Помост

Вопросы веры

Валдай Иверский монастырь

Особую прелесть Валдаю придает расположенный недалеко на острове Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.

Как добраться до монастыря

С 3 июня 2018 года по воскресеньям из Валдая ходит автобус, см. расписание на этой странице.

Между Валдаем и островом курсирует (курсировал, с 2016 года теплоход не ходит) теплоходик «Заря», расписание и стоимость можно узнать тут.

На такси. Номера служб такси можно посмотреть тут. Примерная стоимость поездки Валдай — Монастырь 200-300 рублей (лето 2016г).

Зимой пешком по льду через озеро. Хорошая натоптанная тропа, солнце, свежий воздух. Расстояние примерно 3 километра.

Информация:
Правила поведения при посещении монастыря
Время для посещений, контакты
План-схема территории
Станция метро «Иверский монастырь»
Фотографии монастыря

Архитектура:
Иверский (Успенский) собор
Надвратная церковь святителя Филиппа
Надвратная церковь Архистратига Михаила
Настоятельский корпус с колокольней
Трапезная с церковью Богоявления Господня

История:
Валдайский Иверский Богородицкий Святоозёрский православный мужской монастырь: страницы истории
Подробная история создания Иверской обители на Валдае

Иверский монастырь был основан Новгородским митрополитом Никоном в 1653 году. Первой каменной постройкой монастыря стал Успенский собор (1656 г.), сохранившийся до наших дней. Его высота — 43 метра. Периметр монастыря (по стенам) — 1050 метров, площадь (в пределах стен) — 5,7 га. С 1991 года монастырь вновь стал действующим.

История монастыря

Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.

Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».

К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Восстановление и новейшая история

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.

Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х — 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В. В. Путин.

В апреле 2008 года было сообщено о принятом решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“». Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.

19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Полезные ссылки:
Сайт Иверского монастыря
Новости жизни монастыря на нашем сайте В монастырь можно проехать на экскурсионном или рейсовом катере, а также на машине. Для этого надо проехать вокруг Валдая до поворота на Боровичи, проехать туда около километра, и затем свернуть на небольшую местную дорогу влево, которая через километр выведет Вас к мосту на остров Рябиновый, и далее — до монастыря. Кстати, от монастыря можно перейти вброд через неглубокий пролив на соседний остров — Муравьиный. На нем вы увидите огромные вековые сосны, а также небольшое внутреннее Глухое озеро.

Созданный патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии византийской духовной культуры. Богатейшая и известнейшая из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом, где зарождались и развивались ремесла.

Сейчас в монастыре восстанавливается монашеская жизнь. Ежедневно над белоснежным «кораблем» с золотыми луковками церквей, окруженным водами озера, разносится чудный валдайский звон, приглашая паломников вознести общую молитву к Богу и поклониться святыням обители.

На карте:

Валдайский Иверский Святоозёрский Богородицкий мужской монастырь.


В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит Никон отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. В специальной грамоте царь Алексей Михайлович приносил покаяние за беззаконие Иоанна Васильевича, признавал его вину и выражал почтение к мученической смерти святителя. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.

Весной 1652 года скончался патриарх Иосиф, единодушным решением царя и Российских архиереев на патриарший престол был выбран Никон. 25 июля 1652 года состоялось поставление митрополита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архиерейским собором.
Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначает архимандрита Дионисия — «мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка…».
Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.
Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом. Как свидетельствует Новгородская летопись, в 1541 году (по другим источникам в 1452 году):
Сам монастырь находится на острове . С большой землёй соединён мостом.
01

Валдайское озеро, может сравниться по красоте с Селигером.
02

03

На парковке перед монастырём очень много машин. Места на всех не хватает, поэтому машины начинают парковать вдоль дороги еще на подъезде к монастырю. Много экскурсионных автобусов.
04

Надвратная церковь свт. Филиппа расположена в западном прясле монастырской стены ансамбля Валдайского Иверского монастыря. Церковь построена в 1873-1874 гг. по проекту инженера-архитектора Савельева на месте разобранного храма XVIII в., представляет собой одноглавую надвратную постройку с одной проездной аркой.
05

Здание двухэтажное кирпичное, с жесткой конструктивной схемой (расстояние между поперечными стенами менее 24 м). С южной стороны к церкви примыкает корпус Гостиных келий, с северной стороны – Конюшенные кельи. Главка – восьмигранная.
06

В основном объеме II яруса действующая церковь, северное крыло используется как лестничная клетка
07

Причал. Ещё один способ добраться до монастыря это поездка на катере из Валдая.
08
А вот вдалеке виден и сам город Валдай.
09
Обычно на шпилях монастырских стен есть флюгеры изображающие трубящих ангелов. Здесь же орёл со скипетром и державой. Но сне двухголовый, голова одна.
10
11
Церковь Архистратига Божьего Михаила. Церковь эта каменная, находится на запад от собора над внутренними монастырскими воротами.
Построена в XVII веке. В иконостасе этого храма, на северных дверях, изображен св. Архангел Рафаил, а на южных — царь Салимский Мельхиседек. В обширной паперти этого храма находилась крышка от древней раки св. Иакова Боровичского, в которой он почивал. Постройка представляет бесстолпный одноглавый одноапсидный храм с галереями по трем сторонам, поставленный на прямоугольный в плане объем Святых ворот с проездной аркой в центре.

Сооружение ходит в комплекс средней линии монастыря, делящей территорию на восточную и западную части.
12
Трапезная с церковью Богоявления Господня. Против северо-западного угла соборного храма, находится теплый монастырский храм во имя Богоявления Господня, построенный по благословению и плану святейшего патриарха Никона в 1657-1658 г.
Церковь эта находится над церковью Богоявления Господня. Построена в 1747 году. В иконостасе этой церкви были замечательны царские двери с сенью и столбцами, обитая серебряно вызолоченною басмою. Двери эти, в 1653 году, были присланы патриархом Никоном для первой деревянной монастырской, церкви в честь иконы Иверской Божией Матери и составляют замечательный памятник древнего русского самобытного художества ХVII века. Храмы эти находились в одной связи с братскою трапезою и кельями.
13
14
Колокольня.
15
16
Часы без стрелок.
17
18
Церковь св. Иакова Боровичского. Архимандрит Феодосий в 1670 году просит митрополита Новгородского Питирима, построить церковь во имя Св. Иакова Боровичского, так какс 1654 года в монастыре находятся мощи святого, а церкви во имя его нет.
Был построен деревянный храм, на северо-восточной границе монастыря, в саду.
В 1700 году деревянная церковь Иакова Боровичского с больницею сгорела и на ее месте в 1702 году был построен каменный храм с больничными кельями и трапезной палатой. Корпус больницы и трапезной первоначально, видимо, были одноэтажными. Впоследствии, был достроен второй этаж.
Церковь во имя св.Иакова Боровичского одноэтажная, квадратная в плане, перекрытая коробовым сводом, с полукруглой апсидной частью. Над кровлей возвышается высокий широкий купол с круглым барабаном и шаровидной главкой. Вход в храм со стороны южного фасада, из сада.
19
20
А вот здесь на шпиле уже трубящий ангел.
21
Красота.
22
Соборный Иверский храм представляет образец самобытного русского церковного зодчества ХVII века.
Пятиглавый храм построен в виде продолговатого квадрата; восточная сторона выдастся 3 полукругами. Вокруг всего храма галерея с входным крыльцом; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажная, в виде часовен, с небольшими железными крестами, такой же крест и на входном крыльце. Своды собора поддерживаются четырьмя массивными столбами. Свет обильно льется с боков сквозь широкие окна (по три на каждой из 3 сторон), а сверху — чрез окна 5 куполов. Длина собора от алтарной стены, до входных паперть дверей — 3 саж, 2 арш., а ширина 10 саж, 2 арш. В алтаре — деревянные хоры, вход на которые из Иверского придела, а в самом храме хоры каменные, находящиеся над входною дверью в храм, вход на которые — с северной стороны в стене.
23
Пол в храме из путиловской плиты. Престол утвержден на 4 каменных столбах на каменной площадке; с передней стороны к нему примыкает каменная ступень; на нем чеканенная посеребренная одежда и над ним резная вызолоченная сень. Против престола, на восточной стороне, на Горнем месте под резным вызолоченным балдахином — величественное изображение Христа Спасителя, седящего на престоле в виде архиерея с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. По обеим сторонам этого образа были изображены св. двенадцать апостолов, св. апостол Иаков, брат Божий, св. апостол Никанор, св. священномученик Ириней Лугдунский и св. Стефан Сурожский. Алтарь трехчастный с 3 окнами; в диаконике в 1841 году устроен придел во имя Иверской иконы Божией Матери, а главный престол переименован во имя Успения Божией Матери при возобновлении собора, бывшего после опустошительного пожара в 1710 году, освященного митрополитом Новгородским Иовом. Иконостас в этом храме величественный, пятиярусный, резной, деревянный, вызолоченный червонным золотом, венчающийся Распятием Господа.

24
25
26
27
28
29
Иверская икона Божией Матери
История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Святой апостол и евангелист Лука, в то время, когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали её последующие поколения и роды. Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: «Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет». Предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.
30
В 1653 году, на память перенесения мощей святителя Филиппа (3 июля), у патриарха Никона родилась мысль о создании обители во имя Иверской иконы Богоматери на прежде (еще в 1651 году) излюбленном им острове на озере Валдае, в Новгородских пределах. Он открыл свою мысль царю, который оказал ему полное содействие в приведении его намерения в исполнение. Предположено было создать обитель во всем подобною Афонскому Иверскому монастырю. В том же году преступлено было к созданию обители и воздвигнуты были два временных деревянных храма: один во имя Пресвятой Богородицы Иверской, а другой с теплою трапезою во славу святителя Филиппа. В следующем году принесены были в новосозданную обитель из Москвы части мощей святителей Петра, Ионы и Филиппа. Сопровождавшие их встретили за 20 верст от Иверскаго монастыря шествующие туда же мощи преподобного Иакова из Боровичей (это было 24 февраля). Отслужив литургию в крестопоклонную неделю (26 февраля) патриарх отправился в Москву и немедленно послал в святую Афонскую гору с тем, чтобы там с Иверской Афонской иконы написана была икона для новосозидаемой обители. По написании ее совершенно согласно с древнею чудотворною, она была отправлена в Москву с тем же подвижником, священником Корнилием, который сопровождал и первую Иверскую икону в Москву (в 1648 году), и еще иеромонахом Никифором. Св. икона прибыла в Москву в 1655 году.
В Москве между тем украшаема была золотом, жемчугом и драгоценными камнями Иверская икона, привезенная с Афонской Горы. По свидетельству патриарха, на золотую ризу, убрус Богоматери и венцы и на все украшение этой иконы употреблены им сорок четыре тысячи рублей. Украшение окончено 1 марта 1656 года, как видно из исторической надписи на самой иконе.
В декабре 1656/57 года, во время освящения соборного храма Иверского монастыря, икона заняла свое место в иконостасе.
31
32
33
34
35
Выйдя за стены монастыря отправились искать геокеширский тайник. Иверский монастырь

В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. В специальной грамоте царь Алексей Михайлович приносил покаяние за своего «прадеда» Иоанна Васильевича, признавал его вину и выражал почтение к его мученической смерти. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.

Весной 1652 года скончался патриарх Иосиф, единодушным решением царя и Российских архиереев на патриарший престол был выбран Никон. 25 июля 1652 года состоялось поставление митрополита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архиерейским собором.

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначает архимандрита Дионисия — «мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка…».
Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом. Как свидетельствует Новгородская летопись, в 1541 году (по другим источникам в 1452 году):

«…в веси Боровичах на реке Мсте в пороге на светлой неделе во вторник, явился гроб обгорелый, а в нем тело нетленно суть мертвого. И ту живущим люди тот гроб трижды отвозиша вниз по реке Мсте, за поприще и больше. Он же против быстрин речных являшеся на том месте в пороге «. В сонном видении старейшинам селения открылось имя усопшего. Святой назвал себя Иаковом и укорял людей за его отвержение. И поняли тогда жители Боровичские свое неразумное отношение к явленным им через приплытие мощей отрока Божия».

На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.

24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых.

В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх — Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано:

  • «Часослов», два издания, (1657 и 1658 гг.);
  • «Рай мысленный», сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.);
  • «Брашно духовное», (1661 г.);
  • грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).

Необходимо отметить, что это первая провинциальная типография в Российской империи. С 1665 года по повелению Никона она была переведена Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря — Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.

16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. «Поистине нет ему подобного в мире» — отозвался об Иверском монастыре его исследователь Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило «желтой меди», специально выписанное из-за границы, «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».

Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского:

«… икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…».

Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери, но и история пришествие этой святыни в обитель.
Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось:

«…Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написать Святую икону». Далее указывалось, что иконописец «токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая».

Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь, им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время, Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше.
В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры.

Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии. В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне: взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.

Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII — XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688 — 1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым «с товарищами». В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в «великом непомерном пожаре», и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.
Описи XVIII — XIX вв. дают представления о внутреннем и внешнем виде обители. Внутри монастыря находились:

  • соборная церковь во имя Успения Богородицы «о 5 главах», вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (1653-1656 гг.);
  • теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666-1671 гг.);
  • на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус — внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679-1689 гг.);
    каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679-1689 гг.);
  • слева от нее — двухэтажный каменный флигель братских келий 1679-1689 гг.);
  • в западной части монастыря — двухэтажный братский корпус на погребах (1730 г.);
  • архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683-1689 гг.);
  • двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683-1689 гг.);
  • святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа митрополита Московского (1656 г.; 1874-1875 гг.);
  • в северо-восточном углу — церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702-1708 гг.).

А также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.

Валдайский Иверский монастырь основание и история обители

Основание Валдайского Иверского монастыря

Основание Валдайского Иверского монастыря связано с чудесным явлением патриарху Никону. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел перенести в кремлевский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычева), убитого по приказу Ивана Грозного и погребенного в Соловецком монастыре. Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия «туда и обратно» митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере.

Летом 1653 года на Валдае начались работы, и осенью здесь уже стояли две новые, свежим деревом пахнувшие церкви. Одну из них, теплую, освятили во имя свт. Филиппа, митрополита Московского, другую — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озерной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот.

Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал озеро. Теперь оно должно было называться Святым. Название это не прижилось, но дурная слава озера померкла. Больше того, теперь здесь стали наблюдать явления совсем другого рода.

Нет ему подобного в мире

Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежецы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Иверскую икону Божией Матери.

К этому моменту на острове уже достраивался великолепный каменный собор, посвященный Иверскому образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине «Никоновыми» темпами. В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили. Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознесся пятиглавый храм, какой впору было бы видеть в стольном граде.

Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображен сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило «желтой меди», «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».

Первоклассный монастырь

Именно к этому периоду относится второй этап благоустроительных работ в монастыре. При Никоне все здания обители, кроме Иверского собора и теплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670—1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу XVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь.

Основной доход монастырю приносили богомольцы, во множестве стекавшиеся к Иверской иконе Божией Матери, которая, когда не бывала носима по окрестным селам, находилась в Успенском соборе. Ко вторнику Светлой седмицы, в день чествования Иверской иконы, в обители иногда собиралось до пятнадцати тысяч человек. В особенности усердным стало внимание паломников к Валдайскому монастырю после 1848 года, когда Иверская икона прославилась как избавительница Валдая от эпидемии холеры.

К началу XX века в Валдайском Иверском монастыре насчитывалось около семидесяти насельников, а сама обитель представляла собой отрадную картину благоустроенности. Далеко виднелись купола Успенского собора (не золотые, позолотили их лишь в новейшее время), и далеко разливался над водой монастырский благовест.

Валдайский монастырь после революции

Поле революции коммунисты вывозили из монастыря все, что им попадалось на глаза. У монахов отобрали ключи от всех кладовых и амбаров. Отныне хлеб насельникам выдавали члены комитета, а настоятель не имел права предпринимать каких бы то ни было действий без ведома пролетарского начальства. С декабря 1918 года комитетчики заставили молодых монахов и послушников работать на лесозаготовках в пользу государства. Старым и убогим тоже нашлось дело: они трудились на водокачке и в кухне.

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Она просуществовала восемь лет, после чего ее закрыли.

После разгона артели в монастыре находился сначала музей, затем мастерские. Во время войны здания обители занял госпиталь, позже — дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е годы на живописном острове решили устроить базу отдыха. Все эти последовательно сменявшие друг друга хозяева не слишком пеклись о сбережении монастырских храмов. Успенский собор лишился иконостаса и — почти полностью — росписей. От его первоначального убранства сохранились только дубовые резные двери и парадные кованые врата.

Монастыри Новгородской области.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх