Помост

Вопросы веры

Все об иисусе Христе

Краткая биография Иисуса Христа Как известно, Иисус Христос, Сын Божий, родился от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, когда пришла “полнота времени”. Родился Иисус Христос в палестинском городе Вифлееме в семье Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии. Истинным Отцом Христа является Господь Бог. Названный отец Иисуса Христа, Иосиф и родная Мать Иисуса Христа, Пресвятая Дева Мария, были люди бедные, однако относились к царскому роду царя Давида. Рождению Иисуса Христа предшествовало чудо в виде Благовещенья Девы Марии. После рождества к Иисусу Христу-младенцу пришли на поклонение пастухи, а позже волхвы. После посещения волхвов, Иосиф, названный отец Иисуса Христа был предупрежден Ангелом о том, что царь Иудейский, Ирод, замыслил убить Христа-младенца и поэтому Святое Семейство переселяется в Египет. После возвращения из Египта Иисус живет вместе со своей семьей в Галилейском городе Назарете. И только после того, как Иисусу исполнилось двенадцать лет, Он вместе с родителями был взят на праздник Пасхи в город Иерусалим и пробыл три дня в храме, беседуя с книжниками. В возрасте тридцати лет Иисус принял от Иоанна-Крестителя крещение в Иордане. Перед началом своего Общественного служения Иисус Христос удалился в пустыню и постился там сорок дней и победил искушение сатаны. Общественное служение Иисуса Христа начинается в Галилее с постепенного избрания Им Апостолов. Первое Свое чудо Иисус Христос совершил в Кане Галилейской на свадьбе, превратив воду в вино, чем укрепил веру своих учеников. После этого события пробыв несколько дней в Капернауме, Иисус Христос отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. Из Иерусалимского храма Иисус выгнал торговцев, превративших храм из дома молитвы в дом торговли (Иоанн 2,16). Изгнанием торговцев из Иерусалимского храма Иисус Христос вызвал к Себе враждебное отношение со стороны иудейских старейшин, особенно фарисеев. После этого события Иисус Христос много ходил из одного места в другое и проповедовал Свое Учение по всей земле Израильской. Во время Своей проповеднической деятельности Иисус Христос совершил много чудес. Так Он исцелил сына капернаумского царедворца, исцелил бесноватого в капернаумской синагоге, исцелил прокаженного, исцелил расслабленного в Капернауме, исцелил сухорукого, исцелил слугу капернаумского сотника и совершил исцеление многих больных. Иисус Христос совершил воскрешение дочери Иаира, исцелил двух слепцов, исцелил бесноватого и вылечил многих других людей. Наряду с этим Иисус Христос укротил бурю, когда плыл с учениками через Генисаретское озеро. Насытил пять тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами и совершил много других великих чудес. Помимо этого Иисус Христос произнес много проповедей перед народом. Например, проповеди в Назаретской синагоге, проповеди в окрестных горах и селениях, Нагорная проповедь и другие. Помимо проповедей Иисус Христос рассказал много притч. Например, учение при море притчами о Царстве Божием, притча о пропавшей овце и многие другие. Притчи, проповеди и беседы Иисуса Христа составляют основу Его проповеднической деятельности, направленной на распространение Его учения среди людей. После третьего года проповеднической деятельности Иисуса Христа один из Его учеников Апостол Иуда Искариот за 30 серебряников предал своего Учителя иудейским начальникам. После суда синедриона Иисус был распят. Умер и погребен в Иерусалиме. В третий день после смерти Иисус Христос чудесным образом воскрес. А в сороковой день вознесся на небо. После Себя Он оставил на земле своих преданных учеников, которые продолжали распространять Его учение по всему миру. Учение Иисуса Христа и сейчас сияет во всем мире как солнце, указывая людям путь к Спасению, а Его жизнь и поступки являются примером для людей о том, как нужно понимать жизнь и праведно жить на свете.

Господь Иисус Христос – Спаситель Мира

Вера в божество Иисуса Христа является основой всех наших религиозных убеждений. Она вливает в нас духовные силы, воодушевляет делать добро, дает направление нашим трудам и чаяниям. Без нее христианство теряет свой смысл, свою вдохновляющую силу и превращается в коллекцию древних мифов и несбыточных обещаний.

Но при всей своей исключительной важности истина Божества Христова не самоочевидна. Некоторые места в Евангелиях даже как будто противоречат ей. Поэтому люди, оспаривающие Божество Христово, не встречают затруднения в нахождении таких Библейских текстов, которые якобы подтверждают их мнение, что Иисус Христос был или просто человеком, или, может быть, воплотившимся ангелом, и потому не может быть назван Богом в собственном смысле этого слова. При этом противники веры в Божество Христово указывают на то, что Сам Иисус никогда не называл Себя Богом и из этого делают неправильное заключение, что этот титул был приписан Ему позже.

Противоречивые мнения относительно природы Христа начали возникать еще с первых дней христианства. Особенно сильные споры и волнения вызвала в 4-м веке арианская ересь, которая учила, что Иисус Христос только по названию Сын Божий, а по природе – ангел, созданный Богом. Арианская ересь была внимательно рассмотрена Первым Вселенским Собором, состоявшимся в городе Никее в 325 году. Отцы Собора отвергли арианскую ересь и составили Символ веры , употребляемый в Церкви и поныне, в котором точно изложили правильное учение об Иисусе Христе.

В наше время секта свидетелей Иеговы вызвала из праха сокрушенную было арианскую ересь и в своем варианте учит, будто Иисус Христос – это воплотившийся архангел Михаил. Опасность секты свидетелей Иеговы заключается в том, что, обладая неограниченными материальными ресурсами, она наводняет мир своей литературой и своими проповедниками. Особенно агрессивную миссионерскую работу она ведет сейчас в России, улавливая в свои пагубные сети тысячи доверчивых людей.

Православные русские люди находятся в особой опасности от сектантских проповедников, потому что в своем большинстве они мало знакомы со Священным Писанием и не знают, как защитить свою веру. С другой стороны, сектантские проповедники хорошо заучили нужные им тексты и умеют бойко забрасывать своего собеседника выгодными для них цитатами.

Хотя Священное Писание именует Иисуса Христа Сыном Божиим, люди, оспаривающие Его Божественную природу, указывают на то, что Священное Писание именует сынами Божиими и других лиц, как например, ангелов и людей. Для разрешения этого вопроса надо учесть следующее. Говоря о людях или ангелах, Священное Писание никогда не употребляет единственное число и никогда не называет такого-то человека или ангела сыном Божиим, но всегда употребляет множественное число в коллективном смысле: сыны Божии, Читателю всегда ясно, что здесь говорится о сынах Божиих не по природе, а по милости воспринимающего их Господа, они дети не по природе, а усыновленные. (Здесь буквальное понимание слова «сыновья» приводит к абсурдному заключению, что некоторые люди, например, богоборцы, которых Писание именует «сынами дьявола,» имеют другое происхождение, чем верующие.).

Только к Иисусу Христу Священное Писание применяет единственное число, именуя Его Сыном Божиим и, кроме того, только к Нему одному оно добавляет такие уточняющие слова, как Единородный (единственный), Возлюбленный, Сын Бога Живаго, Сын истинный или Собственный (idion, Рим. 8:22). Это указывает на то, что в отличие от нас Иисус Христос – Сын Божий по существу. Он Сын в собственном смысле этого слова. Поэтому мормоны допускают непростительную ошибку, когда говорят, что у Иисуса Христа были другие боги-братья, как, например, Люцифер (Сатана) и разные духи. Священное Писание строго различает Сына от сынов: Первый рожден, последние – сотворены.

Само начало проповеди Иисуса Христа Бог Отец предварил свидетельством о Своем Сыне, сказав: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мт. 3:4). Позже на горе Фавор Бог Отец повторил эти слова, добавив: «Его слушайте» (Мт. 17:5). Это указание на то, что люди должны принимать все сказанное Господом Иисусом Христом как совершенную и непреложную истину.

Но что можно, например, возразить отрицателям Божества Христова, когда Сам Иисус Христос говорил: «Отец Мой больше Меня … О дне том и часе (конце мира) никто не знает, ни ангелы Божии, ни Сын, только Отец … Сын не может делать ничего, если не увидит Отца творящего… Прискорбна душа Моя до смерти … Не Моя воля, но Твоя да будет» и подобные фразы, в которых Он ставил Себя на второе и служебное место по отношению к Отцу? (Ин. 14:28; Мр. 13:32; Лк. 22:42; Мт 24:39). Кроме того, если Иисус Христос действительно сознавал Себя Богом, то почему Он не объявил об этом ясно и открыто? Этим Он рассеял бы всякие сомнения относительно Своей природы.

Цель этой статьи – помочь православному человеку разобраться в поставленных выше вопросах и дать ему необходимый материал для защиты своей веры в Божество Христово.

Чтобы понять, почему Господь Иисус Христос не объявлял всенародно о Своем Божестве, постараемся мысленно перенестись в ту эпоху и те условия, в которых Он проповедовал. Представим себе, как бы отнеслись люди к словам человека, ходящего по городу и заявляющего: «Я – Бог!» Несомненно, что толпа осмеяла бы его, как умопомешанного, а ревнители иудейской веры поспешили бы объявить его богохульником и потребовали его казни. Разве только язычники, признающие многих богов, могли бы принять подобное заявление серьезнее иудеев, понимая его, конечно, в духе своих суеверий. (Кстати, вспомним реакцию язычников на чудеса ап. Павла, как они хотели было объявить его одним из богов и принести ему жертву. см. Деяния 14:11) В наше же время от проповедника, объявляющего себя богом, просто отвернулись бы с презрением. В любом случае прямое заявление Спасителя о Своем Божестве принесло бы не тот результат, который надо было достичь.

Действительно, Сын Божий пришел в наш мир не для того, чтобы поразить современников Своим всемогуществом или, как рабов, подчинить Своей божественной власти, а чтобы убедить их обратиться от грехов и начать правильно верить и праведно жить. Люди настолько одичали духовно и огрубели нравственно, что они стали неспособными правильно понять истину Божества Христова. Вспомним из Евангелий, как трудно было Христу проповедовать среди иудеев, сколько насмешек пришлось ему выслушать от злобных книжников, которые превратно перетолковывали Его слова и отвращали от веры простой народ. Поэтому первым делом для Господа Иисуса Христа было убедить людей покаянно обратиться к Богу и отвергнуть свои религиозные предрассудки, заложить в них семена истинной веры. Достигнув этого, надо было вдохновить их к новому, праведному образу жизни, научить прощать, жалеть и любить друг друга.

Такого глубокого духовного переворота в обществе нельзя было достичь ни угрозами, ни чудесами. Действительно, когда Господь Иисус Христос каким-либо чудом выявлял Свою Божественную природу, это возбуждало в толпе иудеев нездоровые мечты о славном и могущественном мессианском царстве на земле, в котором они будут господствовать над прочими народами. Поэтому-то Господь Иисус Христос вынужден был запрещать разглашать о совершенных Им чудесах.

Чтобы нравственно обновить людей и сделать их восприимчивыми к истинной вере, Христос избрал путь доброго, вдохновляющего слова и личного примера. Из сострадания к гибнущим людям Он решил разделить с ними их нищету, тягости и горести. Чтобы излечить их нравственные язвы, Он взял на Себя людские грехи и на кресте смыл их Своей пречистой кровью. Вообще все дело спасения грешного человечества, начиная с момента воплощения Спасителя и кончая Его крестными страданиями, были для Него делом крайнего добровольного унижения. По словам апостола Павла: «Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:6–9).

Пророк Исаия так описывает подвиг добровольного самоуничижения Мессии: «Нет в Нем ни вида, ни величия. И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни. И мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем и ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изранен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, – и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих. От уз и суда Он был взят. Но род Его, кто изъяснит?» (Ис. 53 гл.).

Этими заключительными словами пророк обращается к совести тех, которые будут отвергать своего Спасителя, и как бы говорит им: вы с презрением отворачиваетесь от поруганного и страждущего Иисуса, но поймите, что из-за вас-то, грешников, Он так тяжело страдает. Всмотритесь в Его духовную красоту, и тогда, может быть, вы сможете понять, что Он пришел к вам из горнего мира.

Но добровольно унижая Себя ради нашего спасения, Господь Иисус Христос, тем не менее, постепенно открывал тайну Своего единства с Богом Отцом тем, которые способны были возвыситься над грубыми представлениями толпы. Так, например, Он говорил иудеям: «Я и Отец – одно … Видевший Меня, видел Отца… Отец во Мне пребывает и Я во Отце… Все Мое Твое (Отца) и Твое Мое… Мы (Отец и Сын) придем и обитель у него сотворим» (Ин. 10:30, 14:10–23, 17:10). Эти и другие подобные выражения однозначно указывают на Его Божественную природу.

Кроме того, Господь Иисус Христос постепенно раскрывал такие Свои свойства, которыми не может обладать никто другой, кроме Бога. Так, например, Он именовал Себя Творцом, когда говорил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5:17). Знаменательно то, что иудеи, услышав эти слова, поняли их совершенно правильно и хотели было побить Христа камнями как богохульника, «потому что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5:17–18). Не опровергнув их понимания, Господь этим подтвердил, что они правильно поняли Его.

В других беседах Господь Иисус Христос называл Себя вечным. Когда, например, иудеи спросили Его: «Кто Ты?» Иисус ответил: «От начала сущий» (Иоан. 8:25). И несколько позже добавил: «Истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58). Здесь следует обратить внимание, что Иисус не сказал «Я был,» как это следовало бы грамматически правильно по контексту речи, но употребил настоящее время: «Я есмь» – или точнее: «Я – Сущий.» Глубокий смысл этого слова выясняется в оригинальном еврейском языке. Когда Моисей при несгорающем кусте спросил Бога, как Его имя, Господь ответил: «Я – Сущий» (на еврейском: Иегова). То есть само имя «Сущий» (Иегова) указывает на отличительное свойство Бога: Он Тот, Который всегда существует, Он вечный. Назвав Себя Сущим (Иеговой) Иисус Христос употребил то имя, которым евреи называют Бога. Вспомним при этом, что имя Иегова настолько чтилось иудеями, что они употребляли его лишь в особенно важных и торжественных случаях, а в обычной речи употребляли имена Господь, Творец, Всевышний, Благословенный и т.д.

После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос подтвердил о Своей вечности, сказав: «Я есмь альфа и омега, начало и конец, говорит Господь, который есть, и был и идет, Вседержитель» (Откр. 1:8). В других случаях Он именовал Себя всеведущим (всезнающим), говоря: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Иоан. 10:15). Действительно, Божие естество непостижимо для ограниченных тварей. Только Бог может в совершенстве знать Свою природу. Господь Иисус Христос еще называл Себя вездесущим, когда говорил: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий (пребывающий) на небесах… Где два или три собраны во имя Мое, там Я среди них» (Иоан. 3:13; Мт. 18:20). Здесь Христос опять употребил слово «Сущий,» указывая на то, что Он не только был или будет на небесах, но постоянно пребывает там.

Итак, как разделяющий с Отцом все Его божественные свойства: творение, вечность, всеведение, вездесущие и т.д. – Иисус Христос должен признаваться всеми равным Отцу и по чести, поэтому «все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5:23). Непредубежденному человеку все, сказанное здесь, должно внушить одну несомненную истину, а именно, что Иисус Христос является истинным Богом, равным Отцу по природе.

Хотя Иисус Христос избегал прямо называть Себя Богом, чтобы не возбуждать в толпе ненужных волнений, однако Он одобрял тех, которые способны были возвыситься до этой истины. Так, например, когда апостол Петр в присутствии других апостолов сказал: «Ты Христос, Сын Бога Живого!» Господь принял его исповедание веры, добавив, что Петр пришел к этому убеждению не по самостоятельному наблюдению только, но благодаря особому просвещению свыше: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мт. 16:16–18). Подобным образом, когда апостол Фома, дотоле сомневавшийся, увидев перед собой воскресшего Спасителя, воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Иоан 20:28), – Христос не отверг этого наименования, но лишь слегка укорил Фому за медлительность и сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня (воскресшим). Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан. 20:29).

Вспомним, наконец, что самое осуждение Христа на крестную смерть было вызвано Его официальным признанием Своего Божества. Когда первосвященник Каиафа под клятвой спросил Христа: «Скажи нам, ты ли Христос, Сын Благословенного?» Христос ответил: «Ты сказал,» – употребив установленную форму утвердительного ответа (Мт. 26:63; Лк. 22:70; Иоан. 19:7).

Теперь следует уяснить другой, связанный с этим очень важный вопрос: откуда Каиафа, многие иудеи и даже демоны (!) могли почерпнуть идею, что Мессия будет Сыном Божиим? Ответ здесь один: из ветхозаветного Священного Писания. Именно оно подготовило почву для этой веры. Действительно, еще царь Давид, живший за тысячу лет до рождества Христова, в трех псалмах именует Мессию Богом (Псалмы 2, 44 и 109). Еще яснее раскрыл эту истину пророк Исаия, живший за 700 лет до Р.Хр. Предсказывая чудо воплощения Сына Божия, Исаия писал: «Вот Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил,» что значит: «С нами Бог.» И немного далее пророк еще определеннее раскрывает Свойства имевшего родиться Сына: «И назовут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности» (Ис. 7:14, 9:6). Такие наименования нельзя применить ни к кому, как только к Богу. О вечности имевшего родиться Младенца писал также пророк Михей (см.: Мих. 5:2).

Пророк Иеремия, живший примерно лет двести после Исаии, именует Мессию «Господом» (Иер. 23и 33:16), подразумевая Того Господа, Который послал его на проповедь; а ученик Иеремии, пророк Варух, написал следующие замечательные слова о Мессии: «Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36–38) – т.е. Сам Бог придет на землю и поживет среди людей!

Вот почему более чуткие из иудеев, имея такие определенные указания в Священном Писании, могли без колебаний признать в Христе истинного Сына Божия (смотри об этом брошюру «Ветхий Завет о Мессии»). Замечательно, что еще до Рождества Христова праведная Елизавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим торжественным приветствием: «Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк. 1:40–43). Ясно, что у праведной Елизаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет ап. Лука, Елизавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.

Крепко усвоив веру в Божество Христово, апостолы насаждали эту веру в Него и среди всех народов. С раскрытия Божественной природы Иисуса Христа евангелист Иоанн начинает свое Евангелие:

«В начале было Слово

И Слово было у Бога

И Слово было Бог …

Все через Него начало быть,

И без Него ничего не начало быть, что начало быть …

И Слово стало плотью

и поселилось среди нас,

полное благодати и истины …

И мы видели славу Его,

Славу как Единородного от Отца,

Бога не видел никто никогда;

Единородный Сын, сущий в лоне Отца,

Он явил (Бога)»

(Иоан. 1:1–18).

Наименование Сына Божия Словом более, чем другие наименования раскрывает тайну внутреннего взаимоотношения между Первым и Вторым Лицом Пресвятой Троицы – Богом Отцом и Богом Сыном. Действительно, мысль и слово отличны друг от друга в том, что мысль пребывает в разуме, а слово есть выражение мысли. Однако они неразлучны. Ни мысль не бывает без слова, ни слово без мысли. Мысль есть как бы внутри сокровенное слово, а слово есть выражение мысли. Мысль, воплощаясь в слово, передает слушателям содержание мысли. В этом плане мысль, будучи самостоятельным началом, есть как бы отец слова, а слово – как бы сын мысли. Прежде мысли оно невозможно, но и не откуда-либо извне оно происходит, но только от мысли и с мыслью остается неразлучным. Подобным образом и Отец, величайшая и всеобъемлющая Мысль, произвел из Своего недра Сына-Слово, Своего первого Истолкователя и Вестника (по св. Дионисию Александрийскому).

О Божестве Христовом апостолы говорили со всей ясностью: «Мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, чтобы мы познали Бога истинного и да пребудем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1Ин. 5:20). От израильтян родился «Христос по плоти, сущий над всеми Бог» (Рим. 9:5). «Мы ожидаем блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). «Если бы иудеи познали , то не распяли бы Господа славы» (1Кор. 2:8).»В Нем (Христе) обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). «Беспрекословно – великая тайна благочестия: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16). О том, что Сын Божий не творение, а Творец, что он безмерно выше всех созданных Им существ, апостол Павел обстоятельно доказывает в 1-ой и 2-й главах своего послания к евреям. Ангелы – это лишь служебные духи.

Необходимо помнить, что именование Господа Иисуса Христа Богом – Theos – само по себе говорит о полноте Божества. «Богом,» с точки зрения логической, философской, не может быть «второй степени,» «низшего разряда,» Бог ограниченный. Свойства Божественной природы не подлежат условности, уменьшению. Если «Бог,» то всецело, а не частично.

Только благодаря единству Лиц в Боге возможно сочетать в одном предложении имена Сына и Святого Духа наравне с именем Отца, например: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мт. 28:19). «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами» (2Кор. 13:14). «Три свидетельствуют на небе: Отец, Сын и Святой Дух, и Сии три суть одно» (1Иоан. 5:7). Здесь апостол Иоанн подчеркивает, что Три суть одно – одно Существо.

Примечание: Нужно ясно различать понятие «лица» и понятие «сущности.» Слово «лицо» (ипостась, person) обозначает личность, «Я,» самосознание. Старые клетки нашего организма отмирают, новые их заменяют, а сознание все в нашей жизни относит к нашему «Я.» Слово «сущность» говорит о природе, nature, physis. В Боге, одна сущность и три Лица. Поэтому, например, Бог Сын и Бог Отец могут беседовать друг с другом, принимать совместное решение, один говорит, другой отвечает. Каждое Лицо Троицы имеет Свои личные свойства, по которым Оно отличается от другого Лица. Но все Лица Троицы имеют одну Божественную природу. Сын имеет те же Божеские свойства, что и Отец, и Святой Дух. Учение о Троице приоткрывает людям внутреннюю, таинственную жизнь в Боге, фактически недоступную нашему пониманию, но в то же время необходимую для правильной веры в Христа.

Иисус Христос имеет одно Лицо (ипостась) – Лицо Сына Божия, но две сущности – Божескую и человеческую. По Своей Божественной сущности Он равен Отцу – вечен, всемогущ, вездесущ и т.д.; по воспринятой им человеческой природе Он во всем подобен нам: Он рос, развивался, страдал, радовался, колебался в решениях и т.д. Человеческая природа Христа включает душу и тело. Разница в том, что Его человеческая природа совершенно свободна от греховной порчи. Так как один и тот же Христос одновременно Бог и одновременно человек, Священное Писание говорит о Нем то, как о Боге, то как о человеке. Даже больше того, иногда Христу как Богу приписываются человеческие свойства (1Кор. 2:8), а иногда Ему же как человеку приписываются Божеские свойства. Здесь нет противоречия, потому что речь идет об одном Лице.

Принимая во внимание ясное учение Священного Писания о Божестве Господа Иисуса Христа, отцы Первого Вселенского Собора, чтобы прекратить всякие перетолковывания слова Сын Божий и умаления Его Божественного достоинства, постановили, чтобы христиане верили:

«В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия,

Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков.

Света от Света, Бога истинного от

Бога истинного, рожденного, не сотворенного,

единосущного Отцу (одной сущности с Богом Отцом),

Которым все сотворено.»

Ариане особенно горячо возражали против слова единосущный, потому что его нельзя было толковать никак иначе, как в православном смысле, а именно, что Иисус Христос признается истинным Богом, во всем равным Богу Отцу. По этой же причине отцы Собора настояли, чтобы это слово вошло в Символ веры .

Суммируя сказанное, надо сказать, что веру в Божество Христа нельзя насадить в людские сердца ни цитатами, ни формулами. Здесь нужна личная вера, личное волевое усилие. Как было две тысячи лет тому назад, так будет и до конца мира: для многих Христос останется «камнем преткновения и камнем соблазна … да откроются помышления их сердец» (1Пет. 2:7; Лк. 2:35). Богу угодно было отношением ко Христу обнаружить сокровенное направление воли каждого человека. И то, что утаил Он от разумных и мудрых, то открыл младенцам (Мт. 12:25).

Поэтому эта статья не ставит себе целью «доказать,» что Христос – Бог. Доказать это невозможно, как и многие другие истины веры. Цель этой статьи – помочь христианину уяснить свою веру в Спасителя и дать ему нужные аргументы для защиты своей веры от еретиков.

Итак, кто Иисус Христос, Бог или Человек? – Он Бого-Человек. На этой истине должна утверждаться наша вера.

Иисус Христос — биография, информация, личная жизнь

Согласно традиционной датировке, Иисус родился в 1 году до н. э.

Существует несколько других распространенных датировок жизни Иисуса, среди которых: 7-4 гг. до н. э. — родился во второй половине правления императора Августа и в последние года царствования Ирода.

Дата рождения Иисуса Христа определена весьма приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 год до н. э. (год прохождения кометы Галлея, которая, по некоторым предположениям, могла быть т. н. Вифлеемской звездой), а самым поздним — 4 год до н. э. (год смерти Ирода Великого).

Отец — Бог Отец.

Приёмный отец — Иосиф Обручник.

Мария была родственницей Елизаветы, жены Захарии, священника Авиевой чреды, потомка Аарона, из колена Левия (Лк. 1:5,8; 1Пар. 24:10). Некоторые предполагают, что Мария, как и Иосиф, с которым Она была обручена, происходит из Дома Давида, и таким образом, из колена Иуды, и что родословная, представленная в Евангелии от Луки, была Её, поскольку родословная Иосифа была указана в Евангелии от Матфея.

Она проживала в Назарете в Галилее, предположительно со своими родителями и в то время, когда Она была обручённой — предварительная стадия иудейского брака — ангел Гавриил объявил Ей, что Она станет Матерью обещанного Мессии, зачав Его посредством Святого Духа.

Когда Иосиф узнал о зачатии, он был удивлён, однако ангел сказал ему: «Иосиф, сын Давида, не бойся взять в свой дом твою жену Марию, потому что она беременна от Святого Духа. Она родит сына, и ты назовёшь его Иисус, потому что он спасёт свой народ от грехов». После этого Иосиф проснулся и сделал так, как велел ему ангел. Он взял свою жену в свой дом, завершив свадебный обряд, но не имел с Ней близости. Когда Она родила сына, он назвал Его Иисусом (Мф. 1:18-24).

Когда ангел Гавриил сообщил Марии (Лк. 1:19), что Елизавета, прежде бесплодная, теперь чудесным образом забеременела, Мария поспешила посетить Елизавету, которая жила со своим мужем Захарией в гористой местности, в одном городе в земле Иуды (Лк. 1:39). Когда Елизавета услышала приветствие Марии, младенец в её утробе взыграл, и Елизавета исполнилась Святого Духа и громко воскликнула: «Благословенна ты среди женщин и благословен плод твоей утробы! Чем я заслужила такую честь, что ко мне пришла мать моего Господа?» (Луки. 1:41-45). Тогда Мария произнесла слова, ныне известные среди католиков и протестантов как «Магнификат» (Лк. 1:46-55).

Через 3 месяца Мария вернулась домой (Лк. 1:56-57). По повелению императора Августа в стране проводилась перепись. Иосиф и его родные отправились в свой родной город Вифлеем. Когда они прибыли в Вифлеем, в гостинице места не оказалось, и им пришлось остановиться в пещере для скота, где родился Иисус и был положен в кормушку для скота (Лк. 2:1-7).

Через восемь дней младенец был обрезан и получил имя Иисус, как назвал Его Ангел ещё до зачатия в утробе. Когда закончились дни их очищения по закону Моисея, они принесли Ребёнка в храм Иерусалима в соответствии с требованиями для первенцев, предписанными в законе Моисея (Лк. 2:21-38). Затем они вернулись в Вифлеем, и после посещения волхвов всё семейство бежало в Египет. Они вернулись в Назарет после смерти царя Ирода (Мф. 2:1–19).

Национальность Иисуса Христа:

Споры об этнической принадлежности Иисуса ведутся до сих пор. Христиане могут сказать, что Иисус родился в Вифлееме, а большее время пробыл в Галилее, где проживало смешанное население. Поэтому некоторые критики христианства пытаются предположить, что Христос мог и не быть этническим евреем. Но Евангелие от Матфея говорит, что родители Иисуса были родом из Вифлеема Иудейского, и лишь после его рождения перебрались в Назарет. Согласно 1Макк. 13:41, Симон Хасмоней, сбросивший иго Селевкидов, по просьбе галилеян изгнал из Галилеи язычников из Птолемаиды, Тира и Сидона и привёл «с великою радостью» в Иудею тех евреев, которые пожелали переселиться (1Макк. 5:14-23).

Евангелие от Луки говорит, что Мать Иисуса — Мария была еврейкой и родственницей Елисаветы (Лк. 1:36), матери Иоанна Крестителя, а Елисавета была из рода Ааронова (Лк. 1:5) — из главного левитского рода священников.

Достоверно известно, что вход в Иерусалимский храм за ограду балюстрады неевреям был запрещён под страхом смерти. Иисус был евреем, иначе бы Он не смог проповедовать в Храме, на стенах которого находились надписи: «Ни один инородец не смеет войти за решётку и ограду святилища; кто будет схвачен, тот сам станет виновником собственной смерти».

Внешность Иисуса Христа:

Не известно, как выглядел Иисус Христос на самом деле. В Библии никаких подробностей на этот счет нет.

Предпринималось много попыток установить облик Христа.

В свое время ученые, работающие с итальянской полицией, создали компьютерную программу, которая позволяла как «старить», так и «омолаживать» лица — то есть, показывать, как будут выглядеть (выглядели) люди, изображенные на фото. В качестве «фото» для виртуального омоложения специалисты использовали изображение со знаменитой Туринской плащаницы, на которой, как многие верят, отпечатался облик Спасителя. И таким образом увидели как выглядел юный Иисус Христос.

Облик Иисуса Христа

Весной 2018 года эксперты научного центра в Колорадо (США) воссоздали объемную фигуру Христа по изображению, отпечатавшемуся на Туринской плащанице. Американские ученые при помощи новейших компьютерных технологий высчитали все параметры тела Спасителя, а затем вылепили по ним гипсовую модель.

Им удалось выяснить, Христос был высоким, стройным и красивым мужчиной. По расчетам специалистов, рост Иисуса был 182 см, а вес не превышал 79,4 кг. Таким образом, Он был выше своих современников на целую голову.

Рост Иисуса Христа: 182 сантиметра.

Личная жизнь Иисуса Христа:

О событиях жизни Христа вплоть до Крещения Его во взрослом возрасте Евангелия не сообщают, за исключением эпизода, приведённого в Евангелии от Луки (2:41-52), где евангелист повествует о посещении Иерусалимского храма Святым семейством с 12-летним Иисусом.

Согласно евангельскому рассказу, примерно в 30-летнем возрасте (Лк. 3:23) Иисус вышел на общественное служение, которое начал с принятия крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан.

Когда к Иоанну, много проповедовавшему о скором пришествии Мессии, пришёл Иисус, то удивлённый Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22).

После своего крещения (Марк в своём Евангелии ставит акцент, что это произошло немедленно после крещения) Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой пришёл на землю. По истечении сорока дней Иисус «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2). Тогда к Иисусу приступил дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить на грех, как всякого человека. Выдержав все искушения дьявола, Иисус приступил к своей проповеди и общественному служению.

Иисус выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего (Мф. 4:13). Иисус начал учить, что Сыну Божьему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте, и что Его жертва — есть пища, необходимая всем для вечной жизни. Кроме того, Христос подтвердил и расширил закон Моисея: согласно заповеди, прежде всего, всем существом своим любить Бога (Лк. 18:10-14) и ближних своих (всех людей) как самого себя. При этом не любить мира и всего, что в мире (то есть чрезмерно не привязываться к ценностям материального мира) и «не бояться убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28).

Несмотря на то, что центром проповеди Христа был священный город Иерусалим, Он дольше всего со своей проповедью путешествовал по Галилее, где Его принимали более радостно. Также Иисус проходил и по Самарии, Десятиградию, бывал в пределах Тира и Сидона.

Вокруг Христа собралось много последователей, из которых Он избрал сначала 12 ближайших учеников — апостолов (Лк. 6:13-16), затем других 70 (Лк. 10:1-17) уже менее приближённых, которых также называют апостолами, некоторые из них, впрочем, уже вскоре отошли от Христа (Ин. 6:66). Апостол Павел сообщает, что на момент крестной смерти и воскресения Христа у Него было более 500 последователей (1Кор. 15:6).

Учение Иисуса Христа

Важное значение в христианском учении имеет Нагорная проповедь Иисуса и Его высказывания о любви к Богу и ближним: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).

В Нагорной проповеди Иисус подтвердил преемственность Его учения и учения Танаха (Закона, Пророков и Писаний): «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17,18).

В Нагорной проповеди и в притчах о Царстве Небесном Иисус говорил о духовном характере Царства Божьего и делал акцент на вещах, которые относятся не к внешней религиозности, а к внутреннему состоянию человека, что отличало Его учение от учений фарисеев и саддукеев. Слова Иисуса о Царстве Небесном являются основанием христианского учения о Царстве Благодати, которое уже началось на земле, и только после Второго пришествия Христа Царство Божье придет на землю как вечное Царство Славы.

Спасение:

1. Необходимость покаяния: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь» (Мф. 4:17);
2. Необходимость рождения свыше (рождения от воды и Духа): «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5);
3. Необходимость крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16);
4. Необходимость веры: «вера твоя спасла тебя, иди с миром.» (Лук. 7:50);
5. Необходимость вкушения тела и крови Христовых в таинстве причащение: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:48-58);
6. Для принятия дарованного спасения от человека требуется и личная воля, которая проявляется в приложении собственных усилий в следовании за Богом: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12);
7. Необходимость терпения: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), (Лук. 16:25);
8. Необходимость оказывать милосердие ближним: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден» (Лк. 6:31-36) «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7) «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2).

Личное благочестие:

1. Любовь к ближнему: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12);
2. Необходимость отречения от самого себя (самопожертвование): «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38);
3. Доброжелательность: «любите врагов ваших» (Мф. 5:44), (Мк. 8:34) «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:39);
4. Развод с целью заключения нового брачного союза и брак с разведёнными является нарушением заповеди «Не прелюбодействуй». «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16:18);
5. Необходимость проповеди Евангелия всем народам и их крещение: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20);
6. Отказ от материальных благ: «Не можете служить Богу и богатству» (Мф. 6:24) «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6:19) «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6:25) «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24) «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3) «горе вам, богатые!» (Лк. 6:24) «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6:25);
7. Необходимость благотворительности: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40) «продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21) «благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6:35) «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.» (Лк. 6:30) «давайте, и дастся вам» (Лк. 6:38) «Подавайте лучше милостыню из того, что́ у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.» (Лк. 11:41);
8. Осуждение лицемерия: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1) «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6:1) «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф. 6:5) «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Мф. 23:25).

Евангелия содержат наставления Иисуса на тему молитвы, в которых он указывает на важность молитвы и настойчивости в молитве и предупреждал не подражать фарисеям и язычникам в молитве (многословием и лицемерной религиозностью).

Высказывания Иисуса на тему поста и молитвы содержатся в Нагорной проповеди и некоторых притчах (притча о мытаре и фарисее, о неправедном судье, о просящем хлеба в полночь у друга), а также в наставлениях ученикам. Наставляя своих учеников, Иисус Христос сказал им: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мф.26, 41).

Как своим примером, так и в своих поучениях Иисус Христос постоянно указывал на спасительное значение молитвы: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13, 33), «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, 36).

В наставлениях о молитве и посте общей темой является предупреждение о недопустимости лицемерия (Мф. 6:5, Мф. 6:16).

Согласно книгам Нового Завета, Иисус Христос научил своих учеников молитве «Отче наш», которая до настоящего времени рассматривается как главная молитва в христианстве. Текст молитвы приводится в Евангелиях от Матфея (6:9-13) и от Луки (11:2-4). Вариант молитвы в Синодальном переводе: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф. 6:9-13).

Одной из наиболее распространённых молитв в православном христианстве является Иисусова молитва, содержащая обращение к Иисусу Христу, как Сыну Божию и истинному Богу, с просьбой о помиловании: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославляется как пророк и целитель неизлечимых болезней. Он воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5 000 человек и многое другое. В Евангелии от Иоанна указывается, что Иисус четыре раза был в Иерусалиме на ежегодном праздновании Пасхи, отсюда делается вывод, что общественное служение Христа продолжалось примерно три с половиной года.

События последних дней земной жизни Иисуса Христа, принёсшие ему физические и духовные страдания, относят к Страстям (страданиям) Христовым. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную неделю. Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной Вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.

Распятие и воскрешение Иисуса Христа

Иудейские первосвященники, осудив на Синедрионе Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без утверждения римским наместником. По мнению некоторых исследователей, Синедрион признал Иисуса лжепророком на основании слов Второзакония: «но пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Втор. 18:20-22).

После неудачных попыток первосвященников обвинить Иисуса в формальном нарушении иудейского закона (см. Ветхий Завет), Иисус был передан римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату (26-36 гг.). На суде прокуратор спросил: «Ты Царь иудейский?». Этот вопрос был обусловлен тем, что притязание на власть в качестве Царя Иудейского, согласно римским законам, квалифицировалось как опасное преступление против Римской империи. Ответом на этот вопрос стали слова Христа: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18:29-38). Пилат, не найдя в Иисусе вины, склонился к тому, чтобы отпустить его, и сказал первосвященникам: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Лк. 23:4).

Решение Понтия Пилата вызвало волнение иудейской толпы, направляемой старейшинами и первосвященниками. Стараясь не допустить беспорядков, Пилат обратился к толпе с предложением отпустить Христа, следуя давнему обычаю отпускать на Пасху одного из преступников. Но толпа кричала: «Да будет распят» (Мф. 27:22).

В качестве последней попытки избавить Иисуса от смерти Пилат велел на глазах толпы бить Его, надеясь, что недовольные удовлетворятся видом окровавленного Осуждённого. Но иудеи заявили, что Иисус непременно «должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин. 19:7-12).

Убоявшись людей, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших.» (Мф. 27:24-25).

По приговору Понтия Пилата Иисус был распят за стенами Иерусалима на горе Голгофе, куда он, согласно евангельскому рассказу, сам нёс свой крест. Вместе с ним были распяты два разбойника.

В момент смерти Иисуса померкло солнце, в Иерусалимском храме разодралась завеса, которая отделяла святое святых от остальной части храма, случилось землетрясение и воскресение многих усопших святых (Мф. 27:51-53).

После смерти Иисуса на кресте один из воинов воткнул ему в подреберье копьё (для удостоверении в Его смерти). Далее об этих воинах упоминается, что «некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф. 28:11-15).

С разрешения Пилата тело Иисуса было взято Иосифом Аримафейским для погребения, которое он совершил вместе с Никодимом в ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа, около сада, близкого к Голгофе.

Согласно христианскому преданию, после погребения Иисус спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, в том числе Адама и Еву.

В православной иконографии на иконе Воскресения Христова изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников.

В католицизме чаще распространены изображения упавших, ослеплённых, перепуганных, оцепенённых воинов, напрасно стерегущих внезапно опустевший гроб Иисуса (Мф. 28:2-4).

В Евангелиях описаны только события после воскресения Иисуса, но само воскресение не описано.

Воскресная стихира Октоиха указывает, что момент воскресения Иисуса (так же, как и моменты Его воплощения и рождения) не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа.

Момент обнаружения опустевшего гроба Христова в разных Евангелиях описан с различиями. Согласно Иоанну (Ин. 20:1-15), Мария Магдалина одна (по другим версиям, жен-мироносиц было больше) пришла после субботы к гробу Христа и увидела, что он пуст. Ей явились два ангела и сам Иисус, Которого она не сразу узнала. Вечером Христос чудесным образом явился своим ученикам, среди которых не было Фомы Близнеца. Фома, пришедши, не поверил в рассказы о воскресении Спасителя, пока не увидел собственными глазами Иисуса и не потрогал руками раны от гвоздей на Его теле и пробитые копьём рёбра Христа. При многократных явлениях верным своим последователям: в Иерусалиме, в его окрестностях, и на море Галилейском, воскресший Иисус обещал послать им Духа Святого и дал Великое поручение соблюдать все Его наставления («соблюдать все, что Я повелел вам») и проповедовать Его во всех странах и народах.

Воскресение Христа в христианстве считается самым радостным событием в истории человечества (как вариант — вместе с Рождеством). Оно вспоминается каждую богослужебную неделю в воскресенье, а также в честь него празднуется главный праздник богослужебного года — Воскресение Христово (Пасха).

После своего воскресения Иисус в течение сорока дней являлся собранным вместе апостолам, укрепляя их веру в Него. В сороковой день Христос ещё раз явился ученикам, подтвердил всё сказанное Им прежде и повёл их за город на гору Елеонскую.

Апостолы ожидали от своего Учителя чего-то особенного: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:6-11).

Иисус Христос

Иисус Христос в других религиях

Иудаизм полагает, что личность Иисуса не имеет никакого религиозного значения, не признает его мессианской роли и, соответственно, считает, что использование титула «Христос» по отношению к нему абсолютно неприемлемо. В иудейских текстах той эпохи нет ни одного упоминания его личности, которое можно было бы достоверно идентифицировать с Иисусом из Назарета.

В нецензурированной версии Вавилонского Талмуда упоминается проповедник по имени ивр. ‏יש»ו‏‎ (Иешу), которого некоторые еврейские исследователи отождествляют с Иисусом из Назарета, несмотря на значительные фактологические и временны́е расхождения между сведениями о нём и евангельской фабулой.

«Злоумышленник этот был Йешуа из Ноцрата — еврей. Хотя отец его был нееврей и только мать была еврейка, закон гласит, что родившийся от нееврея (даже раба) и дочери Израиля — еврей. Имя же, которым его нарекли, потворствовало его безмерной наглости. Он выдавал себя за посланца Божьего, который явился, чтобы разъяснить неясности в Торе, утверждая, что он Машиах, обещанный нам всеми пророками. Его истолкование Торы, в полном соответствии с его замыслом, вело к упразднению её и всех её заповедей и допускало нарушение всех её предостережений. Мудрецы наши, благословенна их память, разгадали его замысел прежде, чем он достиг широкой известности в народе, и поступили с ним так, как он того заслуживал» (Рамбам. ч. 1 // Послание в Йемен, или Врата Надежды).

Индуизм считает, что Иисус был аватарой или садху, и указывают на сходство между учением Кришны и Иисуса. Парамаханса Йогананда, индийский гуру, учил, что Иисус был реинкарнацией Елисея и учеником Иоанна Крестителя, который, в свою очередь, был реинкарнацией Илии.

Буддизм имеет несколько точек зрения на Иисуса. Некоторые буддисты, в том числе Далай-лама XIV, считают, что Иисус — бодхисаттва, который посвятил свою жизнь на благо людей. Учитель Дзен XIV века Гэсан, услышав несколько высказываний Иисуса из Евангелия, заметил, что тот был просветлённым человеком и весьма близким к буддизму.

Ислам признает Иисуса (араб. عيسى‎ Иса) и под именем Иса ибн Марьям почитает как приближённого и посланника Аллаха, а также как один из пяти главных пророков (наряду с Адамом, Моисеем и др.). Об Исе говорится как об ал-Масихе, то есть Мессии. Ему было ниспослано откровение — Инджиль («Евангелие от Иисуса Христа»).

В Дамаске, один из трёх минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса ибн Марйам. Согласно пророчеству, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос.

Мормоны отождествляют его с Иеговой Ветхого Завета и считают, что именно он, действуя под руководством Бога-Отца, сотворил Землю согласно словам Нового Завета «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).

Свидетели Иеговы считают Иисуса Христа Сыном Бога, но не Богом или Творцом. Согласно Библии, Бог, Отец не имеет ни начала ни конца (Псалом 89:3), в свою очередь Иисус, в их понимании, является тем, кого Отец сотворил самого первого: «Он — образ невидимого Бога, первенец из всего творения» (Колоссянам 1:15, НМ). Иисус подчинён Отцу и не равен ему, в подтверждение чего приводятся слова: «Отец Мой более Меня» (Иоанна 14:28). Также свидетели Иеговы считают, что согласно Библии (Даниила 10:13,21; 12:1 и Откровение Иоанна 12:7) Иисус Христос до своего прихода на землю был Архангелом Михаилом, а затем, после воскресения, снова обрёл прежнюю духовную природу ангела, то есть став духовной личностью, второй во Вселенной, после Отца. Кроме того, они верят что Иисус был распят не на кресте, а на столбе без горизонтальной перекладины, и, соответственно, не используют символику креста в поклонении Богу, как и какие-либо другие изображения (Исход 20:4,5). Также они считают, что согласно пророчествам Иисус в настоящее время является Царём Царства Бога, установленного в 1914 году (Даниила 7:13, 14), и осуществляет руководство над делом проповеди Благой Вести, которое ещё при жизни заповедовал своим последователям (Матфея 28:19,20; 24:14).

Вероучение свидетелей Иеговы о том, что Христос был сотворён когда-то во времени, находясь в противоречии с христологией подавляющего большинства христианских конфессий, напоминает одно из ранних (IV-VI вв.) ответвлений в христианском богословии — арианство (отвергнуто на первом и на втором вселенских соборах).

ИИСУС ХРИСТОС

Спас Вседержитель. Икона прп. Андрея Рублёва, 1410-20-е гг. Собр. ГТГ

Иису́с Христо́с, Сын Божий, Бог Слово, Господь и Спаситель наш, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, по предвечному совету Божию воплотившийся, ради спасения грешного рода человеческого, от Приснодевы Марии, добровольно принявший страдание и смерть через распятие на Кресте, затем воскресший и вознесшийся на Небо, чтобы вновь прийти в конце времён, судить мир и царствовать в вечности.

Кто есть Иисус Христос?

Наименования

Священное Писание и Священное Предание, хранимые Церковью, содержат многочисленные наименования Господа Иисуса Христа, с разных сторон раскрывающие Его свойства и действия. Главные из них:

Христо́с (Χριστός), также Месси́я (Μεσσίας) (греч. от евр. Маши́ах (מָשִׁיחַ), «Помазанник») — так назвали Господа пророки до Его пришествия на землю, так исповедовали Его апостолы после пришествия. Это наименование указывает на помазание священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа, и издавна усваивалось пророкам, первосвященникам и царям. Иисус называется Помазанником потому, что Его человеческой природе в высочайшей степени даны свойства этих трёх служений — ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.

Спас Вседержитель. Икона сер. VI в. Синайский Екатерининский монастырь

Ипостась и природы

Господь Иисус Христос — Единая Личность (Лицо, Ипостась) с двумя природами (сущностями, естествами), Божественной и человеческой.

По Божеству Он — Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, предвечно (т. е. вне условий времени) рождающийся от Бога Отца. Он Единороден — то есть единственный Бог Сын рождённый от Бога Отца (Ин. 1:14). Как рождённый, а не сотворённый, Он Единосущен Богу Отцу и Богу Святому Духу — то есть обладает такой же Божественной природой как и две другие Ипостаси Троицы. Он Неразлучен от Бога Отца как Свет-луч от Света-источника, как Слово от Мысли или Ума. Как Слово являет Мысль, Сын являет Отца.

По человечеству Он — Сын Человеческий, родившийся от Приснодевы Марии из рода царя Давида и праотца Авраама; Муж скорбей, страдавший и умерший на Кресте; Первенец из мёртвых, воскресший на третий день. В воплощении Бог Слово принял полноту человеческого естества, включая и тело и душу, оставшись чужд только греху. С самого зачатия в утробе Преблагословенной Марии Он стал Единосущен всем людям, но Его человеческая природа не повреждена, а пронизана Божеством и преображена.

Как Богочеловек Иисус Христос одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Два естества соединены в Его единой Ипостаси «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Это значит, что ни Божественная, ни человеческая природа, в результате соединения, не претерпела ни малейшего изменения; они не слились и не образовали новой природы; никогда не разделятся. Иисус Христос обладает и двумя волями: Божественной и человеческой. При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной.

Спас Вседержитель. Мозаика 2-й пол. XI в., Успенский храм Дафнийского монастыря близ Афин

Спаситель в истории мира

В начале

Бог Сын совечен Богу Отцу и Богу Святому Духу, и есть изначально, прежде сотворения времени. На предвечном совете Пресвятой Троицы, при составлении замыла о творении и спасении человечества, Он согласился пойти на воплощение и искупительный подвиг (Евр. 10:5-7; Еф. 1:4; 1 Пет. 1:20). При сотворении мира всё существующее было создано Единым Богом-Творцом, Пресвятой Троицей, причём Отец действовал через Сына в Духе. Поэтому о Христе говорится что «всё через Него начало быть» (Ин. 1:3), «всё Им и для Него создано» (Кол. 1:16).

Ветхозаветная эпоха

После грехопадения первых людей, Адама и Евы, человеческий род оказался повреждён злом — то есть подвержен греху, проклятию и смерти — и не мог исправить сам себя. Тогда Бог заключил с людьми Ветхий Завет, обещая даровать им Спасителя. Впервые это обещание было дано ещё в раю, причём в наименовании Христа «Семенем жены» заключалось откровение о Его бессеменном зачатии Приснодевой Марией (Быт. 3:15). Вся последующая ветхозаветная эпоха стала временем подготовки человечества к принятию грядущего Христа. Народ Божий, хранящий веру в грядущего Мессию, составил ветхозаветную Церковь.

Через постепенные откровения, пророчества и прообразования Бог повторял людям Своё обещание и сообщал признаки, по которым они могли узнать Спасителя. Так, обетование о Спасителе повторялось праотцу Аврааму (Быт. 22:18) и царю Давиду (2 Цар. 7:12-13) — предкам Христа по плоти. Среди многочисленных ветхозаветных пророчеств о Христе, наиболее ясные и подробные были даны через пророков Давида и Исаию, отчего Псалтирь остаётся наиболее употребимой в богослужении Церкви, а Исаия именуется «ветхозаветным Евангелистом». Прообразами Христа были как люди — такие как царь-священник Мелхиседек, патриарх Иосиф Прекрасный, пророк Моисей Боговидец и многострадальный праведник Иов, — так и существа и предметы, начиная с пасхального агнца, манны небесной и медного змея. Наконец, люди ветхозаветной эпохи многократно удостаивались Богоявлений (теофаний), в которых Бог являлся миру в различных обличьях — чаще всего в виде ангела или мужа. Именно Бог Сын в Божественном Домостроительстве есть Бог Откровения, поэтому все ветхозаветные явления Божии были явлениями Второй Ипостаси.

Благодаря Божию Промыслу, спасительная вера в грядущего Спасителя неизменно сохранялась у евреев. Однако до Христова пришествия продолжал действовать закон греха, по которому люди были неспособны принять дары возрождающей Божией благодати и неизменно попадали по смерти в ад.

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Первое пришествие

Ветхозаветный период истории мира завершился когда обещанный Христос Спаситель наконец был послан Отцом, «сошёл с небес» (Ин. 3:13) и пришёл на землю как человек. Целью этого Первого пришествия Христова было спасти человечество от греха, проклятия и смерти. Для этого Сын Божий воплотился от Святого Духа и Приснодевы Марии, и вочеловечился — то есть принял человеческие тело и душу. Соединив в Себе естества Божие и человеческое, Богочеловек Иисус Христос стал Новым Адамом — родоначальником нового, обоженного человечества. Его рождение по плоти совершилось около 5 года до н. э., в царствование императора Октавиана Августа, в покорённой римлянами Иудее, в городе Вифлееме, в пещере предназначенной для стойла скота. Так Иисус Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:7).

Придя в 30-летний возраст, Господь Иисус начал учить. Содержанием Его проповеди было «Евангелие Царствия Божия» (Мк. 1:14) — то есть учение о спасении и блаженстве. Важнейшие наставления Христа сосредоточены в Его Нагорной проповеди (Мф. 5-7). Избрав ближайших учеников — апостолов — Он в полноте явил им откровение Божие Своим словом и примером. Для уверения людей Спаситель сотворил много чудес — обратил воду в вино; исцелял больных, калек и одержимых; питал тысячи людей несколькими хлебами; ходил по воде; словом укрощал бурю; воскрешал мёртвых. Господь обличал ложное учение и беззаконную жизнь многих вождей еврейского народа. Найдя веру в учениках и славу в народе, Он возбудил зависть и ненависть иных старейшин и книжников.

На третьем году Своего общественного служения, перед самой Пасхой, Господь Иисус Христос был предан, осуждён, поруган, распят на Кресте и погребён за стенами Иерусалима. Спаситель добровольно отдал Себя на страдания и смерть. По Его слову: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимет её у Меня; но Я Сам отдаю её» (Ин. 10:17-18). Приношением Себя в жертву за всех людей, Он искупил человечество и избавил его от последствий грехопадения. «Наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).

Смерть по человечеству не могла умертвить Божество. Пока Его тело покоилось в гробу, душой Спаситель сошёл во ад, чтобы там сковать диавола, проповедовать победу над смертью и вывести в рай ожидавшие Его души праведников. На третий день Господь Иисус Христос воскрес в бессмертном теле, став «первенцем из умерших» (1 Кор. 15:20). В течение сорока дней Он являлся апостолам, продолжая научать их. Затем Он Своим человечеством вознёсся на Небеса и воссел по правую сторону от Отца, так что Его человеческие душа и тело приняли такую же славу, какую Христос имеет по Своему Божеству. Так Сын Божий совершил спасение людей, обожив в Себе человечество и открыв путь в Царство Небесное для всех кто соединиться с Ним в Его Церкви.

Спас во аде. Фрагмент фрески «Воскресение Христово» (1316-1321 гг.). Алтарь Спасского храма Константинопольского монастыря Хора (музей Карие)

Новозаветная эпоха

Явление и свершения Божественного Спасителя Иисуса Христа установили Новый Завет Бога с людьми, по которому человечество призвано жить вплоть до Второго пришествия Христова. Вознесясь на небеса, Господь не оставил Своих учеников, но пообещал быть с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Для всех верующих и последующих Ему, Он устроил новозаветную Церковь, образование которой завершил ниспосланием Святого Духа от Отца на апостолов на десятый день по вознесении. Как Глава, Основание и Жених Церкви (Еф. 1:22, 1 Кор. 3:11, Еф. 5:22-32), Господь освещает, управляет, научает и спасительно действует в ней Своей благодатью. В установленном Христом таинстве Причащения — сердцевине новозаветного богослужения — Он и Первосвященник и Агнец, «приносящий, и приносимый, и приемлющий, и раздаваемый» для приобщения верных к вечной жизни. Так вновь и вновь осуществляются Его слова: «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54). Господь также действует через другие таинства, внемлет молитвам, имеет особое присутствие в храмах Божиих и во всяком собрании людей во имя Его (Мф. 18:20). Наконец, Он является людям видимым образом, как это было с первомучеником Стефаном (Деян. 7:55-56) и со многими святыми до наших дней.

Как вездесущий Бог Слово, Господь по прежнему промышляет обо всём мире. Он совершает частный суд над душой каждого человека после его смерти. Имея особое присутствие на небесах, в вечной славе, Он открывается душам праведников: их посмертное блаженство соединено с лицезрением Иисуса Христа. Но окончательный Свой суд о каждом Господь произведёт лишь в конце этого мира.

Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ

Второе пришествие

Второе пришествие Христово ознаменует «кончину века» — завершение истории мира, каким мы его знаем. От людей скрыты «времена или сроки» (Деян. 1:7) этого события, но открыты некоторые признаки его приближения: уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, обращение ко Христу иудеев, пришествие антихриста (Мф. 24; Рим 11:25-32). Однако, несмотря на известные признаки, «день Господень» грозит прийти «как тать ночью» (2 Пет. 3:10), почему Сын Божий призвал верных к постоянной бдительности. Наиболее подробно, но также и наиболее таинственно, последние судьбы мира описаны в Откровении Иоанна Богослова.

Целью Второго пришествия Христова будут суд и воцарение над миром. Во второй раз Господь Иисус придёт таким же образом, как ранее вознёсся на небо (Деян. 1:11). Если в первый раз Он пришёл в уничижении, то теперь Он придёт во славе, с воинством ангелов (Мф. 25:31); если в первый раз уподобился Агнцу, теперь уподобится и Льву. Сокрушив антихриста, Он воссядет как Царь и Судья на Страшный суд. Тогда мёртвые воскреснут, всё человечество соберётся перед Ним и совесть каждого откроется. Без лицеприятия Господь разделит человечество на «овец» и «козлов»: первые пойдут в жизнь вечную, а вторые — в муку вечную (Мф. 25:31-46, Ин. 5:28-29, 1 Кор. 4:5).

После Страшного Суда наступит вечная жизнь в Царстве Христовом которому никогда не будет конца (Лк. 1:33).

Использованные материалы

  • Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский, Пространный Катехизис:
  • «Иисус Христос», православная энциклопедия Азбука веры:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх