Помост

Вопросы веры

Все о смерти

СМЕРТЬ

Смерть — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования всякого живого существа.

У теплокровных животных и человека Смерть связана прежде всего с прекращением дыхания и кровообращения (см. Танатология). Различают два основных этапа Смерти — так наз. клиническую смерть и следующую за ней биологическую, или истинную, смерть. Клиническая Смерть является обратимым этапом умирания, к-рый протекает в течение нескольких минут после прекращения кровообращения и дыхания. Обратимость ее в основном зависит от степени гипоксических изменений нейроцитов головного мозга. Продолжительность пребывания человека в состоянии клинической смерти в условиях нормотермии не превышает 8 мин., в условиях гипотермии она может быть удлинена.

Наступлению клинической смерти предшествует предагональное состояние (постепенное снижение АД, угнетение сознания и электрической активности мозга, тахикардия, сменяемая брадикардией, нарушение стволовых рефлексов), терминальная пауза (временная задержка дыхания и брадикардия вплоть до периодически наступающей асистолии) и агония (см.).

Биологическая смерть — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях, при к-ром реанимационные мероприятия остаются безуспешными. Достоверными признаками наступившей биологической смерти являются посмертные изменения (см.). Естественнонаучные аспекты С. как биологического феномена исследует комплекс биологических и медицинских дисциплин, ведущее место среди к-рых занимают реаниматология (см.), патологическая физиология (см.) и патологическая анатомия (см.).

С точки зрения диалектического материализма С.— необходимый и существенный момент жизни. Как подчеркивал Ф. Энгельс; «… отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом…— смертью» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 610). Поскольку С. неразрывно связана с жизнью, то в процессе биол. эволюции механизмы умирания также подвергаются эволюционным изменениям. У многоклеточных организмов смерти, как правило, предшествует процесс старения (см. Старость, старение).

Человек является высшей формой эволюционного развития жизни. Он генетически связан с другими жизненными формами и имеет с ними много общих черт (в т. ч. и нек-рые общие биологические механизмы старения и Смерти), но в то же время он принципиально отличается от них благодаря способности производить орудия труда, наличию членораздельной речи, мышления и сознания. Поэтому человек в отличие от других живых существ сознает свою смертность. Причем С. для человека выступает не в качестве природного феномена, но прежде всего как явление социально значимое, включенное в сложный контекст общественных отношений. Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества формируются особые социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения трупа. Одновременно в мифологической форме происходит осознание смысла С., связи умерших и живых, формы существования после С. В этом отношении характерен культ мертвых, особенно развитый у древних египтян, к-рые рассматривали жизнь лишь как подготовительный этап к загробному существованию и поэтому уделяли огромное внимание строительству гробниц (пирамид), разработке методов бальзамирования трупов и др. В культуре многих древних народов важное место занимали религиозные представления, связанные с культом умерших предков, их влиянием на судьбу живых людей, переселением душ после С., бессмертием. Мифы о «загробной жизни» и «бессмертии души» всегда содержали попытку нравственного преодоления страха С., адаптации человека как к факту С. близкого для него существа, так и к неизбежности собственного ухода из жизни.

Развитие античной философии как формы рационального (в противоположность мифологическому) осмысления наиболее общих проблем человеческого существования позволило более глубоко подойти к пониманию С. Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни и др. использовались с одной и той же целью — разумного примирения человека со смертью. Сократ, Платон и Аристотель пытались помочь преодолеть страх перед С., отстаивая тезис о бессмертии души. Цицерон, по-своему переосмыслив это учение, убеждал, что умершие «живы и притом живут той жизнью, к-рая одна только и заслуживает названия жизни». Эпикур и Лукреций пытались освободить человека от страха С., доказывая противоположный тезис: душа гибнет вместе с телом, поэтому человек как таковой С. никак не воспринимает, а следовательно, ее ему и не нужно страшиться.

В христианской религии, для к-рой характерно острое переживание неповторимости бытия каждой отдельной личности, вера в загробную жизнь (воскрешение) в определенной степени освобождала человека от страха С., замещая его страхом перед наказанием (карой) за совершенные при жизни грехи. Подобный подход к пониманию С. содержит в себе основание моральной оценки поступков человека, различения добра и зла, культивирует чувство ответственности перед лицом С. за совершенные поступки. Девиз античных философов-стоиков — memento mori (лат. помни о смерти) — выступает важным побудительным стимулом нравственного поведения в христианской этике, влияние к-рой не ослабевает и в современном мире.

В противоположность религиозному пониманию С. уже в средние века и особенно начиная с эпохи Возрождения развивались материалистические тенденции, существенно подрывавшие догматы христианства о С. и бессмертии человека, чуде его воскрешения. Особую роль в этом процессе сыграло развитие естествознания, в т. ч. биологии и медицины. Однако метафизический и механистический материализм эпохи Возрождения и Нового времени с его отрицанием идеи бессмертия души и нравственной значимости С. нередко приводил к отрицанию нравственной сущности человеческой жизни, представлениям о вседозволенности, оправданию поведения, исходящего из принципа «после нас хоть потоп». Поэтому в мировоззрении крупнейших естествоиспытателей, напр. Ньютона (I. Newton), и философов, придерживавшихся в основном материалистического подхода к изучению объективной реальности, для обоснования моральных ценностей сохранялись религиозные представления о боге, бессмертии души и др. В русской философии этот подход к проблеме С. и бессмертия выразил А. Н. Радищев в трактате «О человеке, его смерти и бессмертии».

Противоречия метафизического (как идеалистического, так и материалистического) понимания Смерти в связи с решением вопроса о бытии бога и бессмертии души были детально проанализированы Кантом (I. Kant). Им была показана противоречивость всех разработанных христианскими богословами рациональных доказательств бытия бога и представлений о бессмертии души, воскресении, каре за грехи и др. Вместе с тем с точки зрения морали, И. Кант считал необходимым для каждого вести себя таким образом, как будто нас безусловно ожидает иная жизнь и при вступлении в нее будет учтено моральное состояние, в соответствии с к-рым мы закончим нынешнюю. Такое акцентирование на моральной стороне проблемы С. и бессмертия человека, прямо или косвенно противопоставляемое ортодоксальным; религиозным подходам, получило широкое распространение в буржуазной философии 19—20 вв.

В резком противопоставлении рационалистическому подходу (как материалистическому, так и идеалистическому) к пониманию С. формировались иррационалистические представления о жизни и смерти человека, получившие предельное выражение у Шопенгауэра (A. Schopenhauer), Гартмана (Е. Hartmann) и особенно у Ницше (F. Nietzsche). Лейтмотивом этих представлений (имевших, разумеется, и существенные различия) явилось пессимистическое утверждение о том, что жизнь есть «бесконечное повторение» того, чему лучше было бы вовсе не быть, цель ее не в счастье, а в страдании, а значит С. оказывается главной ее истиной, по крайней мере для человека, способного предвидеть и ожидать ее. Отрицая идею воскресения тела и бессмертия души, сторонники иррационалистических концепций утверждают бессмертие рода, к-рое реализуется через иррациональное, неопределенное жизненное начало, у Шопенгауэра именуемое волей. Жизнь с этой точки зрения бессмысленна. Признание бессмыслицы в качестве главного смысла жизни и G. характерно для одного из самых модных философских течений 20 в.— экзистенциализма, наиболее крупными представителями к-рого были Сартр (Т. P. Sartre) и Камю (A. Camus). В его основе лежит метафизическая, абстрактно-философская трактовка проблем жизни и С. человека, лишенная необходимой связи с социальными и биологическими «измерениями» личности.

В основе марксистского понимания проблемы С. лежит представление о социальной сущности человека (см.) как индивида и личности, его связи с обществом и человечеством в целом. Особенно важно диалектическое понимание единства и борьбы противоположностей родового и индивидуального в человеческом существовании. Сложность взаимосоотнесения родового и индивидуального достигает у человека своих предельных форм именно потому, что в биол. смысле индивид — всегда в нек-ром отношении лишь средство для вида в целом, поскольку именно через приспособительную жизнедеятельность индивида, завершающуюся воспроизведением потомства и С., вид обеспечивает свое существование как определенной формы жизни, длящейся в иных, чем для индивида, временных измерениях. Но если в биол. смысле природа становится «равнодушной», «теряет интерес» к индивиду после завершения им репродуктивного возраста, то как раз тогда, когда отступает природа, возрастает интерес общества, т. к. развитие личности отдельного человека в конечном итоге является целью и средством существования и развития человечества — и как вида Homo sapiens, и как социальной общности, носителя разума и культуры на Земле.

Единство противоположностей личного и общественного, вернее их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет ценность человеческой жизни. Она не является надличной или надобщественной, но диалектически объединяет цели и смысл жизни человека и общества, к-рые могут находиться в непримиримом противоречии в частнособственнических общественно-экономических формациях и все более совпадать по мере приближения общества к коммунистическому будущему. Движение к нему — это постоянное изменение меры личного и общественного; это все более ярко выраженная индивидуализация личности и вместе с тем ее единение с обществом, его целями и смыслом его существования и развития, это, следовательно, постоянная устремленность в будущее, к-рая придает смысл и ценность человеческой жизни как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Непонимание диалектики индивидуального и родового, личностного и общественного, приводящее к их метафизическому противопоставлению, характерно для подхода к проблеме С. ряда совр. буржуазных философов. Показательной в этом плане является постановка вопроса, обсуждающегося в западной философской и научной литературе, о «праве на смерть», в к-рой сталкиваются две противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с другой — ее полную подчиненность общественным и государственным интересам. Человек, как и любое другое живое существо, смертен, и С. является неизбежным моментом его существования. 3. Фрейд точно подметил, но мистифицировал этот факт, введя представление о существовании особого «влечения» к С.

Не фантастические грезы и надежды, не панические отрицательные эмоции и болезненная психическая напряженность перед лицом Смерти, а честный и мужественный подход к ней личности, мудро решающей для себя эти вопросы как органическую часть своей жизни — вот та философская основа, к-рую утверждает марксизм. Поэтому в подходе к проблеме С. неоправдан поверхностный оптимизм, учитывающий только интересы рода. Действительно, умереть, чтобы дать дорогу другим, чтобы жизнь была вечной, необходимо и справедливо. Сознание того, что умирает индивид, а личность не умирает полностью, она живет в делах и памяти потомства, как живет в нас и будет жить вечно А. С. Пушкин («Нет, весь я не умру…»), может примирить нас нравственно со С., хотя жизнь великой личности лишь невоспроизводимый образец для всех. Марксизм утверждает значимость и неповторимость каждой отдельной человеческой жизни и не отрицает другой индивидуальной стороны проблемы С., к-рая остро переживается личностью. В этом переживании присутствует трагизм личного соприкосновения со С., не снимаемый философией, даже самой оптимистической. Поэтому не поверхностный оптимизм, а реализм, точнее научный, реальный гуманизм утверждается марксистской философией в качестве основы подхода к вопросам С. и бессмертия. Философский подход не дает окончательных решений, пригодных для всех и каждого в любой, всегда чрезвычайно индивидуальной ситуации столкновения с фактом С. близкого существа или необходимости собственного ухода из жизни. Но такой подход ясно обозначает общую мировоззренческую позицию и жизненные пути решения этих вопросов, столь несхожих и неповторимых в интеллектуальном и эмоциональном планах для каждой личности.

Смертность человека, неповторимость его индивидуального бытия налагает на личность особую нравственную ответственность. В основе этого нравственного чувства лежит не страх перед наказанием за грехи в «загробном царстве», но прежде всего ответственность перед собственной общественной (родовой) сущностью. Она формируется на осознании того факта, что бытие человека, его поступки, дела приобретают независимое от него существование, поэтому они всегда необратимы и часто непоправимы. От того, в какой степени дела человека соответствуют общественным нормам гуманности, зависит осуществление его собственных жизненных целей, необходимое для каждой нравственно развитой личности ощущение целесообразности, значимости для других и как необходимое следствие — осмысленности и оправданности для самого себя своего собственного существования.

Осознание конечности и неповторимости бытия каждого человека — источник чувства его ответственности как за жизнь другого человека (что особенно необходимо врачу), так и за свою собственную жизнь. Современная наука не дает веских оснований для надежд на преодоление С., к тому же и возможное влияние подобного достижения на развитие культуры, если допустить его осуществимость, еще мало изучено и не может быть однозначно определено как прогрессивное. Гораздо важнее перед лицом С. как закономерного и необходимого явления развивать в человеке чувство ответственного отношения к жизни, ее содержанию и продолжительности.

Проблема продления человеческой жизни в этой связи должна рассматриваться как важная научная и социальная цель. Причем важна не сама по себе биол. длительность существования, но именно социальная продолжительность жизни, в к-рой условия жизни и ее общественная ценность играют определяющую роль. Процесс социального старения человека может быть нормальным, когда оно происходит естественно, по мере расходования резервов человеческого организма, и патологическим, при к-ром наблюдается негативное воздействие факторов, ускоряющих естественно протекающие процессы старения. Поэтому первой и основной является задача сведения до минимума причин, приводящих к патологическому социальному старению, и эта задача совпадает с более общими социальными задачами по такому переустройству общества, к-рое обеспечивало бы человеку нормальные человеческие условия существования, включая медицинскую помощь. Право на здоровье является в социальном плане исходным в утверждении права на жизнь, тем более долгую, чем более эффективно реализуются все биол. резервы человека и сводится до минимума патологическое действие факторов раннего старения. Причем социальной ценностью обладает не просто увеличение длительности жизни. Возрастающую общественную ценность имеет сохранение дееспособной развитой человеческой индивидуальности, обогащенной знаниями, опытом жизни и мудростью.

Необходимость продления жизни перед лицом ее естественной ограниченности представляет собой не только важную общественную, но и личную задачу каждого человека. Что бы ни обещала наука (в частности, макробиотика — учение о продлении жизни) сегодня и в будущем, всегда остается в силе мудрое изречение римского философа Сенеки о том, что лучший способ увеличения продолжительности жизни — это не укорачивать ее. Интересную закономерность в этом плане подметил Кант: всего долее живут в том случае, если всего менее заботятся о продлении жизни, но соблюдают, однако, осторожность, дабы не сократить ее каким-либо неосторожным вмешательством в целесообразно организованную жизнедеятельность организма. Кроме соблюдения общегигиенических правил, должного уровня двигательной и психической активности, значительное влияние на продолжительность человеческой жизни оказывают личностные установки, включая понимание смысла жизни, ее цели и нравственно-этическую оценку. Вопрос о жизни и смерти подчас зависит от состояния духа человека, от того, считает ли он сам необходимым и оправданным свое собственное существование.

Чрезвычайно показательным в этом плане является высказывание Ф. Энгельса в письме к Зорге (F. А. Sorge) на следующий день после смерти К. Маркса: «Искусство врачей обеспечило бы ему, быть может, несколько лет прозябания, жизни беспомощного существа, умирающего не сразу, а постепенно, к вящему триумфу врачебного искусства. Но этого наш Маркс никогда не перенес бы. Жить, имея перед собой множество незаконченных трудов и испытывая танталовы муки от желания закончить их и от невозможности это сделать,— это было бы в тысячу раз горше для него, чем настигшая его тихая смерть» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 35, с. 386). Значение морально-волевых факторов, определяющих мужественное отношение человека к С., наглядно продемонстрировал массовый героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945). Воля человека, моральные установки, сводящие к минимуму стрессовые ситуации в межличностном общении,— все это оказывает влияние на продолжительность жизни (см.) и непосредственно зависит от благоразумия и ответственного отношения к собственному существованию каждой личности. Поэтому нравственный и профессиональный долг врача заключается не только в том, чтобы лечить больного, но и в том, чтобы предупреждать возникновение болезни, внося свой посильный вклад в создание здорового образа жизни (см. Профилактика первичная, Социалистический образ жизни).

Особенно остро проблема Смерти и связанная с ней проблема неповторимости и уникальности каждой личности возникает в связи с проблемой пересадки жизненно важных органов и прежде всего сердца (см. Трансплантация). Когда «материал» для пересадки берут от трупа, то моральное право врача сомнений не вызывает, хотя, как известно, первые опыты по переливанию трупной крови вначале вызывали у нек-рых врачей резкое возражение именно по моральным соображениям. Интересы «реципиента» требуют от врача взятия материала для пересадки в кратчайшие сроки после наступления С. Интересы «донора» противоположны — они требуют максимальных затрат (в т. ч. и временных) на реанимационные мероприятия с целью реализации всех возможностей возвращения человека к жизни. Поэтому необходимы строгие научные критерии констатации С., базирующиеся на высоких моральных принципах, учитывающих безусловную ценность жизни каждого больного, в т. ч. и обреченного, по мнению врача, на неизбежную С. С моральной точки зрения, ни один больной не может рассматриваться в качестве «потенциального донора» жизненно важных органов, пока биологическая С. не констатирована. В ряде случаев возникает ситуация, когда гибнет только кора головного мозга при сохранении сердечной деятельности, наступает так наз. смерть мозга (см.). В наст, время вопрос о том, можно ли в этом случае говорить о жизни человека, поскольку он безвозвратно утрачивает личностные качества и перестает быть общественным существом, далек от своего окончательного разрешения.

Признание ценности и неповторимости жизни каждого человека составляет важный мотив этичного поведения врача у постели умирающего. Совершенно недопустимо отказывать безнадежному больному во внимании и тем более уходе, ссылаясь на интересы тех, кому врачебная помощь еще может принести пользу (см. Деонтология медицинская). Подобная душевная черствость лишь ускоряет гибель больного, усугубляет его нравственные муки перед лицом приближающейся С. и, что не менее важно, является для родственников умирающего и окружающих больных серьезным психотравмирующим фактором. Неправомерна также и эйтаназия (см.) — умышленное ускорение врачом летального исхода из ложно понимаемого чувства гуманности. Отзывчивость врача, его способность к сочувствию и сопереживанию адаптирует больного к предстоящему уходу из жизни, смягчает мучительный страх перед наступающей С. Культура сопереживания С. другого человека должна быть атрибутом не только отдельной личности, но и общества в целом. Религия выработала определенные нормы поведения и обряды, к-рые в современном обществе все больше утрачивают свое значение.

Необходима большая нравственно-философская и практическая работа, имеющая целью развитие культуры поведения человека, освобожденного от догм религии и ее мифов, в отношении Смерти другого (включая церемонии погребения, похоронного обслуживания и др.). Стереотипы общественного поведения способствуют адаптации человека к феномену С., являющемуся необходимой частью человеческой жизни. Человек ни в одном из человеческих вопросов не должен выходить за пределы своей сущности, определяющей его разум и гуманность. И это единственная и достойная его перспектива, к-рая придает смысл его индивидуальному существованию и историческому развитию человечества в целом.

Именно в сфере разума и гуманности в наивысшей степени проявляется сущность человека и его перспективы. В. И. Ленин говорил, что «человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, с. 56). Марксистская философия и основывающийся на ней реальный гуманизм дают такой идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих социальных параметрах. Этот идеал утверждает диалектическую взаимосвязь природно-биологического и социального, конечного и бесконечного, Смерти и бессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что единственно и соответствует его сущности — в материальной и духовной культуре человечества.

См. также СМЕРТЬ в судебно-медицинском отношении

И. Т. Фролов

Смерть

прекращение жизнедеятельности организма; закономерная и неизбежная заключительная стадия существования индивидуума. У теплокровных животных и человека связана прежде всего с прекращением дыхания и кровообращения. Естественнонаучными аспектами смерти как биологического феномена занимается ряд биологических и медицинских дисциплин, ведущее место среди которых занимают реаниматология, патологическая физиология и патологическая анатомия.

Различают клиническую и биологическую С. Клиническая С. является заключительной стадией умирания (см. Терминальные состояния), в которой, несмотря на отсутствие дыхания и сердечной деятельности организма, в течение определенного времени еще сохраняется потенциальная возможность восстановления жизненных функций с помощью методов реанимации (Реанимация). Биологическая, или истинная, С. характеризуется развитием необратимых изменений в органах и тканях, в первую очередь в ц.н.с.; при этом любые реанимационные мероприятия оказываются безуспешными (см. Смерть мозга).

Насильственная С. (убийство, самоубийство, несчастный случай) наступает вследствие действия различных факторов окружающей среды (механических, физических, химических, термических и др.), ненасильственная — вследствие различных заболеваний, глубокой недоношенности новорожденного, а также в финале физиологического старения (см. Смерть в судебно-медицинском отношении).

Для человека, принципиально отличающегося от других живых существ, в частности наличием сознания, и поэтому сознающего свою смертность, С. приобретает социальную значимость, отношение к ней выражается в религиозных учениях, этических нормах, эстетических ценностях и т.д.

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества складываются особые социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения трупа. Одновременно в мифологии происходит осознание смысла С., связи живых и умерших, существования после смерти. В этом отношении характерен пример древних египтян, которые рассматривали жизнь как этап на пути к загробному существованию и придавали огромное значение сооружению гробниц (пирамид), разработке методов бальзамирования трупов и т.д. В культуре многих народов важное место занимали представления, связанные с культом предков, их влиянием на судьбу живых людей, переселением душ после смерти, бессмертием.

Развитие античной философии как формы рационального осмысления (в противоположность мифологическому) наиболее общих проблем человеческого существования позволило более глубоко подойти к пониманию С. Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни и др. использовались с одной и той же целью — разумного примирения человека со смертью. Сократ, Платон и Аристотель, пытаясь помочь преодолеть страх перед С., отстаивали тезис о бессмертии души. Цицерон, по-своему переосмыслив это учение, убеждал, что умершие «живы и притом живут той жизнью, которая одна только и заслуживает названия жизни». Эпикур и Лукреций пытались освободить человека от страха С., доказывая противоположное: душа гибнет вместе с телом, поэтому человек не воспринимает С. как таковую и, следовательно, ее не нужно страшиться.

Христианская религия, как и другие мировые религии, провозглашая веру в загробную жизнь (воскрешение), в определенной степени освобождает человека от страха С., замещая его страхом перед наказанием (карой) за совершенные при жизни грехи. Подобный подход к пониманию С. содержит в себе основание для моральной оценки поступков человека, различения добра и зла, воспитывает чувство ответственности перед лицом С. за совершенные поступки. Девиз античных философов-стоиков «Memento mori!» («Помни о смерти!») выступает важным побудительным стимулом нравственного поведения в христианской этике, влияние которой не ослабевает и в современном мире.

В противоположность религиозному пониманию С. уже в средние века, и особенно начиная о эпохи Возрождения, развивались материалистические тенденции, существенно подрывавшие догматы христианства о смерти и бессмертии человека, чуде его воскрешения. Особую роль в этом процессе сыграло развитие естествознания, в т.ч. биологии и медицины. Однако метафизический и механистический материализм эпохи Возрождения и Нового времени с его отрицанием идеи бессмертия души и нравственной значимости С. порой приводил и к отрицанию нравственной сущности человеческой жизни, формированию представлений о вседозволенности и оправданию поведения, основанного на принципе «после нас хоть потоп».

Противоречия метафизического (как идеалистического, так и материалистического) понимания С., отчетливо проявляющиеся в решении вопроса о существовании бога и бессмертии души были детально проанализированы И. Кантом. Он показал противоречивость всех разработанных христианскими богословами рациональных доказательств существования бога и представлений о бессмертии души, воскрешении, каре за грехи и др. Вместе с тем Кант считал необходимым для каждого вести себя таким образом, как будто нас безусловно ожидает иная жизнь и при вступлении в нее важное значение будет иметь моральное состояние, в соответствии с которым мы закончим жизнь нынешнюю. Такое акцентирование на моральной стороне проблемы смерти и бессмертия человека, прямо или косвенно противопоставляемое ортодоксальным религиозным подходам, получило широкое распространение в философии 19—20 вв.

В резком противопоставлении рационалистическому подходу (как материалистическому, так и идеалистическому) к пониманию С. формировались иррационалистические представления о жизни и смерти человека. Лейтмотивом этих представлений стал пессимистический вывод, что жизнь есть бесконечное повторение того, чему лучше было бы вовсе не быть, что цель ее не в счастье, а в страдании, а следовательно, С. оказывается главной ее истиной, по крайней мере для человека, способного предвидеть и ожидать ее. Жизнь, с этой точки зрения, бессмысленна. Подобные взгляды характерны для одного из самых модных философских течений 20 в. — экзистенциализма.

В основе марксистского понимания проблемы С. лежит представление о социальной сущности человека как индивида и личности, о его связи с обществом и человечеством в целом. В контексте этой связи утверждается значимость и неповторимость каждой отдельной человеческой жизни, но вместе с тем не отрицается острый трагизм личного соприкосновения со С., — трагизм, не устраняемый философией, даже самой оптимистической. Смертность человека, неповторимость его личности налагают на него особую нравственную ответственность, в основе которой лежит не страх перед наказанием за грехи в загробном мире, а прежде всего ответственность перед собственной общественной сущностью. От того, в какой степени дела человека соответствуют общественным нормам, зависит необходимое для каждой нравственно развитой личности ощущение целесообразности, значимости для других его существования, а следовательно, осмысленности и оправданности его для самого себя.

Осознание конечности, неповторимости бытия каждого человека — источник чувства ответственности как за жизнь другого человека (что особенно необходимо медику), так и за свою собственную жизнь. Современная наука не дает оснований для надежд на преодоление смерти. В этой связи решение проблемы продления человеческой жизни должно рассматриваться как важная научная и социальная цель. Причем важна не сама по себе длительность существования, но именно социальная продолжительность жизни, в которой условия жизни и ее общественная ценность играют определяющую роль.

Процесс старения человека может быть физиологическим, когда оно происходит естественно, по мере расходования резервов человеческого организма. Но зачастую старение является патологическим в результате влияния разнообразных отрицательных факторов, ускоряющих естественные процессы старения. Поэтому первой и основной является задача ведения к минимуму причин, приводящих к патологическому старению. Эта задача совпадает с более общими социальными задачами по такому переустройству общества, которое обеспечивало бы человеку достойные условия существования.

Право на здоровье является в социальном плане исходным в утверждении права на жизнь, тем более долгую, чем более эффективно реализуются все биологические резервы человека. Необходимость продления жизни представляет собой не только важную общественную, но и личную задачу каждого человека. Что бы ни обещала наука (в частности, макробиотика — учение о продлении жизни) сегодня и в будущем, всегда остается в силе высказывание римского философа Сенеки: лучший способ увеличения продолжительности жизни — это не укорачивать ее. С этим смыкается закономерность, подмеченная Кантом, что дольше всех живут люди, не заботящиеся о продлении жизни, но ведущие разумный образ жизни, дабы не сократить ее каким-либо неосторожным вмешательством в целесообразно организованную жизнедеятельность организма. Кроме соблюдения общегигиенических правил, должного уровня двигательной и психической активности, значительное влияние на продолжительность человеческой жизни оказывают личностные установки, включая понимание смысла жизни, ее цели, состояние духа человека.

В медицине возник комплекс этических проблем в связи с разработкой методов пересадки жизненно важных органов, и прежде всего сердца (см. Трансплантация органов и тканей). Интересы реципиента требуют взятия материала для пересадки в кратчайшие сроки после наступления смерти у донора. Интересы потенциального донора противоположны: они требуют максимальных затрат (в т.ч. и временных) на реанимационные мероприятия с целью реализации всех возможностей возвращения его к жизни. Поэтому необходимы строгие научные критерии констатации С., базирующиеся на высоких моральных принципах, учитывающих безусловную ценность жизни каждого больного, в т.ч. и обреченного, по мнению врача, на неизбежную смерть.

Признание ценности и неповторимости жизни каждого человека должно определять поведение медика у постели умирающего. Совершенно недопустимо отказывать безнадежному больному во внимании и уходе, ссылаясь на интересы тех, кому медицинская помощь еще может принести пользу.

Феномен смерти не обессмысливает жизнь, он подчеркивает ценность, смысл и сущность человеческой жизни, освещенной светом разума. Именно в сфере разума и гуманности в наивысшей степени проявляются сущность человека и его перспективы.

(судебно-медицинские аспекты)

Под смертью понимают необратимое прекращение жизнедеятельности организма. У теплокровных животных и человека оно связано прежде всего с остановкой кровообращения и дыхания, приводящими к гибели клеток вначале в высших отделах центральной нервной системы, а затем и в других органах и тканях организма.

Наступлению смерти, как правило, предшествует агония, характеризующаяся глубоким угасанием функций жизнеобеспечения организма, проявляющимся, прежде всего, снижением артериального давления, угасанием пульса, резким учащением, а затем замедлением дыхания вплоть до полного его прекращения, потерей сознания. Максимально быстрое оказание человеку первой помощи в этой ситуации имеет подчас жизненно важное значение, позволяя предотвратить наступление смерти.

Полное прекращение кровообращения и дыхания свидетельствует о наступлении клинической смерти — обратимого этапа умирания, продолжающегося обычно 6—8 мин, в течение которых при проведении реанимационных мероприятий бывает еще возможно возвращение к жизни (см. Реанимация). По истечении этого времени клетки коры головного мозга гибнут, что означает переход клинической смерти в смерть биологическую, т. е. необратимую, при которой любые реанимационные мероприятия уже безуспешны.

Реже наступление смерти (даже при сохраняющейся какое-то непродолжительное время сердечной деятельности) бывает обусловлено первичной гибелью клеток головного мозга при непосредственной грубой его травматизации — так называемая мозговая смерть.

В соответствии с медико-юридической классификацией принято различать смерть насильственную, обусловленную воздействием на организм различных факторов внешней среды (механических, физических, химических и т.д.), к которой относят убийство, самоубийство и несчастный случай, и ненасильственную, вызванную заболеванием, глубокой недоношенностью новорожденного и старческой дряхлостью.

Если смерть человека наступила вне лечебного учреждения, то лица, присутствовавшие при этом или первыми обнаружившие труп, обязаны возможно скорее поставить об этом в известность медицинские и правоохранительные органы. Изменение положения и позы трупа, его перемещение, в т. ч. и перевозка тела с места смерти человека домой или в морг до осмотра его медицинским работником и представителем правоохранительных органов, считаются недопустимыми, так как только медицинский работник (врач, в отдельных случаях фельдшер) имеет право удостоверить факт наступления смерти человека. Констатация смерти медицинским работником осуществляется на основании комплекса таких признаков, как отсутствие пульса на крупных артериях, сердечных сокращений по данным аускультации, биоэлектрической активности сердца (по данным электрокардиографии), внешнего дыхания, спонтанных движений, реакции на звуковой и болевой раздражитель, реакции зрачков на свет, а также по так называемым достоверным признакам наступившей смерти — снижению температуры тела ниже +20°, наличию трупных пятен (участков обычно багрово-синюшного, реже красного или коричневого прокрашивания кожи) и мышечного окоченения (своеобразного уплотнения и укорочения скелетных мышц, создающего препятствие для пассивных движений в суставах), некоторым другим признакам. Кроме этого, в задачу медицинского работника входит выявление признаков, позволяющих судить о давности наступления смерти, характере и механизме образования обнаруженных на одежде и трупе повреждений, оказание помощи следователю (дознавателю) в обнаружении и изъятии вещественных доказательств — предметов или материальных следов преступления, которые могут быть источником и средством установления фактических обстоятельств по уголовному или гражданскому делу.

Труп человека вне зависимости от пожеланий родственников умершего, его друзей и знакомых в обязательном порядке подлежит судебно-медицинскому исследованию (экспертизе) во всех случаях насильственной смерти (убийство, самоубийство, несчастный случай), независимо от места и времени ее наступления, при смерти, подозрительной на насильственную, в т. ч. и при внезапной (скоропостижной) или при смерти от неизвестной причины вне лечебного учреждения, при смерти в больнице в течение первых суток пребывания в стационаре, если диагноз заболевания не был установлен, а также при смерти больного в лечебном учреждении, если правоохранительными органами проводится расследование в связи с поступившей жалобой на его неправильное или незаконное лечение, во всех случаях смерти неизвестных лиц и при обнаружении расчлененного трупа или его частей. В прочих случаях при наличии соответствующих показаний может быть произведено патолого-анатомическое исследование (вскрытие) трупа.

В связи с развитием трансплантологии, в частности пересадок жизненно важных органов, возникла проблема максимальной объективизации установления биологической смерти, т.к. с моральной точки зрения ни один больной не может рассматриваться в качестве потенциального «донора» органов и тканей до тех пор, пока не будет констатирована его биологическая смерть. Из моральных же соображений в большинстве стран мира считается противозаконной эйтаназия — умышленное ускорение наступления смерти неизлечимого больного.

(mors; син. смерть биологическая)

необратимое прекращение жизнедеятельности организма, являющееся неизбежной заключительной стадией его индивидуального существования.

Смерть биологическая — см. Смерть.

Смерть внезапная (m. subita) — см. Смерть скоропостижная.

Смерть внутриутробная (т. intrauterina) — С. зародыша или плода, наступившая внутри организма матери на любом этапе внутриутробной жизни, в т.ч. в родах.

Смерть естественная (m. naturalis; син. С. физиологическая) — С: в результате естественной возрастной инволюции организма и постепенного прекращения функционирования его тканей, органов и систем.

«Смерть в колыбели» — скоропостижная С. внешне здорового ребенка в возрасте от недели до одного года.

«Смерть под лучом» — С., наступившая во время воздействия на организм ионизирующего излучения в очень большой дозе.

Смерть мозговая — С., наступившая в результате несовместимого с жизнью поражения головного мозга.

Смерть насильственная — С. наступившая в результате воздействия на организм человека механических, физических или химических факторов.

Смерть ненасильственная — С., наступившая в результате недоношенности, болезни или старения.

Смерть скоропостижная (m. subita; син. С. внезапная) — ненасильственная С., неожиданно наступившая на фоне кажущегося здоровья.

Смерть соматическая (m. somatica) — С., наступившая в результате необратимого, несовместимого с жизнью поражения каких-либо органов.

Смерть физиологическая (m. physiologica) — см. Смерть естественная.

Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. смерть — О времени наступления смерти; о ее неизбежности. Безвременная, беспощадная, близкая, быстротечная, верная, внезапная, грозная, грядущая (устар. поэт. Словарь эпитетов русского языка
  2. смерть — СМЕРТЬ, и, мн. и, ей, ж. 1. Прекращение жизнедеятельности организма. Клиническая с. (короткий период после прекращения дыхания и сердечной деятельности, в к-рый ещё сохраняется жизнеспособность тканей). Биологическая… Толковый словарь Ожегова
  3. смерть — сущ., ж., употр. наиб. часто (нет) чего? смерти, чему? смерти, (вижу) что? смерть, чем? смертью, о чём? о смерти; мн. о смерти, (нет) чего? смертей, чему? смертям, (вижу) что? смерти, чем? смертями, о чём? о смертях… Толковый словарь Дмитриева
  4. Смерть — Это слово имеет в Библии два значения: «состояние, наступающее по завершении земной жизни», а также «почти персонифицир. описываемая сила, к-рая приводит к этому состоянию». I. Обычно под… Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. смерть — до смерти. Смертельно. Смерть. (хочу, люблю, боюсь) — иноск.: очень, то есть хоть умереть (если не будет), сильно, ужасно, страшно, как смерть (бояться) Ср. Смертная охота (иноск.) — очень хочется. Ср. Доктор, батюшка, спасите: Смерти до смерти боюсь. Фразеологический словарь Михельсона
  6. смерть — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  7. смерть — Прекращение или отсутствие жизни, отделение души от тела. Смерть не была создана Богом. Сотворив человека (Адама) прекрасным, Бог лишь предупредил его, что он умрет, если проявит непослушание, отойдет от заповеди Божией, оставит Бога. Библейский словарь Вихлянцева
  8. Смерть — Смерть, страсть, страх, ужас. Среди типов беспредложно-отыменных наречий, соотносительных с формами существительного, [выделяется… Историко-этимологический словарь
  9. смерть — Смерть/. Морфемно-орфографический словарь
  10. СМЕРТЬ — СМЕРТЬ – прекращение жизни, естественный конец единичного живого существа или насильственное умерщвление не только индивидов, но и целых видов животных и растений в силу экологических катастроф и хищнического отношения человека к природе. Новая философская энциклопедия
  11. смерть — Прекращение жизнедеятельности организма, имеющее необратимый характер. У одноклеточных организмов (напр., простейших) смерть проявляется в форме деления, приводящего к прекращению существования данной особи и появлению вместо неё двух новых. Биология. Современная энциклопедия
  12. смерть — Ж., род. п. -и, укр. смерть, блр. смерць, др.-русск. съмьрть, ст.-слав. съмрьть θάνατος (Остром., Клоц., Супр.), болг. смърт, сербохорв. смр̏т, род. п. смр̏ти, словен. smr̀t, род. п. smȓti, чеш. smrt, слвц. smrt᾽, польск. śmierć, в.-луж. smjerć, н.-луж. Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. смерть — смерть I ж. 1. Прекращение жизни, гибель и распад организма. 2. перен. Полное прекращение какой-либо деятельности; конец. II нареч. простореч. Очень сильно, в высшей степени (о чем-либо неприятном, нехорошем для кого-либо). III предик. простореч. Толковый словарь Ефремовой
  14. смерть — ***** Рылеев. «Двум смертям не бывать, а одной не миновать.» (посл.) «На миру и смерть красна.» (посл.). | перен. Гибель, прекращение, уничтожение (·книж. ). Социализм несет смерть капиталистическому миру. 2. в знач. нареч., только ед. Толковый словарь Ушакова
  15. СМЕРТЬ — СМЕРТЬ — в науке — естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления. Новейший философский словарь
  16. смерть — Одно из центральных понятий судебной медицины; представляет собой ступенчатый процесс, простирающийся от жизни до биологической с. (необратимого прекращения жизнедеятельности организма). в настоящее время медицина признает… Большой юридический словарь
  17. СМЕРТЬ — Мифы о происхождении С. встречаются почти у всех народов. Эти мифы весьма разнообразны, но почти повсюду подчинены общим законам мифологического мышления. Мифологическая энциклопедия
  18. смерть — Прекращение жизнедеятельности организма, гибель его как обособленной целостной системы. У многоклеточных организмов С. особи сопровождается образованием мёртвого тела (у животных — трупа). Биологический энциклопедический словарь
  19. Смерть — (Мавет) Многие библейские стихи убедительно свидетельствуют, что еще в период Праотцев господствовала вера в то, что мертвые не исчезают совершенно, но после С. человек покоится со своими предками, а душа его продолжает существовать вне тела. Энциклопедия иудаизма
  20. СМЕРТЬ — СМЕРТЬ — прекращение жизнедеятельности организма, гибель его. У одноклеточных организмов (напр., простейших) смерть особи проявляется в форме деления, приводящего к прекращению существования данной особи и возникновению вместо нее двух новых. Большой энциклопедический словарь
  21. смерть — СМЕРТЬ, -и, ж. 1. Некрасивая женщина. Ишь ты, на какой смерти женился, некрофил. 2. Что-л. неприятное, отталкивающее. Я в такой смерти не пойду (о некрасивой одежде). 3. в зн. межд. Выражает любую эмоцию. Толковый словарь русского арго
  22. смерть — СМЕРТЬ ж. (мереть), смёртушка, моск. тамб. смерётка, смерёточка, смерётушка, смерёдушка, новг. олон. арх. конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом, умирание, состояние отжившего. Толковый словарь Даля
  23. смерть — -и, род. мн. -ей, ж. 1. биол. Прекращение жизнедеятельности организма и гибель его. Физиологическая смерть. Смерть клетки. Смерть растения. 2. Прекращение существования человека, животного. Скоропостижная смерть. Ранняя смерть. Малый академический словарь
  24. смерть — Индоевропейское – mъr- (мор, умирать, смерть). Общеславянское – sъmъrtь (смерть). Слово «смерть» известно с древнерусской эпохи (XI в.) в форме «съмьрть». Этимологический словарь Семёнова
  25. смерть — Общеслав. Образовано с помощью приставки съ- в значении «хороший» (см. свобода, счастье и пр.) от мьрть «смерть», в чешск. яз. еще известного (ср. чешск. mrt), производного посредством суф. -ть от *mьrǫ, merti (> мру, мереть). См. мертвый. Этимологический словарь Шанского
  26. смерть — СМЕРТЬ — БЕССМЕРТИЕ Смертный — бессмертный (см.) В нас есть суровая свобода: На слезы обрекая мать, Бессмертье своего народа Своею смертью покупать. К. Симонов. Слава. Внимают юноши строфам про смерть, а сердцем слышат: бессмертье. Маяковский. Словарь антонимов русского языка
  27. смерть — Смертный грех 1) в религиозных представлениях — грех, к-рый нельзя искупить, к-рый влечет за собою вечную муку в загробной жизни (церк.). ► Семь смертных грехов. 2) перен. очень большой порок, непростительный проступок (разг. шутл.). Фразеологический словарь Волковой
  28. смерть — Кончина, успение, гибель, конец, казнь До гроба, до гробовой доски, по гроб, до самой смерти «Я в чужбине гроб найду» Жуковский Дни его уж сочтены, он одной ногой в гробу, он в гроб смотрит… Словарь синонимов Абрамова
  29. СМЕРТЬ — СМЕРТЬ — англ. death; нем. Tod. Необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежная заключительная стадия его существования. Социологический словарь
  30. смерть — орф. смерть, -и, мн. -и, -ей Орфографический словарь Лопатина
  31. Смерть — Прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков (См. Белки) и других биополимеров (См. Биополимеры), являющихся основным материальным субстратом жизни (См. Большая советская энциклопедия
  32. смерть — • Безглазая (Голен.-Кутузов, Сологуб). • Беспощадная (Данилин). • Блаженно-страшная (Брюсов). • Белая (Бальмонт, Олигер). • Жадная (Голен.-Кутузов). • Злая (Буренин). • Костлявая (Крачковский). • Лютая (Полежаев). • Медлительно-обманная (Бальмонт). Словарь литературных эпитетов
  33. СМЕРТЬ — СМЕРТЬ, прекращение жизнедеятельности. По традиции в медицине смерть считается наступившей при прекращении биения сердца. Однако современные методы реанимации и поддержания жизни позволяют иногда вернуть к жизни даже людей… Научно-технический словарь
  34. смерть — СМЕРТЬ -и; мн. род. -тей, дат. -тям; ж. 1. Биол. Прекращение жизнедеятельности организма и гибель его. Констатировать с. Физиологическая с. С. клетки. С. растения. Биологическая… Толковый словарь Кузнецова
  35. смерть — Образовано посредством приставки съ от мьрть – «смерть». Поскольку значение приставки с – «хороший», то буквальное значение слова смерть – «естественная, своя смерть». Этимологический словарь Крылова
  36. смерть — Смерть, смерти, смерти, смертей, смерти, смертям, смерть, смерти, смертью, смертями, смерти, смертях Грамматический словарь Зализняка
  37. смерть — СМЕРТЬ, необратимое прекращение жизненных функций организма, характеризующее гибель индивидуума. В основу совр. представлений о С. положена высказанная… Ветеринарный энциклопедический словарь
  38. смерть — • подлинная ~ Словарь русской идиоматики
  39. Смерть — Смерть бывает двоякая: телесная и духовная. Телесная смерть состоит в том, что тело лишается души, которая оживляла его, а духовная в том, что душа лишается благодати Божией, которая оживляла высшею духовною жизнью. Библейская энциклопедия архим. Никифора

Смерть

Смерть — состояние бывшего живым организма, во время которого все жизненно необходимые органы прекратили осуществлять свою работу, вследствие чего на внутриклеточном уровне происходят необратимые явления разрушения.

В медицине изучением смерти занимается танатология. В психотерапии существует направление танатотерапия.

Смерть – настолько глубокий в мировоззренческом, а также в научном плане процесс. Ею интересовались люди еще до начала возникновения у них государственных образований, то есть на самой примитивной стадии общественного развития. Тайна ухода из жизни ранее живого соплеменника пугала людей и заставляла чем-то обосновывать этот процесс. И как обычно этому способствовала первобытная религия. Теперь неизвестно откуда во всех религиях, начиная с древнеязыческих, возникло понятие загробного существования после смерти.

В современности к факту смерти осуществляется более прагматичный подход — она является источником знаний о продлении жизни, как бы это не парадоксально звучало. Путем изучения процессов, протекающих в органах во время смерти, а также после нее, ученые пытаются выяснить, отчего эти явления происходят, как на протяжении жизни человека их можно замедлить, чтобы продлить его существование.

Смерть на биологическом уровне происходит в три стадии:

— При первоначальном этапе, по каким-либо заметным или скрытым факторам происходит угнетение функций определенных органов, отвечающих за дыхание и кровообращение. При этом работоспособность их не прекращается, но становится недостаточной для удовлетворения нужд организма в использовании кислорода.

— При втором этапе происходит саморегуляция организма, во время которого подключаются внутренние процессы, компенсирующие естественное затухание работы органов. При этом возникает сокращение мышечных тканей, что ведет к более глубоким дыхательным движениям, а также происходит активизация последних внутренних ресурсов.

— Следующей стадией становится клиническая смерть, когда производится остановка сердцебиения, а также дыхания. Этот период, в зависимости от внешних условий, а также иных факторов, может продлиться от 2,5 минут и до получаса, в течение которых происходит израсходование на внутриклеточные окислительные процессы последних запасов кислорода, а потом начинается необратимое разрушение в первую очередь нервной ткани, что значит биосмерть.

Виды смерти. Терминальные состояния

Выделяют несколько видов смерти: клиническая смерть, биологическая (истинная) смерть и смерть мозга.

Наступлению смерти всегда предшествуют терминальные состояния — преагональное состояние, агония и клиническая смерть, — которые в совокупности могут продолжаться различное время, от нескольких минут до часов и даже суток. Вне зависимости от темпа наступления смерти ей всегда предшествует состояние клинической смерти. Если реанимационные мероприятия не проводились или оказались безуспешными, наступает биологическая, или истинная смерть, которая представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

Преагональное состояние

В преагональном состоянии происходит нарушение функций центральной нервной системы (сопор или кома), снижение артериального давления, централизация кровообращения. Дыхание нарушается, становится неглубоким, нерегулярным, но, возможно, частым. Недостаток вентиляции лёгких приводит к недостатку кислорода в тканях (тканевой ацидоз), но основным видом обмена веществ остаётся окислительный. Длительность преагонального состояния может быть различной: оно может полностью отсутствовать (например, при тяжёлом механическом поражении сердца), а может сохраняться длительное время, если организм в состоянии каким-либо образом компенсировать угнетение жизненных функций (например, при кровопотере).

Агония

Агония — это попытка организма в условиях угнетения функций жизненно важных органов использовать последние оставшиеся возможности для сохранения жизни. В начале агонии увеличивается давление, восстанавливается сердечный ритм, начинаются сильные дыхательные движения (но лёгкие при этом практически не вентилируются — одновременно сокращаются дыхательные мышцы, ответственные и за вдох, и за выдох). Может кратковременно восстановиться сознание.

Из-за отсутствия кислорода в тканях быстро накапливаются недоокисленные продукты обмена. Обмен веществ идёт преимущественно по анаэробной схеме, во время агонии организм теряет 50-80 г массы (те самые, которые иногда объявляются «весом души») за счёт сжигания АТФ в тканях. Продолжительность агонии обычно невелика, не более 5-6 минут (в отдельных случаях — до получаса). Затем артериальное давление падает, сердечные сокращения прекращаются, дыхание останавливается, и наступает клиническая смерть.

Клиническая смерть

Клиническая смерть продолжается с момента прекращения сердечной деятельности, дыхания и функционирования ЦНС и до момента, пока в мозгу не разовьются необратимые патологические изменения. В состоянии клинической смерти анаэробный обмен веществ в тканях продолжается за счёт накопленных в клетках запасов. Как только эти запасы в нервной ткани заканчиваются, она умирает. При полном отсутствии кислорода в тканях омертвение клеток коры головного мозга и мозжечка (наиболее чувствительных к кислородному голоданию отделов мозга) начинается через 2-2,5 минуты. После смерти коры восстановление жизненных функций организма становится невозможным, то есть клиническая смерть переходит в биологическую.

В случае успешного проведения активных реанимационных мероприятий за длительность клинической смерти принимают обычно время, прошедшее от момента остановки сердца до начала реанимации (поскольку современные методы реанимации, такие как поддержание минимально необходимого артериального давления, очистка крови, искусственная вентиляция лёгких, обменное переливание крови или донорское искусственное кровообращение, позволяют поддержать жизнь нервной ткани достаточно долгое время).

В обычных условиях продолжительность клинической смерти составляет не более 5-6 минут. На длительность клинической смерти влияет причина умирания, условия, продолжительность, возраст умирающего, степень его возбуждения, температура тела во время умирания и другие факторы. В отдельных случаях клиническая смерть может продолжаться до получаса, например при утоплении в холодной воде, когда из-за пониженной температуры обменные процессы в организме, в том числе и в головном мозге, существенно замедляются. С помощью профилактической искусственной гипотермии длительность клинической смерти может быть увеличена до 2 часов. С другой стороны, в некоторые обстоятельства могут сильно сократить длительность клинической смерти, например, в случае умирания от сильной кровопотери патологические изменения в нервной ткани, делающие невозможным восстановление жизни, могут развиться ещё до остановки сердца.

Клиническая смерть в принципе обратима — современная технология реанимации позволяет в ряде случаев восстановить функционирование жизненно важных органов, после чего «включается» ЦНС, возвращается сознание. Однако в действительности количество людей, переживших клиническую смерть без серьёзных последствий, невелико: после клинической смерти в условиях медицинского стационара выживают и полностью восстанавливаются порядка 4-6 % больных, ещё 3-4 % выживают, но получают тяжёлые нарушения высшей нервной деятельности, остальные умирают В ряде случаев, при позднем начале реанимационных мероприятий или их неэффективности, обусловленной тяжестью состояния пациента, пациент может перейти к так называемой «вегетативной жизни». При этом необходимо различать два состояния: состояние полной декортикации и состояние смерти мозга.

Диагностирование смерти

Страх ошибиться в диагностике смерти толкал врачей на разработку методов диагностики смерти, созданию специальных жизненных проб, либо на создание специальных условий захоронения. Так, в Мюнхене более 100 лет существовала усыпальница, в которой руку умершего обматывали шнурком от звонка. Звонок прозвенел один-единственный раз, а когда служители пришли, чтобы оказать помощь очнувшемуся от летаргического сна пациенту, оказалось, что произошло разрешение трупного окоченения. Вместе с тем, из литературы и медицинской практики известны случая доставки в морг живых людей, которым врачи по ошибке диагностировали смерть.

Биологическая смерть человека констатируется по комплексу признаков, связанных с «витальным треножником»: деятельность сердца, сохранность дыхания и функция центральной нервной системы.

Проверка сохранности функции дыхания. В настоящее время достоверных признаков сохранности дыхания не существует. В зависимости от условий внешней среды можно использовать холодное зеркало, пушинку, производить аускультацию дыхания или пробу Винслова, которая заключается в том, что на грудь пациента ставят сосуд с водой и по колебанию уровня воды судят о наличии дыхательных движений грудной стенки. Порыв ветра или сквозняк, повышенная влажность и температура в помещении или проходящий транспорт могут оказать влияние на результаты этих исследований, и выводы о наличии или отсутствии дыхания будут неверными.

Более информативными для диагностики смерти являются пробы, указывающие на сохранение сердечно-сосудистой функции. Аускультация сердца, пальпация пульса на центральных и периферических сосудах, пальпация сердечного толчка — эти исследования нельзя в полной мере считать достоверными. Даже при исследовании функции сердечно-сосудистой системы в условиях клиники очень слабые сердечные сокращения могут быть не замечены врачом, либо сокращения собственного сердца будут оценены как наличие такой функции. Клиницисты советуют проводить аускультацию сердца и пальпацию пульса короткими промежутками, длительностью не более 1 минуты. Весьма интересна и доказательна даже при минимальном кровообращении проба Магнуса, заключающаяся в тугой перетяжке пальца. При имеющемся кровообращении в месте перетяжки кожный покров бледнеет, а периферический — приобретает цианотичный оттенок. После снятия перетяжки происходит восстановление окраски. Определенную информацию может дать просмотр на просвет мочки уха, которая при наличии кровообращения имеет красновато-розовый цвет, а у трупа — серо-белый. В прошлом веке для диагностики сохранности функции сердечно-сосудистой системы предлагались весьма специфичные пробы, например: проба Верня — артериотомия височной артерии, или проба Бушу — стальная игла, вколотая в тело, у живого человека через полчаса теряет блеск, первая проба Икара — внутривенное введение раствора флюоресцеина даёт быстрое окрашивание кожи у живого человека в желтоватый цвет, а склер — в зеленоватый и некоторые другие. Эти пробы имеют в настоящее время только исторический, а не практический интерес. Вряд ли разумно проводить артериотомию у человека, находящегося в состоянии шока и на месте происшествия, где невозможно соблюдать условия асептики и антисептики, либо ждать полчаса пока потускнеет стальная игла, а тем более вводить флюоресцеин, который на свету у живого человека вызывает гемолиз.

Сохранность функции центральной нервной системы является важнейшим показателем жизни. На месте происшествия констатация смерти мозга принципиально невозможна. Функция нервной системы проверяется по сохранению или отсутствию сознания, пассивному положению тела, расслаблению мускулатуры и отсутствию её тонуса, отсутствию реакции на внешние раздражители — нашатырный спирт, слабые болевые воздействия (покалывания иглой, растирание мочки уха, поколачивания по щекам и другие). Ценными признаками являются отсутствие роговичного рефлекса, реакции зрачков на свет. В прошлом веке для проверки функции нервной системы использовались чрезвычайно необычные и подчас весьма жестокие способы. Так, предлагалась проба Жоза, для проведения которой были изобретены и запатентованы специальные щипцы. При ущемлении складки кожи в этих щипцах человек испытывал сильные болевые ощущения. Также в расчёте на болевую реакцию основана проба Дегранжа — введение в сосок кипящего масла, или проба Разе — удары по пяткам, или прижигание пяток и других участков тела раскалённым железом. Пробы очень своеобразные, жестокие, показывающие до каких ухищрений доходили врачи в сложной проблеме констатации функции центральной нервной системы.

Одним из наиболее ранних и ценных признаков наступления смерти является «феномен кошачьего зрачка», иногда называемый признаком Белоглазова. Форма зрачка у человека определяется двумя параметрами, а именно: тонусом мышцы, суживающей зрачок, и внутриглазным давлением. Причём основным фактором является тонус мышцы. При отсутствии функции нервной системы прекращается иннервация мышцы, суживающей зрачок, и тонус её отсутствует. При сдавлении пальцами в боковом или вертикальном направлениях, которое необходимо проводить осторожно, чтобы не повредить глазное яблоко, зрачок приобретает овальную форму. Способствующим моментом для изменения формы зрачка является падение внутриглазного давления, определяющего тонус глазного яблока, а оно, в свою очередь, зависит от артериального давления. Таким образом, признак Белоглазова, или „феномен кошачьего зрачка“ свидетельствует об отсутствии иннервации мышцы и одновременно о падении внутриглазного давления, которое связано с артериальным.

Смерть с точки зрения религий

Все основные религии имеют догматы, определяющее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку религии утверждают существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или «жизни вечной» (в христианстве).

•Реинкарнация в буддизме, индуизме других религиях предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тела.

•В христианстве причиной смерти считается греховность человека: «Возмездие за грех — смерть» (Послание к Римлянам 6:23) Это означает, что «безгрешный человек» не будет знать смерти и будет жить вечно. Евангелия говорят, что в будущем, при наступлении Царства Божия смерти не будет: «Ототрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» Откровение 21.4

•В каббале смерть рассматривается как необходимое условие для перехода в новое качественное состояние на пути исправления души. Для того чтобы перевернуть все основы души окончательно, необходимо отсечь предыдущее состояние и подняться к более высокому. Достичь этого возможно только путем освобождения человека от прошлого восприятия реальности и медленного, постепенного вхождения в новое мироощущение, начиная опять с самого рождения и далее, включая животное развитие (то есть развитие человеческого организма), личностное, духовное.

•Синтоизм предполагает, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя вовсе не обязательно реинкарнируется. Духи умерших, по представлениям этой религии, могут оказывать помощь живым родственникам, и часто являются объектом поклонения.

•В Исламе после смерти человек попадает в барзах (от араб. — перешеек) — состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях. Затем либо в Ад, либо в Рай.

Классификация смерти

Несмотря на сложность проблемы смерти, в медицине уже давно существует чёткая конкретная классификация, которая позволяет врачу в каждом случае наступления смерти установить признаки, определяющие категорию, род, вид смерти и её причину.

В медицине выделяют две категории смерти — смерть насильственную и смерть ненасильственную.

Вторым квалифицирующим признаком смерти является род. И в той, и в другой категории принято выделять три рода смерти. К родам ненасильственной смерти относятся — смерть физиологическая, смерть патологическая и смерть скоропостижная. Родами насильственной смерти являются убийство, самоубийство и смерть в результате несчастного случая.

Третьим квалифицирующим признаком является вид смерти. Установление вида смерти связано с определением группы факторов, вызвавших смерть, и объединённых по своему происхождению или воздействию на организм человека.

Как отдельный вид смерти, отличающийся от классической смерти с первичной остановкой кровообращения, рассматривают сейчас смерть мозга

Одним из сложнейших этапов классификации смерти является установление причины её наступления. Независимо от категории, рода и вида смерти, причины её наступления делятся на основную, промежуточную и непосредственную.

В настоящее время в медицине не разрешается использовать термин «смерть от старости» — всегда нужно устанавливать более конкретную причину смерти.

Патологоанатом – это врач, из названия которого уже становится ясно, чем он занимается – выявлением всевозможных патологий исходя из нормального строения анатомии тела человека.

Врач патологоанатом не совсем вымершая, но достаточно редкая специальность. Связано это с достаточно мрачным принципом его работы. Он исследует ткани трупа на предмет выявления в них всевозможных неправильностей в развитии (патологий) и выдает после этого заключение. Таким образом, от него иногда зависит сохранность жизни или здоровья больного. Также в его обязанности входит вскрытие трупа скоропостижно скончавшегося человека – одна из главных ассоциативных мыслей, возникающих у многих людей при упоминании специальности патологоанатом.

Вскрытие трупов производится по причине именно нежданной смерти человека. Если умерший при жизни страдал какими-то врожденными или приобретенными патологиями, влекущими за собою смерть, то их вскрытие производится только с согласия близких родственников. Конечно, если смерть является неожиданной, то приходится осуществлять вскрытие трупа и выяснять, от чего произошла его безвременная кончина.

Патологоанатомия – достаточно сложная и универсальная отрасль медицинских наук. Она сложна, с одной стороны, благодаря определенной универсальности, так как врачу необходимо быть прекрасным специалистом, разбирающемся в нормальном протекании развития различных органов человека, а не определенных систем, с которыми приходится сталкиваться другим врачебным специалистам. Но в случае достаточно устойчивой психики, а в такой профессии иные просто отсеиваются изначально на стадии обучения, патологоанатом наоборот, достаточно непринужденно себя может чувствовать, так как работает с неживой материей, как специалисты прочих врачебных профессий, непосредственно связанных общением с пациентами. А, как известно, работа с людьми является наиболее напряженной в плане нервной нагрузки.

Правда, не все так гладко в рассматриваемой специальности. Иногда патологоанатом выполняет еще обязанности судмедэксперта, что вдвойне накладывает на него нагрузку. Даже в центрах городов, с численностью проживающих в 40 000 человек, достаточно часто происходят естественные скоропостижные смерти, всевозможные несчастья, выявляются криминальные трупы. А больше всего нагрузка на специалиста происходит благодаря причинению физических повреждений криминального характера, в связи с чем иногда перед дверями патологоанатома выстраиваются очереди для так называемого снятия побоев. Таким образом, деятельность специалиста превращается в действительный кошмар из конвейера убитых и умерших.

Естественно, в заключение возможно сформулировать вывод, что описываемая профессия не только полезна, но и крайне нужна. И случайный человек не сможет стать, а тем более быть патологоанатомом.

Труп – это бывший ранее живой организм человека или животного, жизненноважные органы которого по различным причинам утратили свою работоспособность, от чего наступила смерть с последующими необратимыми последствиями.

С момента смерти, все процессы в теле начинают затухать. Известны случаи смертельного поражения мозга, при котором люди еще определенное время (до недели) жили или точнее жизненные функции организма поддерживались сердцем и определенными уцелевшими участками мозга. В случае прекращения поступления питающей крови к органам, через некоторое время на внутриклеточном уровне происходят необратимые явления, приводящие к невозможности восстановления жизнеспособности как организма в целом, так и отдельных его органов в частности. Вначале это происходит с мозгом, далее разлагаются пищеварительная система, железы, потом все остальные органы и мышечная ткань. В том же порядке разлагается и весь труп, на что влияют также и внешние факторы окружающей среды.

После смерти проходит примерно 3 ч., после чего возникает окоченение, когда соединительные мышцы, а также сухожилия утрачивают свои эластичные возможности и изменение положения конечностей затруднительно либо практически невозможно. Этот эффект проходит максимум через 72 часа.

Сначала кожа покойного имеет бледный оттенок, после некоторого времени она покрывается трупными пятнами, представляющими собой бордово красные участки кожных тканей с капиллярным рисунком. Это обуславливается свободным током внутривенной жидкости и накоплением ее в определенных участках тела.

Одним из неприятнейших факторов при перемещении трупа пролежавшего около трех суток при комнатной температуре, является выделение из его полостей бурой жидкости, которая создает резкий трупный запах. Поэтому не стоит в одиночку пытаться пробовать перемещать такой труп.

После похорон, в земле посредством бактерий, естественного разложения, а также беспозвоночных, в течение около 2 месяцев происходит разложение мягких тканей трупа. Окончательно процесс разложения прекращается максимум через 30 лет в зависимости от внешней среды.

Самые ужасные способы умереть с точки зрения науки

Недавно мы писали о том, что по мнению исследователей, некоторые люди могут поздно ложиться спать из-за страха смерти. Вне зависимости от того, касается ли это конкретно вас или ваших близких, каждый из нас старается реже думать о смерти, тем более мучительной. Тем временем, большинство смертей обычно происходят по естественным причинам и относительно без происшествий, но иногда природа может быть поистине ужасной и жестокой, предоставляя науке незавидную задачу разделения — как происходят разные виды смерти. Именно благодаря работе исследователей мы с вами можем узнать какой вид смерти является наименее предпочтительным и почему. Ну что, поехали?

От смерти не убежит никто. Так стоит ли ее бояться?

Какая смерть самая ужасная?

Итак, из всех видов смерти очень трудно выбрать самую ужасную. Мы тратим много энергии, чтобы не думать о смерти и не впасть в печаль, но смерть на данный момент является неизбежной частью жизни. Однако до сих пор нет научного консенсуса относительно того, каких видов смерти следует избегать. Понятно, что жизнь полна случайностей, но все-таки это информация лишней не будет, как считаете? Поделиться своими мыслями на этот счет можно с участниками нашего Telegram чата. Возможно, многие думают о том, какая смерть хуже других. Сегодня смертельные случаи, из-за которых снятся ночные кошмары, имеют некоторые общие характеристики, так что можно собрать различные научные точки зрения и попробовать ответить на вопрос — какая смерть страшнее других.

Это интересно: Что такое сонный паралич?

Именно так и поступили ученый Пол Доэрти и писатель Коди Кэссиди. И да, вынуждены предупредить — помимо смерти из-за аллергических реакций или нападения акул, Доэрти и Кэссиди придумали несколько невероятных, хотя и пугающих сценариев. Иногда их ответы могут показаться крайне маловероятными и даже невозможными, поэтому мы поделимся с вами только некоторыми из них, скажем так, максимально приближенными к реальности. Отметим, что в список наименее возможных попали: смерть в желудке кита, смерть от того, что вами выстрелят из пушки в Ниагарский водопад, а также смерть в случае столкновения с нейтронной звездой. Все ответы опубликованы в их совместной книге под названием And then you’re dead: What Really Happens If You Get Swallowed by a Whale, Are Shot from a Cannon, or Go Barreling over Niagara”.

Смерть из-за нехватки сна

Это очень трудно достижимая цель, но все-таки это возможно. Приятной такую смерть назвать нельзя — на нехватку сна организм человека отреагирует повышением кровяного давления, изменением настроения, помутнением сознания и галлюцинациями. Инстинкт самосохранения будет пытаться заставить человека уснуть, однако если бодрствовать 11 или более дней, органы откажут, а работа иммунной системы будет нарушена, что приведет к неизбежной смерти. Хуже всего то, что недостаток сна делает нас менее терпимыми к боли.

Чтобы быть здоровым нужно высыпаться каждый день

Смерть во время пожара

Есть разные способы сгореть заживо. Вас могут варить, сжигать на костре или держать в кастрюльке над огнем. Как ни крути, гореть заживо невыносимо, так как это один из худших способов умереть. Кожа начнет слезать, мышцы будут гореть, а органы могут начать кипеть или разрушаться внутри тела. В результате можно истечь кровью, задохнуться или умереть от шока и боли. В зависимости от температуры воздуха вокруг огня глаза могут вскипеть в черепе или гореть, пока вы не ослепнете. Конечно, такая смерть наступает в состоянии страха и паники.

Сгореть заживо — один из самых ужасных способов умереть

Смерть от обезвоживания

Возможно вы читали, что если человек потерялся в море или пустыне, обезвоживание быстро его убьет. Однако обезвоживание не всегда происходит быстро. Это может занять до шести дней, в течение которых человек будет испытывать почти постоянные страдания. В состоянии сильного обезвоживания, организм начинает использовать воду из жизненно важных органов. Мозг теряет много воды, а поскольку мозг контролирует все, он начнет воздействовать на другие органы. Если это произойдет, начнутся головные боли и судороги по всему телу, а прежде чем умереть, можно впасть в кому. До этого организм перестанет понимать, как устранить отходы, поэтому кровь будет становится все более токсичной. В конце концов, способность мочиться и осознание того, что на самом деле происходит, будет утеряна.

Без воды человек не может прожить больше трех дней

Смерть в падающем лифте

Если не лечь на спину и остаться на ногах в момент падения лифта, внутренние органы могут попытаться продолжить двигаться, даже если остальная часть тела этого не делает. По этой причине органы могут покинуть нижнюю часть тела, а конечности сломаться после удара. Однако если падение не разрушит мозг, человек может оставаться живым достаточно продолжительное время и увидеть содержимое своего желудка.

Лучше лишний раз пройтись по лестнице

Смерть от голода

Тело накапливает жир, когда вы едите, но когда вы голодаете тело начинает питаться жиром. И когда все закончится, оно начнет поедать мышцы. Затем организм постепенно начнет слабеть, пока иммунная система не выйдет из строя, поэтому человек может заболеть самыми разными болезнями. Когда мышцы окончательно истощаются, жизненно важные органы распадаются изнутри. Но может ли стать еще хуже? Без пищи тело начинает атаковать сердце. Если в этот момент человек остался жив, смерть наступит с остановкой сердца.

Хочется, чтобы у каждого человека на планете была еда

Страх неизбежной смерти — для многих людей это одно из самых неприятных ощущений, особенно это касается тех, кто боится умереть в одиночестве. И как выяснили ученые, для таких страхов у людей есть все основания.

Согласно исследованию ученых из Медицинского центра Лангоне при Нью-Йоркском университете (NYU Langone School of Medicine), момент умирания — если это можно теперь так назвать – нечто совершенно иное, чем люди считали прежде.

Оказывается, умершие некоторое время даже после официальной констатации смерти все еще находятся в сознании. И более того – они понимают, что они умерли и полностью чувствуют окружающий мир.

Это выяснила группа исследователей под руководством профессора Сэма Парниа. На протяжении многих лет его команда наблюдает за состоянием умирающих, а также собирает показания тех, кто пережил клиническую смерть. После долгих лет работы авторы собрали воедино данные, обобщили их и опубликовали первые итоги.

Главный вывод исследования: после официальной констатации смерти — то есть, после остановки сердца — человеческий мозг все еще функционирует и остается активным. Ум живет. А значит, в большинстве таких случаев люди могут понимать, что они скончались.

При этом умерший чувствует, что его тело больше не реагирует на внешние раздражители. Даже если он захочет пошевелить рукой, его собственное тело не послушается. Человек как бы чувствует себя заключенным в собственном теле. Слышит слова, видит окружающих, но уже не может подать им знак.

Некоторые из пациентов после клинической смерти смогли рассказать ученым, что во время «отключки» слышали врачей и могли отрывочно пересказать переговоры персонала.

Как оказалось, смерть — нечто совершенно иное, чем мы считали прежде.

Ученые объясняют свои выводы тем, что мозг умирает медленнее, чем сердце, поэтому человек, его разум, живет некоторое время даже после констатации смерти.

По данным Американской ассоциации сердца (AHA), термины «остановка сердца» и «сердечный приступ» часто используются взаимозаменяемо, но они не являются идентичными. Во время сердечного приступа блокированная артерия нередко предотвращает попадание крови только в одну часть сердца, что может привести к смерти именно этого участка — хотя в целом сердце продолжает биться. Во время остановки сердца электрические сигналы, приводящие к его работе, нарушаются, сердце перестает биться, наступает смерть.

В подавляющем большинстве случаев врачи определяют смерть, основываясь на том, что сердце больше не бьется, поясняет профессор Сэм Парния, руководитель отделения критической медицины и реанимации в NYU Langone School of Medicine: «Именно так в большинстве случаев устанавливается время смерти человека».

И именно с момента остановки сердца кровь перестает поступать в мозг — его работа замедляются.

Замедляется — но не останавливается!

Такое замедление цепной реакции клеточных процессов, которые в конечном итоге приводят к гибели клеток всего мозга, может занять несколько часов после смерти сердца.

И работа коры головного мозга — так называемая «мыслящая часть» — все это время будет хоть и замедленно, но продолжаться. А человек жить и чувствовать.

И значит то, что обычно называется смертью (остановка сердца), по словам врачей, является всего лишь первой ее фазой.

Мозг умирает медленнее, чем сердце, поэтому некоторое время человек живет даже после констатации смерти.

Исследование ученых из Нью-Йорка подтверждает итоги более раннего открытия, которое сделали канадские специалисты из Университета Западного Онтарио. Тогда также заявлялось, что жизнь после смерти далека от завершения: после прекращения работы многих органов мозг все еще продолжает работать, и довольно долго.

КСТАТИ

Современной медицине, впрочем, и ранее было известно, что мозг умирает позднее сердца (благодаря чему стала возможна, например, трансплантация сердца, сегодня эта операция проводится успешно во многих странах). Однако считалось, что если жизнедеятельность мозга не поддерживать специальными медицинскими препаратами, то мозг скоро умрет вслед за сердцем. И вот теперь исследование ученых из Нью-Йорка показало, что это время значительно больше.

А вот команда врачей из больницы в Иерусалиме Haddassah проанализировала истории людей, которые оказались близки к смерти, и обнаружила, что возвращение к воспоминаниям о жизни может быть связанно с той частью мозга, которая хранит воспоминания. Врачи полагают, что эта часть мозга — последняя часть, затронутая дефицитом кислорода и потерей крови. А потому способна работать, даже когда человек теряет сознание и медленно умирает.

Медики отмечают, что часто воспоминания умирающих людей особенно эмоциональны. При этом между воспоминаниями не существуют линейной прогрессии, человек не может ответить, почему к нему пришли именно эти воспоминания, а не другие.

Жизнь после смерти далека от завершенияФото: GLOBAL LOOK PRESS

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

Главный предвестник приближающейся смерти назвали ученые

Люди, которые в зрелом и более старшем возрасте теряют чувство запаха, должны насторожиться — такие ощущения могут быть предвестником приближающейся смерти. Об этом говорят итоги нового 10-летнего исследования, которое провели ученые из Стокгольмского университета с участием 1774 шведов в возрасте от 40 до 90 лет ()

Ученые выяснили, сколько человек живет после смерти

Они провели длительное исследование, во время которого фиксировали состояние 2060 человек в тот самый момент, как у тех останавливается сердце. Датчики фиксировали состояние человека независимо от того, смогли врачи вернуть пациента к жизни или нет. Всего в ходе эксперимента «с того света» вернулись 40 процентов людей. И впоследствии они (не все, но примерно половина) рассказали, что именно чувствовали в тот момент, когда все показатели говорили об их кончине — сознание на момент клинической смерти продолжало работать ()

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх