вырубишь топором».
  83. Melior est certa pax, quam sperāta victoria.
    .
    Лучше верный мир, чем надежда на победу (Тит Ливий).
  84. Memento mori!

    Помни о смерти.
    Приветствие, которым обменивались при встрече монахи ордена траппистов, основанного в 1664 г. Употребляется и как напоминание о неотвратимости смерти, о скоротечности жизни, и в переносном смысле — об угрожающей опасности или о чем-либо горестном, печальном.

  85. Mens sana in corpŏre sano.
    .
    В здоровом теле — здоровый дух (Ювенал).
    Обычно этим изречением выражают идею гармоничного развития человека.
  86. Mutāto nomĭne, de te fabŭla narrātur.
    .
    Сказка рассказывается о тебе, изменено только имя (Гораций).
  87. Nec sibi, nec altĕri.
    .
    Ни себе, ни другому.
  88. Nec sibi, nec altĕri.
    .
    Ни себе, ни другому.
  89. Nigrius pice.
    .
    Чернее дегтя.
  90. Nil adsuetudĭne majus.
    .
    Нет ничего сильней привычки.
    Из торгового знака сигарет.
  91. Noli me tangĕre!

    Не тронь меня!
    Выражение из Евангелия.

  92. Nomen est omen.
    .
    «Имя — знамение, имя что-то предвещает», т. е. имя говорит о своем носителе, характеризует его.
  93. Nomĭna sunt odiōsa.
    .
    Имена ненавистны, т. е. называть имена нежелательно.
  94. Non progrĕdi est regrĕdi.
    .
    Не идти вперед — значит идти назад.
  95. Non sum, qualis eram.
    .
    Я уж не таков, каким был прежде (Гораций).
  96. Nota bene! (NB)

    Обрати внимание (букв.: заметь хорошо).
    Пометка, служащая для того, чтобы обратить внимание на важную информацию.

  97. Nulla dies sine lineā.
    .
    Ни дня без штриха; ни дня без строчки.
    Плиний Старший сообщает, что знаменитый древнегреческий живописец Апеллес (IV в. до н. э.) «имел обыкновение, как бы он ни был занят, ни одного дня не пропускать, не упражняясь в своем искусстве, проводя хоть одну черту; это послужило основанием для поговорки».
  98. Nullum est jam dictum, quod non sit dictum prius.
    .
    Ничего уже не говорят такого, чего не было сказано раньше.
  99. Nullum pericŭlum sine pericŭlo vincĭtur.
    .
    Никакая опасность не преодолевается без риска.
  100. O tempŏra, o mores!

    О времена, о нравы! (Цицерон)

  101. Omnes homĭnes aequāles sunt.
    .
    Все люди одинаковы.
  102. Omnia mea mecum porto.
    .
    Все свое ношу с собой (Биант).
    Фраза принадлежит одному из «семи мудрецов» Бианту. Когда его родной город Приена был взят неприятелем и жители в бегстве старались захватить с собой побольше своих вещей, кто-то посоветовал и ему поступить так же. «Я так и делаю, ведь все свое ношу собой», — ответил он, имея в виду, что только духовное богатство можно считать неотъемлемым имуществом.
  103. Otium post negotium.
    .
    Отдых после работы.
    Ср.: Сделал дело — гуляй смело.
  104. Pacta sunt servanda.
    .
    Договоры следует соблюдать.
  105. Panem et circenses!

    Хлеба и зрелищ!
    Возглас, выражавший основные требования римской толпы в эпоху Империи. Римский плебс мирился с утратой политических прав, удовлетворяясь бесплатной раздачей хлеба, денежными раздачами и устройством бесплатных цирковых зрелищ.

  106. Par pari refertur.
    .
    Равное равному воздается.
  107. Paupĕri bis dat, qui cito dat.
    .
    Бедному вдвойне оказывает благодеяние тот, кто дает быстро (Публий Сир).
  108. Pax huic domui.
    .
    Мир этому дому (Евангелие от Луки).
    Формула приветствия.
  109. Pecunia est ancilla, si scis uti, si nescis, domĭna.
    .
    Деньги, если умеешь ими пользоваться, — служанка, если не умеешь, — то госпожа.
  110. Per aspĕra ad astra.
    .
    Через тернии к звездам, т. е. через трудности к успеху.
  111. Pinxit.
    .
    Написал.
    Автограф художника на картине.
  112. Poētae nascuntur, oratōres fiunt.
    .
    Поэтами рождаются, ораторами становятся.
  113. Potius mori, quam foedāri.
    .
    Лучше умереть, чем опозориться.
    Выражение приписывается кардиналу Иакову Португальскому.
  114. Prima lex historiae, ne quid falsi dicat.
    .
    Первый принцип истории — не допускать лжи.
  115. Primus inter pares.
    .
    Первый среди равных.
    Формула, характеризующая положение монарха в государстве.
  116. Principium — dimidium totīus.
    .
    Начало — половина всего (всякого дела).
  117. Probātum est.
    .
    Одобрено; принято.
  118. Promitto me laboratūrum esse non sordĭdi lucri causā.
    .
    Обещаю, что буду трудиться не ради презренной выгоды.
    Из присяги, которую произносят при получении докторской степени в Польше.
  119. Putantur homĭnes plus in aliēno negotio vidēre, quam in suo.
    .
    Считается, что люди в чужом деле видят больше, чем в своем собственном, т. е. со стороны всегда видней.
  120. Qui tacet, consentīre vidētur.
    .
    Кажется, что тот, кто молчит, соглашается.
    Ср. с рус. пословицей «Молчание — знак согласия».
  121. Quia nomĭnor leo.
    .
    Ибо я называюсь лев.
    Слова из басни римского баснописца Федра (конец I в. до н.э. — первая половина I в. н.э.). Лев и осел после охоты делили добычу. Одну долю лев взял себе как царь зверей, вторую — как участник охоты, а третью, объяснил он, «потому что я лев».
  122. Quod erat demonstrandum (q. e. d.).

    Что и требовалось доказать.
    Традиционная формула, завершающая доказательство.

  123. Quod licet Jovi, non licet bovi.
    .
    Что позволено Юпитеру, не позволено быку.
    По древнему мифу, Юпитер в образе быка похитил дочь финикийского царя Агенора Европу.
  124. Quod tibi fiĕri non vis, altĕri non fecĕris.
    .
    Не делай другому то, чего не хочешь самому себе.
    Выражение встречается в Ветхом и Новом завете.
  125. Quos Juppĭter perdĕre vult, dementat.
    .
    Кого Юпитер хочет погубить, того лишает разума.
    Выражение восходит к фрагменту трагедии неизвестного греческого автора: «Когда божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Приведенная выше более краткая формулировка этой мысли, по-видимому, впервые дана в издании Еврипида, выпущенном в 1694 г. в Кембридже английским филологом У. Барнсом.
  126. Quot capĭta, tot sensūs.
    .
    Сколько людей, столько мнений.
  127. Rarior corvo albo est.
    .
    Более редкий, чем белая ворона.
  128. Repetitio est mater studiōrum.
    .
    Повторение — мать учения.
  129. Requiescat in pace! (R. I. P.).

    Пусть покоится в мире!
    Латинская надгробная надпись.

  130. Sapienti sat.
    .
    Для понимающего достаточно.
  131. Scientia est potentia.
    .
    Знание — сила.
    Афоризм, основанный на высказывании Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) — английского философа, основоположника английского материализма.
  132. Scio me nihil scire.
    .
    Знаю, что ничего не знаю (Сократ).
  133. Sero venientĭbus ossa.
    .
    Поздно приходящим (остаются) кости.
  134. Si duo faciunt idem, non est idem.
    .
    Если двое делают одно и то же, это не одно и то же (Теренций).
  135. Si gravis brevis, si longus levis.
    .
    Если боль мучительная, она не продолжительна, если продолжительна, то не мучительна.
    Приводя это положение Эпикура, Цицерон в трактате «О высшем благе и высшем зле» доказывает его несостоятельность.
  136. Si tacuisses, philosŏphus mansisses.
    .
    Если бы ты молчал, остался бы философом.
    Боэций (ок. 480–524) в книге «Об утешении философией» рассказывает, как некто, кичившийся званием философа, долго выслушивал молча брань человека, изобличавшего его как обманщика, и наконец с насмешкой спросил: «Теперь ты понял, что я действительно философ?», на что получил ответ: «Intellexissem, si tacuisses» ‘я понял бы это, если бы ты промолчал’.
  137. Si tu esses Helĕna, ego vellem esse Paris.
    .
    Если бы ты была Еленой, я хотел бы быть Парисом.
    Из средневекового любовного стихотворения.
  138. Si vis amāri, ama!

    Если хочешь быть любимым, люби!

  139. Sí vivís Romaé, Romā́no vívito móre.
    .
    Если живешь в Риме, живи по римским обычаям.
    Новолатинская стихотворная поговорка. Ср. с рус. пословицей «В чужой монастырь со своим уставом не суйся».
  140. Sic transit gloria mundi.
    .
    Так проходит мирская слава.
    С этими словами обращаются к будущему папе римскому в ходе церемонии возведения в сан, сжигая перед ним кусок ткани в знак призрачности земного могущества.
  141. Silent leges inter arma.
    .
    Среди оружия законы безмолвствуют (Ливий).
  142. Simĭlis simĭli gaudet.
    .
    Похожий радуется похожему.
    Соответствует рус. пословице «Рыбак рыбака видит издалека».
  143. Sol omnĭbus lucet.
    .
    Солнце светит для всех.
  144. Sua cuīque patria jucundissĭma est.
    .
    Каждому своя родина самая лучшая.
  145. Sub rosā.
    .
    «Под розой», т. е. по секрету, тайно.
    Роза у древних римлян была эмблемой тайны. Если розу подвешивали к потолку над обеденным столом, то все, что «под розой» говорилось и делалось, не должно было разглашаться.
  146. Terra incognĭta.
    .
    Неведомая земля (в переносном смысле — незнакомая область, что-либо непонятное).
    На древних географических картах этими словами обозначались неисследованные территории.
  147. Tertia vigilia.
    .
    «Третья стража».
    Ночное время, т. е. промежуток от захода до восхода солнца, делилось у древних римлян на четыре части, так называемые вигилии, равные продолжительности смены караулов в военной службе. Третья вигилия — промежуток от полуночи до начала рассвета.
  148. Tertium non datur.
    .
    Третьего не дано.
    Одно из положений формальной логики.
  149. Theātrum mundi.
    .
    Мировая арена.
  150. Timeó Danaós et dóna feréntes.
    .
    Боюсь данайцев, даже дары приносящих.
    Слова жреца Лаокоона, относящиеся к огромному деревянному коню, сооруженному греками (данайцами) якобы в дар Минерве.
  151. Totus mundus agit histriōnem.
    .
    Весь мир играет спектакль (весь мир — актеры).
    Надпись на шекспировском театре «Глобус».
  152. Tres faciunt collegium.
    .
    Трое составляют совет.
    Одно из положений римского права.
  153. Una hirundo non facit ver.
    .
    Одна ласточка не делает весны.
    Употребляется в смысле ‘не следует судить слишком поспешно, по одному поступку’.
  154. Unā voce.
    .
    Единогласно.
  155. Urbi et orbi.
    .
    «Городу и миру», т. е. Риму и всему миру, к общему сведению.
    Церемониал избрания нового папы предписывал, чтобы один из кардиналов облачил избранника мантией, произнеся такую фразу: «Облачаю тебя римским папским достоинством, да предстоишь ты городу и миру». В настоящее время с этой фразы начинает свое ежегодное обращение к верующим папа Римский.
  156. Usus est optĭmus magister.
    .
    Опыт — лучший учитель.
  157. Ut amēris, amabĭlis esto.
    .
    Чтобы тебя любили, будь достоин любви (Овидий).
    Из поэмы «Искусство любви».
  158. Ut salūtas, ita salutabĕris.
    .
    Как ты приветствуешь, так и тебя будут приветствовать.
  159. Ut vivas, igĭtur vigĭla.
    .
    Чтобы жить, будь настороже (Гораций).
  160. Vade mecum (Vademecum).
    .
    Иди со мною.
    Так называлась карманная справочная книга, указатель, путеводитель. Первый дал это название своему сочинению такого характера новолатинский поэт Лотих в 1627 г.
  161. Vae soli!

    Горе одинокому! (Библия).

  162. Vēni. Vidi. Vici.
    .
    Пришел. Увидел. Победил (Цезарь).
    По свидетельству Плутарха, этой фразой Юлий Цезарь сообщил в письме к своему другу Аминтию о победе над понтийским царем Фарнаком в августе 47 г. до н. э. Светоний сообщает, что эта фраза была начертана на доске, которую несли перед Цезарем во время понтийского триумфа.
  163. Verba movent, exempla trahunt.
    .
    Слова волнуют, примеры увлекают.
  164. Verba volant, scripta manent.
    .
    Слова улетают, написанное остается.
  165. Verĭtas tempŏris filia est.
    .
    Истина — дочь времени.
  166. Vim vi repellĕre licet.
    .
    Насилие позволено отражать силой.
    Одно из положений римского гражданского права.
  167. Vita brevis est, ars longa.
    .
    Жизнь коротка, искусство вечно (Гиппократ).
  168. Vivat Academia! Vivant professōres!

    Да здравствует университет, да здравствуют профессора!
    Строка из студенческого гимна «Gaudeāmus».

  169. Vivĕre est cogitāre.
    .
    Жить — значит мыслить.
    Слова Цицерона, которые в качестве девиза взял Вольтер.
  170. Vivĕre est militāre.
    .
    Жить — значит воевать (Сенека).
  171. Víx(i) et quém dedĕrát cursúm fortúna perégi.
    .
    Я прожила жизнь и прошла путь, назначенный мне судьбой (Вергилий).
    Предсмертные слова Дидоны, которая покончила жизнь самоубийством после того как Эней, покинув ее, отплыл из Карфагена.
  172. Volens nolens.
    .
    Волей-неволей; хочешь — не хочешь.

Латинские крылатые выражения взяты из учебника:

Скачать:

«» Размер: 18 мб.

Подготовил К. Тананушко, graecolatini.bsu.by

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ

«В здоровом теле здоровый дух» — известный спортивный девиз, искаженный перевод древнеримского афоризма.

Автором данного афоризма (Mens sana in corpore sano) является древнеримский поэт Децим Юний Ювенал, профессиональный ритор-декламатор и яркий приверженец стоической морали. При этом смысл, который Ювенал вкладывал в это выражение, на самом деле разительно отличается от того толкования, которое афоризм получил по прошествии веков. В X книге своих «Сатир» среди общих рассуждений о нравственности он говорит: Orandum est ut sit mens sana in corpore sano — Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом (перевод Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского). Стих Ювенала был направлен против одностороннего увлечения телесными упражнениями. Дальше поэт писал: «Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, что почитает за дар природы предел своей жизни…». Переводчики же несколько «переиначили» эту фразу, ведь, вдумываясь в смысл общеизвестной трактовки, можно сделать вывод, что физически здоровый человек по определению обладает прекрасной душой (то есть, переиначив другое известное выражение, «сила есть — остальное приложится»), тогда как Ювенал имел в виду прямо противоположное: хорошо бы, чтобы физические упражнения шли параллельно с нравственным развитием…

Российская история переводов Ювенала началась в эпоху Петра Великого. Во время своего путешествия по Европе, русский царь увидел в руках у одного немца сборник римского поэта и заинтересовался его содержанием. Ему зачитали отрывок из десятой сатиры с этим знаменитым афоризмом (возможно именно тогда прозвучал первый русский вариант «неправильного» перевода). Эти стихи настолько понравились великому государю, что он выписал себе Ювенала в голландском переводе. С присущим ему рвением Петр стал изучать сатиры, и вскоре о древнеримском поэте заговорили многие.

Ювенал был чрезвычайно популярен среди российских стихотворцев, которые, к их чести, следили за верным истолкованием слов поэта. Ему во многом подрожал Антиох Кантемир, некоторые стихи которого звучат как очень близкий и почти дословный перевод великого сатирика. Среди достоинств Евгения Онегина Пушкин выделяет умение «потолковать о Ювенале». Сам же Александр Сергеевич еще с лицейских лет занимался творчеством римлянина, а в конце своей жизни собрался всерьез заняться переводом его стихов, начал он с его десятой сатиры, так заинтересовавшей в свое время Петра I (к сожалению, из пушкинского перевода уцелело всего несколько стихов). К середине XIX века имя Ювенала становится нарицательным для обозначения образцового сатирика вообще.

В 1856 году Н. Г. Чернышевский в рецензии на русский перевод од Горация писал о необходимости перевода на русский язык сатир Ювенала: «Ювенал, без всякого сомнения, будет у нас чрезвычайно популярен, лишь бы только был хорошо переведен».

Интересно, что в связи со сменой эпох афоризм Ювенала начали толковать по-другому. В первые годы Советской власти, когда наркомат здравоохранения возглавлял Н.А.Семашко, это выражение считалось реакционным и опровергалось примером Николая Островского, у которого при больном теле дух был здоровым. В 1988 году писатель Леонид Леонов в заметке «Искаженная истина» (Литературная газета, 16.03.88) призвал пристальнее вглядеться в привычные аксиомы и отвергнуть в качестве констатации: «В здоровом теле здоровый дух», иначе духовное здоровье будет принадлежностью лишь спортсменов.

Сатиры Ювенала не имели ни воспитательной, ни философской цели — это резкое обличение, вызванное негодованием и раздражением. Поэт показал читателю Рим как место вырождения и беспросветной порочности. Позднее переводчики превратили сатирика в борца за здоровый образ жизни…

Литература

  • Дуров В. С. Ювенал. М., 1995г.
  • Ювенал в переводе Фета. СПб., 1996г.
  • Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского. Переводы.Спб,1999 г.

В статье вы узнаете происхождение и значение крылатой фразы «В здоровом теле здоровый дух».

«В здоровом теле здоровый дух»: продолжение фразы, автор

Традиционное понимание крылатого выражения «В здоровом теле — здоровый дух» противоречит тому значению, которое изначально вкладывалось в эти слова. По сути, данная фраза является отрывком из контекста.

Если понимать буквально, то слова выражения означают, что у человека с хорошим физическим здоровьем априори имеется здоровая психика, крепкая сила духа. Но так ли это на самом деле? Жизнь доказывает обратное: люди, которые обладают крепким физическим здоровьем, не всегда могут похвастаться устойчивой нервной системой, крепким и здоровым духом. А люди, страдающие от различных физических недугов, обладают здоровым духом, потрясающей силой воли. И таких примеров можно приводить множество.

Что же получается? Неужели были такие времена, когда люди соответствовали буквальному пониманию слов фразы? Нет, такого не было. Более того, буквальное понимание фразы неправильно трактует тот смысл, который вкладывал автор и его последователи. Поэтому полезно знать о происхождении фразы, ее авторе.

Важно: Авторство известного крылатого выражения «В здоровом теле здоровый дух» принадлежит римскому поэту-сатирику Ювеналу.

Сатирик жил и творил в сотые годы нашей эры в стране Древний Рим. Годы жизни и творчества Ювенала приходятся на период правления императора Траяна. В сатире, принадлежащей перу автора, была такая фраза: «Надо молить, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Имеется ввиду, что молить нужно богов.

Поэт-сатирик Ювенал

Как вы можете сделать вывод, фраза «пошла в народ» не с тем смыслом, который изначально вложил в нее автор, а с совершенно другим значением. К слову, фраза стала крылатой не при жизни и годах творчества Ювенала. Это произошло значительно позже, а именно в ХVII-ХVIII веках.

Английский педагог, философ Джон Локк и французский философ Жан-Жак Руссо сделали фразу популярной. Философы и просветители повторяли данную фразу в своих трудах, указывая, что здоровое тело не является залогом здорового духа. Философы призывали к тому, что человек должен стремиться к гармонии. Человек должен совершенствовать свое тело и мысли путем ежедневной работы над собой, а не прибегая к помощи богов.

В здоровом теле здоровый дух: как будет звучать на латыни полное выражение?

Фраза «В здоровом теле — здоровый дух» на латыни

Пословица – «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача»: смысловое значение

Часто можно услышать продолжения популярной фразы:

  • «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача»;
  • «В здоровом теле — здоровый дух, на самом деле – одно из двух»

В некоторых источниках можно встретить такое высказывание:

  • «В здоровом теле — здоровый дух, который и создал это тело».

Первый вариант высказывания являлся популярной пословицей в Риме. В некоторых источниках можно встретить информацию, что именно эта пословица легла в основу сатирического произведения Ювенала.

Второй вариант выражения принадлежит перу Игоря Иртеньева, который является поэтом, представителем иронического направления современной литературы. Автор подчеркивает, что чаще человек достигает чего-то одного: либо здоровья тела, либо здоровья духа.

Важно: Примечательно то, что Ювенал высмеивал увлечение только совершенствованием тела, своими словами пытался донести, что людям следовало бы делать также упор на развитие собственной нравственности. Но получилось, что слова сатирика приобрели совершенно противоположный смысл.

Причина кроется в неточном переводе. На Руси с творчеством Ювенала познакомились во времена правления Петра Великого. Русский царь путешествовал по Европе, и там познакомился с творчеством римского сатирика. С тех пор началась история переводов Ювенала на Руси.

Критики писали, что творчество Ювенала будет принято нашим обществом и получит успех, если будут правильные переводы. В 1988 писатель Л. Леонов призывал пересмотреть аксиому, так как согласно ей здоровым духом обладают только спортсмены.

Существует много лозунгов, призывов к занятиям физкультурой с этим популярным выражением. Следует понимать истинное значение этой фразы, а также делать правильные для себя выводы. Много писателей, философов призывали людей вместе с красотой тела развивать красоту души. Популярно это направление в настоящее время. Современные люди разных возрастов следят за своим телом, а также развиваются духовно.

В здоровом теле — здоровый дух: что это означает?

Что такое здоровое тело, как всегда быть в здоровом теле?

Наше тело является источником энергии. Для достижения любой цели требуется определенное количество энергии. Для каких-то дел требуется много энергетических затрат, для других — меньше. Но определенно легче добиваться поставленных задач, если физическое здоровье находится в норме.

Важно: От того, насколько здоровым является наше тело, зависит множество сфер жизни.

Многие люди, которые начинают следить за своим телом, отмечают улучшения во многих сферах жизни. Все просто — поднимается физический тонус, вслед за ним улучшается настроение, самооценка, внутренняя энергетика человека начинает притягивать симпатию окружающих. Человек своей сильной жизненной позицией начинает вызывать уважение окружающих. Уверенному в себе и своих силах человеку добиваться успеха проще, чем человеку неуверенному, склонному к депрессиям.

Каждый вкладывает свое понятие в слова «следить за своим телом». Для одних это выражение подразумевает глобальные изменения в своем теле, другие предпочитают ограничиться утренними пробежками. На самом деле каждый человек может поддерживать здоровье своего тела любыми удобными ему методами. Поддерживать и совершенствовать свое тело можно разными способами:

  1. Заниматься определенным видом спорта;
  2. Ходить в спортзал или на стадион;
  3. Делать зарядку, заниматься физкультурой;
  4. Ежедневно совершать утренние или вечерние пробежки, кто-то предпочитает ходьбу или езду на велосипеде;
  5. Занятия йогой, фитнесом, шейпингом, пилатесом и т.д.

Но не будем забывать, что следить за своим телом — это не только регулярные физические нагрузки. Это понятие включает также другие важные составляющие:

  • Здоровое питание;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Здоровый сон, правильный режим;
  • Гигиенические процедуры;
  • Своевременное обращение за медицинской помощью.

Важно: Многие люди находят множество отговорок, чтобы не заниматься спортом. Часто ссылаются на отсутствие времени, денег. Следует признаться самому себе, что самое главное в подходе к поддержанию здорового тела — желание.

Как сохранить здоровое тело

Для поддержки собственного здоровья не требуется наличие лишних денег и много свободного времени. Утренняя физкультура — это минимальное, но очень полезное мероприятие. Большинство людей могут встать с утра пораньше, чтобы уделить 15-20 минут занятию зарядкой. Уже будет колоссальная польза для здоровья.

Многие люди благодаря занятиям спортом избавляются от депрессии, повышают свою самооценку, улучшают навыки самоорганизации. Очень много положительных моментов и возможностей, которые дает человеку здоровый дух.

Не забывайте, если вы сами не позаботитесь о поддержании здоровья своего тела, никто за вас этого не сделает.

Мудрецы утверждают, что без здорового тела невозможно радоваться и наслаждаться жизнью в полной мере. Более того, такие люди страдают.

Видео: Утренняя зарядка

Что такое здоровый дух, эмоции, как всегда быть в здоровом духе?

Важно: Сохранение душевного и приумножение духовного здоровья — одна из главных составляющих успешной и счастливой жизни человека.

Все поступки человека начинаются с мыслей. Хорошими они будут или плохими, приносящими пользу или вред — зависит от здоровья духа.

Вероятно, многие из вас слышали фразу «все болезни от нервов». Это — не просто пустые слова, они имеют под собой почву. Существует направление в медицине под названием психосоматика, которое изучает влияние психологических факторов на возникновение телесных заболеваний.

Такие качества и черты, как раздражительность, страх, гнев, состояние неудовлетворенности, недовольство собой и другие, приводят человека к саморазрушению. Негативные мысли сказываются на действиях человека, на его взаимоотношениях с семьей, друзьями, коллегами. Негативное отношение к жизни приводит к накоплению негативной энергии, которая выплескивается в виде различных болезней. Поэтому важно гнать негативные мысли, окружать себя добрыми помыслами и делами, наполнять свою душу положительными эмоциями.

От эмоциональной стабильности прямым образом зависит счастливая и полноценная жизнь человека. Люди применяют различные способы для воспитания в себе нравственности, для развития духовности и эмоциональной гармонии. Кто-то погружается в веру в Бога, другие начинают заниматься благотворительностью, третьи — анализируют себя, свои мысли, меняют и совершенствуют систему ценностей. Одни люди справляются самостоятельно, другие — с помощью психологов, духовных наставников.

Развитие здорового духа предусматривает не только заботу о самом себе, но также любовь к ближним, к окружающим людям, к окружающему миру. При правильном направлении мыслей в жизнь человека входит спокойствие, радость, понимание смысла своей жизни, ответственность за себя и свое здоровье.

Для того, чтобы быть всегда в здоровом духе, важно работать над собой. Это — своего рода тренировки, и порой они бывают более сложными, чем физические нагрузки. Совершенствование своей души, разума — упорная ежедневная работа. Лучше всего выбрать для себя направление, которое помогает бороться с негативом, открывает в душе лучшие качества, и двигаться по этому пути.

Здоровье духа

Как связаны здоровое тело и здоровые эмоции между собой: объяснение

Важно: Тело и разум неразлучно связаны между собой. Все, что разрушительно влияет на душевное, эмоциональное здоровье человека, сказывается на физическом здоровье.

Любые мысли дают толчок физическому телу. Это происходит в результате активной работы нервной системы, а также связи этой системы с другими системами организма человека.

Рассмотрим простые примеры: сердце начинает быстрее биться, если человек волнуется, кровь приливает к лицу в результате гнева. Таких примеров очень много. Это яркие примеры того, как эмоции связаны с телом.

Таким же образом эмоции могут повлиять на здоровье или болезни человека. Люди с нестабильной эмоциональной психикой часто подвергаются респираторным заболеваниям, заболеваниям кожи, страдают головными болями. В свою очередь, люди со стабильной психикой меньше склонны к заболеваниям подобного рода.

Связь ума, тела и духа

Важно: Доказано учеными, что эмоциональная нестабильность приводит к снижению иммунной системы.

Здоровые мысли — это положительные, радостные, добрые, светлые мысли. Если человек сможет направить свои мысли в это русло, он обязательно задумается о своем физическом здоровье. Таким же образом связка тело-душа работает в обратном направлении: здоровое тело порождает положительные, здоровые эмоции.

Нравится нам это или нет, но наш разум, эмоции взаимодействуют с телом. Изменение в одной из этих систем находит отклик в другой. Это доказывают как исследования медиков, ученых, так и наблюдения философов, мудрецов. Доказательством тому является известная фраза Ювенала, подлинное значение которой вы теперь можете понять.

В здоровом теле — здоровый дух? Взаимосвязь ума и тела.

Выражение «в здоровом теле — здоровый дух» — далеко не новое понятие. Оно подразумевает, что все в нас взаимосвязано. Нравится нам это или нет, наш дух, душа, разум, эмоции и тело работают вместе.

Если тело не функционирует должным образом, то и ум. Если душе плохо — то плохо и телу. Всякий недуг влияет не только на организм в целом и его функции, но и на наши чувства.

Как известно, каждая клетка в нашем теле страдает или растет, получает жизнь или погибает, и это прямо или косвенно отражается на нашем самочувствии. И наоборот — когда в нашем разуме появляется какая-то мысль, наше тело следует за умом и производит соответствующие изменения.

Важность здоровья

Люди часто думают, что быть богатым и иметь много денег — это самое радостное событие в жизни. Но, что такое иметь деньги без здорового тела? Какая радость в том, чтобы иметь возможность купить самые вкусные блюда, но не в состоянии съесть их? Каковы ощущения, когда вы можете иметь свой собственный большой дом, но вы можете только сидеть там, в одной из комнат, переживая все время о болезни, которую имеете?

В поисках денег и славы многие из нас игнорируют ценнейшее богатство нашей жизни. Да, это ЗДОРОВЬЕ. Не напрасно, поэтому, говорят: в здоровом теле — здоровый дух.

Слишком часто мы принимаем наше здоровье как должное, и осознаем его значение только тогда, когда мы заболеваем или нам становится плохо. Быть счастливым означает, что у нас и здоровое тело и здоровый дух. Они тесно взаимосвязаны друг с другом, а наши эмоции играют большую роль в определении состояния здоровья.

Как обрести здоровое тело

Наша душа не существует отдельно от тела (пока тело функционирует), поэтому нам нужно убедиться, что мы заботимся и о нашем теле, как и о нашей душе. Как лучшее программное обеспечение не будет работать должным образом в плохом оборудовании, так и разум не будет успешен в нездоровом теле.

Ваш жизненный тонус и уровень энергии зависят от того, как вы относитесь к вашему телу. Ваше тело находится под влиянием:

  • пищи, которую вы едите,
  • жидкости, которую вы пьете,
  • и физической активности (что вы делаете).

Все это в свою очередь влияет на уровень счастья, что у вас есть в жизни… По крайней мере, иметь здоровое тело — это предпосылка для счастливой жизни.

Правильно питайтесь

Пищу для вашего тела желательно выбирать питательную, насыщенную витаминами и минералами. Очень важно иметь в рационе цельные зерна, овощи, бобовые, курицу и рыбу.

Пить важно чистую воду и здоровые напитки, такие как натуральные соки и чаи. Рекомендуется отказаться от употребления искусственно подслащенных напитков: газированных или напитков с кофеином.

Регулярно упражняйтесь

Важно обеспечить своему телу достаточную физическую активность и найти для этого любимые занятия — те, которые являются «правильными» для вас. Вы можете записаться в тренажерный зал в вашем районе или вы можете ходить пешком, например, в парке, или же вы можете пойти в танцевальный класс. Приятно заниматься физической активностью вместе с кем-то еще, чтобы вы могли мотивировать друг друга.

Вы можете значительно повысить вашу уверенность в себе вследствие регулярных занятий спортом. Ваша самооценка будет на более высоком уровне после тренировок. К тому же, тренированное тело поможет вам справиться с многочисленными стрессами в нашей скоростной жизни.

Ставя себе цели по упражнениям и имея решимость добиться их — этим вы тренируете и свой ум, привнося новые способы мышления. Если вы хотите иметь здоровое и подтянутое тело, это предполагает определенный уровень дисциплины и концентрированных усилий. Они являются хорошими качествами во многих областях вашей жизни, и помогут в работе и делах.

У вас появится больше уверенности в том, что вы можете достичь целей, продвинуться по службе и решить другие жизненные проблемы. Находиться в лучшей физической форме означает, что у вас есть возможность сделать много вещей, даже без особой мотивации вашего ума.

Исследования показали, что регулярные упражнения могут привести к улучшению функций мозга. Люди работают лучше в умственном плане, если они регулярно занимаются интенсивной деятельностью, такой как спорт, бег, плавание или тренировка в тренажерном зале.

Широко признано, что в здоровом теле — здоровый дух. Убедитесь, что вы заботитесь о своем теле, получаете достаточно сна ночью, правильно питаетесь, избегаете алкоголя, табака и других наркотиков, а также занимаетесь физической культурой. Это является основными шагами для вашего благополучия, здоровья вашего ума и тела.

Влияние эмоций на наше тело

Каждое изменение в мыслях передается физическому телу через активность нервной системы. Эта деятельность в нервных клетках вызывает многочисленные электрические и химические изменения. Состояние ума является отправной точкой для многих физических реакций.

Если ум думает о падении с высоты, тело сразу готовит себя, показывая внешние признаки. Страх, беспокойство, печаль, бодрость, веселье, гнев — все эти эмоции и впечатления отражаются на теле и лице человека.

Например, когда спокойное состояние ума нарушается, наше мышление становится несколько искаженным. Это происходит зачастую из-за химического дисбаланса в одной определенной части тела или общего дисбаланса организма в целом.

Исследования показывают, что отрицательные эмоции подавляют иммунную функцию. Постоянный стресс истощает ресурсы тела и способность человека к адаптации. Ослабевают функции выживания и, наконец, человек заболевает. Здоровый же разум уменьшает напряжение гормонов и сохраняет психическое состояние. Позитивное мышление ведет к здоровью и успешному исходу любых ситуаций и действий.

Все мы, наверняка, встречались с таким выражением — «В здоровом теле — здоровый дух!» (на латыни «Mens sana in corpore sano»). Эта фраза приписывается Дециму Ювеналу, поэту времен Римской империи (1-2 века н.э.). Традиционное понимание данного выражения было, что сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное благополучие. Однако, на самом деле мысль Ювенала была другой.

Ниже полностью фрагмент его произведения:

— Надо молить богов, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянии терпеть затрудненья какие угодно, —
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.
Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano — Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.

Эта фраза стала популярной после того, как её повторили английский философ Джон Локк (1632—1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778). Эти авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что нужно стремиться к единому гармоничному развитию человека.

Намного ранее эпохи Римской империи, в древней Индии наука о врачевании — Аюрведа обозначила ключевые 4 компонента здоровья:

1) Здоровье физического тела. На этом уровне болезнь может менять свое расположение, в зависимости от степени ее развития.

2) Материальное благополучие. Сюда входят и работа, и счастье в семье, уважение в обществе, реализация собственных замыслов. Идя путем Дхармы (достойного выполнения предназначения), не ленясь, человек достигает материального успеха – Артхи и Камы – удовлетворения желаний.

3) Самодостаточность или самоопределенность. Когда человек осознает зачем он живет и кто он есть на самом деле (понимает свою духовную природу), он становится более спокойным, организованным и способным добиваться большего в жизни.

4) Ощущение ананды – блаженства. Когда человек живет в гармонии со своей природой, с окружающим миром он испытывает счастье здесь и сейчас. Он отдает свою любовь окружающему миру и взамен получает энергию любви, силы и мудрости от Вселенной.

И в наше время, во Всемирной Организации Здравоохранения определение здоровья записано следующим образом – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Болезнь (кроме генетически предопределенной, или иначе говоря, кармически жестко предопределенной) означает сигнал о неверной (в состоянии дисгармонии) жизни человека в целом(общение, работа, питание, мышление, режим дня и т.п.) или в какой-то определенной области(например, малая физическая активность или агрессивное поведение).

Поступки человека и его желания зависят от мышления.

Поэтому любая болезнь стремиться обратить внимание человека на определенные проблемы в его сознании, способе мышления и, соответственно, в поведении.

О взаимосвязях между конкретными проблемами физического тела и неверными установками в сознании или подсознании написано много глубоких книг (например, Рудигером Дальке или Луизой Хей). (от себя добавлю: Лууле Виилма)

Под болезнью, как сигнале о дисгармонии в мышлении или поведении, можно понимать не только недуги физического тела, но и какие-либо неблагоприятные ситуации: например — потеря денег, несчастный случай и т.п.

Люди со сложной кармой уже рождаются с глубокими проблемами на уровне здоровья физического тела. Хотя бывают и исключения, когда душа берет на себя определенную судьбу с заболеваниями, чтобы здесь «отмучиться» какое-то время и затем уйти в духовный мир, или, живя долго, быть примером для других – более здоровых, вдохновлять их на веру во Всевышнего, развитие, способность быть счастливым здесь и сейчас, не смотря на ограничения на физическом уровне.

По Аюрведе есть следующие ключевые причины заболеваний:

1) Оскорбление, унижение или неприятие собственной природы или природы другого человека, или в целом окружающего мира. Свое тело надо уважать, любить. На физическом уровне необходимо правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать упражнения и т.п. На психологическом и социальном уровне нужно уважать себя как личность, развивать свои способности и при этом уважать других людей, следить за своим общением, какую информацию мы потребляем. Оскорбляя другого человека (слово, сказанное вслух сильнее мысли, хотя и то и другое действует), вы тем самым запускаете механизм Кармы, по которому оскорбление вернется к вам.

2) Неуважение ко времени. Время – это один из проявленных аспектов Бога. Важно жить в гармонии со временем. Необходимо соблюдать режим сна, режим питания. На психологическом уровне необходимо научиться жить здесь и сейчас.

Большинство людей живут в сожалении о прошлом и в мечтаниях о будущем. На все эти размышления может уходить куча времени и тонкой энергии. Дыхательные техники, медитации успокаивают ум и позволяют вернуть его в настоящее. Лень или выполнение ненужных действий – это своего рода оскорбление времени данного нам в этой жизни для развития, работы и получения удовольствия. Отдыхать тоже нужно уметь. Есть люди, которые и на отдыхе не могут расслабиться.

3) Неправильное использование органов чувств. Эмоциональный дисбаланс и/или напряжение ума, вредные привычки, качества характера, порожденные страстью и невежеством. Чувства связаны с умом (Манасом). Им все время хочется чего-то большего. Многие люди вообще никак не могут контролировать свои чувства. Если нет удовлетворения на чувственном или эмоциональном уровнях, ум начинает беспокоится, что ведет к напряжению, а оно в свою очередь к заболеваниям.

Что же делать? Желания ума и органов чувств полностью подавлять или игнорировать нельзя – это крайность. Также крайность и полностью потакать своим органам чувств в стремлении наслаждаться безмерно всем, чем только можно. Вывод: нужно всегда стремиться к балансу.

Жадность, гнев и вожделение — три основных порока ведущих в ад. Худший вариант проявления данных качеств: агрессия и насилие.

Обидчивость — другой пример качества характера, которое в конечном счете ведет к болезням и на физическом уровне.

Вывод: мысли свои и проявления чувств надо отслеживать. И то, что мешает, надо с помощью специальных техник отпускать, поскольку — это не наша природа, а лишь продукт деятельности ума (а наша истинная личность — не ум, а душа).

Согласно тибетской медицине существуют три ключевых фактора, провоцирующие болезни: -недостаточность, чрезмерность и извращенность.

Например, расстройства нервной системы возникают от чрезмерной умственной нагрузки. Расстройства желчной системы (желчь, печень) — от чрезмерного употребления острой, раздражающей, горячительной пищи, а расстройства системы обменных процессов — от чрезмерного употребления высококалорийной пищи, бездеятельности, ожирения и т.д.

Состоянием, противоположным чрезмерности, является недостаточность.

Извращенность в образе жизни — это, допустим, дневной сон вместо ночного, употребление одновременно несовместимых видов пищи и т.п.

Из всего вышеперечисленного мы можем определить полноценное здоровье как наличие благополучия и гармонии на уровне физического тела, ума и душевного состояния.

Человек имеет сложную структуру. Однако, в ней можно выделить 3 ключевых компонента: душа, сознание и тело. Все они взаимосвязаны с помощью разных энергий между собой.

Душа сама по себе наделена только благостными качествами, она наполнена энергией безусловной любви, мудрости, связи с Всевышним. Душа вечна, наполнена знаниями обо всем и постоянно ощущает счастье.

На этом уровне нет и не может быть никаких болезней. Причинами болезней являются уровни сознания или физического тела.

Если человек не осознает свою истинную духовную природу, в его сознании доминирует Ложное Эго, которое обозначает самоидентификацию личности только с физическим телом, то душа неспособна активно проявиться в текущем воплощении. Соответственно, человек сам себя лишает связи с Высшими силами и энергиями благополучия, а значит и здоровья на разных уровнях.

И, наоборот, если в сознании человека главенствует Истинное Эго, которое позволяет воспринимать себя, свою личность, прежде всего как душу, и стремиться достойно выполнять свое предназначение на материальном уровне в данном воплощении, то будут больше проявлены качества души (например, любовь, мудрость, добродетель, смелость, трудолюбие, вдохновение, смирение, благородство) в мышлении и поведении. Это в свое очередь, даст больше поддержки от Высших сил на тонком уровне энергий (что проявится в увеличении вдохновения, мудрости, силы воли и активности), и, в конечном счете, усилит здоровье физического тела.

Важно подчеркнуть, что нужно параллельно работать над поддержанием формы на уровне физического тела и развитием сознания (в том числе, и прорабатывая темы, комплексы сидящие в подсознании, и мешающие двигаться вперед).

Возьмем пару примеров.

Допустим, человек молиться по несколько раз в день, читает духовную литературу, слушает полезные лекции, но при этом не делает никакие физические упражнения, питается когда и чем придется.

Или другой вариант. Кто-то усиленно занимается спортом, следует правильному режиму дня и питания, но при этом у него всё много напряжения, беспокойства о карьере или благополучии близких.

В обоих случаях получается дисбаланс в распределении тонких энергий, что неизбежно приведет в дальнейшем к сложностям в здоровье.

На самом деле, легко увидеть, насколько в правильном направлении мы движемся, становимся ли более здоровыми.

Ниже несколько объективных показателей комплексного выздоровления личности на разных уровнях:

1) Уход слабости, увеличение выносливости, жизненной силы.

2) Нормализация различных функций организма, правильный и регулярный режим сна, хороший аппетит.

4) Уменьшение страхов, общего возбуждения, вспыльчивости.

5) Уменьшение чувствительности к факторам, ранее вызывавшим возбуждение эмоций, гнев. Например, в разговоре с кем-то или при чтении новостей.

6) Восстановление желаний, жажды активности (например, работа с радостью, появление новых хобби, расширение круга общения, новые курсы обучения)

7) Большая успешность и легкость в выполнении дел; улучшение качества личных отношений, общения с близкими и коллегами на работе.

Всем нам, рано или поздно, в той или иной степени, приходится сталкиваться с определенными затруднениями в материальных делах, болезнями физического тела или осложнениями в психологическом состоянии из-за стресса. И естественно, необходимо прикладывать усилия для преодоления этих трудностей.

При этом помним, что устранение отдельных симптомов болезни на физическом уровне (например, кожного воспаления или болей в суставах) не означает полное исцеление, если не восстанавливаются в целом другие компоненты в состоянии или жизни личности. Болезнь (как показатель дисгармонии в сознании, поведении), когда не устранены ее корни на более глубинном ментальном уровне, просто воплотится в другую форму или перейдет на другой орган (станет новым заболеванием с новыми симптомами).

Для ускорения процесса выздоровления нужна работа над своим характером и также в этом помогает духовные практики (молитвы, мантры, медитации, дыхательные упражнения, йога и т.д.).

С возрастом, у каждого появляются неизбежные ограничения в чем-то на уровне возможностей тела, однако ни у кого из нас нет ограничений в плане развития своего сознания, усиления связи с Всевышним. Никто не мешает нам становиться более любящими, вдохновленными, трудолюбивыми людьми, расширяющими свой кругозор с помощью знаний.

Мы можем, находясь в любом состоянии, находить способы как проявлять качества души (качества Саттвы — благости).

Периодически мы обращаемся за содействием к кому-то для облегчения собственной ситуации. Нам помогают врачи, физиотерапевты, психологи, целители, духовные учителя и т.д.

Вместе с этим, надо четко осознавать свою собственную ответственность за свою судьбу. Сам человек должен работать со своим сознанием и своим телом. Мы не можем переложить эту работу на кого-то другого, или использовать энергию наработанную кем-то для бесконечной подпитки себя любимого. В конечном счете, качество этой энергии будет все равно другим.

Только в ответ на прикладываемые нами самими усилия, Высшие силы могут, в качестве милости, помочь нам существенно улучшить свое состояние.

Тогда и приходит ощущение легкости в теле, радости в общении, успешности в выполнении дел.

И, действительно, можно сказать у этого человека «здоровый дух и здоровое тело»!

Анатолий Тубин

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх