Помост

Вопросы веры

Варлаама хутынского монастырь

Содержание

Варлаамо-Хутынский монастырь

Варлаамо-Хутынский монастырь — (Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский (ранее — мужской) монастырь) находится на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км от Кречевиц.

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благославляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. После присоединения Новгорода к Москве был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.

В 1462 году в Хутынский монастырь приехал Иван Васильевич III дабы поклониться святым мощам и по легенде стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Васильевич в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, царь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опаленная дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своем доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в свое последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Кремле. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Монастырь был закрыт в 1925 году. C 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь.

Подробнее

  • Аэропанорама: Варлаамо-Хутынский монастырь.

Рядом

  • Церковь Спаса Преображения на Ковалеве;
  • Церковь Спаса-на-Нередице;
  • Рюриково Городище;
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле.

Отзыв: Варлаамо-Хутынский монастырь (Россия, Великий Новгород) — Чтобы много душевных набраться сил, обязательно нужно съездить в Хутынь!

Всем привет, дорогие друзья. Продолжаю свой рассказ о нашей поездке в начале мая этого 2017 года, в замечательный город Великий Новгород, как и о том, какие достопримечательности Великого Новгорода, мы успели посетить. Всего в Великом Новгороде мы посетили 2 бывших монастыря: Духов и Антониев монастыри, и 3 действующих монастыря, это: Зверин-Покровский монастырь, Свято-Юрьев монастырь и Варлаамо-Хутынский монастырь. Сегодня я вам хочу рассказать про последний из посещенных нами в Великом Новгороде действующих монастырей, про женский Варлаамо-Хутынский монастырь, точнее его полное название — Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь.

Этот монастырь находится довольно недалеко от Новгорода (примерно в 15 километрах на северо-восток от него), в Новгородском районе Новгородской области, прямо на берегу реки Волхов, на Монастырской улице в большой деревне Хутынь. А это его колокольня и она же является главным входом в Варлаамо-Хутынский монастырь:

По народному преданию, раньше место, где сейчас расположился этот монастырь — полностью находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», что обозначало — плохое «худое» место.

Вход в монастырь через эту арку:

И тут через нее видно небольшой Варлаамиевский храм:

Вид на колокольню снаружи монастыря:

Вид на Варлаамиевский храм:

Здесь же, рядом с берегом Волхова находилось обширное болото, которое называлось «Видынь», поскольку местные люди верили, что в этом болоте водятся («видятся») нечистые. Это река Волхов, на берегу, которой стоит монастырь:

Тоже Волхов:

Основал Варлаамо-Хутынский монастырь в самом начале XII века святой Варлаам, которого очень почитают на Севере России. Святой Варлаам (который в миру носил имя Алексей Михайлович (Алекса Михалевич)), родился в богатом новгородском боярском роде, но с малых лет он проводил все время в молитвах и постах.
И после смерти своих родителей будущий святой Варлаам — раздал все свое имущество бедным, и отправился к местному святому подвижнику Порфирию в Лисицкий монастырь, от которого он и принял постриг с именем Варлаам. Далее святой Варлаам — решил удалиться как можно дальше от всяческих городских соблазнов, и поэтому он и направился в леса, на Север от Новгорода по берегу Волхова.
Подходя к «Хутыни», святой Варлаам — увидел идущий из лесной чащи луч света. Поняв, что это было ему знамение, он решил поселиться здесь, ведь это Божья воля. Здесь в «Хутыни», он и возвел свою келью, и стал проводить все свое время в строгих постах и молитвах, не смотря на активное противодействие ему, со стороны нечистой силы, которые то возбуждали против него местных жителей, то под видом диких животных бесы — пытались изгнать Варлаама, но тщетно. Это Преображенский собор, в котором находятся мощи святого Варлаама:

Однажды Варлааму принесли свежую рыбу и он очень захотел ее съесть, но он не стал нарушать пост, и три дня еще постился, а рыбу велел приготовить и убрать в его келью. Но когда он пришел есть эту рыбу, он обнаружил там только червяков, и тогда он больше никогда не подвергался искушению, и решил, что он должен блюсти себя в постничестве и не хотеть ничего другого.

Святой Варлаам — носил очень суровую одежду (хранящаяся в монастыре его власяница весит около 8 килограмм) как и железные вериги (весящие около 4 килограмм). Довольно скоро слухи о святом подвижнике Варлааме — разнеслись по всему Северу Руси, и к нему стали приходить за советом и благословением, и знатные люди, даже князья, так и простые люди. Также многие люди — просили у святого позволения поселиться рядом с ним.

Святой Варлаам — никого не прогонял прочь от себя, и вскоре рядом с его скромной кельей появилось много жилищ пришедших к нему иноков.
Поэтому святой Варлаам решил упорядочить духовную жизнь, и построить здесь святую обитель, для чего Варлаам, и все собравшиеся здесь иноки вместе, сообща построили в Хутыни небольшую деревянную церковь Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни), и прочие монастырские постройки. Вот так и появился здесь Хутынский монастырь в середине XII века. Незадолго до своей кончины, святой Варлаам заложил каменный храм в честь Преображения Господня, вместо уже обветшалого деревянного храма.

Это коллекционные розы, которые посадили монахини, для благоустройства своей обители:
Новый каменный храм Преображения Господня — был освящен новгородским архиепископом Григорием 6 августа 1192 года, в праздник Преображения Господня. Согласно монастырской летописи, святой Варлаам — преставился вскоре после постройки нового храма, это было 6 ноября 1192 года. Но тот каменный Преображенский собор, который был построен в 1192 году, не сохранился до наших дней. Доминантой всего Варлаамо-Хутынского монастыря является построенный в 1515 году «новый» Спасо-Преображенский собор:
Мой молодой человек рассказал мне историю, о том, как однажды Варлаам послал свою братию ловить рыбу, а они поймали большого осетра, и много мелких рыбешек. Осетра они спрятали, и принесли Варлааму только мелочь, но он все это время молился о хорошем улове, и уже знал, что они поймали, и сказал им об этом. Рыбаки тут же пали ему в ноги, и попросили прощения, сказав, что больше так не будут. А тут слева мы видим Варлаамиевский собор:
*

После смерти Валаама, обитель не пришла в упадок, а продолжала развиваться и расти.
Все деревянные постройки со временем заменили на каменные. Это братские корпуса:
Многие князья жертвовали на благоустройство этого монастыря, поэтому инокам было на что поддерживать его в хорошем состоянии. Кстати, на дверях монастыря есть изображения из жития Валаама:

Всего таких изображений 16:

Среди этих эпизодов есть то, как Варлаам воскресил усопших:

В 1920-е годы, монастырь закрыли, все его имущество изъяли, а иноков поставили на биржу труда.
Потом храмы были переданы Новгородскому музею. В 30-е годы, последний настоятель монастыря с двумя своими помощниками поселились в деревне Хутыни, и стали там проводить богослужения, но потом их всех арестовали и сослали на три года в какую-то глухомань. Одного из них потом расстреляли. Это Варлаамиевский храм:

Потом в монастыре была школа, тракторная станция, и даже психушка 🙁 А потом началась война, и очень многие постройки монастыря сильно пострадали.

Но люди все равно потом стали приходить в руины храмов, молились там, ставили свечки и просили Варлаама им помочь.

Один из братских корпусов поближе:

В 1991 году монастырь передан РПЦ и тогда его возобновили, как женский.
И с этого момента началась реставрация монастыря, в результате которой восстановили все храмы, трапезную и другие постройки.

Весьма внушительное крыльцо у храма Преображения Господня:

А это часовня, на месте, где раньше стояла келья Святого Валаама. Говорят, если попросить Валаама о чем-то своем, и обойти вокруг это часовне три раза, то все обязательно сбудется

Вид с этой горки — на монастырь:

А вот лестница, по которой надо подниматься к часовне:

Горку, на которой стоит часовня, построил сам Валаам, он долго носил в своей шапке землю, на место для будущей горки. Говорят даже, что некоторые паломник, обходят эту горку три раза, а потом на нее ложатся.

Мой молодой человек рассказал мне такую легенду, что в XVI веке в монастырь приехал царь Иоанн Васильевич IV, и он начал спрашивать у настоятеля монастыря, почему они не могут открыть раки с мощами, чтобы можно было к ним непосредственно прикоснуться? Он повелел выкопать святого Варлаама, но когда начали копать, из земли вырвался огромный огненный столб и опалил дверь и часть иконстаса. Не дал Варлаам себя выкопать, а та опаленная дверь с частью иконостаса до сих пор сохранились в монастыре. Недалеко от Варламиеевского храма находится большая поленница дров, которые сложены, вот в такую поленницу:

Совсем рядом с монастырем находится и память о Великой Отечественной войне. Это братская могила 1075 погибших здесь советских воинов из 229 стрелковой дивизии:
Ну а мы — бросаем прощальный взгляд на монастырь:
Дальше мы с вами выходим за пределы монастыря, и видим отдельный, огрожденнный забором источник Святого Варлаама.

Там есть колодец, который построил сам святой Варлаам.
Данный Варлаамо-Хутынский женский монастырь, нам очень понравился и запомнился своим умиротворением и душевным спокойствием, и поэтому мы советуем всем его посетить, если вы будете в Великом Новгороде. Ставим ему твердые пять баллов. Всем пока, и до новых встреч!

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь

Россия Новгородская область деревня Хутынь

Идёт загрузка карты…

Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположенный на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц.

История

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.

В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921).

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).

Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Современное состояние

С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). В монастыре проживает около 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.

Духовник обители — игумен Макарий (Шамсутдинов). По словам одной из паломниц: «Самое неизгладимое впечатление на меня произвел батюшка — игумен Макарий. В суетном мире, в котором мы живем, каждый раз поражаюсь, встречая таких удивительных людей. Я бы сравнила отношение отца Макария к другим людям с добротой и любовью Христа. Рядом с таким человеком начинаешь чувствовать в себе свет. Как ребенок учишься по-новому любить людей, и за это я ему благодарна. Образ его светящейся улыбки я буду нести с собой по жизни». По словам другой паломницы: «Он имеет от Господа дар любви и утешения. Сколько бы ни приехало паломников, для каждого у него найдется улыбка и доброе слово, на горочке каждого помажет маслицем после молебна, каждому уготовано ведро воды из колодца, причем независимо от погоды и времени года. Паломники в шутку зовут о. Макария гидромонахом». К о. Макарию едут за духовным советом и помощью люди из многих городов России, исповедь он принимает перед началом Литургии.

Святые

  • прп. Варлаам Хутынский

Святыни

  • мощи прп. Варлаама Хутынского
  • холм-горочка, которую, по преданию, наносил своей скуфьею прп. Варлаам

Престольные праздники

Прп. Варлаама Хутынского — 19 ноября

Преображение Господне — 19 августа

Фото

  • Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Вид сверху

  • Вид на Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь

  • Святая горочка

  • Гостиница для паломников

  • игумен Макарий (Шамсутдинов)

  • Колокольня Варлаамо-Хутынского монастыря

Видео

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь

По святым местам. Варлаамо-Хутынский монастырь и его легенды

Варлаамо-Хутынский монастырь

Как добраться

Проезд: Хутынская обитель вполне доступна с точки зрения общественного транспорта. Добраться до Новгорода не должно составить труда. До Хутыни от новгородского автовокзала (ул. Октябрьская, д. 1, рядом с железнодорожным вокзалом) довольно регулярно ходит автобус №121. На автомобиле из центра Новгорода нужно ехать по Большой Московской улице до пересечения с улицей Державина. Здесь повернуть направо и следовать до указателя на Хутынь (поворот налево). Через некоторое время будет развилка. Вам нужно налево, на Монастырскую улицу. Она выведет вас к обители.

Адрес: Новгородская область, Новгородский район, п. Хутынь.

Тел.: 8 (8162) 74-96-02 (паломнический центр), 8 (921) 201-56-41 (гостиница на территории обители)

Ссылки

  • Паломничество в Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Ноябрь 2013 года
  • Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. История
  • Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь. Общая информация
  • Варлаамо-Хутынский монастырь. Фотоотчет
  • Варлаамо-Хутынский монастырь. Новгород. Фотоотчет
  • Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь. Фотоотчет и отзывы
  • Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь. Рассказ о поездке
  • Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. История
  • Паломническая поездка общины «Лепта» в Варлаамо-Хутынский монастырь
  • Трудничество в Варлаамо-Хутынском монастыре
  • Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Группа ВКонтакте

Варлаамо-Хутынский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Варлаамо-Хутынский монастырь

Варлаамо-Хутынский женский монастырь находится в Новгородской области, близ деревни Хутынь, что примерно в 7 км от Великого Новгорода. Туристы и паломники круглый год едут сюда толпами. Одних привлекает многовековая история обители, другие просят помощи у преподобного Варлаама Хутынского. Но обо всем подробнее. Согласно летописным источникам, Варлаамо-Хутынский монастырь был заложен в 1192 г. уже упомянутым монахом Варлаамом. Усилиями аскета на этом месте был воздвигнут каменный храм во имя Преображения Господня, который просуществовал до начала 16 века. На его месте был построен Спасо-Преображенский собор. Величественный храм украшает женский монастырь и по сей день.

Главная святыня монастыря — мощи преподобного Варлаама Хутынского. Но мало кто уезжает отсюда, не побывав на могиле известного поэта и государственного деятеля 18 века Гавриила Державина.

Изначально это была мужская обитель, но в 1920 г. жизнь в Варлаамо-Хутынском монастыре внезапно остановилась. Собор и монастырские помещения закрыли, а ее настоятелей и служителей предали жестоким гонениям. Чтобы храм и корпуса обители не пустовали, здесь сначала размещалось училище для военных, а затем и вовсе психиатрическая больница. В годы войны Варлаамо-Хутынский монастырь неоднократно становился мишенью в бомбежках и победу над фашистами встретил в полуразрушенном состоянии. Но даже в мирное время здесь мало что изменилось. Многие десятилетия обитель простояла в запустении, без ремонта и реконструкции.

Варлаамо-Хутынский монастырь с высоты птичьего полета

Лишь в 1994 г. в обители стала зарождаться монашеская жизнь. Причем служение стали нести не монахи, а монахини. Во многом благодаря их стараниям сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь встречает верующих в обновленном и достойном виде. Как уже было сказано выше, главная святыня обители — мощи преподобного Варлаама Хутынского. Но мало кто уезжает отсюда, не побывав на могиле известного поэта и государственного деятеля 18 века Гавриила Державина. Он покоится недалеко от главного собора вместе с супругой — Дарьей Дьяковой.

Время работы Варлаамо-Хутынского монастыря: ежедневно с 9:00 до 20:00. Богослужения в будние дни совершаются в 7:30 и в 18:00, в воскресенье и в праздничные дни — в 9:00 и в 18:00. При монастыре работает паломнический центр, который занимается организацией трансфера и размещения туристов. Связаться с паломническим центром можно по следующим телефонам: +7 (81-62) 74-96-02, +7 (921) 20-15-641.

До Варлаамо-Хутынского монастыря можно добраться самостоятельно. Для этого нужно прибыть на автовокзал Великого Новгорода и там пересесть на автобус № 121, который доставляет туристов до деревни Хутынь.

Монастырь изначально основан как мужской в конце XII в. прп. Варлаамом в местечке Хутынь на правом берегу Волхова. Известность получил в конце XV в. после посещения царем Иоанном III. Несмотря на ущерб, полученный в Смутное время, к концу XVIII в. это был один из богатейших северных монастырей. Закрыт в 1920-х, сильно пострадал во время ВОВ. В 1994 возвращен епархии и возобновлен как женский монастырь.

Великий Новгород

Великий Новгород (до 1999 года официальное название — Новгород; ст.-слав. Новъ Градъ) — город на северо-западе России, административный центр Новгородской области, Город воинской славы. Один из древнейших и известнейших городов России (в 2009 году официально отмечается 1150-летие Великого Новгорода). В средние века — центр Новгородской республики, известной как «Господин Великий Новгород».

Средневековый город сложился на месте более ранних селений у истока Волхова из Ильменя, где сгусток стоянок и поселений прослеживается со времён неолита (4-3 тыс. до н. э.) . Период начального заселения отражен десятками версий позднелетописного Сказанием о Словене и Русе, его арабо-персидскими краткими вариантами.

C VIII века — центр ряда селений Приильменья, в IX — XII век первая столица, затем второй по значимости после Киева центр Древнерусского государства, столица Новгородской земли до её подчинения Московскому княжеству в 1478 году.

На современном научном уровне этнические привязки археологических культур Приильменья спорны; по данным топонимики округу заселяли праславяне, финно-угры и балты. Следы раннего железного века в округе Городищ под Новгородом есть, но следы внушительного поселения археологи пока не обнаружили. Специалистов привлекает одно из значений скандинавского имени города — Хольмгардр — «скопление поселений, затопляемых во время паводков». Вероятно, Хольмгардром считалась цепочка поселений от истоков Волхова вплоть до Холопьего городка (напротив Кречевиц). По мнению специалистов, древнескандинавское слово gardr не означало «город» и никогда не употреблялось в названиях городов. Им обозначались хутора или небольшие поселения, обнесенные оградой, и потому оно часто использовалось в названиях хуторов и усадеб.

Официальной датой возникновения Новгорода принято условно считать 859 год, исходя из упоминания города в поздней Никоновской летописи (компиляция XVI века). При этом в самой летописи не сказано об основании города именно в этот год, но под годом 6367 (859 год) содержится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины. Автором официальной даты основания города стал историк М. Е. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 года, что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода.

В арабских источниках X века упоминается пункт ас-Славийа (Слава, Салау), как один из трёх центров русов наряду с Куйабой (Киевом) и Артанией (идентификация неясна). Полагают, что речь идёт о предшествовавшем Новгороду «старом городе» ильменских словен. Самое раннее иностранное упоминание Новгорода (Немогард) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». В скандинавских сагах город называется — Холмгардом (Holmgard) столицей Гардариков, в германских источниках — Острогардом. Также здесь происходят основные действия эпического литературного произведения XVII века «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» и былины о Садко.

Русские летописи дают разные версии возникновения города. По «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) город существовал уже к моменту прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами в ходе их расселения после миграции с Дуная. По Ипатьевской летописи: «Словене же седоша около езера Илмера и прозвашася своимъ именемъ и сделаша городъ и нарекоша и Новъгородъ». Почти любое обновление поселения у Ильменя затем вопринималось как создание «нового города». Рюрик, по ипатьевскому списку, сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «пришед къ Ильмєрю и сруби городе надъ Волховом и прозваша и Новъгород» (наблюдается некоторое противоречие с сообщением той же летописи об основании города словенами). Новгородская I летопись младшего извода упоминает новгородцев в недатированные времена легендарного Кия.

«Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря : Словен? свою волость (свое княжение — во многих других летописях) им?ли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше.»

Как показывают археологические данные, самые ранние из исследованных деревянных мостовых на территории современного Новгорода датируются X веком (по методике дендрохронологии). Для истории складывания средневекового Новгорода полезны данные по Рюрикову городищу (в черте города с 1999 года) в 2 км к югу от исторической части Новгорода, где поселение датируется c VIII-IX века.

Вместе с тем смешанный культурный слой глубже деревянных мостовых в Новгороде достигает до 30 см и включает предметы, которые можно датировать временем и ранее VIII века. Проблема додендрохронологического культурного слоя Новгорода остаётся спорной:

«Открытые во всех трех местах древнейшие (ранние) мостовые датируются серединой — второй половиной X в., однако ниже повсеместно залегают более или менее значительные прослойки более раннего времени, к сожалению, хронологически аморфные, что обычно для ранних городских напластований, когда тонкие поначалу отложения легко перемешиваются под ногами первых поколений жителей. В любом случае начало заселения древнейших (раннесредневековых) участков Новгорода возможно относить по крайней мере к первой половине X в. «

Традиционно одними из ранних поселений, объединением которых возник город, принято считать поселения на месте Неревского, Славенского и Людина концов города. Славенский конец возник на месте посёлка, который в летописях именовался Холм (поселение на возвышенности). Существенных отличий по культуре у этих поселений не выявлено, в 1971 предполагалось, что Неревский конец назван по финно-угорскому племени меря (замена начальной буквы м на н), так как присутствие финно-угров чётко прослеживается в археологических материалах — своеобразных кольцах. Ныне доказано, что меря обитали только в округе Ростова: «на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря».», что убедительно подкрепляется археологическими данными . Браслетообразные сомкнутые височные кольца теперь трактуются как преимущественно славянские. Спектр эпических, легендарных и иных дат основания предшественников Новгорода и самого города включает — в частности — 2395 г до н. э. (3113 от сотворения мира — эпического Словенска; см. Сказание о Словене и Русе), 551 г до н. э. (своды А. А. Артынова), рубеж н. э. (многие летописи; до хождений на Русь апостола Андрея и основания Киева), VI век (Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Глава 8), около 790 г (в связи с упоминанием примерно на это время новгородских князей Бравлина и Буревоя), до 852 (842) г. (недатированные части многих летописей), 854 (ряд летописей) и т. д., вплоть до отрицания некоторыми авторитетными археологами существования города до середины X века. Все версии имеют сторонников и противников, но большинство исследователей тяготеет к обоснованию датировок около IX в. н. э. Эпические подходы вызывают все больший научный интерес(Азбелев С. Н. Устная история Великого Новгорода: Очерки IX-XVII столетий / Ответственный редактор В. Л. Янин. Великий Новгород, 2006. -307 с; Азбелев С. Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли / Ответственный редактор В. Л. Янин. СПб., 2007. — 295 с.: илл.).

* 862 — сообщение многих летописей. В переводе Д. С. Лихачёва «Повести временных лет»:

» В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

* К началу XII века Новгородская земля включает в себя часть Прибалтики, часть Карелии, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала.
* C 1136 по 1478 период «Новгородской феодальной республики», когда город, управлялся вечем.
* 1142 — «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках»; Швеция начинает борьбу против Новгорода; шведский отряд совершает разбойное нападение на новгородских купцов в южной Финляндии, погибает 150 новгородцев; финское племя емь нападает на Ладогу и убивает 400 человек; Новгород теряет контроль над Аландами, югом Финляндии, уходит с Готланда, борется со шведами за западную Карелию.
* 1228 — финское племя ямь нападает на Ладогу; страшный голод в Новгороде; погибло более 7 тысяч человек; люди ели мох, водяной клевер, сосновую и липовую кору.
* 1234 — нападение литовского войска на Русу.
* 1240 — ярл Ульв Фасси, во главе войска, состоявшего из шведов, норвежцев, суми, ями приходит в устье Невы, собираясь взять Ладогу и Новгород; 15 июля шведы разбиты новгородцами в Невской битве.
* 1241 — ливонцы и чудь берут новгородские крепости Копорье, Лугу, разоряют окрестности Новгорода.
* 1242, 5 апреля — новгородцы во главе с князем Александром Ярославичем одерживают победу над тевтонскими рыцарями в Ледовом побоище.
* 1283 — шведы осаждают Ладогу, истребляют новгородских купцов, которые направляются в Обонежье.
* 1293 — татары вторгаются в новгородские пределы (дюденева рать), разоряют Волок.
* 1300 — шведы ставят крепость Ландскрону в устье Невы, на Охте (Сварта), разоряют новгородские поселения на Неве; в том же году новгородское войско разрушает Ландскрону.
* 1318 — новгородцы совершают поход на шведскую крепость Або.
* 1323 — новгородцы основывают крепость Орешек на острове Ореховый на Ладоге и останавливают шведскую экспансию; заключается Ореховский мир — первый в русской истории «вечный мир» русского княжества с соседней страной.
* 1364 — «приеха с Югры новгородцы дети боярские и люди молодые воеваша по Оби реки до моря, другая половина рати на верх Оби воеваша»; новгородцы проникают в Сибирь до реки Обь, устанавливают постоянный контроль над племенами ханты и манси.
* 1446 — голод в Новгороде; магистр ливонского Ордена устраивает блокаду голодного Новгорода, сговариваясь с Литвой, шведами, норвежцами, Данией, Ганзой, Пруссией, посылает флот для осуществления блокады к устью Невы.
* 1478 — Новгород и все его земли подчинены Московскому княжеству.
* зима 1569-1570 — войско опричников, лично возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило в поход на Новгород, поводом к которому послужил донос и подозрения в измене. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода, по пути Малюта Скуратов лично задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа. Число жертв в Новгороде было по разным источникам современников от 27 тысяч человек до 700 тысяч человек. В Новгороде разгром длился 6 недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и купцов было конфисковано.
* 1611-1617 — Новгород подвергся шведской оккупации и был полностью разорён. К концу оккупации в городе осталось несколько сотен жителей.
* 1650 — Новгородское восстание

В Великом Новгороде сохранилось множество памятников древнерусской архитектуры. Наиболее древний из них — собор святой Софии, строительство которого начато в 1045 году. Он находится внутри кремля — исторического центра города (современные стены кремля возведены в XV веке). C 1999 года решением Новгородской областной Думы (Постановление № 261-ОД) в городскую черту города включено знаменитое Рюриково городище.

Из более поздних достопримечательностей города наиболее известен памятник Тысячелетию России, установленный в 1862 году по проекту скульптора М. О. Микешина.

Сайт: http://www.adm.nov.ru

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь

Варлаамо-Хутынский монастырь, Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Русской Православной Церкви на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км от Кречевиц.

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благославляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. После присоединения Новгорода к Москве был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище.

Монастырь был закрыт в 1925 году.

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь.

СОБОР ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Каменный собор с южным Архангельским и северным Покровским приделами (1646).

ЦЕРКОВЬ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Каменная теплая трапезная церковь с приделами Исидоровским и Константина и Елены.

ЧАСОВНЯ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Деревянная часовня на Варлаамовой горке.

ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Больничная церковь монастыря.

ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Домовая церковь при настоятельских покоях.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх