Помост

Вопросы веры

Вера в происхождение человека от животного

Тест по всеобщей истории Историческое познание сегодня, Первобытность, Древний Восток с ответами для учащихся 10 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 13 заданий.

1 вариант

1. Историография изучает

1) даты исторических событий и явлений
2) развитие письменности, помогает определить авторство документа
3) историю денежного обращения, монетной чеканки
4) концепции, взгляды учёных, закономерности становления самой исторической науки

2. Человек современного вида появился

1) 2—1,5 млрд лет назад
2) 4—3 млн лет назад
3) 100—40 тыс. лет назад
4) 6—5 тыс. лет назад

3. Признаки неолитической революции

1) возделывание злаков и разведение животных
2) отсутствие частной собственности
3) преимущественно кочевой образ жизни
4) существование соседской общины
5) возникновение племенных богов
6) преобладание собирательства

4. На рубеже IV—III тыс. до н. э.

1) возникли первые цивилизации
2) началась неолитическая революция
3) появился человек современного вида
4) зародилась религия

5. Установите соответствие между народами и их достижениями.

Народы

А) Шумеры
Б) Китайцы
В) Финикийцы
Г) Египтяне

Достижения народов

1) Создание шестидесятеричного счёта
2) Создание алфавита
3) Строительство гигантских усыпальниц-пирамид
4) Изготовление шёлка

6. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи

1) буддизма
2) даосизма
3) ведизма
4) конфуцианства

7. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом

1) аккадцы
2) шумеры
3) ассирийцы
4) хетты

8. На Древнем Востоке

1) возникла письменность
2) произошёл переход к кочевому скотоводству
3) появилось классическое рабство
4) зародилась монотеистическая религия
5) зародилась демократия

9. Древневосточный правитель

1) имел неограниченную власть над подданными
2) выбирался высшей знатью
3) имел лишь религиозные функции
4) не имел никакой собственности

10. Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для

1) цивилизационных теорий
2) исторической антропологии
3) теорий модернизации
4) сравнительного изучения истории

11. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему — это

1) тотемизм
2) анимизм
3) фетишизм
4) магия

12. «Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова основная идея религии

1) иудаизма
2) буддизма
3) зороастризма
4) ведизма

13. Дайте определение понятию

1) история
2) древневосточная деспотия

2 вариант

1. Палеография изучает

1) авторство, время и место создания письменного источника
2) историю денежного обращения
3) даты исторических событий и явлений
4) значение гербов

2. Эволюционная теория происхождения человека создана

1) А. Тойнби
2) Ч. Дарвином
3) М. Блоком
4) Ф. Энгельсом

3. Признаки неолитической революции

1) существование родовой общины
2) второе разделение труда — выделение ремесла
3) преимущественно кочевой образ жизни
4) появление пахотного земледелия
5) переход к монотеизму
6) появление семейного хозяйства и зачатков частной собственности

4. Переход человечества от первобытности к цивилизации произошёл

1) 40 тыс. лет назад
2) в IX тыс. до н. э.
3) во II тыс. до н. э.
4) на рубеже IV—III тыс. до н. э.

5. Установите соответствие между народами и их достижениями.

Народы

А) Шумеры
Б) Египтяне
В) Индийцы
Г) Китайцы

Достижения народов

1) Возникновение буддизма
2) Создание клинописи
3) Изготовление шёлка
4) Строительство гигантских пирамид

6. «Жизнь есть зло, несущее всему существующему страдания. Чтобы обрести спасение, надо отказаться от всех желаний, вести праведную жизнь». Такова основная идея религии

1) зороастризма
2) иудаизма
3) буддизма
4) ведизма

7. Небо считалось высшим божеством, правитель — Сыном Неба, а само царство стало называться Поднебесным. Речь идёт о

1) Персии
2) Египте
3) Индии
4) Китае

8. В эпоху первобытности

1) появилась письменность
2) были созданы первые государства
3) зародилась религия
4) появились научные знания
5) произошёл переход к земледелию и скотоводству

9. Для древневосточной деспотии характерно

1) участие народа в управлении государством
2) всеохватывающее господство государства над подданными
3) отсутствие налоговой системы
4) отсутствие письменных законов

10. Высказывание «В истории существовали и существуют определённые типы человеческих сообществ, вызывающие устойчивые ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т. е. в области культуры» характерно для

1) цивилизационных теорий
2) исторической антропологии
3) теорий модернизации
4) сравнительного изучения истории

11. Вера в одушевлённость окружающего мира, в существование духов природы и людей — это

1) тотемизм
2) анимизм
3) фетишизм
4) магия

12. Особенность финикийской цивилизации

1) создание крупнейшей империи Древнего Востока
2) значительное отставание в политическом развитии от других государств
3) создание первой монотеистической религии
4) преобладание в хозяйственной жизни ремесла и торговли

13. Дайте определение понятию

1) исторический источник
2) неолитическая революция

Современная наука о происхождении жизни


Как многообразна жизнь на нашей планете! И разве можно, глядя на всё это многообразие, изучая его, не задаваться вопросом о генезисе живого? Этот вопрос, наряду с вопросами о происхождении Вселенной и происхождении человека, один из самых главных, и человечество всегда искало ответ на него.

Вчера я рассмотрела, какие основные гипотезы о происхождении жизни существовали раньше.
А сейчас посмотрим, что говорит нам современное естествознание.
1. Теория Опарина-Холдейна (теория «первичного бульона»)
Первичный бульон — термин, введённый А.И. Опариным. Первичный бульон предположительно существовал в мелких водоёмах Земли 4 млрд. лет назад. Он состоял из аминокислот, полипептидов, азотистых оснований, нуклеотидов. Он образовался под воздействием электрических разрядов, высокой температуры и космического излучения. При этом в атмосфере ещё отсутствовал кислород.
В 1924 году советский биолог Александр Иванович Опарины выдвинул теорию о возникновении жизни на Земле через превращение, в ходе постепенной химической эволюции молекул, содержащих углерод, в «первичный бульон».
Согласно его теории процесс, приведший к возникновению жизни на Земле, может быть разделён на три этапа:
• Возникновение органических веществ.
• Возникновение белков.
• Возникновение белковых тел.
Первичная атмосфера Земли содержала водород и соединения углерода (метан) и азота (аммиак). Отсутствие в атмосфере кислорода было вероятно необходимым условием возникновения жизни: лабораторные опыты показывают, что органические вещества гораздо легче создаются в восстановительной среде, чем в атмосфере, богатой кислородом. О том, что атмосфера была именно такой, свидетельствуют самые древние горные породы на Земле.
Условия для начала процесса формирования белковых структур установились с момента появления первичного океана (бульона). В водной среде производные углеводородов могли подвергаться сложным химическим изменениям и превращениям. В результате такого усложнения молекул могли образоваться более сложные органические вещества, а именно углеводы.
Наука доказала, что в результате применения ультрафиолетовых лучей можно искусственно синтезировать не только аминокислоты, но и другие органические вещества. Согласно теории Опарина, дальнейшим шагом по пути к возникновению белковых тел могло явиться образование коацерватных капель. При определённых условиях водная оболочка органических молекул приобретала чёткие границы и отделяла молекулу от окружающего раствора. Молекулы, окружённые водной оболочкой, объединялись, образуя многомолекулярные комплексы — коацерваты.
Коацерватные капели — самообразующиеся в растворах высокомолекулярных соединений зоны повышенной концентрации, которые относительно отделены от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней.
Капли были способны поглощать извне вещества по типу открытых систем. При включении в коацерватные капли различных катализаторов (в том числе и ферментов) в них происходили различные реакции. За счёт этого капли могли увеличиваться в объёме и весе, а затем дробиться на дочерние образования. Таким образом, коацерваты могли расти, размножаться, осуществлять обмен веществ.
Здесь уже возможен примитивный «отбор», ведущий к постепенному усложнению и упорядоченности как обеспечивающих преимущество в выживании. Механизм отбора действовал на самых ранних стадиях зарождения органических веществ — из множества образующихся веществ сохранялись устойчивые к дальнейшему усложнению.
Пять лет спустя независимо от Опарина сходные идеи были развиты английским ученым Дж. Холдейном. Общим во взглядах Опарина и Холдейна является попытка объяснить возникновение жизни в результате химической эволюции на первичной Земле. Оба они подчеркивают огромную роль первичного океана как огромной химической лаборатории, в которой образовался «первичный бульон», а кроме того, и роль энзимов — органических молекул, которые многократно ускоряют нормальный ход химических процессов.
Теория Опарина была подтверждена в 1953 году в эксперименте Миллера — Юри. С.Миллер и Г.Юри поместили смесь H2O, NH3, CH4, CO2, CO в замкнутый сосуд и стали пропускать через неё электрические разряды (при температуре 80°С). Оказалось, что образуются аминокислоты. Позднее в разных условиях были получены другие сахара и нуклеотиды. Был сделан вывод, что эволюция может произойти из раствора (коацерватов).
Теория Опарина является фундаментальной основой современной теории происхождения жизни – теории химической эволюции. По сути она возрождает гипотезу самозарождения жизни, возникновения живого из неживого. Однако, в основе ее лежит не внезапное возникновение живых существ на Земле, а образование химических соединений и систем, которые составляют живую материю.

Хорошая гипотеза. Простая, понятная, научная. Я, конечно, понимаю, что не всё то, что кажется простым и понятным, на самом деле верно. Поэтому рассмотрим и другие гипотезы.
2. Гипотеза мира РНК
Мир РНК – термин, который ввел в оборот Уолтер Гилберт. Имеется в виду полноценный, самостоятельный и способный к эволюции мир доклеточной жизни.
К середине 60-х годов ХХ века науке стали известны подробности функционирования двух молекул, которые более, чем белки, подходили для роли «молекул первожизни», — ДНК и РНК. Обе они кодируют генетическую информацию, и обе могут использоваться для ее переноса. Но одно дело — возможность нести информацию, и совершенно другое — способность передавать ее потомкам самостоятельно, без посторонней помощи.
В конце 60-х годов прошлого века были открыты рибозомы (особые молекулы РНК).
Особенность рибозом в том, что они обладают двойными способностями: способностью к самовоспроизведению и способностью выступать в качестве биологического катализатора. Из этого можно сделать предположение, что древнейшей и простейшей формой живого являются не белки, а молекулы РНК – именно они впервые начали самовоспроизводиться и систематически синтезировать белок. Есть мнение, что известной нам форме жизни предшествовала некая форма протожизни – прогенот, которая была представлена организованными сообществами РНК. Накопление случайных мутаций привело к появлению РНК, катализирующих синтез определённых белков, являющихся более эффективным катализатором, в связи с чем эти мутации закреплялись в ходе естественного отбора. С другой стороны, в ходе эволюции, из РНК сформировалась ДНК, обладающая более совершенным механизмом репликации и синтеза белка.
Идея мира РНК была впервые высказана Карлом Вёзе в 1968 году, позже развита Лесли Оргелом и окончательно сформулирована Уолтером Гильбертом в 1986 году.


Эта гипотеза мне тоже нравится — она вполне логична. Вот только откуда тогда взялись РНК? Об этом в следующей гипотезе.
3. Теория самоорганизации
Итак, имеется много достаточно веских теоретических доводов, чтобы считать молекулу РНК основоположницей жизни на Земле. Но тут возникает следующий вопрос: а как возникла РНК с её двойными способностями? Пока точного ответа на него нет, но пути ответа можно искать в принципах самоорганизации систем.
Можно предположить, что в какой-то момент эволюции косной материи во Вселенной в какой-то определенной точке (в данном случае на Земле, а может, еще где-то) в результате диссипации (перехода части энергии упорядоченных процессов в энергию неупорядоченных процессов) случайно создались условия для группировки органических молекул в комплексы (системы), у которых со временем через ряд бифуркаций появилась способность к саморегуляции и самовоспроизведению. Самовоспроизводящие системы со сложившейся стабильной последовательностью нуклеотидов уже могут быть названы живыми в полном смысле этого слова.
В результате обмена веществом и энергией с изменяющейся окружающей средой шло постепенное последовательное усложнение органических систем в течение многих миллиардов лет, что привело к возникновению высокоорганизованной формы материи – живому веществу, то есть растений и животных. А т.к. обмен веществом и энергией предполагает взаимное влияние, следовательно, возникшая на Земле жизнь преобразовала те условия, которые сделали возможным её появление — в нашу эпоху отсутствуют предпосылки для синтеза и усложнения органических веществ. Теперь живые существа появляются только вследствие размножения.
Ох уж мне эта синергетика. Её плюс в том, что она всегда всё объясняет. В этом же и её минус))
Подведём итоги.
В современном естествознании господствует теория биохимической эволюции: от неорганических соединений к органическим, от органических к биологическим. Гипотеза «первичного бульона» сюда вписывается полностью. Гипотеза РНК тоже, в принципе, не входит в противоречие с теорией биохимической эволюцией.
А синергетика… Её тоже не будем сбрасывать со счетов. Эволюция + самоорганизация + …. подождём дальнейшего развития естествознания))
Одно для меня несомненно: человечество когда-нибудь (и я верю, что скоро!) ответит на вопрос, как появилась жизнь на Земле.
литература:
Найдыш В.М. Концепции современного естествозная: Учебник. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007
Опарин А.И. Происхождение жизни. М.: Молодая гвардия, 1954
Журнал «НАУКА И ЖИЗНЬ» №2, 2004 год, статья «Вначале была РНК? В поисках молекулы первожизни». Кандидат биологических наук С. Григорович.
Библиотека Гумер. КСЕ: Живая материя. Самоорганизация природы (понятие синергетики).

Легенды о происхождении человечества. обзор

Легенды о происхождении человечества. Легенды разных народов удивительным образом имеют множество совпадений. Изначально, у всех древних народов, была вера в единого Бога- самого главного, создателя всей Вселенной и всего сущего. Для многих древних мифов характерно, что первоначально все имело антропоморфный облик — все существа, животные, предметы, явления природы. Поэтому возникновение человека нередко представляется не столько как его создание, как выделение его из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик, сохраняющийся только у людей. (Тотемистические мифы) .
Мифы древних китайцев. Во II веке до н. э. было записано китайское предание, гласившее, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос. Вселенная первоначально представляла собой некоторое подобие содержимого куриного яйца. В это время внутри этого яйца родился Пань-Гу. Через 18 тысяч лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное и тяжелое (инь) — землю. Они установили восемь главных направлений мирового пространства, и после этого ян стал управлять небесами, а инь – землей. Когда Пань-Гу умер, из частей его тела произошел мир. Его дыхание стало ветром и облаками, голос — громом. Его левый глаз — солнцем, а правый — луной. Четыре конечности Пань-Гу образовали четыре стороны света, пять частей его тела — пять священных гор. Его кровь стала реками, а жилы и вены — дорогами на земле. Его плоть стала почвой на полях, волосы на голове и усы — созвездиями, волосы на теле — травой и деревьями. Его зубы и кости превратились в золото и камни, костный мозг — в жемчуг и нефрит, его пот стал дождем и росой. паразиты, жившие на его теле, превратились в людей.
Мифы древних индийцев. Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши — первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Из этой жертвы, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир. От потомков Брахмы стали возникать и другие боги, и всего их стало тридцать три тысячи, тридцать три сотни и еще тридцать три.
По индусским верованиям Вселенная делится на 14 областей, и Земля – седьмая сверху. Вместе с солнцем возник и владыка солнечного диска – бог Вишну, который мог принимать различные формы, начиная от рыбы и черепахи и заканчивая человеческим обликом. В образе вепря Вишну погрузился в пучину и поднял на своих клыках всю землю из глубин. Вскоре земля была заселена животными и птицами.
Рождение человека. В древнеславянской мифологии люди рождены Богами, и считали своих Богов семьей, родственниками.
Стоит заметить, что легенды древних народов претерпели значительные изменения в ходе завоевательных войн (особенно это касается Американского континента). Но в мифологии различных народов сохранился удивительный коллорит местных обычаев.
Сотворение человека.
Во многих древних верованиях , люди созданы богами искусственно.Человек был создан или сотворен Богом, обожествленными существами . Так в мифах шумеров -происхождения человечества от инопланетян. Возможно сюда же относятся и индийские мифы о Лунных предках в легенде Пролога-«Великие Владыки дали приказ Владыкам Луны — Питри — созидать людей».
Для чего были созданы люди? В тотемических легендах этот вопрос не обсуждается. Главное — создание хорошего, правильного человека. Все Шумерские и Вавилонские мифы сходятся к одному: чтобы человек служил богам, выполнял храмовые обряды и кормил богов. Также и в Египетской мифологии боги сотворили мир именно для людей, требуя от них взамен лишь поклонения, возведения храмов и регулярных жертвоприношений. В еврейской мифологии- человек создан чтобы обрабатывать, возделывать землю.
Как был создан человек. Скандинавская мифология Северная, скандинавская и германская, древняя религия известна как одинизм (в честь Одина), а также как асатру (исландский термин, означающий «веpа (тpу) в богов (асов)») или просто как трот (от английского troth – вера или верность). Считалось, что устройство мира не может быть отражено в двумерной или даже трехмерной модели. Оно состоит из девяти миров, или сфер.Первые мужчина и женщина были созданы из деревьев триадой богов сознания (Вотаном-Вилли-Ве, или Одином-Хениром-Лодуром). Мужчина был создан из ясеня, а женщина – из вяза.Первые люди не дышали, у них не было духа, румянца на лицах, тепла и даже голоса. Но потом Один дал им дыхание, Хенир – дух, а Лодур – тепло и румянец. Так появились первые люди, и звали их: мужчину — Аск, а женщину — Эмбла.
Греция. Древних греков, насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, происхождение людей мало занимало. Их интересовали боги, их рождение и смерть, их интриги и подвиги. Греческие боги не отделяли себя от людей неприступной стеной, а даже принимали участие в земных делах. В греческой мифологии Новый род людей произошел из камня .Единственными людьми, кто смог пережить потоп были Девкалион и его жена Пирра. И великие боги предложили им создать новое человечество. Девкалион и Пирра по легенде стали бросать камни за спину, и камни начали превращаться в статуи. Статуи пели песни , Девкалион и Пирра должны были выбрать одну понравившуюся
им песню о человечестве, и они выбрали изз всех песен историю о греческих героях: о Тезее, Геракле и других полубогах. И человечество таким образом возродилось на земле. Но отнюдь не все греки вели свою родословную от камней. Некоторые племена считали себя автохтонами, то есть возникшими из земли. Фиванцы, например, думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю.
Видимо, более позднее заимствование в Греческой мифологии: Людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними.
Сотворение людей из глины или земли по аналогии с Библейской версией встречается практически во всей индоевропейской мифологии. Лингвисты даже отмечают, что в древнееврейском языке слова «земля» и «человек» имеют схожее происхождение. (существует связь между латинскими словами homo — человек и humus земля).
Египетская мифология В древнеегипетских мифах внимание сотворению человека практически не уделяется. Хотя мифы и дают четко понять, что Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун, или Первоокеан. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться, и потому создал холм, или, вернее, остров Бен-бен. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. В Мемфисе, в миф о сотворении мира включили многих богов, подчинив их Пта, который выступал как творец всего. Интересно, что здесь сотворение мира было процессом не физическим, а исключительно мыслью и словом.
Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге, первых людей и животных из глины.
У народов Африки (верховное божество догонов Амма делает из сырой глины первую человеческую пару.
В одном из вариантов шумерского мифа, Энки и Нинмах сначала лепят из глины подземного мирового океана «удачных» людей, а затем, захмелев, создают уродов.
В шумерском мифе о Лахаре и Ашнан: По повелению Намму, матери богов и Нинмах при помощи других богов, смешав воду и глину, был создан человек.
По аккадскому варианту , Мардук (вместе с богом Эйя) делает людей из глины, смешанной с кровью убитого им чудовища Кингу.
В Вавилонском мифе о творении, получившем название «Энума Элиш», сотворение человека описывается в шестой табличке (найдено было семь). Бог Мардук из глины смешанной с кровью убитого бога Кингу, по образу и подобию Кингу создает людей,
В еврейской мифологии существует два варианта сотворения мира. В обоих вариантах мифа человек создается из глины, а жизнь наполняет глину в одном случае кровью Яхве в другом божественным дыханием
У Турков. Человечество родилось на черной горе. В пещере одной
образовалась яма, которая по форме напоминала человеческое тело,
струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина,
согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через
девять месяцев из пещеры вышел первый человек: АЙ АТАМ, которого
зовут отцом Луны.
У Арабов. Существует вариант создания Ветхого Завета. В их космогонии
для того, чтобы человек родился, необходима земля четырех разных цветов:
синего, черного, белого и красного. Бог послал за ней ангела Гавриила,
но, когда тот наклонился для того, чтобы набрать земли, земля заговорила
и спросила, чего он хочет. «Земли, для того чтобы Бог смог создать
человека», – объяснил Гавриил. Земля ответила: «Я не могу тебе этого
позволить, потому что человек будет неуправляем и захочет разрушить меня».
Ангел Гавриил передал ее мнение Богу. Тогда Бог послал ангела Михаила.
Произошла та же история. Точно такая же неудача. Земля вновь воспротивилась
рождению человека. Тогда Бог послал ангела Азраила, чьей особенностью было
то, что он являлся ангелом смерти. Его не убедили аргументы земли. Таким
образом, человек существует благодаря ангелу смерти, и поэтому человек смертен.
Из принесенной земли Бог сотворил Адама. Но тот в течение сорока лет ничего не
делал, просто лежал на земле. Ангел не мог понять, почему человек не двигается.
Он посмотрел Адаму в рот, чтобы узнать, что находится у него внутри, и понял,
почему Адам остается неподвижным. Внутри тело человека было пустым. Тогда ангел
рассказал об этом Богу, и тот решил дать человеку душу. Адам ожил, и Бог, для
того чтобы дать ему преимущество перед землей, природой, растениями и
животными, разрешил ему назвать все, что его окружало. Человек один имеет
право давать имена даже духам (джиннам) и горам. И каждый раз, когда он
произносит имя, он покоряет себе того, кого называет. (Таба ри, арабский
летописец IX века, халифат Абба сидов.)
У Монгол. Человек был создан Богом, который вырыл в земле яму в форме
человеческой фигуры. Потом Бог вызвал бурю, и глина с потоками воды
заполнила яму (очень похоже на Турецкий вариант). Дождь кончился, влага
высохла, и человек, словно пирог из формы, вышел из ямы.
В Алтайской мифологии (Ульгень создаёт первых семь человек из глины и камыша),
Америка. Ирокезы. Иоскеха лепит первых людей из глины по своему отражению в воде.
Индейцы кахуилла .демиург Мукат, вынувший чёрную землю из своего сердца, создаёт з тела людей.Темайауит, вынувший из своего сердца белую землю, неудачно лепит людей с животами с двух сторон; с глазами по обеим сторонам головы; когда же Мукат доказал ему неудачность его созданий, Темайауит, рассердившись, скрывается вместе с ними в подземном мире, пытаясь утащить с собой всю землю.
Мексиканцы (XVII в.). на формирование легенды с одинаковой силой повлияли и древние культы и католицизм. Бог сделал человека из гончарной глины и поставил в печь. Но слишком надолго оставил его в печи. Человек поэтому вышел из печи сгоревшим и черным. Бог решил, что ошибся, бросил свое детяще на землю и попал в Африку. Но на этом Бог не остановился и создал друого человека, которого оставил в печи на гораздо меньшее время. Человек получился абсолютно белый. Бог снова решил, что ошибся. И снова бросил человека на землю и попал в Европу. На третий раз Бог более внимательно подошел к процессу и проследил за степенью готовности своего изделия. Он подождал, пока человек пропечется как следует, до золотистого цвета. На этот раз у Бога всё получилось. И не спеша, очень осторожно поместил удачного человека в Америку. Так появились мексиканцы
Североамериканское племени Акома. первые две женщины узнали во сне, что люди живут под землей. Они вырыли яму и освободили людей.
Инки. В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, — с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда. Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.
Центральная Америка. Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и говорить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего — бездушные они вышли, безмозглые… Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» — уговорились они. Сказано — сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было, и были они неразумны.
И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», — решили боги. Они нашли этот благородный материал — белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей.
Индейцы Мексики. Когда на Земле все было готово, Нохотсакьюм создал людей. Первыми были кальсия, то есть люди-обезьяны, затем коха-ко — люди-кабаны, затем капук — люди-ягуары и, наконец, чан-ка — люди-фазаны. Так он сотворил разные народы. Делал он их из глины — мужчин, женщин, детей, прилаживал им глаза, носы, руки, ноги и все остальное, затем клал фигурки в костер, на котором обычно пек тортильи (кукурузные лепешки). От огня глина твердела, и люди оживали.
Большой интерес представляют Антропогонические мифы тотемического характера, согласно которым человек некогда не отличался от животных (напр., был покрыт шерстью, как в мифологических представлениях селькупов, Западная Сибирь). В Антропогонических мифах тотемического характера чаще всего речь идёт о происхождении не всех людей, а определённой группы, зооморфным тотемным символом которой является то или иное животное.
Самостоятельно произошли тибетцы. Родоначальниками их были горный дух Арьябало и обезьяна, которая была воплощением Дарэхэ. По другой легенде, которая объясняет происхождение не мира, а только тибетского народа, тибетцы происходят от обезьяны и божества подземного мира и вод Лу. По другому варианту легенды, не сам Авалокитешвара принял облик обезьяны самца, а послал в Тибет своего ученика обезьяну. Обезьяна самец, поселенная в Тибете для созерцания, стала царем обитавших там обезьян. Царь обезьян был красавцем, и в него влюбилась демоница гор и скал Лу.Сходство человека и обезьяны дало основание двум типам А. м. противоположного характера. Согласно одному из них, бытующему в Тибете и у племени хадзапи в Южной Африке, человек происходит от обезьяны. По другому, известному у бушменов, обезьяны (бабуины) некогда были людьми, но мифологический герой Цагн превратил их в обезьян, наказав за то, что они убили его сына. По мифам некоторых других африканских народов (бамбути, эфе), шимпанзе — древний народ, ушедший в лес потому, что их обманывали пигмеи.
Америка. У племен Сиу. По легенде сиу, человека создал кролик вселенная, нашедший
на дороге сгусток крови., получился настоящий маленький мальчик,
первый мальчик в мире. Кролик назвал этого первого человека кроликом
мальчиком. Это был предок сиу.
Миф североамериканских индейцев. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи.
У индейцев Навахо. Вначале на земле жили полулюди полузвери. Они пересекли
три неба, откуда были изгнаны из за своих глупых поступков. В конце концов
они спустились на землю, где четверо местных богов: синий, белый, черный
и желтый, пришли посмотреть на них. Боги попытались обучить их чему то при
помощи жестов, но недочеловеки ничего не понимали. Тогда все боги, кроме
одного, черного, оставили их. Черный бог сказал полулюдям о том, что они
грязные и вонючие глупцы. «Остальные боги вернутся через четыре дня, – сказал
он им. – Помойтесь, и мы предадимся церемонии создания людей».
Боги принесли с собой различные предметы, шкуры ланей и два початка кукурузы,
желтый и белый. Из белого початка вышел мужчина, а из желтого – женщина. Они
предались любви под навесом и родили пять пар близнецов. Первые близнецы были
гермафродитами, но остальные родили детей, и эти дети переженились с пришлым
народом. Так появилось современное человечество.
Австралийские мифы. Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже… комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на бесформенные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы.. Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурин-гой (хранительницей души).
Разные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса эму, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.
Жили некогда два брата, два близнеца — Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан — в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой — соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, — так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди, с тех пор от радости исполняют танцы. Одному мужчине он прикрепил древесные волокна как волосы, и другому тоже — у первого волосы были курчавые, у второго — прямые. С тех пор у мужчин одних родов волосы курчавые, а у других — прямые.
PS/ Предварительный вариант. Краткий неполный обзор по мифологии народов Мира, материалам научно-исследовательских работ, многочисленным статьям инета

Антропогенез (греч. anthropos — человек, genesis — происхождение, возникновение) — происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.

Антропогенезом называют также соответствующий раздел антропологии (науки о человеке).

Предки человека. Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн. лет назад. Имеется много косвенных данных, подтверждающих подобное предположение. Способность человеческой руки вращаться во все стороны благодаря шаровидному суставу плечевой кости могла возникнуть лишь у древесной формы, а не у бегающих по земле четвероногих животных. Только человек и приматы обладают способностью к вращению предплечья внутрь и наружу, а также хорошо развитой ключицей. У человека и обезьян на кистях и стопах развиты кожные узоры, которые имеются только у древесных млекопитающих.

Древесная жизнь способствовала совершенствованию сложных и тонко скоординированных движений, столь характерных для обезьян, обитающих на деревьях. Хорошо развитая хватательная функция кисти явилась предпосылкой к манипулированию предметами и превращению кисти в руку человека. Обитанию на деревьях благоприятствовала малая плодовитость крупных обезьян, у которых высоко развита забота о потомстве благодаря стадному образу жизни и тесной связи матери и детеныша.

Таким образом, обезьяноподобные предки человека обладали признаками, которые, совершенствуясь, давали преимущества в естественном отборе: развитие хватательной конечности способствовало возникновению прямо хождения; хорошо развитый головной мозг стимулировал усложнение поведения; стадный образ жизни со сложно организованной структурой общества способствовал развитию средств коммуникации и в конечном итоге привел к возникновению членораздельной речи.

Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей).

Табл. 4.3. Основные этапы эволюции человека. Слайд 5- 10

Временные границы

Этапы антропогенеза

Характерные черты развития

40 тыс. лет назад

Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный

Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных

200—500 тыс. лет назад

Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский

Объем головного мозга 1200—1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений зато активно развивается его деятельность. Орудие труда изготавливаются на достаточно высоком уровне, развиваются разные виды речи. Появляются отдельные семьи. Этот период проходит между 200 и 500 тысячами лет назад.

1—1,3 млн. лет назад

Стадия архантропа (питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа)

Объем мозга 800—1200 см3. Формирование речи. Овладение огнем

Основным показателем этой эры считается разделение людей на большие стада и заселение континентов. Были освоены Африка, Китай и Европа. Именно в этот период (1-1,3 миллиона лет тому) был освоен огонь.

2—2,5 млн. лет назад

Человек умелый

Переходная стадия к формированию типасовременного человека. Объем мозга 500- -800 см5. Изготовление первых орудий труда (галечная культура) Постепенно увеличивается объем мозга и подвижность всего тела.

Развиваются лицевые мышцы и формируется современное лица, с меньшим количеством обезьяноподобных гримас. Вместе с ростом мозговой деятельности развивается и культура выращивания зерновых. Для этого изготавливаются орудия труда.

9 млн.лет назад

Стадия протантропа. Австралопитеки — предшественники людей

Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий»(палки,камни, кости). Дальнейшее развитие стадности

25 млн. лет назад

Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки

Древесный образ жизни, стадность

Понгиды, оставаясь жить в лесу, сохранили древесный образ жизни. Предки же гоминид начали осваивать открытые пространства. Предпосылкой для такого перехода была уже приобретенная способность к наземному обитанию, использование различных предметов для добычи пищи и защиты, а значит, освобождение рук от участия в передвижении, развитие хождения на двух ногах.

Становление человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа — предшественник человека (про-тантроп); древнейший человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп) (табл. 4.3).

Теория эволюции человека Ч. Дарвина

Биологический вид Человек разумный (Нomo sapiens) существует на нашей планете 35 – 40 тыс. лет. За это время человек превратился в мощнейший фактор преобразования природы. Возникает вопрос: как возник этот вид? Идеалистическая точка зрения на проблему происхождения человека основана на библейских текстах, согласно которым человек является результатом творческого акта Бога-Творца. Согласно материалистическим воззрениям, человек является закономерным результатом эволюции. Отрасль естествознания, которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование его животных предков, к закономерностям социальным, называется антропологией (от греч. антропос – человек и логос – учение). Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенезом (от греч. антропос – человек, социум – общество и генезис – происхождение).

Еще Карл Линней в XVIII веке впервые отвел человеку место в отряде приматов класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный). Тем самым К. Линней сделал важный шаг для решения вопроса о происхождении человека.

Вопрос о происхождении человека был разработан в XIX веке Ч. Дарвиным и его последователями (Э. Геккелем, Т. Гексли, Э. Дюбуа и др.).

Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч. Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин в своих работах приходит к выводу, что человек – неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира.

Таким образом, благодаря работам Ч. Дарвина родилась обезьянья (симиальная) теория антропогенеза, согласно которой человек произошел от «нижестоящей животной формы в результате действия движущих сил эволюции». Дарвин высказывал не просто предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Э. Геккель и Э. Дюбуа привели данные палеонтологии.

Социальная сторона антропогенеза была рассмотрена Фридрихом Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896).

1. Как называется наука о происхождении и эволюции человека, становление его как вида в процессе развития общества:
а) антропогенез +
б) цитокинез
в) палеонтогенез

2. Человек относится к типу:
а) членистоногих
б) хордовых +
в) обезьяновых

3. О принадлежности человека к семейству гоминид свидетельствует:
а) наличие диафрагмы
б) наличие внутреннего скелета
в) большое сходство с человекообразными обезьянами в генетическом аппарате +

4. Как называются первые представители биологического вида Человек разумный:
а) австралопитеки +
б) неандертальцы
в) кроманьонцы

5. Общий предок человекообразных обезьян и человека:
а) питекантроп
б) рамапитек
в) дриопитек +

6. Какой учёный впервые поставил человека в одну группу с приматами:
а) Геккель
б) Линней +
в) Дарвин

7. Доказательство происхождения человека от животных:
а) симбионты
б) редуценты
в) рудименты +

8. Чему соответствует стадия австралопитека в эволюции семейства гоминид:
а) архантропу +
б) протоантропу
в) палеоантропу

9. Как называется древнейший человек, ископаемые остатки которого были найдены на острове Ява:
а) синантроп
б) протоантроп
в) питекантроп +

10. Укажите древних людей:
а) синантропы
б) палеоантропы +
в) кроманьонцы

11. В эпоху великого оледенения жили:
а) неандертальцы +
б) питекантропы
в) кроманьонцы

12. Биологический фактор эволюции человека, утративший своё значение в настоящее время – это:
а) комбинативная изменчивость
б) географическая изоляция +
в) наследственная изменчивость

13. На каком этапе эволюции человека ведущую роль играли социальные факторы:
а) питекантропов
б) древнейших людей
в) кроманьонцев +

14. Единство всех человеческих рас как представителей одного вида Человек разумный доказывает:
а) общность анатомических признаков
б) общность физиологических процессов
в) возможность плодовитых браков между представителями разных рас +

15. Что в переводе с латинского означает «австралопитек»:
а) южная обезьяна +
б) австралийская обезьяна
в) человекообразная обезьяна

16. Эволюция человека, в отличие от эволюции растительного и животного мира, происходит под воздействием:
а) в большей степени биологических факторов
б) биологических и социальных факторов +
в) только биологических факторов

17. Морфологические и физиологические изменения у предков человека, способствовавшие его становлению, называют:
а) биологическим регрессом
б) дегенерация
в) антропоморфозами +

18. Важным изменением в эволюции человека считают прямохождение, так как оно способствовало:
а) заселению новых территорий
б) освобождению руки и развитию трудовой деятельности +
в) более тесному общению предков человека

19. Ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян считается:
а) питекантроп
б) синантроп
в) дриопитек +

20. К человеку прямоходячему относят:
а) австралопитека
б) питекантропа +
в) неандертальца

21. Общественный образ жизни, использование огня, строительство жилищ впервые появились у:
а) неандертальцев +
б) кроманьонцев
в) австралопитеков

22. Изготовление сложных орудий труда, строительство поселений, возникновение земледелия было характерно для:
а) современного человека
б) кроманьонцев +
в) неандертальцев

23. К древнейшим людям относятся:
а) австралопитеки и неандертальцы
б) дриопитеки и питекантропы
в) питекантропы и синантропы +

24. Одним из результатов эволюции неандертальцев было:
а) прямохождение
б) появление примитивной речи +
в) использование орудий труда

25. Эволюция человека – это:
а) органогенез
б) микроэволюция
в) антропогенез +

26. На ранних этапах эволюции человека, в эпоху питекантропов, главную роль играли факторы:
а) преимущественно социальные
б) биологические +
в) социальные

27. Сплочению членов коллектива, общению сначала при помощи звуков, а затем слов способствовала(о):
а) трудовая деятельность +
б) употребление мясной пищи
в) прямохождение

28. Главное отличие трудовой деятельности человека от поведения животных состоит в:
а) использовании предметов окружающей среды для охоты
б) использовании предметов окружающей среды для обработки земель
в) изготовлении орудий труда +

29. Появление родовых общин, обрядов, наскальной живописи характерно для:
а) кроманьонцев +
б) современного человека
в) питекантропов

30. Изготовление примитивных орудий труда, поддержание огня было характерно уже для:
а) кроманьонцев
б) питекантропов +
в) неандертальцев

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх