Помост

Вопросы веры

Верить ли снам православие

Надо ли верить сновидениям?

В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Никифор Крылов. Спящий мальчик

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю через сновидения. И всегда это события чрезвычайной важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это скорее свойственно ветхозаветному времени.

Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную, очень опасно доверять сновидениям.

Священник Петр Гурьянов:

– Святые отцы говорили так: «Не отвергать и не принимать!» Проснулся, умылся, пошел на работу и не обращай особого внимания на сон. А вот те, кто слишком увлекается снами, находятся в большой опасности, потому что через сны человеком может начать руководить диавол, если видит, что у этого человека есть какое-то пристрастие. Диавол начнет показывать определенные образы, а результатом может стать духовная смерть. Поэтому верить снам – очень опасное дело.

Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить человеку суть.

НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ!!!

Священник Димитрий Шишкин:

– Святые отцы говорят, что сон – явление сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и богооткровенным, и следствием естественной работы ума и сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые, как мы помним, стремятся принять «вид ангела светла», то есть стараются прельстить человека той или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует свои реакции во сне, чем наяву.

Если сон навязчиво «стоит перед глазами», надо мгновенно переключить внимание с него на молитву

Так что обычному человеку, не искушенному и не «отточенному» аскетической и трезвенной духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем более значение своих сновидений. Поэтому многие святые отцы советуют снам никакого значения не придавать, не разбираться в них, не «копаться». А если по пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво «стоит перед глазами», то надо мгновенно переключить внимание с него на пусть даже короткую, но внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как правило, уже через несколько минут этот сон или забывается полностью, или оставляет слабый и незначительный след в душе.

Вообще как в отношении «духовных видений», так и в отношении «духовных снов» актуальна известная монашеская формула: «не принимай и не отвергай». И даже если сон действительно был по внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное благоразумие. А если действительно Господь желает через сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как правило, повторяется, и Господь находит возможность удостоверить человека в истинности этого сонного видения. Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать сдержанное и осторожное отношение к снам.

Не стоит забывать простую истину: мы не библейские персонажи, не праведники

Священник Михаил Гапоненко:

– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов могут быть различные причины. К снам, которые не напоминают нам о покаянии и грядущем Страшном суде, нужно относиться очень настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил такое откровение, после пробуждения, как правило, не остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон или нет? Все предельно очевидно и ясно.

Священник Святослав Шевченко:

– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории – сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель – уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны в большинстве случаев людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.

Священник Георгий Мерзликин:

Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов

– Есть исполненный святоотеческой мудрости монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи лишь «ослабу души и телу» и не придавайте сновидениям никакого мистического значения, ведь сны подчас – это просто сны.

Священник Павел Коньков:

– Сновидениям в современном обществе придается слишком большое значение. Многие люди думают, что сны – это отголосок если не высшего «промысла», то хотя бы интуиции или подсознания. Часто приходится слышать, что после того или иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в качестве подтверждения приводят в пример библейские повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых. Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину: мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и то очень редко) указывал Свою волю через Своих же посланников. А мы разве являемся Его посланниками, пророками или апостолами?!

Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел. В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять проигнорировал это. И только после третьего явления, когда ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и прочитал Символ веры, – только после этого монах пошел исполнять то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!

Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!

ФОМА в Украине

Что о сновидениях говорит Библия и святые? Бывают ли сны от Бога? Как поступить, если приснилось что-то важное?

На эти и другие вопросы для сайта «ФОМА в Украине» ответил преподаватель Киевской духовной академии и семинарии архимандрит Феодосий (Марченко).

Богословское осмысление сна имеет несколько аспектов. Сон можно воспринимать как естественное проявление сознания спящего человека. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «сон есть не что иное, как движение ума нашего, когда мы спим». Часто просто даже физическое состояние человека (здоровье или болезнь), употребляемая пища, воспоминания прошлого влияют на то, какими будут сновидения.

Но было бы очень упрощенно рассматривать эту проблему исключительно с физиологической точки зрения, ведь именно через сновидения совершались тяжелейшие духовные падения тех, кто доверял снам, а также проявлялась воля Божия в жизни отдельных людей и целых народов.

Почему святые против

Итак, в чем же заключается опасность доверия снам? Подавляющее большинство святых отцов, оставивших поучения, в том числе, о снах, советуют не доверять тому, что приснилось. Самой главной причиной, побудившей их к этому, была опасность стать прельщенным и обманутым. Как не неожиданно может показаться с первого взгляда, с помощью этой практики (недоверия снам) святые боролись с главнейшими страстями человека — гордостью и тщеславием.

Какая связь? Дело в том, что дьявол улавливает человека вначале тем, что через сны побуждает его творить даже добрые дела, подталкивает к чему-то хорошему (молитве, например). Спустя некоторое время, когда для человека это становится привычным, ему внушается мысль о том, что он особенный, не такой как все (ведь ему открывается многое через сны, а другим нет). Человек пленяется мыслью о своём избранничестве и теряет внутреннюю бдительность, перестаёт быть способным критически оценивать то, что ему снится.

Картина Жозефины Уолл (Josephine Wall)

И вот такое поведение прельщенного уже является самой благоприятной почвой для того, чтобы инфернальные (бесовские) силы через сны и видения склоняли его к чему-то явно нехорошему и, в конечном итоге, к поклонению себе. Последнее не единожды случалось в жизни святых. Стоит только вспомнить житие преподобного Никиты, Затворника Печерского.

Потому те, кто боролись с мысленным врагом и воображением наяву, считали необходимым продолжать эту же борьбу и во время сна. Например, святой Диадох Фотикийский об этом говорил так: «Даже если бы нам было послано когда-либо от благости Божьей какое-нибудь послание, а мы его не примем, то не рассердится на нас Прежеланный Господь Иисус Христос. Ибо Он знает, что мы делаем это, дабы не быть прельщенными коварством бесов».

Авва Арсений, преподобные Пахомий Великий и Григорий Декаполит и другие подвижники решительно противостояли всевозможным видениям и никогда не спешили верить снам и всяким откровениям. Преподобный Никодим Святогорец доходит даже до крайней степени отрицания доверия снам: «Даже если ты узнаешь по многим явным причинам, что видения, явившиеся тебе, истинны и идут от Бога, все равно всегда убегай от них, сколько можешь, отгоняй их далеко от себя. Не бойся, что Богу не понравится такой поворот…Он не будет сожалеть. Кто дает смиренным благодать, Тот не отнимает её у них из-за того, что они делают по смирению».

Опасность заключается и в том, что доверие снам рождает в человеке нездоровый интерес к потустороннему миру, развитому воображению, через которое, по мнению преподобного Варсонофия Великого, «в душу человека входит полчище бесов». Поэтому святые, боясь быть прельщенными бесами, не хотели видеть даже Христа.

Сны в Священном Писании

На страницах Священного Писания можно также найти немало свидетельств отрицательного отношения к снам и в то же время, косвенно, положительного: «Пустые и ложные надежды — у человека безрассудного, и сонные грёзы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения — суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34:1-7). Этот отрывок поясняется в стихе из книги Числа, когда Сам Господь говорил Моисею о том, что «если будет у вас пророк Господень, то Я откроюсь ему во сне, в видении буду говорить с ним» (Чис. 12:6). Итак, доверие снам не одобряется в тех случаях, когда это не соответствует воли Божьей. Также, доверие или недоверие снам зависит от того, каким является духовное состояние человека, который видит сновидение.

Сон Иосифа

Существует огромное количество случаев, когда откровения во сне и видения были действительным проявлением воли Божьей. Достаточно вспомнить патриарха Авраама, Иакова, Иосифа, пророка Моисея, Исаию, Иеремию, Иезекииля, Илию и других пророков, первомученика и архидиакона Стефана, апостолов Петра, Павла, евангелиста Иоанна Богослова, святого Иосифа Обручника, Пречистую Деву Марию и многих других, кто удостаивались особых сновидений и видений. Сам Богомладенец Христос был спасен от смерти благодаря тому, что праведный Иосиф поверил являвшемуся во снах ангелу и исполнил все его пожелания.

Иногда Господь открывается через сны и видения неопытным в духовной жизни людям или даже неверующим. Но это случается очень редко и по особому промыслу Божьему, когда Он точно знает, что через этого человека проявится Его воля к пользе, спасению и исправлению многих.

Так верить ли снам?

Что же делать, если сон всё же приснился и является, по мнению человека, действительно каким-то важным личным или общеполезным посланием? Если не с кем посоветоваться, то лучше вообще игнорировать такой сон. А если есть несколько человек, к которым есть доверие в духовных вопросах, то, как говорил старец Клеопа (Илие): «Советоваться нужно не с каждым, но кому вверено руководство другими, и кто сам просиял жизнью своей». Это нужно не столько для того, чтобы духовник растолковал сон, но, прежде всего для того, чтобы за сном или видением распознать, от какого источника исходит данное явление, и вовремя предохранить себя от близкого падения или же наоборот, настроиться со смирением воспринять явленную через сон волю Божию.

Что бывает, кроме снов

К слову, старец Клеопа (Илие) выделяет и другие явления, схожие со сновидениями, которые, как и сны, могут быть носителями негативной или положительной информации, губительной или созидательной для человека. Это видения — явления, воспринятые оком ума в сознании, во сне или полусне, в состоянии восхищения или изумления; мечтания — один только обман зрения, в то время как ум спит, или лицезрение того, чего нет; откровения — больше, чем видение, являет человеку вещи более глубокие, чем то, что бывает видимо, великие дела и тайны Божии; ощущение — то, что видится ощутимым образом; озарение — то, что выше чувственного ощущения, когда человеку дана благодать не только видеть, но и понимать то, что увидел; прозрение — больше видения, но намного меньше откровения или пророчества, когда прозорливый видит, словно у него на глазах совершается то, что происходит далеко или же видит сердце другого человека; предсказание — это ветвь пророчества, но о вещах более близких, когда предсказывающий говорит только о вещах, которые случатся вскоре.

При этом, божественные откровения имеют несколько признаков — это высота открываемых в них поучений, Божественная чистота и сила изменять людей к лучшему. Они всегда соответствуют Священному Писанию и учению Церкви.

Какие бывают сновидения

Сны могут быть хорошими или губительными по своему характеру проявления, а отношение к ним может говорить о духовном состоянии человека.

По мнению святого Диадоха Фотикийского, хорошие сны «не ужасают чувств, наполняют душу радостью духовной, душа желает такого сна после пробуждения или же такой сон вселяет в душу сладкую печаль и неболезненные слёзы». Плохие сны снятся страстным и плотским людям, тогда они бывают не только от дьявола, но и от самого сознания нераскаянного человека, смущают душу, устрашают её, ввергают в глубокую печаль или безысходность.

Более того, по словам преподобного Никиты Стифата, по характеру сна можно судить и об устроении самой души человека и его заботах. Если человек уже живёт добродетельной жизнью, ему нет необходимости в толковании каких-то даже хороших снов, поскольку сами дела живой веры насыщают его жизнью по воле Божьей. И тем более, каким безрассудством страдают нераскаянные люди, которые в буквальном смысле пленены тем, что толкуют каждое приснившееся сновидение. При этом обращаются за помощью к другим людям, которые сами находятся в прельщенном состоянии, и составляют различные варианты сонников.

Делая это своим образом жизни, они лишают себя возможности распознать сновидение, которое может быть действительно судьбоносным и соответствовать воле Божьей. Такие люди как бы насильно склоняют себя к тому, от чего так настойчиво, как мы убедились, предостерегают святые отцы и Сам Господь.

Архимандрит Феодосий (Марченко)

Молитвы от плохого сна, чтобы не сбылся и больше не снился

Люди очень много времени проводят во сне. Ему всегда приписывали некую мистическую составляющую. Хороший отдых — залог успеха в делах, плохой сон лишает сил, выбивает из колеи. Считается, что молитва верное средство в такой ситуации: защитит от кошмаров, поможет отдохнуть, предотвратит плохие события, которые привиделись ночью.


Вечернее правило перед сном

Говорят, крепко спать способны только люди с чистой совестью. Поэтому можно сказать, что ночной отдых является своеобразным духовным барометром. Он напрямую зависит от того, каково духовное состояние человека. Крепкий сон — это благословение от Господа. Чтобы ночь прошла спокойно, верующие должны вечером прочитывать молитвенное правило. Если по лени или нерадению этого не сделать, то будет тяжело расслабиться, отогнать от себя дурные мысли.

Многие, кто пришел в храм, замечают, что святые слова хорошо помогают от ночных кошмаров. Как люди подпитывают свое тело пищей, так они должны насыщать и свою душу. А утолить ее может лишь Слово Божие. К несчастью, несколько поколений россиян выросло вне веры, традиций своих предков. Поэтому они отвыкли от правильной духовной жизни, вынуждены учиться ей заново. Зато все быстро вспоминают о высших силах тогда, когда приходит беда, или во время отдыха привидится что-то плохое.

Чем же помогает вечернее правило?

  • Укрепляет общение с Богом;
  • Успокаивает нервную систему;
  • Помогает сосредоточиться на важном;
  • Отгоняет дурные мысли.

Перед чтением необходимо закрыть дверь в свою комнату, встать напротив образов. Если есть, то зажечь свечу или лампаду. Не спеша прочитать все молитвы, где необходимо — совершать крестное знамение и поклоны. Вечером можно сделать земные поклоны (кроме воскресных дней и больших праздников, когда они не положены).

Сильная молитва от плохого сна

Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным замением и поясным поклоном.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды) Сла́ва, и ны́нe:

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Немногие знают, что существует и краткая версия для мирян, которую составил преподобный Серафим Саровский. Вот какие молитвы от сна дурного можно читать вечером:

  • Отче наш — произносится трижды, этим отдается дань уважения Святой Троице;
  • Богородице Дево — также трижды ради Пресвятой Девы Марии;
  • Символ веры — это самая суть христианского вероучения, составленная святыми отцами.

Всего лишь эти краткие славословия позволят достичь духовного совершенства. Молитва Господня является самой основой христианства. Песнь Богородицы пришла с небес, ведь впервые ее произнес Архангел Гавриил. Все эти слова каждый христианин обязан знать наизусть, чтобы произносить их в любое время, в любых обстоятельствах.

Молитва, чтобы не сбылся плохой сон

К Тебе, Пречистой Божией Матери, я, окаянный, припадаю и молюсь: Ты знаешь, Царица, что беспрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и, хотя всё время каюсь, лживым пред Богом оказываюсь. Я и каюсь, и трепещу от страха, что поразит меня уже Господь, и вскоре опять то же делаю! Молю Тебя, Владычица моя, Госпожа Богородица, зная все это, помилуй, укрепи и научи меня творить добро. Ибо Ты знаешь, Владычица моя Богородица, что всем сердцем ненавижу злые мои дела и всем помышлением люблю закон Бога моего; но не знаю, Госпожа Пречистая, почему делаю то, что ненавижу, а доброго не исполняю.

Не попускай, Пречистая, исполняться воле моей, ибо она зла, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего, да спасет меня, и вразумит, и подаст благодать Святого Духа, чтобы я отныне прекратил делать скверное, и в остальное время жил бы по заповедям Сына Твоего, Которому подобает всякая слава, честь и могущество со безначальным Его Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Батюшка Серафим учил, что читать правило можно за работой, во время путешествия, даже лежа в кровати. Каждый, кто призовет Имя Господа, спасется, как сказано в Библии. Если ли лучшие заступники, чем Иисус Христос и Божия Матерь? Пусть краткое, обращение к ним благотворно скажется на внутреннем состоянии и даже на внешних обстоятельствах жизни.

Как правильно воспринимать сны

Далеко не все люди видят сны, многие проснувшись просто не могут их вспомнить. Но у некоторых ночные видения такие реалистичные и яркие, что внушают очень сильные эмоции, причем не всегда положительные. Если видения были наполнены неясных образов, немудрено испугаться. Некоторые переживают вполне реалистичные ощущения, перед ними разворачиваются сложные сюжеты, очень похожие на правду.

Что же сделать, чтобы сон не сбылся? Существует несколько народных примет:

  • никому не рассказывать о плохом видении (кстати, то же самое советуют святые отцы);
  • прочитать молитву Отче наш и трижды перекреститься;
  • раскрыть окна и проветрить комнату;
  • записать свой сон на бумаге, а затем ее сжечь.

Реакция зависит и от самого человека — не каждый будет впадать в панику. Тем, кто склонен во всем видеть дурные знаки, тем более следует больше времени уделять молитве.

Далеко не все люди суеверны, многие просто посмеются и забудут, как страшный кинофильм.

Как отогнать тревогу после кошмара

Хотя бы один раз каждый видел ночной кошмар. За кем-то гонятся дикие звери, кто-то спасается от стихии, подвергается нападению бандитов. В таких случаях люди просыпаются с криками среди ночи. Против страшных сновидений не существует гарантий. Хотя имеется техника, согласно которой можно «заказывать» сны, овладеть ей сумеет далеко не каждый. Да и сам автор этого способа предупреждает — путешествие может так понравиться, что человек не захочет вернуться в свою реальность.

Первое, о чем следует позаботиться, если мучают кошмары — чистая совесть. Только она является залогом правильных отношений с Богом. Ведь мы уже выяснили, что спокойный ночной отдых — это его награда человеку. Значит, когда христианин будет выполнять все, что от него хочет Бог, то и неясные угрозы не будут вторгаться в сон. По церковному преданию считается, что они насылаются злыми демонами.

Некоторые настолько суеверны, что держат возле кровати сонники. Они толкуют по ним свои сны, сопоставляя образы, которые запомнили и то, что пишут «знатоки». Если прогноз неблагоприятный, сразу теряют всякое спокойствие духа, ожидая всего самого плохого. Таким образом люди сами приглашают недобрые события в свою жизнь. Ведь самовнушение способно на многое. Так не лучше ли внушать себе что-то положительное?

После правила можно добавить дополнительные молитвы, например, такую:

И даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души, и сохрани нас от мрачнаго сна греховнаго, и всякаго темнаго и нощнаго сладострастия. Утиши стремление страстей, и угаси разжженныя стрелы лукаваго, яже на ны льстиво движимыя. Плоти нашея востания утоли, и всяко земное и вещественное наше мудрование успи. И даруй нам, Боже, бодр ум, целомудр помысл, сердце трезвящеeся, сон легок, и всякаго сатанина мечтания изменен. Возстави же нас во время молитвы, утверждены в заповедех Твоих, и память судеб Твоих в себе тверду имуща. Всенощное славословие нам даруй, во еже пети и благословити и славити пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Aминь.

Она специально составлена для того, чтобы читать ее на ночь.

  • Молитва «Сон» Пресвятой Богородицы;
  • ;
  • Молитва перед сном: https://bogolub.info/molitvy-na-son-gryadushhim/.

Советы духовников про сны

Многие приходят к батюшке, жалуясь на то, что не могут ночью хорошо выспаться. Вот что обычно советуют отцы:

  • Постоянно (не только когда что-то напугало) придерживаться молитвенной практики;
  • Перед сном осенять крестом постель, подушку;
  • Выпить натощак утром крещенской воды, съесть просфору;
  • Почаще призывать на помощь Ангела хранителя, своего небесного покровителя;
  • Если квартира еще не освящена, то позвать батюшку для совершения ритуала;
  • Посещать службы и участвовать в таинствах.

Как известно из жизнеописаний праведников, многие монахи подолгу обходились без пищи и сна. Но не следует думать, что это результат тренировки силы воли. Нет, таков Божий дар, который посылается Духом Святым за усердие или другие подвиги (впрочем, Господь не обменивает Свои дары на добрые дела — Он дает, кому пожелает).

Изводить себя постом и молитвой до полной потери сил не нужно. Далеко не каждый призван стать великим духовным подвижником. Просто помните — есть в жизни что-то более важное, чем суеверные страхи. Возрастайте в Духе, и вы почувствуете, что не стоит бояться снов, ведь Господь силен и всегда готов защитить вас!

Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 2

Что такое сновидения? Святитель Григорий Нисский пишет, что они есть «некие призраки умственной деятельности», которые «составляются случайно той душой, которая неразумна». Это видно из того, что «мечтающий во сне часто представляет себе неуместное и невозможное, чего не было бы, если бы душа и тогда управлялась рассудком и размышлением. Но… некие подобия бывшего наяву и отголоски произведенного чувством и мыслью, какие только отпечатлены в ней памятливой силой души, вновь живописуются».

Подробно это описывал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение… Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения».

При этом, по свидетельству блаженного Августина, «душа и во сне не утрачивает способности ни чувствовать, ни понимать. Ибо она и тогда имеет перед своими глазами образы чувственных предметов, причем зачастую их нельзя даже отличить от тех предметов, чьими образами они являются; и если душа при этом что-либо постигает, то оно одинаково истинно и для спящего, и для бодрствующего. Например, если кто-нибудь во сне увидит себя рассуждающим и будет в состязании утверждать что-либо на основании истинных положений, то положения эти и по пробуждении останутся такими же истинными, хотя и окажется ложным все остальное, например место, где, как ему снилось, он вел свои рассуждения, лицо, с которым они велись, и тому подобное, что, впрочем, нередко проходит бесследно и забывается даже бодрствующими».

Святитель Григорий указывает, что на характер сновидений оказывает влияние и состояние тела: «Так, жаждущему кажется, что он у источников; и нуждающемуся в пропитании – что он на пиру; и юноше во цвете сил мечтается сообразное его страсти и возрасту», – и влияние болезней: «Иные сонные видения бывают у имеющих расстроенный желудок; иные – у людей с поврежденными мозговыми оболочками; иные – у больных горячкой». А также влияет и нравственный характер спящего: «Иные мечтания – у человека мужественного, и иные – у боязливого; иные сновидения – у невоздержанного, и иные – у целомудренного… О чем привыкла душа размышлять наяву, образы того составляет она в сновидениях».

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что на характер сновидений влияет образ мыслей и занятия человека: «Чем душа занята и о чем разглагольствует наяву, о том мечтает или философствует она и во сне; или, проведши весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; или, поучавшись все время в вещах божественных и небесных, в видение их входит и во время сна и умудряется видениями, по пророку: “Юноши ваши видения узрят” (Иоил. 2: 28; Деян. 2: 17). И не прельщается ложными сновидениями, но видит во сне истинное и поучается откровениями».

Святитель Григорий Двоеслов подробно объясняет, какого рода бывают источники сновидений: «Иногда сны рождаются от полноты желудка, иногда от пустоты его, иногда от наваждения (диавольского), иногда от размышления и наваждения вместе, иногда от откровения, иногда от размышления и откровения вместе. Сновидения двух первых родов мы знаем по опыту; а примеры сновидений остальных четырех родов находим в книгах Священного Писания. Если бы не случались часто сновидения от наваждения тайного врага, то премудрый муж никогда бы не указал на это словами: “Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир. 35: 7). Также: “Не ворожите, не гадайте по снам” (Лев. 19: 26). Этими словами ясно показывается, что должно отвращаться сновидений, которые соединяются с гаданиями. Опять, если бы сны не происходили иногда от размышления и наваждения вместе, то не сказал бы премудрый муж: “Приходит соние во множестве попечения” (Еккл. 5: 2). Если бы сны не рождались иногда от тайных откровений, то… ангел не внушил бы во сне обручнику Марии бежать во Египет, взявши Младенца (см.: Мф. 2). Опять… пророк Даниил, рассуждая о сновидении Навуходоносора (см.: Дан. 2: 29), с благоговением рассматривает сон и значение его и объясняет, из какого размышления произошел он, то ясно показывает, что сновидения весьма часто бывают от размышления и откровения вместе. Но если сны отличаются такою разнородностью, то, очевидно, тем менее должно верить им, чем труднее понять, из какого источника они происходят. Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях некоторым внутренним чувством различают сам голос и образ видений, так что узнают, что воспринимают от доброго духа и что претерпевают от наваждения диавольского. Если ум не будет осторожен в отношении к снам, то чрез духа-обольстителя впадет во многие мечтания: он имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью».

О том же говорит и святитель Филарет Московский: «Сновидения различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и, наконец, от влияний духовного мира: чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидения, потребно многое испытание».

Вещие сны

Достойно внимания то, как святые отцы объясняют так называемые «вещие сны», которые сбываются. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом довольно кратко: «К мыслительной способности относятся суждение, одобрение, стремление к действию, а равно и отвращение и уклонение от него… Эта же способность действует в сновидениях, предвещая нам будущее».

Святитель Григорий Нисский описывает подробнее этот «механизм», проводя разницу между такими снами и откровениями от Бога: «Сбивчивая память и предусмотрительность, дремлющая под какими-то наложенными покровами, представляют подобия того, что заботило наяву, и нередко указывают нечто из сбывающегося. Ибо по тонкости естества душа имеет нечто большее сверх телесной дебелости и может усматривать иное из действительно существующего… Так виночерпий выжимал гроздь в чашку фараонову, так хлебодар представлял, что несет кошницы, – чем каждый занимался наяву, тем же занимающимся почитал себя и в сновидении. Подобия обычных им занятий, отпечатлевшиеся в предусмотрительной способности души, подали случай по такому пророчеству ума предугадать о том, что сбылось со временем… Хотя у всех бывают естественные сонные видения, только некоторые, а не все делаются в сновидениях причастными Божественного откровения. А всем другим, если сообщается в сновидениях некое предведение о чем-нибудь, то бывает это сказанным выше способом».

Святитель Николай Сербский сообщает о тех знаках, которые Господь посылает людям: «Нередко Господь Бог во сне дает людям сигнал не делать того, что они задумали… Некоторым богобоязненным женам, страдающим от бесплодия, которые усердно молили Бога даровать им дитя, были даны во сне сигналы, что молитвы их услышаны… Не так уж редко случается, что кому-то во сне дается знак, что смерть близка… Примеры снов-сигналов многочисленны и в наши дни».

При этом святые отцы осуждали стремление к толкованию сновидений и гаданию по ним. Выше уже цитировались слова святителя Григория Двоеслова, напоминавшего Божию заповедь не гадать по снам. Святитель Василий Великий также с порицанием пишет: «Возмутил тебя сон – бежишь к снотолкователю». Ниже будет подробнее сказано о том, как, согласно святым отцам, надлежит относиться к сновидениям.

Аскетическое отношение к сновидениям

Святитель Феофан Затворник пишет: «Исторически подтверждается, что бывают сновидения от Бога, бывают свои, бывают от врага. Как разузнать – ума не приложить. Глазок смотрок. Решительно только можно сказать, что сны, противные православному христианству, должно отвергать. Еще: никакого нет греха не следовать снам, когда не достает уверенности. Божии сны, кои исполнять должно, повторительно были посылаемы».

Общепризнанным считается положение, что бесы нередко используют сновидения как оружие против верующих. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним». То же читаем и у преподобного Исаака Сирина: «Иногда враг, под видом откровений от Бога, изводит на среду прелесть свою и в сновидениях показывает что-либо человеку… и делает все, чтобы прийти в возможность мало-помалу убедить человека и хотя бы несколько привести в согласие с собою, чтобы человек предан был в руки его».

Отсюда видно, что даже просто занимательные, яркие сны, обращающие на себя внимание, могут представлять опасность, если относиться к ним с нездоровым интересом. Потому у преподобного Иоанна Лествичника есть наставления и о том, как нужно вести себя после сна, дабы не потерпеть от бывшего сновидения какого-либо вреда: «Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих».

Но преподобный Иоанн также указывает несколько особых типов бесовских искушений, насылаемых на монахов через сновидения: «Когда мы, ради Господа, оставив свои домы и родственников, предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу, тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее».

«Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть».

Преподобный Петр Дамаскин говорит о том, как бесы имитируют «духовные» сновидения: «Видя, что Христос по крайней благости Своей снисходит к святым мученикам и преподобным отцам, являясь им или Сам, или чрез ангелов, или иным неизъяснимым образом, как Он сказал (см.: Ин. 14: 21), начал и диавол представлять некоторым многие обольщения в погибель. Потому и написали рассудительные отцы, что ничего такого не должно принимать: ни каких-либо изображений, ни света, ни огня, ни иного какого-либо обольщения. Ибо диавол ухищряется хотя этим обольстить нас в сновидениях или чувственно».

Блаженный Диадох Фотикийский предупреждает о другой опасности: «Когда ум начнет ощущать благодатное утешение Святого Духа, тогда и сатана влагает в душу свое утешение в кажущемся сладким чувстве, во время ночных успокоений, в момент некоего тончайшего сна (или засыпания). Если в это время ум окажется держащим в теплейшей памяти святое имя Господа Иисуса… то лукавый обольститель оный тотчас удаляется».

Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?

Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.

Блаженный Диадох Фотикийский: «Сны, являющиеся по любви Божией… не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха или внезапной печали, но приступают к душе со всею тихостью и наполняют ее духовной радостью; почему душа, и по пробуждении тела, со всем вожделением ищет этой испытанной во сне радости. У бесовских мечтаний все бывает противно сему: не пребывают они в одном и том же образе и вида своего не показывают долго не смятенным… при этом они много говорят и обещают великого, а еще больше угрозами стращают, принимая на себя нередко род воинов; иногда припевают душе и что-нибудь льстивое с шумным криком… Бывает, впрочем, что и добрые сны не радость приносят душе, а печаль некую сладостную и слезу неболезненную. Это случается с теми, которые преуспели уже в великом смиренномудрии».

Преподобный Иоанн Лествичник: «Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостию и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести; ибо ангелы показывают нам муки, страшный суд и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов».

Преподобный Варсонофий Великий так отвечает на вопрос о том, «как смеет диавол в видении или сонном мечтании показать Владыку Христа или святое причастие?»: «Ни Самого Владыку Христа, ни святого причастия показать он не может, но лжет и представляет образ какого-либо человека и простого хлеба; но святого креста показать не может, ибо не находит средства изобразить его другим образом… диавол не смеет употребить его (к прельщению нашему), ибо на кресте разрушена сила его и крестом нанесена ему смертоносная язва… Итак, когда увидишь во сне образ креста, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу».

Преподобный Амвросий Оптинский: «Эти сны, может быть, не истинные, а с шуией стороны, потому что от истинных видений бывает мир и польза душевная, а от этих снов последовало общее смущение. Поэтому советую тебе не доверять этим снам, а оставлять их без решения и молиться, чтобы Господь и Царица Небесная устроили о тебе полезное, якоже Им угодно».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями».

Этот же святитель добавляет: «Нам надо знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов… Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием… так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам ангелы Божии или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию».

Не следует верить снам

Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.

Блаженный Диадох Фотикийский посвятил целый раздел своего творения «добродетели неверования никаким снам». Называя это «великой добродетелью», он определяет ее суть в следующем правиле: «Совершенно не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней».

Преподобный Ефрем Сирин призывает: «Не верь обманчивым снам, возлюбленный; “сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир. 35: 7). Ибо какой меры совершенств достигли мы, чтоб видать нам видения ангелов?» О том, чтобы не придавать никакого внимания любым снам вообще, говорит и преподобный Петр Дамаскин: «Желающий достигнуть бесстрастия, должен… не бояться также сновидений злых или как бы хороших, ни мысли лукавой или благой, ни печали или как бы радости».

Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Когда будешь верить снам, то, точно, немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам, нам страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию»; «снам верить пусть опасается, довольно с нее успокоения в совести; хотя бы и благодатный был сон, но все не погрешит, когда, опасаясь прелести, вменит себя недостойною того быть».

У святителя Феофана Затворника читаем: «В письме великопостном вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство – молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории».

Преподобный Амвросий Оптинский: «Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно объясняет, «сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается».

Сон праведников

Блаженный Иероним Стридонский говорит: «Апостол повелевает нам всегда молиться, а у святых даже сам сон бывает молитвой». О том же свидетельствует преподобный авва Фалассий: «Ум, освободившийся от страстей, видит тонкие помышления и когда бодрствует тело, и когда в сон погружается». Преподобный Максим Исповедник: «Когда душа начнет чувствовать себя здравою, тогда начнет и сновидения иметь чистыми и безмятежные».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении… Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение».

Подробнее о таком состоянии, то есть о сне совершенного подвижника, пишет преподобный Иоанн: «Когда он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: “Просвети очи мои, да не когда усну в смерть” (Пс. 12: 4). Кто достигает сей меры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным».

Естественно, что при таком сне бывают и иного рода сновидения. Преподобный Зосима Верховский, рассказывая о духовном опыте своего учителя преподобного Василиска, писал, что тот во сне нередко имел духовные видения: «В таких сонных видениях иногда зрит он, как бы в откровении, будущие, уготованные грешным и праведным воздаяния, но, недоумевая, как оба тех изъяснить, говорит, что неисповедимо воздаяние грешным из-за страшного ужаса и нестерпимой мучительной лютости, а праведным – из-за пречудной славы и неизреченной сладости и радости. Иногда же предузнавал он и некоторые перемены в жизни своей и других отцов, которые со временем и исполнялись».

Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.

Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.

Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

Симеон Новый Богослов, преподобный. Деятельные и богословские главы. 176.

Так в переводе Семидесяти толковников. В синодальном переводе: не ворожите и не гадайте.

7] Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования о жизни италийских отцов. IV.48.

Филарет Московский, святитель. Письмо к А.П. Толстому от 3 октября 1860 года.

Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 2. XIX.

Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

Николай (Велимирович), святитель. Символы и сигналы. II. 10. 8–10.

Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. 45.

Феофан Затворник, святитель. Письма. VII. 1163.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. 60.

Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 15. 55.

Там же. 3. 26.

Там же. 3. 27.

Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I. 2.

Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 31.

Там же. 37.

Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 3. 28.

Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 413.

Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 422.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

Там же.

Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 38.

Ефрем Сирин, преподобный. В подражание притчам.

Петр Дамаскин, преподобный. О бесстрастии.

Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 397.

Там же. 562.

Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 472.

Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 378.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Евстохию.

Авва Фалассий. О любви, воздержании и духовной жизни. I. 54.

Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви. I. 89.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 318.

Зосима Верховский, преподобный. Повествование о действиях сердечной молитвы. 28.

Можно верить ли снам и гаданиям?

Как следует православному христианину относиться к снам и гаданиям? В наше время практически в любом книжном магазине вам предложат с десяток различных книжек-руководств по тому или иному «древнейше-вернейшему» способу гада­ния. Газеты – от провинциальных до столичных – пестрят гороскопами и рекламой «посланных, чтобы спасать» особ с иконами и свечами в руках и деланно-загадочным выражением лица.

Часто, особенно накануне больших церковных праздников, можно столкнуться даже с «православ­ными» сонниками, гаданиями и приметами. Так как же следует относиться православному к тем или иным проявлениям совре­менной «духовности»?

Можно ли верить снам, одобряет ли Церковь толкование снов?

Отношение к снам в Священ­ном Писании неоднозначно. С одной стороны, мы встречаем в нем рассказы о пророческих снах Иосифа, Даниила, апостола Павла, с другой – пророк Захария предостерегает от ложных снов (Зах. 10, 2). Но духовная традиция Православия призывает нас не доверять снам. Не заниматься толкованием снов.

Часто бывает, что человеку вдруг начинают сниться яркие, запоминающиеся сны, которые впоследствии в той или иной степени сбываются. И по мере того, как сны сбываются, человек, поначалу и не веривший им, начинает думать, что Господь таким образом сообщает ему Свою волю, не задумываясь о том, кто же еще может быть источником подобных откровений.

Естественно, что начинающему «сновидцу» и в голову не прихо­дит усомниться, достоин ли он таких «посещений Божиих». Да­лее человек начинает уже ждать таких снов, пытаться толковать сны, выстраивать жизнь в соответ­ствии с ними. И… попадается на бесовский крючок. На моей памяти есть случай, когда мужчина, периодически видевший такие сны, задумался об их природе, лишь ког­да во сне ему было открыто, что он должен убить соседа.

И таких историй любой священник мог бы рассказать мно­жество. Недаром святитель Игнатий (Брянчанинов) гово­рит о том, что даже если какой-то сон будет послан нам Богом, но мы, опасаясь впасть в духовный самообман, не обратим на него внимания, Господь похвалит нас за такую осторожность и найдет другой способ предупредить нас.

Гороскопы и гадания

Когда человек обращается к гороскопам, гадает, за­частую им движет одно желание – узнать, что его ждет в ближайшем будущем, какие опасности его подстерега­ют, согласно пословице: «знал бы, где упаду – соломки б подстелил». И при этом совершенно забываются слова Христовы о том, что «без воли Божией ни один волос не упадет с головы вашей» (ср.: Мф. 10, 30).

То есть, пыта­ясь самостоятельно узнать свое будущее, человек как бы говорит: «Господь, я, конечно, понимаю, что Ты обо мне заботишься, но сейчас я хочу сам, без Тебя узнать, какие трудности меня ждут, и с ними справиться». И Господь оставляет человека по его же же­ланию один на один с теми испы­таниями, о которых тот узнал. И в итоге, когда человек проходит через эту «мясорубку», он раду­ется тому, что был предупреж­ден о ней, не понимая, что не по­гадай он, эта трудность была бы преодолена с помощью Божией гораздо легче.

Не просто верить в Бога, а доверяться Ему

Что же касается волхвов, бла­годаря звезде пришедших по­клониться родившемуся Богомладенцу, о чем часто вспоминают любители гороскопов, то в Еван­гелии сказано, что «они отошли в свою страну иным путем». Слова эти святыми отцами однознач­но толкуются, как изменение их отношения к тварному миру, к звездам в частности. В тропаре Рождества говорится о том, что «звездам служащие звездою были научены поклоняться не звездам, а Истинному Богу».

Дело в том, что у нас долж­на быть не просто вера в Бога, должно быть доверие Ему. Представьте ситуацию, когда роди­тели, отец или мать, переводят ребенка через дорогу. Ребенок маленький, но уже понимает, что дорога таит в себе разные опасности – машины, открытые люки, ямки, где можно споткнуться. И вот малыш начинает упираться, тянуть ро­дительскую руку назад или же стремится вырваться и по­бежать вперед сам. Но единственное, что требуется от ребенка, – довериться родителям. Ведь они видят, что и машина еще далеко, и люк обойти можно, и поддержат, если дитя вдруг оступится.

Когда мы читаем молитву «Отче наш», называя Бога своим Отцом, мы должны воспитывать в себе доверие к Нему, как к Отцу любящему, заботящему­ся о нас так, как мы не заботимся о своих детях.

Об отношении к снам вещает профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Осипов А. И.:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх