Помост

Вопросы веры

Валаамский монастырь

10 фактов о Валааме и его обитателях

Валаам — прекрасная обитель, монастырь на островах. На Валааме ведется знаменитое монастырское хозяйство. Сюда часто приезжают паломники. В этой статье Вы найдёте фото Валаама, информацию и факты о святом острове, монахах, подвижниках, истории, прошлом и настоящем этого удивительного места.

Фото Валаама и факты

24 сентября Церковь празднует перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Что мы знаем о них и об основанном ими монастыре? Почему и зачем переносили их мощи?

1. Валаам — монастырь на островах

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

Валаам — архипелаг в Ладожском озере в 22 км от материка с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем. Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных километров. Крупнейший остров — Валаам, на него приходится более 2/3 площади — 27,8 квадратных километров. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км.

2. Валаам был языческим жертвенником

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля», менее вероятный перевод — «земля клятвы» или «земля света». Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама.

Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.

Валаам: остров Преображения

3. Преподобные Сергий и Герман Валаамские — святые без жития

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа. Чудеса эти продолжаются и в настоящее время.

В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа».

4. Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы

Фото: patriarchia.ru

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них «великий недуг и расслабление членов», поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом». В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

5. Календарный вопрос коснулся и Валаама

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть «русской», Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.

6. Валаам — светильник Финляндии

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

В лютеранской Финляндии Валаам в 20-30-е годы ХХ века продолжал быть светильником православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал «Утренняя заря», книги. С 1926 г в Петропавловском храме иеромонах Исаакий начал совершать регулярные богослужения на финском языке. Работали школа-приют для 30 мальчиков, бедных и сирот в Воскресенском скиту и школа-«киновия» для мальчиков-карел. В храмах совершалось непрерывное чтение Псалтири с поминовением умерших и живых.

7. На Валааме есть ферма…

Фото: valaam.ru

В 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря была выстроена образцовая механизированная ферма на 70 голов скота. Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м. с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода.

8. …и растут арбузы и дыни!

Фото:sadoved.com

В XIX веке на Валааме были прекрасные сады. Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни — 3 кг, тыквы — около 33 кг. И это при том, что средняя температура июля составляет +17°!

Читайте также — Моцарелла с Валаама, или истории сырного импортозамещения

9. На Валааме можно послужить в армии

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

В 1995 году, в соответствии с соглашением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Министра обороны Российской Федерации о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Министерства Обороны, было разрешено прохождение воинской службы насельникам Валаамского монастыря призывного возраста в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

В связи с тем, что насельников призывного возраста на о. Валаам немного, для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши, которым в силу духовного устроения сложно служить на общих основаниях (семинаристы, приходские алтарники, чтецы и т.д.), и которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в воинскую часть.

10. У Валаамской обители есть аккаунты в соцсетях

Принимая во внимание широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, открывающее новые возможности для для просветительской и катехизаторской деятельности, по благословению Преосвященного епископа Троицкого Панкратия Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в августе 2012 года открыл свои официальные страницы в основных социальных сетях Интернета.

По материалам официального сайта Валаамского монастыря

Как добраться до Валаама?

1. Ближайшие к Валааму крупные населенные пункты — Приозерск, Лахденпохья и Сортавала.

2. Из Приозерска на Валаам и обратно раз в день ходит метеор и пассажирский теплоход. Существует и их расписание.

3. Из Лахденпохьи можно зафрахтовать небольшой катер на несколько человек.

4. Из Сортавалы транспортное сообщение самое удобное. Существует метеор: Сортавала – Валаам – Сортавала.

Специализированного «общественного транспорта» в монастырь не существует.

Валаамский монастырь расположился на архипелаге Валаам, находящемся в северной части Ладожского озера. Эта древняя мужская обитель пережила много невзгод и лишений, но, несмотря на трудности, продолжает действовать до сих пор.

Спасо-Преображенский монастырь и его судьба

Точной даты основания Валаамского монастыря никто не знает. По одной из летописных историй место для обители было обозначено апостолом Андреем Первозванным в I веке. Ученик Христа проповедовал православную веру и, преодолев территорию Руси от юга до севера, оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там крест. Через 9 столетий паломники из Греции Сергий и Герман добрались до архипелага и основали там братство монахов.

Другая история связана с жизнью Авраамия Ростовского и датируется X-XI в. В жизнеописании упоминается посещение преподобным Валаамской обители в X в. В некоторых летописных историях существует информация, что в XII в. святые мощи преподобных перенесли в Великий Новгород.

История основания монастыря

Первые документальные сведения о Валаамском монастыре в истории Руси датируются XVI в. Он упоминается в летописях о житии Савватия Соловецкого. По документальным источникам основание монастыря произошло в 1407 г. Об этом написано в истории Валаамского монастыря. Если же верить Софийскому свитку, то годом создания можно считать 1329 г. Письменный источник гласит, что в XIV в. на архипелаг явились паломники во главе с Германом и Сергием. Они решили отречься от житейских благ и стали жить на Валаамском острове. Там иноки проповедовали христианскую религию среди местного населения и заложили обитель с общежитием для монахов.

Обитель и ее расцвет

Основатель Спасо-Преображенской обители был мудрым и сильным духом человеком, и поэтому она изначально процветала и привлекала к себе множество паломников не только Руси, но и всех стран мира. Особый расцвет приходится на XV-XVI века. В те времена число монахов в обители достигало 600 человек. Они трудились на благо монастыря и усердно молились в своих кельях и скитах.

Многократные войны России со Шведами не прошли даром для Валаамского монастыря. Много раз он подвергался набегам шведов. Некоторые монахи мужественно защищали обитель и приняли мученическую смерть. Но многие спасались бегством, бросив монастырь на произвол судьбы.

В начале XVII века Валаамский архипелаг стал территорией Швеции, и монастырь был полностью разорен. Возрождение обители началось после Северной войны, когда остров вновь вернулся России. По указанию Петра Великого в 1715 году началось восстановление монастыря, и произошла закладка Успенского собора.

К 1730 г. были готовы деревянный храм и ограда вокруг обители. Но им не суждено было долго простоять. В 1754 году случился пожар, и все постройки сгорели. Государыня Елизавета всячески содействовала и помогала в воссоздании обители, но, несмотря на это в 1765 г. здесь жили только 11 монахов.

К 1774 г. количество построек в монастыре увеличилось. Возвели и освятили собор Преображения Господня, построили большие помещения для келий и две отапливаемые церкви: Никольскую и Успенскую.

В 1781 году началось строительство зданий из камня. Это произошло после принятия управления монастырем игуменом Назарием. В 1805 году закончилось строительство церкви при местной больничке, построенной в северной части обители, а также надвратного храма во имя Петра и Павла в южной части. В то же время в монастыре возвели свою колокольню, высота которой равна 72 метрам. Вес большого колокола достигал 1000 пудов. Его отливали немного позже, чем построили здание колокольни.

Судьба монастыря в XIX веке

С 1811 года местность, на которой располагался монастырь, перешла в подчинение Финляндского Княжества. Губерния стала называться не Финляндской, а Выборгской. Но до 1892 года обитель оставалась под началом Петербургской епархии, а затем отошла к митрополитам Финляндии.

К XIX столетию Валаамская обитель вновь расцвела. Многие архитектурные строения были построены именно в это время. Они дошли до наших дней и считаются памятниками архитектуры. В 1839 г. сменился игумен монастыря. Церковная Епархия назначили на эту должность Дамаскина. За 42 года пребывания во главе монастыря он построил много зданий, проектами которых занимались только известные опытные архитекторы. Академик Алексей Горностаев первым был приглашен из Петербурга.

При игумене Дамаскине монахи жили в особой строгости, и была возвращена традиция старчества. Молодые монахи находились на попечении опытных старцев, совершая многочасовое послушание путем благотворного труда и беспрекословного посещения богослужений. За благословением и советом от мудрых старцев многие паломники приезжали издалека. Члены царской семьи были частыми гостями в Валаамской обители, приезжая сюда отдохнуть от житейских проблем и суеты и постигнуть сущность бытия. Многие известные писатели, художники, композиторы также любили посещать святое заповедное место.

При игумене Дамаскине было запланировано возведение огромного Спасо-Преображенского храма вместительностью на 3 тыс. человек. Но Дамаскин не успел воплотить в жизнь свои начинания. После его кончины монастырь возглавил игумен Ионафан II, при котором величественный собор был достроен.

По задумкам подвижников Валаама монастырь должен был стать вторым Иерусалимом. В связи с этим к началу XX века в обители и ее окрестностях стали встречаться названия из Нового завета. К началу XX века количество монахов в обители достигало тысячи человек.

Советские годы и их влияние

В советские годы Валаамскому монастырю удалось избежать закрытия и разрушения, чему подверглось большинство церквей России, так как территория принадлежала Финляндии. Но действия новой власти значительно изменили жизнь обители. В Финляндии православная вера была в меньшинстве, основная религия страны была лютеранская. В связи с этим власти негативно и предвзято относились к монастырю и его обитателям.

По приказанию финских чиновников архиепископ Серафим (Лукьянов) должен был читать богослужения на финском языке. Для заучивания ему дали три месяца. На экзаменационные испытания священнослужитель не пришел. За это его наказали, отправив в ссылку на остров Коневец.

Скоординировав свои действия с эстонскими властями, которые также была противником православия, финские чиновники решили дерусифицировать Валаамский монастырь. Для этого из Эстонии был приглашен священник Герман Аав. С ноября 1923 года он был назначен епископом Карельским. При Германе Ааве для монастыря наступили тяжелые времена. Финляндия оборудовала Валаамские остров оборонительными укреплениями на случай войны с СССР. Службы в храмах обители стали проводить строго на языке финнов.

Епархия Православной церкви в Финляндии по принуждению власти приняла западную Пасхалию. Обитель Валаама тоже была вынуждена перейти на григорианский календарь. Это стало причиной нарушения спокойного хода жизни в монастыре. «Старостильные» монахи противились нововведениям и отказывались подчиняться новому архиепископу. Десятилетнее противостояние закончилось появлением в обители финского спецназа. Многие монахи были вынуждены тайно покинуть монастырь, бежав в европейские страны.

В 30-е годы обитель переживала тяжелые времена. Денег катастрофически не хватало, служители жили в нищете и голоде. Всего в монастыре проживало около 400 человек: 300 монахов и 100 наемных рабочих и трудников.

В ходе Советско-финской войны монастырь был в эпицентре военных событий. Многие жители обители были подданными Финляндии и в начале 1940 г. бежали в свою страну. С собой они унесли из обители много ценных вещей. 18 марта с колокольни Спасо-Преображенского собора раздались двенадцать прощальных ударов благовеста, возвещавших о закрытии обители. Впоследствии бежавшие монахи основали на территории Финляндии новый монастырь, в котором соблюдались прежние правила и уставы.

Осенью 1940 года в монастырских корпусах создали военно-морское училище, выпускающее юнг и боцманов. Первый выпуск молодых специалистов в 1941 г. был отправлен на защиту блокадного Ленинграда. В конце войны на острове был построен Питкярантский целлюлозный завод, возобновили работу метеостанция, было организовано лесничество.

После Советско-Финских военных действий Валаамский архипелаг снова перешел во владение России. Здания обители советские власти стали использовать для гражданских потребностей. В 1950 году его отдали под дом инвалидов, который просуществовал до 1984 года. Сюда принудительно привозили людей с ограниченными способностями. В 60-х годах власти стали организовывать экскурсионные туры для туристов, желающих увидеть Валаам. Музей-заповедник начал работать с 1979 года, позднее начались первые работы по реставрации памятников.

Восстановление монастыря

Прежняя жизнь в обители стала возрождаться с 1989 г. 18 сентября основные здания монастыря были возвращены Ленинградской епархии. Первые монахи пришли на Валаамский остров 13 декабря. Их было 6 человек. Они поселились в здании, где был изолятор дома инвалидов. Монахи старались придерживаться прежних обычаев обители, проводили службы строго по Уставу, возрождали знаменитый распев. Службы во имя преподобных проводились постоянно.

В 1991 г. обители присвоили статус старопигиальной. В январе 1993 г. архимандрит Панкратий по указу главного патриарха страны становится во главу монастыря. Часовня была возвращена монастырю 27 февраля 1994 г., и в тот же день прошло ее освящение. Первый колокольный звон тысячепудового колокола местные жители услышали 13 декабря 2005 года.

Значимое событие произошло в монастыре в 2007 году: в сентябре здесь в течение трех дней гостил патриарх Алексий II. В рамках визита он провёл торжественное освящение храма в честь иконы Божьей Матери и провел там первую литургию. Наместник Панкратий в честь двадцатилетнего срока службы был удостоен ордена II степени.

10 июля 2009 года монастырь отпраздновал 20-летие со дня возрождения. В ознаменование этого события в одном из помещений Свято-Владимирского скита был создан музей.

Современное состояние

В настоящее время на территории Валаамского монастыря восстановлены все архитектурные сооружения. Плохое воздействие на целостность зданий оказывают особые климатические условия. В связи с этим реставрационные работы приходится проводить постоянно. С марта 2018 года ведутся восстановительные работы в Авраамиевском ските. Одиннадцать из тринадцати скитов уже полностью восстановлены.

Ежегодно 22 мая открывается сезон массового посещения обители паломниками. Если погодные условия на Ладожском озере позволяют, то открытие происходит раньше. Переправа паломников осуществляется водным путем.

На территории монастыря работает пекарня, где выпекается хлеб для жителей монастыря. В 6 км от обители находится молочная ферма и рыборазводный завод. При монастыре для православных гостей есть гостиница «Игуменская».

По данным на 2011 г. количество обитателей в монастыре насчитывало 217 монахов. Кроме того, в обители постоянно задействовано около полусотни трудников.

Святыни Валаамского монастыря

Основной святыней Валаамской обители, ради которой на остров тянутся бесконечные потоки паломников, являются мощи преподобных Сергия и Германа. Святые останки хранятся в Спасо-Преображенском храме.

Не меньшее значение имеет Валаамская икона Божией Матери, обладающая чудотворной силой. Это рукописная работа инока Алипия, написанная в 1878 г.

Чудесным воздействием на женщин обладает образ святой Анны: прислонившись к святыне, христианка избавляется от бесплодия. Икона является точной копией афонского подлинника.

Интересные факты

  • Валаамский монастырь имеет собственную эмблему, разработанную в 2015 году.
  • Около 100000 паломников ежегодно посещают монастырь, 90% которых являются туристами.
  • Гостиница обители способна вместить сразу около 200 человек.

Игумен Валаама Панкратий: «Не дай Бог потрясений!»

Предстоятель церкви отметил как положительный факт появление в российском законодательстве по защите культурного наследия такого нового понятия, как «религиозно-историческое место», и предложил помочь правительству определиться с тем, что же это такое. А также призвал закрыть торговые ряды на Валааме и привёл в пример ситуацию с греческим Афоном, к которому власти относятся по-особому — так, что «когда ступаешь на эту землю, понимаешь, что здесь другой мир, другие законы, другой образ жизни, который охраняется государством».

Насколько жизнь валаамских монахов нуждается в защите? Какие новые искушения их преследуют? Надо ли проповедовать в интернете? Доходит ли колокольный звон обители до общества потребления? Об этом и многом другом «АиФ» побеседовал с игуменом Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, епископом Панкратием.

21 июля ему исполнилось 60 лет.

Владимир Кожемякин, «АиФ»: Владыка, тяжёл ли для вас крест игуменский?

Епископ Панкратий: Это как посмотреть. Господь сказал: «Иго Моё благо, и бремя Моё легко». И также любой крест, который возлагает Он на человека, — это всё-таки благо. С одной стороны, нелегко, конечно, а с другой — Бог даёт нам силы даже в немощи.

Первые годы на Валааме были страшно тяжёлыми. Когда я вспоминаю о них, то даже не верится, и если бы мне сейчас сказали: «Вот тебе ещё один Валаам, давай, восстанавливай!» — я бы уже не согласился. Особенно плохо приходилось зимой, потому что местных жителей на острове тогда было пятьсот с лишним человек, а среди них много пьяниц, людей опустившихся (сегодня на острове осталось чуть больше ста человек мирян, а монахов живёт около 150 — прим. ред.). Прямо за алтарём была дискотека, а напротив — продуктовый магазин с вином и водкой. У меня в доме туалет был, простите, общий с больницей, на лестничной площадке курили медсёстры и приходящие к ним молодые люди, а мне надо было каждый раз проходить мимо них по своим делам… Контраст слишком сильный между строгой монашеской жизнью и такой коммуналкой прямо под боком. Часто вспыхивали скандалы, драки. И несмотря на это, благодать в храме, тогда ещё даже не просушенном, с разрушенными печами, временным картонным иконостасом, мы, монахи, ощущали очень сильно и находили в себе силы ещё и радоваться.

Фото: Из личного архива/ Священник Игорь Палкин

— Но сегодня, судя по всему, картина монастырской жизни тоже не во всём благостная. Через остров проходят тысячи туристов, здесь пока ещё остаётся местное население…

— Сегодня у нас уже хотя бы есть своё монастырское пространство, мы можем какое-то время, особенно вне туристического сезона — осенью, зимой, весной, как бы выдохнуть, побыть в уединении. То есть, с одной стороны, стало легче. Но сейчас, я считаю, в монашестве приходится бороться с искушениями уже другого рода. Например, со стороны интернета. Когда я в молодости поступал в монастырь, на собеседовании один старец, отец Матвей, прищурился хитро и спросил: «А вот скажи, пожалуйста, брат, что у тебя будет в келье?». «Будет две одежды — зимняя и летняя», — отвечаю. «А ещё?» — «Икона». — «А ещё что?» — «Книги духовные». Он улыбнулся и говорит: «Ну а маленький такой магнитофончик, духовные песнопения, проповеди послушать?» Я подумал и сказал: «Нет, не будет». «Но хоть чайничек-то будет, чайку попить?» — «И чайника не будет!» Но прошло пару лет, у меня и магнитофончик появился, и чайничек, всё как положено (смеётся). А сейчас — и интернет, и смартфоны, а там искушения. Ведь недаром на этой штуке (указывает на свой смартфон) нарисовано надкусанное яблоко — это действительно возвращает нас в те времена, когда Адам и Ева грешили перед Богом.

Монах уходит из мира, а смартфон возвращает его снова в мир. Эта проблема сегодня есть везде, в том числе и на греческом Афоне. Они там ведут блоги, общаются на форумах, шлют по сетям «многая лета», воззвания и анафемы… Но всё это абсолютно противоречит монашеству. Хотя я и сам тоже пользуюсь интернетом. Действительно удобно: и погоду можно узнать — какой прогноз на завтра, плыть по Ладоге на катере или не плыть, новости о том, что происходит в патриархии и в мире. Удобно руководить, читать и отправлять письма.

Но вот сейчас мне уже скоро 60 лет, и я думаю о том, что основная часть жизни прожита, надо посвящать оставшееся время, сколько Бог отведёт, более серьёзным вещам. Мне специально подарили телефон без камеры и интернета, и я стану пользоваться им, а почта будет идти через келейника. И соответственно, я получу моральное право требовать то же самое от насельников. Вот у монахов на Афоне телефоны даже не свои, а монастырские. Им выдают их, простите, как носки на складе, кружку-ложку и другие необходимые вещи. Тоже без камеры и интернета, самую простую и дешёвую модель. Только для дела. Началось у монаха какое-то конкретное послушание — ему выдают телефон, закончилось — забирают.

То же самое нужно делать и в наших монастырях. Все эти смартфоны, большие дисплеи — огромный соблазн, особенно для молодых монахов. Мне часто приходится слышать от них на исповедях, что вот, мол, опять бес попутал с этим интернетом… Один послушник даже уехал с Валаама из-за того, что просто погряз в Сети, и мир его притянул снова. И я даже считаю, что для современного монашества это один из главных вызовов. А путь к истине — возрождение подлинного общежития, когда у монахов нет ничего собственного.

Случается и так: приезжают паломники, небедные люди, которые могут что-то подарить послушнику или монаху, и сделать это с самыми лучшими намерениями. Но от этих подарков становится только хуже. Мне рассказывали, как один из афонских игуменов, проходя мимо группы монахов, увидел одного из них в тёмных очках. Он подозвал его и спросил: «Откуда у тебя эти очки?». Вообще, это некрасиво, когда монахи, священнослужители носят солнцезащитные очки. Как-то не вяжется… Тот ответил: «Мне паломник подарил». Игумен снял с него эти очки, бросил на землю и растоптал.

Владимир Путин и наместник Валаамского монастыря владыка Панкратий (слева направо) в музее имени Алексия Второго, 2009 год. Фото: РИА Новости/ Алексей Дружинин

Любить ли врагов наших?

— А фильмы или телевизор вы смотрите?

— Не смотрю уже давно. И братии запретил, сказав: «Мы не для этого сюда пришли. И если кто-то всё-таки будет смотреть, то он не имеет права причащаться со мной из одной чаши…» И это подействовало. А спустя какое-то время снова приходит брат: «Владыка, ну хоть какой-то самый православный фильм можно посмотреть?». Человек всё-таки слаб. Я, например, не пью и то же самое наказываю братьям — чтобы они держали сухой закон. А если я не буду ему следовать, как же смогу требовать того же от других?

— Но немало священников нарушают заповеди, а от паствы требуют послушания…

— Об этом ещё у Христа сказано: «Слушайте, что они вам говорят, но по делам их не поступайте». Христос сказал это всем, на все времена. Фарисеи, лицемеры, книжники — все эти религиозные типы есть и сегодня.

— Некоторые священнослужители не только ведут блоги, но и проповедуют через интернет: например, отец Иларион или Андрей Кураев. Они доносят своё видение до других через Сеть, как с амвона. Вы считаете это ненужным?

— Я считаю это ненужным и даже вредным для монахов. Монастырь может и должен вести просветительскую, проповедническую деятельность в интернете. Мы это делаем, у нас есть страницы в «Фейсбуке» и в других социальных сетях, свой сайт. То же самое и в других православных монастырях, например в Оптиной пустыни. Этим занимается братия, таково их послушание, но не личная прихоть. Монаху позволяется вести деятельность в Сети по благословению, к примеру, игумена. Но по собственной воле — нельзя.

Валаамский монастырь. Фото: РИА Новости/ Алексей Дружинин

— В интервью «АиФ», отвечая на упрёк, что, мол, монахи на Валааме заставляют мирян жить по своим правилам, вы сказали: «Мы навязываем людям только колокольный звон». Доходит ли он сегодня до большинства в обществе потребления?

— Думаю, всё-таки доходит. Другое дело, что этому яростно сопротивляются. Находятся те, кто старается его заглушить, и часто бывает так, что ищущие повода его находят. Благостной картинки у нас действительно нет. Да, конечно, к нам приезжает множество паломников, но очень много и тех, кто слышит голоса с противоположной стороны — антицерковные и, по сути, антироссийские. Часто за этим ничего нет, всё раздуто. Но люди привыкли верить, и многие ведутся, попадаются на удочку.

Петр Романов: Столыпин. «Последний римлянин Российской Империи» Хотя, конечно, нам самим надо давать меньше поводов для нападок. Недавно, например, было очень странное заявление одного очень известного священника о том, что слишком комфортная, мирная, спокойная, сытая жизнь вредит обществу, и Бог оставляет его. Он выразил надежду, что спокойствие и мир скоро закончатся, Бог вмешается в историю и пошлёт страдания, которые пойдут обществу на пользу.

Это заявление вызвало в мой адрес множество гневных вопросов от мирян: «Неужели вы все так думаете?!». Оно потрясло людей. Такие вещи говорить нельзя! Это ошибка очень большая, если не сказать, катастрофическая. Кого-то она может просто оттолкнуть от церкви. Той церкви, которая молится о стране нашей, властях и воинстве и призывает к любви даже по отношению к своим врагам. Апостол Павел учит молиться о властях именно для того, чтобы сохранялись мир и спокойствие, а тут вдруг заявляют, что мир, оказывается, нам не нужен, а нужны страдания и потрясения… Но российский великий государственный деятель Столыпин уточнял: «Нам не нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».

Наша страна и так потеряла на войне десятки миллионов жизней. Достаточно поехать на Донбасс, чтобы вспомнить об этом. Я встречался там с архиепископом Горловским и Славянским Митрофаном, епархия которого разделена: часть паствы на украинской стороне, другая — в ДНР. И его уже 8 раз догола обыскивали на блок-постах, а однажды чуть не расстреляли после того, как он попытался что-то объяснить, угрожали напрямую: «Мы вас всех сейчас тут уложим!».

Валаам. Фото: www.russianlook.com

Поэтому не дай Бог никаких потрясений. Их и так много в мире. Через 10–20 лет мирной, спокойной жизни Россия действительно станет великой страной. Тем более, если во власти будет больше таких честных и верующих людей, как, например, Евгений Примаков, больше настоящих руководителей и предпринимателей, министров, которые не воруют. Понятно, что даже очень порядочные чиновники вынуждены играть по тем правилам, которые им навязаны, приходится искать компромисс. Но они хотя бы не берут взяток, не приобретают за сумасшедшие миллионы долларов авторучки, осыпанные бриллиантами. Это люди, которые работают, оглядываясь на вековые устои России, а не на либеральную «разноцветную» Европу, не стремятся быть олигархами за народный счёт.

Читайте также: «На него можно было опереться». Воспоминания о Евгении Примакове

«Малая закваска квасит всё тесто»

— Но, может быть, 20 лет спокойной жизни приведут нас к другому результату: ещё большему укоренению общества потребления? Когда деньги решают всё. Разве нет?

— Апостол Павел сказал: «Малая закваска квасит всё тесто». Если в обществе будет больше людей, которые на деле определяют свою жизнь заповедями Христовыми, никакие стандарты потребления нас не переиначат. Казалось бы, мы сейчас живём, так много заимствуя у западной цивилизации. Но смотрите, какая волна протеста поднялась после того, как американцы объявили у себя свободу однополых браков. Даже в самой Америке, а в России — тем более.

— То есть вы считаете, что у нас есть иммунитет против такого образа жизни?

— У нас сохраняются те нравственные истоки, которые были заложены нам нашими родителями, им — дедами, а им — прадедами. Меня воспитывала мать, которая была членом коммунистической партии, но всю жизнь читала молитву и была человеком нравственным, никогда не могла что-то украсть или солгать. Она жила по совести и вложила это в меня, так же как другие матери и отцы в своих детей. Эта черта всё ещё живёт в нашем народе, она не растворилась. Конечно, опасность сегодня нарастает: идёт борьба, перелом, решается, каким будет будущее страны — туда мы качнёмся или сюда. Может быть, испытания, которые мы сообща преодолеваем в последние годы, — санкции, антисанкции, противостояние с Западом — посланы нам для того, чтобы мы устояли в своём образе жизни, сохранили в себе веру, чтобы не были размыты понятия добра и зла.

У некоторых, конечно, в том числе и у богатых людей, это «православие лайт»: мол, я крещусь, ставлю свечечку, попостился в хорошем ресторане с осминожками да с устрицами — и слава Богу. Другие попроще, но тоже ограничиваются внешними атрибутами веры. Ну ладно, пусть — хотя бы так для начала.

Игумен Валаама Панкратий. Фото: Из личного архива/ Священник Игорь Палкин

— Христиане-протестанты говорят, что, если человек богат, значит, Бог ему благоволит, Бог его отметил, богатство — это отметина Бога. А как вы считаете?

— Православные люди, обладающие материальным богатством, воспринимают его как дар Божий, который дан им с определённой целью. То есть они являются только распорядителями богатства, на самом деле оно не их. Каждому Бог даёт свой талант: ремёсла, науки, врачевания или быть предпринимателем, администратором, хорошим рабочим. Хороший рабочий — это не менее важно, чем хороший банкир. Банкир может вложить деньги в строительство, но, если у него не будет толковых администраторов, а у тех — грамотных строителей, всё развалится. Не всё же время нанимать иностранцев. Талант может выражаться и в богатстве — не свалившемся с неба, а заработанном и приумноженном своим умением и трудами. А уж как человек им распорядится, приумножит или закопает в землю — дело его совести.

Вспомним, как помогали нуждающимся и российской культуре дореволюционные купцы-меценаты. Сегодня, например, на Афоне собираются канонизировать русского золотопромышленника и благотворителя Иннокентия Сибирякова. Купец, миллионер — а сколько он сделал добра, строил больницы, приюты, храмы, монастыри. У нас на Валааме на его деньги построен Воскресенский скит. И закончил он свою жизнь схимонахом на Афоне в Андреевском скиту, построенном на его средства.

Валаамский монастырь находится на северной окраине России, неподалеку от границы с Финляндией. Монашеская обитель занимает целый островной архипелаг и обладает совершенно уникальными культурными, историческими и религиозными особенностями.

Где находится Валаамский монастырь

Святая обитель расположена в Карелии, на огромном острове в северной части Ладожского озера, а точнее — на целом архипелаге из более чем 50 отдельных островов. Самым крупным из них является остров Валаам, но и другие участки суши также относятся к территории монастыря.

Валаам и берег разделяют около 22 км. Ближайшим населенным пунктом рядом с Валаамом является город Сортавала, он находится в 42 км от обители. Несмотря на то, что по карте кажется, будто Валаамский монастырь расположен недалеко от Петербурга, на деле от северной столицы до святой обители более 200 км пути.

Описание Валаамского монастыря

Валаамский монастырь в Карелии относится к категории ставропигиальных, это означает, что обитель подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси, хотя фактическое управление монастырем по старинному уставу осуществляет игумен.

Древняя святая обитель занимает огромный остров Валаам площадью около 30 кв. км, скиты монастыря разбросаны по полусотне маленьких островов в непосредственной близости. Монастырь расположен в очень живописном уголке природы — скалистый остров высоко поднимается над уровнем моря, территорию Валаама покрывают преимущественно сосновые леса. Остров обладает несколькими внутренними озерами и сетью каналов, искусственно созданных в XIX столетии.

На видео Валаамского монастыря можно увидеть, что комплекс обители очень велик, и его трудно осмотреть в течение одного дня. В состав монастыря входят множество церквей, часовен и памятных крестов, среди самых знаменитых построек можно перечислить Спасо-Преображенский собор и Белый и Красный скиты, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, старинные дома Валаамского монастыря.

На территории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря расположено много хозяйственных построек — гостиница, основанная в старинном здании Конюшенного дома, Водопроводный дом, пекарня и молочная ферма, собственный автопарк и современная амбулатория. Монастырю принадлежат пахотные угодья и фруктовые сады, на острове функционирует ферма Валаамского монастыря. На протяжении года монахи трудятся на Валааме точно так же, как и в старые времена, поскольку жизнь острова состоит не только из молитв, но и из постоянной работы.

Скиты Валаамского архипелага

Скиты Валаамского монастыря заслуживают отдельного рассмотрения. Небольшие храмы и жилые постройки на малых островах архипелага обладают огромным религиозным значением и богатой историей.

Белый скит

Белый скит, или Скит Всех Святых, располагается на одноименном Скитском острове. Основан скит был в конце XVII Iвека, изначально обладал несколькими братскими корпусами и каменным храмом. В Белом скиту действуют особенно строгие правила — для женщин-паломниц вход сюда практически воспрещен, посетить территорию скита можно только в день Всех Святых во время крестного хода.

Скит Иоанна Предтечи

Скит на Предтеченском острове был построен в 1855 году и в то время представлял собой простую деревянную часовню. В 1858 году на ее месте была возведена деревянная церковь с колоколом, отлитым специально для Валаамского монастыря еще при Борисе Годунове. По состоянию на начало ХХ века в скиту хранились древние кресты XVII и XVIII векоы, а также прах схимонаха Иона, почитаемого на Валааме.

В настоящее время в ските по-прежнему живут монахи. Однако попасть на экскурсию в обитель нельзя — Предтеченский скит полностью закрыт для посещений.

Красный скит

Красный скит, который называют еще Воскресенским или Новоиерусалимским, расположен в южной области острова Валаам. По легенде, именно на этом месте был изначально установлен крест самим апостолом Андреем Первозванным. В 1846 году на месте креста была возведена деревянная часовня, а в начале ХХ века ее сменил двухэтажный храм. Свое неофициальное название, Красный, скит получил за то, что постройки его выполнены из красного кирпича.

Скит Николая Чудотворца

Небольшая обитель на Крестовом острове была построена в середине XIXвека и изначально состояла из церкви Николая Чудотворца и церкви Иоанна Дамаскина. Через несколько лет после постройки были дополнены каменным корпусом с кельями для братьев, также в XIX веке в часовне Николая Чудотворца располагался маяк, в окнах зажигали свет фонаря в особенно темные ночи.

Коневский скит

Коневский скит располагается на острове Коневец на берегу Игуменского озера. Освящение обители состоялось в 1870 году, но в середине XX века при советской власти скит был разобран. В 2004 году его восстановили и освятили заново. Скит известен тем, что неподалеку от него в прежние времена находилась келья игумена Дамаскина — настоятеля монастыря в период с 1839 по 1881 год, внесшего большой вклад в развитие и процветание Валаама.

Гефсиманский скит

Гефсиманский, или Желтый, скит располагается неподалеку от горы Елеон и включает в себя Вознесенскую часовню, часовню «Моление о чаше» и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Основан скит был в начале ХХ века, в годы советской власти довольно сильно пострадал, на территории обители до сих пор ведутся реставрационные работы. Заново освящен скит был в 1998 году.

Кто основал Валаамский монастырь

Личность основателя Валаамского монастыря и точный год его основания до сих пор остаются под вопросом. Монастырь является настолько древним, что достоверных свидетельств о начале его существования попросту не сохранилось.

  • На основания жития преподобного Авраамия Ростовского высказывается предположение, что обитель была основана в начале Xвека иноками Германом и Сергием, которые пришли на Валаам из Средиземноморья и основали на острове монашеское братство. При этом письменных источников, которые рассказывали бы о жизни непосредственно иноков, не сохранилось, однако в ряде летописей упоминается о переносе их мощей в 1163 году с Валаама в Новгород.
  • Согласно текстам жития Савватия Соловецкого, годом основания монастыря на Валааме считается 1407 год.
  • По легенде, первооснователем Валаамской обители является сам апостол Андрей Первозванный, донесший благую весть о Христе до самых северных земель и воздвигший каменный крест на скалах Валаама.

Внимание! Фактически отследить историю и развитие Валаамской обители можно только с XVI века, именно в этот период упоминания о монастыре начинают часто встречаться в письменных источниках.

Чем знаменит Валаамский монастырь

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь не просто так относится к самым известным монашеским обителям России и всего мира. Ежегодно сюда приезжают десятки тысяч паломников, которых привлекает древняя история обители, потрясающе красивая природа Валаама и особая атмосфера, царящая на удаленном от цивилизации острове.

  • Валаам — один из самых древних монастырей христианского мира. Легенда напрямую связывает его основание с учеником Христа Андреем Первозванным, и даже согласно достоверным письменным источникам возраст обители насчитывает не меньше 500 лет.
  • Валаам расположен в удивительно красивом и чистом природном уголке и находится в значительном отдалении от «мира», благодаря чему во время путешествия на Валаам можно по-настоящему отдохнуть душой от обычных забот.
  • На огромной территории Валаамского монастыря расположено много исторических построек и старинных храмов, часть из них сохранились со старых времен, другие были восстановлены в современности. Валаам представляет интерес не только для паломников, но и для историков и культурологов всего мира.
  • В стенах монастыря хранится много важных православных святынь — ежегодно паломники приезжают сюда, чтобы поклониться образам и мощам, попросить об исцелении или ниспослании просветления.

Одна из важнейших особенностей Валаамского монастыря на Ладожском озере, его особенно строгий внутренний устав. Обитель недаром называют «северным Афоном» — монахи Валаама избегают любых мирских соблазнов, проповедуют строгий аскетизм, упорно трудятся и по-настоящему отдают свою жизнь служению Богу.

История Валаамского монастыря

Точная дата заложения Валаамского монастыря остается неизвестной — одни источники относят основание обители к Х веку, согласно другим, монастырь был основан в XIV столетии. Официально принято считать началом отсчета истории обители 1407 год, а ее основателями — паломников Германа и Сергия.

Основной расцвет монастырь пережил в XV-XVI веках, когда на его территории проживало около 600 монахов. В начале XVII столетия Валаам оказался в упадке, в этот период остров отошел под владение Швеции, вследствие чего монастырь был сильно разорен. После Северной войны остров вернулся в границы России, и по указу Петра I в 1715 году началось восстановление обители.

В 1730 году был возведен деревянный Успенский собор, однако простоял он недолго, пожар 1754 года уничтожил почти все постройки. Очередному восстановлению обители способствовала уже императрица Елизавета. В 1774 году был возведен собор Преображения Господня, Успенская и Никольская церкви, а также келейные здания. Еще через 10 лет при игумене Назарии началось каменное строительство на территории монастыря.

С началом XIX века на Валаам снова пришел расцвет, на территории велась активная застройка, часть которой сохранилась до наших дней. В 1839 году настоятелем обители стал знаменитый игумен Дамаскин, внесший огромный вклад в архитектурное развитие монастыря. Дамаскин не только инициировал строительство новых соборов и церквей, но поспособствовал возрождению классических монашеских традиций в обители. Снова было возвращено старчество, стал гораздо более строгим устав обители, возросла ее известность.

В конце XIX века число насельников обители составило около 1000, также наметилась тенденция присвоения окрестностям храма названий из Нового завета. Духовенство рассчитывало, что вскоре Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь сможет стать новым Иерусалимом.

В ХХ веке на Валаам пришли непростые времена. После революции монастырь не был закрыт, поскольку находился на территории не России, а Финляндии. Однако изменения все равно настали, поскольку православные верующие в лютеранской Финляндии были в меньшинстве, в 1923 году монастырь был дерусифицирован. Богослужения в нем стали проходить на финском языке, на территории обители разместились оборонительные сооружения на случай войны с Советским Союзом. Монастырь был вынужден перейти на григорианское летосчисление, многие иноки покинули обитель. В период финско-советской войны исход иноков из Валаамского монастыря усилился — монахи уходили в Финляндию и впоследствии основали там Ново-Валаамский монастырь.

В 30-е годы в обители оставалось всего около 400 монахов, терпевших нищету и голод. В 1940 году уже после возвращения во владение СССР монастырь был окончательно закрыт, и на территории обители разместилось военно-морское училище. В 1950 году территорию обители отдали под дом инвалидов, а в 1979 году на Валааме был открыт музей-заповедник.

Возрождение монастыря началось только в 1989 году, Православная церковь снова получила в свое владение большую часть монастырских зданий. В декабре 1989 года на острове поселилось 6 монахов, старавшихся возродить традиции и обычаи Валаама, а в 1994 году произошло новое освящение обители.

На территории Валаамской обители расположено немало важных святынь православного мира. Среди них можно перечислить:

  • мощи преподобных иноков Сергия и Германа, они содержатся в Спасо-Преображенскомсоборе Валаамского монастыря и являются объектом поклонения для паломников со всего мира;
  • Валаамскую икону Божьей матери, чудотворный образ, написанный в 1878 году иноком Алипием;
  • икону святой Анны, этот образ является точной копией подлинника, хранящегося на Афоне, и по легендам, избавляет женщин от бесплодия.

Также на Валааме есть частица Гроба Господня из Святой земли — реликвия хранится в Воскресенском ските монастыря.

Монахи Валаамского монастыря

Валаамский монастырь на дивном острове Валаам славится своим строгим уставом, во многом повторяющим традиции знаменитого Афона. В настоящее время в обители проживает более 200 монахов, ежедневно занятых молитвами и упорным трудом. Распорядок дня для братии Валаама выглядит следующим образом:

  • в 17 часов вечера в монастыре начинается малое повечерие, за ним следует монашеское правило, три канона с акафистом Богоматери и чин прощения;
  • в 21 час после ужина наступает время безмолвия, в течение которого монахи читают молитвы келейно и совершают поклоны;
  • в 22 часа совершается отход ко сну, а уже в 5 часов утра происходят полунощница и утреня;
  • после этого служится ранняя литургия, после которой монахи направляются на утренний чай и последующие послушания;
  • в 13 часов следует обед, после которого читаются творения святых отцов и служится молебен у мощей преподобных Германа и Сергия.

Особенностью жизни монахов является то, что каждый из иноков находится под началом духовного отца или настоятеля. Время и продолжительность келейных молитв определяются для каждого монаха индивидуально.

Строгие правила действуют на территории Валаамского монастыря относительно сна монахов. Ночью на отдых отводится от 4 до 5 часов, еще 1-2 часа монахи могут поспать днем после обеда. По словам настоятеля Валаамского монастыря игумена Панкратия, правило о продолжительности сна берется из святоотеческих книг, в них рекомендуется спать не более 6-7 часов.

Важно! Большой известностью обладает хор Валаамского монастыря, в его состав входят выпускники Хорового училища им. Глинки и Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, дипломированные вокалисты и дирижеры, певцы музыкальных театров и вокальных коллективов Петербурга.

Как доехать до Валаамского монастыря

До святой обители, расположенной на северной окраине страны, можно добраться как из столицы, так и из Санкт-Петербурга. Удобнее всего использовать автомобиль, но существуют и маршруты общественного транспорта, хотя в этом случае ехать придется с пересадками.

Как добраться до Валаамского монастыря из Москвы

Самый простой способ доехать до святой обители из столицы — это совершить путешествие на машине. Из Москвы необходимо выехать по Ленинградскому шоссе, затем по трассе М10 достичь Санкт-Петербурга, обогнуть его и выехать на трассу А121, по которой проследовать до Приозерска. От Приозерска до острова можно добраться водным путем, к причалу Валаамского монастыря ежедневно ходят пассажирский теплоход и катер-метеор.

Еще один способ доехать до места назначения из столицы — это воспользоваться самолетом или поездом, чтобы сначала добраться до Петербурга, а затем сесть на рейсовый автобус на Северном автовокзале и доехать до Приозерска. Также с Ладожского вокзала можно добраться до города Сортавалы и сесть на теплоход или катер.

Как добраться до Валаамского монастыря из Санкт-Петербурга

Из северной столицы доехать до Валаама можно также на автомобиле, для этого нужно двигаться на Приозерск по трассе А121, после чего пересесть на теплоход или катер на городской пристани.

Есть и другие способы добраться до Валаамского монастыря:

  • на электричке до Приозерска — садиться на поезд нужно на Финском вокзале, дорога занимает около 3 часов, а доехать до пристани от железнодорожной станции можно на такси или на автобусе;
  • на рейсовом автобусе — транспорт от Северного автовокзала Петербурга ходит на Приозерск ежедневно, дорога также занимает около 3 часов;
  • на поезде до Сортавалы — на поезд необходимо садиться на Ладожском вокзале, железнодорожная станция Сортавалы находится всего в 1,5 км от пристани.

Важно! В летнее время экскурсии к Валаамскому монастырю из Санкт-Петербурга отправляются от Петровской набережной, до острова ходят прямые катера-метеоры и теплоходы. Такой маршрут позволяет отказаться от пересадок, однако и времени на дорогу уходит около 10 часов.

Экскурсии в Валаамский монастырь

Поскольку Валаам является не только местом паломничества, но и важным культурным объектом мирового значения, на остров можно попасть в составе экскурсии по Валаамскому монастырю из Москвы или другого российского города.

  • Существуют туры по усадьбе Валаамского монастыря и по скитам обители, групповые и частные экскурсии с индивидуальным гидом.
  • В среднем туры могут занимать от 1 до 4 суток, учитывая размеры монастыря, лучше всего отправляться на Валаам в продолжительный тур, это позволит осмотреть больше достопримечательностей.
  • Некоторые туры на Валаам предполагают активное изучение острова, другие предлагаются в формате свободного отдыха, в этом случае организаторы бронируют проживание для туристов и осуществляют доставку до места назначения, а через несколько дней забирают путешественников обратно.
  • Экскурсии по острову и обители организует и сам Валаамский монастырь, приобрести билеты можно через Паломническую службу обители.

Остановиться на территории острова туристы и паломники могут в монастырских гостиницах — «Зимней», «Игуменской», «Мансарде» и «Славянской». Места лучше бронировать заранее, поскольку наплыв туристов на Валаам всегда очень велик.

Совет! Поездку в Валаамский монастырь лучше планировать летом-зимой доступ на территорию острова ограничен, к тому же большая часть построек не отапливается и потому закрыта для посещения.

Правила посещения Валаамского монастыря

Валаам является популярным туристическим объектом, однако не следует забывать, что остров принадлежит действующему мужскому монастырю. Для всех без исключения гостей и паломников Валаамская обитель устанавливает довольно строгие правила.

  • Гости Валаама должны находиться в закрытой одежде, передвижение по территории монастыря в спортивных, пляжных или открытых нарядах, в шортах и мини-юбках недопустимо.
  • Мужчины при входе в действующие храмы должны снимать головные уборы, а женщины быть с покрытой головой и в длинных юбках.
  • На территории монастыря нельзя ни курить, ни распивать спиртные напитки, запрещены крики, пение, громкий смех и использование звуковой аппаратуры.
  • Запрещена видео- и фотосъемка — это относится не только к профессиональной, но и к любительской съемке, для того, чтобы сделать фото Валаамского монастыря, нужно разрешение игумена.
  • На территорию монастыря нельзя проводить домашних животных и проносить птиц.
  • На территории обители нельзя проводить какие-либо общественные мероприятия или религиозные действия, помимо разрешенных монастырем, а посещать храмы во время богослужений можно только согласно внутреннему уставу обители.

Разумеется, туристам на Валааме нельзя разводить костры либо собирать грибы и ягоды, вести охоту и рыбную ловлю, заниматься торговлей или вывозить с острова предметы с исторической и культурной ценностью.

Интересные факты о Валаамском монастыре

Монашеская обитель на острове Валаам обладает некоторыми уникальными особенностями. Например, известны следующие факты:

  • у обители есть собственная эмблема, она была создана в 2015 году;
  • ежегодно монастырь посещает около 100000 человек, преимущественно туристы, а монастырские гостиницы способны вместить до 200 человек одновременно;
  • из-за большого наплыва туристов и паломников игумен Панкратий вносил предложение установить особую процедуру посещения Валаама для гостей острова, определить четкое максимальное число паломников за сезон, чтобы сократить нагрузку для природы острова и для монастырских гостиниц.

Интересно, что принять постриг в Валаамской обители достаточно сложно — из 20 трудников в среднем только 1 остается для того, чтобы начать здесь иноческую жизнь. Связано это со строгостью устава, не каждый находит в себе силы для его соблюдения.

Валаамский монастырь находится на одноименном острове в Ладожском озере и представляет себой мужскую монашескую обитель с очень строгими правилами. Монастырь имеет огромное культурное и историческое значение, за счет чего посетить его стремятся туристы со всего мира.

Отзывы о Валаамском монастыре

Денисов Сергей Николаевич, 38 лет, г. Москва На Валааме был неоднократно — это прекрасное место для восстановления душевного равновесия. Монастырь идеально вписан в суровую и красивую природу острова, территория обители очень хорошо отреставрирована. По монастырю проводятся интересные экскурсии, при этом видно, что жизнь монахов в обители идет своим чередом. Петрова Лариса Анатольевна, 33 года, г. Санкт-Петербург На Валааме были летом в прошлом году — поездка принесла очень яркие впечатления. Потрясающе красивая природа Ладожского озера дополняется суровым величием монастыря, экскурсии по территории обители проводятся очень профессионально, за время поездки узнали много интереснейших сведений не только о Валааме, но и о истории русского православия.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх