Помост

Вопросы веры

Все о аллахе

О происхождении слова «Аллах»

Слово «Аллах» придумал не Мохаммед. Оно было известно давно. Даже отца его звали Абдаллах, что означает «раб Аллаха». Дело в том, что имя «Аллах» носил один их главных идолов, ему поклонялись мекканцы. Вот почему в Коране можно часто увидеть фразу: когда вам плохо, вы молитесь Аллаху, почему же вы приравниваете к нему других богов? Или: если спросят вас, кто создал мир, вы скажете «Аллах», так почему же молитесь другим богам? Или: когда ваш корабль застал шторм, вы молитесь Аллаху, желая, чтобы Он спас вас от стихии, но, пристав к берегу, забываете о нем.

Судя по этим фразам, Аллах мог быть покровителем мореплавателей, а также мог считаться у язычников создателем, творцом мира.

Название «Аллах» не имеет ни иудейских, ни каких-либо других корней, кроме арабского. Оно образовалась от артикля «аль» и слова «илах», потом сочетание Аль-Илах слилось в единое слово «Аллах». Правда, «илах» иногда относят к вавилонскому слову, означающему «господин».

В языческие времена в пантеоне богов Аллах был лунным богом и мужем богини солнца, у них были три дочери — богини Аль-Лат, Аль-Узза и Манат, имена которых упоминаются и в Коране. Племя курайш, к которому принадлежал сам Мохаммед, было преданно лунному богу. Теперь мы можем понять, почему полумесяц часто встречается на флагах мусульманских государств и украшает верхушки мечетей и минаретов. Трех дочерей Аллаха арабы считали посредницами между людьми и Аллахом.

Один из переводчиков Корана, ученик Игнатия Крачковского, Теодор Шумовский в своем переводе ни разу не употребил слово «Аллах», считая, что русскоязычному читателю понятнее слово «Бог», которое он в своем переводе и использует.

Таким образом, Мохаммед назвал Бога знакомым и близким арабам-язычникам словом «Аллах». Но он поставил себя в их глазах «вне закона», сказав, что Аллах — не просто главное божество, а единственное, которому следует поклоняться, и «низвергнув» его жену и дочерей. Второе его «святотатство» заключалось в том, что его Аллах перестал быть каменным богом, он стал абстрактным, не материальным, силой, светом, и что ему нет равных и подобных.

У Аллаха 99 имен. Они встречаются во всех главах Корана и выражают превосходные черты, которыми Он обладает. Приведем несколько примеров: Аллах — самое великое имя Аллаха, указывающее на Его Божественную сущность; Аль-Адлю — справедливый; Аль-Аахыру — вечный; Аль-Афувву — прощающий грешников; Аль-Алииму — знающий все; Аль-Муиззу — дающий силу и победу.

А эти два имени открывают почти все суры, кроме девятой: Ар-Рахмаану — милостивый; Ар-Рахииму — милосердный.

Имена Аллаха нельзя использовать в отношении ни одного, даже самого достойного человека. Поэтому мы с удивлением видим два имени Аллаха — «кроткий» и «милостивый», которыми назван сам Мохаммед в девятой суре. Поскольку эта сура прочтена пророком в Медине, одной из последних, можно предположить, что в конце своей жизни он испытывал такое благоговение соплеменников, — которое в наше время назвали бы культом личности, — что не постеснялся назвать себя Божественными именами. В мединских сурах имя Мохаммеда стоит всегда рядом с именем Аллаха: «Аллах и Его посланник говорят вам» или «будьте верны Аллаху и Его посланнику». В Мекке себе он такого не позволял.

О, верующие! Поклоняйтесь Богу, не считайте равными Ему других, творите добрые дела для родных и близких, для сирот и бедняков, для соседей и друзей, для путников и пленных. Аллах не любит тех, кто восхваляет своё богатство; жадных, что прячут от людей добро; лицемеров, которые тратят не из-за доброты своей, а лишь для восхваления. Эти не веруют ни в Аллаха, ни в судный день, у них товарищ — сатана.

Не обидит Бог и на вес пылинки тех, кто выбрал путь служения добру — Аллах их добро удвоит и вернет.

Придёт то время, когда каждая община выставит свидетеля из верующих, а Мой посланник скажет о делах людей неверных. В этот день неверующие, конечно, пожалеют, что в ближней жизни предали посланника, и рады были бы, чтобы земля их поглотила. Не смогут они скрыть от Аллаха ничего — как жили и что творили на земле.

О, верующие! Молитву не воздавайте, если вы навеселе, когда вы не понимаете смысла своих слов. Не совершайте молитвы без омовения. Но если вы в странствии, в пустыне, и нет воды — песком обтирайте лицо и руки. Песок заменит воду, Аллах простит вам это.

Поистине, Аллах не прощает тех, кто к Нему приравнивает идолов. Другие грехи на степень ниже, простить их или нет — Бог решит. А многобожники измыслили великий грех, их простить нельзя.

Разве ты не видел тех, кто без права объявляют себя праведниками? Нет, мало самим назваться так, это Аллах решит, праведны ли вы, и в решении своём Он не обидит вас даже на толщину плёнки на финиковой косточке.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Во первых

Кто такой Аллах и кем он является для мусульман?

Для мусульман, Аллах – это единый Бог и Творец, единственный достойный поклонения, а так же, не имеющий своего начала. В понимании мусульман, Аллах не был рожден или сотворен, он вечен.

<< В исламе, бытие Аллаха непостижимо для человеческого разума. В отличие от сотворённой им природы, он сам не сотворён никем. Аллах создал все сущее из ничего и привёл все в упорядоченное состояние, то есть все мироздание и все формы бытия находятся между собой в состоянии неразрывной связи и гармонии. Он также управляет всеми процессами и событиями в сотворённом мире. Аллах является творцом всех форм жизни и поддерживает их жизнедеятельность. В то же время, Аллах установил для всех людей, животных, растений определённый срок жизни.

Мусульмане верят, что все в мироздании совершается только по воле Аллаха, который способен сделать абсолютно все. Только он обладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без его ведома. Аллах видит и слышит абсолютно все непостижимым для человека образом, и ничто невозможно скрыть от его взора. Он является единственным, истинным Хозяином всего сущего.

Согласно Корану, кроме Аллаха других богов не существует. По этой причине единственным объектом для служения и поклонения является только он. Аллах запрещает служение лжебогам. Язычество, суеверия, поклонение и страх перед сотворёнными стихиями и мифическими персонажами в исламе являются тягчайшими грехами (ширк) перед Аллахом, которые он не прощает, иначе как после искреннего раскаяния человека. >>

Только ли мусульмане называют Творца Аллахом?

Сперва, хотелось бы повторить еще раз, каким образом в арабском языке сформировалось слово «Аллах». Слово аллах состоит из артикля «Аль» и слова «Илях». Аль в арабском понимании означает нечто возвышенное, священное. Таким образом, приставка аль очень уместна будет по отношению к священной книге мусульман – Коран, и чтобы это подчеркнуть, произносится Аль-Кур’ан. Илях в арабском языке означает достойный поклонения, одним словом, Бог.

Слово «аль-илях» было известно ещё древним семитам, предкам современных арабов и евреев. Древние семиты называли Бога Элох (Элоах). Это слово встречается в Ветхозаветной книге «Бытие», где одним из титулов Бога является именно Элох(им). Родственные слова существуют в других семитских языках, в том числе в современном иврите и арамейском.

Таким образом, арабы, исповедующие какую-либо другую авраамическую религию, будь то Христианство или Иудаизм, не могут никак назвать Бога-Отца, кроме как Аллахом. Арабский язык не предусматривает других слов и определений, помимо слова Аль-Илах, для обозначения Всевышнего нашего творца.

Каков же вывод

А вывод заключается в следующем: Всеми известное на сегодняшний день слово Аллах было известно людям еще задолго до прихода пророка Мухаммада, а соответственно, задолго до появления религии Ислам.

Еще до появления ислама, арабские Христиане, Иудеи и язычники называли Творца (единственного, достойного поклонения) Аллахом. Ну а если копнуть еще глубже, то происхождению этого слова мы обязаны древним семитам.

Важно!

Так же, прошу заметить, несмотря на все это, понимание Аллаха в Исламском и Христианском мире абсолютно разное.

Мусульмане, под словом Аллах, подразумевают имя собственное, которым они называют определенное явление (Бога), у которого существует имя.

У Христиан же, под словом Аллах, не подразумевается имя собственное. Словом Аллах они обозначают Того, кто достоин поклонения – Бога-Отца нашего.

Именно из-за абсолютно разного понимания Бога, христиане никоим образом не разрушают представления о Боге в исламском мире.

П.С.

На юге Молдавии находится автономное территориальное образование Гагаузия. Основным населением являются гагаузы(82%), исповедующие ортодоксальное Христианство, при этом, так же, называющие Бога Отца нашего, Аллах (Аллахим).

Мусульманские обереги и талисманы на удачу, от сглаза

Мусульманская культура наполнена мудростью людей, которые верили в колдовство. Поэтому были придуманы амулеты и талисманы, защищающие от сглаза и порчи. Тема интересная и многогранная, поэтому сегодня подробно поговорим о популярных мусульманских талисманах. Также рассмотрим их самостоятельное изготовление, где можно купить и как относится религия к тату на теле, с изображением оберегов.

Магические свойства мусульманских талисманов

Восточные люди большое значение придают сказанным словам. Из-за этого они верят в колдовство, которое наводит беды на человека – сглаз. Для защиты они придумали талисманы, отгоняющие недобрых духов и оказывающих только благоприятное воздействие на жизнь.

Чтобы приобрести настоящий амулет или талисман, не обязательно ехать в страны, где зародились эти верования. Многие люди учатся мастерству изготовления талисманов самостоятельно, потому что:

  • вещь приобретает энергию человека, а значит имеет силу;
  • вы будете уверены, что изделие принесет пользу;
  • можете не бояться подделки.

Например, талисманы вплетаются в одежку, становясь вышивкой. Основной материал – нитки и бисер. Еще один хороший оберег – это узелковые браслеты, которые делаются самостоятельно. Основное условие – при плетении читается молитва.

Вышивка своими руками — оберег Хамса.

Обереги делают девушки и женщины всех возрастов, кладут в доме или носят самостоятельно. Также дарят мужьям, подругам и другим людям, которым желают добра. Ни в коем случае не принимайте подобные подарки на улице от незнакомых людей. Они могут быть наполнены негативной энергией и принесут массу несчастий в жизни.

Запрет магии в исламе

Запрет связан с основным верованием мусульман – исламом. В Коране не менее 2-х раз прописано отношение пророка Мухаммеда к магии. Он называл ее способом обмана граждан, а людей, занимающихся ее распространением – шарлатанами. Сами верующие считают, что колдовство для их народа – это черное пятно. Колдуны сеют смуту среди доброго народа, отбирая хлеб у неимущих и довольно богатых народов.

Например, Аллах говорил:

  • Что неверные последовали в царство Сулаймана, но сам он не был неверным. А шайтаны обучали людей колдовству, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне, Харуту и Маруту. И люди не научились от них ничему, кроме как собственному несчастью.
  • Когда колдуны пришли к Мусе, он сказал, что нужно бросить свое неверное деяние, ведь Аллах накажет распутников.

Коран запрещает практиковать магию.

Самые известные арабские и мусульманские обереги

Каждый человек желает для себя процветания и благополучия. Именно для этого покупаются или самостоятельно изготавливаются магические талисманы. Искусство изготовления – это илм ал-филактйрат.

Талисман полумесяц со звездой

Напрямую относится к исламу и является самым используемым изображением в восточных странах, поскольку имеет не только историческое, но и религиозное значение. Все началось с использования символа полумесяца на флаге Османской Империи, предметах власти.

Если вы не приверженец теории, что Аллах – единый Бог для всех, то лучше не используйте этот знак. Полумесяц был распространен вне Корана, но в последние несколько тысячелетий приобрел с религией тесную связь. Даже если вы не имеете отношения к религии, то не стоит относиться к ней с пренебрежением. Все мусульмане очень верующие люди и всегда защищают свою религию. Если они увидят национальный оберег на человеке, не имеющим отношения к исламу, то осудят его не стесняясь.

Основное использование полумесяца – защита от сглаза, проклятий и иных неприятностей, которые могут наложить на вас люди, использующие магию.

Талисман полумесяц со звездой

При выборе обращайте внимание на слова продавца. Если он не знает информации о товаре, значит точка открыта только ради прибыли. В этом случае можно считать талисман подделкой.

Основные материалы, использующиеся при изготовлении:

  • золото;
  • бронза;
  • другие сплавы металлов.

Оберег Хамса, или рука Фатимы

Хамса – божественный знак и религиозный образ, который очень часто относят к Корану. Также называют:

  • Рука Мириам;
  • Рука Бога;
  • А также Рука Фатимы.

Хамса уберегает от сглаза и укрепляет здоровье человека, носящего символ. Что интересно – рука Фатимы защищает дом и его жильцов от неприятностей. Часто вешают в помещениях, где работает большое количество людей, в машине или детской комнате.

Амулет «Рука Фатимы»

Амулет раннего Ислама

Период распространения амулета – 5 век н. э., в качестве создателя выступал сам пророк Мухаммед. Символ является источником связи с Всевышним и любой призыв воспринимается в качестве молитвы. Если вы не имеете никакого отношения к исламу, то не следует покупать монету. При приобретении выбирайте лавки на Востоке мира или около мечети в вашей стране. Смысл в большой значимости монеты и подделка будет считаться бесполезной.

Оберег препятствует воздействию злых сил и укрепляет здоровье носящего.

Амулет раненного Ислама

Глаз Фатимы

Глаз Фатимы внешне похож на человеческий глаз, состоящий из зрачка, радужки и роговицы, только выполнен из стекла. Стандартные цвета изготовления – синий, белый, голубой и черный. Встречается на любом восточном базаре, потому что амулет имеет популярность среди местных жителей и туристов.

Верующие люди считают, что глаз Фатимы – сильнейший символ, способный подарить все блага, которые пожелает владелец. Все объясняется сильнейшей энергетикой и красотой оберега. Он отвлекает на себя весь негатив недоброжелателей, поэтому становится сложно сглазить человека.

Куда следует повесить оберег:

  • сумка;
  • угол комнаты;
  • украшение на яркий наряд.

Обязательно! Глаз Фатимы должен находиться у всех на виду, чтобы прохожие в первую очередь обращали внимание на него. И не вешайте глаз Фатимы на новую вещь, чтобы она точно не вызвала зависть.

При покупке учтите, что в состав оберега должно входить разноцветное стекло: за счет него амулет приобретает силу. Лучше не выбирать обычное разукрашенное стекло, пластик или дерево.

Классический оберег глаз Фатимы.

Аяты и дуа, суры и сунны

Разберемся в определениях:

  • аяты – короткие стихи в Коране;
  • дуа – молитва;
  • суры – главы Корана;
  • сунны – священные предания.

Использование всех вышеперечисленных текстов – это большая наука, которую изучают с самого детства, в странах, где основной религией является ислам. Но при этом они являются самым простым и мощным оберегом.

Перепишите священные писания на лист бумаги, сверните треугольником и положите в темную ткань. Сходите вместе со свертком в священное место – мечеть, после чего всегда носите при себе, ни в коем случае не ниже уровня талии.

Коран и четки – обязательный атрибут при чтении молитвы.

Амулет Зульфикар

Назван в честь ангела Зульфикара, который является защитником воителей. Представляет собой два заостренных изогнутых меча, пересеченных по середине.

Амулет Зульфикар отпугивает завистников и лгунов от человека. Помогает разбогатеть и оказывает влияние на удачу. В общем – оберег помогает людям, постоянно имеющих дело с большими деньгами. Поэтому, у крупных бизнесменов стран Востока, можно встретить данный амулет.

Классический вид амулета Зульфикар.

Узелковые талисманы

Узелковые талисманы помогут перевернуть жизнь человека «с ног на голову». Изготавливаются самостоятельно, потому что оберег должен быть наполнен энергией человека, чтобы подпитываться его силами.

Есть несколько видов узелковых талисманов:

  1. От сглаза. Для плетения используются две нити – белого и черного цвета.
  2. Для счастья. При изготовлении мусульманского оберега используются две нити – зеленого и красного цвета.
  3. На удачу. Для плетения используются 5 нитей двух цветов – три голубые и две белые.

Обратите внимание: Общее количество узелков должно быть равно 144. Во время процесса плетения необходимо читать молитву.

Узелковый талисман своими руками.

Мусульманские обереги-тату

Издревна люди наносили на свое тело татуировки в качестве оберега от сглазов, которые представляли из себя выдержки из молитв. Но в 21 веке люди наносят изображения мусульманских оберегов, не имея отношения к культуре. Все потому, что боди-арт настолько разнообразен, что множество людей желает, чтобы красивый рисунок появился у них на теле.

Какие виды тату-оберегов существуют:

  • символы;
  • надписи;
  • сложные изображения;
  • тату из арабской культуры.

Важно, чтобы изображение совпадало с внутренним миром обладателя тату, иначе удачи ждать не стоит.

Символы

Символы делятся на 2 категории – с сакральным смыслом и понятным для всех людей. Верующие мусульмане чаще всего делают такие татуировки. Наиболее используемыми в тату являются следующие изображения:

  • полумесяц – символ скрытности человека;
  • мечеть – стремление к высшему, преданность своей вере;
  • четки – вера во Всевышнего и перерождение души;
  • меч – мужество и смелость;
  • ладонь Мириам – доброе отношение к гостям дома, власть.

Тату-оберег рука Фатимы

Тату-символы на теле разрешены, несмотря на запрет в Коране относительно изменения внешности верующего.

Надписи

Надписи и фразы на древних языках также бьют и верующие люди, и не имеющие отношения к исламу. Среди данной разновидности, например:

Живи сегодня, позабыв о завтрашнем дне Любовь не удержишь в клетке Господь превыше всего Мои ангелы, простите меня Все невозможное станет возможным

Сложные изображения

Под категорию сложных изображений попадают разнообразные узоры и орнаменты. Пока многие эзотерики пытаются объяснить природу влияния тату на человека, мастера искусно выводят на телах клиентов уникальные узоры.

Интересный момент! Смысл тату зависит от набора символов, которые пожелал сделать на своем теле человек.

Сложное изображение.

Тату из арабской культуры

Больше всего популярны узоры, которые органично покрывают тело и выглядят колоритно, подчеркивая культуру арабских народов. Характерны также изображения растений, имеющих четко прорисованный контур. Такие изображения нацелены на избавление владельца от несчастий, отталкивания злых духов, сглазов и притягивающих только удачу.

Арабская письменность на теле.

На каких частях тела чаще всего делают тату

В исламской культуре нет запретов относительно мест нанесения тату. Поэтому поговорим о самых популярных местах для нанесения рисунка в порядке убывания:

  1. Плечо. Тату на правом плече – для приобретения мудрости, на левом – для приобретения семьи и любви.
  2. Запястье. Изображения, сделанные на этом месте, должны притягивать к носителю положительные энергетические силы. Принято делать небольшие татуировки, носящие оттенок личного характера.
  3. Шея. Чаще всего орнамент наносится на боковую сторону. Также делают небольшие надписи и красивые изображения талисманов.
  4. Спина. Место для фантазии много, поэтому люди, решившие делать тату на спине, не ограничивают мастера в размерах и сложности выполнения композиции. Например, некоторые делают полноценные изображения мечетей с детализацией, изображения каких-либо почитаемых покровителей.
  5. Лопатка. Эта часть спины используется в качестве сакрального места. Поскольку именно на лопатке люди делают какие-то изображения или фразы, способные уберечь от невзгод и искушений.
  6. Рука. Это место на языке тату-мастеров называется рукавом, когда вся поверхность одной руки полностью забивается. На руках верующие люди чаще всего делают объемные фразы или изображения небесных покровителей. Также распространены стандартные символы защиты против темных сил.

Тату-оберег рукав

Следует внимательно отнестись к выбору рисунка и не делать людям, не посвященным в тему ислама, поскольку можно навлечь на себя неудачу пожизненно.

Как сделать мусульманский оберег своими руками

Совсем не обязательно идти в магазин и покупать мусульманский оберег, влияющий на удачу – сделайте его самостоятельно. У такого талисмана есть преимущество, поскольку он изначально будет подходить по энергетике, а значит окажет положительное воздействие на жизнь.

Правила изготовления

Что важно учитывать при самостоятельном создании оберегов:

  1. Если хотите сделать надпись на браслете, то только на арабском языке. Иные языки не допускаются, а строки берутся из Корана. Можно написать имя Аллаха.
  2. Создание талисмана – долгая, кропотливая работа. Отстранитесь от земной суеты и вложите много положительных эмоций в процесс изготовления.
  3. Главное – вера. Если вы хотите сделать браслет с надписями на арабском языке, то прежде подумайте, действительно ли вы верите, если ответ отрицательный, то никакой пользы от этого не будет.
  4. Важно признавать Всевышнего. Если вы собираетесь преподнести изделие как подарок, то во время плетения думайте только о положительных вещах. В ином случае получатель будет несчастлив.

Вышивка

Разнообразие вариантов безгранично. Вышивку можно разместить на салфетке, кофте, юбке, полотенце, скатерти и т. д. Нет ограничений в исполнении: подбирайте нити разных цветов, украшения, способ вышивки.

Мусульманская вышивка

Если ранее не имели дела с вышивкой, то выберите простые орнаменты – полумесяц, руку или глаз Фатимы. На каждом изображении можно дополнительно разместить, на свое усмотрение, узоры или немного изменить форму. Также популярны изображения солнца, звезд и птиц.

Узелки

Узелки – самый простой вид изготовления талисмана. Чтобы сплести, потребуется от 2-х (самые простые) до 5 (сложные) нитей. Они переплетаются между собой с помощью узелков. Общее количество сунн в Коране составляет 144, поэтому именно столько узелков должно быть в обереге. Если узелки завязывались преднамеренно от сглаза, то наденьте готовый оберег на ногу. Во всех остальных случаях спрячьте.

Вязание оберега с добавлением классического талисмана рука Фатимы.

Как активировать мусульманский талисман или амулет

Чтобы мусульманский амулет приносил пользу, его нужно активировать. Процесс очень простой, не займет много времени.

Если вы человек другого вероисповедания, то можете навлечь на себя беду. Например, призывая доброго духа можете случайно вызвать темного. Чтобы избежать неприятностей, перед процедурой активации прочитайте сунну, защищающую от злых духов джинов. Для активации подойдут и украшения с природными камнями – яшмой, фианитом. Единственное условие: отсутствие сколов, царапин или трещин.

Процесс активации:

  1. Прочтите защитную сунну.
  2. Опуститесь на колени лицом к востоку и поднимите талисман над головой.
  3. Трижды произнесите суру «Аль-Фатиха».
  4. Молча пройдите до ближайшей мечети, положите правую ладонь на сердце и левую на стену храма.
  5. Обратитесь к духу с просьбой наделить талисман положительной энергетикой.
  6. Оденьте на себя предмет и так же молча идите в сторону дома. На этом ритуал можно считать завершенным.

Тема значения оберегов, относящихся к мусульманству, очень многогранна. Главное, что нужно запомнить – это никогда не делайте тематические татуировки, вышивку, не покупайте кулоны, если не имеете никакого отношения к исламу. В противном случае это может повлечь расспросы от представителей религии и большое недовольство. Поскольку данный шаг будет расцениваться в качестве оскорбления.

Знак Ислама

  1. История возникновения
    1. Османы и символ полумесяца
    2. Знак полумесяца в современном мире
  2. Отношение мусульманских ученых
  3. Знак полумесяца в других религиях
  4. Полумесяц в архитектуре

Символы и знаки Ислама имеют в своей основе интересную предысторию. О том, как именно был введен в обиход знак Ислама в виде полумесяца и почему он прижился и стал ассоциироваться с мусульманской религией на протяжении многих веков во всем мире, рассказывает в своей книге шейх Абдуль-Хайй аль-Катани. В труде под названием «Ат-Таратибуль-идария» в главе «Вафиятуль-Асляф» есть сообщение о том, что установление знака Ислама в форме полумесяца над минаретом мечети – это бидъа, то есть новшество или нововведение, которое впервые было введено в практику, когда в Халифате правили Османиды, а они эту практику позаимствовали у византийских цезарей.

Как и большинство фундаментальных религий, исламская религия традиционно имеет свой знак Ислама – это полумесяц, и также звезду. Уже тысячу лет назад этот символ Ислама применялся при оформлении зданий и архитектурных сооружений мусульман.

История возникновения

Религиозного обоснования того, почему символ полумесяца в Исламе стал необходим в период Османской империи, не представлено, но часть ученых, исследовавших этот вопрос, считает, что это связано с тем, что мусульмане привержены лунному календарю. Существуют также мнение, что мусульмане выбрали полумесяц в качестве альтернативы кресту, когда завоевывали христианские территории, где повсюду возвышались кресты. Благодаря такому крашению здания мечетей и прочие мусульманские постройки стало возможным выделять среди остальных сооружений архитектуры.

История использования знака Ислама восходит к пятнадцатому веку, времени правления султана Мухаммеда II, который, готовясь к штурму столицы Византии Константинополя, увидел в небе перевернутый полумесяц и рядом с ним звезду. Султану показалось, что в этом знаке таится доброе предзнаменование, и он связал с его появлением свою победу в этот день, когда штурм города окончился успехом.

Османы и символ полумесяца

Относительно этого знака среди исторических обоснований чаще всего приводят историю, связанную с Османом, который в 1299 году был князем одного очень маленького государства в Малой Азии. Осману приснился сон, в котором он увидел серп Луны, распростершийся над землей с одного конца в другой. Осману показалось это добрым предзнаменованием, и он взял полумесяц за символ своей династии. Потомки Османа стали основателями огромной державы, и сон его сбылся – Османы прославились как величайшие владыки и мусульманские халифы, за всю исламскую и мировую историю.

Завоевав Константинополь в 1453 году, Османы заимствовали у города его символ – сочетание звезды и полумесяца, и со временем оно стало символизироваться с военными победами Османов. На всем протяжении истории Ислама полумесяц со звездой стал использоваться и как знак мусульманских культурных достижений, а постепенно стал восприниматься как символ самого Ислама.

Османская империя стояла во главе мусульманского мира на протяжении нескольких сотен лет, и постепенно символ Османов в виде полумесяца со звездой стал восприниматься как знак всего Ислама и его приверженцев.

Знак полумесяца в современном мире

В современном мусульманском мире знак Ислама в форме полумесяца и звезды мусульмане носят в качестве подвески на цепочке, но не стоит придавать такой подвеске какой-то сакральный смысл, поскольку она не является ни идентификацией религиозной принадлежности хозяина, ни аналогом подобных знаков, используемых в других религиях – креста в христианской религии.

С течением времени значение символа неоднократно претерпевало изменения. Он ассоциировался с изобилием, богатством и могуществом верховной власти, постепенно перейдя на флаги и гербы многих мусульманских государств. Сейчас его можно встретить на флагах Пакистана, Мавритании, Турции, Алжира, Туркменистана, Коморских островов, Турецкой республики Северного Кипра, Туниса, Мальдивской республики, Ливии, Узбекистана.

В двадцатом веке связь данного символа укрепилась еще больше: в этот период по образцу Красного Креста был создан Красный Полумесяц.

Отношение мусульманских ученых

На заре Ислама не было каких-либо символов, которые были бы связаны с исламской религией – знамена Ислама были преимущественно чисто белого цвета, зеленые или черные, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, армии Ислама и караваны мусульман как отличительный знак применяли флаги черного, зеленого и белого цвета. Никаких указаний на то, что должен быть какой-то знак Ислама, не содержится в Священной Книге Коран и в Сунне Пророка ﷺ. Сама идея Ислама против любого проявления символизма, поскольку мусульмане считают исламскую религию универсальной и глобальной.

В Исламской религии запрещено создание культа и возведение в культ помимо Аллаха людей, животных или предметы. Цель Ислама – в избавлении людей от поклонения идолам и языческим традициям, поэтому и были низвергнуты аравийские и мекканские идолы и истуканы, чтобы научить людей отвергать все то, что примешивается к чистому единобожию. По Исламу, нельзя превращать во что-то священное какой-то определенный символ. Есть сферы, в которых нововведения являются запрещенными – это сфера нравственности, вероубеждения и Шариата, но в остальных аспектах жизни мусульманина можно допускать переосмысление и дальнейшее развитие, если оно необходимо, заимствовать чужое, даже если обоснования для этого в исламских текстах нет.

Полумесяц со звездой символом или знаком Ислама считать нельзя – это не имеет под собой никаких оснований и не было бы правильным. Но можно использовать такой знак как символ определенной династии или страны – в использовании в таком контексте противоречить Шариату не будет.

Мусульмане относятся к данному знаку довольно противоречиво, те мусульмане, которые разбираются в истории символики, не приемлют полумесяца, поскольку считают это проявлением язычества, памятуя о том, что его использовали древние народы в своих языческих верованиях.

Если человек незнакомый с мусульманами и мусульманской религией. задаст себе вопрос, что означает полумесяц у мусульман, который они вешают в виде кулона в автомобиль или в виде цепочки на грудь, перстней на пальцах, или используют в различных изобразительных искусствах, или на зданиях мечетей, то ответ заключается в том, что полумесяц со звездой или без нее по Исламу ничего не означает и не является его символом с канонической точки зрения. Однако данный знак является некой традицией и ассоциацией для некоторых мусульман и не мусульман к исламской религии. Среди мусульман немало и тех, кто даже отвергают данный знак как исламский, поскольку для них он напоминает языческий символ народов, живших в древности.

Знак полумесяца в других религиях

Данный знак появился на тысячелетия раньше, чем появился сам Ислам. Существуют исторические упоминания, что звезда и полумесяц были символами богини Дианы из греческой мифологии и богини Танит, которую почитали карфагенцы.

Этот знак можно встретить и на православных храмах: там они расположены в нижней части креста.

Из результатов всех этих исследований можно сделать вывод, что символ полумесяца и звезды – это результат смешения исламской традиции с теми верованиями, традициями и стереотипами, которые его окружали на всем протяжении его развития.

Полумесяц используется в индуизме, в религии с тысячелетней историей, и он является атрибутом бога Шивы, одного из верхних богов, у которого полумесяц украшал его прическу. В индуизме он ассоциируется с контролем над своим умом и своими ментальными процессами.

Древняя египетская богиня Иштар также ассоциировалась со знаком полумесяца, который в египетской мифологии символизировал рост и процветание.

У многих народов Азии был культ Луны еще в период язычества, а в античном мире этот символ появился во время греко-персидской войны.

Жители Тюркского каганата использовали такую символику очень широко: они изображали ее и на монетах, которые были в обращении.

Персидская империя Сасанидов применяла полумесяц в качестве своего одного из главных символов, украшая им даже короны своих правителей.

Полумесяц в архитектуре

Полумесяц отдельно или вместе со звездой, стали украшать на мечетях еще при Османском государстве, когда появилась необходимость дать символ в архитектуре, отличающий мусульманские строения от сооружений христианства. Практика украшения мечетей изображения месяца распространилась с течением времени, но никакого сакрального смысла этому знаку не придавали.

В архитектуре некоторых народов его использовали для того, чтобы зафиксировать время, когда было окончено строительство здания всей мечети или ее отдельных минаретов: в форме месяца фиксировали фазу Луны, на которую приходилось окончание строительства. Именно с этим связано то, что форма месяца и его поворот отличается на разных мечетях, а есть и такие архитектурные примеры, когда навершия выполнены в форме круга, то есть полной Луны.

В настоящий период времени такой символ применяется в геральдике не только исламских государств, но и на гербах и флагах западных стран: в геральдике Англии и Канады полумесяцем изображают второго сына или младшую линию.

Споры относительно знака Ислама не утихают, и по-прежнему есть те, кто принимает полумесяц как символ Ислама, и есть те, кто категорически не приемлет в Исламе какие-либо символы. Окончательное решение принимает для себя каждый мусульманин сам.

К сожалению, сегодня существует такая тенденция, что те, кто называет себя «саляфитами», посредством таких вопросов дают оценку вероубеждению людей, определяя их правильность или же искаженность. И это определение лежит в основе их общения с людьми. Доходит до того, что, прежде чем жениться на ком-либо, они задают этот вопрос. И если не слышат ответ: «Аллах – на небесах»,-они выносят вердикт: «Твоя акида – неправильная»,- и тут же разрывают с ней отношения.

Все это результат малограмотности в области религии, отсутствие логики, слепого следования однобоким учениям некоторых течений. Последователи такого учения, все противоречащее вычитанному ими или же инакомыслие, воспринимают как заблуждение или путь ведущий в ад. В результате этого они становятся жертвами своих поспешных действий и выводов, которые ни что иное, как преступление черты.

Прежде чем мы примемся за разбор хадиса, приведенного в «Сахих Муслим», следует коротко ознакомиться с доказательствами ученых относительно вопроса, связанного с отсутствием определенного местопребывания Всевышнего.

В арабском языке основное значение слова «небо» означает – свыше, выше, верх. Из этого следует, что аяты и хадисы, в которых есть выражение «Аллах на верху (на небесах)», мы должны понимать в этом контексте. То есть, высоту величия Всевышнего и Его славы. К примеру, если мы говорим: «Этот вопрос могут решить люди с верху», то это не значит, что эти люди физически находятся в воздухе. Напротив, это означает, что эти люди занимают высокие должности и в силах повлиять на решение вопроса.

Думать, что Всевышний Аллах находится над нами, ошибочно и с точки зрения астрономии. Так как земной шар круглый. И по этой причине понятие, что небо находится непосредственно над нами, является относительным. То есть та часть неба, на которую указывает человек, в другой точке части земли может быть низом.

Ниже мы подробнее, с точки зрения хадисоведения, разберем значение вопроса: «Где находится Аллах?» В каком смысле задан этот вопрос?

Следует напомнить, что вопрос о месте нахождении Всевышнего противоречит шариату. Так, знаток хадисов имам Ибн Хаджар Аскалани сказал: «Наш разум не в состоянии постичь тайны, свойственные нашему Господу. Нельзя, относительно какого-либо Его приказа, задаваться вопросом: «Почему? Как?» Наряду с этим нельзя спрашивать о Его сущности: «Где Он?» Так как Всевышний независим от места и времени. Всевышний Аллах был еще до того, когда не было ни места, ни арша, ни времени. По этой причине Всевышний Аллах не выбирает для Себя местом ни небеса, ни арш.

По сути, и место и время – во власти Всевышнего.

Всевышний Аллах – Вечен. Он не подвергается никаким изменениям. То есть, Всевышний остается таким, каким был до того, как не было определенного места, такой же и после его сотворения. Относительно этого хазрет Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Всевышний Аллах создал трон не для того, чтобы обосноваться на нем, а с целью показать Свое могущество», «Всевышний Аллах был еще до того, когда не было места. Он такой, каким был раньше».

И тем самым Али (да будет доволен им Аллах) указал, что Всевышнему не свойственно такое понятие, как «место» и что Всевышний Создатель не поддается изменениям.

Худжатуль-Ислам Абу Джагфар ат-Тахауи, в своей известной книге «Акида Тахауийа», сказал: «Всевышний Аллах пречист от ограничений, опор, членов тела и инструментов. Ему не свойственны шесть сторон (правая, левая, перед, зад, верхняя, нижняя стороны)».

Имам Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах), в своей книге «Фикхуль-абсат», сказал: «Если меня спросят: «Где Аллах?»,-я отвечу: «Аллах был еще до того, как были созданы создания, еще до того, когда не было такого понятия, как «место». Всевышний Аллах был еще до того, когда не было ничего, еще до того, когда не было вопроса: «Где?» Всевышний Аллах – Создатель всего».

Великий Абай, указывая на отсутствия определенного места присутствия Всевышнего, сказал:

«Тот, Кто дал место и создал создания,
Он – ля макан (не обладает местом)».

Исключительно все исламские ученые указывали на отсутствие определенного места пребывания Всевышнего Аллаха. Так, Абдул-Кадир ибн Тахирит-тамиими аль-Багдади, относительно этого, сказал: «Ученые ахлус-сунны уад-джамаа сходятся во мнении, что Всевышнего не объемлет такое понятие, как «место» и что Ему не свойственно такое понятие, как «время».

Если все исламские ученые придерживались одного мнения относительно отсутствия определенного места пребывания Всевышнего Аллаха, то как они понимали слова рабыни «Аллах на небе», которые приводятся в «Сахих Муслим»? Как они разъясняли смысл этих слов? Что говорили ученые относительно степени достоверности этого хадиса?

Прежде всего, следует внимательно изучить текст самого хадиса. В конце объемного хадиса, переданного от Мугауии ибн аль-Хакама аль-Суллями (да будет доволен им Аллах) и который приводится в «Сахих Муслим», относительно обсуждаемой темы сказано следующее: «У меня была одна рабыня. Она пасла моих овец у гор Ухуд и аль-Джаууаанийа. Однажды я заметил, что одну овцу уносит волк. Я человек. По этой причине я, подобно другим, сержусь и огорчаюсь. Я ударил рабыню, а затем пришел к Посланнику Аллаха (да будет доволен им Аллах) (и рассказал Ему о случившемся). Он сказал, что это является грехом. Я спросил: «О Посланник Аллаха! Могу ли я, в качестве каффарата (компенсации), освободить свою рабыню от рабства?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приведи сюда свою рабыню». Я привел рабыню к Посланнику Аллаха (да будет доволен им Аллах). Он спросил: «Где Аллах?» Она ответила: «На небе». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Кто я?» Она ответила: «Ты – посланник Аллаха». И тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Освободи ее. Твоя рабыня – мусульманка».

Во-первых: в «Сахих Муслим», которым мы пользуемся в настоящее время, приводится «история рабыни», то есть, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Где Аллах?»,-и что она ответила: «На небе». Но этого нет в варианте «Сахих Муслима» переданного от имама Байхаки.

Относительно этого Хафиз аль-Байхаки, в своей книге «аль-Асма уас-сыфат», сказал следующее: «Муслим передает этот хадис на основе хадиса, переданного аль-Аузаги и Хаджжаж ас-Сауаффом от Иахия ибн Аби Касира. При этом имам Муслим передает хадис без «случая с рабыней». Скорее всего причиной того, что имам Муслим не включил текст, связанный с рабыней, в свой сборник было то, что он был передан рауиями (передатчиками хадисов) в разных вариантах…».

Имам аль-Каусари, относительно этих слов Байхаки, сказал следующее: «Может быть так, что «случай с рабыней», который приводится в «Сахих Муслим» и который используется сегодня, был добавлен позже в качестве дополнения. Или же в варианте от Байхаки был изъян. Сам Байхаки, указывая, что хадис, в котором говорится о «случае с рабыней», является «мудтариб», сказал: «В сунане, в главе «зихар», я привел другие риуаяты, которые противоречат риуаяту Мугауия ибнул-Хакама (человек, который передал хадис)».

Как мы видим, Байхаки говорит об отсутствии «случая с рабыней» в своем варианте «Сахих Муслима». В добавок к этому Байхаки, говоря, что в других риуаятах текст «случая с рабыней» приводится другими словами, указал, что этот хадис является «мудтариб».

Что означает «мудтариб» хадис?

В хадисоведении существует правило: хадис, степень передатчиков которого равна, но текст которого передан противоположными по смыслу словами, называется «мудтариб».

И Ибн Хаджар Аскалани, в главе «Каффарат» своей книги «Талхисул-Хабир», приводя «случай с рабыней», переданный разными словами, сказал: «Слова передачи данного хадиса сильно противоречат друг-другу».

Наряду с этим имам Хафиз аль-Баззар, в своей «Муснаде», указывая, что этот хадис является «мудтариб» хадисом, сказал: «Другие хадисы, похожие на этот, переданы другими словами».

Да, «история рабыни», приводимая в сборнике хадисов имама Муслима, то есть то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у нее: «Где Аллах?»,-и что рабыня ответила: «На небе»,-приводится в других сахих хадисах совсем в другом смысле и другими словами.

К примеру, в сахих хадисе, который приводится в «Мусаннафе» Хафиза Абдур-Раззака, «история рабыни» приводится следующим образом: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у рабыни: «Свидетельствуешь ли ты, что Аллах – Один?» Рабыня ответила: «Да». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад – раб и посланник Аллаха?» Рабыня ответила: «Да». Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Веруешь ли ты в истиность оживления после смерти?» Рабыня ответила: «Да». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Веруешь ли ты в истиность рая и ада?» Рабыня ответила: «Да». После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если желаешь, то даруй ей свободу или же оставь ее у себя».

Чтобы читателю было все ясно следует разяснить следующий момент: в Исламе, в качестве каффарата за некоторые грехи, предписано освобождение раба. Так же требуется, чтобы освобождаемый раб был мусульманином. И в данном хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), дабы убедиться, что рабыня является мусульманкой, задал ей вышеупомянутые вопросы.

В качестве дополнения можно привести хадис, переданный от Шарида ибн Суайда ас-Сакафи, который приводится в «Сахихе» Ибн Хиббана, в «Муснаде» Ахмада, у Абу Дауда и ан-Насаи. Так Шарид ибн Суайд ас-Сакафи передает: «Я сказал Посланнику Аллаха (да будет доволен им Аллах): «О Посланник Аллаха! Моя мать завещала мне, чтобы я, от ее имени, освободил одного раба. А у меня есть черная рабыня». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Позови ее». Когда рабыня пришла, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Кто твой Господь?» Рабыня ответила: «Аллах». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил: «Кто я?» Рабыня ответила: «Ты – посланник Аллаха». И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился ко мне: «Освободи ее. Так как она – мусульманка».

Этот же хадис приводится у ад-Дарими, на уровне «хорошего (хасан) хадиса» со словами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Веруешь ли ты, что Аллах – Один?».

Есть ли в действительности «случай с рабыней» в изначальном варианте «Сахих Муслима», или же его там нет, как сказал Байхаки, как бы то ни было, мы видим, что этот хадис является «мудтариб». И в этом нет сомнения. Так как вопрос Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), заданный Им рабыне: «Где Аллах?»,-в сахих хадисе, который приводится в «Мусаннафе» Абдур-Раззка, приводится как: «Свидетельствуешь ли ты, что Аллах – Один?»

А в сахихе Хиббана вопрос рабыне приводится в следующем варианте: «Кто твой Господь?»

Наряду с этим в риуаяте, который дошел от Ата ибн Иасара, говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) задал рабыне следующий вопрос: «Кто на небесах?» То есть, здесь не идет речь о вопросе: «Где Аллах?»

Как было сказано выше, хадисы, равные по своей степени, но переданные разными словами, относятся к «мудтариб» хадисам. И не смотря на полноту цепочки передатчиков хадиса, наличие различий в тексте мешает хадису быть «сахих» хадисом. По этой причине учитывая, что хадис «мудтариб» противоречит мнению ученых об отсутствии определенного места пребывания Всевышнего, он так же не может быть использован в качестве доказательства в различных вопросах и тем более вопросах акиды. Если так, то никак нельзя, на основе одного «мудтариб» хадиса, приписывать Всевышнему наличие «места Его пребывания».

К тому же, в хадисах, касающихся «случая с рабыней», есть немало факторов, подтверждающих хадис, приведенный в «Мусаннафе» Абдур-Раззака, а точнее вопрос: «Свидетельствуешь ли ты, что Аллах – Один?» Ведь для того, чтобы выяснить уверовал ли человек или нет, следует спросить у него, верует ли он во Всевышнего, в Его единство, в пророчество Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), в оживление после смерти, в существование рая и ада. И это соответствует логике. Разве первым делом от человека, принимающего мусульманство, не требуется свидетельство, что «нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Его»?

Во многих сахих хадисах говорится о том, что посылая сподвижников с призывом к религии, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Призывайте людей к свидетельству, что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад – Его посланник». И ни в одном из них нет требования, чтобы сподвижники призывали людей уверовать в то, что Аллах на небесах и что это является признаком истинной веры.

Даже если не клеймить данный хадис печатью «мудтариб» и воспринимать его в качестве «сахих» хадиса, то даже в этом случае ни один исламский ученый не придерживался мнения, что «Аллах выбрал местом Своего пребывания небеса».

Давайте рассмотрим разъяснения имама ан-Науауи, данного им этому хадису который приводится в «Сахих Муслиме». Имам ан-Науауи толковал этот хадис следующим образом: «Этот хадис относится к категории «Ахадисус-сифат». Существует два мнения, о которых много раз говорилось в главе «Иман». Первое гласит, что мы должны уверовать в них, не делая никаких толкований, признавая непостижимость нами истинного смысла сказанного касательно атрибутов Аллаха и верить в бесподобие Всевышнего. Второе мнение гласит, что можно толковать слова в хадисах, употребленные в отношении атрибутов Аллаха, но толкование должно соответствовать величию, мощи, бесподобию Всевышнего Аллаха. Ученые, которые придерживаются этого мнения, говорят что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), задав вопрос «Где Аллах?», — хотел узнать верует ли рабыня в управляющего всем Единого Бога или нет. В Бога, во время поклонения которому, мы обращаемся в сторону Каабы. Во Всевышнего, Которому при обращении с нашими мольбами-ду’а мы протягиваем руки, раскрыв наши ладони. Когда человек читает намаз, обратившись в сторону Каабы, он знает, что Аллах не в Каабе. Когда человек, делая ду’а, раскрыв ладони, возносит руки вверх, он знает, что Аллах не на небе.

Подобно тому, как Кааба является Киблой (направлением) при совершении намаза, небо – это Кибла (направление) при совершении ду’а. Пророк хотел удостовериться, что рабыня является мусульманкой, а не идолопоклонницей. После полученного ответа, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) понял, что она мусульманка».

Разбирая эту тему, Имам ан-Науауи также приводит следующие слова аль-Кади Иада: «Все, и ученые фикха, и хадисоведы, и специалисты в области каляма, даже те, кто в вопросах религии опирается на мнения других, то есть простые мукаллиды, единогласно признают, что слово «Аллах на небесах» имеет переносное значение. И многими учеными были сделаны толкования касательно обозначения переносного смысла этих слов» .

Ученый аль-Мазири, написавший толкование к своду хадисов «Сахих-и Муслим», о приведенном выше хадисе говорит следующее: «Пророк хотел выяснить, являлась ли рабыня мусульманкой или нет. Идолы и другие божества идолопоклонников находились на земле. Язычники обращались к ним со своими нуждами. А небеса являются Киблой (направлением мольбы) тех, кто верит в Аллаха – Единственного Творца всего и вся. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хотел найти четкий признак ее веры в Аллаха. Заданным вопросом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проверил веру рабыни, т.е. он спросил её на понятном ей языке (сообразно её уровню). То, что прося у Аллаха, поднимают руки вверх, не означает того, что Аллаху приписывают место или направление» .

Вывод

Как мы видим, некоторые известные ученые причисляли хадис «Аллах на небе», переданный имамом Муслимом, к хадису «мудтариб». Известно, что решение в каком-либо вопросе не выносится на основе хадиса «мудтариб». Как было сказано в разъяснениях имама ан-Науауи, те ученые, которые не причисляли этот хадис к «мудтариб», основываясь на том, что Всевышний не имеет определенного места пребывания и поручая Всевышнему Аллаху истиный смысл сказанного в хадисе, умалчивали об истинном смысле слов «Аллах на небе» или же разъясняли его смысл в соответствии с божественной сущностью Всевышнего.

Если так, то мы молим Всевышнего Аллаха, чтобы Он светом истины озарил сердца тех, кто сошел с правильного пути, проложенного учеными, тех, кто руководствуясь одним словом в хадисе вносит разлад в умму!

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх