Помост

Вопросы веры

Воскресения Словущего в Брюсовом

Для большинства православных людей церковь Воскресения Словущего — это в первую очередь, то место, где каждый желающий может преклониться к чудотворному образу и частичке мощей Святого Спиридона. Люди полны различных суеверий, одно из которых говорит, что Святитель приходит на вспоможение в жилищных вопросах, является заступником убогих и сирых, а также помогает тем, кто попал в безвыходное положение. Этот храм конечно скромный и небольшой, однако среди верующих христиан он является особо почитаемым намоленным местом. Из этой же статьи вы сможете узнать более подробно о том, что представляет собой храм Спиридона Тримифунтского в Москве (Брюсов переулок), где он находится, как к нему можно добраться и пр.

Храм с мощами Спиридона Тримифунтского в Москве, историческая справка

Первое упоминание о церкви было еще в 1548 г. Она была изготовлена из дерева, однако в 1629 г. была уничтожена пожаром. В 1634 г. на этом же самом месте была возведена новая церковь из камня, которая существует и по сей день. На протяжении почти нескольких веков она простояла без каких-либо изменений, и уже в период с 1816-1820 гг. были проведены строительные работы по перестройке колокольни и трапезной.

Неподалеку от церкви располагалась богомольня пророка Елисея, которая была построена в 1620 г. как память о встрече государем Михаилом Федоровичем отца своего Патриарха Филарета, вернувшегося из плена польского. Но в 1812 г. во время пожара молельня выгорела дотла и была восстановлена спустя 8 лет в качестве придела церкви Воскресения Словущего.

Во второй половине 19 века окна богомольни были растесаны и в последствии получили килевидное штукатурное обрамление, выполненное в русском стиле. Верхние же ярусы колокольни в 1897 г. были заменены новыми с псевдоклассической формой, после чего сооружение приняло нынешний облик.В 1930-м году церковь хотели закрыть, однако за счет большого количества просьб, поступивших не только от простых людей, но также и от довольно известных артистов, проживавших неподалеку от него на Неждановой улице, богомольня осталась открытой, но купола ее все же были сняты.

Работы по реставрации в молельни проводились в период с 1963-1964 гг., в 1979-м, а также на протяжении 4-х лет с 1982 по 1986 гг.

Святыни церкви

Храм сохранил в своих стенах большое количество святынь из окрестных церквей, что закрывались во времена советской власти. К наиболее же редким святыням относится божественный лик Святого Спиридона, который располагается в главной части молельни с правой стороны рядом с ликом Нерукотворного Спаса. Изображен Чудотворец на богато украшенном ризой образе, по центру которого размещается открывающаяся рака с частичками святых мощей праведника.

Богоугодник считается помощником обездоленных и нищих, и имеется поверье, что тому человеку, которые остался без денег, по молитвенным обращениям к праведнику, может уже на следующий день ожидать ниспослание благодати.

В представленной церкви также имеется, и другая довольно почитаемая святыня – Чудотворный образ Небесной Царицы «Взыскание погибших», написанный в 1802 г. и перенесен в молельню из собора Рождества Христова в Палашах, который снесли в 1930 г.

Адрес храма Спиридона в Москве

Молельню можно найти по такому адресу: переулок Брюсов, д. №15/2, г. Москва, Российская Федерация.
Можно добраться без каких-либо сложностей до центра столицы, где собственно говоря и находится церковь можно из любой точки города. Вот несколько маршрутов по которым все желающие могут отыскать обитель Божию:

  • От станции метрополитена «Площадь Революции» или же «Охотничий ряд, которые находятся вблизи площади Манежной. Затем следует подняться по улице Тверской вверх (по левой ее стороне), и так до самого храма. Причем хорошо видно ее уже будет с Тверской.
  • Также добраться до молельни можно с противоположной стороны от улицы Большая Никитская, а с нее попасть к церкви можно повернув на право.

Часы работы храма Спиридона Тримифунтского в Москве с 8 утра и до 8 вечера. Также следует отметить, что по вторникам, после окончании вечерни в 18:00 в молельни совершаются песнопению Святителю (но возможны изменения в дне и времени совершения акафиста, поэтому не забывайте сверяться с расписанием церковных богослужений).

ГЛАВНАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА Великим постом каждый день (с вечера воскресенья по пятницу) читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смирÐ… Read more «ЩАС Я МАМКИНОЙ ИКОНЕ ГЛАЗА ВЫКОЛЮ!» Потрясающая эта история произошла в далёкие уже семидесятые годы двадцатого века в одном из сёл Донбасса. Жила семья: муж, жена и дочь-школьница. Жили небедно. Работали в колхозе, хозяйство держали приличное. Любили, вро… Read more Про шапочку Есть хороший анекдот про то, как мужчина спас тонущего мальчика, рискуя жизнью. И мама мальчика нашла героя. И требовательно спросила, где мальчикова шапочка? Я про эту шапочку часто слышу. В ситуациях, когда надо встать … Read more Вселенская родительская поминальная суббота (Мясопустная) А значит, наши почившие сродники ждут, что мы придем в Храм с хлебом и прочими приношениями, напишем записки, помолимся. Говорят в этот день, нас усопшие ждут, На воротах погоста томятся. И гадают безмолвно: «Придут-нÐ… Read more Невыдуманная история У одной Православной москвички случилось большое горе. Пропал ее взрослый сын — пошел отнести что-то другу, да так и не дошел до него. Нашли его уже через несколько недель — убитого в страшном сатанинском ритуале. Чтобы хÐ… Read more

Храм Спиридона Тримифунтского в Москве, Брюсов переулок

ГЛАВНАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Великим постом каждый день (с вечера воскресенья по пятницу) читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух …
Читать «Далее»

«ЩАС Я МАМКИНОЙ ИКОНЕ ГЛАЗА ВЫКОЛЮ!»

Потрясающая эта история произошла в далёкие уже семидесятые годы двадцатого века в одном из сёл Донбасса. Жила семья: муж, жена …
Читать «Далее»

Про шапочку

Есть хороший анекдот про то, как мужчина спас тонущего мальчика, рискуя жизнью. И мама мальчика нашла героя. И требовательно спросила, …
Читать «Далее»

Вселенская родительская поминальная суббота (Мясопустная)

А значит, наши почившие сродники ждут, что мы придем в Храм с хлебом и прочими приношениями, напишем записки, помолимся. Говорят …
Читать «Далее»

Невыдуманная история

У одной Православной москвички случилось большое горе. Пропал ее взрослый сын — пошел отнести что-то другу, да так и не …
Читать «Далее»

КРИК ДУШИ

В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные …
Читать «Далее»

15 февраля – СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Один из главных православных праздников.

Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье …
Читать «Далее»

Скажите: «Люблю», пока дверь ещё не закрылась (история, которая произошла в сентябре 2018 года с автором этой статьи — Еленой Кучеренко, православным публицистом и мамой 5 дочек)

В тот день мы опять поссорились с мужем из-за этих дурацких обоев. Как сейчас помню, было двадцать первое сентября, Рождество …
Читать «Далее»

МАМОЧКА, ТЫ ПОЛЕЖИШЬ СО МНОЙ? О самом главном

Задумывались ли вы о том, почему наши дети не хотят проводить время с нами? Может потому, что когда-то, когда они …
Читать «Далее»

Без нас прекрасно обойдутся.

Даже если вы прекрасный специалист и отличный человек — все равно обойдутся. Погрустят, повспоминают и найдут, кем заменить. Миллиарды людей …
Читать «Далее» Метки:Спиридон Тримифунтский

Как питерский храм у Варшавского вокзала объединил 140 тысяч трезвенников



Возле здания Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге (ныне превращенного в торгово-развлекательный комплекс) расположен интереснейший храм. И примечателен он не только своей архитектурой, но и удивительной судьбой. В царские годы храм собирал десятки тысяч трезвенников, жены молились здесь об избавлении мужей от пьянства, а алкоголики – о том, чтобы найти силы бросить пить. А в советские времена с колокольни совершали прыжки парашютисты.

Храм Воскресения Христова. /Фото:sanktpeterburg.bezformata.com

Храм для трезвенников

В конце позапрошлого века в этой части Петербурга, на Обводном канале, селились рабочие железной дороги и местных заводов. Здесь были непрестижные бедные кварталы, на пыльной набережной располагались кабаки – чуть ли не единственное развлечение местного населения, не считая кулачных боёв.
Желая отвлечь местный народ от пьянства, Общество религиозно-нравственного просвещения написало властям ходатайство о выделении участка земли под строительство храма.


Раньше здесь были рабочие кварталы. /Фото:zaburdaev.ru

Просьба была удовлетворена, и 1894 году возле Варшавского вокзала появилась деревянная церковь Воскресения Христова – ее перенесли сюда с Николаевской улицы. Работами по разборке и переносу руководил протоиерей Михаил Соколов, автором проекта стал архитектор С.П. Кондратьев.

Закладка храма стала для местных жителей важным событием. Из разных частей города к Варшавскому вокзалу одновременно прибыли крестные ходы, образовалась большая толпа. Верующих встретил епископ Костромской и Галичский Виссарион. При огромном скоплении народа на месте будущего престола была укреплена закладная доска.
Храм собрали очень быстро и сразу открыли для прихожан. Помимо богослужений, батюшки проводили с рабочими беседы о вреде алкоголя, здесь устраивались духовные чтения и, надо сказать, новый храм стремительно приобрёл популярность. Четыре года спустя силами настоятеля храма, отца Александра Рождественского, здесь было организовано Александро-Невское общество трезвости – более масштабная организация, чем прежняя. На территории храма открыли церковноприходскую школу и библиотеку, здесь также занимались пением. Постепенно возникла необходимость построить более крупный, уже каменный храм, ведь деревянный уже не вмещал всех прихожан-трезвенников.


Молебен перед закладкой каменного храма. /Фото:К.Булл

Каменный храм Воскресения Христова был заложен летом 1904 года, в честь десятилетия бракосочетания императора и его супруги Александры Феодоровны. Николай II лично утвердил проект нового здания и дал на строительство 25 тысяч рублей.

Толпы зевак возле Варшавского вокзала после покушения на министра внутренних дел В. Плеве. На заднем плане видны вешки на месте будущего храма.

Купца возвели в генералы

Бесстолпный храм строили по проекту архитектора Германа Гримма при участии его коллег Густава фон Голи и Андрея Гуна. Здание возводилось с таким расчетом, чтобы в него могло вместиться четыре тысячи человек. Храм имел большой сферический купол и железобетонный свод. Как писало в 1905 году издание «Зодчий», это был первый опыт применения в России железобетона при возведении церковных куполов столь больших размеров.


Проект одного из фасадов храма. /Фото:panevin.ru

Внутри храм получился очень светлым, а снаружи – нарядным: фасады облицованы кирпичном, а наличники и шатер – песчаником. В архитектуре здания удачно сочетались модерн и традиционный русский стиль.
Здание построили быстро. В мае 1906 года на шатровую колокольню подняли тысячепудовый колокол. В память об основателе Общества трезвости, настоятеле храма, который к этому времени уже скончался, колокол был назван «Отец Александр».
Отделку храма завершили в 1913-1914-х годах, после чего была завершена внутренняя масляная роспись, основой для которой послужили картоны, используемые при создании мозаики Спаса на
Крови (автор росписи – профессор Перминов).

Храм в наши дни. /Фото:pbs.twimg.com


Храм в наши дни. / Фото: страница храма Воскресения Христова в соцсети.

Возводился храм на народные деньги, и жертвователей было достаточно, но основную лепту внес известный купец-меценат Дмитрий Парфенов. Он взял на себя ответственность за строительство и довел дело до конца, несмотря на сложные для страны времена (шла война), за что император впоследствии возвел его в генералы, минуя промежуточные «ступени».

После открытия храма здесь разместилась типография. Трезвенники издавали три журнала, сотни тысяч книг, брошюр, агитационных листовок, которые щедро раздавали горожанам. Борцы с пьянством регулярно вели беседы с прихожанами, наставляя их на путь трезвости, как на территории храма, так и проповеднических пунктах.


Типография в нижней части храма (1909). /Фото: К. Булл

В начале XX века в Обществе трезвости (впоследствии оно стало называться братством) состояло уже более 70 тысяч человек. При организации работали кружки и детские сады для детей православных трезвенников, функционировали хоры. У главной святыни храма, иконы «Неупиваемая чаша», люди молились об избавлении от пьянства – за себя или своих близких. В храме регулярно служили соответствующие молебны, а ежегодно 19 декабря, в день св. Вонифатия (покровителя людей, решивших избавиться от алкогольной зависимости) совершали торжественные архиерейские богослужения. Каждый год церковь посещало около миллиона верующих.

Храм в наши дни. /Фото:proofreader-z.livejournal.com

К 1917 году в ряды организации трезвенников, организованной при храме, вступили уже более 140 тысяч жителей России…

Запись в члены Александро-Невского братства трезвости в помещении храма. /Фото: К.Булл

«Очень удачная вышка»

Все изменилось с приходом революции. В 1918-м Общество (братство) трезвости упразднили. Большевики разграбили храм, и в 1930 году он был закрыт. В помещениях утроили склад и кинотеатр, а на колокольне открыли… парашютную площадку ОСОАВИАХИМа. В храм снова потянулись горожане, но теперь уже не за духовной пищей, а за острыми ощущениями.


Заметка про парашютную вышку в советской печати.

Как писал в те времена некто Н. Сергеев в газете «Гудок», в первые дни после открытия вышки прыгнуть с нее с парашютом рискнули более ста человек. Говоря о ее достоинствах, автор цинично замечал, что это, пожалуй, лучшая вышка в Ленинграде и что она устроена очень удачно: мол, посетитель сначала поднимается по пологой лестнице, не чувствуя высоты и не испытывая боязни пространства, а поднявшись и очутившись на открытой площадке, сразу оказывается перед необходимостью прыгнуть.
В советские годы в разорённом храме также размещались службы трамвайного парка.

Храм и вокзал в советские годы. / Фото: страница храма Воскресения Христова в соцсети.


Храм и вокзал в наши дни. /Фото:citywalls.ru

Общество трезвости возродилось

Богослужения в храме Воскресения Христова возобновились только в 1990 году. В настоящее время здесь, как и прежде, ведет активную деятельность движение трезвенников. Как указано на сайте храма, члены общества трезвости собираются по понедельникам после чтения вечернего акафиста «Неупиваемая Чаша» в аудитории № 122 приходского дома.


В хаме снова открыто общество трезвости. /Фото:hram-varshavka.ru

Несколько лет назад в храме начали проводить реставрацию, часть работ завершена.
Читайте также: Музыкальные пристрастия императора: любимые исполнители царя Николая II

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Древние церкви привлекают внимание не столько своей архитектурой, как особой духовной атмосферой присутствия Божия в святом месте.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке — древняя православная церковь Московской епархии, известная более, как Воскресенская или Воскресения Словущего на Успенском вражке.

История постройки

Брюсов переулок был построен на месте оврага между улицами Тверская и Никитинская в 16 столетии, около которого стояла Успенская церковь. Давно нет овражка и храма Успения Богородицы, но осталось название Успенского вражка, древнего место Белого города.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Уникальна предыстория появления в Брюсовом переулке церкви Воскресения Словущего. Святыней церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме, возрожденный святыми императором Константином и его матерью Еленой в 355 году на месте распятия Христа, на горе Голгофа.

Более трех столетий на месте страданий и распятия Иисуса велось языческое поклонение в капище Венеры, пока после обретения Животворящего Креста здесь не был воздвигнут православный храм.

Память об этом уникальном событии отмечается Православной Церковью 26 сентября, во многих церквях, в том числе в храме Воскресения Словущего в Москве отмечается престольный праздник. 1548 год хранит первое упоминание о деревянной церкви Обновления храма Воскресения Христова.

Пожар 1629 года уничтожил все постройки на Успенском вражке, в том числе и церковь.

Новый, каменный храм был воздвигнут в 1634 году, о чем свидетельствует прошение настоятеля Матфея к Патриарху Иосафату Первому об освящении.

В 1634 году после упразднения рядом стоящей церкви, в храме Воскресения Словущего появился Елисеевский престол, переосвященный с Покровского.

Придел пророка Елисея построен в память о времени, когда царь Михаил Федорович встречал отца, патриарха Филарета, вернувшегося после нахождения в плену у поляков. До 1812 года придел существовал, как отдельный храм.

Богослужение в Московском храме Воскресения Словущего

К 1634 году в Воскресенской церкви были три прихода:

  • Елисеевский;
  • Мученицы Параскевы;
  • Никольский.

Найдены записи 1638 года, в которых упоминается о монастыре на Успенском вражке, это говорит о том, что в Брюсовом переулке некогда стояли кельи монахов.

В начале 18 века московская святыня была под покровительством князя М. Гагарина, на чьи средства производили ремонты, заменили храмовую кровлю.

Чума 1771 года привела к смерти всех священников, а пожар 1773 года уничтожил новую кровлю. До начала 19 столетия христианская обитель была закрыта, затем постепенно была отстроена.

В 1897 году для колокольни был подарен огромный колокол, для установки которого пришлось перестроить верхние колокольные ярусы, что придало храму более современного вида.

Период разрушений

Во время массового закрытия христианских святынь в начале 20 века богослужения в храме Воскресения Словущего не прекращались ни на день, благодаря заступничеству и ходатайству известных в Москве и во всем мире людей, живущих в близлежащих районах, только в 30-х годах 20 столетия были сняты колокола и забраны все ценности.

Интересно! В числе прихожан церкви можно было встретить певцов, актеров, писателей и других выдающихся личностей, среди которых был Иван Козловский, Владимир Заманский, братья Пироговы, Константин Станиславский, Мария Максакова и многие другие.

На Пасху 1944 храмовая территория и близлежащие улочки заполнило более 2,5 тысячи прихожан.

Современное состояние

Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.

Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.

Внутри Воскресенского храма

С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.

Святыни

Тысячи паломников приезжают в Москву, чтобы поклониться иконам храма Воскресения Словущего.

Чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших» увешан множеством украшений, привезенных благодарными прихожанами, получившими ответы на молитвы о проблемах:

  • зависимости от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
  • потери веры и уверенности в жизни;
  • разладов в семье;
  • исцеления от неизлечимых болезней.

Всегда людно около икон Богородицы «Знаменская», «Боголюбская», «Утоли мои печали», «Иверская», «Смоленская», «Казанская» и других.

Чудотворная икона святителя Спиридона Тримифунтского

Редкая икона Николы Можайского помогает прихожанам с 16 века. Помогают укрепить веру и решить множество проблем и молитвы у святых образов мучеников святителей Дамиана и Космы, Георгия Победоносца, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сторожевского и других святынь.

Как добраться

Найти храм Воскресения Словущего можно по адресу: Москва, Брюсов переулок, д.15/2.

Быстрее всего добраться до святыни можно на метро, доехав до станций «Охотный ряд», «Тверская», «Пушкинская», откуда за несколько минут можно дойти пешком.

По вопросам крещения, венчания, отпевания и другим ежедневно принимает консультант с 12.00 до 18.00. Расписание богослужений, которые проводятся каждый день, следует уточнять на церковном сайте или по телефону.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке: описание, история и расписание богослужений

В Брюсовом переулке – одном из уютных уголков Старой Москвы — находится церковь, носящая удивительное название, смысл которого понятен далеко не всем — Воскресение Словущего. Тем не менее объясняется оно весьма просто: именно так на церковно-славянском языке звучит выражение «Славящаяся Воскресной». Посвящена она великому событию в истории христианства – освящению равноапостольными Анной и Константином Иерусалимского храма Воскресения Христова, состоявшемуся в 325 году на месте крестных мук Спасителя. Обратимся мысленно к ее истории.

Деревянная предшественница нынешнего храма

Первое упоминание об этом храме относится к середине XVI века. В то время он представлял собой небольшую деревянную церковку, освященную в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова, и построенную на Успенском Вражке – так назывался овраг, вблизи которого еще с незапамятных времен стоял храм Успения Пресвятой Богородицы. Ее изображение можно увидеть на Петровом плане Москвы, датированном 1596-1598 гг.

Деревянная церковь — предшественница нынешнего храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, — простояла до 1629 года, после чего закончила свою жизнь в огне большого московского пожара – традиционного бедствия тех давних времен. Вместе с ней сгорели и все остальные находившиеся в этом районе постройки, включая дома горожан.

Возведение каменной церкви

Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.

Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».

Церковь, прославляющая великий праздник

По поводу названия церкви, построенной в Брюсовом переулке, о котором уже шла речь выше, добавим одну подробность. Дело в том, что в связи с важностью освящения в 325 году храма, возведенного в Иерусалиме на месте Воскресения Христова, только он получил право именоваться этим событием. Остальные же все (в том числе и наш московский), именуются лишь «Словущими», то есть «прославляющими». Кроме того, важно отметить, что все они посвящены не самому этому важнейшему событию, а лишь празднику, отмечаемому в его честь.

В годы богоборческого режима

Московским старожилам известно, что в течение всех десятилетий тотального атеизма, ставшего за годы советской власти важным аспектом государственной политики, и связанной с ним антирелигиозной борьбы церковь Воскресения Словущего входила в число тех немногих храмов, что не прекращали свою деятельность. Не менялось в Брюсовом переулке и расписание богослужений, поскольку весь их годовой и суточный цикл совершался в соответствии с церковными канонами.

У многих вызывает удивление, что в столице коммунистического государства, буквально в двух шагах от Кремля, где заседало его правительство, все эти годы действовала церковь, которая, в соответствии с пропагандистскими клише того времени, являлась не чем иным, как «очагом мракобесия». Невольно возникает вопрос: что сберегло от разрушения храм в Брюсовом переулке, когда многие московские святыни были варварски взорваны или переоборудованы для хозяйственных нужд?

Чье заступничество спасло храм?

Этому из ряда вон выходящему для тех лет факту едва ли найдется какое-то однозначное объяснение. Чаще всего его связывают с тем, что в Брюсовом переулке традиционно селились многие выдающиеся деятели советской науки, культуры и искусства, большинство которых лояльно относились к религии. Именно их заступничество и помогло сберечь от разрушения этот выдающийся памятник русского храмового зодчества.

Есть основания полагать, что особая заслуга в этом благородном деле принадлежит выдающемуся отечественному режиссеру и актеру – К. С. Станиславскому, который также проживал долгие годы недалеко от храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (портрет приведен выше). Его авторитет в правительственных кругах был столь велик, что нередко влиял на решение самых важных вопросов. Но таково мнение историков города, основная же масса верующих видит в сохранении храма заступничество Небесных Сил.

Умолкшие, и вновь ожившие колокола

Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке. Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы. По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.

Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.

Святыни храма

Как и большинство российских храмов, церковь Воскресения Словущего имеет свои уникальные святыни, слава которых разошлась по всему православному миру. Прежде всего, это чудотворный образ святителя Спиридона Тримифунтского, во дни своей земной жизни (270-348) прославившегося благотворительной деятельностью.

После причисления к лику святых, состоявшегося через два века после его блаженной кончины, он традиционно считается покровителем всех бедных и обездоленных. Существует поверье, что адресованные к нему молитвы помогают снискать заступничество Божьей Матери и обрести душевные силы во всех жизненных испытаниях.

Еще одной храмовой святыней является богородичная икона «Взыскание погибших», написанная в XVIII веке и получившая известность многими явленными через нее чудесами. В старинных церковных книгах имеется немало записей, свидетельствующих об исцелениях больных, совершившихся по вознесенным перед ней молитвам. Благодаря этим чудесам храм в Брюсовом переулке на протяжении многих веков являлся местом массового паломничества не только москвичей, но и богомольцев, приезжавших из самых отдаленных районов страны.

Архитектурные особенности храма

Здание церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в основе конструкции которой лежит безстолпный одноглавый четверик, представляет собой постройку, весьма типичную для храмовой архитектуры XVII века. Характерной особенностью ее стен являются закомары – венчающие их полукруглые декоративные завершения. Общий стиль эпохи дополняют вертикальные выступы стен − угловые пилястры, украшенные полуколоннами.

О том, что возводил здание опытный и незаурядный мастер (имя которого осталось неизвестным), свидетельствуют многие детали архитектурного убранства. Невольно привлекают к себе взгляд скромные, но при этом, весьма искусно выполненные наличники окон, идущий по профилю здания карниз, барабанчик главы и многие другие элементы оформления храма в Брюсовом переулке.

Расписание богослужений

В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.

Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным. Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 – поздняя. В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх