Помост

Вопросы веры

Волкова а а курс русской риторики

ОТВЕТЫ И ПОЯСНЕНИЯ 1 страница

ТЕСТЫ

Тестов с ответами и пояснениями

РИТОРИКА

А.В. Зябликов

Анкеты испытуемых экспериментальной группы девочек после эксперимента

Анкеты испытуемых экспериментальной группы мальчиков после эксперимента

Анкеты испытуемых экспериментальной группы девочек до эксперимента

Приложение 23

Приложение 24

Кострома

УДК 82.085 (075)

Зябликов А.В. Риторика. 100 тестов с ответами и пояснениями: методическое пособие для самостоятельной работы студентов юридических специальностей. Кострома: Издательство Костромского государственного технологического университета, 2009.

Пособие написано в соответствии с образовательными стандартами нового поколения. Предложенные тесты охватывают содержание вузовского курса риторики. В пояснениях раскрываются основные риторические категории, комментируются практические задания.

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов юридических специальностей, а также всех интересующихся теорией, мастерством и искусством красноречия.

Рецензенты:

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова И.Ю. Третьякова;

кандидат философских наук, доцент В.Н. Тарковский

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ

© Зябликов А.В., 2009

© Костромской государственный технологический университет, 2009

Выполните задания, выбрав один вариант ответа из четырех предложенных.

После завершения работы сверьте результаты с правильными ответами.

1. Что изучает риторика?

1. теорию и практику судопроизводства

2. нормы правописания

3. жизнеописания великих людей

4. теорию и искусство красноречия

2. Что считается родиной риторики?

1. Древний Египет

2. Древняя Индия

3. Древняя Греция

4. средневековая Европа

3. Вопросы, способствующие выяснению и установлению истины, в риторике принято называть

1. сократическими

2. платоновскими

3. риторическими

4. гомерическими

4. Кто сформулировал первые постулаты красноречия?

1. Еврипид

2. Платон

3. Аристофан

4. Перикл

5. Кто является автором приведенного наставления Александру Македонскому: «Старайся же быть скор на добрые дела и медлителен на гнев: первое царственно и милостиво, второе отвратительно и свойственно варварам. Впрочем, делай что считаешь правильным, не презирая полезных мнений»?

1. Цицерон

2. Сократ

3. Дионисий Галикарнасский

4. Аристотель

6. Что такое софистика?

1. учение о мудрости Божией

2. искусство церковной проповеди

3. применение в споре или доказательствах умозаключений, ложных по существу, но формально кажущихся правильными

4. применение к отдельным частным случаям общих догматических положений в богословии и средневековой юриспруденции

7. Кто является автором знаменитого афоризма «Поэтами рождаются, а ораторами становятся»?

1. Анаксагор

2. Цицерон

3. Аристотель

4. Софокл

8. Кто стал руководителем первой школы риторов, созданной при участии государства?

1. Квинтилиан

2. Зенон

3. Гораций

4. Ювенал

9. Ярким образцом древнерусского эпидейктического (торжественного) красноречия является

1. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

2. «Повесть о Шемякином суде»

3. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона

4. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма

10. Ярким примером древнерусского дидактического красноречия является

1. «Слово о полку Игореве»

2. «Поучение» Владимира Мономаха

3. «Задонщина»

4. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

11. Из какого древнерусского литературного источника взят приведенный отрывок? «Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению: и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте…».

1. «Повесть временных лет»

2. «Домострой» Сильвестра

3. «Житие протопопа Аввакума»

4. «Моление» Даниила Заточника

12. Когда появилась первая русская «Риторика»?

1. XVI в.

2. XVII в.

3. XVIII в.

4. XIX в.

13. Кто является автором знаменитого учебника «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное» (1743)?

1. А.П. Сумароков

2. В.К. Тредиаковский

3. А.Д. Кантемир

4. М.В. Ломоносов

14. Автором трактата «Правила высшего красноречия» (опубл. 1844) является

1. М.М. Сперанский

2. Н.Ф. Кошанский

3. К.П. Зеленецкий

4. П.Е. Георгиевский

15. Один из главных риторических постулатов гласит:

1. нужно обезоружить оппонента доводом

2. не нужно отвечать вопросом на вопрос

3. собеседник не должен знать ваших подлинных намерений

4. позиция слушающего является приоритетной

16. Какой из четырех законов риторики отвечает за логичность и последовательность речи?

1. закон удовольствия

2. закон гармонизирующего диалога

3. закон продвижения и ориентации адресата

4. закон эмоциональности

17. Естественным средством коммуникации не является

1. звучащее слово

2. письменность

3. сигнатура (тембр)

4. жест

18. Инвенция – это

1. работа над замыслом речевого произведения

2. работа над композицией речи

3. воплощение мыслей в слова

4. исполнение речи

19. Что такое хрия?

1. схема рассуждения

2. схема повествования

3. положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину

4. двухсложный стихотворный размер

20. Искусственную хрию часто называют

1. классической

2. аристотелевской

3. дедуктивной

4. обратной

21. Часть строгой хрии, представляющая собой изъяснение темы, – это

1. дефиниция

2. парабола

3. приступ (пропозиция)

4. парафразис

22. В строгой хрии за частью «причина» следует

1. пример

2. подобие

3. противное

4. свидетельство

23. Каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз эта мысль ни повторялась. Так гласит закон

1. непротиворечия

2. тождества

3. исключенного третьего

4. достаточного основания

24. Иллюстрацией какого логического закона является диалог Дмитрия Рудина и Африкана Пигасова – героев романа И.С. Тургенева «Рудин»?

– Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

– Нет и не существует.

– Это ваше убеждение?

– Да.

– Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай.

1. непротиворечия

2. тождества

3. исключенного третьего

4. достаточного основания

25. Аргумент – это

1. иллюстрация мысли

2. слово или выражение, заимствованное из речи социально замкнутой группы

3. логический довод, служащий основанием доказательства

4. цитата из авторитетного источника

26. Какой вид аргумента использует Л.Д. Троцкий в статье «Об интеллигенции» (1912)?

Что мы всесторонне бедны накопленной тысячелетней бедностью, этого нет нужды доказывать. История вытряхнула нас из своего рукава в суровых условиях и рассеяла тонким слоем по большой равнине. Никто не предложил нам другого местожительства: пришлось тянуть лямку на отведенном участке. Азиатские нашествия – с востока, беспощадное давление более богатой Европы – с Запада, поглощение государственным левиафаном чрезмерной доли народного труда – все это не только обездоливало трудовые массы, но и иссушало источники питания господствующих классов.

1. к смыслу

2. к обстоятельствам

3. к прецеденту

4. к норме

27. Выведение суждения из других суждений – это

1. посылка

2. амплификация

3. умозаключение

4. эмфаза

28. Сокращенный силлогизм, в котором одна из частей лишь подразумевается, – это

1. энтимема

2. антоним

3. аппликация

4. догма

29. Как называется порядок аргументации, при котором сильные доводы даются в начале и в конце речи, а более слабые – в середине?

1. гомерический

2. свободный

3. нисходящий

4. восходящий

30. Частью софистической аргументации является

1. индуктивное умозаключение

2. обращение к факту

3. демагогия

4. апелляция к человеку

31. Элементом контраргументации (критики) не является

1. пример

2. сведение к абсурду

3. ловля на слове

4. выявление умолчания

32. В риторике для обозначения состава, связи и последовательности доводов пользуются термином

1. схема

2. редукция

3. внешний топ

4. внутренний топ

33. Придедуктивномрассуждении

1. делается общий вывод обо всем классе предметов на основании знания лишь некоторых однородных предметов данного класса

2. делается общий вывод на основании знания обо всех без исключения предметах этого класса

3. явление рассматривается на основании уже имеющегося общего положения

4. смысловые части располагаются хаотично, свободно

34. Дайте характеристику суждению, высказанному бельгийской журналисткой Сильвией Чиз.

Подкова приносит счастье, если, конечно, ты не лошадь.

1. атрибутивное утвердительное

2. атрибутивное отрицательное

3. реляционное

4. модальное

35. Определите цель приведенного высказывания Зигмунда Фрейда.

Бесконечно многие культурные люди, которые отшатнулись бы в ужасе от убийства или инцеста, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох.

1. ассертивная

2. аксиологическая

3. директивная

4. декларативная

36. Как называется раздел риторики, изучающий применение универсальных смысловых моделей?

1. эстетика

2. топика

3. топонимика

4. гомилетика

37. Какая смысловая модель предполагает выявление характерных признаков, функций и действий предмета?

1. «целое – части»

2. «род и вид»

3. «обстоятельство»

4. «свойство»

38. Какую смысловую модель использует А.Ф. Кони в начале обвинительной речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем (слушалось 12 декабря 1872 года в Петербургском окружном суде)?

Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такой искренностью и правдивостью и нередко отличаются такой образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду…

1. «свидетельство»

2. «причина и следствие»

3. «сопоставление»

4. «пример»

39. Какую смысловую модель применяет Хосе Ортега-и-Гассет в приведенном отрывке из трактата «Восстание масс» (1930)?

Толпа – понятие количественное и визуальное: множество. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу». Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделенных ничем. Речь, следовательно, идет не только и не столько о «рабочей массе». Масса – это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение – «многие» – переходит в качественное.

1. «имя»

2. «целое – части»

3. «дефиниция»

4. «предыдущее – последующее»

40. Дискурсом в риторике называют

1. поток речи, сопровождаемый жестово-мимическим поведением

2. академическую речь

3. обсуждение какого-либо спорного вопроса

4. утверждение, не подкрепленное доказательствами

41. Какой тип дискурса имеет целью соблюсти речевую традицию, приличие?

1. эпидейктический

2. гедонистический

3. аргументирующий

4. ритуальный

42. Какой тип дискурса использует автор книги «Юности честное зерцало» (1717) в приведенном отрывке?

…Когда прилучитца тебе съ другими за столомъ сидеть, то содержи себя въ порядке по сему правилу: въ первых обрежъ ногти, да не явится яко бы оныя бархатом обшиты. Умои руки и сяди благочинно, сиди прямо, и не хватаи первои въ блюдо, не жри как свиния, и не дуи в ушное чтобъ везде брызгало, не сопи егда яси.

1. художественный

2. информирующий

3. агитирующий

4. эвристический

43. Диалогическую речь также называют

1. компилятивной

2. контекстуальной

3. компаративной

4. коммутативной

44. Обязательным элементом провокационной речи является

1. скрытая угроза

2. насмешка

3. вопросительная конструкция

4. ложь

45. К какому роду относится застольная речь?

1. социально-бытовая

2. социально-политическая

3. академическая

4. судебная

46. Диспозиция – это раздел риторики, отвечающий за

1. исполнение речи

2. замысел речи

3. построение речи

4. запоминание речи

47. Как называется заключительная часть речи оратора?

1. катахреза

2. кауза

3. клаузула

4. контроверза

48. За исполнительскую часть ораторского мастерства отвечает раздел, называемый

1. меморио

2. акцио

3. элокуция

4. инвенция

49. Определите тип речи.

Не только содержание, но и форма речей А.Ф. Кони свидетельствовала о его выдающемся ораторском таланте. Его речи всегда были просты и чужды риторическим украшениям, хотя были насыщены образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими им жизнь и красоту. Они подтверждали верность изречения Паскаля о том, что истинное красноречие смеется над красноречием как искусством, развивающимся по правилам риторики. (В. Смолярчук).

1. повествование

2. рассуждение

3. описание

4. все типы

50. Определите тип речи.

В самый день моего приезда сюда я имел свидание с начальником секретного Ватиканского архива гр. Мариино-Марини и на другой день рассматривал у него списанные для меня акты. Получив потом письменное дозволение от кардинала статс-секретаря Бернетти осмотреть секретный архив и хранящиеся в нем рукописи, я отправился туда с Марино-Марини и провел несколько часов в рассмотрении сей сокровищницы европейской и всемирной истории (А.И. Тургенев).

1. повествование

2. рассуждение

3. описание

4. все типы

51. Самый напряженный момент повествования – это

1. кульминация

2. развязка

3. экспозиция

4. завязка

52. Укажите черту, не характерную для анекдота как риторического жанра.

1. парадоксальный финал, противоречащий привычной логике

2. развернутость суждений

3. афористический язык

4. небольшой объем

53. Риторический этос– это

1. категория убеждения

2. категория эмоциональности

3. категория возражения

4. категория доверия

54. Какой пафос использует автор приведенного отрывка?

Центр Костромы – след не отягощенного трезвостью фурсовского таланта. Полет этой русской поэзии явственно ощутим на Сусанинской площади и вокруг.

Вдали над Пряничными рядами высится Ленин, уже на расстоянии удивляя блатной позой: живот выпячен, все расстегнуто, рука в кармане. Иван Сусанин на Молочной горе над Волгой, напротив, обтекаем так, что выглядит продолжением круглого постамента (П. Вайль).

1. натуралистический

2. романтический

3. сентиментальный

4. иронический

55. Как называется тип общения, ориентированный на оказание прямого психологического воздействия на собеседника и состоящий из реакций, выражающих собственные оценки и стремления?

1. принижающе-уступчивый

2. директивный

3. понимающий

4. защитно-агрессивный

56. Соблюдение правила релевантности состоит в способности оратора

1. быть лаконичным

2. быть вежливым

3. говорить то, что имеет отношение к теме разговора

4. быть правдивым

57. Соблюдение правила такта состоит в способности оратора

1. минимизировать личную выгоду

2. быть позитивным в оценке собеседника

3. уважать границы личной сферы собеседника

4. избегать двусмысленности

58. Условием компетентности оратора не является

1. внешний вид

2. техника аргументации

3. владение словом

4. практический опыт

59. В умении оратора быть самим собой заключается его

1. артистизм

2. объективность

3. обаяние

4. принципиальность

60. Какой ораторский тип высмеивает А.П. Чехов в рассказе «Оратор»?

Запойкин, как известно многим читателям, обладает редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи. Он может говорить когда угодно: спросонок, натощак, в мертвецки пьяном виде, в горячке. Речь его течет гладко, ровно, как вода из водосточной трубы, и обильно; жалких слов в его ораторском словаре гораздо больше, чем в любом трактире тараканов. Говорит он всегда красноречиво и длинно, так что иногда, в особенности на купеческих свадьбах, чтобы остановить его, приходится прибегать к содействию полиции.

1. «виноватый оратор»

2. «отшельник»

3. «оракул»

4. «актерствующий краснобай»

61. Какой ораторский прием использует Д.С. Лихачев в приведенном отрывке?

Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурной работы, деликатностью и пр., и пр.

1. драматизация

2. апелляция к личному опыту

3. экспрессия

4. прогнозирование

62. Какой ораторский прием использует архимандрит Рафаил (Карелин) в приведенном отрывке?

Схиигумен Савва терпеть не мог многословия. Он учил своих чад говорить как можно более кратко. Некоторым он давал правило произносить в день не более определенного количества слов. Старец стремился сохранить от рассеяния внутреннюю молитву, поэтому он предпочитал, чтобы духовные чада записывали свою исповедь – не более одной или двух страниц. Они должны были обдумать ее, выбрать самое главное и отбросить второстепенное. <…>. Чем меньше слов, тем понятнее дело, тем более правильный ответ может дать духовник».

1. апелляция к авторитету

2. сопоставление всех «за» и «против»

3. экспрессия

4. гипербола

63. Вам предстоит выступать с лекцией о необходимости борьбы с курением. Как предпочтительнее сформулировать тему?

1. «О вреде курения».

2. «Страшная привычка».

3. «Никотин – яд!».

4. «Как мне удалось бросить курить».

64. Выберите наиболее приемлемый вариант завершения телефонного разговора со словоохотливым собеседником.

1. «Извините, я очень занят, мне некогда».

2. «Ваше предложение меня не очень интересует».

3. «Простите, меня вызывает начальник».

4. «Был рад общению с вами. Сейчас меня ждут дела, но мы обязательно вернемся к нашему разговору».

65. Выберите наиболее приемлемый вариант возражению оппоненту в ходе дискуссии.

1. «То, что вы говорите, не имеет никакого отношения к истине».

2. «Ваша мысль интересна, хотя…».

3. «Вы заблуждаетесь на сей счет».

4. «Вы мелете вздор…».

66. В ходе дискуссии ваш оппонент муссирует непринципиальные мелочи, забыв о сути разговора. Как предпочтительнее поступить?

1. попытаться свернуть разговор.

2. уточнить у оппонента цель дискуссии

3. упрекнуть оппонента в уходе от существа проблемы

4. прокомментировать каждый из предложенных собеседником пунктов

67. На официальном приеме вы должны обратиться с речью к губернатору. Как вы начнете?

1. «Уважаемый…»

2. «Глубокоуважаемый…»

3. «Господин…»

4. «Ваше Сиятельство…»

68. Дайте характеристику замечанию, которое философ Диоген обратил к своему оппоненту.

– А я ругать тебя не буду, вовсе нет. Я даже похвалю твои волосы за то, что они с дурной твоей головы повылезли.

1. компрометирующее

2. обструкционистское

3. угрожающее

4. ироническое

69. При эмпатическом слушании мы

1. переживаем те же чувства, что и наш собеседник

2. показываем собеседнику, что его точка зрения нам неинтересна

3. активно размышляем над сказанным и уточняем его содержание

4. только делаем вид, что слушаем

70. Эмоция, связанная с правильной догадкой, относится к числу

1. рациональных

2. этических

3. эстетических

4. физиологических

71. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Приведенный отрывок есть яркий образец

1. юридического красноречия

2. духовного красноречия

3. военного красноречия

4. академического красноречия

72. Определитестиль речи.

Уважаемый Александр Сергеевич!

Ваше заявление с просьбой сообщить о судьбе Вашего деда – Флоренского Павла Александровича рассмотрено.

В соответствии с имеющимися в Управлении архивными материалами Флоренский Павел Александрович 1882 года рождения …был арестован органами ОГПУ 25 февраля 1933 года и без достаточных оснований обвинялся в «контрреволюционной агитации и пропаганде и организации контрреволюционной деятельности», т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-10-11. <…>. Определением Архангельского областного Суда от 5 марта 1959 года… дело прекращено за отсутствием состава преступления. <…>.

1. разговорный

2. публицистический

3. официально-деловой

4. научный

73. Признаком научного стиля не является

1. информативная насыщенность

2. стандартизованность

3. объективность

4. экспрессивность

74. Троп – это

1. средство организации речи

2. слово или выражение, употребленное в переносном значении

3. фигура умолчания

4. соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое

75. Какой троп используется в предложении?

Перед нами Знаменская площадь и вокзал Петербургско-Московской железной дороги, за постепенной постройкой которого в конце сороковых годов с жадным вниманием и сочувствием следил Белинский, живший на берегу Лиговки близ Невского, в небольшом деревянном доме, выходившем окнами на строящееся здание (А.Ф. Кони).

1. эпитет

2. метонимия

3. литота

4. перифраз

76. Какое стилистическое средство не является разновидностью метонимии?

1. антономасия

2. прономинация

3. синекдоха

4. апофазия

77. Какую стилистическую фигуру использует А.А. Блок в приведенном отрывке из статьи «Интеллигенция и революция» (1918)?

Русской интеллигенции – точно медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. Не стыдно ли издеваться над безграмотностью каких-нибудь объявлений или писем, которые писаны доброй, но неуклюжей рукой? Не стыдно ли гордо отмалчиваться на «дурацкие» вопросы? Не стыдно ли прекрасное слово «товарищ» произносить в кавычках?

1. анафора

2. плеоназм

3. парцелляция

4. градация

78. Какое стилистическое средство используется в предложении?

Громада поднявшегося и еще продолжающего подниматься на защиту отечества воинства русского уходит на Запад (Василий Розанов).

1. оксюморон

2. эллипс

3. метафора

4. тавтология

79. Какое стилистическое средство не используется в предложении?

Тертуллиан – боевая натура, не имеющая себе равных, борец беспощадный, видящий свою победу лишь в полном поражении противника; язык его – словно сверкающее острие меча, с жестоким мастерством направленное на врага. (К. Юнг).

1. эпитет

2. сравнение

3. инверсия

4. эпифора

80. Какая стилистическая фигура используется в предложении?

Сколько различных искусств, веществ, орудий употребляет разумный человек, чтобы насытить несмысленное свое чрево! (о. Филарет Московский).

1. риторический вопрос

2. риторическое обращение

3. риторическое восклицание

4. эналлага

81. Дело в том, что таланты наши как-то связаны с пороками, а добродетели – с бесцветностью (В.В. Розанов).

Это суждение содержит в себе

1. сарказм

2. парадокс

3. хиазм

4. панегирик

82. Потом граф уехал, прихватив с собой векселя и оставив в интересном положении горничную Эмму.

Это предложение содержит в себе

1. эвфемизм

2. гиперболу

3. прозопопею (олицетворение)

4. изоколон

83. Формой существования языка не является

1. жаргон

2. просторечие

3. диалект

4. анахронизм

84. Укажите лексическое значение слова богема.

1. представители высшего света, аристократическое общество

2. коренные уроженцы Богемии

3. нонконформисты-художники (музыканты, поэты), ведущие беспорядочную и неопределенную жизнь

4. деловая элита общества

85. Что такое деликт?

1. обходительность, вежливость

2. конституционное правонарушение

3. международный договор

4. выборный или назначенный представитель общества, организации, коллектива

86. Какой вопрос можно назвать сакраментальным?

1. традиционный

2. содержащий в себе подвох

3. наводящий

4. не имеющий отношения к теме разговора

Примерный план практического занятия

Теоретическая часть

1. Речь в профессиональной деятельности юриста.

2. Ораторское мастерство. Судебное красноречие.

Практическая часть

Задание1. Выразите мнение, можно ли по отношению юриста к языку судить о его «гражданской ценности».

Задание2. Проанализируйте свою речь с точки зрения ее богатства: каков ваш словарный запас, каков состав употребляемой вами лексики, употребляете ли вы фразеологические обороты; характерны ли для вашей речи сложные синтаксические конструкции, вопросительные предложения, конструкции с причастными и деепричастными оборотами; встречается ли в вашей речи период, риторические вопросы, парцелляция, анафора, параллелизм, градация. Используете ли вы красочные метафоры, образные сравнения, антитезу, пословицы и поговорки? На основании анализа сделайте вывод, присуща ли вам выразительность речи. Обращайте внимание на богатство речи ваших товарищей, преподавателей, ораторов, которых приходится слушать.

Задание3. Прочитайте речь А.Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем и речь Ф.Н. Плевако по делу Качки; проследите, как в них проявляются все качества воздействующей речи. Какие синтаксические конструкции используют ораторы?

Задание4. Охарактеризуйте ораторское мастерство Ф.Н. Плевако. Чем достигается воздействие в его речах? Покажите на примерах красноречие оратора.

Задание5. Охарактеризуйте ораторское мастерство прокуроров, произнесших обвинительные речи по делам Кителева и Старовойтова (см. Приложение 1). Отметьте в них коммуникативные качества воздействующей речи. Чем создается неясность в речи по делу Кителева и неточность в высказывании «Однако его показания опровергаются показаниями свидетели и материалами дела» (из речи по делу Старовойтова).

Задание6. В обвинительной речи по делу Артемьева употреблено жаргонное слово чиркнул; в речи в защиту Иванова — пукалки. Объясните цель их введения в речь. Не нарушают ли они чистоту речи и нормы УПК РФ?

Задание7. Прослушайте судебные прения в судебном процессе, отметьте степень речевой культуры судебных ораторов.

Задание 8. Возьмите интервью у судебного оратора о его подготовке к произнесению речи в суде. Выясните, какое значение он придает коммуникативным качествам речи. Сообщите об этом на занятии.

Задание9. Проведите импровизированную консультацию для судебных ораторов о качествах воздействующей речи. Подумайте, какие вопросы могут быть заданы вам, и приготовьтесь отвечать на них.

Задание10. Проследите, чем достигается ясность в обвинительной речи по делу Артемьева (см. Приложение 1).

Задание11. Прочитайте эпиграфы к данной теме и слова молодого адвоката о том, что ораторское искусство в суде сейчас не востребовано (см. § 1, раздел 1), сформулируйте свою позицию по этому вопросу.

Задание12. В приложении к данному пособию прочитайте материалы из книги П. Сергеича «Искусство речи на суде»; проследите в речи «защитника-художника» все качества воздействующей речи.

Тема 2. СУДЕБНАЯ РЕЧЬ — ЖАНР ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Судебное красноречие предполагает… полное и ясное понятие о том деле, которое составляет предмет речи.

А.Ф. Мерзляков. Краткая риторика

Необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры.

Марк Туллий Цицерон. Об ораторе

Для того чтобы говорить о судебном красноречии, необходимо знать назначение судебной речи, ее основные характерные черты, знать историю ее развития. Изучение выступлений лучших судебных ораторов прошлого, ораторских приемов, которые они использовали, несомненно, будет способствовать совершенствованию ораторского мастерства.

1. Из истории судебного красноречия

Судебное публичное говорение — один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, каждая страна, народ вносят в него изменения, обоснованные потребностями общественной жизни.

Судебное красноречие в Древней Греции

Местом рождения судебного красноречия была Древняя Греция. В период расцвета Древней Греции, когда развилась государственность, когда усилилось влияние демократической группировки и оживилась деятельность народных масс в жизни развитых греческих полисов, умение говорить убедительно, искусство публичной речи стало жизненно необходимым. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои взгляды и интересы в Народном собрании или суде. И политическая судьба многих граждан Афин во многом зависела от умения говорить публично.

Практическими потребностями было обосновано и появление теории красноречия. В IV в. до н.э. Аристотелем была написана «Риторика», в которой он обобщил теоретические основы ораторского искусства. Знаменитых ораторов одаряли почестями. Умению владеть словом хотели учиться, за учебу дорого платили. Обучение риторике было высшей ступенью античного образования.

Практическое применение ораторское искусство получило в Сицилии. Там уже наметились его основные виды: политическое и судебное, распространившееся затем в Афинах в V в. до н.э. — период общественного расцвета, роста культуры.

Особенно распространенным жанром ораторского искусства были судебные речи. Судиться в Афинах было делом нелегким: института прокуроров не было, обвинителем мог выступать любой афинянин. Не было на суде и защитников. Знаменитые же законы Солона предусматривали, что каждый афинянин должен лично защищать свои интересы в суде. Не все афиняне обладали даром слова, не все умели хорошо говорить, вести спор, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента. Поэтому тяжущимся приходилось обращаться за помощью к логографам — людям, которые обладали ораторским талантом и составляли за плату тексты защитительных речей. Обвиняемый заучивал речь наизусть и в суде произносил ее от своего имени. На первом месте в речи стояло не убеждение в своей невиновности, а воздействие на чувства, стремление разжалобить судей, привлечь их на свою сторону.

Форма речи и искусство выступавшего играли не меньшую роль, чем содержание. Поэтому каждая судебная речь должна была начинаться вступлением, излагающим суть данного дела, для того чтобы заранее повлиять на судей. За вступлением шел рассказ о событиях, связанных с делом. Главная цель рассказа — заставить судей поверить в правдивость выступающего. В этой части использовались художественные элементы речи. Далее следовало доказательство. Заканчивалась речь эпилогом, который должен был вызвать сочувствие к обвиняемому и произвести особенно сильное воздействие. В соответствии с этим заключение было патетичным.

Суд в Афинах являлся общественной трибуной, на которой нередко сталкивались различные политические убеждения, и оратору было необходимо обладать знаниями и умением убеждать людей. Это умение Платон называл «искусством гигантов мудрости».

Первые теоретики судебного красноречия — Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах.

Горгий (ок. 480 — ок. 380 до н.э.) представлял софистское направление в ораторском искусстве (греч. sophistes — искусник, мудрец). Софисты были прекрасными ораторами, владели законами логики, искусством спора, умели воздействовать на слушателей. Но их ораторское мастерство носило чисто формальный, показной характер. Считая, что понятие и сама истина относительны, софисты понимали цель ораторского искусства не как выяснение истины, а как убеждение слушателей в чем-либо во что бы то ни стало и выражали мнение, что любое положение можно доказать и опровергнуть.

Риторика: искусство говорить свободно и убедительно

Риторика — это наука о том, что говорить

Цель тренинга по риторике вынесена в заголовок этой статьи: научиться говорить свободно и убедительно. Это совсем не означает произносить текст, который Вы выучили перед этим, наизусть. Мы будем на тренинге учиться говорить убедительно с помощью списка кратких тезисов и не только.

Первое, с чем должен определиться выступающий, это цель его выступления. В зависимости от целей можно выделить три основных вида речи:

  1. Речь-информирование (т.е. Вам нужно выдать какую-либо информацию);
  2. Речь-убеждение (эта речь часто используется политиками и теми, кто хочет ими стать);
  3. Речь по случаю (этот вид речи направлен, в основном, на сердце и чувства слушателей).

В зависимости от цели и ситуации говорить нужно по-разному. При этом самое главное — это помнить свою конкретную цель, не «растекаясь мыслью по древу», т.е. не отвлекаясь на ненужные рассуждения, не относящиеся к данной цели.

Чем точнее Вы определите цель своего выступления, тем выше вероятность его успеха.

А теперь поговорим о структуре как основе любой речи. Если Вы выстроили чёткую структуру своего выступления, успех Вам обеспечен. Вспомним из школьного курса, что стандартная структура любого выступления (произведения), это:

  1. Введение (завязка);
  2. Основная часть (кульминация);
  3. Заключение (финал).

На своих занятиях мы будем учиться находить самые удачные варианты начала и финала любого выступления (так называемое «правило Штирлица», помните: запоминается первая и последняя фраза), а также научимся структурировать основную часть выступления.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что тренинг по риторике — это логическое продолжение тренинга по ораторскому искусству. И, занимаясь риторикой, мы будем продолжать оттачивать навыки, полученные Вами на первом уровне обучения в нашей школе ораторского мастерства. Посмотрим как бы с другой стороны на то, чему мы научились на первом уровне. Потому что сейчас Вы будете сами писать свои собственные тексты выступлений, тогда как на первом тренинге Вы работали в первую очередь с рабочими материалами. А расставлять паузы, распределять эмоции, подключать жесты гораздо интереснее, когда говоришь на тему, которая интересует лично Вас.

Так как же правильно подготовиться к выступлению? Что такое тезисы? Как общаться с аудиторией? Как достойно выйти из любой ситуации? Дебаты — что это?

Ниже приведу некоторые темы, рассматриваемые на тренинге (не все!):

  • Как отвечать на вопросы;
  • Для чего задаются вопросы;
  • Как реагировать на вопрос?;
  • Как отвечать на вопросы правильно?;
  • На какие вопросы можно не отвечать?;
  • Подготовка к ответу на вопрос;
  • Алгоритм ухода от ответа;
  • Альтернатива прямому ответу;
  • Подготовка к выступлению;
  • Как подготовиться к выступлению, если времени мало;
  • Как правильно спланировать время своего выступления;
  • Обязательно анализируйте свои выступления;
  • Как привлекать внимание во время выступления;
  • Основные методы привлечения внимания аудитории.

И т.д.

Что получаете в итоге?

Научитесь сохранять спокойствие и выдержку в ситуации, когда Вас пытаются вывести из себя, лишить уверенности. Вы сможете умело управлять своими эмоциями и своим состоянием. Две недели активной практики сделают Вас гораздо увереннее в себе и более интересным другим людям, разовьют сильные стороны вашей личности и во многом изменят вашу систему взглядов и представлений об окружающих вас людях в лучшую сторону. В результате наших тренингов вы легко будете поддерживать разговор на любую тему, общаться свободно и уверенно с разными людьми, Вы уверенно почувствуете себя перед любой аудиторией и произведёте на людей хорошее впечатление.

Занятия проходят на высоком эмоциональном подъёме, как говорится «на одном дыхании». Опыт, приобретённый на тренингах по ораторскому мастерству, бесценен, т.к. он делает Вашу жизнь совершенно иной!!!

Хотите положительных изменений? Тогда Вам к нам!

Риторика общения в современном обществе: что это такое за предмет

Риторика — это наука об ораторском искусстве. Как научиться выражать свои мысли красиво и убедительно? Как овладеть навыком публичных выступлений?

Если вы хоть раз задавались такими вопросами, вам будет интересна наша статья. Из нее вы узнаете о том, что такое риторика: искусство или наука; познакомитесь с тем, что это за предмет и что он изучает, а также найдете рекомендации как развить риторику речи.

Риторика как наука и искусство

Риторика речи возникла в античные времена и тогда же наметились два ее направления:

  • риторика как наука доказательной речи;
  • риторика как искусство красноречия.

Определение современной риторики объединяет эти расхожие взгляды:

Предметом ее изучения является речь, которая может быть убедительной и красивой, оказывающей воздействие на слушателя и доставляющей эстетическое удовольствие.

Правилам ее построения, организации общения, создания и выражения своих мыслей в словах обучает риторика как наука. Развитием навыков говорить и писать красиво, идеально владеть словом, вызывать встречный интерес у слушателя занимается риторика как искусство.

Основы риторики

Все о публичной речи, ее этапах, целях, источниках материала, способах его подачи, средствах речевого воздействия, а также о требованиях, предъявляемых к личности оратора, расскажет риторика.

Сегодня умение грамотно выстраивать коммуникацию является необходимым условием успеха в социальной жизни каждого человека. Для тех же, кто непосредственно связан с выступлениями перед аудиторией, этот навык — залог профессионального мастерства.

Давайте узнаем, какой должна быть эффективная публичная речь.

Речь оратора будет иметь успех, если в ней органично сочетаются логика и эмоциональность, информативность и выразительность. Хорошо, если при этом она не читается, а произносится в форме живого общения со слушателями.

Даже если создается впечатление, что выступающий импровизирует, речь должна быть подготовлена и продумана.

Так, работа над речью подразделяется на следующие этапы:

  • инвенция — найти, о чем говорить;
  • композиция — правильно выстроить;
  • элокуция — придать выразительность;
  • меморио — запомнить;
  • акцио — произнести.

Чтобы выбрать тему своего выступления, которая должна быть интересна слушателю, оратору необходимо определиться с его целью. Целями публичной речи могут быть:

  • информирование слушателя;
  • побуждение к действию, агитация и воодушевление;
  • убеждение в чем-либо;
  • обсуждение проблемы, поиск истины;
  • оценка события или явления;
  • развлечение, когда сам процесс общения доставляет удовольствие.

Материалом для предстоящего выступления служат такие источники, как чтение литературы, поиск информации из различных источников, личный опыт, наблюдения и размышления, а также опрос и беседа.

Разработка плана публичной речи — немаловажная часть работы над ее созданием:

  • вступление цепляет внимание и вызывает интерес;
  • основная часть поясняет содержание, приводит аргументы и факты, формулирует главную мысль;
  • заключение обобщает, усиливает значение сказанного, создает настроение.

Сделать ее живой и убедительной помогут средства выразительности русского языка:

Способы подачи материала бывают в форме лекции, доклада, беседы, диспута или дискуссии и зависят от цели выступления и интересов аудитории.

Риторическое мастерство неразрывно связано с личностью оратора, его эрудицией, характерными качествами, психотипом.

Оратор должен быть уверенным в себе человеком, артистичным, открытым, дружелюбным, умеющим заинтересовать и увлечь слушателя. Для публики немаловажно, как он выглядит и ведет себя, как говорит, какую позицию по отношению к ней занимает.

Виды риторики

В настоящее время существует следующая классификация риторики по видам:

  • социально-политическая (парламентская и митинговая речь, агитационные выступления), которой присущи эмоциональность, а нередко и пафос, для убеждения и побуждения к действию;
  • академическая (научный обзор, учебная лекция), с аргументами и фактами, структурированная, порой монотонная и равнодушная, как только оратор теряет связь с аудиторией, читая заранее подготовленный текст;
  • социально-бытовая (приветственное, застольное, юбилейное обращение, тост), по большей части простая и задушевная, не отличающаяся совершенной логикой и четкой структурой, но зато искренняя и добросердечная;
  • судебная (обвинительная, защитительная), строго аргументированная и взвешенная, определяющая судьбу человека;
  • богословско-церковная (проповедь, официальная церковная речь) возвышающая духовно, приносящая радость, наставляющая к добру;
  • военная (обращение-приказ, инструктивная, воодушевляющая речь), конкретная, строгая, усиливающая патриотические чувства, воспитывающая любовь к Отечеству;
  • дипломатическая (речь на международных переговорах и конференциях), отличающаяся высокой мерой ответственности за каждое произнесенное слово;
  • деловая (деловые, а также телефонные переговоры), обязательными элементами которой являются доступность, экспрессивность, грамотность;
  • диалогическая (интервью, спор, дискуссия), требующая отработки навыков правильного ведения диалога.

Примеры выступлений ораторов можно посмотреть в видео:

Вам интересно, к каким наукам относится риторика?

Связь риторики с другими гуманитарными науками

Риторика — это филологическая наука. Но являясь многоаспектным учением, она тесно переплетается с самыми различными областями знаний, касающихся эффективности общения, а также использует методы неречевых наук.

Риторика связана с:

  • логикой — наукой о правильном мышлении;
  • грамматикой, изучающей правила речи;
  • поэтикой — учением о средствах и приемах художественного слова;
  • культурой речи, обязывающей соблюдать нормы литературного языка;
  • стилистикой, исследующей закономерности функционирования языка в процессе речевой коммуникации.

Использование методов психологии дает возможность объяснять поведение человека и понимать его душевное состояние.

Связь риторики с этикой обеспечивает знание законов нравственности и морали общества. Союз риторики и философии позволяет поднять решение любой задачи на более высокий нравственный и духовный уровень.

Развитие риторики

Как же научиться всем премудростям этой науки? Если вы действительно этого хотите, воспользуйтесь нашими рекомендациями:

  1. Оттачивайте свою дикцию. Говорите не спеша, четко проговаривая каждое слово, соблюдайте паузы и равномерное дыхание.
  2. Читайте вслух и пересказывайте прочитанное. Старайтесь передать смысл своими словами, самостоятельно выстроив свою речь.
  3. Учитесь увлекательно рассказывать самые обычные истории, происходящие с вами. Обратная связь от слушателей подскажет, насколько хорошо это у вас получается.
  4. Подготовьте речь на близкую вам тему. Заготовьте для этого ключевые фразы и импровизируйте в процессе ее произнесения.
  5. Тренируйте свою память. Учите наизусть стихи, отрывки литературных произведений и пусть это войдет в привычку.
  6. Определите свой тип восприятия информации. Кто-то лучше усваивает визуальную информацию, кому-то легче запомнить произнесенное вслух. Используйте эти знания о себе для получения наилучшего результата.
  7. Организуйте свое обучение с учетом пауз и перерывов. Пусть оно также будет регулярным, а не раз от раза.
  8. Если у вас есть страх публичных выступлений, хорошо помогает практика этих самых выступлений. Упражняйтесь на близких — они поймут и обязательно поддержат.

Мотивируйте себя и ставьте цели

Осваивайте новое для себя направление — риторику речи! Если у вас уже есть этот навык, совершенствуйте его!

Поставьте цель овладеть ораторским мастерством и представьте, как это будет. Какие возможности перед вами откроются, какие мечты осуществятся.

Есть желание? Делайте за шагом шаг. Дерзайте!

Волков А.А. Курс русской риторики Библиотека Золотой Корабль.RU 2014 Данный учебник содержит систематическое изложение курса общей риторики. Созданный на основе лекций, читаемых автором в МГУ и МДА, он может служить учебным пособием для студентов высших учебных заведений, как духовных, так и светских, а также для гимназий и лицеев, адресован также преподавателям риторики, юристам, политикам, журналистам и всем, чья деятельность связана с публичной аргументацией. Рекомендован Учебным комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия для духовных учебных заведений.
Предисловие Глава первая. Предмет риторики: язык и словесность Введение Предмет риторики Язык и культура Язык и речь Словесность Устная словесность Письменная словесность Документы Сочинения Эпистолография Христианская письменная словесность Печатная словесность Глава вторая. Изобретение Анализ проблемной ситуации, нахождение и формулировка темы Проблема и тема высказывания Разработка темы: риторический аргумент, топика Топы как источники изобретений Описательные (обстоятельственные) топы 2. Причинно-следственные топы 3. Модально-оценочные топы 4. Топы определения 5. Сравнительные топы Логические законы аргументации Суждение и понятие Суждение Понятие Операции с понятиями Умозаключение Построение аргументов. (Доказательства и опровержения) I. Аргументы к реальности II. Рациональные аргументы III. Аргументы к норме IV. Аргументы к личности Глава третья. Расположение Понятие расположения Элементы расположения 1. Вступление 2. Предложение 3. Разделение 4. Изложение 5. Подтверждение 6. Опровержение 7. Рекапитуляция 8. Побуждение Глава четвертая. Элокуция Стиль и слог I. Качества слога II. Стиль III. Тропы IV. Фигуры речи Фигуры выделения Фигуры диалогизма V. Построение текста Глава пятая Исполнение речи
Общие правила ведения диалога. Хрестоматия текстов Тема 1. Проблема, предмет и тема речи Академическая речь Тема 2. Разработка темы речи; топика Показательная речь ТЕМА 3. Доказательства и опровержения Диалектический диалог Тема 4. Композиция речи Политическая судебная речь Тема 5. Элокуция. Публицистика Литература Волков Александр Александрович. Профессор кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор Московской Духовной Академии. Род. в 1946 году. В 1969 году окончил филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Доктор филологических наук. Автор монографий “Грамматология” (1982 г.), “Основы русской риторики” (1996 г.) и др. Читает курсы: ”Общее языкознание”, “История языкознания”, “Риторика”. Предисловие Риторика — классическая наука о целесообразном и уместном слове — востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово. Появление книги А. А. Волкова — событие в нашей словесности. Этой книге суждена долгая и трудная жизнь. Долгая, потому что “Курс русской риторики” А. А. Волкова — не однодневка, прочитываемая залпом и назавтра забываемая, а увлекательный и многомысленный труд учения, который ведет к успеху каждого, кто задумывается над ролью и значением языка в становлении общества и собственной личности. На фоне легкого и модного современного “чтива” о проблемах общения приятно сказать, что эта книга “трудна”, как труден сам путь учения и образования, но сладость и польза плодов науки риторики будут ясны каждому, кто не поленится пройти горний путь риторического восхождения до конца. Α от “плодов уст своих человек вкусит добро.” Риторика научает думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии. Тому, кто впервые знакомится с трудами А. А. Волкова, можно позавидовать: он найдет в авторе надежного учителя в “мыслях и словах” (предмет риторики), глубокого собеседника в понимании основ русской духовной культуры, ценящего подлинную красоту родного слова. Тот, кто знаком с А. А. Волковым — профессором МГУ имени Μ. Β. Ломоносова и Московской Духовной академии, уже предвкушает радость от постижения точного и систематического знания, основанного на глубокой вере и университетско-академической образованности. Перечитывая и осмысляя эту книгу, читатель подружится с ней на долгие годы. Радостно и бодрственно, что мы вступили в третье тысячелетие с такими книгами… В. И. Аннушкин Глава первая. Предмет риторики: язык и словесность Введение Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Слово ρητορική означает “ораторское искусство или учение об ораторском искусстве”, но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384–322 до Р.Х.) определил эту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы нравственные принципы, на которых должна основываться общественная жизнь, стали более убедительными, чем эгоистические и материально-практические соображения: “Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения поставляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания. Наука подразделялась в античности на три области: физику, знание о природе; этику — знание об общественных установлениях; логику — знание о слове как инструменте мышления и деятельности. В основе образования лежат именно логические науки, или

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх