Помост

Вопросы веры

Все ли предопределено

Предопределение

Предопределение (лат. praedestinatio или praedeterminatio) — религиозное представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни. В религии — предварительная заданность жизни человека, его спасения или осуждения в вечности волей Бога. Идея предопределения имеет особое значение в монотеистических религиях, поскольку с точки зрения монотеизма всё существующее определяется волей Бога (в том числе и зло), поэтому проблема предопределения соприкасается с проблемой Теодицеи. Рядоположенные понятия: предвидение, провидение, судьба, промысел — с одной стороны; самоопределение, спонтанность воли, свобода человека — с другой стороны. Предопределение — одно из основных религиозных понятий, включающих в себя противопоставление абсолютной воли Бога и свободы человека.

Древний мир

Понятие предопределения существовало уже в античные времена. Олимпийские боги в древней Греции подчинялись высшему закону, олицетворением которого были богини судьбы Мойры.

Греческий героический эпос и трагедии Софокла являют основную проблематику предопределения — человек противостоит воле богов и неизменно проигрывает. Отсюда фатализм античного миросозерцания.

Пример предопределения и судьбы можно найти в истории царя Кира Великого (его будущее увидел во сне его дед Кир I). В то же время идея предопределения сочеталась у греков и римлян с мыслью, что сознательная деятельность человека всё же может иметь значение. Так у Полибия в его «Всеобщей истории» постоянно подчёркивается роль судьбы, но разорвать круг всё же можно, особенно если у власти встанет выдающийся человек. Корнелий Тацит в одной из книг размышляет над проблемой «определяются ли дела человеческие роком и непреклонной необходимостью или случайностью», приводя различные мнения на этот счёт, одно из которых гласит, что богам нет ни малейшего дела до смертных, другое — что жизненные обстоятельства предуказаны роком, но не вследствие движения звёзд, а в силу оснований и взаимосвязи естественных причин. Но большинство смертных считает, что их будущее предопределено с рождения . Таким образом, для мировоззрения греков и римлян была характерна двойственность, а не полный провиденциализм .

Предопределение в христианстве

Предопределение — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе (см. Религия, Свобода воли, Христианство, Этика).

Существа нравственно свободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть несомненный факт. Но так как всё существующее, с точки зрения монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества, то, значит, упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других — ко злу и гибели.

Для разрешения этих споров было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог желает всем спастись, а потому абсолютного предопределения или предопределения к нравственному злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия, или к погибели. Предопределение относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати.

Вопрос здесь решён, таким образом, догматически.

Предопределение в Библии

Священное Писание говорит о предопределении в разных контекстах. Во-первых, о предопределении в мире природы и истории. Предопределение как замысел, или план Творца, согласно которому в мире происходят все события. Во-вторых, о предопределении в духовном мире — участь падших ангелов. В-третьих, предопределена судьба каждого человека и всего человечества в целом. «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138.16). В-четвертых, о Христе: «От века Он был предопределен принести Себя в жертву» (Деян.17:31). Греческий глагол προορίζω (предопределять) появляется только в Новом Завете: один раз в Деян. (4:28), пять раз у апостола Павла (Рим 8:29,30; 1 Кор 2:7; Еф 1:5,11); в русском переводе он два раза передается глаголом «предназначать» — (1 Кор 2.7; Еф 1.11). Существительное «предопределение» нигде не употребляется, однако встречаются термины: «замысел», «изволение» (πρόθησις, βουλή), предведение (πρόγνωσις), напр.: «избранные по предведению Бога Отца» (1 Петр 1.1); избрание (έхλογή) — «Бог от начала… избрал» (2 Фес 2.13). В Библии нет разработанного учения о предопределении. Однако у апостола Павла это действие Божие является важным элементом его понимания замысла Творца. Апостол Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2.12). Этот антиномичный стих указывает направление, в котором и будет развиваться в истории богословская концепция предопределения.

Идея предопределения тесно связана с доктриной спасения, то есть с вопросом о том, каким образом человек участвует в своем спасении — с помощью своей воли (добрые дела) или только принимая Божественную благодать. Идея абсолютного предопределения впервые появляется у блаженного Августина как реакция против пелагианства, дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Бога. Сам Августин сопровождал своё учение о предопределении различными смягчительными оговорками. Основным текстом Августина о предопределении считается «О предопределении святых».

Блаженный Августин полагал, что первородный грех в корне извратил духовные силы человека, что зло неодолимо для него без помощи Божией. Августин пришел к убеждению, что в деле спасения свободная воля человека не играет существенной или даже вообще какой-либо роли. Свободной воли у человека после грехопадения в строгом смысле вообще не существует. Спасение же совершается исключительно всемогущим действием божественной благодати. Августин опровергал главный тезис полупелагианцев, что человек обретает веру в сотрудничестве с Богом. Такое понимание веры для Августина означало то, что человек присваивает себе то, что принадлежит Богу. Тот, кто хочет выступать «соработником Бога», принижает благодать Божью, желая заслужить ее. Вера есть дар Божий. А если человек не способен сам уверовать, то Бог Сам должен избрать, кому дать веру и кого спасти. А значит, избрание не обусловлено ничем, что Бог мог предвидеть в человеке, ничем, кроме воли Божией. С точки зрения Августина избрание состоит не в том, что Бог предвидел, кто откликнется на евангельский призыв, и тех предопределил ко спасению, а в том, что Бог предопределил неспособных уверовать грешников к тому, чтобы дать им веру и тем самым спасти их.

Пелагианская ересь названа по имени своего основателя монаха Пелагия родом из Британии. Возникла в конце IV века. Пелагий написал ряд сочинений, где утверждал, что неодолимого греха не существует. Пелагианцы проповедовали свободу воли и выбора, по мнению ортодоксальной церкви, преуменьшая тем самым роль Божественной благодати. Отрицали божественное предопределение. Считали, что первородный грех не может иметь принципиального значения для человеческого рода, ибо является личным делом самого Адама, поэтому грехопадение не до конца извратило положительные качества человека и, таким образом, природа человека не является изначально грешной. Пелагианство вызвало в V веке большие споры в Церкви на Западе.

На Карфагенском Соборе 419 года были приняты 8 правил «против ереси Пелагия и Целестия» (правила 123—130 в «Книге правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец»), и пелагианство было окончательно признано ересью. Однако споры о соотношении человеческой воли и благодати не прекратились. В 20-е годы V в. в Южной Галлии, в Марселе появилось так называемое Полупелагианство — учение о благодати и свободе, примыкающее скорее не к Пелагию, а к учителям церкви до Августина, и приближающееся к православному. Полупелагианство особенно распространялось среди монахов, для которых вопрос стяжания благодати при помощи личной аскезы стоял более чем актуально. Представителями этого учения были преподобный Викентий Леринский и Иоанн Кассиан, который учил, что Божественное предопределение одних к спасению, других к погибели основывается не на безусловной воле Божией, а на Божественном предведении, примут люди благодать или нет, то есть Бог избирает людей ко спасению на основании предузнанной веры. Тем самым Иоанн Кассиан предпринял попытку занять позицию между Августином и Пелагием.

Полупелагианцы утверждали, что для первоначального акта веры благодать не нужна. Первородный грех ухудшил изначальную природу человека, но не настолько, чтобы он не мог желать и не мог быть способным после падения делать добро. В то же время полупелгианцы не допускали, чтобы человек мог спастись без благодати. Благодать сообщается человеку только в том случае, когда он прилагает максимальные усилия для того, чтобы стать достойным ее. Такое учение придавало монашеству особый статус, особенно в аспекте его аскетической практики.

По сути, это учение представляет собой православное учение о синергии, 13-е собеседование преп. Кассиана считается классическим его выражением.

В последние десятилетия V века полупелагианство было представлено в лице наиболее выдающегося учителя Южной Галлии, Фавста из Риеца, который одинаково восставал как против Пелагия, так и против опасных заблуждений учения о предопределении Августина. Фавст в своем учении еще менее зависит от Августина, чем Иоанн Кассиан. Он учил о том, что в вере как знании и стремлении воли к самосовершенствованию заключается обусловленная первичной благодатью заслуга; ей сообщается спасающая благодать, и ее совместная с волей деятельность создает истинные заслуги. Вера как первичная заслуга. Полупелагианство было признано правильным на соборе в Арле в 475 году, но на соборе в Оранже в 529 году, одновременно с утверждением учения Августина, полупелагианство было определено как материальная ересь, то есть неумышленное заблуждение в важных вопросах веры.

Одобрение со стороны папы Бонифация II увеличило авторитет постановлений собора в Оранже, с которыми считался и Тридентский собор. Выдвинутые там пункты согласуются с учением Августина, но ясное учение о предопределении отсутствует (предопределение к греху отвергается и предается анафеме), также не отведено достаточно места внутреннему процессу, совершаемому благодатью, который у Августина больше всего подчеркивался. Таким образом, на одном из сложнейших и неоднозначных понятий богословия была поставлена точка. Однако такая неопределенность побуждала богословов делать очередные попытки развития темы предопределения. В средние века появляется учение о двойном предопределении. Готшальк (ум. 868) учил, что существует двоякое предопределение — не только ко спасению, но и к погибели (praedestinatio gemina ad vitam et ad mortem), из чего следовало, как обвиняли его противники, бессилие таинств, добрых дел и бессмысленность повиновения церкви и ее распорядкам. Его учение было признано ересью.

Предопределение в протестантизме и католицизме

Новое развитие концепция предопределения получила в эпоху Реформации. Для Лютера идея предопределения была оборотной стороной учения об оправдании и обоснованием для уверенности в спасении. Лютер, как и другие реформаторы, считал, что можно быть уверенным в своем спасении. И эта уверенность есть признак горячей веры, так как спасение основано не на человеческих способностях, а на верности Божией Своим милостивым обещаниям. «Формула Согласия» побуждает верующих «правильно и с пользой для дела думать или говорить о вечном избрании или предопределении и предназначении чад Божьих к вечной жизни».
Другой великий реформатор Меланхтон в 30-е годы XVI в. отказался от идеи жесткого детерминизма в предопределении. Он настаивал на том, что человек должен принять божественную любовь как свободный дар Бога. Он называет три действующие причины обращения — Слово Бога, Святой Дух и человеческую волю. Эта концепция часто подвергалась критике, поскольку в ней усматривали идею о том, что человек способен содействовать собственному спасению.

Позднее лютеранство оставило в стороне взгляды Лютера на Божественное предопределение, изложенные им в 1525 г., и предпочло развиваться в рамках свободного человеческого отклика Богу, а не суверенного Божественного избрания конкретных людей. Для лютеранства конца XVI в. «избрание» означало человеческое решение возлюбить Бога, а не Божественное решение избрать определенных людей.

Основную идею Реформации о бессилии человечества и всемогуществе Бога абсолютизировал Жан Кальвин. Учение Кальвина о предопределении является одним из аспектов его доктрины спасения, которую он считал развитием августинианских взглядов. Кальвин излагает свою доктрину предопределения в третьей книге «Наставлений в христианской вере» издания 1559 г. как один из аспектов доктрины искупления через Христа. Предопределение, по Кальвину, должно рассматриваться в правильном контексте. Оно является не «продуктом человеческих размышлений, а тайной Божественного откровения» («Наставлений в христианской вере»I.ii.2; III.xxi.1-2). Кальвин исходил из понятия об избранничестве человека Богом (ср. Еф.1:4). Вера, деятельное стремление к святости полностью обусловлены не свободой человеческого выбора, но непостижимым и милосердным Божественным избранием. «Природа избрания состоит в том, что чистая благость Бога сделала досягаемым для нас спасение» («Женевский катехизис»). А поскольку Бог вечен, то вечно и это избрание. Поэтому, одни люди предопределены к вечному блаженству, другие — к вечному проклятию. Утверждая абсолютную власть Бога, Кальвин подчеркивает активное участие Бога в творении будущего состояния человека. Предопределение поэтому является «вечным повелением Божиим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим». Человек, существо греховное и непослушное, не отвергнут Богом, но должен уповать на вечное спасение, которое не может быть основано на достоинствах человека. Человек ничего не может сделать для своего спасения. Однако, несмотря на существование предопределения к погибели, человек не может знать, кто избран погибнуть.
Феноменологически можно увидеть только спасающихся — тех, кто уверовал во Христа, — поскольку время спасения каждой личности индивидуально. Кроме того, нет четкого критерия принятия Христа, поэтому уверенность в спасении проистекает из индивидуальной веры в свою избранность. С одной стороны, здесь нивелируется свобода воли, с другой стороны человек (в случае приятия Христа) получает уверенность в своем спасении, а заодно и ослабление чувства ответственности за каждый конкретный поступок. Единственное дело, которое может и должен человек делать (после принятия Христа) — проповедовать Христа, нести благую весть, с помощью чего происходит выявление других избранных, составляющих Божий народ. Реформатская доктрина об избранности и предопределении была ведущей силой экспансии Реформатской Церкви в семнадцатом веке. Доктрина предопределения по Кальвину давала ответы также на вопросы социального порядка. Например, проблема несправедливости в распределении материальных и духовных даров среди людей решалась сведением к Божественному предопределению, которое основано на суверенной и неподвластной человеческому пониманию воле Бога.

Позже в протестантской среде учение Кальвина оспаривалось и критиковалось, однако основной круг проблем и понятий сохранил свою актуальность до сего дня (К. Барт, Р. Нибур). Позже учение Кальвина развивали такие теологи как Петр Мартир Вермигли и Теодор Беза, которые акцентировали тему «избранничества».

В начале XVII в. голландский теолог Якоб Арминий (1560—1609) выступил против основных тезисов Кальвина. В 1610 арминиане обратились к церковным властям с представлением (remonstrantia), которое считается изложением доктрины арминиан, или ремонстрантов. Они выступили против пяти пунктов учения Голландской церкви: 1) о двойном предопределении — к спасению или погибели — в результате свободного акта Божественной воли; 2) о том, что избранный непременно спасется, а осужденный — погибнет; 3) о том, что Христос умер только ради избранных ко спасению; 4) о том, что Бог дает благодать только избранным ко спасению; 5) о том, что получившие спасающую благодать никогда ее не утрачивают. В 1618—1619 реформатский синод в Дордрехте официально осудил учение арминиан. Реформатское социальное мировоззрение в этот период было основано на кальвинистской концепции богоизбранности и «завета благодати». Реформатские общины рассматривали себя как новый Израиль, новый народ Божий, который находится в особых отношениях с Богом — отношениях Завета. Понятие завета как договора человека с Богом с последующим разделением ответственности (верность человека Богу и верность Бога Своим обетованиям) дает широкие основания для дальнейших социально-политических преобразований в протестантском обществе (напр., понятие общественного договора Гоббса и т. д.).

Католическая реакция на протестантское учение о предопределении была явлена на Тридентском соборе.

На шестом заседании Тридентского собора 1547 г. был утвержден Декрет об оправдании. Тридентский собор настаивал на том, что «никто не может знать с определенностью веры, не подверженной ошибкам, получили ли они благодать Божию или нет». По теме предопределения собор в общем подтвердил определения Оранжского собора 529 г.

Восточная церковь миновала полемику вокруг предопределения Св. Иоанн Златоуст подменяет понятие предопределение понятием «предвидение» Бога, затем Иоанн Дамаскин учит о том, что «Бог все предвидит, но не все предопределяет». В Восточной традиции закрепилось воззрение о том, что Бог хочет спасения всех людей, однако Он не определяет их ко спасению, оставляя, таким образом, место для свободной воли человека. Учение о предвидении и промысле Божием получило развитие в учении о синергии человека и Бога.

Современное католическое богословие придерживается тенденции отождествлять предопределение с понятием «предназначение». Напр: Иоанн Павел II: «Эти слова существенным и достоверным образом разъясняют, в чем состоит то, что на языке христианства мы называем „предопределением“ или „предназначением“ (лат. praedestinatio)» («Верую в Бога Отца»). В понятии «предназначение» акцент переносится на призыв Бога к спасению. Призыв, который может остаться без ответа со стороны человека. Тем самым подчёркивается свободная воля человека в определении своей вечной участи.

Предопределение в Исламе

В Исламе существует несколько точек зрения касательно вопроса предопределения.

1) полное предопределение(например:джабрииты) Утверждают, что все наши деяния предопределены Аллахом, в том числе и наши грехи.

Коран 33:36 Не подобает верующему делать выбор решении какого-либо вопроса, когда этот вопрос решен Аллахом и Его посланником.

Коран 2:272 Он ведет прямым путем того, кого захочет.

2) свобода воли (например: мутазилиты) Полагают, что человек волен выбирать все и независим от Аллаха.

3) промежуточное между двумя вышеперечисленными (например:имамиты) Убеждены, что человеку в этом отношении свойственна золотая середина, и тому они приводят следующие доказательства:

Коран 73:3 Мы ведь указали ему прямой путь, чтобы он выбрал: стать верующим или неверным.

Коран 10:99 Если бы Аллах пожелал, то уверовали бы все, кто живет на земле. Ведь никто не уверует вопреки своему желанию, и ты не сможешь заставить верить в истину.

Человеку предоставляется выбор: быть верующим или нет, убивать или нет, раздавать милостыню или не делать этого, но это не означает полную независимость от Бога. Ведь действительно, если все предопределено, то вовсе не целесообразно было бы отправлять пророков к людям. Зачем им раглашать истину, если все уже решено за них? Звучит глупо, не правда ли? И это действительно неверная точка зрения.

Что касается того, что грехи установлены Аллахом, то такие убеждения выводят из ислама, по этому поводу есть аят в Коране:

Коран 6:148 Многобожники, оправдывая своё многобожие, запрещение той пищи, которую разрешает Аллах, и отрицая то, что ты сообщил им о гневе Аллаха над ними из-за их нечестивости, скажут: «Многобожие, запрещение разрешённого были по желанию Аллаха. А если бы Он захотел, чтобы было по-другому, ни мы, ни наши предки не могли бы оставаться многобожниками, и мы бы не запрещали из того, что разрешено Им». Их предки не верили в Откровение, переданное им через посланников, точно так же, как эти не признают тебя, и продолжали оставаться в своём заблуждении, пока не были наказаны Нами! Скажи (о Мухаммад!) этим, не признающим тебя: «Есть ли у вас правдивое доказательство того, что Аллах одобряет ваше многобожие и запрещения, чтобы нам его показать? Вы следуете только за вашими ложными измышлениями, которые не заменят истину. Вы говорите неправду «.

Критика предопределения

Среди богословов до сих пор не найдено единого мнения относительно доктрины предопределения. Многие христианские авторы считают, что предопределение Богом каких-либо людей к осуждению противоречит принципам «Бог есть Любовь» и «Бог любит миловать грешников». Х. Л. Борхес, заострив доктрину предопределения, предлагает следующее рассуждение:

Для христианина жизнь и смерть Христа — центральное событие мировой истории; предыдущие столетия готовили его, последующие — отражали. Ещё из земного праха не был создан Адам, ещё твердь не отделила воды от вод, а Отец уже знал, что Сын умрёт на кресте. Вот Он и создал землю и небо как декорацию для этой грядущей гибели. Возможно также, что железо было создано ради гвоздей, шипы — ради тернового венца, а кровь и вода — ради раны.

Интересные факты

В честь этого понятия назван один из первых российских кораблей Гото Предестинация (1711).

См. также

  • Детерминизм
  • Карма
  • Провидение
  • Судьба
  • Фатализм

Примечания

Литература

  • Timothy George The Theology of the Reformers, Nashville, Tenn., 1988.
  • Friehoff C. Die Pradestintionslehre bei Thomas von Aquino und Calvin. Freiburg, 1926,
  • Farrelly J, Predestination, Grace, and Free Will, Westminster, 1964.
  • И. Мананников «Предопределение», Католическая энциклопедия. Том 3, Издательство Францисканцев 2007 г.
  • Алистер МакГрат, Богословская мысль реформации, Одесса, 1994.
  • Божественного Аврелия Августина, епископа Гиппонского, о предопределении святых первая книга к Просперу и Иларию,М.: Путь, 2000.
  • Кальвин Ж. «Наставления в христианской вере», СПб, 1997.

Ссылки

  • Предвидение и предопределение Православная энциклопедия «Азбука веры»
  • Что такое предопределение с точки зрения Ислама
  • Предопределение и свобода воли в Исламе (калам) русский перевод Главы VIII из книги Wolfson H. A. The Philosophy of the Kalam. Harvard University Press, 1976. 810 p.
  • The Gottschalk Homepage — Англоязычный сайт, посвященный учению о предопределении Готшалька из Орбэ. На сайте доступны латинские труды Готшалька, а также подробная библиография
  • Августин, О предопределении святых — на русском и английском

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ (греч. προορισμός, лат. praedestinatio или praedeterminatio) – в религиозных системах мышления исходящая от воли Божества детерминированность этического поведения человека и отсюда – его «спасения» или «осуждения» в вечности. Поскольку с точки зрения последовательного монотеизма все существующее в конечном счете определяется волей Бога, всякая монотеистическая теология по необходимости должна считаться с идеей предопределения (ср. религиозный фатализм ислама , образ ветхозаветной «Книги жизни» с именами избранников Яхве – Исх 32:32–33; Пс 68:29; Дан 12:1 и др.). При этом концепция предопределения вступает в противоречие с учением о свободе воли и ответственности человека за его вину, без которого невозможна религиозная этика.

В истории христианства полемика вокруг предопределения была обусловлена не столько потребностями устранения логических противоречий вероучения, сколько борьбой двух конкурирующих типов религиозной психологии: с одной стороны, индивидуалистические и иррационалистические переживания безнадежной виновности и безотчетной преданности Богу, с другой – догматический рационализм церкви, строящей свои обещания спасения на юридических понятиях «заслуги», которую верующий приобретает через повиновение церкви, и «награды», которую она может ему гарантировать. Мотив предопределения в Евангелиях имеет преимущественно оптимистический характер и выражает уверенность адептов новой религии в своем избранничестве и призвании (напр., Мф 20:23, Ин 10:29). Религиозный аристократизм гностиков потребовал резкого разделения на «тех, кто от природы сродни небесам» и «тех, кто от природы сродни плоти» (Quispel G. An unknown fragment of the Acts of Andrew. – Vigiliae Christianae, t. 10, 1956, p. 129–48). Спекулятивную разработку идеи предопределения дают Послания ап. Павла (Рим 8:28–30; Еф 1:3–14 и, особенно, 2 Тим 1:9), связывая ее с новой концепцией благодати (χάρις) и перенося акцент на иллюзорность самостоятельных нравственных усилий человека («Что ты имеешь, чего бы не получил?» – 1 Кор 4:7). Именно эта акцентировка доминирует у Августина , умозаключающего от пессимистической оценки нормального состояния человека к необходимости благодати, которая выводит его из тождества самому себе и тем «спасает»; эта благодать не может быть заслужена и обусловливается лишь свободным произволением Божества. Формула Августина «дай, что повелишь, и повелевай, что пожелаешь» (da, quod iubes et uibe quod vis) («Исповедь», Х, 31) вызвала протест Пелагия , противопоставившего ей принцип свободной воли. Хотя реально пелагианство могло апеллировать лишь к практике монашеского «подвижничества», оно реставрировало некоторые черты античного героизма (человек самостоятельным усилием восходит к Божеству).

Несмотря на неоднократные осуждения пелагианства церковными инстанциями, полемика не прекратилась и в 5–6 вв. (августинизм отстаивали Проспер Аквитанский, Фульгенций и Цезарий из Арля, пелагианство – Фауст из Риеца). Постановление собора в Оранже (529) подтвердило авторитет Августина, но не смогло добиться реального усвоения церковью идеи предопределения. Проблематика индивидуалистического религиозного переживания, жизненно важная для Августина, теряет на время всякое значение: религиозность раннего средневековья исключительно церковна. Характерно, что паулинистско-августиновское понятие благодати в 6 в. радикально переосмысляется: из личного переживания она становится эффектом церковных «таинств». Церковь стремилась осмыслить себя как институцию универсального «спасения», в рамках которой любой верующий через подчинение ей может заслужить потустороннюю награду; если она во имя своих притязаний посягала на важный для христианства тезис о вечности загробного воздаяния (учение о чистилище, легенды об избавлении церковью душ из ада), то в земной жизни для непреложного предопределения заведомо не оставалось места.

Восточная церковь, над которой не тяготел авторитет Августина, была особенно последовательна: уже Иоанн Златоуст подменяет понятие «предопределение» понятием «предвидение» (πρόγνοσις) Бога и тем сводит на нет тенденцию этического иррационализма. За ним идет крупнейший авторитет православной схоластики, оказавший влияние и на средневековый Запад, – Иоанн Дамаскин : «Бог все предвидит, но не все предопределяет». Православная церковь восстанавливает на правах догмы учение Оригена о намерении Бога спасти всех (но без вывода о том, что все действительно спасутся, как учил Ориген).

На Западе попытка Готшалька (ок. 805 – ок. 865) обновить учение о предопределении в форме доктрины «двойного» предопределения (gemina praedestinatio – не только к спасению, но и к осуждению) признается еретической. В системе Иоанна Скота Эриугеныучение о «простом» предопределении (simplex praedestinatio – только к спасению) обосновывалось отрицанием (в неоплатоническом духе) сущностной реальности зла; это решение проблемы вело к пантеистическому оптимизму и также было неприемлемо для церкви. Зрелая схоластика относится к проблеме предопределения с большой осторожностью и без глубокого интереса. Бонавентура предпочитает давать формулировки об «изначальной любви» (praedilectio) Бога как об истинной причине моральных достижений человека. Фома Аквинский также учит о любви Бога как истинном источнике морального добра, в то же время подчеркивая момент свободного сотрудничества человеческой воли с божественной благодатью. Схоластика избегает проблемы предопределения к осуждению.

Религиозный индивидуализм Реформации обусловил повышенный интерес к проблеме предопределения. М.Лютер возрождает паулинистско-августиновский стиль религиозного психологизма, оценивая католическую концепцию «заслуги» как кощунственное торгашество и выдвигая против нее теории несвободы воли и спасения верой. Еще дальше идет Ж.Кальвин, отчетливо выразивший буржуазное содержание Реформации: он доводит учение о «двойном» предопределении до тезиса, согласно которому Христос принес себя в жертву не за всех людей, но только за избранных. Жестокое пренебрежение к обреченным, контрастирующее с традиционной жалостью к кающемуся грешнику, характеризует вытеснение феодальной патриархальности в отношениях между людьми сухой буржуазной деловитостью. Доктрина Кальвина встретила сопротивление приверженцев голландского реформатора Я.Арминия, но была официально принята на синоде в Дорте (1618–19) и на Вестминстерской ассамблее (1643).

Православие реагировало на протестантские доктрины предопределения, продемонстрировав на Иерусалимском соборе 1672 верность своим старым взглядам о воле Бога к спасению всех; этих взглядов православная церковь держится и поныне. Католическая контрреформация пошла по линии отталкивания от августиновской традиции (в 17 в. был случай издания сочинений Августина с купюрами мест о предопределении); особенно последовательными в этом были иезуиты, противопоставившие крайний моральный оптимизм суровости протестантов. Иезуит Л.Молина решился до конца заменить идею предопределения учением об «условном знании» Бога (scientia condicionata), о готовности праведников свободно сотрудничать с Ним; это знание и дает Божеству возможность «заранее» награждать достойных. Тем самым понятия заслуги и награды были универсализированы, что отвечало механическому духу контрреформационной религиозности. Современные католические теолога (напр., Р.Гарригу-Лагранж) защищают свободу воли и оптимистическое понимание предопределения: многие среди них настаивают на том, что человек может добиться спасения и не будучи к нему предопределенным. При этом в рамках современной неосхоластики продолжается полемика между ортодоксально-томистским и иезуитским пониманием предопределения.

Отношение либерального протестантизма кон. 19 – нач. 20 в. к проблеме предопределения было двойственным: идеализируя августиновский религиозный психологизм, он критически относился к «наркотическим» (выражение А.Гарнака ) элементам последнего, т.е. прежде всего к пессимистической концепции предопределения. Более последовательна в своей реставрации архаической суровости раннего протестантизма современная «неоортодоксия» в ее германо-швейцарском (К.Барт , Э.Бруннер ) и англосаксонском (Р.Нибур) вариантах. Настаивая на абсолютной иррациональности и притом индивидуальной неповторимости «экзистенциальных» взаимоотношений Бога и человека (по словам К.Барта, «отношение именно этого человека к именно этому Богу есть для меня сразу и тема Библии, и сумма философии»), «неоортодоксия» с логической необходимостью тяготеет к кальвинистскому пониманию предопределения.

Будучи специфическим продуктом религиозного мировоззрения, понятие «предопределение» служило в истории философии логической моделью для постановки таких важных общефилософских проблем, как вопрос о свободе воли, о согласовании детерминизма и моральной ответственности и т.п.

Литература:

1. Friehoff C. Die Prädestinationslehre bei Thomas von Aquino und Calvin. Freiburg (Schweiz), 1926;

2. Garrigou-Lagrange R. La predéstination des saints et la grâce. P., 1836;

3. Hygren G. Das Prädestinationsproblem in der Theologie Augustins. Gött., 1956;

4. Rabeneck J. Grundzüge der Prädestinationslehre Molinas.– «Scholastik», 1956, 31 Juli, S. 351–69.

С.С.Аверинцев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. предопределение — Предопределение, предопределения, предопределения, предопределений, предопределению, предопределениям, предопределение, предопределения, предопределением, предопределениями, предопределении, предопределениях Грамматический словарь Зализняка
  2. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — в религиозных воззрениях исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности. Большой энциклопедический словарь
  3. предопределение — ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ -я; ср. 1. к Предопределить — предопределять. П. исхода дела. Открытия не поддаются директивному предопределению. 2. По религиозно-мистическим представлениям: то, что предопределено, предназначено кому-л. Толковый словарь Кузнецова
  4. Предопределение — (praedeterminatio) — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе (см. Религия, Свобода воли, Христианство, Этика). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. предопределение — Пред/определ/е́ни/е . Морфемно-орфографический словарь
  6. предопределение — Предопредел’ение (Ис.25:1 ; Дан.11:36 ; Деян.4:28 ; Деян.17:26 ,31; Рим.8:29 -30; Еф.1:5) — предведение и предначертание Божие. Этот слабый человеческий термин отражает постоянное стремление людей проникнуть в промысел Божий… Библейский словарь Вихлянцева
  7. Предопределение — Религиозное представление об исходящей от воли божества детерминированности этического поведения человека и отсюда его «спасения» или «осуждения» в вечности. Большая советская энциклопедия
  8. предопределение — орф. предопределение, -я Орфографический словарь Лопатина
  9. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — англ. predestination; нем. Pradestination. В религиозных учениях — предустановленность жизни и поведения человека, его спасения и осуждения в вечности волей Бога; объект борьбы различных религиозных течений… Социологический словарь
  10. Предопределение — ☼ в религиозных системах мышления исходящая от воли божества детерминированность этического поведения человека и отсюда — его «спасения» или «осуждения» в вечности (греч. npoopiaibc,, лат. praedestinatio или praedeterminatio). Словарь по культурологии
  11. предопределение — ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. предопределить. 2. Судьба, рок (устар.). Верить в своё п. 3. В религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и всё происходящее в мире. Толковый словарь Ожегова
  12. предопределение — сущ., кол-во синонимов: 14 детерминирование 4 задавание 5 назначение 29 перст божий 7 перст судьбы 10 предестинация 1 предназначение 15 предрешение 2 предуготовление 5 провидение 21 рок 30 судьба 52 фатум 8 фортуна 23 Словарь синонимов русского языка
  13. предопределение — -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. предопределить—предопределять. Фундаментальные открытия по природе своей не поддаются директивному предопределению. А. Румянцев, Проблемы современной науки об обществе. Малый академический словарь
  14. предопределение — предопределение ср. 1. Процесс действия по гл. предопределять, предопределить 2. Состояние по гл. предопределяться 1., предопределиться 3. устар. То, что предопределено, предназначено кому-либо; судьба, рок. Толковый словарь Ефремовой
  15. предопределение — ПРЕДОПРЕДЕЛ’ЕНИЕ, предопределения, мн. нет, ср. (·книж. ). 1. Действие по гл. предопределить-предопределять. 2. То, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок (церк., ·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  16. предопределение — предопределение, предопределено см. >> судьба Словарь синонимов Абрамова

Предвидение и предопределение Божие

  • Диалоги. Диалог 8. О промысле и свободе воли прот. В. Свенцицкий
  • О предведении и предопределении прп. Иоанн Дамаскин
  • Илиотропион, или cообразование с Божественной волей свт. Иоанн Тобольский
  • О Божественном предопределении ко спасению прот. Ливерий Воронов
  • Слово о предопределении свт. Илия Минятий
  • Всеобщность благодати и предопределение В.Д. Сарычев
  • Предопределение Божие и свобода человеческой личности архим. Платон
  • Учение о предопределении иером. Серафим (Роуз)
  • Предопределение. Пространный катехизис свт. Филарет (Дроздов)
  • Судьбы Божии свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • О Божественной благодати и свободном произволении, как производителях духовной жизни преп. Иоанн Кассиан Римлянин
  • Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере
  • Православное учение об отношении благодати к свободе иерей Олег Давыденков

Предви́дение — 1) знание Богом от вечности действительного и условного будущего; 2) знание человеком возможного или действительного будущего по дару прозорливости; 3) знание человеком возможного или действительного будущего по внушению падших духов; 4) вероятностное знание будущего, основанное на интуиции или жизненном опыте.

Предопределение — 1) Божественное решение, подлежащее непременному исполнению; 2) решение, подразумевающее обязательное исполнение.

Свободен ли человек в своих поступках или всё уже предопределено Богом? В самом этом вопросе есть оттенок лукавства: достаточно согласиться с всеобщим предопределением и тогда отпадает необходимость каких-либо человеческих усилий: зачем делать добро, зачем стремиться к совершенству – за нас всё уже решено. Тем не менее, мы прекрасно осознаём, что в наших отношениях с людьми мы вольны творить добро и зло, любовь и ненависть; также мы вольны жить с Богом, не замечать или отвергать Его.

Бог не обусловлен пространством и временем, свойственным сотворённому Им материальному миру. Бог из вечности видит наш мир как на ладони. Он видит как наше прошлое, так и настоящее и будущее «одновременно». Бог видит и знает, но не нарушает нашей свободы. Знать и планировать – суть вещи разные. Господь знает все бесконечные варианты развития событий, хотя человек при этом волен свободно выбрать тот свой единственный вариант поведения в этих событиях, который ему ближе.

Бог присутствует и действует в духовном и материальном мирах. Он присутствует во всех событиях, благословляя или попуская их. Существует множество факторов, причинно-следственных связей, влияющих на наши поступки, их нелепо отрицать, христианство отрицает лишь их фатальность. В материальном мире Богом установлены жёсткие физические законы, но и это не отрицает влияния Бога и на него (никакой метеорит случайно на Землю не упадёт).
Абсолютно свободен только Бог, мы имеем определённую свободу, наибольшую в области нравственной ответственности и жизни духа (религиозной жизни). Свобода – величайший дар Божий, отсюда и колоссальная ответственность, вплоть до вечных мук. Если бы от нас ничего не зависело, то за что бы нас ждал Страшный Суд?

Таким образом, неизбежности нет, человек действительно свободен в определённых пределах, и эти пределы очень широки – от бесконечно грешной жизни до бесконечно праведной.

Мы можем обретать всё большую свободу через причастность к Богу, Его благодати, через обожение, соединение с Богом.

Как Бог влияет на сотворённый Им мир?

Священное Писание о предопределении

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. (Рим. 8:29-30)

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном. (Еф. 1:3-6)

В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. (Еф. 1:11-12)

***

святитель Илия Минятий:
«Не Предведение есть причина будущих событий, а будущие события – причина Предведения. Не из Предведения вытекает будущее, а из будущего – Предведение; не Христос – виновник предательства Иуды, а предательство – причина Господнего Предведения». Если ты будешь жить богоугодно, – спасешься, а если развращенно, – погибнешь. Бог предвидит и то, и другое. Но ни того, ни другого не предрешает Божие Предведение. Ты или спасешься, или погибнешь, одно из двух – несомненно, но не определено наперед» (Проповеди, «Слово в неделю 1-ю Великого поста»).

профессор Осипов А.И.:
Нельзя смешивать предвидение с предопределением. Родители могут подчас предвидеть, что будет с их ребенком, если он пойдет вот туда-то. Но этим они не предопределяют его поведение, только предвидят, т.е. предвидение – не предопределение. В том и заключается качество свободы, что человек поставлен перед выбором. И этот выбор, сам акт выбора, сама ориентация личности уже определяет его состояние.
Вы знаете, что есть грехи мыслью, грехи желанием. И человек, решившись на грех, уже омрачается. Когда говорят о свободе, надо понять, что свобода – это есть возможность начать акт действия от самого себя. Есть факторы, причины, обстоятельства, которые влияют на меня, но я могу поступить и в ту, и в другую сторону. Свобода в том и заключается, что я могу начать ряд действий от самого себя. Могу самоопределиться.
Божественное предвидение не есть предопределение, т.е. не есть посягательство на мою свободу. Бог не может коснуться моей свободы. Не может! Иначе Он перестал бы быть Богом. Ибо человеческая свобода есть образ божественной свободы. Не случайно человек именуется богом с маленькой буквы, своего рода божество, поскольку он богоподобное существо.
Поэтому Бог, даже предвидя, совсем не предопределяет, а все действия Божии заключаются в том, что Господь вновь и вновь ставит человека в такие условия, в которых он с очевидностью должен избрать, определить себя – к добру он или ко злу. Так происходит становление человеческой личности в наших земных условиях.
Пришла мне в голову дурная мысль, я легко могу ее выбросить, а могу ей увлечься. Так, ну-ну, человек, по какому пути пойдешь? Как важен самоконтроль! Ибо здесь начинается ряд моих действий. Каждый самостоятельно определяет себя: быть с Богом или вопреки Богу. В этом – весь человек.

Православное исповедание (113, 181):
Предведение, Предопределение и Промысл различаются в Боге по своим действиям. Промысл относится к творению. Но предведение и предопределение были в Боге прежде бытия мира, хотя и различны между собой. Предведение есть одно ведение будущего, без определения его в частности, то есть оно не определяет существования той или другой вещи. А предопределение есть определение частное, то есть оно и определяет, что должно быть. Но определяет только добро, а не зло, ибо если бы оно определяло и зло, то это было бы противно естественному свойству Божию – благости.
Итак, справедливо можно сказать, по нашему представлению, что предведение в Боге предшествует, за ним следует предопределение, а после творения возникает и Промысл о сотворенном. Этому учит апостол: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:29-30). Впрочем, эти слова должно относить только к человеку, поскольку прочие творения (кроме Ангелов, находящихся в твердом и неизменном состоянии) не подлежат предопределению, так как не имеют свободы, а потому в них не может быть никакого греха. И все, что они делают, делают по природе, и потому ни наказываются, ни награждаются.

преподобный Иосиф Оптинский:
Бог Всеведущий от века знал и знает, кто из людей как будет жить, а потому и предопределил от века одних, проводящих жизнь в покаянии и смирении, к славе, а других, ленивых и нерадящих о своем душевном спасении, к вечному мучению. Притом из истории мы видим, что и самые суды Свои Господь переменяет при перемене обстоятельств. Например, Господь определил некогда истребить ниневитян. Но когда ниневитяне проповедию Иониною покаялись, Он отменил Свой суд несмотря на то, <что> пророк Божий уже изрек ниневитянам волю Божию: «еще три дня, и Ниневия превратится…».

Послание Восточных Патриархов 1723 г.:
«Веруем, что Всеблагий Бог предопределил к славе тех, которых избрал от вечности; а которых отвергнул, тех предал осуждению, не потому, впрочем, чтобы Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины; ибо это несвойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу, Который хочет всем человекам спастися и в познание истины прийти (1Тим.2:4), но поскольку Он предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо; то посему одних предопределил к славе, а других осудил. О употреблении же свободы мы рассуждаем следующим образом: поскольку благость Божия даровала Божественную и просвещающую благодать, называемую нами также предваряющею, которая, подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех; то желающие свободно покоряться ей (ибо она споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей), и исполнять ее повеления, необходимо нужные для спасения, получают посему и особенную благодать, которая, содействуя, укрепляя и постоянно совершенствуя их в любви Божией, т. е. в тех благих делах, которые требует от нас Бог (и которых требовала также предваряющая благодать), оправдывает их и делает предопределенными; те, напротив, которые не хотят повиноваться и следовать благодати и потому не соблюдают заповедей Божиих, но, следуя внушениям сатаны, злоупотребляют своей свободой, данной им от Бога с тем, чтобы они произвольно делали добро — предаются вечному осуждению.

Но что говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, ни сколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, — это мы почитаем безумием и нечестием; ибо в таком случае Писание противоречило бы само себе. Оно учит, что всякий верующий спасается верою и делами своими, и вместе с тем представляет Бога единственным виновником нашего спасения, поскольку то есть Он предварительно подает просвещающую благодать, которая доставляет человеку познание Божественной истины и учит его сообразоваться с нею (если он не противится) и делать добро, угодное Богу, дабы получить спасение, не уничтожая свободной воли человека, но предоставляя ей повиноваться или не повиноваться ее действию. Не безумно ли после сего без всякого основания утверждать, что Божественное хотение есть вина несчастия осужденных? Не значит ли это произносить страшную клевету на Бога? Не значит ли это изрекать ужасную несправедливость и хулу на небо? Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию; почему мы исповедуем, что Он справедливо предает осуждению тех, которые остаются в нечестии по развращенной своей воле и нераскаянному сердцу. Но никогда, никогда не называли и не назовем виновником вечного наказания и мучений, как бы человеконенавистным, Бога, Который Сам изрек, что радость бывает на небе о едином грешнике кающемся. Верить таким образом или мыслить мы не дерзнем нкиогда, доколе имеем сознание; и тех, которые так говорят и думают, мы предаем вечной анафеме и признаем худшими всех неверных».

***

См. СУДЬБА, ВОЛЯ, СЛУЧАЙ, СВОБОДА, ПРОМЫСЛ, ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО БОЖЕСТВЕННОЕ

Предопределенность событий в гороскопе

В который раз я задаю себе вопрос: «Насколько мы свободны в своем выборе и есть ли вообще этот выбор? Или предопределенность событий решает в нашей жизни все?»

В астрологии существует понятие кармы. Карма — это работа, только она бывает и приятной, и обременительной. В каждом воплощении человек пожинает плоды того, что он посеял в прежнем, и одновременно сеет урожай будущего. Каждый человек представляет и видит много возможностей, но не каждому под силу эти возможности осуществить, потому что наша жизнь очень зависит от обстоятельств, а обстоятельства складываются не по нашей воле.

Предопределенность событий в гороскопе

Когда на экране телевизора в рекламе компании «Мегафон» пишут: «Будущее зависит от тебя», — мне очень хочется спросить у написавших: «А почему же люди не смогли предвидеть цунами, и поехавшие на отдых, допустим, в Таиланд оказались смыты океанской волной?» История из жизни: студенты, три молодых человека и девушка, поехали в выходные дни на дачу отдохнуть. Девушке неожиданно стало плохо, она позвонила брату, и он приехал за ней. Оставшиеся же молодые люди погибли из-за взрыва газового баллона. Судьба была благосклонна к девушке и безжалостной к молодым людям — так проявляет себя фатум, или предопределенность событий.

Когда мои клиенты говорят, что они хозяева своей судьбы, я привожу им простой пример: «Вы договорились в определенное время с кем-то встретиться. Идете к транспорту, но вследствие дорожной аварии весь транспорт встал. Вы пытаетесь поймать машину, но машины не останавливаются. И вы с большим опозданием приезжаете в нужное место. И кто здесь хозяин? Конечно, обстоятельства». Другой пример: в программе «Невероятные истории» был чрезвычайно интересный сюжет о том, как мужчина решил уйти в лес и жить там вдалеке от людей и цивилизации. Однажды к нему пришла девушка, которой тоже захотелось жить в одиночестве. Удивительно то, что двое молодых людей, до этого не знавшие друг друга, встретились в лесной глуши и образовали семью. Планеты организовали их встречу и брак: необходимо было уйти в лес, чтобы найти друг друга и обрести семейное счастье.

Все дело в том, что у людей разные гороскопы, и если планеты расположены в восточной полусфере, то есть с X по III дом, то человек вследствие предпринимаемых усилий добивается желаемого. А если планеты расположены в западной полусфере, то есть с IV по IX дом, — человек с таким гороскопом очень зависит от складывающихся вокруг него обстоятельств. И как написано в книге «Учебный курс Мюнхенского института Парапсихологии»: «Эти люди должны воспринимать свою судьбу терпеливо, не имея возможности существенно вмешаться в нее». Если Солнце, Луна и другие планеты имеют мажорные аспекты с высшими планетами, Ураном, Нептуном, Плутоном, — это тоже верный признак несвободы в гороскопе. Человеку удается проработать Луну, Меркурий, Венеру, Марс, в некоторой степени — Юпитер и Сатурн, а вот вибрациям высших планет он подвластен полностью. Например, контролировать свои чувства при квадрате Луны с Марсом человек может научиться, а вот с влиянием Плутона в квадрате к Луне в течение одной жизни справиться невозможно.

Читая разные астрологические книги, часто можно встретить противоречивые высказывания: в одном месте астролог пишет о свободе человека, в другом — о запрограммированности его жизни. В книге «Предсказательная астрология» автор Кристина Шоу пишет: «… если честно, я не верю, что судьба человека неизменна и заранее предопределена…», а позднее она замечает: «…да, я уверена, что человек не властен над событиями, но у него всегда есть выбор, как на них реагировать…». Реагирует, опять же, каждый соответственно своему характеру. В книге С. А. Вронского «Астрология в выборе профессии» читаем: «… во всем нам может помочь гороскоп, где вся жизнь и судьба запрограммированы с момента рождения», а чуть ниже автор пишет: «… и все же, в основном от человека, от его свойств и качеств характера и нрава зависит все, что случается с ним в жизни».

Я же понимаю так, что само существование астрологии доказывает предопределенность событий в нашем развитии, гороскоп и есть программа человеческой жизни. Бесспорно, у человека есть выбор на бытовом уровне: съесть хлеб черный или же белый, одеть то или иное платье, но кардинальные события в нашей жизни мы изменить не в силах. На этот случай в народе говорят: чему быть, того не миновать. А свобода — это иллюзия, необходимая для развития человека.

Непредсказуемая предопределённость судьбы

“Нельзя уйти от своей судьбы —

другими словами, нельзя уйти

от неизбежных последствий

своих собственных действий”.

Ф. Энгельс

Для того чтобы понять, каким образом можно изменить свою жизнь, мы должны определить, где и по какой причине находимся. А для этого необходимо рассмотреть общие принципы, в соответствии с которыми формируется индивидуальная реальность. И её отражение – наша судьба.

Определение, обозначенное в заголовке, только на первый взгляд выглядит парадоксально. На самом деле это две взаимосвязанные стороны одного процесса. Описывают одно и тоже действие, наблюдаемое с разных точек зрения. Эта кажущаяся двойственность выглядела бы забавно, если бы от неё не зависела наша жизнь. И тут сразу становится не до смеха. Противоречивое мировосприятие создаёт внутренние конфликты, которые разрушают понимание происходящего и превращают само наше существование в хаос. А для нас очень важны и промежуточные результаты, и конечный итог жизненного пути.

Давайте вместе разберёмся, кто и каким образом формирует судьбу. Поближе познакомимся с мойрами и парками – богинями, плетущими и обрывающими нить нашей жизни. Мы не будем углубляться в исторические изыскания о происхождении представлений об этих сущностях. Достаточно понимания того, что они являются олицетворением божественной предопределённости предназначения человека. Смысл самого древнегреческого слова “мойра” в буквальном значении – “доля”, “участь”, которую каждый получает при рождении. Сейчас найдём этих безжалостных и беспощадных виновников всего происходящего с нами и с немым укором посмотрим в их глаза. Пусть им станет стыдно. Готовы?

Приступим. Для начала определимся с предметом, который будем рассматривать. Философский энциклопедический словарь утверждает, что: “Судьба – это неразумная и непостижимая предопределённость событий и поступков человека”.

Проще говоря, непонятно кем сформированная и жёстко заданная неразрывная последовательность эпизодов жизни, независящая от наших намерений, решений и действий.

Однозначность формулировки, доведённой до абсурда, позволяет критически взглянуть на объект исследования. Осознать, что в ней близко к истине, а что является заблуждением, порождённым непониманием. Если на минуту предположить, что существует заданная внешними по отношению к нам силами “непостижимая предопределённость”, логично будет сделать вывод о том, что мы безвольные марионетки в чужих руках.

Более того, если мы не понимаем причин происходящего, а последствия запрограммированы заранее и не нами, возникает ещё более безрадостный образ: жизнь это снятое неведомыми сценаристами и режиссерами кино, и мы в нём даже не актёры, а просто кем-то созданная игра света и тени на экране. Напрашивается вопрос – “А зачем тогда жить?”

Непротиворечивая картина мира предлагает следующий ответ – для того чтобы выбирать. Безусловное наличие свободы воли даёт возможность принимать решения, и если они имеют значение – мы творцы. Если нет – мы тень на белом холсте. Мельтешим и ждём, когда выключат свет. Это тоже выбор.

“А как же судьба?” – спросите вы. Всё просто. Она одновременно: предопределена, непредсказуема и зависит от принятых нами решений. Каким образом один процесс может обладать тремя взаимоисключающими характеристиками? Как такое может быть? Давайте разбираться.

Проблема выбора

Желаем мы того или нет, само наше существование является производным от свободного выбора. Он может быть как осознанным – когда, принимая решения, мы пытаемся заранее оценить их последствия. В этом случае процесс может быть не только продолжительным, но иногда и мучительным. Так и неосознанным – спонтанным, мгновенным, незаметным для нас.

Наша жизнь – непрерывный цикл следующих событий: постановка задачи – выбор способа её решения – реализация. В общем случае это выглядит следующим образом.

Неосознанная деятельность:

  1. Спонтанное, без видимых причин формирование намерения, желания.
  2. Неконтролируемый, неосознанный выбор.
  3. Действие совершатся автоматически.
  4. Результат, если нет катастрофических последствий, не имеет особого значения.

Осознанная деятельность:

  1. Мы, как правило, понимаем причину появления намерения.
  2. Принимая решение, мы осознаем, что хотим получить в итоге.
  3. Планируем и контролируем последовательность действий.
  4. Сравниваем полученный результат со своими ожиданиями.
  5. Определяем его значимость.

В общем случае к неосознанной деятельности можно отнести всё, что касается обеспечения физического существования тела. Начиная с дыхания. В том числе простейшие, привычные манипуляции, частым применением доведённые до автоматизма. Когда, что называется, руки помнят работу, а ноги дорогу.

Осознанная деятельность необходима тогда, когда не сформированы поведенческие шаблоны, когда мы создаем что-то новое или взаимодействуем со сложными объектами с непредсказуемой реакцией.

В контексте рассматриваемой темы для нас важно понять, что мы ежесекундно принимаем решения, которые создают нашу жизнь во всех её аспектах. В том числе наши тела и личности. Это непрерывный взаимосвязанный единый процесс сотворения реальности. Дышать или нет? Открыть глаза, восхитится бесконечным разнообразием мира, проявить волю и изменить его. Или крепко зажмуриться и заявить: “если я чего-то не вижу или не понимаю, значит, его и не существует”. Жить или умереть – это всего лишь вопрос выбора.

Порождая намерения, принимая решения и реализуя их, мы формируем себя и окружающий мир, творим свою судьбу и участвуем в создании жизни других людей. При этом изначальная, абсолютная свобода выбора, присущая нам как воплощению Творца в физическом мире, реализуется через фильтр накопленного жизненного опыта. Убеждения, ставшие нашей правдой, предопределяют и появление тех или иных желаний, и выбор способов их осуществления. Именно они программируют нашу судьбу, создают иллюзию её предначертанности.

С другой стороны, представления о непредсказуемости происходящего с нами являются следствием неосознанного выбора и фрагментированности нашего мировоззрения. Эти факторы разрушают единую взаимозависимую последовательность событий. Дробят целостную картину мира на не связанные между собой части.

Разберём подробно, как создаётся иллюзия отсутствия причинно-следственной связи между выбором, который мы непрерывно совершаем, и формированием нашей судьбы.

Причины и последствия непредсказуемости судьбы

Сначала рассмотрим одну из самых важных и одновременно самую простую причину, создающую ощущение нашей непричастности к происходящему с нами.

Мы уже упоминали о ней – это неосознанная деятельность. То, что мы совершаем не задумываясь, на автомате не фиксируется нашей долговременной памятью. Обычно это привычная последовательность действий, не требующая участия нашего сознания. С неким обобщённым результатом, важность которого, как правило, не очень значима для нас.

В качестве примера неосознанного поведения можно рассмотреть дыхание или ходьбу. Управляющая и сигнальная нервная система независимо от сознания оценивает наше состояние, принимает решение и реализует его.

Мы уже говорили в предыдущих текстах, что тело – это полуавтономная оболочка души, которая до определённого предела способна существовать самостоятельно. Причём сознанию в эту деятельность лучше не вмешиваться. Это может привести к разбалансировке организма. Слишком много факторов придётся учитывать. У души другие функции и возможности. Позже мы рассмотрим их очень подробно.

Сейчас просто отметим, что для человека естественно и необходимо неосознанное существование, которое не способно замечать, контролировать и учитывать его сознание. То есть достаточно большую часть своей жизни мы просто не видим и не помним.

Теперь рассмотрим причины непредсказуемости существенной части осознанной деятельности. Чтобы объяснить, почему мы чего-то не замечаем, придётся напомнить, как устроено наше мировосприятие. Ранее мы уже подробно рассматривали этот вопрос, теперь попробуем взглянуть на него под несколько иным углом.

В контексте заданной темы разберемся, каким образом мы видим не окружающую действительность, а саму нашу жизнь. Напомню, что под термином “жизнь” мы имеем в виду время существования отдельного человека, насыщенное определёнными событиями и его личными переживаниями.

С одной стороны жизнь человека непрерывна и состоит из огромного количества последовательных осознанных намерений, решений и действий. А сознательная деятельность подразумевает её фиксацию долговременной памятью. И теоретически мы можем восстановить любое событие, произошедшее с нами, просто мысленно шаг за шагом возвращаясь в прошлое.

К сожалению это не совсем так. Память является отражением нашей картины мира. Она точно так же фрагментирована и раздробленна. Мы можем вспомнить либо логически взаимосвязанные, близкие по времени эпизоды, либо ярко эмоционально пережитые.

Убедиться в этом очень легко. Попробуем воспроизвести вчерашний день в виде непрерывной последовательности событий. Как будто смотрим кино про себя. Что мы видели, ощущали, о чем думали, как реагировали на те или иные происшествия, и какие переживания при том испытывали. В лучшем случае мы сможем вспомнить несколько ярких эпизодов, эмоций или мыслей. Но даже на эти воспоминания будет накладываться текущее состояние и искажать первоначальное восприятие тех или иных ситуаций. Кроме этого, оценка важности произошедшего с нами всегда меняется с течением времени.

Ещё одним примером избирательности мировосприятия может служить наша способность терять ориентацию на незнакомой местности или там где отсутствуют ориентиры, которые легко увидеть и запомнить. Например в лесу. Где окружающая действительность сужается до нескольких десятков метров.

Для того чтобы заблудиться, нам придётся принять огромное число решений и совершить соответствующее количество разнообразных действий. Причём все они являются результатом нашего свободного выбора, который мы совершаем, не замечая этого и не запоминая. Если бы это было не так, мы всегда могли бы воспроизвести обратную последовательность своих шагов и вернутся в исходную точку по своим следам.

В отличие от образа реальности в виде мозаики, наша жизнь воспринимается нами скорее в виде гирлянды с лампочками разной яркости и цвета. Цепочка последовательных, приятных или неприятных, разной степени эмоциональной насыщенности событий. А между ними пустота. Провалы в памяти. Причём, чем ярче пережитые эмоции, тем непонятней и темней интервал между ними.

Избирательность памяти разрушает непрерывную взаимосвязанность как отдельных эпизодов жизни между собой, так и принятых решений с полученным результатом. Поэтому мы не всегда можем отследить причинно-следственные связи между совершённым выбором и нашей судьбой. Так создаётся иллюзия её непредсказуемости. Если мы не понимаем логики процессов, которые сами инициируем, и в которых принимаем непосредственное участие, наша жизнь теряет смысл и превращается в неконтролируемый хаос.

К счастью есть факторы, которые позволяют говорить о некой предопределённости происходящего с нами. Но они могут либо исправить ситуацию, либо усугубить её. Рассмотрим их.

Причины и последствия предопределённости судьбы

Наша судьба в известном смысле предопределена, но к счастью не мойрами, парками или другими всемогущими и безжалостными сущностями. Напомню. Наличие свободы воли исключает преобладающее влияние на наш выбор любых внешних сил. Сторонние факторы, воздействующие на принятие нами решений, безусловно, существуют. Отрицать это бессмысленно. Но у нас есть право учитывать их или нет.

“А как же непреодолимые внешние обстоятельства, противостоять которым выше наших сил?” – спросите вы – “Они то уж точно создаются и посылаются нам высшими силами как испытание или наказание”. Это очень интересная и большая тема, которую мы рассмотрим позже. Пока отметим, что для того, чтобы оказаться в любом, в том числе не самом благоприятном месте, нами должны быть реализованы определённые намерения. И даже настигшее нас стихийное бедствие не отменяет возможность выбора, пусть и в ограниченных ситуацией пределах.

Давайте разберемся, каким образом наличие свободы воли сочетается с предопределённостью судьбы. На первый взгляд – парадокс. Ведь обладание свободой воли человеком противоречит предначертанности его судьбы. Но это не так.

В предыдущих текстах мы уже говорили о том, что наша индивидуальная реальность создаётся путём реализации права свободного выбора. Ключ к разгадке этого парадокса лежит в понимании технологии принятия нами любых решений.

Мы здесь не будем рассматривать причины и последствия неосознанной деятельности в силу того, что они для всех более или менее одинаковы и незначительно влияют на формирование судьбы. В этом смысле гораздо интересней и важнее то, каким образом мы осуществляем свободный и сознательный выбор из возможных вариантов. Ведь именно он создаёт и определяет индивидуальность нашей жизни.

Почему количество возможных и допустимых решений всегда ограничено? Кто или что составляет их перечень? По каким критериям происходит оптимальный выбор?

Для того чтобы ответить на эти и некоторые другие вопросы необходимо напомнить общие принципы, по которым происходит наше взаимодействие с окружающей действительностью.

Мы воспринимаем мир, концентрируя своё внимание на отдельных его элементах. Создаём образ этого фрагмента, а затем пытаемся встроить его в уже существующую картину, либо дополняя ее, либо корректируя в случае его логического несоответствия сложившимся представлениям. Так формируются внутренние убеждения – личная правда.

Все наши желания, намерения, принятые решения, действия по их реализации напрямую зависят от суммы накопленных нами убеждений. Именно они определяют возможные и допустимые варианты, бессознательно фильтруя любые другие, им противоречащие. И даже выбор из ограниченного перечня решений мы делаем исходя из представлений о его правильности. Сравнивая его с правдой, как мы её себе на данный момент представляем.

Последствия предопределённости судьбы могут быть как положительными, так и крайне негативными. Связанно это с тем, что убеждения автоматически отсекают несовместимые с ними варианты развития событий. Мы даже увидеть их не сможем, не то, что оценить. Выбирать приходиться из допустимых. А их количество и качество обратно пропорционально сумме внутренних конфликтов внутри наших представлений о мире.

Чем больше противоречивых убеждений нами самими сформировано, тем меньше выбор приемлемых решений, и иногда среди них может не быть ни одного правильного. Результат этого – ограниченность мировоззрения и, как следствие, невозможность кардинально изменить судьбу к лучшему. Своего рода тоннельное мышление.

Позитивное свойство предопределённости заключается в том, что, избавляясь с помощью непротиворечивой картины мира от иллюзий, противоречий и заблуждений, мы можем в любой момент изменить диапазон и направление принимаемых решений и, как следствие, свою дальнейшую жизнь.

Предсказуемый хаос жизни

Подведём некоторые итоги. Мы выяснили, что различные способы формирования представлений о мире определяют нашу судьбу. Что непредсказуемость нашей жизни – результат избирательности мировосприятия и памяти. А предопределённость создаётся фильтром наработанных убеждений, проходя который, наша воля формирует индивидуальную реальность. При этом мы сами, не замечая того, ежесекундно программируем своё будущее.

Мойры и парки здесь ни при чём, они иллюзия, рожденная непониманием процессов, в которых мы участвуем. Поэтому, если вдруг захотите взглянуть в глаза всемогущим сущностям, плетущим нить вашей жизни, подойдите к зеркалу. Про немой укор не забыли? Забудьте.

Если хотите что-то изменить в своей жизни, первое, что нужно сделать, это отказаться от чувства вины за содеянное. Что посеяли, то и получили. Осознали. Приняли закономерный результат. Поблагодарили себя за полезный опыт, идём дальше.

Следующий шаг – необходимо понять, на какие способы сотворения индивидуальной реальности мы можем влиять и в какой мере.

Выбор очевиден. Там, где мы не до конца контролируем непрерывную последовательность своих решений и действий, будет очень сложно что-то изменить. Тем более, что выбор уже ограничен существующими представлениями об окружающей действительности. За счёт усиления ответственности, внимания, осознания важности выбора можно улучшить ситуацию, но не значительно и временно. Это полезно, но требует развитого самоконтроля, устойчивой психики и не всегда даёт ожидаемый результат.

Гораздо более эффективный способ – изменение мировоззрения путём сознательного и последовательного отказа от иллюзий, заблуждений и внутренних конфликтов. Он гораздо более трудоёмкий, но зато кардинально и навсегда меняет саму структуру наших убеждений и, как следствие, представления о жизни и мире. Отказываясь от противоречивых убеждений и замещая их на непротиворечивые, мы осознанно и последовательно преобразуем индивидуальную реальность и заново формируем свою судьбу.

Для того чтобы лучше оценить не только желательность, но и крайнюю необходимость предлагаемых изменений мировосприятия, далее мы подробно рассмотрим такой привычный, предопределённый нами самими хаос противоречивой картины мира. И возможные последствия существования в нём. Жизнь в иллюзии – непредсказуемое, неприятное, иногда просто опасное занятие. Своего рода путешествие в поисках катастрофы.

Чтобы понять, где выход из неприятностей, необходимо сначала разобраться, где вход. Каким образом, сами того не замечая, мы создаём свои проблемы и беды?

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх