Помост

Вопросы веры

Вокальные упражнения на дыхание для детей

Содержание

Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала

Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала:

долгоговорки, дыхательные упражнения, упражнения для развития силы голоса.

Составитель: Макаренко Ю. С., педагог дополнительного образования.

Долгоговорки

  1. «33 Егорки»: Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки*: (далее на одном дыхании считаем) раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т.д.
  2. «Вот дом, который построил Джек». Дышать в конце строф.

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница, которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это веселая птица синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Вот пес без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это корова безрогая,

Боднувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это старушка седая и строгая,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

3. Намотай клубочек. Цель: формирование длительного речевого выдоха. Дети вращают кисти рук одну вокруг другой перед грудью и в это время длительно произносят гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее. В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку, наматывая «ниточку на клубочек», тянуть и некоторые согласные звуки, например: С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.

  1. «Шли семеро стариков»:

Шли семеро стариков.
Говорили старики про горох.
Первый говорит: Горох хорош!
Второй говорит: Горох хорош!

Седьмой говорит: Горох хорош!

  1. «Пусть ворона мокнет»

Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шёл я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
(И т.д., пока хватает дыхания)

  1. «Лютики»

В поле лютики росли,

Мы их посчитать пришли.

Раз – лютик, два – лютик, три – лютик

(считать до 28–30 лютиков).

  1. «Пес Дружок»

Подрастает пес Дружок,

Он грызет мой сапожок.

Раз – сапожок, два – сапожок, три – сапожок (считать до 15–18 сапожков).

  1. «Малина»

Готовьте корзинки! Поспела малинка.

Раз – малинка, два – малинка (до 22–25 малинок).

  1. «Улитки»

Взгромоздились на калитку

Любопытные улитки.

Раз – улитка, два – улитка, три – улитка.

  1. Повтори за мной (для детей с 4-лет)
    Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения произносить фразы с нарастающим количеством слов. Педагог читает детям стихотворение С.Я. Маршака, произнося его построчно, а дети вслед за взрослым повторяют на одном дыхании каждую фразу.

Солнце.
Солнце светит.
Солнце светит ярко.
Солнце светит очень ярко.
Солнце светит очень ярко – бегемоту стало жарко.

Дыхательные упражнения

  1. Стрельба ладошками (на звук ХА на опоре стрелять ладошками, стоя в кругу)
  2. Камушки. Дети берут с пола воображаемые камушки и с силой кидают их вперед, произнося громко на опоре звуки: А-О-Э-И-Ы.
  3. Прыгать и петь звуки А-Э-И-О.
  4. Паровозик: Тук-тук-тук, так-так-так, ток-ток-ток, тэк-тэк-тэк. Произносить на опоре, делая двигательные движения руками, выделяя первые слова каждой группы.
  5. Ковбои. Представить, что дети – ковбои, и они ловят быка с помощью лассо. Изображаем закидывания лассо вперед и произносим слоги: ХОМ! ХАМ! ХЭМ! ХУМ!
  6. Футбол. Представить, что вы – футбольные болельщики, которые с волнением наблюдают за матчем. Сначала делаем пружинящие движения ног, руки сжаты в кулаки, затем кричим «ГОЛ!!» на опоре, немного приседая.
  7. Буквы. Произносить на опоре парные звуки: БББ-ППП, ГГГ-ККК, ДДД-ТТТ.
  8. Гармошка. Представьте, что ваша грудь и легкие – гармонь. Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков (упражнение З.В.Савковой):

Ух ты, ох ты! Мы надели кофты,

Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля! Пляшем, сердце веселя!

  1. Чихание и кашель. Положить руку на ребра и с силой произнести АПЧИ! При этом почувствуете, как напряглась диафрагма. Покашлять.
  2. Громко-тихо (И. Цуканова). Быстро произносить ГРОМКО (на mf) и тихо (на р): ГРОМКО-тихо-ГРОМКО-тихо…Не кричать, слово Громко произносить активнее.
  3. «Пульс» (для малышей).
  1. «Пульс» (для средних и старших) по 4 раза повторяем: кш-чи, кш-хи, кш-с.
  2. «Триоли»: пульсация согласными звуками в триольном ритме по 4 раза каждую группу (ССС, ШШШ, ФФФ).
  3. «Шестнадцатые»: пульсация согласными звуками в ритме шестнадцатых по 4 раза каждую группу (СССС, ШШШШ, ФФФФ).
  4. «Хитрая лисичка». Представьте, что вы превратились в лисичку, которая вынюхивает зайчика: поворачивать головой влево, вправо и на каждый поворот делать короткий вдох носом и выдох ртом.
  5. «Вдох-удивление». Говорим детям: представьте, что вы пришли домой, а там у вас гора конфет (или игрушек, подарков – дети сами придумают). И вы удивились: беззвучно сделать короткий вдох-удивление. При этом сразу заработает диафрагма и живот станет твердым. Руки у детей на ребрах, чтобы чувствовать, как они расширяются при вдохе.
  6. «Шарик сдувается». Положить руки на ребра. Сделать короткий вдох носом и ртом, ребра расширяться (представить, что в животе шарик) и на звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Стараться максимально экономить выдох.
  7. «Шарик лопнул» — сделать короткий вдох, задержать дыхание, и не выдыхать, пока педагог не хлопнет в ладоши.
  8. «Едем на машине». Дети делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами «бр-р-р». Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.
  9. «Пчелка». Держать одну руку, как будто это цветок, а другую руку — как будто это пчелка. Пчелка летит на цветок, кружится над ним и жужжит (жж), когда дыхание закончится, пчелка садится на цветок.
  10. «Комарик». Развести руки широко. Сделать вдох, и на звук з-з медленно выдыхать воздух, и сводить ладони. Когда воздух закончится – «прихлопнуть комарика» (хлопнуть в ладоши).
  11. «Дрова». Имитировать рубку дров, энергично делая вдох носом и выдох на звук ХА!.
  12. «Цветочек»
    Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.
    11. «Береги огонь».
    Представляем, что у вас в руках свечка, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла.

12. «Надуваем шарик»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец.

13. «Аквалангисты»
Представили себя на море. «Нырнули под воду» (вдох носом, нос не зажимать, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).

14. «Пузырь». Дети, взявшись за руки, встают в хоровод, идут по кругу и говорят: «Надувайся наш пузырь, надувайся, да не лопни смотри, да не лопни смотри, да не лопни — хлоп!» (текст Е. Железнова). После слова ХЛОП дети берут короткий вдох, медленно идут в круг и произносят «Ш-ш-ш» как можно дольше.

15. Соревнования. Проведите игры-соревнования:

а) » Кто дольше?»: — прожужжит пчелой ? (ж-ж-ж-ж-ж);

— прозвенит комаром? (з-з-з-з-з-з);

б) «Кто больше?»: — выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с…);

— задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф).

16. «Рубанок». Изобразите, что вы рубанком стругаете доску: ЖЖЖЖ! ЖЖЖЖ!

17. «Сенокос». Покажите, как вы косите траву: СССС! СССС!

18. «Щетка». Натрите пол щеткой: ШШШШ! ШШШШ!

19. «Собачка». Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).

20. «Котенок и шар». Дети встают в круг и расширяют его на слова:

Надувала кошка шар,

а котенок ей мешал,

Ф-ф-ф Дети делают выдох ртом на звук ф-ф-ф

Подошел и лапкой – хлоп Хлопают в ладоши

Ну а шарик сразу – лоп! Приседают

21. Вау-вау. Широко улыбнуться, шепотом произносить на выдохе вау-вау на одном дыхании. Губами формировать четко А и У.

Упражнения для развития силы голоса

  1. Прочитайте тексты, меняя, в зависимости от содержания, силу голоса:

Была Тишина, Тишина, Тишина.

Вдруг Грохотом Грома Сменилась она!

И вот уже дождик Тихонько –ты слышишь? –

Закрапал, закрапал, Закрапал по крыше.

Наверно, сейчас Барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

  1. Пугливые камыши

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорохи шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся: — Ши, ши, ши!

— Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание: — Шо, шо, шо!

Я хожу по берегу и кричу:

— С вами я шушукаться не хочу!

Я спою над речкою и спляшу,

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся: — Ша, ша, ша…

Словно просят шепотом: — Не пляши!..

До чего пугливые камыши!

  1. Гром грохочет – бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге – ах! — Затыкает уши. (А.Шлыгин)

Одним из самых полезных видов развития ребёнка является обучение пению. Пение испокон веков сопровождает жизнь человека, поэтому потребность петь очень часто является подсознательной.

Всякий здравомыслящий родитель всегда старается создать благоприятные условия для многостороннего развития своего ребёнка. С одной стороны, такой подход к воспитанию даёт ребёнку возможность наиболее глубоко реализовать тот творческий потенциал, который заложен в каждого человека, с другой – этим обеспечивается более разнообразная профессиональная деятельность, которая будет приносить ему в будущем не только материальный доход, но и дарить радость.

Одним из самых полезных видов развития ребёнка является обучение пению. Пение испокон веков сопровождает жизнь человека, поэтому потребность петь очень часто является подсознательной. Думается, не стоит подробно объяснять, что пение полезно как для физического здоровья, так и для духовного: когда мы поём, совершенствуется дыхательный аппарат, успокаивается нервная система, улучшается эмоциональное состояние и общее самочувствие.

Само по себе пение представляет достаточно сложную систему, состоящую из следующих частей:

  1. Дыхание является основой правильного пения. Хорошая длительность выдоха способствует максимальной плавности воспроизведения мелодии.
  2. Артикуляция должна быть четкой, ориентированной на выговаривание слов.
  3. Звукоизвлечение всегда должно быть естественным, не вызывающим неудобных ощущений у поющего.
  4. Интонация важна для чистой и правильной музыкальной линии, характерной для каждого, даже самого короткого, произведения.
  5. Звуковедение обеспечивает кантилену (напевность и плавность) вокального исполнения.

Все указанные нами компоненты тесно взаимосвязаны, и неверное употребление или полное отсутствие какого-то из них негативно сказывается на качестве певческого искусства.

Таким образом, правильное дыхание – это самое первое, чему должен научиться ребёнок, обучаясь пению. Для того чтобы занятия не были скучными и нудными, следует добавить в них игровой момент. Если занятия групповые, из детей каждый раз может выбираться ведущий (при помощи считалок, выполнения какого-то конкурсного задания), который показывает всем упражнения и контролирует их выполнение.

Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку упражнений, направленных на развитие певческого дыхания.

  1. «Исходное дыхание» – спокойные вдохи носом и выдохи ртом, руки опущены вдоль тела.
  2. «Водолазы» – делаем максимально глубокий вдох носом и задерживаем дыхание, стараясь не дышать как можно дольше. Ведущий может считать вслух, проверяя, кто дольше выдержит. Либо считать вслух могут все, поочередно замолкая по мере выбытия из игры.
  3. «Собачка» – высовываем язык и дышим быстро и коротко в течение 30 секунд и более.
  4. «Ёжик» – активные короткие вдохи-выдохи, напоминающие фыркание ёжика
  5. «Свечечка» – представляем, что напротив каждого из нас находится горящая свечечка. Наша задача – дуть на пламя, не загасив его. Для этого выставляем вперёд ладошку таким образом, чтобы ощущать на ней струю выдыхаемого воздуха. Берём вдох носом и выдыхаем медленно-медленно, стараясь растянуть выдох на длительное время.
  6. «Живая фигура, замри!» – берём короткий вдох ртом, представляя, что мы неожиданно удивились или испугались. При этом вместе с вдохом резко разводим руки в стороны, задерживаем дыхание, замираем и стараемся не дышать до команды ведущего.
  7. «Зарядка» – берём активный вдох носом, резко разводя руки в стороны, быстро и резко выдыхаем ртом, одновременно наклоняясь и обхватывая себя руками. Выполняем наклоны не менее 10 раз.
  8. «Волшебный карандаш» – делаем спокойный вдох носом, вытягиваем губы в трубочку, представляя себе, что держим карандаш. Медленно выдыхаем ртом воздух, рисуя при этом невидимым карандашом разнообразные фигурки по заданию ведущего. Новый вдох можно брать только после завершения начатой фигурки.

Упражнения выполняются в произвольном порядке в течение 5-10 минут. После каждого упражнения должно следовать «Исходное дыхание».

Методическая разработка по теме: «Комплекс дыхательных упражнений для детского вокального коллектива»

Пояснительная записка

Пение является самым доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в педагогике обучения пению всегда актуально. В процессе обучения пению ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Пение в ансамбле развивает музыкальный слух, вокальные навыки, способствует развитию навыков коллективного пения.

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни, поэтому качать пресс или прибегать к другим упражнениям для их тренировки бесполезно. Постановка правильного певческого дыхания является максимально естественным и полезным способом для всего организма.

Работа по формированию правильного певческого дыхания важна не только для освоения техники вокального мастерства, но и для укрепления здоровья обучающихся, особенно с учетом климатических условий Крайнего Севера, когда многие дети уже в раннем возрасте имеют проблемы с органами дыхательной системы, явные признаки кислородного голодания, склонности к депрессивным состояниям.

Систематические занятия дыхательными упражнениями позволяют избавиться от головокружений, увеличить объём лёгких, развить диафрагмальные мышцы, снизить риск заболеваний, связанных с дыхательными путями. Именно поэтому в настоящее время к оздоровлению через систему дыхательных упражнений обращается все большее количество людей, использующих ее в своей практике при проведении психологических тренингов, оздоровительной гимнастики, медицинских процедур, спортивных тренировок и т. д.

Дыхательные упражнения способствуют развитию физической выносливости, а также ведущих качеств певческого голосообразования: яркости звука, силы и гибкости голоса, длительности звучания, широты диапазона.

Цель:

Раскрыть значение правильного певческого дыхания, охарактеризовать его виды и особенности, дать методические рекомендации по работе над ним.

Задачи:

1. Характеристика особенностей певческого и физиологического дыхания.

2. Характеристика работы органов, участвующих в певческом дыхании.

3. Характеристика видов певческого дыхания.

4. Разработка примерных комплексов упражнений для развития правильного певческого дыхания: дыхательных и вокальных.

5. Методические и практические рекомендации по организации эффективной работы по развитию певческого дыхания.

1. Значение певческого дыхания

Дыхание – это жизнь. Рождаясь в этом мире, человек делает первый вдох, и вслед за первым вдохом издает свой первый звук – крик новорожденного. Это самый искренний, самый правильный и чистый звук в мире. Дыхание – это тонкий механизм, посредством которого регулируются абсолютно все функции организма, обеспечивающий связь организма с внешней средой. Вдыхая, мы вбираем жизненную силу, энергию. Выдыхая, высвобождаем тело и душу. Делая паузу, вносим внимание и присутствие.

Как мы знаем, дыхание доставляет тканям кислород для поддержания метаболизма, но когда дыхание прекращается более чем на несколько минут, наступает смерть. Поэтому, дыхание не просто механический процесс, а загадочный аспект глубокого расширения и сжатия, который подобен пульсации сердца.

Регулируя дыхание, человек имеет возможность регулировать свои внутренние процессы, и как следствие этого – свой физическое и душевное состояние. Существует множество дыхательных практик и упражнений, направляющих человека к здоровью и пониманию своего организма. Научиться дышать так, чтобы почувствовать себя лучше, чтобы избавиться от психологических проблем и болезней возможно и даже необходимо, но самое главное – вера и осознание своей силы и свободы.

Александр Лоуэн в книге «Психология тела» пишет: «Глубоко дышать – означает глубоко чувствовать…. Сдерживая глубокое дыхание, мы тормозим некоторые чувства, связанные с животом. Одним из этих чувств является грусть, так как живот принимает участие в глубоком плаче…. Дети рано понимают, что посредством втягивания и напряжения живота можно избежать проявления болезненных чувств грусти и печали».

Дыхание в пении имеет исключительное большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Основными задачами правильного певческого дыхания являются: экономное расходование дыхания (воздуха, набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном пространстве, плавный выдох.

Кандидат медицинских наук З.И. Аникеева и солист Молдавского государственного театра оперы и балета и заслуженный артист Ф.М. Аникеев в своей книге «Как развить певческий голос» предлагают упражнения, направленные на развитие певческого дыхания и артикуляционного аппарата вокалиста. Там же приведены примеры упражнений, улучшающих психическое состояние певца и снимающие мышечное напряжение: «Большое значение для певцов имеет овладение техникой замедленного выдоха» — утверждают авторы. Такие известные педагоги как А.М. Додонов, И.П. Пряшников, О.Л. Лобанова, П. Органов тоже рекомендовали певцам заниматься специальной дыхательной гимнастикой для овладения замедленным выдохом. Специальная тренировка очень важна для развития и закрепления певческого дыхания: она помогает певцу быстрее научиться не производить шумного вдоха, не вдыхать чрезмерное количество воздуха, небольшим количеством выдыхаемого воздуха получать наибольший звуковой эффект.

Научиться управлять своим дыханием, можно только последовательно – почувствовав своё тело, избавившись от зажимов и вслед за этим отрегулировав вдох и выдох, при осознании правильной мышечной активности. Для начинающих вокалистов это самый главный фактор в обучении. Подсознательное правильное дыхание приходит только с опытом, приобретённым в тренировках под наблюдением опытного педагога. Правильное певческое дыхание не только развивает вокальные возможности певца, но и является целебным, так как все составляющие дыхательных упражнений направлены на оздоровление и духовное, и физическое.

2. Строение голосового аппарата человека

Процесс образования звука голоса называется голосообразованием или фонацией. Голосовой аппарат – это комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.

Схема строения голосового аппарата представлена в Приложении №1.

Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой:

· Дыхательный аппарат;

· Гортань с голосовыми связками;

· Резонансная область.

Дыхательный аппарат представляет собой:

· Лёгкие, являющиеся надувными воздушными резервуарами;

· Дыхательные пути – бронхи и трахеи, т.е. дыхательное горло;

· Диафрагма – мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота.

Диафрагма является живым фундаментом для целого и совершенного инструмента. Диафрагма прикреплена частью к нижним ребрам, частью к позвоночнику. В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается кверху куполом, при вдохе она уплощается, опускается. Умение управлять диафрагмой очень важно для певцов. Благодаря ее активности существуют такие характеристики, как опора дыхания, певческое вибрато. (см. приложение № 2).

Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Состоит гортань из 5 хрящей и мышц. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства очень важны, особенно для оперных певцов. Внутренние мышцы служат для выполнения дыхания и голосообразования. Главным для образования голоса являются истинные голосовые связки – складки, колебания которых и вызывают появление звука. В спокойном состоянии голосовые связки образуют треугольное отверстие – голосовую щель, через которую свободно проходит воздух. (см. Приложение № 3)

Над истинными голосовыми связками располагаются так называемые ложные голосовые связки, а в пространстве между истинными и ложными голосовыми связками имеются углубления, слизистая которых увлажняет голосовые связки. (см. Приложение № 4)

Резонансная область (часть трахеи, ротовая область и носоглотка), основные характеристики которой:

· усиление звука голосовых связок

· создание тембра голоса.

Если мы посмотрим на рисунок в Приложение № 5, то обнаружим сходство между рупорным громкоговорителем и голосовым аппаратом певца.

Один из законов механики Ньютона утверждает: действие всегда равно противодействию. Колебания мембраны рупора, как и колебания голосовых складок, оказывая давление на прилегающие слои воздуха, вызывают ответное сопротивление. Чем больше это сопротивление, тем большую энергию мембрана (или голосовые складки) смогут передать во внешнюю среду, следовательно, тем больше громкость. Общее сопротивление (противодействие), создаваемое ротоглоточным рупором, его формой и различными сужениями, а также колеблющимся в нем столбом воздуха, называется импедансом. Чтобы достичь большой мощности звука певцам требуется умение создавать предельно высокий импеданс, что включает в себя способность опускать гортань вниз, расширение ротовой полости во время пения, специфическое выдвижение губ и другие приемы.

Вторая характеристика резонаторной области – создание тембра. Звук голосовых связок совсем не похож на звуки живого голоса: окончательный тембр, т.е. содержание целого ряда призвуков (обертонов), создающих неповторимость, отличимость от других, голос человека приобретает благодаря системе резонаторов. Важнейшими из них являются носоглотка и ротовая полость.

У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая. Голосовая функция созревает и претерпевает изменения на протяжении всей жизни.

3. Виды дыхания

Человек может долгое время – недели и месяцы – обходиться без пищи, пару дней не пить воду, но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут.

В подавляющем большинстве случаев все дышат, как придется, как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему – ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся не многие. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда «садится» голос, «пересыхает» во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу. Дыхание – это основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох, во время которого происходит пение, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.

Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономичного выдоха во время пения.

Традиционно различают следующие виды дыхания:

Грудной тип – рёберный, костальный, и его разновидность – ключичное (клавикулярное, верхнегрудное). Дыхание осуществляется за счет расширения и поднятия, главным образом, верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за ее движениями, т.е. выключена из своей активной вдыхательной функции. Живот при этом виде вдоха втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы и иногда плечи заметно поднимаются.

Груднобрюшной тип – 1 – рёберно-диафрагматический или костоабдоминальный. Во вдохе равномерно участвуют и грудные стенки, и диафрагма.

Груднобрюшной тип – 2 – нижнерёберно-диафрагматический или костоабдоминальный. То же, но с преобладанием брюшного дыхания.

Брюшной тип – диафрагматический или абдоминальный. Грудная клетка неподвижна. Вдох осуществляется только опусканием диафрагмы, и живот при этом выпячивается вперед.

Есть педагоги, считающие существенной для пения работу так называемой тазовой диафрагмы (мышечное дно таза, запирающее выдох из него). Однако, тазовая диафрагма никакой роли в дыхании не играет. Мысль о роли тазовой диафрагмы в пении могла родиться у некоторых певцов и педагогов как следствие субъективных ощущений, возникающих в этой области от сильного поднятия внутрибрюшного давления во время пения.

История вокального искусства и современная практика показывают, что хорошее профессиональное звучание возможно при любом из названных типов пения. Ведь задача дыхательных органов во время пения – это точно координированная с другими отделами голосового аппарата подача дыхания – натренированность, выработанность певческого выдоха. Выбор типа дыхания должен диктоваться соображениями удобства и качества звучания, а не предвзятым мнением о необходимости развивать определенный, якобы наиболее выгодный тип дыхания. У опытного певца дыхание расходуется мало, и оно может быть подано за счет любого отдела выдыхательных мышц. Однако, одно условие всегда должно выполняться, координация дыхания со звуком должна вырабатываться постепенно, последовательно и в одном направлении, нельзя сегодня петь на брюшном дыхании, а завтра на ключичном.

Есть основания полагать, что нижнерёберно-диафрагматическое дыхание создает оптимальные условия для деятельности диафрагмы, при этом типе дыхания площадь прикрепления диафрагмы увеличивается, вследствие чего ее тонус повышается. Большинство певцов, вокальных коллективов поют на этом типе дыхания.

Кроме того, дыхание может варьировать в пределах выработанного типа у каждого певца в отдельности, в зависимости от характера звучания произведения. Лирический стиль исполнения обычно требует высокого типа дыхания. Драматические произведения нуждаются в более низком, плотном дыхании. Часто, даже опытные певцы сами не знают, каким типом дыхания они пользуются, и их представления об этом может расходиться с точными наблюдениями за дыханием, зафиксированными при помощи аппаратуры.

Обязательно нужно учитывать индивидуальную физиологию каждого ученика. При голосообразовании не следует разрушать сложную систему рефлексов, которыми оно достигается. Например, если ученик пользуется при пении груднодиафрагматическим дыханием, вряд ли имеет смысл учить его какому-то особому типу вдоха, чтобы улучшить голосообразование. При правильной тренировке в пении при этом типе дыхания может быть достигнута высокая степень профессионализма. При работе над певческим дыханием особое значение имеет организация певческого выдоха:

· не столько важен тип вдоха, сколько организация выдоха;

· по окончании фразы излишек дыхания полезно выдохнуть, прежде чем начать новый вдох;

· выдох должен быть активным.

4. Комплекс дыхательных упражнений

Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует концентрации внимания. Тренировка делает дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.

Этому разделу уделите особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием.

4.1 Подготовка к дыхательным упражнениям

Все упражнения начинаются с фиксированного выдоха: сжатые губы оказывают ему сопротивление и активизируют работу мышц брюшного пресса и диафрагмы.

1. Исходное положение: встаньте прямо, руки положите на нижние рёбра, большие пальцы отведите назад, локти смотрят в стороны. Наклоните туловище вперед, одновременно разводя локти в стороны, потом выпрямляемся. Во время наклона делайте плавный вдох, а во время выпрямления такой же плавный выдох. Упражнение следует повторить 5 – 6 раз.

2. Исходное положение: встаньте прямо, руки за голову, пальцы переплетены, локти отвести назад. Наклоните туловище вперед, а руки оставьте в исходном положении. Во время наклона сделайте плавный глубокий вдох. Вернитесь в исходное положение, плавно делая выдох. Это упражнение следует повторить 5 – 6 раз.

3. Сядьте на стул, ноги вытяните вперед. На выдохе поднимайте ноги вверх до того положения как сможете, зафиксируйте положение и сделайте короткий вдох. Затем опустите ноги на плавном выдохе в исходное положение. Повторите упражнение 3 – 4 раза.

Во время разговора, пения человеку часто приходится добирать воздух через рот. Без этого обойтись трудно. Однако в процессе постановки голоса следует обратить внимание обучающихся на носовое дыхание, когда вырабатывается привычка брать воздух носом, даже при открытом рте. Носовое дыхание более глубокое. Носовое дыхание помогает справиться с насморком, гайморитом и другими застойными заболеваниями в области носоглотки. Нос так же является фильтром, так как при вдохе в легкие попадает значительно меньше микробов. Предлагаю обратить внимание на одно из упражнений для тренировки именно носового дыхания.

Исходной положение: сядьте на стул, спина ровная, плечи не поднимаются (расслаблены). Прижмите правую ноздрю пальцем, сделайте короткий вдох через левую, затем, зажав левую, сделайте короткий вдох через правую. Повторяйте упражнение, чередуя зажим пальцев 5 – 6 раз.

4.2 Дыхательные упражнения

Во время выполнения дыхательных упражнений нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении в положении сидя или стоя не нагибаться вперед.

Упражнение № 1

Исходное положение: встаньте прямо в удобной позиции, положите правую руку на живот. Медленно вдохните через нос, при этом плечи должны находиться в неподвижном положении, а живот надуться. Выдох делайте как можно медленнее, шёпотом произнося звук «Ф», одновременно сдувая живот и следя за неподвижностью плеч. Упражнение следует повторить 5 раз.

Далее делаем это же упражнение как можно быстрее, с силой выдыхая оставшийся воздух. Тоже повторить 5 раз.

Продолжаем выполнять то же упражнение, делая быстрый вдох, а выдох как можно медленнее. И опять повторить 5 раз.

Систематические тренировки дыхания помогут выработать плавность вдоха без усилий, задержку воздуха без головокружений, плавность выдоха без толчков.

Упражнение № 2

А теперь переходим к упражнению, которое поможет вам понять природу правильного дыхания. С рождения каждый человек изначально дышит правильным диафрагматическим дыханием, этот тип дыхания присущ и животному миру. Однако с возрастом многие люди приобретают нездоровую привычку дышать поверхностно. Обратимся к этому типу дыхания, который свойственен нашим лучшим друзьям – собакам и рекомендую выполнить упражнение «Собачка».

Сядьте на стул напротив зеркала, облокотитесь на спинку стула и расслабьте плечи и шею. Выполняя это упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались. Выполняем активный вдох и активный выдох без задержки, при этом рот в открытом положении. Приглядитесь в зеркало как вздымаются бока, как у собаки, дышащей высунув язык. Именно поэтому упражнение называется «Собачка».

Упражнение № 3

Отличие искусственного (певческого) дыхания от естественного имеет в пении большое значение. Певческое дыхание – это целый комплекс действий, требующих постоянного совершенствования. Вдыхать в себя воздух нужно медленно, чтобы мускулы привыкли к систематическому напряжению.

Исходное положение: встаньте прямо, наклоните туловище вперед и в это время наберите воздух через нос. Вы почувствуете, как в поясной части живота, раздвигая нижнюю часть ребер, воздух как бы занял свое место. Затем надо приподняться, задерживая воздух. Выдыхание воздуха нужно производить медленно, как и вдыхание, без резких толчков, выпуская воздух через плотно сомкнутые губы. Для проверки ровности воздушной струи, исходящей из губ, подставляем палец на расстоянии 3 см, чтобы ощущать плотность выходящего воздуха. Дети делают данное упражнение по времени, которое отсчитывает педагог по следующей таблице.

Вдох

Держать

Выдох

Вдох

Держать

Выдох

5 секунд

5 секунд

5 секунд

6 секунд

10 секунд

6 секунд

5 секунд

6 секунд

5 секунд

7 секунд

10 секунд

7 секунд

5 секунд

7 секунд

5 секунд

8 секунд

10 секунд

8 секунд

5 секунд

8 секунд

5 секунд

9 секунд

10 секунд

9 секунд

5 секунд

9 секунд

5 секунд

10 секунд

10 секунд

10 секунд

5 секунд

10 секунд

5 секунд

10 секунд

15 секунд

10 секунд

При систематическом выполнении этого упражнения вы избавитесь от головокружения, потемнения в глазах в процессе выполнения.

5. Комплекс вокальных упражнений на развитие

правильного певческого дыхания

Есть так называемые «вокальные упражнения на дыхание», которые в переводе со специального вокального языка на язык простонародный можно было бы назвать вокальными упражнениями на развитие разных способностей, например, продолжительности певческого дыхания. В этом разделе мы рассмотрим комплекс вокальных упражнений на развитие правильного певческого дыхания. Задача несколько усложняется, так как, кроме того, что нужно следить за правильностью дыхания, теперь еще предстоит услышать нотку, воспроизвести ее правильно и попытаться направить звук со стремлением вперед.

Упражнение №1

Исходное положение: встаньте прямо, одну руку положите чуть ниже ребер, чтобы чувствовать правильность дыхания, плечи в спокойном состоянии. Сделать короткий вдох через нос, педагог в это время считает «раз», «два», а на выдохе, педагог считает «раз», «два», «три», «четыре», пропеваем звук «А». Делаем небольшую паузу и поднимаемся на полтона выше. Опять делаем короткий вдох через нос, на счет «раз», «два», а на выдохе, под счет «раз», «два», «три», «четыре», пропеваем звук «И». Делаем паузу и поднимаемся ещё на полтона. И так повторяем упражнение ещё три раза на звуки «Э», «О», и «У».

В процессе этого упражнения мы развиваем длительность правильного певческого дыхания.

Упражнение №2

Упражнение выполняется сидя на стуле, плечи в расслабленном состоянии, колени вместе, одна рука на животе, вторая на груди. Сделайте короткий и глубокий вдох через нос, стенка живота выдвигается вперед, задерживаем дыхание, в это время педагог считает «раз», «два», по руке педагога мягко воспроизвести закрытым ртом звук «М» заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2 – 3 секунды, затем время звучания постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный самоконтроль учащихся за сохранением положения вдоха во время пения.

Упражнение №3

Упражнение выполняется на примере распевки.

Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки широко расставлены по сторонам. Сделайте правильный короткий вдох. Во время распевки, подбираясь к верхней нотке, сделайте резкий наклон в сторону, следующая «верхушка» — наклон в другую сторону. Во время настройки к следующей нотке наклоните корпус вниз, расслабьте руки, выдохните оставшийся воздух, затем выпрямившись, вдохните, расправьте руки и продолжите распевку. Особое внимание обратите на правильность вдоха и чистоту интонации.

Сначала педагог показывает правильное выполнение упражнения, а затем ученики повторяют. Для скорейшего формирования прочного навыка правильных певческих дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы – на одном занятии по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2 – 3 минут, эти упражнения ученики воспринимают как отдых в процессе репетиционной работы.

Также в практике работы с детьми применяются методы произнесения слов песни, а также скороговорок активным шёпотом, с четкой артикуляцией, в ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхание, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения и проверяются по характеру звука.

1. Заключение

Неправильное использование певческого дыхания является основой его функциональных нарушений. Все вышеописанные упражнения на выработку правильного певческого дыхания, артикуляции в сочетании с работой по произношению скороговорок, делают прирост вокальной техники настолько явным от занятия к занятию, что не исчезает ощущение творящегося на глазах чуда – из «ничего» вырастает «что-то».

На каждом занятии обучающиеся одерживают маленькие победы. Певец начинает понимать технологию работы своего голосового аппарата, что у него хорошо и что плохо.

Человек, вступающий на путь вокального искусства, всю жизнь несет ответственность за свой поступок, так как он становится глашатаем, пробуждающим чувства, эмоции, мысли и душу. Только будучи богатым духовно и здоровым можно стать истинным певцом, чтобы нести свет и любовь своим слушателям. Более того, певец, обладая такими качествами, способен даже исцелять и вселять веру и надежду в сердца людей.

Литература

1. Аникеев, Ф.М., Аникеев, З.И. Как развить певческий голос / Ф.И. Аникеев, З.И. Аникеев. – Кишинев: Шмитца, 1981. – 120с.

3. Вербов, А. Техника постановки голоса / А. Вербов. – Л.: Тритон, 1981. – 17с.

4. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики: 2е изд. / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 1996. – 368с.

5. Егоров, А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы/ А.М. Егоров. – М.: Музыка, 1962. – 173с.

6. Лоуэн, А. Психология тела / А. Лоуэн. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 254с.

7. Плужников, К.И. Механика пения. Принципы постановки голоса / К.И. Плужников. – СПб: Композитор, 2006. – 88с.

9. Юссон, Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса / Р. Юссон. – М.: Музыка, 1974. – 262с.

Приложения

Приложение № 1.

Схема строения голосового аппарата человека:
1 – гортань; 2 – надгортанная полость; 3 – подгортанная полость; 4 – трахея и бронхи; 5 – полость рта; 6 – носовая полость; 7 – мягкое нёбо; 8 – твердое нёбо; 9 – язык; 10 – задняя стенка глотки; 11 – второй (певческий) рот

Приложение № 2.

Схема расположения диафрагмы.

Приложение № 3.

Полость гортани: А (вход в гортань); Б (вид сбоку в разрезе).
1 – голосовая щель; 2 – голосовая складка; 3 – подголосовая полость;
4 – желудочек гортани; 5 – четырехугольная мембрана; 6 – голосовая связка

Дыхательная гимнастика для детей

Чтобы дети были здоровы, родители готовы пойти на многое. Оздоровление в санаториях, поездки на море, спортивные секции, прогулки на свежем воздухе – все это, безусловно, укрепляет иммунитет малыша, но порой отнимает много сил и времени у родителей.

Все мы понимаем, что в наше время каждая минута на счету и уехать с ребенком на недельку из города – это редкая возможность. При этом, если ребенок заболеет, то больничный обойдется в ту же неделю, но потраченного времени будет крайне жаль.

Сохранить здоровье малыша и уложиться в плотный рабочий график родителей позволяют альтернативные методы оздоровления организма. Например, дыхательная гимнастика для детей.

Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.

Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.

Как детям правильно заниматься дыхательной гимнастикой?

До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны с родителями. Это обеспечит полную безопасность занятий, а также позволит маме и папе провести больше времени с малышом.

Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром родителей. Заниматься самостоятельно можно лишь с семи лет.

Правила выполнения упражнений зависят от того, какую методику вы выбрали. Так, например, в одних техниках считается правильным дышать через нос, в других – через рот. Перед началом занятий обязательно уточните этот момент.

В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:

  1. ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
  2. упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
  3. во время занятий нельзя делать резких выдохов;
  4. плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.

Обязательно прекратите занятия, если:

  1. ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
  2. малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
  3. у ребенка начали дрожать кисти рук.

Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.

Дыхательная гимнастика для детей. Примеры упражнений

Дыхательные упражнения для детей с двух лет

  1. Пузырики

Малыш делает глубокий вдох через нос, надувает «щёчки–пузырики» и медленно выдыхает воздух через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

  1. Насосик

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

  1. Самолет

Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:

Повторить 2-3 раза

  1. Мышка и мишка

Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:

У мишки дом огромный (ребенок выпрямляется, встает на носочки, поднимает руки вверх, тянется за ними, смотрит на руки и делает вдох)
У мышки – очень маленький (присаживается, обхватывает руками колени, опускает голову, делает выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (ходит на носочках)
Он же к ней не попадёт.

Повторить 3 – 4 раза.

  1. Курочки

Родители выполняет движения вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленям. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4-5 лет

Для детей 4-5 лет дыхательная гимнастика становится чуть более сложной и более осознанной. Ребёнок в процессе занятий учится воспринимать своё дыхание и контролировать его.

  1. «Послушаем свое дыхание»

Цель: научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его глубину и состояние организма.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Мышцы расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  1. куда попадает воздушная струя и откуда выходит;
  2. какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
  3. какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  4. какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.

Важно не только провести с ребёнком упражнение, но и объяснить ему значение тех или иных показателей.

  1. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: научить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания и концентрировать на нем внимание.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Ребенок делает медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, вдох нужно прекратить, сделать небольшую паузу и плавно выдохнуть через нос. Повторить 5-10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

  1. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Обе ладони положить на пупок.

  1. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
  2. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
  3. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

  1. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, реберное дыхание)

Цель: научить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение: лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

  1. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
  2. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  3. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

Дыхательная гимнастика для детей от 5 лет (методика А.Н. Стрельниковой)

  • «Разминка».

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу.

Присесть, скрестить руки навстречу друг другу, вдох носом — активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд восемь раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

  • «Наклоны». Часть первая

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»).

Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом — быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью — и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1-2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

  • «Наклоны». Часть вторая.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом – быстрый, активный, ясно слышимый, но не шумный. Вернуться в исходное положение не полностью – и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1–2 вдоха в секунду, движения ритмичные. Повторить 10-20 раз.

  • «Маятник»

Исходное положение: стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз.

Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

Указанные упражнения выполнять с коротким вдохом: не стараться набрать как можно больше воздуха, а наоборот – делать вдох по объему меньше, чем возможно. Обязательно не помогать выдоху. Руки не уводить далеко от тела.

Дыхательная гимнастика на дыхательных тренажерах

Когда занятия дыхательной гимнастикой теряют игровую форму, детям становится все скучнее ей заниматься. Так как они не осознают важности данного процесса, то выполнять наклоны, контролировать вдохи и выдохи, следить за дыханием им становится просто неинтересно. Вернуть интерес к дыхательной гимнастике можно с помощью дыхательного тренажера.

Как известно, после пяти лет дети все больше стремятся к самостоятельности. Дыхательный тренажер можно презентовать ребенку как аппарат, на котором занимаются только взрослые люди.

Так у ребенка появится интерес к процессу, а вы сможете учить его правильно воспринимать свое дыхание. С пяти до семи лет проводить занятия нужно только под вашим контролем. После семи лет малыш сможет заниматься на тренажере сам.

Время занятий при этом должно составлять не более 20 минут. Начинать нужно с 1-2 минут в день. Нагрузка прибавляется раз в 2-3 дня по одной минуте.

До 12 лет ребенок должен проходить три этапа занятий на дыхательном тренажере (этапы описаны в инструкции). После 12 лет можно подключить четвертый этап.

Эффект от занятий на дыхательном тренажере ничуть не уступает эффекту от занятий стандартными видами дыхательной гимнастики.

Уберечь ребенка от вредных факторов окружающей среды получается не всегда, поэтому важно не «спрятать» его от внешних угроз, а научить защищаться. Дыхательная гимнастика – один из способов защиты детского организма. Постоянные занятия помогут ребенку легче справляться с вирусными заболеваниями и не растрачивать драгоценное детство на грипп и ОРВИ.

Чтобы узнать больше о защите детей от болезней, почитайте больше о дыхательном тренажере Самоздрав на нашем сайте.

Упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста: в чем их польза и как их выполнять

Педиатры настоятельно рекомендуют применять дыхательную гимнастику для детей, особенно если ребенок часто болеет. Действенность ее неоднократно доказана на практике, главное условие — регулярность и соблюдение выбранной методики. Упражнения на дыхание разрабатывают легкие, оптимизируют их объем, восполняют содержание кислорода либо, напротив, регулируют его баланс с углекислым газом. Дыхательная гимнастика применяется для профилактики и лечения многих заболеваний дыхательной системы, аллергии, устранения симптомов других системных недугов, а также при реабилитации после болезней. Конкретный перечень показаний зависит от выбранной методики.

Что такое дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, задействующих как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат.

Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь. Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела. Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе.

Совет
Если ребенок дышит неправильно, это легко определить по узкой грудной клетке, открытому рту, сутулости и нервозности в движениях.

Цели и польза дыхательной гимнастики

Значение дыхательной гимнастики для детей — это ее многосторонняя помощь в лечении и профилактике болезней. Она не только бодрит и оздоравливает организм в целом, но и способствует лучшему усвоению медикаментов и народных лечебных средств. У маленьких детей легкие недостаточно развиты, отсюда и частые заболевания, даже если в целом ребенок активен и правильно питается. Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания: бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините и т.д.

Если родители не поспособствуют развитию дыхательной системы, то это может привести к более серьезным проблемам.

Целесообразно добавить дыхательную гимнастику для развития речи ребенка. Некоторые комплексы успешно решают проблему заикания, хотя это заболевание трудно поддается лечению. Помимо этого, дыхательная гимнастика решает проблемы опорно-двигательного аппарата, заболевания выделительной системы, желудочно-кишечного тракта.

Польза дыхательных упражнений:

  1. Они укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей.
  2. Способствуют выравниванию осанки.
  3. Насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Отсюда — бодрость и хорошая концентрация внимания.
  4. Это надежная профилактическая мера многих заболеваний, особенно дыхательной системы.
  5. Улучшается работа мозга, сердца, нервной системы.
  6. Прекращаются головные боли.
  7. Стимулируется деятельность желудка и кишечника.
  8. Исчезает напряжение в горле, голосовых связках.
  9. При правильном дыхании повышается иммунитет. С глубоким выдохом из легких выходят токсичные вещества, которые мы вынуждены вдыхать в черте города.
  10. Ребенок учится прислушиваться к своему дыханию и всему организму.

Рекомендации по проведению гимнастики

Прежде чем приступить к занятиям, нужно хорошо проветрить помещение. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения. Правила выполнения гимнастики:

  1. Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению.
  2. Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению.
  3. Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии.
  4. Вдох делается только через нос.
  5. Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить.
  6. Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные.
  7. После каждого упражнения не забывайте делать перерыв.

Ни в коем случае не отказывайтесь от лекарственных средств, которые прописал врач, особенно если болезнь тяжелая и хроническая! Дыхательная гимнастика — это мощная методика оздоровления, но она лишь сопровождает медикаментозное лечение.

Если во время какого-то упражнения ребенок бледнеет, часто дышит или у него кружится голова, то нужно немедленно прекратить гимнастику. Такое состояние вызвано гипервентиляцией легких. При переутомлении нужно сложить ладони малыша лодочкой и погрузить в них лицо, при этом глубоко и спокойно дыша. Из-за риска гипервентиляции детям-астматикам нужно проходить комплекс упражнений под наблюдением врача, чтобы избежать переутомления, которое плохо сказывается на слабой дыхательной системе.

У гимнастики есть противопоказания:

  1. Порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки.
  2. Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период.
  3. Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.

Упражнения для детей разного возраста

С самыми маленькими рекомендуется заниматься следующим образом: пусть малыш вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются.

В возрасте 2—3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения:

  1. Встать, руки опустить вдоль тела. На раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить.
  2. Руки вытянуть прямо перед собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два — сделать выдох и обхватить руками плечи, на три — вернуться в исходное положение.
  3. Руки поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе.

Все упражнения повторяются 4—5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет:

  1. Руки согнуты в локтях. Нужно изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох, вниз — выдох.
  2. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская воздух.
  3. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх. На выдохе опустить руки ладонями вниз.

Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения:

  1. На вдохе зажать одну ноздрю пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями.
  2. «Котята». Ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу».
  3. «Насос». Стоя прямо, сделать наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в обе стороны.

Игровые приемы и пособия для гимнастики

Чтобы привлечь дошкольников к дыхательной гимнастике, лучше преподнести это как игру. Примеры игровых упражнения для малышей:

  1. Лежа на спине, ребенок делает вдох через нос, при этом надувая животик, как воздушный шарик. Можно положить ручки на животик, чтобы лучше ощущать, как он надувается. Выдох делается через рот.
  2. Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу», поворачивая голову в разные стороны.
  3. Представьте, что на руку или ногу села пчела. Пусть ребенок изобразит ее продолжительным звуком «ззз» или «жжж».
  4. Водолаз. Нужно вообразить погружение под воду и задержать дыхание, насколько это возможно.
  5. Мельница. Поднять руки вверх и начать медленно их вращать, изображая мельницу. Упражнение сопровождается звуком «жрр». Постепенно движение ускоряется, а звук усиливается.

Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные названия. Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц, предметов) и интересные движения.

Пособия для дыхательной гимнастики своими руками

Если специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы. Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть малыш подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки. Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть с него тучки.

Совет
Для развития легких полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики.

Гимнастика на улице во время прогулки

Отличное решение — делать дыхательные упражнения для детей во время прогулки. На открытом воздухе легкие лучше насыщаются кислородом, чем в закрытых помещениях. Упражнения на воздухе нужно выполнять в теплую погоду, чтобы ребенок не простудился.

Примеры:

  1. «Холодно». Ноги врозь, руки в стороны. Быстро скрещивать руки перед собой, хлопая ладонями по плечам и произнося «ух», а затем отводить назад.
  2. «Кто выше». На вдохе подняться на носочки, руки вверх. Потянуться как можно выше. На выдохе встать на полную стопу, руки вниз.

Авторские методы проведения гимнастики по Бутейко и Стрельниковой

Метод К. П. Бутейко был разработан в 1952 году и до сих пор успешно применяется для лечения астмы, бронхита, мозгового кровообращения, стенокардии, аллергических заболеваний и т.д. Суть метода — это ограничение глубокого вдоха и выдоха. По Бутейко, причина болезней в гипервентиляции легких: при глубоком вдохе количество усваиваемого кислорода не меняется, зато уменьшается количество углекислого газа. Недостаток этого газа в крови и становится причиной ряда заболеваний.

Для насыщения крови углекислым газом Бутейко рекомендует контролировать свое дыхание: делать его поверхностным. Как правильно дышать: вдох занимает 2—3 секунды, выдох — 3—4 секунды. Паузы между вдохами должны быть долгими. В первое время возникнет неприятное ощущение нехватки воздуха, страх, нежелание заниматься. Могут обостриться болезни. Однако это лишь временное явление, и скоро появляются признаки выздоровления.

Упражнения Бутейко для детей от 4 лет и взрослых:

  1. Задержать вдох. Когда появится чувство нехватки воздуха, начать делать маленькие вдохи. При появлении желания делать глубокий вдох нужно начать упражнение заново.
  2. Задержка дыхания при ходьбе: нужно походить по комнате, задержав дыхание, пока не появится острая нехватка воздуха. Нужно подышать и при желании повторить упражнение.
  3. В течение 3 минут поверхностно дышать, как описано выше. Со временем упражнение растягивается до 10 минут.

Преимущество метода Бутейко — эти упражнения легко выполнять дома, в транспорте, на прогулке, то есть в любом месте и в любое время. Для достижения лучшего эффекта стоит выбрать определенное время занятий и выполнять упражнения ежедневно.

Еще один автор эффективной методики — А. Н. Стрельникова. Суть ее метода — направление внимания только на характер вдоха, а не на дыхание в целом. При вдохе грудная клетка не раскрывается, а сжимается из-за особых положений (скручиваний, наклонов, обхвата руками). Выдох делается естественным образом. Занятия по этой методике рекомендуется начинать с возраста 3—4 лет. Упражнения значительно улучшают состояние и усиливают эффект медикаментов. Наблюдается эффект при таких заболеваниях, как астма, пневмония, хронические болезни носоглотки, сахарный диабет, болезни сердца и неврологические заболевания. За счет активизации кислородного обмена в организме улучшается его состояние в целом.

Упражнения по Стрельниковой выполняются в ритме строевого шага. Для начала нужно освоить три базовых упражнения:

  1. «Ладошки». Ребенок стоит прямо и показывает ладони. Руки до локтя нужно опустить вдоль тела. На вдох — сжать кулаки, будто пытаясь что-то ухватить. Работают только кисти. Нужно сделать четыре резких вдоха через нос. Пусть ребенок сделает вид, что принюхивается. Выдох — произвольный. Это первая серия вдохов. Отдыхаем 3—5 секунд, затем снова повторяем 4 вдоха и выдох. Нужно сделать 24 подхода.
  2. «Погончики». Ребенок встает прямо, опускает руки вдоль тела и сжимает ладошки. На резком вдохе нужно крепко сжать кулачки и представить, что руки что-то толкают от себя к полу. Нужно сделать 8 кратких вдохов, затем отдохнуть. Упражнение повторяется 12 раз.
  3. «Насос». Ребенок встает прямо и опускает руки. Нужно слегка нагнуться вперед и округлить спину. Голова и шея расслаблены. В таком положении делается краткий вдох. На выдохе нужно обратно выпрямиться. Делается 12 подходов по 8 кратких вдохов.

Гимнастика по Стрельниковой состоит из 14 упражнений. Выполнять их сразу не рекомендуется, лучше постепенно вводить по одному упражнению. Заниматься можно не только детям, но и взрослым. Частота занятий — дважды в день.

Даже без явных проблем со здоровьем дыхательная гимнастика будет не лишней для гармоничного развития ребенка. Включайте ее в игры ежедневно, и малыш будет расти здоровым.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх